автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Гимранова, Диляра Габдлкавиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина"

На правах рукописи

Гимранова Диляра Габдлкавиевна

ПРОБЛЕМА ЖЕНЩИН В ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДАХ РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара»)

Специальность: 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Казань-2011

1 6 ИЮН 2011

4849853

Работа выполнена в отделе текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор

Хисамов Нурмухаммет Шагвалеевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор

Ганиева Резеда Кадыровна (г. Казань)

кандидат филологических наук Абдуллина Дилария Маратовна (г. Казань)

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Башкирский государственный

университет»

Защита диссертации состоится «01» июля 2011 года в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д.022.001.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ «30» мая 2011 г. (http:// www.iyali.antat.ru/dissertacii.htnil). Режим доступа: свободный.

Автореферат разослан «30» мая 2011 г.

Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук доцент

. Тимерханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обращение к историческому прошлому с целью использования его опыта в настоящем и будущем естественно для любого общества. В полной мере это относится и к области истории общественной мысли, необходимость изучения которой диктуется стремлением людей проследить преемственность духовного развития, лучше познать настоящее, применить полученные при этом знания в решении предстоящих задач.

Все важное, все прогрессивное и передовое в прошлой общественной мысли человечества хранится как значимое наследие, ибо в нем есть вечные, непреходящие ценности, продолжающие влиять на его духовное развитие в течение многих веков. Ход исторического процесса невозможно представить без передачи достигнутого предыдущими поколениями новым поколениям.

В наши дни одной из характерных особенностей культурной жизни общества является все возрастающее желание людей переосмыслить историческое прошлое, идет переоценка творчества, целого ряда представителей духовной культуры. В последние годы происходит отказ от жестких подходов при анализе их воззрений и взглядов, когда отрицалась ценность их творчества или замалчивались целые пласты в их духовном наследии, что создавало искаженное представление о роли и месте творческой интеллигенции в истории нашей культуры и науки. К таким деятелям в известной степени относится и Ризаэддин Фахред-дин - крупнейший деятель татарской литературы и просветительства конца XIX и первых трех десятилетий XX столетия.

Актуальность исследования.

При изучении творческого наследия Р.Фахреддина следует обратить внимание на два литературных произведения «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара», которые оказали огромное влияние на развитие жанра «роман». В романах Р.Фахреддина, названных женскими именами, проблема женщины занимает особое место. Автор размышляет о роли женщины в семье, в обществе, рассматривает женщину как воспитателя детей, всего молодого поколения. В них писатель делает акцент на то, что достоверное освещение данной проблемы ведет к повышению роли женщины в обществе, а от

положительного решения данного вопроса зависит развитие всей татарской нации. Исходя из этого вместе с критикой порядков, унижения женских достоинств, автор призывал к коренному изменению семейно-брачных отношений, а также создать благоприятные условия для всестороннего развития женщины. Проблема ставится, анализируется и решается в плане просветительства, в духе просветительского реализма.

Несмотря на то, что произведения Р.Фахреддина написаны в конце XIX - начале XX вв., проблемы, которые рассматриваются в них, актуальны даже после векового рубежа. На вопросы воспитания современного подрастающего поколения, с которыми сталкиваются родители и педагоги, можно найти ответ в его произведениях педагогической направленности. Статус женщины XXI века намного выше статуса женщины XIX века, но проблема воспитания женщины с высокой нравственностью и образованием была и остается одной из трудно решаемых социальных проблем общества. Изучение значимости решения проблем женщин на основе классических произведений татарской литературы является актуальной и в условиях современного общества.

Степень изученности темы.

Анализ работ, близких к теме диссертации, показал, что проблема женщины в татарской литературе конца XIX - начала XX вв. постоянно привлекает внимание исследователей. В монографиях и исследованиях, кандидатских и докторских диссертациях рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Но этот вопрос в истории татарской литературы, на наш взгляд, в достаточной степени не изучен. Так, монографическое исследование Г.Вишневской «Проблема освобождения женщины в литературном наследии Белинского» (1952) раскрывает эту тему в русской литературе. Затем данная проблема рассматривается на основе творчества Г.Ибрагимова («Г.ИбраЬимов иж;а-тында хатын-кыз азатлыгы мзсьэлэсе» («Вопрос освобождения женщины в творчестве Г.Ибрагимова»)) в диссертации Г.Адгамовой (1963), но названная тема автором раскрывается в аспекте классовой борьбы. В последние годы защищались диссертации, где данный вопрос рассматривался на основе нескольких литературных произведений: С.Никишина «Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века», С.Каргинова «Эволюция образа женщины-горянки в осетинской литературе», Д.Хайруллина «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890—1917гг.: на примере творчества Г.Исхаки и М.Горького», Т.Шитова «Женщина в лирике Бальмонта», Л.Лукьянова «Проблема женских характеров в рассказах А.П.Чехова».

Но научно-исследовательские работы, посвященные глубокому изучению проблемы женщины в творческом наследии известного просветителя Р.Фахреддина, отсутствуют.

Литературное наследие Р.Фахреддина до сегодняшнего дня еще не являлось предметом специального изучения, однако отдельные фрагменты темы получили освещение в ряде исследований: М.Гайнуллина, Ф.Баишева, Б.Султанбекова, М.Усманова, Г.Хусаинова, и других авторов1.

Неоценимый вклад в изучение литературно-художественных произведений Р.Фахреддина внес М.Гайнуллин, давший обстоятельный анализ произведений Р.Фахреддина «Асма, или Деяние и кара» и «Салима, или Целомудрие». В исследованиях М.Гайнуллин отмечал рационализм взглядов Р.Фахреддина, подчеркивал идейно-художественные недостатки, упоминал о религиозности воззрений просветителя, но отдельно проблема женщины им не рассматривалась.

Ф.Баишев в своих исследованиях большое внимание уделял общественно-политическим и нравственно-этическим взглядам Р.Фахреддина, изучал отношение ученого к науке и религии, рассматривал идеи гуманизма в трудах просветителя.

Особого внимания заслуживают работы А.Хайри, особенно переводы педагогических трудов Р.Фахреддина на современный язык. В своих исследованиях автор рассматривает взаимоотношения между Ш.Марджани и Р.Фахреддином, справедливо отмечает определяющее идейное влияние Марджани на формирование взглядов Р.Фахреддина и становление его в качестве всемирно известного ученого и просветителя..

В последние годы молодые ученые Л.Байбулатова, А.Хабетдинов, Р.Булгаков, Р.Марданов, Г.Даутов, З.Шарафутдинова, Л.Хайдаров2

1 Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика. - Казань, 1983; Баи-шев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фах-ретдинова. - Уфа, 1996; Султанбеков Б.Ф. Татарстан XX в. Личности. События. Документы. - Казань, 2003; Усманов М.А. Библиографический указатель журнала «Шура». - Казань, 2000; Госманов М.Г. Каурый калам эзеннан. - Казан, 1994; Хесэенов Г. Ризаитдин бин Фэхретдин. Тарихи-библиографик китап. - 0фе, 1997.

2 Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. - Казань, 2006; Мэрданов Р.Ф. «Щура» журналы (1908-1917): вдабият мэсьэлелвре. - Казан, 2001; Хабетдинов А. Риза Фахретдин - «АллаЬыныц ризалыгын алып...». - 2000; Шерэфетдинов З.Т., Даутов Г.Ф. XX йез башы татар мэгарифе тарихында Ризаэтдин Фахретдин. - Яр Чаллы, 2000.

внесли определенный вклад в изучение творческого наследия Р.Фахреддина.

В то же время, несмотря на наличие исследований о многогранной деятельности ученого и творческого наследия Р.Фахреддина, проблема женщины более детально ими не изучалась. В татарской литературе конца XIX - начала XX вв. данный вопрос в сопоставлении с его решением в произведениях писателей-просветителей того времени не рассматривался, что порождает насущную необходимость углубленного изучения проблемы женщины в литературных произведениях Р.Фахреддина в контексте развертывания этой темы в трудах предшественников.

Сегодня назрела необходимость ознакомления и обстоятельного анализа литературных произведений ученого в которых проблема женской эмансипации рассматривается в связи с проблемой нравственности, и это справедливо, ведь миссия воспитания и сохранения нации возложена на женщину.

Объектом исследования является творческое наследие Р.Фахреддина, в том числе литературные произведения «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара».

Предмет исследования - раскрытие женской проблемы в литературных произведениях Р.Фахреддина через призму идей писателей-просветителей конца XIX - начала XX вв.

