автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А. Ильина

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ильин, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А. Ильина'

Текст диссертации на тему "Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А. Ильина"

!

( ♦ * •>. ^ «я/ / 4 V ^ „А

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

Ильин Александр Юрьевич

Проблемы будущей Российской государственности в политической философии

И.А. Ильина

09.00.10 - Философия политики и права

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор политических наук, доцент, С.М. Елисеев

Санкт - Петербург

1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.А.

ИЛЬИНА.................................................................................................15

1.1 Теоретические источники, эволюция и методология политической философии И.А. Ильина............................................16

1.2. Антропологические аспекты политической философии И.А. Ильина.....................................................................................................48

ГЛАВА 2. КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ИЛЬИНА........................................................92

2.1. Осмысление И.А. Ильиным причин политического кризиса в России начала XX века.......................................................................92

2.2. Критика причин разложения духовных основ государственности в советской России........................................121

ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ И.А. ИЛЬИНА...................................................................140

3.1. И.А. Ильин о духовных основах возрождения Российской

государственности.............................................................................140

3.2. Концепция политического устройства будущей

России...................................................................................................180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................215

ПРИМЕЧАНИЕ...................................................................................220

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................231

Введение

В период структурного реформирования общественных отношений в России актуальным становится обращение к анализу причин кризиса ее экономической и социально - политической систем, поиску оснований слабости реформ и определение принципов обновления, как правило, игнорируемых общественным и политическим сознанием.

Настоящее исследование посвящено анализу проблем Российской государственности в политической философии Ивана Александровича Ильина, профессора Московского и Русского (в Берлине) университетов, правоведа, философа, мыслителя.

' Обращение к духовному наследию ученого связано с актуальностью для общества исследуемых им проблем. Современность его взглядов объясняется не увеличением интереса в российском обществе к судьбам монархии или активной эксплуатацией идей ученого отдельными политическими движениями и группами, а потребностью для современной России восстановления и выработки в общественном сознании принципов, законов социально - политической жизни, качеств, которые являются залогом обновления и созидания Российской государственности.

Процессы последнего десятилетия в нашей стране вызвали значительные изменения в общественном сознании, подвергнув размыванию ценностные, нормативные установки граждан. Фактически, они выявили не только комплекс экономических, соцально -политических проблем, но и слабость, нежизненность существовавших мировоззренческих, нормативных установок в современной России, затрагивая и изменяя сущность духовной жизни людей. Современные политическая и общественная науки изыскивают и предлагают различные концепции и подходы разрешения проблем, используя весь опыт, накопленный как представителями направлений ориентированных на идеи и концепции западноевропейской и

американской , так и российской философской и общественно -политической мысли. В последние годы из небытия возвращаются имена, идеи, концепции ученых, философов первой половины 20 столетия. Тем самым, не только восстанавливается прерванная преемственность поколений, идей, но и, открываются истоки, глубины русской духовной культуры. В этой связи, необходимо отметить включение в политический анализ идей, работ евразийцев, сменовеховцев, представителей либеральной, консервативной, религиозно православной мысли.

В этом ряду политическая философия И. А. Ильина является неоценимым по достоинству вкладом в развитие общественной и политической мысли, в формирование нового мировоззрения. Обращение и переживание ученым духовных, социальных, политических проблем России, надежды и поиск путей их решения для современной Российской государственности в период реформирования общества представляют не только историческую, но и духовно -практическую ценность. Своим творчеством он утверждает позитивную, в конечном счете, высоконравственную идею власти, государства, политической жизни общества. Тем самым, входя в конфликт и дискуссию с различными представителями общественной и политической науки, трактующих основные категории политики и всю ее сферу как изначально негативную, возможно необходимую, но несовершенную форму человеческого общежития, как не изживаемый человеческий порок.

Обращение к мыслям, положениям И.А. Ильина позволяет осмыслить, прочувствовать те грани современной жизни, которые всегда подразумеваются, но никогда не принимаются в расчет. Ибо, в своем творчестве он обращается "к давно уже известным предметам", однако, нередко игнорируемым вниманием современными аналитиками в их построениях моделей политических процессов как исторически и политически устаревших. Он позволяет обнаружить, прочувствовать,

увидеть силой разума и воли, чистотой порывов своего сердца-поддинно важное, ценное, истинное само по себе и осознать, что никакие попытки улучшения жизни, без волевых усилий следования основополагающим принципам жизни, невозможны. Он показывает, что при решении судьбоносных вопросов не следует отвергать апробированные жизнью народа те пути, которые на протяжении всей истории человечества скрепляли и давали силы обществу в преодолении трудных периодов в его жизни. Поэтому обращение к религиозным, духовным нормам, основам общества ни есть признак реакционизма и ретроградства, а один из проверенных путей обращения к духовным истокам народа, гармоничного и нравственно выверенного освоения им реалий современности.

