автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Магомедова, Абидат Зулумхановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг."

На правах рукописи

Магомедова Абидат Зулумхановна

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВОСТИ ЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КУМЫКСКИХ ПОЭТОВ 1940-70 гг. (к проблеме традиции и новаторства)

Специальность 10 01.02 - литература народов России

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

иоз1653Э2

Махачкала 2008

003165392

Работа выполнена на кафедре литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Абдуллатипов Абдулкадыр Юсунович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Вагидов А М кандидат филологических наук, доцент Акамов А Т

Ведущая организация:

Дагестанский государственный педагогический университет

заседании диссертационного совета К 212.053 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Дагестанском государственном университете по адресу 367025, Республика Дагестан, г Махачкала, ул М Гаджиева 37, ауд 42

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Дагестанского государственного университета

Защита состоится

2008 г , в 14 часов, на

Автореферат разослан <ъ^>>

2008 г

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент

Ширванова Э Н

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется возникшей необходимостью изучения кумыкской поэзии 1940-1970 годов, необходимостью научного осмысления процесса развития кумыкской поэзии в литературной общности Дагестана, ее особенностей и характерных черт С одной стороны, кумыкская поэзия XX столетия изучена и проанализирована многими дагестанскими учеными, с другой стороны, в ней остаются малоизученные проблемы войны, мира, гражданственности и др в кумыкской поэзии середины века

Изучение вышеперечисленных вопросов кумыкской поэзии особенно актуально сегодня в свете того, что подрастающее поколений. не в полной мере осознает смысл таких понятий как гражданственность, родина, честь и достоинство Экскурс в историю, переосмысление ценностей - одна из форм влияния на миросозерцание молодого поколения

Немаловажно и то, что основными принципами стабильности и прогрессивного развития малых народов Дагестана в будущем видится в сохранении и приумножении ими самобытности, национального языка, литературы, развития культуры, в тщательном изучении и переосмыслении истории А изучение исторического процесса, развития любого из аспектов жизнедеятельности общества неотъемлемо от исследования культуры, литературы и творчества ее представителей В этой связи сегодня особенно актуально обращение к творчеству кумыкских поэтов

Выбор темы диссертационного исследования «Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг» обусловлен, во-первых, тем, что кумыкская поэзия в системе литератур Дагестана занимает значительное место, во-вторых малоизученностью проблем войны, мира, созидательного труда в кумыкской поэзии исследуемого периода

Объектом диссертационного исследования послужила кумыкская поэзия 1940 - 1970 гг., влияние общественно-политической ситуации на поэзию исследуемого периода, тенденции и особенности ее развития, основные направления кумыкской литературы в системе литератур многонационального Дагестана. Автор диссертации изучил и подверг анализу творчество А-В. Сулейманова «Письмо», «Герой Днепра», «Песня об Абдуллаеве Умаре - Паше», «Помню», «Любимой», «Письмо», «Вечер», «Дорога», «Гуниб», «Дагестан», «Махачкала», А Аджиева «Поэма о стихах», «Наступление», «Сабли», «Разговор с Доном», «Негаснушие звезды», «Могучее слово», «Слово о мире», «Чтоб не было войны» «Мой Костек», «Прощание», «Платочек», «Письмо издалека», М Атабаева «Украденная смерть», «Отцы», «Мужество», «Вечная минута», «Родина-мать», А Джачаева «Мой Дагестан», «Эрпели», «Мера», Аткая Аджаматова «Рабият», «Глаза грузинки», «Девушка из Цинандали», А Акаева «Годекан», Б Гаджимурадова «Моей родине», Б. Магомедова «Дом» и др

Степень изученности проблемы. Вопросы национальной литературы, как и современная кумыкская поэзия, в частности, представляют большой научный интерес. Однако проблемам войны и мира, гражданской и любовной лирике кумыков достаточного внимания уделено не было

Научная новизна работы состоит в том, что впервые изучаются проблемы войны и мира в эволюции кумыкской поэзии 1940 - 70 гг Выявляется и анализируется система факторов, влиявшая на литературные процессы изучаемого периода На основе сравнительного анализа художественных текстов впервые сделана попытка системного анализа

Цель исследования — изучение состояния кумыкской поэзии в период с 1940 по 1970 гг., ее особенностей, необходимость комплексного изучения ряда проблем

1 анализ эволюции кумыкской поэзии в период с 1940 -го по 1970 годы,

2 теоретическое обоснование проникновения традиций поэзии предшествующего периода на творчество современных кумыкских поэтов и зарождение новых элементов в их творческой деятельности,

3 определение и анализ стилевого многообразия и системы функционирования жанров в кумыкской поэзии середины XX столетия,

4 определение значимости лирики в поэзии кумыков

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Исследование творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг как часть звена в кумыкской и дагестанской литературе середины XX столетия

2 Проблема войны и мира в кумыкской поэзии занимает достойное место, а главными героями произведений о воине и мире являются участники войны, работники тыла, матери, потерявшие своих сыновей в Великой Отечественной войне и дети, чье детство выпало на военное время Поэты правдиво рассказывают о нелегкой доле фронтовиков и тружеников тыла

3 Тема Родины в современной кумыкской поэзии представлено в творчестве М Атабаева, А Джачаева, Б. Магомедова, Б Аджиева, А Акаева и других В их произведениях лирический герой ощущает неразрывность собственной судьбы с судьбой Родины и мира В произведениях кумыкских поэтов изображается их родное село, люди- сельчане, их быт. В их поэзии усиливается личностное начало

4 Любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов, поэты воспевают любовь Сила стихов о любви - в близости к народным песням, в раскрытии

противоречия между любовной грустью и яркостью воплощения ее искренности и силы 5 Жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов исследуемого периода разнообразны Стиль- индивидуален Анализируются разновидности поэм, их жанрово-

стилистические и художественные особенности Кумыкские поэты создавали новую литературу на основе лучших традиций литературы прошлого, в жанрово-стилистической структуре которой произошли обусловленные требованиями нового социального мышления и действительности принципиально глубокие изменения

Методологическую н теоретическую основу данного исследования составляют научные принципы, основные принципы системного анализа, обоснованные в теоретических концепциях и опирающихся на художественные тексты

Анализ произведений современных кумыкских поэтов на основе этих принципов предполагает познание, как самого литературного процесса исследуемого периода, так и основных их проявлений в эволюционном развитии

Особенно плодотворным по изучению различных аспектов проблем литературных процессов становится первая половина XX столетия К работам такого характера можно отнести научные труды как известных российских литературоведов М Бахтина, А Бушмина, И. Брагинского, М. Храпченко, Г Поспелова и других,1 так и дагестанских ученых Г Г Гамзатова, И А Керимова, К Д Султанова, И X. Асекова, А -К Абдуллатипова, Ш А Мазанаева, 3 Н Акавова, А М Вагидова, Р М Кельбеханова, К И Абукова, С М Алиева, С. X

1 Бахтин М М Эстетика словесного творчества - М , 1979, Брагинский И С Проблемы востоковедения Актуальные вопросы восточного литературоведения — М, 1974, Бушмин А С Наука о литературе Проблемы Суждения Споры - М, 1980 Поспелов Г Н Вопросы методологии и поэтики -М, 1983, Храпченко МБ Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы - М , 1970

Акбиева, А М Аджиева, 3 А Магомедова, С М Хайбуллаева, Ч С Юсуповой, Г Г Гашарова, М М Курбиева, С. X Ахмедова, и других 2

Методы исследования, используемые в диссертации:

аналитический, ориентированный на изучение идейного содержания и художественной структуры произведений кумыкских поэтов исследуемого периода, проблемно-хронологический, описательный

