автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Распространение буддизма среди хори-бурят

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Цыбенов, Базар Догсонович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Распространение буддизма среди хори-бурят'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Цыбенов, Базар Догсонович

Введение.

Глава I. Начальный этап распространения буддийской религиозно-философской системы в Бурятии и появление первых дацанов в XVIII в.

1.1. Начало распространения буддизма в Бурятии.

1.2. Появление первых дацанов хори-бурят.

Глава II. Дальнейшее распространение буддизма в Бурятии (Х1Х-начало XX вв.)

2.1. Строительство и функционирование дацанов.

2.2. Приход хоринских дацанов и их хозяйственно - финансовая система.

Глава III. Культурно-просветительская и лечебная деятельность дацанов хори-бурят.

3.1. Дацанские школы.

3.2. Книгопечатание.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Цыбенов, Базар Догсонович

Буддизм, являющийся одной из древнейших мировых религий, прочно вошел во все области жизни большей части бурятского народа и сыграл огромную роль в политической и духовной консолидации. Хори-буряты -одна из крупных составных частей бурятского народа. Буддизм, распространившийся на территории этнической Бурятии в XVIII в. стал существенным и необходимым компонентом социальной, духовной и материальной жизни хори-бурят.

В истории бурятского буддизма остается много слабоизученных вопросов. В этой связи разработка проблем истории распространения буддийской религии среди этнической группы хори-бурят и роли в ней буддийского фактора становится очевидной необходимостью. Именно такой подход может с большей точностью восстановить реальную картину прошлого в целом, вносить обоснованные коррективы и делать ретроспективные реконструкции начального этапа распространения буддизма в Бурятии.

Систематическое изучение бурятского буддизма было начато еще в XIX в. За этот период он рассматривался с разных аспектов. Но, несмотря на большое количество исследований и огромный вклад российских и бурятских ученых в развитие буддологии, тем не менее, все еще мало изученными остались вопросы конкретной истории буддизма в Бурятии. Например, вопросы истории его распространения в определенных регионах, истории строительства и функционирования дацанов и биографии известных лам, недостаточно изучена и не в полной мере выявлена хозяйственно-финансовая деятельность дацанов, не исследовалась система дацанского школьного образования в бурятских монастырях. Все это является следствием слабой оснащенности исследователей необходимыми сведениями и данными. В этой связи ценность представляет каждый вновь открываемый или вводимый в оборот новый источник или новые сведения. Они помогают в уточнении определенных дат, связанных с историей того или иного дацана, или определенного периода истории бурят.

Рассмотрение истории распространения буддизма среди этнической группы хори-бурят, истории становления и развития дацанов хори-бурят является необходимой предпосылкой для глубокого понимания и широкого изучения истории и культуры Бурятии, связанных с буддийской религией.

Бурятский буддизм и этническая группа хори-бурят как объекты исследования попали в поле зрения ученых давно, и хотя в настоящее время мы располагаем обширной библиографией, посвященной проблемам истории хори-бурят и истории буддизма в Бурятии, приходится констатировать слабую изученность вышеуказанной проблемы. Например, в опубликованном к 250-летию официального признания буддизма в России сборнике из 19 докладов лишь 6 были посвящены буддизму Бурятии, а остальные касались тем, не имеющих прямого отношения к бурятскому буддизму. Вместе с тем нельзя утверждать, что буддизм Бурятии не стал объектом научного исследования. Он изучался, главным образом, в контексте общебуддологических исследований. Вопросы распространения буддизма среди хори-бурят, некоторые его аспекты в той или иной мере были затронуты исследователями. Самые ранние, еще фрагментарные сведения относятся к XVII в. Так; о распространении буддизма среди бурятских родов, в частности хори-бурят, свидетельствуют отписки, сказки-донесения русских служилых людей, в частности докладные енисейского казачьего десятника К. Москвитина, атамана П. Бекетова, атамана Н. Похабова, русского посланника Н. Спафария и др.

В процессе вхождения народов Сибири в общероссийскую жизнь, пробуждения к ним общественного интереса и расширения круга источников проблемы вероисповедания бурятского населения с последней трети XVIII в. все больше интересуют современников. В трудах П.С. Палласа, ИГ. Георги, И.Г. Гмелина приводятся сведения о состоянии шаманизма и буддизма в хори-бурятском обществе. Интерес к проблеме, выразившийся в ее тщательном рассмотрении, привел авторов к однозначному выводу, что ".хоринцы в основном шаманисты, но ламаистское вероучение постепенно проникает и к ним".1

Некоторые сведения о распространении буддизма среди бурят имеются в трудах исследователей XIX в. В этой связи можно отметить статьи, брошюры, монографии Н.А. Бестужева, О.М. Ковалевского, Д. Банзарова, Н.В. Кириллова, В.В. Птицына.

Весьма значительный научный интерес представляет период развития отечественной буддологии, охватывающий вторую половину XIX - первую треть XX в.

Среди работ специального характера следует прежде всего отметить монографические исследования A.M. Позднеева, в которых большое внимание уделялось истории буддизма в Монголии и Бурятии. В материалах комиссии Куломзина, трудах Э. Ухтомского, Г.М. Осокина, А.Н. Термена содержатся интересующие нас сведения о буддизме среди бурят.

Исследованиям светских ученых в известной степени предшествовали буддологические изыскания деятелей Русской православной церкви, активно стимулировавшей миссионерскую работу и стремившейся вооружить будущих миссионеров знанием буддийской догматики, культовых практик различных школ и направлений буддизма.

В последующем, особенно в начале XX в. огромный вклад в дело изучения буддийской культуры внесли выдающиеся востоковеды С.Ф. Ольденбург, Ф.Н. Щербатской, Б.Б. Барадин, Е.Е. Обермиллер, А.Н. Востриков, М.Н. Тубянский, Г.Ц. Цыбиков, Б.Я. Владимирцов. Ценные материалы по истории бурятского ламаизма были собраны научным сотрудником Верхнеудинского центрального музея Г-Д. Нацовым. В них содержится значительный информационный материал о возникновении дацанов хори-бурят, изложены конкретные данные о сумме пожертвований, внесенных населением на строительство дацанов, на приобретение культовых атрибутов и бурханов, представлены данные о количестве лам в разные годы и т.д.

К сожалению, во второй половине 30-х гг. отечественная будцология оказалась полностью разгромленной, буддологические исследования в России были приостановлены в течение трех следующих десятилетий, академическая линия научной преемственности прервалась.

Особое место занимает монография В.П. Гирченко "К истории бурят-монголов - хоринцев первой половины XIX в.", в которой на основании большого круга источников излагается история хори-бурятского общества того времени. Сведения об истории хори-бурят в контексте истории Бурятии также имеются в сочинениях М.Н, Богданова, Н.Н. Козьмина, Б.Б. Бамбаева, Г.Н. Румянцева, Е. М. Залкинда, Ф.А. Кудрявцева и др.

Новые научные материалы, введенные в оборот, были обобщены в "Истории Бурят-Монгольской АССР", (Улан-Удэ, 1951), "Очерках истории и культуры Бурятии"(Улан-Удэ,1972) и "Истории Сибири" (Улан-Удэ,1964).

Возрождение буддологии, как и всего востоковедения, в 60-е гг. XX в. проходило весьма трудно, поскольку обращение к отечественному теоретическому наследию встречало идеологические препятствия, не допускавшие объективной оценки прошлого. Большое развитие буддологические исследования в Бурятии получили с образованием Бурятского комплексного научно-исследовательского института (1958 г.), затем Бурятского филиала СО АН СССР (1966 г.) О значительном внимании, уделяемом буддологическим исследованиям, свидетельствует создание сектора буддологии в 1967 г. в Институте общественных наук БФ СО АН СССР.

На первых порах развития буддологии в Бурятии первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания населения республики, продолжавшего сохранять культурно-исторические традиции буддизма в своем сознании. Большое место отводилось критическому анализу социальной роли ламаистской церкви в истории бурятского общества. Вопрос о социальной природе и классовых функциях ламаизма был поставлен П.Т. Хаптаевым и Ф.А. Кудрявцевым в их работах по истории Бурятской АССР, затем в монографиях К.М. Герасимовой.

