автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кучеренко, Ольга Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди"

На правах рукописи

КУЧЕРЕНКО Ольга Валерьевна

ПРОБЛЕМА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Т. ГАРДИ

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Воронеж-2013

ЯНВ 2214

005544463

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Потанина Наталия Леонидовна

Официальные оппоненты: Струкова Татьяна Георгиевна,

доктор филологических наук, профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Сомова Елена Викторовна,

доктор филологических наук, профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка имени A.C. Пушкина»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический

государственный университет»

Защита диссертации состоится 18 декабря 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.14 при Воронежском государственном университете по адресу: 394006, Воронеж, пл. Ленина, д. 10, ауд. 37.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан «//"» 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Александр Анатольевич Житенев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Малая проза Томаса Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928) создавалась на рубеже XIX - XX вв. Интерес к творчеству этого английского писателя базируется на постоянно осознаваемой сегодня погребности в новом осмыслении литературной классики и переходных эстетических явлений. С течением времени этот интерес получает все новые обоснования, связанные с постановкой актуальных проблем современного гуманитарного знания. Среди них - проблема взаимоотношений человека с макро- и микроисторией, проблема «человек и повседневная жизнь».

Отечественные литературоведы многократно обращались к исследованию творчества Т. Гарди. Как верно отмечает Н. Демурова, «слава Томаса Гарди в нашей стране покоится, в первую очередь, на его великолепных романах»1. Незначительное количество исследований посвящено малой прозе этого викторианского писателя, что определяет новизну темы диссертации. Вместе с тем творчество Т.Гарди являет собой целостный идейно-эстетический комплекс, потому основные закономерности, отмеченные в трудах Н.М. Демуровой, Ю.М.Кондратьевой, Н.П. Михалъской, М.В. Урнова и др., посвященных романам Т. Гарди, могут быть прослежены и в его малой прозе.

В числе зарубежных исследователей, которые обращаются в своих работах к разнообразным аспектам творческой деятельности писателя, можно назвать: Дж. Гранди (Joan Grundy «Hardy aid the Sister Arts»), А. Джексона (Arlene M. Jackson «Illustration and the: Novels of Thomas Hardy»), А. Смарта (Alastair Smart «Pictorial Imagery in the Novels of Thomas Hardy»), Л.Фернандо (Lloyd Fernando «Thomas Hardy's Rhetoric of Painting»), Г. Бэнтока (G. N. Bantock «The Social and Intellectual Background»), Т. Хендса (Timothy Hands «Thomas Hardy. Writers in Their Time»), П. Видоусона (Widdowson Peter «Hardy in History, A Study in Literary Sociology») и других.

Особое место среди этих исследований занимает анализ художественных текстов Т. Гарди на основе биографического метода. Первое из них было опубликовано под именем второй жены писателя

1 Демурова Н. Томас Гарди прозаик и поэт [электронный ресурс] URL

http://bookz.ai/authors/gardi-tomas/haidvO 1 /1 -liardyO I .html (дата обращения 5.07.2013)

3

(Флоренс Эмили Гарди), но написанного им самим («The Early Life of Thomas Hardy, 1840-1891», «The Later Years of Thomas Hardy, 1892-1928») На настоящий момент создано более сорока биографий писателя'. Безусловное лидерство в этой сфере принадлежит его соотечественникам: Л.Джонсону (Lionel Johnson «The Art of Thomas Hardy», 1923), M. Милгейту (Millgate, Michael (ed.). «The Life and Work of Thomas Hardy by Thomas Hardy », 1984; «Thomas Hardy: A Biography», 1982), Т.О'Саливану (O'Sullivan Timothy «Thomas Hardy: An Illustrated Biography», 1975) и др.). - q '

Ко второй половине XX века усиливается интерес массового читателя, театрального и кинозрителя к творчеству Т.Гарди. Произведения писателя экранизируются и инсценируются. Питер Виддоусон называет период этого живого и непосредственного, но вместе с тем коммерциализированного интереса к творчеству Гарди временем «Hardy industry».

При этом центром творческой рефлексии становятся не только сюжеты и персонажи романов и рассказов, но и Уэссекс, понимаемый как, реально существовавшее некогда географическое пространство, но вместе с тем ;^ и как средоточие милой сердцу английской реальности. Название, под которым автор объединяет южные графства Англии в своих художественных текстах, являет собой своеобразный код, важный для национального самосознания в сил)' его историчности. Внимание Т. Гарди к английской провинциальной повседневности XIX века было обусловлено стремлением запечатлеть на страницах своих книг уходящий навсегда патриархальный уклад английской (викторианской) жизни. Желание «остановить мгновение», сохранить в художественном пространстве дорогие черты недавней жизни -вот одна из целей, которую он преследует в своем творчестве.

Подобное проявление хронофобии - естественная реакция на действительность, находящуюся в состоянии исторического перехода.

Патриархальный провинциальный уклад был неотъемлемой частью духовной жизни писателя. Изображение повседневности в рассказах Т.Гарди определяется как особенностями личности, эстетическими позициями писателя и конкретными задачами отдельных сюжетов, так и культурными традициями, на которые он опирался.

