автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема самойенности человека в социальной философии (деятельностный аспект)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чугунов, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Проблема самойенности человека в социальной философии (деятельностный аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема самойенности человека в социальной философии (деятельностный аспект)"

ншистерсгео НАУКИ, высшей школы и ■Технической политики российской федераций

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ IОСУДАРСТВЕННЬШ:УНИВЕРСИТЕТ Ш. А.Н.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

чугуноз Сергей Владимирович

ПНБЛ21А сдэдашоста ШОВЕЩВ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (деятельноспмй подход) :

09,00.11- социальшя' философия

«В Г 0 * Т .

дяссортедки на соискание ученой степени кандидата фцгосрфсках нчук

Екатёргмбург 1992

Работа выполнена на кафедре ф*длософ;пг Ск4с.'рзпольского госу-* царственного университета Ы,В.фрунэе. ,

Научный руководитель - доктор философских неук, йсцент

И. И.Калькой

Официальные оппоненты: доктор философских Неук» профессор

В.Е.Кемеров;

кандидат философских наук, X: ^ ^одучний сотрудник ; ' - ■ З.К.£удекхо.

Ведущее учреждение Уральский политехнический институт

ии.СЛ.Кирова.жафедрафйлософин.

Защита состоится " г. в ^ час, на

заседании специализированного совета Д^0б3,78.01позащвте . диссертация на соизкание ученой степени доктора философских наук при Уральской ордена Трудового Красного Знаиени государственной университете им. А.И.Горьхого (620083, »».Екатеринбург, К-83» при Ленина, 51, крин. 248).

С диссерт&циейиожноознакоыитьеяв библиотеке Уральского университета« •;• ; '

Автореферат разослан 992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филос^с»сте .вдув^; профессор

Г.П,0рдоь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН

»аследовагмя, Лвбой анализ социальной деЛ&тгптольнс&тн был бы неполным и не объективным без обращения к проблеме человека, его нувдан к стремлениям. Долгое врзул доккгф/овдя сошюлогнзаторвкая концепция человека ira только проповедивала "модель" человека, отве-чавцуэ потребностям адтиистративко-кокандноП системы, но и способствовала прввраавша человека из общественной самоценности в средство оошштедышх целей, Рядовоп человек га практика омезлея безкодз:ш» исполнителен "воли" того дви-seinta ©оцпадьпцх, экономических, идеологических структур, когорцз суцезтЕувг в?:э чехоезк&'и пзд человеком.

Ндкоадзтаа зз^адьяого опита сделало необходимым и s'oiiicsHKit пз толь-то перестрэйку в практике обкеетвешшх отпззеисД, !i2nt::ss:i3 их функционирования, та я потребность s пэеок епплэп^я, з частности, в позкх ооцкалько-фялософских ?еор:ш«''Д ото, л сгэв очередь, котргбоездо кртического акадагз и фуЕаакзнтааького) пзрескотра усгаревзих парадигм ptrci-orpscr-t проблемы »гзста я ради человека в социально« прсцезав и э еквгзкз КДСЧС2ЦК ценностей.

Еэзнз оошаяьпцз уело nii, приоритет общечеловеческих «0К2О5Т2Л кгассовикя грзбупх внимания к тен аспектам чвдэсзсогздчсог.эа прзбдзизгляа, вотораа ранее не расскатр!-23дкаь. Это прзбхзма род?} отдельного человека в социальном прзцссаз, 02Е!сза50ль!эП сакозтоятедьпсотп конкретной лич-созта, сзпогтор-дксзтя ез внутреннего "Я" н еяе ряд вопросов, позеолюегх расс:.*згрзть фуяхциоетровзггла сдагем: "чегосек-пррода", "чвлогзк-чегэззк", "человек-обаеетво".

