автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Маслова, Елена Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маслова, Елена Витальевна

Введение

Глава 1. Проблема коэволюции в рамках современного философского мировоззрения

1.1. Концепция коэволюции как философское осмысление современной биологии

1.2. Противоречия природы и общества: коэволюционный анализ.

1.3. Социально-философское содержание концепции коэволюции.

Глава 2. Социально-философский анализ идеи коэволюции в образовании

2.1. Образовательное значение социальнофилософского смысла идеи коэволюции.

2.2. Коэволюционные принципы организации образовательного процесса

2.3. Проблемы отбора содержания образования в соответствии с коэволюционной идеей.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Маслова, Елена Витальевна

Актуальность исследования проблемы социально-философского смысла концепции коэволюции и применения его к содержанию образования определяется особенностями современного этапа развития цивилизации. Масштабы деятельности человека и антропогенное воздействие на природу столь очевидны, что осознается кризисность современной цивилизации во всех сферах: социальной, экологической, духовной, физической. Человек утрачивает чувство благоговения перед природой, идет на разрыв с ней, разрушая и себя. При этом происходит духовное обеднение, внутренняя дисгармония, обессмысливание человеческого существования. Единственным выходом из сложившейся ситуации видится поиск путей, обеспечивающих коэволюцию природы и общества. Признание факта всестороннего кризиса позволяет говорить о необходимости формирования нового миропонимания, нового -экологического - мышления.

Взаимосвязь социальных проблем и проблем биосферы, обусловленная единством природы и человека, требует и единой концепции в решении социальных задач и задач по предотвращению разрушения биосферы. В роли такой концепции и выступает концепция коэволюции, включающая в себя естественнонаучные исследования явлений, протекающих в биосфере, а также способствующая выявлению общих черт мирового эволюционного процесса, охватывающего и общественное развитие.

Мы представляем коэволюцию как сопряженное взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого. Коэволю-ционный подход выявляет те системы, которые сопряжены, взаимно адаптированы. Сопряженность способствует не только сохране4 нию имеющейся целостности, но и приводит к становлению новой целостности. Идея коэволюции является одним из важнейших обобщений в современных онтологических представлениях, ее универсальность заключается в том, что она характеризует взаимодействие не только материальных, но и идеальных систем, акцентирует внимание на корреляции эволюционных изменений.

Выявление значения коэволюционных процессов зависит от того смысла, который мы вкладываем в понимание природы. Если рассматривать природу как весь мир в многообразии его форм и взаимоотношений, то явление коэволюции, на наш взгляд, неотъемлемая часть этого мира, определяющая целостное функционирование материи. Наибольшее распространение понятие коэволюции получило в формулировке проблемы коэволюции природы и общества. В системе исторически меняющихся отношений человека и общества к природе важна трактовка природы как естественных условий существования человечества. В этом контексте возможно рассматривать проблему коэволюции общества и природы как двух систем и в то же время как отношения двух частей одной системы - материального мира. Такое понимание коэволюции уточняет обязательность сосуществования коэволюционирующих систем и предполагает нахождение путей реализации механизмов коэволюции. Понимание природы как внутренней основы человека предполагает использование понятия коэволюции для изучения сущности человека в единстве всех его составляющих. Если природа - объект естествознания, то коэволюционные процессы требуют конкретно-научного изучения и установления границ применимости понятия коэволюции.

Коэволюционный подход как общее философское основание позволяет плодотворно использовать возможности различных наук э

- педагогики, психологии, этологии, естествознания, включая экологию, - для построения процесса формирования нового мировоззрения. Ситуация в современном образовании характеризуется потребностью в педагогических и философских идеях, способных составить интеллектуальную основу для глубокой реконструкции школы. Широкое распространение коэволюционного подхода и возможность его использования в различных областях науки дает нам уверенность в продуктивности применения социально-философского смысла идеи коэволюции к пониманию особенностей образовательного процесса на рубеже веков. Один из способов изменения содержания образования в решении проблемы существования цивилизации - ориентация на идею коэволюции. Она может быть выражена через широкое понимание процессов интеграции в содержании образования; изменение акцентов в сторону биоцентризма и экологизации; повышение роли обобщающих идей; усиление процессов гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного образования; понимание ученика как результата и участника коэволюционого процесса, индивидуализацию и валеологиза-цию образования. Кроме того, коэволюционный подход может явиться методологическим основанием целенаправленной организации процесса формирования педагогической культуры учителя. Он предполагает изменение способа мышления, ориентирует на поиск новых путей понимания и осмысления сопряженных процессов и явлений, признает биосоциальную сущность человека и активное влияние среды на развивающуюся личность. Отражением коэволюционного подхода в педагогике является движение к идеалам сотрудничества, личностно ориентированной, гуманистической педагогике. 6

Степень разработанности темы.

Современное состояние взаимоотношений природы и общества отражено в трудах ученых, разрабатывавших философско-методологические вопросы социальной экологии и экологической этики: Г.С.Батищева, И.И.Будыко, Л.И.Василенко, Ф.И.Гиренка, Э.В.Гирусова, А.А.Горелова, Г.С.Гудожника, Г.А.Давыдовой, М.М.Камшилова, В.П.Казначеева, А.В.Кацуры, И.В.Крутя, В.А.Лося, Н.Н.Мамедова, И.Т.Фролова, Г.С.Хозина, А.Т.Шаталова, Е.Н.Шульги и др.

