автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблема времени и пространства в "Витязе в барсовой шкуре"

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Антадзе, Ия Зурабовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Проблема времени и пространства в "Витязе в барсовой шкуре"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема времени и пространства в "Витязе в барсовой шкуре""

АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИИ ИНСТИТУТ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ имени НОТА РУСТАВЕЛИ

На правах рукописи

АНТАДЗЕ ИЯ ЗУРАБОЮА

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В "ЬПТЯЗВ В БАРСОВОЙ ШКУРЕ"

10.01.03 - Литература народов СССР

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси - 1992

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА Б ИНСТИТУТЕ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ЮТА РУСТАВЕЛИ АН ГРУЗИИ.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор И.Й.ГУШВИИ.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Р.Г.СИРАДЗЕ

кандидат филологических наук С.Б.СЕРЕБРЯКОВ

Ведущая организация - Тбилисский государственный университет имени И.Джавахишвили

Защита состоится "{£) " И кЗм 1992 г. в ча-

сов на заседании специализированного совета Д 007.11.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте грузинском литературы им. Ш.Руставели АН Грузии (380008, Тбилиси, ул.Ковтава, 5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан " \\ " М 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Длительная история исследования "Витязя в барсовой шкуре" Нота Руставели отмечена серьезными результатами в сфере текстологических и мировоззренческих разысканий. За последние десятилетия, однако, возник ряд новых проблем, связанных с изучением художественной структуры "Витязя в барсовой шкуре".

В современной филологии уделяется большое внимание изучению художественного времени и пространства как структурных компонентов художественного произведения. Пространственно-временные координаты — не только композиционный стержень произведения, но и средство его внутренней организации, определитель, - наряду с другими компонентами художественной формы, - жанровой специфики и литературного стиля.

Конкретных способов пространственно-временного моделирования столько не, сколько оригинальных художественных произведений. "Моделирование" подразумевает существование определенной системы, опирающейся на общие правила соединения элементов и форм, их закономерную последовательность, единство их изменчивости и постоянства. Исходя из этого, в каждом конкретном случае пространственно-временного моделирования (в данном случае - художественный текст "Витязя в барсовой шкуре") создается своеобразный ритмический рисунок, определяющий степень динамики данного произведения.

Наша работа является первой попыткой прочтения, текста "Витязя в барсовой шкуре" с учетом всей совокупности перечисл г«ых выше вопросов.

Цель работы: I. Исследование худозкестаенн го врейзни и

пространства в произведении 111.Руставели.

2. Изучение познавательно-оценочной и композиционной функции художественного пространства-времени "Витязя в барсовой шкуре".

3. Интерпретация образов персонажей с точки зрения времени и пространства.

'к Выявление факторов, определяющих ритмическую структуру и динамику развития событий в "Витязе в барсовой шкуре".

Методологические основы. В работе использованы достижения грузинских, русских и зарубежных исследователей: с одной стороны, богатая литература, посвященная художественному времени и пространству, с другой - результаты руствелологических исследований.

Научная новизна. Руствелология - комплексная отрасль грузинского литературоведения, объединяющая на протяжении веков труды многочисленных исследователей. В представленной квалификационной работе автором проделан структурный анализ текста "Витязя в барсовой шкуре" как двоякой - внутренней и внешней пространственно-временной модели. Художественное пространство - время поэмы осмысляется и рассматривается, с одной стороны, как мир, описанный автором произведения, а с другой - как мир, в котором посредством определенных художественных приемов материал организован в конкретную повествовательную систему.

С этой точки зрения работа должна послужить новым вкладом в богатейшую традицию исследования "Витязя в барсовой шкуре".

Теоретическое и практическое значение. В работе изучен в новом аспекте ряд вопросов, связанных с "Витязем в барсовой шкуре". Результаты исследования могут быть учтены в дальнейшей работе руствелологов.

Апробация. Диссертация рассмотрена на заседании отдела руст-велологии Института грузинской литературы имеЯи Шота Руставели.

Основные вопросы и результаты исследования отражены в опубликованных статьях и тезисах научных конференций.

Структура диссертации. Раоота объемом в 151 машинописную страницу состоит из введения, шести глав и выводов. К работе прилагается список цитированной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Искусство как особый путь познания мира-отражает существующие в реальном мире пространственно-временные отношения, но отражает их в соответствии с требованиями художественной правды. Главная особенность художественного пространства-времени как характеристики художественной модели действительности - идеальность. Художественный образ как идеальный объект реализуется в идеальном времени и пространстве. Искусство наряду с объективной действительностью познает также и пространственно-временные формы ее существования, но, помещая в художественный мир, видоизменяет их, превращая в параметры идеального мира. Диссимиляция реального и моделированного миров выявляет образную концепцию вымысла; диссимиляция же художественной и объективной форм порождает художественную условность, имеющую оценочное и познавательное значение.

