автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Проза Эйхендорфа. Вопросы метода и стиля

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Белоусова, Инна Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Проза Эйхендорфа. Вопросы метода и стиля'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Эйхендорфа. Вопросы метода и стиля"

z"1 >

'. "ООНОВСКИЙ 'ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАИЕНЙ OSLtCTHQá ЕЕДШЗГИЧЕСШЙ ИНСТИТУТ ИУЕЕИ Н.Н,КРИЮНШ

EÉI07CGE1 Инка КоястантаноЕна

На правах рухописа УДК: 830 - 3 ЗПх.

Hg03Í ЗйХЕгЩОР-М HQIIPQCH LíSTOjyi И (ЛЗШ

■10.01,05 - Литература стрш 'Запалдой Европу» Акеринн и Азстрал:и

Анторефзрат дпссор^щаи на соксхание учёной степени кендидата фютлогических наук

Работа выполнена на кафедре зарубенной литературы Калининского государства яного университета

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор

[Н.А.Гуляев j

доктор филологических наук, профессор

И.ВЛарташова

Официальное оппоненты: доктор фглолотческих наук, профессор Дементьев Э.Г. кандидат филологических наук, доцент Зуев А.Н.

Ведущее учреждение - Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени г ссуда рс тв е кн кй университет имен и 300-летия воссоединения Украины с 'Россией.

Залита состоится *_ "_; Т990 то да на

заседании специализированного Совета I TI3 IL,05 по литературоведение л Ыосковскоы ордена Трудового Красного Знамени областной педагогическом институте икени Н.К»Ерупской.

Адрес: ICO®, г. Москва, ул. 3.3нтез1ьса, дои 21а.

С диссертадиеа ыоено ознакомиться в Лбяиотек^ ШШГ имени.НЛ.Ергпской (Москва, уд. Радио, доы 10а).

Автореферат разослан " _ " _ 19 _г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат филологических наук

И."В.Федченко

Актуальность исследования проблем прозаического творчества З.ЭЯхегтдорЛа определяется, на наш взгляд, глубоким а растущей интересом литерзтурлоа науки к истории и теория романтизм зообде, л немецкого романтизма, заработавшего целый ряд задних и оригянальпьк идей, подарившего ?.ярсзса литера iy-ре зеликолепяыз образцы поэзия л npobd, в частности. С и:;е-нен Эйхопдор^а з перзуя очередь связапа немецкая романтическая поэзия, но сн внес таязе зессмыа вклад в ^азаитие романтического ропака, романтической новеллы, хотя з поле зрения советских исследователей писатель не попал до сих пор.

Цель исследования состоя1; з доказательстве романтической природы творчества ЭГкендор^а и з анализе его пдейяо-ху-дояеетвеннего своеобразия. Исследование этой проблемы определяет л конкретные задачи работы:

- рассмотреть два самых крупных произведения писателя -романы"Предчувствие я действительность" (IP15) я "Поэты и

их спутники" (3B34), доказать, что это весяяжтелыше романы с элементами автобиографического п исторического романов, показать их езязя и отливке от просветительского зоспитательпо-го романа и от романов ранних романтиков, раскрыть их гаиро-зее своеобразна;

- оснцслить романтические принципа, отразившиеся з новеллах Згаекдор(|а и определившие выбор гецц, героя, среди;

- показать ософа пункции пейзадяоа зизоппез автора з прозаических произведениях. Так как изображение природы у Зй-хендорфа сходно э романах и новеллах, обладает определенной общности, то в реферируемой диссертации ми гезории о пейзаге и особенностях стиля применительно к прозе. Эпхеядорфа в целом;

- определить значение сатирического прозаического творчества писателя и его вклад в литературу позднего немецкого романтизма.

Научная новизна работы состоит в тон, что сна является практически перзш диссертационный исследование а проза Знхеп-дор^л. В трудах советских учепкх натгли отражение лкыъ некоторое стороны творчества писателя, з целок as ero значение see не выяснено. Совершенно не занималось наше отечественное литера-

• ^

- 2-

турсведенкг проблемой сатиры и-пейзана б творчестве Эйхецдор-áa. Работа основывается на исследовании ште риала отчасти yss известного ("Из ызни одного бездельника")» а таксе большой количестве непереведенных на русским язык прозаических произведений: рошнш "Ередчувствие и действительность", "Поэты и их спутники"; новзлл "Заиок Двранд", "Морское путешествие", "Мраморная ста чуя", "Я tose был в Аркадии", "Ли & рта с и ее Еенихи", "Инкогнито". Для сравнительного анализа в диссертации использовались современные Эйхевдорфу произведения Гете, Тика, Новалиса, Юлегеля, Араииа, Гейне и др.