В качестве базовых социально -философских исследований процесса образования следует назвать работы А.П.Валицкой, Б.С.Гершунского, С.И.Гессена, О.В.Долженко, Р.С. Карпинской, В.В. Краевского, И.К. Лисеева, Д.Г. Левитеса, О.Ю.Марковой, А.П.Огурцова, В.М.Розина, П.Ю.Уварова, В.М.Шадрикова, П.Г. Щедровицкого, И.П.Яковлева, и других ученых.

Среди философов, непосредственно поднимающих проблему коэволюции, отметим Р.С.Карпинскую, В.А.Кутырева, И.К.Лисеева, Н.Н.Моисеева, А.П.Огурцова. В исследовании отражены ноосферные идеи В.И.Вернадского, видных зарубежных ученых (Б.Коммонер, Ю.Одум, П.Тейяр де Шарден, А.Печчеи), а также современные достижения естествознания, в частности, ориентированные на проблемы развития общества и природы с точки зрения их самоорганизации (И.Пригожин, И.Стенгерс, М.В.Волькенштейн, Н.Н.Моисеев и др.)> их философско-методологические осмысления в работах современных философов (Л.И.Василенко, А.А.Горелов, А.М.Миклин, А.С.Мамзин, А.А.Крушанов, Г.И.Рузавин, Е.Н.Шульга).

Роль коэволюции в биологических системах наиболее полно раскрыта в монографии С.Н.Родина «Идея коэволюции». Автор 7 рассматривает коэволюционно обусловленные процессы, протекающие на разных уровнях жизни, и доказывает, что только с помощью коэволюционного подхода можно разобраться в проблеме возникновения взаимно адаптивных систем.

В ряде работ предпринята попытка показать теоретическое значение идеи коэволюции в исследовании биосферы. Становится все более очевидным, что дальнейшие мероприятия по сохранению биосферы зависят не только от реализации природоохранных программ, но также от уточнения теоретических представлений о сущности взаимоотношений природы и общества. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в разработке многочисленных проблем экологии, увеличивается число работ по глобальной, социальной экологии, экологии человека.

В работе «Философия природы: коэволюционная стратегия» авторы (Р.С.Карпинская, И.К.Лисеев, А.П.Огурцов) представляют целостную концепцию коэволюции, позволяющую рассматривать разрозненные исследования и их результаты на единой теоретической основе. Они применяют понятие коэволюции к социобиологии, гносеологии, к развитию различных сфер культуры. Формулируя принципы коэволюционной стратегии, авторы расшифровывают ее как выражение философии природы. Возрождение философии природы и ее модернизация заключаются в применении идей и принципов коэволюционного подхода к широкому кругу эволюционных проблем: к эволюции биологических видов, к исследованию проблем глобального развития, при анализе сопряженной биологической и культурной эволюции, взаимосвязи в историческом развитии естественнонаучных и философских знаний. Особо важную роль новое понимание философии природы призвано сыграть в образовании. Изменение образования оказывается в зависимости от пони8 мания особенностей эволюции современного знания, а также от использования более высоких уровней обобщения, непосредственно выводящего к размышлениям о картине мира, об образе природы в целом.

Необходимо отметить также диссертационные исследования, посвященные коэволюционной проблематике. Их авторы используют содержание данной концепции в качестве методологически обоснованного подхода к анализу естественнонаучного и социогу-манитарного знания, выявляют мировоззренческую роль коэволю-ционного подхода в процессе гармонизации природы и общества, обосновывают ответственность человека в процессе самоорганизации природы и общества как основы природной и социальной эволюции, исследуют становление коэволюционного взаимодействия природы и общества в условиях возрастающей антропогенной нагрузки.

В исследовании Е.В.Орлова «Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников» определены условия успешного протекания процесса становления экологической культуры, которые связаны с формированием у детей таких способов жизнедеятельности, которые ориентируют на ценности коммуникативного сотрудничества, единства человека и природы. Сделан вывод о том, что коэволюционный подход является наиболее адекватным концептуальным основанием для теоретического анализа и практической организации такого сложного процесса, как формирование экологической культуры школьников.

Изучение литературы, раскрывающей проблему коэволюции, показывает принципиальную возможность, но недостаточную разработанность проблемы определения места и роли концепции коэволюции в социально-философском анализе. В связи с этим важ9 ным является обнаружение коэволюционных закономерностей в философских, религиозных, частнонаучных теориях, раскрытие социально-философского смысла концепции коэволюции.

Социальная философия XX века представляет собой множество направлений, охватывающих различные стороны общественной жизни. Поиск социально-философских закономерностей характерен для формирующейся философии образования. Новая образовательная парадигма учитывает коэволюционную направленность явлений, однако есть пробелы в выявлении коэволюционных закономерностей образовательного процесса, недостаточно исследовано использование методологической роли концепции коэволюции в формировании мировоззрения, не определено образовательное значение социально-философского смысла концепции коэволюции. Указанные особенности определили тему диссертационного исследования - "Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции".

Основная цель работы - обоснование образовательного значения социально-философского смысла идеи коэволюции. В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

- выявление научно-теоретических и социально-философских корней концепции коэволюции;

- анализ коэволюционных аспектов взаимодействия биологического и социального;

- раскрытие методологической роли социально-философского смысла концепции коэволюции в современном мировоззрении;

- определение роли концепции коэволюции в философии образования;

- обоснование направлений применения социально-философского смысла концепции коэволюции в образовании.

