автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему:
Региональная телепублицистика

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Мартынова, Татьяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.03
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Региональная телепублицистика'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Мартынова, Татьяна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ Й

РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИКИ

§ 1. Факторы, определяющие специфику региональной телепублицистики

§ 2. Диапазон жанров и нравственный аспект публицистических телепроизведений местных студий

§ 3. Зрительские предпочтения региональной телеаудитории

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

§ 1. Творческое наследие отечественной телепублицистики

§ 2. Режиссура публицистической телепередачи

§ 3. Критерии оценки публицистического произведения

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Мартынова, Татьяна Сергеевна

В период бурных социальных катаклизмов публицистика, как способ ориентации людей в происходящем, сплочении их во имя достижения стабильности, наведения порядка, преодоления экономических сложностей приобретает особое значение. В наши дни коренной ломки прежнего социального механизма и необходимости приспособления индивидуального сознания к новым политическим и экономическим реалиям роль телевидения в оперативном, мобилизующем отражении жизни трудно переоценить. Тем более, что малый экран давно заменил для большинства населения другие источники информации.

Впервые подробное содержание термина «публицист» раскрывает В. Даль: «Публицист - писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам, по народному праву»1.

И. Дворецкий обращает внимание на то, что основа термина -publicitus - означает «в интересах государства или общества; публично, всенародно, открыто»2.

А еще раньше А.С. Пушкин называл журналиста «ходатаем по общественным интересам»; замечая при этом, что «не каждый выдерживает испытания публикацией. Сословие журналистов, есть рассадник людей государственных. Они знают это и, собираясь овладеть общим мнением, они страшатся унижать себя в глазах публики недобросовестностью, пе-реметчивостью, корыстолюбием или наглостью»3.

Существуют различные мнения о публицистике, ее функциональном назначении (см. работы В.М. Горохова, Е.П. Прохорова, В.В. Ученовой)4. Однако при этом исследователи сходятся во мнении, что для этой специфической формы творчества характерно использование двух типов познания: научного и художественного.

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Русский язык, 1989. Т. 3. - С. 535.

2 Дворецкий И. Латинско-русский словарь. -М.: Русский язык, 1976. - С. 831.

3 Пушкин АС. Заметка о русских журналах 1831 г. // Собр. соч.: В 6 т. 4-е изд.

- М: Художественная литература, 1938. Т. 6. - С. 161.

4 Горохов В.Н Закономерности публицистического творчества. - М., 1975.

- 117 е.; Прохоров Е.П Искусство публицистики: научно-аналитический обзор. - М., 1987. 359с.; Ученова В.В. Публицистика и политика. -М., 1979. -145 с. 4

Сочетание в журналистике двух форм познания, - читаем в одной из работ, - обусловлено ее характером, целями, а так же предметом журналистики, который шире непосредственного предмета искусства и отдельных наук».1 Заметим только, что публицистика, как способ отражения действительности, требует постановки и решения общественно значимых проблем, нравственной, гражданской позиции автора. Смыслом публицистики было и остается воздействие в первую очередь на «социальную практику, на действия людей и общественных институтов. Путь к этому, как правило, лежит через формирование мнений». Целью любого публицистического произведения, с точки зрения большинства современных авторов, является формирование активного отношения зрителя к обсуждаемой теме, пробуждение у него желания изменить ситуацию в лучшую сторону.

Именно публицистика как способ отражения действительности является своеобразной социальной педагогикой: она учит зрителя видеть не статичность факта, а множество зависимостей в цепочке фактов, создает предпосылки для движения мысли от единичного события к постижению сущности явления, к качественно новому пониманию обществом существующей проблемы. Публицистика становится всеобъемлющей, и «нет такой области человеческой деятельности, -пишет В.М. Литвинов, - которая была бы ей безразлична. Можно с уверенностью сказать, что мир публицистики - это весь мир».3

Одни исследователи расширительно толкуют понятие «телевизионная публицистика» и исходят из того, что «журналист - это прежде всего публицист», и указывают следующие виды журналистской деятельности: информационная, аналитическая, художественная публицистика»4

1 Логика и образ в телепублицистике / Под ред. Кашафутдинова А.А. - Казань, 1973. - С. 5.

2 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С. 82.

3 Литвинов В.М. Мир глазами публициста. - М., 1967. - С. 124.

4 Телевизионная журналистика / Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. -М., 1998.-С. 171. 5

Существует и более узкое понимание телепублицистики. Его сторонники делят журналистские сообщения на информацию (объект которой - единичный факт, конкретное событие, а форма подачи - репортаж (по существу, максимально объективированная констатация свершившегося) и собственно публицистику, объект которой - целая группа причинно связанных фактов, сложные тенденции в жизни общества, а форма организации материала - исследование, анализ, авторская оценка.

Бурное развитие телевизионного вещания, ежедневная постановка все новых организационных, психологических, социологических и иных проблем, отставание обобщающей теории от повседневной телевизионной практики все настоятельнее ставят проблему исследования местного (регионального) телевидения в ряд наиболее актуальных задач. Обращает на себя внимание тот факт, что все касающиеся телевидения теоретические работы делятся на два направления, неравнозначных как по объему, так и по глубине рассмотрения проблемы: одни исследования (и их большинство) посвящены Центральному телевидению, другие - местному. Причем, и тем и другим раньше было свойственно игнорировать друг друга. Исследователи Центрального ТВ не только не замечали наличие сотен местных телестудий и тот гигантский опыт, который ими накоплен, но и забывали тот неопровержимый факт, что в начале своего развития Центральное телевидение тоже было типично местным (общеизвестно, что в силу технических ограничений - прямолинейности распространения сигнала - телестудии вначале обслуживали аудиторию, находящуюся лишь в зоне прямой видимости телевышки, что закономерно ограничивало диапазон их деятельности).

В свою очередь, исследователи регионального телевидения упускали из логики своих рассуждений то обстоятельство, что, как бы ни было сильно влияние местных объективных и субъективных факторов на развитие этого средства массовой информации, последнее вынуждено было подчиняться логике событий, инициируемых из столицы. 6

Но это замечание - не упрек авторам исследований, а всего лишь констатация определенного (особенно в последнее десятилетие) организационного отрыва местных телестудий от Центра, а также стремления их к самодостаточности, отмечаемой с момента создания местных телестудий, и приобретших в последнее время гипертрофированные масштабы.

