автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Конанчук, Светлана Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КОНАНЧУК СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА СИНЕСТЕЗИИ И СИНТЕЗ ИКУССТВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКЕ

Специальность 09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

13 ФЕВ 2014

Санкт-Петербург 2014

005545032

005545032

Работа выполнена на кафедре эстетики и философии культуры Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Прозерский Вадим Викторович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Михайлова Марина Валентиновна (ЧОУ ВПО «Русская христианская гуманитарная академия»)

кандидат философских наук, доцент Третьякова Ирина Александровна (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики)

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

академия театрального искусства

Защита состоится 2014 года в ¿4 часов на заседании

совета Д 212.232.11 по зашитё кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ВО, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. 24.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан « £1» 014

года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета Кандидат философских наук -Е.Радеев

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Постоянно возрастающий за последние десятилетия интерес к проблеме синестезии, появление значительного числа работ, посвященных изучению различных форм синестезии, которые проявляются, прежде всего, в художественной культуре, указывает на необходимость перехода от накопления и осмысления научного опыта к выявлению концептуальных основ, без изучения которых невозможно теоретическое обоснование специфики синестезии, определение ее значения и роли в современной эстетике. Особенность синестезии заключается в том, что это явление проявляется в художественной культуре, прежде всего, как тенденция синтеза и интеграции разных видов искусства, появление в искусстве новых синтетических форм, что приводит к становлению принципиально нового типа культуры. В тоже время, синестезия - это психический феномен, свойственный человеку в той или иной степени. Именно поэтому интерес к синестезии проявляется в разных областях науки: философии, психологии, лингвистике и литературоведении, искусствоведении и эстетике. В настоящее время обозначилась следующая тенденция развития проблемы синестезии - выходя за пределы интересов отдельных наук, пересекая границы разных синтетических искусств, данная проблема постепенно становится общеэстетической.

Синтез искусств, опирающийся на синестезию, имеет глубокие традиции в истории художественной практики и является особо значимым для современности. В исследовании выявлена необходимость моделирования новых принципов и методов изучения современной художественной культуры, а также необходимость в разработке современных подходов к анализу текстов «неклассического художественного пространства», требующих применения дополняющих методов «синестетической парадигмы», включающих в качестве своей составляющей субъективный элемент.

В данном диссертационном исследовании рассматривается новая синестетическая методика анализа художественных произведений, основанная на понимании синестезии как важнейшего компонента целостной художественной системы и одного из основных принципов эстетического мышления.

Современные исследования позволяют установить, что синестезия — не только психический феномен, но и художественное средство, формирующее эстетическое содержание произведения искусства. Важно отметить, что феномен синестезии раскрывает одновременно и смысл, и значение произведения искусства, заключая в себе семантическую множественность его интерпретаций, символический смысл его поэтики, выявляя одновременно стиль и приемы как выразительные средства конкретного произведения искусства. Таким образом, синестезия представляет собой одну из главных эстетических характеристик произведения искусства.

В настоящее время в науке существуют различные мнения о механизме синестезии, не изучены эстетические функции синестезии в отдельных произведениях искусства и в художественной практике в целом, что является одной из наиболее важных проблем современной эстетики.

Настоящее диссертационное исследование может способствовать восполнению пробела в изучении проблемы синестезии в современной эстетике, а также послужить основой для дальнейших междисциплинарных исследований феномена синестезии и его функционирования в художественной культуре.

Степень научной разработанности темы. Впервые осмысление феномена синестезии начинается с изучения основ теории ощущений, изложенных в трудах философов античности. Натурфилософский период изучения синестетических особенностей восприятия связан с именами Эмпедокла, Демокрита и Аристотеля, который выдвинул предположение о физиологическом синкретизме ощущений.

Большую роль в исследовании проблемы синестезии внесли труды философов-сенсуалистов - Т.Г.Гоббса, Дж.Локка и Д.Юма.

Особое значение для данной работы имеют изыскания Э.Б.Кондильяка, указавшего на единую природу всех видов ощущений и неразрывную связь между ними, а также труды философов-просветителей Д.Дидро и Г.Гердера, в которых рассматривались проблемы, связанные с феноменом синестезии.

Значительный вклад в развитие теории ощущений внес И.Кант, высказав предположение об общности чувств и ассоциативных особенностях восприятия.

Следующим значительным шагом в изучении проблемы синестезии были труды философов П.А.Флоренского и А.Ф.Лосева, обосновавшего взаимосвязь феномена синестезии с особенностями мифопоэтического мышления.

Большой вклад в изучение синестезии внесли многочисленные труды представителя философии суфизма, музыканта и композитора Х.И.Хана.

Особую значимость для исследования феномена синестезии имеют работы французских философов М.Мерло-Пони, представляющего феноменологическо-экзистенциалистское направление и философов-постмодернистов Ж.Бодрияйра и Ж.-Ф.Лиотара.

Научный этап изучения синестезии в психологии начался с конца XIX века и продолжается по настоящее время. Среди наиболее значимых работ могут быть названы труды И.Мюллера, Ч.Белла, А.Прохазки, Г.Гельмгольца, Э.Вебера. Значительный вклад в изучение особенностей восприятия внесли русские физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, труды которых послужили основой для современных исследований феномена синестезии.

Большой вклад в изучение синестезии внесли также труды К.Прибрама, Р.Джакендоффа, П.Гэрденформа, П.Гроссенбахера и других исследователей.

В начале XX века начался новый этап в изучении синестезии. Основными исследователями синестезии на этом этапе могут быть названы психологи Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Ф.Петренко,

П.В.Яншин, Р.Аткинсон, Г.В.Расников, Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, С.В.Воронин, А.И.Бардовская, Э.А.Кузнецова.

Изучение синестезии в лингвистике началось в конце XIX века в связи с появлением работ Г.Пауля, М.Бреаля, Д.Стерна, К.А.Аллендорфа, К.Петерсона. Из отечественных исследователей большое значение имеют работы А.А.Потебни, М.Я.Сабанадзе, Р.З.Миллер-Будницкой, Н.А.Кожевниковой, Ф.И.Буслаева, Н.Д.Арутюновой, А.И.Бардовской.

