автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Противоречия духовной жизни общества и пути их разрешения в условиях обновления социализма

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гламазда, Александр Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Противоречия духовной жизни общества и пути их разрешения в условиях обновления социализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Противоречия духовной жизни общества и пути их разрешения в условиях обновления социализма"

БЕЛОРУССКИЙ ОЩЕИА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЩИ В.И. ШИНА

На правах рукописи ГЛАМАЗДА Александр Васильевич

ПРОТИВОРЕЧИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ' СОЦИАЛИЗМА

Специальность 09.00.02 -теория научного социализма и коммунизма

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских науж

Минск 1990

/

Работа выполнена в Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина.

Научный руководитель - кандидг.г философских наук,

доцент Мельников А.П.

Официальные оппоненту - доктор философских наук,

профессор Головнев А.И.

кандидат философских наук Бугрова И.И.

Ведущая организация - Минское высшее инженерное

эенитно-рахетное училище.

Защита состоится " 25" Д жайря 1990г. в 14 часов на заседании специализированного совета К-056.03.03 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Белорусской государственном университете имени В.И.Ленина /220060, г.Минск, Ленинский проспект, 4, главный корпус, аудитория 206/.

С диссертацией можно ознакомиться в научном зале библиотеки Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина.

Автореферат разослан "23й ноября 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук,

доцент 1ШК0ВСШ Г.Ы.

I. СЩЛЯ ХАГЖП2ЕИЯШ РЛБОШ

^щальность_теш_исслв^ова11ия. Принцип противоречия, всесторонне разработанный и обогащении!* основоположниками материалистической диалектики и их последователями, имеет, как известно, универсальное значение. "В собственном смысле диалектика, - отмечал В.И.Ленин, - есть изучение противоречий в самой сущности предметов..."*. В настоящее время философские исследогания диалектической сущности социалистического общества не в полной мере отвечают объективным потребностям социального развития.

Необходимость исследования противоречий духовной жизни советского общества объясняется рядом причин. Прежде всего это определяется тем, что нала страна переживает новый этап своего развития, связанный с перестройкой всех сфер общественной жизни. Этот революционный процесс со всей очевидностью требует выработки долговременной и научно обоснованной политики обновления духовной жизни общества, направленной на гуманизацию жизни человека. Только в данном случае проблема ответственности каждого отдельного человека за все происходящее в обществе наполняется реальным содержанием, берущим начало и завершавшимся в человеке, а не в абстрактах упованиях на сами по себе взятые идеи "передового строя", "гидавшейся личности", "самых гуманных в мире законов" и т.д. Решение данной задачи возможно только через выявление, определение и последующее разрешение противоречий названной сферы общественной жизни.

Следующая причина нам видится в том, что формально признавая существование противоречия в развитии всех областей жизнедеятельности общества, мы до последнего времени мало обращали внимания на их выявление и своевременное разрешение, что являлось.следствием административно-командных методов управления страной, в том числе в сфере духовной жизни. Именно поэтому важнейшей задачей перестройки стало оперативное преодоление остаточного принципа выделения средств на развитие культуры, извлечение уроков из прошлого. Это позволит социализму в нашей стране превратиться в строй высокой культуры и морали.

* Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по истории философии"// Полн.собр.соч.-Т. 29. - С. 227.

Актуальность исследования противоречий духовной жизни обусловлена тек же тстз, -что понимание сегодняшнего состояния и перспектив дальнейшего развития духовного производства и потребления не зоз-мояшо без всестороннего анализа присупих им противоречий. Важность изучения названных противоречий детерминировала еще и тем, что они являются шутренним источником развития духовной шзни общества, в основе которой лежат социально, обуеловленше духовные потребности и духовные интересы субъекта духовной деятельности. •

В процессе постепенного повяления социально-политической активности трудящихся возрастает их интерес к проблемам духовной геизни. Предопределено это участившимися фактами социально-отклоняющегося поведения кис со стороны отдельных граждан, так и со стороны некоторых малых социальных групп папего общества. Среди множества причин, обуславливающих такое поведение, не последнее место•занимают пморачизм и беспринципность. Проблемы преодоления негативных явления в духовной жизни серьезно волнуют людей, тгл как они понимают, что добиться результатов в обновлении социализма на принципах гуманизма без борьбы с этими проявлениями невозможно. Сущностные причины данных явлений связаны, как правило, с несвоевременным разрешением существующих диалектических противоречий, доведением их до остроконфликтной, кризисной ситуации. Иначе говоря, кризис духовной сферы - главная причина, требушая теоретического рассмотрения ее противоречий.