Объясняется этот факт тем обстоятельством, что, будучи по своей сути «монополистами телеэфира» в своем регионе, местное телевидение старалось исчерпывающе удовлетворять запросы своей аудитории. В соответствии с этим строилась их программная политика и формировалась организационная структура. Обычно существовали две главные редакции - общественно-политических и художественных программ, а в последнее десятилетие все чаще стала формироваться и третья - информационная. Руководителей телевидения не смущал тот факт, что эти наименования происходят из разных семантических рядов. Общественно-политическое телевидение означает его функциональную направленность (в то время всецело подчиненную реализации партийных установок). А вот термин «художественное» в первую очередь указывает уже не на социальную функцию, а на способ отображения действительности.

Поскольку давно известно, что, с одной стороны, художественные передачи не могут быть лишены общественной значимости, а посему, как правило, они, а, точнее, их создатели политически ангажированы. С другой стороны, общественно-политические передачи только выигрывают, если созданы в соответствии с принципами художественной образности. Анализ имеющегося материала показывает, что развитие местного телевидения за последнее десятилетие было наиболее бурным именно там, где журналисты начали работать отказавшись от прежних канонов.

С 1997 года одним из направлений укрепления межрегиональных связей стал организованный руководством Орловской ГТРК регуляр7 ный обмен публицистическими, познавательными и развлекательными телепрограммами. Практически каждый квартал на орловском телевидении проходят «телевизионные вечера» других региональных студий. С начала реализации этого проекта орловские телезрители смогли познакомиться с творчеством 16 телерадиокомпаний. В их числе не только ближайшие соседи, но и отдаленные регионы (например, Калининградская область), и «ближнее зарубежье» (установлены тесные организационно-административные и творческие связи с государственным телевидением республики Беларусь).

Подобные «телевизионные вечера» позволяют убедиться в определенной идентичности программ региональных студий, порожденной схожим уровнем социально-экономического развития территорий и примерно одинаковым состоянием материально-технического и творческого потенциала местных телестудий.

Эти мероприятия всегда положительно воспринимаются широкой аудиторией. У зрителей появляется возможность узнать много нового о своих соседях, ощутить колорит их жизни. Неделимость информационного поля является в современных условиях - в эпоху широкого распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий - важнейшим условием сохранения целостности страны.

Назрела необходимость в исследовании особенностей региональной телепублицистики и обобщении ее многолетней практики.

Актуальность диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринято изучение идейно-художественных достижений и недостатков региональной публицистики с учетом новой экономической ситуации телепроизводства и изменившегося профессионального подхода журналистов и режиссеров к задачам и методам телепублицистики в условиях гласности.

В настоящей работе прослежены различия в жанрах, тематике, способах ее раскрытия в публицистических произведениях, создавае8 мых на национальных каналах и местных телестудиях; выявлены особенности их восприятия общероссийской и региональной аудиториями, в производственных условиях проверены и теоретически обобщены возможности усиления их эффективности.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые объектом исследования становится режиссура телепублицистики региональных студий, основные средства художественной выразительности, используемые для повышения действенности публицистических передач.

В диссертации:

1. Анализируется взаимосвязь социально-психологических доминант региональной телевизионной аудитории и идейно-художественные особенности адресуемой ей публицистики.

2. На основе изучения деятельности региональных телевизионных студий выясняются основные характеристики различных жанров телепублицистики и их стилистики.

3. Подробно исследуются художественные возможности и творческие проблемы, возникающие в процессе создания телевизионных публицистических передач.

Степень изученности проблемы.

Вопрос о том, что представляют собой средства, используемые публицистом для достижения тех целей, которые программируют его деятельность, исследован недостаточно. Есть только несколько работ посвященных этой теме.1 Несколько публикаций содержат анализ публицистической аргументации, методов воздействия на сознание и подсознание аудитории2. Очевидно, что все эти подходы не охватывают всей исключительно сложной и многомерной системы средств, которыми пользуется публицист на разных этапах творческого процесса.

1 Опофляева М.Н. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982. - 105 с, Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. - М., 1987. - 87 с.

2 Илюшин И.А. Пропаганда и информация. - Владивосток, 1987. - 142 с Тертычный А.А. Аргументация в публицистике. - М, 1985. - 52 с. 9

Несомненно, публицист, берясь за очередную программу должен учитывать (а вернее, - знать) законы психологии восприятия. Журналисту, а тем более, - режиссеру, необходимо так представлять потенциальную информацию, чтобы аудитория «хотела и могла отыскать в совокупности предлагаемых произведений те, которые представляются важными и значимыми, т. е. извлечь из них личностный смысл. Поскольку многие исследователи рассматривают журналистику, в том числе и телевизионную, как публицистическую деятельность, то и научных, и научно-популярных работ, посвященных этой теме, чрезвычайно много. Большой вклад в разработку общей теории телевидения внесли Э.Г. Багиров, Ю.А. Богомолов, Р.А. Борецкий, Ю.П Буданцев, Вс. Вильчек, С.В. Дробашенко, Е.Я. Дугин, В.В. Егоров, Р.Д. Копылова, В.И. Михалкович, С.А. Муратов, К.Э. Разлогов, A.JI. Сокольская, B.C. Саппак, А.Я. Юровский.1

В любой сфере человеческой деятельности практика всегда опережает теоретическое ее обобщение. Телепублицистика не стала исключением. Этот пробел успешно восполнили работы выдающихся режиссеров-документалистов И.К. Беляева, М.Е. Голдовской,

1 Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. - М., 1976. - 119 е.; Богомолов Ю.А Курьеры муз. Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. - М., 1986. - 191 с. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье: Статьи - М., 1998. - 104 е.; Буданцев Ю.П. В контексте жизни: Системный подход и массовая коммуникация.

- М., 1979. - 262 с. Вс. Вильчек Телевидение и художественная культура. - М., 1997.

- 64 е.; Дробашенко С.В. Экран и жизнь. - М., 1986. - 212с.; Дугин Е.Я. Информационно-публицистические передачи телевидения и пути повышения их эффективности

- М., 1986. - 207 е.; Егоров В.В. Телевидение, теория и практика.

- М., 1992. - 312 е.; Копылова Р.Д. Открытый экран; телевизионное зрелище и диалог. - СПб., 1992. - 189 е.; Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М., 1998.

- 50 е.; Муратов С.А Телевидение в поисках телевидения. - М., 2001. - 175 е.; Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. - М., 1982. - 158 е.; Сокольская A.JL Поэтика ТВ. Пути и поиски. - М., 1980. - 127 е.; Саппак B.C. Телевидение и мы. -М., 1988. - 167 е.; Юровский АЛ Поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. - М., 1975. - 183 с.

10

И.И. Романовского, Д.А. Лунькова1, построенные в основном на истории создания конкретных произведений, что тоже оказалось весьма полезным как для «распространения передового опыта», так и для теоретиков, анализирующих достижения телевидения.