Актуальность исследования обусловлена постановкой проблемы повседневности на основе междисциплинарного подхода к художественному тексту, потребностью в рассмотрении указанной проблемы в современном теоретическом контексте, что позволяет определит!, онтологическую и культурологическую основы мировидения автора, исследовать процессы отражения культурно-эстетической традиции в индивидуальном художественном сознании.

Новизна . исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном литературоведении рассмотрен образ повседневности в малой прозе Томаса Гарди. В систему анализа включены рассказы, не переведённые на русский язык и не опубликованные в России. В диссертации впервые выявлены и системно проанализированы основные компоненты образа повседневности, определены его функции в моделировании художественного мира писателя.

Методика исследования определяется особенностями исследуемого материала, целями и задачами диссертации. Она включает в себя элементы биографического, культурно-исторического, историко-генетического, психоаналитического, социологического и герменевтического подходов и МеТОДОВ. , , ,, .

Объект исследования - художественная струггурэ малой прозы Т. Гарди (циклы: «Уэссекские рассказы», «Группа благородных дам», «Старинные характеры», «Переменившийся человек»). ■ >чкг;

Предмет исследования - феномен повседневности и его художественное осмысление в указанных циклах малой прозы Т. Гарди.

Цель диссертации - определить содержание и закономерности репрезентации образа повседневности в малой прозе Томаса Гарди. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен повседневности I! качестве объекта исследования гуманитарных наук.

2. Сделать аналитический обзор способов репрезентации образа повседневности в литературе XIX в.

3. Определить содержание понятий «бытие», «быт», «обыденность» и «повседневность» в контексте малой прозы Томаса Гарди.

5

4. Выявить значение филоеофско-эстетических концепций XIX века для реализации образа повседневности в малой прозе Т.Гарди.

5. Исследовать художественные функции образа" повседневности в малой прозе Томаса Гарди на следующих уровнях художественного текста произведения: идеологическом, сюжетно-фабульном, персонажном, речевом.

Теоретическая значимость работы связана с определением философско-эстетических параметров феномена повседневности и возможностью использования полученных результатов при уточнении общей концепции истории английской литературы рубежа XIX -XX веков. Значимость работы обусловлена и возможностью использования ее выводов для системного описания общей конфигурации феномена повседневности, его содержания и ф;/нкций в творческом наследии Т. Гарди.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке вузовских курсов по истории зарубежной литературы указанного периода, спецкурсов по истории и теории английской литературы, по проблемам малой прозы, по творчеству Томаса Гарди. Результаты исследования могут быть применены при подготовке и проведении занятий в университетах, колледжах, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 9 работ, из них 3 - в изданиях ВАК РФ. Концепция и основные положения работы обсуждались на аспирантских объединениях и заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, на ежегодных общероссийских конференциях «Державинские чтения» (Тамбов 2010, 2011, 2012), ежегодных международных научно-практических интернет-конференциях

«Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке» (Воронеж 2011, 2012), международных конференциях «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов 2010, 2011, 2012).

Теоретико-методологической основой работы_стали труды

М.М. Бахтина, П. Бергера, Ф. Броделя, П. Бурдье, Б. Вальденфельса, П.С. Гуревича, Э. Гуссерля, И.Т. Касавина, А. Лефезра, Ю.М Лотмана, Т. Лукмана, Б. Маркова, Ю. Хабермаса, А. Шюца, С.П. Щавелева, У. Эко; а также исследования, посвященные истории и теории английской литературы, творчеству Т. Гарди: Г.В. Аникина, Е.Ю. Гениевой, Н.М. Демуровой, H.H. Захаровой, В.В. Ивашевой, Н.П. Михальской, Н.В. Осиповой, Б.М. Проскурнина, Н.И. Соколовой, Е.В. Сомовой, Н;А. Соловьёвой, Т.Г. Струквоой, М.В. Урнова, A.A. Федорова, В.В. Хорольского.

Положения, выносимые на защиту:

1) Образ повседневности в малой прозе Т. Гарди представляет собой сложное надтекстовое и внутритекстовое образование, ограниченное темпорально (XIX век) и локально (юго-западные графства Англии). Ему присущи системность, целостность, динамичность, многомерность и полифункциональность.

2) Специфика образа повседневности в малой прозе Т.Гарди определяется социально-историческими, философскими, литературно-эстетическими и биографическими факторами.

3) Структура образа повседневности включает в себя субъективное и объективное, рациональное и иррациональное начала, сосуществование и взаимодействие которых обусловливает смысловую многомерность художественного текста.

4) Художественное осмысление повседневности происходит на всех уровнях художественного текста. Оно затрагивает образы персонажей, хронотоп (историческое и личное время повседневности), локусы повседневности (разомкнутые и замкнутые); образы вещного мира (ремёсла, гастрономия, костюм). При этом важное значение имеют сферы психологии и парапсихологии, лингвистики и паралингвистики (естественные и искусственные языки).