Время и пространство - знаковые элементы художественной структуры, выполняющие свое назначение в рамках этой структуры по определенным правилам. Б частности, художественное пространство-время в литературном произведении имеет три основные функции:

I. Художественное время и пространство воображаемого, иде-

- б -

алыюго мира писателя- несут мировоззренческую, познавательно-оценочную информацию. Свобода пространственно-временного манипу-лирйвания в искусстве служит адекватному, полному и точному эстетическому познанию' объективного содержания и субъективной формы.

2. Художественное время и пространство - условия развития худонественного образа, и в целом слонный спектр пространственно-временных отношений служит формой для развертывания художественного образа. Членение и синтез пространства-времени выявляют структуру и концепцию художественного образа. Идеальное, субъективное, обратимое, дробное, условное время и пространство - внутренняя возможность универсального образного иносказания.

3. Не менее существенная черта художественного пространства-времени - его способность регуляции композиционных связей и отношений в литературном произведении. Что и как "создаст" течение художественного времени, как будут нагружены действием отдельные отрезки времени, будет ли фабула построена по причинно-следственному или психологически-ассоциативному принципу, совпадет ли фабульное время с екгаетным или же многоплановость повествования нарушит хронологическую последовательность событий, усложнит композицию и спроецирует один план на другой - все это зависит от авторского замысла.

Таким образом, пространство и время зыпдлнпют в художественном произведении несколько важных функций: они слукат выявлению мировоззренческой позиции автора, являются формой развертывания художественного образа и средством упорядочения, организации ху-, дожественной фантазии. Наконец, художественное пространство и время - это Еакнейаая епещфпка мира, моделированного в художественном произведении.

В процессе пространственно-временного моделирования художественного произведения образуется своеобразий ритмический рисунок, создаваемый, наряду с другими важными элементами, последовательностью определенных временных единиц и расположением пространственных форм. Основа ритмической организации - повторение и разрушение однородных структур, фиксированных форм. Конкретный ритмический рисунок определяет ту яелаемую степень динамизма художественного произведения, которая вновь и вновь оживляет плод художественного творчества для каждого читателя.

В диссергаиионной работе художественное пространство и время поэмы рассмотрены в связи со всей совокупностью перечисленных вше вопросов.

I глава - "Познавательно-оценочная функция художественного времени "Витязя в барсовой шкуре".

Каждая цивилизация имеет свою систему мировосприятия, свою "сетку координат". Один из существенных компонентов общественного сознания - представление о-времени. Оно наглядно отражает ритм развития культуры и модель мира, существующую в сознании человека, деятельность которого протекает в недрах этой культуры.

Объективные социально-исторические явления, характерные для каждого этапа развития общества, в болмёй или меньшей степени обусловливают специфику их отражения в искусство того или иного периода. Изменения в системе пространственно-временных представлений прежде всего свидетельствуют об изменениях, происходящих в культуре.

В архаичном сознании восприятие времени связывается с представлениями и потребностями первобытного общества, закономерной периодической сыбной времен года, цикличным характером деятельности. Историческое же время, как представление о едином вреые-

ни, возникает в сознании человека позднее.

Циклическое и линейное восприятие времени сосуществуют в течение многих веков, хотя в разные эпохи взаимоотношение этих форм изменяется. В первобытном обществе и в развитых социальных системах последующего периода восприятие времени носит по преимуществу цикличный характер, а в средневековом сознании - век-торно-линейный.

На фоне мифологического осмысления действительности мир представляется не изменчивы:.! и развивающимся, а плавно вращающимся по "большому кругу". Человек, его история находятся в состоянии непрерывного движения, постоянно возвращаясь к исходной точке. Возможность каких-либо изменений крайне ограничена. Самобытность человека не представляет никакой ценности, приемлема только беспрекословная верность традиции.

На последующей ступени развития пространственно-временных представлений человек начал воспринимать себя не как родовое существо, а как самостоятельный индивид. Личностным опорам, свободе воли, сознательному выбору придается особое значение после того, как человечеству явился Спаситель. Христианское понимание времени основано на идее необратимости событий. Человеческое сознание тесно переплелось с динамизмом истории, с прямолинейным движением "чистой истории" к конечной цели. Постоянное ке прегрешение человека и его мытарства по кругу объяснялись действием злых сил в этом мире.