Практическое значение исследования заключается в возможное ти использования его результатов при подготовке как обгах, так и специальны: курсов лекций по истории зарубеаной литератур а первой половины XIX века, а таEse в дальнейаих исследованиях- творчества Эйхендорфа. Данное исследование uoebt быть учтено, и при подготовке.учебных пособий по истории литературы эпохи роцактпзка.

Апробация работы. Основные положения диссертации доки - -дквалксь и сбзуЕдаяись ш совместной заседании кафедры зару-беяной и русской .литература Калининского государственного университета СЕаливан, 1989), на заседании кафедры зарубежной литературы КОШ ни. Ц.Е.Ерупской (Москва, 1389), а такие, изложена в трех публикациях, список которых представлен в-конце автореферата.

Осповнке ■ эадачЕ исследования определили и его структуру. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заклвчения, вклзчает пракзчакия и-Саблиографив, содерзащув 29 £ наименований (половина наименований на пекецкои языке).

Зо Введении обосновывается .актуальность и новизш темы исследования, освесается степень-разработанности теии в советской к зарубегвоа- литературоведении, научается круг проблем, поставленных в работе, отыэчается такке вагность и необходимость новых переводов-проза Эйхендорфа на цгсскяй язык, т. к. проза этого замечательного худсенш:а и тончайвего стилиста почти неизвестна лсветскому читатели.

В первой главе "Жанровое своеобразие романов Эйхендорфа" ыы останавливаемся на двух романах писателя, явившихся круп-

ноя вехой а истории несенной литературы. 3то романы "Предчувствие и действительность" я "Поэта и их спутники". L't¡ отвечаем исклачительно бслызуя роль романа в поэтике немецкого ро-нантиэш с его стреаленпеи к универсальному охвату бытия, к поискан всеобщего худoseeтаенного синтеза.

Поскольку ненецкий рогэнтический рошн бет часе всего п роианоы "воспитания", то з рефзрируеноя работе автор обращается к истории развития теории -аира "романа воспитания1' и его освещения з современной -литературоведении'''.

Романтический воспитательный роман - это самостоятельный вид ганра» ккеввда особые признаки: эстетическую условность, паноранноеть, многообразие взаииоотноганий человека с окрукаи-щей'средой, но эти взаимоотношения зависят вз только от реальной действительности, а и от тех законов, которые действуют з условном романтической шрэ, созданной зообразениец художника. Романтический рокан основывается и на принципах ронанетческого историзма, обладает национальной спределзehocthi. От просветительского роцана зсспитания романтический тзонан перзнииает изобрааенгв пути героя к идеаду гарыоняческой личности, пути, на котором про Задаете я его саиссознаше я на котором находятся предел высшего совершенства. .

Вслед за Л.Такси ("Странствия Франца Зтернбальда" -1798), Новалисоа ("Генрих $он Офтердшгген" - IP00-IB02) и Арзпиои (Трайгня Долорес" -IBI0), Эйхендорф продолгает традиции рстантаческого рогана. воспитания в своих произведениях "Предчувствие и дейсш:тэ.тыгссть", "Поэты и их спутники", герои которых такзе проходят шзненяуо сколу, приобретают опыт, каддый по-езеецу выражает свое несогласие с скр/яавкй действительностью.

В диссертации рассуживается система образов рогаясз

I. См. напрякзр: Дарвина Р. Незвцкий воспитательный тзокан нового типа: Автсгреф. дне. ... канд. филоя. наук. -Рига, 19^9; Гайтанас С.З. Роыая воспиташя. Поэтика л типология яантза: Автореф. дис. ... канд. цилол. наук. : 1980; Лагутина И.Й. Типология яанра пёцецкога роиана яенца ХУТП века (Гете, Тик, Новалас): Авторе ф. дис. ... канд. филол. наук. -М.: 1389.