5) Основные оппозиции свойств повседневности (охранительное -разрушительное, адаптивное - преобразовательное) в равной степени представлены в малой прозе Т. Гарди.

6) Функции образа повседневности не ограничены созданием фона, на котором реализуются события - это самостоятельное звено художественного мира, неразрывно связанное со всеми его структурными элементами и участвующее в трансляции идеологии автора, сюжетно-фабульной организЕдии текста, характеристике образов персонажей.

Структура работы. Диссертация общим объемом 180 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы. Список литературы включает 287 наименований, из них 104 на английском языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность и научная новизна, определяются цель и задачи работы, её научно-практическая значимость, теоретико-методологическая база и методика, даётся краткий обзор исследовательской литературы и характеризуется апробация работы.

В первой главе — «Повседневность как философско-эстетическая проблема» прослеживается генезис, эволюция и принципы изучения основной проблемы диссертации: феномен повседневности рассматривается в качестве объекта исследований гуманитарных наук (как часть культурной картины мира, репрезентирующая целое). Первый параграф работы («Философские аспекты повседневности») даёт представление о базовых философско-эстетических концепциях XIX вв., которые легли в основу художественного осмысления повседневности в малой прозе Т. Гарди. Особое внимание уделено позициям А. Шопенгуэра и Г. Спенсера, оказавшим наибольшее влияние на писателя. Здесь же рассмотрены воззрения О. Шпенглера, обоснован вклад ученых школы «Анналов» в осмысление этой проблематики. На основе проанализированного материала определено содержание понятий «бытие»,

«быт», «обыденность» и «повседневность» в контексте малой прозы викторианского писателя.

В качестве рабочего определения повседневности в диссертации используется интерпретация Т.Г. Струковой: «Повседневность - это сложная, динамически подвижная система, которая по-своему реализуется в различные исторические и эстетические эпохи, внутри направлений и у разных писателей». Такой выбор обусловлен, с одной стороны, включенностью феномена в контекст литературоведения, а с другой стороны, возможностью рассматривать его во всех проявлениях, не ограничиваясь бытовой.

Концепция исследований Т.Г. Струковой является важной для данной работы в силу многих причин, основной из которых является понимание литературоведом повседневности как неоднозначного явления (в художественном тексте). По мнению исследователя, повседневность в творчестве различных авторов это «во-первых, эпизоды публичной жизни человека, способы и варианты его приспособления к внешнему миру (здесь и далее курсив мой - О.К); во-вторых, частная, домашняя, приватная жизнь персонажа, в которую включены бытийность и быт во всех его ипостасях\ в-третьих, многообразные эмоциональные проявления, которые спровоцированы обыденными обстоятельствами, причем событийность или бессобытийность может быть как индивидуальной, так и групповой»1.

В том же параграфе охарактеризованы современные трактовки феномена повседневности, представленные в гуманитарном знании.

Во втором параграфе первой главы («Образы повседневности в литературе XIX века») сделан аналитический обзор художественной репрезентации повседневности преимущественно на материале английской литературы XIX в. Ключевая задача параграфа - рассмотрение специфических черт художественного образа повседневности в литературе

2 Струкова Т.Г. Повседневность и литература / Т.Г. Струкова // Материалы II Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. «Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке». - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2010. [электронный ресурс] URL: http://www.v5pu.ac. ru/files/povsednevnost/strukova.doc (дата обращения: 10.10.2013).

9

сентиментализма, романтизма, реализма и натурализма. Выбор указанных-литературных явлений обусловлен тем, что художественная проза Т.Гарди обнаруживает в себе влияние каждого из них.

Поскольку повседневность каждой эпохи связана со всей её культурной парадигмой, необходимо обратиться к рассмотрению повседневности как универсальной составляющей английской картины мира, а также к исследованию эстетических позиций Т. Гарди в их отношении к проблеме повседневности. Исходя из этого, третий параграф («Предпосылки формирования образа повседневности в творчестве Т. Гарди») посвящен анализу предпосылок творческого внимания писателя к проблемам английской провинциальной повседневности XIX века. В ходе решения этой задачи рассмотрены следующие факторы, которые представляются определяющими:

• биографические (Т. Гарди провёл большую часть своей жизни в юго-западных графствах Англии, в частности, в Дорсетшире, ставших прообразом Уэссекса);

• психологические (Т. Харди осознавал провинциальную жизнь как необходимое условие собственной психологической стабильности и творческой активности);

• мировоззренческие (кризис культуры на рубеже XIX-XX веков);

• социально-экономические (закат викторианства, крушение привычного патриархального уклада жизни, технический прогресс);

• естественнонаучные (публикация результатов научных исследований, далеко выходящих за рамки устоявшихся мировоззренческих представлений).

Наряду с биографическими, психологическими, социально-экономическими, философскими факторами, значимыми для формирования образа повседневности у Т. Гарди, в реферируемом параграфе рассмотрены естественнонаучные труды Ч. Дарвина и Т. Гексли, ставшие стимулом к переосмыслению писателем многих непререкаемых до этого позиций собственного мировоззрения.

