автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблемы искусства в поэзии Анны Ахматовой 20-х - 60-х годов

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Служевская, Ирина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы искусства в поэзии Анны Ахматовой 20-х - 60-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Служевская, Ирина Петровна

Введение

Глава I. Ахматова о значении искусства и сущности творческого процесса

Глава П. Проблемы взаимодействия художника и действительности в поэзии Ахматовой

Раздел I. Поэт и время.

Раздел П. Поэт и природа.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Служевская, Ирина Петровна

Время рождения советской поэзии - это время рождения на древней российской земле нового, небывалого государства - Страны Советов. История развития поэзии нового общества насчитывает, таким образом, уже более шестидесяти лет. За этот масштабный период мастерами отечественного стиха были созданы произведения, по праву составляющие ныне классический фонд нашей литературы. Органической частью подобного наследия несомненно является и творчество Анны Ахматовой, что признано современной литературной наукой и критикой; недавно о значении Ахматовой вновь заявила "Правда" - в статье, где отмечалось, что^весомость, индивидуальность поэтического стиля отличает как русских дореволюционных классиков, так и крупнейших советских поэтов"*. Имя Ахматовой заслуженно названо здесь рядом с именами Маяковского, Есенина, Твардовского, Тихонова, Заболоцкого - тех, в ком мы видим классиков советской поэзии.

Вдумаемся в суть самого понятия "классика". Классическими произведениями традиционно считаются те, многогранное значение которых не умаляется "бегом времени". Нимало не поддаваясь ему, создания классиков часто обладают и некоторым обратным качеством: их глубинный общественный смысл, художественная ценность и историческое значение становятся более понятными и определимыми, когда между временем создания произведения и эпохой его оценки пролегает известная историческая дистанция. Необходимость такой дистанции еще больше возрастает в том случае, когда оценке подлежит не одно произведение, а весь творческий путь большого ху

I Правда , 27 сентября 1381 года дожника, в особенности, если этот путь был таким сложным и тернистым, как у Анны Ахматовой.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что подобная дистанция позволила нашему литературоведению обрести верные критерии в оценке такого неоднозначного явления, как Анна Ахматова: ее творчество, ее поздняя, зрелая лирика получают все более глубокое, справедливое и точное истолкование. В "Истории русской советской литературы" об Ахматовой сказано: ее "ощущение времени" - "результат очень длительной работы художника, показывающей, что он своим путем под влиянием грандиозных социальных потрясений пришел к пониманию жизни человека и жизни народа. Искусство Ахматовой всегда было серьезным и выразительно глубоким. В позднюю пору оно обрело широту, гражданственность и в своей человечности стало беспощадно правдивым"*.

Поэзия Ахматовой не раз становилась объектом научного исследования. Ее раннему творчеству посвящены блестящие работы о д 4

Б.Эйхенбаума , В.Виноградова , Ю.Тынянова . Творчество Ахматовой г л в цещом рассматривается в книгах В.Жирмунского , А.Павловского , 7

Е.Добина . Отдельные аспекты художественного наследия поэтессы

1 История русской советской литературы: 1917-1965: В 4-х т.: Изд. 2-е. - М.: Наука, 1967-1971. - Т.4, с.385.

2 Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. - 0 поэзии. - Л.: Сов. пис., 1968, с. 75-147.

3 Виноградов В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски).- Избр. тр.: Поэтика русской литературы. - М.: Наука,1976, с. 370-459.

4 Тынянов Ю. Промежуток. - Поэтика. История "литературы. Кино. -М.: Наука, 1977, с.173-175.

5 Жирмунский Ъ. Творчество Анны Ахматовой. - Л.: Наука, 1973.

6 Павловский А. Анна Ахматова: Очерк творчества. - Л.: Лениздат, 1982.

7 Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой,. - Л.: Сов.пис., 1968.

I ? исследуются в статьях К.Чуковского , Д.Лихачева , Л. Озероо / 5 6 ва , А.Урбана, Л.Долгополова , Н.Банникова, М. Мейлаха7, В. Топорова8, Л. Гинзбург9, Р. Тименчика10,Т.Цивь

1 Чуковский К. Анна Ахматова. - Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Ху-док. лит., 1967.-Т.5, с. 725-755.

2 Лихачев Д. Ахматова и Гоголь. - В кн.: Традиция в истории культуры. - M.-, 1978, с. 223-227.

3 Озеров Л. А.А.Ахматова. - В кн.: История русской советской литературы: I9I7-I965: В 4-х т.: М.,1967-1971.-Т.4,с.365-389. Его же:Начала и концы. - В кн.:В мире Блока.-М.,1980,с.441-453.

4 Урбан А. "Мне ни к чему одические рати."- В кн.: Поэтический строй русской лирики.-Л., 1973, с.254-273. Его же: Зовем эту землю своею. Размышления о репутации стиха .-Новый мир, 1979, № 9, с. 253-265.

5 Долгополов Л. Достоевский и Блок в "Поэме без героя" Анны Ахматовой. - В кн.: В мире Блока, с. 454-480.

6 Банников Н. Высокий дар. - В кн.: Анна Ахматова. Избранное.-М.: Худож.лит., 1974, с. 535-556.

7 Мейлах М., Топоров В. Ахматова и Данте.»international Journal of Slavic Linguistics and Poetics",XY, Mouton, 1972, The Hague, p. 29-75.

