автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Развитие сатиры в творчестве Синклера Льюиса (Антифашистская и антирасистская тенденции)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Иорданиди, Елена Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Развитие сатиры в творчестве Синклера Льюиса (Антифашистская и антирасистская тенденции)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие сатиры в творчестве Синклера Льюиса (Антифашистская и антирасистская тенденции)"

Тв од

* з т т

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Специализированный Сове* Д. 113. 11. 02.

На правах рукописи

ИОРДАНИДИ Елена Константиновна

РАЗВИТИЕ САТИРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СИНКЛЕРА ЛЬЮИСА

■ : п*

(Антифашистская и антирасистская тенденции)

10.01.05 — Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1994

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной печати и литературы факультета журналистики Московского государственного университета.

Научный руководитель — доктор филологических наук,

профессор Засур'ский Я. Н.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор В. И. Солодовник, кандидат филологических наук, доцент И. В. Федченко.

Ведущая организация — Институт мировой литературы

Защита диссертации состоится ' » 1994 г.

в 15 часов на заседании специализированного совета Д. 113. 11.02 по литературоведению при Московском педагогическом университете.

Адрес: 107005, Москва, ул. Фридриха Энгельса, дом 21-а, факультет русской филологии.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ (ул. Радио, д. 10-а).

Автореферат разослан » 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета Д. 113, 11. 02 по литературоведению, кандидат филолога-

Антифашистская тема — одна нз значительных тем ¡мировой литературы XX вена. Она разрабатывается в течение всего нашего столетня в разных национальных литературах. Зарождение антифашистской литературы протекало в американской и западно-европейской литературах даже в тот момент, когда такого понятия, как «фашизм», еще не было. Стоит вспомнить «Взгляд на историю» или «Общий очерк истории» М. Твена как роман-предостережение, следует назвать роман Д. Лондона «Железная пята» — произведение пророческое, предсказавшее также появление фашизма. Не только в Америке, но и в Европе большинство писателей было ислолнено глубокой тревоги за судьбы человечества.

Средствами сатиры и гротеска реалисты и модернисты выявляют, насколько страшна власть, растаптывающая человека, как несообразно общество, опирающееся на эту власть, разуму и нормам человеческой морали.

В 30-е годы тема антифашистской борьбы стала одной из ведущих в прогрессивной литературе США. Лучшие писатели были обеспокоены усиливающейся фашизацией страны, понимая, что внутренний фашизм уничтожит буржуазную демократию. Крупнейшим художественным достижением американской литературы, связанной с антифашистской темой, стало осмысление расового конфликта.

В середине 30-х годов С. Льюис создает свой роман-предостережение «У нас это невозможно» (1935), обличавший фашизм американского образца. Антифашистская тема нашла продолжение в следующем романе писателя «Гидеон Пленнш» (1943) и антирасистском произведении «Киигсблад, потомок королей» (1947).

Отечественные и зарубежные критики не раз обращались к »ит«ф-"»чг.тг«>й и аитчо'спсггой темам в послевоенной литературе США. Однако вопросы антифашистской и антирасистской тенденций в творчестве Синклера Лыоиса в развитии его сатиры до сих пор не были предметом специального исследования.

Достоверность диссертационного исследования определяется тем, что в антифашистских романах С. Льюиса подняты вопросы глобального значения, сохраняющие свою актуальность и по сей день. С. Лыоис указывает истоки фашистской идеологии и практики, тоталитаризма в целом, приходя к выводу: их питательной средой являются равнодушие к судьбам человечества, социальный эгоизм и бездуховность общества. Писатель проявляет не страх, а презрение и отвращение к носителям и пропагандистам культа силы, фанатической приверженности расизму и фашизму.

Цель н задачи исследования. Диссертант стремится на материале произведений С. Льюиса 30—40-х годов проследить становление и развитие антифашистской темы в творчестве этого выдающегося писателя;

—- рассмотреть воплощение антифашистской и антирасистской тенденций в романах «У нас это невозможно», «Гидеон Плениш» и «Кингсблад, потомок королей»;

— раскрыть яркость, значительность философских концепций и художественного достоинства политической сатиры С. Льюиса, как проявление идейной зрелости и художественной силы;

— установить специфические особенности языка и стиля указанных произведений;

— выявить связь сатиры С. Льюиса с предшественниками и ее значение для последующей американской литературы.

Научная новизна диссертации. Творчеству С. Льюиса посвящен ряд работ американских исследователей. В них, как правило, особое внимание уделено романам писателя 20-х годов — «Главная улица», «Бэббит», «Эрроусмит», «Элмер Гентрн». Этому же периоду творчества С. Льюиса посвящена в отечественном литературоведении и единственная диссертация Б. А. Гиленсона «Творчество С. Льюиса 20-х годов XX века» (1963). Суждения отечественных литературоведов о сатирических антифашистских романах С. Льюиса можно встретить лишь в обзорах общего характера и в отдельных статьях, публиковавшихся в различных периодических изданиях. Настоящая. работа является первым научным исследованием сатирических антифашистских романов С. Льюиса «У нас это невозможно», «Гидеон Плениш» и «Кингсблад, потомок королей». В диссертации исследуется жанровое своеобразие и поэтика романов этого периода, указывается, что истоки антифашистской темы находятся в романах писателя 20-х годов.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и американских исследователей. Следует учесть, что на оценки отечественной критики долгие годы накладывала отпечаток марксистская идеология анализа литературных текстов'. Однако в целом антифашистская и антирасистская тенденции в произведениях С. Льюиса, дошедших до отечественного читателя, были отмечены изначально. Методология исследования базируется не на идеологических принципах, а прежде всего на эстетических, и оценка философских концепций автора проводилась в соответствии с критериями нравственности. Традиционный для советской критики базис был неприемлем в современных условиях. В ходе работы проанализированы конкретные произведения С. Льюиса и проведен контекстуальный анализ романов в процессе развития американской литературы.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты и анализ романов С. Льюиса могут быть использованы в последующих работах, при чтении курсов и спецкурсов по американской литературе XX века, а также в самостоятельной _ работе студентов. ^ _!.

Апробация результатов исследования. Работа апробирована на заседаниях катедры истории зарубежной печати и литературы факультета журналистики МГУ и на кафедре зарубежных литератур Московского педагогического' университета. Отдельные положения диссертации были доложены на конференциях по проблемам лите-

' проходивших на факультете журналистики МГУ (иал _1УУО гг.), на Пуришевских чтениях в МПГУ в 1990 году на íno?10" конФеРенЦИи Ташкентского педагогического института ' в 1987 г., на научных конференциях Ферганского госуниверситета в 1989 — 1993 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения и двух глав, включающих четыре параграфа. В работе также имеется заключение, содержащее основные выводы по теме. диссертации, и список использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, показывается степень разработанности рассматриваемой проблемы в зарубежном и отечественном литературоведении, характеризуется научная новизна и практическое значение основных положении работы, выносимых на защиту. Здесь дается анализ критических работ зарубежных ис-С'С'О'1 и-с к>3: A. Kvmn «•Аме'-чиканскпя литепатура», А. Кейзина «На родной почве», Ф. Хоффмана «Современный американский роман 1900—1950 гг.», Л. Файнберга «Синклер Лыоис как сатирик», М. Гаисмара «Последний из провинциалов», Ш. Гребстайна «Сииклер Льюис», М. Шорера «Синклер Лыоис. Жизнь американца», Д. Дули «Искусство Синклера Льюиса», Дш. Лундквиста «Синклер Лыоис», в которых 30—40-е годы рассматриваются как упадок творческих сил писателя, где антифашистские сатирические романы С. Льюиса упо-мнгпются лишь вскользь или говорится о них как о малохудожественных произведениях.

