автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Просветительская деятельность И. Я. Яковлева и ее анализ в культурологическом аспекте

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Иванов, Владислав Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Просветительская деятельность И. Я. Яковлева и ее анализ в культурологическом аспекте'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Иванов, Владислав Николаевич

Оглавление.

Список фотографических материалов.

Введение.

Глава I. Социокультурные и этнические особенности чувашского народа. И

§ 1. Из истории возникновения данного этноса.

§ 2. Особенности традиций чувашского народа.

§ 3. Просвещение - как фактор развития культуры данной общности.

Глава II. Роль знания, веры и традиционных культуроотношений в среде чувашского народа в формировании учёногопросветителя

§ 1. Традиционное миропонимание чувашского этноса и его роль в формировании мировоззрения И.Я.Яковлева.

§ 2. Православные христианские идеи в просветительской системе И.Я.Яковлева.

Глава III. Просветительские идей И. Я. Яковлева, их роль в становлении народного образования чувашского народа

§ 1. Культуроотношения в среде чувашского народа и театральные постановки Симбирской учительской школы в формировании просветительской системы

И.Я.Яковлева.

§ 2. Научная и переводческая деятельность ученого-просветителя в контексте развития культуры и просвещения чувашского народа.

Глава IV. Культура чувашского народа и роль И. Я. Яковлева в формировании чувашской интеллигенции.

§ 1. Культуроотношения в среде предков чувашского народа в период формирования данного этноса.

§ 2. Историческая значимость Яковлева и его школы в формировании чувашской интеллигенции.

Глава У. Роль Симбирской чувашской учительской школы и учительской семинарии в деле просвещения чувашского народа.

§ 1. Симбирская чувашская учительская школа: диалог эпох и народов Поволжья.

§ 2. Особенности в деятельности И.Я.Яковлева в начале

XX в.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Иванов, Владислав Николаевич

И.Я.Яковлев (1848-1930) относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения чувашского народа второй половины XIX и начала XX веков. Его полувековая деятельность являет собой продолжение замечательных традиций русского просветительства, заложенных лучшими представителями интеллигенции России.

Возглавляя более 50 лет основанную им Симбирскую чувашскую учительскую школу Казанского учебного округа, одновременно занимаясь переводческой и научной деятельностью, он разработал на основе просветительской системы Н.И.Ильминского и осуществил на практике стройную систему образования чувашского народа. Она была направлена не только на христианское просвещение, но и на подготовку учащихся к практической жизни, давая им глубокие знания гуманитарных, естественнонаучных, эстетических дисциплин, родного, русского и иностранных языков, сельского хозяйства и ремесел. Система просвещения И.Я.Яковлева включала в себя первоначальное обучение на родном языке в первых двух классах с переходом в дальнейшем на двуязычное обучение, четырехгодичный курс обучения в начальных и шестилетний в двухклассных училищах, подготовку кадров учителей для национальных школ, главным образом из представителей коренной национальности, издание учебной и художественной литературы на родном языке, открытие школ и училищ в своем учебном округе. Данная система просвещения отводила одинаково важную роль и трудовому воспитанию, и обучению.

Не только в Чувашской Республике, но и в других регионах изучение жизни и наследия выдающегося просветителя ведется уже десятки лет. Но до сих пор его многогранная деятельность не исследовалась с точки зрения исторической культурологии. Поистине величайшей заслугой И. Я. Яковлева является создание чувашского алфавита на основе кириллицы - новой чувашской письменности, издание нескольких сотен книг учебной, религиозной, сельскохозяйственной, медицинской, музыкальной, методической и другой литературы на чувашском, а также частично на русском и татарском языках.

В современной зарубежной и отечественной научной литературе И.Я. Яковлев рассматривается как представитель прогрессивной педагогической науки, теоретик и практик начального образования в двуязычной национальной школе. Исследование его просветительской деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Выработанная им в течение многих десятилетий система подготовки сельских учителей широкого профиля применяется в профессиональной подготовке современных учителей. До сегодняшнего дня в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева студенты по своему желанию изучают пчеловодство, огородничество, садоводство, цветоводство, что позволяет им впоследствии, работая в сельских школах, проявлять себя умелыми, знающими хозяевами в глазах взрослых селян.

