автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
Проблемы воплощения образа положительного героя в произведениях вьетнамского и советского кино на военную тему

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Чан Тхань Хьеп, 0
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Проблемы воплощения образа положительного героя в произведениях вьетнамского и советского кино на военную тему'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Чан Тхань Хьеп, 0

введение.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ В01ШОЦЕНИЯ ОБРАЗА П (Ж «ТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ во вьетнамских кинопршзввщшях, посвященных

ТИМЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЙНЫ.

- Начало всех начал.

- Продолжение традиции и споры с ней

ГЛАВА П. ГЕРОИ В СОВЕТСКИХ ФИЛЬМАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕШКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. ОПЫТ И ЗНАЧЕНИЕ.

- Из опыта своей истории.

- Движение теш Великой Отечественной войны в военные годы.ICQ

- Перелом в воплощении темы Великой Отечественной войны.

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по искусствоведению, Чан Тхань Хьеп, 0

Война за освобождение нашей Родины от французских,а затем и от американских агрессоров - одна из ярчайших страниц истории Вьетнама, событие огромной международной значимости, глубокого эпохального характера.

Подвиг нашего народа в этой войне - поистине неисчерпаемая тема для киноискусства.

Необходимо добиваться создания крупных произведений литературы и искусства,которые с большой обобщащей силой отражали бы подвиг и величие народа Вьетнама, одержавшего победы над французскими и американскими интервентами, продемонстрировавшего беспримерную любовь к своей социалистической Родине". Так определила наша Коммунистическая партия задачи работников искусства на своем 1У съезде*, который состоялся сразу после победы.

Война - это,пожалуй»наиболее суровое испытание,которое может выпасть на долю человека,и ни в какой иной ситуации не происходит столь резкого и однозначного разделения людей на друзей и врагов,и никакая другая беда не позволит познать друга с такой беспощадной ясностью,с какой познается враг. Столкновение междо людьми на войне - это,прежде всего,столкновение абсолютно непримиримых идей,и сердцевиной художественного отображения великих битв за освобождение, естественно, становится человек - носитель идеи.

1 17 съезд Компартии Вьетнама. Политический доклад ЦК КПВ.

М., Политиздат, 1977, с.91.

Кто он такой,победитель? Что он из себя представляет? Как он смог победить? Эти вопросы задает себе не только юное поколение, но и сами ветераны войны. Парадоксально? Отнюдь нет! Сомнение в неизбежности победы? Ни в коей степени. Эти вопросы присущи познающему сознанию любого народа,обращающегося к своему прошлому. "Бесконечный процесс углубления познания человеком вещи,явления,процессов и т.д. от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности"*. И воплощение положительного героя в кинопроизведениях о минувшей войне движется именно в этом диалектическом направлении "от менее глубокой к более глубокой сущности".

Образ положительного героя сегодня,как и раньше,остается основным и главным вопроссжл "военной" кинодраматургии и всего киноискусства,но в настоящий момент этот вопрос стоит наиболее остро. После долгожданной победы нация находится на новом,более сложном (в идеологическом аспекте) этапе своего развития - в переходном периоде к социализму, минуя капиталистический этап этого пути,и героическая традиция^ максимальной полнотой проявившаяся в револщионных сражениях,являет собой те нравственные истоки,в которых народ черпает духовную силу в каждодневной борьбе за новую,более счастливую жизнь.

Повышенный интерес,внимательный и требовательный взгляд на героя минувшей войны объясняются еще и тем,что сам героизм и подвиг как бы "продолжаются во времени", способст Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, изд.пятое, изд-во полит, литературы. М., 1980, с.203. вуя процессу формирования нового человека.борьба за которого, как говорится в отчете ЦК КПВ, "неотделима от решительной, упорной и последовательной борьбы за полное искоренение пережитков отсталой реакционной идеологии и культуры, являщихся продуктами прежних обществ, - тысячелетним феодальным строем и,в особенности,господствовавшего в течение последних десятилетий в Южном Вьетнаме колониального и неоколониального режима"*.

Таким образом,воплощение положительного героя имеет огромное значение в деле воспитания народа и,в особенности, той его части,в сознании которой остались еще семена враждебной социализму культуры и идеологии.

Социализм - первое в истории нашей страны общество,которое возникает и развивается не стихийно,а строится сознательно на научной основе. "Создателями этого общества моо гут быть только многомиллионные массы" . Немало проблем и трудностей встает перед нашим народом на этом новом незнакомом пути. Возрастание общественной активности народных масс в процессе строительства новой жизни - это одно из непременных условий развития социализма.

