автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема сатиры и юмора в таджикской детской поэзии

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алиева, Нозукои
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема сатиры и юмора в таджикской детской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема сатиры и юмора в таджикской детской поэзии"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ РУДАКИ

Специализированный совет Д 013.06.02

На правах рукописи УДК 891.550.09-93

АЛИЕВА НОЗУКОИ

ПРОБЛЕМА САТИРЫ И ЮМОРА В ТАДЖИКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

10.01.02 —Литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе — 1991

Работа выполнена в Институте языка и литературы АН Республики Таджикистан. ,

Научный руководитель — доктор филологических наук, член-коррес-покдент АН Республики Таджикистан X. Атаханова.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор филологических наук, профессор Бобокалонова Дж., кандидат филологических наук Аминов А.

Ведущая организация — Ходжентский государственный университет.

Чотнта иип^апт о пмтт ^пртгиттпст у/ 1 СЮ1 г

защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан (г. Душанбе, пр. Ленина, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.

Автореферат разослан « 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета,

в

кандидат филологических наук

АБДУМАННОНОВ

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРЛСТША ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы, йдейяо-эстетячеокое воспитание человека прежде всего ложится на плачи литературы. О значении литературы в духовном воспитании человека свидетельствует тот интерес, который проявляет общество к её идейно-иравствепниы и эстетическим ценостяы.

. Одним кз важных факторов в формировании мировоззрения подрастающего поколения является воспитание-чувства шора. Если задача сатиры и шора во взрослой литературе заключается в перевоспитании или л. излеч'ении от болезни, то эти средства в детской литературе призваны воспитывать и утверждать поло-гитеЛьный эстетический идеал или предостерегать детей 05 недуга. •

Рассматривая специфику юмористических компонентов в художественной- литературе для детей следует акцентировать внимание на таких крупных группах как компоненты, связанные с кыорои положений, ситуаций, помогающим активному развитии.действия, компоненты, связанные с народной основой ысра, отражающие единство жизненных и игровых комзнтов, изучение шора характеров и шора языкового. Чувство юмора не есть врожденное свойство и его надлежит пробудить в природе рзбенка сазыальства, развивать. Это свойство помогает человеку преодолевать Есе аиз-ненные перепетии, ибо это есть сила, формирующая человека морально и идейно. "Смех - одно из самых сильных орудий против всего,-что отжило и ещё держится, бог знает на чём, вешая расти свежей низин и пугая слабых"1 писал А.И.Герцен.

Юмор как эстетическая категория многогранен и способствует развитию различных чувств а эмоций в сознании ребенка. О социальном значении сатиры н шора в детской литературе как одного из наиболее существенных компонентов в воспитании нового человека часто говорили в своих трудах русские революционеры-

1. Си.: Горький Ц. Литература детяа Ц Собрание сочинений в . 30-ти т.-Г.27. - И., Гослитиздат, 1353..- с.68.

2. А.И.Герцен. О письме, критикующе« "Колокол". Собрание сочинений в 30 т. - Т.13. - М., Издательство АН СССР, 1958. -с.190.

демократы. З.Г.Белинский (1811-1848), Н.Г.Червымевсхий (1828-1869; и Н.А.Добролюбов (1836-1861). Выступая против . . идей либералов оки отмечали важность и необходимость воспитания в ребенке - будущей грааданине. чувство шора, как особой. • формы видения я восприятия мира.' - * :

Непримиримая борьба А.М.Горького против буржуазных педагогов, всячески стремившихся ослабить значение сатиры и ваора, их социальную природу в дэгской литературе, наыздшая свое от-рагенке в ряде его статей? является пряный доказательством их необходимости в детской литературе. Значение и необходимость юмора и сатиры в детской литературе отстаивал такае и В.Тренин отмечая, что: "Никто не настаивает ка том, что смешные стихи -единственный жанр, на котором должны воспитываться наши дети,: но в детской поэзии шор цужен так ае, как кислород в атмосфере"? ■ V ■ ?•;■■' О том, как происходит "вхождение" юмора.и сатиры в деде-, куи таджикскую литературу, как осваиваются законы этих жанров; таджикский;! писателями и поэтами, ионно судить по отдельным., статьям и кьигоьл таджикских литературоведсв"*. В них содержатся ценнне наблюдения по поводу, отдельных черт творчества писателей, создавших для детей произведения в .сатирическом и . шорисгическоу.ключе, но опи не отвечают на вопросы генезиса ; их поэтического,новаторства,,не.дают целостного представлений о роли и значении шора й сатиры в таджикской детской литературе. .* . . ..у/ V.' л/. .У -лУ V У '.

1. Горький Ы. Человек уши которого 'заткнуты вагой; О безответственных лоцях и .о детской книге наших дней. Литературу детям // 0 детской литературе. - Ц., Детская литература,1968.

■ - С.98-101, 101-105, 112-116. • У Л, у V

2. См.: Бегак Б. Ребенок - пооедитег!./АДети смеются. - М., Детская литература, .1979. - С.68.

3. Аконоь Р. Суруд^ои >д'рк. Дар кагабиг Леонов Р. Дирккаи ха#ки тоцш. - Душанбе: Донаш, 1968- - С.294-ЗЮ; Адабиёт ва бачагои. - Дуканбе: Ирфон," 1981. - ?22с;_ Таърихи адабиё-та соввтии ;оник;'-ч.У1 (I). - Душанбе, Доадш, 1982. -:346с; Бобокалонова Материалу дойр ба адабкёти.бачагона. '• ' Душанбе, Маориф, 1975 - 207 е.; Шерыу^аммздов Ь. Назии .хал->{ки бачагопак то^ик. -.Душанбе,'Дониш» 1973. - 183с, Фаизул-лаев Н. "Роль фольклора в становлении и формировании таджикской детской поэзии. Канд.дкс. - Душанбе, 1984.

