автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северного города

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Черняк, Яков Соломонович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северного города'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Черняк, Яков Соломонович

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

РАЗДЕЛ И. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕВЕРНОГО ГОРОДА.

РАЗДЕЛ III. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕВЕРНОМ ГОРОДЕ.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Черняк, Яков Соломонович

Актуальность темы исследования. Начиная с середины 80 -х и особенно в течении 90-х годов российское общество столкнулось с противоречивой и неоднозначно развивающейся ситуацией сфере национальных и религиозных отношений. С одной стороны, налицо процесс национального и религиозного возрождения народов России, стремление преодолеть негативные напластования и очевидные тупиковые ситуации национальной политики Советского государства, реализовать подлинную демократическую, а не формальную свободу совести и вероисповедания, нормализовать государственно-церковные отношения, предоставить религиозным организациям возможности свободной реализации присущих им функций и различных форм социального служения. С другой стороны - рост националистических настроений, сепаратизма, центробежных и этнократических тенденций, обострение межнациональных отношений, переплетение межэтнических противоречий с межрелигиозными, усиление межконфессиональных противоречий, связанное, в числе прочего, с возникновением новых религиозных движений и экспансией в духовную сферу России многочисленных зарубежных организаций, миссионеров и проповедников.

Все эти проявления вносят новые элементы и акценты в содержание, структуру и конфигурацию социокультурного пространства России и отдельных ее регионов.

Хотя за последние годы государственными органами Российской Федерации был принят ряд законодательных актов, направленных на решение этих проблем, совершенно очевидно, что политика в сфере национальных и религиозных отношений, как на общегосударственном, так и на региональном и муниципальном уровнях отстает от развития реальной ситуации в этих сферах и нуждается в серьезном аналитическом и прогностическом обеспечении.

Острота и новизна возникших в этой области проблем, неясность механизмов их проявления и недостаточная эффективность применяемых при их изучении традиционных методик требует дополнения их некоторыми новыми подходами, которые позволили бы расширить и углубить знание предмета.

Таким новым подходом, получающим в последние годы все большее применение в общественных науках, но практически еще не задействованным в отечественном религиоведении, является пространственный подход, позволяющий использовать пространственные параметры исследуемых феноменов для выявления их внутренней и внешней структуры, их сосуществования и взаимосвязи в рамках единого социокультурного пространства исследуемого объекта.

Применение этого методологического подхода к изучению такого специфического объекта, как современный северный город, с его сложнейшей и динамичной социальной, этнической и конфессиональной структурой населения, делает настоящее исследование актуальным как в научном, так и в практическом (с позиции государственного и муниципального управления) плане.

Состояние научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков современного обществоведения: религиоведения, истории, этнологии, философии, социологии, демографии, социальной психологии, конфликтологии, урбанистики и др.

Значительный вклад в разработку общих проблем национальных отношений, категориального аппарата исследования сущности, структуры, развития и взаимоотношения этносов в СССР и в России внесли этнологи, философы, историки, этносоциологи и демографы Ю.В.

Арутюнян, Ю.В. Бромлей, С.И. Брук, А.Г. Вишневский, М.Н. Губогло, JIM. Дробижева, В.А. Тишков и др.

Исследования национальных проблем в позитивном аспекте в последние годы развивается в основном в двух, то переплетающихся, то расходящихся, направлениях: одно ориентировано на разработку всего комплекса проблем национального возрождения, цивилизационно-культурной идентичности и развития народов России, другое охватывает широкий круг межнациональных отношений (включая и межрелигиозные, межконфессиональные аспекты).

Целый ряд работ посвящен проблемам взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений. Среди них книги и статьи JI.A. Баширова, А.Н. Ипатова, Г.М. Керимова, P.A. Лопаткина, A.B. Малашенко, C.B. Медведко, М.П. Мчедлова, A.A. Нуруллаева, В.Н. Рагузина, H.A. Трофимчука и др.

Отдельным направлением научных разработок, на которые опирается автор при раскрытии заявленной темы, было изучение проблем урбанизации в целом и конкретно таких специфических пространственных объектов, как Западная Сибирь и северные города. Этим проблемам, как в общеметодологическом плане, так и в виде конкретного анализа развития социокультурной ситуации в регионе посвящены труды урбанистов, философов, социологов, демографов A.C. Ахиезера, Г. Боженковой, Г.Ф. Куцева, М.Н. Межевича, Г.А. Мельниковой, Э.В. Сайко, Б.С. Хорева и др.