Стбяоиь сазсаботакнооя: проблема. Проблема человека з

социальной философии рассиатршается с различных точек зрения! опираясь на различные традиции, кетодологигсокгге подходи, кс*» пользуя наработанный философское! ишльо категориалний аппарат, *: - : -'

В рамках натура листического подхода античкэя ф::госсф:гя не могла поставить проблагу сакоценности человека, Бзс:. Пга« тон поднимает пробяену соотиопсии лачкой добродотежьпеэтя и общественной справедливости, то для Аристотеля л;чная собстзеиност:. гзть рскова для ссиговцралення ивдипида»

Для средневековой фаасофяа (<*окд Актшскк.18. ¿¿густев Блаженный) чаловзк - посредник иогду царотсок пр-дроди п царством духа, оргдотао утвердаш1Л богготв8Ншго раг/га«. -

Эпоха Возрождения - это кстокк идеи саноцскнсс?:: чего«? века. Провозгласив зенкое предназначение чеховгта,7ф»хософа (Пика делла Ниравдолха) сделаЬгакцзнг на особо до г^ора индивидом- цели езоей кизнв, : ,; .:

Для философии Нового времени характерна форга отгапскщз к человеку как средству достижения цели. ЧеяоЕЭК - ото о руд*; воли внепиих обстоятельств (Локк, ГОббс, 1усзО' и французские материалисты),V

Неиецке.г класоичеокая фидосЬфияг раэвивая»ь в рамках , парадигмы "Я - не Я" акцзнткроваяа внямаииена активности человека, как познающего субъект (И.фнт)£ как дейотвувг>ег<; существа (Г.Фихте, Г.Гегель),как чудо природы (Х.Фсйербах),

Принимая эстафету от немецкой классической философии, Марко представляет человета как активно действув^ев* суяеств! не принимая во вга«маме егеУзязйстенции. /

Определял человека как вс^ь, равную по значению:другие

веп^и, позитиЕмотсхо-структуралистекие концепции отрицают самоценность человека, представляя его- па сивиым участником социальных событий (0. Кон?, Г.Отепсер, А.Гердер).

Противопоставляя обпество индивиду, экзистенциализм (М.ХаЯдеггер,. 1,-П.Сартр, К.Ясперс) подчеркивает самоценность, человека как индивидуальности, активно творяпей кир " и себя. : ■

Откоиешз к человеку как самоценности представляет ообоп несоиненкнЯ факт развития социальной общности. Социальная &«ссоф::я?~1ргонгкз уделяет вжяавае этой проблеме, но з оопозпо» Фхагдентзрно.

, Вза чапэ вшкэняе исодедоЕЗтежей останавливается не только ка содорга!:с1 проблещи человека, 1го я методологии ей изучепзя (П.Н.1>й1ая, В.Е.Кенеров, Й.С.Кон, А.В.Наргулис, ' А.Т.Моеяадешсо," В.$.Серзэитов, И.Т.#ролов» Б.Д.Яковлев и др.), что К!:гвг. опредегэпяуо ценкооть дхя рзпештя вопросов, встав-дпх а огяги с ваявгекием отличий соцктльвд-философокой ин-тарарзтгшп!. чегэвогоЕвдчеокоЯ проблематики от обйефилософской,

Рлд асторв пезсятпля свои исследования непосредственно ¿кзхяэу развития социадыа^илооофгкой концепции человека (С&.Еатзккз,,' Б.Т.Грзгорыш, 0.[{.Крутою, А.Г.Мюливчеико, В.Й.ПуХЛЯКОВ И Др.) ^ : .

С погг*":ьо катэгоряй "деятедьпооть™, "практика", "куль-сура", "свобода"» "от^адокие" фияооофи питаптся расскот-реть. прбле(гу чело зека, выделяя неходкие принципы анализа бгтт::п я форшрэгагпм лнчпсстя.: Этот подход, которцй в целом кояио иаэпзть. "деятелькосткин", усилиями таких авторзв, как Б.А.Лнуфригз, Л.П.Буевэ, М.З.Декяи, М.С.Кдган, И.И.Резвиц-

кий, В.Н.Сагатовакий и др. по йог оолучкть рсауяьктг» которые были использованы и оошзденц диссертантом.

На становление позиции, диссертанта оказали воздействие исследования, посвященные состояние проблемы человека в истории философии, в работах классиков марксизма и в современной западной философии. ...

