автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Разработка метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Нестерук, Ирина Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Разработка метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя"

005010141

/

Нестерук Ирина Валериевна

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДИЗАЙНА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ С УЧЕТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Специальность: 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

3 0£а аз

Москва-2012

005010141

На правах рукописи

Нестерук Ирина Валериевна

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДИЗАЙНА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ С УЧЕТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Специальность: 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва -2012

Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии (МГУДТ)

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор Коробцева Надежда Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Бастов Генадий Александрович кандидат искуствоведения, доцент Упине Анастасия Михайловна

Ведущая организация:

Московская государственная художественнопромышленная академия им. С.Г. Строгонова

Защита состоится «29» февраля 2012 г. в 10:00 ч. на заседании диссертационного совета Д212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, г. Москва, ул. Садовническая, 33, ауд. 156.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.

Автореферат разослан « Зі' » января 2012 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

Лунина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Особенности географического положения и разнообразие климатических условий нашей страны определяют необходимость использования головного убора в течение всего года. На данном этапе развития проектирования головных уборов существуют разнообразные подходы и методы, решающие вопросы технических, технологических и эргономических показателей качества товара, но недостаточно исследованной остается область эстетики с учетом индивидуальности человека. Решение данной задачи повышает эстетические характеристики производимого товара и облегчает выбор головного убора при формировании индивидуального стиля человека.

Как показывает практика при проектировании головных уборов на потребителя с индивидуальными особенностями внешности, первостепеннозначимыми являются характеристики, которые решают вопросы эстетики и обеспечивают создание гармоничного образа индивида: форма лица, черты лица, стиль, костюм, мода. В связи с этим, важной задачей является решение вопросов гармонизации формы головного убора и внешности человека, возникающих при формировании его индивидуального стиля.

Несмотря на разнообразие существующих способов проектирования головных уборов, на сегодняшний день, сохраняется необходимость в совершенствовании методов научных исследований в области моды и поиске новых подходов к дизайну головных уборов, а так же в разработке эффективного метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности человека, играющих важную роль при формировании индивидуального стиля человека. В ряде литературных источников (Рытвинская Л.Б, Петушкова Г.И., Лопасова Л. И др.) уделено внимание отдельным вопросам гармонизации, однако требуется комплексная разработка дизайн-проектирования форм головных уборов. Недостаточно внимания уделено изучению процесса формирования модного индивидуального образа человека, поэтому очень важно выявить и исследовать

составляющее его индивидуального стиля и разработать метод, обеспечивающий требуемое качество дизайнерского проекта.

Таким образом, разработка результативного метода дизайн-проектирования форм головных уборов на индивида с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля на базе теоретических и экспериментальных исследований является актуальной.

Данная работа посвящена разработке метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности человека по основным формообразующим параметрам, от которых зависит тектоника формы.

Цель и задачи исследований. Целью работы является разработка метода дизайн-проектирования форм головных уборов, позволяющего решить задачу гармонизации его формы с индивидуальными особенностями внешности человека, направленного на формирование его индивидуального стиля.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

— провести теоретико-аналитическое обоснование разработки метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя;

— разработать теоретическое, экспериментальное и информационное обеспечение дизайн-проектирования форм головных уборов на индивида, обеспечивающее гармоничное функционирование систем {Внешность}, {Головной убор}, формирующих индивидуальный стиль потребителя;

— разработать составляющие метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом компонентов индивидуального стиля потребителя;

— разработать ряд методов для проектирования форм головных уборов на основе метода «А-ромб - Акцент».

Для этого:

— исследовать проблемы формирования индивидуального стиля потребителя при дизайн-проектировании головных уборов;

- изучить и проанализировать существующие классификации форм головных уборов и типологии головы и лица человека;

- выявить наиболее значимые характеристики, влияющие на проектирование головных уборов при создании гармоничного образа индивида, а также разработать теоретическую модель «ПотребительоГоловной убор»;

- разработать классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} во фронтальной и профильной проекции, и на их основе выявить акцентуированные типажи, составляющие базу данных информационного обеспечения метода «А-ромб - Акцент»;

- разработать классификацию базовых форм головных уборов как составляющей информационного обеспечения метода «А-ромб - Акцент»;

- разработать системы пропорционирования индивидуальных особенностей формы головы и лица человека во фронтальной проекции;

- построить вспомогательную систему точек пропорционирования головы и лица человека, позволяющую более точно определить типаж индивида по его изображению или фотографии, а так же определить идеальные линии присада;

- провести зонирование пространства формообразования головных уборов и на ее основе разработать матрицу в пространстве геометрического подобия, которая позволяет классифицировать модные формы головного убора и разработать модели определения зон формообразования головного убора с учетом индивидуальных особенностей внешности человека;

- разработать вариативные ряды форм головных уборов по методу дизайн-проектирования «А-ромб - Акцент».

В качестве объекта исследования выбран процесс дизайн-проектирования головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности на основе гармоничного функционирование систем {Головной убор} и {Внешность} индивида.

Предметом исследования является форма головного убора и составляющие внешности человека, обеспечивающие формирование его индивидуального стиля.

Методы исследования. Работа основана на целостном системном подходе к решению задач проектирования головных уборов индивидуального и малого производства.

В ходе выполнения исследования, проведенного в работе, были использованы методы: системного анализа, классификации,

пропорционирования (гармонизации), метод экспертных оценок, статистические методы сбора и обработки информации, проектные методы построения головного убора.

