автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проза Константина Лордкипанидзе

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Шелегия, Мамука Енукиевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проза Константина Лордкипанидзе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шелегия, Мамука Енукиевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Писатель и революционная действительность

ГЛАВА П. Тема дружбы народов в прозе Константина

Лордкипанидзе . 6£

ГЛАВА Ш. Война и человек

ГЛАВА 1У. Летописец грузинской деревни. вывода.1бб

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шелегия, Мамука Енукиевич

Истинный писатель, какой бы эпохе он не принадлежал, всей своей жизнью, творчеством связан с судьбой своей страны, с ее прошлым, настоящим и будущим.

Великая Октябрьская Социалистическая революция создала совершенно новый тип творца,писателя, находящегося в гуще общественной жизни, живущего интересами страны и народа, служащего его задачам и целям.

В современном мире идет непримиримая борьба между двумя идеологиями: социалистической и империалистической, и как было отмечено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,- "бупущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы".^ Партия всегда уделяла особое внимание проблемам идеологической работы, в решении которых литературе отводится немаловажная роль. Литература способствует утверждению духовного единства партии и народа. Для советского писателя характерна не только активная творческая связь с жизнью страны, но и неустанная общественная деятельность. Именно это и определило внутреннюю специфику творческого мира видного грузинского писателя, лауреата премий им.Фадеева и Руставели Константина Лордкипанидзе. Если кого-либо можно назвать художественным летописцем современной ему эпохи, то в первую очередь - Константина Лордкипанидзе. Он с самого начала без колебаний стал на сторону молодой Советской власти, его позиция как писателя, так и гражданина уже тогда была четко определенной.

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983 года), М., 1983, стр.7

Существует множество исследований о творчестве К.Лордкипа-нидзе. Настоящий труд написан с учетом всех этих работ. Целью диссертационного труда является выявление особенностей прозы К.Лордкипанидзе, и изучение художественных ее принципов и их творческое воплощение. В диссертации особо говорится о пафосе произведений писателя, системе их образов и мотивов, что позволило установить общие закономерности художественного мира писателя. В труде изучена и оценена манера художественного видения К.Лордкипанидзе, характер и особенности его прозы. В труде исследованы историческая обусловленность тематических поисков писателя, тип партийно-хозяйственного руководителя, выведенный им, и формирование писательской концепции человека вообще.

Революционная действительность, события той мятежной эпохи питают творчество К.Лордкипанидзе. Отражая жизнь во всем многообразии, писатель ищет закономерности ее развития, фиксирует внимание на основных проблемах своего времени, решая их по мере возможности.

К.Лордкипанидзе никогда не был просто фиксатором явлений. Как писатель и гражданин, он активно боролся и продолжает бороться за внедрение всего нового, прогрессивного; начиная с двадцатых годов по сегодняшний день он - истинный летописец Советской Грузии. Именно этот факт наряду с другими обстоятельствами обусловил большой интерес литературной критики к творчеству К.Лордкипанидзе .

Каждое произведение К.Лордкипанидзе являлось событием в литературной жизни республики. О его творчестве писали многие критики. Одним из первых был Давид Рондели. Вот, что он писал о первом сборнике стихов молодого поэта К.Лордкипанидзе: "Эта книга выявляет большие возможности автора в области лирической обработки материала. Центральное настроение стиха опирается на органическое восприятие современной созидающей жизни".*

Д.Рондели, который сам являлся представителем пролетарской литературы, было близко и понятно творчество К.Лордкипанидзе. Он верно оценил его отношение к Советской действительности, апологию современности, которая красной нитью проходит через все творчество писателя.

Эту тенденцию изображения эпохальных сдвигов отметил и критик Ал.Сулава. Он писал: "К.Лордкипанидзе выполняет социальный заказ современности, который требует от литературы показа основных эпохальных сдвигов, настроений нового человека, фракций его чувств". Ал.Сулава отмечал и то, что "К.Лордкипанидзе преимущественно современен тем, что взял курс на пролетарские, плодотр ворные актуальные темы".