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения вопросов развития современной кумыкской поэзии Материал диссертации можно использовать в преподавательской работе как в школах республики, так и при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по проблемам изучения литературы Дагестана

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты ее могут найти применение при решении вопросов, связанных с изучением творчества кумыкских поэтов и могут быть

2

Абдуллатипов А -К Ю Эволюция творческого метода в кумыкской литературе -Махачкала, 1979, Он же Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе - Махачкала, 1982, Он же Литература правды жизни - Махачкала, 1985, Абуков К И Выход на магистраль Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе - Махачкала, 1976, Он же Ступени роста - М, 1982, Акавов 3 Н Гражданские мотивы в кумыкской литературе конца 19 и начала 20 веков - Махачкала, 1976, Акавов 3 Н О просветительском реализме в литературе народов Северного Кавказа -/ Актуальные вопросы современной науки -Махачкала, 1982, Он же Диалог времён Махачкала, 1996, Акбиев С X Истоки Махачкала, 1994, Алиев С М Зарождение и развитие кумыкской литературы - Махачкала, 1979, Асеков И X Культурное наследие и советская поэзия кумыков - Махачкала, 1972, Вагидов А М Становление и развитие даргинской поэзии -Махачкала, 1979, Он же По пути традиций и поиска. О творчестве современных даргинских поэтов - Махачкала, 1976, Гамзатов Г Г Смелая и честная песня Казака - «Йырчи Казак -классик дагестанской литературы» - Махачкала, 1977, Гашаров Г Г Лезгинская ашугская поэзия и литература - Махачкала, 1976, Гусейнов Ч Г Формы общности советской многонациональной литературы -М, 1989, Курбиев ММ, Магомедов М М Сближение, взаимообогащение, расцвет Общее и особенное в развитии социалистической культуры народов Дагестана - Махачкала, 1980, Мазанаев ША Русскоязычная титература Дагестана Проблемы национального и интернационального взаимодействия -Махачкала, 1998, Султанов К Д Этюды о литературах Дагестана — М, 1973, Хайбуллаев С М О дореволюционной аварской литературе -Махачкала, 1974

использованы при разработке теоретических проблем взаимосвязей различных литератур, а также в дальнейшем и более глубоком исследовании кумыкской и дагестанской поэзии

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и сообщениях с которыми автор выступал на региональных и межвузовских научно-практических конференциях и семинарах в Махачкале

Структура работы подчинена решению поставленных задач Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы Объем диссертации — 150 страниц машинописного текста Список использованной литературы включает 160 наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности темы исследования, определяются цель и задачи, выявляется степень изученности рассматриваемых проблем, устанавливается научная новизна работы Введение также содержит характеристику основных источников работы, в нем раскрывается структура исследования

В первой главе «Проблема войны и мира в кумыкской поэзии XX века» дана общая характеристика исследуемого периода Новые задачи литературы определила Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма Многие из дагестанских писателей ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать свою родину

В первом параграфе «Кумыкская поэзия периода Великой Отечественной войны» рассказывается о трансформации кумыкской поэзии в период Отечественной войны Суровое время выдвинуло новые темы, а горячее стремление поэтов находиться в общем строю вдохнуло новые силы в поэзию Талантливые, широко известные в

Дагестане поэты среднего поколения - Абдул-Вагаб Сулейманов, Анвар Аджиев, Аткай Аджаматов и другие стали неутомимыми проводниками живой связи литературы с народом Их горячие выступления и пламенные стихи шли к народу со страниц периодической печати, в передачах по радио, в живом слове на собраниях Они были частыми гостями на предприятиях, в колхозах и совхозах, в воинских частях и в тылу

Участник Великой Отечественной войны А -В Сулейманов в своих произведениях изображает думы и переживания человека в дни войны Характерно его стихотворение «Днепр» (1943), в котором проникновенно воплощены патриотические чувства героя -дагестанца, участника кровопролитных боев за Днепр.

Сочетание лиризма с объективно - эпическим повествованием оказалось успешным в изображении характера фронтовика и в поэмах Сулейманова «Герой Днепра», «Песня об Абдуллаеве Умар - Паше» В основу обоих произведений легли судьбы земляков поэта, героически погибших во время войны

В его поэмах созданы реальные картины фронтовой обстановки Они представляют правдивый рассказ о нелегкой доле фронтовиков, о неожиданностях фронтовой обстановки, о жестокой и смертельной борьбе с фашистскими захватчиками В обрисовке характеров героев поэт также естественен Он стремится показать, прежде всего, их моральные, человеческие качества в нелегких жизненных объстоятельствах

В творчестве Абдул-Вагаба Сулейманова большое развитие получил жанр послания, послания фронтовика любимой женщине Таковы «Помню», «Любимой», «Письмо», «Вечер» и другие В них живо раскрывался образ фронтовика, чистота его помыслов, душевная щедрость, цельные натуры, благородство, способность на большие человеческие чувства

Обостренное чувство родины, тяжесть испытаний, выпавших на долю советского народа в годы войны вызвали в поэзии А -В

Сулейманова развитие призывной патриотической лирики, обращенной к чести, разуму и долгу советского человека Одним из лучших его произведений, как оценила критика, было стихотворение «Друзьям» В стихотворении выступают свободолюбие горцев Дагестана, их глубокие патриотические чувства Лирический герой призывает земляков выступить на защиту своей Родины Призыв к защите Отечества сочетается с напоминанием о героическом прошлом народа, что позволяет поэту показать героизм и патриотизм как черты национального характера горцев Дагестана

В поэзии Сулейманова судьба отдельного человека соотносится с судьбой человечества С этим связано большое развитие темы борьбы за мир

Война, вызвавшая бурное вторжение патриотических мотивов в дагестанскую литературу, способствовало^ обогащению лирических тенденций поэзии А Аджиева В годы войны возросла творческая активность поэта Он издает сборник за сборником «Наступление», «Сабли», «О чем поведал Дон» В 1960-е годы была написана поэма А Аджиева «Негаснушие звезды», посвященная подвигу Ханпаши Нурадилова

Органический сплав лирики и патетики пронизывает одно из лучших произведений Анвара Аджиева военных лет «Разговор с Доном», в котором воспевается бессмертный подвиг чеченца Ханпаши Нурадилова, погибшего в боях за родину и посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза О нем уже в годы войны стали слагать легенды Анвар Аджиев произведением «Разговор с Доном» вводит в дагестанскую поэзию народную традицию легендарного изображения и осмысления жизни и подвига Ханпаши

Выступая страстным защитником мира и счастья на земле, А Аджиев избегает непосредственных словесных призывов и обращений, так характерных для политической лирики кумыкских поэтов Публицистический пафос стихов А Аджиева не в словесных

призывах к миру, а в проникновенном изображении мира чувств и дум советского человека, его дел, отношения к миру Таковы стихотворения Анвара Аджиева «Могучее слово», «Слово о мире», «Чтоб не было войны» и другие Для поэта мир - это радость и счастье, это вдохновенный труд и благо народа

На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у Анвара Аджиева возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на место и задачи писателя в новом обществе

А. Аджиев стремится поднять уважение к труду поэта и отводит поэзии важную роль в жизни общества Он глубоко понимал значение поэзии, требовал от поэтов ответственного отношения к своему труду, упорной, напряженной работы над стихом Анвар Аджиев всегда порицал отношение к поэзии как к легкому занятию

Творчество Анвара Аджиева, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного кумыкского и дагестанского читателя Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к просторам родного Дагестана

В дагестанскую литературу поэт вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу его творчества.

Творчество Аджиева - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории литературы Дагестана Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, ко всему близкому и разному Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим во всей вселенной был «родной дом» и благополучие проживающих в нем Это особенно хорошо прослеживается в стихотворении поэта «Мой Костек».