8 Топоров В. К отзвукам западноевропейской поэзии у Ахматовой (Ахматова и Т.С.Элиот)."International Journal of Slavic Linguistics and Poetics",XYI,Mouton,1973, The Hague,p. 157-172.

9 Гинзбург Л. Ахматова (Несколько страниц воспоминаний). -0 старом и новом. - Л.:Сов.пис.,1982, с. 328-333.

10 Тименчик Р. Ахматова и Пушкин (Разбор стихотворения "Смуглый отрок бродил по.аллеям."). - В кн.: Пушкинский сборник. Латвийский гос.университет им. П.Стучки, Рига, 1968, с. 124-131. Его же: Ахматова и Пушкин. Заметки к теме. - В кн.: Пушкинский сборник. Вып. 2. Латвийский гос.университет им. П.Стучки, Рига, 1974, с. 32-48. Его же: К анализу "Поэмы без героя". - В кн.: Материалы ХХУ научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика. Тартуский гос. университет, Тарту, 1970, с. 42-45. ян*, Т.Сильман2, Н.Скатова^, Э.Герштейн^, И.Смирнова^. Однако изучение поэзии Ахматовой как во всем ее объеме, так и в отдельных проблемных срезах указанными работами отнюдь не исчерпано. В них лишь частично затронута и та грань ахматовской художественной системы (лирика, посвященная осмыслению искусства, личности поэта, его связям с миром), которая стала специальным предметом нашего рассмотрения, обусловив проблемный угол зрения яа многогранное художественное наследие Ахматовой. Таким образом, уже в самом подходе к нему, в выборе темы и направления работы возникает возможность углубленного историко-теоретическо-го исследования важной проблемы, что во многом обусловливает и научную новизну диссертации.

Насущная актуальность изучения этой проблемы определяется целым рядом причин.

Во-первых, само значение Ахматовой - классика советской поэзии - требует пристального и подробного рассмотрения созданного ею, требует движения в глубь того малоисследованного материка, каким пока является творчество поэтессы. Полное и все

1 Дивьян Т. Заметки к дешифровке "Поэмы без героя". - В кн.: Тартуский гос. университет. Вып. 284: Труды по знаковым системам. 5. Тарту, 1971, с. 255-277.

2 Сильман Т. Заметки о лирике. - Л.: Сов.пис., 1975,

3 Скатов Н. Книга женской души (0 поэзии Анны Ахматовой).- Далекое и близкое: Лит.-критич. очерки. - М.: Современник, 1981, с. 280-292.

4 Герштейн 9. Послесловие. - В кн.: Анна Ахматова. О Пушкине. -Л.: Сов. пис., 1977, с. 275-317.

5 Смирнов И. К изучению символики Анны Ахматовой. - В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. - Л., 1970, с.279-287. Его же: Поэтические ассоциативные связи "Поэмы без героя".

В кн.: Традиция в истории культуры, с. 228-230.

-7 объемлющее изучение этой художественной целостности, несомненно, возможно лишь в том случае, если будут исследованы все ее "составляющие", в число которых, естественно, входит и философско-эстетическая концепция Ахматовой. Когда речь идет о большом поэте, каким, бесспорно, была Ахматова, рассмотрение столь важной темы, по сути - одной из основ творчества художника - является серьезной и весьма актуальной задачей.

Свместе с тем, изучение философско-эстетической концепции Ахматовой связано для исследователя с тем сложным обстоятельством, что в творческом наследии поэтессы, включающем в себя не только поэзию, но и ряд литературоведческих изысканий, нет ни статей, ни обширных выступлений, касающихся непосредственно ее эстетического кредо или вопросов философии творчества, психологии искусства, проблем соотнесенности Поэта и времени, Слова и бытия и т.д. Это, естественно, вызывает напряженное внимание к самому художественному миру Ахматовой, в котором все эти проблемы находят свое образно-поэтическое выражение.

Отметим, однако, что и в самом художественном мире писателя эстетическая концепция (т.е. свод воззрений художника на природу искусства) может выражаться по-разному: скрыто, имплицитно - или открыто, выявленно, непосредственно в "плоти" поэтических образов*. Творческие системы второго порядка (а именно к ним и принадлежит поэзия Ахматовой) обладают, как нам представляется, некоторыми особыми характеристическими чертами.

Что же несет и о чем свидетельствует такое - открытое, но

I Критико-публицистическйе работы писателя помогают постигнуть его художественный мир, но лишь соотносятся с ним, не входя органически в образную структуру этого мира.

- '8 выражаемое, повторим, в художественных произведениях - осознание поэтом своей эстетической позиции?

На наш взгляд, это свидетельство достижения автором достаточно высокой ступени гражданской, философской и творческой зрелости. Художественное постижение взаимодействия творческого "я", искусства и действительности объективно отражает тяготение авторской мысли к стержневым проблемам не только поэтического "ремесла", но и бытия, мира, человечества. Искусство всегда концентрировалось вокруг таких - "неумирающих" - вопросов: в этом заключается одно из главных проявлений внутренней близости философского и художественного познания мира.

Тяготение к вечным вопросам бытия, стремление проникнуть в его суть в особой мере свойственно произведениям, где поэт осмысляет эстетические начала действительности, - ведь сфера эстетического изначально связана с выяснением ценности предметов для человечества. Поэтому художественное постижение проблем искусства^творчества и т.п., осуществляемое подлинным мастером, - это всегда проникновение не только в глубь искусства, но в глубь истины бытия вообще.