Переводческая деятельность Яковлева, в которую он вовлек преподавателей и учащихся своей школы, была замечена в самых высоких государственных сферах. Им были переведены и изданы учебные пособия Л.Толстого, Ф.Петрушевского, А.Баранова и других авторов, произведения русских и зарубежных писателей. Его же заботами был издан на чувашском языке весь Новый Завет, переведен Ветхий Завет, за что Британское Иностранное Библейское Общество в Лондоне приняло его в число своих почетных членов.

Его учительской школой было подготовлено более 1000 учителей для работы в национальных учебных заведениях, в числе которых двадцать пять процентов составляли русские, украинцы, мордва, марийцы, татары и представители других национальностей.

И. Я. Яковлев и его последователи открыли более четырехсот чувашских школ, построили на свои средства немало зданий для учебных заведений и церквей, выработали качественно новый, высокий уровень преподавания в школах. Деятельность Яковлева, его Симбирская чувашская учительская школа послужили зарождению и развитию чувашской художественной литературы, возникновению зачатков национального музыкального, театрального и изобразительного искусств. Из этой школы вышли выдающиеся деятели науки и искусства, видные государственные и военные деятели, замечательные педагоги.

Его общественно-просветительская деятельность как крупного специалиста в сфере просвещения коренных народов Поволжья и Урала была известна в высших правительственных сферах царской России. Он вел переписку с обер-прокурорами Святейшего Синода Д.А.Толстым, К.П.Победоносцевым, В.К.Саблером и другими по вопросам организации школ, церковных приходов. В октябре 1912 года встречался с императором Николаем II, которому подарил Новый Завет на чувашском языке.

Многолетняя деятельность И.Я.Яковлева на благо России и чувашского народа была оценена пятью орденами и четырьмя медалями. Кроме того, в 1904 году ему по высокому повелению был присвоен чин действительного статского советника, а также он стал выслужным потомственным дворянином.

О деятельности И.Я .Яковлева известно далеко за пределами России и Чувашской Республики. Об этом свидетельствуют документальные данные, архивные источники, которые хранятся в различных городах нашей страны, в Кембриджском и Берлинском университетах, в Академиях наук Венгрии, Франции, в архивах Британского и Иностранного Библейского Общества в Лондоне и т.д.

Актуальность исследования. В гуманитарных науках, исследующих социокультурные аспекты развития чувашского народа существуют пробелы, особенно заметные при определении истоков идей в области культуры и просветительства в период с середины XIX и начала XX веков.

Важнейшей стороной диссертации является исследование предпосылок возникновения социокультурных взглядов И.Я .Яковлева, изучение истории возникновения чувашского народа и его культуры. С этой точки зрения проанализированы произведения устного народного творчества, данные археологических и этнографических исследований, история религий, космогония и философия предков чувашского народа.

Основная научная проблема, положенная в основу диссертационной работы, состоит в определении наиболее значимых сторон культурно - просветительской деятельности И.Я. Яковлева; в изучении возможностей использования данных материалов при составлении Программы развития культуры и искусства в Чувашской Республике. Становление и деятельность И.Я. Яковлева происходила под воздействием национальных, политико-идеологических, религиозных и личностных факторов. С их учетом проведен историко-культурологический анализ малоизвестных по этой теме научных и архивных материалов.

Степень научной разработанности проблем связана с трудами русских ученых конца XVIII и XIX веков К.С. Мильковича, В.А. Сбоева, В.И. Лебедева, Н.И. Золотницкого, A.A. Фукс, В.Н. Белицера, Е.П. Бусыгина, В.К, Магницкого, Н.Я. Марра, К.Д. Ушинского, П.С. Палласа, Н.И. Ильминсого, Н.В. Никольского, Г.Ф. Миллера, В.Ф. Каховского, составляющих базу исследований истории возникновения чувашского народа и его культуры. В них раскрыты корни происхождения чувашской нации, эволюция формирования данного этноса, изучены памятники истории и народной культуры.

Среди чувашских ученых подобными исследованиями занимались Г.П. Егоров, Г.Н. Волков и другие. Исследователи A.A. Трофимов, Н.И. Воробьев, Ю.А. Илюхин в своих работах останавливаются на традиционной чувашской культуре: вышивке, танцах, музыке.

