автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Проблемы этнической и этносоциальной истории татар Барабинской степи XIX-XX вв.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Кулешова, Надежда Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Проблемы этнической и этносоциальной истории татар Барабинской степи XIX-XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы этнической и этносоциальной истории татар Барабинской степи XIX-XX вв."

ОИСКИ0 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РГ8 С Л

На правах рукописи

КУЛЕШОВА Надегда Васильевна

ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ И ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ТАТАР БАРАБИНСКОИ СТЕПИ Х1Х-ХХ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГЕНЕАЛОГИИ)

Специальность 07.00.07 - этнология (этнография)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Новосибирск- 1995

Работа выполнена на кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета Научный руководитель: доктор исторических наук Н.А.Токилов

Официальные оппоненты: доктор исторических наук Н.В-Лукина

доктор исторических наук В.И.Соболев

Ведущая организация: Институт этнологии и антропология РАН

Защита диссертации состоится " яп " др*ялря 1995 г. в * 14 * час. на заседании диссертационного совета Д 200.09.01 по заците диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Ин статута археологии и этнографии СО РАД по адресу: 630050, Новоси йирсх, проспект Академика Лаврентьева, 17.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии я этнографии СО РАН

Автореферат разослан ** "_1995 г.

УченяЯ секретарь специализированного совета, д.а.а.

Б-Т.ПЕТРИН

, Общая характеристика работы

Актуальность темы. Изучение разных зтапов этнической история ародов Сибири неизменно вызывает интерес исследователей. В насто-цее время всё более получает признание взгляд на этническую исто-ив как проблему исторической науки в целой, самостоятельное науч-ое направление, слояиввееся на стыке истории и этнографии и имек>-ее собственный понятийный аппарат, круг источников, методику.

Одну из важнейших задач этнографии составляет изучение этни-еских компонентов населения, особенно территорий со смешанный аселением. В последние десятилетия большое внимание уделяется в тон плане этнографическому изучению сибирских татар и их зтни-еских групп, в том числе барабинских татар. Для исследователя эт-ографии сибирских народов возможности использования письменных сточников часто бывают ограничены. Поэтому целый комплекс проблем тнической истории изучается на базе материалов, добытых иетодои тнографических наблюдений и беседы с информаторами. В качестве сновного историко-этнографического источника в ряде исследований ыступают данные по отдельным элементам материальной нультуры, по-эебальному обряду, народному искусству, паманскому культу и др. осокой эвристической ценностью обладает этногенетика, включающая эвокупность источников: родоплеменную этнонимию, этногенетичес-1е предания и легенды, генеалогии и т.д. В последние годы при зучении народов Сибири проводятся исследования на стыке этногра-ш и генеалогии, соверпенствуется методика сбора,генеалогических шных и привлечения их для речения научных задач этнографии. Ак-гальность данной темы заключается, с одной стороны, в необходимос-I заполнения существующих пробелов в знаниях об этническом разви-!И барабинских татар Х1Х-ХХ вв., с другой, в попытке показать воз->жность и результативность привлечения генеалогических данных в [честве основного источника для изучения избранной темы.

Объект исследования в данной работе - барабинские татары ■потребляется также термин "барабинцы"), проживающие в различных йонах Новосибирской области. В современной этнографической лите-туре барабинские татары рассматриваются как территориально-этни-ская группа сибирских татар. Формирование барабинцев из различ-х родоплеменных групп завершилось н концу ХУП-началу ХУШ вв. Ве-

дущая роль в складывании этнокультурного облика барабинских татар принадлевит уральскому и лесному югносибирскоыу компонента«. •

В настоящее время татарское население Барабинской лесостепи составляют коренные барабинские татары, татари-переселенцы .из Европейской части страны и потомки их браков с коренными барабин-цами. Объектом насего изучения является как коренное, так и "при-влое" татарское население Барабинского, Венгеровского, Каргатского, Куйбыаевского , Кьштсвского, Убинского, Усть-Таркского, Северного, Чановского районов Новосибирской области.

По антропологическим параметрам барабинские татары относятся к уральскому антропологическому типу, занимающему промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, и по ряду вавнейших антропологических признаков обнаруживают сходство с обскими уграми, иордани, койбалами, бельтираыи и другими южносибирскими группами.