Обращаясь к военной тематике,художник не просто воспевает подвиги недавнего прошлого,но вместе с тем участвует в решении актуальнейших вопросов современности,исследуя источники нравственной активности человека»мотивы его героического выбора в экстремальной ситуации,о соотношении "я" т

А У съезд КПВ. Ханой, изд-во литературы на иностр.языках, 1982, с.93.

2 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.28. изд.пятое, изд-во полит, литературы. М., 1980, с.404. и "мы" - личной и общей судьбы и т.д.

Надо сказать,что понятие "мирная жизнь" в настоящее время все еще остается относительным. Страна вынуждена противостоять сразу двум великим державам - соседней и заокеанской (экспансионизм и гегемонизм одной из них вполне закономерно сочетаются с империализмом другой), должна сохранять постоянную готовность к отражению крупномасштабной агрессии своего северного соседа.

В связи с этим понятно,что образ героя недавней войны в особом смысле актуален для дня сегодняшнего,а,возможно,и завтрашнего.

Так называемый "вьетнамский синдром" оказал,как известно, сильное влияние на духовную жизнь американского народа, возможно,самое сильное за всю его двухсотлетнюю историю» Прогрессивные художники США тоже пытаются осмыслить недавнюю войну.получившую название "грязной". Их произведения (в данном случае мы говорим о фильмах) по-своему честны и критичны,несмотря на то,что,по выражению Г.Капралова, "не до конца прогрессивны и демократичны"*. Из такого рода кинопродукции можно назвать фильм "Возвращение домой" (1978 г., реж.Хэл Эшби), "Кто остановит дождь?" (1979 г., реж.Карел Рейсц), "Апокалипсис сегодня" (1979 г., реж. Фрэнк Коппола) и т.д.

В то же время в США нарастает тенденция противоположная, тенденция апологии войны,впрямую связанная с широким идеологическим наступлением наиболее реакционных сил страны,с общим сдвигом вправо в общественном сознании. Творцам ны

1 Г.Капралов. Человек и миф. М., Искусство, 1984, с. 13. нешней политики США, глашатаям нового "крестового похода" понадобился свой положительный герой,при помощи которого они надеются вытравить из памяти народа пресловутый "вьетнамский синдром", чувство вины и горечь поражения,и вот в Вашингтоне на Арлингтонском кладбище открывается мемориал в память о 57.000 павших солдат,сражавшихся за неправде дело. Таким образом,они как бы уравниваются в правах с американцами,погибшими в войне с фашизмом,как бы реабилитируются. заодно и с теми,кто послал их на завоевание свободной страны. А вот какой "нравственный" вывод делает в своей книге бывший президент Никсон: "Истинный урок Вьетнама состоит не в том,что мы должны отказываться от применения силы,а в том,что пока мы не научимся эффективно ее использовать для защиты наших интересов,колесо истории т будет поворачиваться против нас. А бывший команду юцш американскими войсками во Вьетнаме генерал Уэстерморленд уже впрямую перекликается с доктором Геббельсом: "На Востоке лвди не ценят жизнь,как на Западе. На Востоке жизнь значительно дешевле"^.

Таким образом,правящий класс подготавливает почву для создания необходимого ему "героя". Способ этот стар,как мир. Совесть народа пытаются задушить фальсификацией его истории. На американском экране эта тенденция реабилитации наиболее полно выразилась в фильме Майкла Чимино "Охотник на оленей", который более скрытно и более искусно продолт

А В.Большаков. "Тайная армия Вашингтона". Газ."Правда", 07.09.83, с.4. В.Шестаков. Америка в зеркале экрана. Американское кино в 70-е гг. М., 1977, с.75. жает традиции такого откровенно расистского "произведения", как "Зеленые береты".

Пройдя через пепелища сожженных напалмом вьетнамских деревень,через кошмар плена и панику бегства из осажденного Сайгона, трое друзей из семей русского происхождения выросли у Чимино в страдальцев и патриотов. Трагичностью своих судеб,верностью дружбе и национальному флагу они должны были вызывать у зрителей прилив патриотизма,в то время как противоположная сторона,увиденная глазами затравленных пленных, должна была возбудить у зрителей чувство отвращения к вьетнамцам как к тюремщикам »наркоманам и убийцам", - так писал об этом фильме советский исследователь И.Е.Кокарев^.

Б последнее время по экранам Запада шумно прошел голливудский фильм "Возвращение в ад" режиссера Теда Кочева. Убийцы , участники грязной войны чудесным,а,вернее,шулерским образом превращаются здесь в зирыцарей без страха и упрека. В этом фильме,как пишет Юрий Жуков, "автор выдумал дичайшую историю о том,как горстка ветеранов вьетнамской войны "без ведома президента" вторгается с помощью китайцев в Лаос и освобождает якобы томящихся там до сих пор в плену тысячи своих соотечественников,убивая при этом сотни вьетнамцев р и лаосцев .