В первой главе «От сатиры бытовой к сатире политической» повествуется об эволюции сатиры С. Льюиса от 20-х к 30 —40-м годам. В первом параграфе «Американская сатира XX века и Синклер Лыоис» дается взгляд на американскую сатиру отечественных и зарубежных исследователей и выделяются специфические особенности американской сатиры — гиперболизация и гротеск. Особое внимание в этом параграфе диссертант уделяет предшественникам С. Льюиса — ведушнм американским сатирикам М. Твену, Ф. II. Данну, А. Г. Бирсу и О. Генри, их сатирическим методам. Отмечены особенности художественного метода С. Льюиса, развивавшегося в русле богатейшей культуры, разработанной его литературными предшественниками и современниками. Автор приходит к выводу, что С. Лыоис не является' буквальным последователем предшествующих американских сатириков. Он вошел в мировую литературу как художник, которому удалось соединить эксцентрику, гротеск с изобразительными средствами, не выходящими за пределы реальной жизни, что было характерно, например, для А. Франса, Б. Шоу, К. Чапека, Г. Манна.' Особый сатирический эффект у него создается неожиданными переходами от теплого юмора, грустной иронии к едкому сарказму. С. Лыоис был склонен к широкому изображению действительности. Его романы внутренне связаны в виде пространного цикла с помощью созданной писателем географии и переходом героев из одного произведения в другие.

Уступая в психологической тонкости и изяществе Ш. Андерсону, У. Фолкнеру и Э. Хемингуэю, Синклер Льюис близко стоит к Т. Драйзеру по широте охвата действительности, остроте видения различных проблем американских граждан. По устоявшемуся мнению, как и Т. Драйзер, писатель не стремился проникнуть слишком глубоко в детали психологии своих героев. Он тяготеет к раскрытию социальной психологии в большей степени, чем к психологии личности. Способ изображения жизни в романах Синклера Лыоиса своеобразен. Его главным достижением является создание не индивидуального, а типического.

Критическое отношение Синклера Льюиса к обществу явилось результатом его способности различать ложь и нелепости в этом обществе. Задачей сатиры Льюис считал обвинение, обличение. Материал он брал из жизни средних американцев и социальных институтов. С. Льюис был либералом и в своей сатире не являлся радикальным критиком политической и экономической структуры общества. Он высмеивает бездуховность, лицемерие, стандартизацию, официальную религию, коммунистов, псевдоинтеллектуалов, профашистов, фашистов, расистов и т. п.

Парадоксальные ситуации, гротескные образы, несоответствие между основой сюжета и тоном повествования, саркастическое сопоставление несопоставимых вещей, прием преувеличения и преуменьшения, фальшь претензий и идеалов героев, иронические характеристики, смешные самораскрытия, комические сцены — это все средства, которые Льюис использовал, чтобы показать черты американского общества, отравленного жаждой обогащения, общества, где люди в их погоне за материальной наживой постепенно духовно и морально деградируют, разлагаются.

Сатирический метод у Синклера Льюиса не был одним и тем же в течение 25 лет. Суть сатиры писателя состоит в драматизации и преувеличении негативных черт в человеке и обществе при использовании чрезвычайно реалистического, богато детализированного материала. Синклер Льюис говорил об этом так: «...моя миссия в жизни как раз в том и заключается, чтобы быть презираемым критиком, вечным выискивателем недостатков?»!. В некоторых героях романов человеческое начало соседствует с резко отрицательными чертами личности. Те образы С. Льюиса, в которых доброе, человеческое начало более выражено, не становятся объектом сатирического осмеяния, хотя и могут быть объектом иронии. Средством сатирического обличения второстепенных персонажей нередко являются гротеск и сатирическая гипербола.

Л. Файнберг, говоря о сатире Синклера Лыоиса, отмечает: «Слабость лыоисовской сатиры — в ее очевидности, в ее недостатке изобретательности или утонченности... Достоинства его сатиры — сила, колорит и энергичное движение».2

20-е годы — наиболее плодотворный период в творчестве американского сатирика. В это десятилетие Лыоис написал четыре^ романа, принесших ему известность: «Главная улица» (1920), «Бэбоит» (1922), «Эроусмит» (1925), «Элмер Гентри» (1927) и повесть

«Человек, который знал Кулиджа» (1928). В них писатель подметил важные, никем до него не освещенные в литературе черты американской социальной действительности и создал художественные обобщения, которые касались не только одной его страны Уже в романе «Главная улица» автор обратился к теме бездуховности Здесь, как нал: кажется, находится исток антифашистской темы которая будет продолжена в его романах 30—40-х годов.

Рассматривая во втором параграфе антифашистский роман «У нас это невозможно», автор указывает, что в середине 30-х годов начинается новый период в творчестве С. Льюиса. Хотя сам С. Льюис проповедует полный аполитизм, объективно его сатира становится политической. Это связано с тем, что антифашизм — это уже политическая позиция. Основное достоинство этого романа состоит в изображении американского фашизма, прикрывающегося демократа- ■ ческими лозунгами, в жизненности и верности портретов американских фашистов. В жанровом отношении «У нас это невозможно» представляет собой художественную антиутопию, ее «позитивную» разновидность—роман-предупреждение гротескно-сатирического характера, обязательно дающий проекцию тревожных социальных явлений современности в ближайшее будущее. Формальной особенностью художественной антиутопии является фантастика. В романе Синклера Льюиса все изображено в формах самой жизни. Но в контексте повествования образы приобретают символическое значение, посредством которого изображено наличное, более чем неприятное бытие.

В отличие от Г. Уэллса, прибегающего к космической масштабности, Лыоис изображает события предельно достоверно. Для этого романа характерно сочетание реалистического повествования с гротескно-сатирическим. Произведение появилось тогда, когда фашизм уже пришел к власти в Италии и в Германии, а Америка была в преддверии президентских выборов 1936 года. Синклер Лыоис написал свой роман, в частности, в поддержку Ф. Рузвельта, вторично баллотировавшегося в президенты. В США были попытки совершить насильственный фашистский переворот. Американский сатирик нашел способ, чтобы отрезвить и предостеречь своих сограждан.

