автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Региональные особенности подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных специальностей XVIII - начала XIX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Силонова, Ольга Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Региональные особенности подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных специальностей XVIII - начала XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Региональные особенности подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных специальностей XVIII - начала XIX века"

На правах рукописи

Силонова Ольга Николаевна

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕМЕСЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ XVIII - НАЧАЛА XIX века (НА ПРИМЕРЕ ВОТЧИННОГО ХОЗЯЙСТВА ДЕМИДОВЫХ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ РОДОВОЙ ВЕТВИ)

Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

5 ДЕК 2013

Екатеринбург - 2013

005543030

Работа выполнена на кафедре истории искусств ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Научный руководитель: Трошина Татьяна Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музееведения и прикладной культурологии департамента искусствоведения и культурологии Института гуманитарных наук и искусств УрФу

Официальные оппоненты: Кошаев Владимир Борисович

доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики ФГБОУ ВПО

«Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова»

Ивановская Вера Игоревна

кандидат искусствоведения, начальник информационно-издательского отдела ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт. (Государственная академия)»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет дизайна и технологий»

Защита состоится « 20 » декабря 2013 года в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА имени С.Г. Строганова по адресу: 125080, Волоколамское шоссе, 9 Автореферат разослан « 19 » ноября 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук — H.H. Ганцева

Общая характеристика диссертации

Актуальность темы исследования

Подготовка художников и мастеров для системы художественной промышленности - одна из актуальных задач современной педагогики и образования разных уровней. Особое значение приобретает выявление региональной специфики, связанной как с художественно-творческими, так и с экономическими и культурно-историческими особенностями регионов.

Род крупнейших промышленников России Демидовых внес огромный вклад в развитие русской национальной культуры. Неотъемлемой частью благотворительной политики заводчиков является подготовка квалифицированных специалистов художественного профиля из крепостных. Вызванная острой потребностью в обученных кадрах, она имела обширный опыт практического воплощения.

Творчество крепостных мастеров Демидовых уникально, поэтому закономерно может рассматриваться как ярчайший феномен регионального наследия России, самобытное проявление общероссийской культуры и одновременно уникальное явление, обладающее специфическими закономерностями развития и исторического существования.

В нашей работе мы рассматриваем обучение и профессиональную творческую деятельность крепостных специалистов уральского региона на примере нижнетагильского горнозаводского хозяйства и частично вотчин центральных районов России, принадлежавших Демидовым нижнетагильской родовой ветви.

В последние десятилетия художественно-культурные процессы, происходившие в уральской горнозаводской вотчине Демидовых в XVIII-XIX веках, все больше привлекают внимание специалистов. Творческое использование междисциплинарных методов и подходов позволяет основательно и предметно изучить различные аспекты проблемы.

Объективный научный анализ и осмысление данного явления в его культурной и художественной -целостности -актуальны, закономерны и необходимы, так как позволяют понять механизмы формирования глубинных пластов русской культуры. Немаловажен и тот момент, что на протяжении XVIII - первой половины XIX столетия в культуре проявляется тенденция к синтезу западноевропейских и российских традиций. На этом фоне творчество крепостных совершенно специфическим образом отразило не только активное сближение западных и восточных художественно-культурных канонов, но и взаимовлияние дворянского и народного культурных миров. Исследование форм и проявлений этого явления позволяет понять особенности формирования русских культурных традиций, как в целом, так и в региональном ракурсе, выявляет вклад творчества крепостных в создание национального художественного богатства.

Выделение данного феномена, связанных с ним проблемных вопросов в таком широком охвате, объеме и содержательном составе предпринимается впервые.

Научная разработанность проблемы

В помещичьих латифундиях России, горнозаводских вотчинах Урала в XVIII - XIX веках состав творческих профессий крепостных был сугубо индивидуален. Его своеобразная качественная специфика обусловливалась существованием профильных специализаций, набор которых определялся особенностями развития хозяйства, потребностями поместий и личностью самих владельцев.

Крепостные творческих профессий во владениях Демидовых -своеобразная устойчивая группа в социальной структуре горнозаводской вотчины или вотчинного хозяйства, включающая в себя состоящих в крепостной зависимости людей, а также освобожденных бывших крепостных, получивших специальное профессиональное художественное образование на средства владельца; занимающихся преимущественно сложным творческим трудом для удовлетворения хозяйственных, административных, культурных потребностей заводчиков. Определенная часть таких крепостных входила в состав крепостных служащих -привилегированной верхушки заводских владений.

В нижнетагильской горнозаводской вотчине Демидовых наиболее ярко, масштабно, основательно проявили себя следующие категории обученных крепостных: крепостные технической специализации, крепостные медики и крепостные творческих художественных профессий: архитекторы, живописцы, литейщики, скульпторы, граверы, мастера декоративно-прикладного профиля, мозаичного искусства; крепостные учителя.

В работах исследователей главное внимание уделялось и продолжает уделяться крепостным, занимающимся технической деятельностью. Научный интерес к этому региональному феномену обусловлен той важной ролью, которую крепостные данной специализации сыграли в процессе перехода от мануфактурного производства к промышленному капитализму. Данная тема имеет основательную историографию, и внимательно изучалась, сначала как часть истории техники России, позднее Урала и монографично, как деятельность наиболее талантливых крепостных мастеров. Обобщающим исследованием по данной проблеме является работа Л.С. Дашкевич и С.Я. Бугаевой (Корсуновой) «Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век».

Творчество крепостных художественных специальностей, принадлежавших Демидовым, как яркое и самобытное явление региональной культуры, изучается давно, но преимущественно в составе работ по истории живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства России и Урала.

Научные подходы к рассмотрению интересующего нас явления закладывались в анализе источников и работах специалистов, начинавших исследовать данную проблему в XIX веке: В.И. Семевского, В.В. Васильева,

3. Шамшуриной, В.Г. Сахновского, H.H. Евреинова. Первым опытом профильной систематизации сведений по теме стали монографии Е.С. Коц, C.B. Безсонова, статьи П.Н. Сакулина.

В 1950-60-е годы изучением предмета активно занимались не только историки, но и искусствоведы. Однако, рассматривая художественную деятельность крепостных, специалисты этой области научных знаний творчество крепостных живописцев и архитекторов не выделяли в специфическую и обособленную область русской культуры. Указанные процессы и события исследовались в русле развития всей культуры XVIII века как ее неотъемлемая часть, одно из важнейших звеньев русского искусства. В данном ракурсе проблема интерпретируется в работах М.В. Алпатова, В.А. Кулакова, Т.А. Селиновой, B.C. Дедюхина, К.Д. Сивкова.

Несомненным событием в уже сложившейся историографии стало диссертационное исследование Е.В. Гаккель «Крепостная интеллигенция в России во 2-й пол. XVIII - первой пол. XIX в.в. ».

Особое место в отечественной науке занимает монография М.Д. Курмачевой «Крепостная интеллигенция в России (вторая половина XVIII-начало XIX в.в.)», являющаяся одной из самых основательных работ по данной теме.

В качестве начала нового этапа советской историографии принято выделять 1950-е - начало 1960-х годов, когда с одним из новых научных направлений становится изучение уральской горнозаводской промышленности, культуры и искусства. Появляется целая серия работ, написанных на новых архивных материалах значительно углубляющих и уточняющих жизнь и творческую деятельность крепостных художественных профессий: Н.С. Алферова, A.M. Раскина, А.Ю. Каптикова, P.M. Лотаревой, С.П. Яркова.

Об актуализации научного интереса к художественной региональной культуре свидетельствует появление отдельных монографий, посвященных наиболее ярким талантливым личностям нижнетагильской горнозаводской вотчины Демидовых. Исследователи акцентировали внимание на менее изученной области творческой деятельности народных . мастеров — горнозаводской графике и живописи, которые были наиболее ярко и выразительно представлены на Урале. В.А. Каменским в 1940-е и 1950-е годы впервые в научный оборот вводятся достоверные фактические сведения о забытых крепостных художниках: Худояровых, Дубасниковых, Перезоловых.

Почти одновременно с работами В.А. Каменского, выходит монография, посвященная творчеству крепостных нижнетагильских художников Худояровых Б.В. Павловского «Крепостные художники Худояровы». Впервые жизнь и деятельность наиболее известных художников крепостного Нижнего Тагила была рассмотрена как творческая династия.

В 1975 году, на основе защищенной Б.В. Павловским докторской диссертации (1965 г.), выходит книга-альбом «Декоративно-прикладное

искусство промышленного Урала». Автор исследует специфику, генезис, функционирование, продуктивность художественной культуры горнозаводского Урала в целом, вводит в научный оборот исключительно важные и интересные сведения о крепостных мастерах художественных профессий в горнозаводской вотчине Демидовых. Впервые на основе архивных изысканий освещается история Нижнетагильской демидовской школы живописи для крепостных.