ЗйеЕдср^а, слределяегся главный герой (Зрздрих, Виктор"), всшлоцавпий в себе идеального поэта в представлении Эйхендор-

Специально^/ рассиотрешо подвергается процесс духовных исканий главного героя первого ропака графа Фридриха, его стремление ответить на вопрос "в чей смысл низки?" На протяжении всего рощка бридрах приобретает еизезшшЗ к поэта чес-кий спит, вдет процесс его внутреннего развития. 3 процессе воспитания, под влиянием окру катай среды, герог. принимает одно репейке за другаи: отправляется з путсисствие, хочет покинуть пределы Германии, ко оказывается в отряде тирольцев, после их поражения уходит в монастырь.

Провдя определенную школ;»' воспитания, Фрядрих разочаровывается во веек: в иечтах, гобвн, поэзии, планах, искусств?, и науке, обществе. Поранение тирольцев подводят итог его яиб-неннш искашяи: он, а вместе с ним и Зпхендорф ке видят выхода кз создавяегося пологенкя, Монастырь - вот что цогет предложить ЭГдандорф сзоеод герое* ибо только в религии, по мании писателя, полно капти спасение для иятекной дуги.

В монастырской эпилоге содержится закяэчительный йгло-сойсккй тезис всей дискуссии, которая ведется в романе, задуманном как произведение о судьях нации. Герои, вкдя, что раз-вЕтке страны идет не по тоцу пути, как бы им хотелось, ничего не моту г предложить для спасения ситуации.

Рядом с Фридрихол еде несколько поэтов - Леонтин, ОаСер, графиня Романа. Б целом-это самостоятельные образы, но их судьбы непременно пересекаются с судьбой главного героя. Нэедый из них имеет особое отношение к поэзии и творчеству, поскольку вопрос о шете поэта, его вадачах и возможностях стоял перед Эйхендорфоы всегда. Ее случайно поэт становится центральной фигурой его произведений, особенно ге ярко эта теиа выра-кена в названная романах. Ввдвиеенйе образа поэта как главной тепы творчества ведет к новому вошцашш деятельности художника и поэта. Худояник и современное общество - вот проблема, которая занимает Эйхенд^рфа, как и его предшественников, а далее эта линия ведет к героям Гофмана.

В диссертации учитывался исследования гены поэта у Зк-хендорфа зарубе як ьш литеразуроведаыи (Р.К.Лигниц, Фербзк,

С.Л.Золъашз, r.üetírc, Г.ЯУняа).

На основе детального анализа свгета делаются вывода о тон, что первый роиан нвсзг з cstís автобиогрзфичэские и исторические черти.

Рассмотрение прозы Эйхендорфа ведется э постоянных связях с романами Тика, Нсвалиса, Арнина, что поззоляет определить как контакты Эйсендорйа с рашшыя рошигаяамз и его гейдельбергскин охрукениец, тгк к больное своеобразие Эйхен-дорфи На наш взгляд, слэдувщге кошвггы отличает воспитательный роман Эйхеядсрйа от романов ранних романтиков: а) шого-героинссть (продолжение линии Арняш); б) выбор героя (за его плечаня yse один из этапов "воспитания"); з) наличие трагических мотивов и характеров; г)присутствие конкретно-исторической основы (нашествие Наложена, восстание тирольцев) и попытка анализа этих событий; д) отсутствие наставника, сам герой выступает в двух ролях: учитель - ученик.

В целом se, в стремлении писателя объединять яизяь и поэ-зив отчетливо видна романтическая концепция Эйхендорфа, по мир, в котором шгаут и творят его герои, не дает возможности свободному развитии личностей

Во всех прозаических произведениях Эйхендорф противопоставляет унылому труду творчество, которое объединяет лпдей своей причастности к духовный ценностям. Хотя творчество не шжет быть без сомнений и даге страдания, но ото - добровольное страдание, которое становится естественной составной отз-ни поэтической личности. Свобода, "духовная независимость" яз-ляэтея валшейзгаш условия*® характеристика героя.

В романе "Поэты и ах спутники" речь сноза идет о места поэта в гизни. Casi автор так определяет тепу: "Что касается коего творчества, то я работав сейчас... над бояыша романом, п! долаен надставлять рзг.тачные направления жгзеи поэ-

Глзвнь'н здесь является описание событий в жизни артастов, к которым по воле судьба примыкает то один, то другой из четы-

I» НИ, BeL. 12. 44.

_ f. _

рех героев-поэтов (Виктор, Ьорзунат, Отто. Дриандэр).