Научная новизна диссертации состоит в:

- разработке метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля человека;

- разработке теоретических моделей {Внешность}, {Черты лица} и {Головной убор}, являющихся основой базы данных метода дизайн-проектирования головных уборов на индивида;

- выявлении статистически-значимых характеристик, влияющих на проектирование форм головных уборов при формировании индивидуального стиля человека;

- разработке классификаций типажей человека с индивидуальными особенностями внешности и моделей их геометрического кодирования, и выявлении акцентуированных фронтальных «ФасАкцент» и профильных «ПрофАкцент» типажей, а также классификации базовых форм головных уборов для различных типажей;

- разработке моделей пропорций формы головы и лица человека с их индивидуальными особенностями во фронтальной и профильной проекциях;

- разработке способа идентификации типажа индивида по фотографии или изображению («ФотоТипаж»);

- определении оптимальных линий присада головного убора для типажей «ПрофАкцент»;

- разработке матрицы формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия.

Практическая значимость результатов работы заключается в создании предпосылок повышения конкурентоспособности продукции малых предприятий по производству головных уборов на индивидуального заказчика, что определяется:

- разработкой классификаций типажей человека с индивидуальными особенностями лицевой части головы и их геометрического кодирования, и выявлением акцентуированных фронтальных («ФасАкцент») и профильных («ПрофАкцент») типажей, позволяющих определить варианты лиц (типажи) с наиболее ярко-выраженными особенностями, требующие индивидуального подхода к формообразованию головных уборов при формировании индивидуального стиля человека;

- разработкой алгоритма применения нового метода «А-ромб - Акцент», определяющего весь процесс проектирования головных уборов на потребителя с индивидуальными особенностями лицевой части головы;

- разработкой способа по определению типажа индивида «ФотоТипаж», позволяющего идентифицировать форму головы и черты лица человека по фотографии и определить его типаж, при непосредственном наложении изображения типажа на фотографию;

- разработкой моделей формообразования головного убора для индивида, позволяющей определить оптимальную зону проектирования головных уборов для лиц с индивидуальными особенностями внешности;

- метода проектирования головных уборов «А-ромб - Акцент», основанный на практической реализации дизайн-проектирования форм головных уборов в системе индивидуального стиля.

Результаты работы могут быть использованы для решения практических задач дизайн-проектирования головных уборов, при подготовке специалистов направлений «Дизайн костюма» и «Дизайн аксессуаров», а также при проведении исследований в области дизайн-проектирования головных уборов.

Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты работы докладывались и получили положительную оценку на заседаниях

кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2006-2010 гг.), научном форуме Международного Строгановского фестиваля молодых дизайнеров (г.Москва, 2009 г.), Международной научно-методической конференции, посвященной 175-летию подготовки специалистов в области колорирования текстиля «Достижения в области химической технологии и дизайна текстиля, синтеза и применения красителей» (г.Санкт-Петербург, СПГУТД, 2009 г.), Восьмом Международном симпозиуме по имиджелогии (г.Москва, 2010 г.), И Международной научно-практической конференции «Инновационные и наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности», посвящённой 80-летию университета (г.Москва, МГУДТ, 2010 г.), 62 научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые - XXI веку», посвященной 80-летию университета (г.Москва, МГУДТ, 2010 г.). Полученные результаты работы внедрены в учебный процесс при подготовке специалистов по направлению 072500 Дизайн, профиль подготовки - «Дизайн костюма» на кафедре дизайн костюма в Московском государственном университета дизайна и технологии.

Работа прошла широкую апробацию: в рамках IV Фестиваля науки, организаторы Московский государственный университет (МГУ) (г.Москва,

2009 г.); на показе XXXII федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности, организаторы ООО «РЛП-ярмарка» (г.Москва, 2009 г.); в ТЦ «Mera Белая Дача» в рамках программы «Модное лето», организаторы ООО «Мобил Медиа ПиаР и Консалтинг» (г.Москва, 2009 г.); на показе Международной научнометодической конференции с элементами научной школы для молодежи «Достижения в области химической технологии и дизайна текстиля, синтеза и применения красителей», организаторы Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна (СПГУТД) (г.Санкт-Петербург, 2009 г.). Отмечена высокая потребительская ценность и эстетический уровень представленных коллекций женской одежды и аксессуаров. Модные образцы изделий, получили высокую положительную оценку.

Производственная проверка результатов работы выполнена на предприятиях ООО «Эллада» (г.Санкт-Петербург, 2009 г.) и ООО «Дамский шик» (г.Москва, 2009 г.), что подтверждено соответствующими актами.

Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в 8 печатных работах: в пяти тезисах научных конференций и трех печатных работах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых журналов», утвержденный ВАК Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Материалы работы изложены на 212 страницах, содержат 25 таблиц и 74 рисунков. Библиографический список включает 163 наименования. Приложения представлены на 41 страницах.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность диссертационной работы, сформулированы цель и задачи исследований, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе исследовано понятие индивидуальности и индивидуального стиля, определены проблемы формирования индивидуального стиля в системе {{Внешность} {Головной убор}} и ее составляющие (рис.1), что является необходимым информационным этапом для разработки метода дизайна головных уборов.

{Фг} -¡Фл}

{В}-

{Чл|

'------------

:Цв} ¡м;

{Гу})

Рис. 1. Система ({Внешность} <-> {Головной убор}}:

¡В] - внешность, (Фг) - форма головы, {Фл} - форма лица, {Чл} - черты лица, {Гу} - головной убор, {Ф} - форма, {Цв) - цвет, {М} - материал.

В результате исследования вскрыта необходимость систематизации индивидуальных типажей потребителя для решения вопросов гармонизации форм головного убора с индивидуальными особенностями внешности человека.