Важные материалы по истории формирования западносибирских городов и в частности города Сургута и их социокультурного пространства, историческим судьбам, культурному облику и религиозным верованиям коренного, старожильческого и пришлого населения изучаемого региона содержат работы В.В. Мархинина, Г.Ф. Миллера, H.A. Миненко, P.M. Кабо, Д.Я. Резуна, И.В. Щеглова, Н.М. Ядринцева и др.

Поскольку все проблемы рассматриваются в социокультурном плане, для автора были важны методологические наработки ведущих отечественных культурологов А.И. Арнольдова, B.C. Библера, Л.П. Буевой, JI.H. Когана, Т.А. Кудриной, С.А. Матвеевой, В.М. Межуева, Ф.И. Минюшева, В.Т. Николаева, Э.А. Орловой и др.

В своей попытке применить к анализу этнических и религиозных феноменов, а конкретно - к изучению взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений - методологии пространственного подхода автор исходил из идей и отдельных положений о социальном (общественном, культурном, социокультурном) пространстве, содержащихся в трудах Э.Дюркгейма, Г. Зиммеля, П.А. Сорокина, П. Бурдье; а из современных отечественных обществоведов - З.Г. Алибекова, A.C. Ахиезера, А.И. Барзыкиной, A.A. Боева, В.Г. Виноградского, Г.Е. Зборовского, Ю.Л. Качанова, A.M. Мостепаненко, В.К. Потемкина, В.И. Свидерского, А.Ф. Филиппова, В.Г. Черникова и др.

Эти работы, а особенно те из них, которые посвящены непосредственно вопросам сущности и структуры социального и культурного пространства, позволили автору попытаться применить принципы и методологию пространственного подхода к исследованию избранной темы.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является оценка состояния, тенденций развития, путей и средств гармонизации межнациональных и межконфессионалъных отношений в социокультурном пространстве современного северного города как специфического и в то же время типичного для определенных регионов России, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), административно-поселенческого, народно-хозяйственного и социально-культурного объекта.

Данная цель исследования предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:

1. Обобщить имеющийся в литературе опыт применения пространственного подхода к изучению социальных явлений и на этой основе обосновать правомерность и эвристическую ценность его использования при анализе сферы национальных и религиозных отношений.

2. Рассмотреть специфику социокультурного пространства и место в нем этнонациональной и религиозно-конфессиональной составляющих.

3. Выявить пространственные параметры национальных (этнических) и религиозных (конфессиональных) явлений.

4. Рассмотреть и определить специфику северного города как особого вида социокультурного пространства с присущими ему структурой, динамикой сосуществования и взаимодействия его элементов, включая межнациональные и межконфессиональные отношения.

5. Изучить историю становления и раскрыть современное состояние этноконфессиональной структуры населения г. Сургута.

6. На основе анализа материалов социологических исследований выявить пространственные характристики и тенденции развития межнациональных и межконфессиональных отношений, а также «болевые точки», возникающие в этноконфессиональном пространстве северного города.

7. Разработать практические предложения и рекомендации для государственных и муниципальных органов по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве современного северного города.

Объектом диссертационного исследования является социокультурное пространство современного северного города Западной Сибири и его этнонациональная и конфессиональная составляющие.

В качестве предмета исследования выступают современное состояние, тенденции развития и взаимосвязь межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве г. Сургута в аспекте их гармонизации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи, концепции и методологические подходы, содержащиеся как в классических, так и в современных трудах отечественных и зарубежных ученых - философов, историков, социологов, этнологов, религиоведов. В работе используются методологические принципы историзма, системного и структурно-функционального анализа этносоциальных и религиозных феноменов в их диалектической взаимосвязи. Большое значение в исследовании отводится пространственному подходу, позволяющему раскрыть такие стороны изучаемых явлений, как их сосуществование, соотнесенность и взаимодействие в конкретном социокультурном пространстве, определить сферы и масштабы их распространения, влияния на процессы стабилизации и изменения в обществе.