Образ поэта, поя^иввийоя в первом романе писателя, остается определявший б последутием творчестве Зйхекдор^а. Вопрос о предназначении поэта запинает центральное место, вцут-ренний мир худозника отождествляется с миром идеальным. Поскольку поэт - существо исклочительное, то ок резко отличается от окруаавикх его людей (в первом романе - Фридрих, во второй - Виктор). Это заставляет писателя выдвигать особые, необычайно значительные требования к его тачноете. Если не кто-то из поэтов не отвечает этли высоким требованиям, значит, он н-з макет состояться как поэт, а отевда и как человек (Дриан-дер, Рудольф, Отто).

В диссертации рассматриваются чвкке некоторые структурные особенности романов Эйхендорйа. Так, в романтической литературе Германии углубляется к расщиряется прием "вставок", к которому охотно, как и ранние рошнтики, обращается Эйхен-дорф. Примером цогет посхутччъ "История дикой испанки", рассказанная одвии из героев романа, или "Сказка о водяной", об "Аянерль и Касперле" и др. Вставки занимает особое место в творчестве писателя, формы их самые разные, кроме историк, это и вставные песни и стихи. Наличие большого количества лирики и песен з прозаических произведениях объясняется стрзн-лением к синтезу искусств, который был одним из главны-/, эстетических принципов романтизма,

В реферируемой работе анализируется также сказочное в романах Эйхендорфа» которое "эазоракквает дух" радостным оги-данием чего-то необычного, яркого. Рассматривается сукдения некоторых зарубежных ис с ледов а елей (Э.Фоэрстер, А..Яау, Ц.Талъман, X.Капитан, М.Еле, Г.Вешан). Сказочные черты проходят по всем его прозаическим произведениям без исключения. Это и атмосфера вапрякекности перед таинствами, где живут какие-то темнш силы, и разбойники, встречающиеся на пути путешественников, и таинственное воскресение ум ерших героев, и вивая, одушевленная природа и др.

Во второй главе "Романтическая новелла Эйхендорфа" мы рассматриваем некоторые новеллы писателя. Поскольку к этому жанру обращались почти все немецкие романтики, то новеллы

Зйхендор^з продоляаиг новеллистическую линяв раннего романтизма.

Взлет романтической новеллистики еяе отчетливее виден на гёоне общего переоснислизания и обновления литературных занрсз в начало XIX века. К этому нанруобрмШзлись почта зсе ш'.какие романтики» С их суждений начинается изучение новеллы как наяра, хотя романтическая мысль по-разно.чу осмысляла новеллу, и зато новеллы, повести я рассказа у романтик® были вообив

различимы. Особое отличие новеллы романтиков - это ее связь со сказке;"?, начавшаяся еще у Тиха.

В диссертации рассаатриваогся дсстинения советского литературоведения в изучении новелла на разных ее этапах и^з разных литературах (работи А.Н.НяколЕ.сина1, Р,!1.Са>.;аргаз~, И.В.Лоэцовой"5). Новейиити исследованиям! з области ронаятл-ческой новелла язяявтсп работы МЛ.Рента4, О.й.Зазорихиногг'.

Принимая за оби<уп основу классификация романтической новеллы В.Д.Зецчешш' , цц виес-в а теп отмзчаеи, что при!йни-тельяо к ЭГтхепдорйу девозиояно говорить о какой-то "чистсм" новеллистической тиле. 3 новеллах Эйхендорйа нередко реалыы-л герой помещается в сказочные обстоят ельсгаа. Наряду с этим новеллы Эйсендор^а отличает позипенно музыкально-песенная стихия.

3 диссертации последовательно раосматривавтся такие новеллы ОЕхендсрфа, как "Из гизгш одного бездельника", "Мрааор-ная статуя", "За моя Двранд", "Чорское путеЕествке". Анализ

1. С??.: Николюкин А.II. Еизнь и творчестзо Эдгара По// Э.По. -Полное собрание рассказов. -'I.: Наука, Т9п0.

2. Саиарин Р.'!. К.Ф.^зйер// Литература Евейцарии. -Ч.: 19*9.

3. Ловцова С.П. Ханровве осо&нноста новеллы Бальзака

(К ^опросу из теории новеллы). Ученш записки УГЗПИ, вцп. 20. 19 ГС. -С., 192.

4. Бент Н.И. Ненецкая романтическая новелла. -Иркутск, 19Я7.