Во втором параграфе «Тема войны в кумыкской поэзии послевоенного периода» говорится о влиянии военной поры на творчество кумыкских поэтов

В послевоенные годы в кумыкской поэзии была актуальна тема сохранения мира. Кумыкские поэты и писатели с огромным воодушевлением отразили в своих стихотворениях, песнях, поэмах, рассказах всю народную радость, высокое чувство исполненного долга В произведениях 1950 — х годов красной нитью проходит мысль о нравственной и духовной красоте советского человека, сумевшего в неимоверно трудных условиях отстоять свободу и независимость своей родины и освободить порабощенные народы

В произведениях А - В Сулейманова «Одно слово», А Аджаматова «Гора Тарки - гора дружбы», А Аджиева «Сильное слово», А Джачаева «Ожившая рана» и во многих других с огромной силой звучат призывы к миру, к спокойствию на земле

На тему войны разные поэты пишут по - разному, но почти все чувствуют и осознают тяжесть случившегося С большим мастерством написано стихотворение Аджиева «Нет войне - вот, что нам надо» Автор постепенно развивает главную мысль произведения В природе все взаимосвязано, говорит поэт « чтобы трава росла - влага нужна, без солнца увядают цветы» Так и человеку нужна мирная жизнь, спокойное настоящее и радостное будущее

В произведениях кумыкских поэтов Аткая Аджаматова, Абдул-Вагаба Сулейманова, Ибрагима Керимова в 1940-1950 - е годы изображаются сильные духом люди, их стремление к мирной жизни, их борьба с темными силами войны

По их произведениям видно, что советские люди не допустят, чтобы мрак снова опустился на родную землю и окутал свет Народы требуют мира, и они в силах отстоять его

Пожалуй, трудно найти поэта, который бы не писал о войне и мире Особое место эта тема занимает и в творчестве Магомеда Атабаева, чье детство совпало с Великой Отечественной войной

Известны широкому читателю такие его стихи о войне как «Отцы», «В зале», переложенные на музыку дагестанских композиторов

В стихотворении «Моим сверстникам» автор от имени своих сверстников рассказывает читателю о времени, в котором они родились

Интересно воспроизведен образ матери, не дождавшейся сына с войны, к которому обращались многие поэты В стихотворении «Песня матери» Атабаев свои чувства и мысли вложил в уста матери

Тему не вернувшихся с войны Атабаев раскрывает и в стихотворении «Аталар» («Отцы») Риторические вопросы, связанные с явлениями природы и содержащиеся в первых же строчках, заставляют задуматься почему же одни явления повторяются, а другие нет

Война врезалась в память М Атабаева, как суровое и жесяокое воспоминание детства Цепкая детская память на всю жизнь сохранит впечатления о тяжких испытаниях, перенесенных народом в грозные годы Великой Отечественной войны В своих стихах и поэмах М Атабаев смотрит на войну глазами мальчика - дошкольника Поэт рисует не войну, а безрадостное детство, раскрывает внутренний мир своих сверстников, чьи отцы сражались на фронте, а матери трудились на фермах и на полях, став достойной заменой своих отцов, мужей и братьев

На наш взгляд, самой сильной из поэм кумыкских поэтов о войне является поэма «Похищенная смерть», написанная в 1968 году

«Похищенная смерть» - это исповедь поэта, который через образ мальчишки - почтальона передает читателю его тяготы и лишения в военные годы

Сложная концепция мира и человека, затронутая Магомедом Атабаевым в своей поэме «Похищенная смерть», приводит нас к ключевой проблеме искусства - проблеме народного характера в полноте его общественных, исторических, национальных, природных связей Это не случайно, ибо именно здесь соединяется в единый узел

социальное и нравственное, преходящее и вечное, эстетическое и психологическое.

Магомед Атабаев обладает незаурядным поэтическим даром Поэт выбрал классическую форму стиха - спокойную, ясную, прозрачную, доступную широким кругам читателей

Поэма Атабаева - это не просто рассказ или лозунги и призывы, а события дней войны, ее трагизм, пропущенные через сердце поэта Автору удалось соотнести разные временные пласты, прошлое и современность, сочетая, создать образы погибших и оставшихся в живых

Вторая глава — «Влияние литературных традиций 1960 — 1970 -х гг. на формирование современной кумыкской поэзии» -

содержит анализ творчества современных кумыкских поэтов с позиции проникновения литературных традиций поэтов -предшественников

В первом параграфе «Гражданская лирика современных кумыкских поэ'Шов» показан реалистический характер творчества современных кумыкских поэтов, раскрывается их демократическая направленность

Осмысление темы родины в кумыкской поэзии тесно связано, прежде всего, с нравственным обликом человека, с атмосферой духовного роста наших людей

Подлинным новатором в разработке этой темы явился Анвар Аджиев. Если он раньше воспевал абстрактный аул и абстрактный народ, то теперь его стихи посвящены родному селу «Мое село Костек» Дагестан предстает в поэзии как часть советской страны Изображение единства и общности придает поэзии масштабность, и в то же время изображение родного края как бы передает внутреннюю слитность человека с родной землей. Это свидетельствует об усилении поэзии личностного начала

Душевный склад дагестанцев с их национальными чертами и особенностями морали советского общества, отчетливо проявляется в

послевоенных произведениях о Родине, которые по - прежнему занимают большое место в творчестве А -В Сулейманова В произведениях «Дорога», «Гуниб», «Дагестан», «Махачкала» и другие раскрываются патриотические чувства горцев Дагестана Родная земля в изображении Сулейманова - это источник песен и вдохновенья Его поэзия учит понимать прекрасное в окружающей природе, воспитывать любовь к родной земле Поэзия Сулейманова вобрала в себя не только краски и аромат родного края, но и черты характера его людей, его историю, со всеми трагическими и героическими моментами Таковы стихотворение «Гуниб», поэма «Бандиты в фесках».

В 1960- е годы кумыкская поэзия, как и вся дагестанская, характеризуется отходом от иллюстративности, шаблона Этот процесс сопровождается новыми художественными поисками, связью с современностью, расширением тематики поэзии В этот процесс определенный вклад внес и Аткай Его лирика богата мыслями и чувствами Ей чуждо все - и фальшь, и ложный пафос, но всей своей направленностью она патриотична, глубоко народна

Поэзии Аткая характерны произведения о родине и советском народе, в которых прежде в кумыкской поэзии были заметны тенденции славословия, риторики

Любовь к родному аулу - естественное чувство и оно характерно для всех людей и времен, но выражается оно каждой индивидуальностью по-своему

Заслуга М. Атабаева, внесшего свой вклад в новаторские поиски дагестанской поэзии в 1960-е и 70-е годы именно в том , что к художественному осмыслению таких категорий как «малая родина» и в первую очередь, родной аул и вообще понятие «родное» во всей его многомерности, он подошел не с идеологических позиций, а личностных

Тема истории родного края и народа, его истоков - одна из основных тем, волнующих современных кумыкских поэтов Тема

родины разрабатывается в творчестве многих современных кумыкских поэтов, в частности, М Атабаева, А Джачаева, Б Магомедова, Б Аджиева, Б Гаджимурадова и других

Произведения «Моей родине», «Наш Дагестан» Б Гаджимурадова «Место, где я родился» М Атабаева, «Родина-мать», «Мой Дагестан» А Джачаева, посвящены родному Дагестану.