Эмпирическая база исследования. В значительной своей части диссертационная работа выполнена в социологическом плане. Для сбора эмпирического материала применялись анкетирование населения города, опросы экспертов, углубленные интервью с отдельными представителями обследуемых групп, сочинения школьников и студентов высших учебных заведений, наблюдение, анализ документов и публикаций средств массовой информации.

При участии автора были подготовлены и проведены в г. Сургуте два социологических исследования: «Религия и межнациональные и межконфессиональные отношения в г. Сургуте» (1995) и «Национально смешанная брачность в структуре межнациональных и межконфессиональных отношений в г. Сургуте» (1997)

Существенное место в эмпирической части диссертационного исследования занимают личные наблюдения и результаты опыта работы автора в качестве заместителя мэра —директора департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации г. Сургута, в том числе регулярного общения с представителями национально-культурных объединений, землячеств, религиозных общин различных конфессий.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, научная новизна диссертационного исследования заключаются:

- Во-первых, в рассмотрении всего комплекса обозначенных в цели и задачах исследования проблем на примере специфического народно-хозяйственного, социокультурного и административно-территориального объекта - современного северного города, во многом определяющего характер и темпы развития таких огромных и играющих особую роль в судьбах России регионов как российский Север, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. В работе выявлены особенности становления и современного состояния социокультурного пространства северного города, его этноконфессиональной структуры.

- Во-вторых, в применении к исследованию проблем межнациональных и межконфессиональных отношений нового методологического подхода - пространственного подхода, рассмотрении проблем этносов и конфессий в контексте социокультурного пространства с выявлением таких параметров, структур и взаимосвязей, которые позволяют расширить и углубить представления об изучаемых социальных и духовных феноменах и возможностях их регулирования (оптимизации и гармонизации, минимизации или преодоления отрицательных общественных последствий и т.д.).

- В-третьих, в диссертации даны определения межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте социокультурного пространства города, сформулированы некоторые социологические пространственные характеристики национальных и религиозных общностей.

- В-четвертых, автором предложено определение понятия "гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений", рассмотрены условия такой гармонизации.

- В-пятых, в диссертации поставлена проблема изучения адаптационного потенциала религии, возможного характера ее влияния на процесс адаптации к суровым условиям районов нового хозяйственного освоения, в частности к условиям северного города России, больших масс мигрантов из других регионов страны.

К элементам научной новизны могут быть отнесены вводимые в научный оборот социологические материалы, раскрывающие на примере г. Сургута новые тенденции в сфере этноконфессиональных и государственно-церковных отношений, характерные для современного этапа развития российского общества.

Практическая значимость работы. Проведенный в диссертации теоретический и конкретно-социологический анализ состояния, тенденций изменения межнациональных и межконфессиональных отношений в их взаимосвязи между собой и с более широким социально-культурным контекстом в современном северном городе позволяет органам государственной власти и местного самоуправления более компетентно подходить к регулированию процессов, происходящих в сфере национальных и религиозных отношений в направлении их гармонизации, строительству демократических государственно-церковных отношений, отвечающих интересам граждан России, верующих масс, религиозных организаций и самого Российского государства.

Предложенный и обоснованный в диссертации пространственный подход к изучению национальных и религиозных процессов и явлений позволяет определить масштабы и границы этих явлений и процессов в социокультурном пространственном измерении и на этой основе проводить четко ориентированную и адресную социальную, национальную и культурную политику, оптимизировать социокультурное пространство города (региона), его инфраструктуру с учетом этнонационального и конфессионального состава населения и его запросов.

Разработанные на основе проведенных исследований практические рекомендации получили воплощение в планах и организационных мероприятиях Администрации г. Сургута.