Проблема диалектических противоречий вообще, и противоречий духовной жизни в частности, имеет богатую историю развития. Достаточно иного внимания уделяли ей мыслители древности, представители утопического социализма. Дальнейшую разработку она нашла в произведениях классиков марксизма-ленинизма, которые выработали основные, имеющие методологическое значение, теоретические положения о сущности, содержании и способах разрешения диалектических противоречий социалистического общества. Свое дальнейшее отражение эта. проблема получила в последних госу-дарственно-партийннх документах, в выступлениях и работах видных государственних деятелей, в публикациях многих ученых-обществоведов.

На основе проведенного анализа литературы можно.выделить четыре группы работ, в которых нашли свое отражение те или иные аспекты рассматриваемой проблемы.

Первую группу составляют труды советских учешх, d которых предметом изучения и анализа являются общетеоретические я методологические проблемы диалектических противоречий социалистического общества. В трудам А.П.Бутенло, Д.Д.Гришина, Д.П.Зсркина, B.E.Iioa-ловского, В.И.Мишина, Ю.К.Плетникопа, В.С.Сзменова, Г.М.Ш'гракса показан сутагостный характер противоречия, дана и г. классификация, обосногана роль противоречий как внутреннего источника развития общества.

Вторую группу составляют публикации, и т.оторих рассматриваются основше элементы системы противоречия социалистического общества, причем их изучение.представлено п советской литературе неравномерно. Наиболее полно изучены противоречия экономической жизни /Л.И. Абалкин, Й.АроЕо, П.С.Бунич, О.Р.Лацис, Г.В.Попов и др./ и наименее полно - противоречия духовной с^еш, хотя в этом направлении ведут свои исследования ¡-1.М.Балов, Н.В.Гончаренко, В.И.Грузнов, В.А.Жаданов, Л.А.Кленов, Я.П.Левкович.

К третьей группе относятся работа С.а.Анидаюиа, Т.И./дало, Е.М. Бабосова, А.И.Головнеэа, В.В.Журавлева, Л.Н.Коган, В.И.Орлова, Л.П. СверчкОЕОй, Я.Б.Сесшиной, А.К.Уледова, в которых анализируется диалектика духовной жизни общества, раскрывается противоречивый характер духовного производства и потребления, исследуется многовариантность подходов к•определению духовной сферы.

В четвертую группу входят работы, которые поввядоны основным путям разрешения противоречий духовной аиэки. В трудах Н.А.Ацу^рие-ва, В.Л.Барсука, Р.В.Гребенникова, Л.М.Зайцевой, В.П.Зимина, А.П. Мельникова, С.В.Степанова анализируется влияние образовательного и культурного уровня населения на социокультурную ситуацию в обществе. Развитию материально-технической базы духовной жизни посвятили свои монографии С.В.Курегян, А.Л.Петроченко, И.Д.Прохоренко и др. Актуальные проблеют формирования научного мировоззрения интенсивно разрабатывается Р.А.Арцилевским, М.Г.Ашманисэм, В.С.Еуяновым, B.C. Овчинников™, А.С.Тонких, В.И.Шинкаруком, А.И.Яценко и другими авторани.

Однако, следует отметить, что специальных работ, посвященных комплексному исследования противоречий духовной жизни и основных путей их разрешения явно недостаточно. Нельзя сказать, что вопроси противоречий духовной жизни не ставились в философской литературе. В работах таких авторов, как В.Ф.Еерков, Н.В.Гончаренко, Н.П.Кирил-

лов, В.П.Ешшарук, Л.В.Коогг, Д.Г.Чумак рассматриваются противоречия отдовдмх структурных элементов духовной о^еры общества. Однако их пиалня осуществлен на таком уровне обобщения, который порой на позволяет применить теоретические внлоды к изучению реальной деятельности людей р духовней жизни.

Актуальность проблеет и реальное состояние се теоретической разработай послужим основанием для глбора темы, постановки цели и К01гсретннх задач исследования.

Ссиогная цель диссертации заклюпает-сп в социально-политическом анализе диалектических противоречий духовной жизни советского общества и определении основ;пк путей их разрешения. Б соответствии с поставленной целью в работе выдвинуть: следующие задачи:

- уточнить суаюсть понятия "противоречия со1?!слистичсского общества" ;

- показать место противоречил духовной ?г.;зни в системе противоречил социалистического общества;

- рассмотреть диалектику духовной с$ерн обзества через взаимодействие духовного производства к духовного потребления;

- определить основные пути разрешения противоречий духовной ииэ-нн социалистического общества в условиях его обновления.

диссертационного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, оценки и отводы, со-дертадиеед в документах Коммунистической партии и Советского государства. Автором широко использовались материалы и решения ХХУТ1 и ХХУIII съездов КПСС, XIX Всесоюзно!! конференции партии, Съездов народных депутатов СССР, съездов творческих союзов, речи, статьи, выступления видках государственных деятелей.

