автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.16
диссертация на тему:
Проявление национальной ментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Дуринова, Светлана Батуевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.16
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проявление национальной ментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов'

Текст диссертации на тему "Проявление национальной ментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов"

/

/

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Бурятский Государственный университет

Кафедра русско-бурятской филологии

На правах рукописи

Дуринова С. Б.

Проявление национальшйментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов

Специальность 100102 Литература народов России

УН

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических тщук

Научные руководители: доктор филологических наук,

профессор Найдаков В.Ц.

доктор филологических наук профессор Балданов С.Ж.

Улан-Удэ 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .................................................. 3

Глава I Ментальные факторы в творчестве поэтов старшего

поколения С. Туя, М. Саридака, Г. Дагурова, Д. Хилтухина 21 § 1. Характер проявления советской ментальности в поэзии

русскоязычных поэтов.............................. 21

§2. Национальная ментальность и ее проявления в поэзии 48 §3. Соотношение национальной и инонациональной

ментальности в поэзии русскоязычных поэтов-бурят..... 69

Глава II Особенности проявления ментальности в творчестве поэтов младшего поколен^Г^.р^эзия Б.Дугарова,

Н. Нимбуева, Б.Жигмытова, Л. Олзоевой.............. 86

§1. Намжил Нимбуев и отражение в его поэзии

современной национальной ментальности.............. 86

§2. Евразийская природа ментальных факторов в поэзии

Б. Дугарова....................................... 99

§3. Современное осмысление традиционной ментальности

в произведениях Б. Жигмытова и Л. Олзоевой........... 116

Заключение................................................ 126

Библиография.............................................. 132

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена исследованию феномена русскоязычной бурятской поэзии, который до настоящего времени обсуждается в публицистике, литературной критике, но еще не стал предметом специального научного изучения. Проблема двуязычия в литературном творчестве требует широкого комплексного подхода, выработки современных инструментариев.

В истории мировой культуры немало примеров, когда художник использовал язык другого народа. Однако от обращения к чужому языку он не превращался в писателя или поэта другой национальности. Такие национальные российские писатели, как О. Сулейменов, Ч. Айтматов, И. Друцэ, Т. Платов, Анар, по мнению критика Л. Аннинского, «пишут по-русски. Но нет никакого сомнения, что это глубоко национальные поэты. Более того, наиболее интересно в их произведениях, как раз то, что национально»1. Исследуя творчество русскоязычных бурятских поэтов, в частности Б. Дугарова, А.П. Паликова выразилась следующим образом: он «пишет на русском языке, но во всем ... в метафорах и ассоциациях -мировосприятие героя (и автора) - бурятский»1.

Известно, что в процессе использования неродного русского языка национальный поэт пытается выйти из узконациональных рамок. Но при этом он, в свою очередь, активно воздействует на него, интонирует, обогащает его, тем самым осуществляет творческих синтез двух языков, двух культур. Происходит не только творческое взаимодействие языков, но и «столкновение национальных образов мира» (Г.Гачев). Исследовать творчество русскоязычных бурятских поэтов с точки зрения национальной ментальности, высвечивающей психологические, социальные и

1 Аннинский Л. Локти крылья. М., 1989. С.8.

национальные проблемы индивидуума и общества в целом, осмыслить своеобразие поэтического мировидения, эволюцию национального мышления в бурятской поэзии XX века - эта задача представляет несомненную научную ценность.

Понятие "менталитет" прежде всего является исследовательским предметом исторической науки. Видный советский (русский) ученый А.Я. Гуревич, внесший заметный вклад в изучение ментальных факторов в отечественной исторической науке, дает предпочтение трудам основателей французской школы "Анналов", в частности, Марку Блоку и Люсьену Февру, которые "обрели новое ключевое слово - ментальность", тем самым совершили, по его словам, коперниковскии переворот в историческом познании XX века"1. Менталитет для Марка Блока и Люсьена Февра - это "центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса"2. Сам А.Я. Гуревич термин "тег^аШе" приблизил по смыслу к русскому слову "мировидение". Он пишет, что "центральная проблема истории ментальности

л

- изучение и реконструкция картины мира прошлого" .

В "Большом энциклопедическом словаре Ларусса" менталитет определяется как "совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных какой-либо общности людей или групп; состояние ума... склад мышления " (Берется менталитет современной молодежи, деловых кругов)4

Немецкие ученые, в частности, автор и редактор коллективного труда "Европейская история менталитета" Петер Динцельбахер, отмечал, что менталитет включает в свой состав множество узких тем, которые в

1 Паликова А.К. очерки русской поэзии Советской Бурятии. Новосибирск, 1982. С.200.

1 Пушкарсв Л.Н. Что такое менталитет? (Историографические заметки). Отечественная история №3, 1995 г. С.158.

2 Там же. С. 159.

3 Споры о главном. (Сборник статей). М,- Наука - 1993 г. С.25

4 Вопросы психологии. №5. 1993. С.22.

совокупности образуют, по интерпретации А.Я. Гуревича, картину мира индивида или общности людей на определенном уровне своего развития.