Молодой писатель в самом деле старался отобразить новую жизнь, нового человека, среду, в которой он жил и творил. Произведения К.Лордкипанидзе "Мох", "Третий путь", "Фотограф", "Первая мать" и др. сыграли огромную роль не только в становлении творческого почерка К.Лордкипанидзе, но и в развитии молодой грузинской советской литературы, ищущей нового героя, ставящей и решающей сложнейшие проблемы того времени. Возможно они были далеки от художественного совершенства, нуждались в шлифовке и доработке, но актуальность их тематики абсолютно бесспорна. Это не укрылось от внимания критики. Вот, что писал в свое время критик Б.Буачидзе о романе "Мох": "Из-за неоднородности материала роман не является окончательно завершенным литературным фак

1. Д.Рондели "Улыбка", жур."Мнатоби", 1927, № 7, стр.149

2. Ал.Сулава "Улыбка", жур."Пролетарская литература", 1927, № 5-6, стр.165 том, но поставленные в нем наболевшие жизненные вопросы несомненно новы для грузинской литературы и имеют существенное значение" . ^

В этот период писатель пытается создать образ нового, передового человека - коммуниста, решить проблему советской семьи. В критике отмечается, что образ большевика, нарисованный К.Лорд-кипанидзе в "Третьем пути", "правда, сравнительно слаб, но это один из первых в грузинской литературе опытов изображения полор жительных образов передовых людей эпохи - коммунистов".

В произведениях этого периода нашли отображение основные проблемы эпохи, попытка решения их, но автору еще недостает жизненного опыта и художественного мастерства.

По мнению критика Ш.Радиани, "поэзия К.Лордкипанидзе - положительный и несомненно достойный внимания фактор в эволюции пролетарской литературы". Он утверждает, что "К.Лордкипанидзе каждое явление, каждый факт воспринимает с точки зрения строитео ля социализма".

Того же мнения и критик Г.Натрошвили: "К.Лордкипанидзе не обошел молчанием период реконструкции нашего хозяйства, он сумел показать этот грандиозный перелом народного хозяйства".^ Таким образом, уже в 20-х годах критика единодушно отмечала, что основным ведущим мотивом творчества К.Лордкипанидзе является отображение действительности, показ тех изменений, которые внесла новая жизнь в город или деревню. А вот о художественных достоинствах произведений К.Лордкипанидзе, его умении отобразить ту или

1.Б.Буачидзе "10 лет пролетарской литературы", жур."Прол.лит.", 1927, № 9Ю, стр.176

2.Л.Каландадзе "Статьи о литературе", Тб. 1955, стр.27

3.Ш.Радиани "Литературные портреты", книга I, Тб. 1929, стр.180

4.Г.Натрошвили "Новые крестьяне" жур."Мнатоби", 1929, №12,стр.196 иную проблему единого мнения не было. Истина вырисовалась постепенно, в борьбе различных суждений. Об этом наглядно свидетельствует творческая биография писателя. Возьмем, к примеру, его повесть "Первая мать", вызвавшую разногласия в критике. В грузинской советской литературе это одно из первых произведений, отобразивших проблемы советской семьи, поднявших вопрос о правах и обязанностях современной женщины и т.д.

Повесть разбиралась на заседаниях комсомольских ячеек, в училищах, главной героине Гаяне посвящались литературные диспуты. Молодежь писала письма автору, редакциям. Иные из них даже были опубликованы.^

Произведение затронуло читателя, озадачило его. Столь явный интерес к нему свидетельствовал о победе авторского замысла. Ведь именно в этом и назначение истинного художественного произведения - будить сознание масс. Успех писателя, конечно, не остался незамеченным критикой. По мнению Г.Натрошвили, произведение вызвало такой интерес потому, что, с одной стороны"поднимало новую тему, а с другой, его отличали здоровый стиль эпоса и сор циальное содержание художественного факта".