Концептуальная основа диссертации слоилась под влиянием трудов Е.М.БабосОЕЯ, А.П.Вутенхо, А.К.Головнева, 3.В.Журавлева, Е.Н.Коган, В.ЗЛСозловского, В.П.Орлова, Л.П.Сэерчковой, В.С.Семенова, Е.З.Су-• лилова, А.К.Уледова, Г.П.Нтракса. Большую помощь в работе над ней оз;азалк произведения Т.Я.х\дуло, С.§.Анисимова, РД.Арцшезского, В.С.Буянова, С.С.Впшевского, И.Б.Гончаренко, Р.В.Гребенникова, Д.Т.Ковтуна, В.И.Мишина, Ю.В.Плетяшсова, М.Н.Рутхевича и многих других авторов.

Для подтверждения теоретически положении использовались ыатери-

алы периодической печати, статистических сборников, социологических исследований, личный опыт политической работы и наблюдения автора.

исследования заключается в разработке концепции своевременного разреаеняя противоречий духовной жизни на основе комплексного филосо£ско-социологического исследования диалектики духовной сферу как одной из важнейпкх областей жизнедеятельности общества; в обосновании основного противоречия духотой жизни, выражающегося во взаимодействии духовдого производства и духовного потребления; в раскрытии противоречивого характера собственно духовного производства и собственно духовного потребления, а также в определении системы противоречил этих двух феноменов духовной сферы; в прогнозировании основных путей разрешения противоречий духовной жизни, выработке практических рекомендаций по формировании высокой духовности личности как одного иэ определяющих факторов успешной перестройки советского общества.

Ппм^тнчоокэд^нщи'мсть^аботи состоит з том, что ее положения, выводи и рекомендации позволяет привести в систему знания о сущности и характере противоречий духовной яизни социалистического общества. Это дает возможность использовать ее в ходе преподавания теории научного социализма и политологии, а также в работе по формировании всесторонне развитой личности, развитии духовных интересов на основе подлинных ценностей человеческой цивилизации. Кроме того, материалы исследования могут оказать определенную помощь в написании работ по проблемам противоречий социалистического общества, диалектики его духовной сферы, противоречивого характера духовного производства и потребления, в разработке учебно-методических пособий для учебных заведений. Результаты диссертации дают возможность советским органам, руководяаим системой образования, культуры,средствами массовой информации и пропаганды, видеть сущностные причины слояиБзейся кризисной ситуации в духовной лизни и на научной основе составлять программы выхода из этого кризиса.

АпЕдбация^лиссептации. Основные положения исследования обсуждались на кафедре научного социализма Минского дасшего военно-полити-иеского общевойскового училища, апробированы в выступлениях автора перед профессорско-преподавательским составом училища и Военно-политической академии имени В.И.Ленина, на вторых Республиканских чтениях молодых философов "Социально-философские аспекты глобальных

проблем современности"' /Минск, 1988г./, а также в ряде других выступлений, при чтении лекций, прореденип семинарских занятий по курсу теории научного социализма.

Ст]2^^па^сслс,5дпадая подчинена его обцему замыслу и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

н. ociicKioH содешшз работы

So^aDgnejjMy обоснована актуальность избранной теш, характеризуется степень ее разработанности, формируются цель и задачи исследования, раякркгаэтеч лауп.тл : пхпна г. практическая значимость работи.

§_QSESl2iL£S552 " "Теоретгао-методологическяе основы анализа противоречии духовной жигни социалистического обпестга" - автор с позиций системного подхода анализирует духовную сферу обществе и со-отЕетств^тмщю еГ. систему протлвср?чиГ!.

~ "Сущность и содержание понятия "противоречия социалистического общества" - исследуются различные подходы.к определению данного понятия, выделяются черты и структура диалектического противоречия, приводится обаепринятая классификация противоречия социалистического обаества, при зтом акцентируется внимание на необходимости их своевременного разрешения, определяется место противоречий духовной жизни в общей системе противоречий социализма, а также исследуются противоречия структурных компонентов духовной сферы.

В диссертации отмечается, что для материалистической диалектики именно внутренние протигоречия есть та главная двгосуцая сила, которая определяет развитие предметов, явлений, их переход от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему. Только исходя из признания противоречивых тенденций, содержащихся в предметах и явлениях, 1'ожо правильно понять источник их самодвижения, развития.

Использовав для характеристики понятия "противоречие" определение, данное в Философском энциклопедическом елового , автор выделяет черты диалектического противоречия и его структуру.' При отом

* См.: Философский энциклопедический словарь. -М., 1989.-С.523.'

особого внимания заслуживает пятый элемент структуры - условия разрешения диалектического противоречия. Применительно к советскому обществу, к ним относятся: а/ создание подлинно правового государства; б/ дальнейшее усиление гласности; в/ глубокая демократизация кадроьой политики; г/ соблюдение принципов социальной справедливости; д/ реальниЯ плюрализм мнений; е/ самокритичное понимание относительности накопленного социального опыта; к/ демократический мо-ханиэм самодеятельности касс * .