Преодоление догматизированного, упрощенного понимания тезиса Маркса о сущности человека как совокупности общественных отношений, абсолютизации производственных отиоаеюй: как критерия социального прогресса, отказ от "навязывания" прзобразоваш-я человеческой аизни и т.д. давт возможность избежать тех деформаций, которые внесла концепция *иэгип> человека"»

В целой следует отметить, что несмотря; на большой ряд работ, посвященных чеяовековедчеакой проблематике, нельзя, говорить утвердительно» что данная область исследования окончательно разработана.

Цель и задачи исследования. Цель» предпринятой работы язляется исследование идеи самоценности человека а сяциадь* но?, философии. Среди наиболее вааных задач поиска нозко выделить: .

историко-философский анализ формирования проблемы; чело зет;

реконструкция логики формирования концепции человека в социальной философии, шмманне ка анализе ссциаль;:ц;: , сторон жизни личности;

сравнительный анализ позитивистско-структуралистскоП,

экзигтен!!Я£.лы10-антсопо-"ог'/.чес<о-т и психоаналитической концепция человека;

рассмотрение исходных предпосылок концепции "нового человека" и выявление объективных и теорлтических причин ее несостоятельности;

определение факторов, обеспечиваоцих самоценность человека.

Достижение поставленной цели и отпеченных задач воз-южно только ва основе использования данных концептуального анализа человековедчеекоп проблематики в социальной философии, о покодьв ценностного и деятельностного, системного н структурного подходов.

Научная новизна исследования. В работе предпринята гтеяитка системного исследования проблемы человека, что позволило:

рассмотреть человека как средство и как самоценность, йсвяедуя дпалектйчг ««версии средств и цели в контексте общественного развитая;

проработать категоржтетвЯ карк.~с рассматриваемой проблема через анализ категорий "деятельность и жизнедеятельность", "отчуядейке и свобода";

раскрыть меру человеческого в человеке и обществе: исследовать деятельное ¡ачало человека и его экзистенция;

расоптреть овязь ценностей. цивилизованного общества с оуянозт:!У:м потребностями отдельного человека;

исследовать человека гак субъект и объект социального процесса;

учитывать не только роль социальных условий в развитии личности, но и приникать во вникание тот факт, что самосове{ аенствЗЕзтге и сакоосуцеотвление человека являптся основой индивидуального и социального бытия;

показать, что реализация потенциала человека как цели развития общества связано с признанием безусловной ценности каждого отдельного индивида.

Практическая значимость исследования. Исследование; самоценности человека - это база для развития различных философских концепций, цель» и задачей которых является анализ важнейших проблей соврешнности, для универсального выражения взаимоотношения человеческого индивида о приро— дой и обцестьон, для'философского ревени* кризисных явлений в развитии человеческой цивилизации. Полученнае результаты могут служить методологическим "средством" для выработки практической стратегии к тактики выхода общества из той' кризисной ситуации, в которой оно оказалось. ;

Дальнейшее развитие человековедческой проблетгикй в социальной философии/основанное на реальном анализе места и роли человека в иире, позволяет отказаться о* утопических, социологизаторских''концепций, основанных на одностороннем, ааблонном. стереотапнок понииании сущности человека; использовать категориальный аппарат не только дли характеристики вневних сторон у

в нутре ннего развития ей» "Я"» Исследование самоценности '; человека обеспечивает базу дляаиализаразличныхоистеи, й которых индивид выступает основой их функционирования.

Апробация работы. Полученные результата обсуждались ' на зааеданиях'методологического семинара кафедры философии Севастопольского) приборостроительного

ского семь'йара кафедры философ ииСшг^еропольс ко го государственного университет«. Основные^ пслоаения ^аботы Излагали

в сообщениях на научных конференциях: "Марксистско-ленинская концепция человека и научно-технический п огресо" (Свердловск/ 1987), "Обновление социализма н личность" (Севастополь, 1989), "Перестройка и проблема эволюции человека" (Севастополь, 1990), "Отчуждение как социокультурный феномен" (Симферополь, 199Г). Проведенное исследование и полу-четшэ раэультаты ггогут быть использованы при подготовке учебных пособий, спецхуроов по социальной философии.

