автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Публицистическое начало в таджикской современной прозе

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Зикиряева, Мухиба Аббасовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Худжанд
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Публицистическое начало в таджикской современной прозе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистическое начало в таджикской современной прозе"

ии30Б3798

На правах рукописи

Зикиряева Мухиба Аббасовна

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ТАДЖИКСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ

(па материале прозы периода независимости Таджикистана)

Специальность 10.0103 - Литература стран народов зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Худжанд - 2007

О 7 р'о]] 2507

003063768

Работа выполнена на кафедре современной таджикской литературы Худжандского государственного университета им академика Б.Г. Гафурова

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Ходжаева М.Ю.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Имомов М.С. кандидат филологических наук, доцент Рахмонов 3 А.

Ведущая организация:

Институт языка и литературы им Рудаки Академии наук Республики Таджикистан

Защита диссертации состоится 30 мая 2007 года в 1300 часов на заседании диссертационного совета К 737 002 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Худжандском государственном университете им акад Б Г Гафурова (735700, Республика Таджикистан, г Худжанд, проезд Мавлонбекова, 1)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Худжандского государственного университета им акад Б Г Гафурова (735700, Республика Таджикистан, г Худжанд, ул Ленина, 224)

Автореферат разослан "_"_2007 г.

/ Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор

Гафарова З.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы Литература является мощным фактором воздействия на мировоззрение и сознание, духовность и нравственное совершенствование людей Это ее черта была характерна и реалистической художественной прозе, суть которой заключалась в точном, правдивом и достоверном отражении социального положения людей через образы героев и персонажей Однако стиль изложения в советскую эпоху, как и во все времена, был связан с идеологической политикой Поэтому в большинстве случаев в сюжетной линии прозаических произведений присутствовала политическая и идеологическая сила под названием «социалистический реализм» Другие словами, не реализм, как вытекает из его толкования, раскрывал себя в литературе, а действительность художественно воплощалась в соответствии с политическими требованиями и критериями

Необходимо подчеркнуть, что реалистическое описание событий и происшествий является закономерным фактом, и никакая сила не может отделить литературу от жизни, социальной обстановки, естественного исторического развития Писатель независимо от таланта и дарования принадлежит той социальной атмосфере в которой живет Поэтому мечты и чаяния одного человека могут быть отражены в литературе как общественные

Следует отметить, что во все эпохи формирования общественной жизни для описания событий и происшествий и вопющения их сути в соответствующее содержание крайне важно изложение истины без национальной, племенной, исторической и религиозной предвзятости Литературный опыт первых десятилетий советской эпохи показал, что под влиянием государственной политики в наших умах укоренилось предвзятое отношение на дореволюционную жизнь В советскую эпоху взгляды на историю претерпели коренное изменение Историю, в соответствии с новым учением, изучали и познавали с классовых позиций Классовый подход вместе с социалистическим учением нашли применение в литературных исследованиях и творческой практике В результате исторический взгляд приобрел субъективный и предвзятый характер Правящий класс, капиталисты сплошь были объявлены эксплуататорами, угнетателями, поработителями, а труженики - угнетенными, многострадальными и порабощенными

Таким образом, литература всецело была на службе идеологии, и писатель должен был творить свое произведение с учетом социальной среды и отразить в нем события, факты, хронику и биографию известных личностей Ярким свидетельством вышесказанного могут служить «Воспоминания» Садриддина Айни Большинство персонажей этой книги реально жили и упомянуты своими именами

Таджикскую прозу невозможно охарактеризовать без определения социальных предпосылок, потому что литература во все времена считается средством, способствующим созданию благоприятной социальной почвы, и

писатель своим талантом приобщает людей к красоте, справедливости, высоким нравственным устоям Иранский ученый Мухаммадали Исломи в этой связи утверждает, что «хотя не существует единой мировой литературы с общим языком и стилем, манерой изложения и структурными критериями, однако любое литературное произведение во всех языках имеет общие черты по охвату помыслов, эмоций и людского восприятия» (4,91)

В мировом литературоведении наряду с изучением прозаических и художественно-эстетических закономерностей, большое распространение получило социологическое исследование литературы, связанное с закономерностями, не зависящими от партийности, принципов однобокой критики и т д

Литературовед Абдухолик Набиев по поводу социалогического изучения литературы пишет «Кстати, нельзя сказать, что социологическое исследование литературы, является переходящим фактором эпохи революций Этот научный принцип исследования во все времена имел свой объект исследования» (7,91)

Предметом изучения настоящей диссертационной работы является связь литературы с публицистикой Необходимость выбора данной темы продиктована изменениями в политической и культурной сферах XX века, критериями оценок литературы, ее содержания, появления новых творческих школ, факторов зависимости литературы от политики Изучение литературы периода независимости не может быть изолировано от других периодов, ибо она своими корнями внутренне связана с предыдущими Если оценить состояние прозаических произведений с учетом социальных факторов, то в советской прозе литературная критика осуществлялась в соответствии с такими критериями времени как коммунистическая мораль, партийный устав, программа экономического развития (пятилетние планы, десятилетние перспективы), индивидуальная мораль политических деятелей, природа общества и тд Но в 80-90-е годы прошлого столетия главными критериями стали такие факторы, как перестройка, гласность и свобода слова

Публицистический взгляд, ясность изложения, критика, сопоставление, подведение итогов в художественной прозе последних двух десятилетий имеют тесную связь с общенациональными, религиозными, этнографическими, историческими ценностями Для литератора и писателя социальное положение, сформировавшее сознание и мораль общества создают большие художественные возможности Политические изменения 80-х годов имели две тенденции первая - перестройка экономики и производства страны, вторая - гласность и улучшение духовного климата Именно эти тенденции обеспечили в литературной критике свободу слова Наглядным примером является то, что в 1987-1988 годах журнал «Садои Шарк» организовал диспут под рубрикой «Вопросы современной прозы», а литераторы и критики изложили свои взгляды о состоянии таджикской прозы В диссертации прилагаются усилия по исследованию предпосылок и факторов формирования, эволюции и расширения влияния публицистики на таджикскую прозу, особенно на прозу периода независимости И на этой

основе сделана попытка анализировать документальную основу, особенности художественной документалистики, бытописания, проследить общественное сознание и мировоззрение общества, которые составляют внутреннее содержание прозы Публицистические элементы и художественные средства описания составляют две стороны художественного произведения, их соответствие и соотношение являются важным фактором для художественного исследования Публицистическое начало считается одним из аспектов художественного и психологического описания Наряду с этим, в случае нарушения соотношения художественного и публицистического описания, возникает дисбаланс в элементах сюжета и композиции, нарушается эстетическая целостность и индивидуальный стиль писателя С учетом вышесказанного в настоящем исследовании прослеживается эволюция публицистических аспектов в прозе периода независимости, анализируются традиционные жанры художественной прозы, тематика и содержание произведений, особенности стиля публицистики, пути обращения писателей к социальным проблемам

Степень изученности проблемы Изучение таджикской прозы XX века и общей панорамы литературы осуществлено со стороны литературоведов И С Брагинского, Иржи Бечки, М Шукурова, Р Амонова, X Шарифова, А Сайфуллаева, Л Демидчика, А Саттарова, X Асозода, А Рахмонова, Л Демидчик, А Набиева, Н Салимова, М Ходжаевой, М Имомова, Дж Бакозода и других В научных монографиях указанных ученых рассмотрены важнейшие особенности прозы советского периода в соответствии с критериями времени и условиями советской литературной критики Литературоведы М Шукуров, А Сайфуллаев, Р Амонов, А Саттаров, Дж Бакозода, X Шарифов в своих книгах и статьях проявили интерес к вопросам развития закономерностей тематики и содержания, формы и содержания, стилистических особенностей, идейно-художественной ценности реалистической прозы Необходимо отметить, что новые явления прозы периода независимости стали объектом многочисленных 1итературоведческих исследований и современная критика была свободна от официальных критериев и трафаретов