У героя Джачаева мать ассоциируется с родиной, а родина с матерью По его мнению, любить родину — не талант, а долг

Очень интересно по замыслу, на наш взгляд, стихотворение Джачаева «Мера» Как утверждает автор, есть мера всему, т.е. все можно в чем -то измерить «дороги - шагами, несправедливость -проступками, ночи неудачника - его сновидениями, радость -весельем, горе - страданием» По мнению автора неизмерима только любовь к родине

В кумыкской поэзии исследуемого периода часто встречаются и произведения, посвященные отчему дому, родному селу, красоте и неповторимости родной природы В этих стихотворениях описываются яркие, красочные картины родного края

Назовем некоторые из них «Эрпели» Джачаева, «Ата юрт» Атабаева, «Дом» Бадрутдина Магомедова

Корневое, глубинное ощущение истории, отчего края, своего народа - одна из ярких граней поэтического дара Б Магомедова Вместе с тем в его стихах постоянно ощущается жаркое дыхание и пульс современности Его лучшие стихи отмечены естественностью интонаций, простотой изложения, проникновенным лиризмом Свидетельством тому его стихотворение «Дом»

Тема родины очень широко и глубоко разработана и в творчестве другого кумыкского поэта Акая Акаева Родина Акаева -Буйнакский район, откуда вышли основоположник кумыкской поэзии Ирчи Казак и видные поэты Абусупьян Акаев, Темирбулат Бейбулатов, Дадав Магомедов, Наби Ханмурзаев и Ибрагим Керимов

Заметим, что творчество Акаева близко к традициям упомянутого выше старшего поколения Его поэзии характерен гражданский пафос Поэтическая страна Акаева — его родной Дагестан Высокие «грозные» горы - это зримая поэтическая деталь и символ Это знак родной земли, знак его верности предкам, дому. Даже если бы не было лирического восклицания «Люблю тебя, горный край - мой Дагестан'», развернувшегося в стихотворении, общий лирический настрой его творчества убедил бы читателя в постоянстве такого чувства. Да, автор нескольких «скромных» сборников любит свой «сельский» Дагестан Он открывает читателям удивительную картину красоты земли, которая наделяет его жизненной силой, врачует душевные раны

Особое место в истории кумыкской литературы уже заняла и поэма М Атабаева «Покаяние» Произведение это - историческое в смысле осмысления пережитого советским народом

Одна из основных черт художника - его способность откликаться на все явления жизни Именно такой чертой и обладает Ахмед Джачаев и его замечательные произведения «Молодой солдат смотрит», «Красная книга», «Молчание - далеко не золото» Джачаев - гуманист, ибо главное в его творчестве -Человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Все им написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа

Поэзия Бадрутдина проникнута любовью к горам, природе, вселенной, олицетворяющим чистоту, смелость, оригинальность мира и души человека Бадрутдин обладает даром, смотреть на мир глазами человека, страстно влюбленного в жизнь, в свой народ, в свою Родину, и куда бы ни обратил он здесь свой взор, для него всюду источник вдохновения, источник творчества

Второй параграф «Любовная лирика кумыкских поэтов» посвящен анализу любовной лирики исследуемого периода

Каждый кумыкский поэт по-особому передает чистоту чувств, нежность, обаяние У поэтов старшего поколения непосредственность нежности сменяется конкретным выражением чувств В произведениях Анвара Аджиева, Абдул-Вагаба Сулейманова, Аткая Аджаматова, в стихах И Асекова, Ш. Альбериева больше философской мудрости, жизненных наблюдений, раздумий

Много поэтических находок и новых художественных решений в лирике А Аджиева, характерной для кумыкской поэзии Она богата по интонации, по настроению и выражению чувств В стихах и песнях А Аджиева слышится радость встречи лирического героя с возлюбленной, восхищение и гордость ее трудом, любование ею и философские раздумья, отражающие верность жизненных наблюдений В стихах Анвара Аджиева любовь и труд существуют неотделимо Герой его лирики - наш современник, труженик Ему подстать и его возлюбленная, она тоже - человек труда Без пространного рассказа, одной деталью или фразой автор умеет дать понять это; то в самом названии стихотворения («Девушке, собирающей яблоки»), то упоминанием обстановки, где встречаются герои Труд не лишает героинь А Аджиева очарования, женственности и обаяния Наоборот, облагораживающая сила труда помогает герою стихотворения «На косовице» понять и полюбить девушку

В большинстве лирических произведений Анвара Аджиева редко рисуется портрет возлюбленной Но поэт видит ее глазами возлюбленного человека и отсюда экспрессивность окраски образа

Задушевностью, нежным лиризмом, чистотой выражения чувств привлекают произведения Аджиева «Прощание», «Платочек», «Письмо издалека», «Я знаю» и другие Возраждение любовной лирики, отвергнутая в 1930-е годы, происходит в годы Великой Отечественной войны

В центре любовной лирики также образ воина — фронтовика, образ которого в поэзии Аджиева воплощал в себе несгибаемость

человеческого духа Светлая большая любовь, цельность натуры, чистота помыслов, верность слову в сочетании с патриотизмом делают этого героя по настоящему красивым, глубоко человечным и правдивым

В стихотворениях «У родника Бекенез», «Ты едешь утром» лирическим героем является женщина В них передается глубина и сила чувств ее, верность любви Философские раздумья о верности и дружбе, о святости чувств пронизывают произведения «Стук колес», «Фиалка».

В любовной лирике А Аджиева встречаются и шуточные произведения, например, «Отчего», «О дне свадьбы», «Ты говоришь»

В основе почти всех произведений любовной лирики Аджиева лежит глубокое и поэтическое чувство Порой оно пронизано глубокими раздумьями, но всегда выражено поэтически изящно Большое светлое чувство рождает и ясность, и поэтичность, и музыкальность языка Здесь все гармонично - и форма, и содержание

Любовная лирика последующих поэтов продолжает и углубляет традиции Анвара Аджиева

В заключения подводятся итоги исследования Творчество кумыкских поэтов свидетельствует о широте тематического диапазона поэзии кумыков исследуемого периода Поэзия направлена на процесс формирования духовно - нравственного сознания человека под влиянием действительности Герои произведений становятся носителями новых черт, обусловленных действительностью, бесконечным процессом освоения окружающего мира

Особенность кумыкской поэзии в том, что в ней автор старается показать и рассказать о происходящих в мире событиях Автор стремится выразить свои чувства и художественно — реализованные эстетические цели Кумыкские поэты все большее место в своих произведениях отводят лирическим моментам, им удается сделать читателей участниками событий

Литература 1940-1970 годов - это литература трех различных общественно-политических периодов, эпох, получивших названия «период Великой Отечественной войны», «оттепель» и «эпоха застоя» Каждый из периодов сам по себе неоднороден, часто внутренне противоречив

Кумыкские поэты - участники Великой Отечественной войны, в своих произведениях изображают думы и переживания человека в дни войны, стремятся показать моральные человеческие качества в нелегких жизненных обстоятельствах Тема войны и мира в кумыкской поэзии военного периода занимает достойное место, а главными героями произведений о войне и мире являются участники войны, работники тыла, матери, потерявшие своих сыновей в Великой Отечественной войне и дети, чье детство выпало на военное время, поэты рассказывают о нелегкой доле фронтовиков и участников тыла Авторы изображают душевно чистых, искренне ненавидящих гнет и насилие героев, стихотворения впитали традиционное представление дагестанцев о героизме, выступая страстными защитниками мира, кумыкские поэты избегают непосредственных призывов и обращений Этого они добиваются проникновенным изображением мира чувств и дум героя, его дел, отношения к миру

В творчестве Абдул-Вагаба Сулейманова основным жанром становится послание - послание фронтовика любимой женщине, в котором раскрывается образ фронтовика, чистота его помыслов, душевная щедрость. В произведениях Анвара Аджиева присутствуют элементы народной поэзии сказовая интонация, эпическое повествование, прием олицетворения природы

В произведениях кумыкских поэтов в 1950- е годы (А Аджаматов, А-В Сулейманов, И Керимов) изображаются сильные духом люди, их стремление к мирной жизни, их борьба с темными силами войны Одной из лучших произведений кумыкских поэтов данного периода является поэма «Похищенная смерть» Магомеда

Атабаева, в которой автор решает ключевую проблему искусства -проблему народного характера в полноте его общественных, исторических, национальных и природных связей Тема родины представлено в творчестве М Атабаева, А Джачаева, Б Магомедова, Б Аджиева, А. Акаева и других В их произведениях лирический герой ощущает неразрывность собственной судьбы от судьбы Родины и мира Родная земля- источник песен и вдохновения, авторы открывают читателям удивительные картины земной красоты, которая наделяет их жизненной силой, врачует душевные раны.