Таким образом, в противовес древним мировоззренческим системам, время выделилось из поглощающей его вечности. От абсолютного времени как атрибута сотворения мира обосооилась имеющая начало и конец история человечества, участники которой, созданные Богом "по образу и подоопп своему" и несущие бремя земных

испытаний, стремятся к царствию небесному.

Сознание средневекового человека включало в себя тройственное понимание времени: абсолютность, необратимую прямолинейность истории человечества и, наконец, кругообразность этой истории -возвращение вселенной и человека к Богу, слияние времени с вечностью.

По итогам руствелологического исследования, в грузинском языке вообще и в "Витязе в барсовой шкуре" в частности, понятие времени выражается тремя терминами:

1. "каш" - абсолютное время,

2. "хани" - время, характеризующееся внутренней протяженностью, то есть имеющее четко выраженные начало и конец,

3. "дро" - срок периодически повторяющихся действий и завершения одного цикла событий.

Руставелевская концепция пространственно-временного устройства мира раскрывается как в мифо-поэтической модели зримого мира, так и в художественных образах поэмы.

. Следует полагать, что сама мировоззренческая система, выявленная в результате исследования терминов, обозначающих время и его тройственное осмысление, должна найти отражение в художественном пространстве и. судьбах героев позмы. Соответственно отвег; на вопросы, поставленные в данной главе, будет получен только в последующих главах.

П глава. "Художественное время "Витязя в оарсовой шкуре" как условие развития-художественного образа".

Биографическое врзая литературного героя необратимо с точки зрения последовательности казненных событий, но может стать обратимым с точки зрения изложения его жизненного пути или его характера. Описанное в худогественном произведении биографическое вре-

мя .моает быть средством раскрытия характера героя. В этом случае описание той или иной черты характера никак не связано с хронологией, поскольку раскрытие новых черт характера не изменяет, а лишь дополняет его: если первоначально он был фрагментарным, то в донце концов становится цельным и убедительным. С другой стороны, если биографическое время не только выявляет характер героя, но и изменяет зго, если пройденный героем жизненный путь оказывает определяющее воздействие на его сознание и, соответственно, поступки, - то описание такого биографического времени, безусловно, должно учитывать принцип историзма, упорядоченность в проявлении характера героя. В первом случае главное значение придается цельности характера, во втором случае - приключениям героя.

Итак, литературный герой как художественный образ в одной случае создается писателем на фоне событий, расположенных в такой последовательности, что они в разных ракурсах выявляют характер героя и его деятельность (например, "Житие Григола Хандзтели" Георгия Мерчуле), или, в другом случае, на фоне событий, изменяющих и преобразующих характер героя, бпределяющих его сознание. В обоих случаях художественное пространство-время произведения есть условие развертывания художественного образа, однако только во втором случае повествование становится единым, строится с соблюдением причинно-следственных связей и опирается на принцип йй-торизма.

Следуем, ометить» что развитие художественного образа на основе принципа й'стЬрязма не требует обязательного последовательного изложения приключений героя. В целях соблюдения драматического единства допустимо сознательное нарушение реальной последовательности событий, переплетение различных сюжетных линий.

Композиция поэмм объединяет четыре временных потока:

1. Время, в котором автор повествует о приключениях героев (так называемое "абсолютное прошлое", но, в данном случае, условно, - настоящее).

2. I поток прошедшего времени (когда новый персонаж рассказывает герою историю, необходимую для дальнейшего развития сюжета).

3. П поток прошедшего времени (опять-таки с новыми персона-.жами, вносящими ясность в сюжет).

4. Вмешательство автора - Руставели - в повествование (часто - обращение к читателю) с целью передать свое мнение о героях или отношение к ним (что еще реальнее приближается к настоящему времени и в диахроническом разрезе соответствует наиболее поверхностной ступени).

. Вместе с тем "Витязь в барсовой шкуре" принадлежит к зафиксированной историей художественной литературы развитой стадии двухступенчатого процесса, когда наряду с личной судьбой героя в сферу интереса писателя попадает духовная жизнь героя. Поэтому в композиции поэмы отражены:

1. Эпическая разработка сюжета волшебной сказки,

2. Лирико-психологические отступления.

Например: вся добытая Тариэлом и Авгандилом информация о дочери индийского царя, начиная с разлуки с возлюбленным и до оплакивания Дулардухт своей умершей сестры, содержит только первую ступень вышеназванной двухступенчатой схемы и не является полной. Композицию восполняет "Послание Нестан-Дарсджан к возлюбленному" (из Кадяети), свидетельствующее о пока еще совершенно неизвестной как читателю, так и любому персоназху поэмы эволюции духовной жизни царевны.