Целью диссертационной работы является комплексное изучение женской проблемы в татарской просветительской литературе, рассмотрение преломления ее в творческом наследии Р.Фахреддина и влияния этого на развитие татарской литературы.

В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:

- выявить и изучить освещение женской проблемы в татарской просветительской литературе на основе трудов М.Акъегет, З.Бигиева, Г.Ильяси, Ф.Халиди и рассмотреть дальнейшее развитие данной тематики в литературных и научных произведениях Р.Фахреддина;

- изучить женскую проблему в творческом наследии Р.Фахреддина на основе его историко-энциклопедических, теологических, педагогических, в особенности, литературных трудов;

- изучить развитие татарской литературы под влиянием трудов Р.Фахреддина «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара» и художественные особенности названных произведений.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые литературные труды Р.Фахреддина изучаются в комплексе с научным

наследием и с произведениями писателей-просветителей конца XIX -начало XX вв. в контексте освещения в них женской проблемы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения, содержащиеся в трудах В.Е.Хализева, Г.Н.Поспелова, Н.М.Шанского, Л.И.Тимофеева, В.С.Воронина, Ф.М.Головенченко, А.Есина, В.Г.Зинченко, В.Г.Зусмана, А.Л.Казина, КХЛотмана, Р.К.Ганиевой Ю.Нигматуллиной и другие.1

Достижению поставленной цели и решению вышеперечисленных задач служит комплекс использованных методов исследования: описательный, сравнительный, сравнительно-сопоставительный.

Материалом для исследования послужили произведения татарских просветителей М.Акъегет «Хисаметдин менла» («Хисаметдин менла»), З.Бигиева «Мецнэр, яки Гузел кыз Хэдичэ» («Тысячи, или Красавица Хадича»), «Зур генаЬлар» («Великие грехи»), Г.Ильяси «Бичара кыз» («Несчастная девушка»), Ф.Халиди «Рэдде бичара кыз» («В ответ несчастной девушке»), творческое наследие Р.Фахреддина: литературные: «Селима, яки Гыйффэт» («Салима, или Целомудрие»), «Эсма, яки Гамэл ве жэза» («Асма, или Деяние и кара»), историко-энциклопедические: «МэшЬур хатыннар» («Знаменитые женщины»), «Ибне Фазланныц Болгарга килуе» («Приезд Ибн Фадлана в Булгары»), «Ибне Батутаныц Дэште Кыпчакка сеяхэте» («Путешествие Ибн Батуты в Дешти Кипчак»), «Асар» («Вехи»), теологические: «Жэ-вэмигуль кэлим шорехе» («Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда»), педагогические: «Тэрбияле бала» («Воспитанный ребенок»),

1 Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для студентов вузов. - М., 2004; Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. -М., 1970; Поспелов Г.Н. Теория лиературы: учеб. для студ. филол. спец. вузов. - М., , 1978; Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. - СПб., 1999; Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1976; Воронин B.C. Анализ литературного произведения (логический подход): Учебно-метод.пособие. - Волгоград, 2004; Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М., 1964; Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - М., 2002; Зинченко В.Г., Зусман В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход. - М., 2002; Казин A.JI. Художественный образ. Опыт эстетико-искус-ствоведческого исследования. - Л., 1985; Лотман Ю.М. Из истории культуры. Женские характеры в литературе и жизни. - М., 2000; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970; Ганиева Р.К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. - Казань, 2002; Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. - Казань, 1970; Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской культур. -Казань, 1997.

«Тэрбияле ана» («Воспитанная мать»), «ЭЬле гыяль» («Воспитание в семье»), «Тэрбияле хатын» («Воспитанная жена»), «Шэкертлек эдэп-лэре» («Поведение шакирда»), «Нэсыйхэт. I китап. Балалар очен» («Наставление для детей»), «Нэсыйхэт. II китап. Кыз балалар очен» («Наставление для девочек»), «Нэсыйхэт. III китап. Олуг вэ бееклэр очен» («Наставление для взрослых»), «Адабе тэгълим» («Правила обучения»), «Гаилэ» («Семья»); критические и научные статьи ученых-литературоведов и историков М.Гайнуллина, М.Усманова, Р.Марда-нова, Ф.Баишева, М.Рахимкуловой, Б.Султанбекова, А.Харисова, А.Хайри, автобиография самого ученого и воспоминания дочери -Асмы Ризаэддиновны Шараф, публикации на страницах периодической печати, посвященные творчеству Р.Фахреддина.

Теоретическая значимость диссертации В данной работе впервые исследуется проблема женщины, освещенная в литературных произведениях Р.Фахреддина. Решение женской проблемы анализируется автором диссертации через призму идей писателей-просветителей конца XIX - начала XX вв. Произведения Р.Фахреддина ввели совершенно новое в татарскую просветительскую литературу, они подготовили почву для формирования и развития жанра татарского романа нового времени, с увеличением в нем художественности и психологизма.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории родной литературы в вузах, в процессе преподавания татарской литературы в средней школе, лицеях, гимназиях.

На защиту выносятся следующие положения:

- представители татарской просветительской литературы М.Акъ-егет, З.Бигиев, Г.Ильяси, Ф.Халиди женскую проблему рассматривают прежде всего как вопрос свободы личности;

- в историко-энциклопедических, теологических, педагогических, особенно литературных трудах Р.Фахреддина женщина предстает как эталон высокой нравственности, воспитанности и образованности;

- героини произведений Р.Фахреддина «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара» решали жизненно важные проблемы общества: овладение наукой, изучение русского языка, осознание необходимости служения народу, фактически они становились «матерями нации»;

- большая часть образных лексических средств (эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы), использованных в литературных тру-

дах Р.Фахреддина, отличается своей сущностной реалистичностью, общедоступностью для понимания. При выборе таких средств автор исходит из необходимости учета общеупотребительности слова, смысловой точности, образности.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены в докладах и выступлениях на международном музейном форуме «Музей и современное общество: современные модели интеграции» (Казан, сентябрь 2010); на всероссийской конференции «Р.Фахреддин в истории российской журналистики» (Москва, январь 2009); на всероссийской научно-практической конференции «Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье» (Уфа, апрель 2009); на межрегиональной научно-практической конференции «История и этническая культура татар Оренбуржья» (Оренбург, апрель 2009); на межвузовской научно-практической конференции «Духовные основы толерантности в творческом наследии Р.Фахреддина» (Альметьевск, февраль 2009); на научно-практической конференции «Наследие ислама в музеях России: изучение, атрибуция, интерпретация» (Казань, декабрь 2009); на научно-практической конференции молодых ученых ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ (Казань, май 2008); научно-практической конференции ИИ им. Ш.Марджани АН РТ «Общественно-педагогическая деятельность З.Бурнашевой» (Казань, ноябрь 2010); на ежегодных педагогических чтениях Р.Фахреддина (Казань, 2007, 2008, 2009, 2010); на региональных педагогических чтениях Р.Фахреддина (Альметьевск, февраль 2010). Материалы исследований были использованы при проведении музейных культурно-образовательных программ

Основное содержание диссертации изложено в шести публикациях (в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном экспертным советом ВАК РФ).

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, научная новизна диссертации, определяются цель, задачи, объект исследования, его теоретико-методологическая база, характеризуется состояние изученности проблемы, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, предлагается структура диссертации.

Первая глава «Освещение темы женщины в литературе просветительства» состоит из четырех разделов и представляет собой изложение истории и теоретических основ разработки исследуемой проблемы на материале произведений просветителей конца XIX века, что дает возможность рассмотреть постановку женского вопроса до Р.Фахреддина.

Первый раздел «Влияние идеи просветительства на татарскую литературу». Вторая половина XIX века характеризуется небывалым ранее развитием общественной мысли, научных идей и художественной литературы. Просветительство - это, прежде всего, умственное движение, и оно определяет идейную направленность литературы, тематику, богатство жанра, его художественный метод, творческие приемы. Просветители немало сделали для оживления и углубления взаимосвязей татарской литературы с другими литературами. Классическим образцом просветительской литературы для многих служила литература французского Просвещения. Русская просветительская литература также сложилась на основе своих национальных традиций, используя творческий опыт просветителей Европы.

Что же касается татарских просветителей, то они в области прозы с самого начала опирались на фольклорные традиции, а в использовании инонационального художественного опыта пережили определенную эволюцию. Первоначально их взоры были устремлены преимущественно на традиционные восточные сюжеты. «Даже такой передовой представитель национальной интеллигенции, как КНасыйри, который одним из первых ратовал за приобщение татар к прогрессивной русской и европейской культуре, в своем художественном творчестве целиком опирался на древние и средневековые образцы восточной литературы», подчеркивает Ф.Мусин. Наряду с переработкой традиционных восточных сюжетов, К.Насыйри в своем творчестве начинает интересоваться конкретными вопросами современной жизни. Он показывал низкий уровень обучения и воспитания, критикуя мулл и иша-нов за их невежество.