Угроза фашизма американского вида, по мнению Льюиса, состоит в том, что «наихудшие фашисты отрекаются от слова «фашизм» и проповедуют порабощение капитализму под видом конституционной и традиционной исконно американской свободы. Они хуже всех потому что крадут не только заработную плату, но также и честь. Преследуя свои цели, они готовы цитировать не только священное писание но также и Джефферсона».! в названии романа С. Льюиса «У нас это невозможно» на первый взгляд содержится утверждение, что в США невозможна военная диктатура. Здесь есть ироничесшш подтекст. Автор показал, хотя и в фантастической форме, но опираясь на факты американской жизни, что угроза становления фашизма в Америке существует. Конфликт романа состоит в столкновении двух лагерей - сторонников фашизма и антифашистов. Ярчаишим

'(.ИГюис'с™ у'~нас1>т невозмжно // Льюис С. Сс5р. соч. в 9-ти тт., Т 6, М.: Правда, 1965, с. 378.

Представителем первого лагеря является Верзелиос Уиндрип. Этот . образ представляет собой беспощадную сатиру на фашистского диктатора. Приход Бэза к власти дан автором детально, с введением в текст пародированных документов. Уиндрип — это образ-схема, несущий в себе общие черты фашиста, доведенные с помощью гротеска до абсурда. Ужасны не только мероприятия, им проводимые, но и зловеще уродлив сам его вид. Противоречие меясду словом и делом — коренная черта его психологии. Поэтому в обрисовке этого типа важная роль принадлежит речевой характеристике. Во время выступлений образ Уиндрипа дается в гротескно-фантастическом виде, приобретает демонические черты («безумно сверкал глазами;.., «извергал библейский гнев»). Автор все делает для того, чтобы приблизить образ Бэза к реальности. Так, он иронически сообщает, что Уиндрип «был не просто обывателем, а Обывателем с большой буквы». Но в образе Бэза Уиндрипа выделяются писателем хищнические черты: «Где был Бэз, туда слетались хищники».

Чрезвычайно подробно описывает автор комично нелепые и жутко бесчеловечные действия Уиндрипа, проводящего кровавый террор в стране. Сатирик прямо пишет, что при Бэзе в Америке ус-тсиийл.д та же с-'« ели пыто:г, что и в других диктаторских государствах. Для более полной характеристики фашистов Синклер Лыоис изобретает новое слово: приверженцев Уиндрипа — «корпо-ративкстов», или «корпо», в романе называют «корпсами» (игра слоз: .— корпо и — трупы).

Лагерю Уиндрипа и его последователей Синклер Лыоис противопоставляет антифашистов. Это либералы Дормэс Джессэп, Лорин-да Пайк, Мэри и Фаулер Гринхилл и коммунист Карл Паскаль. Их образы даны объективно. Дормэс Джессэп — буржуазный интеллигент, представитель американской демократии. Портретная характеристика героя дается в контексте окружающего его интерьера. Джессэп — один из немногих, кто сознает всю серьезность предвыборной обстановки, но, придерживаясь политики «подождем—увидим...», редактор пытается отгородиться от всего мира. Синклер Льюис показывает контраст внешнего поведения и внутреннего состояния героя, много внимания уделяет изображению слоягаого процесса созревания окончательного решения вступить в борьбу против фашистов на стороне «Нового подполья». Образ Джессэпа максимально созвучен авторской позиции: он против фанатизма и фашистов, и коммунистов (как и против всех других форм тоталитаризма). И герой и автор хотят свергнуть фашизм, но не знают, что я;е поставить на его место. Они возлагают надежды на старые демократические традиции, верят в идеальную американскую демократию Томаса Джефферсона и Авраама Линкольна. Все же образы Дормэса Джессэпа и самого автора не сливаются. С. Лыоис возвышается над своим героем, а иногда и иронизирует над ним. В романе Дормэс противопоставлен не только фашистам, но и коммунистам. Он полагает что «борьба в мире идет не менаду коммунизмом и фашизмом, а между терпимостью и фанатизмом». В целом Дормэс Джессэп является выразителем общих идей и взглядов радикальной ин-

теллигенцин. В конце романа автор использует прием символической типизации — Джессзп вырастает в символ борьбы с реакцией. Но все лее неубедительна вера автора в своего героя, как в спасителя демократии в Америке.

В «У нас это невозможно»- коммунисты изображены как догматики и сектанты, не способные на союз с другими радикальными силами. Писатель говорит о коммунистических воззрениях с явным скепсисом, если не с издевкой. Из всех коммунистов образ рабочего Карла Паскаля дан крупным планом. Ключевое слово в этом образе — «фанатик».

Представители «Нового подполья» выглядят в романе весьма непривлекательно. Все образы расплывчатые и неясные. Не показана роль каждого члена в работе подпольной организации, автор ограничивается лишь общими фразами. Совершенно неясно, что они думают о будущем страны, какова их программа. Борьба подпольщиков описана романтически. Для них характерно стремление к борьбе (автор романа пишет, что все члены организации «горели» «религиозной страстностью»), в них гиперболизирован героический дух, вследствие чего обрисовка этих образов приобретает иронический оттенок. Очень неопределенно дан в романе образ Уолта Троубриджа — либерального политического деятеля, «знаменосца республиканской партии», ставшего в заключительной части романа временным президентом Соединенных Штатов. Конец романа является попыткой писателя (хоть и неубедительной) преобразовать мир. Таким образом, в романе пег ответа, какими средствами будет построено общество на «разумных» началах, но, конечно же, способы должны быть «мирными» н «легальными».

Сатирическая стихия пронизывает все элементы сюжета и поэтики романа. Она захватывает даже пейзаж. Немногочисленные пейзажные зарисовки играют в романе существенную роль: они неожиданно и остроумно сближают явления политической действительности с явлениями естественного мира, как бы предвосхищают события. 1

Автор исследования отмечает, что сатирический метод Синклера Льюиса в этом романе несколько отличается от предыдущих. В этом произведении, лишенном острых сюжетных коллизий, драматизм повествования нарастает постепенно и достигает кульминации в сцене выборов президента Уиндрнпа. Несмотря на изображение вымышленных событий, материал дается чрезвычайно реалистично. Сатирическое начало неразрывно переплетено с трагической тенденцией. Это отправка Виктора Лавлэнда в концлагерь за его «радикальные» взгляды — «гликновское толкование употребления аориста у Геси-ода»; сожжение корповцами произведений классиков и реплика по этому поводу невежественного Шэда; отправка «джентльменом-фашистом» Суоном старой женщины в концлагерь для закоренелых преступников; изобретение Бэзом нового способа ликвидации безработицы.

Роман представляет собой документальную хронику. Все события происходят с мая 1936 по август 1939 годов. Точно указаны даты, например: 3 ноября 1936 г. - выборы Уиндрипа, 20 января 1937 г. — вступление Уиндрипа в должность президента. Движение фиксируется по месяцам, неделям, дням и даже минутам.

Приводятся большие выдержки из прессы, из статей Дормэс Джессэпа, речь епископа Прэнга, произносимая по радио, выдержки из книги Б. Уиндрипа «В атаку», даются полностью «Пятнадцть тезисов победы «Лиги забытых людей». Используя прием статистического разоблачения, называя много дат и цифр, Синклер Лыо-ис придает достоверность происходящему,

В этом произведении много персонажей; сосуществуют вымышленные и реальные герои — Уиндрип, Прэнг, Сарасон и президент Т. Рузвельт, писатель Э. Синклер, упоминаются Т. Манн, Л. Фейхтвангер, Р. Роллан, Д. Дос Пассос, Геринг, Гитлер. У персонажей есть прототипы: Хьюи Лонг — Б. Уиндрипа, Ч. Кофлин,

— Пола Питера Прэнга, Освальд Гаррисон Виллард —- Д. Джессэпа. В романе использована тема двойника: Уиндрип — Гитлер, епископ, Пол Питер Прэнг — Калигула, Наполеон.