В качестве примера дается целый ряд тем: "точка зрения на юность и старость"; "отношение к сексуальности и значение любви"; "представления о соотношении радости, страдания и счастья"; "представления о смерти и поведении человека при умирании"; "религиозность"; "отношение к войне и миру"; "оценка природы и окружающего мира"; "восприятие пространства"; "образцы мышления"; "регулярное поведение" и т.д.1

По мнению доктора исторических наук Л.Н. Пушкарева, "слишком много сил и времени уделила советская историческая наука выявлению социально-экономических, классовых и партийных факторов, влияющих на поведение человека (либо социального страта) в тех или иных условиях. И очень мало изучено значение таких ментальных факторов, как чувства, симпатии, склонности, душевные предпочтения и проч., хотя именно они-то порою могут весьма существенно влиять на ход исторических событий, а порою и определять их" . Коротко говоря, функция менталитета сводится к тому, как сделать картину истории стереоскопичной и правдивой. И в результате нового подхода историк обретает как бы двойное видение: видение "извне" и видение "изнутри". Однако видение "изнутри" является прерогативой науки психологии. Так, по определению психолога И.Г. Дубова, "менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и

1 Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? (Историогр. заметки). Отечественная история. №3. 1995. С. 161.

2 Там же. с. 165.

характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других"1. Из сказанного следует, что менталитет раскрывает те глубинные области сознания индивидуума, коллектива и народа, которые ускользают из поля зрения при исследовании исторических событий и явлений.

Необходимо отметить, что менталитет отчетливо проявляется в переломных этапах развития общества и поэтому сопровождается ломкой устоявшихся привычек и установок. Однако следует иметь в виду, что происходит не всецелое изменение сознания и мышления, а частичное, так как первичные представления о мире остаются в подсознании, и с этим человек проживает до конца своих дней. А что же подвергается в сознании изменениям и что остается? Прежде всего меняется образ жизни, поведение, мышление. Например, после революции семнадцатого года общество начинает жить по-советски. Тем не менее та программа человеческой жизни, которая вложена в человека из христианских заповедей ( Не убий!, Не укради!, Не лги! и т. д.) существовала в других формах в различных верах, в шаманизме, буддизме и т. д. Эти коренные исконные понятия, утвердившиеся в сознании человека, оставались неизменными в течение жизни многих поколений, они передавались через гены, какая бы смена менталитета ни происходила. В связи с изложенным возникает вопрос: какую роль может сыграть литература, в частности художественная, в выявлении ментальных факторов?

Необходимо уяснить для раскрытия данной проблемы вопрос о взаимосвязи гуманитарных наук и искусства в целом. Существует принципиальная разница в подходах к данной проблеме. Гуманитарные

1 Дубов Г.И. Феномен менталитета: психологический анализ. Вопросы психологии - № 3., 1993. С. 22.

науки исследуют проявления ментальных факторов, а художественная литература обеспечивает наглядность проявлений этих факторов. Но при всем этом исследователи ментальных факторов не исключают возможности междисциплинарного подхода к изучению данной проблемы. Ж. Ле Гофф, один из блистательных исследователей этой проблемы прямо указывает на ее особенность: "...эта область истории находится на скрещении различных влияний, она "приближается к этнологии", должна "дублироваться социологией", имеет родство с социальной психологией и свое спасение находит в "структуралистском методе"1. Поэтому гуманитарные науки, разрабатывая свои методологии по познанию сущности человека, обращались к опыту литературы и искусства. И ученые признают, что "ссылка на художественные и религиозные источники представляется важной не только для понимания коммунальности, но и для понимания менталитета как более широкого понятия"2. Прежде всего, они ссылались на произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. П. Чехова и т. д. для наглядной иллюстрации того, как ведет себя реальный человек в своей социальной роли. С этой позиции особую актуальность приобретает задача осмысления проявлений ментальных факторов не только в произведениях знаменитых художников, но и малоизвестных, поскольку художественная литература - это прежде всего творение талантливых людей, которые в силу своей природной одаренности, могут обнаружить в человеке все то глубинное, трудноуловимое, которых сложно усмотреть даже при создании серьезных научных трудов. Примером тому может служить поэзия русскоязычных поэтов - бурят, в сознании и мышлении которых синтезировались два миропонимания. Написанные на русском языке стихи поэтов С. Туя, М. Саридака, Г. Дагурова, Д. Хилтухина,

1 Споры о главном. (Сборник статей). М. - Наука - 1993 г. Стр. 56.

2 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. "Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен". Социально-политический журнал № 4, 1997 г. Стр. 35.

Н. Намжилова, Б. Дугарова, Б. Жигмытова, Л. Олзоевой отражают очевидные признаки национальной ментальности, поэтому осмысливается их творчество, как факт бурятской культуры.

Гуманитарные науки всегда развивались во взаимодействии, не изолированно друг от друга, ибо главным объектом их исследования и внимания, как и в художественной литературе был и есть человек, его жизнь, окружающий его мир. По этому поводу известный критик А.И. Буров писал, что особым предметом художественного познания является человек "в единстве его индивидуального и общественного содержания, т.е. человеческий характер, если понимать характер как результат непосредственного, живого общения человеческого индивида с другими людьми и миром природы"1. Именно эти обстоятельства, на наш взгляд, и определяют суть данного исследования.