Другие исследователи отмечали несовершенство повести: "Недостаток "Первой матери" состоит в том, что в ней типизированы и даны крупным планом отрицательные стороны комсомольского быта. Пролетарский писатель в своей практике должен избегать эмпиризма и диктатуры голых фактов, в противном случае она получит чисто механистический характер и будет весьма далека от наших классовых интересов. Всего этого К.Лордкипанидзе не предусмотрел, и

1. Жур."Мнатоби", 1929, № 3-4, стр.188

2. Г.Натрошвили "У нового этапа развития", жур."Пролетарская литература", 1930, № 4, стр.120 в результате появилась "Первая мать". Актуальная по замыслу, повесть по сути своей не перспективна, содержит "правые" тенденции и в "лучшем" случае является "нейтральным" произведением. Да будет это уроком и предупреждением для всех пролетарских писателей" . *

Позиция критика неверна, тендециозна. "Первая мать", как отмечалось, одна из первых попыток отображения жизни женщины, ее прав и обязанностей, советской семьи. Это было время поисков. Не только писатели, вся наша молодая страна шла непроторенным путем. И на этом пути конечно могли быть ошибки, но был и поиск, а в этом - залог успеха.

Протест Гаяне против установившихся супружеских отношений, устаревших семейных традиций стихиен; в своем стремлении к освобождению как личности она впадает в крайность, отказываясь от семьи вообще. Но в этой повести, как и во "Мхе" и "Третьем пути" бледно, но уже обозначены контуры нового человека, которые впоследствии в "Заре Колхиды" получают четкость и определенность.

В 20-30-х годах в нашей стране разворачивается колхозное строительство. Кулачеству как классу объявляется война. Безусловно, литература не могла пройти мимо подобного явления. Как всякое грандиозное начинание, коллективизация на начальном этапе потребовала соответствующей формы отображения. Масштабность и необходимость явления соответственно требовали быстроты отображения. Из всех литературных жанров наиболее приемлемым в данном случае был очерк. Оперативность, действенность, заложенные в очерке, отвечали требованиям современности. Благодаря своему художественному чутью К.Лордкипанидзе сразу же обращается к этой форме выражения. В 1928 году публикуется его художественный очерк

I. В.Луарсамидзе "К большевизации пролетарской литературы", жур."Пролетарская литература", 1930, № 12, стр.129

Новые крестьяне", который рассказывает о Земо-Кедской коммуне в Грузии. Очерк примечателен тем, что несмотря на свое художественное несовершенство, он обнажил противоречия, сопутствовавшие формированию колхозов, в том числе трудности внутреннего порядка, проистекающие из самой природы крестьянина, его колеблющейся натуры, складывавшихся веками частнособственнических инстинктов, а также и внешнего: провокации и заговоры кулачества и разномастных контрреволюционеров. "Новые крестьяне" знаменовали начало подготовительного этапа, который предшествовал созданию романа "Долой кукурузную республику".

Грузинская критика следующим образом сформулировала отношение К.Лордкипанидзе, гражданина и писателя, к современности: "Отношение К.Лордкипанидзе к нашему времени пронизано пафосом новой жизни, стремлением защитить ее интересы и основы. С этой точки зрения он тенденциозный писатель, писатель тенденции, кот торую Энгельс считал достоинством реализма".

В 20-30-е годы жизнь давала писателю богатый материал для наблюдений - новые типы, новые характеры, образы. Это период индустриализации страны, массовой коллективизации на селе. В психике человека происходят кардинальные сдвиги, не менее сложные, чем защита завоеваний революции или реконструкция страны.

Литература этих лет уделяет особое внимание влиянию коммунистической партии, новой жизни, трудового коллектива на формирование новой личности, на психологию нового человека. Делаются попытки изобразить нового героя - создать образ сильного, правдивого коммуниста - человека труда. Все большее внимание уделяется и теме новой деревни, которая привлекала к себе актуаль

I. С.Чилая Грузинская литература XX века, часть Ш, Тб. 1962, стр.277 ностью и остротой. Грузинская деревня в творчестве К.Лордкипа-нидзе занимает особое место, но в отличие от некоторых писателей, у которых интерес к ней был обусловлен принудительной необходимостью находится в русле современной жизни, деревенская тема органична для его творчества. Поэтому, вот уже более пятидесяти лет она остается едва ли не основной для К.Лордкипанидзе.