Начинания КНасыйри были подхвачены и развиты дальше его последователями. Они в еще большей степени укрепили связь своего творчества с национальной действительностью. Основным творческим методом создаваемой литературы стал просветительский реализм. Писатели больше внимания уделяли человеческому фактору, обостряя интерес к проблеме современного героя, поднимали наиболее злободневные, с их точки зрения, проблемы бытия: просвещения, воспитания

нравственности, равноправия и свободы женщин. Это было обусловлено социально-политическими условиями, а также подъемом национального самосознания татарского народа. Вопросы воспитания и образования, вопросы семьи и быта, нравственно-этические проблемы начали освещаться в произведениях классиков татарской литературы М.Акъегет, З.Бигиева, Ф.Халиди, Г.Ильяси - сторонников европеизации татарского общества. Основоположники новой художественной литературы в своих произведениях призывали коренным образом изменить семейно-брачные отношения.

Для решения поставленных задач татарские просветители действуют по двум направлениям: первое - утверждение норм высокой морали путем изображения поучительной судьбы человека; второе -создание положительного героя, олицетворяющего просветительские идеи писателя.

Второй раздел «Свобода женщины в произведении М.Акъегет «Хисаметдин мета». М.Акъегет стал писателем, который впервые в истории татарской литературы создал прозаическое произведение, посвятив его современной жизни татарского общества - «Хисаметдин менла». Автор в своей творческой палитре прочно опирается на национальные художественные традиции. Его творение свидетельствует о том, что татарский роман и повесть формировались на почве многовековых традиций, уходящих своими корнями в народное творчество. В его романе перед читателем развертываются реалистические картины татарской деревни, повествование изобилует точными наблюдениями над этой действительностью. Как просветитель он ратует прежде всего за свободу личной жизни и за просвещение народа. Еще острее поднимается проблема свободы личности в образе главной героини -Ханифы. Здесь автор впервые выдвинул идею о свободе татарской женщины, и эта идея в дальнейшем получила широкое распространение.

Главные герои Хисаметдин и Ханифа, невзирая на трудности, решили пожениться и, проявив необычайную для тогдашней татарской жизни смелость и находчивость, добились своего. В разрешении возникших перед героями трудностей М.Акъегет заметно отличается от своих предшественников. Если раньше судьба героев завершалась трагически, то в этом произведении читателя ждет счастливый финал. Этому способствуют образованность, активная жизненная позиция героев. Проблема свободы женщины - одна из важных в романе. Ханифа протестует против всесильных пут шариата: она не хочет идти замуж за немилого и поэтому вынуждена покинуть родной дом.

Женский идеал свободы личности - Ханифа представлена как девушка образованная, трудолюбивая, с устойчивыми взглядами на будущее стремлением к свободе мысли. Просветительская цель жизни героев становится основным критерием в оценке их общественного поведения.

Третий раздел «Судьба женщины в трудах З.Бигиева». З.Бигиев вошел в историю татарской литературы, обратившись к несколько необычному европейскому опыту. Его внимание привлек еще только формирующийся в европейской литературе жанр детектива. Немаловажное значение для татарского просветителя имело еще то обстоятельство, что детектив с самого начала был рассчитан на массового читателя, был понятен и доступен ему. Просветители, считавшие литературу важнейшей общественной трибуной, заботились и о занимательности повествования.

Первый роман З.Бигиева «Тысячи, или Красавица Хадича» начинается с сообщения о преступлении. По сюжету в одной из гостиниц убита молодая девушка Зулейха. Но как бы занимателен ни был процесс раскрытия преступления, на фоне данного сюжета автор пошел на разоблачение самих устоев общества, где властвуют деньги. В судьбах молодых девушек Зулейхи и Хадичи автор так же объективно отразил трагичность положения женщины в таком мире, где они становятся предметом купли-продажи.

Если «Хисаметдин менла» М.Акъегета выделялся своим программным характером, то в творчестве З.Бигиева получают свое развитие отдельные проблемы и тенденции просветителей, в нем больше всего выделяется объективность повествования.

В воплощении женских образов все шире проявляются идейно-эстетические взгляды автора. Освещая трагическую судьбу молодой девушки Зулейхи, писатель раскрывает главные причины этой трагедии и объясняет их исходя из просветительских убеждений. Девушка ослушалась своих родителей, оставила мать и приехала осуществить свою мечту выйти замуж. Этот поступок, согласно взглядам просветителей, сам был преступным. Как известно, просветители считали, что дети должны руководствоваться указаниями и наставлениями своих родителей. Если же дети ослушались и нарушили мораль, то они непременно будут наказаны. Самоубийство Зулейхи представлено как своего рода наказание за ее поступок.

Вторая героиня романа Хадича обыкновенная купеческая дочь, она не властна над своей судьбой, она является предметом борьбы, споров и купли-продажи. Женихи, которые охотятся за ней, вовсе не питают к

ней чувства любви. Главной причиной борьбы становится приданое -деньги. Ее бесправное существование Хадичи является естественным фактом действительности. Трагичность ее положения заставляет задуматься читателя над привычной жизненной ситуацией.

Рисуя образы молодых татарских девушек Хадичи и Зулейхи, автор рассказывает о тяжелой судьбе татарской женщины, лишенной элементарных прав.

Во втором романе - в «Великих грехах» З.Бигиев отходит от детективного повествования и обращается к насущным проблемам национальной жизни. Автор освещает одну из важнейших для просветителей проблем, каковой является проблема воспитания женщины, при котором решающим фактором считается воздействие окружающей среды. Главная героиня Магруй представлена как результат подобного воздействия. Ее родители были благонравными людьми и как следует заботились о своей единственной дочери. Образованная и благовоспитанная Магруй по любви вышла замуж, но вскоре автор ее подвергает серьезному нравственному испытанию, она совершает безнравственный поступок и поддается искушению. Она последовала совету аморальной женщины: «не следует тратить попусту молодость» - и сошлась с чужим мужчиной, нарушив свой долг жены и матери. Магруй через некоторое время осознает, какую ошибку она совершила, свя-завшиись с Якубом, и в отчаянии убивает своего возлюбленного. Этим автор углубляет психологизм, подвергает героиню тяжким испытаниям, и лишь после этого ей прощаются великие грехи. Персонаж женщины здесь представлен как носитель просветительских установок писателя. Благодаря своей воспитанности и образованности женщина не сломалась под воздействием данной среды. Но в произведении автор описывет деяние еще одной женщины-грешницы, которая является «знахаркой», умеющей организовать любовные интриги, «акушеркой», быстро заметающей следы. С виду благочестивая, она не боится ни лжи, ни обмана, ни убийства, является свидетельницей и участницей множества преступлений. Старуха, представленная в начале романа бывшей учительницей, к концу произведения становится носителем «великих грехов», которые невозможно исправить.

В основу романов З.Бигиева «Тысячи, или Красавица Хадича» и «Великие грехи» положена идея о том, что женщина должна жить в установленных рамках высокой морали. Зулейха и Магруй, осмелившиеся перешагнуть данную границу и тем самым нарушившие «просветительский запрет», незамедлительно подвергаются суровому наказанию.

Четвертый раздел «Постановка женского вопроса в драматургии». Рожденная просветителями, национальная драматургия с первых шагов смело обращалась к кругу тех проблем, которые остро волновали общество. Основоположников татарской драматургии Г.Ильяси и Ф.Халиди особенно интересовало положение татарской женщины. Просветительские взгляды наложили отпечаток не только на проблематику, но и на сюжетно-композиционный строй их произведений. Основные конфликты в их пьесах возникают на семейно-бытовой почве между теми, кто стремится к светским знаниям, культуре, и теми, кому не по душе все это, кто цепко держится за устаревшие формы жизни. В пьесе Г.Ильяси «Несчастная девушка» главная героиня Магитап хочет, чтобы ее любимый был образованным, человечным. В день приезда жениха она остается с Джанбаем. Для татарской девушки, выросшей в семье со старыми устоями, данный поступок был весьма смелым. В произведении изображена девушка, которая, как Ханифа в повести «Хисаметдин менла» М.Акъегет, стремится защитить себя. Тем самым автор в пьесе поднимает одну из актуальных для татарской жизни того времени проблему - вопрос о положении женщины в обществе.