Академик М Шукуров первый среди таджикских литературоведов поставил вопрос о необходимости нового взгляда на тематику, содержание и стиль таджикских писателей советского периода В своих исследованиях он подверг переосмыслению произведения литераторов конца XIX века и начала XX столетия, таких как Сиддикходжа Аджзи, Абдуррауф Фитрат, Махмудходжа Бехбуди, Садри Зие, Садриддин Айни и ряда писателей второго и третьего поколения, в т ч Джалола Икрами, Рахима Джалила, Пулода Толиса, Ф Мухаммадиева, Уруна Кухзода, Сорбона, Абдулхамида Самада, Саттора Турсуна и др

Профессор Атахон Сайфуллаев наравне с исследованием общей панорамы прозы периода независимости, тематики и содержания, языка и стиля современных писателей, в том числе Мехмона Бахти, Абдулхамида Самада, Гулназара, также рассматривает вопросы жизни и творчества

писателей советского периода - Садриддина Айни, Хакима Карима, Сотима Улугзода, Рахима Джалила, а также творческие связи таджикских писателей с литераторами других народов

Исследователь современной таджикской прозы Абдухолик Набиев большое внимание уделяет вопросу изучения творческой деятельности таджикских просветителей, в том числе М Бехбуди, Н Бектоша и других Он исследует взаимосвязь и взаимопонимание формы и темы, вопросы стиля изложения, изучает проблемы отражения внутреннего мира героев сегодняшней и вчерашней прозы

Исследования Матлубы Ходжаевой посвящены изучению поэтики прозы В ее монографиях «Проблемы стиля», «Исследование стиля художественных произведений», «В поисках души слова» подвергается анализу не только стиль таджикских писателей, но и научные теории литературных стилей в мировой литературе В трудах литературоведов Абдуджаббора Рахмонова, Носирджона Салимова, Худойназара Асозода, Махмаисуфа Имомова, Маруфа Раджаби, Абдусамада Мулло, Шамсиддина Солехова рассматриваются вопросы истории, исторической памяти, индивидуального стиля писателя, содержания и формы произведений

Проблеме становления художественной публицистики посвящены труды русских ученных А В Неверова, В И Этова, В А Богданова, М С Черепахова, МБ Храпченко, Ю В Суровцева Так Л Н Целкова в своей книге «Современный роман (размышления о жанровом своеобразии)» отмечает, что несмотря на индивидуальность стиля многих писателей, в современной советской романистике можно выделить общие, широко распространенные тенденции, свойственные ей в целом Это во-первых - тяготение к документалистике как к своего рода приему организации повествования (11,8)

Изучению проблем публицистики посвящены статьи и монографии А Маниязова, С Табарова, А Саъдулаева, П Гулмуродзаде, О Салимзода и ряда других ученых Однако следует отметить, что в названных трудах вопросы проникновения публицистики в художественную ткань прозы либо упомянуты лишь обобщенно, либо в совершенно ином ключе, т е когда под публицистикой подразумевается особый жанр литературы Фактически же вопрос о степени влияния публицистического начала в художественной прозе остается нераскрытым, хотя именно эта тенденция, т е усиление и укрепление публицистического начала наблюдается в прозе современного этапа

Цели и задачи исследования Основной целью диссертации является исследование вопроса влияния публицистики, бытописания, правдивого отражения социального и политического положения общества, художественной документалистики и комментирования исторических и современных событий на художественную прозу литературы периода независимости на примере ее выдающихся образцов Для реализации данной цели автор диссертации ставит перед собой следующие задачи

1 Прослеживание эволюции истории публицистики и проявления публицистических факторов в художественной литературе

2 Изучение предпосылок появления и укрепления публицистических факторов в литературе конца XIX века и начала XX столетия

3 Анализ связи и влияния публицистики на просветительскую литературу и изучение элементов художественной публицистики в персидско-таджикской литературе начала XX века

4 Изучение влияния публицистики на прозаические жанры, в том числе рассказ, достон и кисса (повесть) роман в соответствии с внутренней классификацией тематики и общественно-политических и культурных событий

5 Выявление отличий публицистической прозы очерка, путевых заметок (сафарнома), воспоминаний от художественной прозы с элементами публицистики

6 Выявление путей проникновения публицистики в прозу периода независимости

Методология исследования В соответствии с сущностью и природой исследуемой темы диссертант в основном опирался на сравнительно-исторический принцип анализа Автор опирается на труды отечественных и зарубежных литературоведов, в числе которых Ахмад Гулчин Маони, М Шакури, А Сайфуллаев, X Шарифов, А Набиев, А Насриддинов, Н Салимов, М Ходжаева, М Имомов, А Саъдуллаев, П Гулмуродзода, Ян Рипка, Иржи Бечка, Л Н Целкова, А В Неверов, В А Богданов, В И Этов, М Б Храпченко и другие

Источники исследования В качестве основных источников монографии послужили «Сафарнома» Носира Хусрава, «Бадое ал-вакоеъ» Зайниддина Махмуда Восифи, «Чахор унсур» Мирзо Абдулкадыра Бедила, «Наводир ал-вакое» и «Рисолаи таърихи» Ахмада Дониша, «Савонех- ал-масолик ва фаросех-ал-мамолик» Возеха, «Таърихи инкилоби фикри дар Бухаро» Садриддина Айни, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Наводири Зиеия», «Рузнома» Садри Зие, «Мунозира», «Баеноти сайехи хинди», «Давраи хукмронии Амир Олимхон» Абдуррауфа Фитрата, «Икоз ал-ноимин ва эълом ал-чохилин» Мухаммада Икрома, современные таджикские прозаические произведения, в том числе сочинения Кухзода, Сорбона, Абдулхамида Самада, Саттора Турсуна, Равшана Ермухаммада, Кароматуллоха Мирзо, Шодона Ханифа, Мухаммадзамона Солеха, Бахманера, Диловара Мирзо, Сарварой Азимовой, Салима Аюбзода, Ханифы Мухаммадохир и других

Научная новизна исследования В диссертации впервые подвергаются анализу вопросы влияния публицистики на художественную прозу, факторы усиления этой тенденции, причины и пути проникновения документализма в современную таджикскую прозу, особенно в прозу периода независимости

В диссертации предметом комплексного рассмотрения становятся почти все произведения представителей просветительского движения,

начиная с Ахмада Дониша до Фитрата и Айни в связи с проявлением в них публицистического начала Наравне с этим, впервые художественная проза анализируется с учетом охвата политических, социальных и культурных проблем периода независимости и вопросов истории таджикского народа, осуществляется внутритематическая классификация в ходе рассмотрения традиционных прозаических жанров

Научная и практическая значимость исследования Научные выводы диссертации могут быть использованы при написании трудов по литературоведению, истории современной таджикской литературы, исследованию современной таджикской прозы, эволюции жанров Также материалы исследования можно использовать при преподавании истории современной таджикской литературы, стилистики, написании учебно-методических пособий, учебников литературы для высших и средних учебных заведений, дипломных и курсовых работ

Апробация работы. На основе проведенного исследования диссертантом прочитан ряд научных докладов на научных семинарах кафедры, научно-теоретических конференциях молодых ученых и аспирантов Согдийской области, ежегодных конференциях преподавателей ХГУ имени академика Б Гафурова