10

Объектом исследования является социально-философское содержание идеи коэволюции.

Предмет исследования - образовательное значение социально-философского смысла идеи коэволюции.

Методологические основания исследований.

Методологией исследования является диалектический метод, системный подход, принцип историзма и базисные принципы социальной философии. Метод сравнительно-исторического анализа используется для изучения коэволюционной проблематики в естественных науках и философских учениях. Применение теоретических методов, опирающихся на достижения частных наук, способствует выявлению наиболее общих закономерностей и тенденций в развитии взаимоотношений природы и общества конца XX века, а также возможности достижения ими состояния коэволюции. Системный подход ориентирует на изучение целого в коэволюционной взаимосвязи и взаиморазвитии частей.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, ее актуальностью в решении социально-философских вопросов.

Анализ социально-философских корней общенаучного значения идеи коэволюции позволяет заключить, что биологически обоснованная философская концепция становится основой современного мировоззрения, для которого характерно понимание целостности природы и необходимости обеспечения коэволюционного сосуществования природы и общества.

Выявлена методологическая роль концепции коэволюции в современном социальном познании. Впервые рассмотрено и обосновано применение социально-философского смысла концепции коэволюции в образовании. Определены механизмы, соединяющие и данную общефилософскую идею с конкретной образовательной практикой.

Предложены направления применения коэволюционного подхода к организации процесса и содержания образования:

1. При организации совместной деятельности образовательных учреждений по формированию мировоззрения, отражающего социально-философский смысл идеи коэволюции;

2. В решении проблемы отбора содержания школьного естественнонаучного образования с учетом коэволюционно протекающих процессов в природе и обществе;

3. В процессе повышения квалификации учителей через формирование мировоззрения с целью понимания педагогами необходимости коэволюции природы и общества, а также путем организации таких форм обучения, которые раскрывают взаимозависимость сопряженных систем "учитель-ученик", "ученик-природа", "природа-общество", представляя ученика результатом коэволюции, признавая биосоциальную сущность человека и активное влияние среды на развитие личности.

В результате обоснования образовательного значения социально-философского смысла идеи коэволюции в формировании мировоззрения и в содержании образования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

1. Концепция коэволюции, являясь естественнонаучной по происхождению, приобрела характер обобщающей идеи и имеет важное философско-методологическое значение для формирования новой мировоззренческой парадигмы.

2. Концепция коэволюции может быть применена для социально-философского анализа образования с целью определения новых требований к нему с позиций современности.

12

З.Коэволюционный подход является философскометодологическим основанием целенаправленной организации процесса и содержания образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определена методологическая база для построения процесса и содержания образования в соответствии с теми научно-философскими тенденциями, которые становятся господствующими на рубеже веков. Кроме того, предложены некоторые конкретные направления применения социально-философского смысла концепции коэволюции, которые могут быть использованы в практике образовательных учреждений как при организации, так и при отборе содержания и методики преподавания отдельных дисциплин.

Применение социально-философского смысла коэволюционного методологического подхода перспективно в структурировании школьной биологии, что может быть использовано авторами программ, учебников, учителями и методистами, которые понимают необходимость философско-методологической перестройки современного образования.

Практически значимым является применение коэволюционного подхода при составлении образовательных программ повышения квалификации учителей и преподавателей; эти программы предполагают конструктивно - моделирующую деятельность педагога по самостоятельному отбору и конструированию содержания образования.

Апробация работы.

Общие направления исследований и варианты постановки проблемы применения социально-философского смысла идеи коэволюции к образовательным системам были представлены на региональных, межрегиональных, международной конференциях:

13

Вторые Погодинские чтения" (1998г.), "Учитель XXI века" (1999г.), "Ребенок и Север" (1999г.), "Современные проблемы высшего образования" (2001г.) в г. Мурманске, "Качество образования: содержание и управление" (2001г.) в г. Североморске, "Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в XXI веке" (2000г.) в г. Санкт-Петербурге.

Коэволюционный подход в формировании мировоззрения школьников реализован в проведении эксперимента "Отбор оптимальных форм организации экологического образования" на базе образовательных учреждений г. Мурманска. Идея коэволюции человека и природы использована в качестве методологической основы при разработке программы спецкурса "Человек и Север" для основной школы.

Социально-философский смысл концепции коэволюции применяется в качестве методологического подхода при организации процесса повышения квалификации учителей в системе дополнительного образования, что нашло отражение в содержании и методике проведения занятий в соответствии с образовательной программой повышения квалификации учителей и преподавателей биологии, в учебной программе для педагогов других специальностей по эко-лого - валеологической подготовке в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования.

По теме диссертации опубликованы материалы, статьи, тезисы.

14

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции"

Выводы к главе 2.

Образовательное значение социально-философского смысла концепции коэволюции заключается в раскрытии объективных закономерностей развития образовательной сферы. В то же время, социально-философский смысл концепции проявляется в обраще

117 нии к образовательным структурам. Существуют коэволюционные взаимодействия внутри системы образования. Это отношения субъекта и условий образовательной среды: субъект-субъектные отношения ученика и учителя, субъект-объектные между учеником и содержанием образования и т. п.