Анализ подходов к изучению формы головы и лица человека во фронтальной и профильной проекции показал, что в инженерном проектировании разработаны классификации форм черепов по соотношению продольного и поперечного диаметров, по форме черепа в горизонтальной проекции, исследователями предложен стандарт размерных признаков головы женщин. В результате анализа литературы по теории дизайн-проектирования и конструированию установлено, что характер головного убора определяется согласованием линий его формы с мобильными линиями лица (чертами лица), что является значимым для проектирования головных уборов для индивидуального заказчика или группы людей с определенными особенностями лицевой части головы, а также играет важную роль при формировании индивидуального стиля потребителя.

Изучены системы пропорционирования формы головы и лица человека, позволяющие максимально точно построить исходную модель-эталон для разработки классификации индивидуальных типажей во фронтальной проекции. Определены типы лиц, соотношение их размерных признаков и основные размерные признаки индивидуальных особенностей лица человека и их разновидности.

Анализ существующих классификаций головных уборов и подходов к его проектированию показал, что существуют взаимосвязи формы головного убора и плечевого пояса, линий головного убора с линиями в костюме, формы головного убора с формой головы по величине (массе) и по ее геометрическому виду. Проведен анализ головных уборов, проектируемых по принципам тождество, контраст, нюанс и по данным принципам рассмотрено положение головного убора на голове. Рассмотрены некоторые закономерности отношения линий головного убора с мобильными линиями лица. Однако эти классификации не позволяют определить зоны формообразования головного

убора в пространстве геометрического подобия. Пространство геометрического подобия, это структурная модель формообразования, объединяющая в себе группу преобразований симметрии подобия. Это понятие впервые введено в теорию дизайн костюма Петушковой Г.И.

На основе исследования внешности человека и классификаций головных уборов получены теоретические модели {Внешность}, {Головной убор} (рис. 2) и {Черты лица}.

а б

Рис. 2. Теоретическая модель взаимосвязи систем {Внешность} и {Головной убор}:

¡В] - внешность, (Фг) - форма головы, {Фл} - форма лица, {Чл} - черты лица,

Вфп - во ФП, Впп - в ПП, {Гу} - головной убор, {Ф} - форма, {Цв] - цвет, {М} - материал.

Произведен поиск инструментария, позволяющего гармонизировать систему {Внешность<-»Головной убор}.

Установлено, что наиболее приемлемым инструментарием выступает, способ построения гармонической шкалы отношений «золотого сечения» под названием биологическая симметрия подобия («А-ромб»), разработанный Шевелевым И.Ш., и впервые введенный в теорию дизайн-проектирования костюма Терпеновой О.Н, Петушковой Г.И., Цховребадзе Е.Н, Деменковой А.Б.

Для решения поставленной цели необходимо научное дополнительное определение характеристик, обеспечивающих гармонизацию индивидуальных особенностей внешности человека с формой головного убора, теоретически определяющих формирование индивидуального стиля посредством головного убора.

В результате анализа литературы по психологии, анатомии, дизайну и имиджелогии установлено, что характер головного убора определяется согласованием линий его формы с мобильными линиями лица, что является значимым для проектирования головных уборов на индивида или группу людей с определенными особенностями лицевой части головы, а также играет роль при формировании индивидуального стиля человека.

Вторая глава посвящена комплексному исследованию и разработке информационного обеспечения систем {Внешность} и {Головной убор}.

Экспериментально определены характеристики, влияющие на проектирование головных уборов. Выявлено, что для проектировании головного убора при создании гармоничного образа индивида, необходимо учитывать: функциональность головного убора (назначение, сезонность,

утилитарность); атрибуты оформления внешности (стиль, костюм, мода, очки, прическа, макияж); анатомические признаки (рост, конституция (телосложение, полнота), размер головы, форма головы (форма черепа), форма лица, черты лица, пропорции шеи, цвет кожи, волос, глаз); психологические особенности личности (темперамент, характер, акцентуация характера, стиль поведения, способ ношения, манера одеваться, осанка (манера стоять, ходить, сидеть)); социокультурные признаки (социальное положение (статус), уровень культуры и образования); демографические признаки (возраст, место жительства, расовые признаки).

Определены статистически-значимые характеристики, влияющие на проектирование головных уборов при создании гармоничного образа индивида: форма лица, черты лица, стиль, костюм, мода. Установлено, что для формирования индивидуального стиля потребителя необходимо учитывать ряд индивидуальных особенностей внешности человека. Выявлена необходимость систематизации типажей с учетом индивидуальных особенностей внешности (головы и лица) человека, а также разработки классификации форм головных уборов, применимые в проектной практике. Систематизация позволит разработать новый метод проектирования головных уборов, основанный на

комплексном подходе к оценке внешности индивида. На основе

экспериментального исследования статистически-значимых характеристик, предложена теоретическая модель «Потребитель <-> Головной убор» (рис. 3).

Данная модель позволяет выявить блоки формирования индивидуального

стиля человека, в которые входят: ММФ (ментальность, морфология,

функциональность); СПЭ (статус, психология, эргономика); МСЭ (мода, стиль, тохжнопуи» эстетика). Выделены основные

потребительские требования к головному убору:

функциональность (назначение, сезонность, утилитарность),

эргономичность (безопасность, комфорт) и эстетичность (гармония формы, цвета,

спююктгутнлд потребитель тгоавлиия

СРЫЛ юпшпаи декора).

Рис.З. Теоретическая модель «Потребитель Головной убор»

Установлено, что на гармоничное функционирование системы {Потребитель<->Головной убор} с одной стороны влияет триада качества головного убора, с другой - морфологические признаки потребителя, атрибуты внешнего оформления, психологические особенности личности, социокультурные позиции, а также его демографические признаки.

Проведена систематизация и разработана классификационная матрица типажей с индивидуальными чертами лица фронтальной проекции, входящие в базу данных информационного обеспечения системы {Внешность} и ее матрица (рис.4).