5. Заворшшяа С.II. Новеллы Ахима ^он Арянма. Проблемы поэтики. Авторе<'р. дис. ... канд. филол. наук. -Ч.: 19Р"?.

Демченко в.Д. Генрих Клейст и немецкая романтическая но-_ велла. К типологии яанта: Дис. ... канд. гТялол. наук.. -Днепропетровск, 19"?*. ~

лучшего прозаического произведения "Из ейзни одного &здель-ника" (IB2S) ut¿ начат:леи с рассмотрения рзадичных внений исследователей. Одни считает названное проазьгдение новеллок (Самарин P.M., Берковский H.R.. Зштриев А.С., Фалксе Г., Совинский Б., Карел тер Хар, Шваяц Э., Линдеиан S. к др.). Вторш называют "Бездельника" гассказои (Чадерт В., иенцель в., Хиллах А.). Третьи утверздавт, что это повесть (Карельский А., Typaes С.Б.).

М.И.Бент, рассугдая о "Бездельнике", вшь один jas называет произведение новеллой, затеи это ез произведение выступает у нзго как повесть.

На шв взгляд, это ноаелла со все ни присущиш ей формальными признаками: краткость, дегавцая новеллу "оперативный" аанроы, четкая вцг?ренняя организация, подчинение фабуле, пер-сонаг в р^ли рассказчика, наличие "тайны", пробуждаюкей "детективный" интерес.

В диссертации анализируется cdsst, кошозиция "Бездельника", otípas главного героя. Так с первых страниц мы узнаем, что отец выгоняет из доиа своего едашстаенного сына, чтобы тот саи позаботился о куске хдг&и Такой прием ередко зстрз -чается в литературе. Образ Сездельника, е в этои едины все исследователи, - это своего рода Иванушка, который пытается Еайтк свое счастье, не шея ни галешиего представления об окружавшем шре. Его уход из отчего дона роднит его с херояии романтического роцава и с народной сказкой. У шго ют июне, он беспечен л беззаботен, как большнстао сказочных героев.

Мир бездельника состоит из действиельного и Еесуиестзую-Езго, возможного и невозиоЕВогс, Герои скешон у. одновриенно серьезен. Жак рассказчик, &здеаышк на делает попыток оценить окрукавше кар. Это не в-одпт в згдачу роканшческого героя. Бездельник - человек из народа. Вриыгрсш Эйхендорфу в создании такого офаза послужит-его лредЕесзвенншш: Тис, Новалис, Арниы, Брентапо.

Как к в рокане "Прет^увствее и действительность", здзсь ставится вопрос о связи искусства с дивны. Хизеь познается из непосредственного столкновения с ней. Героя всегда в центре событий, он пропускает через свои дуну картины мира, поз-

воляет пиру воздействовать на себя.' Активное и пассивное шча-ло обьединяотся в одном человеке, иысли о родине и прекрасной незнакомке освобоядаот его от шра иллюзия и возвращает на эемло. Родина, песня и кеншша - вот те составные, которые помогают почта всем героям Эйхендсрба, пройдя через сказочные миры, вернуться к действительности.

Новелла привлекает внимание читатежй и исследователей своей лиричностю. Полоките льяый герой Зйхендорфа - это человек, влпбленный в природу, в зольное дьгание ветра, в сияние дуннис ночей. И гаки и он проходит через все произведения, независимо от того, кто он - студент ли, бродячий музыкант или поэт. Ещ ненавистна мораль накопителей, он принципиальный бродяга, странствуший по свету с ¡музыкальным инструментом в руках. В новелле много музыки, не только главный repon, но и друте пресонали повт под аккомпашгжнт скрипки или гитары. И едзыка при этом является такяе атрифтом романтического миропонимания.

'Ютив путешествия проходит через всю новеллу. Для Зйхендорфа путешествие - это нг только физическая активность, но и состояние дуга, которое снимает усталость. Его герои - молодые люди, студенты и "бездельники", не устают и в путешествии пребывайт в состоянии духовной пршоднягости. Италия не случайно избирается цельо путешествия. Эта страна издавна привлекала все северные народы как страна искусств, солнца, свободы. Проб® мой "итальянских путеЕестзий" Эйхендэрфа заушались многие зарубенные исследователи: Э.Гванц, О.Зайдлин, Д.Реквадт и др. Все они приходят к справедливому выводу, что этот мотив сблилает Зйхендорфа с Новалисом, Тиком, Арнимом.