По истории буддизма в Бурятии опубликованы обобщающие монографии К.М. Герасимовой "Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX в." (1957), "Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства" (1964). В этих монографиях впервые введен в научный оборот репрезентативный объем фактологических источников, концептуальный анализ которых дал общую историческую картину становления бурятской буддийской конфессии, показал особенности правового положения вероисповедания бурят в системе российской государственности, характер политической деятельности духовенства в период буржуазно-демократических революций 1905-1907 г. Октябрьской социалистической революции, национально-освободительных и общественно-политических движений в бурятском

-л обществе первой половины XX в/

В работе К.М. Герасимовой "Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX - начале XX веков" подчеркивается, что уже с "начала XVIII в. вероисповедные дела бурят-буддистов были поставлены в прямую связь с внешней политикой России на Дальнем Востоке". Вместе с тем, ламство принимало "активное участие в политической борьбе нойонства и кулачества". Одной из характерных особенностей общественных движений Бурятии того периода являлось "то обстоятельство, что многие общественные проблемы связывались здесь с вопросами вероисповедания". Этим объясняется тот факт, что политическая практика бурятского национализма Бурятии в период 1917-1922 гг. приняла форму обновленческого движения среди ламаистского духовенства. В книге "Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства" исследуется история обновленческого движения в Бурятии, его социальные и политические корни, организационное оформление. Основной вывод двух монографий заключался в том, что обновленчество в ламаизме было вызвано "необходимостью изменения феодальной надстройки в процессе капиталистического развития Бурятии", однако "в той части программы, которая предусматривала изменение культа и религиозной пропаганды применительно к запросам нового времени, она не состоялась".

Большую ценность для изучения диссертационной проблемы имеет коллективная монография сотрудников сектора буддологии БИОНа "Ламаизм в Бурятии в XVIII - нач. XX вв. Структура и социальная роль культовой системы", (Новосибирск, 1983). В монографии обобщены результаты многолетних системных исследований. Следует заметить, что в основу работы легли материалы К.М. Герасимовой о дацанском строительстве, доходах дацанского казначейства; материалы полевых экспедиций Г.Р. Галдановой, Г.Н. Очировой по исследованию культа обо -сакральных центров этнических территорий; материалы Г.Ц. Митупова и Д.Б. Дашиева по истории книгопечатания в Бурятии. Большое внимание в работе уделяется исследованию вероучения бурятского ламаизма,структуры культовой системы, храмовой и бытовой обрядности.

Истории бурятского шаманизма, его взаимоотношениям с буддизмом и православием посвящены работы Т.М. Михайлова, И.А. Манжигеева, Г.Р. Галдановой и других исследователей.

Проблемам исследования различных сторон бурятского буддизма посвящены многие работы бурятских ученых. Среди них можно отметить таких исследователей как Г.Р. Галданова, Б.Д. Дандарон, Р.Е. Пубаев, Д.Б. Дашиев, Ц.П. Ванникова, JI.JI. Абаева и многих других.

В 1974 г. Бурятским филиалом БИОН был подготовлен и выпущен 2-й том "Очерков истории культуры Бурятии" (Улан-Удэ, 1974), в котором определенное внимание уделено проблеме буддизма.

В 1991 г. по результатам научной конференции опубликован под редакцией Г.Л. Санжиева, Н.В. Абаева, Д.И. Бураева сборник "250-летие официального признания буддизма в России" (Улан-Удэ, 1991). Среди работ, посвященных непосредственно бурятскому буддизму, следует отметить статьи Р.Е Пубаева, Г.Л. Санжиева, JI.JL Ринчино.

Распад СССР и появление нового Российского государства положили начало более широкому исследованию по истории религий в России, в том числе и буддизма. Появляются работы, посвященные изучению отдельных дацанов на территории России. Это книги и статьи А.И. Андреева "Буддийская святыня Петрограда" (Улан-Удэ, 1991), "Из истории Петроградского буддийского храма" (Ориент, Альманах. Вып. 1. С-Пб, (1992), статьи Д.С. Жамсуевой "Хроника строительства Анинского дацана" (Легшед. Альманах.Вып. 3. Улан-Удэ, 1998), "Эгитуйский дацан" (Легшед. Альманах. Вып. 4. Улан-Удэ, 1999).

Историю известного традициями тибетской медицины Ацагатского дацана изучает Г.С. Митыпова в монографии "Ацагатский дацан (18251937 гг.) история, события и люди" (Улан-Удэ, 1995).

Общие и специфические черты буддизма в Бурятии и Монголии, проблемы взаимоотношений традиционных верований с буддизмом - все это нашло отражение в статьях и монографиях Н.Л. Жуковской.

В статьях Л.Е. Янгутова, Ш.Б. Чимитдоржиева, Г.Р. Галдановой, А.В. Дамдинова, опубликованных в сборнике "Бурятский буддизм: история и идеология" (Улан-Удэ, 1997), освещаются история буддизма в Бурятии, его проникновение, функционирование, взаимодействие с местной традицией и русской культурой.

В 1999 г. вышла работа Г.Л. Санжиева и Е.Г. Санжиевой "Бурятия: история (XVII-XIX вв.) (Улан-Удэ, 1999), в которой изложена история общественно-политического, социально-экономического, культурного, демографического развития Бурятии и ее народов за рассматриваемые три столетия. Специальная глава посвящена распространению буддизма в Бурятии.

В 1999 г. ИМБИТ СО РАН подготовил и издал под редакцией Т.М. Михайлова работу "История и культура бурятского народа" (Улан-Удэ, 1999), в которой в сжатой форме изложена история буддизма в Бурятии.

Изучению бурятского культового зодчества, архитектуры дацанов посвящены работы JI.K. Минерта, Б.Б. Барадина, А.И. Термена, Г. Ленхобоева, К.М. Герасимовой и других исследователей.

Все эти работы необходимы для того, чтобы получить представление об общих основах развития буддийской конфессии хори-бурят.

Для целостной картины деятельности дацанов хори-бурят не хватает конкретных фактов. Источниковедческая, фактологическая база явно недостаточная. Первичная сводка известного и неизвестного необходима для того, чтобы определить возможности пополнения недостающих материалов, наметить план дальнейших исследований.

Цель данной работы - изучить процесс распространения буддизма среди этнической группы хори-бурят за длительный период с конца XVI в. до 20-х годов XX в. Исследование базируется на обобщении и анализе переведенных мной со старомонгольской письменности архивных источников и научной литературы. Для достижения вышеупомянутой цели необходимо решение следующих задач, поставленных автором в данном исследовании. Они определены следующим образом:

1. На основе летописных данных проследить начало распространения буддийской религии среди хори-бурят.

2. Исследовать историю строительства хоринских дацанов, выделить особенности архитектуры, описать учреждение каждого в отдельности дацана.

3. Рассмотреть взаимоотношения буддизма с шаманизмом и православием в среде хори- бурят.

4. Проследить за развитием приходской системы хоринских дацанов, определить границы и территории приходов.

5. Осветить хозяйственно-финансовое положение дацанов, в том числе рассмотреть развитие дацанского земледелия на основе архивных документов.

6. Исследовать становление и развитие дацанских школ, дать подробное описание книгопечатания в дацанах хори-бурят.

Этнически исследование охватывает родоплеменную общность хори-бурят, проживающих на территории современной Республики Бурятия. Обращение их к специальному историко-религиоведческому изучению обусловлено тем, что в многочисленных исторических работах проблемы развития и становления буддийских монастырей в регионе расселения, история их строительства, система буддийского монастырского образования в хоринских дацанах не выявлялись. Однако предпринятое в последнее время исследование истории бурятского буддизма востребовало разработку данной проблематики в общем контексте истории и культуры бурятского народа.

Предмет исследования - процесс распространения буд дийской религии среди хори-бурят, основание и функционирование хоринских дацанов.

Работа охватывает период с конца XVI в. до начала XX в. Начальная граница этого периода связана с принятием монгольскими племенами буддизма в качестве официальной религии. Конечная грань определяется началом "антирелигиозной" кампании в Бурятии. Такой выбор хронологии связан с особой значимостью этого времени в истории хори-бурят.

Настоящая работа охватывает территорию расселения родоплеменной группы хори-бурят к востоку от оз. Байкал. Для изучаемого периода это в основном территория современной Республики Бурятия в составе Хоринского, Кижингинского, Еравнинского, Заиграевского, Мухоршибирского и Бичурского районов. Затрагивается также территория Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.

Нужно сказать, что территория расселения хори-бурят менялась под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В их ряду главными были: освоение своей этнической территории хори-бурятами и заселение края пришлым населением.

