автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Религиозная ситуаци на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политиологический анализ)

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Герейханов, Гаджи Пирмурадович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Автореферат по философии на тему 'Религиозная ситуаци на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политиологический анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная ситуаци на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политиологический анализ)"

л /<;

ГЕРЕИХАНОВ Гаджи Пирмурадович

религиозная ситуация на северной ¡отказе и ее учет

в тртишштп деятельности органов ш bofe фоо ттт.

(фгмософ&го-политологичеекий анализ)

Специальность: 09.00.10 - философия политихи к права

Автореферат диссертации на соискание з'чепон степени кандидата философских наук

Москва — 1999

Работа выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Научный руководитель

— доктор философских наук, профессор Родачин Владимир Михайлович

Официальные оппоненты:

— доктор философских наук, профессор Герасимов Анатолий Васильевич;

— кандидат философских наук, доцент Крупник Александр Афанасьевич

Ведущая организация

— Академия Федеральной службы Безопасности Российской Федерации

Защита состоится « » 2000 года в чгсов

на заседашцг диссертационного совета по философским наукам (К.044.01.01.) при Академии Федеральной пограничной службы Российской Федерации (125040, г. Москва, Ленинградский проспект 3/5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии ФПС России.

Автореферат разослан « » 2000 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук Усов В.В.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Конец XX пека ознаменован заметной активизацией деятельности религиозных учреждений, организаций, течений. Данный процесс характерен для различных регионов России, по особенно активно он проявляется на Северном Кавказе, где п тугой узел сплетены социальные, политические, экономические, этнокопфессиональнме проблемы. Их обострение реальная угроза национальной безопасности н территориальной цел осп ¡ости России.

Мы являемся свидетелями распространения зарубежного ислама в республиках Северного Кавказа, где более 90 % населения проповедуют исламскую религию. Проникновение ваххабитского учения в Дагестан, Чечню и другие республики региона, столкновение его со сторонниками традиционного «тзрикатского» ислама и претензии на государственную власть, привели к крупномасштабным боевым действиям, и которые вовлечены десятки тысяч представителей силовых структур.

Сегодня немаловажное значение имеет способность органов управления, в том числе ФПС России, адекватно оценивать, прогнозировать, учитывать при принятии решений по защите и охране Государственной границы, религиозную ситуацию.

Актуальность' фнлософско-политологнческого анализа религиозной ситуации на Северном Кавказе, об роли в управленческой деятельности органов п войск ФПС России обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, наличием обостряющегося противоречия между новыми религиозными реальностями' и процессами на Северном Кавказе и недостаточно полными , представлениями об их сущности, политических аспектах и последствиях, особенно проявляющихся в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Обращают внимание целенаправленные политические устремления зарубежных религиозных центров усилить воздействие па Северный Кавказ. Опираясь на социально-экономические, военно-политические трудности населения юга России, они стремятся придать сознанию и поведению населения северокавказского региона устойчивую ашнатеистическую. антиправославную, антирусскую направленность.

Налицо раскол в мусульманской умме1 па сторонников традиционно! о народного ислама (тарикатистов) и последователен мазхаба ханбапитов, а точнее, его реакционного крыла (ваххабитов или салафитоп). Противниками присутствия России на Кавказе акжвно решаются задачи по политической дестабилизации обстановки в регионе и особенно на Государственной границе.

Наметились тенденции к интеграции населения по конфессиональным и этнонапиональным признакам. Этому способствуют политические, социально-экономические интересы определенных групп и этносов, сложные миграционные процессы, осложнение отношений между различными народами.

1 УММЛ (проб: чярпд, напяя) - мусулъиавсгая обютяз, общность вест мусульман.

Во-вторых, недостаточной степенью научного исследования влияния религиозной ситуации на управленческую деятельность в органах и войсках ФПС России, учёга религиозных факторов при принятии решения на охрану Государственной границы.

