автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Развитие индивидуальности молодого человека как субъекта деятельности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Вяткина, Галина Венедиктовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Развитие индивидуальности молодого человека как субъекта деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие индивидуальности молодого человека как субъекта деятельности"

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

На права* рукопкои

ШТНИНА Галина В::!здаэтогяа

рдзЕипш {вдивцдуллшоста МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЖЧОСИ!

ОЭ.ОО.И.-осцпалыш фаловефая

ДНТОРЕЭЕРЛТ дгтссортсцял па оемгшгйз угслеЛ огопепа я«яяяда*а философают пгуа

Иосква-1992г»

Р&ботй ишолндий ш к^фздра философии Института нолодекк Научный руководитель г доктор философских наук,

Профессор А.Н.Красш Официальные оппоненты- до:ггор философских наук,

Защита состоится I октября 1992 г. на заседании специализированного совета Д- 1Ь0,01.01 в Института молодо»} по адресу;

Ш442, г. Мооква,ул. Юности, 5/1,корп. 3, ауд. £>П С диссертацией ыояно ознакомиться о библиотеке

4

Института молодежи.

Автореферат разослан 1992 г.

Учений секретарь специализированного совета,

орофоссор И.В.Дзшн,

каадидат фддософскшс наук, доцент А.И.Бэзуглый

Ведущая организация Московские) государственной

лингвистический униогрсктот

доктор философских наук, доценг

Подписано к печати 25.08.92 г. Формат 60 х 84 1/16 Заказ Н 187. Тираа 100 экз. йнститут иолодёгн

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность гаш нссяндовцвш. Кардт&яышо нзузивттзя, проаоходкпрю в незэй отргме, наяр,тхад?з нл доттяззвяе могого яачев?аанного состояния об^ве*ва, 1у»еаш8?дяа в-затаоотногвияа кедщг дддьия. Сдааго прсцасо перехода г {шс*згоЯ оао»«т оконсмя-« обостряет яротягсрэта^связанже о обпоггастя еС-

цвстзаннчх отяосвнаЯ я иэготогшоспэ ш кранятяя во оторскн гооггсс пзвноэ общества, уегарекзша зоззргяззгэ а уогапегяакя в« роль я кзвтв дта:остя в об^оста^скаоа кидязадуаякюго бкпя. Эта роаяет ебъгктгшш обусловлены. Они отраагэт раэулгтата зо^эйсгзял тоталитарной скстокы гооударотеа, яотерая для гасего о®храяок?я фор-¿сяроэ&ха лячность пссаугиого йовояяштояя,

Учяггяхх это, иаауцной задгтеЯ еозрекзиногэ разаатЕЯ об^гвг-зз яэдаэтся праводенио в действия тзсрчзского потенциала "»с**, фораироганаэ, ов шяпеяле*я, оеаоотоятедшоота, отатеотвекксма, * подтшс-й индяяндуаяыюстя. Это тр£був? косой кгутао-ксе-эдсгг-=гольокоЯ парздигзд, коренного позора я ¿¡зучгка» вробяем «дольного человека,ого иидзаадуаяьвого Сатяя а каавйпцайвя скзт-'жэ обцеотшпайс отное-этвй. В силу э?ог» зэтв^аяй/зтсЗ я резко возрастает ии*врзе прздстасятолоЯ разнже паря а. з^яа слабо разработанной проблэыэ шдавидуаяадостя.фу^аю^аяйНУй хареятер этой проблей! обусловлен вакиоотьв мЛ ролш, яогоруз янязэа-

дуяяьиость яви неогьеиьоюя сторона Смт.тя чолегегл в нптрэ 5 а ' меадподЕплжтршЯ статув-яомиояснесть» задач ааучзкая чеяогега.

Значимость философского подхода ге пробхег» йидамгдуадькостк, по мнекао автора, усгиявмтея, «сгя ресекэтрязгть яядигяд^ааь-яоеть и ее развитие ио только с учета» И8«ем««л яаракетеоа внешей среди, потробиозтвй обцктаагкого прс-лигавта* к йзжая-Лй обадстяетя« етносснзЛ, но и глу/р^^гй, *ч'Игаы«ог<-

состокшя человека. Автор считает, что в научной литературе уделяется мало внимания исследование вопросов неповторимости и уникальности отдельного человека, его внутреннего иира, потребности личности в разЕнтии индивидуальности н самоосуцествлэнии в современно!: сложно!! и противоречивой ситуации. Недостаточно исследовшы специфические черты индивидуальности как философского понятия, не шработю само определение, на проанализированы ее сущюсть и особенности индивидуального существовения человека как способе его бытия б мире, не поставлено проблема совершенствования и гуманизации индивидуальности,то есть в цело« нет четно;: научно-исследова-тельскоЯ направленности в изучении феномена индивидуальности.

В отой связи чрезвычайно актуальным является анализ процесса индивидуализации молодого человека. В атом аспекте проблвыа исследования состоит в преодолении сложившегося разрыва мевду потребностью обществе в инновационной деятельности ыолодогс поколения и реальной подготовкой молодежи к ото.Ч деятельности, так как именно ей предстоит осуществить вконокическне и политические преобразования в стране и нести ответственность за дальнейший прогресс общества, Поэтоцу необходимо также обращение к новой концепции воспитании, акцентирование внимания на формировании потребности молодого человека в развитии своей индивидуальности.

Утверждение приоритете индивидуальности в развитии человеческой личности с необходимостью ведет к изменению систем) ценностных ориентация молодежи, что детерминирует острую необходимость Тор-уироашшн у подрастающего поколения направленности на общечедо-ьечоские ценности, гуманизм. Все это делает актуальным глубокое теоретическое осиасление проблемы индивидуальности человека в совр^иенйоы мире.