Изложение событий в книге дается последовательно, но иногда в тексте встречается ретроспекция. Например, сначала показано, что Джулиэн Фок находится в тюрьме, а затем рассказывется о его деятельности до ареста; прежде сжигают Шеда Ледыо, а потом объясняются причины его ареста и казни.

С. Льюис в своем сатирическом произведении дает великолепные психологические харктеристики героев. Писателя интересует линия поведения персонажей, и он подробно изображает их мысли и чувства. Характеристики каждого образа «разбросаны» по всему роману. Особое внимание обращает Синклер Лыоис на глаза Б. Уиндрипа, Ли Сарасона, Карла Паскаля.

Ироническая атмосфера в произведении создается с помощью великолепных авторских комментариев. «Как же беспристрастно правосудие корпо!» — язвительно замечает автор по поводу легкого наказания полицейского, убившего телохранителя. Рассказывая о создании концлагеря в помещении экспериментальной школы для девочек, Синклер Лыоис замечает: «Девочек и их учительниц, как материал малоценный для корпоративного государства, просто-напросто выставили».

Для выделения характерной черты персонажа используются ключевые слова: Карл Паскаль характеризуется как «фанатик», Генри Видер — «большой» и «спокойный», Джон Сэлливейн Рийк

— «самый».

С. Льюис подчеркивает в образе Уиндрипа хищничество и ханжество, жестокость — у Ли Сарасона, гнусное самодовольство — у Шэда, воинствующую буржуазность — у Тарр-Гиммич; даются

иронические определения: Бэз Уиндрип — «стервятник», «джеф-ферсоно-линкольно-кливлендо-вильсоновский демократ», «пресловутый шеф палачей»; начальник тюрьмы капитан Каули — «рыцарь бутылки» и «полнейший нуль»; Эмиль Штаубмейер — «рыцарь линейки», «классная доска»; Ли Сарасон — «гений рекламы»; капиталист Фрэнсис Тэзброу — «специалист по обращению камня в золото»; доктор Макгоблин — «был таким же специалистом по части медицинской журналистики, рецензирования книг по вопросам воспитания п психоанализа, составления комментариев и философии Гегеля, профессора Гюнтера, Хаустона Стюарта Чемберлена и Лот-ропа Стоддарда, а также исполнения на скрипке Моцарта, полупрофессионального бокса и написания эпических поэм, каким он был в области практической медицины», репортер. Док Итчитт — «Иуда от журналистики»; епископ Пол Питер Прэнг — «тиран, похуже, чем Калигула... и фашист, похуже, чем Наполеон»; старший наборщик Дэн Уилгэс — «черный от типографской краски викинг».

В тексте романа содержится обилие разящих сатирических формул, парадоксальных определений, которые приобретают форму клише: Гектор Макгоблин — «великий хирург-боксер-поэт-моряк»; Дьюи Хейк — «солдат-юрист-политик-авиатор»; Эффингем Суон — «джентльмен-фашист»; Бэз Уиндрип — «Профессиональный Средний Человек», «Обыватель с большой буквы», «Демосфен прерии».

Характеризуя персонажей, Синклер Льюис использует оценочные саркастические эпитеты: «синтетическая вдова», «изъеденный молью адвокат» и уничтожающие сравнения: магистр искусств, доктор права, президент Исайя-колледжа Оуэн Пизли «похож на куклу из линялой серой фланели того качества, какое обычно пускают на нижние юбки для девочек-сирот в приютах»; наборщик Дэн Уилгэс, вынимающий крошечные литеры, «был умозрительно похож на слона, изображающего курицу».

Оригинальны глубокие по смыслу метафоры в романе: в смехе Шэда «послышался скрип ворот концентрационного лаггеря»; Мэри Гринхилл «взяла» «свою тихую, мрачную ненависть, которая была тяжелее любого сундука».

Сатирик наделяет своих героев едкими прозвищами: Оскар Ледыо — «Шэд», т. е. «вешатель», «палач»; Альфред Тизра — «Снэнк», т. е. «змея». В комических монологах Тарр-Гиммич и Бэз Уиндрип разоблачают свою глупость и многословие.

Сатирические названия приобретают в книге символическое значение: «экспресс «Забытых людей»; «гора Террор».

Принципы художественной структуры романа-предостережения Синклера Льюиса развились в социально-фантастических романах последующих десятилетий: «У роковой черты» Ю. Бердика и X. Уилера, «Семь дней в мае» Ф. Нибелз и Ч. Бейли, «451° по Фаренгейту» Рэя Вредбери, «Колыбель для кошки», «Утопия-14», «Бойня номер пять» Курта Воннегута, антиутопии «1984» Д. Ору-

элла, а также в антифашистском романе сатирического характера Джона Херси «Скупщик детей». В их основе заложена нескрываемая тревога по поводу нарастания опасных тенденций в жизни американского общества. Здесь также используются документы и исторические факты, упоминаются реальные исторические деятели, приводятся цитаты из вымышленных произведений, утопия переплетается с антиутопией.

Вторая глава «Развитие гуманистических антифашистских тенденции в романах 40-х годов» посвящена рассмотрению романов С. Льюиса «Гидеон Плениш» и «Кингсблад, потомок королей».

В первом параграфе — «Осмеяние буржуазной филантропии и мещанства в романе «Гидеон Плениш» (1943) в контексте времени» дается оценка американской романистики периода второй мировой войны зарубежными и отечественными литературоведами и определяется в ней место романа С. Льюиса «Гидеон Плениш», в котором автор продолжает антифашистскую тему, начатую им в «У нас это невозможно». Здесь еще заметнее проявляется сатирическое начало: автор обличает уже не явных фашистов, а профашистов, прикрывающихся филантропической деятельностью. Кроме этого, в «Гидеоне Пленише» сатирик руководствуется не вымышленным, а жизненным материалом. В этом произведении есть совершенно^ новые черты, появившиеся в американской литературе военного времени. Это одно из немногих произведений, в котором ставится вопрос о состоянии духовного, политического климата США того периода. События в книге даются как бы параллельно с мировыми событиями. Чувствуется сходство процессов, происходящих в общественной жизни Америки и тем, что было в Германии в 30-е годы. Биография главного героя дается на фоне основных событий американской жизни: «бум» 20-х годов, экономический кризис 1929 года, «новый курс» Рузвельта, нападение японцев на Пирл Харбор. Зарубежные критики холодно и пренебрежительно отнеслись к роману. Так, Марк Шорер считает, что в конце романа «сатира деградирует до уровня фарса».* В «Литературной истории США» Р. Спиллера, вышедшей в 1974 году, об этом произведении не упоминается совсем. Сам автор о романе писал так: «Моя наиболее серьезная книга, которую обычно не воспринимают серьезно».2 Из отечественных критиков положительно оценили роман М. О. Мендельсон, Т. Л. Мотылева, Б. А. Гиленсон.