В настоящее время наиболее распространенной является метафорическая концепция синестезии, представленная в работах Г.Пауля, С.Ульмана, С.В.Воронина, А.Н.Веселовского, В.Г.Гака, Б.Уорфа, Х.Кронассера, Л.Маркса и др.

В эстетике впервые проблема синестезии была рассмотрена в трудах

A.Ричардса и Ч.Огдена при определении природы эстетической ценности. Воззрения А.Ричардса и Ч.Огдена получили оценку в трудах

B.В.Прозерского, Л.Н.Столовича, И.В.Клюевой.

Проблема красоты во взаимосвязи с феноменом синестезии рассматривалась в трудах П.А.Флоренского, Е.Г.Яковлева, В.Н.Филатова, А.М.Федь, А.А.Оганова, А.С.Мигунова, Б.Уорфа, Ж.-Ф.Лиотара и др.

Большое значение для изучения феномена синестезии в области эстетики и искусствоведения имеют труды Б.М.Галеева, который относит это явление к особым формам невербального метафорического мышления, связанного с ассоциативными процессами. Подобное мнение разделяют И.Л.Ванечкина, Е.А.Елина, И.Р.Абдулин, Ю.В.Серебрякова, А.В.Житков, А.А.Оганов и др., в то время как Э.В.Комина считает, что механизмы синестезии имеют более глубокие основания, чем аналогия, Р.Цитович полагает, что синестезия имеет физиологические основы и непроизвольный характер. Наиболее перспективными для дальнейших исследований феномена синестезии можно считать интегративные подходы, раскрытые в трудах Н.П.Коляденко.

В области искусства на феномен синестезии ученые обратили внима-

ние в связи с поэтическими экспериментами Ш.Бодлера, А.Рембо, Э.Т.А.Гофмана, затем в связи с синтетическими поисками поэтов Серебряного века А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта, В.Хлебникова, И.Анненского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, и др. Позднее феномен синестезии был исследован в прозаических произведениях В.Г.Короленко, М.Горького, М.Шолохова, А.Чехова, В.Набокова и др.

Наиболее исследовано в отношении синестезии творчество композитрорв Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина и О.Мессиана и др. Наибольший вклад в исследование синестезии в музыкальном искусстве внесли И.Л.Ванечкина, Н.П.Коляденко, М.С.Заливадный и др.

Перечисленные работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований феномена синестезии и его проявления в художественной культуре.

В итоге историографического обзора следует отметить, что феномен синестезии к настоящему времени наиболее глубоко исследован в области философии, психологии и литературоведения, в то время как в эстетике данное явление остается мало изученным.

Объект исследования: феномен синестезии в его многообразных проявлениях в художественной культуре.

Предмет исследования: эстетическая роль и особенности функционирования феномена синестезии в художественной культуре.

Цель диссертационного исследования: проанализировать значение феномена синестезии для современной эстетики в ее историческом развитии.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Осмысление теоретико-методологической базы исследования феномена синестезии в философии, психологии, эстетике и художественной культуре.

2. Выявление и исследование фактов проявления синестезии и элементов синтеза искусств в мировой художественной культуре.

3. Определение эстетической роли синестезии в формировании синтетических форм искусства, а также в формировании эстетического содержания произведений искусства.

4. Обозначение направления формирования возможных моделей видовых взаимодействий искусства в художественной культуре XXI века.

5. Обозначение прогностических тенденций в развитии современного искусства и эстетики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных учёных по вопросам синестезии, а также взаимосвязи и взаимодействия философии и искусства. Наиболее значимыми" являются работы, посвященные исследованиям синестезии в философии (П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, Х.И.Хан, и др.), в психологии (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.В.Яньшин и др.), музыковедении (И.Л.Ванечкина, Н.П.Коляденко, М.С.Заливадный и др.), лингвистике (Н.Д.Арутюнова, Т.Б.Агалакова, В.Г.Гак, А.И.Бардовская и др.), эстетике (А.Ричардс, М.С.Каган, В.В.Прозерский, Б.М.Галеев и др.).

Методы исследования обусловлены целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. Решение задач, обозначенных в диссертации, требует применения междисциплинарного подхода к исследованию, базирующегося на историко-культурной, философской и эстетической методологиях. В работе осуществляется комплексный, системный методологический подход к исследованию темы: одновременно исторический и философско-эстетический.

В качестве дополнительных методов исследования применялись: сравнительно-исторический метод, искусствоведческий метод, метод интерпретации и интегративный метод.

Ведущим был выбран философско-эстетический метод изучения материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

том, что в нем впервые:

1. Проблема синестезии рассмотрена с позиции теории и истории эстетики на основе исследования проявлений данного феномена в разных синтетических формах искусства.

2. Осуществлен философско-эстетический анализ синестезии в контексте мировой художественной культуры.

3. Выявлена эстетическая роль феномена синестезии в формировании эстетического и художественного сознания в целом, а также ее роль в формировании эстетического содержания отдельных произведений искусства.

4. Определены эстетические функции синестезии в произведениях мировой художественной культуры.

5. Осуществлено уточнение природы синестезии и дано определение этого феномена в эстетике.

6. Доказана особая значимость феномена синестезии для эстетических исследований.

7. Подготовлено научное обоснование введения синестезии в систему эстетики в качестве одной из общеэстетических категорий.

8. Показаны основные тенденции развития современного искусства и эстетики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синестезия выполняет важнейшую эстетическую функцию, в том числе символическую, участвуя в процессах художественного обобщения и формирования эстетического содержания произведений искусства.

2. Особенность синестезии заключается в том, что это явление представляет собой психофизический феномен и одновременно относится к одним из важнейших поэтических средств художественной системы в целом и к особому типу эстетического мышления.

3. Применение синестетических подходов к анализу эстетического со-

держания художественных произведений позволяет раскрыть семантическую множественность их интерпретаций, символический смысл их поэтики, особенности стиля и художественных приемов как выразительных средств искусства.

4. Экспериментальное изучение художественного текста с точки зрения семиосферы музыки, живописи, архитектуры и других видов искусства выводит проблему синестезии в область коммуникации и рецептивной эстетики.