Противоречия социализма носят еубъектно-обгектниЯ характер, ко-тори'й кратко мсч-т определить так: без субъекта, его сознания, его деятельности нельзя выявить и разрешить любое социальное противоречив. Субъект включен во всю тотальность общественных отношений, а следовательно, в многообразные социальные противоречия, где он проявляет свою активность.

Проблема противоречия социалистического общества всегда интересовала ученых-обцествоведов. Автор останавливается на истории их изучения и исследует основныэ подхода к их трактовке. Особого внимания заслутаваег дискуссионный вопрос об антагонистических противоречиях при социализме. При отом автор ьисказивает мнение, чти тезис об отсутствии антагонизмов при социализме не корректен, так как при отсутствии в социалистическом общества классовых антагонизмов, в нем продолжают иметь место индивидуальные и групповые /стратнке/ антагонизмы.

Противоречия, проявляющиеся в социалистическом обществе, имеют как разные условия возникновения, так и разный характер, уровень, временную длительность выявления и действия. Названные противоречия в диссертации классифицируются по следующим типологическим основаниям: по природе и сущностной рота; по значению и песту; по виду и характеру; по системному признаку; по причинам возникновения; по способу воздействия на развитие общественной ястзни; по объему исторического действия; по генетическому признаку; по временному основанию; по объему проявления; по степени и своевременности разрешения; по сферам проявления в обществе.

Важной сферой общества является духовная сфера, понимаемая ив только как сумма существуюцих ценностей, но и как активная жизнедеятельность, особый тип произЕодства по освоению имеющихся культурных ценностей, создан!«) новых, распределению и потреблению накоп-

* См.: Черников В.В. Диалектические противоречия перестро;1ки/Д!эвес-тия АН ТССР. Серия общ.наук.-1909.-К.-С.Б-?.

Т

леших . Езлв за основание типологии структурные элемента духовной изни общества, автор выделяет з обдай системе противоречий духовной с^ерн сяедуЕшно противоречил:

а/противорсчип идеологической деятельности. Диссертант и а сказывает мнение, что п настоящее гремя мегду субъектами пдгйпо-теоре-тпчсской деятельности, а также з рамках оти:: субъектов, реально су-ссствуат противоречия, .чослщир при определенных условия;; антагонистически" характер. Лкалогичпал ситуация складывается и в идейно-политической работа, где ¡с пестроте теоретических воззрения прибавляется неготовность идеологически;: кадров к работе в слог.пвезйся ситуации. Перечисленные {.акторы резко ешкаат эффективность идеологической работы КПСС;

б/ противоречил сг.стсш образования. В диссертации отмечается, что !!сс.тедолг.гис образования ¿:ак диалектически противоречивого . процесса тасет огромное практическое и теоретическое значение, что обусловлено реформированием системы образования в стране. Основным противоречие;.! денно Г. системы, по мнению автора, является противоречие меп-ду образованием и обссством, около* и ::ионьа. Оно действует на протяжении суцестЕОЕанля организованного образования и определяет суипость и £орш других противоречия, например, макду тз-хуагаи и перспектив1лг.;'.[ интересами общества в системе образования;

с/ противоречия социалистического воспитания. В разнообразной палитре противоречий социалистического воспитания диссертант выделяет: противоречия, детерминированные объективными условиями воспитания; противоречим, связанные с его субъективными факторами, противоречия, миадивапапзся в процессе воспитательных субгектно-объег.тиых отнесений; противоречия управления социалистическим воспитанием. Осгашшм .те противоречием социалистического воспитания, от которого в той пли иной степени зависят все остальные противоречия, по мисник; автора, солидарного б отом вопросе с Л.ГЛумак*", является противоречие ке.цеу социалистическим и индивидуалистически;.: в сознании личности;

о См.: Духовная с£зра социалистического общества.-М.,1С87.-С.13. С:,;.: Чумак Х.Г. Коммунистичсамс воспитание: система и процесс.-1'ииинев, 1587. - С.85-91.

г/ противоречия науки как иктелле!стуаль:;ого потенциала общества. Противоречил а пауке юзнаксат в процесса практического взаимодействия с.уб^ег.га о объектом. 3 ряде случаоа они "незакоаш" и ьоенн-казт з результате яутанищ в рассуждениях. Одто многие из лих имеют нсоб-.;оди:.шй характер и проявляется о силу, с одной сторснм, бос-хопшости, неограниченности, разнообразия и противоречивости объекта познания и, с другой, конечности, ограниченности познавательных ьоз:.га;шостсй субгсгста на кхздэм этапе ого исторического развития. В систэмо противоречий науки виделялтея противоречил мс-^ту теорией и far.Tar.ni, ыезду методом и просчетом нау гного иссдядоваычл, между сосуаостЕуютгля теория;«», а татда противоречия, сознжояцнс а процсссо восхождения от абстрактного к конкретному;

д/ противоречия средств массовой информации и пропаганда /СЖП/. Автор выделяет с системе противоречий СММИ три болыкз группы: противоречил материально-вещных компонентов С.Ш; противоречия организационной структуры С'ЕЯ и противоречил содержательного плана;

е/ противоречия культурного строительства. В реальном историческом процессе противоречил культурного строительства при:.гл:азт к двум главным полисам - прогрессу к регрессу, передовой и консервативной культуре. Какдая из них клее? свои, сущностные для нее противоречил. Противоречие мегду передовой и консервативной культурой всегда носит остроконфликтный характер и если оно не разрешено своевременно, то становится оцут;к!ш тормозом развития, общества.