В качестве авторов работ прикладного характера, посвященных деятельности тележурналистов-публицистов можно указать Д.Э. Розенталя, Г.В. Кузнецова, B.JI. Цвика, Г.Н. Шергову, л

А.А. Чичановского.

Однако абсолютное большинство работ анализируют наиболее яркие образцы телепублицистики, созданные на Центральном телевидении. Работ же, посвященных современной региональной телепублицистике, и в особенности режиссуре этого жанра, на сегодняшний момент явно недостаточно.

Впервые эта проблематика была поднята на Межвузовской научно-практической конференции по проблемам телепублицистики, состоявшейся в Ленинграде в мае 1966 г.3

Интересные работы, посвященные специфике местной телепублицистики вышли из-под пера Е.Я. Дугина.4

Обобщить опыт региональной телепублицистики и выработать рекомендации по его использованию в период демократизации совет

1 Беляев ИК Работа режиссера в процессе создания фильма. - М., 1996. - 59 е.; Голдовская М.Е. Человек крупным планом: заметки теледокуменгалиста. - М., 1981.

- 215 е.; Романовский НИ. Особенности режиссуры документального фильма.

- М., 1983. - 100 е.; Луньков ДА. Наедине с современником. Заметки режиссера документальных телефильмов. - М., 1978. - 48 с.

2 Розенгаль Д.Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М., 1998.

- 208 е.; Кузнецов Г.В. Специфика, принципы и методы работы телевизионного журналиста в кадре. - М., 1971. - 87 е.; Цвик В.Л. В кадре и за кадром: рассказы тележурналиста. - Киев, 1988. - 183 с.;. Шергова Г. Эхо слова: записки о звучащей публицистике. - М., 1986. - 239 е.; Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: книга - диалог. - М., 1989. - 333 с.

3 Тезисы докладов. - Л: Изд-во журфака ЛГУ, 1967. -21 с.

Дугин Е.Я. Местное телевидение. Типология, факторы-и условия формирования программ. - М.: Изд-во МГУ, 1982; Дугин Е.Я. Информационно-публицистические передачи телевидения и пути повышения их эффективности -М.: Изд-во МГУ, 1986. - 207 с. и ского общества пытались журналисты и исследователи средств массовой коммуникации Дальнего Востока и Сибири.1

Существенную помощь в организации социологического исследования местной журналистики, в том числе и телепублицистики,

О Л л оказали работы Т.З. Адамьянц, Э.Г. Багирова, Л.Г. Свитич , Л.Н. Федотовой5, В.А. Ядова6.

Психологическому аспекту публицистического жанра посвящены п работы А.А. Тертычного . Удачную попытку создать этический кодекс телепублициста предприняли С.А. Муратов и Ю.П. Буданцев8.

Методологической основой диссертации является материалистическая диалектик,^

При общем системно-структурном подходе к решаемым проблемам для достижения поставленных целей диссертантом использовались следующие методы:

- критический анализ существующего фонда публицистических телепроизведений и литературы по проблематике диссертации;

- объективная оценка собственного творческого, производственного опыта;

1 Журналистика: проблемы эффективности. / Сб. научных трудов. Отв. ред. Теюток. В.М. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1988. - 88 е.; Проблемы местной печати, радиовещания и телевидения. Под ред. Блиновой Э.В, Синченко С.В. - Томск, 1989. - 164 с.

2 Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. - М., 1999. - 136 с.

3 Б агаров Э.Г. Методологические проблемы изучения средств массовой информации // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. Выи 1. - М, 1981. - С. 66^87.

4 Свитич Л.Г. Эффективность журналистской деятельности. Программа и результаты социологического исследования условий и факторов эффективности местных средств массовой информации. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 200 с.

Федотова Л.Н Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. - М.; Изд-во МГУ, 1988. - 78 с.

6 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - 596 с.

7 Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения / Учебнометодическое пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 68 с. g

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. - М.: Права человека, 1997. - 56 с; Буданцев Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества. — М., 2001. - 50 с.

12

- теоретическое обобщение впечатлений от непосредственного участия в тематических «круглых столах», научно-практических конференциях.

При формулировании гипотезы был применен прогностический, информационно-вероятностный метод.

Для ее проверки практиковались социологические методы: (экспертная оценка, выборочный опрос зрителей, анкетирование).

Для формализации полученных результатов и объективного подведения итогов проделанной работы использовались инструментальные методы (обработка полученных данных с помощью компьютерных технологий).

Поскольку в центре внимания ученых и критиков за редким исключением преимущественно оказывались публицистические циклы и передачи различных жанров, создаваемые на Центральном телевидении, а позднее - на всероссийских каналах, предметом нашего исследования стала специфика региональной телепублицистики, особенности режиссуры, способы повышения эффективности и условия ее функционирования.

Для достижения поставленных целей предстояло решить ряд взаимосвязанных задач:

- теоретически обобщить практику режиссуры публицистических передач на региональных телестудиях, выявив и объяснив жанровые предпочтения;

- провести сравнительный анализ публицистических передач, созданных на центральных и местных студиях для обнаружения их сходства и различия;

- выяснить факторы, обуславливающие особенности региональной телепублицистики, влияющие на ее художественные достоинства и эффективность;

13

- сформулировать гипотезу о методах совершенствования региональной телепублицистики, повышения ее художественного уровня, усиления воздействия на аудиторию;

- разработать критерии объективной дифференцированной оценки публицистического телепроизведения;

- экспериментально проверить воздействие на зрителей публицистических программ разных жанров;

- обобщить полученные данные в практических рекомендациях, адресованных региональным телепублицистам.

Информационная база исследования.

Автор диссертации ознакомилась с основными трудами исследователей различных аспектов создания публицистических фильмов и телевизионных передач и изучил их теоретические и методологические подходы.

Сама же диссертация написана на основе осмысления собственного опыта автора прежде всего в качестве режиссера, приобретенного при создании региональных телепублицистических программ.

Теоретическая и практическая значимость данной диссертации определяется той ролью, которую играет телевизионная публицистика как в сетке вещания региональных телестудий, так - и это самое главное - в воздействии регионального ТВ на телевизионную аудиторию.

Практическая ценность выполненного исследования реализована в конкретных рекомендациях прикладного характера региональным публицистам и подтверждена автором в процессе создания собственных фильмов и передач.

Материалы и основные положения диссертации могут быть использованы:

14

1) в учебном процессе - при подготовке творческих кадров для создания публицистических телепередач;

2) в организации и планировании деятельности региональных телевизионных студий;

3) как определенный этап в изучении различных аспектов создания публицистических телепередач.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на кафедре экранного искусства Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.

Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных работах:

1. Использование нелинейного монтажа на региональном телевидении // Современные проблемы аудиовизульных средств массовой коммуникации. М.: ИПК, 2000. Ч. 1. 0,3 п. л.;

2. Художественно-выразительные средства публицистики // Современные проблемы аудиовизульных средств массовой коммуникации. М.: ИПК, 2000. Ч. 2. 0,75 п. л.;

3. Становление и развитие региональной телепублицистики (на примере ОГТРК). Орел: Изд-во ОРАГС, 2001. 1,1 п. л.

4. Творческое наследие отечественной телепублицистики. М.: ИПК, 2002. В печати.

А также представлены на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых на базе межрегионального центра по электронным СМИ Центрального федерального округа (г. Орел).

15

Структура диссертации.

Логика и методы исследования подсказали содержание и структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Региональная телепублицистика"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования диссертант пришла к выводу, что своей синтезированной природой (динамичной наглядностью, монтажностью, образностью, полисенсорностью воздействия) съемочная телепередача как нельзя более соответствует современным требованиям, предъявляемым ко всем без исключения публицистическим жанрам. Плотность и разносторонность экранизированной информации, обилие ее источников, четкое и доходчивое разграничение в ее изложении главного и второстепенного, драматизированная, сюжетная форма стимулируют мыслительную деятельность телезрителей, сохраняя при этом ее индивидуальность и самостоятельность, вызывают у них положительные эмоции во время просмотра и нередко побуждают их размышлять об увиденном и после него.

Однако бездумное копирование достижений столичных студий в этой сфере, нерассуждающее заимствование броских режиссерских приемов для региональной публицистики вовсе не гарантирует успеха у своих земляков. Происходит это потому, что в подходах к жанровому решению публицистического произведения, его кинематографической лексике и стилистике авторы полагаются более на свою интуицию и творческий опыт, чем на знание образа жизни, менталитета и социальных ожиданий своей аудитории.

Обобщение полученных данных по зрительским предпочтениям позволило выявить прямую зависимость степени адекватности понимания телеаудиторией созданного на местной телестудии публицистического произведения, меры эмоциональности его воздействия на зрителей от композиционных его особенностей при обязательном учете психологии отношения жителей регионов к любой телевизионной продукции.

161

Целенаправленно выверенные пропорции логико-эмоциональных компонентов публицистического произведения сохраняются и в его восприятии.

Одним из существенных итогов проделанной работы явились подробные профессиональные советы региональным публицистам.

Для усиления гражданственного звучания публицистического произведения, обеспечения доверия аудитории к нему очень важно сообщающие особую выразительность личностное отношение к излагаемому материалу, подача его «изнутри», от лица непосредственного участника показываемых событий. Для зрителей должен быть непререкаем его авторитет, ясна степень причастности к происходящему на экране.

Одно из самых ответственных авторских решений - последовательность развития, развертывания мысли в телеочерке. Главная трудность состоит в том, чтобы ход рассуждений был неуязвим с логической точки зрения и в то же время - ненавязчив, чтобы он был принят, разделен зрителями и создавал у них иллюзию самостоятельного вывода. Порядок эпизодов должен быть и неожидан, непредсказуем и достаточно убедителен. При наличии соответствующих возможностей в материале всегда предпочтителен проблемный способ сообщения необходимых сведений с экрана. Положительный отклик аудитории вызывают эффектные режиссерские приемы и первый среди них - мастерство пользования контрастами.

Долго и подробно удерживаются в памяти зрителя те эпизоды, в основу которых положен острый конфликт, открытое столкновение. Хорошо также фиксируются в их сознании моменты, передающие рассуждения авторов публицистического фильма через внешнее движение.

Следует всегда стремиться найти зримый, пластический эквивалент отношениям, которые не меняются, внешне не проявляются, но тем не менее существуют во вполне определенных формах, влияя на судьбу вовлеченных в них людей.

162

Было установлено, что усиление выразительности словесного комментария и музыкального оформления влечет за собой изменение характера взаимодействия фонограммы с изобразительным рядом экранного произведения и способно значительно повысить его эффективность.

Специфика деятельности режиссера на региональном телевидении складывается из следующих компонентов: более «близкие» отношения со своей аудиторией, меньшие средства, отпускаемые на создание передач, но в то же время есть и свои преимущества: это более глубокое знание местного материала, возможность быстро проверить данные, полученные из разных источников информации, непосредственно наблюдать прямые и быстрые следствия появления своего произведения на экране, изначальное доверие аудитории как результат постоянного с ней общения.

Проанализировав выдающиеся достижения отечественной телепублицистики за 30 с лишним лет, мы смогли определить личностные и профессиональные качества режиссера, необходимые для успешной работы в этой области телевизионного творчества. Это:

- социальная зоркость, способность заметить новое общественное явление, правильно оценить его сиюминутное состояние и дать верный прогноз его развития в будущем; безошибочное определение драматургических возможностей предлагаемой реальностью фабулы; чувство формы, позволяющее правильно выбрать жанр, точно расставить смысловые и эмоциональные акценты, найти образ - символ основной идеи, выявить степень поэтичности и темпоритм монтажа, пропорции экранной пластики и звучащего слова; умение пластически выразительно реализовать на экране пафос общественных устремлений, скрытые человеческие отношения, атмосферу фиксируемого камерой события;

163

- развитое социальное мышление, выражающееся в оценке переносимого на экран жизненного материала, прежде всего с точки зрения общественной пользы, обуславливающее активность гражданской позиции, бескомпромиссность нравственных принципов, действенную доброжелательность к людям.

Результаты проведенного диссертантом исследования объективно подтвердили положение о том, что региональная телепублицистика имеет свою специфику и позволили предложить ряд методов ее совершенствования. Поскольку в настоящее время идет активный процесс интеграции телевизионных профессий, автор работы намеренно не разделяет рекомендации, имеющие прикладное значение, как для журналистов, так и для режиссеров, ибо успех или неудача публицистического произведения предопределяется уже на стадии информационной первоосновы.

Региональная публицистика в большинстве случаев одновременно выполняет следующие важные взаимосвязанные функции:

- идеологическую;

-информационную;

- моделирующую.

Для их осуществления публицистическое произведение должно иметь несомненно актуальную и злободневную обсуждаемую тему; дискуссионный способ ее раскрытия; намеренную заостренность освещаемых вопросов.

И наконец, для того, чтобы отечественная телепублицистика играла позитивную роль в жизни общества необходимо обеспечить реализацию ее нравственного потенциала.

Важное требование к любой телевизионной передаче, а тем более, публицистической, - сбалансированное распределение информации между зрительным и звуковым рядом. Развитие действия на эк

164 ране должно идти от простого к сложному, от менее содержательного к более эффективному.