Познание в искусстве всегда включает самопознание, закономерно и неизбежно проникнуто им. Б том проблемном пласте, о котором идет речь, самопознание является одной из основ широкого художественного познания мира - генеральной цели искусства.

Эстетическое самоосмысление в высокой степени свойственно и поэзии Ахматовой. Ее философско-эстетическая концепция базируется на таких фундаментальных гранях, как осознание гражданственности, народности искусства, его социального значения. Эпоха, когда творила Анна Ахматова, пережившая три революции, граж * - 9 данскую и Отечественную войны, огромные социальные, экономические, духовные сдвиги в окружавшем ее мире, в национальном сознании ее народа, - эпоха, воспринимаемая ею как "бег времени", движение истории, - не могла не обострить внимания поэтессы к тем философско-эстетическим проблемам, без постижения которых для большого художника невозможно само творчество,

О непреходящей актуальности этих проблем недавно вновь было заявлено с высокой трибуны партийного Пленума: "Формировать,возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры. Этим определяется мера ответственности художника, чей талант партия ставит- высоко, видит в нем ценнейшее достояние общества"*. Вопросы художественного творчества, духовной культуры, постоянно находящиеся в центре внимания,в настоящее время, в момент предельно острой борьбы двух идеологических систем, выдвинулись на передний край этой борьбы, что в особой мере обусловливает актуальность изучения избранной нами сферы поэтического наследия Ахматовой.

Художественные открытия Ахматовой, касающиеся искусства и поэта, имеют отнюдь не узколитературное значение, ибо они весьма масштабно и глубоко затрагивают проблему соотношения Слова и мира, художника и действительности. Ахматова ведет эстетическое исследование этой проблемы далеко не во всех направлениях и сферах:, но то направление, которое ею избрано, всегда касается главных, наиболее существенных, общих, непреходящих исторических законов взаимодействия искусства и действительности.

I Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 47.

- 10

Именно в этом выражена с наибольшей глубиной и в наиболее важные для нашей Родины эпохи погруженность ее лирики в проблематику общенародного и исторического характера, ибо проблемы, о которых идет речь, никогда не были в России и особенно в новом социалистическом сообществе народов явлениями, чем-либо отделенными от истории и современности, от забот и устремлений народного сознания и духа. Решая их, Ахматова не просто выходила за пределы замкнутых "цеховых" вопросов, - она и ставила, и художественно воплощала их с позиций патриотизма и народной нравственности, гуманистических идеалов и историзма. Очевидно, именно в этом выражена наиболее глубоко ее социально-историческая, гражданская и творческая активность. Может быть, иной поэт выражал эти качества в произведениях, более приближенных к конкретным задачам сегодняшнего дня (хотя стихи типа ахматовского "Мужества" были не только воплощением "вечного", но и злободневным ответом на жизненные вопросы сиюминутного существования Родины и народа); однако в целом философско-эстетические открытия Ахматовой вообще все чаще воспринимаются как явление не просто значительное, но и константно-актуальное, не подверженное духовной коррозии, ибо в основании ее концепции искусства лежат не только наиболее значительные фольклорные и литературные традиции мировой культуры, но и то, что обусловлено близостью Ахматовой к миру современности, к историческому пульсу эпохи, постигнутой в ее острых и сложных проявлениях духа человеческого, духа народного.

Сформулируем основные принципы, на которых строится наша работа.

В плане методологии опорой исследования являются классические труды основоположников марксизма-ленинизма об искусстве, а также выводы современной марксистской науки, касающиеся за

- II тронутых нами теоретических проблем. На наш взгляд, нет необходимости б специальных разделах, где эти проблемы "эстетических отношений искусства к действительности" были бы рассмотрены вновь: думается, методология исследования - не в повторении известных истин, а в самой позиции исследователя, опирающегося на них.

Выше отмечалось, что философско-эстетическая концепция Ахматовой находит выражение лишь непосредственно в художественной ткани поэтических произведений. В связи с этим центральное место в диссертации займет не просто выяснение общего смысла эстетических воззрений Ахматовой, но анализ специфики их художественного воплощения.

К лирическому осмыслению искусства обращались поэты всех веков, стран и народов; количество произведений, посвященных этой теме, огромно. Ахматовская поэтическая "философия искусства", впитавшая многие аспекты древних художественных традиций, обладает в то же время подлинным и глубоким своеобразием. Целью нашего анализа всегда будет выявление стержневых особенностей ахматовского подхода к той или иной проблеме, - особенностей, выражающих суть ее творческой индивидуальности. Такие характерные черты рельефно и резко выступают именно при обращении поэтессы к вечной теме "искусство и мир".

Кратко остановимся на структуре работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы искусства в поэзии Анны Ахматовой 20-х - 60-х годов"

В заключение мы должны, очевидно, попытаться окончательно сформулировать ответ на вопрос: в чем же значение рассмотренного нами аспекта творчества Ахматовой? Ответом на этот вопрос в той или иной мере является вся работа; в особенности заключительные части разделов и глав, где были сделаны основные выводы о значении ахматовской эстетической концепции, воплощенной в художественной ткани поэтических произведений. К этим выводам необходимо добавить следующее.