5. Художественный потенциал синестезии может быть целенаправленно применен в творческом процессе для усиления художественной выразительности и эстетической содержательности произведений искусства.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней показана общеэстетическая природа синестезии. Изучение этого феномена переводится из психологического в философско-эстетический план. Производится расширение представлений о феномене синестезии, о механизмах проявления синестезии в различных формах синтетических искусств, а также в явлении синтеза различных направлений искусства как эстетических феноменах.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут применяться для последующих исследований феномена синестезии и его проявления в художественной культуре и эстетике. Материалы настоящего исследования могут быть также использованы при составлении лекционных курсов по эстетике, философии культуры, психологии, искусствоведению и педагогике.

Диссертация может быть использована при изложении курса эстетики и истории русской философии Серебряного века, кроме того, материалы диссертации могут быть полезны для эстетиков и музыковедов, исследующих творчество А.Н.Скрябина.

Апробация диссертации. Диссертационное исследование прошло апробацию. Основные идеи и выводы диссертации изложены в 16 научных

публикациях общим объемом 13,7 печатных листа и были отражены в докладах на Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», «Н.К.Рерих и М.К.Чюрленис. К 130-летию со дня рождения» (СПб, СПбГУ, 2005), «X Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях в Санкт-Петербурге», «Истина и диалог: христианские ценности в культуре» (СПб, РХГА, 2010), «XI Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях в Санкт-Петербурге» (СПб, РХГА, 2011), Международной научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (СПб, СПб ГУП; 2011), Международной научно-практической конференции «Галеевские чтения» - «Прометей - 2012» (Казань, КГТУ им. А.Н. Туполева, 2012), Международной научной конференции «Проблемы культуры в Российской и Польской научной мысли» (СПб, СПбГУ, 2012).

Материалы диссертации используются в курсе «Психология и педагогика», читаемом на факультетах культуры и искусства в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, а также на факультете истории русской культуры в Санкт-Петербургском государственном университете Культуры и Искусств.

По материалам исследования опубликована монография «Звук и Цвет. Педагогика будущего - синтез искусств», а также научные статьи (из них 3 в изданиях, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки РФ) и материалы конференций.

Материалы диссертации были применены практически в комплексной учебной программе «Звук и Цвет», составленной автором и проводимой на занятиях со студентами Центра Искусств «Атриум» в Берлине (Германия) в 1996 году.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ и рекомендована к защите.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Библиографический список включает 202 наименования. Общий объем диссертации - 190 страниц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, дана оценка степени разработанности исследуемой проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, указаны его методологические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, указана апробация данной темы в научных публикациях, выступлениях на международных конференциях, а также применение материалов данного исследования в лекционной и семинарской практиках гуманитарных вузов, кроме того, отмечены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Феномен синестезии и его проявление в художественной культуре» даны основные определения и понятия, раскрывающие теоретические основы феномена синестезии, его характеристики и механизмы функционирования в художественной культуре. Выявлено, что явление синестезии, проявляющееся в многообразных синтетических формах искусства, а также как синтез искусств (синестезия искусств) имеет глубокие традиционные основания в истории философии и художественной практики, и в настоящее время требует моделирования новых принципов и методов изучения.

В первом параграфе «Феномен синестезии и его изучение в философии, психологии, лингвистике и литературоведении, искусствоведении и эстетике» определена периодизация изучения феномена синестезии, выявлены тенденции в отечественной и зарубежной науке в изучении данного феномена, уточнена характеристика природы

синестезии, дано определение феномена синестезии, выявлены механизмы функционирования синестезии в различных областях художественного опыта.

На основе анализа ряда исследований, относящихся к изучению феномена синестезии, установлено, что данное явление будучи эстетическим феноменом, опирается на способность человека к интермодальному ассоциированию, имеющую генетические корни на уровне физиологии и психологии.

Во втором параграфе «Синкретическая природа искусства Древнего Востока» раскрыты особенности древнего искусства, которые следует понимать не только как недифференцированность различных его видов -театра, музыки, поэзии, живописи, архитектуры и других, но и как неразрывную взаимосвязь искусства со всеми формами жизнедеятельности общества, то есть как неразрывное единство художественного, эстетического и общественного сознания. Указывается, что данное явление присуще ранним этапам развития человеческого общества, культуры и мышления. Для последующего развития культуры характерна все большая дифференциация ее элементов, изначально находящихся в органическом единстве.

Рассматривая проблему синестезии в культуре стран Древнего Востока, необходимо также отметить, что анализ феномена древнего музыкального искусства как онтологического и философского аспектов духовного опыта, позволяет сделать теоретические и практические выводы о том, что в учениях Древнего Востока звук является связующим звеном между сознанием и объектом, духовным и материальным, звук понимается как высшее лоно, причина всего, как мировое начало. В культуре Древнего Востока музыка изначально наделена онтологическим статусом, определяемым как инобытие бытия. Отсюда следует особая значимость музыкально-эстетической составляющей художественной культуры Древнего Востока, а также ее особое значение в последующие исторические периоды, вплоть до Нового времени.

Феномен синестезии в культуре Древнего Востока имеет близкое значение к понятию «гармония», в свою очередь имеющее близкий смысл к понятию «музыкальная гармония». В данном разделе синестезия рассмотрена на примере такого музыкально-эстетического феномена, как индийская para.

Третий параграф «Синтетическое искусство в Древней Греции» раскрывает исторические и эстетические аспекты проявления синтетических форм искусства в Древней Греции. Отмечается, что недифференцированность различных видов искусства сохраняется в период Античности, так же как и на более ранних этапах развития художественной культуры, в частности в период зарождения и развития искусства Древнего Востока.

В данном разделе отмечается, что практически все философские и музыкально-теоретические учения Древней Греции указывают на то, что музыкально-космогоническое мышление человека в античном мире выявляло необходимость следовать закону природы или закону всеобщей гармонии, на этой основе греческая философия создала античное учение о музыке, синтезировавшее в себе достижения музыкальной мысли Древнего Востока.

А.Ф.Лосев отмечал, что пифагорейское учение о числе относилось ко всему бытию — это учение о числах самих по себе, о богах как числах, о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и об искусстве как числе.

Согласно учению пифагорейцев вся вселенная и человек, есть число или совокупность чисел. Исходя из этого, красота возникает лишь там, где присутствует числовая гармония, а значит и искусство представляет собой также не что иное, как число или числовую структуру.