Упомянутые выше факты сами по себе показывают,какую ответственность возложило на себя наше социалистическое киноискусство, какое огромное значение имеют произведения,пот

А И.Е.Кокарев. Политическая реальность США 70-х гг. и голливудская "новая волна". М., 1983.

2 Ю.Жуков. "Возвращение в ад?" Газ .'"Правда", 08.07.84. священные недавно отгремевшей войне.

Наши фильмы призваны с полной силой разоблачать тех,кто искажает историческую правду,подготавливая народное сознание к возможности новых войн. Активные,борющиеся за правое дело герои этих фильмов могут и должны вдохновлять своим примером не только свой народ,но и всех борщихся за национальную свободу и независимость против сил империализма. Додлинные произведения киноискусства - это концентрация духовного опыта народа,прошедшего через огонь войны, опыта,который должен стать достоянием всего человечества, стоящего на грани ядерной катастрофы. В этом смысле можно говорить о том,что художественные фильмы о войне вносят весомый вклад в дело мира.

Исходя из вышесказанного,можно понять закономерность того,что одним из основных героев нашего киноискусства был и остается герой недавних сражений,рассматриваемый художниками в контексте сегодняшнего дня,в контексте не прекращавшейся ни на миг борьбы идей и,в силу этого,отображаемый ими как герой современный и актуальный.

Проблема практического воплощения такого героя наиболее остро стоит сейчас перед деятелями кино,но нельзя сказать,что она освоена нашим киноведением.

Данная работа - одна из первых посвященных этой теме, и свою задачу я вижу в том,чтобы выявить взаимосвязь теоретических исследований с требованиями практики,показать влияние тысячелетних традиций народного искусства на создание образа положительного героя и в то же время проанализировать те новые средства выражения,которые обогащают и делают современным и узнаваемым его характер.

Долг прошлому". Эти слова можно часто встретить на страницах газет и журналов,в ходе художественных обсуждений и дискуссий,посвященных военной тематике. Слова эти выражают одну из основных черт вьетнамского характера: все,что принадлежит истории,свято сохраняется в духовной жизни нации.

Но отдавая дань прошлому»нельзя полностью изолироваться от проблем настоящего. В противном случае это чревато риском идеализации прошлого и его героев,вокруг которых может возникнуть фальшивый ореол,отделяющий их от зрителей. Иными словами,это таит в себе опасность отхода от реализма.

Как уже говорилось»нигде не ощущается так диалектическая взаимосвязь между прошлым,настоящим и будущим нашей современной истории,как на материалах военной тематики,когда обращение художника к тому или иному периоду войны,к тому или иному герою подсказано актуальными проблемами сегодняшнего дня.

Но времена меняются,и с ними меняются кинозрители.

Времена,отделяющие нас от трагического и прекрасного момента нашей истории,вносят новое в понимание войны,ее героев ,ее врагов,ее предателей. "Большое видится на расстоя-ньи", но для этого требуется новый взгляд,требуется самообновление художника.

Необходимость такого самообновления очевидна. Современного зрителя уже не удовлетворяют фильмы о войне,сделанные по эстетическим принципам прошлого десятилетия. Вопрос сейчас стоит о том,каким должно быть это самообновление?

В докладе Исполнительного комитета Союза вьетнамских кинематографистов его П съезду говорится: ". В поисках средств повышения художественного качества и занимательности произведений в соответствии с возрастающими требованиями народа появились некоторые явления,отождествлящие новое со старым и заимствованные из зарубежных фильмов,поступивших после революций из фондов Южного Вьетнама для исследовательских просмотров"*.

Подобного рода явления происходят и при работе над фильмами военной тематики. В качестве примера можно привести фильм "Огонь Кронзун", авторы которого рассказывают о борьбе населения района Tay Нгуэн с агрессорами,но,стремясь во что бы то ни стало вызвать интерес у зрителей,прибегают к чуждым нашему искусству приемам,заимствованным из ковбойских фильмов. Как справедливо замечает наш критик Ле Дан Тхык, "такого рода приемы отчуждают фильм от действительности, делают его идейно неубедительным и низводят до уровня 9 развлекательной поделки.

Самообновление художника невозможно без осмысливания им того,что было сделано в прошлом. Творческие выводы этих раздумий и есть лучшие ориентиры дяя будущих работ. В переходные моменты истории зачастую возникают противоположные тенденции, одна из которых абсолютизирует прошлое,видя в нем образец, канон для будущего развития, другая полностью отрицает все,связанное с прошлым,видя в нем лишь консерва Доклад Союза кинематографистов Вьетнама. Газ."Нян Зян", 21.10.83, с.З. о

Сб.Очерки истории революционного кино Вьетнама. Управление кино. Ханой, 1983, с.303. тизм,балласт,мешающий новому развитию. Объединяет эти обе тенденции то,что и та,и другая впадают в крайность.