Разработана база данных индивидуальных профильных типажей потребителей (рис. 5) с лицевой частью по выпуклости лба, лицевому углу и выступу подбородка, входящая в информационное обеспечение системы {Внешность}.

Выявлены акцентуированные

профильные типажи, «ПрофАкцет»

под № 1, 3, 25, 27. Установлены

особенности лица, требующие

индивидуального подхода при

создании гармоничного

формообразования в системах

{Черты лица} о {Форма головного

убора} и {Внешность} {Головной

убор} (рис.6).

Рис. 4. Классификационная матрица типажей с индивидуальными чертами лица фронтальной проекции

Выявлено, что такие типажи обладают наиболее min и тах значениями всех особенностей лицевой части головы в профильной проекции.

Рис. 5. Матрица пропорций черт лица Рис.6 Поле акцентуаций профильных типажей в профильной проекции

Разработана система геометрического кодирования. Определены закономерности функционирования и взаимодействия индивидуально-стилевых морфологических характеристик головы человека, проведена и структуризация (синтез) индивидуально - стилевых взаимосвязей типов форм лиц с типами черт лица человека во фронтальной и профильной проекции (рис. 7).

Рис. 7. Структуризация индивидуально-стилевых взаимосвязей типов форм лиц с типами черт лица человека:

1-форма лица (Тр - треугольное, Кн - конусообразное вершиной вниз,

Кв - конусообразное вершиной вверх, Рв - ромбовидное, Пр - прямоугольное, К - квадратное, Ов - овальное, Во - вытянутый, Кр - круглое, Гр - грушевидное);

2 - черты лица во фронтальной проекции положение глаз (Шп - широко расставленные, Бп - близко посаженные, Сп - средне посаженные), размер носа (М - маленький,

С - средний, Б - большой), высота лба (Н - низкий, С - средний, В - высокий):

3 - черты лица в профильной проекции выступ лба (Ск - скошенный, П - прямой,

Вп - выпуклый), лицевой угол (О - острый, П - прямой , Т - тупой), выступ подбородка (Ск — скошенный, П - прямой, Вт - выступающий).

Третья глава

посвящена разработке основных составляющих метода дизайн-проектирования головных

уборов. На основе матрицы формы головы человека с индивидуальными особенностями лица во

Рис. 8. Классификационная матрица вариаций базовых форм головных уборов.

фронтальной проекции с применением А-ромба,

разработана обобщенная модель пропорций головы и лица с индивидуальными особенностями (рис. 9) и

получены модели формы головы с идеальными (гармоничными) пропорциями черт лица относительно положения глаз (средне посаженных, близко посаженных, широко поставленных).

Разработана система точек пропорционирования головы и лица человека на основе модели-эталона головы и канона Фрича - Карузина, позволяющая более точно определить типаж индивида по его изображению или фотографии, а так же разработать способ определения идеальных линий присада для акцентуированных профильных типажей (рис. 10).

Рис.9. Модель пропорций формы головы Рис. 10. Схема построения вспомогательной

и лица человека с индивидуальными системы точек пропорционирования головы

особенностями во фронтальной проекции и лица человека во фронтальной проекции

Данная система является неотъемлемой составляющей метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя.

Для определения идеального положения линии присада на акцентуированные профильные типажи «ПрофАкцент» с учетом выступа лба и выступа подбородка разработан способ. Далее, для определения пространства геометрического подобия разработана матрица формообразования головного убора (рис. 11), где заданы следующие параметры: зона «А» (низкая высота

N

тульи), зона «В» (средняя высота тульи), зона «С» (высота тульи выше средней), зона «О» (высокая тулья), зона «Е» (без полей), зона «Р» (малые поля), зона «в» (средняя ширина полей), зона «Н»

(широкие поля). Данная матрица

позволяет классифицировать модные формы головного убора и определить зоны их

проектирования.

зоны

их

Рис. 11. Матрица формообразования головных уборов

в пространстве геометрического подобия

Матрица дает возможность применения ординальной (уровневой) шкалы измерения формы головного убора, а так же позволяет определить зоны формообразования головного убора с учетом индивидуальных особенностей лица, что значительно улучшает качество проектирования головного убора на индивида.

В четвертой главе предложен метод практической реализации метода «А-ромб - Акцент» для дизайн-проектирования головных уборов. Разработан алгоритм его применения, определяющий весь процесс проектирования ряда головных уборов на потребителя с индивидуальными особенностями лицевой части головы (рис. 12).

Для выявления акцентуации головы и лица человека разработан способ определения типажа индивида «ФотоТипаж» (рис. 13), позволяющий идентифицировать человека по фотографии и определить его типаж во фронтальной и профильной проекции, учитывая индивидуальные особенности черт его лица. Данный способ необходим для решения вопросов гармонизации формы головного убора и индивидуальных особенностей черт лица при формировании индивидуального стиля потребителя.

Рис. 12. Алгоритм дизайн-проектирования формы ГУ с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя.

Рис. 13. Наложение схемы головы типажа на исходное изображение головы индивида: а - во фронтальной проекции, б - в профильной проекции

На основе А-ромба и модель-эталона формы головы и лица человека разработаны структурно-морфологические модели формообразования базовых форм головных уборов с разной высотой тульи и шириной полей при горизонтальном положении линии присада во фронтальной и профильной проекции.

Получены композиционные решения гармоничного формообразования системы {Внешность<-»Головной убор} с учетом положения глаз (близко посаженные, широко расставленные). Определены наиболее гармоничные

сочетания положения глаз во фронтальной проекции и формы головного убора (высоты и формы тульи, ширины и изогнутости полей). Данные сочетания позволяют теоретически определить допустимые зоны проектирования формы головного убора на индивида с учетом положения его глаз.