Из истории хори-бурят известно, что в XVII в. наблюдается исход в Забайкалье кочевавшей к западу от Байкала части родов племени хори (галзут, шарайт, гучит и хуацай). Затем наблюдаются частые откочевки хори-бурят в Монголию с последующим возвращением. Полностью прекратились они лишь в середине XVIII в. По имеющимся подсчетам, к концу XVII в. до 40 % хори-бурят находилось на территории сопредельных монгольских ханств. Их группы вне России кочевали по р.Улдзе в составе монгольского княжества Сайн-бэйсэ. Известно, что в 1730 г. через границу перекочевали 2132 юрты, в которых насчитывался 2261 мужчина, годный к военной службе. В 1732 г. уже бежало 2384 юрты с 4000 годных к военной службе мужчин 4

О кочевьях хори-бурят в начале XVIII в. известно по их челобитной 1703 г. Судя по ней, входившие в их состав роды расселялись по течению рек Уда, Курба, Чикой, Хилок и в Кударинских степях. Откочевка на восток, вызванная дальнейшим усилением колонизации, несколько расширила ареал их кочевий в бассейне Уды за счет заселения речных долин, урочищ и возвышенностей по Кодуну, Кижинге, Сулхаре, Ане, Ингоде и Чите. В результате хоринцы лишились выхода к Байкалу к северу от устья Селенги.

В последующем наблюдается переселение части родов хори в долину р. Аги, вызванное ростом населения, нехваткой пастбищ и возникновением в долине Ингоды русских поселений.

Основные изменения в хоринском ареале сводились к следующему: Исход хоринских родов с восточного побережья Байкала в долину р. Уды, ставшей его ядром, вслед за смещением после 1727 г. на юг основного транспортного пути из Верхнеудинска в Восточное Забайкалье вызвал сдвиг на юг, в сторону Тугнуйской долины.5

Необходимость цельного восприятия данной проблематики обусловила включение в работу ряда фрагментов истории распространения и становления буддизма в других этнических группах бурят, истории буддизма Монголии и Тибета.

Исследование данной проблемы стало возможным, исходя из принципа историзма, и использования цивилизационного подхода.

Методология исследования основывается на принципе историзма в понимании диалектики и взаимосвязи собственно исторических и социально-экономических, политических, этнокультурных процессов, способствующих реконструкции истории распространения буддизма среди хори-бурят, анализу исторической эволюции процесса строительства дацанов, раскрытию исторической обусловленности принятия буддизма хори-бурятским населением, выявлению основных закономерностей в распространении буддизма.

Принцип историзма в работе определяет диалектическое видение таких сложных для изучения объектов, как религия и этническая группа. Это дает возможность анализировать их не как неизменные, неподвижные, статичные, а как постоянно развивающиеся системы, находящиеся в контексте исторического процесса.

В исследовании нами применялся также метод социально-исторического анализа. Распространение буддизма среди этнической общности хори-бурят рассматривается в зависимости от конкретной социально-экономической и в целом исторической обстановки, от уровня общественного развития бурятского народа в целом.

Принцип объективности позволяет понять основные ценности противоборствующих сторон, в данном случае буддизма и шаманизма, буддизма и православия, а также рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные моменты исторического процесса. В работе широко применялись сравнительно- исторический, системный методы.

Источниковой базой исследования явились архивные документы. В Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ), сохранились материалы 17 дацанов, в том числе фонд № 470 - "Кодунский (Кижингинский) дацан", фонд № 430 - "Тутну-Галтайский дацан"; фонд № 285 - "Эгитуйский дацан"; фонд № 459 - "Чесанский дацан"; фонд № 425 - "Ацагатский дацан"; фонд №

519 - "Анинский дацан"; фонд № 466 - "Цолгинский дацан". Большинство документов написано на старомонгольской письменности. Архивные документы содержат существенную информацию о деятельности дацанов. В фондах имеются ведомости о количестве движимого и недвижимого имущества с указанием его стоимости; годовые финансовые отчеты дацанов; сведения о пожертвованиях населения; переписка ширетуев дацанов с бандидо-хамбо ламой и местной администрацией по различным вопросам жизни и быта; списки лам и хувараков; приказы о присвоении званий, должности; характеристики и направления на учебу и т.д.

Значительную ценность имеют материалы обычного права бурят и бурятских летописей. К ним относятся опубликованные сборники обычного права селенгинских и хоринских бурят, переведенные Б.Д. Цибиковым. Как свидетельствуют факты, сохранившиеся до наших дней бурятские летописи относятся в основном к XIX и началу XX вв. Первые фольклорно-литературные и историко-хроникальные сочинения появились на старомонгольском языке в XVII - XVIII вв. Правда, дошла до нас лишь небольшая часть этих сочинений. Одной из первых известных нам работ является летопись "Балжан-хатан тухай дурдалга". (Повествование о Балжан-хатан), созданная в самом начале XVIII в. Распространение буддизма в XVII в. вызвало появление буддийской литературы, используемой в проповеднических целях. В ней наряду с проповедями встречались и исторические материалы.

Особенно много исторических летописей было написано хори-бурятами в XIX в. Из них наиболее крупными и известными являются летописные сочинения Тугулдэра Тобоева "Прошлая история хоринских и агинских бурят" (1863г.), Вандана Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов" (1875г.), Шираб-Нимбу Хобитуева "История бурят одиннадцати хоринских родов" (1887г.). Наряду с ними существовали и такие интересные летописные сочинения, как "История селенгинских монголо-бурят" (1868г.) Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнова,

История перекочевки в Баргузин в 1740 г. баргузинских бурят с север Байкала под предводительством Ондрея Шибшеева" (1887г.) Цэдэбжаба Сахарова и др. К хоринеким летописям относятся также "Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов" (1839г.) Доржо Дарбаева, "Родословная худайского рода хоринских бурят" Ванчика Саагиева, "Заметки о том, что произошло после появления в 1887 г. летописи Хобитуева о хоринских бурятах" Аюши Очирова.

Бурятские летописи в основном схожи по своей структуре и форме подачи материалов с монгольскими летописями, но в то же время отличаются от них своей документальностью, особенно начиная с событий, происходивших после вхождения Бурятии в состав Российской империи. В бурятских летописях широко использованы подлинные исторические документы, хранившиеся в канцеляриях степных дум, инородных управ и дацанов, в личных архивах светских и духовных деятелей. В летописных сочинениях значительное внимание уделяется истории бытования и распространения различных религий, прежде всего буддизма. В труде В. Юмсунова имеется отдельная глава "Относительно религиозной веры", где приведен ряд данных о проникновении буддизма в Монголию, подробно рассказано о распространении этой религии среди селенгинских и хоринских бурят. Ш-Н. Хобитуев в своем сочинении так же, как и В. Юмсунов, подробно и в хронологической последовательности описывает распространение буддизма среди селенгинских и хоринских бурят.

Наряду с этим, он указывает на попытки, предпринятые властями по ограничению количества лам и дальнейшего строительства дацанов. Продолживший летописную традицию Ш-Н. Хобитуева, А Очиров в начале сочинения указывает, что буряты по вероисповеданию делятся на шаманистов и буддистов. Далее автор отмечает большое значение буддийской религии в жизни бурят и стремится на примере хори-бурят показать, что буддизм способствует совершенствованию нравов верующих, распространению среди них грамоты и просвещения, подъему их хозяйства и быта и тем самым улучшению благосостояния масс.

В летописи А. Саагиева "Сочинение о генеалогии ханов, начиная от древнего индийского многими возведенного хагана Маха-Самади, тибетских и монгольских хаганов, о происхождении народности, называемой хори, и титула хоринского дайчин-нойона и прочих на основе письменных историй и шастр о древних ханах, присоединив к ним легенды и устные предания стариков" имеется раздел "История распространения буддийской религии среди 11 хори иск их родов". В нем начало принятия буддизма датируется 1576 годом, когда тумэтским Алтан-ханом был приглашен Далай-лама; далее говорится о строительстве и открытии дацанов среди хори-бурят с конца XVIII в.; указывается, что в 1843 г. населения обоего пола насчитывалось 50 тысяч, в том числе лам и хувараков более 700, и что действующих дацанов было 10. Нужно сказать, что А. Саагиев был хорошо знаком с монгольскими летописями и заимствовал из них манеру устанавливать родственную связь монгольских правителей с властителями Индии и Тибета. В этом, несомненно, сказалось влияние идеологии того времени, целью которой было отнесение происхождения правящей верхушки также и буддийской религии в Индию и Тибет.

Также интерес вызывают летописи баргузинских летописцев. В них распространение буддизма в Баргузине связывается с учителями из хори-бурят, приезжавших в 1800 гг. преподавать монгольскую грамоту. Имеются сведения о поездке тайши Галсана Мардаева и провидца Молон-багши на Гаргинский аршан, об установлении ламаистского похоронного обряда в Баргузине, о приглашении в 1814 г. баргузинских бурят во главе с тайшой Цанкир Ондреевым на торжественное освящение каменного корпуса Анинского дацана.6

Что касается издания бурятских летописей, в 30-40-х гг. ленинградские монголоведы совместно с учеными Бурят-Монголии провели значительную работу по подготовке к печати и изданию ряда крупных бурят-монгольских летописей.7

В 1972 г. в Улан-Удэ была издана монография Ц.Б. Цыдендамбаева "Бурятские исторические хроники и родословные". В первой части книги дан обзор исторических хроник и родословных хоринских, селенги неких, баргузине к их и некоторых других бурят.