Происходит кризис в отношении Гарди к религиозной доктрине, институту церкви и к самому пониманию Бога, принятому англиканской церковью, к которой принадлежала семья писателя. Это не могло не повлиять и на представление Гарди о повседневной жизни.

Вместе с тем проведенный анализ свидетельствует о том, что изображение повседневной жизни сельской Англии явилось для Т. Гарди не просто следствием рассудочного выбора темы. Создание «физиогномического портрета» (О. Шпепглер) повседневности стало подвластным Т. Гарди не только в силу сознательного всестороннего изучения её реалий, но и вследствие теснейшей органической связи с ней, интуитивного ощущения своего творческого дарования как неотъемлемой части этой культуры.

Таким образом, первая глава посвящена рассмотрению тех теоретических оснований и социально-культурных факторов, которые необходимы для детального анализа образа повседневности в малой прозе Т. Гарди.

Во второй главе «Структура и функции образа повседневности в малой прозе Томаса Гарди» рассматриваются содержание и художественные функции образа повседневности. Анализ проводится на следующих уровнях художественного текста: сюжетно-фабулыюм (изображение повседневного быта, времени и пространства), персонажном (образы персонажей), речевом, идеологическом.

В первом параграфе второй главы («Персонажи») рассматриваются герои рассказов Т. Гарди. В фокусе исследовательского внимания здесь оказывается сфера профессий и ремёсел, их значение для осмысления образа повседневности. Наряду с этим особое место уделяется рассмотрению процессов «хабитуализации» («оповседневливания») и «преодоления повседневности» как необходимых условий интерпретации повседневности в малой прозе Т. Гарди. Неоднозначность и парадоксальность повседневности как литературного феномена позволяет нам сделать вывод, что для художественного мира малой прозы Т.Гарди одинаково важна как возможность закреплять и охранять повседневную жизнь персонажей, так и

блокировать их движение к цели (препятствовать намеченному ходу событий).

Концепции адаптивного и преобразовательного качества повседневности в равной степени принимаются и осмысливаются творческим сознанием Т. Гарди. Важное значение в данном случае придается проблеме выбора или же (в некоторых случаях) социально-временной детерминированности (переходящей иногда в фатализм). Соответствие рационального плана эмоциональному - важная составляющая процесса самоопределения персонажей, которая может привести как к трагической, так и к благополучной развязке повествования.

Повседневность в художественном пространстве Т.Гарди становится для героев базой, на которой реализуются их индивидуальные и коллективные интенции, эмоции, страхи, верования, чувства и пр. Тем не менее, она не просто фон, она активное, самостоятельное звено художественного мира, неразрывно связанное с другими элементами повествования.

Во втором параграфе второй главы («Хронотоп повседневности»)

рассмотрены пространство и время повседневности, художественно воссозданные в малой прозе Т. Гарди. В связи с этим в рамках художественного времени повседневности выделяется историческое, коллективное и личное время (время каждого из героев). В рамках художественного пространства повседневности анализируются замкнутые локусы повседневности (интерьер) и разомкнутое пространство повседневности (экстерьер). В кодировании повседневности важное значение имеет композиция рассказов Т. Гарди (кольцевая, концентрическая или основанная на зеркальной симметрии). Использование анахроний двух видов: ретроспекции и проспекции, а так же приёма ретардации в свою очередь определяет структуру малой прозы Т. Гарди и влияет на репрезентацию повседневности.

В третьем параграфе второй главы («Материальная культура) рассмотрены способы художественного изображения повседневной

материальной культуры. Основное внимание здесь уделено повседневному костюму и гастрономическим пристрастиям персонажей Т. Гардн.

В заключении работы делаются аргументированные выводы относительно структуры и функций образа повседневности в малой прозе Т. Гарди.

Динамическая целостность повседневности в малой прозе Т. Гарди обусловлена тем, что её образ базируется на осмыслении национальной культурной традиции в соотнесенности с современным состоянием английской жизни, с философским и естественнонаучным контекстами эпохи.

Основными компонентами повседневности в рассказах Т. Гарди являются персонажи, хронотоп (время — историческое и личное; пространство - открытое и замкнутое), а также образы, представляющие материальную культуру повседневности (предметы быта, костюм, гастрономия). В структуру повседневности у Т. Гарди включены также сферы психологии и парапсихологии, лингвистики и паралингвистики (естественные и искусственные языки).

Содержание указанных компонентов раскрывается на всех уровнях художественного текста малой прозы Т. Гарди: идеологическом, сюжетно-фабульном, • персонажном, вещном, речевом.

Образ повседневности выполняет следующие функции в малой прозе Т. Гарди. Во-первых, художественное осмысление повседневности оказывается связанным с постановкой важных вопросов современной жизни и вообще - человеческого бытия: о нравственной сущности исторического прогресса, о коллизиях веры и суеверия, о соотношении приватного и всеобщего, законного и противозаконного, соответствующего традиции и ей противоречащего, - что обеспечивает смысловую многомерность художественного текста.