Еще в 1928 году К.Лордкипанидзе посчитал насущной задачей литературы выяснить соотношение классовых сил на селе, показать пути развития социалистической деревни. Он заявил: "Связь писателей с деревней должна быть не случайным явлением, а делом повседневного требования".^

Он доказал, что слова его не расходятся с делом. Проведя несколько лет в имеретинских селах, он явился непосредственным свидетелем и активным участником коллективизации. В результате в 1931 году на страницах журнала "Мнатоби" появляется роман "Долой кукурузную республику". Это произведение, которое автор впоследствии переименовал в "Зарю Колхиды", - явление выдающееся не только для творчества К.Лордкипанидзе, но и для всей нашей многонациональной советской литературы. На долю К.Лордкипанидзе вместе с К.Гамсахурдия и Л.Киачели выпала большая литературная 2 миссия - создание грузинского советского романа.

Заря Колхиды" - этапное произведение грузинской советской литературы. Роман стал символом всего творчества К.Лордкипанидзе. В нашей действительности почти не было исследователя, который,

1. К.Лордкипанидзе Заметки писателя, жур."Пролетарская литература", 1928, № 10-11, стр.82

2. Р.Мишвеладзе Чабан грузинской прозы, в сб."Константину Лорд-кипанидзе 70", Тб. 1977, стр.132 касаясь вопросов грузинской советской литературы, не высказался бы о "Заре Колхиды".

Одним из первых критиков романа "Долой кукурузную республику" был Ш.Радиани. Он отмечал, что действительность, отраженная в произведении, сложна и многообразна. В нем даны типичные образы представителей всех социальных слоев, населяющих деревню, реально воссоздана их жизнь, показано состояние классовой борьбь^ Ценность романа в том, что писатель показывает: идея коллективизации выношена трудовым народом. Располагая значительным жизненным материалом, он вводит в роман персонажи различного характера и биографий. Развитие характеров и явлений в романе постепенно набирает силу^, что заканчивается большой творческой победой писателя.

В литературной критике справедливо отмечалось: "Проблема создания в грузинской советской литературе совершенно нового типа - типа крестьянина-середняка решена в романе с точки зрения революционного развития и победы советской действительности".3 Переход середняка на сторону коллективизации, как известно, имел огромное значение. Это было общее, всесоюзное явление, изображение которого являлось одной из основных задач советской литературы. Тем более отрадно отметить, что в нашей многонациональной литературе К.Лордкипанидзе один из первых откликнулся на тему социалистического преобразования деревни: "Заря Колхиды"

1. Ш.Радиани Роман о классовой борьбе, жур."Мнатоби", 1933, № 12, стр.172

2. Г.Ломидзе К социалистическому реализму в литературе, Тб. 1952, стр.263

3. Г.Мерквиладзе 0 социалистическом реализме, Тб. 1954, стр.202 является "единственным полноценным художественным полотном, дающим полное представление о колхозном движении в Грузии".^ Этот 2 роман без преувеличения можно назвать документом эпохи.

То была победа не только К.Лордкипанидзе, но и всей грузинской литературы. Главный герой романа Меки "осознал себя как личность, как человека, свое назначение и цель, узнал цену себе. Это было открытием Меки и настоящей победой на пути многолетних поисков писателя (и не только писателя, а всей грузинской советской прозы)".3

В 1935 году К.Лордкипанидзе вместе с группой грузинских писателей посетил Белоруссию. В результате этого путешествия был создан цикл белорусских повестей "Бессмертие", который явился значительным явлением в литературной жизни страны. Отдавая должное новому произведению К.Лордкипанидзе, В.Жгенти писал: "В нем отразилась тенденция социалистической литературы к преодолению в сфере тематики традиций национальной замкнутости, расширению ареала художественного обзора, его тематического диапазона".^ с;

Об этом цикле повестей писал и Т.Кванчилашвили. Он отмечал, что в образе Рухло писатель создал тип старого крестьянина, которого частнособственнический инстинкт, бедность, постоянная борьба с голодом и нищетой озлобили настолько, что он не протянет

1. Д.Тевзадзе Современность в грузинской советской литературе, Тб. 1964, стр.3

2. В.Ревич "Литературная газета", 1958, 22 марта

3. К.Имедашвили Спустя 30 лет, Тб. 1977, стр.58

4. В.Жгенти "Бессмертие", жур."Мнатоби", 1939, № 4, стр.161

5. Т.Кванчилашвили Литературные письма и портреты, Тб. 1974, стр.47 руки помощи своему ближнему. Но потом писателю удается таким образом повернуть события, что читатель верит в преображение Рух-ло, его героизм и гибель за всенародное дело, которая принесла ему бессмертие.