В диссертации рассматривается динамика картин природы в новелле, роль звукописи, своеобразие лиризма. Как и в романах, пейзан в новеллах играет огроинуи роль. Особое внимание к родной природе и попытки ее твательной фиксации дапт повод говорить о некоторых реалистических тенденциях в творчестве Эйхендорфа. Это как бн шаг к последующему реалистическому освоение действительности,!! писатель делает этот шаг.

3 работе анализируется так® психологическая роль пейзажа и особые стилистические средства его изобракения, ибо глу-

- IQ -

боко романтическая по- своеиу происхоядегош идея одухотворенности природы глубоко владела писажлеа всо гизнь. раскрыть эту одухотворенность средствами слова, сделать видимыми нити, протянутые, по мнении романтиков, аваду "мировым духом, растворенным в природе и душой каждого индивида", было задачей Эйхендорфа. И писатель рссчет зту задачу с блеском.

Мотив путешествия присутствует и в новелле "Мраморная статуя" СЗВ19), герой которой такяе отправляется в Италию. Ею Флорио, сочиняющий стихи певец, трубадур, своего рода тоже бзздельник. Тгорчество для шго - болызе способ поведения, чем определенная деятельность. Его путь в Чталип прозе и безопаснее, чем путь бездельника. Только одно отклонение на его пути - встреча с Бианкой, до-детски чистой и тизной, спасающей героя из плена статуи Венеры.

Вопрос о возможности поэтического единства человека с ннзньэ является главным в новелле. Обращение х античности, по мнению Эйхендорфа, сможет помочь в решении этой проблема. Античность, как место, где человек может быть совершенен, осталась идеалом и для немецкого романтизма. Преклошние перед ая-гпчностх-ю нашло свое яркое отражение в структуре новеллы "Нраморгая статуя". Вместе с тем, в диссертации "станавли-вается слонное отнсление Эйхендорфа к античности и отсода двойственность, зыбкость худoseстаенного мира.

Античные статуи вызывают печаль, меланхолия, мысли о неминуемой смерти. Vi, наряду с этим, Зйхендорге оказывается близким к понимании прекрасного Bv-нкэльманом как "благородной красоты и тихого величия"..

Мир античной статуи - это мир, полный опасностей, поэтому очень трудно простой дегусхсе Бкакке победить Венеру, но, как и в больнинстве случаев, у Эйхендорфа торнествует добро над злом.-Линия на "неожиданность" происшествия повторяется и здесь, Автор остается верен условиям жанра. Достаточно остро в новелле .тавятся проблема несоответствия идеала и реальности, выступавт романтическое двоекирие, драматический содет, мистический колорит.

Новелле "Замок Даранд", дучсеэд произведете о французской революции (Г7?9), с точки зрения самого Эйхендорфа, мы

тводии особое иесто. Эйхендорф пытается в перу своего пони-зния анализнрозать это историческое со баете, хотя саа не яв-гется сторонником резолоцип. Однако в новелле присутствует зницанке революции как главного события времени.

Анализ структуры новелла ириводит к выводу, что частный энфликт здесь перерастает в обшй, Молодой охотник Ренальд знает о лобовнж отношениях своей сестры и гра^а, он хочет 1асти сестру, а когда это ему не удается, становится участком револвцик. В новелле, таким образом, налицо социальный зтив, хотя социальное здесь своеобразно. Как и Нихаэяь Коль-аас Клеяста, Ренальд отстаивает только свои права, а не пра-5 для всех.

Эйхендорф видит в резолвции протест народа пробив двойства, поэтому револвция для неге не бессмысяе ннь'й "ззрыв". пс честный писатель, Эйхендорф не отказывается от своего новация революции, а как дворянин, в конце новеллы пытается :лабить свои выводы. Сцены гибели героез и вселоглацавие го 7ня свидетельствует о том, что писатель ко видит выхода из издавшегося положения.

В работе анализируется такяэ новелла "Поре кое путеиест-ге" (]Р35).

Зреця Эйхевдорфа - это вреця гейдельсергской школы ро-антизаа, когда новелла формируется на фольклорной основе, зздние романтики, а вместе с ними й Эйхендорф, именно в зльклоре находили эстетические образцы, в ней видзли источ-:к познания "национального духа".