Важнейшее значение имеет ориентация на коэволюционную идею при формировании мировоззрения, основанного на понимании сопряженности процессов и явлений, целостности мира, включенности социального развития в единый процесс эволюции. Плодотворно использование концепции коэволюции и коэволюционного методологического подхода при определении содержания образования. Социальной адаптации способствует такой отбор содержания образования, который позволяет целостно представить коэволюционные закономерности междисциплинарных исследований. Коэволюционное объединение усилий педагогов различных образовательных учреждений, при котором интеллектуальное развитие личности сопряжено с развитием практико-исследовательских навыков в разных образовательных учреждениях, способствует становлению планетарного мышления.

Для формирования научной картины мира необходимо такое содержание естественнонаучного и гуманитарного образования, которое основывается на обобщающих идеях. Одной из них может быть идея коэволюции, раскрывающая взаимосвязь и взаиморазвитие всех природных и общественных процессов, биологического и социального в человеке.

Коэволюционный подход, применяемый к процессу отбора содержания образования, реализуется через новое понимание межпредметных связей, интеграции школьных предметов, регионализации образования. Целостность окружающего мира раскрывается

118 с помощью коэволюции наук, понимаемой как взаимодополняющее развитие всех естественнонаучных, а также гуманитарных направлений.

Взаимообуславливающее появление научных идей не только характеризует развитие науки, но может быть основой для истори-ко-научного подхода к определению содержания образования, усвоению норм научной и человеческой этики, биоэтики.

Раскрытие коэволюционной биосоциальной сущности человека в образовании способно преодолеть противоречие между формированием знаний, умений, навыков и становлением сознания, нравственности. Обращение к культуре как основе образования необходимо для формирования целостной личности. Одна из задач современного образования - формирование толерантного сознания. Понимание толерантности как определенного этапа становления симбиотических отношений позволяет говорить о постановке практических задач применения идеи коэволюции в образовании.

Философская идея коэволюции может стать сквозной в естественнонаучном образовании школьников, если не только изучать коэволюцию как механизм и результат возникновения симбиотических отношений, но использовать коэволюционный подход при изучении сущности сложных явлений, особенно, в социальной экологии.

В коэволюционном ключе рассматривается также необходимость использования принципа природосообразности в образовании. Законы психического развития, врожденные качества каждого отдельного ребенка, темпы его развития должны определять содержание образования, методику преподавания, темпы и сроки обучения. Необходимо также учитывать зависимость возможностей ребенка в обучении от воздействия климато-экологических факто

119 ров для сохранения здоровья ребенка. Реализацию коэволюционного подхода мы видим в валеологизации образования.

Социально-философский смысл концепции коэволюции играет роль методологического основания при формировании педагогической культуры учителя, его мировоззрения. Разработаны и осуществляются на практике такие формы организации повышения квалификации, которые способствуют пониманию педагогами сопряженности процессов развития и коэволюционной сущности ученика.

120

Заключение

Преодоление глобальных противоречий между природой и обществом невозможно без философского осмысления создавшегося положения, поиска теоретических основ для выявления и объяснения причин обострения экологической ситуации. Этим вызвана постановка проблемы определения места и роли концепции коэволюции в структуре социально-философского знания.

Ключевой проблемой концепции коэволюции являются представления о взаимосвязи и взаимообусловленности биологических и социальных явлений. Эта взаимосвязь признается всеми исследователями, но понимается она по-разному. В контексте экологической проблемы прослеживается тенденция к отрицанию жесткой обусловленности социального биологическим. Признавая их взаимообусловленность, исследователи рассматривают эти стороны как равнозначимые. Именно такой подход требует переосмысления взаимоотношений природы и общества, основой которых должен стать принцип совместимости, а не снятие одного другим.

Кроме того, современные представления о природно-социальной коэволюции в конкретно научном плане требуют соответствующего философского переосмысления процесса развития. С позиций концепции коэволюции развитие понимается не как восхождение от низшего к высшему, отрицание вновь возникшим предшествующего, а как процесс развертывания всего многообразия материи.

Концепция коэволюции служит методологическим обоснованием возможности дальнейшего совместного развития природы и общества. Сложность заключается в том, что коэволюция является естественно-историческим процессом развертывания целостных

121 эволюционных явлений, но как идея, отражающая этот процесс, выступает в роли определенной теоретической проблемы. Про-блемность в том, что в настоящее время дальнейшая коэволюция природы и общества поставлена под сомнение в результате сложившейся кризисности взаимоотношений природы и общества. Поиск конструктивных законов коэволюции - попытка спрогнозировать нелинейную динамику развития природы и общества, используя для этого такую модель, которая позволяет заглянуть вперед и предсказать поведение системы.

Социально-философский смысл концепции коэволюции связан не только с разработкой естественнонаучных проблем развития биосферы, но и с глобальной перестройкой развития общества в сторону гармонизации отношений с природой. Эти изменения опосредуются переориентацией на новую мировоззренческую парадигму, суть которой заключается в признании самоценности и природы, и общества. Выявление мировоззренческой значимости процесса коэволюции в условиях формирования нового мышления способствует поиску путей решения экологической проблемы через гармонизацию внутрисоциальных отношений, социальной и биологической сущности человека, уравновешивание взаимоотношений человека и природы в целом.