Лингвисты выделяют баргбинский диалект в системе диалектов языка сибирских татар. Большая часть исследователей считает язык сибирских татар самостоятельным тюркским языком, восходящим к ран-некьтчакской языковой основе. Своими грамматическими формами и фонетический строем он тяготеет к алтайским, башкирскому, казахскому, узбекскому языкам. Современный барабинский диалект соединяет в себе кипчакские и восточно-тюркские чертк, в нем имеется полный набор признаков, характеризующих говоры тоболо-иртышского диалекта, целый ряд признаков томского, а такве явления, специфичные для диалекта.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является изучение проблем этнической и этносоциальной истории татар Барабинской степи Х1Х-ХХ вв. по материалам их генеалогий. Ставятся следующие задачи исследования:

1. С помощью данных, полученных из генеалогий, выявить этнические компоненты в составе современных барабинцев и на основе этого охарактеризовать этническую ситуацию в Барабе.

2. Выявить соотношение коренных барабинских татар и поволв-ско-приуральских татар и их потомков в татарских аулах, проследить изменение этого соотношения с конца XIX в. по 1970-е годы.

3. Обобщить данные генеалогий о коренном тюркоязычном населении Барабинской степи, выявить внутренние связи барабинских татар. На основе данных генеалогий о браках рассмотреть вопрос об

эндогамных группах барабинцев а территориальном а хронологическс>' аспектах.

4. Изучить даннко семейных родословных о поволаско-приуоальс-них татарах, аивуцих ныне по всей Барабинской степи. Определить масштабы и темпы притока татар из-за Урала и Поволяья в населеннее пункты барабинских татар.

5. Обобщить данные полевых и опубликованных материалов о названиях групп родственных сечей (тугумов) барабинских татар, установить с помощью генеалогий состав тугумных групп.

6. Рассмотреть проблему происхождения и сущности тугумной организации барабинцев, определить ее место в системе социальных связей барабинско-татарского населения, реконструировать некоторые социальные функции групп родственных семей барабинских татар з Х1Х-начале XX вв.

Источники исследования. Основным источником в данной исследовании являются генеалогии татар Барабинской степи, сбор которых проводился в течение ряда полевых сезонов. 3 августе 1971 г. Проблемная лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири ТГУ начала работы по комплексному изучению этнографии барабинских татар Новосибирской области. Среди них первые генеалогические схемы были составлены в д.Тармакуль Чановского района во время этнографической практики группы студентов Томского университета (12 чел.) в августе 1972 г. В июле - августе 1973 г. записи генеалогий проводили 14 участников этнографической экспедиции ТГУ, работавших в татарских деревнях Барабинского, Чановского, Куйбышевского, Кар-гатского и Убинского районов. Начатые в Томском университете работы среди барабинских татар были продолжены з рамках Западносибирской историко-этнографической экспедиции Омского университета. В июле - августе 1975 г. эта экспедиция, в которой участвовало свыше 20 человек, в основном, студентов-историков, уделила основное знимание обследованию населенных пунктов татар Венгеровского, Кыатовского, Северного, Усть-Таркского и Чановского районов Новосибирской области. В июле 1977 г. атором данной диссертации были продолжены полевые работы в составе Барабинского отряда этнографической экспедиции ОмГУ (12 участников).

Всего за годы полевых работ было записано 1568 генеалогий во всех основных местах современного проживания барабинских татар.

Генеалогическим опросом было охвачено население 27 аулов бараби цев: Тандов Барабинского района, Воробьево, Улуцк, Чаргары Венге ровского района, Осинцево, Шагир, Бергуль Куйбышевского района, Мусы, Теренино, Шибаки Каргатского района, Альменево, Усканка, V лый Тебисс, Чеки-аул, с.Кьштовка Кьштовского района, Новая Кочек ка, Заречно-Убинское, Шушковка Убинского района, Аялуцк, Белихта Добринка, Копкуль, Малый Тебисс, Тебисс, Новая Кочеыка, Тарыакул Чановского района, Юрт-Угуй Усть-Таркского района. Как показали сравнения с похозяйственными книгами сельских Советов, генеалоги ческиы опросом в указанных населенных пунктах татар охвачено в среднем 56,42 всего их взрослого населения.

При записи генеалогии фиксировались фамилия, имя, отчество информатора, время, место его рогдения, национальность, группова этническая и тугумная принадлеаность, сведения об образовании и занятиях. Такие ае данные записывались относительно родителей ин форматора и других родственников по отцовской и материнской лини ям. Об уперших членах семей собирались все указанные выше данные а такае вреия и иесто счерти. Отмечались все перемещения фиксиру еыых личностей, сведения о заключении браков. У замуаних женщин обязательно выяснялась девичья фамилия. Собранный генеалогически! материал оказался неоднородным по информативной ценности. Основная часть ранних сведений относится ко второй половине XIX е. Ср; внительно немногие помнят своих предков, вивших в конце ХУШ-пер-вой половине XIX вв. Оти обстоятельства определяет выбор хронологических раиок исследования - Х1Х-ХХ вв.