Значение исследуемой нами сферы творчества Ахматовой может быть выявлено в двух различных измерениях: внутри авторской художественной системы и вне ее - в контексте мировой литературной традиции, раскрывающей на протяжении веков феномен искусства и его творца.

Контуры "внутреннего", интроспективного значения ахматовской поэзии об искусстве были намечены уже во введении, где устанавливалась объективная связь между глубиной художественного осмысления проблем творчества - и философской глубиной всей поэтической системы художника. Анализ произведений Ахматовой не может не привести к выводу, что эстетическое исследование темы искусства стало у нее той сферой, где созревали и закреплялись стержневые черты ее обновленной, зрелой поэзии: устремленность к главным, экзистенциальным вопросам бытия; напряженный историзм, сопряжение лирических образов и событий с событиями реального исторического процесса; высокое совершенство структуры стиха, выражающей богатство и своеобразие авторской индивидуальности. Ахматовские произведения об искусстве и художнике, наряду с другими замечательными творениями поэтессы, являются глубоко закономерным обоснованием общепризнанного вывода о причастности Ахматовой к числу классиков советской литературы.

Таким образом, "внутреннее" значение указанных произведений определяет их "внешнее" мировое значение. Ахматовское творчество, в частности, именно ее "стихи-размышления о судьбах поэзии и высоком назначении поэта" не случайно дали основание для справедливого вывода о "влиянии Анны Ахматовой на отечественную поэзию (да и на зарубежную - тоже)""1". В цепи созданий мировой поэзии, непрестанно постигающей сущность искусства, творческие достижения Ахматовой составляют важное и неотъемлемое звено. В силу особенностей своей поэтической индивидуальности Ахматова стала тем художником, которому удалось внести особенно весомый вклад в эту великую традицию, воплотив ее древние исторические корни и безграничную даль ее будущего. Эти особенности можно кратко обозначить как напряженное внимание к времени во всех его измерениях.

Поэзия Ахматовой (как творчество всякого значительного художника) - это особый синтез: продолжение того великого, что уже было сказано о Слове, и открытие новых важных граней мира искусства. В подобном синтезе, разумеется, одинаково ценны обе составляющие. Коснемся сначала первой.

В эпоху исторического передела, революций, войн, гигантских социальных сдвигов Ахматова не переставала помнить о глубинной и непреходящей сути подлинного искусства, ставшей орга

I Баженов М. Убеждение или предвзятость? - Литературное обозре ние, 1981, № 12, с. 88.

- 188 ничной чертой искусства нового мира. В ее стихотворениях о творчестве нашла глубокое выражение связь нашей поэзии с классическими достижениями мировой и отечественной литературы. Слагая стихи о Слове, Ахматова практически воплотила и вывела на новый художественный уровень преемственность, определяющую, как известно, само существование культуры.

Повторим, что единство ахматовской концепции искусства с упомянутыми классическими творениями художников прошлого, конечно, не перепев "вечных" тем, копирование, подражание и т.п. Это утверждение на новой духовно-эстетической основе и в изменившихся исторических условиях значения искусства, которое "тленья убежит". Таким для Ахматовой всегда было искусство народ-, н о е - именно его называла она "великим русским словом", о нем говорила как о "царственном" и "долговечном".

Даль веков, глубины культуры, бессмертие "священного ремесла", приходящие к нам из стихов Ахматовой, позволяют неизмеримо острее ощутить живое биение и великую ценность того, что живет для нас и рядом с нами - творчества, поэзии, культуры.

Слово, История, Память, Народ, Природа - основы философ-ско-художественной концепции искусства у Ахматовой. Воплощая тайны и таинства ремесла, она никогда не рассматривает поэзию в обособленности от этих основных сторон бытия. В ее немногословных, сдержанных, строгих стихотворениях заключено подлинно философское, диалектическое, мудрое осмысление творчества.

По-новому постигая "вечные" категории искусства, Ахматова закономерно выразила и те его аспекты, которые обусловлены социальными процессами, бегом времени. Особое место среди них занимает ее трактовка проблемы памяти. Эренбург назвал амнезию болезнью века. Ахматова провозглашает память долгом художника,

- 189 призванного донести до потомков суть и смысл времени. По нашему убеждению, Ахматова впервые в советской литературе (начиная с конца тридцатых годов) эстетически воплотила объемное значение памяти, непосредственно связывая ее с общественным развитием, духовной преемственностью, бессмертием искусства. Теперь, когда ценность этого духовного феномена широко осмысляется крупнейшими советскими писателями (назовем хотя бы "Буранный полустанок" Ч.Айтматова или "Прощание с Матерой" Б.Распутина), Ахматова предстает как зачинатель подобного важного движения художественной мысли.

Носитель памяти - лишь одна грань облика ахматовского поэта. Не менее существенна для него огромная нравственная взыскательность - "неукротимая совесть", чей суд направлен прежде всего на самого художника. Воплощение духовного мира творческой личности как единства категорий памяти, совести, исторической ответственности, лежащей на писателе - важный и актуальный аспект философско-эстетической концепции Ахматовой.