Под числами пифагорейцы понимали творческую мощь бытия, энергию жизни, происходящую от нерасчлененных, хаотических потенций к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму. Таким образом, именно числовая структура лежит в основе всей эстетики пифагорейцев.

К феномену синестезии имеет непосредственное отношение пифагорейское учение о числе, отражающее гармоническую целостность человека и 14

вселенной, а также античное учение о музыкальном мелосе, как его проявлении в этико-эстетической сфере.

В четвертом параграфе «Синтез искусств в западном средневековье» отмечается, что синкретическая нерасчлененность различных видов искусства в западном средневековье сохраняется так же, как и в Античности, основной причиной данного явления могут быть названы синкретические особенности сознания средневекового человека, сохраняющего нерасторжимое единство философии, мифологии, религии и искусства. Феномен синестезии наиболее явно выражен в музыкальном искусстве западного средневековья, называемым в данный период наукой о числе. Так в трактате «О музыке» Августин показывает, что всеобщая теория чисел позволяет выявить взаимосвязи всех видов искусства, разделяя их на «ремесленные», «механические» (живопись, скульптуру, архитектуру) и «свободные» (музыку, поэзию), и определяя гармонию принципом их взаимодействия на основе числовых соотношений ритма, при этом гармоничные соотношения определяли понятие красоты и вызывали чувства наслаждения у зрителей. Большой интерес представляет трактовка проблемы времени в философско-эстетической концепции Августина, что также имеет непосредственное отношение к феномену синестезии.

Большое значение для понимания явления синестезии как феномена целостного восприятия имеет учение Боэция о трех видах гармонии или трех видах музыки. В данном разделе также уделяется внимание философско-этетическим принципам Псевдо-Дионисия Ареопагита, которым была разработана теория символизма, нашедшая отражение в его трактате «Символическое богословие». Религиозно-философские представления Псевдо-Дионисия Ареопагита оказали значительное влияние на всю средневековую эстетику христианского Востока и Запада. В эстетике ХХ-ХХ1 веков они вновь приобретают актуальность в связи с повышением внимания к проблемам символа, знака и герменевтической интерпретации художественных текстов.

В пятом параграфе «Проблема синестезии в эстетике Византии и Древней Руси» раскрывается первостепенная значимость проблемы литургического образа или символа в византийской эстетике, на основе которой строился синтез искусств храмового действа, объединяющий архитектуру, иконопись, декоративные искусства, музыку, гимнографию, декламацию, организацию светового пространства и другие виды художественной деятельности.

Во второй главе «Светомузыкальные мистерии А.Н.Скрябина -новый эстетический феномен» анализируется музыкальная эстетика А.Н.Скрябина, в которой были заложены наиболее острые проблемы современной художественной культуры. К таким проблемам могут быть отнесены: открытие огромной значимости феномена синестезии для создания синтеза звуко-зрительных искусств; взаимодействие культурной традиции и новаторства; поиск новых форм и методов в искусстве, отражающих методологическую направленность неклассической эстетики. Вторая проблема, обозначенная в данной главе: открытие в Серебряном веке преображающей роли художественного творчества, его способности воздействия на многообразные сферы реальной действительности.

В данном разделе подчеркивается, что теургический и софийный принципы философии и искусства Серебряного века нашли свое предельное выражение в творчестве выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина.

В первом параграфе «Формирование принципов нового синтетического искусства в Серебряном веке» были рассмотрены основные особенности культуры Серебряного века, а также особенности формирования принципов нового синтетического искусства в этой исторической эпохе.

В данном разделе отмечается, что основу культуры Серебряного века составлял уникальный сплав религиозной философии, символизма и авангардных направлений в искусстве. Одним из ключевых аспектов, отражающих особенности культуры Серебряного века, был синтетизм как

основа философии, эстетики и искусства. Идея всеединства лежала в основе философской системы Вл.Соловьева и оказала значительное влияние на последующее, развитие русской философии и эстетики. Синтетические поиски в русском искусстве осуществлялись в нескольких направлениях. Прежде всего, это поиски нового универсального языка и новых средств выразительности, в этом отношении большую роль играли синестетические эксперименты символистов А.Белого, К.Бальмонта, Вяч.Иванова, А.Блока и др. Особое значение придавалось музыкальному искусству как наиболее универсальному и абстрактному, составляющему основу многообразных звуко-цветовых соотношений в искусстве. Символистами была также обозначена проблема создания идеального произведения искусства, которая была актуализирована Ф.Ницше и Р.Вагнером, а позднее была наиболее ярко выражена в музыкальном творчестве А.Скрябина.

Рассмотрена проблема открытия в Серебряном веке преображающей роли художественного творчества и его способности воздействовать на многообразные сферы реальной действительности. Указывается, что теургический и софийный принципы философии и искусства Серебряного века нашли свое предельное выражение в творчестве выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина. Теургические принципы в философии и искусстве рассматривали в своих работах Вл.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, Вяч.Иванов, А.Белый, В.Кандинский, М.Матюшин и др.

Во втором параграфе «Светозвуковые симфонии А.Н.Скрябина — музыкальный и эстетический феномен» раскрыты основные мировоззренческие принципы и философско-эстетическая концепция музыкального творчества А.Н.Скрябина, отражены попытки композитора реализовать собственные философские воззрения непосредственно в сфере искусства. В данном разделе исследования раскрыто философское содержание отдельных произведений, таких как симфоническая поэма «Прометей» и «Мистерия», в которых наиболее ярко выражены принципы синтетического мышления А.Н.Скрябина.

Представлены философские взгляды композитора на природу реальности, происхождение и эволюцию мира; рассмотрены его философские воззрения, касающиеся общих основ бытия, мировых процессов, взаимоотношения мира и человека, рассмотрены эсхатологические мотивы в творчестве А.Н.Скрябина. Наибольшее значение А.Н.Скрябин в своих поисках придавал проблеме феномена творчества, как фундаментальной деятельности человека. Выявлены представления композитора о природе творчества, его сущности и результатах, рассмотрены философские воззрения Скрябина, касающиеся проблемы личности художника-творца, определены основные черты творческой личности в понимании композитора, раскрыты представления композитора об идеальном произведении искусства.

Синтетическое мышление А.Н.Скрябина рассматривалось в общем контексте эстетики символизма Серебряного века. Раскрыты особенности творчества композитора как творчества теургического, выражающего мистические устремления русского символизма.