В связи с значительным повышением интереса к прошлой истории в 90-х годах в республиканских газетах ("Буряад унэн", "Бурятия", "Правда Бурятии"), в журнале "Байгал" (Байкал) был опубликован ряд летописей, исторических хроник и родословных. В 1992 и 1998 гг. изданы два сборника летописей на бурятском языке "Буряадай туухэ бэшэгууд" (составитель Ш.Б. Чимитдоржиев). Они насчитывают более двадцати историко-хроникальных сочинений. Сборник бурятских летописей на русском языке опубликован в 1995 г. Составителями являлись Ш.Б. Чимитдоржиев и Ц.П. Ванчикова. Таким образом, в 90-х гг. было впервые издано в Бурятии на бурятском и русском языках собрание бурятских летописей, которые представляют собой ценные источники по истории и культуре бурятского народа.

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в том, что нами предпринята попытка комплексного изучения важной исторической темы, слабо разработанной в отечественной исторической науке. Представленное исследование, в плане дальнейшего применения приведенного фактического материала и выводов, касающихся этой проблемы, может способствовать развернутому изучению этапов распространения буддизма среди хори-бурят и станет основой для дальнейшей разработки таких тем, как распространение буддизма в Бурятии, буддийские монастыри Бурятии и т.д.

Данное исследование не может претендовать на всестороннее и исчерпывающее освещение такой сложной проблемы, как история распространения буддизма среди хори-бурят, однако в качестве работы постановочного характера, очевидно автором выявлены и определены наиболее существенные проблемы распространения буддизма в данном регионе.

1 Ламаизм в Бурятии XVIII - начата XX века. Структура и социальная роль культовой системы. / Гавданова Г.Р., Герасимова К.М., Дапшев ДБ. и др. - Новосибирск, 1983. 22 с.

2 Янгутов JI.E. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований. // Бурятский буддизм: история и идеология. Сб. науч. ст. -Улан-Удэ, 1997. 5 с.

3 Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры. Автореф. дисс. канд. ист. наук. -Улан-Удэ,2000. 4 с.

4 Ханхараев B.C. Буряты в XVU - XVIII вв.: демографическая история и этнические процессы. - Улан-Удэ, 2000.70 с.

5 Там же. С. 86-87.

6 Цыбенов Б. Д. Начало распространения буддизма среди баргузинских бурят (по материалам бурятских летописей). // Сб. науч. тр. Серия: Общественные науки. / ВСГТУ. - Улан-Удэ, 1999. - Вып. 5. С. 29-33.

7 Лет опись баргузинских бурят. Тексты и исследования. / Сост. Востриков А.И. и Поппе Н.Н. // Труды института востоковедения АН СССР. VIII. (Материалы для истории бурят-монголов. I.) -М.-Л., 1935. -75 с. Летописи селенгинских бурят. Вып. 1. Хроника Убаши Дамби Джалцан Ломбо Цэрэнова. 1868 г. / Текст издал Н.Н. Поппе. // Труды института востоковедения АН СССР. XII. (Материалы для истории бурят-монголов. III.) -М-Л.,1936. (TV)+55 с. Летописи хоринских бурят. Вып. 1. Хроника Тугултур Тобоева и Вандана Юмсунова. Н Труды института востоковедения АН СССР. IX. (Материалы для истории бурят-монголов. П.) -М.-Л.,1935. (Х)+172 с. Летописи хоринских бурят. Вып.2. Хроника Шираб-Нимбо Хобитуева. / Текст издал В. А. Казакевич. // Труды институ та востоковедения АН СССР. IX. (Материалы для истории бурят-монголов. П.) -М-Л.Д935. (ХП)+125 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Распространение буддизма среди хори-бурят"

Заключение

Итак, в нашей работе рассмотрены вопросы, связанные с распространением буддийской религиозно-философской системы в регионе проживания хори-бурят. Рассмотрены вопросы, начиная с пропаганды буддийского учения и дацанских школ и кончая финансово-хозяйственной деятельностью дацанов.

В Бурятии буддизм получил широкое распространение в XVI1I-XIX вв. Начал он проникать с конца XVI в. До прихода в наши края это религиозное учение претерпело длительный процесс адаптации к народным верованиям родственных бурятам народов Центральной Азии /монголов, тибетцев/.

Буддизм распространился раньше всего там, где находил себе сильных покровителей. Таковыми оказались нойоны, сайты селенгинских монгол-бурят. Об этом свидетельствуют источники, прежде всего материалы, содержащиеся в бурятских летописях и исторических хрониках. Затем постепенно буддизм охватил своим влиянием все Забайкалье, прежде всего территорию хори-бурят, привнес в бурятское общество свои духовные ценности. Стал оказывать заметное влияние на образ жизни, культуру и психологию народа. Среди хоринцев эта религия получила значительное распространение, начиная с XVIII в., когда возникли на их территории первые дацаны, вначале юрточные молельные центры, потом деревянные и каменные. Первыми дацанами на хоринской земле были Тугно-Галтайский, Кодунский, Анинский (Хоринский), возведенные в середине XVIII в.

Относительно строительства дацанов нам известно и в данной работе указывается, что главная преграда заключалась в длительной, иногда многолетней переписке по строительству дацана, разработке проектов, составлении смет, получении разрешения от государственных органов. В работе использованы архивные материалы, указывающие на имена первых ширетуев-настоятелей дацанов, количество комплектных и некомплектных лам и хувараков, стоимость зданий дацанов и других сооружений дацанского комплекса и т.д. Благодаря бурятским летописям и историческим хроникам мы ознакомились с номерами и датами документов, хранившихся в делах канцелярии степных дум, инородных управ и дацанов, в личных архивах представителей бурятской аристократии, просветителей и ученого духовенства.

В строительстве бурятских дацанов использовались элементы китайского, тибетского ("шубуун хонолго", "эрхи"), индийского ("бадма цэцэг") стилей. Также на дацанскую архитектуру оказал влияние и русский стиль. В данной работе мы хотели показать, что в отличие от дацанов селенгинских бурят, в большинстве своем возникших как кочевые, хоринские дацаны, основанные в последней четверти XVIII в., были сразу построены как стационарные деревянные здания, то же можно сказать и о дацанах, возникших в период с 20 по 30-е гг. XIX в. По свидетельствам современников во II половине XIX в, из всех дацанов Бурятии только два - Кодунский и Анинский были довольно богато обставлены.

Изучение источников и литературы по истории буддизма, по истории распространения его среди местного населения позволяет нам конкретизировать хронологические рамки распространения этой религии среди хоринцев. Последняя треть XVI в. - это время, когда хори - буряты находились во Внутренней Монголии, являясь албату солонгутского Бубэй-бэйлэ, зависимого от восточно-монгольского (тумэтского) Алтан-хана. Как известно, в 1571 г. Алтан-хан "проникся светом святого учения", т.е. буддизма, в 1577 г. подписал с Далай-ламой договор, который был оформлен в виде религиозного уложения - манифеста "Арбан буяны цааз". Мы не сомневаемся в том, что, находясь вдали от родины, на восточно-монгольской территории, хоринцы приобщились к буддийской религии - бурханай шажан, использовали десять проповодей "Арбан буяны цааз". Вернулись они в 10 годах XVII в. на родину, в Забайкалье, уже знакомые с основами бурханай шажан. В XVII в. к бурятам, в том числе к хори, вместе с буддизмом пришла старомонгольская письменность (монгол-уйгуржан бичиг), начала распространяться среди них буддийская литература. Растет количество верующих - буддистов, хотя большинство все еще оставалось поклонниками беемургэл - шаманизма.

Третий, наиболее плодотворный период распространения буддизма -это XVIII-XIX вв. В этот период растет число лам-буддийских священнослужителей, воздвигаются деревянные и каменные дацаны, в которых совершались публичные молебствия, открываются дацанские школы. Выезжают на учебу бурятские юноши в заграничные буддийские центры - в Ху:рээн (Ургу), Баруун-Джу (Лхасу).