Историзм - вот тот принцип,с помощью которого можно научно исследовать предыдущий период и его особенности,отделить закономерное от случайного и вневременного,выявить его наиболее характерные черты и продолжить то,что своевременно,ценно и полезно для настоящего развития.

Преемственность,сохранение традиций и новаторство - все это тесно связано между собой,и без взаимовлияния этих факторов немыслимо наше социалистическое искусство.

Киноискусство Вьетнама - это одна из ветвей многовекового древа народной культуры,и практика показывает,какое огромное влияние оказывает фольклор на форму и содержание наших фильмов,и движение в развитии образа положительного героя следует,на мой взгляд,исследовать в контексте этого постоянного влияния. Критическое осмысление фольклорных традиций,участвующих в формировании образа героя минувшей войны,отвечало бы требованиям времени и имело бы большое значение для практики киноискусства.

Лучшие произведения нашей кинодраматургии,наши лучшие фильмы продолжают сегодня то,что было начато художниками военной поры,но,опираясь на традицию и одновременно споря с ней,современные авторы выводят на орбиту экрана то новое, что ранее было глубоко скрыто в жизненном материале. Истинное новаторство наиболее достойных кинопроизведений,посвященных минувшей войне,продолжает достижения фильмов военных лет и обогащает их новым содержанием,новым пониманием закономерностей войны и ее героя во всех их диалектических противоречиях.

В силу законов военного времени некоторые особенности Гнародного творчества получили преобладающее значение а нашем киноискусстве,к примеру»фольклорная идеализация героя, четкое разделение персонажей "черных" и "белых" (во избежание путаницы между ними), счастливая концовка или,если герой все же погибает,он мифологическим образом как бы приобретает бессмертие. Проблема современного положительного героя выражается, по-моему, в отношении к этим особенностям народной традиции. Наступила пора выделить из традиции изображения героического характера черты,не отвечающие духу сегодняшнего времени,но в такой же мере важно осознать психологическое воздействие войны на народное сознание,на народную память, - ведь наш народ сражался не пять,не десятью тридцать лет. Трудно спорить с устаревшими представлениями, кровно вросшими в привычку нескольких поколений, но путь прогресса редко бывает легким.

Революционная война - главная тема нашего киноискусства, главная, в прямом смысле этого слова. История нашего государства, государства рабочих и крестьян,тесно связана с освободительными войнами против внешний агрессий. Строительство новой жизни - самая важная миссия человека,но,в силу особенностей нашей истории,мы глубже и подробнее изучили психологию человека войны,чем психологию мирного созидателя.

Но исследование героя,погруженного в экстремальную ситуацию,не может не способствовать белее успешному воплощению на экране наших современников,занятых мирным трудом.

Чтобы реализовать эти высокие задачи,следует,вероятно, уточнить само понятие "темы революционной войны".

У нас были попытки объединить все кинопроизведения, посвященные разным войнам против разных агрессий (французской,американской и китайской), в одну тему,которую предполагалось назвать "темой отечественной войны" или "темой войны против агрессии"*. Попытка эта,на мой взгляд, ошибочна. В историческом аспекте войны против французских и американских агрессоров - последовательные этапы одной революции - национальной демократической революции. Победа над американской агрессией явилась завершением этой революции. В контексте искусства тема войны против французской агрессии и агрессии США существует и давно развивается как самостоятельная тема. Временная дистанция дает художникам возможность рассматривать события этих лет с точки зрения исторической перспективы. В отличие от этого, война против китайских экспансионистов происходила в других условиях,когда освобожденная и объединенная страна уже начала строить социалистическое общество,и война эта не ограничивается тридцатью днями 1979 года. Она охватывает всю нашу сегодняшнюю действительность,когда китайские войска нагнетают напряженность, устраивая периодические провокации в пограничных районах. Это принципиально другая война. Это другой противник, пощий "Интернационал" во время бандитских налетов. Таким образом,необходимо иное определение этой темы,ее содержания.

Тема революционной войны имеет в виду борьбу с империалистической агрессией Франции, а позже и США, понимаемой как последовательные этапы нашей национально-демократичес

1 "Размышление о прошедшем пути". Газ."Литература и искусство" от 14.07.84. кой революции.

Именно эта тема и является материалом для исследования данной работы,что»разумеется,не исключает возможности применения такого рода исследований в разработке темы сопротивления китайскому гегемонизму.