Сделан вывод о том, что синтетическое мышление А.Н.Скрябина, как одно из наиболее ярких явлений эстетики русского авангарда, во многом созвучно современным творческим исканиям.

В третьем параграфе «Синтетическое мышление А.Н.Скрябина и эстетика авангарда» отмечается, что особенности синтетического мышления А.Н.Скрябина, его эстетика синтеза были характерным явлением эпохи Серебряного века в целом. В данном разделе прослеживается синтетическая направленность философии и искусства, а также их влияние на эстетику авангарда, рассматриваемую на примере разных направлений искусства, в частности, на примере творчества В.Кандинского.

Таким образом, в данном исследовании творчество А.Н.Скрябина представлено в качестве своеобразного философско-эстетического явления, в котором выявлены вопросы, актуальные для современной художественной культуры, включая проблему синтеза искусств.

В третьей главе «Основные тенденции развития эстетики в XXI

веке» подведены итоги развития теоретического и экспериментального направлений эстетики XX века, а также обозначены направления формирования возможных моделей видовых взаимодействий искусства в художественной культуре XXI века, выявлены прогностические тенденции в развитии современного искусства и эстетики.

В первом параграфе «Синестететические аспекты анализа и интерпретации эстетического содержания художественных произведений» отмечается, что в начале XXI века перед эстетикой стоит проблема моделирования новых принципов и методов изучения современной художественной культуры, включая необходимость разработки современных подходов к анализу текстов «неклассического художественного пространства». Среди таких новых подходов к анализу и интерпретации произведений современного искусства могут быть названы методы «синестетической парадигмы», включающие в качестве своей составляющей субъективный элемент. Особую актуальность за последнее время приобретают методы синестетической интерпретации поли- и моносенсорных искусств, позволяющие выявить глубинные смыслы художественного произведения, а также учитывать особенности авторского и зрительского мировосприятия. В основе данных методов лежит явление синестезии, связанное с психологией восприятия. Синестезия проявляется в особенности межчувственных ассоциаций, тяготеющих к целостности восприятия окружающей действительности.

Синестетический анализ может быть элементом комплексного анализа художественного творчества, дополняя структурно-аналитические, семиотические, герменевтические и другие методологии, способствуя раскрытию семантической множественности интерпретаций произведений искусства, изучению стиля и художественных приемов как выразительных средств искусства.

Во втором параграфе «Экспериментальная эстетика и проблема синестезии» прослеживается развитие экспериментальной эстетики в XIX и XX веках, отмечается, что в настоящее время в связи с тенденциями

интеграции и синтеза, проявляющимися практически во всех областях культуры, наблюдается сближение «эстетики сверху» и «эстетики снизу», взаимодействие которых будет способствовать развитию комплексной методологии исследования художественной культуры в целом, а также уточнению и развитию современной теории эстетики. В этом отношении большое значение имеют исследования феномена синестезии и применение синестетических методов анализа произведений искусства.

Отмечается, что изучение проблемы синестезии может способствовать преодолению существующего в настоящее время разрыва между теоретической и экспериментальной областями современной эстетики.

В третьем параграфе «Прогностические тенденции развития современного искусства и современной эстетики» отмечается, что к началу XXI века пространство искусства постоянно расширяется, образуя все новые направления, виды и жанры, охватывая как реальное, так и виртуальное пространство и «эстетизируя» практически все сферы человеческой жизни. В условиях стремительно развивающегося информационного общества эстетика входит в новую фазу самоопределения и переосмысления классической эстетической теории.

К началу XXI века в современном искусстве наиболее отчетливо проявляются следующие тенденции: преобладание синтетических видов и форм, в том числе, синестезия искусств, появление новых пространственных видов искусства, например, ландшафтный дизайн, световая архитектура, многочисленные фестивали искусств, представляющие собой синтетическое художественное пространство. В современном «мультимедийном» пространстве необходимо рассматривать информацию, творчество и восприятие как целостный процесс, таким образом, изучение проблемы синестезии приобретает особое значение.

Сегодня продолжает возрастать роль экспериментальной эстетики, для которой проблемы восприятия, связанные с явлением синестезии особо важны. Выявляется необходимость возвращения к целостности или органичной

взаимосвязи теоретической и практической частей эстетики, о чем упоминал еще П.Флоренский.

Одной из наиболее важных тенденций, обозначенных в современной эстетике можно назвать тенденцию сближения этико-эстетических составляющих, ее образующих. Следующая тенденция - возрастание значения музыкальной эстетики, актуальность изучения особенностей музыкального мышления как одной из разновидностей синтетического мышления.

Сегодня происходит постепенная компьютеризация художественной культуры, сложно предвидеть, какие изменения она внесет в будущем в систему искусств. Появится новые внешние слои в схеме расширяющейся системы искусства, разработанной М.С.Каганом, а позднее Б.М.Галеевым, которая, одновременно будет еще сильнее сжиматься за счет объединяющей функции компьютеров как универсальной техники. Интерактивные технологии позволяют синтезировать любой звук и изображение, а также любые их сочетания, таким образом, синтез всех компонентов расширенной системы искусств осуществляется сегодня в мультимедийном пространстве, в некотором смысле имитирующим на новом уровне первоначальный синкретизм.

Пространство искусства постоянно расширяется, не распадаясь на отдельные художественные направления, так как сохраняет свою целостность их растущее системное множество за счет взаимодействия друг с другом, то есть, целостности, отражающей целостность человека и мира. Сегодня формируется новый художественный язык, использующий новые художественные и эстетические средства, появившийся в ходе развития нового синтетического типа культуры.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, даны основные теоретические обобщения и выводы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Монография

1. Московская C.B. [Конанчук C.B.] Звук и Цвет. Педагогика будущего -синтез искусств.: монография / С.В.Московская. — СПб: Изд-во «Типография Ивана Федорова», 1995, - 80 с. (7 п.л.)

Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, включенных в список ВАК Министерства образования и науки РФ:

2. Конанчук C.B. Эстетика и религиозно-философские смыслы Школы «Храмовая Стена» / C.B. Конанчук // Вестник РХГА: Научный журнал -Т. 11, Вып. 3,2012,-С. 170-177(0,8 пл.)