Структура диссертации. Дисоертзция состоит из введения, двух глав, из которых первая разделена ка четыре, а вторая на три параграфа, заклпчешгя и библиографии. Работа изложена па __страницах, библиогрзфяя включает _наиме-

яовашй.

КРАТКОЕ СОДЕРЗШШЕ РАБОТЫ

Бэ введения обосновывается актуальность тет диссертации, рассматривается степень ее разоаботаниости в науч-

ttsü лптзгйтурс, формируется цель и ооповнце задачи ис-олздовапгл, етпзчаетоя его научная новизна и практическая значимость»

Рлага первая. "Проблема человека как самоценности в гсторго-философскоЯ традиции". В § Г "Проблема человека з гахъгх'ях :'аг:арзци:1 фияоеофокик идей" осуществлен исто-рипо-филегефоки:! агаяизр которнй свидетельствует, что, с одной с торн«, формировались представления о человеке как деятельной гачале, а, о другой стороны» - мнения о пассив-ион, безпоятлкш сузеотвз. С одной о торны,, человек ценен Лотосу, что oís Д2!"*ург и керило всего существующего, с другой оторопи, человек как средство доотидения цели не

имеет никакой ценности. Он - "винтик*, который управляют» С одной стороны, он находится в состоянии оо~бытия, а, с др/гой стороны, - со-творчества. Рассмотрение различных концепций проблемы человека обеспечили вывод о том, что идея ценности человека, его места и роли в мире менялась в зависимости от социальных условий, теоретических установок, обпей направленности научной мюли. Каким 'да определяющим свойством ли наделялся человек, какие бы ннзнеы-ные грехи ни приписывались,' интерес к человеческой проблематике не исчезал, а, наоборот, ззе это 'содеЧстЕЭ-вало болог интексишюку познания кцдиоида, его аь'угргнпегй мира, свойств и сторон его бытия.

В § 2 "Формирование концепции человека в философ;;:; К.Марцев" рассматриваются "основные полоЕенйя.пробдсьатукй человека в ¡.гзрксизмп, Концепция челозгке органично зл>дл?, в философскую систему К.Маркса, хотя он й не рассматривал человека как первичное качало своих философских взглядов« И ото естественно, ибо в центре его внимания находятся исторические условия существования людей в обществе, их социальное бытие. Маркса занимает экономическая сторона проблемы, где человек вютупае* как главная производитель« ная сила общества, как носитель определенной сумма знаний^ опыта, навыков» V.-.:." -

Становление марксизма проходило в эпоху жестокой . капиталистичвской эксплуатации, борьбы за жизнь, поляриза*» ции социальных сил. Принятая немецкой классической ^лово* фией парадигма "Я - не Я* требовала видеть в человеке толь Ко активное и деятельное сомиальное существо. Чувственный человека* человечесхиестрйоту. и пороки».которыа в ДО-

нечиои итоге влиявт га формирование, социального бытия личности, проявляют себя, в различиях социальных отношениях ладеЯ, остались без вникания. Деятельная сторона человека затмила страдательнув "подводнув" часть человечеаког& айсберга» Последняя была неактуальной в условиях классического капитализма. ...

В § 3 "Западная философия о самоценности человека" псолсду&тся философские концепции челозека в современной зарубекгг " философии. Пройдет человека зааукает центрально:: ксзсо з западной философии. Это объясняется стреилешззм, зо-лсрзих, противопоставить марксистской концепции человела с со а точку зрения, го-агорых, рассттрзать человека в качестве сторшш еоарсызнноЯ глобалистики.