В указанный период появляются работы, посвященные обучению другим творческим профессиям и деятельности крепостных специалистов разного профиля. Большой интерес представляет статья московского исследователя А.Е. Горпенко «Неизвестная страница истории декоративно-прикладного искусства», в которой в научный оборот впервые вводятся сведения о жизни и творческой деятельности талантливого крепостного мастера по литью из чугуна Т. Сизова (Ярулина).

Важнейшей областью исследования является история уже упоминавшейся ранее демидовской школы живописи для крепостных. Изучение деятельности данного учебного заведения, основанного H.H. Демидовым в интересах творческого развития нижнетагильской лаковой живописи, делает необходимым использование материалов по истории нижнетагильского лакового дела, более узко называемого подносный промысел. Взаимозависимость и взаимовлияние школы живописи и традиций промысла были существенными и значимыми, поэтому необходимо основательное рассмотрение данных явлений.

Акцентируя внимание на указанной проблеме, следует назвать статью Л.С. Пискуновой «Русские расписные лакированные изделия», до сих пор остающуюся источником уникальных сведений и редких фотоизображений с раритетных образцов лакировального искусства и работу И.А. Крапивиной «Роспись по металлу» в трехтомнике «Русское декоративное искусство».

Значительным вкладом в изучении проблем нижнетагильского лакового дела стали исследования ленинградских и московских специалистов: И.Н. Ухановой, А. Гилодо, В.А. Барадулина, уральского исследователя A.C. Максяшина, работа которого являла собой редкий опыт обращения к почти неизученной теме крепостной педагогики.

В 1970-80-е гг. отдельные моменты, эпизоды деятельности нижнетагильской школы живописи, биографии крепостных преподавателей получили освещение в статьях, докладах, сообщениях исследователей Урала и Москвы.

В 80-90-е годы XX столетия история демидовской школы живописи становится объектом внимания многих исследователей. Прежде всего, следует назвать работы специалиста по истории русского художественного образования И.А. Прониной. Рассматривая историю художественно-промышленных школ, особое внимание исследователь обращает на демидовское живописное заведение. По мнению И.А. Прониной школа живописи в Нижнем Тагиле - одно из самых ранних учебных заведений прикладного профиля в России.

В последнее время культурные процессы и художественные события, происходившие в горнозаводской вотчине Демидовых, плодотворно изучаются и теоретически разрабатываются многими специалистами: Т.М. Трошиной, Г.В. Голынец, В.И. Байдиным, А.Г. Борис, М.Б. Канаевым, Т.К. Гуськовой, JI.A. Дашкевич, Ю.Я. Зек, С.А. Клат, Ю.В. Коноваловым, А.Б. Костериной-Азарян, P.M. Лотаревой, 3. Малаевой, А. Мосиным, Е.Г. Неклюдовым, Н.Г. Павловским, О.П. Губкиным Е.В. Ройзманом, A.C. Черкасовой, Е.В. Карповой, Н.Г. Суровцевой, Е.П. Пироговой, И.Н. Юркиным, H.A. Мезениным, И.М. Шакинко, Г.Б. Зайцевым и др.

Особое внимание необходимо обратить на работы пермского исследователя Н.В. Казариновой (диссертационное исследование «Живописцы Пермского края конца XVIII- первой половины XIX века» (СПб., 1992). В 1970-е годы она положила начало изучению нового пласта художественной культуры Пермского края. Открытие и научный анализ проблем наивно-реалистического искусства Прикамья XVIII - XIX в.в. наметило контуры яркой провинциальной школы, со своими установками, традициями, местными живописными особенностями. Существенным достоинством ее работы стало параллельное изучение живописных произведений и архивных источников.

Совершенно новым исследовательским направлением становится изучение коллекций Демидовых, в том числе и художественных. Благодаря этому актуализировалась и поднялась на новый уровень проблема творчества крепостных. Данной теме посвящены работы Т.М. Трошиной, Е.В. Карповой, Ю.Я. Зек. Кроме того, внимание специалистов начинают привлекать процессы, связанные с влиянием декоративного искусства Западной Европы на творчество мастеров Урала, та несомненная роль, которую в этом сложном и важном явлении играли заводовладельцы Демидовы (Т.М. Трошина «Демидовы и прикладное искусство Урала»).

С 1991 года крупным центром изучения индустриального, культурного и художественного наследия Демидовых становится Демидовский институт, возглавляемый A.C. Черкасовой. Институт объединяет деятельность историков, филологов, искусствоведов Екатеринбурга, Москвы, Петербурга и других городов России и Европы. Одно из главных направлений работы — реализация проекта «Художественные коллекции Демидовых в музеях России», проведение фундаментальных исследований и публикация документов

Важнейшей частью деятельности, основанного в 1992 году Международного Демидовского фонда, являются Демидовские Чтения (Ассамблеи). Материалы Чтений, публикуемые Фондом в форме Альманахов, концентрируют опыт международных исследований, посвященных промышленникам и меценатам Демидовым, в том числе нижнетагильской родовой ветви.

Обзор отечественной историографии имеющей прямое или частичное отношение к нашему исследованию позволяет сделать вывод о том, что собран и осмыслен большой материал. Изучению различных аспектов

художественной культуры вотчин Демидовых, творчеству крепостных специалистов посвящены работы историков, искусствоведов, культурологов, филологов. Однако комплексного изучения феномена создания художественно-промышленных школ в территориальных рамках горнозаводских владений Демидовых не проводилось. Многие аспекты проблемы намечены лишь в общих чертах. В существующих работах встречаются противоречивые и неточные сведения о биографиях и творчестве мастеров.

Художественное творчество крепостных в основном изучалось по отдельным специальностям, проблемам, направлениям, ярким самобытным личностям. Обобщающих работ, исследований теоретического характера по проблемам художественного образования, анализу творческого наследия крепостных в горнозаводской вотчине Демидовых нет. Поэтому можно утверждать, что в отечественной науке данный феномен не получил должного отражения и изучение этой проблемы актуально и перспективно.

Объектом диссертационного исследования являются: памятники декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты, живопись, скульптура, художественное литье крепостных мастеров заводовладельцев Демидовых нижнетагильского родовой ветви XVIII — первой половины XIX века.

Предмет исследования — формирование художественно-промышленной школы в уральских вотчинных владениях Демидовых нижнетагильского родовой ветви XVIII — первой половины XIX века, творчество крепостных литейщиков, живописцев, иконописцев, мастеров лаковой живописи, деятельность крепостных учителей.

Цель исследования - всесторонний анализ творчества крепостных специалистов художественного профиля на примере нижнетагильских владений Демидовых на основе конкретно-исторического и искусствоведческого подхода к данной проблеме региональной и российской культуры XVIII — первой половины XIX веков. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- реконструировать картину художественных событий, выявить закономерности и внутреннюю логику процессов, происходящих в вотчинном хозяйстве Демидовых в XVIII - первой половине XIX В.В., приведших к появлению и активной творческой деятельности крепостных специалистов

- выделить основные виды художественного творчества крепостных,

исследовать их особенности и культурную значимость

- рассмотреть и проанализировать творчество крепостных живописцев, мастеров декоративно-прикладной специализации (живопись по металлу), иконописцев, мастеров художественного литья; на основе архивных материалов расширить именной состав мастеров

- выявить и проанализировать формы художественного образования крепостных в вотчинах Демидовых, проследить процесс взаимосвязи с российским художественным образованием

- проанализировать работы крепостных мастеров с целью уточнения атрибуции и восстановления истории создания

- на основе объединения информации .различных источников, сделать научную качественную характеристику нижнетагильского лака; выявить сведения о составе и технологии приготовления; проанализировать результаты научно-лабораторных исследований

- провести научное сопоставление художественного декора западноевропейских лаков и нижнетагильских лакированных изделий с выявлением идентичных приемов декоративного оформления и специфических особенностей.

Современное состояние изученности культурных и художественных проблем вотчинного хозяйства Демидовых, достаточно большой пласт отраслевых исследований делают возможным и все более необходимым переход к монографическому рассмотрению данного явления. Наша работа является первой попыткой сведения воедино всех сведений документального характера, углубленного и всестороннего рассмотрения исследуемого феномена культуры и искусства.