Ее стихотворения о художниках - не только медитации, но и интереснейшие лирические свидетельства, портреты современников, каждый из которых запечатлен Ахматовой достоверно, но в то же время - с закономерным своеобразием художественного ракурса. • Герой-художник увиден и дан концептуально глубоко и лирически ярко: яростно бунтующий против отжившего мира молодой Маяковский; герой и голос времени - Блок, "человек-эпоха"; "великолепно" стойкий и честный Булгаков.

С неменьшей пристальностью фиксирует Ахматова и новые черты небывалого до сей поры читателя. Как и другие советские поэты, она видит в читателе оправдание жизни, залог бессмертия художника. И это еще одно свидетельство глубинной народности творчества Ахматовой, не мыслящей судьбы вне духовной слитности с родной землей, народом-читателем.

Особое место в ахматовской "поэзии искусства" занимает воссоздание писательского труда во всех его ипостасях. Творческий процесс, как известно, становился темой многих лирических опытов, но мало кто анализировал его так глубоко и детально, с такой мерой самораскрытия, как Ахматова. Здесь сказались, возможно, литературоведческие склонности ее дара, обусловившие и неведомое прежде истории поэзии лирическое толкование корней и истоков собственного творчества (особенно в стихах "царскосельского цикла", где Ахматова говорит о себе как о наследнице классических строф великих царскоселов).

Ахматовскому "вкладу" в художественное исследование проблем искусства посвящена вся работа. Здесь, подводя итоги, мы стремились очертить лишь важнейшие контуры, общий масштаб этого вклада. Однако не менее важным, как парадоксально это ни звучит, представляется выяснение не только уникальности сделанного Ахматовой, но и точек ее сопряжения с художниками, определившими движение проблемы осмысления искусства в русской и советской поэзии.

У каждого поэта есть не только свой "арсенал" художественных приемов, но и свой круг духовно-эстетических пристрастий вообще. Если поэт говорит: "Слово - пожоводец человечьей силы.", то и по ритму, и по металогии, и по эмоциональной взрывной интенсивности этой декларации любой, даже мало сведущий читатель немедленно угадывает не только стиль, но и сам дух великана, привыкшего говорить "векам , истории и мирозданью" .

Ахматова - поэт совсем иного типа; это относится и к складу мышления, и к самому "голосу", к строю художественного сознания и поэтики-ее. Однако, используя совершенно иные, абсолютно несходные (по сравнению с Маяковским) формы эстетических ассоциаций и ритмико-фонической организации стиха, она, по существу, утверждает ту же глубокую мысль о Слове в своем "Мужестве" и "Одических ратях.", в "Ржавеет золото." и "Творчестве".

Этот круг "единомышленников" можно значительно расширить. Идеи пушкинского "Пророка", лермонтовского "Поэта", некрасовского "Поэта и гражданина", блоковских произведений об искусстве, декларации Маяковского "Разговор с фининспектором о поэзии", - бессмертных шедевров, в чем-то контрастирующих и между собой, и с ахматовской философско-эстетической позицией, -вместе с тем составляют типологическое и генетическое тождество со многими опорными точками ее исходного общего взгляда и даже системы воззрений на проблему соотношения художника и мира.

Другое дело, что эта система и этот взгляд воплощены в поэзии Ахматовой с тем идейно-художественным своеобразием, которое обусловлено не только оригинальностью таланта, но и особенностями духовно-творческой эволюции Ахматовой, исторически сложившимся типом ее художественного сознания, путями развития связей ее с самой движущейся действительностью. Все это, как известно, у Ахматовой, поэта со своей сложной жизненной и творческой судьбой, было свое, особое, трудное и порой мучительное; но в главном, определяющем, "вечном" она, как поэт, всегда задававший вопросы бытию и себе, как художник, постоянно постигавший смысл деяния, путь и цель Художника, раскрывается во всем величии и блеске поэта и гражданина, равного своим ■ великим предшественникам и сказавшего свое слово о Слове -о них и о себе.

Посвященная искусству поэзия Ахматовой явилась важным этапом как в творческом саморазвитии автора, так и в эволюции поэтической традиции, восходящей к истокам художественного творче- • ства человечества и вместе с ним продолжающей непрерывное движение вперед. Бее это позволяет говорить об огромном значении фи-лософско-эстетической концепции Ахматовой, воплощенной в ее бессмертной поэзии. ооОоо

 

Список научной литературыСлужевская, Ирина Петровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Слово и культура. Цит. по послесловию Л.Е. Пинского в кн.: Мандельштам

2. Разговор о Данте. М.: Искусство, 1967, с. 65.

3. Позже о фольклорном начале в творчестве Ахматовой справедливо писали М.Шагинян, Л.Гинзбург, А.Урбан, В.Нирмунский.

4. Новосибирск, 1970, с. 135.. 3 Блок А. Письмо к А.Белому от 6 июня I9II года. Собр.соч.: В 8-ми т.-М.-Л.:Тос.изд.худож.лит.,1960-1963.- Т.8, с.344.

5. Подчеркнуто нами. 2 Блок А.Собр. соч.:В 8-ми т.-М.-Л.:Гос.изд.худож.лит.,19601963.- Т.5, с,424. Ср. ..ахматовскую трактовку Врубеля:"От него все демоны XX века,первый он сам...".Цит.по:Е.И.Лямкина,указ.соч., с.402.

6. Стихотворения, с. 136. 2 Цветаева М. Проза в двух томах, т.2. Нью-Йорк, 1953, с. 203, 205.

7. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 5 е М.: Худож. лит., 1976. 8 2 7 с. П З.КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. документов. М.: Политиздат, 1963. 552 с

8. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 14-15 июня 1983 г М.: Политиздат, 1983. 129 с Ш

9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. М.: Изд. А СССР, I953-I959. Н б.Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Гос. изд.худож.лит., I950-I952.

10. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 16-ти т. М.: Гос.изд.худож.лит., I939-I953. З.Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5-ти т. М Изд.соц.-экон.лит., I956-I958. Э.Луначарский А.В. Собрание сочинений: В 8-ми т. М.: Худож, лит. I963-I967. 1У

11. Ахматова А.А. "Нас четверо..." (Неопубликованный вариант стихотворения "Комаровские наброски"). -Рукописный отдел Гос. публ. библиотеки им. М.Е.СалтыковаЧЦедрина: Ф. 1073, ед.хр.153, Л.1.

12. Ахматова А.А. "Ты Азия Родина родин..." Рукописный отдел Гос.публ.библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина: Ф.1073, ед. хр. 156, л.1.

13. Ахматова А.А. "Ты связь моя с землею..." Рукописный отдел Гос.публ. библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина: Ф.1073, ед.хр. 140, л.1.

14. Ахматова А.А. "Что? тебе уже мало по-русски?.." Рукописный отдел Гос.публ.библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина: Ф. 1073, ед.хр. 106, л.Х. ХБ.Гурштейн А. Новая книга Ахматовой. ЦГАЛИ, ф.2Е70, оп.1, ед.хр. 45, лл.1-4.

15. Озеров Л.А. Речь при выносе гроба Анны Андреевны Ахматовой из морга больницы Склифосовского 9 марта 1966 года. ЦГАЛИ, ф.13, оп.1, ед.хр. 187, лл.1-2.

16. Цветаева М.В. Письма к А.Ахматовой. ЦГАЛИ, ф.13, оп.Х, ед.хр. 159, лл.1-2. У

17. Ахматова А.А. Избранное. -Ташкент.: Сов.пис, 1943. 115 с.

18. Ахматова А.А. Бег времени. М.-Л.: Сов.пис, 1965. 472 с. 20,Ахматова А.А. Избранное М.: Худож.лит., 1974. 592с,

19. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. Л Сов.пис, 1976, 560 с. (Библиотека поэта. Большая серия).

20. Ахматова А.А. О Пушкине: Статьи и заметки. Л Сов. п и с 320 с.

21. Анненский И. Лирика. Л.: Худож.лит., 1979. 368 с.

22. Антокольский П.Г. Собрание сочинений: Б 4-х т. М.: Худож. лит., I97I-I976.

23. Арабская поэзия средних веков. М.: Худож.лит., 1975.768 с. (Библиотека всемирной литературы).

24. Асеев Н.Н. Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Худож. лит., I963-I964.

25. Бальмонт К.Д. Стихотворения. М.-Л.: Сов.пис, 1969. 712 с. (Библиотека поэта. Большая серия).

26. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Письма. М.: Гос.изд. худож.лит., I95I. 647 с. ЗО.Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 1978. 608 с.

27. Белый А. Петербург: Роман в восьми

28. Белый А. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: Сов.пис, 1966. 656 с. (Библиотека поэта. Большая серия). 34.БЛОК А.А. Записные книжки. М.: Худож.лит.,1965. 664 с. 35.БЛ0К А.А. Собрание сочинений: В 8-ми т. М.-Л.: Гос. изд.худож.лит., I960-I963. Зб.Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7-ми т. М.: Худож. лит., I973-I975.

29. Волошин М.А. Стихотворения. -Л.,: Сов.пис, 1977. 464 с. (Библиотека поэта. Малая серия).

30. Вяземский П.А. Стихотворения. -М.-Л.: Сов.пис, 1962.516 с. (Библиотека поэта. Малая серия).

31. Гете И.В. Собрание сочинений: В 10-ти т. М.: Худож. лит., I975-I976.

32. Европейская поэзия ХУИ века. М.: Худож.лит., 1977, 928 с. (Библиотека всемирной литературы).

33. Есенин Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Гос.изд. худок.лит., I961-1962, 43,Заболоцкий И, Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож.лит., 1972. 44,Ирано-таджикская поэзия. М.: Худож.лит., 1974. 623 с. (Библиотека всемирной литературы).

34. Кедрин Д,Б. Избранные произведения. Л Сов.пис, 1974. 584 с. (Библиотека поэта. Большая серия).

35. Кирсанов Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Худож. лит., I974-I976.

36. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 4-х т.- М.Л.: Гос.изд. худож.лит., 1947-1948. 48,ЛугоБСКой В. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож. лит,, I97I.

37. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Л Сов.пис, 1973.396 с (Библиотека поэта. Большая серия).

38. Мартынов Л. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож. лит., I976-I977.

39. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13-ти т.

40. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений: Б 12-ти т М.: Гос.изд.худож,лит., 1948-1952.

41. Овидий Назон, Скорбные элегии. Письма с Понта. М.: Наука, 1978, 2 7 2 с. (Сер."Лит.памятники").