Желание художественно воплотить современную ему действительность привело К.Лордкипанидзе к теме Великой Отечественной войны. И здесь писатель сумел сказать свое слово. Произведения, созданные им на эту тему характеризуют те же особенности, что и советскую литературу в целом. Написанные непосредственно в процессе военных действий повести и рассказы привлекают внимание своими описаниями войны. Созданные же в послевоенное время -проблемой психологических мотивов действий воинов и т.д. Особенности отображения действительности обусловили большой резонанс и интерес к произведениям К.Лордкипанидзе, написанных на тему войны.

Тема Великой Отечественной войны занимает в творчестве К.Лордкипанидзе особое место. Он - непосредственный участник тяжелых боев на подступах к Кавказу. В его повестях и новеллах нет батальных сцен, панорамных картин военных действий. К.Лордкипанидзе заостряет внимание на психологии воина, движении его души. По мнению критика А.Бакрадзе о героизме и доблести писалось достаточно, но мало кому удалось показать "природу героического, его внутренний мир"."^

Критик акцентрирует внимание на моральном облике героев произведений, воинов-грузин, волею чрезвычайных обстоятельств очутившихся на грани между жизнью и смертью.

I. А.Бакрадзе "Раздумья и размышления", Тб. 1972, стр.66

Особое место в творчестве писателя занимает Ладо Вашало-мидзе - главный герой повестей "Как умер старый рыбак" и "Зеленая пуговица". В его лице К.Лордкипанидзе показал обобщенный тип воина - грузина, защитника родины. Критик А.Топурия справедливо писал о "Зеленой пуговице": "Для воплощения эпохальной идеи К.Лордкипанидзе взял фронтовую жизнь рядового солдата и на ее фоне показал его живой, конкретный, убедительный образ, характер. Опираясь на этот образ, путем его типизации, с помощью совершенного художественного языка, лаконичного и образного, он доносит до читателя заключенную в произведении великую мысль"?

В 60-х годах в грузинской литературной критике окончательно формируется мысль о том, что "современность у К.Лордкипанидзе предельно проявляется в значительных темах, отражающих основные р тенденции эпохи, социальные сдвиги и преобразования".

Острота военной тематики, пристальное внимание к движениям человеческой души в военной ситуации не вытеснили внимания К. Лордкипанидзе к ранее волновавшим его вопросам. Вновь всплывает сельская тема. На этот раз в центре внимания писателя - послевоенное село и его обитатели. В романе "Волшебный камень" он поднимает проблемы военного и послевоенного села, показывает психологию сельских жителей, их морально-нравственное лицо. В романе затронуты актуальные проблемы - взаимоотношения массы и руководителя, морали, новой психологической организации, злобоа дневные вопросы экономической и политической жизни.

В нашей критической литературе верно отмечено: "К.Лордкипа

1. А.Топурия Статьи по литературным вопросам, Тб. 1960, стр.65

2. Д.Тевзадзе Константин Лордкипанидзе, Тб. 1969, стр.107

3. Г.Мерквиладзе Роман и эпоха, Тб., 1973, стр.213 нидзе внимательно исследует не только природу персонажа, выраженную его действиями, но и изучает те социальные мотивы, которые толкают человека на тот или иной поступок"."'"