Исследовав назвгнше противоречия, автор указывает, что на этом огреничиваться в изучении противоречий ду.соекой >$кзни нельзя и продолжает их анализ через призму суб^ектно-об-.лктни:: отнопений в сле-духг.зи параграфе •

- "Ду>'-°сиая жизнь социалистического обаества и противоречия ее разжатия" - рассмотрены проблемы' дкалеатиг.и духовной с^ерм через взажодейетвие духовного производства и духовного потребления, показан прстншречивнй характер этих двух феноменов общественной ЕИЗНИ.

Автором анализируются различные точки зрения на проблему духовной жизни общества и отмечается, что существует два основных подхода к определению этого понятая: а/ через соотнесение с понятием общественного сознания и б/ через соогкопениз с понятием духовной культуры. По мнении диссертанта духовная ;;:нзнь не исчерпывается сознанием, про-

дуятм::! духon;¡0.1 деятельности, таге или иначе стражи:?!:!« оСпсствен-¡¡ое бытие в иислях, пгедстаплеп'/ях, образах, порках к пр., а включает саirj деятельности по прои.-.годстгу, распределению и усвоению духопас: ценностей.

Обсостгекпал кизиь представляет собо". диалектическое единство рг.агкодойстпгл противоположностей - материальной и духовной г.ипнн общества. Причем ни та, ни другая протг.Еоположость не может существовать обособленно одна от другой и в то z:e время они внутренне предпо:гп)';;цг друг друга.

Диалектика собственно духовней хизни, отдельно рассматриваемая от жизни материальной, мохет быть представлена только а абстракции, а не с действительности, потому что взаимоотношения различных сторон ду:ои:ой сферы как особого феномена сухзстьуют только через их постоянную материализации и идеал поацж. При рассмотрен:!!! диалектик:: духовной мюни черег- призму делтельшои: субъектов, автор особо еы-долкет Еса;;:,;одейстЕИэ духовного производства и потребления, состав-

основное противоречие дуковкой г.пзнн общества. Основание« для такого умозаключения служп тот ¿акт, что ето противоречие, ео-перпгс, сукестсует па протяжении всего времени сусествовання духовной Ы12ни; во-вторых, оло виракает сушостную характеристику духовной о*:ери; в-трстьж, око детерминирует развитие других, неосновных противоречий духовной ;:азни.

Вместе с тем, з диссертации отмечается, что духовное производство и духовное потребление - явления довольно противоречивые, медо-му из н:к присуца своя собственная система противоречий.

Духовное производство составляет основу духовной кизил и выделяется в самостоятельную область человеческой деятельности в результате обаествеяного разделения труда. В процессе духовного производства люди вырабатывают определенные взгляды, представления, идеи об окружающем и сайта себе, создают определенные духовные ценности. Продукты духовного производства составляют-социальную помять общества в его историческом развитии, предпосылку дальнейшей деятельнос-' ти.

.Осуществляется духовное производство особыми группаз-га. людей, то есть является специализированным производством. Субъектом духовного производства, его производительной силой является прегде всего интеллигенция. Но было бы неверны:.! полагать, что субъектом материаль-

кого производства является только рабочий класс и крестьянство, а субъектом духовного производства - только интеллигенция. При социализме весь народ выступает в роли единого субъекта mit материального, так и духовного производства.

По мнении автора, а системе противоречий духовного производства можно выделить следующие противоречия: а/ основное противоречие, которым диссертант считает противоречие между духоЕнши потребностями ira каждом данном этапе общественного развития и имевдмся уровнем развития духовного производства; б/ внеашие и внутренние противоречия, причем к внешним относятся противоречия между духов-» ним и материальным производством, между социалистически!! духовным производством и несоциалистическим духовито производством, а в совокупности внутренних противоречий духовного производства выделяется несколько подгрупп: противоречия субъсктно-объектных отношений духовного производства; противоречия в сфере духовных потребностей; противоречия содержательной сторош духовного производства; противоречия ы сфере управления духовным производством.