Через год в печати появляется произведение Ф.Халиди «В ответ несчастной девушке», которая действительно было написано в ответ на пьесу Г.Ильяси «Несчастная девушка». Здесь автор более реалистично подходит к решению проблемы женщины. Он показывает судьбу дочери честного бедняка - Халимы. Оскорбленная унижениями приказчика Закира, красивая девушка остается без крова над головой. Но во время пожара в нее влюбляется сын богача, человек духовно более развитый и просвещенный, чем приказчик Закир. Тем самым автор делает акцент на просвещенность и гуманность в отношении к женщине.

Образованность женщины, ее стремление к новому в жизни становятся главным водоразделом, который лежит между положительными и отрицательными персонажами. Положительные герои являются носителями просветительского начала, идеала передового человека своего времени, а отрицательные олицетворяют собой всё то, против чего выступают просветители.

Одно из главных мест в своем творчестве Р.Фахреддин отводит женскому вопросу. В произведениях «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара» он создал идеал женщины. Более половины его произведений, которые проникнуты идеей освобождения и равноправия женщины, посвящены этой теме. Их исследованию посвящена

вторая глава диссертации «Рассмотрение проблемы женщин в творчестве Р.Фахреддина», которая состоит из четырех разделов.

Первый раздел «Вопросы воспитания и поведения девочек в педагогических трудах». Р.Фахреддин прежде всего является педагогом-наставником. Начав свою трудовую деятельность в качестве деревенского учителя, он вскоре стал смело вводить новые методы обучения и усилил преподавание светских наук, начал писать педагогические труды. В них Р.Фахреддин выдвигает в качестве основной идею о том, что дело воспитания молодого поколения - это важная социальная проблема, требующая повседневного напряжения, совместной работы педагогов и родителей. В своих произведениях из серии «Наука о нравственности» («Гыйльме эхлак») автор высказывает мысль о воспитании ребенка с колыбели и поэтому много внимания уделяет вопросам воспитания самой женщины-матери. В них он подчеркивает, что воспитание ребенка является обязанностью матери не только в семье, но также ответственностью перед всем обществом.

В рекомендациях по воспитанию дошкольника и школьника он советует говорить детям только правду, «не пугать их всякими кикиморами, чертями, злыми учителями. С детьми мать должна разговаривать спокойным, ровным голосом, терпеливо отвечать на интересующие детей вопросы. Телесные и другие наказания не должны применяться. Мать должна приучать детей с младшего возраста к привычке отвечать за свои поступки».1

Разбирая особенности воспитательного процесса, Р.Фахреддин разделил его на периоды. Начальным периодом воспитания он считал ранние годы ребёнка, когда формированием его мировоззрения и навыков занимается в основном его мать или тот, кто её заменяет. Второй период охватывает школьные годы, третий - время после окончания учебы. Если в начальный период воспитания решающая роль принадлежит матери, то во втором периоде все зависит от педагогов -мугаллимов, а в третьем воздействие идей уже и от мугаллимов, и от читаемых книг и газет, общения с друзьями и товарищами.

Подчеркивая значение школы в воспитании ребенка, Р.Фахреддин настаивает, чтобы учителя воспитывали в подопечных благонравие не сухими словами назиданий, а своим живым примером. Он пишет, что «...в большинстве случаев дети следуют не пустым поучениям мугал-лима, а подражают его поведению.... И привычки, черты характера

1 Хайри А. Богатство народной педагогики // Казань. - 2004. - № 4. - С. 119.

учителя уже незаметно переходят к ним и становятся их собственными»1.

В своем произведении «Адэбе тэгълим» («Правила обучения») он призывает педагога быть справедливым, так как, по его убеждению, только справедливое отношение к ребенку дает желаемые результаты.

По мнению Р.Фахреддина, религия издревле вбирала в себя такие качества, как благовоспитанность, нравственность, милосердие, сострадание, благочестивость, послушание, человечность, честность, чистоту, благородство, справедливость, доброту и другие прекрасные понятия, которые учат человека стремиться к хорошему, воздерживаясь от дурных поступков, содействуя укреплению семьи и правильному выбору жизненных ориентиров. Развивая мысли о воспитании, Р.Фахреддин в своей книге «Гаилэ» («Семья») писал: «В богобоязненной семье всегда соблюдается порядок, поддерживается гармония, и жизнь человека будет проходить с неизменной пользой. Лишь при послушании человек сможет добиться жизненного успеха»2.

Надо особо отметить три произведения «Нэсыйхэт» («Наставление») для детей младшего возраста, для девочек и для взрослых, в которых раскрыты основы нравственного и духовного воспитания людей разных возрастов с учетом их особенностей. Поэтому книги стали популярными в народе с первых же дней их появления и неоднократно издавались многотысячными тиражами. До революции девочки обучались отдельно от мальчиков, и девочкам в медресе давалось воспитание только как будущей маме, перед которой стояла огромная задача - вырастить воспитанного ребенка, полезного для общества. Также необходимо отметить то, что отдельная глава в этом произведении посвящена правилам гигиены женщины-матери.

Горячо поддерживая равноправие женщин с мужчинами и высоко оценивая ее место в обществе, в книге «Тэрбияле ана» («Воспитанная мать») Р.Фахреддин пишет: «К хорошим или плохим качествам народа во многих случаях имеют отношение матери... Воспитанные матери являются матерями не только для своих детей, но и уважаемыми матерями для всех мусульман. Труд матерей - это самый тяжелый и хлопотливый труд, его невозможно ни описать, ни объяснить...»3

1 Ризаэдцин бине Фахреддин / сост. М.Рахимкулова. - Оренбург: Пресса, 1998.-С.118.

2 Хайри А. Богатство народной педагогики // Казань. - 2004. - № 4. - С. 119.

3 Фэхреддин Р. Гаилэ. Тэрбияле ана. Тэрбияле хатын / ред. А.Хайри. - Казань: Академия познания. - Б. 90.

Часть книг Р.Фахреддина по воспитанию включает наставления о чистоте, гигиене, режиме питания, об одежде, обуви, а также простудных заболеваниях. В вышеуказанных трудах содержатся всем известные основы педагогики - возрастные и психологические особенности развития и воспитания девочки. Положительное значение трудов Р.Фахреддина заключается в том, что его произведения явились достоянием многих, так как они изложены понятным разговорным языком.

Во всех произведениях педагога-наставника проявляется глубина и широта его мышления. Его труды, в которых скрупулезно рассматриваются накопленные веками сокровища народной мудрости, формировавшиеся столетиями национальные обычаи и обряды, основы этики, эстетики, психологии, педагогики, гигиены, охраны здоровья и многое другое, явились неоценимым источником для формирования фундамента народной педагогики сегодняшней, они же будут востребованы и завтра.

Второй раздел «Определение места женщины в историке-энциклопедических трудах ученого». При исследовании творческого наследия Р.Фахреддина нельзя забывать о том, что он является ученым с энциклопедическим уклоном, внесшим огромный вклад в развитие такой науки, как история. В его исследованиях дается достоверно полная информация о личностях и об исторических фактах.

Как историк Р.Фахреддин известен тем, что его перу принадлежит многотомный труд «Асар» («Вехи»), где он стремится к максимальной достоверности и доказательности описываемых фактов, хотя Р.Фахреддин признавал, что не все в «Асаре» может быть строго достоверным. Но, по его убеждению, им были приложены усилия для отбора материала, наиболее соответствующего происходившим событиям. В них описаны жизнь и деятельность известных ученых и государственных деятелей со времен древних Булгар, дополнительно дается информация об их матерях, женах и сестрах.

Книги Р.Фахреддина об арабских путешественниках «Ибне Фаз-ланныц Болгарга килуе» («Приезд Ибн Фадлана в Булгары»), «Ибне Батутаныц Дэште Кыпчакка сэяхэте» («Путешествие Ибн Батуты в Дешти Кипчак») полны интересными сведениями, в них можно найти описание жизни тех или иных народов, узнать об их отношении к женщине.

В произведении Р.Фахреддина «МэшЬур хатыннар» («Знаменитые женщины») излагаются сведения из биографии женщин, упоминаемых в мусульманских сочинениях и пользовавшихся известностью среди

мусульман, а также в большей или меньшей степени послуживших религии знаниями или богатством. В заголовке рукописного варианта автор перечисляет главные достоинства героинь биографий, которые принесли им известность: «...женщины-хадисоведы, женщины-богословы, писатели, поэтессы, благочестивые наставницы и проповедницы, мусульманки Булгара, Казани, богатырки, лекари, путешественницы и паломницы» и многие другие.