Теоретико-методологические разработки, в частности примененный в диссертации пространственный подход к изучению национальных и религиозных феноменов, могут быть использованы для дальнейшего развития этого направления этнолого -религиоведческих исследований.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных пособий и чтении курсов религиоведения, этнологии, социологии религии, государственно-церковных отношений, культурологии, политологии, конфликтологии и др. для аспирантов, слушателей учебных заведений по подготовке кадров госслужащих, студентов вузов и средних учебных заведений, при осуществлении соответствующих проектов в СМИ.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены в докладах и научных сообщениях автора на Всероссийской научно-практической конференции «Религия и межнациональные отношения» (Москва, 12-14 февраля 1996 г.) и «Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты» (Сургут, 28-29 мая 1998 г.), ряде докладов и выступлений на семинарах и совещаниях ответственных работников администрации и работников учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа, г. Сургута, в практической деятельности автора в качестве заместителя мэра - директора департамента культуры, молодежной политики и спорта, а также в научных публикациях общим объемом около 4 п.л.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Историческая память и преемственность культуры//Сургут. Сибирь. Россия. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 400-летию г. Сургута. - Екатеринбург, НПО "Волот" УрГУ, 1995. - с. 13-19.

2. Семинар в г. Сургуте// Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень кафедры религиоведения РАГС, № 6. - М.: 1996. С. 90 -91.

3. Религиозная ситуация и межконфессиональные отношения в г. Сургуте// Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень кафедры религиоведения РАГС, № 7. - М.: 1996. С. 19-27.

4. Политика в отношении религиозных организаций и национальная политика, проводимая Администрацией г. Сургута// Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты. Сб. тезисов к Всерос. научно-практ. конференции. Секция 3-4. Часть II -Сургут: ИНЦ СурГУ, 1998. - с. 54 - 57.

5. Смешанная брачность в структуре межнациональных и межконфессиональных отношений в г. Сургуте (социологическое исследование// Варламова С.Н., Лопаткин P.A., Малахов С.П., Черняк Я.С. - М.: РАГС при Президенте РФ, 1998. - 54 (2,4 п.л.). - Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 54323, 17.02.99

6. Источник мысли и добраЛ Сб. трудов Сург. гос. ун-та, поев. 5-летию СурГУ. - Сургут, изд-во СурГУ, 1998. - с. 8-9.

13

Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северного города"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и сформулировать практические рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления относительно их работы в сфере национальных и религиозных отношений.

1. Хотя полученные социологические данные позволяют оценить состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в г. Сургуте на момент исследования (а по наблюдениям автора - и на настоящий момент) как достаточно спокойное и стабильное, вместе с тем многонациональность и поликонфессиональность состава населения города образуют постоянно действующий фактор общественной ситуации в городе и не могут не приниматься во внимание органами государственной власти и местного самоуправления. Складываясь под влиянием особенностей исторического развития города и региона, встречи и взаимодействия разных этнокультурных традиций и религий, находясь в динамическом состоянии из-за интенсивных миграционных потоков, характерных для северного города, межнациональные и межконфессиональные отношения являются значимым фактором дальнейшего развития экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни, всего социокультурного пространства города.

Поэтому деятельность администрации и общественных организаций по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений во многом может предопределять состояние социально-психологической атмосферы в Сургуте. При этом речь идет не о жестком и однозначном административном регулировании этих отношений, а о постоянном изучении их состояния и тенденций развития (желательно в режиме мониторинга), о выявлении и согласовании позиций и интересов всех этнонациональных и конфессиональных групп населения, о своевременном корректировании политики в национальном и религиозном вопросах, предупреждении, сглаживании и разрешении возможных противоречий и конфликтов на национальной и религиозной почве.

2. История России последних десятилетий показывает, что проблемы и противоречия, возникающие в национальной и религиозной сферах, в межнациональных и межконфессиональных отношениях не могут быть решены однажды и навсегда, одними и теми же методами. В новых социальных и политических условиях они возникают вновь и вновь, актуализируясь и модифицируясь под влиянием процессов, происходящих как в России в целом и вокруг нее, так и непосредственно в социокультурном пространстве города. Новые условия и формы протекания межнациональных и межконфессиональных противоречий могут потребовать не только использования всего накопленного опыта их решения, но и выработки новых, нестандартных подходов, соответствующих именно данным условиям. Учитывая, что эти противоречия развертываются не в замкнутом этноконфессиональном пространстве, а проявляют себя и в социальной, экономической, политической, правовой и других сферах общественных отношений, меры по их разрешению должны быть конкретными и комплексными, включающим в себя решение социально-экономических, общественно-политических и культурно-духовных проблем, выступающих действительными, хотя и не всегда явными, причинами либо поводами возникновения напряженности в отношениях между конкретными этнонациональными и конфессиональными группами населения.