3. Конанчук C.B. Теургическая эстетика А.Н. Скрябина как прообраз нового искусства / C.B. Конанчук // Вестник ЛГУ имени А.С.Пушкина, Научный журнал - Т. 2, № 2, Философия, 2012, - С. 149-156 (0,8 пл.)

4. Конанчук C.B. Проблема синестезии в контексте экспериментальной эстетики / C.B. Конанчук // Вестник ЛГУ имени А.С.Пушкина, Научный журнал -Т. 2, № 2, Философия, 2013, - С. 116-124 (0,8 п.л.)

Статьи, опубликованные в научных изданиях:

5. Конанчук C.B. Практические аспекты рисования звуком и цветом в детском творчестве / C.B. Конанчук // «Прометей - 2000» (о судьбе светомузыки на рубеже веков): Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: Фэн, 2000, - С. 167-169 (0,3 пл.)

6. Московская C.B. [Конанчук C.B.} Рисование Звуком и Цветом - практический путь расширения сознания и развития пространственного мышления в детском творчестве / C.B. Московская // Музей — Институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга: 1-ая Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», - СПб: Изд-во СПбГУ, 2002, - С. 140-145 (0,5 пл.)

7. Конанчук C.B. Синтез искусств как инновационный метод построения семинарских занятий для студентов гуманитарного вуза / C.B. Конанчук // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 24 октября 2008 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008, - С. 96-97 (0,2 пл.)

8. Московская C.B. [Конанчук C.B.] «Звук и Цвет» - новая дисциплина в высшей и средней школе / C.B. Московская // Синестезия: Содружество чувств - синтез искусств: Материалы Международной научно-практической конференции 3-8 ноября 2008 г. - Казань: Изд-во КГТУ им.А.Н.Туполева, 2008,-С. 257-259 (0,3 пл.)

9. Конанчук C.B. Применение метода синтеза искусств в гуманитарном вузе- лаборатория современной эстетики / C.B. Конанчук // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XIV Международной научно-практической конференции 24 октября 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009, - С. 151-152 (0, 2 пл.)

10. Конанчук C.B. К проблеме развития творческого мышления студентов / C.B. Конанчук, Н.И. Григорьева // Социальная работа: проблемы и перспективы: Материалы III Международной научно-практической конференции 16 апреля 2009 г. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2009, - С. 65-67 (0,2 пл. авт.)

11. Московская C.B. [Конанчук C.B.] Синестезия и синтез искусств как одна из проблем современной эстетики / C.B. Московская // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «Прометей-2010» - Казань: Изд-во КГТУ им.А.Н.Туполева, 2010, - С. 132 -135 (0,5 пл.)

12. Конанчук C.B. К вопросу о формировании научно-исследовательской компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля в сфере современной эстетики / C.B. Конанчук // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XV Международной научно-методической конференции 29 октября 2010 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, -С. 175-176 (0,2 пл.)

13. Конанчук C.B. Синтез искусств в педагогическом процессе - предметное поле современной эстетики / C.B. Конанчук // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XVI Международной научно-методической конференции 28 октября 2011г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, - С. 140 (0,2 п.л.)

14. Конанчук C.B. Теургическая эстетика А.Н.Скрябина и проблемы современного искусства / C.B. Конанчук II Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «Прометей-2012», Казань: Изд-во КГТУ им.А.Н.Туполева, 2012, - С. 84-89 (0,7 пл.)

15. Конанчук C.B. Кшиштоф Пендерецкий и музыкальная эстетика XX века / C.B. Конанчук // Studia culturae, Научный альманах кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра изучения культуры СПбГУ -Вып. 16, Спб.: Изд-во СПбГУ, 2013,- С. 70-75 (0,6 пл.)

16. Конанчук C.B. Проблема синестезии в контексте современной эстетики / C.B. Конанчук // Актуальная эстетика - I: Тезисы докладов межвузовского научного форума 10-11 октября 2013 - СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2013, - С. 11-12 (0,3 пл.)

Подписано в печать 18.01.2014г. Формат А5, Цифровая Печ. л. 1.5

Тираж 120 шт. Заказ №3 печать

Отпечатано в ЦОП «Копировальный Центр Василеостровский» Россия, Санкт-Петербург, В.О., 6-линия, д.29. Тел./факс: 328-61-84 e-mail: vs@eopy.spb.ru

 

Текст диссертации на тему "Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

04201456099

На правах рукописи

КОНАНЧУК СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА СИНЕСТЕЗИИ И СИНТЕЗ ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКЕ

Специальность 09.00.04 - эстетика

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор В.В.Прозерский

Санкт-Петербург 2013

Оглавление

Введение.........................................................................................................................3

Глава 1. Феномен синестезии и его проявление

в художественной культуре.....................................................................................12

1.1. Феномен синестезии и его изучение в философии,

психологии, лингвистике и литературоведении, искусстве и эстетике.................12

1.2. Синкретическая природа искусства Древнего Востока....................................27

1.3. Синтетическое искусство в Древней Греции.....................................................45

1.4. Синестезия и синтез искусств в западном средневековье................................58

1.5. Проблема синестезии в эстетике Византии и Древней Руси...........................72

Глава 2. Светомузыкальные мистерии А.Н.Скрябина - новый эстетический феномен..............................................................................................94

2.1. Формирование принципов нового синтетического искусства

в Серебряном веке.......................................................................................................94

2.2. Светозвуковые симфонии А.Н.Скрябина - новый

музыкально-эстетический феномен.........................................................................101

2.3. Синтетическое мышление А.Н.Скрябина и эстетика авангарда...................106

Глава 3. Основные тенденции развития эстетики в XXI веке.......................115

3.1. Синестетические аспекты анализа и интерпретации

эстетического содержания художественных произведений.................................115

3.2. Экспериментальная эстетика и проблема синестезии ...................................131

3.3. Прогностические тенденции развития современного искусства

и современной эстетики............................................................................................143

Заключение...............................................................................................................171

Список литературы.................................................................................................174

Введение

Актуальность темы исследования. Постоянно возрастающий за последние десятилетия интерес к проблеме синестезии, появление значительного числа работ, посвященных изучению различных форм синестезии, которые проявляются, прежде всего, в художественной культуре, указывает на необходимость перехода от накопления и осмысления научного опыта к выявлению концептуальных основ, без изучения которых невозможно теоретическое обоснование специфики синестезии, определение ее значения и роли в современной эстетике. Особенность синестезии заключается в том, что это явление проявляется в художественной культуре, прежде всего, как тенденция синтеза и интеграции разных видов искусства, появление в искусстве новых синтетических форм, что приводит к становлению принципиально нового типа культуры. В тоже время, синестезия -это психический феномен, свойственный человеку в той или иной степени. Именно поэтому интерес к синестезии проявляется в разных областях науки: философии, психологии, лингвистике и литературоведении, искусствоведении и эстетике. В настоящее время обозначилась следующая тенденция развития проблемы синестезии - выходя за пределы интересов отдельных наук, пересекая границы разных синтетических искусств, данная проблема постепенно становится общеэстетической.