Источники свидетельствуют о том, что большую роль в распространении буддийской религиозно-философской системы среди хоринцев сыграли монгольские и тибетские ламы, прибывшие в XVTH в. в смутное время из соседней Монголии. Также необходимо отметить заслуги лам дацанов, расположенных на территории селенгинских бурят, большинство которых составляли выходцы из Халха-Монголии и Ойрат-Монголии. Среди этих лам были высокообразованные религиозные деятели, получившие образование в центре желтошапочной религии буддизма в Лхасе, также в монгольских ламаистских центрах.

Большое внимание уделялось подготовке кадров-образованных лам на самой бурятской территории. Об этом говорит факт подготовки проекта строительства Буддийской Академии.

В основу данной работы легли материалы летописей В. Юмсунова, Ш-Н. Хобитуева, А. Саагиева, Д-Ж. Ломбо-Цэрэнова и других авторов. Если учесть, что многие архивные документы прошлых столетий не дошли до нас, становится ясным, насколько ценными историческими источниками являются бурятские летописи, поэтому сведения, сохранившиеся в них приобретают особое значение. Примечательно то, что большинство сведений подтверждаются историческими фактами.

Дацаны также являлись главными лечебными центрами для хори-бурят. Во всех дацанах имелись ламы - лекари, которые занимались лечением по тибетской медицине, которая наряду с народной медициной, оказывала заметную помощь местному населению в лечении многих болезней.

Возникают в крупных дацанах барханы-печатни-литографии, где печатались богословские книги на монгольском и тибетском языках. Наряду с богословской литературой в дацанских литографиях издавались книги устного народного творчества, фолыслорно-литературные сочинения, переводы классической литературы стран Востока. В ходе борьбы с шаманизмом буддизм одержал победу, пропагандируя свое учение, одновременно он заимствовал и использовал на практике традиции и обряды, связанные с местными религиозными культами, в том числе шаманистские традиции. Другими словами, происходит процесс "буддизации" традиционных религиозных обычаев. Не будет ошибкой, если сказать, что в XIX в. буддизм глубоко проник в общественный и семейный быт хори-бурят и всего бурятского населения Забайкалья, в его культуру и идеологию.

Значительное место в просвещении народа стали занимать дацанские школы, дацанское книгопечатание. Буддийское дацанское образование в Бурятии успешно развивалось благодаря регулярным культовым и культурно-образовательным контактам бурятского духовенства с духовенством монгольских и тибетских будийских центров. Эти связи содействовали выходу бурятской этнической культуры на новый уровень развития, основой которой были монгольская письменность, издающаяся в дацанских литографиях литература, дацанские школы и, наконец, активные контакты с ведущими центрами будийского мира.

Обо всем этом повествуется в диссертационной работе. Кроме того, нами предпринята попытка обобщить те материалы, которые имеются в нашем распоряжении по финансовой и хозяйственной деятельности хоринских дацанов, по вопросу о взаимоотношениях между дацанами и местными управами, родовыми управлениями.

Автором были собраны и переведены отрывочные сведения о развитии дацанского земледелия среди хори-бурят. Но все же, согласно ведомостям о полученных урожаях комплектными ламами восьми хоринских дацанов, за 15 лет (1833-1848) валовой сбор хлебов увеличился в 5 раз, чему способствовало увеличение объема посевных площадей дацанских земель. Также в работе приведены сведения о монастырском скотоводческом хозяйстве на примере Анинского дацана. Нельзя сказать, что дацаны являлись крупными собственниками скота. Собственное скотоводческое хозяйство джасы дацана не играло особой роли в благосостоянии монастырей. Владение скотом не ставило дацан в положение собственника средств производства с вытекающими отсюда последствиями в плане зависимости прихожан. Известно, что еще с XVIII в., со времен правления тайши Дамба-Дугар Иринцеева ламы хоринских дацанов наделялись покосами. Позже, это право было официально зафиксировано в уложении 1823 г. В работе приводятся донесения помощника бандидо-хамбо ламы о количестве скошенного сена комплектными ламами в середине XIX в. Наличие земельных наделов, скота, вещевых поступлений от прихожан способствовало прежде всего развитию торговых, ссудно-ростовщических и арендных операций джасы дацана. Было установлено, что дацанские земли в Хоринском ведомстве арендовались бурятами и крестьянами, и плата за аренду зависела от качества земли. Случаи аренды дацанских земель отдельными лицами были довольно редки, чаще всего арендовали землю общества, которые присоединяли их к своим угодьям и делили их совместно с собственными. Вследствие этого, в ведомостях и других документах количество урожая должно быть несколько приуменьшено, так как в итоговых таблицах он указан в качестве собственного. Большая часть площади земель арендовалась для покосов, остальная - для пашень и выгона. Поэтому мы приходим к заключению, что дацанские земли играли в качестве арендного фонда заметную роль в экономической жизни Забайкалья. Также автором переведены и привлечены данные о размерах доходов от торговых и ростовщических операций дацанского казначейства. Современники отмечали, что ламы вовсе не такие лентяи и тунеядцы, напротив, инициатива чаще всего принадлежит им, которые развитее простых мирян и трудятся гораздо больше мирян.

Относительно прихода дацанов мы полагаем, что первоначально дацаны не имели строго ограниченной территории. Первые молельни и дацаны, размещавшиеся в войлочных юртах, были кочевыми. Официальные сведения о границах и родовом составе населения территории дацанского прихода появляются во второй половине XIX в.

В XVIII в. у хори-бурят не наблюдается наличие обособленных родовых территорий. Появление новых дацанов хори-бурят в первой трети XIX в. было вызвано во многом стремлением ведущих этнических групп иметь свой дацан поблизости от родовых кочевий. Об этом свидетельствуют данные о численности прихожан по родовой принадлежности. В приходе дацана хори-бурят могли проживать представители всех одиннадцати родов, при этом по численности преобладал один род, примерно два-три рода были представлены приблизительно равными группами. (Исключением является приход Хохюртаевского дацана, где абсолютное большинство представлял род гучит). Автором собраны архивные материалы относительно границ и территории приходов хоринских дацанов. Особенностью структуры дацанского прихода у хори-бурят являлось существование родовых общин лам и прихожан, когда хувараки зачислялись в общину по своему родовому происхождению.

Мы также рассматриваем политику царского правительства по отношению к буддизму, который получил широкое развитие в Бурятии.

Наш основной вывод, основанный на летописных и архивных материалах, на оригинальных восточных источниках, заключается в том, что одна из крупных составных частей бурятского народа - хори-буряты одними из первых познакомились с бурханай шажан-буддизмом, учением Шигэмунья, и руководствовались его основными положениями в своей жизни.

В целом, буддийская религия оказала крупное морально-этическое влияние на весь уклад жизни, нормы и правила поведения. Буддийская мораль во всем своем многообразии, в сочетании с народными традициями и обычаями формировала нравственный облик людей.

 

Список научной литературыЦыбенов, Базар Догсонович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Национальный архив Республики Бурятия:

2. Ф. 8 (Хоринская степная дума)

3. Ф. 84 (Гусиноозерский дацан)

4. Ф. Р-248 (Совет министров БМАССР)1. Ф. 285 (Эгитуйский дацан)

5. Ф. 430 (Тугно-Галтайский дацан)1. Ф. 459 (Чесанский дацан)1. Ф. 519 (Анинский дацан)1. Ф. 470 (Кодунский дацан)1. Ф. 425 (Ацагатский дацан)1. Ф. 466 (Цолгинский дацан)

6. Архив Отдела памятников письменности ИМБиТ СО РАН. Монгольскийфонд:

7. Инв. № 168-м1 Инв. № 169 м I Инв. № 171 - м I Инв. № 192 - м I1. ЛИТЕРАТУРА1. На русском языке

8. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. М.: Наука, 1992. - 141 с.

9. Андреев А.Н. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ: Агенство Эко Арт, 1991.- 128 с.

10. Андреев В.И. История бурятской школы (1804-1962 гг.). -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. 566 с.

11. Базаржапов В., Митыпова Г. Чойнзон-Доржи Иролтуев хамбо-лама. // Национальная интеллигенция и духовенство: История и современность: Тез. и материалы докл. респ. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: ТОО "Олзон", 1994. -С. 90-93.

12. Базаров А.А. Тибетский диспут в системе монастырского образования. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 3. Улан-Удэ, 1999. - С. 40-58.

13. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987.-224 с.

14. Бамбаев Б.Б. К вопросу о происхождении бурят- монгольского народа // Бурятиеведение. 1929. - Вып. I-II (9-10). - С. 115-136.

15. Барадин Б.Б. Буддийские монастыри. Краткий очерк. / Orient. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992. - С. 61-120.

16. Барадин Б.Б. Жизнь в Тангутском монастыре Лавран. Дневник буддийского паломника 1906-1907 гг. Улан-Удэ - Улан-Батор, 1999. - 295 с.