Произведения К.Лордкипанидзе начали переводиться на языки народов Советского Союза уже в 20-х годах. Таким образом, широкий читатель мог ознакомиться с отдельными произведениями молодого писателя вскоре после их написания. Уже в 1934 году Мариэтта Шагинян имела возможность высказать свое мнение о романе р

Заря Колхиды" ("Долой кукурузную республику"). Критик Г.Митин наиболее ценным в творчестве К.Лордкипанидзе считает мудрое ощущение беспредельности истины, его стремление к обязательной правдивости, глубокую веру в то, что истина сама скажет то, что о следует сказать.

Большой резонанс имели произведения К.Лордкипанидзе и за рубежом. Особенный интерес вызвала к себе "Заря Колхиды". Здесь подчеркивалось не только художественное, но и познавательное значение этого романа. "Он воскрешает один из замечательных периодов истории Советского Союза. Всем, кто хочет понять его, следует прочитать этот Лордкипанидзевский роман".^ "Заря Колхиды" выполнила свою миссию, во имя которой и создаются истинные произведения: ознакомила иностранного читателя с социалистическими преобразованиями грузинского села. Поэтому французский критик Лесеркли писал: "Эта книга взволновала меня своими описаниями преобразований, происшедших в Колхиде, в Колхиде, о которой древние греки создали удивительные легенды. Кроме того, я нашел

1. Р.Мишвеладзе жур."Мнатоби", 1974, № II, стр.161

2. М.Шагинян "Известия", 1934, 20 марта

3. Г.Митин "Подвиг поэта", в сб. "К.Лордкипанидзе 70", Тб. 1977, стр.240

4. И.Богомолов, Р.Кобидзе Интерес, резонанс, признание, Тб.1979,с#5; в книге картину, отобразившую великую революцию нашей эпохи".*

Мы привели далеко не полностью ряд высказываний литературных критиков о творчестве К.Лордкипанидзе, причем те из них, что исследуют произведения писателя под интересующим нас углом. Однако, следует упомянуть и тех критиков, которые так или иначе рассматривали в своих трудах творчество К.Лордкипанидзе и наблюдения которых не лишены определенной ценности. Это М.Джавахивили, Л.Киачели, С.Чиковани, Ш.Алхазишвили, Ш.Алхаидзе, Э.Апхазава, М.Гветадзе, В.Джибути, М.Ианкошвили, Д.Иовашвили, Э.Карелишвили, П.Кикодзе, П.Шаматава, Н.Швелидзе, Ш.Чичуа, Р.Чхартишвили, Н. Чхеидзе, Н.Чолокава, В.Цулукидзе и многие другие.

Как мы убедились, грузинская литературная критика с самого начала проявила к творчеству К.Лордкипанидзе глубокий интерес. Почти о всех произведениях писателя были высказаны определенные суждения, особенно о таком значительном произведении, как "Заря Колхиды". Этот роман рассмотрен в различных аспектах, под разными углами. Правда, по ряду вопросов существуют различные мнения, но в основном все критики сходятся на том, что роман "Заря Колхиды" представляет собой художественную летопись эпохи, правдиво и убедительно рисующую человеческие типы, принимавшие непосредственное активное участие в процессе социалистического преобразования села. Этот роман - широкое художественное полотно, отображающее современность.

И так совершенно очевидно, что сущность творческого мира К.Лордкипанидзе - в художественном отображении современности. В жизни и борьбе его персонажей ощущается пульс новой эпохи

I. Сб. К.Лордкипанидзе 70 , стр.289 сложнейшей и ярчайшей панорамы утверждения социалистической действительности. Это факт очевидный, и само по себе исследование внутренних закономерностей и особенностей художественного воплощения реальности представляет особый интерес.

Целью настоящего труда является исследование художественных особенностей и средств изображения, к которым прибегает автор для воссоздания современной ему действительности. Естественно, предметом нашего глубокого интереса становятся импульсы, питающие творческие устремления писателя и истоки их возникновения. Подобным истоком для К.Лордкипанидзе явилась заря советской эпохи, ее пространственные и глубинные пласты.

Поэтому естественно возникает необходимость установления содержания истоков новой действительности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза Константина Лордкипанидзе"

выводы

К.Лордкипанидзе - художник, отразивший масштабные проблемы своего времени. В данном труде, естественно, невозможно проанализировать все проблемы его творчества. Мы остановили свое внимание в основном на тематических и художественных особенностях прозаических произведений писателя.