Синтез искусств, опирающийся на синестезию, имеет глубокие традиции в истории художественной практики и является особо значимым для современности. В исследовании выявлена необходимость моделирования новых принципов и методов изучения современной художественной культуры, а также необходимость в разработке современных подходов к анализу текстов «неклассического художественного пространства», требующих применения дополняющих методов «синестетической парадигмы», включающих в качестве своей составляющей субъективный элемент.

В данном диссертационном исследовании рассматривается новая

синестетическая методика анализа художественных произведений, основанная на понимании синестезии как важнейшего компонента целостной художественной системы и одного из основных принципов эстетического мышления.

Современные исследования позволяют установить, что синестезия - не только психический феномен, но и художественное средство, формирующее эстетическое содержание произведения искусства. Важно отметить, что феномен синестезии раскрывает одновременно и смысл, и значение произведения искусства, заключая в себе семантическую множественность его интерпретаций, символический смысл его поэтики, выявляя одновременно стиль и приемы как выразительные средства конкретного произведения искусства. Таким образом, синестезия представляет собой одну из главных эстетических характеристик произведения искусства.

В настоящее время в науке существуют различные мнения о механизме синестезии, не изучены эстетические функции синестезии в отдельных произведениях искусства и в художественной практике в целом, что является одной из наиболее важных проблем современной эстетики.

Настоящее диссертационное исследование может способствовать восполнению пробела в изучении проблемы синестезии в современной эстетике, а также послужить основой для дальнейших междисциплинарных исследований феномена синестезии и его функционирования в художественной культуре.

Степень научной разработанности темы.

Впервые осмысление феномена синестезии начинается с изучения основ теории ощущений, изложенных в трудах философов античности. Натурфилософский период изучения синестетических особенностей восприятия связан с трудами Эмпедокла, Демокрита и Аристотеля, который выдвинул предположение о физиологическом синкретизме ощущений.

Большую роль в исследовании проблемы синестезии внесли труды философов-сенсуалистов - Т.Г.Гоббса, Дж.Локка и Д.Юма.

Особое значение для данной работы имеют изыскания Э.Б.Кондильяка,

указавшего на единую природу всех видов ощущений и неразрывную связь между ними, а также труды философов-просветителей Д.Дидро и Г.Гердера, в которых рассматривались проблемы, связанные с феноменом синестезии.

Значительный вклад в развитие теории ощущений внес И.Кант, высказав предположение об общности чувств и ассоциативных особенностях восприятия.

Следующим значительным шагом в изучении проблемы синестезии были труды философов П.А.Флоренского и А.Ф.Лосева, обосновавшего взаимосвязь феномена синестезии с особенностями мифопоэтического мышления.

Большой вклад в изучение синестезии внесли многочисленные труды представителя философии суфизма, музыканта и композитора Х.И.Хана.

Особую значимость для исследования феномена синестезии имеют работы французских философов М.Мерло-Понти, представляющего феноменологическо-экзистенциалистское направление и философов-постмодернистов Ж.Бодрияйра и Ж.-Ф.Лиотара.

Научный этап изучения синестезии в психологии начался с конца XIX века и продолжается по настоящее время. Среди наиболее значимых работ могут быть названы труды И.Мюллера, Ч.Белла, А.Прохазки, Г.Гельмгольца, Э.Вебера. Значительный вклад в изучение особенностей восприятия внесли русские физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, труды которых послужили основой для современных исследований феномена синестезии.

Большой вклад в изучение синестезии внесли также труды К.Прибрама, Р.Джакендоффа, П.Гэрденформа, П.Гроссенбахера и других исследователей.

В начале XX века начался новый этап в изучении синестезии. Основными исследователями синестезии на этом этапе могут быть названы психологи Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Ф.Петренко, П.В.Яншин, Р.Аткинсон, Г.В.Расников, Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, С.В.Воронин, А.И.Бардовская, Э.А.Кузнецова.

Изучение синестезии в лингвистике началось в конце XIX века в связи с появлением работ Г.Пауля, М.Бреаля, Д.Стерна, К.А.Аллендорфа, К.Петерсона. Из отечественных исследователей большое значение имеют работы А.А.Потебни,

М.Я.Сабанадзе, Р.З.Миллер-Будницкой, Н.А.Кожевниковой, Ф.И.Буслаева, Н.Д.Арутюновой, А.И.Бардовской.

В настоящее время наиболее распространенной является метафорическая концепция синестезии, представленная в работах Г.Пауля, С.Ульмана, С.В.Воронина, А.Н.Веселовского, В.Г.Гака, Б.Уорфа, Х.Кронассера, Л.Маркса и др.

В эстетике впервые проблема синестезии была рассмотрена в трудах А.Ричардса и Ч.Огдена при определении природы эстетической ценности. Воззрения А.Ричардса и Ч.Огдена получили оценку в трудах В.В.Прозерского, Л.Н.Столовича, И.В.Клюевой.

Проблема красоты во взаимосвязи с феноменом синестезии рассматривалась в трудах П.А.Флоренского, Е.Г.Яковлева, В.Н.Филатова, А.М.Федь, А.А.Оганова, А.С.Мигунова, Б.Уорфа, Ж.-Ф.Лиотара и др.