Путь самопознания,как известно,не ограничивается только лишь собственным опытом. Утверждение это верно и по отношению к нашей кинематографии. Ведь она возникла в ту пору, когда кино уже сделалось искусством и обогатило духовную культуру человечества многочисленными шедеврами. Наша молодая кинематография никогда не была изолирована от мирового кино.

История вьетнамской культуры богата примерами культурных связей с искусством Индии, Китая, а затем и Европы. Усваивая духовные ценности других народов,наше искусство не теряло при этом своей самобытности. Диалектика развития нашей культуры заключается в последовательном отстаивании национального своеобразия от попыток культурной экспансии, и задача эта тесным образом связана с критическим отношением к неосмысленным заимствованиям достижений других народов.

Советское киноискусство,прошедшее сложный и многообразный путь развития,понимается нами как общее достояние всего человечества,оказывающее влияние на процесс мирового кино в целом и на развитие молодых кинематографий многих народов. В качестве примера здесь можно привести итальянский неореализм,творчески усвоивший опыт советских мастеров кино и,в свою очередь,оказавший влияние на все мировое кино как одна из его самых ярких и прогрессивных тенденций.

Но что понимается под словом "влияние" в искусстве? ". Влияние великого поэта заметно на других поэтах не в том,что его поэзия отражается в них,а в том,что она возбуждает в них их собственные силы. Так солнечный луч,озарив землю,не сообщает ей своей силы,а только возбуждает заключенную в ней силу."*

В сборнике,посвященном искусству основоположника бенгальской школы кино Сатъяджиту Рей, советский режиссер Григорий Чухрай пишет: "Сам Рей писал и говорил,что он учился у С.Эйзенштейна и В.Пудовкина. Тем не менее,в его фильмах вы не найдете повторения кадров или приемов,характерных для этих выдающихся представителей советского кино. Речь идет о восприятии художественных открытий на том высоком уровне,который обеспечивает не повторение ранее достигнутого^ использование духа,глубинного смысла этих открытии в творчестве последователей . И далее Г.Чухрай добавляет: "Если Пудовкин и Эйзенштейн оказали влияние на

Рея, то Рей может оказать влияние на мастеров советского «я кино

Думается,в этих высказываниях заключено подлинное понимание сущности влияния в искусстве. Именно о таком влиянии, в высоком,а не вульгарном смысле этого слова,говорится в этой работе.

В книге истории мирового киноискусства саше яркие ,чес

1 В.Г.Белинский, т.У, с.562, изд-во АН СССР, М., 1954.

2 Сатъяджит Рей. М., Искусство, 1979, с.8,9.

3 Там же, с.9. тные и интересные страницы по праву принадлежат советскому кинематографу.

Мы открыли для себя это киноискусство в тяжелые дни войны^ наш зритель нашел в героях советских фильмов своих новых друзей и боевых товарищей,так же защищавших свою Родину от вражеской агрессии.

Не будет преувеличением сказать,что такие известные персонажи советского кино,как Прасковья Лукьянова ("Она защищает Родину"), Алексей Маресьев ("Повесть о настоящем человеке") и др., по своему,опосредованно,внесли вклад в борьбу против французских агрессоров,а взрывы,гремевшие с экранов ханойских кинотеатров,когда там пша киноэпопея Ю. Озерова "Освобождение", эхом отдавались на улицах нашей столицы,которую в то время,в конце 1972 года, бомбили стратегические бомбардировщики ВВС США. Так что капитан Цветаев и его друзья дважды прошли через огонь войны.

Многие фильмы,долгие годы пролежавшие в архивах и,казалось ,представлявдин интерес только для специалистов по истории кино,обрели свое второе рождение при встрече с вьетнамским зрителем.

Так,огромный успех сопутствовал фильму "Радуга" М.Донского, прошедшего по нашим экранам во второй половине 60-х годОв, когда война охватила уже всю территорию страны.

Советские фильмы,без сомнения,оказали свое влияние на духовную жизнь нашего народа,на художественное мастерство наших кинематографистов.

Секрет успеха этих фильмов прост: наш зритель увидел родственных,близких по духу положительных героев, по-человечески доверился им,и произошло то,что называется с о переживанием.

Опыт советских мастеров в воплощении положительного героя дает ценный материал для размышлений. Исследование этого опыта - актуальный вопрос развития нашего кинематографа на данном этапе,и следует признать,что опыт этот на сегодняшний день еще недостаточно обобщен нашими теоретиками искусства.

На вопрос,понимаем ли мы во всей его полноте развитие патриотическо-героической тематики в советском кино сегодня,на мой взгляд,можно ответить двояко: и да,и нет.

Да,потому что о войне мы знаем не понаслышке и,если можно так выразиться,подготовлены к восприятию военных фильмов самой жизнью.