Степень научной разработанности проблемы. Человек как философская проблеыа всегда находился в цент]« внимания |илосо|ии,

гкихологии, социологии, антропология и рчдп других наук. Многогранность л мюгоаспоктиоеть проблеет чалоовкз породили обпирнув лптерчтуру на ату тему, ¡teадач илука со слоях позиций рассматривала проблзму чэловэла. Но необходимо ззиэтигь, что .тыдвяженио на первый план того или иного аопэгтта яествдоаания было обуолопясно воциалыма закаяоа. Иотнно поэтому проблем« яндзгекдуальнсстг!, несмотря на огромное хоягаество робот, поевяз^'ппсс "¡гпюпгл, дяя-?елы»оч оре*4г, нэ зоэ!1икм9 в отв'мотзэттоЛ лггвратур') совомкого периода,* генетика,!? пртчру, бияа нзкотороз .-»райя вно сферы ко-сладсаапал. Философа й социологи s c.ro'.tx аоояедоэапяяос отоадэота-J5AS4 личность с оСе?зс??ом, рсеемчтряэязп тппа гячпеэтоа, ptspoía-тыгаяя лбетраятло-ядэолъннэ хонцзпцгга ^ор'-отровятая ногсго т>ло??-sa- гсссторояяо я гаркояпчно раэвотой яяч«остя,чо прз сбхотр-лл rnüwaimoM упяяояьиозть н кеповтортиость отдельной чзлоеспзсксЯ хп^юстя, 89 индпвндугльност». В ncsixosonc'! изучадкоь Тв нm !гш8

индивидуальные различив, отдваыагэ езсйвтаа квдквядувлыгсвта гнэ связи о соцкпяькыуя сяпептеш?. В шкдпоцтбяне р? шх яосллдоомягяг тяетв кз било акцзнм не цсловтнссгя таггсдаха, его глдагпдуйяьпоа-?и. Бохызтегко psdo?, выгедаазс до вопила коренного сбяоаяеяия наяэго общества, харяхтеразуогол огпмэтольяор лраяорягнпсстъэ irx авгороэ стары oxozsu, абстрпятяо-в^аоябгячотяим рзвсмотрзиаса ?прояоэзрвнч?сгагс вопросов, отсутетггсм сналичэ отргцптального влияния идеологического диктата на процессы фор^проввиая лзгчяостн молодого человека, отрицательных посгздстпяй тотальной коллективности и тотального господства общества над отдел mwi яндятадоа, иод ого индивидуальным бытием. Поэтому, при наличии несомненных достоинств м!опгх работ прсзгах лот, з исследовании прсСлсст те-лоа«?кп пх теоретические випода но вдэгъаткн игопессгн, прсгсходя-ши* п обгцеетгв я нестоаг.в'» время, а прсгкестячесетга иод^ля.пр^д-

стлрл"!!н«Ч » hfi!:ct^píf. из р»«ог, и* sccfs'íTCfPyCT сшяпдьнся

ЕрбеткЕе.Наабояае ыкямув погадки с ооотшоако к рвоскв?рвша

ироблзш индйв;;дуелшести вааиа&&ч о®йчаз публицистика,

Углубленна и рвслдзсция эдвй обйоггдешя cSqacssb, соуЕеьтгла-икс рофорыи подк«иескоГ1 снсгеш, далъко&зёэ развкткс демократка предопределили критический еяалкз прадаеотвукцай неучней Актеры-туры, ее нороосшслзнае, обращение к ьаровой фкяософской »scdf птармизы в иаулз, kosus sc сладсв sti ел ьс спо парадагиы.

В редэ рьбот, которые нспояьзов&жкзь а дкссертацкк, аьтори otpsiauiiCL осуществить комплекс кий подход к чалоазгу в контексте прз&шш кугьтуры, гуиаимаиа., ди&дютшш огисгзхгй с сбцаством. В этом пледа кктерос представляет работы таких ученых, как Асыус В,§.,Бетешш С.С.,Бу»ва Л.П., Григорыш Б.7., Демкк М.Б.е Еурагдгз Ё.В. .Красин А.Н.,Лаичев Д.С.,Ломов , Лосев Маиардагвидя М.К,,Немкрозскмй В.Г,, Пвччек А,,§ролов И.Т. к других,

Некоторые исслэдовгтеги рассиатрквелн фклооофско-ссциогогк-чзохив основы проблош шдиевду&еьности , пс»:::слогическкв еспентн исследования в cSstcTit кццявадуальных различий к интегральной индивидуальности. Среди них такие аЕ?оры,ках Ананьев B.iv, Аоиолов А.Р.,Гак Г.М., Ызрдян В.С,,Нэбыладын В.Д..Петровский A.B., Платонов К.К., Реавицкий И.И., Русьзов В.М.,Теплов Б.Ы. и другка,

Веакое значение кыоют работы, в которое ¡5 центр внимания ставится внутренний пир чеяовэка, неповторимость его личности, сшоя бытия, потрабностно-мотквецкокная сфера в пробяэыы саыореазкзацйи индивидуальности. Здесь выделяются работы таких исслодоватвЕой, как Артекова и.В.,Вехур Б.Т.,Коган Л.И.,Яози В,Л., иадехов В,А,, Марченко Т.А.^Сеггаяк А.Н.,Сквор«ов Я.ВеДармоа B.B, Дрштчекко И.Б, 8 другах.

В кагфаэлении исследования человека как субъежта даятваьнос-ти интерес предотевлши труды таких ученых, как Абульханоаа-СлйЕскея К.А.,Буова Л.П.,Каган а.С. .Леонтьев А.Н..Николов Л.,

Рубяпггойн С.Л., вофшюв В.П. п другм.

В дисоертацна нслольаогаащ» работы, ргзсиатрялаядо подход jt развягяв чалоаэка sas вяопогасоссдзаяызога едгатьа, о чъчт зрэная гэсрпл sdojгсцяз а общая тэоряя оястса, е учете и язлзнай Сйфуркецки, теетораяьностя а другяз лозвЯгаос &?.тру?ай еовреетянсЛ науха. В атом аопэкта прэдота&шш ps6s?u Тдягос автороэ, кгз ¿фаяйсфэ» В.Г.,ВлаэатопйЯ К.,Веезйлз> В.Й.»

Зая едока il К.Н.,Кузькгн ВЛ1.,Мепсвбэ !!.Н,,1!судз Р,,Прягсжп Л., Ро.Ъгзрз Н.Э., Рзр:зс И,К.,Хвкзя Г.,Чз2в2сгста А.А. я другое.