В предлагаемой исследовании использовались генеалогические легенды, предания о возникновении аулов барабинских татар, о аизь отдельных личностей, фонд гугуыных наименований.

Группу статистических источников составили сведения переписе населения 1897, 1926, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., а также данные текущего учета населения в похозяйственных книгах сельских советов.

В работе привлекались также данные Государственного архива Томской области.

Историографический обзор. В последние десятилетия большое вн иание удаляется этнографическому изучению сибирских татар и их эт нических групп. Издано немалое количество научных и научно-попу-

лярных книг и статей. Хотя в дореволюционный период этнографическим изучением сибирско-татарского населения специально почти никто не занимался, записи путешественников, изыскания историков, лингвистов, собирателей древностей содеряат ванные для изучения этнической истории данные о расселении, занятиях, быте и культуре татарского населения Барабн. Анализ таких сведений, а такае их значения для изучения прошлого народов Сибири, в том числе ряда проблей этнографии сибирских татар и их отдельных групп имеется в научной литературе.

Научные публикации современных ученых ставят и в известной степени разрешают вопросы этногенеза, этнической истории, развития культуры и быта барабинско-татарского населения.

Отдельные моменты этнической истории сибирских татар в целой (включая барабинцев) освещены в обобщающих изданиях ("Народы Сибири", "История Сибири.."). В 1 томе "Истории Сибири", например, кратко обрисован ход этнической истории сибирских татар перед присоединением к Русскому централизованному государству, во 2 томе речь идет о развитии этой этнической общности в составе феодальной России. О сибирских служилых татарах, об истории Сибирского ханства, его взаимоотношениях с соседними народами писал С.В.Бахрушин. Большое значение для изучения этнической истории сибирских татар имеет труд Б.0.Долгих "Родовой и плекеыиой состав народов Сибири в ХУП в.".

В 1950-е годы появились обзорные этнографические статьи В.В. Храмовой о западно-сибирских татарах, а в 1960-е - работы Ф.Т.Ва-леева по истории сибирских бухарцев. С конца 1960-х гг. к изучению сибирских татар подключились ученые-этнографы Томского государственного университета, а затем в 1970-е годы - этнографы Омского государственного университета. В 1970-х гг. были опубликованы несколько статей и монография Н.А.Томилова, посвященные исследованию хода и состояния этнических процессов среди сибирских татар. Значительные новые материалы по различным аспектам этнографии бара-5инцев введены в научный оборот в статье Н.А.Томилова, В.Б.Бого-яолова и И.И.Курочки, написанной, главным образом, на основе по-иевых наблюдений авторов. З.Д.Титова опубликовала историко-этно-графический очерк о барабинцах по рукописным и печатным русским 1 иностранным материалам ХУП-Х1Х вв. Первые результаты исследова-

ния проблем этнической истории барабинских татар на основе генеалогии были представлены в статье Н.А.Томилова и Н.В.Кузнецовой "Опыт изучения этнической истории барабинских татар", опубликованной в конце 1970-х гг.

Этнической истории тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины, в той числе барабинцев посвящены ряд монографий Н.А.Томи-лова вышедших в 1980-начале 1990-х гг. Две книги по этнографии сибирских татар издал Ф.Т.Валеев. Помещенные в них материалы характеризуют материальную и духовную культуру сибирских татар Омской и Тюменской областей в конце Х1Х-начале XX вв., их связи с татарами Поволжья, другими народами.

Н.А.Томияовым была проведена дифференциация сибирских татар с выделением локальных групп этнографического характера. У барабинских татар, как уже указывалось, иы выявлены на основе данных о браках XIX в. следующие группы: барабинско-турашская, любейско-тунусская и теренинско-чойская. В числе барабинских татар этим исследователем выделяется значительный алтайский пласт. Общим для всех барабинцев был тарско-татарский (большей частью аялынский) компонент. Н.А.Томиловым прослежены изменения в расселении и численности барабинских татар в целом и их локальных групп на протяжении ХУП-Х1Х вв., проанализирована с целью выявления этногенети-ческих и этноисторических связей этнонимическая номенклатура. Им впервые исследованы этнические процессы, протекавшие у сибирских татар с конца ХУ1 до начала XX вв., специальное внимание уделено формированию этнического самосознания, бытованию тех или иных этнонимов у групп сибирско-татарского населения, в том числе барабинцев.