В 1960-70-е гг основными темами в кумыкской поэзии были тема Родины, мира, любовная лирика. В числе наивысших ценностей, о судьбе которых постоянно тревожатся поэты, есть любовь, как самое яркое выражение красоты жизни (Б Магомедов «Женщина, которая уходит») В лирических стихах на первый план выдвигается современник с его мыслями, думами и чувствами Поэты воспевают большую и щедрую любовь, если даже она безответна, сила и очарование стихов о любви - в драматическом, родственном народным песням противоречии между грустью содержания и яркостью, здоровьем, силой чувства

Поэзия 1960-70-х годов оказало, существенное влияние на развитие кумыкской литературы последующего периода

По теме диссертацнн опубликованы следующие работы:

1 Проблемы сохранения национальной самобытности в СМИ/ Проблемы массовой коммуникации Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Махачкала, 2006 - С 3233

2 Особенности кумыкской поэзии периода Великой Отечественной войны // Вестник молодых ученых Дагестана -Махачкала, 2006 №2 -С 52-54

3 Любовная лирика в творчестве М Атабаева //Вестник молодых ученых Дагестана - Махачкала, 2006 №2 -С 54-57

4 Трансформация кумыкской поэзии в период Великой Отечественной войны // Известия Российского государственного педагогического университета им. А И Герцена Аспирантские тетради, - Санкт-Петербург, 2007 № 20 (49) - С 108-111

Подписано в печать 27 02 08 Бумага офсетная Печать офсетная Формат 60*84 1/16 Уел печл-1,5 Заказ № 048 Тираж 100 экз

Отпечатано в Типографии "Радуга-1" г Махачкала, ул Коркмасова 11 "а"

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Магомедова, Абидат Зулумхановна

Введение.

ГЛАВА I. Проблема войны и мира в кумыкской поэзии XX века.

§ 1. Кумыкская поэзия периода Великой Отечественной войны.

§ 2. Проблема войны в кумыкской поэзии послевоенного периода

М. Атабаев и др.).

ГЛАВА И. Влияние литературных традиций I960 - 1970 -х гг. на формирование современной кумыкской поэзии.

§ 1. Гражданская лирика современных кумыкских поэтов.

§ 2. Любовная лирика кумыкских поэтов.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Магомедова, Абидат Зулумхановна

Актуальность темы исследования определяется возникшей необходимостью изучения кумыкской поэзии 1940-1970 годов, необходимостью научного осмысления процесса развития кумыкской поэзии в литературной общности Дагестана, ее особенностей и характерных черт. С одной стороны, кумыкская поэзия XX столетия изучена и проанализирована многими дагестанскими учеными, с другой стороны, в ней остаются малоизученные проблемы, в том числе и проблемы войны, мира, гражданственности, а также ее влияние на творчество поэтов последующего периода.

Изучение вышеперечисленных вопросов кумыкской поэзии особенно актуально сегодня в свете того, что подрастающее поколение не в полной мере осознает смысл таких понятий как гражданственность, родина, честь и достоинство. Экскурс в историю, переосмысление ценностей - одна из форм влияния на миросозерцание молодого поколения.

Немаловажно и то, что основными принципами стабильности и прогрессивного развития малых народов Дагестана в будущем видится в сохранении и приумножении ими самобытности, национального языка, литературы, развития культуры, в тщательном изучении и переосмыслении истории. А изучение исторического процесса, развития любого из аспектов жизнедеятельности общества неотъемлемо от исследования культуры, литературы и творчества ее представителей. В этой связи сегодня особенно актуально обращение к творчеству кумыкских поэтов.

Выбор темы диссертационного исследования «Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.» обусловлен, во-первых, тем, что кумыкская поэзия в системе литератур Дагестана занимает значительное место, во-вторых, малоизученностью проблем войны, мира, созидательного труда в кумыкской поэзии исследуемого периода.

Объектом диссертационного исследования послужила кумыкская поэзия 1940 - 1970 гг., влияние общественно-политической ситуации на поэзию исследуемого периода, тенденции и особенности ее развития, основные направления кумыкской литературы в системе литератур многонационального Дагестана. Автор диссертации изучил и подверг анализу творчество А.-В. Сулейманова «Письмо», «Герой Днепра», «Песня об Абдуллаеве Умаре - Паше», «Помню», «Любимой», «Письмо», «Вечер», «Дорога», «Гуниб»,, «Дагестан», «Махачкала», А. Аджиева «Негаснушие звезды», «Могучее слово», «Слово о мире», «Чтоб не было войны», «Поэма о стихах», «Наступление», «Сабли», «Разговор с Доном», «Прощание», «Платочек», «Письмо издалека», «Мой Костек»'. М. Атабаева «Похищенная смерть», «Отцы», «Мужество», «Вечная минута», «Родина-мать», А. Джачаева «Мой Дагестан», «Эрпели», «Мера», Аткая Аджаматова «Рабият», «Глаза грузинки», «Девушка из Цинандали», А. Акаева «Годекан», Б.Гаджимурадова «Моей родине», Б. Магомедова «Дом» и др.

Степень изученности проблемы. Вопросы национальной литературы, как и современная кумыкская поэзия, в частности, представляют большой научный интерес. Однако проблемам войны и мира, гражданской и любовной лирике кумыков достаточного внимания уделено не было.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые изучаются проблемы войны и мира в эволюции кумыкской поэзии 1940 — 70 гг. Выявляется и анализируется система факторов, влиявшая на литературные процессы изучаемого периода. На основе сравнительного анализа художественных текстов впервые сделана попытка системного анализа кумыкской поэзии.

Цель исследования - изучение состояния кумыкской поэзии в период с 1940 по 1970 гг., ее особенностей, необходимость комплексного изучения ряда проблем:

1. анализ эволюции кумыкской поэзии в период с 1940 -го по 1970 годы; (

2. теоретическое обоснование проникновения традиций поэзии предшествующего периода на творчество современных кумыкских поэтов и зарождение новых элементов в их творческой деятельности;

3. определение и анализ стилевого многообразия и системы функционирования жанров в кумыкской поэзии середины XX столетия;

4. определение значимости лирики в поэзии кумыков.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг. как часть звена в кумыкской и дагестанской литературе середины XX столетия.

2. Проблема войны и мира в кумыкской поэзии занимает достойное место, а главными героями произведений о войне и мире являются участники войны, работники тыла, матери, потерявшие своих сыновей в Великой Отечественной войне и дети, чье детство выпало на военное время. Поэты правдиво рассказывают о нелегкой доле фронтовиков и тружеников тыла.

3. Тема Родины в современной кумыкской поэзии представлено в творчестве М. Атабаева, А. Джачаева, Б. Магомедова, Б. Аджиева, А. Акаева и других. В их произведениях лирический герой ощущает неразрывность собственной судьбы с судьбой Родины и мира. В произведениях кумыкских поэтов изображается их родное село, люди- сельчане, их быт. В их поэзии усиливается личностное начало.

4. Любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов, поэты воспевают любовь. Сила стихов о любви - в близости к народным песням, в раскрытии противоречия между любовной грустью и яркостью воплощения ее искренности и силы. s. Жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов исследуемого периода разнообразны. Стиль -индивидуален.

6. Анализируются разновидности поэм, их жанрово-стилистические и художественные особенности. Кумыкские поэты создавали новую литературу на основе лучших традиций литературы прошлого, в жанрово стилистическои структуре которой произошли обусловленные требованиями нового социального мышления и действительности принципиально глубокие изменения.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют научные принципы, основные принципы системного анализа, обоснованные в теоретических концепциях и опирающихся на художественные тексты.

Анализ произведений современных кумыкских поэтов на основе этих принципов предполагает познание, как самого литературного процесса исследуемого периода, так и основных их проявлений в эволюционном развитии.

Одним из важнейших достижений кумыкской поэзии в сравнительно крупных жанрах, в том числе в реалистической поэме, является отражение достижений и открытий нового времени, чего I раньше не наблюдалось в литературе вообще.

Особенно плодотворным по изучению различных аспектов проблем литературных процессов становится первая половина XX столетия. .К работам такого характера можно отнести научные труды как известных российских литературоведов М. Бахтина,, А. Бушмина, И. Брагинского, М. Храпченко, Г. Поспелова и других,1 так и дагестанских ученых Г. Г. Гамзатова, И.А. Керимова, К. Д Султанова, И. X. Асекова, А.-К. Абдуллатипова, Ш.А. Мазанаева, A.M. Вагидова, 3. Н. Акавова, P.M. Кельбеханова, К. И. Абукова, С. М. Алиева, С. X. Акбиева, А. М. Аджиева, 3. А. Магомедова, С. М. Хайбуллаева, Ч. С. Юсуповой, Г. Г. Гашарова, М. М. Курбиева, С. X. Ахмедова, и других.2

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения. -М., 1974; Бушмин А.С. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры. - М., 1980; Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. -М., 1983; Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1970.

Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Учебное пособие. - Махачкала, 1979; Он же. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. - Махачкала, 1982; Он же. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX века. -Махачкала, 1981; Он же. Литература правды жизни. - Махачкала, 1985; Он же. История кумыкской литературы до 1917 года. - Махачкала, 1995; Абуков К.И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и

Нами также сделан акцент на ряд современных исследований Г. И. Ломидзе, Р. Ф. Юсуфова, К. К. Султанова, Н. М. Федь, Н. С. Надъярных, С. У. Алиевой и др., которые в последние годы посвящены переосмыслению многонациональной литературы России.

Методы исследования, используемые в диссертации: аналитический, ориентированный на изучение идейного содержания и жанрово-стилевой и художественной структуры произведений кумыкских поэтов исследуемого периода, проблемно-хронологический, описательный и сравнения, 1

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения вопросов развития современной кумыкской поэзии. Материал диссертации можно использовать в преподавательской работе, как в школах республики, так и при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по проблемам изучения литературы Дагестана. 1 развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. -Махачкала, 1976; Акавов З.Н. Гражданские мотивы' в кумыкской литературе конца 19 и начала 20 веков. - Махачкала, 1976; Он же. О просветительском реализме в литературе народов Северного Кавказа. /Актуальные вопросы современной науки -Махачкала, 1982; Акбиев С.Х. Истоки. Махачкала, 1994; Алиев С.М. Зарождение и развитие кумыкской литературы. - Махачкала, 1979; Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. - Махачкала, 1972; Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. - Махачкала, 1979; Он же. По пути традиций и поиска. О творчестве современных даргинских поэтов. - Махачкала, 1976; Он же. Поиск продолжается. - Махачкала, 2000; Гамзатов Г.Г. Смелая и честная песня Казака. - «Иырчи Казак -классик дагестанской литературы» -Махачкала, 1977; Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. - Махачкала, 1976; Курбиев М.М., Магомедов М.М. Сближение, взаимообогащение, расцвет. Общее и особенное в развитии социалистической культуры народов Дагестана. - Махачкала, 1980; Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия. - Махачкала, 1998; Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. - М., 1973; Он же. Поэты и критика. - Слово о литературе. - Махачкала, 1969; Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. -Махачкала., 1974

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты ее могут найти применение при решении вопросов, связанных 1 с изучением творчества кумыкских поэтов и могут быть использованы при разработке теоретических проблем взаимосвязей различных литератур, а также в дальнейшем и более глубоком исследовании кумыкской и дагестанской поэзии.

Хронологические рамки исследования охватывают 1940 - 1970 — е годы. Начальной датой взят 1941 год в связи с тем, что в этот период началась Великая Отечественная война, следствием чего стало изменение взгляда не только на политические и социально-экономические стороны жизни, но и на литературу в целом. Конечной датой взят 1970 - год, когда официальная идеология сформулировала идею возникновения новой, исторической общности людей — советского народа, укрепленного в Великой Отечественной войне и после нее, что усилило стремление национальных республик к сувереннитету, заставило обратить внимание на свои языки, обычаи, самобытность.

1970 год - год расцвета социалистических отношений в Советском союзе, когда в обществе личность отходит на второй план. Общественное важнее личного. В связи с тем, что в диссертации обращается внимание на предпосылки возникновения кумыкской поэзии и на влияние поэзии исследуемого периода на формирование творчества современников, автор ссылается и- на особенности развития поэзии предшествующего и I последующего периодов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и сообщениях, с которыми автор выступал на региональных и межвузовских научно-практических конференциях и семинарах в Махачкале.

Структура работы подчинена решению поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 150 страниц машинописного текста (без списка использованной литературы). Список использованной литературы включает 160 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание кумыкской поэзии стало богаче и глубже, в ней все сильнее ощущается время. Поэзия точнее и глубже обращается к чувствам и стремлениям современного человека и его нравственным ориентирам.

В данной работе ставилась цель подвергнуть многоаспектному анализу кумыкскую поэзию. Оказалось, что художественная литература, в которой изображается дагестанская действительность, содержит богатейший материал, характеризующий жизнь, думы, чаяния кумыков.

Большую часть исследованного нами материала представляют собой произведения кумыкских поэтов.

Выяснилось, что в анализированных нами текстах художественной литературы авторы поднимают злободневные темы.

Кумыкская поэзия сыграла важную роль в духовно -нравственном и идейно - художественном обогащении как кумыкской, так и дагестанской литературы. Нельзя забывать, что в идейно - нравственном обогащении любой национальной литературы определяющую роль закономерно играют коренные социально -политические сдвиги в общественном развитии.

Кумыкские поэты стремятся к углубленному познанию жизни, характеров современников.

Изучение, анализ и осмысление творчества кумыкских поэтов как часть звена в кумыкской и дагестанской литературе второй половины двадцатого столетия позволяет сделать определенные выводы. I

Мы живем в сложный период истории, многое, ранее считавшееся значительным и важным, утратило свою остроту и привлекательность, отодвинулось куда-то в сторону, ушло из общественного сознания. Есть, однако, непреходящие духовные ценности, которые и в прошлом и в наш век играли и продолжают играть важнейшую роль, - к ним относится и литература. И у нее, литературы, всегда была четкая система идеалов правды и человечности при безусловной ориентации на народную жизнь.

Творчество кумыкских поэтов свидетельствует о широте тематического диапазона поэзии кумыков исследуемого периода. Они посвящены сложному процессу ломки формирования духовно -нравственного сознания человека под влиянием социалистической действительности в 1940 - е годы и в 'послевоенные годы. Герои произведений становятся носителями новых черт, обусловленных действительностью, бесконечным процессом освоения окружающего мира.

