автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кузнецов, Александр Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление"

На правахрукоп и си

Кузнецов Александр Евгеньевич

Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

31 ОКТ 2013

005536466

Москва 2013

005536466

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики ФГБОУ ВПО «Литературный институт им. A.M. Горького».

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Минералов Юрий Иванович

доктор филологических наук, доцент Васильев Сергей Анатольевич

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Mill У Лазареску Ольга Георгиевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания МИОО Окунькова Елена Александровна

Ведущая организация

Тульский государственный педагогический университет

Защита состоится<2,£йоября 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 при Литературном институте им. A.M. Горького по адресу: 123104, Москва, Тверской б., 25.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. A.M. Горького.

Автореферат разослан «/ ^октября 2013

г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, профессор /

Стояновский

Общая характеристика работы

А.Т. Болотов (1738—1833) - знаковая фигура своего времени. Его огромный вклад в русскую литературу, культуру и науку только начинает серьезно осмысляться. Болотов был многогранной личностью и, кроме литературных трудов, оставил после себя множество работ по педагогике, медицине, сельскому хозяйству и экономике. Он был первым русским агрономом и одним из создателей пейзажного парка России. Его по праву считают основателем отечественной помологии - науки о сортах плодово-ягодных растений.

Особняком стоят «Записки» А.Т. Болотова, его самый известный литературный труд, - «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», созданный в условной форме «писем к другу». Триста писем, двадцать девять рукописных томов, написанных в 1789-1833 годах, представляют собой подробную летопись обстоятельств его жизни с самого рождения и заключают в себе разнообразнейший и во многом уникальный материал о бытовой и духовной жизни России в XVIII столетии.

Публикация «Записок» 4-х томным приложением к журналу «Русская старина» в 1870-1873 годах не только привлекла к себе внимание читателей, но и сослужила Болотову плохую службу, ибо появилась в тот момент, когда в русскую литературу XIX века после A.C. Пушкина и Н.В. Гоголя вошли такие выдающиеся писатели, как И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой. В.Н. Ганичев справедливо считает, что «если мерить мерками конца XIX века, Болотов занимал в нашей литературе место незначительное и подражательное, а если перенестись в век XVIII, то мы с полным основанием будем считать "Записки" и многое другое в литературном творчестве А.Т. Болотова новаторским и первопроходческим»1.

Действительно, язык болотовской прозы относится к такому роду литературного языка, который, несмотря на то, что многие слова и выражения уже давно исчезли из нашей речи, не стареет. Написанный более двухсот лет назад текст прост и понятен нашему современнику. В нем есть то, что A.B. Гулыга назвал музыкой. «Болотов - стилист замечательный, придающий словам особое, порой прямо-таки музыкальное звучание. Но чтобы зазвучала эта музыка, нужна была дистанция во времени: сто лет назад многое в болотовской прозе для нас это красота архаизма»2.

1 Ганичев В.Н. Предисл., послесл, примеч. // Записи! Андрея Тимофеевича Болотова. 1737-1796: В 2-хт. - Т. 1. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1988. - С. 520.

2 Гулыга A.B. Он писал о себе для нас //Болотов А.Т. Жизнь и приключения... - М.: Современник, 1986. - С. 4.

В тридцатые годы XX века имя Болотова подверглось жесткой идеологической обструкции. Чувство небрежения к творческому наследию писателя, по существу, обернулось для автора «Записок» литературным забвением на многие десятилетия. В академическом издании «Н.И. Новиков и его современники»3 имя Болотова даже не упоминается.

В настоящее время интерес к его личности, как и вообще к XVIII веку в России, растет, однако большая часть его многотомного наследия остается неизданной, в том числе множество богословских и философских сочинений. Только в 1992 году увидел свет поэтический сборник Болотова «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских» . Стараниями А.К. Де-миховского удалось опубликовать прозаические опыты Болотова: «Письма о красотах натуры», «Живописатель натуры», а также ранее неизвестную комедию «Честохвал»5. Некоторые рукописные архивные материалы были впервые введены в научный оборот лишь в последние годы в диссертациях А.Ю. Веселовой, А.К. Демиховского, И.В. Щеблыгиной. Появились публикации A.A. Азроянц, В.Я. Лазарева, E.H. Перкпна, А.Л. Толмачёва. Однако представления о писательских возможностях А.Т. Болотова до сих пор остаются «недоосмысленными».

Из сказанного вытекает актуальность диссертационного исследования «Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление», которое направлено на изучение прозаических произведений Болотова, подробный их разбор и анализ в связи с многовекторными тенденциями развития культуры XVIII столетия.

Цель диссертации: определить особенности становления индивидуального стиля А.Т. Болотова, динамику формирования его литературной манеры, нашедшую претворение в разных жанрах и формах художественной и журнальной прозы.

Задачи исследования:

- дать детальный анализ как отдельных произведений, так и «Записок» в контексте стилевых исканий современников;

- определить роль эпистолярной формы и различных видов очерков в творческом наследии писателя;

- дать характеристику прозы А.Т. Болотова, запечатлевшего живую русскую речь в различных риторических и эстетических обстоятельствах.

Основным материалом исследования послужили следующие произведения А.Т. Болотова: «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные

3 Н.И. Новиков и его современники. -М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 535 с.

4 Российский архив. - М.: Российский архив, 1992. - Т. 2-3. - С. 469-539.

5 Болотов А.Т. Честохвал // Болотов А.Т. Избранное. - Псков: ПОИПКРО, 1993. - 351 с.

им самим для своих потомков», «Детская философия», «Путеводитель к истинному человеческому счастью», статьи для журнала «Экономический магазин», поэтическая книга «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских...», «Письмао красоте натуры», «Живописатель натуры», пьеса «Честохвал».

Объектом диссертационного исследования стал стиль произведений А.Т. Болотова в контексте современных ему художественных исканий.

Предметом исследования являются художественные приемы повествования в очерковой, автобиографической и лирической прозе Болотова, - в контексте культурного стиля эпохи, когда, в частности, «смешивались архаические славянские и новые разговорные грамматические формы»6.

Методологическую основу работы составили труды классиков зарубежной и отечественной филологии: В. фон Гумбольдта, Ф.И. Буслаева, A.A. Потебни, а также крупных ученых, занимавшихся вопросами поэтики и литературного стиля: В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, А.Ф. Лосева, Ю.И. Минералова. Исследование строится с учетом принципа системного анализа текста, включающего в себя типологический и сравнительно-исторический аспекты изучения художественных произведений.

Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в нем дано историко-функциональное осмысление литературного наследия Болотова. На основе большого эмпирического материала рассмотрены главные аспекты творческой индивидуальности писателя, которые проявились, по выражению Г.О. Винокура, на скрещивании «двух исконных начал русского письменного слова - книжного и обиходного, - своеобразно осуществлявшемся в различных отделах послепетровской русской письменности, в том числе и художественной литературы»7. В нашем исследовании принципиально новым является изучение особенностей художественной речи Болотова, формировавшейся как «стилистическая категория разговорно-бытовой, фамильярной речи высших классов, не приспособленной к светскому этикету»8, а также анализ художественной речи писателя как признака его авторского стиля — в соответствии с концепцией П.Н. Сакулина9.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования намечают перспективные направления дальнейшего изучения художественного стиля Болотова и его творческой индивидуальности. Материалы и выводы могут быть использованы в лекционных и практических курсах по ис-

6 Камчатное A.M. История русского литературного языка. - М.: Академия, 2008. - С. 288.

7 Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - M.: Учпедгиз, 1959. - С. 138-161.

8 Виноградов В.В. Язык Пушкина. - М.: Academia, 1935. - С. 380.

9 Сакулин П.Н. Филология и культурология. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

тории русской литературы XVIII века и в спецкурсах по проблемам стиля русской прозы.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы в докладах на конференциях в Mill "У: «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (2010), «Мировая словесность для детей и о детях» (2011); в выступлениях на кафедре русской классической литературы и славистики (Литинсти-тут им. A.M. Горького, ноябрь 2009, январь 2012). По теме диссертации опубликовано 4 статьи и одно литературное эссе.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 200 источников.

Основное содержание работы

Во введении представлен обзор исследовательских работ о творчестве А.Т. Болотова, охватывающий большой отрезок времени: от первых рецензий Д.И. Писарева, отмечавшего «громадный повествовательный талант» автора10, до современных ученых, как отечественных, так и зарубежных, ищущих в разнообразном и во многом уникальном материале писателя новые грани его таланта. Отмечаются разные подходы к исследованию жизни и творчества А.Т. Болотова. Однако все совпадают в оценке его главного труда - автобиографических записок, которые Н.В. Водовозов назвал историческим памятником, достойным изучения11.

В главе первой «Условия формированияхудоэ/сественного языка прозы Болотова» подчеркивается, что становление Болотова как писателя во второй половине XVIII столетия происходило на фоне серьезных перемен в обществе, затрагивающих не только материальные, но и духовные сферы жизни русского человека.

В первом параграфе «Особенности становления личности Болотова: воспитание и образование» отмечается, что одной из таких важных духовных сфер культуры и быта России XVIII столетия было чтение. Для Болотова оно стало не только неотъемлемой частью его долгой жизни, оно формировало его личность как гражданина, как ученого, как писателя со своим индивидуальным почерком и языком.

Не имея на руках качественной учебной и методологической литературы, сталкиваясь с педагогами, не обладающими порой навыками преподава-

10 Писарев Д.И. Первые литературные опыты (Библиогр. заметки и критические ст. из журн. «Рассвет», 1859 г.) // Писарев Д.И. Поли. собр. соч.: В 6 т. - Т. 1. - СПб.: изд. Ф. Павленкова, 1903.

11 Водовозов Н.В. А.Т. Болотов - писатель ХУШ века // Ученые записки МГПИ им. В.П. Потемкина. - Т. СУП. - Вып. 10. - М.: МГПИ, 1960. - С. 1-23.

тельской деятельности, Болотов на себе испытал все особенности частного образования в середине XVIII века. В дальнейшем ему самостоятельно пришлось добирать то, что недодали учителя. И это стремление к обретению знаний и самосовершенствованию стало важнейшим качеством в натуре будущего писателя, ученого и исследователя.

Глубокое изучение немецкого и французского языков на начальном этапе образования способствовало быстрому овладению европейской культурой, что впоследствии оказало существенное влияние на становление собственных философских идей и литературных взглядов.

Во втором параграфе «Письма Болотова к другу как риторические упражнения, формирующие стиль: военная служба и первые литературные опыты Болотова» подчеркивается, что знакомство с «новой наукой», учением о «воле человеческой» Христиана Августа Крузиуса позволило А.Т. Болотову впервые получить «истинные и ясные понятия о свойствах и совершенствах божеских» (VIII, 86)12.

Первым художественным опытом Болотова начала 1760-х годов стали дружеские письма к морскому офицеру Николаю Еремеевичу Тулубьеву13. Всего с 16 ноября 1760 года по 1 марта 1761 года им было отправлено из Кенигсберга 27 писем. Обо всем этом писатель потом сам расскажет в «Записках», вспоминая переписку с Тулубьевым как время «особой дружбы». Называя ее дружеской, Болотов не только определяет жанр своих писаний, но и указывает на дружеские письма как на исток, с которого начиналось формирование его художественного языка и стиля.

В письмах к Тулубьеву присутствуют все жанрообразующие принципы дружеского письма. Главная особенность этих писем - культ сентиментальной дружбы, который определяет тональность, тематику, лексико-семантический строй писем. Переписка с Тулубьевым важна и теми обстоятельствами, что, во-первых, она оказала значительное влияние на слог писателя, его стилистическую манеру, почерк, — на все то, что позволяет судить об индивидуальном стиле автора, а, во-вторых, эти письма напрямую связаны с главным фундаментальным сочинением А.Т. Болотова, его «Записками». Анализ писем показал, что некоторые из них, после серьезной редакторской правки писателя, легли в основу его «Записок», которые композиционно и были задуманы автором, как серия писем к вымышленному другу — «любезному приятелю».

12 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков: В 4 т. // Русская старина. - 1871-1873. - Приложение. Ч. VIII, письмо 86-е. Далее цит. по этому изданию: после цитаты указываются в скобках часть и письмо.

13 Письма Болотова кТулубьеву хранятся в РО ИРЛИ, ф. 537, дело 29, т. 10-11.

Исследование текстов писем приводит к выводу, что стиль дружеского послания Болотова, с одной стороны, соединяет в себе черты «житейского очерка», а с другой - риторического упражнения, не отягощенного догмами, господствовавшими в литературном языке и «культурном стиле эпохи»14. Выявлены основные черты дружеского письма Болотова:

- доверительный тон и его речевые формы;

- отбор объектов описания и способы описания, учитывающие адресат и характер переписки;

- способы «связывания» отдельных писем в единое обширное произведение.