Новелда немецких романтиков продолжает традиции классикой новеллы: ос труп фабулу, необнчайнуп интригу, Острое ■йствие, неожиданную развязку. 3 ней усиливается поэтика ,йны. часто присутствует "детективное начало". Исторический т имеется только в новелле "Замок Двранд". Все остальные веллы Эйхендорфа - "неслыханные происшествия", взятые из ютной жизни? Все они свкетны, их содержание - цепь собы-[й в яиз»'и главного героя, события эти неудержимо устремляйся к развязке.

В третьей главе "Романтическая концепция природы и сти-■ютические средства ее изобравения * Эйхендорфа" речь идет

о романтических воззрениях на природу и средствах их художественной реализации разными романтиками. Тик, например, как отвечает А.В.Михайлов» "начинает осышлять пейзаа как музыку бытия..."*.

7 Зйхекдорфа вайечается отход от аллегорического изобра-кения природы, стремление к объективности, реальности, точности. Этим приндапаи писатель остается верен на протяаении всего своего творчества.

Два основных цемента характеризуют романические воззрения на природу: а) иоменг бегства (поэт беетт к природе от слоеных и неясных ецу общественных проблей, от неуверенности в низни, от бзд, разочарований я сошений); б) обращение к природе как к вивоиу судестэу, сочувствуйте^ человеку, доброй ыатери.

Как ни различно отношение к пр!роде у разных романтиков, общим для них является то, что это отношение выступает как главная и глубоко волнующая их поэтическая проблема. Взволнованность отношения романтиков к природе одинаково сильно проявляется всегда. 3 диссертации давтея доказательства этому положении.

Автор работы приводит разню точки зрения исследователей пейзажа Эйхендор^а, в их числе Р.Алевина, В.Паульсена, Х.Штл-гелер, х.Коопиана, Р.Ириарте, Р.Верля. Но в одном исследователи едины: пейзан Эйхендорфа неповторим, набором особых символов он создает такие картины, которыз не только видны, но и слышны. Это глаголы движения, шуаа, света, персонификация, удачнейшие сравнения. 7 трои у, Эйхендорфа всегда появляется жаворонок, вечерои и ночь» - соловей. Ночь - любимое-время суток, она никогда не бывает "чертя", она - "светлая", "лунная", "серебристая". Крайне редко идет описание дня, дней все замирает. Почти нет зимних сцен, зиаа - это окидание весны и лета. Взволнованность отдания передается и читателю.

Четверуая глава "Сатира и критика в'творчестве Эйхендор-

I. Михайлов A.C. О Лвдвиге Тике// Лвдвнг Тик. Странствия Франца Счернбальда. Наука, Х9Р7. -С. 329.

- В -

fa" посвяпзна аяалкзу сатирической прозы писателя, к к<_ трок он припел в результате творческого поиска. Сатира, кгч известно, и из с т глубока корни в немецкой литературе , з voz. числе и в литературе романтической. Вслед за Аряимэм (Ззьор:;-кина С.К. Нозвллн Ахяма fern Арнпмз) Эйсскдор$ создает глд сатирических произведений, сое тазлязг.нх существенное дополнение ко всещг пас лед из писателя.

В диссертации отмечается, что ирония, как отрицательная опенка пред ¡дета или яаяения через осмеяние, составляет значительную веху в истории романтизма. В данной главе щ прос-лзжизаем преломление роман тяческоГ; иронии в прозе Зйсендорфа. Сбозкачаогся is моменты, которые оказали 'определенное зоз-девегеие на формирование з fixem* орловского опора, Вместе с те н отмечается, что юмор Зйсендорфа - явление неоднозначное, воб-ревпее в себя многие традиции, как литературное, так и фольклорные , змходягпе иногда за рамки романтической иронии.

Пронин понимается как ватная сторона романтического художественного сознания, в краг атогяз яся з специфическом качестве художественного образа и стиля. При этчм учнтываотся и суждения самих романтиков ('1>.™леге ль, Нозад:с), С02[бмзннье точки зрения. Б субъективной форме ирония в рог.антиз;.в вырадала подвижность и изменчивость мира. Б работе мы подчеркиваем дие сункцик иронии в произведениях Зйхендорфа: а) признание Несовершенств" мира ; б) осмеяние явлений окрукавсе я действительности, отраженных в произведении и несоответствувщих идеалу. •

Подчеркивается такзе содержащийся в иронии и впитавший в себя воздействие идей французской революции острей критический смысл, что подтверждается анализом фантазии "R тоне был в Аркадии".