Развитие образа Неотан-Дареджан сбу^пэмирч- - искренность

и убедительность эе требования сразиться с хатайцами в начале повествования и запрещения сражаться с каджами - в конце. В обоих случаях поступок Нестан мотивирован ее жизненным опытом, соответствует ее настоящему.

Подобно Нестан, герои "Витязя в барсовой шкуре"- проходят жизненный путь как испытание, обретая мудрость, которая существенно изменяет их характер, поступки, их жизнь и описанный в поэме ыир в целом (подробно об этой см. в У главе). Исходя из.этого, развитие художественного образа в поэме опирается на принцип историзма, хотя судьбы героев, их жизненные пути переплетены, реальная последовательность событий - сознательно нарушена, история включена в историю, фабула - в фабулу.

В неисторическом произведении с замкнутым сюжетом переплетения временных потоков и сюжетных линий создают опасность нарушения убедительности и цельности образа. Но читателю "Витязя в барсовой шкуре" облегчает ориентацию и скрыто направляет развитие художественного образа историческое сознание автора, когда в информации о любом герое или обществе налицо все три временные модальности: проыедшее, настоящее и будущее. Несомненно, развитие художественного образа строго упорядочено автором, хотя внутренние закономерности завуалированы специфической формой повествования.

Ш глава. "Композиционная функция художественного времени "Витязя в барсовой шкуре".

Средневековые теоретики различали "естественное" и "искусственное" начало повествования, фабульную и сюжетную последовательность, отдавая предпочтение последней, ибо считали ее мощным средством иерархизации событий. Смещение событий, посредством которого достигается их иерархизация, опирается на трансформацию

художественного пространства и времени, благодаря чему художественная форма противопоставляется реальной и создает художественную условность.

Пространственно-временная позиция Руставели по отношению к героям поэмы в кульминационные моменты (при передаче резко отрицательных эмоций и переживаний персонажей) синхронна, т.е. события описаны не издали, не извне, а из гущи событий. Ьто достигается использованием глагольных форм настоящего времени и фор;,!, выражающих многократность действия.

Чаще, однако, позиция автора по отношению к героям ретроспективна, что, в свою очередь, включает двоякую пространственно-временную перспективу.

1. В одном случае автор незримо следует по пятам за героем, не обнаруживая своего знания о его будущем.

2. В другом случае автор высказывает свои взгляды по тому или иному вопросу, обнаруживает знание будущего, скрытого от героев, порой предваряет изложение событий строфой, служащей фоном к восприятию последующего повествования.

Соблюдая пространственно-временную перспективу, Руставели из будущего включается в жизнь героев, движущуюся, как обычно, от настоящего к будущему. Но в .то же время автор в. полной мере проявляет способность к трансформации художественного пространства-времени и создает монолог героя, неуклонно развивающийся согласно внутренней логике и по пространственно-временной перспективе двинется не-из будущего в настоящее, а из настоящего в прошлое, что сопровождается обострённым субъективным восприятием пространства и времени.

"Витязь в барсовой шкуре" от начала до конца читается с неослабевающим, напряженным интересом, ибо драматическое единство

поэмы нигде не нарушается, и это драматическое единство создается до только сюжетным, но именно композиционным единством, двойным - внешним и внутренним видением героев.

В пределах бесспорного композиционного единства представляется интересным проследить за различными сторонами организации материала, в частности, установить конструктивную функцию времени, т.е. рассмотреть, как распределяется действие по дням, наполненным и не наполненным действием (по аналогии о поэмами Гомера). Изучение текста поэмы с этой точки зрения оказалось безрезультатным (в диссертационной работе приводятся соответствующая таблица и анализ результатов). Несмотря на это, композиционная организация поэмы явно свидетельствует о том, что в сюжетную канву событий, происшедших за сравнительно короткий отрезок времени,■включена художественно законченная информация о большом отрезке времени. Именно этот композиционный прием (функционирующий посредством "искусственного зачина") становится средством иерархизации событий, гарантом единства действия.

Способность к сжатию, растяжению, задержке, различного рода деформациям пространства и времени в каждом конкретном случае требует постановки'вопроса о функциональной сущности трансформации художественного пространства-времени. Мы тоже сочли необходимым найти признак, по которому Руставели делает выбор информации из совокупности возможностей (подробное описание событий, происшедших в короткий отрезок времени; краткое, общее'изложение событий, происшедших в течение длительного периода времени). По нашему мнению, таким признаком являются характерные черти национального эпоса. Б частности, подробная информация о некоторых ритуалах и обычаях: I. восшествие на престол, 2. охота, 3. война,

свадьба, 5. новогодние тор:;оства, 6. раздача даров, 7. совета-

ние, 8. знакомство, приветствие, встреча и расставание, возвращение после успешного похода.