Единство писем А.Т. Болотова организуется:

- адресатом,

- кругом описаний того, что интересно самому автору писем и должно интересовать друга,

- тоном, «беспечностью» стиля; автор заботится о том, чтобы было интересно читать собеседнику.

Во второй главе «Опыты А. Т. Болотова в различных жанрах. Очерк как форма и жанр в стиле писателя» выявляются особенности болотов-ской стилистики на ранних этапах творчества писателя, а также дается представление о внутренней форме его произведений.

В первом параграфе <<Дружба и сотрудничество с Н.И. Новиковым. Влияние его идей и взглядов на жизнь и творчество Болотова» подчеркивается, что для Болотова переломным моментом в его творческой судьбе стала встреча с писателем и просветителем Н.И. Новиковым (1744—1818). В университетской типографии, арендованной Новиковым, были напечатаны практически все самые известные труды писателя, включая более четырех тысяч статей и заметок для его «Экономического магазина» (1780-1789), выходившего в качестве приложения к «Московским ведомостям». Идеи и взгляды Новикова, бесспорно, находили свое отражение в творчестве Болотова. Под их влиянием создавалась «Детская философия». С другой стороны, в диаметрально противоположных подходах и взглядах, возможно, и кроется суть непростых взаимоотношений между Новиковым и Болотовым. Христианский дух болотовской натуры, его трудолюбие и литературный дар не позволили писателю стать заложником чужих идей и «смелых» творческих концепций.

Во втором параграфе «"Экономический магазин " Болотова: журнальный стиль и внутренняя форма» говорится, что в работе над журналом у писателя проявляется особая манера повествования, которая в полной мере рас-

14 Минералов Ю.К Концепция литературоведческого синтеза // Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. - С. 5-22.

кроется уже в его мемуарной прозе. Обращаясь к читателям, Болотов находит свое особое слово к ним: «любезные». Оно позже встретится и на страницах «Записок».

За десять лет Болотов написал для журнала более четырех тысяч статей и заметок. А это без малого 40 томов «Экономического магазина» в формате 12x19 см, с числом страниц не менее 400. Только на тему домашней медицины было опубликовано свыше 900 работ. Как пример - название таких материалов в оглавлении: «Еще об одном и довольно действительном лекарстве от зубов», «О головных человеческих болезнях» (часть XL, от 1789 года); «Лекарство от каменной болезни», «О лекарстве от обжоги», «Еще об одном лекарстве от желтухи» (часть XI, от 1782 года); «О лекарстве от растрескавшихся рук» (часть XXXI, от 1787 года); «Рецепт целительным каплям», «Лекарство от кашля» (часть X, от 1782 года).

Обращаясь к частной жизни человека, Болотов находит короткий путь к читателю. В отличие от писем к Тулубьеву, адресат авторского обращения разнообразен и широк. Он уже не привязан к конкретному человеку, что накладывает на писателя определенные повышенные обязательства, ибо то, что интересному одному человеку, может быть совсем не интересно другому, и тут, что очень важно, Болотов сохраняет взятый в письмах тон дружественности, сближающий читателя и автора. Он определяет в языке «заметок», очерков благорасположение автора, который вполне представляет себе того, к кому он обращается. Тем самым, можно говорить об определенном стилевом приеме писателя, позволяющем ему устанавливать «коммуникацию», способную сцеплять разные по форме, по задачам заметки, советы, зарисовки в одно общее стилевое пространство, которое и называется «Экономическим магазином». Оно определяется единой «внутренней формой» произведения, «сгущением» и «расширением» содержания, которые являются «основными факторами превращения каждого индивидуального художественного стиля в семантический уникум».15

Одной из главных тем, разрабатываемых Болотовым в журнале, является тема природы и сада. «Именно природа, - как писала Т. А. Алпатова, - становится главным действующим лицом фенологических, лирико-философских описательных сочинений Болотова».16 Повествуя о садах, писатель рассказывает о странах мира, их географических особенностях, о нравах людей их населяющих, о том, кто из знаменитых особ - историков, философов, писателей, там побывал. И все это по-болотовски, с экскурсом в историю. Так, он

15 Минералов Ю.П. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - С. 274.

16 Алпатова Т.А. Андрей Тимофеевич Болотов в русской литературе и культуре ХУШ - начала XIX века // Литература в школе. - 2001. - № 1. - С. 4.

дает представление практически почти обо всех существующих садах мира. И список этот внушительный:«Некоторый замечания о садах в» и далее перечень: Италии, Швейцарии, Франции, Гигипании (Испании), Нидерландах, Англии, Германии. Из ряда выбиваются лишь названия: О китайских садах, садах в Турецких областях, о Вавилонских висящих садах. О садах: древних персов и древних греков.

В третьем параграфе «Поэзия быта и жанровое своеобразие очерков о природе Болотова» рассматриваются подходы писателя к построению своих текстов. Умение Болотова обращать внимание на самые неожиданные бытовые мелочи А.Ю. Веселова увязывает с концепцией Зульцера об «идее выделения чувствительности, как особой познавательной способности».17 Причем в поэтических произведениях различные темы переплетаются порой самым невероятным образом. Так, в стихотворении «Крябине цветуи{ей» Болотов «соединяет» тему сада и природы в одно единое целое. Используя разговорно-бытовой лексический строй: вешней красе, духовитым, — фольклорно-песенное: лесочки, лужку, - автор «вырывает» это описание из тяжеловесной, классицистической формы поэзии и приближает его к человеку. В цикле религиозных стихотворений, обращений автора к Богу, «Вздохов», Болотов употребляет слова как типичные для обиходной речи, так и из церковнославянского языка, обладающего богатым арсеналом средств выражения «важного содержания».

Внешняя и внутренняя форма «Живописателя натуры» свидетельствует об общем с «Экономическим магазином» подходе автора к созданию произведения. Уже в его оглавлении, которое имеет полное название: «Живописа-тель натуры, или опыты сочинениям, относящимся до красоты натуры и увеселения себя оными», Болотов создает эффект представления, позволяющий привлечь внимание читателя к своему творчеству. Соотнесение названия с содержанием приводит к важному для внутренней формы «фактическому единству образа». Развертывание от страницы к странице автором этого «образа образов» или «идеи идей»18 позволяет нам судить о «целокупном пространстве» произведения, в котором слова, фразы, словесные высказывания образуют неповторимый индивидуальный авторский слог.