Зиачитольиоа вяккагао бало удолзко рабства р7сспоЛ я sspySss-ПОЯ фпясзофпл, рПЗС1.'гТрЛЗ£ЕЕГЙ ПроЗГЭЕЯ ВНДЯВЯДуОЛЪЯОвТЯ ^злезэ-sa, ¡гзпезторетсетя лячиостп, свобод?! а мтсиогнт, цеияевтп чЗЛСГЭ-•nsasoro еу^сзтгозЕЯкя. В отоа пясп Есполмоаа?г:еь вссл'лдоггягя тенпх учетах, пеа Вахтап !1.Й.г Варилвэ H.â|r Гагггз» Г.П.О,, Давке У», Кеаз А.,Кезг? П., Киркогор С», Ыаргз К.¿'гргаль Р., Нздза О.,Ор?ога-а-Гссоет X..Сартр 1.-П,, ТеПлр-до-2ардсп П., Ораяха В., Зрвйд З.р i5poss 3,, Хс,бор:,:?.о 0.» ХгДг;<нтяр *!,, Shp К.Г., Яопаро К, я другая. ' .'

Кройэ того, прсбгэиэ чалогеза а ого гадапт^уельясста s еггре-дэлвшшс аспектах рглскатртаслйзь а дйзсзртса^скннх ргбетг* Беляева Л.Й..Грггзэвой В. Г. ,Дозгаягг O.K., Дызз?о2з С.Г., Кузнецовой C.B. а другях.

Огкачэншэ яоеледовидая углубляв? разработку проблем! кяда-вядуальяоетп, э яаесогяей коре зоспояшзт яробзд з еэ асслэдоза-шга. Но в целом пробяэкэ индтапдуаяьносга а вздкаадуаетзеют пз-ловака в обметав пода ассяадоэааа пвдоотвтетпэ я прэдзТЕазмт больгао возможности я готерэс для ивеншах пиикыстЯ. Твороигеза-KOIM озеленяв требу w, пражда гесо, с гея» пояятаэ кда-эдмь поста и хэтчгоряр-ДжиЯ елпаргт, свлзатяшЛ о »cm. Hça е-гся.

продстааяяется е&лиш у«т квогознечности понятий данного концеп-•?уедьного аппарата, вызванное влкянкогг обыдз!сного сознания к идеологических установок, дмтшгзика их необходимой строгости,

Ньоущной становится необходимость отр&генпя в теории вопросов цапиоетй чалсиичгсгоЯ индивидуальности, сшола кнди&идеалького бытия, агтоногям и сисбодч ллчност;*,, выбора, сшоссутрстватни к нравственного сакосовернзкствовекия, |ууаш!зацяи индивидуальности. Учанчо только начинает ссвалзагь ог/ исоледоБатедьскуа парадигму.

Актуальность пробили, б& недостаточная разработанность определили Еыбор тэш данного диссертационного исоледоьакия,

Иель исследования заключается в кокцептусльнои аиелизе индивидуальности и факторов as развития в условиях социальных, оконо-ючесвих, политических преобразоЕсяий, происходящих в стране»

Задачи исследования; -проанализировать понятна индивидуальности и саявишсго с кии категориального аппарата;

-раскрыть диалектическую взаимосвязь объективных и субъективных факторов развития индивидуальности j -выявить струнгурнме компоненты икдизклуальности) ^-рассмотреть актуальные проблемы и особенности индивидуализация молодого человека в общества!

-обосновать потребность личности в самореализации как фекторе развития индивидуальности}

-определить значение воспитательна факторов в развитии индивиду альноста.

Методологической основой исследования стали диалектический, сиетеюшй и деятельносткай подходы к рассмотрению явлении действительности, в то« числе принципа историзма, детеришиэыь, внутренней логики изучаемого процесса, единства исторического и логического.принципа развития, положений теории эволюции. Проблеме

формирования а разводил йядазвдалмкютя preeuaípraesfce я двсоор-тации э до&кяятпчзсаой взакиосэяэя с процессная, провоходягепл з общества,

Тзорот'гчесзоП основой иозлелосания стата труда аэряогтоас сточестэегеа« фадос&роз, пспходогэз, a тзжгз :юсяздозьния некоторое представителей русской п зарубегной фяяоссфяя. !Сро:.'э foro» автор опирается па кптеря&а* тдгчяо-теорзтпчзекях а прязтячссгяг гоп^зретщяй, пврасдячсск7Э почеть. Пэрзостопвкноо оазчешо яра рсвоь'огрзкхгя проблгг-ы огдазгвя годогэгси» <з дяагекггав едякячяогз, ессЗзшюго я обе,ого, о Сиопсяхоосцяеяъиом одянвтгв чолозсяз, по-прэрцгностя процесса рззептня, зэгяяеегязя евебояи я етветствея-поета.

Неутгл новизна ::сс.тадозг::хч эвагяяамся э ваадущоз» -езусастзлои концептуальный слаЗгаэ н эяатация понятия квджадуаяь-иевтя, гияалеии я нссяэдоша осподтешинмд катогорлп; -зы.-пзлопа обгонтигяая тендонцяя язяяггаоглзз потргбпсстя еб-,м?га.

а ЯНДИВЯДуаЯЫГОСТИ Я раЭВГКП! ППДЯЗПДуаЗЬПООТТ!! -дан койпявтсный снакяэ отдельна* протпвордчггй npchceca педягддуа-жтзации дпчясстп, шггуаяышх ддя ооэрекэ:тсго уроки рг;г.:ттг!я обществе? ' ч

-рЕОсиотрвнн вопросы ссмоссущгстзззтт вцди&здувлыкютя пэяезсяа в процессе дэятояъиости; -обоснована иеобходаиезть процесса восязтапл saa цаяенапрзвлзн-ного воздействия на развитие кндквихогальностя колоде го чэловвка.