В этих сочинениях биографии женщин являются дидактичными, поучительными, проповедующими нравственную норму жизни мусульманки. Книга Р.Фахреддина «Выдающиеся женщины» сыграла неоценимую, положительную роль в пробуждении самосознания татарских женщин. Продолжая работу в этом жанре, в периодической печати он опубликовал около 180 очерков о жизни и деятельности исторических личностей.

В теологическом произведении: «Дэвэмигуль кэлим шэрехе» («Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда») Р.Фахреддин продолжил тему о высокой нравственности, давал разъяснения по многим вопросам ислама, которые волновали женщин. Ущемление прав женщины в получении образования, в посещении мечетей, в путешествиях и в решении острых семейных проблем (многоженство и развод с мужем) рассматривались на основе хадисов и изречений из Корана, и автор давал им обстоятельные комментарии.

Р.Фахреддин как просветитель своего времени в историко-энцик-лопедических и теологических трудах подчеркивает необходимость предоставления особого места в обществе высоконравственной и образованной женщине. Показав достоинства женщины на конкретных примерах, он проводит мысль о том, что только образованная мать сможет воспитать детей в духе патриотизма, любви к своему народу.

Третий раздел «Образ Салимы в произведении «Салима, или Целомудрие» как олицетворение образованности». В романе «Салима, или Целомудрие» писатель художественно отразил свои представления об идеальных людях. Чтобы читатели всерьез задумались о жизни, он создал идеальный образ всесторонне развитой Салимы. Изображая свою героиню, писатель стремится привлечь внимание читателей к просвещению, знаниям, дает образец для подражания. Оставаясь верным просветительским взглядам, он доказал, что умственные способности женщин нисколько не ниже умственных способностей мужчин и что при соответствующем обучении и воспитании женщины могут проявлять свои способности широко и с большой пользой для общества.

Рассуждая о роли и месте женщины в обществе, Р.Фахреддин повторяет с некоторыми вариациями исламскую трактовку этого вопроса. Он лишь по-своему расставляет акценты. В частности, ученый рисует некий женский идеал, представленный в образе героини его романа -Салимы, которая в совершенстве владеет несколькими восточными и европейскими языками, обладает даром красноречия и глубокими познаниями в области светских и религиозных наук, ее отличает здравость суждений, и она по уровню образованности находится выше многих мужчин. Прежде всего, она - девушка, обладающая высокой культурой, высоконравственная, воспитанная в мусульманских традициях. Автор предсказывает: такая девушка, выйдя замуж, будет пользоваться заслуженным уважением со стороны супруга, сможет воспитать детей в духе высокой нравственности и внушит им ценность идеалов их семьи, которые они достойно сохранят в своей взрослой жизни.

Четвертый раздел «Вопросы воспитания женщины в произведении "Асма, или Деяние и кара"». Роман «Асма, или Деяние и кара» написан с просветительских позиций. Р.Фахреддин и в этом произведении говорит о том, что каждое дело человека получает заслуженную оценку - награду или порицание. Он и свой роман назвал «Асма, или Деяние и кара», и в известном смысле название является эпиграфом к произведению. Продолжая развивать взгляды просветителей XIX века, Р.Фахреддин убедительно продвигает мысль о том, что доброта непременно вознаграждается счастьем, а злодеяние карается позором и унижением. В художественных картинах романа автор обнажает самые губительные и темные стороны жизни татар.

Главная героиня произведения Асма была любимой дочерью для своих родителей, но вскоре осталась сиротой и была подвержена испытаниям судьбы. В ее жизни встречаются хорошие сердобольные женщины и женщины-торговки живым товаром. Символичным является случай, когда на улице Асма встречает старуху Зайнуш, которая в конце произведения сама стала попрошайкой. Этим автор подчеркнул, что просвещение и честный труд несут людям счастье, а коварство ведет к позору.

Общая картина современной действительности в романе оказывается сотканной писателем из множества судеб главных и эпизодических героев, поэтому выглядит убедительной и правдоподобной.

Третья глава «Особенности литературного стиля Р.Фахреддина». В свое время рассмотренные и проанализированные литературные произведения Р.Фахреддина были заметным фактом литературной

жизни того времени. Тогда в татарской литературе только зарождался жанр романа. Склоняясь к мнению М.Гайнуллина, эти произведения известного просветителя Р.Фахреддина мы вправе назвать романами. М.Гайнуллин писал, что романам присущи особые художественные достоинства. Р.Фахреддин сумел широко обрисовать многие жизненные явления своего времени, использовав для этого занимательный сюжет. Интересно композиционное построение произведения «Асма, или Деяние и кара»: оно состоит из 30 глав, в них четко и последовательно развиваются увлекательные сюжетные ситуации. Писатель настойчиво стремится поставить женский вопрос согласно своим мировоззренческим и художественным принципам, решать важные проблемы своего времени в тесной связи с историей жизни главной героини романа.

Свои просветительские взгляды автор выражает в диалогах героев, высказываниях и афоризмах. В произведениях он нередко прибегает к публицистическим отступлениям, пользуется народными пословицами дает комментарии к ним.

При описании положительных явлений художник не жалеет ярких эпитетов, стремясь возбудить у читателя хорошее впечатление, но, показывая отрицательные стороны жизни, он намеренно выбирает ту лексику, которая принижает образ, с целью вызвать антипатию у читателя. В обоих произведениях портреты женщин изображены весьма ярко, в особенности описания нравственно опустившихся женщин.

Автор не ограничивается изображением одного события из жизни своих героев, раскрытием какой-нибудь одной их черты. Сюжеты произведения состоят из ряда эпизодов, охватывающих значительный период жизни героев. В них преобладает хроникальное начало, заметно ощущается голос самого повествователя, наблюдаются также поступки более широкого круга взаимодействующих персонажей и более сложная духовная эволюция главных героев. В обоих романах главными героинями являются девушки, данный факт свидетельствует о том, что чрезвычайно важным для всего общества является решение проблем полноценного развития женщины.

Необходимо подчеркнуть и то, что после выхода данных произведений в печати писатель встретился с недоброжелательным отношением современников к содержанию романа. Поэтому не случаен выбор псевдонима при публикации этих сочинений. «Мои книги «Салима» и «Асма»,- писал Р.Фахреддин,- пришлись не по душе ученым. Если бы они узнали, что я являюсь автором этих произведений, они бы обру-

шили на мою голову проклятия. Но страсти понемногу улеглись, так как автор был неизвестен»1. Следует отметить, что названные произведения подвергались критике в разное время разными лицами.

Вместе с тем многие известные современники, такие как Г.Тукай, Ф.Карими и многие другие, высоко оценили его труд. На стилистическое мастерство Р.Фахреддина первым обратил внимание Г.Тукай. В одном из писем в 1912 году к редактору журнала «Ялт-йолт» Ахмету Урманчееву он писал: «Р.Фахретдинов своими книгами «Асма» и «Салима» показал себя как замечательный писатель, отличающийся силой творчества, даже поэтичностью, ясностью изложения и легкостью стиля»2.

Одно из главных мест в своем творчестве Р.Фахреддин, как выше было показано, отводил женскому вопросу. Более половины его книг по воспитанию посвящены именно этой теме. Его повести «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара» проникнуты идеей освобождения и равноправия женщины. Следует заметить, что после выхода в свет повести «Салима, или Целомудрие» реакционная печать, духовенство стали присылать в Духовное собрание и властным органам многочисленные жалобы с требованием строго наказать автора этого произведения. По словам самого Р.Фахреддина, «причиной написания «Асмы» и «Салимы» было не просто желание создать роман, а необходимость донести до читателя полезные мысли на родном языке. Так как я работал в Духовном управлении, да и чтобы услышать откровенную критику об этих своих книгах, я не указал своего имени, придумал псевдоним. Многие критиковали «Салиму», были даже жалобы на автора в Духовное управление. Если собрать все, что написано об этой книге, будет больше объема моего романа»3.

В Заключении диссертации подводятся итоги и делаются выводы о взглядах Р.Фахреддина на женскую проблему, отраженных в литературных произведениях «Салима, или Целомудрие» и «Асма, или Деяние и кара». Через них автор стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, распространение светских знаний, воспитание

1 Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты / сост. Р.Мухаметшин. - Казань: Магариф, 2000. - С. 80.

2 Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века: -Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. - С. 168.

'Ризаэдцин Фахретдин: науч.-биогр. сб./Р.Марданов, Р.Миннуллин. - Казань: Рухият, 1999.-С. 119.

высоких моральных качеств, эмансипация женщины, что, по его мнению, является основой процветания всей нации, установления справедливости и равенства между людьми.