Тема книги — осмеяние религиозных, псевдопросветительных филантропических организаций, комитетов и лиг, в которых есть все условия для процветания фашистов и реакционеров. Тема благотворительности не нова для Льюиса. Она затронута в предшествующих произведениях — «Автопортрете», «Эроусмите», «Энн Виккерс». Но в «Гидеоне Плените» показана сама суть «филантропии», ее своекорыстие. Произведение охватывает три десятилетия. По жанру книга является синтезом романа-биографии и романа-памфлета. Здесь Льюис продемонстрировал весь арсенал своих сатирических приемов — от еле-заметной иронии до откровенного гротеска и карикатуры. Книга звучала как пародия на распрост-

б7аГ¥э^6итТ царстве""«филантрёпов» // Льюис С. Собр. соч.

в 9-ти тт., Т. 7, М.: Правда, 1965, с. 483.

2, Там ж?.

раненный в США «роман карьеры», содержащий жизнеописание преуспевающего дельца. Роман состоит из 33 глав. В них последовательно дается жизнь главного героя Гидеона Плениша с 10-летнего до 50-летнего возраста. В смысловом отношении произведение можно разделить на две части: жизнь до начала политической дея тельности и политическая карьера Гида. Первая часть отличается особой динамичностью. Диссертанту представляется, что С. Льюис здесь не столько подробен, так как ему важно показать своего героя уже зрелым человеком, когда он полностью и всецело включается в социальную жизнь Америки. Антифашистские мотивы звучат явственнее во второй части. В ней очень подробно расписана жизнь героя по дням, а иногда даже по минутам. В первой части больше юмора, еле-заметной иронии; во второй — острая сатира, карикатура. Гидеон Плешин очень напоминает героев С. Льюиса 20-х годов — Бэббита и Элмера Гентри. Это тот лее «средний американец», но уже в другой обстановке. В Гиде соединены самодовольство, тупость и низменный эгоизм Бэббита, трескучие фразы и виртуозность Элмера Гентри в деле рекламы. Гидеон Плениш — ловкий и невежественный карьерист, создающий видимость того, что занимается полезной филантропической деятельностью. Это человек духовно ничтожный. Вместе с восхождением своего героя по социальной лестнице автор исследует процесс его моральной деградации. Путь героя показан на фоне политической и культурной жизни Америки тех лет. Гид представлен в трех основных сферах —- семейной, общественной и деловой.

Сам по себе Гидеон — личность весьма посредственная, человек без особых дарований, но он умеет мимикрировать, приспосабливаться и поэтому бытро продвигается по служебной лестнице. Честолюбивая деятельность Гида начинается в Адель-бертском колледже. Уже здесь проявляется лицемерие и беспринципность героя. Во время учебы проявляется его страсть к ораторству. Гидеон Плениш — человек расчетливый. В Кинникинике он наносит визит по определенному «графику деловых встреч». Такой яге расчет чувствуется и в выборе жены — эгоистичной и ограниченной Пи они Джексон. Гидеон стремиться к политической деятельности, но поняв, что еще не готов к этому, сначала решил «удариться в педагогику». Став профессором, доктором философии, он считает себя «воинствующим философом», «специалистом по всем разделам литературы», «автором интереснейшей теории, что Шекспира написала королева Елизавета». Уже в колледже профессор Пленит высказывает фашистские идеи. Гидеон считает себя представителем высшей ра&»ы: «... белые нации — Америка и Англия, Франция и Испания, Италия и ... да и Германия, теперь, когда немцы поняли свое заблуждение и отказались от войны как стимула прогресса, — что мы являемся высшей раоой и что некое начало... предназначило нам заботливо, но твердо править всеми желтыми, коричневыми и черными ордами и что все они... были, есть и будут лишь понятливые дети, которые отлично имитируют нашу цивилизацию...». Гид полагает недопустимым ставить знак равенства между представителями высшей рас-'-ы и «низшими народами, у которых черепные швы облитерируются раньше...».

Не найдя удовлетворения в своей педагогической деятельности, Гидеон оставляет ее и вместе с тем теряет остатки порядочности, Политический мир, в который он попадает, — это мир многочисленных лжеблаготворительных и псевдорелигиозных ассоциаций, комитетов, конференций и лиг, развивающих антидемократическую деятельность.

Именно на тех страницах романа, где описана политическая деятельность Гидеона Плениша в различных филантропических организациях, ирония автора превращается в сарказм. Рассказывая как Гидеон переходит из одной филантропической организации в другую, С. Льюис подробным образом показывает, что представляет собой каждая из них, чем занимаются «стимулянты» и как они под видом благотворительности обманывают «филантрёпов» Гидеон был секретарем Хескетовского Института Сельского Образования (ХИСО), помощником капитана Гисхорна, руководителя Нью-Йоркского Общества Растпостранения Культуры среди Эскимосов, заместителем главы Гракона Сандерсон-Сандерсон-Смита, членом братства «Каждый Сам Себе Священник» и Братства Блаженны Дающие, где занимался выманиванием денег у пожертвовате-лей. Совершенно новый этап в политической карьере Гидеона Плениша начинается тогда, когда он оказывается в компании «интеллектуальных гангстеров» — в Динамо Демократических Директив (ДДД) — организации, возглавляемой полковником Мардуком. В образе Гидеона Плениша в центре внимания — изображение не внешней деятельности, а внутреннего мира героя. В этом проявилось мастерство Льюиса-психолога. Исследуя душевное состояние Гида, автор поднимает очень важную проблему — проблему гражданской совести. Показательно, что этот персонаж произносит больше всех внутренних монологов. При обрисовке внутреннего мира Плениша ключевым становится слово «беспокойство». Несмотря на благополучие и общественный вес, - иногда у него просыпается совесть и он понимает, что его деятельность далека от истинной благотворительности. Образ главного героя на протяжении всего романа как бы раздваивается:' один совершает действия, а другой в это время чувствует «прилив честности» и думает, что надо бы поступить иначе. Однако он не в силах отказаться от благополучия и респектабельной жизни. В конце романа автор мотивирует решение своего героя, потому что оно неизбежно и зависит не от самого Гидеона, а от обстоятельств.

Писатель с горечью задумывается о вреде, который приносит людям беспринципный демагог Гидеон Плениш, готовый за деньги пропагандировать все, даже фашистские идеи. Именно поэтому та{ беспощадна сатира С. Льюиса, направленная на главного героя. Автор иронизирует над Пленишем еще до того, как он стал членом профашистских организаций. Но сатирическая злость и горький сарказм появляются там, где автор касается мира фашистских идей. Синклер Льюис не окарикатуривает своего героя. Образ Гидеона Плениша удивительно человечен.

Значителен в романе и образ Пиони Джексон, жены Гидеона. Несмотря на то, что в словаре Пиони только сто двадцать слов, она держится уверенно и с самого начала верит в то, что Гидеон

ЙлеНиш «продвинется» и займет «в жизни достойное место». Она помогает ему делать карьеру, советует любым способом добывать деньги, подбирает ему темы для статей, заводит нужные знакомства. Основные черты характера, выделяемые автором в Пиони, —■ алчность и властность. Она настолько подчиняет себе мужа, что становится «господином», сделав его «рабом». Она одобряет сначала получение взяток, а затем и вступление Гида в профашистские организации. Если, изображая Гидеона Плениша, Синклер Льюис подчеркивает его нежелание быть членом профашистских организаций, иногда вспыхивающее стремление порвать с ними, то в Пиони, напротив, очевидна страсть к роскоши и влиянию, ради чего она готова стать членом даяге профашистской организации.