Что же касается ответа "нет", то это объясняется не только сложностью и разнообразием развития советской военно-патриотической тематики,но и характером соприкосновения вьетнамского зрителя с советскими фильмами. Речь идет о том,что характер отбора этих фильмов находился в жесткой зависимости от условий,определяемых законами военного времени. Время требовало активного,сражающегося, не рефлексирущего героя. Зрители были еще не готовы к восприятию таких сложных фильмов о войне,как,например, "Летят журавли" М.Калатозова, и это закономерно, - потому и в Советском Союзе такие фильмы появились не во время и даже не сразу после войны. Это непонимание обусловленности связи искусства со временем породило то разделение советских фильмов на "подходящие" и "неподходящие" соответствующему моменту. Причем дело доходило до того,что под влиянием маоистской пропаганды некоторые из этих "неподходящих" фильмов воспринимались кое-кем из наших зрителей как якобы проявление современного ревизионизма (!).

И вот наступило время,когда возможно и необходимо понимать развитие положительного героя советских военно-патриотических фильмов в соответствии с исторической конкретностью.

Полное понимание закономерностей этого развития помогло бы нам избежать путаницы,абсолютизации одних периодов развития советского кино и принижения значения других. Понимание это,несомненно,помогло бы нам разобраться и в проблемах своего положительного героя,используя,как учил В.И.Ленин, "общенаучный критерий повторяемости", "повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран"*.

Мне представляется необходимым проследить в своей работе пути развития положительного героя советских военно-патриотических фильмов разных периодов истории с точки зрения их значения для дальнейшего развития военной тематики во вьетнамской кинематографии.

Таким образом,материалом для настоящей диссертации послужат не только вьетнамские,но и советские кинопроизведения, посвященные Великой Отечественной войне. Это,как мне думается,поможет глубже разобраться в проблемах положительного героя в вьетнамской кинопродукции,найти в советских источниках то,чего пока нет во вьетнамских,ибо здесь,по моему убеждению,существует обратная связь. Исследование положительного героя во вьетнамских кинопроизведениях - это,

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., изд.пятое, изд-во полит.литературы, т.I, с.137. в свою очередь,непременное условие и основа,при помощи которой мы сможем глубже осознать опыт и достижения советских кинопроизведений аналогичной тематики,что даст дальнейший толчок развитию нашего киноискусства. Таким образом,два источника как бы дополняют и соединяются друг с другом на одной теме. Результаты этих исследований я предполагаю изложить в двух главах своей диссертации.

I. Первая глава. Исходя из того,что на формирование характера положительного героя имеют большое влияние традиции " фольклора,я попытаюсь рассмотреть и эти традиции, выделив важное и существенное для понимания средств воплощения современного героя в произведениях,посвященных революционной войне. На основе итогов исследования эстетических особенностей традиций фольклора я попытаюсь рассмотреть проблему воплощения положительного героя в вьетнамских кинопроизведениях в следующих аспектах:

- герой и подвиг;

- изображение разграничений между героями и их противниками;

- счастливая концовка, "бессмертный герой" и движение жизни.

Структура этой главы объясняется особенностями культурной традиции нашего народа.

П. Во второй главе диссертации я приступаю к исследованиям, отдавая себе отчет в том,что советское киноведение достаточно глубоко рассматривает развитие военной тематики во многих серьезных работах,таких,как,например, "Великая Отечественная война в художественных фильмах" В.Н.Ждан (1947 г.), "Советское кино в годы Великой Отечественной войны" И.Большаков (1948 г.), "Предупреждение из прошлого" Ю.Ханютина (1968 г.), "Краткая история советского кино", "Героико-патриотическая тема в художественных фильмах о Великой Отечественной войне" диссертация А.Золотухиной и пр.

В отличие от советских исследователей,диссертант,вооруженный опытом и фактами национальной культуры,сосредоточит свое внимание на тех аспектах исследования,которые могут иметь непосредственное значение для воплощения героя революционной войны на вьетнамском экране.

 

Список научной литературыЧан Тхань Хьеп, 0, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"

1. Боевой киносборник #6-6 ч. "Мосфильм", 1941.

2. Женщины воздушного флота. Сценарий Г.Б.Гудвин. Режиссеры Ф.А.Сул, Р.Фогуэлл. Звукооператор Н.Ливерс. Текст читает В.Яхонтов.

3. Пир в Жирмунке. Сценарий Л.Леонов, Н.Шпиковский. Режиссеры В.Пудовкин, М.Доллер. Операторы Т.Лобова, А.Головня. Художники Б.Дубровский-Эшке, Г.Луцкий. Композитор Н.Крюков. Звукооператор Н.Тимарцев.В ролях В.Уральский, П.Герага, А.Зуева и др.