Особенность кумыкской поэзии в том, что в ней автор старается показать и рассказать о происходящих в мире событиях. Автор стремится выразить свои чувства и художественно -реализованные эстетические цели. Кумыкские поэты все большее место в своих произведениях отводят лирическим моментам и, поэтому, им удается сделать читателей участниками событий.

Литература наша - плод сознательной мысли. Но она не останавливается на этом, а постоянно стремится к самобытности, народности, из риторической постепенно делается естественной и натуральной. Это стремление, ознаменованное знаменитыми и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории как кумыкской, так и всей'дагестанской литературы:

Для обращения к действительности поэты часто изображают людей обыкновенных, людей труда.

Аткай Аджаматов - один из крупнейших и талантливейших кумыкских и дагестанских поэтов, вся; жизнь и творческая деятельность которого посвящены борьбе за строительство новой: жизни, за мир во всем мире. В его творчестве исторически верно отражены переломные моменты в жизни нашей страны: Великая Отечественная война,, восстановление народного хозяйства и др. С художественной.правдивостью поэт рисует действительность во всей ее сложности, противоречиях, конфликтах и трудностях, показывает преодоление этих трудностей. Поэмы А.-В. Сулейманова -произведения остро злободневные, отражающие отношение поэта к военным событиям - отливы" и приливы его очаровании: и разочарований. Во всем цикле чувствуется какой-то определенный конфликт, который является отражением конфликта личного - той внутренней борьбы, которая происходит в душе самого поэта, жаждущего принять новорожденный мир и не умеющего совместить идеальные представления, о его преображении с реальной действительностью.

Новизна любовной лирики Атабаева бросается в глаза чуть ли не с первых его стихов. Каждая книга его'стихов представляет собой как бы лирический роман. Его новаторство как художника проявилось именно в этой традиционно4 вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

Сделалось, почему-то, модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на «Четках» и

Белой стае». Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии.

Поэзия Атабаева - сложный лирический роман. Мы можем I проследить разработку образующих его повествовательных, линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется этот роман.

Потребность в поэзии Атабаева потребность, очевидно, насущная. Его-произведения стали необходимым элементом жизни кумыков. В его стихах увековечиваются народные герои, факты с неприходящими особенностями, и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно, что поэзия Атабаева помогает жить. Особенно интересны стихи о любви, где Атабаев что, кстати, редко у'него -переходит к «третьему лицу», то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах он все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность.

Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Атабаева изображается строй мыслей и чувств нового человека. Основные темы лирики Атабаева - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д. Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и , народу.

Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать преимущества новой жизни, каждого зажечь желанием работать во имя великого будущего. Лирический герой Атабаева - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликается ' поэт, он всегда остается глубоко лирическим поэтом и утверждает новое понимание лирики, в котором настроения представителя своей- национальности сливаются с чувствами всего дагестанского и советского народа. Герои Атабаева - обычные, но в то же время удивительные люди («Эркеклик»).1 Лирика Атабаева богата и разнообразна.

Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму дагестанцев, советских людей. Лучшие из них - «Аталар», «Елни гёзюнде» и др. Атабаев понимает ответственность поэта перед обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.

М. Цветаева как-то писала, что настоящие стихи быт обычно «перемалывают», подобно тому, как цветок, радующий нас красотой и изяществом, гармонией и чистотой, тоже «перемолол» черную землю. Она горячо протестовала против попыток иных критиков или литературоведов, а равно и читателей обязательно докапаться до земли, до того перегноя жизни, что послужил «пищей» для возникновения красоты цветка. С этой точки зрения она страстно протестовала , против обязательного и буквалистского комментирования. В известной мере она, конечно, права.

В каждую историческую эпоху люди воспринимают оценивают культурные достижения прошлого и современности зависимости от их традиций, обычаев, знаний и степени духовного развития. Это и есть «субъективные ценности», по-своему осмысленные и оцененные результаты человеческой деятельности, общественных связей, сфера осознанного отношения человека к 1 миру.

Отражение людских отношений на ранней стадии их развития с современной точки зрения на эти отношения заключает в себе непреходящие духовные ценности, систему ценностей, в которых смысл жизни человека определяется не его разумом, способностями и волей, а его местом в древнем обществе.

Поэтому они не потеряли своего предметного значения ценностей и исторического опыта, но, переработанные «бессознательно-художественно» народной фантазией, они потеряли значение «субъективных ценностей» и остались в пределах своего исторического времени, не оказав особого влияния на эволюцию человеческого общества, на самосознание человека и развитие межчеловеческих связей. При этом они не потеряли ' значения духовности.

Творчество писателей, рассматриваемое в конкретное историческое время в тесной связи с факторами социально-экономического и политического развития, раскрывает их роль в социальном и духовном прогрессе и духовной интеграции.

Можно сказать, что в родовой, общечеловеческой сущности искусства проявляется неразрывное единство его конкретных социально-политических функций и художественных,

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.- С. 765. интеллектуальных, нравственных директив, общность интернациональной сущности и национального своеобразия.

Родовая человеческая сущность искусства, в данном случае литературы, является естественным отражением всевозможных жизненных проявлений: социально-экономических, политических, национальных связей и отношений. Она выражает общегуманистические устремления, идеальные цели и намерения, достижения нравственного сознания, эстетики и интеллекта, которые играют важную роль в духовной интеграции народа.

На то, что «сфера "этнического" и^ "национального" внутренне интегрированы, взаимообусловлены» обращает внимание исследователь К. К. Султанов, который пишет, что не всегда осознается факт их абсолютного несовпадения «в своих содержательных объемах» и невозможность взаимозаменяемости.

Поэтому нельзя не согласиться с тем, что К. К. Султанов методологически важным считает дифференциацию и уточнение «границы понятий в рамках системно-целостного подхода к проблеме художественного воплощения национального своеобразия».1

Интеграционные процессы в литературе второй половины XX века, социальные причины этого явления прослежены в трудах российских литературоведов и, в частности, в исследовании Г. А. Белой, которая отмечает, что в конце XX века «.изменился характер общественной жизни - она все более приобретает размах, втягиваю

1 Султанов К.К. Лабиринт сцеплений. Этническое - национальное - художественное // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 2. - М., 1996.-С. 150. щий в тревоги мира, как отдельного человека, так и все человечество, - постольку возросла потребность в эпохальном анализе действительности.1

Джачаев, как видим, не дает нам ни малейшей возможности догадаться и судить о конкретной жизненной ситуации, продиктовавшей ему это стихотворение. Но, возможно, как раз по этой причине - по своей как бы зашифрованности и непроясненности - оно приобретает смысл, разом приложимый ко многим другим судьбам. Главное в стихотворении, что нас захватывает - это страстная напряженность чувства, его ураганность, а также и та беспрекословность решений, которая вырисовывает перед нашими глазами личность незаурядную и сильную.

Литература 1940-1970 годов - это литература трех различных общественно-политических периодов, эпох, получивших названия « периода Великой Отечественной войны», «оттепели» и «застоя». Каждый из периодов сам по себе неоднороден, часто внутренне противоречив.

Таким образом, изучив и проанализировав проблемы развития кумыкской поэзии четырех десятилетий, можно сделать некоторые обобщения:

- поэты - участники Великой Отечественной войны в своих произведениях изображают думы и переживания человека в дни войны; стремятся показать моральные человеческие качества в нелегких жизненных обстоятельствах;

1 Белая Г. А. Философеко-этическая проблематика современной прозы // Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982,- С. 37— 38 (Советская литература и мировой литературный процесс).