Религиозные верования чувашей подробно исследованы Л.А. Ивановым. Основательные труды по изучению деятельности И.Я. Яковлева написаны чувашскими учеными Н.Г. Красновым, И.Я. Тенюшевым, |Н1.Г. Маркеловым, Г.А. Александровым. Пели диссертационной работы; выявление общественно-политических, социально-культурных условий становления личности И.Я. Яковлева и его идей; концептуальный анализ гуманистических и культурно-просветительских идей просветителя и процесс их воплощения в реальную действительность;

Задачи исследования: определить социокультурные и этнические особенности истории чувашского народа; проанализировать различные теории его происхождения и особенности традиционных обычаев и вероисповеданий; выявить социокультурные предпосылки формирования мировоззрения И.Я. Яковлева как ученого и просветителя; произвести сравнительный анализ идей И.Я. Яковлева и взглядов европейских просветителей XIX века; раскрыть роль просветительской деятельности И.Я. Яковлева в формировании национальной интеллигенции;

Объект исследования. Исторический процесс эволюции просвещения чувашского народа XIX и начала XX веков на основе анализа трудов и практической деятельности И.Я. Яковлева.

Предмет исследования. Влияние идей И.Я. Яковлева и его просветительской деятельности на процесс формирования культуры чувашского народа.

Научная гипотеза исследования исходит из системы предположений о том, что просветительская деятельность И.Я. Яковлева в период социокультурной и экономической эволюции чувашского этноса в конце XIX начале XX веков сыграла важную культуросозидающую роль в формировании национального самосознания, языка, новых тенденций в традициях чувашского народа.

Методология исследования основана на принципах и подходах философского и историко-культурологического понимания сущности просветительской деятельности как важнейшего способа гуманистического развития личности; на изучении исторической эволюции изменения ценностей и норм традиционной народной культуры; выявлении социокультурной функции просвещения в обогащении духовной культуры народа.

Автор опирается на комплексный анализ теоретических и методологических проблем в исторической культурологии в трудах С.М. Арта-новского, С.Н. Иконниковой, В.А. Щученко, А. Флиера, A.C. Каргина, Т. Баклановой, A.C. Мыльникова и других. Научная новизна заключается: в критическом осмыслении различных теорий об исторической эволюции культуры чувашского народа; в комплексном историко-культурологическом исследовании влияния деятелей русского просветительства, духовенства и культуры на формирование взглядов И.Я. Яковлева; в раскрытии творческого и научного потенциала трудов И.Я. Яковлева и систематизации знаний о его деятельности; в выявлении социально-культурных условий, стимулировавших возникновение национальной творческой интеллигенции, на основе изучения оригинальной программы деятельности Симбирской чувашской учительской семинарии И.Я. Яковлева;

- в создании историко-социального портрета И.Я. Яковлева на основе изучения новых и малоизученных документальных данных;

Практическая значимость состоит:

10

- в раскрытии потенциала культурно-просветительской деятельности И.Я. Яковлева и обосновании его идей, создающих условия и предпосылки для дальнейшего исследования этой проблемы;

- в изучении влияния наследия И.Я. Яковлева на социокультурные отношения в среде чувашского народа на современном этапе и их использование в разработке Программы развития культуры и искусства в Чувашской Республике;

- в использовании материалов диссертации при разработке учебных курсов по истории и теории культуры, культурологии;

Структура диссертации состоит из введения, пяти глав, библиографии, списка архивных документов и фотоматериалов, заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Просветительская деятельность И. Я. Яковлева и ее анализ в культурологическом аспекте"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование деятельности И. Я, Яковлева следует остановиться на основных выводах.

Заложенные И. Я.Яковлевым основы чувашской письменности и литературы еще в XIX веке позволили талантливым представителям чувашского народа проявить себя в науке, литературе и искусстве, оказали благотворное влияние на многие стороны развития общественной жизни чувашского народа: на грамотность, просвещение, литературу, искусство и т.д. - в целом на развитие всей культуры народа.

Просветительская деятельность И. Я. Яковлева, продолжавшаяся более полувека, была наиболее насыщенной и плодотворной стороной его жизни, начиная от организации своей школы, издания первого букваря, Яковлев, расширяя поле своей деятельности, разрабатывает и внедряет в практику педагогическую систему просвещения нерусских народов Поволжья и Урала. Содержание его деятельности по сути своей было демонкратично и гуманно, по характеру - многонационально, основано на идеях христианства.

За годы своей деятельности Яковлев вместе с учениками и единомышленниками составил, перевел и издал более 100 названий книг и брошюр. Это учебники, сборники литературных произведений, народных песен. Он также был автором методических разработок для проведения учебно-воспитательного процеса в условиях двуязычных школ, писал детские рассказы для учебников.