4. Боевая песня о славе русского оружия. Автор конферансаи режиссер В.Вайншток. Оператор А.Гальперин. Ведет конферанс и исполняет песню Н.Крючков.

5. Сон в руку. "Союздетфильм". Сценарий Б.Ласкин, Л.Ленч. Режиссер Е.Некрасов. Оператор Ю.Фогельман.В ролях П.Репнин, В.Канцель, М.Трояновский и др.

6. Трое в воронке. "Мосфильм". Сценарий Л.Леонов. Режиссер! И.Мутанов, А.Оленин. Оператор Н.Наумов-Страж. Композитор Н.Крюков.В ролях Н.Петропавловская, М.Яндульский, А.Герр.

7. Броненосец "Потемкин" -5 ч. 1-я фабрика Госкино, 1925. Сценарий Н.Агаджанова. Режиссер С.Эйзенштейн. Сорежиссер Г.Александров. Оператор Э.Тиссэ. Художник В.Рахальс.В ролях А.Антонов, В.Барский, Г.Александров, М.Гоморов, И.Бобров, А.Левшин, А.Файт и др.

8. Жди меня 10 ч. ЦОКС (Алма-Ата), 1943. Сценарий К.Симонов. Режиссеры А.Столпер, Б.Иванов. Оператор С.Рубашкин. Художники А.Бергер, В.Камский. Композиторы Н.Крюков, Ю.Бирюков. Звукооператор С.Ключевский.В ролях Б.Блинов, В.Серова, Л.Свердлин и др.

9. Зоя -9 ч. "Союздетфильм", 1944. Сценарий Л.Арнштам, Б.Чир-сков. Режиссер Л.Арнштам. Оператор А.Шеленков. Художник К.Урбетис. Композитор Д.Шостакович. Звукооператор Д.Флян-гольц.

10. Летят журавли 10 ч. "Мосфильм", 1957. Сценарий В.Розов. Режиссер М.Калатозов. Оператор С.Урувевский. Художник Е.Сви-детелев. Композитор М.Вайнберг. Звукооператор И.Майоров.В ролях Т.Самойлова, А.Баталов, В.Меркурьев, А.Шворин, С.Харитонова и др.

11. Мать -7 ч. "Межрабпом-Русь", 1926. Сценарий Н.Зархи (по мотивам одноименной повести М.Горького). Режиссер В.Пудовиин. Оператор А.Головня. Художник С.Козловский. ЗвукооператорB.Дмитриев.В ролях В.Барановская, Н.Баталов, А.Чистяков и др.

12. Подруги на фронт -1ч. "Ленфильм," 1941. Сценарий и режиссер В.Эйсымонт. Оператор В.Рапопорт, С.Иванов. Художник Ф.Бернштам. Звукооператор Е.Нестеров.В ролях О.Федорина, Г.Любимов, З.Федорова, Т.Алепина, Е.Мелектоева, М.Капустина.

13. Радуга II ч. Киевская киностудия, 1943. Сценарий В.Василевская (по одноименной повести В.Василевской). Режиссер М.Донской. Оператор Б.Монастырский. Художник В.Хмелева. Композитор Л.Шварц. Звукооператор А.Бабий.

14. Рядовой Александр Матросов 10 ч. "Союздетфильм", 1947. Сценарий Г.Мдивани. Режиссер Л.Луков. Оператор А.Гинцбург. Художник Г.Баладжев. Звукооператор Д.Флянгольц.В ролях А.Игнатов, П.Константинов, К.Сорокин, Ш.Киямов, Л.Масоха, В.Балашов, О.Жаков и др.

15. Секретарь райкома II ч. ЦОКС (Алма-Ата), 1942. Сценарий И.Прут. Режиссер И.Пырьев. Оператор В.Павлов. Художник А.Уткин. Звукооператор В.Лещев.В ролях В.Ванин, М.Астангов, М.Ладынина, М.Жаров, М.Кузнецов, Б.Пославский, В.Кулаков.

16. Чапаев с нами -1ч. "Ленфильм", 1941. Сценарий Л.Арнштам, С.Герасимов. Постановщик Б.Петров. Оператор В.Яковлев. Звукооператор В.Бутаков.В гл.роли Б.Бабочкин.

17. Щорс 14 ч. Киевская киностудия, 1939. Режиссер А.Довженко. Сорежиссер Ю.Солнцева. Оператор Ю.Екельчик. Художник М.Умань-ский. Композитор Д.Кабалевский. Звукооператор Н.Тимарцев.В ролях Е.Самойлов, И.Скуратов, Л.Ляшенко, Ю.Титов и др.