Д::зсортант приходит г, зшзоду, чтс западная философ:« . врдоставляет. чаяовсяу.' со зшгйсста. вкбирать ыегхду наиерени-ок быть творцом и иокусотзой не быть им. Оправдание в том случае, когда его; сбгявляат "тотальный" творцои, а он но справляется с этой рольв, й наоборот» возложение на него частичной ответствегаюсти, когда полностьо отрицается роль человека в истОрии. Ооновным нёдостаткок философских концепций человека в западной философии является недостаток внимания к социальноцу бытив личности, что, а конечном итоге, приводит к упрощенноцу анализу общественных связей. Социальный мир в целом рассматриваатоя только как внешняя "оболочка", в рамках которой оуцеотвуетдичнооть, самоценность которой обретает исключите*«»» абстрактныйхарактер.

5 4 ЧГаноцекность человека в социальной философии марксизма" посвявзи анализу социально-философского, подхода

к проблеме человека. "Выделение* социально-философского; подхода позволяет рассиотреть человека всесторонне, "отмежеваться" от псевдофалософских подходов, выявить богат* ство характеристик личности, раоокотрать человека в качестве субъекта социальной действительности, как носителя опреде пенного*ансаибля общественных отношений; уяснить дейотвительку »сущность человека, увидеть быг"е человека как активно творят га существа. Человеческий споооб бытия •» это постоянный процесс таоре(шя аизшг,'твороцие человекок:, сакого себя к окр/Бавцах его ладей, постоянное возобновлен кие связей н отиовевнЯ мезду лвдьш. Диссертант считает, что преодолеше догматизированного, упрощенного понимания тезиса Маркса о сущности человека как совокупности общественных откопекгй, абсолвтизации производственных отноаенкй как критерия социального процесса; отказ от *кавязш^ш;я"кзвиз способов про образования человеческой гкзни: анализ природного {бйологсгческого содержания оволицконного процесса) развитая человека, я общества, преодоление различного ¡»да догматов и цллвзя£ б "построении" -соцлалню-фллозофскс« георип человека дав? возмоаноз^ь кебез^гь тех дефориацпГ, в Ьощепцшх человека, которые школа теория "нового человека".

Гласа вторая "Чехоьэк а.усяоша: ргьокзтрукцик социальности", В § I "Нсасзтояс-сл^^ссть со"нового человека" длооертаст расеиатришет теоратцчеокгю исток: к практические выходи стой.кокцепаяк. Объятв социальные отцоиения 'вневвиш» впрздвлявдаца внутренние шр человека, стороинккк концепции "иоеспо человека" пргпла к выводу о возмммюста создания кдеаяьвш: соцкадышх отксгввня для

появления ладей нового типа. В свое очередь "новый человек" представлялся ими как "материал", из которого» можно строить новое общество. Подокна в основу постулат, что в обществе созданы все условия и предпосылка (например, высокая степень развития производительных оил и т.д.), обеспечивающие формирование нового человека, сторонники концепции пришли к выводу о возможности всевоспитуекости человека.

Игнорирование диалектики социального и индивидуального, ио^зоценка индивидуальных факторов развития личности, сведение неповторимого своеобразия жизненного' пути отдельного человека к логике развития "ансамбля общественных 'отношения1*., превращение человека в сбьект социального воздействия - все ото отвергло аоциалькув теории от человека. Воотораеотвоваваий в науке классовый подход оказал деформирующее воздействие на социальноЧ'Ялософокув теорию человека. КласоовнЯ подход к атдизу социальной действительности вытеснил нз науки общечеловеческие идеалы.

. В итоге на оегодняпиий день вместо становления "нового человека" мы делана конотатяровать. наличие глубокой дегуманизации, пронизывапщея все сфера общества. Сложность и противоречивость, социажьно-полнтичеокой реальности должна решаться. не «3 постулатов о ее закономерностях, тенденциях, а из интересоа конкретного чедовека.Следует отказаться от иллвзий переделать природу человека, сформировать, особый тип. Природа человека есть нечто более устойчивое, нежели то, что мы евд недавно предотавляли. Ее не изменяет ни ре-волвции, ни перестройки, во ее можно деформировать. А деформация природы человека - деятеля является предпосылкой нарушения Функционирования шей системы обцества в целом.