Особого внимания в романе «Гидеон Плениш» заслуживает описание профашистских организаций, имеющих глупейшие названия . С большим сарказмом, используя сатирические сравнения, определения, контрасты, речевую характеристику, автор разоблачает бессмысленную деятельность всех этих организаций и дает гротескные типы их руководителей.

В этой книге обращает на себя внимание созданный автором иронический словарь «филантрёпов». С. Льюис дает сатирические определения специальным теомпнам — «филантропическая организация», «стимулянт», «профессиональный стимулянт», «фи-лантрёпы». Здесь, как и в романе «У нас это невозможно», показаны предпосылки развития фашистских политических тенденций .

В образе профашистов Синклер Лыоис концентрирует внимание на какай-то одной характерной черте. Так, в президенте ХИСО докторе Джеймсе Северенсе Китто выделяется «широкость» и «пухлость»; ключевым словом в характеристике преподобного Кристиана Стерна является «энергичность». Как ограниченные н глупые люди представлены доктор медицины Мод Джукинс, мисс Наталия Гохберг и профессор Джордж Райот.

Для большей достоверности автор приводит цитату из прессы, где дается ироническая характеристика мистера Уильяма Т. Най-фа, «адента Антиномистской церкви», «одного из достойнейших современников испанской инквизиции; «Сектанская печать упоминала о мистере Найфе как о смиренном духом миллионере, следующем заветам св. Павла в своей личной жизни и в производстве безалкогольных напитков». Этот образ профашиста строится на ироническом контрасте.

Особой остроты достигает сатира Синклера Льюиса там, где описывается деятельность Гракона — Гражданской Конференции по Конституционным Кризисам с центром в Вашингтоне во главе с мистером Г. Сандерсон-Сандерсон Смитом и под председательством самого сенатора США Феликса Балтитыода. В Граконе нетрудно' различить черты таких организаций, как «Серебряные рубашки», «Америка прежде всего», «Американский легион», «Лига

американской свободы» и других профашистских организаций. Очень подробно освещается деятельность этой организации, ее члены и лозунг. Гракон связывают с фашизмом не только идейные нити, он поддерживается гитлеровскими субсидиями. Главу Грако-на мистера Г. Сандерсон-Сандерсон Смита (его прототипом был писатель-декадент Джордж Сильвестр Фирек, энергично агитировавший за кайзеровскую Германию в годы первой мировой войны и занимавшийся немецко-фашистской пропагандой в Америке в канун второй мировой войны) С. Лыоис определяет «превосходным Мастером Организаторского Искусства». Лицемерие этого персонажа проявляется в том, что он, обладая вкрадчивым голосом, хочет показать себя либералом. Но это все внешне. На самам деле, он — противник политики Франклина Д. Рузвельта и нацистский агент. Это очень опасный и тонкий человек. Не случайно 11н-они дает ему прозвище «Санди-Угорь». В этом образе гиперболизируется изворотливость. Председатель Граконц сенатор Феликс Балтитыод был тоже человеком двуличным, лицемерным. Комического эффекта С. Лыоис достигает, акцентируя внимание на его «честности».

Ответственный секретарь, президент и казначей другого общества — Братства Блаженны Дающие Эрнест Уайфиш наделен такими ироническими определениями: бывший депутат конгресса, бывший гробовщик, известный под кличкой «Дьякон». Синклер Льюис с издевкой пишет, что мистер У. Найф и Э. Уэйфиш «были трогательно единодушны в вопросе о нуждах рабочего класса и часто говорили, что являются лучшими друзьями рабочих, только те этого не знают».

Очень важен в идейном замысле романа Чарльз Б. Мардук, в котором обобщены черты генерал-майора Батлера, генерала Дугласа Макартура и сенатора Хыои Лонга. Этот образ отличается глубиной изображения и психологической достоверностью слов и поступков. Синклер Лыоис сгущает сатирические краски и строит образ е. помощью иронических определений, сравнений и контрастов. В изображении Мардука используются приемы сатирического плаката. С издевкой пишет С. Лыоис о «великом» открытии Мардука в области рекламы. Доказывая с помощью цифр и диаграмм, что «современная реклама — самый дешевый способ продажи товаров, что она являет собой высокие образцы музыкальной прозы и облагораживающих душу картинок», он закрепил за собой славу ученого и «получил две степени доктора литературы, одну степень магистра естественных наук, четыре степени доктора прав, одну степень доктора филолошческих наук, а также ряд орденов от Германии, Италии п общества дочерей Американской Революции». Совершенно очевидно, что Мардук стремится на пост американского Фюрера. Не случайно автор сообщает, что его любимыми героями были Наполеон и генерал Франко. Мардука окутывала атмосфера восточного царька. Его переполняло чувство превосходства. Говоря о тщеславии полковника, автор иронически сравнивает его с терьером и с богом. А на портрете, висящем в фирме, он похож на здоровенного верблюда. Лелея надежду стать президентом, Мардук никогда

Не выставлял свою кандидатуру ни в конгресс штата, ни в конгресс! США. А1ардук пользовался большой известностью, но «неофициальной»; он избегал выступлений и считал, что до поры до времени должен оставаться в тени. Тем не менее он внимательно ко всему присматривался. Полковник лицемерен: свою приверженность фа-шиадгу он прикрывает фразами о либерализме к демократии, люби г ссылаться на Линкольна и Джсффсрсона. Но мнению автора данного ксс-сдоваипя, Мардука можно сразишь с Базой Уиндрнпом из романа <гУ нас ото невозможно». Мардук такой же фашистский диктатор. II у пего есть также «ударный отряд» под названием смар-дуковекпе молодчики», напоминающий мшшгменов Уипдрппа. ¡Мардук заягляет на словах, чю ои противник войны, по сообщение о начале войны Америки с Японией принимает «восторженно». Полковник стремится к власти в послевоенное время, у него есть «но. вы а план послевоенного устройства мира», который может привести человечество к новым кровопролитиям. Ыардук основал профашистскую организацию Динамо Демократических Директив (ДДД), президентом которой стала сто дочь Ушшфрид. Образ этой наглой карьеристки дается в романе с едким сарказмом. В ней сочетается умет, венная ограниченность с бешеным честолюбием. В ее образе гиперболизируется стремление к ораторству: обладая голосом, «который обволакивал вас точно патока с касторкой», она «включалась автоматически и говорила, не требуя завода«». Этот образ раскрывается больше всего в речи, в разоблачительных монологах, в которые вложил С. Льюис много злой издевки. Образ >шшфрпд строится па сатирическом контрасте ее речей и впечатлении, которое они производят. Ее «п&1 ркзтическис» п «антифашистские» речи близки идеологии фашизма. Миссис Хомуорд мечтает выставить свою кандидатуру в муниципалитет Нью-Йорка, а впоследствии хочет стать губернатором и основать самостоятельную филантропическую организацию.