Духовное потребление рассматривается автором как процесс идеальной переработки субъектом продуктов духовного производства посредством распредмечивания их социальных связей и отношений с целья формирования определенного типа личности. Духовное потребление может быть различным и носить либо содержательный, либо функциональный характер. Но и в том, и в другом случае оно предстает как особый вид деятельности. Деятельность потребления включает в себя побудительные силы, материальные и духовные ценности, подлежащие выбору и поведенческий элемент. КаддыЯ компонент в отдельности, как и целостная деятельность, отратлет специфику той сферы, в которой действует личность.

Анализируя субъектнэ-объектныа отношения духовного потребления, автор видит определенную систему противоречий названного потребления, в которой основным будет являться противоречие мевду духовными потребностями личности, класса, обяеетва в целом на данном уровне развития и степенью доступности духовных ценностей. Кроме основного судествуют частные противоречия процесса духовного потребления.: противоречие мездау производительным и непроизводительным духовным потреблением, противоречия субъекта и объекта духовного потребления, противоречие меяду художестззешйм и нехудожественным потреблением.

Таким образом, система противоречия духовной жизни включает в себя, во-первых, противоречил основных структурных элементов духовной сферы общества; во-вторых, противоречия, складывающиеся в субь-ектно-обьектных отношениях духовкой жизни. Несвоевременность разрешения названных противоречий, их игнорирование в культурной политике привело к критическому состоянию даховной жизни. Низкая культура населения, падение социального престижа творческой деятельности, определенная вульгаризация материальных и духовных ценностей - вот липь некоторые проявления бездуховности общества. Практические меры выхода из кризиса, реального разрешения противоречий духовной жизни рассмотрены автором в следующей главе.

^_212Е°Я_гласе ~ "Основные пути разрешения противоречий духовной жизни общества на современном этапе" - диссертант анализирует повшение образовательного и культурного уровня трудящихся, развитие материально-технической базы духовной жизни и формирование научного мировоззрения в контексте разрешения противоречий духовной сферы.

§Л2Е59МЛ5Е2£ЕЙ£ ~ "Повшение образовательного и культурного уровня трудящихся" - автор исследует влияние роста образованности и культуры населения на разрешение противоречий духовной жизни. В диссертации отмечается, что сегодня, в условиях обновления социализма нам необходимо повшение культуры труда и производства, политичос-кой культуры, культуры нравственной и физической, культуры социалистического общежития и межнационального общения, культуры в самом широком смысле слова, вошедшей в обиход, ставшей повседневной кормой труда, поведения и досуга.

Влияние развития культуры и образования на разрешение противоречий духовной жизни в работе рассматривается с двух позиций. Во-первых, непосредственное влияние повышения культурного к образовательного уровня на разрешение противоречий таких структурных элементов духовной жизни общества, как система образования, социалистического воспитания, науки, культурно-просветительной работа. Во-вторых, исследуется опосредованное влияние на разрешение противоречий духовной сферы со стороны повышения образовательного и культурного уровня трудящгхся, Это влияние, как правило, скрыто, завуалировано и и не всегда предсказуемо в своих социальных последствиях. Опосредованное влияние в больше": степени характерно для разрешения противоречий средств массовой информации и пропаганды и идеологической деятельности.

Следует тгжке гоеть г виду, что своевременность и полнота разре-пения противоречий духовной гизни во многой определяется существую-ц:гл образователыалл я. культурным уровнем населения. Очевидным в этом плане является тот £ахт, что разрешений' любого противоречия духовной с5ери осуществляется через субъективную деятелыюсть людей, которая будет тем плодотворнее, чем визе будут их интеллектуальные возможности.

Появление образовательного и культурного уровня трудящихся ока-ензает существенное влияние на обе стороны основного противоречия духовной :?.иг.нй - духовное производство и духовное потребление. Рост образования и культура населения ведет к глубоким качественны;.! и количественны:* изменениям в субъектах и объектах духовного производства, к содержательному развитию духовных потребностей. На любом уровне субъекта духовного производства - личности, социальной группы, класса - опосредованно проявляется степень развития материального производства, достигнутый уровень образования и культуры. Что же касается специализированного субъекта духовного производства -интеллигенции, то ее количественные и качественные параметры, структура и социальная активность непосредственно зависят от достигнутого обществом образовательного и обсекультурного уровня.

Духовике потребности рассматриваются автором как социально обус-ловявнше состояние субъекта /личности, социальной группы, общества/, побуздепцее его к такой деятельности, которая приносит ему интеллектуальное удовлетворение. Духояше ценности любого вида при желании и заинтересованности в них доступны почти каждому человеку. В современны:; условиях жители, по крайней мере городов, не только не испытывают "духовного голода", а скорее оздпают избыточность информации. Вместе с тем, автор считает, что проблема духовного отчуждения в нашем обществе стоит остро и требует своего решения.

Под влиянием повышения образовательного и культурного уровня распираются количественные показатели субъекта духовного потребления, происходит повышение требований к деятельности социальных посредников потребления духовных ценностей.