А.Г.Селезневым проведено специальное исследование проблемы происховдения барабинских татар, опубликована монография "Барабин-ские татары: Истоки этноса и культуры". В ней выявляются генетические истоки архаичных комплексов культуры барабинцев, их широкие генетические связи с народами уральской языковой семьи и лесными охотничье-скоговодческими этносами Беной Сибири.

К числу сравнительно полно изученных компонентов традиционной культуры барабинцев следует отнести их орнамент, искусство ковроткачества, вышивки и плетения. Данной проблематике посвящен ряд публикаций В.Б.Богомолова.

Большое значение для ретроспективного этнографического изучения барабинских татар имеет коллективная монография "Бараба в эпоху позднего средневековья", в которой на основе археологических данных исследуются материальная культура и хозяйство аборигенов Фараон, их погребальный обряд , некоторые элементы духовной культуры и социальных отношений.

Методы исследования. В качестве главного в данной работе применяется метод социально-исторического анализа. При изучении процессов складывания тех или иных этнических компонентов татарского населения обследуемой группы, истоков тех или иных этносоциальных подразделений используется историко-генетический метод. При исследовании вопроса о внутренних подразделениях барабинского этноса, а такяе некоторых традиционных социальных институтов барабинцев применялся метод ретроспективных реконструкций. Определение места и значения тех или иных явлений этнической и этносоциальной истории проводилось на основе сравнительно-исторического метода и сравнительно-типологического подхода.

В последние годы в отечественной исторической науке все шире применяются генеалогические методы исследования, разрабатывается методика сбора генеалогических данных и привлечения их для решения научных задзч этнографии (работы Р.М.Афанасьевой, В.И.Васильева, О.Б.Синчэнко, Н.А.Томилова и др.). Конкретная методика работы с генеалогическими схемами на разных этапах исследования разработана Н.А.Томиловым на примере изучения этнического состава томских татар. Применение такой методики позволяет довольно четко выявить этнические компоненты населения татарских аулов, раскрыть механизм их взаимодействия и смеоения.

Научная новизна работы состоит в ток. что данная тема в целом не была предметом специального исследования. В диссертации впервые дана относительно полная характеристика современного этнического состава татар Барабинской степи. Детальному изучению подвергнуты группы из Европейской части страны, проживающие ныне в аулах барабинских татар. Охарактеризован процесс переселения поволжско-прй-уральских татар, его интенсивность по периодам.

На основе генеалогий выявлены внутренние связи барабинско-та-тарского населения, охарактеризованы локальные эндогамные группы барабинцев. Впервые предпринято специальное изучение по данным ге-

неалогий фамильного состава тугумов - групп родственных семей бара

бинских татар, реконструированы некоторые функциональные стороны данного социума.

Практическая значимость.

Основные положения диссертации могут быть привлечены при подготовке научных статей и монографий, учебных пособий, лекционных курсов, научно-просветительской деятельности. Некоторые результаты исследования могут быть использованы при планировании и проведении дальнейших исторических, этнографических, антропологических, лингвистических исследований.

Апробация работы. Основные результаты исследования прошли апробацию иа иевдународной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" (Омск, 1992), иевдународной научной конференции "Исламская цивилизация в преддверие XXI века (К 600-летию ислама в Сибири) (Омск, 1994), на Всесоюзных конференциях "Этногенез и этническая история народов Сибири и сопредельных территорий" (Омск, 1979), "Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний (Омск, 1989), "Национальные и социально-культурные процесса в СССР" (Омск, 1990), Всесоюзном совещании молодых ученых "Этническая история и культура народов Советской страны" (Омск, 1991), Мендународном археолого-этнографическом совещании (Томск, 1995), а такяе ряде Всероссийских и региональных конференций.

Текст диссертации обсуаден на совместном заседании кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета, сектора этнографии и сектора музееведения Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН и рекомендован к защите.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка сокращений,приложения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕР1АНИЕ РАБОТЫ

В введении отмечается растущая актуальность изучения этнической истории народов России, дается описание объекта исследования -барабинских татар» обосновывается актуальность темы, определяется цель и конкретные задачи исследовкания, анализируется научная ли-

тература по теме. Введение содержит характеристику источников исследования, в том числе генеалогий татар Барабинской степи, раскрывается методика привлечения родословных для изучения этнической истории барабинских татар.