Мировоззренческая роль в установлении гармоничных отношений между обществом и природой принадлежит концепции коэволюции, что определяется ее основными идеями. Во-первых, идеей единства социальных и природных процессов, органической вплетенности социальной эволюции в эволюцию всего живого мира. Это нацеливает на изыскание возможных путей и условий дальнейшей коэволюции природы и общества и ориентирует человечество на переосмысление своих взаимоотношеий с природой в

122 пользу признания своей генетической, исторической и сущностной сопричастности последней. Во-вторых, эта идея обосновывает другую задачу, стоящую перед человечеством и вытекающую из концепции коэволюции: необходимость гармонизации социальных и природных сторон человеческой сущности в попытке найти и удержать меру, соразмерить эти две противоположности. Осуществиться это может только на уровне переустройства личности, изменения мировоззрения. Все более очевидным становится факт, что преобразованию внутрисоциальных отношений, а тем более взаимоотношений природы и общества, предшествует внутреннее преобразование человека как субъекта, претендующего на переустройство окружающей действительности.

Социально-философский смысл идеи коэволюции заключается в обнаружении объективных коэволюционных закономерностей развития общества, а также в изменении мировоззренческих установок. Наиболее приемлемый способ формирования нового мировоззрения - использование возможностей системы образования. При этом социально-философский смысл идеи коэволюции приобретает большое образовательное значение. Выявлены коэволюци-онные закономерности в образовательном процессе, а также механизмы, соединяющие данную общефилософскую идею с конкретными образовательными решениями и практикой обучения.

Методологическим выражением идеи коэволюции является коэволюционный подход. Реализацию коэволюционного методологического подхода мы рассматриваем как необходимый шаг по усвоению новой системы ценностей в педагогике. Коэволюционный подход направлен на формирование научного стиля мышления, основ научной этики, обеспечение полноценного развития в процессе

123 обучения, сохранение здоровья при ориентации на личность, преодоление педагогического авторитаризма.

Социально-философский смысл коэволюционного подхода является основанием формирования мировоззрения современного школьника. Характеристика этого мировоззрения - наличие экологической культуры. Экологическую культуру мы представляем как качественный этап в развитии человеческой культуры, этап осознания человеком законов коэволюции общества и биосферы и следования им в процессе любой деятельности. При формировании мировоззрения коэволюционный процесс протекает между личностью и окружающей средой, организуемой в воспитательном пространстве. Педагогический рост учителя также может обеспечиваться коэволюционным подходом к организации процесса повышения его квалификации.

Концепция коэволюции является одной из методологических основ формирования содержания естественнонаучного образования. Это выражается в процессах интеграции, регионализации, индивидуализации, экологизации и валеологизации образования, понимаемых как коэволюционно протекающие процессы, при которых развитие одной составляющей стимулирует прогресс другой.

Идея коэволюции, ключевыми понятиями которой являются соразвитие, сопряженность, взаимно адаптированные системы, сохранение целостности и участие в становлении новой целостности, безусловно актуальна в настоящее время.

Изучение проблемы социально-философского смысла идеи коэволюции и обоснование ее образовательного значения в модернизации образования являются отражением особенностей современного этапа развития цивилизации, стремящейся к достижению состояния коэволюции природы и общества.

124

 

Список научной литературыМаслова, Елена Витальевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Авсюк А.Ю. Философская рефлексия над биологией как составляющая представлений о жизни / Биофилософия. М., 1997. 250с. С.81-89.

2. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации. СПб.: СПб ГУПМ, 1994. 56с.

3. Аристотель Политика / Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 828с.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. 543с.

5. Баев А.А. Единство научной и социальной функции биологии / Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: Наука, 1984. 240с. С.4-12.

6. Баксанский О.Е. Коэволюционные репрезентации современной направленности познания. М.: Альтекс, 1999. 172с.

7. Барсукова Т.В. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования. Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 170с.

8. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 463с.

9. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд. иностр. лит., 1956. 735с.

10. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383с.

11. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых системах. М.: Наука, 1988. 288с.

12. Беспалько В.Б. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. №2. С.12-17.125

13. Бестужев-Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. №5. С. 15-17.

14. Бигон М., Харпер Дж., Таундсен К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т.Т.1.: Пер с англ.-М.: Мир, 1990. 325с.

15. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования: очерки проблем и методов их решения. М., 1994.

16. Биология в познании человека. М., 1989.

17. Бирюкова P.M. Социально-философские проблемы образования. Дис. .канд. филос. наук. М.,1990. 172с.

18. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. Т.2. / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 400с.

19. Борзенков В.Г. От философии жизни к биофилософии // Человек. 1998. №5. С.15-21.

20. Бородин Е.Т. Современный философский материализм и синергетика (природное производство) // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1999. №1. С.20-37.

21. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. №1.

22. Будыко М.И. Человек и биосфера. М.: Наука, 1975. 98с.

23. Валеология человека. Здоровье любовь - красота. В 5 томах. Книга 2-я.-СПб, "Петроградский и К". 1998. 832с.

24. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. №3.

25. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 258с.

26. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2,- М.: Наука, 1977. 191с.126

27. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования (методологический аспект). Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 162с.

28. Витолс Э.А. Философско-космологическая концепция глобального эволюционизма. Дис. . канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 1996. 157с.

29. Волькенштейн М.В. Перекрестки науки. М.: Наука, 1972. 336с.

30. Воронцов Н.Н., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1996. 256с.

31. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. 421с.

32. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 96с.

33. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. 380с.

34. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. 695с.

35. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М.: Политиздат, 1977. 480с.

36. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).-М.: Совершенство, 1998. 608с.

37. Гессен Б.С. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.,1995.

38. Гиляров A.M. От эволюции биосферы к эволюции сознания // Природа. 1998. №7. С.119-121.