Рассматривая деятельность Динамо Демократических Директив, автор исследования отмечает, что сатирическая трактовка образа губернатора Томаса Блнпзарда, выдвинутого кандидатом в сенаторы США, несколько иная: пет гротеска, нет иронических определений. Блнззард — самый человечный из всех людей, окружающих Пле-ниша. В нем гиперболизируется таинственность и неопределенность. Блнззард проводит свою политику тайно и является конкурентом полковника Мардука на пост президента.

Представляется симптоматичным то, что оппозиция в романе «Гидеон Плсннш» показана слабо и схематично. К ней относится мистер Джонсон из Миннеаполиса, молодое поколение в лице дочери Пленншей Кэри и ее приятеля, иностранный корреспспденд Майло Сэмфайр и молодой доктор философии. Синклер Лыопс не показывает в романе деятельность антифашистской организации, хотя антифашистские идеи часто возникают на страницах романа в виде отдельных реплик, диалогов и замечаний автора.

Основное достоинство отого романа заключается в реалистическом изображении Америки в предвоенный и военный периоды — фашиствующих политиканов, церковников, бизнесменов. Своеобразие

сатиры Синклера Льюиса в «Гидеоне Плешгше» состоит в юм что он высмеивает и обличает уродливые стороны жизни, сохраняя достоверность жизненных ситуаций. Негативные явления и тины (в отличие от романа «У нас это невозможно..-) предстают в этой книге в самом обыденном виде. Большого внимания заслуживает проницательность автора, сумевшего показать в этом романе огромную опасность политических махинаций деятелей США дпЯ демократических принципов страны. Лыоис разоблачает «интеллектуальных гангстеров», стремившихся отвлечь простых американцев от злободневных вопросов. Как и в романе «У нас это невишкхно», автору удались в большей степени образы профашистов. В произведении Синклер Льюис пользуется своими обычными сатирическими средствами. В родине много примеров групповой карикатуры. Здесь больше, чем где-либо, нелепых и смешных названий различны:: организации: Общество Упсальских холостяков и Ныо-Ипсвпче «Долой Стыд», пивоваренная кампания «Изящная Жизнь», Нью-Йоркское Общество Распределения Культуры среди Эскимосов, кладбищенская Корпорация Небесная Гора, издательство Фиговый Листок. Иронические замечания автора, встречающиеся на каждой странице, выражают скептическое отношение Синклера Лыоиса к героям, событиям или действиям. Например, автор дает такое отличие конференции от съезда: «Съезд означает ревю с голыми хористками, незаконную выпивку и пение «С днем рожденья, милый Генри, милый Генри Гизенкамп», в то время как Конференция — это оголение лишь в интеллектуальном смысле»; гробовщик — «специаль. ность, в которой, несомненно, есть некоторый клерикальный оттенок».

Краткие пейзажные зарисовки в этом романе (в отличие от романа «У нас это невозможно») не используются как средство характеристики образов.

Во втором параграфе второй главы «Кингсблад, потомок королей» (1947) и развитие гуманистических антифашистских традиций» автор исследования указывает, что С. Льюис обращается к вековой теме, затронутой еще в 1851 году Бичер Стоу в знаменитой «Хижине дяди Тома*. Расовая проблема, которой посвящен роман «Кингсблад, потомок королей», в 40 —СО-е годы одна из самых злободневных в США, стала основой идеологического базиса фашизма. Эта важная проблема поднимается в бытовом изображении американской обычной жизни. Таким образом, здесь соединен бытовой психологический роман и остроравоблачительньш памфлет. Сатира содержится г. самом сюжете произведения. Белый американец, по фамилии Кингсблад, т. е. «королевская кровь», пытаясь удостовериться в своей принадлежности к королевскому роду, узнает, что он потомок негра. Обстоятельства, в которые поставлен герой, выявляют его нравственные ресурсы. Впервые в этом романе автор показал духовный рост личности. Расовый вопрос поднимается улсе

в начале романа. Первые главы, в которых раскрыта «предыстория» превращения Нийла в гонимого негра, пронизаны иронией. Авто? книги много говорит о симпатиях и антипатиях к неграм Кингсбла-дов Позиция Нийла в этом вопросе неопределена. Льюис саркастически отмечает, что когда Нийл однажды будучи еще «белым», по-

гнал руку негру, «видимого ущерба это ему не причинило». Считая себя стопроцентным американцем, он смеется над директором банка мистером Праттом, уверенным, что только британцы, французы и немцы считаются людьми. Герой твердит: «У меня нет никаких расовых предрассудков. Я как-никак участвовал в Бойне против Предрассудков!», но все-таки с самого начала к неграм он относится с презрением, видя в них низших существ, полагая, что любой белый выше любого черного, и сбою собаку он с пренебрежением называет «Ниггером», не видя в этом прозвище ничего обидного. В отношении Кингсбладов к Белфрнде выражены анткиегритянские настроения окружающих их людей.

Развитие действия в романе достигает кульминации, когда по совету отца Нийл решил выяснить, почему их предки носили фамилию Кннгсблад, и узнаёт, что сям принадлежит к неграм, что в нем 1/32 негритянской крови. Нийл хранит тайну, но в его душе происходит мучительная борьба с самим собой. С Иийлом сгязана в романе проблема гражданской совести. Отсюда много размышлений, монологов и несобственно прямой речи. У Кпнгсблада возникают сомнения в превосходстве американской пасы, меняются его социальные и моральные представления, меняется его отиошпиче к неграм: он по-новому их увидел и полюбил. Кульминацией в поведении Ннйла является речь Рода Олдвика о неграх. Он, движимый чувством справедливости, выступает в защиту негров н бросает вызов «белому» обществу. Таким образом, личность Нийла показана в развитии. Из мягкого человека, стандартного американского обывателя он превращается в стойкого борна за свои права. В заключительной часто книги обпаз Нийла приобретает романтические черты.

Лагерь ксгров в романе неоднороден. Есть среди них ирони-чо.ски обрисованные автором раболечетвупщие потм (метрдотель Дрексель Гриншо, проводник Мак, отец Мэри Вулкейп, чистильщик Уош), Мака автор романа иронически характеризует как «Готский альманах, горничная-лакей, облаченная в брюки дулнья ртй молодежи Дулута. Гганл-Ршгаблик и других городов па линии Дулут-Сент-Пол»; Уоша Сштлер Льюис иронически сравнивает с пауком: «было в нем что-то жалкое, в его сгорбленно!!. паучьей фигурке, в цвете его кожи, скорее серой, чем черной». Другое негритянское крыло (Клем Брэзенстар, разъездной агент Городской /чти. преподобный доктор Брустер, специалист по пластмассам Лиг ГТ^пг. медсестра Сойм?я Конкорд) стремится к борьба за сгоч ппрвя. хотя эта борьба сводится лишь к декларациям о своем тяжелом положении. У них нет организации, цели и ирогпяммы.