Предмет исследования обладает специфическими

особенностями. Во-первых, необходимо использование экстенсивных и интенсивных форм проработки материала, позволяющих сочетать деятельность по восстановлению информационного поля и выработке предварительных теоретических обобщений, выводов и определений. Другая его особенность - междисциплинарный характер. Предмет проявляется на пересечении, наложении плоскостей нескольких наук - истории, искусствознания, истории образования, каждая из которых предоставляет методы и подходы исследовательского процесса, научно-понятийный аппарат. Взаимосвязь и взаимозависимость указанных выше наук, границы областей их совместной познавательной деятельности не абсолютны. В различные периоды, в конкретных ситуациях, они меняются и соотносятся по-разному. Но именно такие явления культуры, находящиеся на грани различных наук, отличаются наиболее продуктивными процессами, гораздо более глобальными и результативными, чем развитие в замкнутой специфике конкретного предмета. В соответствии с вышеизложенным, возникает необходимость практического использования методов и подходов, присущих различным областям знания. Еще одна особенность исследования - акцентирование внимания на творческой деятельности крепостного человека до получения «свободной» профессии и в статусе квалифицированного специалиста Демидовых. Поэтому большое внимание уделяется конкретным формам учебного процесса, положению обученного крепостного в вотчинном хозяйстве, особенностям соприкосновения этого социального слоя со всеми сторонами жизни горнозаводского общества, административным аппаратом и т.д.

Данная работа является первым специальным комплексным изучением крепостных специалистов художественного профиля, как единой, устойчивой на протяжении длительного времени культурной общности; ее

состава, как конкретно индивидуально-личностного, так и профессионально-группового, на основе широкого диапазона профессий, в специфике характерных черт, в неразрывной связи с жизнью горнозаводской вотчины, во взаимоотношениях с другими социальными группами.

Методологическая основа исследования

Специфическая особенность предметной составляющей изучаемого материала - незначительное число сохранившихся художественных памятников и, как следствие этого, источником сведений о творчестве крепостных мастеров XVIII - первой половины XIX века, зачастую являются исключительно документальные сведения архивных и опубликованных источников. Именно по этой объективной причине для исследования регионального искусства применяется широкий спектр научных методов и подходов, позволяющий творчески использовать с максимальной пользой даже косвенные источники.

В современной науке успешно работает многоуровневая концепция. В настоящее время широкое применение находят общенаучные методы исследования, выступающие как промежуточная методология между философией и фундаментальными теоретико-методологическими основами специальных наук. Их характерная черта проявляется в том, что используемые общенаучные понятия отличаются соприкосновением отдельных свойств, признаков частных наук и философских категорий. Из числа общенаучных методов мы используем системный и структурно-функциональный на разных уровнях: эмпирические исследования, теоретические обобщения и анализ, общие логические приемы, сравнительно-познавательные операции при рассмотрении фактической информации исторического и художественно-культурного характера.

Применение системного подхода позволяет реконструировать реальную картину художественных процессов в горнозаводской вотчине Демидовых наиболее полно и точно. В нашем представлении крепостные специалисты художественного профиля — явление системное, которое возникало и развивалось, систематически пополняясь и обновляясь, на протяжении длительного времени. Выделенный нами определяющий критерий характеристики крепостных специалистов - специальное художественное профессиональное образование, также требует системного подхода. Мы рассматриваем художественное образование для крепостных в хозяйстве Демидовых в самых разных формах и содержании, как систему, в которой каждое звено, функционируя в определенных условиях, имеет свои особенности, определявшиеся возлагаемыми на него ожидаемыми конечными результатами.

Для изучения художественных памятников, созданных крепостными Демидовых, применяются: метод стилистического анализа художественных памятников, метод научной атрибуции, метод лабораторного исследования, позволяющий восстановить техники и технологии, составы материалов нижнетагильского мастера лаковой живописи XVIII столетия.

Крепостные художественные специалисты и их творчество рассматривается нами как процесс. Все изучаемые события анализируются в контексте конкретной эпохи, среды, условий социально-экономического и культурного развития вотчинного хозяйства Демидовых, на фоне конкретно-исторических российских и европейских событий, поэтому в работе применяется конкретно-исторический метод во всем многообразии его подходов и приемов.

Хронологические рамки исследования

Традиционные хронологические рамки изучения творчества крепостных мастеров России определяются второй половиной XVIII -серединой XIX столетия. В нашей работе мы рассматриваем деятельность крепостных мастеров Демидовых в XVIII — первой половине XIX века. Акцент на указанном периоде делается потому, что при владельцах нижнетагильских заводов H.A. Демидове и H.H. Демидове происходят важнейшие процессы: закладываются основы обучения крепостных людей, определяются формы художественного образования, ярко проявляется специфика художественной практики квалифицированных специалистов Демидовых.

В изложении материала, в структуре работы лежит принцип хронологической последовательности. Это связано с особенностями зарождения, развития и проявления изучаемого феномена. В вотчинном хозяйстве одной из первых появляется необходимость в квалифицированных крепостных кадрах литейного профиля. Поэтому наше исследование начинается с этой сложной специальности. Далее по мере появления новых художественных специализаций в демидовском вотчинном хозяйстве, вводятся фактические материалы в соответствии логикой и последовательностью документальных источников.

Географические рамки исследования

Зарождение и развитие частного художественного и художественно-промышленного образования в Уральском регионе мы рассматриваем в географических рамках демидовской горнозаводской вотчины - группа нижнетагильских заводов. Однако некоторые крепостные специалисты по своему рождению и творчеству могли быть связаны с вотчинами центральных районов России, или принадлежали к категории дворовых столичных контор в Москве и Петербурге. Кроме того, по воле владельца практиковалось свободное перемещение, переселение для жизни и работы в любой район демидовских владений и за его пределы. Поэтому для полноты изложения мы не придерживаемся строгих географических границ.

В рассматриваемый период крепостные художественные интеллигенты принадлежали представителям нескольких поколений заводовладельцев, которые, как и крепостные, являлись частью определенных эпох и имели свои индивидуальные концепции воспитания крепостных специалистов художественного профиля. Личная политика H.A. Демидова, H.H. Демидова, а позднее и его сыновей Анатолия и Павла в отношении крепостной интеллигенции во многом определялась

индивидуальными качествами, наклонностями, уровнем образования и культуры. Этот немаловажный момент учитывается и анализируется в процессе рассмотрения результатов деятельности, каждого представителя рода Демидовых.

Источники исследования

Изучение темы потребовало обращения к широкому кругу источников. Основная документальная база исследования -неопубликованные источники. Прежде всего, оптимально используются материалы «Архива Демидовых», хранящегося в Государственном архиве Свердловской области (ГACO). Кроме того, в научный оборот вводится новый фактический материал «Демидовского фонда» Российского государственного архива Древних актов (РГАДА, г. Москва). Важные по содержанию документы, необходимые для подготовки отдельных разделов, удалось выявить в фонде Петербургской Академии художеств Центрального государственного исторического архива (ЦГИА, г. Петербург).

В указанной выше документальной базе, важнейшим источником являются материалы фондов № 643 Управления Нижнетагильского и Луньевского горных округов и № 102 Родового фонда Демидовых ГАСО. Главный интерес представляет деловая и хозяйственная переписка, которая велась между управляющими и приказчиками заводской нижнетагильской конторы и заводовладельцами, а также с московской и Главной петербургской конторами Демидовых.

Содержание переписки разнообразно — это не только письма, но и деловая документация: штаты служащих, послужные списки, распоряжения, предписания, циркуляры, отчеты, прошения, жалобы и т.д. Вся жизнь горнозаводской вотчины во всем многообразии ее проявлений, в хронологическом порядке и последовательности, в подлинной конкретности фактов предстает перед исследователем, поражая богатством мельчайших деталей реальных событий и сложных человеческих взаимоотношений.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что содержание дел демидовского фонда ГАСО (г. Екатеринбург) продублировано делами демидовского фонда РГАДА (г. Москва). Если в ГАСО это главным образом черновики ответов и оригиналы писем Демидовых, то в РГАДА в основном оригиналы нижнетагильских отчетов и оригиналы писем заводчиков и правлений других контор. В случае информационных лакун, которые не удается восполнить делами ГАСО, существует возможность выявления недостающих сведений в материалах РГАДА.

Использование архивных материалов является применением культурно-семиотического подхода. Деловая переписка, современная изучаемому нами феномену, предполагает обращение к точке зрения самих участников культурно-художественного процесса, в том числе к ее эмоциональному фону. Следовательно, мы обращаемся к реконструкции тех субъективных мотивов, которые оказывались непосредственным импульсом для действий, так или иначе определяющих ход событий. Таким образом, мы получаем возможность интерпретировать причинно-следственные связи на

том уровне, который ближайшим образом, а не опосредовано, соотнесен с событийным планом. Данный подход является гарантий точности и достоверности наших выводов и оценок.

Творчество крепостных мастеров различных профессий имеет свою историографию, а профиль специализации делает необходимым привлечение косвенных источников. Поэтому, в соответствии с вышеотмеченным, для полноты раскрытия темы необходимо использование научной литературы по самым разным областям знания: по истории Урала, истории искусства, истории образования и педагогики России и Урала, технике и технологии живописи, иконописи, о лаках и лакировании, красках, по истории старообрядчества, по истории лаковой живописи.