Вместе о тем, в ряде., вышеназванных публикаций высказывается озабоченность по поводу отсутствия проблеынах научных исследований, касательно шора и сатиры в таджикской детской литература. Говорится о насущной потребности в таких работах, которые бы аналитически вскрывали корни этих канров, их оригинальность и неповторимость в творчество отдельных писателей. Монографическое изучение данного вопроса в таджикской детской литературе становится таким образом, назревшей необходимостью.

, Выбор темы настоящего исследования диктуется значимостью юмористического и критического изображения как. одного из основных способов влияния яа психику ребенка в его идейно-эсто-тическом воспитании. Уместно привести высказывание А.Б.Луначарского, ответившего, что порой на один из способов нз сояет поалиять на воспитание ребенка "и метко направленная насмешка цокет дать ваи больную победу"*.

Сегодня в активе таджикской детской литературы немало юмористических и сатирических произведений, обладающих определенной идейно-эстетической значимостью. Эта литература в процессе своего развития осваивая национальный а шровой опыт художественного словотворчества, проявляет свои специфические особенности. Обширность и многоплановость творений таджикских писателей обуславливает необходимость обобщающего их изучения, введения новых материалов в научный обиход. Вот почему определение места и роли юмора и аатиры в таджикской детской поэзии выступает как литературоведческая проблема, которая решается в настоящей диссертации.

Очевидна целесообразность подробного рассмотрения каждого и31.направлений - шор, сатира, з творчестве отдельных писателей на разных этапах развития таджикской детской литературы, с тем, чтобы выявить в итоге целостную картину формирования и развития.шора и сатиры в таджикской-поэзии для детей.-

I. Луначарский A.B. О смехе. - Литературный критик. 1935, №. Ч. - С.8.

Исходя из этой общей цели исследования в диссертации стелятол гледующке задачи:

- на основе теоретической литературы и жизненной конкретики продемонстрировать закономерность присутствия шора и сатиры в детской литературе и необходошость удовлетворения потребности ребенка к этим компонентам;

- выявить оснознук почву формирования юмора и сатиры в таджикской поэзеи: сатира для детой и сатира на детей, и определить практико-теоретиче^кие особенности этих разновидностей сатиры; роль юмористической странички журнала "Пионер" ("1:аа!£л") в формировании и развитии шора и сатиры в детской поэзии, влияние фольклора на.таджикский детский шор и сатиру ъ 60-7С-е годы, показать творческое своеобразие поэтов в этих ианрах;

- прибегая к методу сравнительного анализа проследить творческие искания отдельных поэтов в процессе создания детских юмористических к сатирических произведений, рассмотрев соотношение народное и:, единства общего и национального з

их творчестве; показать значение средств худохе с тв энного ■ изображения в эстетизации сатирических и юмористических произведений для детей; выявить иоавнты влияния русской литературы как одного из факторов становления и эволюции детской сатирической и юмористической поэзии.

Методологической основой диссертации являются научные разработка ¿опросов детской юмористической и. сатирической поэзии, отечественного и зарубежного литературоведения, сравнительного изучения литератур, изучение научно-теорети-ческах исследований литературоведов и критиков детской литературы. ......-

Научная и практическая значимость работы. Дроблена, ставшая предметом настоящего исследования, представляет собой малоизученный аспект таджикской литературы и данная диссертация являет собой первую попытку научного осмысления формирования и развитая таджикской сатирической детской поэзии с периода её становления по восьмидесятые годы. Результаты выполненной работы могут, быть использованы при

написании раздела поэзии истории таджикской детской литературы, а -хак::;е могут слуаить основой для создания учебников и методологических пособий для высших учебных заведений, педагогических техникумов, педагогического персонала средних школ, воспитателей детских садов и детских яслсй.

Апробация работы. Диссертация обсундалась в отделе текстологии и издания литературного наследия советского периода, отделе таджикской советской литературы, секции литературоведения и научном совете ИЯЛ ш.Рудаки АН Таджикской ССР. Ключевые положения работы получили отражение в опубликованных статьях, а также докладах, прочитанных на научных конференциях: "Республиканская научно-практическая конференция молодых учёных, посвященная малоизученным проблемам истории, теории литературы, языка и таджикского фольклора" (Душанбе, 1983); "Республиканская научно-практическая конференция молодых учёных, посвященная 60-летию Ленинского Комсомола Таджикской ССР» (Душанбе, 1984).

Структура диссертации. Объективно продиктованная историей становления и развития сатирической и шористической поэзии в таджикской детской ли^эратуре задача контрапунктного рассмотрения наследия тадникских детских поэтов обусловила* направление и проблематику диссертационной работы. Исследование состоит из Введения, трах глав и Заключения, а также йписка использованной литературы.

Основное содержание работы.

Во Введении подчеркивается назревшая необходимость проблемы сатиры и шора в детской поэзии, обосновывается их значимость. В соответствии а..общей цельв исследования определены задачи диссертационной рабой.

В первой главе - "Сатирическое начало в таджикской детской литературе" (1920-1950гг.)п на конкретных жизненных примерах и на основе умозаключений ученых литературоведов обосновывается жизненная потребность детей к спеху, значение шора и сатиры в литературе для детей, общность и различие

этих форм изображения, их решаюлуэя роль в формировании характера ребенка, раскрывается особенность шора и сатира, как одного из способов идейно-эстетаческого воспитания ребенка.