Ценность и доказательная действенность информации в публицистических передачах возрастают, когда мы видим сам процесс ее получения и, это особенно важно, когда ей присущ авторский, личностный оттенок.

Публицистика должна совершенствовать общество, а поэтому должна говорить ему всю правду о нем самом. Однако эта задача для публициста чрезвычайно трудна. И проблема не только в том, что многие его собеседники не всегда заинтересованы высказывать истину (зачастую они сами ее не знают). На наш взгляд, главная проблема - в самом журналисте. Информация, анализ, прогноз - по существу, ни одна из этих фундаментальных для публицистики задач не может быть решена, если не сведена до минимума опасность тенденциозности. Журналист должен сопоставить все точки зрения и не подменять готовым псевдорешением объективно существующие проблемы.

Позиция телепублициста не сводится к публичному самовыражению, тем более в новостийных рубриках, а проявляется в стремлении к достоверности и полноте раскрытия обсуждаемых фактов и мнений относительно них, что позволяет зрителю самостоятельно делать выводы.

Анализ имеющегося материала показывает, что для успеха любого телевизионного сообщения оно должно быть построено с учетом психологических особенностей человека. Во-первых, информация должна быть необходима зрителю. Во-вторых, она не должна противоречить базовым морально-психологическим установкам телезрителей.

Зритель воспримет информацию, исходящую только от человека, которому он доверяет. Поэтому завоевание благорасположения зрителя - первое профессиональное требование, предъявляемое к телепублицисту. Помимо этого, журналист должен безусловно следовать следующим правилам:

165

- использовать только проверенные факты;

- называть источник информации;

- в процессе сбора и подачи информации быть непредвзятым, открытым для любой информации;

- авторский комментарий должен быть ясным, и главное, четко организованным, а лексика журналиста - точной и выразительной, используемые слова знакомы зрителю;

- темпоритм сюжета должны позволять зрителю следить за содержанием и воспринимать его без «отключения».

Изучение зрительской аудитории, проведенное социологической службой Орловской государственной телерадиокампании показывает, что при просмотре телепрограмм точность ценится больше, чем оперативность, справедливость - больше, чем сенсационность, а сбалансированное отражение позиций конфликтующих сторон ценится больше, чем умение ярко и образно подать материал.

Экспертные оценки, осуществленные в ходе организованной работы фокус-группы, продемонстрировали, что подавляющее большинство телеаудитории воспринимает репортаж как публицистический материал, особенно в том случае, если под его воздействием обостряется чувство социальной справедливости.

Естественно, следование принципу непредвзятости не означает индифферентного отношения к тем, кто нарушает закон, и к тем, кто его защищает (особенно, если этот закон - нравственный, а журналист работает в жанре публицистики). Когда друг другу противостоят сострадание и жестокость, справедливость и злонамеренность, то позиция журналиста должна быть четко выраженной, не имеющей ничего общего с безучастностью.

Только в этом случае информационное пространство, создаваемое телевидением, станет не полем раздора, усугубляющим конфронтацию политических, религиозных и национальных сил, а бу

166 дет реализовывать высший долг телевидения - исповедовать истины, относимые к вечным человеческим ценностям: милосердие, согласие и взаимопонимание.

Определенную трудность для региональных тележурналистов представляет беседа в студии с несколькими приглашенными и мастерство телепублициста проявляется здесь тогда, когда он интуитивно чувствует, как необходимо подобрать состав приглашенных, как учесть их характеры и темпераменты и т. д., т.е. строить драматургию неигрового действия. Здесь публицист должен выступать не только как организатор, психолог и драматург, но и как социолог, способный дать прогноз общественному звучанию своей передачи.

Не следует забывать, что на телеэкране эмоция должна быть первичной, а речь - импровизационной, только тогда она убедительна.

Определенные требования предъявляются и к режиссеру студийной передачи. Приглашенными на региональное телевидение оказываются не только привыкшие к телевизионным софитам и телекамерам местные чиновники разного ранга, но и не избалованные телевизионным вниманием люди, к тому же не всегда известные широкой аудитории. Сформировавшиеся в определенной социальной среде, основным требованием которой является безликость, они, в основном, одинаково мыслят, часто стереотипно выражают свои мысли и даже нередко похоже одеваются. Поэтому для их лучшего визуального различения режиссеру можно порекомендовать использовать всю «палитру» монтажа (разграничение кадров по крупности, панорамы, отъезды, наезды, выделение деталей и т. д.). В прямой передаче любое отклонение от ожидаемого хода не только не разрушает телевизионную монтажную структуру, но, напротив, является источником режиссерской и операторской импровизации. Именно скорость реакции на происходящее, умение молниеносно реагировать на нестандарт

167 ность человеческого поведения в процессе показа определяют качество прямой передачи.

Анализ программ региональных студий показывает, что неизменным вниманием у телезрителей пользуются передачи не только выдержанные в «документальном стиле», но, в первую очередь, включающие в свою повествовательную ткань документ как таковой, поэтому создатели региональных телепрограмм должны использовать весь арсенал документальных средств: фото- и киноматериалы из государственных архивов; семейные фотоархивы; любительски^ съемки, газетные и журнальные материалы; архивные документы; официальные документы (нередко - конфиденциальные).

Социологические исследования, проводимые в последнее десятилетие, подтвердили вывод о том, что для достижения максимальной эффективности региональной телепублицистики необходимо учитывать особенности социально-психологических характеристик региональной телеаудитории как при выборе обсуждаемых тем, так и при использовании средств и способов их раскрытия на экране; а именно,

- наряду с рассмотрением глобальных проблем не следует сбрасывать со счетов вопросы, пусть не столь масштабные, но жизненно важные для земляков;

- в авторском комментарии желательно избегать неоправданного пафоса, а в съемочных материалах, служащих поводом для дискуссии, сильнодействующих приемов, таких, как гротеск, аллегория, олицетворение;

- во имя достоверности, убедительности публицистического произведения, необходимо придерживаться скромной, строго документальной стилистики.

И наконец, поскольку объективно существует определенная специфика во взаимоотношениях публицистов местных телестудий с ре

168 гионалыюй властью и со своей аудиторией, выражающаяся в «сокращенной» (по сравнению с общероссийским вещанием) дистанции между ними, в большей осведомленности зрителей о реальном положении дел в области, в наличии у них возможности немедленно проверить любое утверждение автора у многочисленных знакомых - должностных лиц на разных уровнях управления, для достижения максимальной эффективности региональной телепублицистики этот фактор должен учитываться и при выборе обсуждаемых тем, и при использовании средств и способов их раскрытия на экране.