17. Ю.Баяртуев Б.Д. Буддизм и идеи просветительства в Бурят-Монголии дооктябрьского периода. // Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте. -Улан-Удэ, 1999. С. 12-16.

18. Баяртуев Б.Д. Жизнь и творчество Ринчена Номтоева (1820-1907). // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1985. С. 71-78.

19. Баяртуев Б.Д. Литература бурятского просветительства XIX в. // Бурятия ХУП нач. XX в.: Экономика и социально-культурные процессы. -Новосибирск, 1989. -С. 144-149.

20. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-222 с.

21. Бира Ш. Из истории монгольской культуры. / Книга Монголии. Альманах библиофила. Вып. 24. М., 1988. - С. 11-23.

22. Бира. Ш. О "Золотой книге" Ш. Дамдина. Улан-Батор, 1974. - 154 с.

23. Богданов М.Н. Очерки истории Бурят-Монгольского народа. Верхнеудинск, 1926. 229 с.

24. Буддизм в Тибете и Монголии. / лекция Б.Я. Владимирцова, читанная 31 сентября 1919 г. Пб: Изд. отд. по делам музеев и охране памятников искусства и старины, 1919. - 52 с.

25. Бураева О В. К вопросу об отношении православной церкви к буддизму в Бурятии. // 250- летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. -Улан-Удэ, 1991. С. 64-68.

26. Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев, Ц.П. Ванникова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1995. - 198 с.

27. Ванчикова Ц.П. Монголоязычные биографии бурятских лам. // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995. - С. 33-43.

28. Ванчикова Ц.П. О сочинении дорамба ламы Буян-Далая по истории буддизма в Бурятии. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. - С. 188-196.

29. Ванчикова Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ, 2000. - С. 85-101.

30. Васильев Л.С. Ламаизм. // Васильев Л.С. История религий Востока. -М.,1999. -С.29-63.

31. Вашкевич В. Ламаиты Восточной Сибири. // Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века. - СПб., 1998. - С.29-63.

32. Вениамин. О ламском суеверии. // Тр. Православных миссий Ирк. епархии. Т. 1. (1862-1867). Иркутск, 1883. - С. 528-559.

33. Вениамин. Ламское и идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири. (1853). // Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века. - СПб., 1998. - С.65-81.

34. Верховский Л.А., Китинов Б.У. Буддизм в России. // Религии народов современной России: Словарь. -М.: Республика, 1999. -С. 48-51.

35. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л: Изд-во АН СССР, 1934. - 223 с.

36. Выдающиеся бурятские деятели./ Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов. Улан-Удэ: Изд-во "Бэлиг", 1994. - 144 с.

37. Выдающиеся бурятские деятели (XVII нач.ХХ в.). Ч. 2 / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б. Улымжиев. Серия: Известные люди Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001. Вып. II. - 155 с.

38. Высочайше учрежденная под председательством стат-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 7. Съемочные и землеустроительные работы. / Сост. С. Рудин. СПб., 1898. - 267 с.

39. Высочайше учрежденная под председательством стат-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 9. Аренда. / Сост. В. Трейден. -СПб., 1898.- 194 с.

40. Высочайше учрежденная под председательством стат-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 5. Исторические сведения. / Сост. А. Щербачев. СПб., 1898. - 325 с.

41. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: "Наука", 1987.- 156 с.

42. Галданова Г.Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма. // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997. - С. 92-103.

43. Галданова Г.Р. Цэдэгэ Самданов о ламаизме агинских бурят. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ, 2000. - С. 101-110.

44. Гармаева Х.Ж. Книгопечатание в бурятских дацанах на монгольском языке. Автореф. дис. канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2001. - 24 с.

45. Гармаева Х.Ж. Ксилографические издания на монгольском языке бурятскихтдацанов Хоринского ведомства. // Проблемы истории и кульуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. - С. 193-197.

46. Гармаева Х.Ж. Описание монгольских каталогов ксилографов Анинского дацана в собраниях монгольского фонда ОПП ИМБиТ СО РАН. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ, 2000. - С. 122-135.

47. Гармаева Х.Ж. Печатные издания бурятских дацанов. // Материалы науч. конф. "Цыбиковские чтения -7". Улан-Удэ, 1998. - С. 79-82.

48. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.- 162 с.

49. Герасимова К.М. Ламаизм и национально- колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков. Улан-Удэ: Бургиз, 1957. - 158 с.

50. Герасимова К.М. Материалы о доходах дацанских казначейств. // Записки Бурят-Монгольского НИИК. 1955. - Вып. XX. - С. 134-153.

51. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. (1917-1930 гг.). Улан-Удэ: Бургиз, 1964. - 179 с.

52. Герасимова К.М. О проблемах исследования традиционной культуры бурят. // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: Сб. науч.ст. Новосибирск: Наука,1980. -С.3-12.

53. Гирченко В.П. К истории бурят-монголов хоринцев первой половины XIX века. // Бурятиеведение. - 1928. - Вып. 1-3 (5-7). - С. 43-63.

54. Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVI11 и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ: Гос. Бур,- Монг. изд-во, 1932. - 92 с.

55. Далай лама XIV. Буддизм Тибета: Пер. с англ. и тиб. / Сост. и отв. ред. А. Терентьев. - Москва - Рига: Нартанг - Угунс, 1991. - 103 с.

56. Дамдинов А.В. Агван Доржиев в обновленческом движении бурятского буддийского духовенства. // Бурятский буддизм: история и идеология. -Улан-Удэ, 1997. С. 79-92.

57. Дандарон Б Д. Агинский монастырь-дацан. // Буддизм. -Спб.: Изд-во «Дацан Гунзэчойнэй»,1996. -С. 121-123.

58. Дандарон Б.Д. Из истории бурятских дацанов (Бурятская историческая хроника). // Дандарон Б.Д. Буддизм: Сб.ст. СПб.: Изд-во "Дацан Гунзэчойнэй", 1996. - С. 114-121.

59. Дандарон Б.Д. Из истории бурятских дацанов. // Гаруда. 1993. - № 2-3. - С. 37-39.

60. Дандарон Б.Д. Намо гуро ратна дарья: Пер. тибет. рукописи о стр-ве дацанов и деятельности крупных лам Бурятии с 1648-1852 гг. // Священный Байкал. -1993.-№ 0,-С. 30-31.

61. Дашиев Д.Б. Бурятская дидактическая литература: проблемы жанрового состава. Автореф.дис. канд.фил.наук. -Улан-Удэ, 1997. 15с.

62. Дашиев Д.Б. Книгопечатание в бурятских дацанах. // Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. - Новосибирск, 1983. - С. 74-78.

63. Дашиев Д.Б. Ксилографическое книгопечатание в Забайкалье. // 250-летие официального признания буддизма в России. Тезисы докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. С. 22-26.

64. Демин Э. Декабристы и английская миссия за Байкалом. // Отчий край. -Улан-Удэ: Изд-во "Соёл", 1993. С. 5-26.

65. Дондукова С.Б., Асеева Т.А. Роль бурятских лам в сохранении традиционных знаний тибетской медицины. // Материалы науч. конф. "Цыбиковекие чтения Т. - Улан-Удэ, 1998. - С. 172-175.

66. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи,(середина XVII -начало XX вв).- Элиста: Джангар, 1995. 127 с.

67. Доржи Банзаров: Собрание сочинений. / Под. ред. Д.Б. Улымжиева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 240 с.

68. Дугар~Нимаев Ц.-А. Ринчен Номтоев (1821-1907). // Выдающиеся бурятские деятели XVII начало XX вв. Вып. 1. - Улан-Удэ, 1994. - С. 45-47.

69. Дугар-Нимаев Ц.-А. Эрдэни-Хайбзун Гальшиев (1855-1915). // Выдающиесябурятские деятели XVII начало XX вв. Вып. 1. - Улан-Удэ, 1994. - С. 71-74.и

70. Дутаров Р.Н. Традицонные верования и буддизм хори-бурят (XVI XVII вв.). // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. - Улан-Удэ, 1991. - С. 48-51.

71. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX века. (Россия и сопредельные страны). СПб.: Наука, 1998.-340 с.

72. Жамсуева Д.С. К истории Зугалайского дацана. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 3. Улан-Удэ, 1999. - С. 170-183.

73. Жамсуева Д.С. Эволюция ар хитектурных форм бурятских дацанов в XVHI-XX вв. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. - С. 261-267.

74. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры. Автореф. дис. канд. истор. наук. -Улан-Удэ, 2000. 26 с.

75. Жамсуева Д.С. К истории Анинского дацана. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.З. Сб.науч.ст. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.-С.94-122.