Особое внимание е.главе уделяется деятельности А.М.Горького, направленной на защиту шора и сатиры е детской литературе 20-30-х годоб. Выступая с целым рядом целенаправленных статей против социологов и педагогов, отрицаниях функцию сатиры и шора в новых услогиях и склонных считать, что сатира есть "ньувакение к ребенку" он в противоположность их мнению выделял значение и роль сатирического и юмористического начала в детской литературе как своеобразие восприятия действительности, отвечающее серьёзным эстетическим критериям. Так, обосновывая необходимость этих форм изображения в детской литературе а характеризуя их специфические черты он писал: "Тенденция позабавить ребенка" не есть "недоверие, неувааение к нему", она педагогически необходима как средство, как гарантш против оиастноста засушить ребенка "серьёзным, вызвать е нем враждебное отношение к серьёзному'.'* Он требовал: "Взгляд на детей как на воск и глину, как на материал из которого можно лепить все, что угодно, давно пора оставить... Я утвервдаю -с ребенком надо говорить забавно... социальные пороки должны быть показаны в легкой сатирической форме как отвратительные и смешные уродства"?-.-

Дрослекивая пути становления сатирической и юмористической детской поэзии Таджикистана диссертант приходит к выводу о том, -¡го первые образцы этой литературы зарождались в школьных учебниках. По мнению диссертанта в 20-40-х годах детский юмор вошел в таджикскую литературу в форме переводов творений русских писателей z обработки произведений устно-поэтического творчества. Огромная заслуга Е этом направлении принадлэквт Сухзйли Дгавхаризода' и Мирсаиду Миршакару. Переводу юмористических произведений в 30-40-е годы в целом принадлежат перу Дж.Сухайли. Умело воссоздавая слог русских поэтов, их кизне-

1. Горький Ы. Человек уши котррого заткнуты ватой 0 дего-кой литературе. - L'.: Детская литература, 1968. - с.100.

2. Горький Ы. О безответственных людях и детской книге наших дней // 0 детской литературе. - М.: Детская литература, 1968. с.104.

радостный шор Сухайли помогал себе и другим таджикским -поэтам проникать в тайны стиля юмористических и сатирических произведений для детей. Таким образом, без преувеличения можно утзерндать, что школа поэтического перевода произведений русских писателей для детей в 20-40-О годы стимулировала формирование юмористической и сатирической поэзии в таджикской детской литературе.

В сатирической поэзии 20-40-х годов использование фоль-слора шло через поэтизацию народных произведений, которые затем пройдя сквозь призму художественного видения прпфес-¡иональных писателей ошлифованные и приближенные к детско-«у восприятии, вошли е детскую таджикскую литературу.

Учитывая повышенный интерес детворы к сказкам и её дос-штательную роль таджикские поэты успешно использовали поэ-сизацию сшетов народных сказок. Наибольший увпех в этом 1еле сопутствовал прежде всего тем писателям, которые к »ому времени уже обладали достаточным опытом работы в лите-затуре для детей. Таким писателен являлся старейпина гад-¡икской детской литературы М.Ыиршакар. Создавая свои произ-1едеш:я, М.Мцршакар широко использовал принципы синтеза фольклорных образоЕ, мотивов и способов сшетного построения, казки Мириакара наиболее полно и ярко отракая мировоззрение [ этико-эстетичэское видение народа, охватызавт различные [роблемы нравственности, учат добру, скромности, еопричаст-юсти к радостям и гор» окружающих.

Наблюдения привели нас к выводу о том, что сатирическая отекая поэзия з своей развитии проявлялась в двух формах: Сатира для детей. Сатира на детей.

3 стихотворениях первой группы объектом сатиры поэта лужат недостойные поступки взрослых и зверей» Во второй же ■руппе этим объектом становится поведение, деяния самих 1вбят0 В зависимости от объекта изображения стихи обретают пецифические сатирические оттенки. Так, в процессе изобразил мира взрослых и повадок зверей поэт нашел возможность :аполнить свой стих мотивами насмешек и злой иронии, что

позволило ему наиболее вклукло обличить самый откровенным и беспощадным образои пороки своих героев.

Дети проявляют особую склонность к шуткам, остротам, часто подмечая друг у друга какой-либо физический либо духовный изъян, они сперва подыскивают носителю этого изъяна прозвище, рифмующееся о именем, позже по мере развития процесса, углубляют шутку, уне сопрягаемую с ритмом. С учетом подобного рода ассоциаций в сфере детского юмора и сатиры возникла, как нам кагстся вторая группа сатирических стихов, обозначенная нами выше.

Сатира второй группы стихов - сатиры на детей, гораздо мягче и это вполне оправданно, ибо детский мир не приемлет злой иронии и издевки. Первые образцы такой сатиры появились в литература в конце ^0-х годов.

Сатирическая детская поэзия окончательно сформировалась в 50-х годах в силу весомых и -положительных результатов в литературе народов СССР, обусловленных следующим:! событиями: специальная сессия Акадзмии педнаук и Министерства Просвещения РСФСР (1952) и второй всесоюзный съезд писателей (1954), где было обращено особое внимание на проблему юмора и сатиры. Б частности выступление Агнии Барто было специально направленно на воспитательное значение юмора и сатиры и их необходимости для детской литературы. Поделившись своими сообрааеюшми касатзльно данной проблемы, Агния Барто также выдвинула ряд требований: "Иногда смех действует сильнее, чем прямое назидание ила поучение... Советская датская книжка всегда щедро давала детям возможность разумно смеяться. Почему в последнее время мы, детские поэты, стали меньше доверять юмору"?