39. Гиндилис JI.M. Русский космизм и "живая этика": взаимосвязь космизм экология / Стратегия выживания: космизм и эко127логия. Отв. ред. JI.B. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С.142-147.

40. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера.- М.: Наука, 1987. 184с.

41. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы / Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. 352с. С. 105-120.

42. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М.: Горизонт, 1997. 208с.

43. Глазачев С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе. 1999. №3. С.5-10.

44. Гневко В.А. Высшая школа на пути реформ. СПб., 1998.

45. Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы: философско-антропологическая модель коэволюционного развития. Новосибирск: ЦСА, 1998.

46. Горелов А.А. Философия и решение экологической проблемы / Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР,- М, 1983. 239с.

47. Горелов А.А. Экология. М.: Центр, 1998. 240с.

48. Гошевский В.О., Закондырин Е.В. Человек и природа в русской философии XIX века. Мурманск, 1996. 44с.

49. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в содержании образования // Педагогика. 1999. №8. С.30-34.

50. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2.: Пер. с англ. / Под ред. Р.Сопера. М.: Мир, 1990. 325с.

51. Гудожник Г.С. Научно-техническая революция и экологический кризис. М.: Международные отношения, 1975. 232с.

52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ,1989. 495с.128

53. Гусева Н.В. Философский анализ образования как явления культуры. Дис. .доктора филос. наук. М., 1992. 413с.

54. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. 175с.

55. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли "коэволюция природы и общества"? // Вопросы философии. 1998. №8. С.15-25.

56. Дахнин А. Экология в дидактике и дидактика в экологии // Народное образование. 1997. №9. С.70-73.

57. Девятова С.В., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 148с.

58. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Две модели экологии // Человек. 1998. №1. С.34-40.

59. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999. 200с.

60. Добрякова А.В., Каганова З.В., Сивоконь П.Е. Понятие "ритм" в концепциях глобального эволюционизма / Биофилософия.- М., 1997. 250с. С.196-203.

61. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-медиа, 1995. 214с.

62. Дридзе Т.М. Экоантропоцентристская парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. №2. С.95-105.

63. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические проблемы взаимодействия. Л., 1990.

64. Жидков B.C. "Две культуры" на пороге третьего тысячелетия // Экология и жизнь. 1998. №4. С.4-6.

65. Заварзин Г.А. Индивидуалистический и системный подходы в биологии //Вопросы философии. 1999. №4. С.89-106.

66. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990. №1. С.33-50.129

67. Зинченко В.П. Образование. Культура. Сознание. / Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. 08с. С.87-104.

68. Игнатьев В.Н. Социобиология человека: "теория генно-культурной коэволюции" // Вопросы философии. 1982. №9. С.134-141.

69. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. -М.: Просвещение, 1986. 178с.

70. Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. 192с.

71. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТООТК "Петрополис" 1996. 416с.

72. Каганова З.В. Философские аспекты интеграции научных знаний в современной биологии. Дис. . докт. филос. наук. М., 1981. 387с.

73. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск: Книжное издательство, 1991. 125с.

74. Калинин Э.Ю. Проблема окружающей среды в русской мысли/ Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л.В. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С179-190.

75. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979. 256с.

76. Кант И. Сочинения: В 6 т. / Под ред. В.Ф.Асмуса и др. М.: Мысль, 1965.

77. Капица С.П., Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. 285с.

78. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. -М.: Мысль, 1980. 208с.

79. Карпинская Р.С. О философских основаниях интеграции биологического и социогуманитарного знания / Пути интеграции130биологического и социогуманитарного знания. -М.: Наука, 1984. 240с. С.23-38.

80. Карпинская Р.С. Мировоззрение в контексте научно-исследовательской деятельности //Вопросы философии. 1987. №7. С.19-30.

81. Карпинская Р.С. Биофилософия -новое направление исследования / Биофилософия. -М., 1997. 250с. С.90-94.

82. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П.Философия природы: коэволюционная стратегия. -М.:Интерпакс, 1995. 352с.

83. Карпова Г.Ф., Жилина Т.Н. Учение В.И.Вернадского и современное образование // Известия вузов. Общественные науки. 2000. №2. С.121-125.

84. Картамышева Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования. Автореферат дис. .канд. фи-лос. наук. М., 1991. 16с.

85. Кацура А.В. Экологические перспективы человечества. -М.: Знание, 1988. 63с.

86. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. 205с.

87. Ковалев A.M. Целостность и многообразие мира. Философские размышления. Т.1. М.: Мысль, 1996. 386с.

88. Комаров В.Д. Культура и природа //Философия и общество. 1997. №5. С.92-107.

89. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: ПросвещениеД991. 160с.

90. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 278с.

91. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области (сборник информационных документов).- Мурманск, 1994. 98с.131

92. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / Общая редакция С.В. Алексеева. СПб.: Крисмас+, 1998. 150с.

93. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М.: Наука, 1994. 207с.

94. Корженевская Т.Г., Пивоваров Л.В., Гусев М.В. Проблемы безопасности биосферы и новая стратегия биологического образования // Вестник МГУ. Серия 16. Биология. 1998. №4. С.45-51.

95. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. -Мурманск: МОИПКРО, НИЦ "Пазори",1998. 186с.

96. Красилов В.А. Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем. -М. : Палеонтологический институт РАН, 1997. 208с.

97. Красилов В.А. Метаэкология. Основные понятия // Экология и жизнь. 1998. №4. С.7-12.