18. Девушка Ты Хау -9 ч. Ханойокая киностудия, 1963, Сценарий Буи Дык Аи. Режиссер Фам Ки Нам. Оператор Нгуэн Кань Зы. Художник Ле Тхань Дык. Композитор Чан Гок Сыонг.В ролях Ча Зуанг, Ба Зу, Чан Фыонг, Хан Ри Фук, Нгуэн Ван Куа.

19. За линией фронта -6 ч. Ханойская киностудия, 1961. Сценарий Ван Зан. Режиссеры Фам Ван Кхоа, Ле Минь Хиен. Оператор Хон Шен. Художник Чан Кием. Композитор Дин Фук.В ролях Лыу Суан Тхы, Гок Лан.

20. Ким Донг -9 ч. Ханойская киностудия, 1964. Сценарий То Хоан. Режиссеры Нонг Ик Дат, Ву Фам Ты. Операторы Хонь Шен, Куан Туан. Художник Нгок Лин. Композитор До Минь.В ролях Тхань Фыонг, Хоан йэн, Лон Ван и др.

21. Ле Тхи Хон Гам 10 ч. Киностудия г.Хошимин. Сценарий Во Чан Ня, Гюу Тхань. Режиссер Гюу Тхань. Оператор Чан Гюу. Художник Бинь Данг. Композитор То Хаи.В ролях Тхань Суань, Гуэн Фук и др.

22. Мамы не было дома -9 ч. Ханойская киностудия, 1979. Сценарий Нгуэн Кань Зы (по одноименному рассказу Нгуэн Тхи).

23. Ноты заключенного -9 ч. Объединенная киностудия г.Хошимин, 1978. Сценарий Нгуэн Гиеп, Режиссер Лам Шон. Оператор Хон Чунг. Художник Бинь Данг. Композитор Нгок Лин.В ролях Хо Куан Бин, Нят Минь, Ли Хиунг.

24. Огонь Крон Зунг -9 ч. Объединенная киностудия г.Хошимин, 1980. Сценарий Нгуэн Тьен Хань. Режиссер Кои Нгуэн. Оператор Хонг Чунь. Художник Го Гыу Туат. Композитор И Ван.В ролях Тхам Тху Ханг, Ли Хиунг Лам Хиунг.

25. Ожившая заря -7 ч. Ханойская киностудия, 1977. Сценарий Доан Ле. Режиссеры Нгок Чун, Лон Ван. Оператор До Мань Гунь. Художник Зую Винг. Композитор Нгуэн Ван Тхыонг.В ролях Тхань Хиэн, Шонг Тху, Тху Зианг, Ны Там.

26. Поднятая буря 10 ч. Ханойская киностудия, 1966. Сценарий Дао Хонг Кам, Гую Тхань, Ле Ба Гуэн. Режиссеры Гую Тхань, Ле Ба Гуэн. Оператор Нгуэн Дань Баи. Художник Бинь Данг. Композитор Хоанг Ван.В ролях Тху Ван, Тхэ Ань, Ван Хоа,

27. По общей одной реке -9 ч. Ханойская киностудия, 1959. Сценарий Као Динь Бау, Дао Суан Тунь. Режиссер Хонг Ги, Хи-еи Зан. Оператор Нгуэн Дак. Художник Дао Дык. Композитор Нгуэн Динь Фук.В ролях Фи Га, Мань Лин и др.

28. Путь возвращения к родной Отчизне 12 ч. Ханойская киностудия, 1971. Сценарий Бан Тяу, Буи Динь Хак. Режиссер Буи Динь Хак. Оператор Лыи Суан Тхы. Художник Фам Куанг Винг. Композитор Дам Линг.В ролях Лам Той, Тэ Ань, Хо Чыонг, Минь Дык и др.

29. Связная нитка острова Кон Дао -9 ч. Объединенная киностудия г.Хощимин, 1980. Сценарий Нгуэн Гок Кхань. Режиссер Лам Шон. Оператор Хонг Чунг. Художник Нгуэн Гок Зиеп. Композитор Хо-анг Хиеп.В ролях Га Ван Биен, Тху Лиен, Га Куань.

30. Сезон сильных ветров II ч. Объединенная киностудия г.Хошимин, 1978. Сценарий Нгуэн Куан Шанг. Режиссер Хонг Шен. Оператор Дыонг Туан Ба. Художник Винь Бао. Композитор Хоанг Хиеп.В ролях Тху Лиен, Ли Хиунг, Лам Той, Минь Данг.

31. Фронтовая баллада 10 ч. Ханойская киностудия, 1973. Сценарий Хо Фыонг, Хонг Лык, Чан Дак. Режиссер Чан Дак. Оператор Нгуэн Куан Туан. Художник Нгуэн Ны Зиао. Композитор То Хаи.В ролях Ле Зунг Ни, Тхань Лоан, Ны Кунь.