Важную роль в развитии и дальнейшем совершенствовании таджикской детской сатиры сыграло создание-журнала "Пионер" (1950, с 1958 года - "Матъал") и его сатирической странички.

I. Барто А. Выступление на научной сессии Академии пед.наук РСФСР. Известия Академии педагогических наук, 1952, вып.^. - С.123. .

Ибо, если з этой связи, возникшая необходимость ивоог.рекен-ного обеспечения сатирической странички с одной стороны нацелила писателей на эту форму художественного изображения, то с другой стороны, обеспечивая кизнанную основу ч реальность сатирических произведений на детей, журнал как Аы вывел детский шор и сатиру на первый план. В итоге заметно усилилась вторая форма сатиры - сатиры на детой, лучшие образцы которой вышли из под пора Абдуеэлоыа Дехоти, Мирсаида Мириакара и Сухайли Д^авхаризада. Наряду с этиы трансформируя и используя лучшие традиции сатирических форм и жанров классической литбратурн и устно-поэтического творчества народа таджикские писатели открывали новые формы и способы сатирического отображения мира детей. Гак к примеру, в рубрике "Анекдоты Ежа" обрели нов^ю жизнь традиции народных анекдотов, а в рубрике "Азбука Ена" как бы оккли классичзск кие традиции комментирования и аслвояакий слова, а точное толкований Убайда Зоконя.

В 50-е годы, в период формирования таджикской детской литературы, датская сатирическая позаия наиболее выпукло, была представлена именами А.Дехоти V! М.Мириакара. Сатирических стйхов в акаете А.Дехоти немного, но опираясь на конкретные события из иизни самих детей они очень тонко, достоверно и во £сех деталях охватывая объект азоо'раязпия. открыли широкие горизонты для обогащения жанрового арсенала таджикской поэзии для детей, ее системы образов и тематического диапазона. "Ной ягненок" ("Баррачаи мак", 1343) . являет собой первое детское юмористическое стихотворение, в которой синтезируя лирику и шор поэт акцептирует внииа-. ние ребенка на такой ванной проблеме, как - защита природы.

. В'диссертации, особенно подробному разбору подвергаются сатирические и юмористические стихи-й.Ииршакара, сравнительное изучение которых дает нам-полное право отмотать особую роль его творчества в развитии сатиры и шора детской поэзии 50-х годов.

.:. Одна- из важных особенностей произвело .тай М.йиржгхара. в эти годы заключалась в повышенном интересе поэта к смет-

нкм, не предсказуемым лосгулком ребенка, своеобразие характера и юмористического оттенка его речи. Такой ракурс, выбранный М.Миршакаром,- вылился в целый цикл сатирических и юмористических стихов об Ахмаде, образ которого стал общий в таджикской детской сатирической поэзии.

Одной из вакнейших творческих задач, стоящих перед детским писателем, заключается в умении заинтересовать читателя, пробудить его интерес к изображаемым в.произведении событиям. Исходя из этого положения, К.Миршакар придал "Циклу стихов об Ахмаде" приключенческий характер, весь цикл построен на сшетике, изобилует тонким шором,-обобщая в образе Ахмада ленивых, глупых и своенравных детей. -

Анализ сатирических и юмористических стихов этого периода показывает, что эта форма художественного отобраиения гизнл и характера детей в таджикской детской литературе была представлена во всем многообразии нанров и канровых форы таких как поэзия, переводная поэзия, поэтизированные сказки, отихи-загадки, стихи-толкозания и т.д.

Необходимо отметить, что в формировании и развитии детской сатирической и юмористической поэзии в этот период наряду с Дк.Суха£5ли, А.Дехоти и Ы.Ииршакароы определенную лепту внес Убайд Рзджаб, а чуть позже Ы.Хайдаршо.

Вторая глава диссертации - "Идейно-тематические особенности сатиры и юмора в поэзии 60-70-х годов", посвящена разностороннему анализу таджикской детской поэзии, в аспекте проблем ее аанрового состава, фор и разновидностей сатирических и юмористических стихов.

Обозрев нанр детской сатирической и юмористической поэзии в определенном временном отрезке - 60-70-е годы, касательно её идейно-тематических особенностей, процесса развития, автор сформулировал следующие положения: .

Положение первое. О сатирических произведениях таджикской детской поэзии, созданных в этот период. Эти произведения нельзя рассматривать в отрыве от первоисточника, который являлся фольклор. Как и у всех народов мира, произведения фольклора выполняют функцию своеобразного источника

в создании сатирической поэзии для таджикских детей. Творчество М.Мириакара тону прямое свидетельство.

Процесс обращения таджикских писателей к фольклору в 60-е годы вылился в тщательный отбор лучших образцов устно-поэтического творчества и по существу стал новым этапом изучения и освоения идейно-эстетических особенностей устного народного творчества. Влияние фольклора на сатирическую детскую поэзию протекало тремя путями:

1. Поэтизация народных творений

2. Обновление народных произведений

3. Создание произведений в русле художественно-стилистических и идейно-эстетических черт устного народного творчества.