Значительно усилились активные попытки религиозных, религиозно-политических сил использовать нынешнюю сложную ситуацию в регионе в целях усиления подрывного влияния религиозного фактора на население, в том числе и военнослужащих ФПС России. Видимо, не случайно, что среди военнослужащих в последние годы участились случаи отказа выполнять те или иные приказы, якобы, по религиозным убеждениям. Присутствие в северокавказском регионе частей и соединений ФПС России, прямое или косвенное их участие в общественно-политических и религиозных процессах, вызывает необходимость более глубокого изучения религиозного фактора и его учёта в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.

В-третьих, формированием широкого спектра угроз безопасности России в пограничной сфере, их нарастанием на южном стратегическом направлении.

1400 - летие начала распространения ислама на территории России сопровождается настоящей войной между радикально настроенными мусульманскими деятелями и сторонниками присутствия России на Северном Кавказе. Боевые действия на территории Дагестана показали всю серьезность намерений отдельных мусульманских религиозных и политических сил, в том числе, международных, создать единое исламское государство на юге России от Каспийского до Чёрного морей. Это подтверждается решением сепаратистки настроенных международных сил, которые одобрили действия боевиков ii августе-сентябре 1999 года в Дагестане и «благословили» их на дальнейшую борьбу, выделив дополнительно десятки миллионов долларов для продолжения джихада на Северном Кавказе.1

В-четвёртых, практической потребностью в научно-обоенбванных результатах и методиках оценки современной религиозной ситуации в различных регионах, в том числе с учётом её взаимосвязи с основными тенденциями развития конфессиональных, политических, военных процессов. Особый интерес представляет подобный анализ применительно к Северокавказскому региону, где со всей остротой встал вопрос о влиянии религиозных факторов на деятельность ФПС России.

Таким образом, * филоссх}>ско-политологнческое осмысление указанных вопросов, научный поиск и обоснование nyiett их решения имеет важное значение для успешного выполнения задач, стоящих, перед силовыми структурами России на Кавказе и в первую очередь, для ФПС России, обеспечивающей безопасность и целостность государственной границы.

Степень научной разработанное!н темы. Последнее десятилетие характеризуется усилением интереса учёных к исследованию различных актуальных проблем общественной жизни, связанных с воздействием на них

1 ИI Заявления зам. министра внутренних дел РФ гсисрал-лсКтенаша ЗуСюиа И. о совсщаикн международны* ссиарзтиегских сад, прошедшем 09.99 г. в 11акисганс(22.09.9<().

религиозного фактора. Вышло я спет большое количество работ, которые можно разделить на следующие группы:

Первая группа • авторов выясняют место религии в структуре общественного сознания, миогоаспектность религиозного сознания, его возрастающее значение и современных условиях1. Изучение этих работ показывает, что они сохраняют спос значение для современности, гак как в них заложены теоретические основы исследования религиозного сознания.

Вторая группа учёных рассматривает взаимосвязь и взаимодействие политики и религии, государства и церкви, а также факторы, шжчющие на политизацию религиозных организаций и движений . Литеры этих работ показывают механизм слияния религии и политики, что помогает сегодня ггрогпозиропать релнгиозчо-политнчеагую ситуацию.

Третья группа уч2иых исследует проблемы воПпы и религии, межконфессиоиальных конфликтов и воин. Особое место здесь занимают труды, посвященные исследованию исламской концепции джихада, которую ;тита:отся актуализировать атпроссийские силы3.

' C>i: Лялр-!знсо 11.П. Corpcveiinoe рел:;::то:voc го 1 на н не/Структура. Динамика ямснскня, !IfxxwiCMU пу^о^пекчя: Дг;с. .д-ра фллсс. иаук.- Л.: ЛГУ. 1975, Гюрукхоъ Ю Ф CTpvscrvpri релишо-мюго

стгпстття - М: Ммсль, 1971; Кчлагушкин Е.Г. Крягика современных нигралияионпих рслнгнй/Иетокч, сутч'остъ Влярнис па молодежь Запала/ - М: МГУ. 1984; Пслнкопнч ДМ. Сов1>еменный капиталкам в реляг^г- М.: Полщчтгп. 19S4; .Karrpmi Б П. об>цссгвештого couainu я их гтаичосвян.. - М.; ВПЛ,