Во-вторых, отношение к повседневности становится важным фактором характеристики персонажей Т. Гарди, определяет их место и роль в системе образов, акцентирует их ценностные ориентиры и нравственные качества,

мотивирует их поступки и стремления. На страницах малой прозы Т. Гарди фигурируют персонажи, чьи наименования определяются той ролью, которую они выполняют в своей повседневной жизни: пастор Тугуд, пастух Феннел и др.

В-третьих, повседневность проявляет себя в двухуровневой структуре речевых характеристик героев. В зависимости от роли, которую выполняет персонаж в повседневной жизни, его речь несет в себе черты литературной нормы, либо приближается к диалектной, либо отражает принадлежность персонажа к определенной профессии.

В-четвертых, на вещном уровне детали повседневной одежды, предметы быта, атрибуты ремесел и профессий и гастрономические;. описания становятся средствами воссоздания местного колорита, з'частвуют в характеристике персонажей.

На сюжетно-фабулыюм уровне образ повседневности служит фоном и вместе с тем - фактором сюжетного движения. Нередко событие повседневной жизни выступает у Гарди в качестве ключевого момента в развитии сюжета, маркирует своеобразную «точку бифуркации».

Локусы повседневности (дома, трактиры, площади, рынки,: лавки, сады, церкви, часовни, пустоши, бухты) не только служат местами возникновения сюжетных конфликтов, но создают необходимую атмосферу, определяют экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку;, сюжетного действия.

Таким образом, художественное осмысление повседневности в рассказах Т. Гарди характеризуется целостностью, динамичностью, многомерностью и полифункциональностью, обеспечивающими яркую образность и смысловую многомерность художественного текста.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Кучеренко О.В. Проблема повседневности в рассказе Томаса Гарди «Проповедник в затруднении» / О.В. Кучеренко // Социально-экономические явления и процессы № 8. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2013. - С. 173-180 (0.8 п.л.)

2. Кучеренко О.В. Многоуровневый харакгер феномена «повседневность» в рассказе Т. Гарди «Три незнакомца» / С».В. Кучеренко // материалы II Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. «Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке». - Воронеж: Изд-во ВГГ1У, 2011.-С. 114-119 (0.3 п.л).

3. Кучеренко О.В. Способы создания художественного пространства-времени в рассказе Т. Гарди «Три незнакомца» / О.В. Кучеренко // Материалы XVII Общерос. науч. конф. «Державинские чтения». - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 131-137 (0.3.п.л.)

4. Кучеренко О.В. Проблема художественного пространства-времени в цикле рассказов «Старинные характеры» / О.В. Кучеренко II Сб. материалов Междунар. заоч. науч. конф. «Человек и время в мировой литературе (к 90-летию со дня рождения Вольфганга Борхерта). - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 250-255 (0.3 п.л.)

5. Кучеренко О.В. Провинциальная повседневность в рассказе Т. Гарди «Трагедия двух честолюбий» и повести И.А. Бунина «Деревня». Точка отсчёта повседневности / О.В. Кучеренко // Материалы III Междунар. науч. конф. «Славянский мир: духовные традиции и словесность». - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 431-434 (0.3)

6. Кучеренко О.В. Форсированная повседневность в рассказе Томаса Гарди «Маркиза Сгонэндж» / О.В. Кучеренко // Материалы III Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. «Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке». - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2012. - С. 128-136 (0.5 п.л).

7. Кучеренко О.В. Символика как способ изображения повседневности в малой прозе и лирике Томаса Гарди. / О.В. Кучеренко // Материалы XVIII Общерос. науч. конф. «Державинские чтения». - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г Р. Державина, 2013. - С. 142-148 (0.3 п.л.)

Подписано в печать 15.11.2013. Формат 60х84'/1б. Печать трафаретная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 1. Уч.-изд. л. 0,93. Заказ 252. Тираж 100 экз.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Отпечатано в типографии университета.

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. /0

 

Текст диссертации на тему "Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди"

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

КУЧЕРЕНКО Ольга Валерьевна

На правах рукописи

04201451199

ПРОБЛЕМА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Т. ГАРДИ

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Потанина Наталия Леонидовна

Тамбов 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

КАК ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.................................10

1.1. Философские аспекты повседневности.....................................................10

1.2. Образы повседневности в литературе XIX века......................................30

1.3. Биографические истоки интереса Т. Гарди к проблемам повседневности...................................................................................................36

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБРАЗА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В МАЛОЙ ПРОЗЕ ТОМАСА ГАРДИ.............................................................55

2.1. Персонажи....................................................................................................55

2.2. Хронотоп....................................................................................................117

2.3. Материальная культура............................................................................134

2.3.1. Костюм...............................................................................................135

2.3.2. Гастрономия......................................................................................145

Заключение...........................................................................................................152

Примечания...............................................................................155

Список литературы..............................................................................................160

ВВЕДЕНИЕ

Малая проза Томаса Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928) создавалась на рубеже XIX - XX вв. Интерес к творчеству этого английского писателя базируется на постоянно осознаваемой сегодня потребности в новом осмыслении литературной классики и переходных эстетических явлений. С течением времени этот интерес получает все новые обоснования, связанные с постановкой актуальных проблем современного гуманитарного знания. Среди них - проблема взаимоотношений человека с макро- и микроисторией, проблема «человек и повседневная жизнь».