К тому же в "Витязе в барсовой шкуре" детальное описание ритуалов дается один раз, а описание обычаев - многократно.

Именно такой выбор, наряду с другими важнейшими факторами (высокохудожественное изображение стремлении и страстей героев, их идеалов, глубокий психологизм и оптимизм произведения), сделал поэму - подлинно национальный эпос - художественной энциклопедией грузинского народа, одним из основных факторов, определивших характер его культуры.

Несмотря на то, что художественному времени в "Витязе в барсовой шкуре" (в отличие от поэм Гомера) не придается абсолютная конструктивная функция, оно внутренней организацией материала (наряду с другими компонентами художественной формы) определяет жанровую специфику произведения.

1У глава. "Художественное пространство "Витязя в барсовой шкуре".

В руствелологии делались попытки отыскать на географической карте названные и описанные в поэме страны, измерить расстояния, уточнить маршруты.

Главное, что можно с уверенностью утЕервдайь относительно пространства в "Витязо в барсовой шкуре", это то, что описанный в тексте поэмы мир располагается в мифо-поэтическом пространстве. У него есть центр - царство добра и благодати и примыкающая к суше в ]'Идо моря периферия - обиталище драконов (деструктивной силы).

Дочь сакрального центра, попавшая к дракону (Давар, вишед-шая за.муж в Кад.тети), взвращастсп в отцовские владения, чтобы окончательно выявить десакрализацшо центра (без чего, впрочем,

невозможно было бы и ее замужество в Каджети), а божью милость, благодать этих владении направить в ад, к "пупу моря" на поглощение дракону.

Для героев, ищущих "скрывшееся солнце", "пуп моря" локально неясен, сущность же и функция пройденного ими пути исчерпывается соединением начала и конца, хотя этот путь вмещает и поглощает в себя все пространство, преодолением которого познается мир. Мифо-поэтическая же модель мира ориентирована на ту часть пространства, которая объединяет сакральные центры и дополнительная (вернее, повторная) сакрализация которой происходит измерением. Сюжет поэмы построен таким образом, что героям приходится проделать один и тот же путь иного раз. Расстояние между странами героев .Руставели измеряет только один раз, когда герой впервые идет незнакомым путем. В дальнейшем указание не повторяется. Кроме того, путь до морского царства и Каджети не измеряется временем и соответственно дополнительно не сакрализован (измерение пространства означает продолжительность времени, необходимого для его покрытия, другой меры не существует).

Таким образом, географическое пространство'легко преобразуется в пространство мифологическое, в котором сакральное резко отличается от профанического, бесформенность - от формосозидания.

От центра к периферии препятствия неуклонно возрастают. Дом -л- собственное царство —поле —»- лес —пещера —— туннель —*»- вражеская крепость. Тариэл, пребывание которого в окружающем мире бесплодно, поскольку у него отнято принадлежащее ему царство, вырван из окружающего мира, он "уходит " в себя, проходит в своей духовной жизни сложнейший путь от ада до царства небесного, пересекает мир по вертикали и вновь осуществляет его сакрализацию.

Однако для функционирования центра, как оси пира, необходимо не только вертикальное, векторное преодоление (фигурально -духовным усилием) пространства, но и преобразование географического пространства в пространство мифологическое, т.е. "очищение" его от противоречий. Это означает, с одной стороны, отделение пространства от всего, что не мыслится как пространство (членение - упорядочение),а с другой стороны-достижение сакральных объектов, которые, органичэуки связанные между собой, оживляют пространство, создают его структуру и границы.

Для выполнения этой миссии из упорядоченной, цветущей страны является герой, хранимый сверхпространственно-временной мудростью и являющийся точкой отсчета для всего сущего в окружающем мире.

Двоякая пространственная ориентация героев пронизывает сюжет "Витязя в барсовой шкуре". Векторным освоением пространства и преодолением мира из пространства изгоняется деструктивное начало, в нем искоренены все принципиальные противоречия, познает- " ся его предметно-объектная сфера. Тем самым пространство-время тоэмы преобразуется в вечную обитель героев, в лоне которой па-зутся вместе коза и волк.

Так реализуется в "Витязе в барсовой шкуре" руставелевская сонцепция пространственно-временного устройства мира как субъективное эстетическое преображение объективной сути и, главное, юплощается оптимистическое убеждение Руставели, что созданная ;ля людей "могучей силой небесного духа" "вселенная" незапятнан-ой возвращается в лоно Творца.