На примере театра диссертант исследует количественные показатели субъекта духовного потребления и отмечает, что роль театра з структуре досуга населения погашается с ростом его образованности. Причем одновременно люди высокого уровня образования наиболее требоца-

телыш к театру и его репертуару, а также предъявляет повышенные требования к деятельности других социальных посредников духовного потреблснял: клубов, выставочная залов, музеев и всех средств массовой информации и пропаганда.

Автор считает, что повывшие образовательного и культурного уровня трудящихся - основной путь разрешения противоречий духовной жизни общества, тах как под его воздействием не только изменяется субъект духовного производства и потребления, но и достигается необходимая полнота и своевременность разрешения противоречий системы образования, общественного воспитания, науки, средств массовой информации и пропаганды, идеологической деятельности в целом. Рост образованности й культуры иасс делает процесс выявления и разрешения противоречий духовной сферы необратимым, динамичным и социально де-терминиров&шкм. И хотя в самом поешшии образованности и культуры существуем очень много нерешенных проблем, отот путь наиболее перспективен, поддается управлению и прогнозированию, а такие предопределяет общие перспектива обновленческих процессов не только в духовной области, но и ъ остальных сферах общественного бит;!-».

~ "Развитие материально-технической базы духовной жизни" - рассматривается влияние названной базн на разрешение противоречий духовной сферы.

В диссертации материально-техническая база духовной кизш определяется как исторически определенная совокупность средств духовного производства и потребления, необходимых для духовной деятельности во всех ее формах. Структура ее, по мнению автора, включает в себя материально-техническую базу науки, народного образования, искусства, культурно-просветительной работы, средств массовой информации и пропаганда, В работе дается анализ их состояния и основных тенденций развития.

Диссертант считает, что совершенная материально-техническая база духовной сферы является подлинным критерием гуманистически направленной общественной жизнедеятельности. Будучи производи)-зависимой от состояния материального производства, ока суммирует все достижения в материальном и духовном производстве и позволяет обществу вплотную приблизиться к осуществлению принципа: "Все - во имя человека, всэ - для блага человека!"

Материально-техническая база духовной жизни является своеобразным базисом, на котором разворачивается разрешение противоречий духовной сферы. Закон постоянного возвышения потребностей вызывает у субъектов духовного производства и потребления состояние неудовлетворенности уровнем материально-технической базы духовной жизни и заставляет ее постоянно совершенствовать. Уровень материально-технической базы оказывает существенное влияние на количественные и качественные характеристики субъектов духовного производства и потребления - развитая база способствует росту количества работников, занятых преимущественно творческой деятельностью, де-> терминирует высокое качество их подготовки к этой деятельности и, наоборот, слабая база не может этого обеспечить.

От состояния материально-технической базы духовной жизни в сна- . читальной степени зависят временные рамки и своевременность разрешения противоречий данной сфера. Кроме того, развитая материально-техническая база духовной кивни расширяет доступ человека к ценностям мировой цивилизации. Она делает более доступным и быстрым овладение творческим опытом прошлых поколений, вследствие чего данный опыт лучше усвоиваатся и используется. Состояние материально-техки-ческой базы оказывает существенное влияние и на полноту разрешения противоречий духовной сфера.

Одновременно совершенная материально-техническая база сокращает время на создание духовных ценностей. Среди причин, которые это предопределяют, можно назвать: а/ наличие новой, более совершенной технической базы для художественного творчества, начиная от его условий /хорошо оборудованные студии, мастерские и т.п./ и кончая инструментами труда /современная аппаратура, техника и т.п./; б/увеличение количества людей, специально занимающихся художественным творчеством, что неизбежно ведет к соревнованию между ниш /поэтому "выйгрш времени" становится важным моментом художественной /интеллектуальной/ деятельности/; в/ появление новых материалов, что имеет положительное значение для некоторых видов искусства /например, архитектуры/ с точки зрения затрат времени на завершение замысла и др.

. Анализ современного состояния материально-технической базы духовной жизни, проделанный автором диссертаций, позволяет ему сделать вывод о том, что бедственное состояние этой базы не способно обес-

печать своевременное раэревенае противоречий духовной жизни общества, а ведет лишь к обострения супествующих и появлению новых.

В третьем параграфе - "Формирование научного мировоззрения" -исследуются пробдеш формирования ш!ро воззрения, связанные с процессом разрешения противоречий духовной жизни общества.

Диссертант показывает, что во всем многообразии путей разрешения противоречий духовной сферы формирование научного мировоззрения занимает особое кесто. Но мнению автора, формирование мировоззрения, изучаемое в контексте разрешения противоречий, мошю рассматривать с нескольких точек зрения: как результат духовного производства, как качественная характеристика субъектов духовного потребления и как субъективный результат духовного производства и потребления. Кроыз того, формирование мировоззрения выступает определенный интегрированным социальным заказом для всего процесса разрешения противоречий духовной жизни. Все это дает основание считать формирование научного мировоззрения не только путем разрешения противоречий духовной"жизни, но и условием их успешного разрешения.