В гл. 1 "Этнический состав тюркоязычного населения Барабинской степи в Х1Х-ХХ вв. (по материалам генеалогий)" исследуется этническая структура татарского населения Барабы.

Перемены в этническом составе относятся к числу важнейших изменений в этносе. Исследования, посвященные выявлению этнических компонентов той или иной общности, базируются чаще всего на сохранившихся в архивах данных официальной статистики (ревизий, переписей и т.п.).

В послереволюционный период официальная статистика учитывала население барабинско-татарских аулов как "татар", не различая коренных барабинцев и представителей тех или иных групп поволаско-приуральских татар. Сведения о соотноаении численности этих групп в аулах барабинских татар в конце XIX в. имеются в материалах Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Тогда из 5260 человек, провивающих в барабинско-татарских деревнях, 4421 человек (84,ОХ) являлись коренными татарами, 835 человек (15,9%) - поволжско-при-уральсяими татарами, 4 человека (0,1%) - бухарцами. Перепись 1897 года зарегистрировала в татарских аулах 29 башкир, 16 черкесов, 15 остяков и представителей других национальностей. В Каинском округе, куда входили барабинские волости, проживало много казахов, но в собственно татарских аулах их насчитывалось 138 человек.

Значительные изменения в расселении и этническом составе ба-рабинско-татарского населения происходили в послереволюционный период. Действует тенденция к укрупнении их населенных пунктов, одновременно происходит увеличение численности татарского населения в сельских районах Новосибирской области. В 1926 году она составила 7528 человек, в 1959 году - 12509 человек, в 1970 - 14582 человека. В связи со всеобщим процессом урбанизации общее число татар, проживающих в сельских районах Новосибирской области, стало уменьиать-ся, что отразили итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года, и составило 12907 человек. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года в Новосибирской области (сельские районы) прояивало 12006 татар. Часть этих татар — томские татары» проживающие в трех

областях, в той числе Колывановском районе Новосибирской области. По данным похозяйственных книг сельских советов в 1971 году в обследованных барабинско-татарских аулах проживало 8380 татар.

Сбор родословных проводился в 1970-х годах практически во всех местах современного проживания барабинских татар. Имеются, как уае указывалось, сведения по 27 населенным пунктам. Всего даь ные об этнической принадлежности или происхождении от той или инс этнической группы получены у 1568 взрослых людей.

При обобщении данных семейных родословных об этнической прс надлеаности опрашиваемых оказалось, что население барабинско-тата ских аулов состоит из двух основных групп - коренных барабинских татар и представителей различных групп поволаско-приуральских та тар (34,50% и 43,37% от общего числа опрошенных соответственно). Часть жителей аулов назвалась при генеалогическом опросе "сибирскими татарами" (8,48%), часть "татарами" (9,18%). Среди опрошенны выявлены по генеалогиям бухарские татары (0,06%), черкесы (0,51%) другие группы сибирских татар (0,57%). некоторые участники генеал гического опроса определили свою этническую принадлежность по наз ванию тугумов - групп родственных семей (1,34%). Среди опрошенных оказались значившиеся в похозяйственных книгах сельских советов "татарами" люди иных национальностей (казахи и др.) » 1,33%.

Анализ сведений родословных об этнической принадлежности пре ков информатора позволил определить соеди указанных групп населен татарских аулов выходцев из однонациональных и национально-смешан ных семей. Под однонациональными семьями понимаются этнически не смешанные поколения всех известных по генеалогии предков. Если среди родителей, дедов, бабок и т.д. информатора были, например, только барабинские татары, то при подсчете он относился к выходца) из однонациональных семей. Если среди них был хотя бы один челове; с иной этнической принадлежностью, информатор причислялся к выход цам из этнически смешанных семей. Группа выходцев из этнически cmi шанных семей составила 825 человек, группа выходцев из этнически несмешанных семей - 449 человек (64,76 и 35,24% от общего числа ci общивших данные о происхождении соответственно). Несмешанных в этническом плане барабинских татар оказалось среди опрошенных 18,291 поволжско-приуральских татар - 35,79%.

Основная часть смешанных браков разных поколений приходится

а браки коренных барабинских татар и "пришлых" поволвско-приураль-ких татар. При численном преобладании среди жителей татарских ау-ов представителей групп татар, Поволжья и Приуралья потомки их раков с коренными барабинцами чаще называются при опросе именно бараба", "барабинский татарин".