3. Среди новых, нетривиальных подходов к изучению этнонациональной и религиозной сферы общественных отношений, включая межнациональные и межконфессиональные, а также подходов к выработке управленческих решений, касающихся этих сфер, правомерно применение пространственного подхода, имеющего, на наш взгляд, значительный, хотя и мало задействованный эвристический потенциал.

Предложенный и обоснованный в диссертации пространственный подход к изучению национальных и религиозных процессов и явлений, их взаимосвязи позволяет определить масштабы, локализацию и границы этих явлений и процессов в социокультурном пространстве страны, региона, города и на этой основе проводить четко ориентированую и адресную социальную, национальную и культурную политику, политику в области государственно-церковных отношений, оптимизировать социокультурное пространство города (региона), его инфраструктуру с учетом этнонационального и конфессионального состава населения и его запросов.

Эвристическая ценность пространственного подхода к изучению данной проблемы ни в коем случае не означает его противопоставление другим методологическим подходам (например, историческому, генетическому, структурно-функциональному, культурологическому и др.) или подмену их. Речь идет только о расширении и обогащении методологической базы общественно - научных дисциплин. Пространственный подход, естественно, имеет свои пределы применения и возможности получения новой информации об изучаемом объекте. В перспективе интересно было бы дополнить его временным подходом, от которого в данном исследовании автор сознательно абстрагировался, и рассматривать национальные и религиозные явления и проблемы в контексте единого социокультурного пространства - времени.

 

Список научной литературыЧерняк, Яков Соломонович, диссертация по теме "Философия религии"

1.Источникиа. Нормативно-правовые акты

2. Конституция Российской Федерации (1993).

3. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990).

4. Закон РФ «О национально-культурной автономии» (1996).

5. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996, № 547.

6. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).

7. Постановление Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа «Об упорядочении пребывания в округе зарубежных религиозных миссий, благотворительных и культурно-просветительских религиозных организаций» от 2 ноября 1994 г.

8. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сб. нормативных актов. М.: Ин-т религии и права, 1998.-68 с.

9. Правовые основы культурной политики России. Сборник документов и материалов (1992 1998)/Авт.-сост. И.Т. Янин. -Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 293 с.б. Материалы социологических исследований, данные переписей, справочно-статистические издания.

10. Описание Тобольского наместничества (составлено в 1789 -1790 гг. по ответам на вопросы анкеты 1784 г.). Новосибирск, Наука, Сиб. отд., 1982.-321 с.

11. Памятная книжка Тобольской губернии на 1907 г. -Тобольск, 1884.-408 с.

12. Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 г. -Тобольск, 1907.-203 с.

13. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири. Язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материалов переписи 1897 г.). Том II. Тобольская, Томская и Енисейская губернии. СПб.: 1911. - 432с.

14. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том LXXV. Тобольская губерния. СПб: 1905. - 247 с.

15. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в г. Сургуте. Аналитический отчет/Лопаткин P.A., Варламова С.Н., Малахов С.П. М.: 1995. - 63 е., приложения (таблицы) - 206 с.

16. Справочная книга Тобольской епархии на 1908 год. -Тобольск, 1908.

17. Список населенных мест Тобольской губернии. Тобольск, 1904, с. IV, 146-154.

18. Список населенных пунктов и административное деление Тобольского округа, Уральской области на 1 октября 1926 г. Тобольск, 1926,-с. VII, 35.

19. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут, "Северный дом", 1993 (с издания: Иркутск, 1883). -463 с.

20. Текущий архив Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа за 1995-1999 гг.1. Литератураа. Монографии, сборники научных трудов.

21. Аверин А.Н., Антропов Е.П. Западная Сибирь: социальная инфраструктура районов освоения. М.: Сов. Россия, 1988. - 112 с.

22. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Наука, 1987. - 303 с.

23. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A., Этносоциология. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1988. -271 с.

24. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222 с.

25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. -413 с.

26. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 208 с.

27. Бромлей Ю.В. Этнонациональные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 335 с.

28. Гараджа В.И. Религиеведение. 2-е изд., дополн. М.: Аспект. Пресс, 1995.- 351 с.