1. Гимранова Д.Г. Женская проблема в творческом наследии Риза-эддина Фахредцина // Вестник Чувашского университета. Серия Гуманитарные науки. - Чебоксары, 2010. № 2. - С. 241-244.

2. Гимранова Д.Г. Галимнец тарихи хезмэтлэрендэ хатын-кыз тэрбиясе // Мэйдан. - 2009. -№ 1.-Б. 150-151.

3. Гимранова Д.Г. Р.Фэхреддинец тарихи хезмэтлэрендэ хатын-кыз мэсьэлэсе («Болгар вэ Казан тереклэре»), // МэшЬур мэгъри-фэтче-галим, педагог Р.Фэхреддин мирасын укыту-тэрбия процессын-да файдалану. П1 кисэк. - Казан: РИЦ «Школа», 2007. - Б. 119-122.

4. Гимранова Д.Г. Женская проблема в произведении Р.Фахреддина «Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда» // Наследие ислама в музеях России: изучение, атрибуция, интерпретация. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С. 59-62.

5. Гимранова Д.Г. Тэрбияле булу - куркам сыйфат. Р.Фэхреддин-нец «Селима, яки Гыйффвт» асэрендэ «миллэт аналары» идеясе // Мэгариф. - 2011. - № 5. - Б. 16-17.

6. Гимранова Д.Г. Р.Фэхреддиннец энциклопедик хезмэтлэрендэ хатын-кызныц жэмгыятьтэге урынын яктырту // Татар педагогик фи-кереусеше мэсьэлэлэре. - Казан: ТИ, 2011.-Б. 135-138.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

В журналах, рекомендованных ВАК РФ:

В других научных изданиях:

Подписано в печать .05.2011. Формат 60 х 84 У16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № К-38

Отпечатано

в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ 420111, г. Казань, ул. Лобачевского, д. 2/31, т. 292-76-59

 

Текст диссертации на тему "Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина"

ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и ИСКУССТВА им. Г.Ибрагимова АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТДЕЛ ТЕКСТОЛОГИИ

На правах рукописи

04201162705

Гимранова Диляра Габдлкавиевна

ПРОБЛЕМА ЖЕНЩИН В ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДАХ РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара»)

Специальность: 10.01.02 - литература народов Российской Федерации

(татарская литература)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Хисамов Н. Ш.

Казань -

2011

ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ФЭННЭР АКАДЕМИЯСЕ Г.ИБРАЬИМОВ исемендэге ТЕЛ, ЭДЭБИЯТ Ьэм СЭНГАТЬ ИНСТИТУТЫ

ТЕКСТОЛОГИЯ БУЛЕГЕ

Кулъязма

Гыймранова Дилэрэ Габдлкави кызы

РИЗАЭДДИН ФЭХРЕДДИННЕЦ ЭДЭБИ ЭСЭРЛЭРЕНДЭ ХАТЫН-КЫЗ МЭСЬВЛЭСЕ ("Сэлимэ, яки Гыйффэт", "Эсма, яки Гамэл вэ жэза"")

Белгечлек: 10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары эдэбияты

(татар эдэбияты)

филология фэннэре кандидаты гыйльми дэрещэсен алу ечен

диссертация

Фэнни ж;итэкче: филология фэннэре докторы, профессор Хисамов Н.Ш.

Казан-2011

ЭЧТЭЛЕК

Кереш....................................................................................................................4

I булек. Мэгьрифэтчелек эдэбиятында хатын-кыз темасыныц

яктыртылышы................................................................................13

1.1. Татар эдэбиятында мэгьрифэтчелек идеялэренец

усеше........................................................................................................13

1.2. Муса Акъегетнец "Хисаметдин менла" эсэрендэ хатын-кыз азатлыгы.......................................................................................................19

1.3. ЗаЬир Бигиевнен, мажаралы эсэрлэрендэ хатын-кыз

язмышы....................................................................................................26

1.4. Драма эсэрлэрендэ хатын-кыз мэсьэлэсенец

куелышы................................................................................................39

II булек. Ризаэддин Фэхреддин игцатында хатын-кыз мэсьэлэсенэ

гомуми караш...................................................................51

2.1. "Гыйльме эхлак" сериясенэ кергэн хезмэтлэрдэ кыз бала тэрбиясе

Ьэм эдэбе..................................................................................51

2.2. Галимнец тарихи-энциклопедик хезмэтлэрендэ хатын-кызныц щэмгыятьтэге урынын яктырту..................................................................72

2.3. "Сэлимэ, яки Гыйффэт" эсэрендэге Сэлимэ образы - гыйлемлелек гэудэлэнеше ...............................................................................................87

2.4. "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" эсэрендэ хатын-кыз тэрбиясе

мэсьэлэсе...................................................................................................102

III булек. Ризаэддин Фэхреддиннец эдэби эсэрлэрендэ сэнгатьчэ

тасвир............................................................................................117

Иомгак.......................................................................................149

Библиография............................................................................158

КЕРЕШ

Мэгърифэтчелек XIX гасыр азагы - XX йез башы татар эдэбиятында бик меЬим урын алып, тора. Элбэттэ, бу юнэлеш татар эдэбиятына яцарыш китерэ. Мэгърифэтчелэр эдэбиятка тормышнын, актуаль проблемалары хакында уйлану мемкинлеге итеп карыйлар. Алар укучыныц фикер кече, фикер- тегэллеге Иэм фикер яцалыгыннан лэззэтлэнэ торган эсэрлэр тудыралар. Куп очракта узэккэ искечэ укытуны Ьэм кадими уку йортларын тэнкыйтьлэу, яцача укытуныц зарурлыгын раслау, эЬэмиятен курсэту куела. Деньяви белем бирунен, меЬимлеге белэн беррэттэн хатын-кыз мэсьэлэсе дэ биредз киц яктыртыла.

Шул чор татар эдэбиятында тирэн эз калдырган шэхеслэрнен, берсе -куренекле эдип Ризаэддин Фэхреддин. Терле елкэлэрдэ узен таныткан галимнец мирасы купкырлы: тарихи фактларга таянып, шэхесне барлап, куптомлы "Асар" энциклопедик басмасын эзерлэгэн тарихчы, эдэп-тэрбия тэжрибэсен тирэнтен ейрэнеп "Гыйльме эхлак" сериясен халыкка ж;иткеруче остаз, дин гыйлеменец барлык нечкэлеклэрен тэфсиллэп тикшереп халыкка ацлатучы дин эИеле, татар эдэбиятында хатын-кыз мэсьэлэсен чагылдырып, мэгърифэтчелек идеялэрен эсэрлэрендэ яктырткан эдип тэ ул. Р.Фэхреддиннен, эдэби мирасын ейрэнгэн вакытта анын, татар эдэбияты усешенэ этэргеч биргэн "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" Ьэм "Сэлимэ, яки Гыйффэт" эсэрлэренэ аерым игътибар итэргэ кирэк. Хатын-кыз исемнэре белэн аталган бу хезмэтлэрендэ дэ ул хатын-кыз мэсьэлэсен узэк проблема итеп сурэтли. Биредэ автор хатын-кызньщ гаилэдэ, жэмгыятьтэ- тоткан урынын яктырта. Гыйлемле, тэрбияле, эхлаклы кыз баланыц гына килэчэктэ гаилэнец тоткасы булып ирешуен курсэтэ. Тормыш чынбарлыгы нигезендэ кире образларны тасвирлап, ул кыю адымнар ясый. Билгеле, уз чорында алдынгы фикер йерткэне ечен аца дин эИеллэреннэн шелтэлэр дэ ишетергэ туры килэ, эмма эсэрлэргэ уцай бэя биручелэр дэ куп була.

Р.Фэхреддин "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" эсэрен 1903 елда бер генэ

тапкыр бастырса, "Сэлимэ, яки Гыйффэт" повестей ике тапкыр — 1899, 1904

4

елларда бастыруга ирешэ. Озак еллар дэвамында эдэби эсэрлэре генэ тугел, бетен иждт мирасы мэж;бури рэвештэ читкэ тибэрелеп торган вакытларда, совет чоры эдэбияты хрестоматиялэрендэ "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" еч тапкыр бастырыла, э "Сэлимэ, яки Гыйффэт" бер генэ мэртэбэ нэшер ителэ. Хрестоматиялэр аша бу эсэрлэрне укучыга ждткеруче олуг эдэбият галиме -Мехэммэт ara Гайнуллин. Ул аларны совет чоры ечен яраклаштыра, эсэрлэрдэн дин тэрбиясенэ кагылышлы юлларны тешереп калдыра. Соцгы елларда эдэби уткэнебезне хэзерге кузлектэн тикшереп, яцачарак бэялэргэ, элек тирэндэрэк яткан, яисэ олы сэясэт талэплэренэ ж;авап бирми дип табылган тирэн эчтэлекле мондый хэзинэлэргэ юл ачылды. Бугенге яцарыш чорында галимнец эдэби эсэрлэрен бетен кешелеккэ хас тэрбиялелек, шэфкатьлелек, эхлак, игелекле рухи кыйммэтлэргэ таяну, аныц эсэрлэрендэге уцай образларны ©лге итеп алу идеясе ята.