Большое значение для изучения феномена синестезии в области эстетики и искусствоведения имеют труды Б.М.Галеева, который относит это явление к особым формам невербального метафорического мышления, связанного с ассоциативными процессами. Подобное мнение разделяют И.Л.Ванечкина, Е.А.Елина, И.Р.Абдулин, Ю.В.Серебрякова, А.В.Житков, А.А.Оганов и др., в то время как Э.В.Комина считает, что механизмы синестезии имеют более глубокие основания, чем аналогия, Р.Цитович полагает, что синестезия имеет физиологические основы и непроизвольный характер. Наиболее перспективными для дальнейших исследований феномена синестезии можно считать интегративные подходы, раскрытые в трудах Н.П.Коляденко.

В области искусства на феномен синестезии ученые обратили внимание в связи с поэтическими экспериментами Ш.Бодлера, А.Рембо, Э.Т.А.Гофмана, затем в связи с синтетическими поисками поэтов Серебряного века А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта, В.Хлебникова, И.Анненского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, и др. Позднее феномен синестезии был исследован в прозаических произведениях В.Г.Короленко, М.Горького, М.Шолохова, А.Чехова, В.Набокова и др.

Наиболее исследовано в отношении синестезии творчество композитрорв Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина и О.Мессиана и др. Наибольший вклад в исследование синестезии в музыкальном искусстве внесли И.Л.Ванечкина, Н.П.Коляденко, М.С.Заливадный и др.

Перечисленные работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований феномена синестезии и его проявления в художественной культуре.

В итоге историографического обзора следует отметить, что феномен синестезии к настоящему времени наиболее глубоко исследован в области философии, психологии и литературоведения, в то время как в эстетике данное явление остается мало изученным.

Объект исследования: феномен синестезии в его многообразных проявлениях в художественной культуре.

Предмет исследования: эстетическая роль и особенности функционирования феномена синестезии в художественной культуре.

Цель диссертационного исследования проанализировать значение феномена синестезии для современной эстетики в ее историческом развитии.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Осмысление теоретико-методологической базы исследования феномена синестезии в философии, психологии, эстетике и художественной культуре.

2. Выявление и исследование фактов проявления синестезии и элементов синтеза искусств в мировой художественной культуре.

3. Определение эстетической роли синестезии в формировании синтетических форм искусства, а также в формировании эстетического содержания произведений искусства.

4. Обозначение направления формирования возможных моделей видовых взаимодействий искусства в художественной культуре XXI века.

5. Обозначение прогностических тенденций в развитии современного искусства и эстетики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных учёных по вопросам синестезии, а также взаимосвязи и взаимодействия философии и искусства. Наиболее значимыми являются работы, посвященные исследованиям синестезии в философии (П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, Х.И.Хан, и др.), в психологии (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.В.Яныиин и др.), музыковедении (И.Л.Ванечкина, Н.П.Коляденко, М.С.Заливадный и др.), лингвистике (Н.Д.Арутюнова, Т.Б.Агалакова, В.Г.Гак, А.И.Бардовская и др.), эстетике (А.Ричардс, М.С.Каган, В.В.Прозерский, Б.М.Галеев и др.).

Методы исследования обусловлены целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. Решение задач, обозначенных в диссертации, требует применения междисциплинарного подхода к исследованию, базирующегося на историко-культурной, философской и эстетической методологиях. В работе осуществляется комплексный, системный методологический подход к исследованию темы: одновременно исторический и философско-эстетический.

В качестве дополнительных методов исследования применялись: сравнительно-исторический метод, искусствоведческий метод, метод интерпретации и интегративный метод.

Ведущим был выбран философско-эстетический метод изучения материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые:

1. Проблема синестезии рассмотрена с позиции теории и истории эстетики на основе исследования проявлений данного феномена в разных синтетических формах искусства.

2. Осуществлен философско-эстетический анализ синестезии в контексте мировой художественной культуры.

3. Выявлена эстетическая роль феномена синестезии в формировании эстетического и художественного сознания в целом, а также ее роль в формировании эстетического содержания отдельных произведений

искусства.

4. Определены эстетические функции синестезии в произведениях мировой художественной культуры.

5. Осуществлено уточнение природы синестезии и дано определение этого феномена в эстетике.

6. Доказана особая значимость феномена синестезии для эстетических исследований.

7. Подготовлено научное обоснование введения синестезии в систему эстетики в качестве одной из общеэстетических категорий.

8. Показаны основные тенденции развития современного искусства и эстетики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синестезия выполняет важнейшую эстетическую функцию, в том числе символическую, участвуя в процессах художественного обобщения и формирования эстетического содержания произведений искусства.

2. Особенность синестезии заключается в том, что это явление представляет собой психофизический феномен и одновременно относится к одним из важнейших поэтических средств художественной системы в целом и к особому типу эстетического мышления.

3. Применение синестетических подходов к анализу эстетического содержания художественных произведений позволяет раскрыть семантическую множественность их интерпретаций, символический смысл их поэтики, особенности стиля и художественных приемов как выразительных средств искусства.

4. Экспериментальное изучение художественного текста с точки зрения семиосферы музыки, живописи, архитектуры и других видов искусства выводит проблему синестезии в область коммуникации и рецептивной эстетики.

5. Художественный потенциал синестезии может быть целенаправленно применен в творческом процессе для усиления художественной выразительности и эстетической содержательности произведений искусства.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней показана общеэстетическая природа синестезии. Изучение этого феномена переводится из психологического в философско-эстетический план. Производится расширение представлений о феномене синестезии, о механизмах проявления синестезии в различных формах синтетических искусств, а также в явлении синтеза различных направлений искусства как эстетических феноменах.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут применяться для последующих исследований феномена синестезии и его проявления в художественной культуре и эстетике. Материалы настоящего исследования могут быть также использованы при составлении лекционных курсов по эстетике, философии культуры, психологии, искусствоведению и педагогике.

Диссертация может быть использована при изложении курса эстетики и истории русской философии Серебряного века, кроме того, материалы диссертации могут быть полезны для эстетиков и музыковедов, исследующих творчество А.Н.Скрябина.

Апробация диссертации. Диссертационное исследование прошло апробацию. Основные идеи и выводы диссертации изложены в 16 научных публикациях общим объемом 13,7 печатных листа и были отражены в докладах на Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», «Н.К.Рерих и М.К.Чюрленис. К 130-летию со дня рождения» (СПб, СПбГУ, 2005), «X Свято-Троицких ежегодных международны