«Живописатель натуры» - это очерк в самом классическом понимании этого слова. Автор отказывается от вымышленных фактов и событий, «производит отбор типических явлений в самой действительности; сделав этот отбор, сосредоточив внимание на тех явлениях, которые, по его убеждению,

17 Веселова.А.Ю. Стихотворения A.T. Болотова: Хорошая физика, но плохая поэзия // Slavic Almanach. The South African Year Book for Slavic, Central and East European Studies. - 2000. - Vol. 6. № 9. - P. 152-171.

18 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. - С. 260.

наиболее характерны и типичны» В самом изображении отобранного материала он держится как можно ближе к жизненным фактам. Авторский лиризм, проходящий красной нитью через все художественное полотно «Живо-писателя натуры», характерен и для другой работы писателя - «Письма о красотах натуры».

Путь Болотова от бытового, «житейского» очерка в дружеском послании и дробных жанров «Экономического магазина» к лиризму прозы «Живописа-теля натуры» и «Писем о красотах натуры» ясно свидетельствует, что автор остается верен выбранному пути и не отступает от своей очерковой манеры повествования. Эти работы не просто литературное явление данной эпохи, отражающее мировоззренческую позицию писателя, верящего в гармоническое существование человека и природы. Создавая их, Болотов, по сути, стоял у истока очерковой прозы в русской литературе.

Стиль очерков позволяет говорить о Болотове как о мастере психологического рисунка, способного несколькими штрихами «точно очертить данное в действительности» и извлечь из этого «правду искусства». Отбор материала характеризует не только описываемое явление, но и самого автора, стремившегося в публицистическо-исследовательской манере познать тайны бытия и законы мироздания. Используя художественные элементы очерка — пейзаж, деталь, Болотов придает сюжету композиционную завершенность. Развитие сюжета обеспечивается «внутренним движением». Оно сцепляет все «цело-купное пространство»20 и делает целостным внутреннюю форму произведения. В этом «необычность» очерков о природе, на которых Болотов отрабатывал ключевые приемы будущих записок.

В третьей главе «Л. Т. Болотов—стилист и литературный критик» «Записки» филологически анализируются в контексте традиций эпистолярного жанра эпохи. Сопоставление прозаических текстов Болотова и Державина, близких по духу и жанру, помогает не только определить общие черты, характерные для литературного процесса ХУШ столетия, что П.Н. Сакулин называл чертами «культурного стиля эпохи», но и выявить черты индивидуального стиля прозы писателя.

Болотов осознавал, что писать надо так, чтобы у потомков, для кого предназначались эти воспоминания, не возникало обвинения «в нерадивости за смешанный и неприятный слог». Чтение книги, по его мысли, должно было радовать, а не огорчать. Рассуждая о произведениях «первостепенных русских писателей», он отмечал, что одним из условий читательского инте-

19 Журбина E.H. Искусство очерка. - М.: Советский писатель, 1957. -С. 110.

20 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. - С. 285.

peca к книге является умение автора «пленить, наставить и привязать» чита-21

теля своим текстом .

Дружеское письмо во второй половине XVIII столетия было неотъемлемой частью жизни русского образованного человека. В одном из своих исследований, посвященных дружескому письму как художественному явлению во второй половине XVIII века, P.M. Лазарчук отводит ему важную «художественно-революционную роль» в литературном процессе. Порожденное бытом, дружеское письмо активно вмешивалось в литературный процесс, «направляя и ускоряя его, преобразовывая традиционную жанровую систему и создавая новые формы» .

Воздействие дружеского письма на литературу коренным образом изменило и саму форму общения между писателем и читателем. Если в литературе классицизма господствовал «деспотический» монолог, то новые формы письма выдвигали на первый план особые отношения между писателем и ч и-тателем. Это был доверительный диалог, свойственный дружескому письму и культу сентиментальной дружбы. Он нес в себе некое таинство, особое слово - «слово-обращение»23.

В сферу подобных преобразований и была вовлечена мемуарная проза Болотоваи Державина. Выбрав для себя форму писем, как наиболее свободную и личную, в которой «найдется, о чем можно писать и рассказывать, и о чем как вам, так и потомкам моим можно будет не без удовольствия и любопытства читать и слушать» (I, 1), Болотов использует свое универсальное слово-обращение к читателю. И говоря «вам», обращаясь к «любезному приятелю» в начале каждого своего письма, писатель устанавливает ту доверительную интонацию, придерживаясь которой на протяжении всех «Записок», он создает особую атмосферу дружеского письма.

В отличие от «Записок» Болотова, в автобиографической прозе Державина нет такого ярко выраженного слова обращения к читателю. Державин пишет свои воспоминания от третьего лица, хотя, как указывал П.И. Бартенев в примечании к его «Запискам», «Иногда Державин повторяет уже сказанное, говорит о себе то в третьем, то в первом лице, ошибается в годах, не доканчивает речи»24. Избранная Державиным форма письма более всего отвечала его стремлению рассказать о себе и своей эпохе. Сравнительный анализ глав

21 Мысли и беспристрастные суждения о романах как оригинальных российских, так и переведенных с иностранных языков Андрея Болотова // Лит. наследство. - Т. 9-10. - М.: Жур.-газ. объединение, 1933. - С. 200.

22 Лазарчук P.M. Дружеское письмо второй половины XVIH века как явление литературы. - Дисс. ... канд. филол. наук. - Л.: ЛГПИ, 1972.

23 Термин, введенный М.М. Бахтиным для обозначения слова, воатеченного в диалог. См.: Бахшн М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963. - С. 318.

24 Бартенев П.И. Примечания // Державин Г.Р. Записки... - М.: Типография Александра Сомена, 1860.

12

показывает общие подходы Болотова и Державина к формированию конструкции мемуаров, сложившейся в русской эпистолярной культуре конца XVIII века, с ее характерной мозаичностью, где «пестрота разных тем, пластов материала и стиля», их «беспорядок» и «неожиданное сталкивание»25 создают специфическую внутреннюю форму.

Переходя на разговорный стиль повествования, Болотов и Державин не просто меняют направление стилистики произведения, а придают этому произведению яркую экспрессию и живость. Просторечные элементы, в силу своего экспрессивного начала и эмоциональной окрашенности, выступают в тексте «Записок» как яркое проявление авторского слога, признак индивидуального стиля.