Особенности творчества К.Лордкипанидзе определяют следующие факторы: художественная индивидуальность, национальные традиции, отношение к современности и т.д. Именно его отношение к действительности, выбор жизненного материала, конкретные проблемы, которые он ставит в своих произведениях, обусловили особенности его прозы.

Многосторонняя деятельность К.Лордкипанидзе направлена на глубокий анализ общественных явлений и утверждение нового. Стремление к социально-психологическому исследованию человека и явлений в соответствии с обстоятельствами эпохи, исторический подход к художественному постижению действительности определили различие между ранними произведениями писателя и его же произведениями, созданными позднее. Оно состоит в новом, современном подходе к личности, в более глубоком в разных аспектах освещении социально-нравственной среды эпохи. Писатель сознательно возвращается к старой теме и ранее созданным произведениям, поскольку хочет взглянуть на явления прошедших времен с высоты сегодняшнего дня, по-иному осмыслить пройденный путь, по-новому осознать идейно-нравственный и философский опыт эпохи. Поэтому этот "возврат" есть не обычная переделка произведения, но свидетельство авторской концепции, значительно расширяющей его взгляд на гуманизм, назначение и цель человека, его связь с обществом.

К.Лордкипанидзе с самого начала пытался отразить революционную современность. Писатель показал нам сложный процесс утверждения нового, трудности, связанные с духовным формированием молодежи. Об этом прекрасно свидетельствуют его ранние произведения, сыгравшие известную роль не только в становлении самобытности писателя, но и в развитии грузинской советской литературы, в ее поисках нового героя, в постановке и решении наболевших проблем.

К.Лордкипанидзе - один из первых писателей, привнесших в грузинскую советскую литературу тему братских народов, что значительно расширило ее тематический диапозон. Произведения К.Лордкипанидзе - "От Еревана до Эчмиадзина", "Знак КИМ ", "Набережная", "Маленький рикша", "Голубой Дунай" и другие утверждают дружбу ме?кду народами, насаждают чувство пролетарского интернационализма.

Цикл белорусских рассказов "Бессмертие" явился значительным явлением как для грузинской, так и для белорусской литературы. Одно из основных достоинств этого произведения, опубликованного накануне войны, в том, что борьба белорусского народа за свободу, за свою землю, героизм старика Рухло воспринимались как призыв и подготовка к тем величайшим испытаниям, которые выпали на долю нашей страны в начале сороковых годов.

К.Лордкипанидзе - непосредственный участник Великой Отечественной войны, таким образом его творчество питает непосредственно увиденное и пережитое. В диссертационном труде отмечено различие между произведениями на военную тему, созданными непосредственно во время войны и позднее. Несмотря на их идеологическое и тематическое сходство, они отличаются прежде всего силой психологизма, более глубоким проникновением в суть характеров и явлений, более широким показом внутреннего мира героя. Все это потребовало соответствующей формы и художественных средств. В произведениях писателя локализованы масштабы, время, ограничено число действующих лиц. Условия, в которых находятся его герои (они -разведчики), дают возможность до конца выявить их физические или духовные возможности, показать их идейно-нравственную зрелость. С этой целью писатель прибегает к различным художественным средствам, в числе которых особенную роль играет лирический элемент, выполняющий различные функции. Внутренний монолог дает возможность глубоко заглянуть в душу персонажа, увидеть незаметное на первый взгляд, а концентрация внимания автором на той или иной детали наполняет ее особым психологическим содержанием и т.д.

В произведениях К.Лордкипанидзе "Новые крестьяне", "Заря Колхиды", "Волшебный камень", "Хроники грузинского села" нашла отражение история грузинской деревни XX века. Изображение судьбы нескольких поколений грузинских крестьян (Захария Надибаидзе, Манучара Угрехелидзе и др.) дает писателю возможность не только проследить движение человеческого характера на протяжении длительного времени, но и развернуть во всей идейно-художественной полноте философскую концепцию человека.