Теманыц актуальлеге.

Ж^эмгыятьнец тарихи усешенэ, Ьичшиксез, олы йогынты ясаган хатын-кызнын, азатлыгын тээмин иту, аларныц гыйлемен арттыру XIX гасыр азагы — XX йез башы мэгърифэтчелэренец эдэбиятта чагылдырган иц меЬим мэсьэлэлэренен берсе була. Ул чор ечен хатын-кызныц эдэбе, югары эхлагы, гыйлем дэрэж;эсе никадэр актуаль мэсьэлэ булса, хэзер дэ ул - бик авыр чишелешле социаль проблема. XXI гасырда укучынын, талэплэре, хатын-кызнын, жэмгыятьтэ тоткан урыны берникадэр узгэ булса да, бу кенузэк мэсьэлэ булып кала бирэ, чонки кыз бала тэрбиясенэ, аныц эхлагына, гаилэдэ уз-узен тотышына, гыйлем дэрэж;эсенэ буген аерым игътибар сорала. Шуца курэ дэ хатын-кыз проблемасын татар эдэбиятыныц классик эсэрлэренэ нигезлэнеп ейрэну бугенге кеннец актуаль проблемаларыныц берсе булып кала.

Теманыц ейрэнелу дэрэжэсе.

Хатын-кыз мэсьэлэсе XIX гасыр азагы — XX йез башы татар эдэбиятында киц яктыртылса да, эдэбият тарихында бу проблема аерым авторларга тукталып, анализлап, элегэ кадэр тулы килеш ейрэнелмэгэн.

Кузэтулэрдэн куренгэнчэ, 1963 елда Г.ЭдЬэмова "Г.ИбраЬимои ижатында хатын-кыз азатлыгы мэсьэлэсе" дигэн фэнни-тикшерену эшен яклый, эмма чорына карата анда мэсьэлэ сыйнфый керэш кузлегеннэн ейрэнелэ. Рус эдэбиятында 1952 елда хатын-кыз азатлыгы темасына багышланган фэнни-тикшеру эше бар: Г.Вишневская «Проблема освобождения женщины в литературном наследии Белинского». Соцгы елларда хатын-кыз проблемасын эдэби эсэрлэр нигезендэ гомумилэнггереп ейрэнгэн диссертациялэр дэ еш очрый: С.Никишина «Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века», С.Каргинова «Эволюция образа женщины-горянки в осетинской литературе», Д.Хайруллина «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917гг.: на примере творчества Г.Исхаки и М.Горького», А.Каримова «Идейно-эстетическая эволюция проблемы феменизма в творчестве Г.Исхаки», Т.Шитова «Женщина в лирике Бальмонта», Л.Лукьянова «Проблема женских характеров в рассказах А.П.Чехова». Лэкин куренекле галим Ьэм олуг тэрбияче булган Р.Фэхреддиннец иж;ат мирасында, аеруча эдэби эсэрлэрендэ хатын-кыз проблемасын тирэнтен ейрэнугэ багышланган хезмэтлэр юк.

Галимнец тормыш юлын Ьэм иж;атын ейрэнугэ М.Гайнуллин, М.Госманов, М.Эхмэтжднов, Р Эмирхан, Э.Хэйри, Х.Миннегулов, Р.Утэбай-Кэрими, Г.Хесэенов, Ф.Баишев, М.Рэхимкуловалар уз елешлэрен керттелэр. Элеге галимнэребез тырышлыгы белэн куренекле галимнец куп эсэрлэре кабат халкыбызга кайтарылды.

~ "НиЬаять, XX гасырныц 70-елларында М.Гайнуллин эшкэртуендэ "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" Ьэм "Сэлимэ, яки Гыйффэт" осэрлэренец кыскартмалары эдэби жыентыкларда басылып чыкты. Шул ук чорларда ул, Р.Фэхреддиннец бу хезмэтлэрен ейрэнеп, эдэби-тикшерену эшлэре дэ язды. Лэкин М. Гайнуллин аларны совет чорына яраклаштырып бэялэгэн, аеруча авторныц кадимчелеккэ каршы керэшен курсэтеп, эсэрлэрдэге хатын-кыз мэсьэлэсенэ аерым игътибар итмэгэн. Ризаэддин Фэхреддиннец эдэби

эсэрлэрен 90-елларда Хатыйп Миннегулов та узенчэ бэяли, лэкшь хатын-кыз проблемасына киц итеп тукталып мэсьэлэне тулысынча ейрэнми.

Сощы елларда Л.Байбулатова, А.Хабетдинов, Р.Булгаков, Р.Мэрданов, Г.Даутов, Р.ШаЬиев, Л.Хэйдэров кебек яшь галимнэр дэ Ризаэддин Фэхреддиннец мирасын, ижат юлын-тирэнтен ейрэнеп, халыкка житкеру эше белэн шегыльлэнэлэр. 2007 елда Л.Хэйдэров эшкэртуендэ "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" Ьэм "Сэлимэ, яки Гыйффэт" эсэрлэре тулы кулэмдэ, хэзерге заман татар эдэби теленэ яраклаштырылып бастырылды.

—Р-.Фэхреддин эдэби эсэрлэрендэ ян,а ысул белэн укытучы, яцача фикер йертуче, тиешенчэ тэрбия бируче хатын-кыз образын "миллэт анасы" итеп курсэтэ. Галимнен, эдэби эсэрлэрендэ генэ тугел, э тарихи-энциклопедик хезмэтлэрендэ Ьэм нэсыйхэтлэрендэ дэ аныц теп фикере - миллэтнен, килэчэге гыйлемле, тэрбияле хатын-кызлар, металл и мэлэр кулында икэнлеген раслау. "Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза" Ьэм "Сэлимэ, яки Гыйффэт" эсэрлэре белэн автор нэфис эдэбият мэйданында тирэн эз калдыруга ирешэ.

Р.Фэхреддиннец эдэби эсэрлэрендэ хатын-кыз мэсьэлэсен ейрэнугэ багышланган махсус фэнни тикшерену эшлэре юк икэнен исэпкэ алып, бу тёманы кутэруне кирэк дип таптык.

Тикшерену предметы Ьэм объекты.

Тикшеренунец объекты итеп Ризаэддин Фэхреддиннен, ижат мирасы, шул исэптэн "Эсма, яки Гамэл вэ жэза" Ьэм "Сэлимэ, яки Гыйффэт" исемле эдэби эсэрлэре алынды. Хатын-кыз мэсьэлэсен ейрэнеп тикшерер ечен галимнец тарихи-энциклопедик Ьэм дини хезмэтлэренэ, "Гыйльме эхлак" сериясенэ кергэн педагогик эсэрлэренэ дэ тукталып китэбез. XIX гасыр азагы татар эдэбиятында хатын-кыз проблемасын чагылдырган Муса Акъегет, ЗаЬир Бигиев, Габдрахман Ильяси, Фатих Халиди эсэрлэрен ^ейрэнеп, Ризаэддин Фэхреддин эсэрлэре белэн бэйле менэсэбэттэ хатын-кыз проблемасыныц татар эдэбиятында шактый зур кулэмдэ кицэюен курсэтеп утэбез.

Мэгърифэтче-язучыларнын, фикерлэре аша Р.Фэхредциннец эдэби эсэрлэрендэге хатын-кыз мэсьэлэсен ачу тикшеренунен, предметы итеп алынды. XIX гасыр азагы - XX йез башы татар эдэбиятында хатын-кыз мэсьэлэсе зур урын тота, кыз баланын, гаилэдэ Ьэм жэмгыятьтэ алган тэрбиясе сурэтлэнэ, хатыннарныц гыйлемгэ карата менэсэбэте бэян кылына Ьэм мохитнец, социаль конкурентен, аларга йогынтысы тасвирлана. Олеге проблема Р.Фэхреддиннен, эдэби эсэрлэрендэ узэк мэсьэлэ итеп кутэрелэ, уцай Иэм тискэре образлар аша яктыртыла.