По теме диссертации опубликовано 6 статей в коллективных сборниках и периодической печати Список опубликованных работ приводится в конце автореферата

Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной таджикской литературы ХГУ имени академика Б Гафурова (протокол №7 от 27марта 2007г) и на заседании секции литературоведения при диссертационном совете ХГУ имени академика Б Гафурова ( протокол № 6 от 24 апреля 2007 г ) и рекомендована к защите

Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы

Основное содержание работы

Во введении диссертации раскрывается актуальность исследования темы, степень ее изученности, определяются источники исследования, научная новизна работы, излагаются цель, задачи и методология исследования, научная и практическая значимость работы

Первая глава диссертации названа «Предпосылки появления и укрепления публицистических элементов в литературе конца XIX века и начала XX столетия» и состоит из трех параграфов

Параграф первый назван «Из истории бытописания и проявления публицистических элементов в художественной литературе» и посвящен раскрытию понятия публицистики в таджикской литературе По мнению диссертанта, термин «публицистика» в таджикское литературоведение проник условно, по причине отсутствия полноценного эквивалента В этом параграфе подчеркивается, что публицистика как особое литературное явление,

привлекает внимание ученых при классификации литературных родов Другими словами, появление публицистики обусловило необходимость появления четвертого литературного рода

Литературовед и публицист Асадулло Саъдуллаев отмечает что, «Публицистичность проявляется не только в сфере средств массовой информации, она свойственна и многим произведениям искусства и художественной литературы Хотя публицистика, как таковая, более аналитична, образно - эмоциональные приемы, способы, средства эстетического воздействия в ней так же, прямо и непосредственно подчинены задачам активного утверждения социально значимой идеи Однако и художественное произведение не лишено страстного заинтересованного описания, а тема, имеющая крупную общественно социальную значимость, придает ему порой большее общественное звучание, нежели художественно эстетическое» (9,27)

Исследование публицистики показывает, что данное понятие требует от литератора твердой позиции, литературной смелости, правильного восприятия общественных, политических и исторических событий Одновременно наличие публицистического начала в художественном произведении влияет на эстетические взгляды и восприятие современников

Публицистику ученые уподобляют скоропортящемуся продукту Причину они видят в том, что основной задачей жанра является оценка текущих политических и социальных событий Так как политические и социальные события быстро меняются, теряют свою актуальность, публицистические произведения, в которых отражаются злободневные вопросы со временем теряют свое идеологическое воздействие Цель публициста - оказать воздействие на современное общественное мнение

Особенности этого вида литературы ученые видят в «непривлекательности» изложения, отсутствии художественности, эмоциональности Иногда писатель оказывается бессильным перед общественными событиями и неизбежно обращается к публицистике

Публицистика как процесс повествования и как самостоятельное литературное явление имеет две формы выражения устное и письменное (книжное)

Прослеживание истоков публицистики и его эволюции убеждает, что в течение веков критический тон обществу задавали айеры, равии (сказатели), проповедники, каландары Публицистика во все времена выполняла миссию быть выразителем духа и чаяний народа Другими словами, суть и содержание устной публицистики выражается в защите прав народа, их материальной, имущественной и моральной поддержки Знакомство с классическими произведениями различных эпох показывает, что задачей сказателей, проповедников, каландаров был пересказ религиозных преданий, подчеркивание важности национальных и племенных традиций и обычаев, пропаганда идей рыцарских движений (джавонмарди) Движение «джавонмарди» сыграло определенную роль в возникновении

повествовательной прозы и простонародных достонов, о чем свидетельствуют фундаментальные работы таджикского литературоведа Ю Салимова

Ученый в своих трудах упоминает различные социальные течения, в том числе футувват, бани сосон, джавонмарди, гавго, айер, ахи, которые в начальном периоде арабского халифата действовали в духе свободолюбия и их деяния в дальнейшем нашли отражение в художественной литературе (8,30-35)

Возникновение и проявление таких социальных феноменов, выражали свободолюбие ремесленников, кустарей, мастеров, их стремление к независимости и правдоискательству Движение футувват, охватывающее социально-политические и этико-философские аспекты, еще со времен Сасанидов и Маздака до эпохи жизни Садриддина Айни существовало в различных формах и под разными названиями и обладало определенной силой Футувват, прежде всего, основывается на социальном равенстве, и народные дастаны олицетворяли эту отличительную черту движения Именно такие движения и такие народные произведения подвергали господствующие общественные отношения откровенной и нелицеприятной критике

В этих движениях можно наблюдать исторические предпосылки свободолюбия, обеспечения социальной справедливости, стремления к независимости, искоренения общественных различий, классовых разногласий, т е чувствуется наличие специального социального аппарата, занятого непрерывной критикой недостатков и изъянов общества

Авторы книги «История таджикской прессы» считают, что документальность, бытописание, обилие фактического материала, правдивое описание мельчайших деталей событий берут свое начало с народных романов и повестей, исторической прозы, в том числе «Самаки айер», «Хотами Той», «Таърихи Табари», «Зафарнома» Шарофуддина Язди По их мнению, «историография своим стилем заложила основу нашей публицистики» (10,6)

Манеру описания достоверных событий можно отнести к письменной публицистике, но ежедневная деятельность проповедников и глашатаев заполняющая информационный и коммуникационный вакуум, и подвергающая критике и анализу состояние общества относится к устной форме Следует отметить, что проповедники были мудрыми, авторитетными, влиятельными людьми, они вмешивались в религиозные и светские дела населения, политику государственной власти Глашатаи распространяли в махаллях новости о политической и экономической жизни страны Комплекс названных факторов имел важное значение в пропаганде и распространении ежедневных известий и тем самым способствовал социальному прозрению общества Другими словами, бытописание, правдивое описание социальной жизни, критика недостатков жизни общества находились в центре внимания определенных групп населения

Художественная документалистика, обилие аргументов и доводов присущи письменной публицистике Писатель, как и сказитель, аргументирует свои слова фактами и цифрами, отмечает время, дает краткий

обзор социально-культурной обстановки, упоминает важнейшие человеческие ценности жизни тех дней, а затем приступает к изложению своих раздумий и воспоминаний Ярким примером таких произведений является «Сафарнома» Носира Хусрава, написанного документальным стилем без художественного приукрашивания Как было отмечено выше, такая особенность присуща и другим средневековым персидско-таджикским историческим и географическим произведениям

С учетом широты тематического диапазона книги «Бадое-ал-вакое» автора этой книги Зайниддина Махмуда Восифи можно считать основоположником документальной прозы Ибо его книга обладает особенностями и воспоминаний, и исторического сочинения, и тезкире, и этнографического труда, а также является высшим образцом художественной документалистики в таджикской классической литературе Восифи в своих воспоминаниях освещает политическую, научную, культурную и общественную обстановку с помощью рассказов, изложения исторических событий и происшествий, описания внешнего вида и внутреннего мира царей и правителей, взаимоотношения литераторов, состояния городов и базаров, занятия прослоек населения, состояния медресе, мударрисов и студентов, сделок простого люда С этой точки зрения художественность сплетена с документальностью изложения Писатель, отмечая конкретные даты, описывает отношения Шайбанидской и Сафавидской династий, их непрерывные войны, взаимоотношения шиитов и суннитов