У глава. "К интерпретации образов персонажей "Витязя в бар-овой шкуре" с точки зрения пространства и времени".

В этой главе последовательно говорится о главнейших героях

поэмы: Тариэле, Автандиле, Несган-и Тинатин, ибо определителем художественного пространства-времени "Витязя в барсовой шкуре" мы считаем их внутреннее бытие - в .духовности и внешнее - в мире.

Тариал. Его главный подвиг - ориентация на внутреннее пространство, установление связи между элементами своего внутреннего мира, что находит отражение в целостности характера.

Вертикальный путь от ада й царству небесному может быть преодолен только фигурально - душой. Освоение такого пространства невозможно во внешнем бытии - в мире. И герой, выброшенный вселенной за пределы человечества и истории, спасается, дабы восстановить распавшуюся связь времен, сбросив барсову шкуру, предстать перед миром не рабом, а царем. Такое душевное здоровье освобождает Тариэла от охотничьего инстинкта, .целиком центрированного на "обладании". Поэтому он не собственник пещеры и собранных там сокровищ, а преобразователь' логова дэвов в обитель людей, изгоняющий из мира деструктивные силы и, в конце концов, превращающий пустыню в город.

Автандил - герой, ориентированный на внешний мир, поэтому для него пространство, как и время, особенно неоднородно. Но, отправившийся в необъятный мир на поиски неизвестного юноши, он не остается пассивным героем, покоряющимся случайности. Он всегда остается спаспетом Аравии, частью социального целого, в постоянной связи с внешними элементами (встречи в пути), что обусловливает осуществление его целей. Автандил преодолевает мир горизонтально, и освоенное им шаг за шагом пространство резко отличается оч профанного. С возвращением домой после взятия Кадкет-ской крепости путь его замыкается и очерчивает пространство, которое освобождено, избавлено от противоречий. Совершивший все это мудростью и делами утверждает себя в новом, возвышенном ста-

тусе: он становится законным царем Аравии.

Нестан. Определяющие черты ее характера - любовь к свободе и способность к борьбе - основываются на мудрости. Трагедия ее жизни состоит в том, что она постоянно находится в заключении. Восприятие времени - крайне субъективное, пространство - место общечеловеческой иколы.

Вначале она только "пленница" отца, затем Давар отдает ео ! руки рабов, радостные клики которых "ипи, ипи" пугающе чужды [естан. Далее дочь индийского царя становится пленницей Фатман. 1десь ее отдаляет, вернее, укрывает от мира большая тайна Фатман. скоре Нестан становится добычей морского царя. Вновь запертые вери и бдительные стражи преграждают ей путь к свободе. Наконец, адкетская крепость. Маленькая келья и многочисленная стража, ода девушка и целое царство.

Нсстяи иикпгда не ведет счет времени. Она не мирится с судь-ой, но опасается, что будущее сулит ей лишь новые муки. Для Нес-ан существует только внутреннее время, другого она даже не пред-гавляет себе. Ее кизненный путь протекает в качественно разных срезках пространства: индийское царство, море, царство купцов, дастская крепость. Последние три из них для Нестан - темница мговоренного к смерти. В тем'ницз же, хотя объективно главным оо-1ется реальное время, субъективно время определяется трагическим :роощущением узницц. Дочь индийского царя прежде Автандила про-дит путь от центра к периферии, но ото странствие бесплодно точки зрения оошенип пространства, хотя имеет определенный пел для самой Нестап с точки зрения "педагогического" лревра-иии, обретения мудрости цоцоП вольности.

Т'"натин. Царица Аравии, спокойная, уравновешенная, постопн-зоботядаяся о Лм^чих. Г» отлично от остальных т^росв, она ни

разу не покидает царские палаты.- Но Тинатин - не пассивная героиня. Именно она приводит в действие отягощенную множеством грехов, безнадежную, статическую часть мира. Именно она невольно сплетает судьбы героев поэмы, вместе с которыми становится творцом нового мира.

У1 глава. "Ритм - форма организации "Витязя в барсовой шкуре".

Текст поэмы, как конкретное художественное осмысление объективного материала, представляет собой пространственно-временную модель, ткань, созданную различны,™ ритмическими чередованиями. Поэтому пространство-время художественного произведения можно осмыслить двояко: как мир, описанный автором в своем произведении, и как мир, в котором материал посредством определенных художественных приемов организован в конкретную повествовательную систему. Первая проблема носит для автора эстетический, а вторая -преимущественно технический характер. Первый мир отражает приближение к идеалу, второй - безмолвное подчинение правилам и законам. Руставели является непревзойденным эстетом и в то же время несравненным мастером архитектоники.