Тикшеренунец максаты - татар мэгърифэтчелек эдэбиятында хатын-кыз мэсьэлэсенец гомуми яктыртылышын, усешен Иэм Р.Фэхреддиннен, купкырлы иж;ат мирасында проблеманын, кицэюен кузэту.

Тикшеренунец бурычлары тубэндэгелэрдэн гыйбарэт:

- ХГХ гасыр азагы татар эдэбиятында Муса Акъегетнец, ЗаЬир Бигиевнец, Габдрахман Ильясиныц, Фатих Халидинец замана чынбарлыгына бэйле рэвештэ хатын-кыз образларын яктырткан эсэрлэрен барлап, аларда кутэрелгэн хатын-кыз иреге мэсьэлэсен ейрэну, Ризаэддин Фэхреддин эсэрлэре мисалында проблеманы кузэту;

- Ризаэддин Фэхреддиннен, и>кат мирасын барлап, тарихи-энпиклопедик, дини хезмэтлэрендэ, "Гыйльме эхлак" сериясендэ, аеруча эдэби эсэрлэрендэ яктыртылган хатын-кыз мэсьэлэсен ейрэну;

- "Сэлимэ, яки Гыйффэт" Ьэм "Осма, яки Гамэл вэ_ж;эза" эсэрлэренец татар эдэбияты усешенэ ясаган йогынтысын, сэнгатьчэ тасвирлау осталыгын тикшеру.

Хезмэтнец фэнни яцалыгы.

Ризаэддин Фэхреддиннен, эдэби эсэрлэрен Мехэммэт Гайнуллин1, Хатыйп Миннегулов2, Гайса Хвсэенов3 билгеле бер дэрэж;эдэ ейрэнсэлэр дэ,

Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века. - Казан: Татар.кн.изд-во, 1966. - С.84-106; Гайнуллин, М. Татар эдиплэре: (Ижат портретлары). - Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. - Б.79-98.

" Миннегулов X. Гасырлар енен тынлап. - Казан: Мэгариф, 2003. - Б.120-129.

О

Хвсэенов Г.Х. Ризаитдин бин Фэхретдин. - Уфа: Баш. Китап нэшр., 1997. - Б.64=91.

андагы хатын-кыз проблемасына махсус тукталмаганнар. Шуца курэ,,Х1Х гасыр азагы — XX йез башы татар мэгърифэтчелэренец эсэрлэре белэн берлектэ Р.Фэхредциннец эдэби хезмэтлэрендэге хатын-кыз мэсьэлэсен терле яклап тикшеру - диссертация эшенец фэнни яцалыгы булып тора. Беренчелэрдэн булып Р.Фэхреддинен, иж;ат мирасында бу мэсьэлэгэ аерым игътибар итсп, кыз бала тэрбиясенец ж;эмгыять ечен узэк проблема икэнен ассызыклау.

Эйрэнелэ торган материалныц узенчэлегенэ, характерына яраклы рэвештэ тикшерену барышында терле метод Ьэм ысуллар файдаланылды: чагыштырма ысул (сравнительный), чагыштырмалы-янэшэ кую ысулы (сравнительно-сопоставительный), тасвири ысул (описательный).

Тикшеренунец теоретик Ьэм методологик нигезе.

Тикшеренунен, теоретик базасын Ьэм методологик нигезеи куренекле эдэбият галимнэренец сыналган хезмэтлэре тэшкил итэ. Гомуми Ьэм аерым мэсьэлэлэрне ачыклауда, яктыртуда аларньщ гыйльми тикшеренулэрен олге итеп алдык. Эдэбият тарихын, анын, теориясен эзлекле рэвештэ тикшергэн А.Есин, Л.Егорова, Н.Шанский, В.Хализев, Ю.Лотман, И.Нип>мэтуллина, Д.ЗаЬидуллина, Р.Ганиева кебек галимнэрнен, хезмэтлэре ейрэнелде. Тикшеренунец предметы объекты итеп Р.Фэхреддиннец "Осма, яки Гамэл вэ ж;эза" Ьэм "Сэлимэ, яки Гыйффэт" эсэрлэре алынганлыгын истэ тотып эдэбиятта М.Гайнуллин, М.Госманов, М.Эхмэтжднов, Х.Мицнегулов, Г.Хесэенов, Р:Эмирхан, Э.Хэйри, Р.Утэбай-Кэрими, Ф.БэширЪв, Р.Мэрданов, Г.Даутов, М.Рэхимкулова, Л.Байбулатова кебек Р.Фэхреддин хезмэтлэренэ терлечэ бэя биргэн белгечлэрнец фикерлэре ейрэнелде.

„Фэнни-практик эЬэмияте.

Диссертация материаллары татар эдэбияты тарихында элегэ тиешенчэ ейрэнелмэгэн фактларны ейрэну Ьэм андагы ак тапларны бетеругэ ярдэм итэр, татар мэктэплэрендэ эшлэуче укытучыларга, тэрбиячелэргэ ярдэмлек булыр, татар филология белгечлэрен эзерли торган югары уку йортлары * студентларына Ьэм укучыларныа естэмэ мэгълумат бирер дип фараз итэбез.

Апробация. --

Фэнни-тикшеру эшебезнец актуальлеген дэлиллэу ниятеннэн фэнни-гамэли конференциялэрдэ катнашып чыгышлар ясалды:

- Яшь галимнэр Ьэм аспирантлар конференциясе - Казан, ТЭЬСИ, 2008;

- Всероссийская конференция "Р.Фахреддин в истории российской журналистики" — Москва, 2009;

- Межвузовская научно-практическая конференция «Духовные основы толерантности в творческом наследии Р.Фахреддина» - Альметьевск, 2009;

- Всероссийская научно-практическая конференция "Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье" — Уфа, 2009;

- Межрегиональная научно-практическая конференция "История и этническая культура татар Оренбуржья" - Оренбург, 2009;

- Научно-практическая конференция "Наследие ислама в музеях России: изучение, атрибуция, интерпретация" — Казань, 2009;

- Международный музейный форум "Музей и современное общество: современные модели интеграции" - Казань, 2010;

- "ЗаИидэ Бурнашеваныц педагогик эшчэнлеге" фэнни-гамэли конференциясе — Казан, Тарих институты, 2010. — "

- Татарстан Республикасы кулэмендэ ел саен уздырыла торган "Р.Фэхреддин педагогик укулары" - Казан, 2007, 2008, 2009, 2010.

Публикациялэр.

1.Гимранова Д.Г. Женская проблема в творческом наследии Ризаэддина Фахреддина // Вестник Чувашского университета. Серия Гуманитарные науки, 2010. №2. - С.241-244.

2. Гимранова Д.Г. Галимнец тарихи хезмэтлэрендэ хатын-кыз тэрбиясе // Мэйдан, 2009. №1. - Б.150-151.

3. Гимранова Д.Г. Р.Фэхредцинец тарихи хезмэтлэрендэ хатын-кыз мэсьэлэсе ("Болгар вэ Казан тереклэре") // МэшЬур мэгърифэтче-галим, педагог

Р.Фэхреддин мирасын укыту-тэрбия процессында файдалану. III кисэк. -Казан: РИЦ «Школа», 2007. - Б.119-122.

4. Гимранова Д.Г. Женская проблема в произведении Р.Фахреддина "Комментарии к изречениям пророка Мухаммеда" // Наследие ислама в музеях России: изучение, атрибуция, интерпретация. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С.59-62.

5. Гимранова Д.Г. Тэрбияле булу - куркам сыйфат. Р.Фэкреддиннец "Сэлимэ, яки Гыйффэт" эсэрендэ "миллэт аналары" идеясе // Мэгариф, 2011. №5. - Б.16-17

6. Гимранова Д.Г. Р.Фэхреддиннец энциклопедик хезмэтлэрендэ хатын-кызныц жэмгыятьтэге урынын яктырту // Татар педагоги к фикере усеше мэсьэлэлэре. - Казан: ТИ, 2011. - Б.135-138.

Хезмэтнец структурасы.

Диссертация кереш елештэн, тематик яктан буленгэн еч булектэн, йомгак Иэм библиографиядэн тора.

Кереш елештэ теманыц актуальле билгелэнэ, татар эцэбиятында хатын-кыз проблемасы чагылышы, Р.Фэхреддиннец иж;ат мирасын ойрэнугэ багышланган фэнни хезмэтлэр анализланып, диссертациянец максаты куелды, практик эИэмияте курсэтелде.

Беренче булек "Мэгърифэтчелек эдэбиятында хатын-кыз темасыныц яктыртылышы" дип атала. Р.Фэхреддиннец "Эсма, яки Гамэл во ^эза" Ьэм "Сэлимэ, яки