Рассмотрение «Записок» в контексте традиций эпистолярного жанра, позволяет обнаружить, как тесно связана их повествовательная структура с традициями сентименталистской прозы. Среди сближающих с сентиментализмом художественных приемов Болотова особенно характерны следующие: взятый писателем еще в письмах к Тулубьеву доверительный тон, «коммуникативно» связывающий письма в единое стилевое пространство; универсальное слово-обращение к «любезному приятелю»; чувствительное, исповедальное начало, например, в лирической исповеди «Живописатель натуры». Однако в диссертации особо подчеркивается, что новаторство Болотова-писателя в том и заключается, что он лишь опирается на традиции сентиментализма, и, вместе с этим, — создает стилистику, отличную от стилистики сентиментализма, и, как следствие, коренным образом реформирует стиль дружеского письма.

Жанрово-стилевые особенности прозы Болотова в основных своих чертах состоят в следующем:

Очерковое повествование. От «житейского очерка» до очерка «Жизни». Так можно охарактеризовать путь писателя как очеркиста. Из исследования видно, что Болотов, начиная с бытового очерка в дружеском послании, очерковых заметок в «Экономическом магазине» и философской лирики в очерках о природе, двигался в этом направлении постепенно, внося в жанр, в зависимости от поставленной цели, интересные стилевые решения, предвосхищая внимание к очерку в принципе.

Особенностью мемуаров Болотова является их очерковая внутренняя форма, в основе которой лежит автобиографический очерк писателя. Филологический анализ позволяет выделить различные формы очерков, например, документальный и портретный. Они обладают специфическими стилевыми

25 Степанов Н.Л. Дружеское письмо начала XIX века // Степанов Н.Л. Поэты и прозаики. - М.: Художественная литература, 1966. - С. 76.

особенностями, и в зависимости от авторской установки выполняют в тексте различные функции.

Важная стилевая особенность очерков состоит в их документальной и художественной привлекательности. Автору удалось выйти за рамки обычной автобиографии. Мемуары являются ценным «документом» эпохи, вобрав в себя реалистические очерковые зарисовки и наблюдения. Рассказывая о себе и о своем времени, писатель подвергает «жизненные факты коренной художественной трансформации». Он не ограничивается лишь психологическим исследованием собственного характера. Так, описанный Болотовым факт собственного сватовства говорит о социально-психологических особенностях эпохи, в которой жил писатель. Это заметно отличает «Записки» от других произведений подобного жанра, делает их ближе к роману, чем к мемуарам.

В четвертой главе «Стилевые особенности нравственно-назидательной прозы Болотова» отмечается, что Болотов придерживался «стройной» мировоззренческой системы, в которой находилось место всем «областям науки и художественного творчества». Изучение философии Болотов считал одним из важнейших условий духовного развития личности. В письме к Тулубьеву он писал, что совершенно необходимо учиться философии, «сей науке, которой человеку нужнее нет», ибо она «спознакамливает человека самого с собою, и научает его уметь делаться благополучным»26.

Болотов считал, что в истинности веры можно сомневаться только от недостатка знаний, потому он придавал науке такое огромное и важнейшее значение. Уже в первом произведении, написанном сразу после выхода в отставку и приезда в Дворяниново в 1762 году, «Детской философии», посвященной нравственному воспитанию молодого поколения, Болотов, как человек пытливый и любознательный, в основание детского образования поставил науку. «Детская философия», по сути, представляет собой изложение философско-эстетических взглядов Болотова, которые автор пытается донести до юного читателя.

Характерные приемы структурной работы с текстом встречаются у Болотова и в его поэтическом творчестве. Например, в стихотворении «Стихи к чаю», которое можно рассматривать как «квинтэссенцию» (А.Ю. Веселова) философеко-эстетического мировоззрения писателя. В каждую строфу он закладывает свое представление о мироустройстве. Его герой, «сидючи в уеди-неньи», попивая чай и куря «трубочку», дает свое понятие о счастье, в котором есть место и «книжечке», и «насыщению» очей «Красотами Естества /

26 ИР ЛИ ОР. Ф537. Цд. хр. 9.

И весельем непорочным» (5-6 строфы). Он видит мир (8 строфа), которому всему глава — Бог.

Сравнительная характеристика взглядов Болотова и Новикова в системе нравственных ценностных ориентаций человека XVIII столетия показывает, что обоих авторов, несмотря на непростые взаимоотношения, сближала религиозность. И тот, и другой видели в отрицании религии зло, приводившее к порочности, нравственной опустошенности и деградации личности. Как Болотов, так и Новиков строили свою философию жизни на подлинной нравственности, христианских заповедях, дабы через осмысление Бога, по выражению Новикова, «открыть себя и свою славу, достойную обожания».

Так, в философском трактате «Путеводитель к истинному человеческому счастью», Болотов дает свой рецепт человеческого счастья. Он считает, что одним из важнейших условий человеческого благополучия является благородное отношение людей друг к другу. Рецепт таких человеческих отношений у писателя очень прост и в то же время полон глубокого смысла: «7о есть; поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтоб они с вами поступали. Вот обгцее описание всей любви нашей к человекам».21 Ср.: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

В том же трактате «Путеводитель к истинному человеческому счастью» писатель говорит, что основанием нравственного начала в человеке является душа и сердце. Именно в душе рождаются три основных человеческих желания. Болотов называет их коренными: стремление к совершенству, стремление любовное и стремление «совестное». Последнее желание и является основанием нравственности в человеке. Такое понимание философии жизни объясняет многое в личности и творчестве писателя.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы. Первый художественный опыт Болотова - «дружеские» письма к Тулубьеву -отражал не только общую тенденцию вторжения личного письма в художественное творчество, но и стал отправным пунктом для формирования внутренней формы «Записок». Создавая первые эпистолярные образцы, Болотов стоял у истоков сентиментализма.

Разбор «дружеских» писем к Тулубьеву показал, что эти письма напрямую связаны с главным трудом Болотова, его мемуарами «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Фрагменты этих писем, сохраненные Болотовым «как памятник тогдашним чув-

27 Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью: В 3 ч. - 4. 2. - М.: Университетская типография у Новикова, 1784. - С. 353.

ствованиям и упражнениям» (VII, 82), после серьезной авторской правки, перекочевав в «Записки», стали содержанием ряда глав.

Многолетняя, кропотливая работа над изданием «Экономического магазина» дала Болотову возможность, по-настоящему, развернуться как публицисту, проявить все свои писательские способности. Благодаря журналу Болотов не только реализует свои творческие планы, он пытается найти и находит такую форму письма, которая была бы понятна и близка читателю.