1979; Общественное сотпнкс я его формы /(Тин. ред. Толстых ВН. - М. Пплнтичддт. IЛобовик П А. Гносеологический аналпч обыденного религиозного алппиия: Автор. Дне... д-ра фнпос. наук. -Кис'в. СХНсдпченцъ'й созет института фттасофия, госу.г'т»:"^':! н права, 1974, Писмаинпл МГ Индинядуальаая Гсдтлтоттгосп» я с5 греотоленр'с - М.: мислц 19S4; Угр-п^-пп Д.М. Впеденне в релш'.'пвс-тснпс -М..Мнои», 19R5; У ледов A.K. Огругтурл общественного сс.пгннч- М. Мыслк 1%8; Юлина II.С Теология н философия (^лппюзпой мысли США 20 века. -М..Наука, 19&6; Яковлев H.H. Религия в Америке КО-х. Заметки рчерикапяста. -М.: Полятитдзт, I9R7.

3 См.: Ахмедов А Ис.пч в современной пдсИно-полятнчсской борьбе. -М. Пошгтитдаг. 1985. Бровко Л !1. Церковь я «третий рснхм'1933-1945 гг./Новая н новейшая исто р и я. -19 Л. .'-М. -С -U -6 2. Гараджа В Портика в ртятия. -М: Hrry г л и редягич,.>Г!3.1991.-С.2-?..ЧЬ5 -С.2-3; Дорошенко F..А. Шн.истое духопенство в современном Ирллс -М.:11эука, 1985; Коглтски!* И.А. Ичперыалгг'ч Религия.HepFo*"» -М : Полттпялт, 19iVV Куроедов П Л. Гелнтяя и 1(ертовь в соя обвпсстве.-М.: Полктт1Лл2т,19Н4; Малышева Д Г>. Религия н оГлчсствено-по'пгппесте ршгипге арабских я стран.-М.. Нлука,ГЛЯ6, М'гедлов М Геля!г/01клз енпапия в

Росспи: резляч. протияотечяя, пропилы -М.:Сю5ояга» мисяь №5,1993.-С 52-62. Олхгпоз М II. Госу.«трспн> я гсеркокь: История шаимоогтюптспкЯ, 1917-1938 тт.-М: Знаипе, 1991; Найпс P. Церковь я госуя?рС1та'Л1стг-!;г:п;11.га..1993- 17 кгапя; ПоГктюяосцса К.П. Церковь и госуячктво -М.:Москва №5, 1991 -С 119-125; Рстттгтгл п reommira п постточчуттсгнчсска!$ rocci'^.V.jr.pfa i-.j «круглого столз^/ТЗотгросг! философии №7,1992 -С 6-33; Саюбаев T.C Подт-яка и религия -М. Со«-пол1тчч«.кн? паутя JM, lW! С 4553, Стсганъяпц М.Т. Мусу.лъмаискпс коттсядян в философии и полтлтке -М Наука, 1982; Фитянт ('.К Католлчесгал пергояь п тлгпяхя яолггага C'Ul/V/США: зетпошпа, толктлга, я.-юсшепм №5, 1984.-С 40-50, Фялтгпв С Б , Фурщп Д.Е. Реллггл н полтптга в мгссопом соз!антш.-М:Сет:\1толог. несладотаяпя. .'А7 1792 -С.3-12; Швслоя В. Религия н полягята.-М: Междлтзга. №5. 1992.-С.48-59.