Необходимо подчеркнуть, что исследователи в прозе Бедиля, в том числе в «Чахор унсур»-е («Четыре беседы»), отмечают использование документов, манеру изложения воспоминаний и путевых заметок То есть, несмотря на трудный стиль изложения, иногда Бедил и его дядя - Мирзо Каландар описывают свою эпоху, события и происшествия, указывая на их время и место Абдулкадыр Бедил наравне с другими темами в «Чахор унсур»-е приводит и свои приключения Поэтому за Восифи следует Бедиль, произведение которого также считается образцом документальной прозы и свидетельствует о продолжении этого творческого стиля в классической прозе

Наравне с документальной прозой в нашей классической поэзии также был распространен стиль изложения, известный под названием «вуку » Автор книги «Мактаби вуку» подчеркивает, что « в первой четверти X века хиджри возникла новая школа, которая вывела персидскую поэзию, особенно газель из вялой и бездушной формы и вселила в нее вторую жизнь Эта школа опиралась на стиль, основу которого составляло реалистическое, т е правдивое описание любви и состояния влюбленности В поэзии, то есть в стихах без использования средств художественного выражения воссоздавалась реальная картина отношений между влюбленным и возлюбленной» (6,1)

Истинной целью поэтов школы вуку, основоположником которой считается Бобо Фигон Шерози, было достоверное изложение любовных отношений, состояния любви и влюбленности Другими словами, поэты X

века и начала XI века хиджри, такие как Мухтарам Коши, Вахши Бофки, Вукуи Табрези, Вукуи Нишопури и другие создавали безыскусные стихи, воздерживались от использования средств художественного выражения

Такая поэтическая манера изложения, используемая для точной и неприукрашенной передачи состояния объекта, присуща только стилю вуку Необходимо отметить, что этто стиль, характерный для поэзии, имеет серьезные различия от художественной документалистики в прозе Однако возникновение школы вуку способствовало углублению реалистических основ Наверное, поэтому указанный стиль во всех периодах литературы приобретал новый оттенок или новое средство изложения

В этом разделе исследования рассматриваются не только вопросы влияния публицистики на художественную прозу, но и некоторые аспекты обращения к социальным проблемам авторов белого стиха, нового стиха или стихотворения в прозе

Также в данном параграфе в рамках требования исследуемой темы рассмотрены некоторые вопросы возникновения документальной прозы и художественной документальной прозы в мировой и русской литературе В литературе других народов, в том числе русской литературе документальная проза охватывает разные жанры, такие как очерк, письмо, репортаж, воспоминания Авторы таких произведений описывают события на основе документов, рассказов свидетелей, официальных решений и указов правительства Неофициальные сведения, используемые в произведении, подвергаются скрупулезной проверке Если художественная обработка документов подчеркивает достоверность материала, то свидетельства очевидцев увеличивают социальную ценность произведения Типизация художественных образов соответственно документальному изложению создает художественное исследование

В этом параграфе диссертант излагает свою точку зрения об образцах документальной прозы в классической и в современной русской литературе Публицистика играет важную роль в цивилизации общества, в изменении социальной сферы, в конкретизации вопросов политики, философии, религии, этики «Европейскую публицистику возводят к библейским пророкам, к ораторам античности (Демосфен, Цицерон), к писателям и творцам общественной мысли эпохи Возрождения Русская публицистика восходит к «Слову о Законе и Благодати» Иллариона (XI век), к обличительным произведениям Максима Грека (XVI век)» (2,313) Публицистика играла важную роль в марксистском мировоззрении и в советской литературе приобрела новые манеры изложения

В данном параграфе автор приходит к выводу, что термин «публицистика» как литературное и стилевое понятие, предназначается для особых жанров, способствующих рассмотрению, оценке и критике политического, экономического и культурного положения общества и выражения духа времени Художественная литература, история, политика во все времена имели глубокую связь с публицистикой, как с понятием, охватывающим различные стороны социальной жизни Описание реалий

действительности, художественная документалистика, анализ общественного положения, преобладающие над художественными аспектами, считаются основными признаками художественной публицистики Наравне с этим достоверность изображаемого, изложение реалий действительности имеют древние корни в художественной литературе и помогают понять обстановку того времени, решить социальные, политические, культурные проблемы

Второй параграф первой главы назван «Влияние публицистики на просветительскую литературу» В этой главе диссертант рассматривает факторы и причины обращения литераторов к социальным проблемам во второй половине XIX и начала XX века, анализирует произведения Ахмада Дониша и последователей его литературной школы На примере произведений Ахмада Дониша, Кари Рахматуллоха Возеха, Ахмадходжи Аджзи, Садри Зие, Мирзо Сироджа Хакима, Муфти Мухаммада Икрома, Абдуррауфа Фитрата, Садриддина Айни автор выявляет важнейшие публицистические черты и тенденции литературы этого периода Диссертант отмечает, что первый бухарский просветитель Ахмад Дониш после знакомства с достижениями царской России и развитием различных отраслей европейского общества, в своих сочинениях и научных трактатах назвал и научно обосновал факторы прогресса в эмирате Одновременно с этим, как пишет чешский востоковед Иржи Бечка, Ахмад Дониш создал реальные основы для социальных преобразований и интеллектуального пробуждения интеллигенции А Шамсиддина Шохина этот ученый считает «учеником и поклонником Ахмада Дониша», Хайрата же «последователем его раздумий» (1, 6,78-79)

Ахмад Дониш в своих произведениях сравнивает всестороннее развитие экономики царской России с положением в Бухарском эмирате и с сожалением пишет о вековой отсталости Автор книги «Наводир ал-вакое » в большинстве случаев призывает бухарских поданных и в их лице весь Восток к борьбе, познанию национальных и межнациональных ценностей «И нас привели (в этот мир) для того, чтобы мы благоустроили его и открыли моря и месторождения И мы должны выявить чудеса мира и нам необходимо изучать верования людей мира и отделить хорошее от плохого И если кто-то претендует на чистоту и очищение необходимо проверить его в своей вере, и если выяснится истинность (его слов), необходимо подчинится ему и племена людские извлекали выгоду из мира, однако не заботились о нем, дело дошло до того, что мир стал рушиться и жизнь в нем стала невозможной Не видишь, что если не будешь ухаживать за виноградной лозой, с каждым годом будет давать все меньше плода, пока не высохнет Вы кушаете виноград и нет вам дела до того, что в его корнях завелись черви, а побеги побило морозом» (3, 153)

Такая оценка политического и социального положения общества со стороны Дониша вынудила группу писателей и поэтов воздержаться от восхваления эмиров и панегирики в рамках традиционных формальных канонов изящного слова, превратила художественный анализ и изучение жизни общества в центральную тему литературы Именно поэтому в

«Наводир-ал-вакое», «Рисолаи таърихи» Ахмада Дониша, «Савонех ал-масолик ва фаросех ал-мамолик» Возеха, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Наводири зиеия» и «Рузнома» Садри Зие, «Мунозара», «Баеноти сайехи хинди», «Давраи хукмронии амир Олимхон» Абдуррауфа Фитрата, «Икоз ал-ноимин ва эълом ал-чохилин» Мухаммада Икрома, «Таърихи инкилоби фикри дар Бухоро» Садриддина Айни были рассмотрены важнейшие социально-политические, экономические и культурные вопросы

В диссертации впервые прозаические произведения просветителей подвергаются изучению по тематическому принципу недостойное поведение эмиров, кушбеги, раиса, кази, действия, противоречащие шариату, ростовщичество и мздоимство, низкий уровень преподавания в школах и медресе, недостатки учебных программ, взимание «кориена» от учащихся, продажа вакфа и худжр медресе, неблагоприятное экономическое положение, отсутствие технических средств производства, многочисленные налоги, взимаемые на базарах, низкое качество товаров Все это вместе обуславливает снижение социального уровня, нравственности и сознательности масс