Отечественные литературоведы многократно обращались к исследованию творчества Т. Гарди. Как верно отмечает Н. Демурова, «слава Томаса Гарди в нашей стране покоится, в первую очередь, на его великолепных романах»1. Незначительное количество исследований посвящено малой прозе этого викторианского писателя, что определяет новизну темы диссертации. Вместе с тем творчество Т. Гарди являет собой целостный идейно-эстетический комплекс, поэтому основные закономерности, отмеченные в трудах Н.М. Демуровой, Ю.М. Кондратьева, Н.П. Михальской, М.В. Урнова и др., посвященных романам Т. Гарди, могут быть прослежены и в его малой прозе.

В числе зарубежных исследователей, которые обращаются в своих работах к разнообразным аспектам творческой деятельности писателя, можно назвать: Г. Бэнтока (G. N. Bantock «The Social and Intellectual Background»), П. Видоусона (Widdowson Peter «Hardy in History, A Study in Literary Sociology»), Дж. Гранди (Joan Grundy «Hardy and the Sister Arts»), Д. Дави (Donald Davie «Hardy's Virgilian Purples»), А. Джексона (Arlene M. Jackson «Illustration and the Novels of Thomas Hardy»), Дж. X. Миллера «Томас Харди, расстояние и желание» (Miller J. Н. Thomas Hardy, distance and desire, 1970), Э. Митчелсона (Anne Z. Michelson «Thomas Hardy's Women and Men: the Defeat of Nature»), Ф.Б. Пиньона (F. B. Pinion «Hardy and Myth», «А Commentary on the Poems of Thomas Hardy»), Дж. Робинсона (Jeremy

Robinson «The Poetry of Landscape in Thomas Hardy»), Ф.О. Сакселбай (Saxelby F.O. A Thomas Hardy Dictionary: The Characters and Scenes of the Novels and Poems alphabetically arranged and described, 1911), А. Смарта (Alastair Smart «Pictorial Imagery in the Novels of Thomas Hardy»), Jl. Фернандо (Lloyd Fernando «Thomas Hardy's Rhetoric of Painting, Дж. Фишера (Fisher J. The Hidden Hardy, 1992), Т. Хендса (Timothy Hands «Thomas Hardy. Writers in Their Time») и других.

Особое место среди этих исследований занимает анализ художественных текстов Т. Гарди на основе биографического метода. Первое из них было опубликовано под именем второй жены писателя (Флоренс Эмили Гарди), но написанного им самим («The Early Life of Thomas Hardy, 1840-1891», «The Later Years of Thomas Hardy, 1892-1928»). На настоящий момент создано более сорока вариантов биографии писателя. Безусловное лидерство в этой сфере принадлежит его соотечественникам: Э. Бреннеке (Ernest Brennecke «Thomas Hardy's Universe. A Study of a Poet's Mind» 1924) Дж. Гибсону (James Gibson «Thomas Hardy. A Literary Life» 1996), P. Гитингсу (Robert Gittings «The Young Thomas Hardy», «The Older Thomas Hardy» 1980), JI. Джонсону (Lionel Johnson «The Art of Thomas Hardy», 1923), M. Милгейту (Millgate, Michael (ed.). «The Life and Work of Thomas Hardy by Thomas Hardy », 1984; «Thomas Hardy: A Biography», 1982 ), Г. Орелу (Orel Harold « The Final Years of Thomas Hardy, 1912-1928», The Unknown Thomas Hardy» 1987), H. Пейджу (Norman Page «Thomas Hardy» 1977), Т. О'Саливану (O'Sullivan Timothy «Thomas Hardy: An Illustrated Biography», 1975), P. Питу (Pite, Ralph. Thomas Hardy: The Guarded Life 2006), К. Томалин (Clair Tomalin «Thomas Hardy» 2006), К. Уилсон (Wilson, Keith, ed. A Companion to Thomas Hardy» 2009), Д. Хокинсу (Desmond Hawkins «Thomas Hardy» 1978) и др.

Ко второй половине XX века усиливается интерес массового читателя, театрального и кинозрителя к творчеству Т. Гарди. Произведения писателя экранизируются и инсценируются. Питер Виддоусон называет период этого

живого и непосредственного, но вместе с тем и коммерциализированного интереса к творчеству Гарди временем «Hardy industry».

При этом центром творческой рефлексии становятся не только сюжеты и персонажи романов и рассказов, но и Уэссекс, понимаемый как реально существовавшее некогда географическое пространство и как средоточие милой сердцу английской реальности одновременно. Название, под которым автор объединяет южные графства Англии в своих художественных текстах, являет собой своеобразный код, важный для национального самосознания в силу его историчности. Внимание Т. Гарди к английской провинциальной повседневности XIX века было обусловлено стремлением запечатлеть на страницах своих книг уходящий навсегда патриархальный уклад английской (викторианской) жизни. Желание «остановить мгновение», сохранить в художественном пространстве дорогие черты недавней жизни - вот одна из целей, которую он преследует в своем творчестве.