В период свое инспекторской деятельности с 1875 по 1903 год инспектировал и помогал в учебном процессе школам Астраханкой, Вятской, Симбирской, Самарской, Саратовской и Казанской губерний Казанского учебного округа, объезжая их в год один, иногда два раза. В этой должности открыл и преобразовал 37 чувашских школ, очень часто на личные сбережения.

Имя выдающегося просветителя Ивана Яковлевича Яковлева хорошо известно в России и далеко за ее пределами. Его полувековая многогранная деятельность имела историческое значение, получила позитивное признание во многих странах мира.

Его деятельностью интересовались три последних монарха Российской империи, Председатель Совета Министров РСФСР В. И. Ленин, многие отечественные и иностранные ученые, писатели, государственные и общественные деятели.

В мировой науке И. Я. Яковлев признан как ученый-практик, организатор национальной школы, издатель учебников, основатель Симбирской чувашской учительской школы, выведший народы Востока России к мировой культуре.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Определение социокультурных тенденций в развитии культурно-просветительской деятельности чувашского народа.

2. Комплексное, историко-культурологическое исследование влияния деятелей русского просветительства, духовенства, культуры и канонов православного христианства на формирование взглядов И. Я. Яковлева.

3.Анализ предпосылок становления социокультурных взглядов И. Я. Яковлева на основе изучения истории возникновения культуры чувашского народа.

4. Определение роли духовных ценностей и нравственных устоев в цивилизационном развии чувашского народа и их влияние на формирование И. Я. Яковлева.

5. Определение исторической роли И. Я. Яковлева на формирование национальной творческой интеллигенции.

6. Влияние научного наследения и деятельности И. Я.Яковлева на характер современных социокультурных процессов в Чувашской Республике.

157

Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводились по ряду направлений, включающих:

- опубликование результатов исследования в печати;

- выступления на международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях;

- обсуждение диссертации в Санк-Петербургском государственном университете культуры и искусств на заседании кафедры теории и истории культуры; на Международной научной конференции"И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества ( 1998, Чебоксары); на научной сессии Чувашского государственного гуманитарного института по итогам научно-исследовательских работ за 1998 год; на научной конференции ЧНИИ "Традции и поики в чувашском искусстве" ( 1989); на научной конференции "Чуваши Оренбургском крае", посвященной 150-летию И. Я. Яковлева (1998, Оренбург) и т.д.

 

Список научной литературыИванов, Владислав Николаевич, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Абашевская культура в Среднем Поволжье : Материалы и исслед. по археологии СССР/Акад. Наук СССР.- М.,1961.-226 с.

2. Артамонов М. И.- История хазар.- Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.523 с.

3. Бадер О. Н. Очерк шестилетних работ камской археологической экспедиции/МГУ им. М. В. Ломоносова.- М., 1953.-265 с.

4. Баскаков Н. А. Тюркские языки,- М., 1960.-242 с.523 с.

5. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов.-М., 1951.-142 с. 6.Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири.- М., 1936.- 286с.

6. Иконникова С. Н. История культурологии- С. Петербутг, 1996. -262с.

7. История СССР.-М.: Наука, 1966.-Т.1.-719 с.

8. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу.-Харьков, 1956.-347 с.

9. Ю.Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов.- М., 1964.-319 с.11 .Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии иКавказе.-СПб.,1893. 181с.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-Т.27.- М.: Госполитиздат, 1962.-XXXVI, 696 с.

11. З.Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб.: Имп. АН, 1791.-VIII, 101 с.

12. Насыров К. Поверия и обряды казанских татар. Записки императорского русского географического общества и отд. этнографии.-С.-Пб., 1880.- 491с.Сарианиди В. И. Тайна исчезнувшего искусства Кара-кумов.-М., 1967.-108 с.

13. Паласс П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. 1.-.П6., 1773.212 с.159

14. Смирнов А. П. Волжские болгары.-М,., 1951.-142 с

15. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения.- М.: Просвещение, 1953.-639 е., 1954.-735 с.

16. Ушинский К. Д. Собр. соч.- М., 1948.- Т.2.- 656 с.

17. Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах славянах и русых Ату-Али Ибн Даста. СПб., 1869.191 с.

18. Чичерина С. В. У приволжских "инородцев": Путевые заметки.-СПб., 1905.- 427 с.

19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1952.-376 с.

20. Список использованной зарубежной и национальной литературы:

21. Joannes Malalae. Chrohograpie Boimac.- 1831.251c.

22. Коев И. Българската везбенна орнаментика. "Трудове на Етно-графския институт". -София, 1951.-Кн.1.- 361с.