По генеалогиям изучался этнический состав каждого из обследо-анных 27 аулов барабинских татар. В ряде населенных пунктов прео-ладают барабинские татары (Чаргары, Шагир и др.), в некоторых, ак показали обсчеты родословных, группы "пришлых" татар и их по-эмков стали преобладающими по численности по сравнению с коренны-и барабинцами (Мусы, Геренино, Шушковка и др.). Среди поволжско-риуральских татар, проживающих в аулах Барабы, 41,6% составляют азанские татары (казану), 24,1% - мишари (мишэр), 18,7% - башкир-кие (уфимские татары), 15,6% - татары прочих групп (тептяри, кря-ены, крымские и др.).

По генеалогиям прослежена интенсивность миграций татар Повол-ья и Приуралья в районы Барабинской степи. До середины Х1У в. пе-еселение татар из Европейской части России носило единичный хара-гер. Массовый приток поволжско-приуральских татар наблюдался в оследней четверти Х1Х-первой четверти XX вв., что привело к изме-ению соотношения коренных барабинских татар и "пришлых", в кото-эм еще в самом конце XIX века преобладали коренные барабинцы.

Среди татарского населения аулов Барабы по генеалогиям выя-иены представители других территориально-этнических групп сибир-есих татар. Большинство из них - тарские татары, именующие себя илу (аялы). Во время проведения генеалогического опроса татары-илу проживали в аулах Альменево, Усманка, Воробьево, Аялуцк и в айонном центре с.Кыитовка. При изучении родословий татар отмече-л факты инфильтрации в этническую среду барабинцев "бухарцев" и зркесов.

В гл. П "Этносоциальные образования татар барабинской степи Х1Х-первой трети XX вв." обобщаются те данные семейных родослов-¿х, которые могут быть привлечены к изучению вопроса о тугумах -эуппах родственных семей барабинских татар, о сущности и особен-эстях этих образований. Тугумная организация барабинских татар эавнительно недавно стала объектом исследования этнографов. В зде полевых работ учеными Томского, а затем Омского университета

было записано несколько десятков названий групп родственных семей.

Термин "тугум" зафиксирован у В.В.Радлова в значении "род", "родство", "потомство". В конце 1940-х гг. это понятие записала.в ходе экспедиционной, поездки к барабинцаи В.В.Храмова с пояснением "родня", "поколение". Несколько наименований"племени местных татар приводит Л.В-Дмитриева. В ходе полевых работ, начиная с 1970-х годов, учеными Томского и Омского университетов записано несколько десятков названий групп родственных семей барабинцев, а также материалы, характеризующие эти группы. Сведения о тугумах имеются и относительно других групп сибирских татар (томских, тарских и др.). В среде заболотных татар термин "тухум" указывает, по мнению Г.И. Еремина, на "родственников, происходящих от одного предка", "потомков одного лица". Барабинские татары трактуют термин "тугум", "тогем" как "наследство", "порода", "колена родственников", "родственные семьи".

Наименования групп родственных семей уже не раз становились объектом анализа этнографов с целью поиска этноисторических связей барабинцев. Н.А.Томиловым предложено подразделить эти наименования на несколько групп. В первую включены названия тугумов, обозначающие животных, птиц и рыб, во вторую вошли названия тугумов, характеризующие действия людей (группы семей) и особенности их характера, третья группа наименований ведет свое начало от личных имея действительных или легендарных "основателей тугумов". В особую группу выделяются названия тугумов этнонимического характера: аялы, иштяк, нугай, сарт, сахтар, таленгут и др. Такие этнонимы более широкого распространения как башкурт, казану, мишар, типтар, чистай в ряде случаев для некоторых групп родственных семей также выступали в качестве названия тугуна, выполняя функцию отграничения от окружающего местного коренного населения. Тугумные наименования-этнонимы проанализированы Н.А.Томиловым, что избавляет нас от необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Часть этнонимичес-кой номенклатуры (сибир.сой, тунус,'ялан и др.) исследована А.Г. Селезневым с точки зрения выявления тех или иных .этнических компонентов в составе барабинских татар. Ряд наименований групп родственных семей барабинцев находит аналогии в подобных терминах некоторнх других групп сибирских татар (забо-

лотных, нурдакско-саргатских и др.).

Изучение генеалогий позволяет определить фамильный состав тех или иных групп родственных семей, выявить локализацию тугумов в тех или иных населенных пунктах.