Теоретичвскоэ и практическое значение я спробвцяя работ». Теоретическое» и практическое значение хсследосаняя определяется проведенным в леи анализом иетодологнчесшЬс аспектов проблеш, направленность» теоретических еыэодов на реяениа вктувяыоге задач ссрвркенстровяния работ соцкальтгх тпятхтугеп с молодежь© в vrлопнях п^гетолп * рсночним стнеяеиаж». Огноягае подсменяя

дазсэртацки ко гут продозьглягь ннтерао дяя фагоосфов, понходогои, специалистов по управлений, педагогов и воспитателей, е таюк» бить поеззш для дальквйязго развитая теории нндавидуальиостк человека, УТСЧНС1В1Л ряда философских понятий.

ДЕосертсцкя обоугдеш на зьсодашш вафодри фклооофкц Института колодези, ,

По tons диссертация кьгэатая неучиая публикация.

ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проб-Д2ш, степень ее научной разработанности, формулируются ос но они о цзли в задачи исследования, излагается новизна, теорзтичоская с практическая значимость работы,

Первая глава диссертации ■'теоротико-мвтодологачеокиП анализ понятия индивидуальности" п ос вязана анализу осиосных подходов изучения проблеш индивидуальности человека в современных философских учениях, В ней рассматриваются основные операциональные понятия исследования, подчеркивается их дискуссией:ость, прослошзвает-ск генезис, раскрываются специфика и содержите.

В первой параграфе "Социально-философские еспекты проблему человека в современной наука" дается краткий анализ тенденций исследования человека в современной науке. Подчеркивается, что в отечественной науке советского периода в основном разрабатывались даалектико-ь'атериалкствческяо подходи) человек рассматривался как общественное существо, детврхккировекное общественными отновэния-ш 8 дзятелъкостью.к&г слепок общественных отновенкЯ. Такое поникание человека было следствием господства социологиэаторской погадка и отражало принцип сведения индивидуального к социальному. Домкнирущеа значение атого принципа привело к тому, что в

филосомской к соцнолагнческой литература a массовой количество • псслсдове.тась типа личностей, действия отдглъ'лпе личностей С-иг: psoдшш к д-йстяяяа групп, аласеоэ. &ягоесфся8Я иггрспологяя стала часть» ссциодопгл,

D поелвдто года в ноуко плотился корена поворот я проблемам отдельного «шоввха и aro кядасядуаяьнсстн, п связи а чаи sea болюзе значена» приабрэггят nonpsau соэдагжг известной таеряя чалозэяа, его здиг^еяьпоотя, что тробуо? ута етпзтя я эару-багпой $ш?эсс*<тй гасли ß дйсевртахг^ spôrso рсесг?а?ра?азтея образы челсз5ка5 создеикко а сглздкой ф<яссо$«й, поячаралвсзтвд noratc. тазах упзнай язя пояхепчагпз, зчжзегепцяаявзм, проткэтяза. Аетор считав?, «по s жэтозеро Ерзпя сугивгвувг тандеащя к объ-■5д;шш соцяологггзаторйязх я бдояогкэаторзкйх воззрэагЗ яс чого» вена. В чглтисата, техуэ пепнтву Фрзйдс-взрхсяам,

3 наотояцзэ ар«кл иеггтялясь дзз подхода з ncstpoemm sasoe?« яой яог<цапцяя чздоЕахе^во-паргзд» ип сзяогЬ рогэвак пробзега бяог

логсчосйого, ясяхояогач&ояего я o»ç!âtk!or0î?0-3toï»x, ия оси0во розБятгл человека хгз субхекта д&тгеяьтюатп. Л~тор что

дзя яоепхэйсного пояхпяввя чаловеяа насбхо«даа psaoBciptira« его яяя бяопопхевецййчьнего едшотаа, аез овсяэдщшружцай оатш. ?'ро::о того, нзобходиы уча? /п^етяй, гготортэ рглео нэ »яисмаа-днаь в яцгпзо аояцотцЕз п сбъяавеияй jtowpuu ноуза ot¡a но неаса» это яотэткс tos «азнааеаах паранер^аянюх лаявшей» овядзтэяьс?-Еукзгк о поистяпо бвзгрпппаз« аоэгояноетях баспсвдссвоциадьяой организация чояоезка.

На одно философское направленна оогодяя по з осстояняп охватить вэсь яомпхзко проблей, свяэйкншс о иэучеяяеы человека. ШН Всвифннй J клее oberes Л конгресс, подчеркнув это, 071гзтпя, что наиболее иктуальна в совреияину» эпоху эвояогзческоЯ опасности проблема выживания и развития человека ans индивидуального и

аепоБТоргшого суцесгеа. иоэтоцу трзбуегся обоснование великой ценности человеческой индивидуальности;

Таким образом логика первого параграфа подводит к выводу о той, что в современных условиях значительно повысился кнтсрас и конкретному кндивндуальиоцу человеку к проблема развития его щца-видуальности.

Второй параграф предполагает анализ понятен индивидуальности в связи с его дискуссионностью. При этой за ослопу берутся философские категории единичного и общего. По инению диссертанте неоднозначность понятия индивидуальности связана с двуыя смысловыми оттенками единичного¡во-первых, как влеиента ыноаеогва$ во-вторых, нал отличного от остальных. В зависимости от в?ого существуют к да а столовых варианта понятия индивидуальности: как шражение исключительности, отличащей от остальных; как характеристике единичного продмага в целой. В первой варианте речь идет о специфических индивидуальных особенностях,во второи-о включении в него общазначимого, закономерного. Диссертант подчеркивает, что в зависимости от того или иного смыслового употребления и различаются точки зрзния ученых на понятие индивидуальности, приводит конкретные примеры, -По его мнению в реальной действительности индивидуальность представляет собой диалектическое единство единичного и общего, выступает как особенное. Как форма проявления социального индивидуальность-единичное, как его содержание-общее. Индивидуальность, таким образом, выступает формой реального бытия человека в мир«.