На основе метода «А-ромб - Акцент» разработана модель, позволяющая определить min и max зоны формообразования головных уборов для лиц с близко посаженными и широко расставленными глазами при создании гармоничного образа потребителя в системе {Внешность «-»Головной убор} (рис. 14).

Рис. 14. Модель определения зон формообразования головных уборов на типажи «ФасАкцент» во фронтальной проекции:

É 81 <— для лиц с широко расставленными глазами (а - rain., в - шах.)

- для лиц с близко посаженными глазами (а - min., в - max.)

Разработка данной модели подтверждает теоретичесое определение допустимых зон проектирования формы головного убора на индивида с учетом положения его глаз. Результатом которого, является прямая зависимость высоты тульи и ширины полей проектируемого головного убора от расстояния между глазами. Таким образом, чем ближе посаженны глаза человека, тем выше высота тульи и меньше ширина полей проектируемого головного убора.

На основе модели во фронтальной проекции (рис. 14) разработана профильная проекция с учетом индивидуальных особенностей внешности типажей «ПрофАкцент» и предложены вариации головных уборов на примере типажа «ПрофАкцент» под№1 (рис. 15).

Рис. 15 Примеры вариаций головных уборов для типажа «ПрофАкцент» №1 с широко поставленными глазами:

В <— min, Ч <— тах.

Практическая реализация метода дизайн-проектирования головных уборов показала эффективность его применения в случае различных вариантов акцентуированных типажей во фронтальной и профильной проекции. Предложенные формы головных уборов позволяют гармонизировать внешний облик моделей головы с различными особенностями лица при формировании индивидуального стиля потребителя.

В приложениях представлен систематизированный экспериментальный материал, описания математических методов, использованных для его обработки и анализа, а также документы, подтверждающие выполнение производственной апробации результатов диссертационной работы и внедрение их в учебный процесс.

В заключении работы отражены основные результаты, сформулированы общие выводы и перспективные направления развития темы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. На основе анализа литературы по анатомии, антропологии, конструированию, дизайн-проектированию, психологии, имиджелогии разработаны теоретические модели систем {Внешность}, {Черты лица}, {Головной убор}, исследованы составляющие этих систем, входящие в информационное обеспечение метода дизайна головных уборов. Проведен анализ существующих классификаций головных уборов, а также различных подходов к его проектированию. Вскрыта необходимость разработки классификации индивидуальных типажей головы и лица человека и моделей их геометрического кодирования.

2. Экспериментально определены статистически-значимые характеристики, обуславливающие выбор головного убора: форма лица, черты лица, стиль, костюм, мода. Установлено, что для создания гармоничного образа индивида посредством головного убора необходимо учитывать ряд индивидуальных особенностей внешности человека: положение глаз, выпуклость лба, лицевой угол, выступ подбородка.

3. Предложена теоретическая модель «Потребитель Головной убор», позволяющая выявить новые виды формирования индивидуального стиля человека. Установлено, что на гармоничное функционирование системы {Потребитель <-» Головной убор} с одной стороны влияет триада качества головного убора, с другой - морфологические признаки потребителя, атрибуты внешнего оформления, психологические особенности личности, социокультурные позиции, а также его демографические признаки.

4. Разработана база данных информационного обеспечения системы {Черты лица}, входящая в систему {Внешность}, состоящая из индивидуальных вариаций типажей головы и лица человека. Полученная база данных позволяет классифицировать внешность человека (лицевую часть) во фронтальной

проекции по высоте лба, размеру носа и расстоянию между глазами (положению глаз), а в профильной проекции по выпуклости лба, лицевому углу и выступу подбородка. Типажи базы данных приведены к геометрическим кодам, позволяющим стилизовать лица быстро определив типаж по индивидуальным особенностям.

5. Установлены типажи, имеющие наиболее ярко-выраженные особенности лица и требующие индивидуального подхода для создания гармоничного образа человека при функционировании систем {Внешность}<-»{Головной убор} и {Черты лица}4->{Форма головного убора}.

6. Разработана классификация базовых головных уборов с учетом различных форм и высоты тульи, ширины и разновидности полей, а на ее основе разработана матрица вариаций базовых головных уборов, применяемая в проектной практике и являющаяся составляющей информационного обеспечения метода дизайна головных уборов.

7. На основании модели-эталона головы человека с использованием метода А-ромб, разработана модель пропорций головы и лица человека с индивидуальными особенностями во фронтальной проекции в виде матрицы. Данная матрица является обобщенной схемой основных черт лицевой части головы индивида (высоты лба, размера носа, положения глаз).

8. Получена вспомогательная система точек пропорционирования головы и лица человека, позволяющая более точно определить типаж индивида по его изображению или фотографии, а так же разработать способ определения идеальных линий присада на акцентуированные профильные типажи. Разработанная система точек является неотъемлемой составляющей неотъемлемой составляющей метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя.

9. Разработана матрица формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия с применением системы пропорционирования «А-ромб», которая дает возможность применения ординальной (уровневой) шкалы измерения формы головного убора, а так же позволяет определить зоны

формообразования головного с учетом индивидуальных особенностей лица, что значительно улучшает качество проектирования головных уборов на индивида.

10. Разработан и реализован метод «А-ромб - Акцент», позволяющий строить

пространство геометрического подобия в котором: система

пропорционирования индивидуальных особенностей формы головы и лица человека во фронтальной проекции; вспомогательная система точек пропорционирования формы головы и лица человека; идеальные линии присада головных уборов на примере типажей «ПрофАкцент»; зоны пространства формообразования головных уборов для акцентуированных типажей «Фас-Акцент».