Наблюдаемое в детской таджикской литера турз 60-х годов использование художественно-стилистических традиций устного народного творчества, то есть явление ставшее литературным процессом в детской поэзии, было обусловлено объективными причинами. Тому способствовал начавшие я в 1950 году планомерный сбор фольклорного творчества и поэтапное издание фольклорных сборников; подчеркивалась в статьях и рецензиях. • литературоведов и писателей настоятельная необходимость творческого осмысления устно-поэти.зских произведений; огромная воспитательная направленность фольклорных произведений и их близость детской психологии; стремление писателей в наиболее доступной, но зкесге с тем худодзезэенной форме объяснить детям противоречия а слокяостъ жизненных явлений и т.д.

Особенно болызув роль в развитии этого процесса сыграло творчества М.Мкршакара, У.Радь-аба, Н.Бако-задэ, что доказано в диссертации-подробным анализом их произведений. .

Положение второе. Относительно синтеза традиций и творческих исканий, котс{нй способствовал росту воспитательно-эстетической значимости сатирических произведений, таджикской детской поэзии. Но только используя мудрые изречения классик-ческой и устно-поэтической поэзии но и создавая по их образ- . цам свои "наставления", вынесенные из опыта собственной яизни, таджикские поэты выступала продолзеиталяыи назидательной поэзии классиков.

Анализируй стихи таджикских детских позтсз в данном аспекте иы походили из следующего соображения: "Но следует забывать, что назидание, представляя собой одну из слокной-иих ответвлений художественного творчества, требует от создателя такой разновидности поэзии, глубину ыирозосприя- -тля, особого дара обобщения и богатого жизненного и творчзс-кого опита"1 Б диссертации на конкретном материале показана важность и значение назидательной поэзии-в литературе для детей. Поэтические произведения М.Мираакара "Рассказ о дикобраза" ("Ниссан чайра"), "Попал в яму тог, кто её копал" ("Чо^кан дар афтод"), "Сказка о глупом охотника" ("Афсо-на дар бораи сайёди абла^"), написанные в ключе назидательной поэзии пользуются огромней популярностью у детей. •

Позже, благодаря именно "творческим исканиям Ы.Миршака-ра сатира и назнданле прочно утвердились в таджикской детской поэзии"? Дальнейший процесс развития этого направления, также связан с именами Убайда Раджаба и Наримона Бако-заде. Глубже проникая в образный мир назидательной поэзии классиков к фольклора, пристально вглядываясь в идейно-зстетичес-кие особенности и воепитательную силу подобной литературы, таджикские писатели преследовали цели, во-первых расширить . горизонта творческих возможностей, во-вторых наделить ребёнка на самоанализ своего поведения с учетом хорошх и дурных поступков и наконец, привить у детей с изкальства любовь и движение к национальной духовной жизни предаоз, их тяготение к назидательно-философскому мыслевыраженив.

При художественной обработке народных произведений нозты проявлял:! творческих подход и, дорабатывая эти сюжеты, с учетом восприятия и мироощущения сегодняшней дотворы, в идейно-содеркательном направлении, подчиняли их духу времени ("Воробей и стриж" ("Гунрик ва достак") -'К.Бако-заде).

1. Шукуров а. Нанду дискат. фалсафафурушй неат. - "Наориф . ва маданият", 1970, 14 февраль.

2. Амонов Р. Сарбаландй. - "Маданияти Тонкие тон", 1932, 24 август.

Изучая и анализируя художественный материал 60-70-х годов диссертант заключает, что благодаря творческим исканиям таджикских детских поэтов в этот период заметное развитое н свои особенности обретает вторая разновидность сатиры - сатира ка детей.

Видение писателя переплетаясь с видением ребечка обретает совершенно иные ракурсы мировоззрения, расширяется тематика произведений для детей. Это в своя очередь привело к более точному сатирическому изображении, усилило позиции изображения относительно описательству. Это ярко видно на ■ примере стихотворений Н.ЬЬко-заде, в которых созвучие с жизнью детей улавливается с самого начала. Н.Бако-заде придает конкреiHocTb изображению, раскрывая огрицатзльное отношение детей к описываемым событиям, эпизодам из сегодняшней кизни. Так, например, в стихотворении "Болельщик" дети знакомятся с заяп-н-'миболельщиками футбола, которые "заболев" этой игрой забывают о своих прямых обязанностях, а в стихотворении "Раскаяние" ("Пуааймони") они наблюдают за действиями своих сверстников, которые нарушая правила уличного двиаения подвергай! свои жизнь опасности. Экологическая проблема остро ставится поэтом в стихотворении "Ша^тут", в котором критикуются непослушные дети, уничтожающие окружающую их природу.

Рассматривая экологическую тематику в таджикской детской литературе диссертант акцентирует внимание на её значимости как один из ванных компонентов, влияющих на процесс воспитания детей.

Таким образом, в какой бы форме экологическая тема, ни отображалась в сатирической поэзии для детей, она лв-преаенно представляет собой неотъемлемую часть эстетического воспитания будущих граждан нашей страны. 3 диссертации самом«, подробному анализу подвергаются стихи П.Кирша- • кара, С.Гулчахры, и Н.Бако-задэ, посвященные этой теыатика.

Следуеа ответить, что сатирические-нотки стихов на экологическую гзыатлку звуча! гораздо острее, что по наые- , иу мнечив обусловлено двумя причинами:

1. Стихи подобного характера адресованы детям среднего и старшего школьного возрастов и по этой причине постановка проблемы в острой форме вполне допустима в их критике.

2. Остро ставя проблемы автор часто не в силах скрыть • своих чувств ибо психологические переживания героев и их поступки направлены на решение общественно-моральных проблем.

Так к примеру, в стихотворении "Королевский тутовник" ("Шзхтут"), даже мягкая по своей природе сатира Н.Бако-заде обретает строгие и остро осуждающие вотки.