23. L.Gombocz/ Die bulgarisch-turkischrier in der ungarische Sprache, Cmn М.К/ Pallj. Hungari- Tschuwaschica. UAJb, Bb.XXXIII.1961. 432c.

24. Мессарош Д. Памятники старой чувашской веры. Будапешт.- 1909.- е. Ссылка по книге П. В. Денисова "религиозные верования чуваш".

25. Ашмарин Н. И. Словарь Чувашского языка: Вып. IX.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1935.-320 с.

26. Ашмарин Н. И. Отголоски золотоордынской старины.- Казань, 1921.226 с.

27. Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья,- Казань: Изд-во Казан. Ут-та, 1966.-403 с.

28. Волков Г. Десять этюдов об Иване, помнящем родство// Дружба.-1970.-Вып. 8.-C.124-144.

29. Валеев Ф. Архитектура и искусство Волжско- Камской Булгарии// Ученые записки Казанской Государственной консерватории.- Казань, 1970. -Bbin.IV.-372 с.

30. Дмитриев В. Д. История Чувашии XVIII века.- Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. 532 с.

31. Денисов П. В. Религиозные верования чуваш.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 408 с.

32. Егоров Г. П. Чуваш шумер.- Чебоксары: Лунный камень, 1992.- 51 с.

33. Иванов К. Собрание сочинений,- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957.458 с.

34. Жиркевич А. В. Мои встречи с Яковлевым. Чебоксары, Руссика, 1998, 467 с.

35. История Чувашской АССР. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983.- 286с

36. Калинин Н. Ф., Халиков А. X. Итоги археологических работ 19451952 гг.- Казань, 1954.- 108 с.

37. Каховский В. Ф. Была ли письменность у чувашей в древности?// Ученые записки ЧНИИ.- Чебоксары. 1962.- Вып.XXI,- с. 201-225.

38. Краснов Н. Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998.- 354 с.

39. Краснов Н. Г., И. Я. Яковлев.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976.272 с.

40. Кузнецов И. Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма/ЧНИИ при Совете Министров Чуваш. АССР.- Чебоксары, 1963,- 582 с.

41. КобловЯ. Мифология казанских татар. Казань, 1910.-211 с.

42. Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры.-Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1881.- 268 с.

43. Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958.-160 с.

44. Материалы по истории Чувашской АССР/ЧНИИ,- Чебоксары, 1958.-Вып. 1.-410 с.

45. Материалы взятые из избранных мест педагогических сочинений Н. И. Ильминского. Казань, 1892. -89 с.

46. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / НИИ при Совете Министров Чуваш. АССР.-Чебоксары, 1972,-424 с.

47. Никольский Н. В. Творчество чуваш/ ИОАИЭ.-Казань, 1921.- Т.31.-Вып.1.-С.71-78.

48. Никонор Архиепископ. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш.- Казань, 1910. 112 с.

49. Павлов Ф. Собр. соч. в 2-х т.- Чебоксары. Чуваш, кн. тзд-во. 1962. Т.2.-318 с.

50. Петров М. И. Симбирская чувашская учительская школа и И. Я. Яковлев.- Чебоксары, 1928,- 92 с.

51. Поппе H. H. О родственных отношениях чувашского и тюрко-татарского языков.- Чебоксары. Чуваш, обл. изд-во, 1952.-32 с.

52. Полевые записи автора. НА ЧГИГН. отд.Ш. ед. хр. 183. л. 53

53. Полевые записи. НА ЧГИГН. отд.П. ед.хр.667. п.55-56.

54. Романов Н. Р. Культ киреметя у чуваш/ НИИ язы., лит, истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР// О дореволюционной культуре чувашского народа/ Уч. Зап. ЧНИИ.- Чебоксары:Чувашгосиздат, 1957.- Вып. 15.- с. 248.

55. Романов Н. Р. Ваттисен самахесем, каларашсем, сутмалли юмахсем. (чувашские пословицы, поговорки и загадки). Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1961.- 360 с.

56. Русская философия на путях самопознания. УГИ. Свердловск. 1991

57. Сироткин М. Я. Чувашский фольклор.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965.- 132 с.

58. Сбоев В. А. Исследования об инородцах Казанской губернии: заметки о чувашах. Казань: изд. Дубровина, 1856.- 188 с.