См.: Дслъмаев Х.В. Сугц^осгь и соцяа.тьная роль исламской концепции джихада (Критический фятч-'-фско-сшгтолопгтес-кй аг!алш)-М.: ППА, 1937; Кср'т>«ов ГМ. Проблемы poünsi и vi у; и в пслзмс//Вспросы научи Атт-г'тп Вип.31.-М.:Мысхь. 1993; Кудрявцев A.D. Иглая и блутогсгосточпый ргифлтгг/Догттпта - г; я вдеологвя я гголягвга. Дис...та1д. rcr. rajit.-M: ИПА11 СССР, 1984; Pro же. Пш^тияесгнИ aLfriti сстречеятя пгикпцяй летиада/Исяам в сопр. гталтгпгке стран Посгокя-М .Наука, I'.'ii.-C.lOi-112;

ДЯ, Рел*»гт*от<?т"Ч фзгтор в го^ругг^ялт.^с колфлигтах сопрсмеппости' ^^вккго'лвесг ст^ч.чы Аттгя я Африки в 70-80 ro^j/AH СССР, Институт мир. гтозомикя н кежо. откопгсяиЗ - М ■ Паута, 1991; Саш.гч. * Джяхлд //Нзугл т ролзпга К G,19P/».-C. 1R-20; Тожидзчков Т. «Кошеспштя джихада» я псламстяя полштгтестая тггмнталогия/,'Со!-рсмс:-1Иы!1 !»слац; лроблем« полтгякя и meojraraH,nbm.3.4acn.2^Cn/-M.: Наука, 19S5-С. 102-110; Тепп! ЮЛ. Идсслогячеоспя <тошктт>.; Асссгутют как opvav^ реакшга

Лфитачесгийяяал1П. Дпс...влд. фялос. нзук.-МЗЗПЛ, ^ЧЗ/ДСП/.

В особ>ю группу следует выделим, работы ученых, которые анализируют р.тиичнме аспекты влияния религии па военную службу и военное егротельс!но, использования религиозных идей в морально-психологическом воздействии на сознание военнослужащих, в том числе в органах и войсках ФПС РФ1. Указанные работы помогают предсташгп. религиозную ситуацию в обществе, её влияние на деятельность силовых структур.

Значительный интерес для понимания современной религиозной ситуации на Северном Кавказе представляют работы зарубежных авторов2. Знакомство с работами учёных, изучавшими ваххабизм "изнутри", в период его рождения, представляет огромным интерес и значение для понимания сегодняшних процессов на Северном Кавказе.

Кроме того, целый ряд ответом для понимания развязанной религиозной войны на Северном Кавказе и её перспективах, можно найти в вероучении ханбалитов, идеология которой легла в основу учения ваххабитов. Обращение к данной теме представляет интерес не только с догматическо-богословской стороны, сколько в социально-политическом аспекте: чьи интересы он выражает, кому служит, какова его миссия в исламском мире?3

Анализ богословской литературы идеологов ортодоксального ислама позволяет осуществлять прогнозирование религиозной ситуации4. Паленый содержательный и информационно-аналитический материал для предметного исследования основ религиозной ситуации ыа Северном Кавказе дают

1 См : Агеев C.B. Слияние ислама на вооружйнные силы государств Арабскою Востока. Автореф Дис...канд.фил. на)к-М : Ш1А, 1987; Белащснко Т. Религия в идеологической обработке военнослужащих ci-ран НАТО/ Зар. Соси. (Ххпрен №11, 1979 -С. 14-16, Бовдарешо В. А. Религия, свобода совести и пограничная служба - М.: АФЛС, 1999; Бублик Л., Калашников И Религия и армия: восгато-нсторичсский обтор//Ракурс ;2, I992.-C.49-59; Вхтав Б.Л.. Война и рслиги».-М.: ВПА, 19X5; ВюшцковскяЯ М. Церковь, Общсспю, Армия.//Воен. Вестник №10, 1992.-С 181-183; Г'орлеико В В. Особенности воздействия совреисшюй религии на население империалистического государева и его армию: Лвторсф. Дне. Каед фил. иаук -М.: ВПА, 198&; Денисенко 11 А. Современная религжпкая ситуация в РФ я ее Вооруженных Салах: основные противоречия и тенденции ратантмя (соц-фнлос. аналт),- М.: НУ. 1997; Паюсов К.А. Войаа и религия: Автореф Днс.докгсра фил. наук; ¡Ъвтов A.B. Волленствис религии на современвую арышо (сод-филос. анализ) Паюсный доклад на соискание ученой степени доктора фил. наук.- М.:ГАВС, 1994.