- в поэзии, периода^ Великой Отечественной войны в творчестве Абдул-Вагаба Сулейманова основным жанром стала послание -послание фронтовика любимой женщине, в, котором раскрывался образ фронтовика, чистота его помыслов, душевная щедрость;

- в произведениях Анвара Аджиева исследуемого периода i присутствуют элементы народной поэзии: обращение к, Дону («Разговор с Доном»), сказовая интонация, эпическое повествование, прием олицетворения природы;

- произведения Анвара Аджиева впитали в себя великие традиции национальной поэзии - традиции Й. Казака, Т. Бейбулатова, М.-Э. Османова и других.

- в послевоенные годы в кумыкской поэзии была актуальна тема сохранения мира;

- в произведениях кумыкских поэтов А. Аджаматова, А.-В. Сулейманова, И. Керимова в 1950-е изображаются сильные" духом люди, их стремление к мирной жизни, их борьба с темными силами войны;

- тему не вернувшихся с войны М. Атабаев раскрывает в стихотворении «Аталар» - риторические вопросы, явления, нарушающие общую гармонию мироздания, усиливают трагизм жизни; участников войны М. Атабаев изображает очень мужественными, раскрывает их богатый внутренний мир;

- одной из лучших поэм кумыкских поэтов о войне является поэма «Похищенная смерть» Магомеда Атабаева, в которой он решает ключевую проблему искусства - проблему народного характера в полноте его общественных, исторических, национальных, природных связей;

- в поэмах о войне М. Атабаеву удалось соотнести разные временные пласты, прошлое и современность, создать образы погибших и оставшихся в живых.

Вечная минута» Атабаева, сходная с поэмой Р. Рождественского «Реквием», построена в форме заклинаний, плачей и песен, где голос поэта вступает в перекличку с голосом матери, невесты, детей, не дождавшихся своих близких, с голосами погибших воинов.

- любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов. В частности можно назвать «Сююв» («Любовь») А.

Аджиева, «Доела кагъыз» («Письмо любимой») А.-В. Сулейманова,

Сююв болмагъан буса» («Если б не было любви») М. Атабаева;

- поэты воспевают большую и щедрую любовь, если даже она безответна (Джачаев «Ярты йыр» («Незаконченная песня»);

- сила и очарование стихов о любви - в драматическом, родственном народным песням противоречии между грустью содержания и яркостью, здоровьем, силой чувства;

- в числе наивысших ценностей, о судьбе которых постоянно тревожатся поэты, есть любовь, как самое яркое выражение красоты жизни. (Б. Магомедов «Гетип барагъан къатын» («Женщина, которая уходит»);

В лирических стихах на первый план выдвигается современник с его мыслями, думами и чувствами;

В 1960-70-е гг. основными темами в кумыкской поэзии оставались тема Родины, тема войны и мира, любовная лирика.

Можно сделать вывод, что литература 1960-70-х годов оказало существенное влияние на развитие кумыкской поэзии в 1980-90 гг. во — первых, тема войны и мира в кумыкской поэзии занимает достойное место, а главными героями произведений о войне ег мире являются участники войны, работники тыла, матери, потерявшие своих сыновей в Великой Отечественной войне и дети, чье детство выпало на военное время, поэты правдиво рассказывают о нелегкой доле фронтовиков и участников тыла. Авторы изображают душевно чистых, искренне ненавидящих гнет и насилие героев, стихотворения впитали традиционное представление горцев о героизме, выступая страстными защитниками мира и счастья, кумыкские поэты избегают непосредственных призывов и обращений. Этого они добиваются проникновенным изображением мира чувств и дум героя, его дел, отношения к миру. во — вторых, тема родины в современной кумыкской поэзии представлено в творчестве М. Атабаева, А. Джачаева; Б. Магомедова, Б. Аджиева, А. Акаева и других, в их произведениях лирический герой ощущает неразрывность собственной судьбы от судьбы Родины и мира. Родная земля- источник песен и вдохновения, авторы открывают читателям удивительные картины земной красоты, которая наделяет их жизненной силой, врачует душевные раны. В произведениях кумыкских поэтов изображается их родное село, люди-сельчане, их быт. Много строк они посвятили своему родному Дагестану - стране гор, равнин и степей. в — третьих, любовная лирика занимает особое место в творчестве кумыкских поэтов, поэты воспевают большую и щедрую любовь, если даже она безответна, сила и очарование стихов о любви -в драматическом, родственном народным песням противоречии между грустью содержания и яркостью, здоровьем, силой чувства, в числе наивысших ценностей, о судьбе которых постоянно тревожатся есть любовь, как самое яркое выражение красоты жизни.

 

Список научной литературыМагомедова, Абидат Зулумхановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абакарова Ф. Очерки даргинской дореволюционной литературы. — Махачкала, 1963. -146 с.

2. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы (19171965). Махачкала, 1969. -267 с.

3. Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979. -57 с.

4. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала, 1982. -79 с.

5. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX века. Махачкала, 1981. -114 с.

6. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1985. -128 с.

7. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы до/ 1917 v года. Махачкала, 2005. - 300 с.

8. Абдуллатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бецбулатова. Махачкала, 1995. - 211 с.

9. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала, 1963. -268 с.

10. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана.- Махачкала, 1968. -348 с.

11. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань, 1983. -320 с.

12. Абуков К.И. У костра, зажжённого М. Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многобразия дагестанской прозы. -Махачкала, 1972. -108 с.

13. Абуков К.И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Махачкала, 1976. -176 с.

14. Абуков К.И. Ступени роста. М.: Советская Россия, 1982. -208 с.

15. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Национальные литературы в системе взаимосвязей и поиске соответствия. Махачкала, 1992. - 236 с.

16. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993. -242 с.

17. Абуков К.И. И Судный день впереди: Проза, лит. критика, публицистика. Махачкала, 1998. - 544 с.

18. Абуков К.И. Любовь благодарная. Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления -Махачкала, 2001. -159 с.

19. Аджиев A.M. Далекие дороги песен: Заметки о кумыкском героическом эпосе. Махачкала, 1977. - 101 с.

20. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении. Махачкала, 1982. - 120 с.

21. Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе конца 19 и начала 20 веков. Махачкала, 1976. -58 с.

22. Акавов З.Н. Идейно-художественная эволюция Иырчи Казака. -Йырчи Казак классик дагестанской литературы". -62 с.

23. Акавов З.Н. Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционой литературе. Махачкала, 1978. -132 с.

24. Акавов З.Н. Они были первыми. Историко-литературные очерки развития художественного метода кумыкской литературы. -М, 1981. -258 с.

25. Акавов З.Н. О просветительском реализме в литературе народов Северного Кавказа. Сб. "Актуальные вопросы современной науки". Тезисы. -Махачкала, 1982.

26. Акавов З.Н. Диалог времён. Махачкала, 1996.

27. Акбиев С.Х. Связь времён и дружба* литератур. Некоторые вопросы разития дагестанско-татарских литературных связей. — Махачкала, 1985. -128 с.

28. Актуальные проблемы теории литературы и искусства. М., 1972. -301 с.

29. Актуальные проблемы развития социалистических национальных и художественных культур в условиях зрелого социализма (21-23 сент. 1982 г.). Тезисы докл. Всесоюзн. научн. конференция. -Махачкала, 1982. -170 с.

30. Актуальные проблемы эстетики и поэтики социалистического реализма в литературах Советского Востока (окт. 1978 г.). Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Казань, 1979. -312 с.

31. Алиев С.М. Дорога в современность. Проблемы реализма в кумыкской литературе XIX и начала XX веков. Махачкала, 1977. -144 с.

32. Алиев С.М. Формирование социалистического реализма в литературах народов Дагестана. Махачкала, 1977.-76 с.33