Подход к индивидуальности как форме бытия человека в мирз представляется перспективным,так кал позволяет понять ее сутцность ц содержание, выявить механизмы ее функционирования и развития, В содержа(кие понятия индивидуальности в связи с этим включаются специфические особенности, или признаки индивидуальности, к основным из которых относятся:кеповторимость, целостность, автономность,

акгивносгь. Бее признаки индипидуальности находятся во взаимной связи и в своей совокупности образуют неразрывное единство. Целостность индивидуальности означает единство эсох свойств к качеств личности, взятых в кх внутренней езшшосвлзи» 1Гх интеграции. Благодаря целостности, индивидуальность, с одной стороны, выделяет человека из округапцаП среды, с другой-зоичает ого в нее. Целостность кяднвядуальнсста позволяет лродставить еэ как эволпутонирую-иуэ с"с?сиу, закритуп я открытую для внзЕнего мира одновременно. Относительная замкнутость скстеш индивидуальности человека позволяет ой иметь позио^юсть внутреннего регулирования сво:пг поведением, своей деятельность®, сохранять устойчивость а иэнэнягг??хвл уелозиях гневного шра. Открытость с истоми делает ¿9 частьп этого энесного мяра.

Главный факторе», обусловлйващии «злостность индивидуальности, является ое скмость, внутреннее глубинное "л" человека. Иуенно з самости находят свса единство одштоиоо п общее. Личность ссаз-». наст с ига себя как некоторую замкнутую реальность, отлячнув о? друптх, в тех или иных проявлениях своэго.бытал. Это и проявляется з факте нажэновзнпл собя "я". ДиссергЕНт рассматривает понимание самости, человечэсяого "л" а концепциях З.Фрэйда, И.Г.ЕМга, К.Хоряп,ЭЛУссврля,Н.Д.Бердяева,Ю.Хабермааа и другггх.

Самость индивидуальности, наличие устойчивого "я" позволяиг говорить о симобытип индивида. Главная особенность индивидуального бытия человека в тон, что человек становятся нвэавзстзга существом, споооб)шя к автономной жизни я деятельности,то есть самостоятельный субъектои дэятельностл.

При рассмотрении индивидуальности как субъекта деятельности открывается возможность дальнейшего продвижения в разработке понятия индивидуальности через категории развитая. Развитие прскизы-пает все уровни биологического, психологического и социального я

оостбЕляаг слрэделягцее качество нндавздуельностз. Челозак воо-проавводнтся в подотки шгдавидуадьиости ео есеи многообразна его рзалыш фора ц взакиодэаствая с другими явдешошп.

Процесс разьктч, пряводягрй к формировеляв иадяЕпдуальносгк-ккдЕЕКдуализацш, Она «растеризует индивидуальность ь дииашгчэс-еой плане, го есть шражзт закономерности еэ форганроваюш, развитая к 'сыгсрэаглзации во внешам мире. В онтологической аспекта нндивидуалкзщуш выступает как способ бытия человека в пира, гыра-Еазг обзуа законоизрнссть объективной реальности существовать в вида целостных в соиобыласс сг.стоы, то есть обладать индиви^аль-шш бытыэк. В индивидуальном Сытна происходи? оаыоосуществленке человека, реализация и раавитке его индквгщралькых особенностей, шрзкаотсв его общественная сучкосуь к происходи? дальнейшее развитие, Индивидуализация выражает тенденцию развития человека от общего к индивидуальному бытию, самобытию, его способности быть саки» собой б райках социальной действительности.

Развитие индивидуальности человека осуществляется через раз-роаекио противоречий процесса индивидуализации. В социально-философском аспекте основным противоречием является противоречие меа-ду индивидуальным и социальным бытием.

Во второй глазе "Диалектика взаимосвязи индивидуального бытия человека н обществегошх отноаений" рассматриваются факторы, воздействующие на развитие индивидуальности и особенности процесса кндивидуализацш личности в общества, подчеркивается,что раз-витке индйвядуеяьноста происходит через многочисленные взаиноот-ношзнад наследственностью индивида и окружающей его внегнэй

средой.

В первом параграфе "Общественные отношений к их воздействие на развитие индивидуальности личности" автор акцентирует внимание на значении социальной среди для развития индивидуальности, так

кшс человеческий индивид сгш.овится индивидуальностью только на социальное уровне развития, став личностью. Но социальная среда не ыояэт отменить галоганиоЛ генетической программы. В зысенх проявлениях своих ({ункций-интоллвкто, социальных устремлениях-казд1П чэловеа продсгавляот собой неразделимое единство биологического и социального. Уникальность биосоциальной организации человека позволяет ему бить самодвгерыгаюруицимся существом, определять себя самоцу, наступать распорядителем своей собственной судьбы, долать выбор а прикипать самостоятельные решения.

Наличные общественные уоловия создают или на создпот условия для разеития индивидуальности. В историко-аполвцконнсм плана развитие индивидуальности выступает как прогресс общества. возникнуа на определенном этапе существования человеческой цивилизации, индивидуальность развивается от общества к обществу. По «орз социального прогресса степень индивидуализации человека возрастает, а вместе с этим возрастав® и способность общества к дальнейшей/ р&а-витип. Автор подтверждает этот тезис на примере развития современной западной цивилизации, анализируя условия развитая индивидуальности человека в обществегшо-эксноштоесхнх формациях, выделяя особо период свободного предпринимательства. Наиболее значнтолкш;м достижением этого периода, по мнению диссертанта, явилось ощущение власти человека над своей судьбой и убеждение в носгразпгченнести возможностей совершенствования своего индивидуального бытия.

Смена свободного предпринимательства бюрократической системой организации производства, переход власти я руки корпораций правел! к тону, что уоловия западного общества перестали способствовать развитию индивидуальности человека, ого творческих воэ-,могностей. Совр-зменное западаов общество в настоящее время ояябо-чеко проблемой сохранения индивидуальности,тав ках прзобладащиы в обществе становится конформизм. По мнению многих западные учешх,"

а частности Г.Маркузе, Э.Фроима.Р.Нертона.МП'удазна и других , человек,выполняя свою социальную роль, свою функцию, уподобляется этой функции и теряет свою самость, свою уникальность. Причини этого б том, что современная наука и технике, бюрократизация казни в индустриальной общества навязывают человеку готовые стандарты к с*еш поведения, Иыход из етого положения они вкдлт пракде всего в замыкании личности в юре своей индивидуальности, сосредоточения не внутренней яиэ-ш, которая ииает больпоа знечениа, чеы eîю13!оа сущ&ствоэанко. Сохранение шщивидуалшости возыоеио лнаъ внутри самого себя,

Пршгткка"роального соц!1йлиз1зап в советском тоталитарном государство привела к кризису индивидуальности в общество, реккиу ис-юшулнрования явдылз. Езлюиениэ ситувцня, эксноиячоские рофораа и внедрение института частной собственности, становление правового домократичосвого государства ь Ptoçmi, создает возиогностя для развития индивидуальности личности и es сшорзшшзащш в oœsx pas mne сферах:производство, управлений, политике, бизнеса, исуко, искусство i! друп1х. йо процоос ииднвидуйкйзёщш поло не стал uûc-сошн. Для его активизации кеобходано обеспеченно процесса оо стороны общзства а его ссцпальних ю;отктутос.