Подобное проявление хронофобии - естественная реакция на действительность, находящуюся в состоянии исторического перехода.

В работе «Век нынешний и век минувший» М.В. Урнов пишет: «В ранние годы жизни Томасу Гарди казалось, что все вокруг находится в

••у

состоянии нетронутости, покоя, внутренней гармонии»". Однако случайный разговор Гарди с няней о «днях её юности» заставляет его переосмыслить это суждение. «Пятьдесят лет прошло с тех пор, дитя мое, и все переменилось» -говорит женщина . Эти слова становятся отправной точкой для непрестанных размышлений писателя о сущности времени, с такой лёгкостью переводящего всё привычное и дорогое в разряд небытия.

Как видно, патриархальный провинциальный уклад был неотъемлемой частью духовной жизни писателя. Изображение повседневности в рассказах Т. Гарди определяется как особенностями личности, эстетическими позициями писателя и конкретными задачами отдельных сюжетов, так и культурными традициями, на которые он опирался.

Актуальность исследования обусловлена постановкой проблемы повседневности на основе междисциплинарного подхода к художественному тексту, потребностью в рассмотрении указанной проблемы в современном теоретическом контексте, что позволяет определить онтологическую и культурологическую основы мировидения автора, исследовать процессы отражения культурно-эстетической традиции в индивидуальном художественном сознании.

Методика исследования определяется особенностями исследуемого материала, целями и задачами диссертации. Она включает в себя элементы биографического, культурно-исторического, историко-генетического, психоаналитического, социологического и герменевтического подходов и методов.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном литературоведении рассмотрена проблема повседневности в малой прозе Томаса Гарди. В анализ включены рассказы, не переведённые на русский язык и не опубликованные в России. В диссертации впервые выявлены и системно проанализированы основные компоненты образа повседневности, определены его функции в моделировании художественного мира писателя.

Объект исследования - художественная структура малой прозы Т. Гарди (циклы: «Уэссекские рассказы», «Группа благородных дам», «Старинные характеры», «Переменившийся человек»).

Предмет исследования - феномен повседневности и его художественное осмысление в указанных циклах малой прозы Т. Гарди.

Цель диссертации - определить содержание и закономерности репрезентации образа повседневности в малой прозе Томаса Гарди. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен повседневности в качестве объекта исследования гуманитарных наук.

2. Сделать аналитический обзор способов репрезентации образа повседневности в литературе XIX в.

3. Определить содержание понятий «бытие», «быт», «обыденность» и «повседневность» в контексте малой прозы Томаса Гарди.

4. Выявить значение философско-эстетических концепций XIX века для репрезентации образа повседневности в малой прозе Т. Гарди.

5. Исследовать художественные функции образа повседневности в малой прозе Томаса Гарди на следующих уровнях художественного текста: идеологическом, сюжетно-фабульном, персонажном, речевом.

Теоретическая значимость работы связана с определением философско-эстетических параметров феномена повседневности и возможностью использования полученных результатов при уточнении общей концепции истории английской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. Значимость работы обусловлена и возможностью использования ее выводов для системного описания общей конфигурации феномена повседневности, его содержания и функций в творческом наследии Т. Гарди.

Практическая значимость работы связана с тем, что материалы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских курсов по истории зарубежной литературы указанного периода, спецкурсов по истории и теории английской литературы, по проблемам малой прозы, по творчеству Томаса Гарди. Результаты исследования могут быть применены при подготовке и проведении занятий в университетах, колледжах, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 7 работ, из них 1 - в изданиях ВАК РФ. Концепция и основные положения работы обсуждались на аспирантских объединениях и заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, на ежегодных общероссийских конференциях «Державинские чтения» (Тамбов 2010, 2011, 2012), ежегодных международных научно-практических интернет-конференциях

«Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке» (Воронеж 2011, 2012), международных конференциях «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов 2010, 2011, 2012).

Теоретико-методологической основой работы стали труды М.М. Бахтина, П. Бергера, Ф. Броделя, П. Бурдье, Б. Вальденфельса, П.С. Гуревича, Э. Гуссерля, И.Т. Касавина, А. Лефевра, Ю.М Лотмана, Т. Лукмана, Б. Маркова, Ю. Хабермаса, А. Шюца, С.П. Щавелева, У. Эко; а также исследования, посвященные истории и теории английской литературы, творчеству Т. Гарди: Г.В. Аникина, Е.Ю. Гениевой, Н.М. Демуровой, H.H. Захаровой, В.В. Ивашевой, Н.П. Михальской, Н.В. Осиповой, Б.М. Проскурнина, Н.И. Соколовой, Е.В. Сомовой, H.A. Соловьёвой, Т.Г. Струковой, М.В. Урнова, A.A. Федорова, В.В. Хорольского.