В прозаических работах «Письма о красоте натуры» и «Живописатель натуры», посвященных теме природы, Болотов опробовал новую для себя форму письма на соположении двух жанров - эпистолярного и дневникового. Эта форма легла в основу его будущих «Записок».

Взятый писателем курс на очерковое повествование в форме письма, заметки, «обозрения» подготавливал благодатную почву для формирования автобиографической, документально-художественной прозы с соответствующими особенностями стиля.

Наиболее точным в жанровом отношении определением «Записок» является очерк. Однако этот очерк приобретает свои индивидуальные художественно-документальные черты, синтезируясь с формой письма, послания. Именно в синтезе послания и очерка во всей полноте проявляется лирико-документальное, с одной стороны, и повествовательно-психологическое, с другой стороны, свойство болотовского индивидуального стиля.

Особый «забавный» слог и тонкий психологизм являются одними из жанровых особенностей очерковых мемуаров Болотова, которые по своим признакам ближе к роману, чем к мемуарам.

Список публикаций по теме диссертации:

1. Кузнецов А.Е. Просторечие в «Записках» А.Т. Болотова //Русская речь. - 2010. - №2. - С. 78-81.

2. Кузнецов А.Е. Особенности индивидуального стиля в «Записках» Болотова и Державина // Вестник ТвГУ. — 2013. — № 19. — Вып. 4. - С. 300-306.

3. Кузнецов А.Е. Экономический магазин» А.Т. Болотова: тематика и внутренняя форма // Вестник СУРГПУ. - 2013. - № 5 (26). - С. 85-92.

4. Кузнецов А.Е. Чтение в жизни юного А.Т. Болотова // Мировая словесность для детей и о детях. - Вып. 16 - М.: Литера, 2011- С. 192-197.

5. Ky3iiei¡oe А.Е. Андрей Тимофеевич Болотов и его время. Эссе. — Литературный альманах. - Тула, 2013. - С. 141-158.

Подписано в печать 17.10.2013г. Формат А5 Печать цифровая. Тираж 101 Экз. Заказ № 01610 Типография ООО "Ай-клуб" (Печатный салон МДМ) 119146, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д.28 Тел. 8-495-782-88-39

 

Текст диссертации на тему "Проза Андрея Тимофеевича Болотова как художественное явление"

ФГБОУ ВПО

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО»

На правах рукописи

01363536

Кузнецов Александр Евгеньевич

ПРОЗА АНДРЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА БОЛОТОВА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Специальность 10. 01. 01 - Русская литература

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор

Ю.И. Минералов

доктор филологических наук, доцент

С.А. Васильев

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ГЛАВА I. Условия формирования художественного языка прозы

"Ч*

А.Т. Болотова 22

1.1. Особенности становления личности Болотова: воспитание и образование 22

1.2. Письма Болотова к другу как риторические упражнения, формирующие стиль: военная служба и первые литературные опыты Болотова 38 ГЛАВА II. Опыты А.Т. Болотова в различных жанрах. Очерк как форма и жанр в стиле писателя

2.1. Дружба и сотрудничество с Н.И. Новиковым. Влияние его идей и взглядов на жизнь и творчество Болотова 66

2.2. «Экономический магазин» Болотова: журнальный стиль и внутренняя форма 83

2.3. Поэзия быта и жанровое своеобразие очерков о природе Болотова 92 ГЛАВА III. А.Т. Болотов - стилист и литературный критик 118 ГЛАВА IV. Стилевые особенности нравственно-назидательной прозы А.Т.Болотова 169 Заключение 192 Библиография 195

Введение

Современный читатель с именем и творчеством Андрея Тимофеевича Болотова знаком мало. А между тем, А.Т. Болотов, родившийся в середине XVIII века, внес огромный вклад в русскую культуру и науку, став, без преувеличения, знаковой фигурой своего времени.

Болотов был многогранной личностью и, кроме литературных трудов, оставил после себя множество работ по педагогике, медицине, сельскому хозяйству и экономике. Он был первым русским агрономом и одним из создателей пейзажного парка России. Его по праву считают основателем отечественной помологии - науки о сортах плодово-ягодных растений.

Болотов прожил долгую жизнь - почти сто лет (1738-1833), и большую ее часть посвятил служению государству, стараясь избегать участия в политике. Начав службу в 1755 году в Архангелогородском полку, он принимал участие в семилетней войне, сражаясь в Восточной Пруссии. Находясь переводчиком при канцелярии генерал-губернатора Пруссии H.A. Корфа в Кенигсберге, Болотов получил возможность посещать театры, заниматься науками и слушать лекции кенигсбергских профессоров, в том числе и великого И. Канта.

Уйдя в 1762 году в отставку, он уезжает к себе в Тульскую губернию в родовое поместье Дворяниново, а с 1774 по 1796 годы становится управляющим собственными имениями Екатерины Второй, сначала в Киясовской, а затем в Богородицкой волости. В 60 лет Болотов уже окончательно перебирается в деревню и занимается сельским хозяйством, ведя уединенный образ жизни. Именно в эти годы он начинает активную творческую деятельность и пишет деловые статьи по хозяйству, упражняется в стихах, драме, и в том, что тогда в России называли «Философией». Хотя надо признать, что все эти творческие опыты не выходили за пределы просвещенного дилетантства.

Особняком стоят «Записки» А.Т. Болотова, его самый известный литературный труд, - «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им • j самим для своих потомков», созданный в условной форме «писем к другу». Триста писем, двадцать девять рукописных томов, написанных в 1789-1833 годах, представляют собой подробную летопись обстоятельств его жизни с самого рождения и заключают в себе разнообразнейший и во многом уникальный материал о бытовой и духовной жизни России в XVIII столетии.

«Записки» Болотова оказали влияние на ряд исторических работ. Как документальный источник, они легли в основу нескольких известных монографий, среди которых исследование Д.Ф. Масловского «Русская армия в Семилетнюю войну» (СПб., 1886), Н.Д. Чечулина «Русское провинциальное общество во вторую половину XVIII века» (СПб., 1890), E.H. Щепкиной «Старинные помещики на службе и дома» (СПб., 1890).

В «Критико-биографическом словаре русских писателей»1 С.А. Венге-ров называет Болотова «плодовитым русским писателем». Отмечая его «Записки» как своеобразную «фотографию эпохи исчезнувшего быта», имеющую значение для историка культуры и исторического романиста, он приводит подробный список печатных и рукописных произведений Болотова. Объем «написанного и переведенного» им в течение своей долгой жизни составляет, по подсчетам Венгерова, «350 томов обычного формата»2.