Автор показывает, что для интеллектуального пробуждения общества Бухарского эмирата важную роль играла пресса, возникновение новых школ, установление экономических связей с другими странами

Диссертант аргументирует свою точку зрения по исследуемым проблемам цитатами из книг и трактатов названных писателей

В этом параграфе диссертант приходит к выводу, что политическая и культурная ситуация в Бухарском эмирате под влиянием русской и турецкой, арабской и персидской прессы обусловила обращение просветителей к социальным проблемам Экономические отношения эмирата с другими странами, внешняя политика царской России, стремление других государств извлечь выгоду - все это оказало сильное влияние на политическую и культурную деятельность просветителей и прогрессивных деятелей

Низкий уровень социального положения, упадок системы образования в школах и медресе, развитие и распространение суеверия, разврата, несправедливости и предрассудков, противоречащие шариату поведение эмира, раиса, кадия, кушбеги, правителей придавали новые силы просветительскому движению, превратили социальную критику в сущность литературы Просветительство смогло объединить представителей различных слоев общества, в том числе мударрисов и богословов (Домулло Икром), судейского сословия - казиев (Садри Зие), коммерсантов, путешественников, врачей (Мирзо Сиродж), литераторов (Аджзи, Айни, Фитрат, Мунзим) и других в борьбе за устранение политических и социальных противоречий Обращение просветителей к социальным проблемам даже несколько десятилетий спустя обусловило тот факт, что после Бухарской революции социальные отношения составляли суть и содержание художественной литературы

Третий параграф первой главы назван «Роль художественной публицистики в персидско-таджикской литературе начала XX столетия» и охватывает единую географическую зону персидской литературы Иран,

Афганистан и Таджикистан В начале параграфа автор рассматривает проблему интеллектуальных связей персидско-таджикских литераторов в начале XX века Автор на основе многочисленных фактов и аргументов доказывает тематическую и содержательную общность и созвучность литератур персоязычных стран в рассматриваемом периоде

Движение за самосознание и самопознание среди таджиков и иранцев имело тесную связь с переменой политической обстановки, необходимостью изучения новых знаний и дисциплин, реформой образования, путешествием представителей интеллигенции в европейские страны, их знакомством с развитием науки и экономики Запада посредством коммерсантов, дипломатических отношений, отправки групп студентов за границей с целью освоения современных знаний, развитием средств массовой информации, организацией частных газет и журналов, возникновением типографий и развитием издательского дела, доступом народа к переводческой литературе, информации о культуре и искусстве других стран и другими подобными факторами

В Иране в этот период появилось движение машрута (конституционное движение), рупором идей которого была литература Вышеперечисленные культурные движения в Таджикистане получили известность под названием маорифпарвари (просветительство), в Афганистане-равшангари Сложившееся положение имело тесную связь с литературой В том числе, поэзия эпохи машруты возбуждало национальную гордость иранцев за свою древнюю культуру и историю

Произведения Маликушшуаро Бахора, Деххудо, Ираджа Мирзо, Фаррухи Язди, Мирзода Ишки в Иране, литературная и политическая деятельность доктора Абдулгани, Мухаммада Сарвара Кандахори, Киемиддинхона Ниези, Сайда Касыма, Наджафа Али, Мавлави Абдуррауфа, Махмуда Тарзи, Абулходи Дови в Афганистане показывали пути реформы государственной системы, повышения политического сознания и духа общества, пропагандировали достижения развитых стран И в Средней Азии в конце XIX века и в начале XX столетия политическая обстановка была неспокойной Произведения литераторов, изучивших суть политического и экономического положения Европейских стран, распространялись как критика правящего режима, возбуждали и волновали переполненные скорбью, горем и несправедливостью сердца жителей эмирата Проза первых десятилетий XX века была своего рода духовным оружием против мангитских эмиров и требовала полное обновление политической и экономической обстановки Основной целью просветителей и литераторов была реформа общества на основе обновления законов религии и шариата Они хотели привести в соответствии с критериями истинного ислама все направления общественной жизни Больше всех такие принципы были присущи таджикским писателям

В данном параграфе также выявляются причины, помешавшие реализации социальных взглядов и идей писателей до проявления большевизма, анализирована социально-политическая обстановка эмирата во

время и после Октябрьской революции, показаны факторы новых тенденций развития литературы в советском обществе

Автор подчеркивает, что в литературе XX века, особенно в первой половине понятие публицистика разделилось на два аспекта Первый аспект -неосознанный, и второй - осознанный То есть публицистическое изложение событий и происшествий в художественной литературе независимо от желания писателя, его эстетических воззрений и таланта Данный аспект связан с влиянием политических факторов на литературу Второй аспект охватывает публицистику, проникшую в художественную литературу в соответствии с творческими критериями

В продолжение анализов диссертант дает сжатую тематическую и содержательную характеристику различных периодов таджикской прозы в XX веке, показывает причины появления элементов публицистического стиля в творчестве писателей

Перемена политической обстановки в мире, влияние революций и переворотов на мусульманские страны Востока, также их колониальное существование, препятствующее всестороннему развитию государств обусловили возникновение новых творческих школ Восстановление неофициальных литературных связей на примере издания газет, журналов, книг, особенно книг путешествий, усиливали процесс критики социального положения, создавали благоприятные предпосылки для обеспечения их свободы и независимости Новая большевистская политика в Центральной Азии (как и в других республиках) втянула литературу в орбиту своей идеологии В связи с этим, реформистские теории джадидов и просветителей неосознанно сочетались с современными марксистскими понятиями и установками Вульгарная социологизация обуславливала безыскусность языка, неукрашенность, незатейливость литературы, в том числе и художественной прозы

Вторая глава диссертации названа «Публицистический пафос в современной таджикской художественной прозе» и состоит из трех параграфов В этой главе подвергнуты анализу факторы влияния публицистики на художественную прозу таджикской литературы периода независимости Диссертант в кратком предисловии главы излагает содержание и принципы своей работы Автор, прежде всего, рассматривает проблему созвучия тематики и содержания, сохранения закономерности содержания и формы, принципов художественного изложения материала в прозе периода независимости с прозаическими произведениями конца 70 и 80-х годов, т е периода перестройки Диссертант отмечает, что наличие видов художественной прозы, таких как новелла, повесть, роман, документальная проза (документальный рассказ, документальная повесть, очерк, путевые заметки) свидетельствует о том, что изменение политической обстановки не может оказать коренное влияние на годами формировавшуюся структуру литературы Однако оно может изменить ее содержание, суть, идею и направление Стилистическая общность и созвучность прозы периода независимости с советской эпохой проявляются в следующих моментах

1 Таджикские литераторы воспитывались в духе политики и культуры советской эпохи Невозможно резко оторваться от мировоззрения, которое запечатлелось в сознании в течение длительного периода

2 Незавершенные сюжеты и темы вынуждают писателей завершить многолетние творческие искания при сохранении изначальной линии событий

3 Постоянное влияние литературной среды, творческих школ, необходимость привлечения злободневных тем дня подталкивают писателя к стилю и манере предыдущих сочинений

4 На литераторов оказывают определенное влияние политические и культурные деятели, их профессиональная и индивидуальная позиция

5 Посредством преемственности литературных традиций, сохранения творческих стилей литераторы выражают верность своим чаяниям и идеалам

Плюрализм, свобода слова, исчезновение официальных и шаблонных творческих критериев (народность, партийность, социалистический реализм) открыли большие возможности для развития литературы То есть политическая независимость создала предпосылки духовной и интеллектуальной независимости Таджикская литература в годы независимости расширило свой тематический диапазон