Положения, выносимые на защиту

1. Образ повседневности в малой прозе Т. Гарди представляет собой сложное внутритекстовое образование, ограниченное темпорально (XIX век) и локально (юго-западные графства Англии). Ему присущи системность, целостность, динамичность, многомерность и полифункциональность.

2. Специфика образа повседневности в малой прозе Т. Гарди определяется социально-историческими, философскими, литературно-эстетическими и биографическими факторами.

3. Структура образа повседневности включает в себя субъективное и объективное, рациональное и иррациональное начала, сосуществование и взаимодействие которых обусловливает смысловую многомерность художественного текста.

4. Творческое осмысление повседневности происходит на всех уровнях художественного текста (идеологическом, сюжетно-фабульном, уровне персонажей, вещном, речевом). Он включает следующие компоненты: образы персонажей, хронотоп (историческое и личное время повседневности,

локусы повседневности (разомкнутые и замкнутые); образы вещного мира (ремёсла, гастрономия, костюм)).

5. Основные оппозиции свойств повседневности (охранительное -разрушительное, адаптивное - преобразовательное) в равной степени представлены в малой прозе Т. Гарди.

6. Функции образа повседневности не ограничены созданием фона, на котором реализуются события - это самостоятельное звено художественного мира, неразрывно связанное со всеми его структурными элементами и участвующее в трансляции идеологии автора, сюжетно-фабульной организации текста, характеристике образов персонажей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы. Список литературы включает 287 наименований, из них 104 - на английском языке. Общий объем исследования - 180 страниц.

ГЛАВА I.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

В данной главе прослеживается генезис, эволюция и принципы изучения основной проблемы диссертации: феномен повседневности рассматривается в качестве объекта исследований гуманитарных наук (как часть культурной картины мира, репрезентирующая целое).

1.1. Философские аспекты повседневности

Параграф 1.1. даёт представление о базовых философско-эстетических концепциях XIX вв., которые легли в основу художественного осмысления повседневности в малой прозе Т. Гарди. Особое внимание уделяется позициям А. Шопенгауэра и Г. Спенсера, оказавшим наибольшее влияние на мировоззрение писателя. Здесь же рассматриваются философские концепции О. Шпенглера, обосновывается вклад ученых школы «Анналов» в осмысление этой проблематики. На основе проанализированного материала определяется содержание понятий «бытие», «быт», «обыденность» и «повседневность» в контексте малой прозы викторианского писателя. Вместе с тем в данном параграфе характеризуются современные трактовки феномена повседневности, представленные в гуманитарном знании, которые имеют особое значение для настоящего исследования.

Долгое время исследования феномена повседневности в гуманитарной науке носили описательный характер. В настоящее время повседневность подвергается самому тщательному анализу в различных сферах научного знания. Феноменология, социология, психология, философия, этнография, литературоведение и др. рассматривают феномен с разных сторон, опираясь на свой терминологический и понятийный базис, однако цель каждой из этих наук - всесторонний анализ, позволяющий увидеть сложный,

многоуровневый, неоднозначный характер повседневности. Делая акценты на разные стороны сущности данного понятия, исследователи различных отраслей науки формируют объёмное, структурированное понимание изучаемого феномена.

Методологические пути изучения феномена повседневности были изложены в работах М. Блока, JI. Февра, Ф. Броделя и других членов «новой исторической школы «Анналов». Общенаучными в области феноменологии можно считать труды Э. Гуссерля (теория «жизненного мира»), которые впоследствии стали точкой отсчёта в феноменологической социологии А. Шюца, М. Вебера, П. Бергера, Т. Лукмана и др.

Работы в сфере герменевтики принадлежат Г. Гадамеру, М. Хайдеггеру, А. Камю, X. Ортеге-и-Гассету, Ж.-П. Сартру, К. Ясперсу и др. В числе фундаментальных методологических исследований повседневности можно назвать работы Ю.М. Лотмана, И.Т. Касавина, С.П. Щавелева, H.H. Козловой, Г.Г. Кнабе, В.Д. Лелеко и др.

Нестандартный взгляд на феномен повседневности (его культурологический аспект) является основой работ Ю.М. Лотмана, А.Л. Гуревича, Б.В. Маркова, Г.С. Кнабе, Л.Н. Когана, A.B. Бабаевой, Е.В. Ковалевой, A.A. Магомедовой. Рассмотрение повседневности с точки зрения семиологии характерно для исследований Ж. Бодрийяра, Л. Витгенштейна, М. Фуко и др. Историческому аспекту данного феномена посвящены работы Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича (повседневность эпохи средневековья).

Интерес к повседневности (в XIX, XX, XXI вв.), вероятнее всего, вызван желанием уйти от традиционных «важных» тем, привычных методов, способов и принципов научного познания. Стандартные базовые схемы и модели научного процесса подвергаются переосмыслению. H.H. Козлова указывает на новое понимание оснований человеческого бытия, которое выражается во внимании «к культурной плоти истории, к голосам забытых людей» 4

XIX век ознаменован критическим переосмыслением позиций классического рационализма в философии, истории и други