169

 

Список научной литературыМартынова, Татьяна Сергеевна, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"

1. О защите свободы массовой информации в РФ: Указ Президента РФ // Рос. газ. 1993. - 24 марта. - С. 1.

2. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ: Фед. Закон РФ // Собр. законодательства РФ. 1995. -№ 49. - Ст. 46-98.

3. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Фед. закон. // Соб. Законодательства РФ. 1995. — № 3. - Ст. 170.

4. О средствах массовой информации: Закон РФ // Ведомости съезда народ, депутатов РФ. 1992. - № 7. - Ст. 300.

5. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия- к взаимодействию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. - 136 с.

6. Андроников И. Л. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 2.-432 с.

7. Аудитория. Проблемы изучения общественного мнения: Сб. М.: Гл. ред. писем и социол. исследований. ГКТР, 1987-1991. - Вып. 1-15.

8. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М.: Политиздат, 1975. 408 с.

9. Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 119 с.170

10. Багиров Э.Г. Методологические проблемы изучения средств массовой информации // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1981.-Вып. 1,-С. 66-87.

11. Беляев И.К. Введение в режиссуру: Курс для документалистов. -М : ИПК, 1998. 238 с

12. Беляев И.К. Спектакль без актера: Записки режиссера документальных фильмов. М.: Искусство, 1982. - 152 с.

13. Беляев И.К. Работа режиссера в процессе создания фильма. М.: ИПК, 1996. - 59 с.

14. Богомолов Ю.А. Курьеры муз. Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. М.: Искусство, 1986. - 191 с.

15. Богомолова Н.И. Диалогизация выступления как один из аспектов персонификации телевизионного сообщения // Значение и смысл слова. Художественная речь, публицистика / Под ред. Д. Розенталя. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 85-97.

16. Богомолова Н.И. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 125 с.

17. Большие проблемы малого экрана: Сб. / Сост. А.С. Плахов. М.: Искусство, 1981. - 176 с.

18. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье: Статьи. 1989-1998. — М.: НИАНО Ин-f истории и социальных проблем телевидения, 1998. -104 с.

19. Бровченко Г.Н. Тема Великой Отечественной войны на советском экране: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во журфака МГУ, 1982. -71 с.

20. Буданцев Ю.П. В контексте жизни: Системный подход и массовая коммуникация. М.: Мысль, 1979. - 262 с.

21. Буданцев Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества. -М.: ИПК, 2001.-50 с.171

22. Буданцев Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов. М.: МНЭПУ, 1993. - 75 с.

23. Вартанов А. С. Проблемы телевизионного фильма. М.: Знание, 1978.-56 с.

24. Вильчек В.М., Воронцов Ю.М. Телевидение и художественная культура. М.: Знание, 1997. - 64 с.

25. Власть: зеркало или служанка?: Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. М.: Изд-во Союза журналистов России, 1998.

26. Вопросы литературы. 1975. - № 9. - 175 с.

27. Воскресенская И.Н. Звуковое решение фильма. М.: Искусство, 1984.-156 с.

28. Встречи в Девятой студии // Телевидение и радиовещание. 1975. -№4.-С. 32-34.

29. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998. -412 с.

30. Гаймакова Б.Д. Основы риторики: Курс лекций. М.: ВИПК, 1991. -110 с.

31. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Сенкевич М.П. Мастерство эфирного выступления: Учеб. пособие М.: ИПК, 1996. - 166 с.

32. Гинсбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. - 245 с.

33. Голдовская М. Е. Человек крупным планом: Заметки теледокументалиста. М.: Искусство, 1981. - 215 с.

34. Голдовская М.Е. Творчество и техника: Опыт экранной публицистики. М.: Искусство, 1986. - 218 с.

35. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК, 1996. — 124 с.

36. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. -М.: Искусство, 1975. 117 с.172

37. Горюнова Н. JI. Художественно-выразительные средства экрана: В 3 ч. М.: ИПК, 1998, Ч. 1. 35 с.

38. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1996. -167 с.

39. Гуревич П.С. Приключение имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991.-221 с.

40. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1999. Т. 3. - 555 с.

41. Дворецкий И. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. - 890 с.

42. Джулай Л. Россия опыт открытости // Искусство кино. - 2001. -№ 7. - С. 83-87.

43. Дмитриев Л.А. Искусство публицистики. М.: ИПК, 2000. - 84 с.

44. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры: Учеб. пособие. М.: ВИПК, 1991.-63 с.

45. Документальный видеофильм. Этап становления. М.: Искусство, 1982.-127 с.

46. Дридзе Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. - 263 с.

47. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. - № 3. - С. 145-152.

48. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986. - 320 с.

49. Дробашенко С.В. Феномен достоверности: Очерки теории документального фильма. М.: Наука, 1972. - 182 с.

50. Дробашенко С.В. Экран и жизнь. М.: Искусство, 1962. - 212 с.

51. Дробашенко С.В., Михайлов В.П. Хроникально-документальная кинематография // История советского кино: В 4 т. М., 1969. Т. 1.173

52. Дугин Е.Я. Информационно-публицистические передачи телевидения и пути повышения их эффективности. М.: Изд-во МГУ, 1986.-207 с.

53. Дугин Е.Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 103 с.

54. Дугин Е.Я. Местные телерадиокоммуникации: Состояние и прогнозы.: Учеб. пособие. М.: ИПК, 1997. - 165 с.

55. Егоров В.В. Большая культура и малый экран. М.: ИПК, 1998. -205 с.

56. Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: ИПК, 1997. - 209 с.

57. Егоров В.В. Телевидение: между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. - 204 с.

58. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика: Учеб. пособие. М.: МНЭПУ, 1992.-312 с.

59. Егоров. В.В. Неоконсерватизм и государственная кадровая политика в области СМИ //Основы журналистского образования. М.: ИПК, 2001.- С. 3-21.

60. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972. - 352 с.

61. Ефимов Э.М. Замысел-фильм-зритель. М.: Искусство, 1987. -269с.

62. Ефимова Н.Н. Музыка в структуре художественных телепередач.: Учеб. пособие. -М.: ИПК, 1997. 123 с.

63. Журбина Е. Журналист. Пресса. Аудитория. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-116 с.

64. Журналистика в 1998 году: Тез. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Я.Н. Засурский. М.: Изд-во журфак£МГУ, 1999. - Вып. 1-3.

65. Журналистика и идеология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.У чено-вой М.: Изд-во МГУ, 1985. - 184 с.174

66. Журналистика: Проблемы эффективности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Теплюк. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1988.-88 с.

67. Зайцева Л.А. Выразительные средства кино. М.: Знание, 1971. -158 с.