В диссертационном труде прослежено развитие некоторых художественных образов К.Лордкипанидзе, в частности показано, как отразилось на сущности партийно-хозяйственных руководителей, какое влияние оказали на их характеры изменения в общественно-моральном климате, происходящие на разных этапах истории страны. Коба Чохели, Тараси Хазарадзе, Симон Чохели, Шалва Камбарашвили, ГУрам Мгеладзе - дети своей эпохи, отмеченные приметами конкретно-исторического времени, в котором они живут.

Мы не ставили своей целью отразить в диссертационном труде полную картину творчества К.Лордкипанидзе. В нем дана попытка выявить некоторые особенности творчества писателя, его художественного мастерства.

 

Список научной литературыШелегия, Мамука Енукиевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник. В 2-х томах. Т.1. - М.: Искусство, 1967. - 616 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник. В 2-х томах. Т.П. - М.: Искусство, 1967. - 726 с.

3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Художественная литература, 1976, - 838 с.

4. Ленин В.И. Сочинения. 4-е изд. Т.26. - М.: ГИПЛ, 1949. -531 с.

5. Ленин В.И. Сочинения. 4-е изд. Т.31. - М.: ГИПЛ, 1950. -545 с.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

7. Авалиани Г.А. Эхо фронтового братства. Тб.: Сабчота Сакарт-вело, 1978. - 334 с. (на груз.яз.)

8. Авалиани Л.Г. Опять Цабуниа. Цискари (Заря), 1970, №9, с. 119-120.

9. Асатиани Г.Л. Поэзия и поэты. Тб.: Литература да Хеловнеба, 1963. - 236 с. (на груз.яз.)

10. Асатиани Г.Л. Критические статьи. Тб.: Мерани, 1983. -370 с. (на груз.яз.)

11. Арнаудов М.Б. Психология литературного творчества. Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1970. - 634 с.

12. Бакрадзе А.В. Раздумья и размышления. Тб.: Сабчота Сакарт-вело, 1972. - 128 с. (на груз.яз.)

13. Батиашвили Г.А. Притоки. Критические статьи. Тб.: Сабчота Сакартвело, 1977. - 153 с. (на груз.яз.)

14. Беридзе В,В. Наш современник. Литературули Сакартвело, 1982,10 дек.

15. Бехер И.Р. В защиту поэзии. Пер. с немец. - М.: Иностранная литература, 1959. - 373 с.

16. Богомолов И.С., Кобидзе Р.С. Интерес, резонанс, признание. -Тб.: Ганатлеба, 1979. 64 с. (на груз.яз.)

17. Бочаров А.Г, Человек и война, 2-е изд.доп. - М.: Советский писатель, 1978. - 480 с.

18. Бочаров А.Г, Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Художественная литература,1977. 368 с.

19. Буачидзе Б.М. Сборник критических статей. Тб.: Сабчота Са-картвело, 1960. - 247 с. (на груз.яз.)

20. Буачидзе Б.М. 10 лет пролетарской литературы» Пролетарули мцерлоба (пролетарская литература), 1927, № 9-10, с.156-178.

21. Гвердцители Г.Е. Образы современников. Тб.: Сабчота мцера-ли, 1962. - 409 с. (на груз.яз.)

22. Гвердцители Г.Е. Литературные портреты, эскизы, письма. -Тб.: Сабчота Сакартвело, 1968. 354 с. (на груз.яз.)

23. Гвердцители Г.Е. Плечом к плечу с Советами шагает герой. -Мнатоби (светоч), 1981, № II, с.153-166.

24. Гвинджилия Д.Н. Карло Григолия и Меки Вашакидзе. Критика,1978, № I, с.3-16.

25. Гендзехадзе Е.Ш. Рассказы К.Лордкипанидзе. В кн.: Вопросы современной грузинской прозы и кинодраматургии. - Тб.: Мец-ниереба, 1978. - 160 с. (на груз.яз.)

26. Горький М. 0 литературе. М.: Советский писатель, 1953. -868 с.

27. Горький М. Собр.соч. в тридцати томах. Т.27. М.: Художественная литература, 1953. - 589 с.28