В § 2 "Человек как средство и человек как самоценность* рассматривается проблема места и роли человека в социальном процессе. В ходе анализа развития социальной действительности с закономерность!) возникает вопрос; является ли человек активной стороной процесса развития или же он объект воздействия обстоятельств, а точнее, объект манипулирования?.

Отражая экономическое к политическое положение человека в обществе, социальная философия долгое время развивала функциональный подход к человеку. Уже сам подход к человеку как средству функционирования социальных структур ограничивая содержание внутреннего анализа бытия человека. Самоценность человека в обществе, приоритет обчечедовечес-, ких ценностей над классовыми не принимались во внимание, хотя процесс возвьаеншг человека о обществе прл_о и непосредственно связан с отнопеняем к человеку как самоценности. Гуманистические ориентира общества обязывает искать, меру человека в самок чедовзке. .

Стать человеком мешю только пра условии открытости другим лвдям, каличии интенции на другого человека. Отношения к другоцу человеку долгны ст.. гь такими же как к самому себе. Лабое человеческой "Я" иоповторпио, набор его биологических к социальных качеств уникален, позтоц/ каждый человек для общества язляется ценноотьв.

В § 3 "Проблема деятельности и жизнедеятельности. отчуждения и свобода человека" г.зследуется категориальный каркас рроблемы человека. Этот вопрос занимает особое место в аиализе концепщщ сокоцгппззги че^осека в социальной философии. Анализ категорий "деятельность", "гизнедея-

тельность", "отчуждение"» "свобода" не только расянряет исследовательское поле проблематики человека в социальной философ??':, по и позволяет обогатить ее непосредственным выходом на соцнальнув практику, расопотреть реальное по-» лояение человека в иире, охарактеризовать действительные причины деформации общественных отнопсннП, отхода от гуиа® ниотических ориентиров. В комеет возвизения человека в обществе, не отвергая такие критерия обдественкого разси« тмя, как уровень экономики, политики и культуры, вааноПшщ ориентиром длл оцзккм я заработки стратегии деятельности обдества должен стать человек как самоценность, но не абоолптвая.

Деятельность рассматривается дксоертантом как диалектическое ¡единства опрадкечивакия и распредмечивания, которые а конкретно-яоторяческих условиях ко1ут обеспечить гармонии отношении человек-обаествО, обкззтЕО-пртрэда.. Б деятельности человека предмет обнаруживает езоэ проиохоздение, овои овязн и овойстпа. С другой сторэш, прздкзт как продукт деятельности л'лтугает сбъзкткаки:! подтвзрздепиек предмет-« Иого'бытия человека, а тгахзз лрздметтш зиразонием его суциосгл и стремления, а газета о тем к фактором», побуждавшим к нзиэиакав содеркаппя п направления этих стремлений, Осуиеотвяетю делтсдьсзота» зэагойсиае ез в продаете не ноает являтмя оаксцельп 'дсятсямяюти, Нздостаток деятель-» ясстпоп» подхода зэкдэчаетзя. з рздуцярога1с:и. человека до /ровня функции: быть косителем определенной суммы знаний й навыков для г!Лоянекнк фуякцкэсал&вих обязанностей. Поэтому дкееертавт оттвз й'гсдходягшм заострить зшшанаа на

проблему кизнсдеятельиооти, которая позволяет выйти за рамки рассмотрения человека как производительной сын, Жизнедеятельность - ото процесс ооусеотвленкя и творения человеком своей кизки, проектирование ее, преаде. всего изнутри, не случайно позтоцу это понятие фиксирует как/ деятельное, так и страдательное начало человека. Коночно, попятив хизнедеятельность учитывает м субъектго-обьектное откосэнке, на уровне сопричаоткэотЕ с миру, призвав;«? его сакоценкоаги. Если б основе деятельности лекит процесс преобразования ( хотя п не сводитоя к згой ф/гаецшг), то п основе лизнедсятельиости левит процесс: ео-перехговаиия, вырааеиия человеком свовх экзистенциальных свойств.