1 Возрождение национального и племенного духа, поиск исторических ценностей, выражение уважения к литературному и политическому, научному и историческому наследию прошлого

2 Пропаганда идей самопознания, самосознания, национальной самобытности, стимулирование явлений, обуславливающих возникновение и формирование нового национального сознания

3 Критика и анализ политики советской эпохи, описание и отражение жизненного пути представителей литературы, культуры и политики тех времен

4 Изложение идейных и общественных позиций писателя

5 Переосмысление предпосылок, причин и последствий гражданской и братоубийственной войны

6 Анализ и оценка новой экономической и культурной системы общества

С учетом вышеприведенной тематической классификации можно сказать, что художественная литература во все времена отражала пульс времени, и каждая историческая эпоха отличалась своими особенностями В период независимости художественная проза наравне с другими видами литературы и искусства заявила о себе в тесной связи с общественным сознанием Появление воспоминаний и романов на современные темы, исторических, документальных, фантастических повестей, сказок, сатирических и приключенческих повестей являются убедительным свидетельством расширения и развития прозы периода независимости

Первый параграф назван «Влияние публицистики на рассказ, достон и повесть» В данном параграфе рассматривается связь художественного вымысла таджикских писателей с проблемами сегодняшней и вчерашней

жизни общества в зависимости от темы и жанровых закономерностей рассказа, достона и повести Прежде чем приступить к анализу образцов автор рассматривает их жанровую сущность и литературные особенности, прослеживает историю формирования их формы и тематику Тем самым в диссертации демонстрируется степень сохранения в новом периоде таджикской прозы жанровых закономерностей указанных видов

В этом параграфе подвергаются анализу рассказы писателей Уруна Кухзода, Абдулхамида Самада, Караматуллоха Мирзо, Бахманера, Салима Аюбзода с точки зрения влияния публицистики независимо от тематики и индивидуального стиля В частности диссертант подчеркивает, что в рассказах Уруна Кухзода, Абдулхамида Самада, Караматуллоха Мирзо почти полностью теряется художественность Это связано со стремлением писателя заслужить доверие читателей путем описания событий без прикрас Произведения Бахманера и Салима Аюбзода же, наоборот, написаны с использованием символов и иносказания, художественных средств, в них преобладают публицистические отступления

Изложение социальных вопросов в произведениях указанных писателей приобретает действенный характер

В художественной прозе периода независимости таджикские писатели Урун Кухзод и Мухаммадзамон Солех несколько своих произведений назвали «достонами» с жанровой точки зрения Наверное, поводом этому послужил больший объем произведений, отличающийся от рассказа

Писатель Урун Кухзод еще в 1995 году свое произведение «Гуреза»(«Беглец») назвал достоном Он считает, что четыре его произведения «Гудоз», « Кирои гиря надошт, вале», «Очаи бачахо» и повторное издание «Гуреза» в сборнике «Точикистони имруза» отвечают требованиям жанра достон Такая же ситуация наблюдается в творчестве Мухаммадзамона Солеха В своей книге «Девори Хуросон»(«Стена Хурасана») он также четыре своих произведения называет достонами

В достоне «Гуреза» Кухзод рассказывает о трагических последствиях гражданской войны, разрушении благоустроенных мест, о том, как люди остаются без крова Хотя писатель старается говорить языком символов, однако в соответствии с требованием темы приступает к описанию реалий событий

Писатель посредством внутреннего монолога героя передает свои переживания и тревожные чувства, связанные с проблемой местничества, вынудившее людей к опасному бегству «Почему это произошло9 Кто виноват^ Моя вина9 Вина моего народа9 Вина земли, воды, огня и ветра моей Родины9 Вина атмосферы, где я вырос9 Вина воспитания9 Вина недостатков общества9 Или в целом вина всех вместе взятых9 Кто знает, в чем причина и где начало клубка9» (5,46-47) Посредством многочисленных вопросов, Урун Кухзод стремится ставить проблему общества

В достоне «Гуреза» центральный герой Нусрат Нурони покидает родину, убегая от насилия своих соотечественников

Повествование Кухзода завершается тем, что малолетние правнуки Нусрата Рахмони - Гаффор и Гаюр, которые вместе с ним прилагают усилия по строительству дома, в будущем будут благоустраивать свою разрушенную родину

Источником для книги «Катли китобхо»(«Казнь книг») Кухзода послужила недавняя история таджикского народа Писатель хочет рассказать читателям об истории книгоиздания и книготорговли, путях проникновения литографических изданий в Бухару и другие центры Главный герой произведения Махдуми Ширин является книготорговцем и с целью закупки литературы ездит в Казань, Стамбул Он не только книготорговец, но и образованный человек, у которого болит сердце за состояние духовной жизни в Бухаре, социальные и экономические неурядицы Кухзод в своем произведении показывает общность и сходство судеб Махдума Ширина с другими представителями интеллигенции Бухары, ради своего спасения вынужденных покинуть Родину

Кухзод упоминает четыре периода сожжения книг в истории культуры таджиков - разрушительный период Александра Македонского, эпоху арабских и монгольских завоеваний, невежественных мангитов

Данная тема стала основой сюжета рассказов «Моргазида» Абдулхамида Самада и «Илмзада» Бахманера

В достоне «Гудоз» Кухзода описываются события 1992 года в Вахшской долине Достон охватывает жизнеописание молодого человека под именем Мухаммадамин, который живет со своей многодетной матерью — Холдоной Автор книги показывает обстановку Таджикистана в период гражданской войны нарушение режима работы учреждений, нехватку продовольствия, бесконтрольность посевов В конце произведения демонстрируется торжество справедливости над подлостью

В достоне Мухаммадзамона Солеха «Кобуси кобус е бозори пашшахо» («Страшный сон или базар мух») описывается душевное состояние Ахмада Ние - главного и единственного героя произведения Изображая мир видений и фантазии Ахмада Ние, писатель утверждает следующую максиму в период войны и бескультурья жертвами становятся яркие личности, ибо они не в состоянии видеть и переносить низость, невежество, ханжество

Урун Кухзод в своих произведениях больше использует прием открытого описания реалий действительности, а Мухаммадзамон Солех смешивает романтический и символический стиль с реалистическим изложением

Кисса как жанр в новой таджикской прозе используется в качестве синонима повествования В этом жанре подвергаются художественному исследованию различные исторические, политические, социально-бытовые, детективные, документальные, социально-нравственные, любовные, мемуарные, фантастические темы Изучение повествований периода независимости показывает, что его основой служат факты, цифры, документы

Лучшие образцы исторических повествований периода независимости принадлежат перу Равшана Ермухаммада, Диловара Мирзо, Сарварой Азимовой, Аброри Зохир

Равшан Ермухаммад под названием «Даре»(«Река») и «Хоб ва бедори»(«Сон и пробуждение») написал повести, посвященные периоду деятельности Бармакидов и жизни Носира Хусрава Повести полностью основываются на исторических фактах и аргументах, в них приводятся настоящие имена эмиров, визирей, прослеживаются исторические события, отражается социальная и духовная атмосфера периода Писатель для создания духовного облика поэта использует произведения Носира Хусрава, научные и литературные источники В повести «Даре» анализируется историческая роль династий первых министров арабского халифата, персов по происхождению

Диловар Мирзо в повести «Борон изхоро мешуяд» («Дождь смывает следы») описывает восстание трудящихся Рашта в 1920 году против деспотического правительства под предводительством Усмона Махмадамина Повесть полностью основывается на исторических событиях кануна распада мангитской династии География событий охватывает от Каратегина и его сел до Бухары и Ферганы, а также маршрут бегства последнего эмира — Олимхона