11. Для реализации метода «А-ромб - Акцент» предложен способ определения типажа индивида «ФотоТипаж» и дальнейшее дизайн-проектирование гармоничных форм головных уборов на потребителя с определенными особенностями лицевой части головы.

12. Работа прошла широкую апробацию: в рамках IV Фестиваля науки (МГУ); на показе XXXII федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности (ООО «РЛП-Ярмарка»); в рамках программы «Модное лото» (ООО «Мобил Медиа ПиаР и Консалтинг»); на показе Международной научно-методической конференции (СПГУТД). Отмечена высокая потребительская ценность и эстетический уровень представленных коллекций женской одежды и аксессуаров. Модные образцы изделий, получили высокую положительную оценку.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Нестерук И.В., Коробцева H.A., Петушкова Г.И. Разработка знаковых систем антропологических характеристик головы человека для проектирования головных уборов // Дизайн и технологии. - М.: ИИЦ МГУДТ - 2009 -№110,44 п.л. (лично автором - 0,14 п.л.) (из перечня ВАК).

2. Нестерук И.В., Коробцева Разработка информационного обеспечения для проектирования головных уборов с учетом типологических характеристик

головы и лица индивида // Дизайн. Материалы. Технология. - СПБ.: ООО «РосБалт» - 2009 - № 3 - 0,3 п.л. (лично автором - 0,15 п.л.) (из перечня ВАК).

3. Нестерук И.В., Коробцева H.A., Горский A.A. Исследование значимых характеристик, влияющих на гармоничное оформление внешности потребителя головным убором // Дизайн. Материалы. Технология - СПБ.: ООО «РосБалт» -

2009 - № 4 - 0,25 пл. (лично автором - 0,08 п.л.) (из перечня ВАК).

4. Коробцева H.A., Нестерук И.В., Будникова О.В. Исследование гармоничного функционирования систем «Головной убор - Голова» в персональном имидже человека // ИМИДЖЕЛОГИЯ - 2010: На пути к национальной идее: Материалы Восьмого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ -

2010 - 0,56 п.л. (лично автором -0,18 п.л.).

5. Нестерук И.В., Коробцева H.A. Разработка метода «А-ромб - Акцент» проектирования головных уборов на основе полей индивидуальных вариаций типажей потребителя в фас и в профиль и моделей головы «Акцент» // Сборник тезисов докладов международной научно-методической конференции, посвященной 175-летию подготовки специалистов в области колорирования текстиля «Достижения в области химической технологии и дизайна текстиля, синтеза и применения красителей». - СПБ.: СПГУТД - 2009 - 0,12 п.л. (лично автором - 0,06 п.л.).

6. Нестерук И.В. Разработка поля индивидуальных вариаций типажей потребителей в фас и в профиль // Сборник докладов Первого Научного форума дизайнеров в рамках Международного строгановского фестиваля дизайнеров государств-участников СНГ. - М. - 2009 - 0,12 п.л. (лично автором - 0,12 п.л.).

7. Нестерук И.В., Коробцева Н.А Исследование составляющих системы «Внешность - Головной убор» при формировании индивидуального стиля потребителя // Сборник тезисов докладов II Международной научнопрактической конференции «Инновационные и наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности», посвящённой 80-летию университета. - М.: ИИЦ МГУДТ- 2010 - 0,12 п.л. (лично автором-0,06 п.л.).

8. Санникова М.В., Нестерук И.В. Определение роли дизайна головных уборов на индивида// Сборник тезисов докладов 62 научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые - XXI веку», посвященные 80-летию университета. - М.: ИИЦ МГУДТ- 2010 - 0,06 п.л. (лично автором - 0,03 п.л.).

Нестерук Ирина Валериевна

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДИЗАЙНА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ С УЧЕТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ

ПОТРЕБИТЕЛЯ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Усл.-печ.1,0 п.л. Тираж 80 экз. Заказ № 026-12 Редакционно-издательский центр МГУДТ 117997, г.Москва, ул.Садовническая, 33, стр.1 Тел/факс (495)506 72 71 e-mail: rfrost@yandex.ru Отпечатано в РИО МГУДТ

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

Текст диссертации на тему "Разработка метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя"

61 12-5/1493

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский государственный университет Дизайна и технологии

На правах рукописи

Нестерук Ирина Валериевна

Разработка метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя

Специальность: 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель: проф., д.т.н. Коробцева Н.А.

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................8

Глава 1. Теоретико-аналитические основания разработки метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя.................................................................................................15

1.1. Проблемы формирования индивидуального стиля потребителя при дизайн-проектировании головных уборов.................................................15

1.2. Исследование компонентов системы {Внешность} потребителя.........28

1.3. Исследование составляющих системы {Головной убор}...................58

1.4. Поиск методов проектирования головных уборов на индивида...........58

Выводы по главе 1....................................................................64

Глава 2. Теоретическое, экспериментальное и информационное обеспечение проектирования головных уборов, обеспечивающее гармоничное функционирование систем {Внешность} и {Головной убор}..................66

2.1. Теоретическое определение характеристик индивидуального стиля потребителя при проектировании головных уборов.........................67

2.2. Экспериментальное определение значимых характеристик, влияющих на проектирование головных уборов...............................................71

2.3. Разработка классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} во фронтальной проекции.....................................................79

2.4. Разработка классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} в профильной проекции...........................................87

2.5. Выявление акцентуированных профильных типажей «ПрофАкцент»... .95

2.6. Разработка классификации базовых форм головных уборов.............102

Выводы по главе II.......................................................................106