68. Занберг Ю. Эта старая проблема монтаж // Телевидение вчера, сегодня, завтра. -М., 1985. - Вып. 5. - С. 117-121.

69. ЗарваМ.В. ТВ-репортер. -М.: Искусство, 1976. 111 с.

70. Зоркая Н. Останкинские портреты.//Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1984. - Вып. 4. - С. 125-128.

71. Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973.-255 с.

72. Илюшин И.А. Пропаганда и информация. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1987. - 142 с.

73. Исследования телевизионной аудитории: Теория и практика / Материалы семинара. М.: HAT, 1997. - 48 с.

74. Каверзнев А. Сценарии. Воспоминания. Статьи. М.: Искусство, 1985.-247 с.

75. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 183 с.

76. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М, 1966. - Т. 5. 583 с.

77. Клике Р. Художественное проектирование экспозиции. М.: 1978. -296с.

78. Козлов Л.К. Изображение и образ. М.: Искусство, 1980. - 201с.

79. Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., Изд-во МГУ, 1977. - 87 с.

80. Копылова Р.Д. Кинематограф плюс телевидение: Факты и суждения. М.: Искусство, 1977. - 135 с.

81. Копылова Р.Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог. СПб., 1992.-189 с.175

82. Кувик П.П. Малые формы документального кино. Мысли и наблюдения. Киев: Мистецтво,1970. - 56 с.

83. Кузнецов В.Г. Публицистический телефильм: тенденции и проблемы // Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. -М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 102-110.

84. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 256 с.

85. Кузнецов Г.В. Специфика, принципы и методы работы телевизионного журналиста в кадре. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 87 с.

86. Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. -М.: ИПК, 2001.-72 с.

87. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. -М: Изд-во МГУ, 1971. С. 124-127.

88. Леонтьев А.Н. Психология общения. Изд. 3-е. - М.: Смысл, 1999.-365 с.

89. Летунов. Ю.А. Время, люди, микрофон. М.: Искусство, 1974. -279 с.

90. Литвинов В. М. Мир глазами публициста. М.: Искусство, 1967. -124 с.

91. Логика и образ в телепублицистике / Под ред. А.А. Кашафутди-нова. Казань, 1973. - 56 с.

92. Луньков Д.А. Актер документального фильма // Журналист. 1974 -№1.-С. 17-19.

93. Луньков Д.А. Куриловские калачи: Записи по документальным телефильмам. М.: Искусство, 1984. - 208 с.

94. Луньков ДА. Наедине с современником: Заметки режиссера документальных телефильмов. М.: Искусство, 1978. - 48с .

95. Лысенко А. Главный герой // Документальный видеофильм. Этап становления. М.: Искусство, 1982. - 58 с.

96. Марченко Т.А. Театр в каждом доме. -М.: Искусство,1986. -175 с.176

97. Массовые виды и формы искусства. М.: НИИ Искусствознания, 1985. - 242 с.

98. Местная студия: Поиски оптимальной модели на один час вещания. М.: Изд-во Журфак МГУ, 1990. - 45с.

99. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации / Отв. ред. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. М.: Наука, 1985. - 197 с.

100. Методы исследования журналистики / Отв. ред. Р.Я. Симкин. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987. 156 с.

101. Михалкович В.И. К проблеме журналистских и художественных жанров телевидения.// Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1985. - С. 114—118.

102. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК, 1998. -50 с.

103. Михалкович В.И. Очерк теории телевидения. М.: Ин-т искусствоведения, 1996. - 256 с.

104. Монтегю А. Мир фильма. JL: Искусство, 1969. - 135 с.

105. Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Искусство, 1983. - 159 с.

106. Муратов С.А. Люди, которые входят без стука. М.: Искусство, 1971.- 168 с.

107. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. М.: Права человека. - 1997. - 56 с.

108. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М.: Изд-во МГУ, 2001.-175 с.

109. Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990. - 117 с.

110. Нечай О.Ф. Фильм у нас дома: О телевизионном документальном фильме / Ред. Р.Н. Ильин. Минск: Наука и техника, 1974. -240 с.177

111. Никиткина В.Я. Свет на лицах: Записки о драматургии документального телефильма. М.: Искусство, 1984. - 159 с.

112. Никулина Г.Ю. Лица знакомые и незнакомые: Заметки о телевизионном портрете. М.: Искусство, 1980. - 142 с.

113. Оганян Д. Трудные фильмы Самария Зеликина // Телевидение и радиовещание. 1986. - № 5. - С. 39-40.

114. Осинский В.Г. Телевизионная публицистика: Опыт жанровых характеристик. СПб., 1992. - 42 с.

115. Очерки по истории Российского телевидения. М.: Воскресенье, 1999.-416 с.

116. Парфенов Л.Г., Чекалова Е.Л. Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении. М.: Искусство, 1990. - 207 с.

117. Петровский Ю. Зритель подсказывает новые темы // Телевидение и радиовещание. 1977. - № 8. - С. 27-29.

118. Плахов А. Парадоксы условности.// Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1983. - Вып. 3,- С. 86-91.

119. Поздняков. Н.К. Информационная телепередача. Омск.: Проф-Юнион, 1997. - 230 с.

120. Поздняков Н.К. Музыка и телевидение. М. ИПК, 1996. - 80 с.

121. Положение о грантах Правительства РФ в сфере средств массовой информации // Рос. газ. 1996. - 15 июня. - С. 1.

122. Привалова Н.К. Композиция передачи как система средств выражения ее идеи. М.: ИПК, 1995. - 88 с.

123. Проблемы местной печати, радиовещания и телевидения / Под ред. Э.В. Блиновой, С.В. Синченко. Томск, 1989. - 164 с.

124. Продиктовано временем: Из опыта работы Центрального и местного телевидения и радиовещания. М.: Искусство, 1982. - 260 с.

125. Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. -М.: Сов. писатель, 1984. 359 с.178

126. Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития: Научно-аналитический обзор. М.: АН СССР ИНИОН, 1987. -73 с.

127. Прохоров Е.П. Психологические проблемы эффективности журналистской деятельности. JI.: ЛГУ, 1986. - 115 с.

128. Пудовкин Вс. Собр. соч.: В 3 т. М.: Искусство, 1974. - Т. 1. 440 с.

129. Пушкин А.С. Заметка о русских журналах 1831г. // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6 / Под общ. ред. С.М. Бонди, И.К. Луппола, Б.В. Томашев-ского, М.А. Цявловскогё. Изд. 4. - М.: Худож.лит. - С. 158-181.

130. Разлогов К.Э. Искусство экрана: Проблемы выразительности. -М.: Искусство, 1982.- 158 с.