К проблемам романтической иронии существует стойкий интерес в зарубежном литературоведении. Нет толы;о работ с 5 Зйхендор:Те, В то время как уке дневники молодого Зкхеядорфа свидетельствует о том, что он имел способности сатирика. 3 диссерта.цяи приводятся доказательства этого.

Самым значительным сатирическим произведением Эйхендор^а, на нан взгляд, явяется сатирическая сказка "Либертас и ее

аенихи" (ЗВ49), в которой изобранается беспокойная историческая обстановка в 1РАР-ЗР49 годах а разногласия гэжду либераяь-ньш силами н реакцией. Романизм к этому- времени иззивает себя. Литература стоит на пороге рализма. И этот исторический час сставя/вт след в творчестве Эйхендорфа.

Главное действуииее яицо - Пинкус - это прототип Николаи, философа, писателя, который несколько десятилетий руководил духовной гиэньо Берлинского Просвепе кия. 1 Эйхендорфа гто комический персонак. Его образ строится на отрицательной доминанте, он всегда смесон, комизм проявляется в его внешности, речи, поступках. Он хочет кениться на Либертае, сииво-лязирусцей собой свободу, но не узнает ее и "именем закона" объявляет ее вне закона, и против нее планируется процесс. Искусство, Эйхендорфа -сатирика состоит в том, чтобы, показывая объект осмеяния с вкинем стороны, раскрыть его 31утрэн-нюэ ограниченное и несостоятельность.

Через систему образов данного произведения мы пытаемся определить, какие явления обсестзеннои жизни, конкре тнне исторические лица имел в виду Эйхендорф, создавая свои сатирические полотна.

В реферируемой работе рассматриваптся такгз фантазия "Я тоае был в Аркадии" (1Р34). и пьеса для кукольного театра "Инкогнито" (1843-1944 гг.).

Б первом произведении адрес критики - либерализм, который хотел лишь'подновления существующих порядков и отдельных мелких реформ. Разговоры о конституции, о свободам какутся Зйхеи-дорцу бесполезной болтовней, поэтому в фантазии движение за конституции лишено реальных корней, абстрактно. Писатель, оставаясь ше политики, в своих сатирических произведениях выступает все не с политических позиций.

Явную критику слабых: сторон государственного аппарата моено заметить во второй произведении. Пьеса аллегорична. В ней идет рс.'-пь о расстаговке сил на политической арзне. Борьба а реальной аизни.затихает, поэтому единственным средством в:.ранения политических идей. становится поэзия.

- В диссертации дается вывод, что критический з®1®нт присутствует в литературно-теоретических работах Эйхендорфа.

Наряду с Гейне он критиковал рошвтизм, оставаясь открытый сторонникои этой пколы. Эйхендорф всегда готов был подчеркнуть историко-литературную необходимость романтической шкоды, ее позитивные ноиенты, виесте с те и он столь зе открыто говорс л и о ее эаблундениях.

Еритика общества у Эйхеядор^а скорее эстетическая, чей политическая. Она распространится, в основной, на области литературы и искусства, если даже речь идет о потатике. Общество критикуется через сатирическое изображение его отношения к искусству, к поэзии.

Б резвые главы отмечается, что сатирические и критические начала вообпе инели изсто в творчестве писателя, хотя и не были преобладавший.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и делазтся выводы, позволяющие подучить более четкое представление о прозаической творчестве Зйхендорфа, его вкладе в не-ьвцкуг) романтическую литературу.

Основное содаргание диссертации издано в следующих публикациях:

1. Бедоусова Ч.Е. Творчество П.Эйхевдорфа в советской и зарубежной литературоведении, -Курган: КВВПАУ, 19В -I п. л.

2. Белоусова II. Н. Сатирические и критические иотивы в творчестве ненецкого писателя-романтика XIX века Й.Зйхендор-фа. -Курган: КВВШ, 1988. -I п. л.

3. Белоусова И.К. Пейзан в творчестве ненец-.ого романтика' XIX века К.Зйхендорфа. Языковые средства изображения пеи-зада. -Курган: КВШУ, 19В 9. -1,1 п. л.

п 27 0/. 71>г. Г-J2ЧJЗJ 57.^,. Л Й а 5/-Я "У а