76. Жамсуева Д.С. К истории Токчинского дацана. // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып. 4. Улан-Удэ, 2000. - С. 117-122.

77. Жамсуева Д.С. Хроника строительства Анинского дацана. // "Лекшед". -1998. -№3. С. 56-68.

78. Жамсуева Д.С. Эгитуйский дацан. // "Лекшед". 1999. № 4. - С. 29-35.

79. Железнов А.Н. О тибетских традициях в бурятском буддизме. // Тибетский буддизм: Теория и практика. Новосибирск, 1995. - С. 54-79.

80. Жуковская Н.Л. 250 лет официального признания буддизма в России. (Размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя). // Этнографическое обозрение. 1992. - № 3. - С. 118-131.

81. Жуковская Н.Л. Буддизм в Бурятии: начало, история, день сегодняшний. // Священный Байкал. 1993. - С. 12-14.

82. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят. // Буддийский мир. -1994.-С. 6-17.

83. Жуковская Н.Л. Влияние монголо-бурятского шаманства и дошаманских верований на ламаизм. // Проблемы этнографии и этнической истории народов Азии. М.: Наука,1968. -С.211-236.

84. Жуковская Н.Л. В погоне за юбилеем, или сколько лет буддизму в Бурятии. // Азия и Африка сегодня. 1992. - № 3. - С. 2-6.

85. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. 199 с. 80.3алкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII - первой половине XIX в.

86. М.: Наука, 1970. 400с. 81.3аятуев Г-Н. Страницы из жизни Агвана Доржиева. - Улан-Удэ, 1993. - 64 с.

87. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сб.док. /Сост. С.Г. Аюшеева, М.Г. Бухаева, Н.К. Сафонова, Л.П. Щапова. -Улан-Удэ: Комитет по делам архивов РБ,2001. -260 с.

88. История Бурят Монгольской АССР. Т. I. / Под ред. А.П. Окладникова. -Улан-Удэ: Бур-монгиз, 1951. - 574 с.

89. История и культура бурятского народа: Учебное пособие. / Под ред. Т.М. Михайлова. -Улан-Удэ: Бэлиг; 1999. -248 с.

90. История отечественного востоковедения с середины 19 века до 1917 года. -М.: Вост. лит., 1997. 536 с.

91. История Сибири. Т. 1-2. -Улан-Удэ,1964. -739 с.

92. Ким Н.В. Из истории земледелия у бурят в конце XVIII и первой половине XIX века. // Исследования и материалы по истории Бурятии. Труды. Вып. 5. Улан-Удэ, 1968.

93. Китинов Б.У. Ламаизм. // Религии народов современной России: Словарь. -М.: Республика, 1999. 202 с.

94. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.: Наука, 1983. - 248 с.

95. Кочетов А.Н. Буддизм. 2-е изд., перераб. - М.: Наука., 1983. - 177 с.

96. Кудрявцев Ф. А. История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х годов XIX в.). Очерки. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. - 242 с.

97. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. / Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, Д.Б. Дашиев и др.; под ред. В.В. Мантатова. - Новосибирск: Наука, 1983. - 235 с.

98. Ленхобоев Г., Герасимова К. Материалы о народных умельцах Оронгоя. // О бурятском изобразительном искусстве. Статьи и материалы. Улан-Удэ, 1963.-С. 135-153.

99. Летопись баргузинских бурят. Тексты и исследования. / Востриков А.И. и Поппе Н.Н. // Труды института востоковедения АН СССР. VIII. (Материалы для истории бурят-монголов. I). -М.-Л.,1935. -75 с.

100. Летописи селенгинских бурят. Вып.1. Хроника Убаши Дамби Джалсан Ломбо Цэрэнова. 1868 г. / Текст издал Н.Н. Поппе. // Труды института востоковедения АН СССР. ХП. (Материалы для истории бурят-монголов. III).-М.-Л., 1936. -(IV)+55 с.

101. Летописи хоринских бурят. Вып.1. Хроника Тугултур Тобоева и Вандана Юм су нова. // Труды института востоковедения АН СССР. IX. (Материалы для истории бурят-монголов. П). М.-Л.,1935. -Х+172 с.

102. Летописи хоринских бурят. Вып.2. Хроника Шираб-Нимбо Хобитуева. / Текст издал В.А. Казакевич. // Труды института востоковедения АН СССР. IX. (Материалы для истории бурят-монголов. П). -М.-Л.Д935. XII+125 с.

103. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистские и дошаманистические термины: Опыт атеист, интерпретации. М.: Наука, 1978. - 127 с.

104. Манзанов Т.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 115 с.

105. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636-1654. Сборник документов. / Сост. М.И. Гольман, Г.И. Слесарчук. -Москва: Гл. ред. вост.лит.,1974.

106. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983. - 191 с.

107. Митыпова Г.С. Ацагатский дацан. 1825-1937. История, события и люди. -Улан-Удэ, 1995. 61 с.

108. Михайлов Т.М. Бурятская традиционная культура: история и факторы формирования. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.З. Сб.науч.ст. -Улан-Удэ,1998. -С.26-55.

109. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.

110. Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят. // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. - С. 127149.

111. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.) Новосибирск, 1980. - 320 с.

112. Монтлевич В. Материалы к жизнеописанию Лубсана Сандана Цыденова. // Гаруда. 1993. - № 2-3. - С. 31-36.

113. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. Улан-Удэ, 1997. -39 с.

114. Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I. Введение, перевод и примечания Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 156 с.

115. Нацов Г-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Ч. II. / Предисл., пер., примеч. и глоссарий Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998,- 187 с.

116. О ламаизме за Байкалом. / А. Виноградов, протоирей. // Тр. Православных духовных миссий Ирк. епархии. Т. 4. 1878-1883. Иркутск: Тип. Н.Н. Синицына, 1886. - С. 594-617.

117. Отчеты и записки Агинского миссионера Алексея Норбоева за 1880,1881,1882 годы. // // Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века. - СПб., 1998. -С.82-84.

118. Очерки истории культуры Бурятии. Т.1 Улан-Удэ. Бурят.кн.изд-во, 1972. - 490 с.

119. Позднеев A.M. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. A.M. Позднеевым. -Т.1.-СПб.,1896.

120. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калм. Кн. изд-во, 1993. - 512 с.

121. Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири. (1853).// Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX века. СПб., 1998. - С.57-62.

122. Полянская О.Н. Вопросы буддизма в трудах О.М. Ковалевского. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. - С. 209-214.

123. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки забайкальского края. СПб., 1896.-306 с.

124. Пубаев Р., Санжиев Г.Л. Буддизм в Бурятии. // Бурятия. 1991. - 13 июля. -3 с.

125. Пубаев Р.Е., Санжиев Г.Л. 250-летие буддизма в Бурятии и России. // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез.докл.на науч. конф. 16-17 июля 1991 г. -Улан-Удэ, 1991. -С.3-8.

126. Пубаев Р.Е. Агван Доржиев. // Выдающиеся бурятские деятели XVII -начало XX вв. Вып. 1. Улан-Удэ, 1994. - С. 66-71.

127. Пубаев Р.Е. К оценке роли буддизма в истории культуры бурятского народа. // Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч. конф. Улан-Удэ, 1990. - С. 47-48.

128. Пубаев Р.Е., Санжиев Г.Л. 250-летие буддизма в Бурятии и России: Тез. док. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. - С. 3-8.

129. Пубаев Р.Е., Семичев Б.В. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма. -Улан-Удэ, 1960. 48 с.

130. Пурбуева Ц.П. Биография Нейджи-тойна источник по истории буддизма в Монголии. - Новосибирск: Наука, 1984. - 111 с.

131. Рерих Е.И. Основы буддизма. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. - 96 с.

132. Ринчендуб Б. История буддизма. / Пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера; Пер. с англ. А.М. Донца. 2-е изд., доп. - СПб.: Евразия, 1999. - 335 с.

133. Ринчино Л. Буддизм в Бурятии: 250 лет или больше? // Бурятия. 1991. -10 июля.

134. Ринчино Л.Л. О роли буддизма в этнокультурной истории бурят -монголов. // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. Улан-Удэ, 1991. - С. 18-23.

135. Российские монголоведы (XVII начало XX в.). - Улан-Удэ, 1997. - 163 с.

136. Румянцев Г.Н. Бурятские летописи как исторический источник. // Труды Бурятского комплексного научно-исследовательского института СО АН СССР. Вып. 3. Улан-Удэ, 1960. - С. 3-16.

137. Румянцев Г.П. Происхождение хоринских бурят. Автореф. дис. канд. истор. наук. Иркутск, 1962. - 22 с.

138. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (XVII XIX вв.) Вып. 4. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - 356 с.

139. Санжиева Е.Г. Воздействие буддизма на становление бурятской культуры. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. П. Улан-Удэ, 2000. С. 88-92.

140. Сборник документов по истории Бурятии XVII в. Вып.1. / Сост. Г.Н. Румянцев и С.Б. Окунь. -Улан-Удэ,1960.-492 с.

141. Сборник материалов по истории Бурятии XVIII-ro и первой половины Х1Х-ГО века. Вып. 1. / Под ред. и с прим. В.П. Гирченко. -Верхнеудинск: Изд. центр Архива упр. БМАССРД926. -42 с.

142. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI начало XX века. - Новосибирск: Наука, 1988. - 104 с.

143. Скрынникова Т.Д. Роль Чжебцзун-дамба-хутухты в церковной организации монгольского ламаизма в XVII в. // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: Сб. науч.ст. Новосибирск: Наука, 1980. -С.18-32.

144. Социально-экономическое развитие Бурятии XVII начало XX в.: Сб. науч. тр. / БИОН СО РАН / Отв. ред. С,А. Максанов. - Новосибирск: Наука, 1987. - 128 с.

145. Страницы из жизни Агвана Доржиева. Архивные документы. /Комитет по делам архивов при Совете Министров РБ, НАРБ, ЦДУБ РФ. Улан-Удэ, 1993.- 114 с.

146. Строганова Е.А. Бурят религиозные верования. // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. - С. 54-56.

147. Стуков С. Порабощение бурят ламством в Хоринском ведомстве. // Тр. православных миссий Ирк. епархии. Т.4. 1878-1883. Иркутск, 1886. -С. 138-141.

148. Сыртыпова С-Х. Д. Культы женских божеств в буддийской конфессии Бурятии XVIII-XX вв.: Автореф. дис. канд. истор. наук. -Улан-Удэ, 1998. 24 с.

149. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. Очерки и впечатления. СПб., 1912. -130 с.

150. Тибетский буддизм: теория и практика: Сб. науч. тр. / БИОН СО РАН/ Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1995. - 253 с.

151. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. -ML: Политиздат, 1986. - 575 с.

152. Улымжиев Д.Б. Монголоведение в России во второй половине XIX-начале XX в.в.: Петербургская школа монголоведов. -Улан-Удэ: Изд-во БГУД997. -С.217.

153. Ухтомский Э. Из области ламаизма. К походу англичан на Тибет. СПб., 1904. - 128 с

154. Хамаганова Е.А. Письма из Ацагата. // альманах Orient. 1998. - Вып. 23. - С. 113-156.

155. Ханхараев B.C. Буряты в XVII XVIII вв.: демографическая история и этнические процессы. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 150 с.

156. Хаптаев П.Т. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа. -Улан-Удэ: Бур. -Монг. гос. изд-во, 1942. 198 с.

157. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: Вторая половина XIX нач. XX в. : Сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая./ Отв. ред. И.С. Вдовин. - Л.: Наука, 1979. - 227 с.

158. Цибиков Б.д. Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1970. - 282 с.

159. Цибиков Б.Д. Обычное право хоринских бурят: Памятники старомонгольской письменности. Новосибирск: ВО "Наука", 1992. - 312 с.

160. Цоктоева С.И. Печатная пропаганда буддизма в Бурятии (II половина XIX в.). // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. С. 185-188.

161. Цыбенов Б.Д. Дацаны хоринских бурят в XVIII. (по материалам летописи Ш-Н. Хобитуева). // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. III. Улан-Удэ, 2000. - С. 267-270.

162. Цыбенов Б.Д. Начало распространения буддизма среди баргузинских бурят, (по материалам бурятских летописей) // Сборник научных трудов. Серия: Общественные науки. Вып.5 //ВСГТУ.-Улан-Удэ,1999. -С.29-33.

163. Цыбенов Б.Д. Прошение об открытии буддийской академии. // Монголоведные исследования. Вып. 3. Улан-Удэ, 2000. - С. 109-112.

164. Цыбикжапов В.Б. Ламаизм в Бурятии. Опыт этно-социологического анализа. Автореф. дис. канд. истор. наук. Л., 1978. - 18 с.

165. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в двух томах. Т. 1. Буддист паломник у святынь Тибета. 2-е изд., перераб. - Новосибирск, 1991. - 254 с.

166. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в двух томах. Т. 2. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. 2-е изд., перераб. Новосибирск, 1991.

167. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. 662 с.

168. Цыремпилов В.Б. Распространение буддизма в Монголии. // 250 летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. - Улан-Удэ, 1991. - С.68-70.

169. Цыренжапова Д.С. 200 лет Анинекому дацану. // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 1995 г. Улан-Удэ, 1994. - с. 48-49.

170. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность. (Очерки). Раздумья монголоведа. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 129 с.

171. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурятские летописцы. // Актуальные проблемы истории интеллигенции Бурятии: Сб.науч. ст. -Улан-Удэ: Изд-во БГУД999 -С.20-30.

172. Чимитдоржиев Ш.Б. Была ли цивилизация у бурят?: Раздумья монголоведа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996,- 83 с.

173. Чимитдоржиев Ш.Б. К вопросу о начале распространения буддийской религии в Бурятии. // 250 летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. - Улан-Удэ, 1991. - С. 14-17.

174. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991. - 59 с.

175. Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии. // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997. - С. 18-28.

176. Чимитдоржиев Ш.Б. Роль и место бурят-монгольских деятелей в странах Центральной Азии. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. Ш. -Улан-Удэ, 2000. С. 116-123.

177. Чимитдоржиев Ш.Б. Дацанские книги. // Монголоведные исследования. Вып. 1. Улан-Удэ, 1996. - С. 25-31.

178. Шавров П. Агинские буряты и ламы. // Тр. православных миссий Ирк. епархии. Т.4. 1878-1883. Иркутс, 1886. - С.581-593.

179. Шагжина З.А. Бурятские хроники об отдельных фактах христианизации бурят. // Бурятский государственный университет. Вестник. Сер.4: История. Вып. 1. -Улан-Удэ, 1997. -С.147-152.

180. Шугэр Ц. Чтоб сутра была долговечной. И Книга Монголии. М., 1988. -С. 71-73.

181. Янгутов JI.E. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований. // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997. -С. 3-18.1. На восточных языках:

182. Базарон Э.Г. Ага, Хориин мамба дасанууд тухай. // Байгал. -1992. № 5. -Н. 150-155.

183. Буряадай туухэ бэшэгууд. / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1992. - 240 н.

184. Буряадай туухэ бэшэгууд. / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 198 н.

185. Гэрэлбаатар Г. Монголын уламжлалт шашин шутлэг. Улаанбаатар, 2000. -159 н.

186. Дашиев Д.Б. Буряад номой туухэЬээ./ Бурятская книга: Из истории издательского дела буддийских монастырей.// Толон. Агинское. -1991. -июлиин 19.

187. Дооромбо Б-Д. Бурханай сурталай яажа дэлгэрЬэн ба хэдэн ламанарай намтар тухай: Шажан мургэлээ туухэЬээ. / оршуулга монг. хэлэн. В. Цыремпиловай. // Буряад унэн. 1992. - сент. 9.

188. Очирова Г.Н. Хохюуртын дасан тухай. // Буряад унэн. 1995. - № 151. -7 н.

189. Очирова Г.Н. Хохюуртын дасан тухай. // Буряад унэн. 1995. - № 152.7 н.

190. Очирова Г.Н. Хохюуртын дасан тухай. // Буряад унэн. 1995. - № 153. -7 н.

191. Пурэвжав С. Монгол дахь шарын шашны хураангуй туух. Улаанбаатар: Сухбаатарын нэрэмжит хэвлэлийн комбинат, 1978. - 289 н.

192. Чимитдоржиев Ш.Б. Будцын шажан Буряад орондо хэзээ дэлгэржэ эхил11эн бэ? // Буряад унэн. 1991. - июлиин 5.

193. Чойжилсурэн Д. Буриад модон барын таван гарчиг. // Угай бэшэг. -Улаанбаатар, 1992. Вып. 2., - н. 2-4.

194. Чойжилсурэн Д. Buriad modun bar-un nom-un tabun garcig. // Studia Mongolica. Т. I, fasc. 16. Улаанбаатар, 1976, - 173 p.

195. Шугэр Ц. Монголчуудын ном хэвлэдэг арга. Улаанбаатар, 1976. - 173 н.

196. Эрдынеев Р. Эгэтын дасанай туухэЬээ. НарЬата, 1995. - 76 н.