Для преодоления кризиса нашего общества требуется не столько и не только поиск институциональных, формализованных приемов вхождения в идеологическое пространство той или иной популярной формы политического строения общества. Современное общество нуждается именно в нахождении и возвращении, если это необходимо и возможно, а если нет, то в создании и в воспитании таких норм и форм общественно политической организации, которые соответствовали бы сути, идее, цели и задачам политики, нормам, традициям национальной культуры и факторам воздействующим на протекание исторически данных и необходимых политических и общественных процессов.

Сознательно в предметную область исследования включены основные аспекты становления научной и политической позиций ученого, показано влияние на его творчество различных школ и направлений общественной мысли, что способствует пониманию происхождения и сути его политической философии, пределов применимости его построений в современных социально-политических и культурных условиях.

Обращение к творческому наследию И. А. Ильина в нашей стране сегодня не отвечает той роли и задачам, которые ставил как сам автор

перед собой, так и тем заданиям, которые стоят перед современным обществом.

И.А Ильин автор нескольких десятков книг, им написаны сотни статей, переведенные на многие языки мира. Его работы читали или слушали его выступления тысячи людей в различных частях Старого и Нового света. На протяжении всего 20 века о нем помнил и не забывал мир. Ни одно десятилетие нашего столетия не осталось хотя бы без упоминания или опубликования его работ или фраз. Естественно, наивысший пик внимания к его творчеству относится на первую половину столетия. Именно в 20-е в начале 50-х годов выходит наибольшее число его работ. Если можно было бы говорить о спаде внимания к наследию И.А. Ильина, то это первые два десятилетия со дня его кончины, т.е. 60-е - 70-е годы, когда свет увидели порядка десяти работ, посвященных как его творчеству, так и отдельные статьи самого ученого. Благодаря неутомимой и целенаправленной деятельности хранителя архива Ивана Александровича - Н. П. Полторацкого, посвятившего себя, свою научную деятельность изучению, сохранению, пропаганде и просвещению русского духовного наследия с начала 80-х на Западе постепенно начинается рост внимания к его творчеству.

Еще при жизни И.А. Ильина его творчество неоднократно подвергалось критики среди представителей русской философской мысли за рубежом. В полемику с ним вступали такие видные русские мыслители как Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, В.В.Зеньковский, H.A. Бердяев и мн. другие. Однако, для российского читателя, творчество И. А. Ильина было, практически, неизвестно. Только, в 1925 году на работу "Сопротивление злу силою" в газете "Правда" за №137 от 19.07.25г. появилась критическая статья Михаила Кольцова "Омоложенное Евангелие" '.Ив том же году Максим Горький из Сорренто в письмах к К. А. Федину, М.М. Пришвину и С.Н. Сергееву-Ценскому дает безапелляционную критику его работы.2

В последующие десятилетия советский читатель, мог

познакомиться с наследием И. А. Ильина, главным образом по статьям в философских словарях, энциклопедиях,3 а так же в сборнике 1960 г. "Против современных фальсификаторов русской философии" и многотомной "Истории философии в СССР" в т. 4 М. 1971г.

Собственно, только с конца 80-х годов в Россию начинается возвращение забытого и неизвестного для россиян творчества И.А. Ильина. В 1988 г. в журнале "Выбор" № 5, 6 были впервые опубликованы его работы "О возрождении России " и "Чувстве ответственности". С этих двух статей, фактически, и начался рост публикаций работ ученого и исследований его творчества. Пик публикаций естественно, приходится на 1993 г., год 110-й годовщины со дня рождения мыслителя. Однако, в последующие годы можно наблюдать постепенное снижение выхода из печати работ, посвященных И.А. Ильину: если на 1993г. в России приходится выход более 40 работ различной направленности и значимости (научной, просветительской, библиографической), то уже в 1996-м и 1997 годах их число не превышает десяти в год. При этом, необходимо отметить, что качество и направленность работ, естественно, изменились. В первое время на "вооружение" идеи И.А. Ильина, взяли представители так называемого "национально- консервативного" направления, объединившиеся вокруг журналов "Молодая гвардия" и "Наш современник", а в качестве их оппонентов представители про западного направления , печатавших свои работы в журналах "Новое время", "Новый мир" , "Юность", "Звезда", а так же появились работы в журнале "Вопросы философии". Как замечает Юрий Тимофеевич Лисица, один из наиболее известных из современных популяризаторов творчества И.А. Ильина и составитель первого 10-ти т. (в 17 книгах) собрания сочинений мыслителя, к 1995 г. вышло 100 статей об И. Ильине. Не публикуют его, главным образом,

- радикальные демократы, он для них демократомах;

- ортодоксальные коммунисты - антибольшевик, антикоммунист;

- национал- монархисты - непредрешенец;

t

- патриоты - евразийцы - фашист;

- либеральные демократы - консерватор, слишком правый;

- модернисты - искусствоведы - несовременный ханжа.