29. Город как социокультурное явление исторического процесса. -М: Наука, 1995.- 351 с.

30. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. М.: РАГС, 1995, Часть I. - 257 е., Часть II. - 193 с.

31. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М.: РАГС, 1996. - 252 с.

32. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии, (отв. ред. Н.С. Крылов). М.: Ин-т гос-ва и права РАН, Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация «Родина»), 1993. - 148 с.

33. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграциология. -М.: Изд-во Мое. ун-та, 1989. 96 с.

34. Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург: Тезис, 1994. - 336 с. с илл.

35. Дробижева JI.M., Алкаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996, - 382 с.

36. Дунин-Горкавич A.A. Очерк народностей Тобольского Севера.-СПб, 1904.-47 с.

37. Дунин-Горкавич A.A. Тобольский Север. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. СПб, 1904. - 281 с.+ 78 с. (приложения)

38. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон., 1996. - 349 с.

39. Зборовский Г.В. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974. - 223 с.

40. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект-Пресс, 1994. - 317 с.

41. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования// Зиммель Г. Избранное. Том второй. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. - с. 301-465.

42. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. -М.: Моск.Фонд Карнеги, 1997. 490 с.

43. Ильичев А.И., Бурындин P.M. Западная Сибирь: Ресурсы. Проблемы. Преспективы. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971. -344с.

44. Историография городов Сибири конца XVI начала XIX века. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1984,- 179 с.

45. История религий в России. Под. общ. ред. H.A. Трофимчука. -М.: Агент., 1999. 528 с.

46. История этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1989. - 200 с.

47. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов, тт I-II. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1994, (т-1 - 152 е.), 1995 (т- II - 284 е.).

48. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М.: Старый сад, 1999. - 344 с.

49. Кокс X. Мирской град. (Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте). М.: Восточная литература РАН. - 263 с.

50. Культура русских и немцев в Поволжском регионе, (результаты комплекс, междисцип. гуманитарного исследования). Вып. I. История, теория, культура. Саратов, изд-во «Слово», 1993. - 209 с.

51. Культура и самосознание русских и немцев в Поволжье. Вып. II. Саратов, изд-во «Слово», 1994, - 108 с.

52. Куцев Г.Ф. Молодежь и молодые города. М.: Мол. гвардия. - 1977. - 192 с.

53. Куцев Г.Ф. Новые города (социологический очерк на материалах Сибири). М.: Мысль. Серия «Социология и жизнь», 1982. -269 с.

54. Куцев Г.Ф. Человек на Севере. М.: Политиздат, 1989. - 219с.

55. Кушнер (Кнышев) П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 279 с.

56. Малахов С.П. Безработные Югры: социальный портрет. -Ханты-Мансийск-Сургут, 1995. 129 с.

57. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998, - 222 с.

58. Миллер Г.Ф. История Сибири. Том I. M.-JI.: 1937. - 607 с.

59. Мисевич К.Н., Рященко C.B. Географическая среда и условия жизни населения Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988. - 120 с.

60. Миненко H.A. Северо-Западная Сибирь в XVIII первой половине XIX в. Ист. - этногр. очерк. - Новосибирск, Наука, Сиб. отд., 1975.- 308 с.

61. Моль, Абраам. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.-406 с.

62. Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1969. - 229 с.

63. Национальное и религиозное. М.: РНИСиНП, 1996. - 140 с.

64. Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология. Том 1. - М: 1995. -316 с.

65. Национальные процессы в СССР. Отв. ред. М.Н. Губогло. -М.: Наука, 1991.-264 с.

66. Нетерпимость в России. Старые и новые фобии. М.: Мое. Центр Карнеги, 1999. - 196 с.

67. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. (2-е изд., дополн. и перераб.). М.: Изд-во РАГС, 1998.- 321 с.

68. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.

69. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. Изд. второе, перераб. и дополн. М.: Высшая школа, 1998. - 480 с.

70. Очерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭА РАН, 1997.

71. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация. Основные тенденции расселения. М.: 1976.

72. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина, 4-6 февраля 1999 г. М.-СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. - 394 с.

73. Проблема социального развития новых городов в автономном районе освоения. Межвузовский сборник. Красноярск: изд-во КГУ, 1981.- 183 с.