В сегодняшней таджикской прозе немало документальных и политических повестей, основанных на исторических документах

Документальная повесть Бахтиера Муртазо «Ман чарог афрухтам»(«Я зажег свет») посвящена деятельности одного из деятелей сельского хозяйства Созданием образа такого честного и добросовестного человека публицист хочет пропагандировать идеи гуманизма, призвать руководителей всех ступеней к честному труду

Повесть Аброра Зохира «Мусофири чодаи ишк»(«Путник на пути любви») можно назвать художественно-политическим произведением, так как писатель посвятил свою повесть теме Афганистана, который в течение последних двух-трех столетий является ареной политической борьбы великих государств мира Наряду с хронологическим изложением политической ситуации Афганистана писатель исследует факторы разделения таджиков и афганцев - носителей таджикского и дари языков

В повестях Абдулхамида Самада «Сарлашкар» («Главнокомандующий») и «Рудапо» («Влачующийся») подвергаются серьезной критике недостатки и пороки общества В них осуждаются притворство, мошенничество, властолюбие, спесь правящих кругов, которые подобно рабам, служили своим вождям И в содержании произведения, и в стиле изложения писателя встречаются многочисленные публицистические анализы

Сорбон в своих повестях талантливо исследует социальные и нравственные проблемы Публицистические мотивы наблюдаются в его книге «Марди танхо» («Одинокий мужчина»), которая состоит из одиннадцати маленьких повестей, в том числе «Пиндор» («Воображение»), «Кушиш» («Убийство»), «Якгуша» («Одноухий»), «Кабутари сафед» («Белый голубь»)

Сорбон в этих произведениях старается охватить широкомасштабные политические и экономические события Например, его рассказ «Пиндор» посвящен событиям февраля 1991 года, когда погибли десятки молодых людей Виновниками их смерти писатель считает тогдашних руководителей

Анализ современной повести свидетельствует, что социальные сюжеты в произведениях писателей во многом схожи В повести «Санг дар багал ба туфон» («Камень за пазухой против бури») Саттора Турсуна описана социальная и политическая жизнь в советскую эпоху Автор критикует так называемое советское бесклассовое и бессословное общество и утверждает что, трудящиеся терпели лишения и в эпоху, когда формально не существовали богатые и бедные

Повесть Кароматуллоха Мирзо «Дарди ишк»(«Муки любви») охватывает события Великой Отечественной войны

По содержанию и сюжетной линии эта повесть имеет сходство с «Сарлашкар»-ом Абдулхамида Самада и «Санг дар багал ба туфон» Саттора Турсуна Центральный герой произведения Калтаи Мансур - реалистический образ, который показан со всеми отрицательными качествами и негативным поведением Писатель через художественные образы воссоздает недавнее прошлое таджиков

Художественная литература реально отражает жизнь сельских тружеников В повести Сайфа Рахимзода «Догхои офтоб»(«Пятна солнца») реально и выразительно изображены неимоверные трудности выращивания хлопчатника, нехватка полевых детских садиков, отрыв школьников от школы и образования Сайф Рахимзод критикует коммунистическую партию, которая превратив свою политику в государственную, все заботы по реализации своего устава возложила на плечи трудового народа

Сайф Рахимзод показывает, что в советскую эпоху Таджикистан превратили в аграрную республику Таджикский народ годами переносил трудности выращивания хлопчатника, табака и других культур Эти страдания - порождение однобокой политики коммунистической партии стали традицией и продолжаются до сих пор

Повесть Бахманера «Тавсан ва кавсайн»(«Мустанг на аркане») является образцом повести, достоверно отражающей сегодняшнюю жизнь В повестях «Бозии такдир» («Игра судьбы») и «Киссаи Нодир» («Приключения Нодира») Абдумалика Бахори также публицистика является средством выражения авторской идеи

В данном параграфе работы также рассматриваются социальные и фантастические повести, большинство из которых посвящены теме гражданской войны Автор исследует публицистические тенденции повестей А Бахори, Мирзо Насриддина, Ханифы Мухаммадохира, Сарбона, Ато Хамдама

Необходимо отметить, что в произведениях детективного жанра, как и в документалистике используется много фактов и цифр, герои находятся в постоянном нравственном искании В большинстве случаев автор такого произведения в облике положительного героя показывает пути решения

социальных проблем, а через отрицательных героев - факторы распространения нежелательных явлений Публицистические аспекты повестей Ато Хамдама также проявляются через социальные факторы

В рассказах, достонах, кисса и повестей периода независимости широко отражаются исторические, политические, социальные события

Анализ рассказов, достонов и повестей периода независимости свидетельствует о том, что обращение литераторов к публицистике имеет глубокую связь с жанровой закономерностью, тематикой, формой и содержанием художественных произведений

Второй параграф назван «Публицистика в современном романе» Изложение событий с политическим акцентом в прозе периода независимости стало неотъемлемым элементом Поэтому наравне с политической повестью в прозе периода независимости появился политический роман С учетом масштаба жанра и особой творческой закономерности автор исследует вопросы развития жанра романа в таджикской литературе На основе замечаний таджикских и русских литературоведов рассматривает также тематическую эволюцию романа Анализ показывает, что большинство романов периода независимости страны написаны на исторические темы

В исторических романах периода независимости республики наблюдаются особенности историографии прошлого Отличие заключается лишь в изменении имен героев, описании деталей батальных сцен, лирических сцен и эпизодов, социальном аспекте и самое главное в свободе слова как самого писателя, так и персонажей

Содержание сегодняшнего романа, по мнению диссертанта, охватывает художественный анализ истории, точное изложение событий, привлечение мельчайших подробностей происшествий, сопоставление обстановки различных исторических эпох Исследование показывает, что политические и культурные преобразования, возникновение здоровой творческой атмосферы содействуют появлению исторических романов, созданию образов исторических и мифологических героев, художественному возрождению прошлого В этой связи смешение исторического сознания и духа времени благоприятствовали усилению публицистического пафоса романа, изображению реалий действительности, реалистическим описаниям

Кроме того, современный роман, отражая древнюю историю, на примере подвигов политических вождей Великого Кира, Дария, Спитамена, Александра Македонского и других, охватил проблемы формирования таджикской нации и народности, политические, культурные и военные усилия народа на пути самоутверждения Одновременно с этим независимость определила миссию литературы в возрождении национальных традиций, художественном отражении жизни и деятельности вождей и основоположников национальных государств, в том числе Тахиридов Сафаридов, Саманидов Результатом стало появление серии романов о жизни основоположника Саманидского государства Исмаила Самани, что способствовало восстановлению связи между современностью и историей Современный роман наравне с отражением истории древнего периода и

средних веков, уделяет должное внимание политическим и социальным проблемам Бухарского эмирата, событиям начала XX века, также важнейшим вопросам сегодняшнего общества Примером могут быть романы Кухзода «Хайчо» («Пастбище»), Аброра Захира «Васвасаи дуне» («Земные страсти») трилогия Шодона Ханифа «Дар панохи Хиндукуш» («Под покравительством Гиндукуша»), где отражаются политические и социальные проблемы^ большого географического региона

На примере жанра романа в этом разделе диссертант доказывает, что хотя тематический диапазон современного романа охватывает нравственные, социальные и бытовые проблемы, все же этот жанр по количеству отстает от других разновидностей прозы

Последний параграф данной главы назван «Особенности публицистики в очерке, сафарноме и воспоминаниях»