Среди работ, в которых была предпринята попытка дать предметный, или системный анализ, или обобщение работ И.А. Ильина необходимо наряду с работами Н.П. Полторацкого4 отметить работы Н. О. Лосского, В.р. Зеньковского, Н. А. Бердяева, т.е., его современников. После смерти ученого в западной литературе выходит книга немецкого священника В. Офферманса, а так же работы Н. Бубнова фон. С 90 -х гг. следует отметить деятельность Ю. Т. ЛиСицы по популяризации идей И. А . Ильина, в частности, его вступительную статью к первому тому собраний сочинений ученого: "Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк".5 В общей сложности его перу принадлежит более 8 работ, в которых он одним из первых современных исследователей дал систематизированный анализ и оценку творчества мыслителя. Характеристику отдельных аспектов творчества ученого, оценку его взглядов можно найти в работах А. А. Ермичева, И. А. Исаева, К. М. Золотухиной, А.Ф. Замалеева, B.C. Нерсесянц, Б.Н. Бессонова, а также в сборниках посвященных проблемам русской культуры и возрождению России.6

Заметный след в исследовании идей и творчества И.А. Ильина оставил семинар посвященный 110-й годовщине ученого, проходивший в Санкт-Петербурге.

Анализу философских и правовых позиций мыслителя посвящены работы И.О. Лосского, H.A. Бердяева. Среди современных исследоателей следует отметить работы И. И. Евлампиева , И. Б. Булгак , А. В. Кричевского , В.Ковалева, A.A. Казина, О. Сумина, В.А.Букова.7

Проблемам социальных, нравственных, религиозных воззрений

И.А. Ильина в зарубежной литературе посвящены работы и исследования Бубнова Н. фон и В.бфферманса, в отечественной И. Смирнова, М.Козлова, А.Гулыги, В.В. Козловского, Д. А. Сысуева, А.Ф.Замалеева, и др.8

Из всего религиозно-нравственного наследия философа наибольший отклик и известность в печати вызвала его работа "Сопротивление злу силою". В пятом томе его собрания сочинений, благодаря усилиям П.П. Полторацкого и Ю.Т. Лисицы осуществлена попытка свести все критические работы о книге с момента её заявления и до наших дней.

Анализируя работы, посвященные политическим взглядам, ориентациям ученого, его воззрениям на проблемы духовного и государственного возрождения России, необходимо указать на исследования Б.Н. Бессонова, Ю. С. Пивоварова, В. А. Гусева и др.9

В 1993 и 1994 годах в Санкт- Петербургском и Московском государственных университетах впервые были защищены кандидатские диссертации по исследованию различных аспектов политики в сочинениях И. А. Ильина (в 1998 г. их число возросло до 14 диссертационных работ) - это диссертационная работа В.А. Ковалева "Проблемы основ государства в социально-политической теории Ивана Ильина" и Д.А. Шаронова "Концепция органической демократии". В.А. Ковалев практически предпринял первую в России попытку изложить социологическую трактовку основных положений мыслителя по вопросам государственного строительства.

В частности, он затрагивает вопросы корпоративных и административных форм влияния на основы государственности и правосознания граждан и, практически, не подвергает анализу причины политического кризиса в России начала века и особенности политического устройства советского государства.

Д.А. Шаронов в своей работе, опираясь на методологические разработки М. Вебера, Э. Дюркгейма,Т. Парсонса, П. Сорокина и

других представителей западноевропейской и американской социологической и политической мысли, обосновывает положение, согласно которому И.А. Ильин, следуя традициям консерватизма, связывает перспективы развития Российской государственности с идеями политической демократизации общества, что, по сути, И.А. Ильин стоит на позициях либерального консерватизма и предполагает наличие в политической культуре Российского общества демократических предпосылок обновления.

По сути, Д.А. Шаронов интерпретирует идеи политического, государственного реформирования И.А. Ильина с позиций формального соотнесения концепции ученого с современными направлениями в политической науки, подменяя, интерпретируя его идеи формально, прагматично используя его терминологию.

В этой связи, особенно важным и ценным становится адекватное, аутентичное понимание и восприятие идей, концепций, и главное духа его мыслей в вопросах их усвоения и применения на практике.

Для верного восприятия наследия И.А. Ильина необходимо время и широкий доступ ко всему творчеству ученого. В связи с этим, перед Россией, её общественностью, государством стоит задача возвращения на родину архива И.А. Ильина, который в настоящее время хранится в Гуверовском институте при Стендфорском университете и в Мичиганском университете, учитывая, что для англоязычных читателей он остается не востребованным, его, просто, не печатают на английском языке, за исключением небольших биографических справок.

Предпринимаемое исследование представляет собой попытку анализа, выявления и реконструирования важнейших аспектов политической философии И.А. Ильина, позволяющих определить концептуальные положения его подходов по реформированию общественных и политических институтов России. А именно, цель исследования- доказать, что для И.А. Ильина политическое, социальное, экономическое обновление России возможно только на

путях ее духовного возрождения, т.е. перед страной и обществом стоит задача первостепенной важности - по формированию духовны