В а.Тебисс генеалогическим опросом было охвачено из 500 жителей 160 человек, т.е. практически все взрослое население. Удалось выяснить тугумную принадлежность 42 человек. Записаны следующие названия тугумов а.Тебисс: иртышак, карга, кура (курама), куртанак, пурунак, пулмух, респай, чунгур, щтанак. Согласно легендам названия групп родственных семей иртыаак, куртанан, пурунак, чунгур произошли от йаен их "основателей", которых считают первыми жителями тех или иных селений. О Чунгуре и Иртызаке есть архивные данные, относящиеся к ХУ1 в. По семейным родословным прослежен фамильный сос? тав тугумов а.Тебисс: штанак (Ахметзянов, Рахиичанов, Шамсутдинов и др.), карга (Альыухаметов), чунгур (Сайфутдинов, Кадыров, Шагма-нов), пулмух (Кабиров, Ягудин и др.), респай (Каримов, Кучуков), пурунак (Музин, Абдрапитов), иртышан (Набиев), кура (Иагиров), куртанак (Хасанов).

В полевых материалах по а.Коакуль зафиксированы тугумные наименования респай, пулмух, пимай, таленгут, вуаляя. В ряде случаев опрозеные употребили именно тугумное наименование в качестве определителя своей этнической принадлеяности, а также этнической принадлежности предков. Так, братья Бааировы сообщили, что их отец -"респай", а порода уатера - "сукар". К тугуму респай в а.Коакуль относятся также фамилии Каримов, Сулейьанов, Опусов. Тугуи "пи-май" в Когкуле представлен фамилиями Мухаметпин и Амяноз. Первая восходит к "приалим" татарам. Прапрадед Иухзметаина Аллояра приехал в Сибирь в конце ХУШ века. От внука его Мухаыетпи и "пошла" фамилия Мухаметтин- Представители этой зе генеалогической линии братья Аллояра Хуснутдин и Амин также отнесли себя к тугуыу "пимай? однако и себя, и своих родителей считают барабинскиыи татарами.

Не у всех аителей татарских аулов удалось выяснить тугумнуя принадлежность, как и не для всех тугумов оказалось возыоаным установить фамильный состав. Имеющиеся в нашем распоряаении материалы о группах родственных семей барабинских татар показывают, что в Х1Х-начале XX вв. тугуыы представляли собой объединения родственных по отцовской линии семей (патрилинида), включавииз в реаль-

ной яизни 3-4 поколения родственников.

Рассмотрение проблемы сущности тугумной организации барабинс ких татар сопряноно с рядом существенных трудностей. Они заключг-ются, превде всего, в ограниченном количестве источников, которые могли бы быть привлечены для исследования возмоано более ранних этапов развития как социальных институтов барабинцев в целом, так и конкретно тугумной организации. К настоящему времени существует несколько интерпретации исследуемого социального феномена. H.A. Томилов предлояил объединения "родственных, образовавшая от общего генетического корня семей" на стадии классового общества иые мовать генеалогической группой.

Семейно-родословные коллективы под теми или иными названиям;! описаны этнографами у самых разных народов. Тугумы барабинских та тар обнаруииваят сходство с ними по многим характерным чертам и признакам. 'Гугумная организация в изучаемый период не охватывала всего спектра социальных связей барабинско-татарских семей, но те не менее имела свое определенное место в общественном и семейном быту. В тугумных структурах оформлялись родственные связи в условиях преобладания соседских отношений. Группы родственных семей (тугуыы) барабинцев представляют нам новообразованием, сохранивши хотя и в измененном виде, некоторые черты предшествующих социальных институтов.

На протяжении изучаемого периода одни функции служили обособлению" данной группы родственных семей от других подобных коллек тивов. К ним маано отнести общее название группы, особую тамгу (клеймо) для животных, отдельное место захоронения членов данной тугумной группы на общем кладбище, локализацию домохозяйств родственных семей в пределах аула. Часть функций осуществлялась во взаимодействии с общинои- первичной ячейкой административного упр вления в России: обычай взаимопомощи, та или иная регламентация хозяйственной и "семейной жизни". Вместе с обществом группа родственных семей выступала выразительницей общественного мнения.