Другой особенность» формирования научного мировоззрения, рассматриваемого в совокупности путей разрешения противоречий духовной жизни, является его количественная и временная неопределенность. Этим данный аспект разрешения противоречий существенно отличается от уже рассмотренных путей - повьшвния образовательного и культурного уровня трудящихся и развития материально-технической базы духовной жизни, которые количественно и, как правило, временно определены.

В диссертации подчеркивается, что формирование мировоззрения носит субъективный характер и только поведение человека, а также различных социальных групп, позволяет судить о степени его сформирован-ности, Именно в поведении субъектов духовного производства и потребления проявляется в субъективно преобразованном йиде и уровень образованности и культуры, и степень утвервдения в общественном сознании научного мировоззрения и мера удовлетворения социально детерминированных духовных потребностей.

Автор отмечает, что абстрактным, виесубьектным мировоззрение не бывает, существует различные вида мировоззрения, отличающиеся по своему субъекту, то есть общественное и индивидуальное мировоззрение. Субъектом общественного мировоззрения выступает большая соци-

альная обэность лвдей, которых объединяет преяде всего отнесение к средствам производства и их место в системе общественного производства, единство взглядов на принципиальные вопроси общественной жизни.

Субъектом индивидуального мировоззрения выступает личность. Оно неповторимо, как неповторим каждый человек. Кроме общественного и индивидуального существует ems и групповое мировоззрение, субъектом которого выступают сравнительно исбольвие социальные группы. Но о нем целесообразно говорить, когда группа отличается обггностьк» целей и интересов, связанных с социально значимой деятельностью в сфере материального и духовного производства.

Сам факт возникновения и функционирования мировоззрения в духовной жизни общества, его постоянного воспроизводства в общественном и индивидуальном сознании свидетельствует о том, что оно не представляет собой случайное явление, а служит следствием удовлетворения определенных потребностей. Валмейаая из них, порождающая мировоззрение и имеющая общечеловеческое значение, - потребность в ду-* ховном самоопределении социальных субъектов и в совершенствовании регулятивных механизмов их деятельности.

Однако потребность в мировоззрении-это не только индивидуальная, личная, но и общественная потребность. Она актуализируется, как правило, в переломные момента в истории общества, или в переходные, а иногда и кризисные, фазы в жизни человека, когда перед ниа с особой остротой встает вопрос о смысле и цели жизни.

В такие переломные, кризисные, революционные периода происходят бурные, глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, которые требует мировоззренческого осмысления происходящего, приведения старого мировоззрения в соответствие с изменившимися условиями, так как в сложившейся ситуации оно не может выполнять функцию жизненной ориентации и должно быть либо дополнительно развито, либо заменено другим.

Научное мировоззрение является определяющей качественной характеристикой субъектов духовного производства и потребления. Оно детерминирует их социальную активность, которая в свои очередь, лежит, в основе социально-политической деятельности личности, социальной группы, класса. Различные социальные силы способны а своих целях: а/ создавать оптимальные формы функционирования противоречия;

б/ своими действиями усиливать существующие и порождать новые противоречия; в/ намеренно акцентировать в своих действиях одни и игнорировать другие противоречия; г/ препятствовать разрешении развитых и назревшее противоречий; д/ добиваться практического преодоления тех ила иных противоречий; е/ допускать на уровне действия рассогласованность с объективными сущностными отношениями противоречия и т.д. Предопределяя поведение субъектов духовного производства и потребления, научное мировоззрение способствует своевременному или несвоевременному разрешению противоречий духовной сферы, определяет его полноту.

Под влиянием научного мировоззрения формируются разумные потребности личности, социальной группы, класса, которые имеют огромное значение для понимания придан социально значимой духовной деятельности как объективного начала разрешения противоречий духовной жизни. ,

В заключении диссертации даются основные выводы и практические рекомендации, направленные на своевременное разрешение противоречий духовной жизни общества в условиях обновления социализма.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Глаыазда. A.B. Методика изучения материалов XIX Всесоюзной конференции КПСС в курсе научного коммунизма; Уч.-метод, пособие.-ЫН., МЕШОУ, 1989. - 47с..

2. Гламазда A.B. Противоречия социализма: особенности проявления и разрешения: Уч.-метод, пособие. - Мн. ■ МВШОУ, 1989. - 27с.

3. Гламазда A.B. К вопросу о противоречиях социализма // Научный сборник № I. - Мн., ЫВШЮУ, 1969. - 12с.

4. Глаыазда А.В, Противоречия духовной жизни социалистического общества И Научный сборник № 2. - Мн., ЫВВПОУ, 1990. - 13с.

^ г *

А. Глаыазда

См.: Марксистско-ленинское мировоззрение: сущность, пути формирования. - Мн., 1986. - С. 190.