Общий анализ жанровых особенностей очерка, путевых заметок, дневников и воспоминаний показывает, что в прозе периода независимости эти жанры приобрели особую популярность, хотя некоторые из них корнями уходят в одноименные жанры классической прозы В очерках периода независимости также рассматриваются жизнь и деятельность, усилия и борьба отдельных представителей науки и литературы, политики и культуры Отличие современного очерка от очерка советского периода заключается в том, что оценка деятельности и духовной личности героев осуществляется в соответствии с критериями данного этапа В период независимости чрезмерный интерес к жанру очерка привел к тому, что в него проникли несвойственные и чуждые элементы Некоторые литераторы злоупотребляют отсутствием литературной цензуры и свободой слова и в создании очерка применяют чрезмерное преувеличение, при описании облика героя используют гиперболу, назойливое восхваление, приводят подробнейшие биографические сведения и тем самым нарушают главный принцип жанра -достоверность сведений

Политические изменения в Таджикистане и создание благоприятных условий для культурного, политического, экономического сотрудничества с другими странами стали важнейшими факторами развития сафарнома то есть путевых заметок и дневников

Наравне с сафарнома жанр воспоминаний при сохранении традиционных особенностей, вытекающих из автобиографии писателей советской эпохи, в какой-то мере вышел из рамок и приобрел новаторские черты Современные писатели пишут воспоминание на основе крупных эпохальных событий эпохи или об отдельных личностях, что считается новым явлением в прозе периода независимости Одновременно, происходит определенное смешение воспоминаний с очерком и этот синтез благоприятствует более выпуклому созданию портрета Также при помощи воспоминаний писатели пропагандируют национальные чаяния, освещают вопросы самосознания и самопознания, показывают роль политических и культурных деятелей в формировании истории нации

В заключении выводы диссертанта по итогам исследования излагаются в следующих пунктах

1 Публицистика является важным средством художественного исследования, оценки и критики политической, социальной и культурной обстановки общества Исследование публицистического начала в прозе выявило расцвет документальной прозы, основанного на достоверном описании реалий действительности, преобладание факта над художественным вымыслом, возрастание роли и значения исторических сведений Анализ поэтики прозы, в том числе поэтических фигур, стиля прозы мутакаллиф и мусаччаъ, символического и аллегорического изложения и т д, позволило выявить степень проявления публицистики в прозе Прослеживание эволюции воке нигори (бытописания) в персидско-таджикской прозе продиктовано необходимостью познать корни данной тенденции

2 Предпосылки формирования и развития воке баени документалистики, смешения художественного изображения с научно-публицистическим исследованием наблюдаются в различных образцах персидской прозы они же в дальнейшем обусловили развитие критических, аналитических и исследовательских тенденций в современной таджикской литературе

3 Художественная литература начала века испытала влияние русской, турецкой, арабской прессы и истоки обращения просветителей Бухарского эмирата восходят к социально-политическим, экономическим и культурным проблемам

4 Анализ образцов исторических произведений, сафарнома, воспоминания, взглядов и мировоззрения просветителей, изучение их социального отношения к важнейшим проблемам политической и культурной жизни, убедили в существенных изменениях в содержании и стиле

5 В диссертации исследована также преемственность традиций использования публицистических стилевых элементов в художественной прозе в новой общественно политической системе, приход к власти большевиков, связь реформистских теорий джадидов и просветителей с современными политическими теориями, появление новых форм, видов и критериев познания художественной прозы

6 В исследовании дается общая панорама прозы периода независимости Республики Таджикистан как продолжение прозы советской эпохи с качественными изменениями во всех художественных пластах содержания, темы, стиля, жанровых разновидностей, мировоззрения и творческого опыта писателей

7 Изучение публицистических аспектов современной художественной прозы выявило особенности документалистики, летописей, проникновения элементов документализма в художественную ткань прозы в сочетании с вопросами жанра, содержания, темы, идеи, стиля произведений

8 В диссертации исследованы особенности художественно-публицистического стиля ряда писателей, в том числе Уруна Кухзода, Сорбона, Абдулхамида Самадова, Кароматуллоха Мирзо, Бахманера,

Мухаммадзамона Солеха и других Кроме того рассмотрены факторы проникновения и проявления тенденций социализации Своеобразие публицистических тенденций в творчестве литераторов выявлено путем сопоставления произведений

9 Одним из главных тезисов диссертанта является то, что важно отличить публицистику в чистом виде, проявляющуюся в специфических жанрах очерка, сафарнома, воспоминаниях от публицистического пафоса в художественной литературе Степень проявления публицистики зачастую влияет на уровень художественности произведения Нарушение равновесия и соотношения приводит к потере художественных ценностей Этот тезис диссертации доказан на примере множества прозаических произведений современных писателей

10 Публицистические сочинения и критический взгляд писателей на социальную обстановку своей эпохи свидетельствуют о том, что литература способна раскрыть недостатки общества, факторы снижения нравственности, неправильное видение истории, создать предпосылки для углубленной оценки событий В настоящей работе предметом изучения стала также точка зрения писателей на политические, социальные, литературные, культурные, религиозные, исторические события и явления, эпохи с учетом того, что мировоззрение писателя определяет его стиль

Цитируемая литература

1 Бечка И Адабиети форси дар То^икистон Аз Рудакй то Бедил ва аз Бедил то асри х,озир - Тел,рон, 1372 ^ - 280с

2 Дидков И Публицистика//ЛЭС под ред В М Кожевникова и П А Николаева - Москва Советская энциклопедия, 1987 - 752с

3 Дониш А Наводир-ул-ва^оеъ Китоби 1 - Душанбе Дониш, 1988 -287с

4 Исломй М Адабиет дар асри фазо//«Садои Шарц» - 2003, №7-9, -С 86-103

5 Ку\зод У Точикони имруза - Москва Трансдорнаука, 2000 -191с

6 Маонй, А^мад Гулчин Мактаби вук;уъ дар шеъри форси -Те?фон Интишороти Бунеди фарх,анги Эрон, 1348 х, -712с

7 Набавй А Нарзуллои Бектош ва илму адаби тоники солкой 20 -30 садаи XX - Душанбе Ирфон, 1993 -314с

8 Саличов Ю Едгори умр Иборат аз 3 чилд ^ 1 - Хучанд Нури маърифат, 2003 - 546с

9 Саъдуллоев А Становление и развитие жанров таджикской документальной прозы (60-80-е годы) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук -Душанбе, 1996 -42с

10 Усмонов И , Давронов Д Таърихи матбуоти то^ик - Душанбе Маориф, 1997 - 156с

11 Целкова JT Современный роман (размышления о жанровом своеобразии) -Москва Знание, 1987 -63с

Основное содержание диссертации отраженно в следующих публикациях

1 Критика социальных проблем в художественной прозе // Известия Академии наук Республики Таджикистан Отделение общественных наук -2007, №1 -С 132-136

2 Публицистическое начало в прозе Сорбона // «Ху^анд» -2006, №1 - С 77-81

3 Садри Зие - обозреватель социального положения Бухары // «Номаи донишго^» Отделение общественных наук -2007, №2 - С 11-16

4 Публицистика в романах периода независимости // «Хучанд» -2007, №4 - С 82-102

5 Социальный взгляд и публицистические воззрения Абдуррауфа Фитрата И «Фархднг» -2007, №2 - С 25-28

6 Публицистическое начало в произведении Ахмада Дониша «Наводир ал - вакое'» (в печати)

Подписано в печать 26 04 07 г Формат 60x84/1/16 Объем 1,75 п л Заказ 111 Тираж 100 «Нури маърифат» ХГУ им акад Б Гафурова 735700 г Худжанд, ул Ленина 52