Глава 3. Разработка составляющих метода «А-ромб - Акцент» дизайн-проектирования головных уборов с учетом компонентов индивидуального стиля потребителя........................................................................109

3.1. Разработка системы пропорционирования индивидуальных особенностей головы и лица человека во фронтальной проекции.........................110

3.2. Определение вспомогательной системы точек пропорционирования формы головы и лица человека..................................................117

3.3. Определение линий присада головных уборов на примере типажей «Проф Акцент».......................................................................122

3.4. Зонирование пространства формообразования головных уборов........126

Выводы по главе III......................................................................132

Глава 4. Дизайн-проектирование форм головных уборов на основе метода

«А-ромб - Акцент»............................................................134

4.1. Разработка способа определения типажа человека «ФотоТипаж»........135

4.2. Композиционные решения гармоничного формообразования головных уборов для систем {Внешность}о-{Головной убор}........................138

4.3. Разработка матрицы формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия............................................................143

4.4. Разработка вариантов форм головных уборов .............................. 148

Выводы по главе IV......................................................................150

Заключение.................................................................................152

Библиографический список использованной литературы.......................156

Приложение................................................................................171

Акты производственной апробации..................................................212

Используемая терминология

Индивидуальность — совокупность особенностей внешности и личности человека (характера, его психического склада и пр.), необходимых для учета при индивидуальном проектировании костюма и головного убора.

Кинесика (от англ. kinesics, греч. kinesis) — вся совокупность значимых коммуникативных движений.

Габитус — совокупность наружных признаков, характеризующих строение тела и внешний облик человека.

Индивидуальный стиль в одежде — индивидуальная согласованность формы тела человека с формой стилистических решений в одежде.

Индивидуальный стиль потребителя — взаимосвязь и гармоничное функционирование систем {Внешность} и {Головной убор}.

Индивидуальный стиль потребителя (в узком смысле) — индивидуальная согласованность черт лица, входящих в систему {Внешность} и формы головного убора, являющейся основным компонентом системы {Головнойубор}.

Имидж (англ. image, от лат. imago образ, вид) целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

Образ — средство и форма организации составляющих системы как эстетической единицы, поддерживающей его художественную ценность и выразительность.

Имиджклоузинг — наука об изучении и учете механизмов социально-психологического взаимодействия и воздействия людей друг на друга через костюм как визуальную составляющую компоненту невербального общения.

Система {Внешность} — система, состоящая из индивидуальных особенностей головы и лица человека, которые группируются в подсистемы

{Форма головы}, {Форма лица}, {Черты лица}. Черты лица - основная составляющая системы при формировании индивидуального стиля потребителя в данной работе.

Система {Головной убор} — система, состоящая из формы, цвета и материала головного убора. Его форма - основная составляющая системы при проектировании головного убора.

Стиль — совокупность характерных признаков, свойственных чему-либо, отличающих что-либо.

Метод (от греч. те1койо8 - путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода может выступать система операций на определенном оборудовании, приемы научных исследований и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д.

Методика дизайна — соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов проектирования.

Акцентуация (лат. ассеШш - ударение) — усиление, заострение определенных психических свойств (в психологии).

Акцентуированный типаж — схематическое изображение внешности (головы и лица) человека, имеющие усиление ярко-выраженных определенных особенностей черт лица.

Геометрическое кодирование — схематическое воспроизведение изображения головы и лица в виде линий и геометрических фигур.

Индивидуальный типаж — схематическое изображение в виде линий, повторяющих контур основных особенностей головы и лица человека.

Золотое сечение — пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей, как сама большая часть относится к меньшей.

Пропорциональность — такая соизмеримая взаимосвязь частей, когда при увеличении или уменьшении одной, соответственно увеличивается или уменьшается все остальные части.

Формообразование — процесс создания формы головного убора в соответствии с общекультурными и эстетическими ценностями своего времени.

Пространство геометрического подобия — структурная модель формообразования, объединяющая в себе группу преобразований симметрии подобия.

А-ромб — способ построения гармоничной системы пропорций на основе биологической симметрии подобия.

«А-ромб-Акцент» — метод дизайна головных уборов с учетом формирования индивидуального стиля потребителя. Метод позволяет проектировать головные уборы на человека с индивидуальными особенностями внешности (черт лица).

Сокращения

АПТ - акцентуированные профильные типажи, АФТ - акцентуированные фронтальные типажи, АХГЧ - анатомическая характеристика головы человека, БД - база данных,

ВЗЛЧГ - видимая зона лицевой части головы, ГУ - головной убор,

ЗФИСП - закономерности формирования индивидуального стиля потребителя,

ИОВЧ - индивидуальных особенностей внешности человека,

ИОЛ во ФП - индивидуальные особенности лица во фронтальной проекции,

ИПАТ - индивидуальные профильные акцентуированные типажи,

ИПТ - индивидуальные профильные типажи,

ИПЧЛ - идеальные пропорции черт лица,

ИСО - индивидуальный стиль в одежде,

ИТФП - индивидуальные типажей во фронтальной проекции,

МД - метод дизайна,

МП - метод проектирования,

ОПТ - особенности положения глаз,

ПП - профильная проекция,

СПГ - система пропорций головы,

ФП - фронтальная проекция,

{В} - система «Внешность»,

{ГУ} - система «Головной убор».

Введение

Актуальность темы. Актуальность темы. Особенности географического положения и разнообразие климатических условий нашей страны определяют необходимость использования головного убора в течение всего года. На данном этапе развития проектирования головных уборов существуют разнообразные подходы и методы, решающие вопросы технических, технологических и эргономических показателей качества товара, но недостаточно исследованной остается область эстетики с учетом индивидуальности человека. Решение данной задачи позволит повысить эстетические характеристики производимого товара и облегчит выбор головного убора при формировании индивидуального стиля человека.