Одной из особенностей сатирических стихов Н.Бакс-заде является концептуальнойь. Имея определенную воспитательную цель и доводя развитие событий до комической ситуации и сделав своего читателя очевидцем Н.Бако-заде оставляет последнее слово за самим читателем. Следовательно, его стихи развивая эстетические вкусы, духовно обогащают и развивают специфическое мышление школьника, которое заключается "в .-том, что у ребенка недостаточно развиты способности к определенным формам мышления, прежде всего - к логическому мывлению, а его обратное мышление, при всем потенциальном богатстве, недостаточно упорядочено и остается "вещью в себе"1.

В датской поэзии 60-70-х годов успешное развитие получил и юмор, который на этом этапе обрёл ряд новых особенностей.

Исследование произведений шористического направления показывает, что в них преимущественно преобладает два воспитательных начала: а) воспитать в ребенке необходимое для человека чувство - восприимчивость, шористического, смешного, шутливого, б) сопричастность к чужой боли, стремление исправлять ошибки в самом начале, их проявления, любовь к родному языку. Е произведениях детских писателей в 60-70те годы наблюдается тенденция не давить на психику маленьких читателей, напротиз помочь трезво и ясно, с шором оценить . объективную ситуацию. В этот период таджикские поэты посредством юмористических стааол обращаются также к исследованию

I. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М., Мозг, Обучение, Здоровье - Ы., Просвещение, 1989, - С.179. ....

сложных взаимоотношений маленьких детей - загадочных взрослых - стараясь как-то повлиять на их формирование, поведение их мировоззрения и психологии. Заметную лепту в этом направлении таджикской детской поэзии данного периода внесли Убайд Радкаб, Аминдкон Шукухи, Наимдкон Назири и Наримон Бако-заде.

3 диссертации на конкретных примерах показаны особенности и своеобразие юмористических произведений каждого из вышеназванных поэтов и по возможности определены роль и место этих художников в развитии этой формы художественного изображения детских душ.

В ряде произведений Убайда Раджаба, нацеленных на воспитание в ребенке любви к труду, названных нами "Цикл стихов в укор лентяйству" в тонких юмористических мазках нарисованы различные характеры. В них художественно анализируются самые насущные, актуальные проблемы, особое внимание обращается на нравственно-моральные, нравственно-этические вопросы, и в этом, несомненно, проявляется влияние как таджикской устко-поэтической, классической, так и всесоюзной детской литературы.

В процессе изучения особенностей юмористической поэзии было выявлено, что отдельные произведения Убайда Радяаба были написаны в жанре загадки, призванной выработать у детей смекалку и смышлённость.

А.Шукухи, следуя в своем шутливом шоре традициям народных песен, создал современный образ находчивого и любопытного мальчугана. Его юмористические стихи в композиционном отношении строятся на основе диалога и по праву могут называться песнями-диалогами.хДетальность изображения и умение проникнуться состоянием души своего маленького героя обеспечили его стихам-естественность и искренность ("Моя бабушка" -"Биби^они ман", "Оса укусила" - "Ору газид", "Псбеаали-побежали" - "Давидеыу давидем").

Путем сопоставительного анализа диссертант приходит к выводу о том, что другой характерной особенностью юмористические стихов Шукухи является полная свобода обобщения -

они не навязывают мнение автора маленьким читателям, не дают пространных' комментариев, а полагаются на самостоятельность мышления своих читателей. Характерны в этом отношении стихотворения "Ьаиа лодочка" ("Зэвранчак до"), "Отчего я получил двойку?" ("Чаро мая кду" гирифтан?") и др.

Основным стержнем »¡аористических произьедений Накмдкона Назири является столкновение противоположных высказываний детей, тс есть использование языкового шора. Первые образцы подобного шора были заложена М.шршакаром з "Цикле стихов об Ахмаде". Главной целью этой разновидности шора является выработка остроумия и находчивости, которые самым тесным образом связаны со знанием родного языка, и тонкостей каждого отдельного слова. Герои целого ряда стихотворений Н.Назчри ("Я стал помощником "-"Мая шудам ёрирасон':, "Я тоже не скажу"-"Ман з^ам намегуяы", "Кто в лесу виастелин?"-"Кк бошад дар бешг шох?", "А вдруг гссти не придут?!"-"Рафту ые^'он наояд?!") интересны и поучительны именно благодаря изобилию остроумных и нахсдчивьас высказываний маленьких героев.

Однако чрезмерное увлечекке этой разновидностью юмора порой грозит и неудачам, что и показано в диссертации -утеы сопоставительного анализа стихотворений Н.Наяири и Н.Бако-заде. .......

Положение третье. Относительно юмористических стихов о животных. Под влиянием переводов юмористической поэзии иэ русской литературы в '¿адкиксной детской литературе 60-70-х годов наметилась тенденция к так назызаецЛ "поэзии флоры и фауны". Описывая в подобных произведениях смешные истории иг жизни жиьотшх, их нелепые поступки и дагая ш оценку,-чаще от лица своих маленьких героев, писатели как бы призывают задуыатьея над содеянво«. Интерес таджикских писателей к этой разновидности юмора обусловлен также и тем, что такие "каглядныэ" произведения больше увлекают дотай, чем однооб-. разные и с'гаядартные сюжеты, штампованные образы.

- Не вое авторы могут определить для ,себя как подойти к обрисовке флоры и фаудц, с какой позиции раскрыть их. ■

■Акцентируя внимание на этом вопросе диссертант видит существенный недостаток ряда произведений: это - небрежность в стиле, однотипные ситуации и сщеты, похожие друг на друга герои, .одни и те же концепции, настроения и конфликты, стремление к неоправданной растяннутости, пустые диалоги и монологи. Конкретному анализу подобных стихотворений в диссертации отводятся отдельные страницы.