2 См.: С. Niebahr. Description <1: Г Arabic d' apres les observations:* rcdicrches faits dans le paus même, Copenhague, 1773, p29K, J. L. Durckhanli, Travels in Arabia, vol.1-2, London, 1829. Nous on the Balduins and Wahabys collected during his travels in the East, vol/ 1-2,1»ndon, 1831; LConmces, Hisloridcs Wahabis depis leur origine jusqu'à la (in de 1809, Paris, 1810; I. Gold/ilic», Le dogme et la loi de1 Islam, Paris, 1920.

30ч: Агрономов A И. Джихад. Священная война мухаммедац,- Капаю.: твиогр. Кокопююй, 1877; Ермаков Д В. Ибн Хаибал и начало ханбилиплиа/Рспнги» мира История я современно*^ Ежегодник. 1984- М.: Наука 1984У; VlmaieHKO А А. Исламские концепции социально-экономического й политического развития: Блнжинй и Средний Посгок/Фнпософвя и религия на Зарубежном Востоке: 20 иск.- М.: Наука, 1985; Керимов Г.М Шариат в его социальная сущность.- M : Наука. I97K, Дельчасв ХВ. Сущность и социальная роль исламской концепции лжихада. (Критический филосо«1к'ко-социолоп1чссхий анализ).- М.: ВГ1А, 1987; Вероучение ханбалитов.- Хрестоматия по исчачу - М.: Наука. 1994.

4 См.:Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Жншешыя миссия пророка. Ислам сегодня. Житие пророка Мухлмм&ла. - ПК «Саптлада», Москва. 1992; Спи ил Муджкюа Рукни Мусавн Лари. Западаая цивилитация петый мусульманина - Баку, 1992.

документальные источники1, а также специальные работы но теории создания исламского государства на юге России.2

Вместе с тем, недостаточно внимания п научной литературе уделено анализу религиозной ситуации, тенденций ее изменения, методике оценки состояния в различных регионах. Малоизученным п лом плане является современная религиозная ситуация на Северном. Кавказе применительно к задачам деятельности органов и поиск ФПС, управленческим решенном командиров, штабов н других органон управления.

Лктухзьность темы, предпосылки сё научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссер!ашюшюн> исследования.

Объект исследования включает с(]>еру деятельности религиозных организаций и связанных с нею отношений и процессов на Северном Кавказе.

Предметом фнлософско-политологического анализа является сущность, струюура и содержание религиозной ситуации на Северном Кавказе, её учёг в управленческой деятельности органов и во иск ФПС России.

Цель исследовании заключается в выработке с позиций фнлософско-нолитолоп пес кого анализа методологии оценки релш нозпой ситуации в Северо-Кавказском регионе, определение её состояния и характера влияния на слулсебпо-боевую деятелыюсп. орьзнов и войск ФПС России, выявление механизма. учёта факторов религиозной ситуации в управленческой деятельности органов и .войск ФПС России.

Содержание цели исследования конкретизируют его задачи, которые сводятся к следующим: во-первых, осуществить фнлософско-политоло! ический анализ понятия «религиозная ситуация», вычленить её структурные составляющие и формы проявления; во-вторых, показать специфику современной религиозной ситуации на Северном Кавказе, тенденции сё развития. Определить 'факторы, прежде всего политические, влияющие на религиозную ситуацию; в-третьих, исследовать характер и содержание влияния религиозных факторов на служебио-боевую деятельность органов и войск ФПС России на Северном Кавказе. Выработать методологию оценки религиозной ситуации но характерным критериям и признакам её разновидностей; в-четвёртых, предложить рекомендации по совершенствованию управления с л уже б и о - бое в о й деятельностью военнослужащих ФПС России с учётом обострения религиозной ситуации в Северо-Кавказском регионе.