98. Красновский Э.А. Сферы культуры как источник содержания образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. №5. С.13-17.

99. Крисаченко B.C. Пути формирования науки о живом / Природа биологического познания. М.: Наука, 1991.216с. С.87-100.

100. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1988, 414.

101. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. -М.: Агар, 1996. 384с.

102. Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но природосооб-разная // Народное образование. 1997. №5. С.10-20.

103. Кутырев В.А. Алгебра, убивающая гармонию // Человек. 1991. №3. С.41-45.132

104. Кутырев В.А. Полюбить жизнь больше смысла ее // Человек. 1992. №4. С.5-14.

105. Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Борьба миров.- Н.Новгород, 1994.

106. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. №11. С.23-31.

107. Кутырев В.А. Ноосфера как утопия и как реальность / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. JI.B. Фесенкова.- М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С.169-178.

108. Кутырев В.А. Универсальный эволюционизм или коэволюция? // Природа. 1998. С.4-10.

109. Кушнир А. Природосообразность или педагогический волюнтаризм? // Народное образование. 1998. №9-10. С.138-145.

110. Ламсден Ч., Гушурст А. Генно-культурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. №3. С.11-17.

111. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Книга для учителя. Мурманск, 1997. 228с.

112. Левитес Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов. Дис. .доктора пед. наук. СПб., 1998. 375с.

113. Левитес Д.Г., Маслова Е.В. Эффективные технологии обучения. Мурманский опыт. Биология. Уч.-метод, пособие. Мурманск: НИЦ "Пазори", 2001. 63с.

114. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.133

115. Либеров А.Ю. Философские основания экологизации образования // Наука и школа. 1999. №1. С.48-53.

116. Лисеев И.К. Философия жизни- путь к новой парадигме культуры / Биофилософия.- М., 1997. 250с. С.95-107.

117. Лисеев И.К. Космизм и экология: на пути к смене парадигмы культуры / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л.В. Фесенкова М.: Эдиториал УРСС, 1997.304с.С.154-168.

118. Лордкипанидзе Л. Непрофессиональное мнение о проблемах педагогики // Народное образование. 1998. №9-10. С.146-150.

119. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. 187с.

120. Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 1971. 454с.

121. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Мысль, 1990. 290с.

122. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концептуальный синтез // Дидакт. 1997. №3-4. С.64-67.

123. Мамедов Н.М., Юсубов Н.Б. Философско-методологические аспекты тенденции экологизации современной науки / Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты). Под ред. Урсул А.Д. и др.- Кишинев: Штиинца, 1988. 104с. С.78-100.

124. Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 160с.

125. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.

126. Маслова Е.В. Историко-философский аспект концепции коэволюции // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. Том 2. №1. 1999. С.93-98.134

127. Маслова Е.В. Коэволюционный подход в образовании: постановка проблемы / Педагогика и социум. Сборник научных статей. Мурманск: МОИПКРО, 1999. С.47-54.

128. Маслова Е.В. Применение коэволюционного подхода к подготовке учителей / Методика обучения биологии и экологии в XXI веке: Тезисы докладов научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.27-28.

129. Маслова Е.В. Идея коэволюции в философии образования // Современные проблемы высшего образования: Материалы докладов научно-методической конференции МГТУ. Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2001. 495с. С.212-218.

130. Маслова Е.В. Социально-философское содержание концепции коэволюции / Человек. Общество. Государство: Сборник научных статей. Вып. 7. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002.С.87-95.

131. Маслова Е.В., Тупальская Е.Э. Человек и Север. Уч.- метод, пособие. Мурманск: МОИПКРО, 2000. 58с.

132. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.: Знание, 1982. 136с.

133. Миклин A.M. Эволюционная теория. Век XX / Концепции современного естествознания. СПб.: Лань, 1999. 160с.

134. Моисеев Н.Н. Коэволюция человека и биосферы: кибернетические аспекты // Природа. 1984. №1. С.60-67.

135. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. 1989. №8. С.52-63.

136. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера,- М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.

137. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию.-М.:Республика,1992. 255с.

138. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 210с.135

139. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. №8. С.26-32.

140. Москалева Н.В. Взаимосвязь предметов биологии и экологии в экологическом образовании школьников. Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 160с.

141. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 39с.

142. Назаретян А.П. Агрессия: синергетика исторического прогресса. М., 1996.

143. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. №9. С.85-93.

144. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? // Педагогика. 1998. №8. С.6-8.

145. Одум Ю. Основы экологии. Пер. с англ.-М.:Мир, 1975. 740с.

146. Одум Ю. Экология: в 2-х т. Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 1986. 376с.

147. Окунев А.А. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. 448с.

148. Олескин А.В. Основные научные подходы к живой природе / Природа биологического познания. М.: Наука, 1991. 216с. С.43-55.

149. Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. №11. С.149-157.

150. Олескин А.В. Неклассическая биология, уровни биоса и биофилософия / Биофилософия. -М., 1997. 250с. С.108-126.

151. Олескин А.В., Ботвинко И.В., Кировская Т.А. Микробная эндокринология и биополитика // Вестник МГУ. Серия 16. Биология. 1998. №4. С.3-10.

152. Онтогенез, эволюция, биосфера: Сб. научных трудов. Отв. ред. А.В.Яблоков. М.: Наука, 1989. 293с.136

153. Опарин А.И. Жизнь, ее соотношение с другими формами движения материи /О сущности жизни. М.: Наука, 1964. 352с. С.8-34.