Но тем не менее, можно констатировать, что современная таджикская детская "поэзия фауны и флоры" в лица сзоих лучших образцов эстетического осмысления действительности -развивается вглубь.

Третья глава диссертации - "Искусство слова з детской сатирической и юмористической поэзии", посвящена быяблонию . средств и форы художественного изображения в таджикской детской поэзии. Б детской поэзии одной из основных форм выражения идеи является язык и способы построения речи. Ибо сам способ и стиль изображения событий отличает детскую литературу от произведений, адресованных взрослы«.

Народность и национальные мотивы - одно из важнейших особенностей детской сатирической и юмористической поэзии. Сила и значение сатиры Леонидом Ераовым видится именно в • этом: "Смех народен и национально окрашен, он питается демократической моралью, унижая зло, пошлое, несправедливое и розвышая все то, что отвечает народным идеалам. Вот почему смех также вечен, как народ, его породивший"*

. В сатирической детской поэзии более легким и удобным является постижение таких сравнений, которые на основе простейших аналогий, наиболее ясно и конкретно раскрывают сущность поэтической цели выражаемого. В таджикской детской сатирической поэзии активно употребляются те выразительные средства,.которые соответствуют конкретному выражению мысли и чувства, а также непосредственному постижению действительности. К.примеру, аллитерация, ассонанс, повтор в детских

I. Ершов Л. Сатира и современность. - М., Современник, 1978. - СЛ.

сатирических к юмористических песнях сообщает им привлекательность е отношении ритма и мелодичности. Точно так же, выполнению названной эстетической функции служат подрака-тзльныо слога и слова зауиные, ритмообразуюцие, лишенные лексического смысла, представляющие собой разного рода подражательные звукосочетания.

Современную таджикскую детскую сатирическую поэзию отличает та особенность, что большинство поэтических произведений написано в стиле разговорной речи. Это оправдано тем, что десткая сатира и шор в основном адресованы детям дошкольного возраста.

Творческий опыт таджикских поэтов показывает, что создание оригинальных произведений з русле стилевых и ритмико-интонационных особенностей народной поэзии гораздо доступней к плодотворней для детей младшего школьного и дошкольного возрастов.

Произведения Н.Бако-заде, М.Миршакара, А.Бахори, Анба-ра Кодирн, в которых немало поэтических находок яркое тому свидетельство.

Ведущей особенностью большинства сатирических и юмористических стихов таджикских детских писателей в 60-70-е годй явилось макрсвое многообразие.

Начиная с ?0-х годов под влиянием творчества известных датских поэтов.С.Я.Маршака, К.И.Чуковского и С.И.Михалкова, появились сатирические стихи-загадки У.Радкаба, М.Хайдаршо, С.Гулчехры. В творениях М.Миршакара, А.Бахори и Н.Назири ыонно наблюдать ряд стихов-загадок арифметического характера, -которые ио8но трактовать как одну из разновидностей словесной игры.

Немаловажную роль в датских сатирических и юмористических стихах играет и отбор имен и прозвищ для героев к персонажей произведения. Выполняя функцию средств художественного изображения имена а прозвища несут в зависимости от характера героя определенную воспитательную нагрузку. Анализ этой группы тадаиксиих детских сатирических произведений осуществлен в диссертации на примере творчество М.Мир-

шакара, Убайда Раджаба, Али Бободкана и Н.Бако-заде.

Детально ознакомившись с яворчеством таджикских детских поэтов было выявлено, что в сатирических стихах, из всех средств и способов художественного изображения, более всего использовались искусство антитезы, олицетворения предметов и гиперболизации.

По нашему наблюдению в детской сатирической поэзии преобладают два способа использования антитезы:

I. Наделение животных и других одушевленных предметов человеческими свойствами в их взаимоотношениях ("Слон и собачка", ^Утенок и котенок" - И.Миршакара; "Рыжик" -А.Шукухи, "Хиштола-хишт" - Н.Бако-заде к др.).

2. Наделение нивотных и других одушевленных предметов человеческими характера!.:'? во взаимоотношении с.человеком ("Сказка о глупом охотнике", "Счастье и Глупец", "В яму попал, кто её копал" - М.Миршакара, "Я тебе не тряпочка".-М.Хайдаршо...). Эта поэтическая фигура играя значительную роль в усилении интереса детей к миру животных л зверей, з то же врнмя открывает новые горизонты в пропаганде идей добра и человечества.

Немаловакнув роль в развитии мироощущения и фантации детей играет искусство гиперболизации, которая обостряот отнйшение ребенка ко всему.дурному.

Сатирические стихотворения Н.Бако-заде "Куда подевался мой аппетит? (ответ на стихотворение Н.И.Чуковского "Обжора")" и "Ого" ("Ю^о") можно пожалуй, назвать приделом гиперболизации в детской сатирической поэзии. Тая, в стихотворении "Ого" все несъедобные сделав съедобным поэт довел гилер-болу до апогея:

Проглотил две коровы с рогами, Вместе с садом съел айву. Заглотил конфеты с магазином, -И козленка вместе с пастухом...-'. . (Перевод подстрочный наш - H.A.)

I. Багрзода Н. Юэр // Дафтари мо кони "3". - Душанбе, Мао-риф, 1985. - С.115.

Особое внимание в диссертации уделяется вопросам рифмы и ритмики, которые псылао привлечения внимания детей к стиху, доступное га восприятия призваны воспитывать в детях чув С ТЕ о бодрости и оптимизма.