42. Пастернак Б.Л. Воздушные пути. М.: Сов.пис, 1982. 496 с. 55,Пастернак Б,Л. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: Сов. п и с 1965. 7 3 2 с. (Библиотека поэта. Большая серия), 56.ПОЭЗИЯ английского романтизма XIX века. М,: Худозк. лит., 1975. 671 с. (Библиотека всемирной литературы).

43. Поэзия и проза Древнего Бостока. М.: Худож.лит.,1973,736 с. (Библиотека всемирной литературы).

44. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: Б 6-ти т. М,: Гос.изд.худож. лит., I949-I950,

45. Русские поэты XIX века: Хрестоматия, М.: Гос.уч,-пед, изд. Минпроса РСФСР, 1958. 944 с. бО.Светлов М,А,Собрание сочинений: В 3-х т, М.: Худож. лит., I974-I975. 61,СельвинскиЙ И,Л. Лирика. М.: Худож.лит., 1964, 488 с. 62,Симонов К,М. Стихи, Поэмы. Больные переводы. М.: Сов. п и с 1963. 424 с. бЗ.Смеляков Я.Б. Собрание сочинений: Б 3-х т. М.: Молодая гвардия, I977-I978.

46. Тарковский А.А. Стихотворения.- М.: Худож. лит.,1974.288 с.

47. Твардовский А.Т. Собрание сочинений: Б 6-ти т. М.: Худож.лит., I976-I983,

48. Цветаева М.Б. Избранные произведения. М.-Л.: Сов. п и с 1965. 8IE с. (Библиотека поэта. Большая серия).

49. Шекспир В. Сонеты. М.: Гос.изд.худож.лит.,1949. 199 с.

50. Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7-ми т. М.: Гос.изд. худож.лит., I955-I957. 71.Я открою тебе откровенное слово: Литература Вавилона и Ассирии. М.: Худож.лит., I98I. 351 с. УП

51. Алигер М.И. Б последний раз. Стихи и проза: В 2-х т. М.: Худож.лит., 1975, т.2, с.344-391.

52. Баженов М. Убеждение или предвзятость? Лит.обозрение, I98I, Ш 12, с.87-88.

53. Виленкин В. Воспоминания с комментариями. М.: Искусство, 1982. 502 с.

54. Виноградов Б.В. О поэзии Анны Ахлатовой (Стилистические наброски). -Избр.тр.: Поэтика русской литературы.-М.:Наука,1976, с.367-459.

55. Гвоздиковская Т. Творческая эволюция и стилевые искания. Б кн.: Киргизский гос.университет: Сб.тр. аспирантов и соискателей: Сер.общ. и гуманит.наук: Вып.

57. Гинзбург Л.Я. Ах1.1атова (Несколько страниц воспоминаний) О старом и новом: Статьи и очерки. Л Сов.пис.,1982,с.328333. 78."Грядущее, созревшее в прошедшем".(Беседа с Анной Ахма58. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л Сов.пис, 1968. 213 с. 80.ДОЛГОПОЛОЕ Л. Достоевский и Блок в "Поэме без героя" М., 1980, с.454-

59. Анны Ахматовой.-В кн.: В мире Блока. 1973. 184 с.

60. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 8Е.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.Л.: Наука, 1977. 407 с.

61. Ильина Н, Анна Ахматова в последние годы ее жизни. Судьбы: Из давних встреч. М.: Сов.пис,1980, с.189-247.

62. ЛихачеБ Д.С. Ахматова и Гоголь. Б кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с. 223-S27.

63. Люлько Г.И. О реалистическом стиле в русской советской поэзии 60-х годов. Вестник Моск. университета. Сер.Х, филолог., 1976, Ш 3, с.8-20.

64. Лямкина Е.И. Вдохновение, мастерство, труд (Записные книжки А.А.Ах1латОБОй). В кн.: Встречи с прошлым: Сб.материалов ЦГАЛИ СССР. Вып. З.-М., 1978, с.380-422.

65. Мандрыкина Л. Из рукописного наследия А.А.Ахматовой.Нева, 1979, 6, с.196-200.

66. Мейлах М.Б., Топоров В.Н. Ахматова и Данте. International Journal of Slavic Linguistics and Poetics, XY, Mouton, 1972, The Hague, p. 29-75.

67. Метченко А.й. О социалистическом реализме и социалистическом искусстве. Октябрь, 1967, 6, с.185-200.

68. Недоброво Н.В. Анна Ахматова. Русская мысль, I9I5, 7, с.50-68.

69. Озеров Л. Начала и концы. В кн.: В мире Блока. М., 1980, с.441-453.

70. Скатов Н.Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой). -Далекое и близкое: Лит.-критич.очерки. М.: Современник, I98I, с.280-292. 94,Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество).-В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы: Сб. статей. Л., 1970, с.279-287.

71. Смирнов И.П. О ритмико-фразоБых уподоблениях в стихах.В кн.: Теория стиха. Л., 1968, с.218-226.

72. Смирнов И.П. Поэтические ассоциативные связи "Поэмы без героя". В кн.: Традиция в истории культуры: Сб.статей, М., 1979, с.228-230.

74. Тименчик P.Д. Ахматова и Пушкин: Заметки к теме. Б кн.: Пушкинский сборник: Вып. 2-й. Учен.зап.Латвийского гос. университета им.П.Стучки, т.215, Рига, 1974, с. 32-55.