Для изучения темы важным источником является использование дореволюционных изданий императорской Академии художеств; монографий посвященных ее истории, сборников, обзоров выставок. Прежде всего, необходимо указать фундаментальные труды H.H. Петрова (Сборник материалов по истории Императорской Академии художеств за 100 лет ее существования. СПб., 1864-66. Ч. 1-3), Н. Рамазанова (Материалы по истории художеств в России. М., 1863), Н.П. Собко (Указатель художественных произведений, выставленных в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1839). Просмотр Каталогов академических выставок, Отчетов императорской Академии художеств позволил выявить новые неизвестные ранее работы крепостных художников и установить точную дату их создания.

Важные, ранее неизвестные сведения выявлены в иностранных источниках. Статьи и монографии немецких и английских специалистов по лаковому делу Вальтера Хольцхаузена, Джона Керла Флетчера, Роберта Стефена, Ханса Хута содержат уникальный фактический и иллюстративных материал, позволяющий рассмотреть отдельные проблемы темы в совершенно новом аспекте.

Апробация исследования

По теме исследования автором диссертации подготовлена серия статей, содержание которых раскрывается на основе архивных источников, которые вводятся в научный оборот впервые: «Особая милость Демидова» (1987 г.) - первый авторский опыт восстановления истории школы живописи; «Принимать только девочек»(1986 г), «Дабы оставили свои пряхи» (1987 г.) — новая информация об обучении живописи женщин в Нижнетагильском заводе; «Доставлены из Франции» (1988 г.) — об учебной гипсовой скульптуре для школы живописи; «Нанять живописца» (1988 г.) - о преподавателе демидовской школы живописи В.И. Албычеве.

Первой обобщающей работой по теме исследования стал доклад «Проблемные вопросы истории демидовской школы живописи в Нижнетагильских заводах. Женская школа живописи», прочитанный на конференции «Художественный металл Урала. XVIII-XIX в.в.» (Свердловск-Екатеринбург, 1990 г.).

Обучение крепостных художественным специальностям, практиковавшееся Демидовыми в XVIII столетии, получило освещение в докладе, представленном на «Первых Худояровских чтениях»: « Из истории подготовки специалистов художественных художественно-ремесленных профессий заводовладельцами Демидовыми в XVIII веке» [2004 г.].

Малоизученным аспектам темы на основе нового фактического материала выявленного в архивах, посвящены доклады и научные статьи. Назовем некоторые направления исследования: обучение крепостных художников Демидовых в Италии, крепостные иконописцы Худояровы, художественные особенности нижнетагильского лакового дела.

Тема исследования представлена автором диссертационного проекта в энциклопедиях, различных справочных изданиях, российских журналах, в книгах по истории г. Нижний Тагил и коллекциям Нижнетагильского музея-заповедника: «Крепостные художники» («Музей горнозаводского дела», Екатеринбург, «Баско», 1995 г.), «Гулянье на Лисьей горе» (журнал «Родина», № 6, 2000), «Художники Худояровы» («Тагильские фамилии», Н. Тагил, 2004 г.), «Школа живописи», «Худояровы» («Уральская историческая энциклопедия», Екатеринбург, 1998), «С.Ф. Худояров (Федоров)» («Календарь знаменательных и памятных дат. Свердловская область», Екатеринбург: Б-ка им. В.Г. Белинского, 1999), «Подносный промысел» («Нижний Тагил 285 лет. Книга о городе», 2007), «Портрет города» («Удивительный Нижний Тагил. 290-летию города посвящается», Нижний Тагил, 2012).

Участие во Всероссийском конкурсе на Грант Президента России в 2000 году стало важный этапом в изучении темы. Проект «Нижнетагильская школа живописи для крепостных 1806-20 г.г.» в номинации «исследовательская деятельность» был поддержан Грантом Президента Российской Федерации.

Выявленные в архивах и других источниках фактические материалы были обобщены и проанализированы в авторской монографии «Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII-XIX в.в.», изданной в 2007 году (Екатеринбург, «Баско»).

Систематизация и теоретическое обобщение материалов по определенным периодам истории изучаемого нами феномена, позволили сосредоточить внимание на отдельных моментах проблемы. Итогом данной работы стали статьи: «Художественный декор нижнетагильского лакового центра и лаки Западной Европы XVIII- начало XIX в.в. К постановке проблемы творческой преемственности» («Уральский исторический вестник», 2011г., в портфеле редактора), «Лакировальная фабрика Демидовых. Первый опыт реконструкции истории» (Вестник челябинской государственной академии культуры и искусства», № 2 (30), 2012 г.), «Нижнетагильское лаковое дело и крепостной литограф Демидовых В.А. Образцов» (2011 г.), «Нижнетагильский лак: итоги изучения. Новая версия раскрытия тайны» (доклад на III Международной конференции «Эрмитажная школа реставрации. 15 лет сотрудничества. Итоги и перспективы».

Екатеринбург. 2012 г. ), «Заводской интерьер и горнозаводский пейзаж в творчестве художников Худояровых (Пятые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 21-22 сентября 2011 г. Научная новизна исследования

Итоги исследовательской работы заключаются в следующем:

1. Впервые на основе обширного материала рассмотрено формирование художественно-промышленной школы уральского региона на примере нижнетагильских горнозаводских владений Демидовых

2. Впервые восстановлена и проанализирована педагогическая деятельность первой на горнозаводском Урале частновладельческой Нижнетагильской школы живописи для крепостных декоративно-прикладного профиля. Рассмотрены основные периоды ее деятельности, особенности деятельности крепостных учителей

3. В научный оборот введены и атрибутированы произведения крепостных мастеров Демидовых в области: а) художественного литья из чугуна, б) скульптуры; в) живописи; г) лаковой живописи д) крепостной педагогики. Оптимально расширен именной состав крепостных специалистов

4. Выявлены и проанализированы формы обучения крепостных художественным специальностям, практиковавшиеся Демидовыми в XVIII — первой половине XIX века

5. На основе сопоставления и сравнительного анализа сведений различных источников с художественными работами представителей крепостной интеллигенции выполнена атрибуция анонимных памятников, поставлены под сомнение или изменены существующие варианты авторства

6. Определены знаковые события биографий и творчества мастеров и художников династии Худояровых, лакировщика Трофима Перезолова, крепостных живописцев Ф.И. Дворникова и Ф.Н. Зыкова и др.

7. Научные лабораторные исследования, осуществленные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института (г. Москва), позволили получить уникальные сведения о составе лакокрасочных материалов, процессе выполнения работ нижнетагильскими мастерами лакового дела XVIII столетия.

Практическая значимость работы

В научный оборот вводятся новые архивные материалы, проанализированные, интерпретированные в виде творческих биографий почти забытых и неизвестных крепостных мастеров художественного профиля: живописцев, архитекторов, лакировщиков, литейщиков. Изучена история уникального культурного феномена - нижнетагильской школы живописи. В полном объеме восстановлен процесс создания выдающихся произведений нижнетагильского лакового дела: лакового кабинета Слободского дома-дворца Демидовых в Москве, лакированных столиков и других изделий. Дана общая характеристика деятельности первой частной российской лакировальной фабрики, созданной H.A. Демидовым в нижнетагильской вотчине.

Лабораторные исследования лакокрасочных материалов, проведенные по инициативе автора специалистами Всероссийского научно-исследовательского института реставрации (название учреждения в 1990-е годы), восстанавливают технологию выполнения работ лакировщиков XVIII столетия, что имеет огромное значение для проведения реставрационных работ на лакированном железе.

Выявленные и теоретически осмысленные материалы углубляют и конкретизируют представления о культурно-художественных процессах, происходивших в уральских вотчинных владениях Демидовых XVIII-XIX в.в. и могут использоваться специалистами различных специальностей в научной, педагогической, издательской деятельности.

Результаты исследования включены в программу учебного курса «Декоративно-прикладное искусство Урала» для студентов Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова).

Архивные сведения, характеризующие творческую деятельность крепостных мастеров Демидовых, могут быть использованы сотрудниками музеев и исследователями для атрибуции анонимных произведений, уточнения авторства и датировки художественных памятников XVIII-XIX веков.

Положения, выносимые на защиту: 1. В середине XVIII-XIX веков в вотчинном хозяйстве Демидовых формируется система подготовки крепостных специалистов художественного профиля. Вводится практика обучения крепостных художественным и художественно-ремесленным профессиям: живописи, скульптуре, архитектуре, резьбе, литью. Эти важнейшие процессы свидетельствовали о формировании новой категории специалистов -крепостных художественных специализаций

2. На протяжении XVIII-XIX в.в. Демидовы внимательно следили за развитием нижнетагильского лакового дела. Политика заводчиков по отношению к промыслу была неоднозначна. Однако знаковые проекты Демидовых, направленные на развитие нижнетагильской лаковой живописи: господская лакировальная фабрика, школа живописи для крепостных, оказали огромное влияние на развитие художественной культуры ремесленников

3. Одним из самых интересных начинаний H.H. Демидова был проект создания учебного заведения художественного профиля для крепостных женщин. Этот уникальный эксперимент не имел аналогов в российской педагогической практике, поэтому представляет особый интерес для исследователей

4. Мастера Демидовых Худояровы были не только профессиональными художниками, но и первыми в Нижнем Тагиле химиками-новаторами. В XVIII в. они сделали открытие, ставшее яркой страницей в истории лакового дела России. Изобретенный Худояровыми лак

является выдающимся достижением не только отечественного, но и мирового декоративно-прикладного искусства. Тайна худояровского лака до сих пор не раскрыта. Теоретические и лабораторные исследования позволили создать модель качественной характеристики лака, определить состав основных компонентов.

Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, основной части, разбитой на три главы, заключения, списка использованной литературы (336 названий из них 5 на иностранном языке) и источников, приложений с текстом «Социокультурный контекст биографий крепостных специалистов Демидовых художественных и художественно-ремесленных специальностей» и иллюстративным материалом.

Основное содержание диссертации

Введение содержит обоснование научной значимости и актуальности работы, конкретизацию временных и географических границ исследования, характеристику степени научной изученности и разработанности проблемы, цели и задачи диссертации, анализ архивных источников, определение объекта и предмета, изложение методологической основы. Здесь же раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Подготовка специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий в середине — первой половине XVIII века» посвящена процессу формирования системы обучения крепостных художественным специальностям, политике H.A. Демидова в деле подготовки крепостных специалистов художественного профиля.

H.A. Демидов первым из делового рода промышленников обращается к практике обучения специалистов различных специальностей из крепостных, в том числе художественного профиля. В XVIII веке это коснулось, прежде всего, двух направлений: обучения крепостных художественному литью и живописи.

Потребность в квалифицированных кадрах способствует активному и результативному осуществлению важнейших мероприятий в 1760-х, особенно 1770-х годах, когда H.A. Демидов целенаправленно проводит политику обучения крепостных художественным и художественно-ремесленным профессиям. Использование труда обученных крепостных людей решало проблему с недостающими кадрами внутри вотчинного хозяйства и являлось экономически выгодным мероприятием.

Основной формой обучения был платный наем по контракту специалиста-наставника, часто с высшим художественным образованием. Кроме того, к мастерам, которые нанимались демидовской конторой для выполнения определенных работ, также назначались ученики. При обучении крепостные ориентировались не только на получение знаний по профессии, но и на то, чтобы впоследствии заниматься педагогической деятельностью, то есть каждый обученный крепостной мастер обязан был готовить учеников. Вложив значительные средства в основательную подготовку одного

крепостного, H.A. Демидов рассчитывал получать новых специалистов без лишних затрат, через обучение внутри своего хозяйства. Таким образом, делаются первые очень важные шаги по созданию системы художественного обучения в вотчинном хозяйстве Демидовых.

При H.A. Демидове были обучены и прекрасно проявили себя крепостные художники — Ф.И. Дворников, Ф.Н. Зыков, А. Мочалов, В. Дмитриев; скульптор и литейщик Т.С. Сизов, архитектор и садовник А. Ткачев и другие.

Творчество крепостных живописцев имело разноплановый характер: иконописание, мифологическая живопись, портреты, оформление интерьеров домов-дворцов.

Сложной и многогранной была работа литейщиков. Кроме художественного литья, крепостные мастера занимались скульптурой, резьбой деревянных иконостасов. В обязанности крепостных садовников входило наблюдение и работы в садах и огородах, а также архитектурное проектирование, возведение оранжерей, теплиц и других более сложных построек. В XVIII веке в хозяйстве Демидовых наблюдалось совмещение профессий садовник и архитектор.

В зависимости от профиля профессии обученные крепостные получали должность: живописный ученик, затем живописец; литейщик; садовник и включались в категорию служащих, что указывало на привилегированное положение. Все эти важнейшие процессы свидетельствовали о формировании нового творческого слоя - крепостных специалистов художественной специализации.

Судя по архивным документам, обучение крепостных художественным специальностям начинается не из населения горнозаводских вотчин, а из крепостных людей вотчинного хозяйства Демидовых в Центральной России. Возможным образовательным протоцентром художественного профиля было село Фокино, расположенное в Нижегородской губернии. В дальнейшем центр художественной культуры вотчинного хозяйства Демидовых переместится в Нижнетагильский завод.

При H.A. Демидове использовалась еще одна образовательная форма, когда в роли наставников выступали крепостные ремесленники, которых обязывали обучать и передавать лучшие приемы и навыки своей профессии, приобретенные ими самостоятельно в процессе непрерывной практической деятельности.

Вторая глава «Нижнетагильский завод Демидовых — крупный художественный центр горнозаводского Урала. Формы художественного образования в конце XVIII - начале XIX веков.

XVIII столетие - один из самых сложных и малоизученных периодов истории художественной культуры Нижнетагильского завода Демидовых. При H.A. Демидове в 1750-60-х годах не только в вотчинах Центральной России, но и на Урале закладываются основы художественного обучения крепостных. Формы практического проявления этого процесса различны.

В Нижнетагильском заводе первый опыт художественного воспитания крепостных связан с введением обязательных уроков рисования в арифметической школе.

Возникновение и развитие лакировального промысла вызвало большой интерес H.A. Демидова и определило направление его художественной политики по отношению к этому творческому занятию местных жителей. Через присылаемые в Нижний Тагил обучающие пособия, образцы изделий европейских лаковых центров оказывалась методическая помощь крепостным ремесленникам. Копирование учебных изображений, отработка приемов рисования и живописи, восприятие опыта декоративного оформления изделий европейских лаковых центров способствовали совершенствованию культуры рисования и живописи, расширяли диапазон мотивов декоративной практики. Такой способ получения знаний носил добровольный характер. Воспользоваться им могли все желающие. Поэтому мероприятия H.A. Демидова в данном направлении следует рассматривать как благотворительное начинание.

В XVIII веке состав художественных специальностей, которыми овладевали крепостные Демидовых, расширяется. Появляется новая категория - художники-лакировщики. Самыми известными и яркими представителями которой, были мастера Худояровы.

В судьбе заводских лакировщиков Худояровых H.A. Демидов сыграл особую роль. Благодаря увлечению Демидова нижнетагильскими лаками, художники получили исключительную возможность для широкой творческой деятельности, проявления и совершенствования художественного дарования. Знакомство с работами мастеров лучших лаковых центров Англии, Франции, Германии, выполнение эксклюзивных заказов Демидова по гравированным изображениям европейских живописцев, расширяло кругозор, воспитывало вкус, углубляло и обогащало профессиональные знания.

Восстановление технического процесса лакировальных работ для Слободского дома-дворца доказывает сложный и многоуровневый характер данного вида деятельности. Каждый проект имел несколько этапов и осуществлялся при постоянном контакте заказчика и крепостных исполнителей через переписку с заводской конторой. Большое внимание уделялось обсуждению творческого замысла, подготовке эскизов росписей и декоративных элементов, изготовлению моделей и пробных опытных образцов. Важную роль играла и свобода творческого варьирования, которая не только допускалась, но и поощрялась H.A. Демидовым.

Через практику ответственных работ Худояровы аккумулировали самые современные достижения европейского и российского лакового искусства. Впоследствии через этих мастеров осуществлялась трансляция новых знания в нижнетагильский лаковый промысел.

Лакировщики Худояровы были не только профессиональными художниками, но и первыми в Нижнем Тагиле химиками-новаторами. Изобретенный Худояровыми лак, без сомнения, является выдающимся

достижением не только отечественного, но и мирового декоративно-прикладного искусства.

Одной из своеобразных форм обучения, практиковавшихся в Нижнетагильском заводе в XVIII столетии, была педагогическая деятельность лакировщиков Худояровых. Уровень мастерства и высочайшая квалификация превратили людей крестьянского сословия в педагогов и наставников. Мастерская Худояровых становится центром передачи передового технико-технологического и художественного опыта.

Большую роль в развитии художественной культуры нижнетагильской горнозаводской вотчины сыграл уникальный проект H.A. Демидова по созданию господской лакировальной фабрики, важнейшими участниками которого были лакировщики Худояровы. Замысел заводчика состоял в организации лакировальной мастерской в миниатюре повторяющей знаменитую мануфактуру Оллгудов (Алгудов) в Понтипуле (Англия). Ориентируясь на ассортимент изделий и художественные традиции европейских мастеров, крепостные лакировщики Демидова должны были работать, опираясь на достижения нижнетагильского лакового дела, главным образом, на качество лака и технику лакирования Худояровых.