В том же «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых» дается еще одна статья о Болотове, написанная E.H. ЩепкинойВ ней наиболее основательно и подробно рассказывается о многогранной деятельности автора «Записок».

Страницы болотовских «Записок» послужили материалом для другой статьи E.H. Щепкиной: «Популярная литература в середине XVIII века (по

1 Венгеров CA Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. - Т. 5. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича. 1897. - С. 90-110. : Там же. - С. 107.

' Щепкина Е Н Болотов Андрей Тимофеевич // Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и учёных. - Т. 5. - С. 90-122.

запискам Болотова)»4. Изучив «особую полноту многотомных записей» писателя, автор отмечает важную роль книги в формировании личности человека XVIII столетия. По ее мнению, чтение книг и размышления о сущности человеческого бытия, подтолкнули Болотова к желанию самому стать «философским писателем».

Публикация «Записок» 4-х томным приложением к журналу «Русская старина» в 1870-1873 годах не только привлекла к себе внимание читателей, но в то же время сослужила Болотову и плохую службу. Ибо появилась в тот момент, когда в русскую литературу XIX века после A.C. Пушкина и Н.В. Гоголя вошли такие выдающиеся таланты, как И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой. Можно согласиться с рассуждением В.Н. Ганичева, считающего, что «если мерить мерками конца XIX века, Болотов занимал в нашей литературе место незначительное и подражательное, а если перенестись в век XVIII, то мы с полным основанием будем считать «Записки» и многое другое в литературном творчестве А.Т. Болотова новаторским и первопроходческим»3.

Одним из первых, кто обратил внимание на «Записки» Болотова, был Д.И. Писарев. Восторженно откликаясь на первые выборочные публикации мемуаров, критик печатает три рецензии в «Библиотеке для чтения» за март -апрель, август и декабрь 1858 года, отмечая «громадный повествовательный талант» автора. По его мнению, Болотов о повседневной жизни рассказывает «с такой увлекательной простотой», что начинаешь интересоваться «мельчайшими подробностями его жизни, невольно принимаешь участие в его надеждах, в его радостях и печалях. Особенно хороши в этой части записок разговоры Болотова с разными сослуживцами и начальственными лицами: они написаны таким живым разговорным языком, в них так метко схвачены

4 Щепкина Е11 Популярная литература в середине XVIII века (по запискам Болотова) // Журнал министерства народного просвещения. - 1886. -№4. - С. 238-276

3 Ганичев В Н Предисл.. послесл. примеч. // Записки Андрея Тимофеевича Болотова. 1737—1796: В 2-х т. - Т. 1 - Тула: Приок. кн. изд-во. 1988. - С. 520.

личности людей, окружавших Болотова, в них местами так много неподдельного комизма, что почти трудно поверить, что они написаны в прошлом столетии, когда на нашей письменности еще лежала тяжелая печать риторики»6.

Действительно, художественная речь болотовской прозы относится к такому роду языка литературы, который обладает удивительным свойством. Несмотря на то что многие слова и выражения уже давно исчезли из нашей речи, этот язык не стареет. Написанный более двухсот лет назад текст прост и понятен нашему современнику. Его язык емок, он точно и метко ухватывает суть передаваемой мысли. В нем есть то, что A.B. Гулыга назвал музыкой. «Болотов - стилист замечательный, придающий словам особое, порой прямо-таки музыкальное звучание. Но чтобы зазвучала эта музыка, нужна была дистанция во времени: сто лет назад многое в болотовской прозе для нас это красота архаизма»7.

В другой рецензии Д.И. Писарев отмечает болотовское «трудолюбие, светлый ум, благородную любознательность, кроткий нрав и добродушие, с которым он отзывается об окружающих его личностях». «Все это, - пишет критик, - заставляет нас признать в нем одного из лучших людей своего времени»8. Замечательная характеристика - и притом одна из первых в русской литературе, принадлежащая перу будущего ниспровергателя литературных авторитетов. Три рецензии на публикацию выбранных мест из «Записок» Болотова относятся к первым литературным опытам Писарева и дышат неподдельной свежестью, радостью знакомства с неизвестным дотоле литературным памятником XVIII века.

Лев Толстой неоднократно обращался к мемуарам Болотова. В дневнике от 12 мая 1907 года, он назвал их «драгоценнейшими записками». С глубоким вниманием относились к ним В.А. Жуковский, A.B. Луначарский,

6 Писарев Д.И. Первые литературные опыты // Писарев Д.И. Поли. собр. соч.: В 6 т. - Т. 1. Из записок А.Т. Болотова. - СПб.: изд. Ф. Павленкова, 1909. - С. 55-56.

7 Гулыга А.В Он писал о себе для нас // Болотов А.Т. Жизнь и приключения... - М.: Современник. 1986. - С. 4.

8 Писарев Д.И. Первые литературные опыты. - С. 50.

В.Г. Короленко. Последний в своем историческом очерке «Русская пытка в старину»9, как раз опирался на болотовские записки.

Обращался к личности и трудам Болотова молодой Александр Блок. В 1904 года, в своей кандидатской работе «Болотов и Новиков»10, поэт затрагивает тему непростых взаимоотношений Болотова с его другом и издателем Н.И. Новиковым. Рассматривая эти отношения через призму всеобщего увлечения тогда идеями масонства, Блок пытается определить место в жизни каждого из них и, называя Новикова «передовым бойцом», роль которого даже была не ясна многим представителям высшего общества, несколько недооценивает деятельность самого Болотова, видевшего в Н.И. Новикове «восстановителя литературы». Очевидно, высокий романтизм блоковских устремлений ранней его поры мешал ему в то время объективно оценить Болотова, углубленно осмыслить характер деятельности выдающегося экономического просветителя.

В двадцатые - тридцатые годы XX века имя Болотова подвергается жесткой идеологической обструкции.

В 1928 году Виктор Шкловский, стремясь «увидеть в человеке тон эпохи» публикует в журнале «Красная новь», а затем выпускает отдельным изданием пародийное сочинение «Краткая и достоверная повесть о дворянине Болотове, по его «Запискам» составленная»11. Не понимая пожизненной земледельческой страсти Болотова, автор пародирует и высмеивает то, что было исполнено глубокого смысла.