Язвительной сатирой прокизпны тс страницы романа, г л» г. гро-тоскнг>-сачкастч*'ег1'Ом документе» — п «Американском Кг.едо о Неграх» — обобщены лицемерные н бесчелоге'-'ньте взгляды на негров сторонников расизма. Это гротескго.саркастшгеские декларации с трагическим подтекстом, не позволяющие считат*. негоп ч°чо-веком. шипавнпмотчтгс его к животному, вгиот: ♦ на способ»' <

— биологически, органически, непоправимо не способны ^ постичь какую-либо науку, кроме сложения и вычитания, немудреной стряпни и управления автомобилем, а вся их йюлососЬия укалдывается в сонник., негры — это сплошь бездельники, штрейкбрехеры и шпионы.

Негры -— это животные в физическом смысле. И в культурном смысле — для них все равно, что Бетховен, что св. Августин. И в нравственном смысле — они не могут удержаться от воровства" и. насилия, от лжи и предательства. Да, это самые настоящие животные — нечто среднее между человеком и обезьяной».

«Высшее» общество в романе рисуется саркастически. Изображение «белого» света построено на ироническом контрасте с лагерем негров. Не пользуясь приемами гиперболизации (в отличие от романа «У нас это невозможно»), реалистически изображая героев, автор тем не менее превращает их в карикатуры. Жители Гранд-Рипаблик создали антинегритянскую организацию с ироническим названием «Сант Табак», составленным из первых букв девиза «Сомнем авангард негритянского террора, трави агитаторов, бей агентуру красных». Это была явно расистская организация, напоминающая ку-клукс-клан и имевшая целью «прогнать возможно больше негров обратно на Юг». Групповой карикатурный портрет родственников Нийла дается в сцене раскрытия «Тайны».

Откровенно фашиствующими расистами в романе являются преподобный доктор богословия Джет Снуд, «канзасский евангелист и сволочь в квадрате», считающий негров «проклятыми сынами Ваала», «которым бог за грехи дал черную кожу и на веки вечные сделал их слугами белого человека». Автор в характеристике персонажа использует градацию — «он был однообразен, он был безграмотен, он был скучен» и комическое перечисление: «.... у него было два замечательных дара: великолепный голос, на котором он играл, как на губной гармонике, и еще более великолепное отсутствие совести». Он как бы списан с Хыои Лонга и напоминает Кофлина из романа «У нас это невозможно». Другой расист — банкир Пратт — уверни, что неграм не надо мешать «голодать до тех пор, пока он« не осознают своей глупой головой, что им нужно поскорее убираться к себе на Юг»; секретарь торговой палаты города Рснди Спрюс, поборник «Американского Образа Жизни», считающий всех негров дураками: «... если в человеке есть хоть капля чроипй крови, он недоумок. Не способен творчески мыслить...»; уродливый лесопромышленник Вандер, наделенный такими оппсделениями — человек с «поиплю-снутым черепом», «грозным подбородком, жестокими голубыми глазами», свое отношение к неграм высказывающий в крикс «Несдобровать киггерам!». Издевка автора по отношению к этому персонажу очевидна в комических перечислениях: «Он любил свою гостью и своп капиталовложения, и он не любил негпог., а также всех, кто т носил фамилию Вандер». Расистом местного »тештпба, идеологом расизма в рсмане является полковник Уп.-бто флллгюпг. -чзрсъ чябп-тый двадцатидолларовыми бумажками», у которого «помимо округления гвоего капитала, была егае особая миссия: раскрыть глаза жителям Грэнд-Рипаблик на угрозу расового мятежа...-. К лагето расистов можно отнести «специалиста по коврам г антисемитизму-4, «торговца коасками. обоями, линолеумом и прочими лпоиз,,одо"ия-мч искусства», «пухлого, тщутого. лстеотшого* Седрика Стаубел-мейера, его жену — «мегепу г растрепанными седыми во"псамт;-> и скрытую расистку Дайанту Марл, напоминающую «Говорящую Женщину» Уинифрид из «Гидеона Плениша».

Еще один представитель церкви пастор Ван сер — является явным расистом. Он лицемерно заявляет о радости по поводу того, что негры «тоже чада всемилостивого господа», но на самом деле относится с ненавистью к тем, «у кого в жилах есть хоть ничтожная капля черной крови» и считает, что «совершенно невозможна сесть с ними рядом и полчаса побеседовать откровенно, по-това-рнщески...».

Образ Роднея Олдвнка, бывшего кумира и закадычного друга, дается чсг.ез восппчтг"с> Нлилп. Это типичный фашист, расист-«артистоктт». В иег.т сатирически гонгпастнрует положительная внешность(«гу"тыс голесы, широкие плечи, тонкая талия») и bhvt-cvT';t - :к'»т! ол во промена рабства, он, вероятно, засекал бы своих рабов насмерть». С.Лыоис саркастически заметет ;> * зп:счтто» --исг»"» пах.-, i п-л: <;Г\1чГ;оо Родней Олдппк никогда не говорил <-ш!ггер». Он не произнес бы этого слова, даже участвуя в линчевании». Антинегрптянсксе отношение Олдвика показано реалистично. без малейшего гоотеекп. Рол. как и Вря Уиилгжтт, in совах выступает против фашизма, но на деле является ярым сторонником фашиствующего расизма. Монолог Олдвикп в Федеральном клубе о том, что угрожает белым при засилнн негров, является разоблачением романтического Родя.

Роман «Кингсблад, потомок королей^ сбличая росотю дискри-мииацню в США, превращается в страстную ?по полно егобелы и равноправия всех людей, независимо от цвета кожи, религиозных убеждений, имущественных или сословных привилегий. Антирлсист-ская тема, затронутая в романе С. Льюиса «Кингсблад, потомок королей"-, kphi.to продолжение в его пом.ше ^Пг-гонс.-я -с л -> - {f «"»40), ГЛг есть спг;:'>стпчсски<4 трактат о правах le.':!-.'.; sAtcnnraime»» nr?i-надлежащий индейцу Черному волку, а также н романах Ii. Маклера, Д. Болдуина и других писателей.

В заключении диссертации формируются выгоды. Основное содержание диссертации отражено к слсллл'•:■ тtх работах автора:

1. К вопросу об изучении творчества Синклера Льюис:» в условиях национально-русского двуязычия / / Функционирование русского языка в условиях национально-русского двуязычия. Тезисы докладов научно-практической конференции. Ташкент, 1987.

2. Октябрьская революция и Синплер Лыспс (помпн «У и^" это невозлопшо»), И с.// Октябрь п литература США: Влияние Велик. Опт. т1сволюцни на а'.'рпик. лит. v я;уг>»>я~пс-ичу>. ¡ST.. 198В. — Депонировано в ИН1ЮН АН СССР (,\? П611-1 от 13.11.8ЙГ.).

3. Развитие гуманистических антифашистских твплнций С. Льюиса в помапе «Гидеон Пл^шгаг» // Сб, статей Фтгя некого гос. унилегептгта «Говоршенстг.пвание теопии и нппк'нг" гт^полл-вангтя русского языка и литературы в 1>г>ипоттат."оЛ а"ллт<>-рип». М,, 1003.

4. Сатирический роман С. Льюиса «Гидеон Плпшщ^ (г: солрссу о поэтике) — в печати.