Таким образом, литература, отражая в художественных образах психологические черты индивидуума, социальные сдвиги, факты и события общественной жизни, служит наравне с наукой, важнейшим средством выявления ментальных факторов.

Так, одним из компонентов менталитета является представление человека о соотношении радости, страдания и счастья. Ученые мало писали об этих категориях психического состояния человека. Об этом сами поэты и писатели (они, как и ученые, тоже пытаются понять мир, в котором живет человек, его внутреннюю жизнь) пишут так:

Тот счастлив, кто забыл все, не вернули, тот счастлив, кто не ушел, не любил, и тот поэт в разноголосье улиц кто родину любовью озарил.

(Любовь всегда чужбине дар везучий. Л.Олзоева, 1975)

1 Волков И.Ф. Теория литературы. М.:Наука, 1997. С. 35.

В течение всей своей жизни человек испытывает невероятное количество эмоциональных переживаний, которые и составляют основу его жизненного опыта. Художественная литература способна не только отражать многообразие эмоционального состояния человека, но и обогатить его этими ориентирами. Поэт тем и отличается от обыкновенного человека, что обладает особой чувствительностью мировосприятия. Именно за это люди с древности отмечали божественность их происхождения.

Таким образом, если историков и социологов интересуют проблемы влияния ментальных факторов на исторические и социально-экономические процессы, то художественная литература является той экспериментальной лабораторией человеческого опыта, которая обеспечивает наглядность в изучении и познании сущности человека. Думается, что проблему ментальности в художественной литературе можно понять глубже и полнее на основе анализа произведений таких великих писателей, какими предстают перед нами Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др., в творчестве которых во всей своей полноте отразился русский национальный характер.

Одним из наиболее сложных моментов исследования ментальных факторов является размытость самого понятия "менталитет", который не поддается однозначной характеристике. Ж. Ле Гофф, один из самых блистательных исследователей в этой области, в 1974 г. прямо говорил об этом так: "Первое, что привлекает в истории ментальностей, это именно ее неопределенность, стремление выявить "осадок" исторического анализа, всякое историческое "не знаю что". Неопределенность удваивается своего рода междисциплинарным рассеиванием ....

Это определение хотя и уклончиво, но привлекательно, по крайней мере, тем, что не скрывает, что история ментальностей еще более, чем

1 Споры о главном (Сборник статей). М. : Наука, 1993. С. 56.

раньше, является средством познания нового и неизведанного. Отсюда неудивительно, что сферы ее применения чрезвычайно разнообразны - "от культурной социологии прошлого до исторической антропологии и психологического опыта"1.

Современные ученые высказывают мнение о том, что в глубинах человеческой памяти запечатлено буквально все пережитое индивидуумом, начиная с рождения, а может быть и раньше. Косвенным подтверждением этого мнения служат случаи усиления памяти в гипнозе. В одном из таких экспериментов человеку, погруженному в гипноз, внушалась мысль, что ему всего два года, и он начинал демонстрировать свойственный этому возрасту хватательный рефлекс и произносить слова, совершенно, казалось бы, исчезнувшие из его памяти. Этот факт говорит о том, что человеческая память представляет собой огромный резервуар, куда оседают, в том числе нереализованные мысли и чувства. Вместе с тем человек за всю свою жизнь переводит на язык примерно около 30% всего того, что он ощущает, чувствует, мыслит, а остальные 70% уходят в резервуар глубинной памяти, также оказывая непосредственное влияние на внутренний и внешний мир человека.

Таким образом, память как форма психического отражения является одним из средств проявления менталитета не только в жизни вообще, но и в художественной литературе.

Традиции, обычаи, мифологические образы генетически заложены в памяти человека и относятся, как мы уже говорили, к ментальным инструментариям. По мнению психологов, "память - это хорошо организованное хранилище сведений, позволяющее в каждой ситуации извлекать именно те сведения, которые нужны для принятия решения о действиях в подобной ситуации, т.е. позволяют выбрать тот способ действия,

1 Споры о главном (Сборник статей). М. - Наука - 1993 г. Стр. 57

который с наибольшей вероятностью приводит к успеху. Память позволяет не только знать прошлое, но и прогнозировать предстоящее и заблаговременно готовиться к нему. Без памяти о прошлом человек был бы безоружен перед будущим"1.

Память о прошлом оживает в общевыработанных веками обычаях, традициях, живущих в героических эпосах, улигерах, мифах и т.д. И вместе с тем они служат и ориентирами в современной духовной жизни нации. Истинной правдою управляемый, Исстари мудрыми возглавляемый, Издали народ их заметил; Искренне радуясь, встретил, Абаю Гэсэру в честь О неслыханной пели победе; Уничтожив силу разбойную, Людям жизнь даровав спокойную, Им Гэсэр и угнанный скот На прощанье отдает.

(Гэсэр. (Ветвь четвертая) Перевел М. Тарловский) Зарубежные философы, социологи, психологи утверждали, что в человеке изначально заложены чувство страха, воли, стадности, по