Кроме того, ряд внданх учоккх, орзда которых Р.Гвардиня, X, Орт о га-и-1 'есс ет, А. Пзччея, В. йргнкл, в настоящее время привита к выводу, что в история разэктпя человечества заканчивается очередной крупшй отш, впохй "нового врвкэня", которая выполнила сво» основную задачу, закядаавЕуюея в развитии в западной цивялизегцга ойльной индивидуально««». Идеалы м ценности "нового времени" исчерпали себя, о чем говорит утрате сшсле shshh миллионами лвдей западного общества. Чоэтоиу в недрах цивилизация зарождаются ноше отновения, приближается "новвйаае время", в центре которого

¡аходится духовно-пскхдчоскоо раз нити о человека, форш1рованиэ ют« качеств,заложенных а человеке природой.

Во втором параграфа "Особенности индивидуализации личности в !бг;эстзоп автор выдздяэт особзннссти развития юдаьидуааьности, ¡слзатшо с процессшш дифференциации, автоноыизации, интеграции [йчностн з общество с учетом рзадий современного состояния зконс?«!-¡есиого развития и общественных отношэний. В числе основных кндо-ISÎTJ7 ОЯ особснности, Отражая»?« противоречия • ш ди в : ? ду ал Ы! О Г о и 00-ц!адьиого бытия чалоЕзка, В связи о недостаточной кэуче:шоп?ьв ка-гэгоргш индивидуального быткя б отечественной философской лктврату-днссертен? дает трактовку ото»! категории о точки зрения экзкзтен" ц(&лы!оП философии, гд!> она изучена нюболзэ полю.

Основюлш "изиоронияки" индивидуального человеческого бнтпн тллэтея витальная основа, социальное полоаенио и личностная позя-i'i/i. Витальная основа и социальное полозэние человека образуот 5стественнуэ задакнссть человека. Но собственно чоловечзскоэ бытиз «ачкнаэтея там, где к естественной заданноети прибавляется .тачност-ш позиция, которая всегда свободна и ответственна.

Взишоотнозакия индивидуального и социального бытия носят противоречивый характер. Непонимание диалектики между îihmh ведет . и искаженному понимании азаиыоотнозэний индивидуальной личности я общества;во-первых, к конфориизыу, когда закономерности формирования личности отоядестздяотоя о законами развития общества и личность растворяется в группе, коллективе, теряет свои индивидуальность; во-вторых, а эгоизму, когда индивидуальность возводится а абсолвт, преувеличивается роль во автономности, самодеятельности. Диализ противорэчий индивидуального и социального бытия позволил диссертанту сделать вывод, что для преодолшия крайних противоположностей индивидуального и общественного бытия важно понять, что

кндквидуолыгссгь-вто не просто единичное существование человека а обществе, а индивидуальная фоща бытия человеке3скокцентрлро«' севшего в себе отношения этого ебцаегэа. .'1идчв«дуас1ноа бытие въеаупает как форма реализации социального, Вэаииосвязь кидивк-дуаяьного и социального бытия заключается в тем, что ицдивидуаЛка бытие •¡бщасгзепна по своаьу содэригага, е общественное бытие индивидуально по форле своего ьаразааш. Еасграявая свое отиоагэяке к к;ру, челозек <геи садок относится к ссыоцу сабе, Индивидуальное 6uí$ío-sío -га рааяьксе?:»» в которой человек я шф образу»» неразрывное единство, яулиурйс-исторжзсюй унаворзуи, Самоопределение в мои гаюк» »шэег? свои особенность. Онн обусловлены спецификой рзшеимя проблема автои.сшш явгаоста,

Аггор дэяаз? акц^ге на азявк?в развлтяя игадявйдраяыюск: разрегзияэ прагвверочий «зад? *рзбовегая?гк к нориакя c6e¡8oí-ва к воэио^сстякм чэяоазкй пранпаагь, сеиостоятсямгзв росаюш, ешзопредглзгаься, Проблема идамиогакйэащш воэяипаэт *огда, когда ставится ьопрос о octeawas-sj е?делышй кцргезд 2 общество с-аоии codaTBsmuis споообш бжгия» способное**© к осаоопродэаанк» к с еуорз ryjaipoüeícro.

В еспйельио-фиоосфсЕоа aenem ora проблема цодафяцирувтея а вспроз о пределах вяае*а обцгетва кед отдельные кндтаядоа.плп о "неруо" свобода. Делается визой* что вся история человечества ййи процесс огановлешш челсвечвбсой гмдондуальности представляю? собой пообра-гикаК процесо гогрйот-гхя свобода лячпоотя, о® отв&тстшшг-стй. Гозвнтш) каждой сгдольноА шадивкдумьноотй идет по пути приобрэтагаш чэловэксгз гае большой свобода в своих сут-даяаях, в раскрытии ааложэкних'в пои дароввиай, s творческой деятельности, Свобода прэдеталдяо* собой иеру исторического уровня разеятвд икдагвкдгаяьнсетв.