Для того, чтобы уяснить суть конкретного текста, как совокупности последовательно расположенных сообщений, необходимо расчленить его по характеру сообщений, фактически - на пространственные формы. Желательно также разместить информацию всех видов на так называемой "сетке координат", что выявит ритмическую ткань текста. Динамика сообщений обусловливает динамизм целого текста. Поэтому рассмотрение текста как- пространственно-временной модели требует как анализа, так и синтеза.

Основой ритмической организации "Витязя в барсовой шкуре" считаются несколько различных факторов: чередование высокого и

низкого "шаири", порядок расположения повествовательных и описательных отрезков, условленные сроки и др.

По нашему мнению, ритмическая организация поэмы основана на совокупности компонентов, в частности на многомерной структуре повторения и разрушения фиксированных форм.

Общеизвестно, что конкретные формы ритмического функционирования разнообразны, существуют иерархия различных ритмических уровней, перекрытия одного ритмического ряда другим и т.д. Соответственно, и в "Витязе в барсовой шкуре" развернуты многообраз-нейшие возможности фиксации форм.

I. Хотя поэма Шота Руставели как ооразец стихотворной речи "выстроена" по принципу повторения фиксированных форм, но по богатству отдельных элементов ей, вероятно, нет равных. Каждая строфа "Витязя в барсовой шкуре" состоит из четырех строк, объ~ здиненных рифмой. Каждая строка состоит из шестнадцати слогов и делится на равные части.Полустишие тоже членится на два сегмента, - в некоторых случаях равных, симметричных, в других случаях -шравных, асимметричных. Чередование этих двух типов сегментов ? пределах полустишия,строки или строфы исключено. Они чередуют-;я только по строфам, создавая в первом случае высокий, во втором :лучае - низкий "шаири". Границы строфы всегда совпадают с син-'аксически-сегаентарно и структурно завершенной частью поэмы, тих заканчивается там, где заканчивается предложение или фраза, раница же сегмента, как правило, совпадает с границей слова, тим объясняется то, что все более чем 1500 пятисложных слов, стречающихся в поэме, относятся к низкому "шаири". По этой же ричиие исключено, чтобы четырех- или пятисложное слово членилось а двух- я трехсложные сегменты. Кроме того, в высоком "шаири" яфма обычно двусложная (изредка - четырехсложная), в низком "ша-

лри" - трехслойная. Чёйослоэрше сегменты образованы четносложны-ии словами, а кочетносложные сегменты - нечетносложными словами.

Естественно, в структуре поэмы повторяемость фиксированных форы далеко выходит за пределы "формальных требований", характерных для стихотворной речи вообще.

2. Проделанный „в руствелологии психологический анализ сенсорного и моторного материала "Витязя в барсовой шкуре" показал, что Шота Руставели все модальности ощущений использует с одной целью: для характеристики не объективной реальности, а душевного состояния персонажей. Голос - сахарный, дазиь - сладкая или горькая. "Боль", "рана" - отражают не физическое, а душевное состояние герозв поэмы. '

5. Диалоги поэмы в структурном отношении подтверждают тенденцию повторяемости фиксированных фора. Если в одних случаях контрастные периоды, составляющие диалог, создает взаимопротиво-полоянап позиция участников диалога, то в других случаях - многократная (многообразная) мотивация героями своего поведения перед собеседником.

Ц. Повтор:;'-." ;ос,"ь фиксированных форм в."Витяае в барсовой шкуре" подтверждается как средство организации целостной художественной системы путем выделения и структурного упорядочения составляющих эту систему крупных форм, "блоков" повествования. Давно известно, что непрерывность неприятна именно своей монотон-ьостыо, периодичность не более приятна и понятна читателю. Соответственно Руставели, вставляя то или иное замечание, пояснение, гериодичсски прерывает, задерживает основную линию течения повествования, а затем вновь возвращается к конкретному герою, конкретному рассказу. Такое обобщение всегда предшествует вступлению героя на новый путь - ь прямом смысле или фигурально; Такого ро-

1а повторением фиксированных форм рассказанная в поэме история длится па 7 частей.

Повторяемость фиксированных форм вообие и в "Витязе в барсо-зой шкуре" в частности, несмотря на многообразный характер, не шшется всеобъемлющей тенденцией, так как существует валное об-;тоятельство, тормозящее ее действие: отдельные случаи повторения I вся система их проявления принципиально подразумевают опреде-1енное однообразие, в то время как ритмическую динамику розедает эдинство противостоящих друг другу ритмических форм. Строфы, расчленяющие рассказанную в поэме историю на крупные блоки, во взаимосвязи создают повторение фиксированных форы, но рядом с эстальными строфами в каждом конкретном случае сами воспринимался как случаи нарушения фиксированных форм. Только благодаря этому они создают новые повествовательные блоки и становятся зредством организации художественной системы.