154. Орлов Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Дис. .канд. пед. наук. М., 1997. 142с.

155. Очерки социальной антропологии. Отв. ред. В.В.Шаронов. -СПб., 1995.

156. Павлова Т.Н. Биоэтика в школе. М., 1995. 41с.

157. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Философия образования для XXI века. Сборник статей. М.: Логос, 1992. 107с. С.18-31.

158. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

159. Пионтковский С.Г. Философские основания идеи универсального эволюционизма. Дис. .канд. филос. наук. М.,1993.

160. Платон. Государство. М.: Мысль, 1998. 798с.

161. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 247с.

162. Плюснин Ю.М. Проблемы построения теории социальной биологии // Биофилософия.- М.: 1997. 250с. С.204-214.

163. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431с.

164. Рассел Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: Акад. проект, 2000. 766с.137

165. Родин С.Н. Идея коэволюции,- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 267с.

166. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / Философия образования для XXI века. Сборник статей. -М.:Логос,1992.107с. С.31-50.

167. Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater. 1993. №1. С.20-27.

168. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 223с.

169. Ростовцев А.Н. Содержание общего образования как фило-софско-методологическая проблема. Дис. .доктора филос. наук.- Екатеринбург. 1992.

170. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

171. Рузавин Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. 1999. №11. С. 90-101.

172. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368с.

173. Рьюз М. Эволюционная этика здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии. 1989. №8. С.34-51.

174. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. №1. С.94-108.

175. Рыжаков М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №1. С.48-55.

176. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления.- М., 1994.138

177. Сеитова М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1991. 130с.

178. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. 210с.

179. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977. 438с.

180. Сержантов В.Ф. Введение в методологию современной биологии. М.: Наука, 1972. 284с.

181. Сетров М.И. Организация биосистем: методологический очерк принципов организации сложных систем. Л.: Наука. 1971. 276с.

182. Сидоров Н.Р. Заметки о философии образования // Образование в современной школе. 2000. №1. С.17-20.

183. Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. 640с.

184. Смирнов И.Н., Толстов А.Б. Философский вклад дарвинизма: натуралистическая версия Майкла Рьюза // Вопросы философии. 1987. №1. С.109-127.

185. Сноу Чарльз П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. 142с.

186. Современная философия науки. М.: Наука, 1994. 254с.

187. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. 892с.

188. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542с.

189. Состояние и пути оптимизации здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений Мурманской области / под ред. д. м. н. С.В.Алексеева, к. м. н. О.И.Янушанец. СПб.: СПб ГПМА, 1997.78с.

190. Социально-философские проблемы экологии / С.В. Огородник, Н.Н.Киселев, В.С.Крисаченко, И.П.Стогний; под ред. И.В.Огородника. К.: Выща школа, 1989. 271с.139

191. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: "Прогресс-Традиция", 2000. 744с.

192. Стратегия выживания: космизм и экология /Отв. ред. Л.В.Фесенкова М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с.

193. Стратегия модернизации содержания общего образования. -М.: ООО "Мир книги", 2001. 110с.

194. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. -М., 1994.

195. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. 319с.

196. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. №8. С.3-11.

197. Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. М., 1991. Т.1.

198. Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 284с.

199. Тхагапсоев Т.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. №1. С.103-110.

200. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М: Мысль, 1980. 271с.140

201. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. -М.: Педагогика, 1972. 152с.

202. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 1986. 543с.

203. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтнге-незе. М.: Педагогика, 1989. 206с.

204. Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. 208с.

205. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366с.

206. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. 350с.

207. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989. 559с.

208. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430с.

209. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Диль-тея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995. №11.

210. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 205с.

211. Хозин Г.С. В ответе перед будущим: Поиски решения общечеловеческих проблем. М.: Политиздат, 1984. 159с.

212. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Наука, 1993. 297с.

213. Шайхиева Т.Н. Принципы и методы отбора содержания современного общего образования. Дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 160с.141

214. Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели и перспективы развития.- Ставрополь, 1996.

215. Шарипов М.И. Социально-философский анализ проблем формирования экологической культуры. Дис. .канд. филос. наук. Душанбе, 1996. 141с.

216. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. 98с.

217. Швейцер А. Культура и этика. Пер с нем. М.: Прогресс, 1973. 344с.

218. Шефер Г. Универсальные принципы как основа биологического образования // Биология в школе. 1993. №1. С. 38-41.

219. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. Пер. с англ. М.: Атомиздат,1972. 88с.

220. Шульга Е.Н. Генезис идеи коэволюции / Биофилософия.-М., 1997. 250с. С.54-72.

221. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 123 с.

222. Чайковский Ю.В. Эволюция //Биология. 1998. №8. С.5-12.

223. Чайковский Ю.В. Эволюция //Биология. 1998. №28. С.5-12.

224. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. №1. С.9-17.

225. Эволюция Homo.sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. Круглый стол //Человек. 1998. №1. С.38-40.

226. Экологические императивы устойчивого развития России. -СПб., 1996.

227. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. М, 1961. 828с. С.343-626.

228. Югай Г.А. Общая теория жизни: (диалектика формирования).-М.: Мысль, 1985. 256с.142

229. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 450с.

230. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.

231. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм. М.: Высшая школа, 1989. 335с.

232. Dushl Richard A., Restructuring science education: the importance of theories and their development. Teachers College, Columbia university. New York. London. 1990.