74. Проблемы урбанизации и расселения. М.: 1976.

75. Проблемы формирования и развития городов Сибири. Тезисы зональной научно-практической конференции. Тюмень: 1980.

76. Пупар П. Церковь и культура. (Заметки о пастырстве разума). Милан-Москва: Христианская Россия, 1993. - 255 с.

77. Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М.: РАГС, 1998.- 100 с.

78. Резун Д.Я., Васильевский P.C. Летопись сибирских городов. -Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989. 304 с.

79. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 775 с.

80. Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Институт философии РАН, 1994. - 252 с.

81. Религия и политика в современной России. М.: Изд-во РАГС, 1997. - 83 с.

82. Религия, национальное согласие и возрождение России. М.: Луч, 1993. - 162 с.

83. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. 2 изд., доп. и перераб. М.: РАГС, 1997.-472 с.

84. Российская цивилизация (Этнокультурные и духовные аспекты). М.: РНИСиНП, 1998. - 272 с.

85. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под. ред. В.П. Семенова-Тяншанского. Том 16. Западная Сибирь. СПб: 1907. - 591 с.

86. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. М.: Изд-во РАГС, 1999. - 142 с.

87. Свобода совести в духовном возрождении отечества. М.: РНИСиНП, 1994.- 154 с.

88. Севастьянов Л.И. Отражение социальных факторов при моделировании оптимального расселения в районе нового промышленного освоения. М.: 1979.

89. Смоляр И.М. Социально-пространственная модель города. -М.: 1969.

90. Сорокин, Питирим. Человек. Общество. Цивилизация. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

91. Состояние межнациональных отношений в Оренбурге в оценках и представлениях массового сознания. М.: Оренбург, ИСПИ РАН, 1995.-48 с.

92. Социально-территориальная структура города и села. -Новосибирск: 1982.

93. Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты. Материалы к III Международной Кондратьевской конференции. Кострома, 1921 мая 1998. -М.: 1998. -495 с.

94. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России./Автор проекта и отв. ред. Дробижева Л.М. -М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 388 с.

95. Толерантность и согласие. М.: ИЭА РАН, 1997. - 307с.

96. Трушков В.В. Население города и пригорода. М.: Финансы и статистика, 1983. - 159 с.

97. Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной региональной политики. Международная научно-практическая конференция. Оренбург: сентябрь 1994 г. - 334 с.

98. Урбанизация и демографические процессы (Под. ред. Б.С. Хорева и Г.П. Киселевой). М.: Финансы и статистика, 1982. - 231 с.

99. Урбанизация и развитие городов в СССР (Отв. ред. И.И. Сигов). Л.: Наука, Лен. отд., 1985. - 256 с.

100. Урбанизация и развитие регионов областного уровня. Л.: Наука, Лен. отд., 1990. - 213 с.

101. Урбанизация Советской Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987.-224 с.

102. Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. Под. ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко. —М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. 203 с.

103. Хагуров A.A., Тхакушников А.К. Реформа и социокультурная среда. М.: Ин-т социологии РАН, 1995. - 102 с.

104. Хорев Б.С. Проблема городов (Урбанизация и единая система расселения в СССР). М.: Мысль, 1975. - 428 с.

105. Христианство. Словарь. М.: Республика, 1994. - 559 с.

106. Черников В.Г. Общественное пространство. Социально-философский анализ. Воронеж, ВГУ, 1984. - 165 с.

107. Штейнман Р.Я. Пространство и время. М.: 1962.

108. Этничность и власть в полиэтнических государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994. -320с.

109. Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России. Под. ред. А.Б. Юнусовой и A.B. Малашенко.- М.: Моск. Центр Карнеги, 1998.- 124 с.

110. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Изд. 2-е, испр. и доп. -СПб.: 1982.-720 с.^ ^

111. Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень.- М.: РАГС, кафедра религиоведения, 1994-1997, № 1-10 (с № 9-10 -информационно-аналитический).

112. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информ.-аналитич. бюллетень. М.: РАГС, кафедра религиоведения, 1997, № 1-4, 1998, № 1-5, 1999, № 1.б. Научные статьи.

113. Алибеков З.Г. Пространство и время.//Философские науки, 1972, №5, с. 132 139.