Суцкосткые сигм человека дохгкы.опредмечиваться не только в природном суботрате, но ц в другом человеке, который является коткннш! обхакхои дедтедьвостк. Аа и процесс распредмечивания направлен на человека п завершается в нем, поскольку он является Еозыогкостьв и предпосылкой опредмечивзкш. Таким образок, .предмет, взятый-как условие и средство деятельности, а тата как результат, указывает на вашуе особенность той связи, коюрак уславливается иевду авдька* В опгцшдыгон варлашго опрздкзчйвашзё и рас-предночцЕакис .доленаобеспечить |:зт!г.:аув цедоотнеэть чело-! века, ко в условия?: опн разрававт ез. .

Отчуждение вьзтупает как вашюкзрнооть общественного развития и. коаёт-"' бцгь реалькоотьв Для лгбого социального "строя,-В процгоос отчужденной дсятсяьноотй человек отчуадь« етск ке только от результатов и о радо тв труда, но и 6? самого процесса труда, при которой о с является исполнителен чукой воли. Дальнейшими этапами являете»! с?-:укдекие от

гг

прпродн» от овоей оуцкости, а конечном итоге - отчуждение "чегойсза от оакого себя, от своего "Я", превращение его в обэдствзнцуп функций.

Анализ процесса отчуждения обеспечивает определенное обкЗз"гидзпяе. человека, его суцнооти, природы, иными сло-вшш, спрзделешуэ философсхув коацепциэ человека, пони-;;зг:::о гго кап сясоо&юго' 'а сакорзализашм, сакоопределенил а сапотазпои-лр, принят по его как самоценности.

Стремление человека; я оамоутверлдзниз.с преодолению г-ссП 0гр!г.г:згп:0стм является фаагароц возвращения чело-аечео.кога человеку . Только 'свобода прерывает процесс обсечегоБечи.вакя. человека»'.являясь свойством проявления ого. деятельной'. суЬяота. 'Бозиогкссть. в'ц-Зора, свобода воли, ¿Еобода созвдашя,;. являясь аояентаии акай свободы,

позеоляйт оуб'ьё'ат/'.-выразить'г; ацзгходея-гел'ькоот« особей-» ностм своей, личности.

Вкутр01п1яя свобода С2яга1!а с виезней. Самореализация лстксст«, со,- активность,", вцбор цели и действия происходит а г»оп2р2т!10-;гстор:г:еа::;«; условиях. Человек - член социума ¡» вяаего онж» *южет вить свободйьм.

Только тогда» когда'чехсвёк является высвеЦ целью раззйтая обцеотга,;когда из средства он становится само-Цешгоотьэ,, когда срваествая: деятельность лвдей в условиях осуцествланил сгсс!} аазнадеятельвооти будет основой для контроля над темя силами, которые подавляли и господствовали над шед, ногио сказать^ что оозданы предпосылки для практического,преодоления действий отчуждения, отчуж-даэпих структур.: Пока человек не почувствует себя человеком, не организует кар по-человечески, процесс отчуждения будет

схватывать cupoкий спектр его пгзисдзятедькостк и в этих условиях человек на коест быть свободным.

В заклвчекии подводятся uront цеследохаши, накачается перспективы дадьнейгеП разработку заявленной идеи диссертации.

Ос ковше г.олокекия дксоертацш получили отражение в следующих работах автора.

1. Содержание процесса развития личности//.Обновление социализма к личность. Сб. тез. конф. Севастополь, 1983. 0,2 П.Л.. V -

2. Отчуждение и хаш;едеятелы;ооть человека// Отчуждение как социокультурный феномен: теория, нотор»ш,соьрокенность. Tes. веесовзн.науч.-геор.коьф.. 16-19 апреля 1991 г. Симферополь, IS9I. C.I3-I5.

3. Отчузде»г.;е как феномен общественного развития// Философско-соцйологичеокая ицзль. 159ГД5» C.I6I-I66

Св соавторстве). . ,

4. Отчукдевке как социог^йьтуряаГд фзномзн// Философ» с кип науки.. 1991 . £10. С.Г44-Г*5 (в соавторстве).