Логнка дальнейшх рассуждений позволяет предположить, что вобода человека-ето прежде всего втыческая свобода, и выбор че-опека-ето атический гыбор, когда человек репаот осуществить своп вободу согласно нравственный иориаы, основанным на общечеловечес-их ценностях. Именно а ситуации выбора о наибольшей полнотой рас-рываютоя свойства человеческой индивидуальности, в той числе и э потенциальные возыозиости развития, которые до этого на проявляясь у человека. Творческий ыомэнт в процесов выбора заклачавт-

I

а a Toi4t что человек не ограничивается чаи-то одшш, a иозс? ;рздлах^.1 ть разяичше варианта рэпешя. Наяичаа таких вариантоэ ^бора-зал{со услопаз ого саиорзалнззцкн и саморазвитая, Свободна гравствегашй сыбор-ето верзила кнднви^алышх качеств, котошх ездовок смог достичь в саооы развитии, ото уровень развитая его гндивидуальиости.

Выбор-вто акт на только свобода, но и ответственности. Чало» ses несет ответственность перед собой, своей совеетьв, другиыи шдыш.Ответственность человека за себя, osoo индивидуальность юыогает ему сделать нравственный выбор. Долг человека-признать >вс» единственность, неповторимость, уникальность и претворить в siPHb ответственным поступком, самореализоваться.

Автономия индивидуальности иыэет овои "границы" или "норму" 5Вободы,которые выражаются в обществе чераз права человека. Пра-»0 человека, защищенное ааконоа, и выражает "иорыу" овободы чело-зэка, "границы" его авгоношш. Право должно быть,во-первых, формальны»} во-вторых, отделенным от иораяя,

Соединять два начала-свободу и власть- иожио только на основе разугшо осознанных гражданских прав и демократии. Свою собст-веинув свободу человек ыонат реализовать только тогда, когда свободен и каждый другой человек. Развитие индивидуальности возможно тогда,когда социальный контроль над индивидуальной свободой

иинимален и позволяет человеку действовать автономно. Бмев&тэль-ство общаства в действия человека сдадут признать нарувгэкиэц гграв человека, насилием над его .точностью.

Автор подчэркивазт, что в процессе индивидуализации лкчностн йанная роль пргаадяесит мзхагшзиш интеграция. Эти мзханизш обуслог тазах.? процесс проврацэяня родовой сухости чолоЕака s дивидуальну» форму сущаствеешшя. 1з1Тйграцлл чодоеэйй в общаотвэ начинается о самосознания, котороэ воде? к самооценке, связанней с оценкой пекогоном моста а ролл своей кндаеидуальиоотн в обцосу-ш, Низкая сеиооцонка ведет к разрупзннв индявгщубдьности, деградаций личности, свидетельствует о кошлаксе нсполноцагшостя. К деградации лишгости привода? п всотеезшая сешоцоквв. Адекватная самооценка, постоянная потребность челозска в сеаопоэшагаи позволяет ецу использовать возможность своего сбмоизкзиегаш в направления развитии индивидуальности, установить гераснаа ксяду своим В15утроишш миром и внешаа способом выражения этого иира, то ость достичь адекватного самовыражения, еемореаяйаслши

В третьей главе "Потребность в оамороалнзвщш а раэвятие индивидуальности «©аов©хом делается акцент ш том, что особенности развития индивидуальности человека связаш с потребность» лячиоек в творческой деятельности и самореализации в по Г., утверждением себя в округшацеы ияре.

В первом параграфа "Сшорз&шя&фЁ хш результат в фактор развития личности" определяются биологические основа самореализации и обусловленность этого процесса системой общественных отношений. По мнению автора в саморелиззации человек предстает в единстве своих аиошок&дьшх и интеллектуальных сторон, биологических особенностей и приобретенных социальных качеств.

Процесс самореализации характеризуется, во-первмх, налрявлеи-костью{ во-эгормх,р«с8ирением сфер; деятельности.

i направленности вазмоэ значение идоэт иотлш деятельности и ;енностные ориентации человека. Мотивы деятельности находятся ^ж/ду собой а противоречии. При гармоничных взаимоотношениях ва-¿орзализиум ориентируется на обарчзловечзскиэ ценности, приобре-f?c! социальную знатаыосгь, ас о поступки и д-зЛсти.чя человека спо-5оботвуюг прогрессу обцвстза. В с луч за конфликта активность индивидуальной личности «еже? привести к ентксоциальшп: поступка», Р&ыздрпкио сферы деятельности обусловлено особенностью ошей подробности индивидуальности в с*ыор*залнэацш|. Эта особенность заключается в тон, что она безгранична и ненйсыцае^а, никогда на ножа? быть полностьк удозлатворсна» Поэтому са*'орзализсция лнля- • ется не только результатом, но ц факторен дааьняйшего разэнгкя индивидуальности.

На процесс самореализации воздействую? различные фактора общественной жизни, основным кз которых ЯВЛЯ'ЗТСЯ ТВОрЧОС»КЙ труд, Благодаря творческому труду общество идет по пути прогресса, раз -винает культуру, а индивидуальность иызэ? воэиокность самореализации и самосовершенствования. Творчество присуще любому виду деятельности, но нора его креативности разная. В зазисиыоети от стч-пони творческого потенциала труда различают возможности самореализации. Наиболее полная самореализация осуществляется в собстсен-но творческих видах труда-иакусстзе, науге, публицистике и других, В процессе творчества человек выступает творцом, реализует оною потребность,во-первых,в создании тех или иных предметов, явлений} ао-вторых, в гармонии, единении с дарои. В процессе творчества человек "проживает* состояние мирз, иоткрыгнкиру, "слит" с ник. Художник, творен воспринимает мир не как объект, а как "часть себя", субъект "сливается" о объектом.