59. Софийский И. М. О киреметях крещеных татар из дер. Тавель Чистопольского у. Казанской губ.-Казань, 1887.- 58 с.

60. Трофимов А. А. Орнамент чувашской народной вышивки.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1977.- 112 с.

61. Фукс. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Тип. Имп. Казан. Ун-та, 1840. 329 с.

62. Чуваши:Этнограф, исслед./Сост. Воробьев Н.И. и др.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 4.1.- 1956.- 416 е., Ч.2.- 1970. -308 с.

63. Яковлев И. Я. в воспоминаниях совеременников.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1968.-150 с.

64. Яковлев И. Я. Моя жизнь.- М.: Республика, 1997. 696 с.

65. Яковлев И. Я. Из переписки.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-320с.

66. Яковлев И. Я. Война и чувашская школа в Симбирске.- Симбирск: Типо-лит. Губерн. Правл., 1915.- 30 с.

67. Список использованных архивных документов:

68. Архив К. Д. Ушинского. т.З.

69. Материалы к истории Симбирской чувашской школы.- Симбирск: Типо-лит. Губ. Правления, 1915.- 71 с.

70. На память о 40-летии Симбирской чувашской школы.- Симбирск, 1910.- 123 с.

71. На память о сороколетии Симбирской чувашской школы. (28 октября 1868-1908 г.г.).-Симбирск, 1909.- 122 с.

72. НА ЧГИГН. отд. 11 .ед.хр.625.л.5.

73. НА ЧГИГН. отд.П.ед.хр. 625.л.5.

74. Письмо И. Я. Яковлева от 12 ноября. 1919 г.88." Просветитель".//Справочный листок г.Казани. 1867 г. 7 февр.ЦГА РФ. Ф. 733. оп. 180. ед.хр. 328.л.8.

75. РГИ А.ф.733.оп.202.д.292.л. 11.

76. РО ГПБ.ф.436. ед.хр.9.л. 165-169.

77. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.1.- СПб., 1864.-321 с.

78. УГА. ф.332. за 1878. ф.361.

79. ЦГА ЧР.ф.515.оп.1.ед.хр.325.

80. ЦГА ЧР.ф.515.оп. 1 .ед.хр.8.

81. ЦГА РФ.ф.733.оп.202.ед.хр.315.л.34 об.

82. ЦГА РТ.ф.92.оп. 1 .д.24605.л.30.

83. ЦГА 4P. Фонд. № 207.д. 1268л. 13.

84. ЦГА 4P. фонд 501.оп.1.д.407.л.37

85. ЦГА 4P. фонд 501. оп.1.д.325.л.1.

86. ЦГА 4P. фонд 515. on 1. д.325.л.1.

87. ЦГА 4P. фонд 733.ед.хр.328.л.8.

88. ЦГА 4P. фонд 515. on 1. ед.хр.8.

89. ЦГА 4P. фонд 733. оп 205.ед.хр. 1876. л.41.

90. ЦГА 4P. фонд 207. on 1. ед.хр.241. л.З.

91. ЦГА 4P. фонд 776. оп 20.ед.хр. 1092л. 19-21.

92. ЦГА 4Р.ф.515.оп. 1 .д.389.л. 1.

93. ЦГА 4Р.ф.207.оп.1.д.607.л.5.108.ЦГА 4Р.ф.207.оп. 1 л.ЗЗЗ.

94. ЦГА 4Р.ф.207.оп.1.д.202.л.1.Симбирские губернские ведомости. 1894 г. № 83.-8 с.

95. ЦГА 4P. Ф.207.оп.1.д.976.л.52.111 .ЦГА 4Р.ф.515.оп.2.д.82.л. 1 ;д.35.л. 1.

96. ЦГА 4Р.ф.207.оп. 1 .д.752.л.2.

97. ЦГА РТ.ф.92.оп. 1 .д. 12697.Л.44.165

98. ЦГА ЧР.ф.207.оп.1.д.607.л.5.

99. ЦГА ЧР.ф.515.оп.2.д. 12л. 1.

100. Пб.Яковлев И. Я. Временные педагогические курсы, устраненные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских школ (с кратким очерком таких же курсов 1884 года).- Симбирск, 1899.-41 с.

101. П.Яковлев И. Я. О школьном образовании чуваш;// Городской и сельский учитель.- 1897.- вып.5.

102. Яковлев И. Я. Отчет о временных педагогических курсах. -Симбирск, 1899.-89 с.