75. Тименчик Р.Д. Ахматова и Пушкин. (Разбор стихотворения "Смуглый отрок бродил по аллеям..,"). Б кн.: Пушкинский сборник. Учен. зап.Латвийского гос.университета им. П.Стучки,Рига, 1968, C.I24-I3I. ЮО.Тименчик Р.Д. К анализу "Поэмы без героя". Б кн.: Тартуский гос. университет. Материалы Х П научн. студ.конференХ ции. Тарту, 1967, C.I20-I23.

76. Тименчик Р.Д. К анализу "Поэмы без героя": 2. В кн. Тартуский гос. университет. Материалы Х У научн.студ.конференХ ции.Литературоведение.Лингвистика. Тарту, 1970, с.42-45.

77. Тименчик Р.Д., Лавров А.В. Материалы А.А.Ахматовой в Рукописном отделе Пушкинского Дома. В кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 год. Л., 1976, с.53-82.

78. Тименчик Р.Д. Новонайденное стихотворение Анны Ахматовой. Изв. А СССР. Сер. лит. и я з I98I, т. 40, 4,с.387Н 390.

80. Урбан A.A. Ахматова. "Мне ни к чему одические рати..."В кн.:Поэтический строй русской лирики. Л., 1973, с. 254-273.

81. Урбан А.А. Зовем ату землю своею, (Размышления о репутации стиха). Новый мир, 1979, 9, с. 253-265.

82. Хренков Д.Т. Тайны ремесла. Беседа с А.Ахматовой. Лит. газета, 1965, 23 ноября.

83. Цивьян Т. Заметки к дешифровке "Поэмы без героя". В кн.: Тартуский гос. университет. Вып. 284: Труды по знаковым системам.

85. Чуковский К.И. Анна Ахматова. Собр. соч.: В 6-ти т М.: Худож. лит., I964-I969. Т 5, с. 725-755. ПО. Шарлаимова Л. Блоковская тема в "Поэме без героя" А.Ахматовой. В кн.: Научн.тр. Новосибирского господ.института. Вопросы русской литературы. Вып.

86. Новосибирск, 1970, с.ISOIS?. I l l Эйхенбаум Б.М. Об А.А.Ахматовой: Тезисы и наброски к докладам в Доме ученых 7 января 1946 года. В кн.: День поэзии 1967. Л., 1967, с. I69-I7I.

87. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с. Пб.БегиашБИли А. Философия и поэзия: Философские проблемы поэтической речи. Тбилиси: Мецниереба, 1973. 79 с. Пб.Бухштаб Б. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л Худож.лит., 1970. 2 4 8 с.

88. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с. ПЗ.Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. -М.: Искусство, I 9 8 I 247 с

89. ГачеБ Г. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. М.: Просвещение, 1968, 303 с.

90. Гинзбург Л.Я. О лирике: Изд. 2-е, доп. Л Сов.пис. 408 с

91. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении. Вопросы лит., I98I, 10, с.152-175.

92. История русской советской литературы: I9I7-I965: В 4-х т Изд. 2-е, переработ, и доп. М.: Наука, I967-I97I.

93. Литературное наследство: Т.92: Б 4-х кн.: Александр Блок. Новые материалы и исследования: Кн.1-2. -М.:Наука, I 9 8 I

94. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л Просвещение, 1972. 272 с.

95. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л.:СОБ,ПИС.,

96. Мандельштам О.Э. Записные книжки. Заметки. Вопросы лит., 1968, 4, 0.180-204.

97. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. М.: Искусство, 1967. 88 с.

98. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М,: Сов.пис312 с.

99. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука,1976. 408 с.

100. Методология современного литературоведения: Проблема историзма: Сб. статей. М.: Наука, 1978, 367 с.

101. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. Вопросы языкознания, 1963, Ш I с.99-112.

102. Проблемы романтизма: Сб. 2-й. М Искусство, I 9 7 I 304 с.

103. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. 286 с.

104. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.Л.: Наука, 1974. 300 с.

105. Русские писатели о литературном труде У Х в в Х ШХ Сб.: Б 4-х т. Л.: Сов.пис, I954-I956.

106. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры,-М.: Худож.лит., 1970. 296 с.

107. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л Сов.пис, 1975.224 с.

108. Творческие взгляды советских писателей. Л Наука, I98I. 287 с.

109. Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии.- М.:Наука,1978, 512 с.

110. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. пис, 1965. 303 с. I4E. Philoiogica :Исследования по языку и литературе: Памяти академика В.М.Жирмунского. Л Наука. 436 с.

111. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы: 4-е изд. М.: Худож.лит., 1977. 446 с

112. Цветаева М. Мой Пушкин. М.: Сов,пис, 1967. 276 с.

113. Цветаева М. Световой ливень. Эпопея, 1922, Ш 3 с.49-56.

114. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов. п и с 1968. 552 с,

115. Эккерман И. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.: Худож. лит., I 9 8 I 687 с П

116. Артюховская Н.И. Акмеизм и раннее творчество Анны Ахматовой (Поэт и течение): Автореф. д и с канд.филолог.наук.М., 1982. 12 с.

117. Бялицина Н.Б. Традиции русской классической поэзии в дореволюционном творчестве Анны Ахматовой: Автореф. дис. канд. филолог, наук. Л 1982. 23 с.

118. Тименчик Р.Д, Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой: Автореф. д и с канд.филолог.наук,Тарту, 1982. 15 с