Анализ теоретических источников и реалий социальной яизни позволяет автору утверждать, что в любой обкестве уровень '

самореализации личности является показателем социального прогресса. Общество, заинтересованное в прогрессе, стремится к развитию индивидуальности каддого человека, расширении сферы самореализации. в совращенном цивилизованном общество к традиционно^ требовании материального благосостояния прибавляются требования творчества. Но ориентация на творчеокий стиль гхэни, в целом прогрессивная для развития индивидуальности, кокет привести и и негативным последствиям» Это происходит в той случае, если самореализация превращается в самоцель, не направлена на реализацию смысла çeooR деятельности, своего существования» Чтобы самореаян-аацня не превратилась в самоцель необходим учет мотквециошо-оыыеловых отношений индивидуальности, Скнсловея установка завись от места, социальной позиции человека в общество, группе, набора возыоазих мотивов деятельности. При актуалиэецмг скшзлозшг установка определяет устойчивые способы доведения в той или иной ситуации, направленность деятельности. Чзловев "творит" себя сси в процессе свободной деятельности в соответствия со своей сшс-ловой установкой. i

Для достк«шшг гараоиичшх взмшоотиовешй шяду индивиду алз ко-неповгораыой личностью я общество!}, направлэнпости самореализация не осуществление сиюла человеческой деятельности необходя-ка новая етяяа веоямоотноавний, основанная на идее ненасилия, (toi переносит центр тяаости с "я* ка связь лвчностя о мирон, переводят человеческие отяовеняя на основу гунапизиа, предполагает ра-вэюш *ев$ляетиых ситуаций через сотрудянчеотво. Оояовная втичэс-вая задача выступает в стон случае как борьба sa касЕнЯ уровень индивидуального человеческого существования.

ар ь^ором парарафе "Резвкгче индивидуальности молодого человека в прдаесое воспитеная" рассматривается роль воспитакал

ЦвЛвШШраЗЛСШдРО 303д5йс5еця аа потребности лнчисстк в ?эорчео?*?э, добра, нравственной ошосегзргенствогкихи. Это зез» цШтваз н#. готрабкостао-штазедясгяуа сферу лкчаоск: привода? я гсяу, что она стааогяггя сеяостоятокьшм субъеэтои деятельности, глособшы к оанорвахяэачия а симразгятгг» в уолопиях дикйииеи об-кеотсеншх огногонлй.

Ваэсвйзая сфэра восяпташя-эоспйтгзгав потребности э творчео-кои труде, В условиях перехода в риштой экснокпкв кзобуодамо резко» погетгжэ мчеотза подготовка ыолодэзя к труду я *папя,тйН ко: рйарптцв рглочиах отнояекя», возрастание дешеурэнции неизбежно задут я сбестрвшз пробдака раз гл?ж нидкв яду аяьк ос э труде, ее-морэелнзьцяи а про$еескскзя№9& деятельности, связанной в бззр&со-ткцей, трудноетгсш подготовки к пореподгохоакн квалифицированных кадров, нзсбходшсстьо непрерывного пгадучеяая пзвкх зианзй а их синтеза с трудом. Поэтому а аеарсг&нввдс уолотшях нэобходкиа концепция з сляг ости иояодегн и оездшяе услозай джя формирования ка-чзствснио новей структура х&рроа. Струвтур^ н фуязцйн образования в связи с етиы должы быть постеззеш в налоерэдатвеинуэ зависимость о? окотеыы и требовашЦ современного производства. Еасоко-про$>зссиоиальнш1 подготовка молодого поколения дааг лучшие розноа-ности для р&звкуяя индивидуальных способностей в трудовой деятельности, развивазт творческое отнезкзнхо к труду.

Ведущая роль а развитии творческих спсссЗностей и творческой огкоезняе я труду прикадяззз? зстотичаскоьдг еоспитаюш.Пронебре-гглн'^з к остеткчэсеей потрзбноатн лзчкоети ведет' к двгуыакиаащга хвздоота м общественных отлеаенай, субьа«ои которых она лзлязг-ся, Ориентированность на пасвивнзго потребителя культурных ценностей, зотрая была свойственна оотэтяческоыу зоспнтенив ыододеяя в предзествущяй советский период, привела к игнорированию основной цели ястетического воспитания-воспитания творчески активной

и неповторимой личности. В современных условиях нообходаио изменение этой системы. Эстетическое воспитание должно выть направлено на развитие потребностей и способностей видеть к находить в предметах эстетического отношения универсальные путл и сродства творческого самораскрнтия, саиоосутцествления индивидуальности. '

Основная цель нравственного воспитания-налровленность индивидуальности на отношение к другому человеку кал целя, признание цен ности ого индивидуальности ,то есть нравственноэ отнопзние доляю беть направлено на потребность чааовока г добро и развитие на базе втой потребности соотвэтотвутщих ЕысогонраЕстзешшх кечеста индивидуальности. Возвращение нелаго общества к обцачеяовйческоЯ короли означает возврацзниа гуманизации обцоствешшх относегшй, ценности человека, ого индивидуальности, творческого потенциала и еоздаат благоприятные условия для нравственного восгогтаияя..

В процессе нравственного воспит^тя ваяно учитывать соотношение общественных и личных котивев поведо1жя. Воспитанно доляно быть направлено на формирование- чувства долго и индивидуальной ответственности, I

Автор считает, что в процессе нравственного воспитания нообходаио вырабатывать потребность а самосоаорсэнствоваиии, духовной развития ыолодого человека. Сущность духовного развития ааклшаэт-ся в постоянном поиска себя, своего внутреннего "я", подлинности своего индивидуального бития. Потребность индивидуальности в развитии своего внутреннего икра сегодня актуализируется с возникновением такого противоречия какду личностью я новой общзотвенной средой, разрешить которое иозшо, яншь изменив личность. Это связано с еконокичвсюшя и технологическими проблемами, экологической ситуацией, который могут привести к всемирной катастрофа и уничтожить человечество. Позитивная направленность развития индивидуальности ведет к нравственному самосовершенствованию.

Диссертаит считает, что иония концепция воспитания, которая [всбходиыа в изменившихся социальных условиях, долина Сыть наш«1'-;вна на осознание человеком того, что в его развитии в равной юре заинтересован и он сам, и общество.

И заключении диссертации подводятся итоги проведенного ис-лодовония, даются обцив вывода. Анализ и обобщение результатов сслэдившшя позволяют автору заключить, что изучение процесса ¡азвитил индивидуальности в контекста гуманизации общественной лзни о современник условиях является перспективный в плане даль-оЛешх ндучных исследования проблемы индивидуальности.

XXX

1о теме диссертации автором опубликовала работа» I предпосилках развития индивидуальности личности з современник слоЕиях//Цолодежь и современный мир.-М.:Институт молодежи, 992.-0,5 п.л.