Как показывает практика при проектировании головных уборов на потребителя с индивидуальными особенностями внешности, первостепенно-значимыми являются характеристики, которые решают вопросы эстетики и обеспечивают создание гармоничного образа индивида: форма лица, черты лица, стиль, костюм, мода. В связи с этим, важной задачей является решение вопросов гармонизации формы головного убора и внешности человека, возникающих при формировании его индивидуального стиля.

Несмотря на разнообразие существующих способов проектирования головных уборов, на сегодняшний день, сохраняется необходимость в совершенствовании методов научных исследований в области моды и поиске новых подходов к дизайну головных уборов, а так же в разработке эффективного метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности человека, играющих важную роль при формировании индивидуального стиля человека. В ряде литературных источноков (Рытвинская Л.Б, Петушкова Г.И., Лопасова Л. И др.) уделено внимание отдельным вопросам гармонизации, однако требуется комплексная разработка дизайн-проектирования форм головных уборов. Недостаточно внимания уделено изучению процесса формирования модного

индивидуального образа человека, поэтому очень важно выявить и исследовать составляющее его индивидуального стиля и разработать метод, обеспечивающий требуемое качество дизайнерского проекта.

Таким образом, разработка результативного метода дизайн-проектирования форм головных уборов на индивида с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля на базе теоретических и экспериментальных исследований является актуальной.

Данная работа посвящена разработке метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности человека по основным формообразующим параметрам, от которых зависит тектоника формы.

Цель и задачи исследований. Целью работы является разработка метода дизайн-проектирования форм головных уборов, позволяющего решить задачу гармонизации его формы с индивидуальными особенностями внешности человека, направленного на формирование его индивидуального стиля.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

- провести теоретико-аналитическое обоснование разработки метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя;

- разработать теоретическое, экспериментальное и информационное обеспечение дизайн-проектирования форм головных уборов на индивида, обеспечивающее гармоничное функционирование систем {Внешность}, {Головной убор}, формирующих индивидуальный стиль потребителя;

- разработать составляющие метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом компонентов индивидуального стиля потребителя;

- разработать ряд методов для проектирования форм головных уборов на основе метода «А-ромб - Акцент».

Для этого:

- исследовать проблемы формирования индивидуального стиля потребителя при дизайн-проектировании головных уборов;

- изучить и проанализировать существующие классификации форм головных уборов и типологии головы и лица человека;

- выявить наиболее значимые характеристики, влияющие на проектирование головных уборов при создании гармоничного образа индивида, а также разработать теоретическую модель «Потребитель<^Головной убор»;

- разработать классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} во фронтальной и профильной проекции, и на их основе выявить акцентуированные типажи, составляющие базу данных информационного обеспечения метода «А-ромб - Акцент»;

- разработать классификацию базовых форм головных уборов как составляющей информационного обеспечения метода «А-ромб - Акцент»;

- разработать системы пропорционирования индивидуальных особенностей формы головы и лица человека во фронтальной проекции;

- построить вспомогательную систему точек пропорционирования головы и лица человека, позволяющую более точно определить типаж индивида по его изображению или фотографии, а так же определить идеальные линии присада;

- провести зонирование пространства формообразования головных уборов и на ее основе разработать матрицу в пространстве геометрического подобия, которая позволяет классифицировать модные формы головного убора и разработать модели определения зон формообразования головного убора с учетом индивидуальных особенностей внешности человека;

- разработать вариативные ряды форм головных уборов по методу дизайн-проектирования «А-ромб - Акцент».

В качестве объекта исследования выбран процесс дизайн-проектирования головных уборов с учетом индивидуальных особенностей

внешности на основе гармоничного функционирование систем {Головной убор} и {Внешность} индивида.

Предметом исследования является форма головного убора и составляющие внешности человека, обеспечивающие формирование его индивидуального стиля.

Методы исследования. Работа основана на целостном системном подходе к решению задач проектирования головных уборов индивидуального и малого производства.

В ходе выполнения исследования, проведенного в работе, были использованы методы: системного анализа, классификации, пропорционирования (гармонизации), метод экспертных оценок, статистические методы сбора и обработки информации, проектные методы построения головного убора.

Научная новизна диссертации состоит в:

- разработке метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля человека;

- разработке теоретических моделей {Внешность}, {Черты лица} и {Головной убор}, являющихся основой базы данных метода дизайн-проектирования головных уборов на индивида;

- выявлении статистически-значимых характеристик, влияющих на проектирование форм головных уборов при формировании индивидуального стиля человека;

- разработке классификаций типажей человека с индивидуальными особенностями внешности и моделей их геометрического кодирования, и выявлении акцентуированных фронтальных «ФасАкцент» и профильных «ПрофАкцент» типажей, а также классификации базовых форм головных уборов для различных типажей;

- разработке моделей пропорций формы головы и лица человека с их индивидуальными особенностями во фронтальной и профильной проекциях;

- разработке способа идентификации типажа индивида по фотографии или изображению («ФотоТипаж»);

- определении оптимальных линий присада головного убора для типажей «Проф Акцент»;

- разработке матрицы формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия.

Практическая значимость результатов работы заключается в создании предпосылок повышения конкурентоспособности продукции малых предприятий по производству головных уборов на индивидуального заказчика, что определяется:

- разработкой классификаций типажей человека с индивидуальными особенностями лицевой части головы и их геометрического кодирования, и выявлением акцентуированных фронтальных («ФасАкцент») и профильных («ПрофАкцент») типажей, позволяющих определить варианты лиц (типажи) с наиболее ярко-выраженными особенностями, требующие индиви