Благодаря H.A. Демидову, через деятельность крепостных художников господской фабрики, лакировщиков Худояровых, в художественную культуру Нижнего Тагила активно проникают новые жанры: реалистическая цветочная живопись (традиции голландского натюрморта), ландшафтный пейзаж, фруктовый натюрморт, натуралистические мотивы - бабочки, птички, жуки, пауки. Развивается сюжетная живопись.

Третья глава «Нижнетагильская школа живописи для крепостных 1806-20-е годы»

Политика H.H. Демидова, направленная на распространение художественного образования в нижнетагильской горнозаводской вотчине, имела огромное значение. В центре внимания заводчика оказалась предпринимательская деятельность населения уральских заводов -лакировальный промысел. Для повышения качественного уровня художественных изделий ремесленников H.H. Демидов в виде благотворительности открывает специальное учебное заведение декоративно-прикладного профиля, которое осуществляло практическую деятельность в двух формах: 1. Школа живописи высшего уровня (главным образом для служительских детей). 2. обучение живописи вольноприходящих ремесленников. В дальнейшем из лучших воспитанников школы сформировалась специальная художественная мастерская, выполнявшая эксклюзивные лакированные изделия с живописью. Кроме того, в общеобразовательной школе для служительских детей вводится специальный предмет, включающий обучение не только рисованию, но и живописи на лакированных изделиях. Инновационным и, бесспорно, прогрессивным начинанием следует считать проект создания школы живописи для девочек. Таким образом, практикой обучения рисовальной и

живописной грамоте по воле H.H. Демидова были охвачены все слои заводского населения.

В основу обучения живописи была положена методика императорской Академии художеств. Теснейшая связь школы живописи с лакированным промыслом сделала возможным интенсивное проникновение академических традиций техники живописных работ в самые широкие ремесленные слои. Кроме того, благодаря школе живописи, в местном промысле получает распространение сюжетная живопись, что неизбежно способствовало развитию станковизма в нижнетагильском декоративно-прикладном искусстве.

Живопись народных мастеров Прикамья специалисты определяют как примитивное искусство неклассического типа (Н.В. Казаринова). Высокий уровень художественной культуры, и в этом несомненная заслуга школы живописи и всей образовательной политики Демидовых, не позволяет отнести изобразительное творчество нижнетагильских мастеров к указанной категории. Благодаря солидному слою обученных крепостных специалистов, культура живописи нижнетагильских вотчин Демидовых представляла собой совершенно оригинальное явление, ориентированное политикой заводчика на стиль академического классицизма.

Деятельность Нижнетагильской школы живописи, художественной лакировальной мастерской, существование методической консультационной и обучающей бесплатной базы для всех жителей заводов способствовали распространению и формированию особого статуса профессии заводской живописец или художник.

Категория крепостных специалистов по живописи в рассматриваемый нами период дифференцируется, распадаясь на должностную иерархию в служительском штате горнозаводской вотчины: живописный ученик, старший живописный ученик, живописец.

Если мы обратимся к выводам современников рассматриваемых нами событий, то они считали: живопись на подносах до школы живописи была самым обыкновенным «малеванием», деятельность школы и ее крепостных преподавателей позволила поднять работы местных художников до уровня искусства.

За рамками нашего исследования остались многие важные художественные проекты Демидовых, связанные с приобщением к художественным специальностям крепостных: заграничное пенсионерство по живописи и архитектуре, обучение мозаичному делу, бронзолитейному делу; обучение крепостных, получивших по воле Демидовых освобождение от крепостной зависимости в императорской Академии художеств.

Деятельность Демидовых в этих направлениях имеет специфический характер, характерные особенности, а деятельность мастеров осуществляется в иных исторических и культурных условиях. В связи с этим творчество специалистов горнозаводских вотчин Демидовых рассматривается как самостоятельная проблема.

Заключение

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сделаны обобщающие выводы. В течение полутора столетий в вотчинном хозяйстве Демидовых шел процесс формирования элитного слоя крепостного общества - мастеров художественных и художественно-ремесленных профессий. Через сложившуюся систему художественного образования готовились кадры крепостных живописцев, архитекторов, скульпторов, лакировщиков. Обучение носило многоуровневый характер.

Благодаря деятельности крепостных специалистов, творчество выходцев из народа в горнозаводских вотчинах Демидовых выходит за рамки художественного примитива. Оно представляет собой совершенно оригинальное и уникальное явление общероссийского значения.

Рассматриваемый нами феномен имеет большие исследовательские возможности. На данном этапе все выявленные и изученные в нашей работе художественные профессии крепостных, рассматриваются в комплексе, в эволюционном движении: от возникновения до стабильного функционирования и исчезновения. Все элементы связаны, сосуществуют в рамках вотчинного хозяйства, в границах одного временного пространства. Благодаря такому подходу, предмет исследования воспринимается в целом, через жизнь и творческую деятельность крепостных художественных профессий на фоне конкретной исторической эпохи.

В дальнейшем, при углубленной проработке источников, накоплении фактического материала возможно рассмотрение каждой художественной специальности крепостных индивидуально. Дифференциация данного предмета неизбежна. За этим последует экстенсивное изучение истории художественных профессий узкими специалистами, что приведет к обладанию колоссальной детальной информацией. Следовательно, произойдет формирование конкретных областей исследования, которые, не выделяясь из общей конструкции темы, обретут свое индивидуальное содержание и четкую интерпретацию. Следствием этой сложной и продолжительной по времени работы будет выход исследования темы на новый качественный уровень.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Научные монографии:

1. Силонова, О. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII-XIX века (из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми) / О. Силонова. — Екатеринбург: Баско, 2007. - 416 с. — 19 п. л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах,

определенных ВАК РФ:

2. Силонова, О. Гулянье на Лисьей горе /О. Силонова //Родина. № 6. 2000.-С. 62-65.-0,1 п. л.

3. Силонова, О.Н. Господская лакировальная фабрика Демидовых. Первый опыт реконструкции истории. XVIII — начало XIX в.в. / О.Н. Силонова // Вест. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 2 (30). -С. 186-189.- 0,2 п. л.

4. Силонова, О. Художественный декор нижнетагильского лакового центра и лаки Западной Европы XVIII - начало XIX в.в. К постановке проблемы творческой преемственности / О. Силонова // Уральский исторический вестник (г. Екатеринбург) в портфеле редактора., 2011. - 0,6 п. л.

5. Силонова, О. О некоторых особенностях лакового дела в Нижнем Тагиле в XVIII-XIX в.в. / О. Силонова // Россия и Западная Европа: взаимодействие культур. 1700-1950 г.г. Материалы Международной научной конференции. Нижний Тагил. 15-18 августа 1996 г. - Екатеринбург, 1996. -Т. 1. -С. 204-207.-0,2 п. л.

6. Силонова, О. Нижнетагильский лак: итоги изучения. Новая версия раскрытия тайны / О. Силонова // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург 12-15 ноября 2012 года». -Екатеринбург: Издательство «Тезис», 2012. - С. 63-68. - 0,7 п. л.

Научные статьи, опубликованные в научных сборниках и периодических изданиях, тезисы докладов и выступлений:

7. Силонова, О. Крепостные художники /О. Силонова //Музей горнозаводского дела. - Екатеринбург: «Баско», 1995. - С. 139-149. - 0,4 п. л.

8. Силонова, О. Художники Худояровы /О. Силонова И Тагильские фамилии: науч.-попул. сб. / гл. ред. Ю. Матросов, УИРО, Нижнетагильский муз.- зап-к. - Н. Тагил: Медиапринт, 2004. - С. 22-36. - 3 п. л.

9. Силонова, О. Школа живописи. Худояровы / О.Силонова // Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 2000. - С. 586-587. - 0,1 п. л.

10. Силонова, О. С.Ф. Худояров (Федоров) /О. Силонова // Календарь знаменательных и памятных дат. Свердловская область. - Екатеринбург: Б-ка им. В.Г. Белинского, 1999 . - 190-193. - 0,2 п. л.

11. Силонова, О. Подносный промысел / О. Силонова // Нижний Тагил. 285 лет. Книга о городе. - Екатеринбург, 2007. - С. 233-234. - 0,1 п. л.

12. Силонова, О. Портрет города /О. Силонова //Удивительный Нижний Тагил. 290- летию города посвящается. - Нижний Тагил, 2012. - С. 204-216. -0,3 п. л.

13. Силонова, О.Н. Проблемные вопросы истории демидовской школы живописи в Нижнетагильских заводах (1806-1820 г.г.). Женская школа живописи / О.Н. Силонова // Художественный металл Урала ХУІІІ-ХХ в.в. Материалы конференции. Свердловск. Октябрь. 1990. - Екатеринбург, 1993. -С. 133-143.-0,4 п. л.

14. Силонова, О.Н. Спорные моменты истории создания картины «Гулянье на Лисьей горе» из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника / О.Н. Силонова // Тагильский край в панораме веков. Материалы научно-практической конференции г. Нижний Тагил, 12-13 мая 1999 г. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. - С. 55-61. - 0,3 п. л.