йсходя из исследования огромного материала диссертант приходит к выводу о тем, что таджикская детская сатирическая поззия преимущественно создана в 5-7 сложном и лишь иногда в 5-ти сложном размерах. Порой наблюдается проявление метрики аруз, или же слияние силабического стихосложения с арузои. Все это свидетельствует о том, что таджикские поэты, в частности Н.Бако-заде, в своих поисках.выходят за рамки традиционного силабического стихосложения.

Дети не воспринимают созвучия рифм, когда они расположены далеко одна от другой, расстояние между рифмами должно быть кратчайшим.

Эта закономерность является общей для детских стихов многих народов. Свои размышления поэтому поводу мы обосновали па примере таджикской сатирической поэзии и пришли к та:-кому мнении, что разновидность рифмовки аабб - аааа, бебб, наиболее благоприятна для детского восприятия. Стихотворение Пайрава Суда .'¡и они "Курочка" представляет собой образец многорифмованной поэзии и остается популярной по сей день.

Наряду с показом художественно-стилистических обретем ний таджикской поэзии в диссертации также дана характеристика тех конкретных произведений, которые грешат в отношении избранной рифмовки и метрического размера.

В настоящей главе также особое внимание отводится иллюстрированию книг для детей, ибо зарисовки и шаржи к сатирическим стихотворениям обладая наглядностью способствуют обогащению представления ребенка об окружающем мире, могу® в значительной степени активизировать и продвинуть вперед развитие детского интеллекта, в частности таких сторон, как воображение, фантазия, способность отличать реальное ст вымысла, возможное сз; невозможного. Однако приходится сожалеть о том, что за последние десять лет серьёзное, отношение к иллюстрированию датских книг, характерное-для прежних лет, сущесгаэнно снизилось, хотя общеизвестно, что

дотекая-книга без картинок - не книга,

В заключении подведены итоги исследования, обобщающие основные тенденции развития жанра сатирических к юмористических стихов, а также излагаются предложения я пожелания на пути дальнейшего их совершенствования в таджикской детской поэзии.

Автор подчеркивает, что художественно^эстетические поиски, интенсивно начатые таджикскими детскими поэтами в 30-40-х гг., бурно развивались в 60-7С-х гг. В сатирических и юмористических произведениях для детей и на детей, появляется свежие характеры и образы, сатира и юмор обретают жанровое многообразие. Расширение тематики произведений, обогащение их новыми изобразительными средствами, концзпту-альность, развитие жанров песен, басен, загадок, литературных сказов свидетельствует об успехах этой разновидности таджикской литературы.

Образы героев теперь не просто идейные рупоры авторов, в них раскрываются художественно;.:эстетические концепции, исследуется сложный мир детской души. Конфликты этих произведений отражают не только стандартные трзния между папо-жительньши и отрицательными героями, а раскрывают насущные морально-этические, а также экологические и нравственные проблемы, свидетельствуют об углубленной исследовании жизни. .

Одной из отличительных черт таджикской сатирической поэзии 60-70-х годов является наличие произведений, посвященных разным по возрасту детям. До 60-70-х годов, в основном, преобладали сатирические и юмористические произведения для среднего и школьного возраста, мало было их для дои-. кольников и считанное число для младшего школьного возраста. В рассматриваемый же период общая тенденция развития сатиры в детской поэзии обусловила бурный процесс освоения этой формы изображения и в поэзии для детей младшего школьного возраста.

Автор подробно анализирует ооновные недостатки детской сатирической поэзии и конкретизирует некоторые из них как

факторы, мешающие развитию этой поэзии: наблюдаемое в последние годы нарушение периодичности издания.сатирического уголка в журнале "Машгал"; заметное ослабление, качества сатирических иллюстраций в детских книгах; появление иало-профвссиональнызс произведений, в которых налицо недостач точный аналитический психологизм, примитивная дидактика, .казенность и бедность языка. Но в ^чших произведениях таджикской детской сатирической и юмористической поэзии, несомненно, мы видим глубокое освоение лучших традидай отечественной и мировой литературы, опыта устно-поэтического творчества таджикского народа. В условиях научно-технического прогресса литература может выжить благодаря только своей худокественносги.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Сатира и юмор в детской поэзии М.Мираакара - Дачв дар шеърз$ои барои бачахо навиштаи Мирсаид Миршакар // Вопросы таджикской филологии (Сб.статей) - Дуианбе, Дониш, 1985. - С.127-134.

2. Роль журнала "Пионер" ("Машъал") в становлении и развитии сатиры и шора в детской поэзии - Сазрш иа^аллаи

"Пионер" ("Машъал?) дар ташаккул ва такомули ^ачву цаз-ли назми бачахо // Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 60-летию образования Ленинского Комсомола Тадяикской ССР {■Тезисы докладов). Секция общественных наук. - Душанбе, . Дониш, 1985. - С.45.

3. Сатира и юмор в эстетическом воспитании школьников. -Да^-ву з^азл дар тарбияи эстетикии бачахо // Мактаби совети,

.. 1986. - Н. - С.18-21. . " -

Сатира и эстетическое воспитание детей. З^а^в ва тарбияи эстетикии бачахо // Армугон (Масъалахои филологияи то-^ик) - Душанбе, Дониш, 1989.- С.51-56. 5. Сатира Нариыона Бако-заде и дух времени - Хачви Наримон Бацозода ва ру^ эамон (в печати).