В заключении подводятся итоги исследования. Подчеркивается, что генеалогии в массовом объеме оказались перспективными для изу чения степени смешения коренных барабинцев и "пришлых" поволвско-приуральских татар и их потомков. Несмотря на некоторую первоначальную обособленность, представители обеих основных этнических

групп татарского населения Барабы вступали в брачные связи. Выходцы из этнических смешанных семей коренных барабинцез и "приалых" татар больией частью переходят на этническое самосознание барабин-ских татар. Коренные барабинские татары "распределены" по аулам Еарабинской степи неравномерно. Менее всего их выявляется в Восточной части Барабы, в аулах биввей теренинско-чойской группы, которая и баа в конце XIX в. самой малочисленной. В северо-западной барабе сосредоточены аули с преобладающим коренным тюркоязычным населением. С учетом данных этносоциолсгических опросов, проведен^ ных в Барабе в 1971 г. и 1991 г., моано утверждать, что для коренного населения барабинско-татарских аулов характерно самосознание двух уровней. Первый - это осознание себя частью сибирских татар, второй - осознание своей принадлежности к коренным барабинским татарам.

С помочью генеалогий удалось выявить внутренние связи бара-бинских татар. Выделенные Н.А.Томиловым на основе анализа данных о браках барабинцев в XIX в. эндогамные группы (барабинско-турапская, тунусско-любейская и теренинско-чойская) выявляются и по данным генеалогий о браках в период с начала XX в. Отчетливо прослеживается тенденция к сохранению территсриальгой эндогамии этих групп барабинско-татарцного населения. Семейные родословные позволяют судить о времени возникновения фамилий у барабинских татар. Они образовывались по имени отца и нередко менялись от поколения к поколению.

Анализ семейных родословных позволил охарактеризовать тугуи --группу родственных семей барабинских татар. В настоящее время лишь небольшая часть жителей Барабы помнит название "своей" группы родственных семей. Сами наименования групп родственных семей возни-ли разными путями и в разное время. Некоторая часть тугумной номенклатуры является, видимо, весьма давней и относилась, вероятно, к каким-либо социальным структурам еще до формирования тугумной организации. На наш взгляд, древнее происхождение ряда тугумных наименований не означает аналогичной степени давности того социального института, к которому в настоящее время эти наименования прилагаются.

В Х1Х-начале XX вв. тугумная организация бараоинцев рассматриваются нами как один из элементов социальной структуры, не охватывающей всех общественных связей населения.

Список работ опубликованных автором по теме диссертации:

I. Генеалогия как историко-этнографический источник: (По материалам тюркоязычного населения Барабинской степи) //Этногенез и этническая история народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979. С.148-150 (в соватсрстве с Н.А.Томиловым).

2*. Опыт изучения этнического состава барабинских татар //История, археология и этнография Сибири. Томск, 1979'. С.96-103. (В соавторстве с Н.А.Томиловым).

3. Межэтнические связи барабинских татар: (по данным массовых записей генеалогий) //Роль этнографии в идеологической работе и в ускорении социально-экономического развития общества. Омск, 1987. С.140-142.

4. Материалы к изучению современного этнического состава барабинских татар //Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988. С.21-22.

5. О группах поволвско-приуральских татар в барабинско-татар-ских деревнях //Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР. Омск, 1990. Кн.1. С.49-50.

6. К характеристике современного этнического состава тюркоязычного населения Барабинской степи //Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Омск, 1992. Т.1. С.31-34.

7. О "тугумах" барабинских татар: (По материалам аула Кошкуль Чановского района Новосибирской области) //Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий (по данным этнографии): Материалы Всероссийской конференции. Омск, 1992. С.81-84.

8. Генеалогии барабинских татар (К вопросу о глубине исторической памяти) //Проблемы культурогенеза и культурное наследие. СПб., Ч.З. 1993. С.59-61.

9. Локальные этнические компоненты в составе барабинских татар Х1Х-ХХ вв. (По данным генеалогии) //Региональные проблемы межнациональных отношений в России. Омск, 1993. С.172-175.

10. О роли традиционных этносоциальных институтов в современной культурной ситуации («а примере барабинских татар) //Культура и интеллигенция России в переломные эпохи: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 1993. С.217-219.

II. Генеалогии в изучении этнической истории барабинских татар

Х1Х-ХХ вв. //Ислам. Общество и культура. Омск, 1994. С.90-92.

12. Коренные барабинские татары (по данным генеалогий) "Яат;-риалы комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск. 1995. С.96-98..

13. О чей рассказывают генеалогии барабинских татар //От Урала до Енисея (Народы Западной и Средней Сибири) Кн-1. Томск: Изд-во Той.ун-та, 1995. С.36-45.

(7

Подписано к печати 30.10.95 г. Формат бумаги 60x64 1/16, /ч.изд.л. 1,00. Тирад 100. Заказ 223.

Полиграфическая лаборатория 0мГ7

64*077. Омск-77, пр. Мирт, 55-А. гос/ниверситет