15. Силонова, О.Н. Андрей Степанович, Федор Андреевич и Вавила Андреевич Худояровы / О.Н. Силонова // Нижний Тагил в лицах. Деятели культуры Тагила XVIII - начала XX века. Пособие по историческому краеведению. Отв. ред. и сост.: Е.Г. Неклюдов. — Нижний Тагил, 2002. — С. 4-10.-0,3 п. л.

16. Силонова, О.Н. Степан Федорович Худояров (Федоров) / О.Н. Силонова // Нижний Тагил в лицах. Деятели культуры Тагила XVIII - начала XX века. Пособие по историческому краеведению. Отв. ред и сост.: Е.Г. Неклюдов. -Нижний Тагил, 2002. - С. 11-17. - 0,3 п. л.

17. Силонова, О.Н. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий заводовладельцами Демидовыми в XVIII веке / О.Н. Силонова // Первые Худояровские Чтения. Доклады и сообщения 22-23 апреля 2004 г. - Нижний Тагил, 2004. - С. 31-47. - 0,8 п. л.

18. Силонова, О.Н. Жизнь ученика К. Брюллова / О.Н. Силонова //Вторые Худояровские Чтения. Доклады и сообщения 25-27 октября 2005 г. — Нижний Тагил, 2005. - С. 40-56. - 0,7 п. л.

19. Силонова, О.Н. Нижегородская торговля тагильчан / О.Н. Силонова // Третьи Худояровские Чтения. Нижний Тагил 15-17 ноября 2006 года. -Нижний Тагил, 2008. - С. 215-228. - 0,6 п. л.

20. Силонова, О. Н. Худояровы-иконописцы. Предположения на уровне гипотезы / О.Н. Силонова // Четвертые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 21-22 октября 2009 г. - Нижний Тагил: «ТРМ», 2009. - С. 27-50. - 1 п. л.

21. Силонова, О.Н. «Пенсионеры» Демидовых в Италии / О.Н. Силонова // Культура индустриального Урала (ХУІІІ-ХІХ в.в.): Сборник статей. -Екатеринбург: Демидовский институт, 2010. - С. 170-179. - 0,5 п. л.

22. Силонова , О. Н. Заводской интерьер и горнозаводский пейзаж в творчестве художников Худояровых / О.Н. Силонова // Пятые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 21-22 сентября 2011 г. -Нижний Тагил: «ТРМ», 2011. - С. 207-217. - 0,6 п. л.

Список аббревиатур

ГАСО - Государственный архив Свердловской области РГАДА - Российский государственный архив Древних актов ЦГИА - Центральный государственный исторический архив АВПРИ - Архив внешней политики Российской Империи ГАК - Государственный архив Карелии

Подписано в печать_. Формат 60x84 1/16

Усл. печат. л. 3,25. Тираж 100 экз. Заказ № 941911

Отпечатано в ЗАО «Репринт» 622001, г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, 49. Тел.(3435) 256-255, факс 256-447. E-mail: info@reprint.ru.

 

Текст диссертации на тему "Региональные особенности подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных специальностей XVIII - начала XIX века"

Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени Первого президента

России Б.Н. Ельцына

04201365387

СИЛОНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕМЕСЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ XVIII - НАЧАЛА XIX века (НА ПРИМЕРЕ ВОТЧИННОГО ХОЗЯЙСТВА ДЕМИДОВЫХ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ РОДОВОЙ ВЕТВИ)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное

искусство и архитектура

Научный руководитель кандидат искусствоведения Т.М. Трошина

Екатеринбург - 2013

Содержание

Стр.

Введение 4

Глава I. Подготовка специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий в середине - второй половине XVIII века

1.1. Крепостные специалисты литейных профессий.

Скульптор и литейщик Т.С. Сизов 32

1.2. Обучение живописи. Крепостные художники Ф.И. Дворников и Ф.Н. Зыков 45

1.3. Школа Нижегородского села Фокино (1750-1770-е гг.) 54 Глава II. Нижнетагильский завод Демидовых - крупный художественный центр горнозаводского Урала. Формы художественного образования в конце XVIII - начале XIX веков

2.1. Возникновение заводских художественных промыслов. Зарождение и первый расцвет нижнетагильского лакового дела 61

2.2. H.A. Демидов и его вклад в развитие нижнетагильского лакового дела 79

2.3. Лакировщики Демидовых Худояровы: A.C. Худояров, Ф.А. Худояров, В.А. Худояров. Творческая деятельность в 1770-90-х гг. 83

2.4. Научный взгляд на проблему тайны лака Худояровых. Современные подходы к изучению феномена лака 114 Глава III. Нижнетагильская школа живописи для крепостных (1806-20-е г.г.)

3.1. Причины и обстоятельства основания школы живописи. Учитель В.И. Албычев. Первый этап деятельности школы (1806-1809) 134

3.2. Обучение заводских женщин ремеслам. Женская школа живописи (1809-1810) 184

3.3. Крепостные педагоги и художники П.И. Баженов и

Я.Ф. Арефьев 194

Заключение 215

Список использованных источников и литературы 219

Приложение том 2

«Социокультурный контекст биографий крепостных специалистов Демидовых художественных и художественно-ремесленных специальностей» (84 листа)

Приложение том 3 иллюстративный материал (113 листов)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и новизна исследования

Современное состояние художественной культуры, как и культуры в целом, определяется процессами глобализации, регионализации и локализации. В связи с этим в отечественный научный дискурс активно вводится региональная проблематика, в которой значительное внимание уделяется вопросам исследования художественной культуры, искусства, художественного образования в масштабах отдельных областей и городов, рассмотрению местного художественного наследия.

Художественно-культурные процессы уральской горнозаводской вотчины Демидовых XVIII - XIX веков изучены недостаточно глубоко и основательно. В настоящее время интерес к жизни и деятельности выдающихся промышленников России Демидовых все более возрастает, особенно в таком аспекте как благотворительность, оставившем заметный след в самых разных сферах общественной жизни России, в том числе в науке, культуре, искусстве. В связи с этим своевременно и актуально обращение к теме крепостных специалистов художественного профиля и художественного образования для крепостных во владениях Демидовых, которые были одним из самых существенных и знаковых проектов не одного поколения заводовладельцев. Кроме того, важность исследований в этом направлении возрастает в связи с реализацией программы комплексного изучения коллекций Демидовых, каталогизацией фамильного наследия, в том числе и художественного, несомненной частью которого является творчество крепостных.

Творчество крепостных уникально, поэтому закономерно может рассматриваться как ярчайший феномен регионального наследия России, как самобытное проявление общероссийской культуры.

Особенность предметной составляющей изучаемого материала -незначительное число сохранившихся художественных памятников. Новизна данной работы заключается в интерпретации текста явлений горнозаводской

культуры и искусства нижнетагильских владений Демидовых, неразрывно связанных с общероссийской практикой, на основе архивных источников, среди которых доминируют неопубликованные.

Объективный научный анализ и осмысление данного феномена в его культурной и художественной целостности закономерен и необходим, так как позволяет понять процессы формирования глубинных пластов русской культуры и искусства. На протяжении XVIII - первой половины XIX столетий в культуре явственно проявляется тенденция к синтезу западноевропейских и российских традиций. На фоне этого явления творчество крепостных специфическим образом отразило не только взаимную адаптацию западных и восточных художественно-культурных традиций, но и взаимовлияние дворянского и народного культурных миров. Исследование форм и проявлений этой взаимосвязи позволяет лучше понять особенности формирования русских культурных традиций в целом и в региональном ракурсе, а также выявить вклад творчества крепостных в создание национального культурного богатства.

Изучение данной проблемы - процесс сложный и длительный вследствие распыленности профильного фактического материала в документальном фонде контор Демидовых. Вопросы, связанные с художественной культурой региона и художественным образованием в частности в деловой переписке поднимались редко и рассматривались кратко, главным образом, в форме скупых замечаний и ответов. Отсутствие конкретных сведений и материалов по многим важным направлениям, отрывочный и неполный характер выявленных источников, значительные информационные лакуны существенно осложняли глубокое теоретическое осмысление явления, порождая предположительный характер выводов и варьирование трактовок процессов и событий.

В последние десятилетия культурные и художественные процессы, происходившие в уральской горнозаводской вотчине Демидовых, привлекают все большее внимание специалистов. Использование

междисциплинарных методов и подходов делает возможным основательное и предметное рассмотрение различных аспектов проблемы.

Современное состояние изучения культурных и художественных проблем вотчинного хозяйства Демидовых, достаточно большой пласт отраслевых исследований делают возможным и необходимым переход к монографическому рассмотрению данного явления.

Творчество и художественное образование крепостных Демидовыми в форме обобщающего исследования рассматривается впервые и является попыткой углубленного и всестороннего анализа указанного феномена культуры и искусства на основе сохранившихся художественных памятников и документов.