Случаи нарушения фиксированных форм в "Витязе в барсовой туре" неоднородны:

1. В повествовании часто то или иное слйво представлено в гаичном от своей фиксированной формы виде. Оригинальное словотворчество - специфическая черта поэтической речи Шота Руставели [например, превращение той или иной части речи в глагол и затем ^пользование оглаголенных слов как метафоры).

В поэме примеры нарушения фиксированных форм - "маджама", соторая является преимуществом речи персонажей и используется 1ля восхваления, выражения бурных эмоций, и аллитерация,которая сайке встречается в речи героев, находящихся во власти эмоций.

2. В основе нарушения фиксированных 5орм порол лежит ситу-пдиошши момент (например: после взятия КадаетскоП крепости ин-доИски:'; царь щедро награждает всех доброжелателей, а перед ца-

рем Ростеваном предстает с пустыми руками, "вручая" ему в виде дара "только" Автандиле). '

3. С точки зрения повторяемости и нарушения фиксированных форм очень интересен руитавелевский принцип презентации героев поэмы. Описание их социального статуса и -внешности, их мнение чРуг о друге - чвныг образец повторяемости фиксированных форм, поскольку во всох случаях служат представлению героев в абсолютно идеальном виде ^иы подразумеваем "великих" героев, с именами которых связан кандый "великий" эпос). Но, с другой стороны, в поступках персонажей "Витязя в барсовой шкуре" проявляется их крайне индивидуальны:; характер, и таким образом происходит нарушение фиксированных форм.чАвтандил отличается точной оценкой ситуации, способностью рассмотреть одно и то же явление под разными углами. Характеру же Тариэла свойственны не трезвость и гибкость а огромное доверие к дорогим ему людям. В характере Тинатин подчеркнута забота о ближнем - первейшее достоинство и обязанность царя. У Не.7тан характер человека, готового к борьбе, она не страшится препятствий и находит различные средства для достижения цели).

А. Важнейший аспект нарушения фиксированных' форм в поэме -эмоциональная изменчивость. В диссертационной работе нами приводится таблица эмоциональной изменчивости и два графика, отражающие ее результаты, которые подтверждают определенный порядок распределения эмоций в "Витязе в барсовой шкуре". Упорядоченное распределение эмоций (вероятно, носящее несознательный характер) создает психологический ритм и служит преодолению однообразия. Тенденция же преодоления однообразия - эстетическая закономерность.

В заключение можно сказать, что закономерным пространственным расположением различного рода сообщений Руставели создает

тонченную и упорядоченную замкнутую систему, достигает г- поэ-¡, насчитывающей почти 1700 строф, желаемой степени динамизма, ¡з которого художественный текст не может обрести бессмертия.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. "Витязь в барсовой шкуре" заключает в себе две простран-свенно-временные модели - внутреннюю и внешнюю.

2. Внутренняя .модели отражает взгляды автора на пространст-гнно-временное устройство мира, основанное на микологическом ушличном) и христианском (векторном) представлениях. В частно га, мифологическое сознание определяет художественное лростран сво, а христианское сознание - художественные образы "Витязя в 1РСОЕОЙ шкуре".

3. Внешняя модель строится многообразными временны!.« отрезами и пространственными формами, порядок расположения которых зздает единую систему повторов и нарушений фиксированных форм, т представляет собой совершенное архитектоническое единство 5условливает высокую степень динамизма.

4. "Витязь в барсовой шкуре" - национальный эпос и, в соот-зтетвии с жанровой спецификой, в высокохудожественной форме 5общенно отражает физическую и духовную сущность грузинского арода.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМИ ДИССЕРТАЦИИ:

1. К интерпретации образов персонажей "Витязя в барсовой *уре" с точки зрения пространства и времени //Мацне, сер.языка

литературы. - 1989. - № 3. - С. 5-15.

2. Композиционная функция худонествонного времени "Витязя барсовоп шпуре" //¡Лацне, сер.языка и литературы. - 1990. -

й 4. - С. 43-53.

" 3. Художественное пространство "Витязя в барсовой шкуре" Мацне; сэр.языка и литературы. - 1991. - К» 2. - С. 43-53.

4. К вопросу единства художественного времени "Витязя в барсовой шкуре." /ХХ1У научная сессия Республиканского координа ционного совета литературоведения: План работы и тезисы докладов. - Тбилиси. - 1990. - С. 20.