131. Режиссер на телевидении: Сб. статей. М.: Искусство, 1978. -200 с.

132. Режиссура документального экрана: Реферативное изложение главы из книги Майкла Рабигера «Режиссура документального кино». М.: ИПК 1999. - 121 с.

133. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М.: Рольф; Айрис-пресс, 1998. - 208 с.

134. Романовский И.И. Без права на дубль: Записки режиссера телевидения. М.: Искусство, 1986. - 111 с.

135. Романовский И.И. Особенности режиссуры документального видеофильма: Учеб. пособие М.: ВИПК, 1983. - 100 с.

136. Ромм М. Избр. пр.: В 3 т.- М.: Искусство, 1980. Т. 1. 575 с.

137. Сабашникова Е.С Диапазон: Рассказы о телевизионных режиссерах. М.: Искусство, 1987. -207 с.

138. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. М.: ИПК, 1998. - 224 с.179

139. Саппак B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. 3-е изд. - М.: Искусство, 1988. - 167 с.

140. Сапунов Б.М. Этика и культура работников телевидения: Учеб. пособие. -М.: ВИПК, 1991. 104 с.

141. Светана С.В. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 256 с.

142. Светана С.В. Телевизионная речь: Функции и структура / Под ред. Я.Н. Засурского. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 151 с.

143. Свитич Л.Г. Эффективность журналистской деятельности: Программа и результаты социологического исследования условий и факторов эффективности местных средств массовой информации. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 200 с.

144. Семенов В. Художественные принципы музыкального оформления документальных передач // Телевидение вчера, сегодня, завтра.-М., 1981.-Вып. 1,-С. 164-184.

145. Семенов. В.Г. Региональная тележурналистика. М.: ИПК, 2001.-93 с.

146. Синицын Е.А. «Я веду репортаж.». М.: Искусство, 1983. -144 с.

147. Современный экран: Теория. Методология. Процесс.: Сб. науч. тр. / Рос. ин-т. истории искусств. Сост. и автор предисл. Р.Д. Ко-пылова. СПб.: РИИИ, 1992. - 128 с.

148. Сокольская А.Л. Поэтика ТВ: Пути и поиски. М.: Искусство, 1980. - 127 с.

149. Средства массовой информации в постсоветском обществе: Журналистика в 1996 г.: Тез. науч.-практ. конф. Ч. 1-4. М.: Изд-во журфака МГУ, 1997.

150. Стеркин Т.А. Становление профессии: О режиссуре музыкального телевидения. М.: Искусство, 1980. - 151 с.180

151. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской / Гл. ред. Я.Н. Засур-ский. М.: Изд-во журфака МГУ; Гуманитарный центр «Монолит», 1998.-406 с.

152. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М.: Мысль, 1982. - 105 с.

153. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.-202 с.

154. Телевидение на рубеже двух веков: Материалы междунар. на-уч.-практ. конф. М.: АОН, 1989. - 203 с.

155. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 286 с.

156. Телевизионная мозаика: Штрихи к «портрету» отечественного телевидения переходного периода: Сб. ст. М.: Изд-во журфака МГУ, 1997-1998. - Вып. 1-3.

157. Телевизионные знакомства Урмаса Отта // Телевидение и радиовещание- 1986,-№ 8- С. 19-20.

158. Телевизионный сценарий / Под ред. Э.Г. Багирова. Сост. Г.В. Кузнецов, Р.И. Галушко. М.: Изд-во МГУ, 1981.

159. Телеэкран неограниченное господство? Государство, капитал и новые средства массовой информации. - М.: Прогресс, 1987. -230 с.

160. Тертычный А.А. Аргументация в публицистике. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 52 с.

161. Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 68 с.

162. ТЭФИ Обозрение. М.: 1999. - Вып. 1-5.

163. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности: В 2 ч. М.: ИПК, 1998. 4.2. - 190 с.

164. Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М.: ИПК, 2000. - 66 с.181

165. Ученова В.В. Публицистика и политика. М.: Мысль, 1979. -145 с.

166. Федотова JI.H. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 78 с.

167. Фиггис М. Звук это эмоциональный мир фильма // Искусство кино. - 2001. - № 6. - С. 111-117.

168. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1999.-574 с.

169. Фролова Т.И. Общение в производственно-творческой деятельности журналиста // Вестник МГУ, Сер. 10. Журналистика. 1985. -№6. -С. 12-20.

170. Фурцева С.П. Методологические проблемы зрительского соучастия // Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации,-М., 1985. 101с.

171. Халилов А, Дремачев В. Видеофильм новая страница в ТВ публицистике. - Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та, 1983. - С. 29-40.

172. Цвик B.JI. В кадре и за кадром: Рассказы тележурналиста. Киев: Мистецтво, 1988. - 183 с.

173. Чичановский А.А. Инстанция истины: Средства массовой информации и жизнь: Книга-диалрг. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

174. Шаповал Ю.Г. Изобразительная журналистика. Львов: Вища шк., 1988.- 172 с.

175. Шаповал Ю.Г. Личностные методы повышения эффективности средств массовой информации. Киев: Вища шк., 1989. - 63 с.

176. Шергова Г. Эхо слова: Записки о звучащей публицистике. М.: Искусство, 1986. - 239 с.

177. Эльманович Т.В. Образ факта: От публицистики к фильму. М.: Искусство. 1975 152 с.182

178. Юровский А. Я. ТВ. Поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. М.: Искусство, 1975.-183 с.

179. Юровский А.Я Остраненный кадр // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1983. - Вып. 3. - С. 22-28.

180. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добро-свет; Книжный дом «Университет», 1998. - 596 с.

181. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино /Под.ред. Д.Э.Розенталя. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 256 с.

182. Ямпольский М.Б. Мифология звучащего мира.// Киноведческие записки. М.: НИИ киноискусства, 1992. - Вып. 15. - С. 51-85.

183. Архив Орловской государственной телерадиокампании (ОГТРК). Сценарий очерка «Вместе с Россией» от 4 августа 1999 г.

184. Архив ОГТРК. Сценарий информационно-аналитической программы «День за днем» от 1 марта 2001г.

185. Архив ОГТРК. Сценарий информационно-аналитической программы «День за днем» от 12 ноября 2000 г.

186. Архив ОГТРК. Сценарий программы «Новости» от 8 мая 2001 г.

187. Архив ОГТРК. Сценарий передачи «Своя земля» от 14 октября 1999 г.

188. Архив ОГТРК. Сценарий программы «Страж» от 17 ноября 2000 г.

189. Архив ОГТРК. Сценарий программы «Доброе утро, Орел!» от 3 июня 2001г.185