114. Баженова Г. Город и его культурная среда// Социокультурное пространство: структура и процессы. Серия: Культурологический аспект. Вып. 1. - М.: Изд. РАГС, 1996. - с. 23-29.

115. Бабаков В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Национальные культуры в общественном развитии России//Социально-политический журнал. М., 1995, № 5, с. 29-42.

116. Бречалов A.B. Малые и большие. Север может помочь России не только в решении проблем экономики, но и межнациональных отношений.// Независимая газета, 16 декабря 1998.

117. Вишневский А.Г. Демографические измерения и национализм//Социологический журнал, 1994, № 1. с.22-35.

118. Виноградский В.Г. Пространство социальное. Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. ак. РАН Осипова Г.В. М.: 1995, с. 607-609.

119. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе.//Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. -М.: 1994.

120. Дробижева Л.М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений.//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Моск.Фонд Карнеги, 1997. - с. 44-63.

121. Зуев Ю.П., Трусенева Н.В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России.//Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. Часть I. М.: РАГС, 1995, - с. 151-166.

122. Из истории церквей Сургутского района. Публикация подготовлена специалистом окрархива JI.B. Набоковой.//Краевед. Приложение к жур. "Новости Югры", 1996, № 6, с. 13 и 21.

123. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе.//Социально-политический журнал. М., 1995, № 4, с. 128-137, № 5, с. 160-171.

124. Коган J1.H. Важные методологические проблемы изучения духовной жизни советского рабочего класса.//Философские науки, 1969, №3, с. 68-77.

125. Кудрина Т.А. Религия и культура//Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. Часть I. М.: РАГС, 1995. - с. 190219.

126. Куцев Г.Ф. Формирование социальной инфраструктуры нового города.// Проблемы социального развития новых городов в автономном районе освоения. Межвузовский сборник. Красноярск, Изд-во КГУ, 1981.-c.3-21.

127. Лопаткин P.A. Историческое сознание народов России как платформа общенационального согласия.//Религия, национальное согласие и возрождение России. М.: Луч, 1993, - с. 16-21.

128. Лопаткин P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений.// Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. Часть I, М.: РАГС, 1995. -с. 220-257.

129. Мельникова Г.А. Сопряженность экономических и социальных факторов развития "город-регион'У/Социокультурнаядинамики в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998, с. 119-120.

130. Межевич М.Н. Общности социально-территориальные. Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. ак. РАН Осипова Г.В. М.: 1995, с.478-480.

131. Овсиенко Ф.Г. Проблема межнациональных и межконфессиональных отношений в России в освещении средств массовой информации (обзор прессы за 1994-1995 гг.)//Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень № 8. М.: РАГС, 1996. - с. 46-74.

132. Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общности.// Сов. этнография, 1973, № 6. с. 51-65.

133. Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информ.-аналитич. бюлл. М.: РАГС, кафедра религиоведения, 1997, № 3-4. - с. 3-99.

134. Социальное пространство России ("Круглый стол"). Социологические исследования. М.: 1992, № 3, с. 49-67.

135. Сургут//Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, т. 63. СПб, 1901, с. 94-95.

136. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Сб. ст., М.: Моск. Фонд Карнеги, 1997, с. 15-43.

137. Тишков В.А. О феномене этничности/Ючерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭА РАН, 1997.

138. Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа)//Сов. этнография, 1979, № 3. с. 87-102.

139. Филлипов А.Ф. Наблюдатель империи (империя как понятие социологии и политическая проблема)//Вопросы социологии, 1992. т.1. -с. 95-96.

140. Филиппов А.Ф. Элементарная социология пространства// Социологический журнал, 1995, № 1. с. 45-60.

141. Шейнман Р.Я. Пространство и время. Большая советская энциклопедия, изд. 3, М.: Сов. энциклопедия, 1975, т.21, с. 117-120.

142. Барзыкина A.A. Социальное пространство: сущность и проблемы диагностики (социологический анализ). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. - М.: РАГС, 1997.

143. Боев A.A. Единое культурное пространство (теоретико-методологический аспект). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. -М.: РАГС, 1993.

144. Медведко C.B. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос., наук. - М.: РАГС, 1997.

145. Чаптыкова Т.Н. Национальная диаспора как объект социологического исследования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. - М.: РАГС, 1997.