Предмет нашего исследования обладает специфическими особенностями. На современном этапе в процессе терминологической конкретизации, формирования структуры предмета исследования, выделения этапов развития, восстановления знаковых событий, апробации методов и подходов, необходимо использование экстенсивных и интенсивных форм проработки материала, позволяющих сочетать деятельность по восстановлению информационного поля с выработкой предварительных теоретических обобщений, выводов и определений. Другая его особенность -междисциплинарный характер исследования. Предмет обнаруживает себя на пересечении плоскостей нескольких наук - истории, искусствознания, декоративно прикладного искусства, истории образования, каждая из которых может предоставить необходимые сведения, методы и подходы, научно-понятийный аппарат.

Взаимосвязь и взаимозависимость указанных выше наук, границы областей их совместной познавательной деятельности не абсолютны. В различные периоды, в конкретных ситуациях, они меняются и соотносятся по-разному. Но именно такие явления культуры, находящиеся на грани различных наук, отличаются наиболее напряженными и продуктивными

процессами, гораздо более глобальными и результативными, чем развитие в замкнутой специфике конкретного предмета.

В нашем исследовании в судьбе крепостного четко просматривается жизнь до получения профессии и творческая деятельность в статусе квалифицированного специалиста Демидовых. Поэтому большое внимание уделяется конкретным формам учебного процесса, положению обученного крепостного в вотчинном хозяйстве, особенностям соприкосновения этого социального слоя со всеми сторонами жизни горнозаводского общества, административным аппаратом и т.д.

Данная работа является первым комплексным изучением крепостных мастеров художественных специализаций, как единой, устойчивой на протяжении длительного времени культурно-художественной общности. Ее состав, как индивидуально-личностный, так и профессионально-групповой, рассматривается на основе широкого диапазона функционирующих специальностей, в специфике характерных черт, в неразрывной связи со всеми системами хозяйства вотчины, во взаимоотношениях с другими социальными категориями.

Изученность вопроса

Творчество талантливых крепостных людей России излагается в большом количестве частных, общих, научно-популярных, биографических и специальных исследовательских работах и трудах. Они отличаются проблематикой, методологией, состоянием источниковой базы, общественными позициями авторов, объективными историческими условиями и достижениями самой науки на определенном этапе общественного развития.

Тема начинает разрабатываться в XIX веке. По форме и содержанию это описательные очерки, с преобладающей субъективной оценкой, центральное место в которых отводилось бытовой стороне жизни крепостных мастеров. В целом работы дореволюционного периода давали

общее представление об искусстве крепостных без детального рассмотрения по творческим специальностям.

Жизнь дворовых музыкантов, актеров, учителей, поэтов привлекала внимание крупнейшего исследователя русского крестьянства В.И. Семевского [241].

Историографический интерес для нашего исследования представляет, опубликованный в 1916 году, сборник «Русские самородки», составленный В.В. Васильевым [233]. В издание вошли биографии более пятидесяти крепостных людей, начиная с конца XVII по конец XIX-го столетий.

В.В. Васильев распределяет материал по трем разделам: 1. русские деятели, 2. артисты, художники, композиторы, 3. писатели-прозаики, поэты. Это новаторский подход, так как впервые осознается необходимость введения критериев отбора и группировки материала темы по профессионально-однородному принципу.

Глубокое и основательное изучение темы начинается в советский период. Интересные научные разработки появляются в 1920-30-е годы, именно в это время публикуются серии популярных брошюр и специальных книг, посвященных различным областям деятельности крепостных. Главное внимание исследователи обращают на историю крепостных театров, о чем свидетельствуют работы 3. Шамшуриной, В.Г. Сахновского, H.H. Евреинова [71].

Наиболее заметным явлением в рамках рассматриваемой нами темы, стал труд Е.С. Коц «Крепостная интеллигенция» [116]. Это первое монографическое исследование, охватывающее период с конца XVIII по конец XIX веков. Текст издания выстроен на опубликованных источниках и литературе. Автором основательно собран и обобщен фактический материал, накопленный всей предшествующей историографией. Впервые освещается жизнь и деятельность крепостных крестьян разных специальностей: художников, архитекторов, музыкантов, педагогов, актеров, врачей, административных служащих, судебных служителей, ученых, технических

специалистов, поэтов, писателей и др. Исследователь разрабатывает сорок четыре биографии и характеризует отдельные области деятельности: изобразительное искусство, музыкальное и театральное творчество.

Одним из первых к творчеству крепостных архитекторов как объекту исследования обратился C.B. Безсонов. В новаторской работе «Крепостные архитекторы» [25] он собрал и систематизировал огромный материал, начиная с XVIII столетия. Автор отметил огромную роль крепостных архитекторов в формировании архитектурных стилей России конца XVIII — начала XIX веков.

С большим вниманием дискуссионные вопросы темы рассматривает П.Н. Сакулин. В статье «Крепостная интеллигенция» [235] автор связывает проблему происхождения этого социального слоя с потребностью в интеллигентных работниках в помещичьем натуральном хозяйстве. Анализ источников позволил сделать вывод - среди разнообразных творческих профессий крепостных наибольший процент приходится на художников и артистов. По мнению автора именно в этих специальностях легче всего можно было заниматься творческой деятельностью без специальной подготовки. Однако наше исследование на примере вотчин Демидовых доказывает несостоятельность последнего заключения.

Заслуживает анализа и другая работа П.Н. Сакулина, затрагивающая многие важные теоретические моменты темы. Речь идет о научной статье «Русская литература: социально-синтетический обзор литературных стилей» [236]. Однако накопленный в то время фактический материал был весьма незначителен. Поэтому этот первый концептуальный подход к теме был осуществлен без учета региональных различий [51, с. 10].

Подводя итоги исследований указанного периода, необходимо отметить: в работах специалистов закладываются основы оценки творчества крепостных специалистов. Авторы показали: деятельность талантливых крепостных людей была многогранной. Более широко был поставлен вопрос

о заслугах образованных выходцев из крестьянской среды в таких отраслях культуры, как наука, искусство, литература [124, с. 37].

В 1950 - 60-е годы, кроме историков, изучением предмета активно занимались искусствоведы. Однако, приоритетно рассматривая художественную деятельность, специалисты этой области научных знаний творчество крепостных живописцев и архитекторов не выделяли в специфическую и обособленную область русской культуры. Она исследовалась в русле развития всей культуры России XVIII - XIX веков как ее неотъемлемая часть, одно из необходимых звеньев русского искусства. В данном ракурсе проблема интерпретируется в работах М.В. Алпатова, В.А. Кулакова, Т.А. Селиновой, B.C. Дедюхина. Особое внимание уделяется творчеству крепостных художников графов Шереметевых Аргуновых.

Творчеству крепостных дворян Юсуповых посвящена работа К.В. Сивкова «Крепостные художники в селе Архангельском: страница из истории крепостной интеллигенции начала XIX века» [246]. Автор вводит в научный оборот новые источники, выделяя данную категорию крепостных из общей массы крепостного крестьянства и по материально-бытовому положению, и по характеру деятельности.

Несомненным событием в уже сложившейся историографии стало диссертационное исследование Е.В. Гаккель «Крепостная интеллигенция в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.» [43]. Данный труд можно считать обобщающей итоговой работой по рассматриваемой выше теме.

Исследование опирается на большой комплекс изученных архивных материалов, выявленных в личных фондах Шереметевых, Лазаревых, фондов Первого департамента сената, рукописных материалов Государственного Эрмитажа и др. важных неопубликованных источников. Большую ценность работе придает словарь с именами 340 крепостных специалистов, 90 из которых, называются впервые.

Особое место в отечественной историографии занимает монография М.Д. Курмачевой [124], являющаяся одной из самых основательных работ, посвященных крепостным мастерам. В целом М.Д. Курмачева солидарна с мнением большинства исследователей: «Крепостная интеллигенция объединяет все те элементы из крепостной среды, которые в силу своих дарований или в силу обязанности служить у своего владельца овладевали свободными профессиями. Тот факт, что этими профессиями занимались люди, не имеющие личной свободы, отражал противоречивый характер социально-экономического развития второй половины XVIII - первой половины XIX вв.» [124, с. 9].

Большинство исследователей, чьи работы мы рассмотрели выше, считают: категория крепостных творческих специальностей сложна и многогранна. Она объединяет специалистов самых разных «интеллигентных профессий».

Сложный состав феномена требует систематизации. О начале данного процесса в 1960-80-е гг. свидетельствуют отдельные высказывания исследователей, в которых присутствуют специальные названия, выделяющие группы профессий или виды деятельности крепостных: «художественное творчество крепостных», «техническая интеллигенция» и т. д. Например, Е.В. Гаккель отмечает активность проявления деятельности крепостных опре