Тот же подход в оценке личности Болотова с позиций вульгарного социологизма мы встречаем и у некоторых других авторов. Из четырехтомного издания писателя «Жизнь и приключения, описанные самим им для своих потомков», вышедшего в 1930 году, были убраны все материалы, которые

9 Короленко В.Г Поли. собр. соч.: В 9 т. - Т. 9. - СПб.: Издание Товарищества А.Ф. Маркс. 1914.

10 Блок А. А Болотов и Новиков // A.A. Блок. Собр. соч.: В 12 т. - Л.: Издательство писателей в Ленинграде. 1934.-Т. 11.-С. 9-80.

" Шкловский В Б. Краткая и достоверная повесть о дворянине Болотове, по его «Запискам» составленная //

Красная Новь. - 1928. -№ 12. - С. 97-186.

давали социально-идеологическую характеристику Болотову и его эпохе. В предисловии к изданию, С.А. Пионтковский так без обиняков и говорит, что А.Т. Болотов в своих «писаниях» отражает «рядовую жизнь помещика», что он, «типичный представитель дворянства», связанный «всеми фибрами своей души со своим классом»12.

Такой же однозначный вывод, что Болотов есть «законченный тип помещика-крепостника», делает и С.М. Ронский во вступительной статье «Болотов и его время» к книге «Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова...»ь.

Чувство небрежения к творческому наследию Болотова, по существу, обернулось для автора «Записок» литературным забвением на многие десятилетия. В академическом издании «Н.И. Новиков и его современники»14, выпущенной Академией наук СССР в 1961 году, имя Болотова даже не упоминается.

Но если приведенные в пример авторы писали эти строки в период жесткой классовой борьбы, и такой подход был вполне объяснимым, то переиздание «Записок» в 1993 году издательством «Терра» с предисловием того же С.М. Ронского, несущим в себе идеологические приоритеты прошлого, кажется несколько странным13.

Здесь уместно привести одно из высказываний, сделанных вдумчивым исследователем творчества Болотова A.B. Гулыгой. «Мы стали другими, и сегодня по-другому читаем Болотова»16.

12 Пионтковский С.А Предисловие // Болотов А.Т. Жизнь и приключения, описанные самим им для своих потомков. -М.-Л.: Молодая гвардия. 1930. - С. 10.

п Ронский С.М. Болотов и его время // Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. - Т. 1. - М., Л.: Academia. 1931. -С. XLI-L.

14 Н.И. Новиков и его современники. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 535 с.

13 Ронский СМ Болотов и его время // Болотов А.Т. Жизнь и приключения...: В 3-х т. - Т. 1. - М.: Терра. 1993.-С. ХП-ХТП.

16ГулыгаА В Болотов и мы//Тулыга A.B. Искусство истории.-М.: Современник. 1980.-С. 104.

Именно те деятели отечественной культуры, которые серьезно и глубоко вникали в жизненные пласты быта, культуры, живой речи, высоко оценивали личность А.Т. Болотова и его «Записки».

Говоря о современных исследованиях творчества Болотова, нельзя не отметить одну общую тенденцию для большинства авторов, пишущих о нем. Все они, характеризуя Болотова как писателя, ученого, поэта и исследователя, останавливаются на ключевых вопросах его жизни и творчества. Во-первых, на особенностях его мировоззрения, во-вторых, на вкладе, который он внес в развитие русской культуры, и, в-третьих, на отношении его к масонству.

Одна из статей O.E. Глаголевой так и называется: «А.Т. Болотов - ученый, писатель, энциклопедист». Затрагивая все аспекты жизни и деятельности Болотова, автор определяет общественно-политическую позицию писателя как позицию умеренного консерватора. А «представители умеренно-консервативного направления общественно-политической мысли», по мнению исследователя, «оставаясь идеологами правящего класса, отразили кризисные явления крепостнической системы и разделяли некоторые идеи просвещения»17.

Разделяя мысль O.E. Глаголевой о том, что Болотов впитал в себя европейскую культуру и был проповедником «некоторых идей просвещения», другой исследователь - А.К. Демиховский в научной работе, посвященной проблеме формирования литературно-эстетических исканий в творчестве Болотова, идет чуть дальше и говорит о писателе как о человеке «нового типа». Исследователь определяет его как психологически богатую личность, сформированную на «русской почве в эпоху сентиментализма». «Особенности русского менталитета проявились в личности Болотова. Они сказались в его самобытности, в творческом овладении европейской культурой и развитии

17 Глаголева О.Е А.Т. Болотов - ученый, писатель, энциклопедист // Вопросы истории. - 1988. - № 11. - С.

7.

собственных оригинальных идей, в единстве идейных убеждений и образа

^ 18 жизни, в нравственной чистоте и твердых принципах» .

Принципиальным является тот факт, что, характеризуя Болотова как поэта, просветителя и воспитателя, авторы исследований о нем единодушны в оценке его главного труда - автобиографических записок. Так, Н.В. Водовозов в статье «А.Т. Болотов - писатель XVIII века»19 называет «Жизнь и приключения Андрея Болотова...» историческим памятником, достойным изучения. Эта книга, считал исследователь, важна для понимания историко-литературного процесса XVIII столетия, важна как эпопея русской жизни XVIII века.

Разнообразнейший и во многом уникальный материал, по существу, незнаком нашему современнику. В «Записках», как в огромном котле, намешаны и частная жизнь императора Петра III, и чумной бунт, и подробные зарисовки быта на окраинах великой русской империи, и жизнь дворянства, увлекающегося идеями масонства и вольтерьянства, и семилетняя война и восстание Пугачева.

По мнению P.M. Лазарчук, мемуары Болотова предназначались не для печати, а создавались как история одной человеческой жизни. «Однако они стали не только ценнейшим источником сведений по истории русского общества XVIII века, но и совершенно органичным выражением тех тенденций

в литературном процессе конца XVIII века, которые были связаны с усилени-

20

ем роли личного, биографического начала» .

A.B. Гулыга, называя «Записки» замечательным памятником русской словесности, говорит о том, что он «по-русски самобытен и по-европейски

18 Демиховскии А К Литературное творчество А.Т. Болотова 80-90 годов XVIII века (К проблеме формиро-

вания литературно-эстетической концепции). Дисс. ... канд филол. наук.: 10.01.01. - Коломна. 2002. - С. 48. 14 Водовозов НВ А.Т. Болотов - писатель XVIII века // Ученые записки гос. педаг. ин-та им. В.П. Потемкина. - Т. СУП -Вып. 10.-М.: МГПИ. 1960.-С. 1-23.

20 Лазарчук Р М Болотов //