Теоретическую н методологическую базу исследования составляют: труды видных учёных прошлого и настоящего, работы религиозных и государственных деятелей современности и древнего мира, философов средневековья и современности, издания современных радикальных авторов, призывающих к свержению 1-осударственной власти; труды военных теоретиков и мыслителей, внесших вклад п философское осмысление проблем,

1 См.: Коран. Перевод с арабстэго пыю! Г.С. Саблукова. Третье нч.таинс. Казань. Цстпралыта» птпотрафяя.

1907; Игложснте начал мусульманского тагоковедени«. Сыпет-Петербург, 1850.

3 Тагос» Мятмсл Нгнш" борьба. иля товсгялчссгая прчяя имама,- Киев.: Наука. 1997 Пгачат или как стал, бессмертном- 1909; Надкртоах Хачнлпев Рукггал-зстпо к программе все«ир*гого восстания ч}с>пьмт Из княги «Наш пуп. к гатавату», 1999.

связанных с процессом познания социальных явлений в сфере отношений армии и религии; работы современных отечественных военных политологов в области обеспечения интересов национальной безопасности российского государства в целом и непосредственно в Северо-Кавказском регионе; законодательные и норма швно-прававыс документы, относящиеся к реализации в сшювых структурах конституционного права па свободу совести и вероисповедания, архивные материалы.

Структура диссерипнш включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Во »ведении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень её научной разработки, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, характеризуются методологические ос носы анализа решаемых задач, их теоретические и эмпирические источники, подчёркиваются научная новизна н практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, отражается степень апробации полученных выводов н результатов.

В первой глане - «Фнлософско-полигологические осног.ы анализа религиозной ситуации и её особенностей па Северном Кавказе» - раскрывается природа, социально-философские корни религиозной ситуации, её сущность, структурные н содержательные элементы, тенденции развития, роль в общественной жнзнн и религиозно-политической обстановке. Целостная характеристика религиозной ситуации дополняется конкретизацией мнотобразия отдельных ее проявлений, выделением составляющих данного понятия, процессов происходящих в религии. Одной из проявлений религиозной ситуаций является религиозно-политическая ситуация, которая характеризует специфику развития общественно-политических процессов на Северном Кавказе.

В главе даётся обобщающий анализ этнополиконфесснональных факторов, влияющих на специфику религиозной ситуации в Северо-Кавказском регионе. Переосмысливается 'значение религиозных факторов для национальной безопасности юга России и их влияние на пограничную сферу.

Во второй главе - «Основные направления учёта религиозной ситуации в управленческой деятельности органов н войск ФПС России» - исследуется характер и содержание влияния религиозного фактора на служебно-боевую деятельность органов и войск ФПС России на Северном Кавказе; состояние отношений субъектов религии и субъектов ФПС, их многоаспектносгь и противоречивость. Выявляется роль р :личных религиозно-политических движений в угрозе безопасности южных границ России, их связь с зарубежными сепаратистскими центрами. Предлагается методология оценен (юлигиозной ситуации в регионе и религиозно-политической ситуации, как . разновидности. При этом исследуется мусульманское право, обосновываются рекомендации но совершенствованию управления елужебно-боевой деятельностью военнослужащих ФПС России с учётом религиозного фак. ра в условиях обострения религиозной, религиозно-политической ситуаций.

Предлагаются основные направления учёта религиозной ситуации в управленческой деятельности должностных лиц силовых структур.

В заключении • обобщаются теоретические выводы и результаты исследования, суммируются практические рекомендации, направленные на дальнейшую разработку религиозной тематики и вопросов взаимосвязи религии и политики, религии и силовых структур, совершенствование законотворчества и правового обеспечения деятельности субъектов религии в военной сфере, осуществление необходимых организационно-технических мер по идеологическому обеспечению субъектов ФПС РФ, повышению эффективности политического; религиозного, нравственного воспитания и образования военнослужащих.

Приложение включает в себя материал, позволяющий организовать воспитательную работу в подразделениях и частях ФПС России с верующими военнослужащими, в том числе, мусульманами. Пособие «Ислам и воинская служба» (Некоторые советы командирам в их работе с военнослужащими-мусульманами), позволяет проводить практическую работу не только с военнослужащими, но и с населением приграничья Северокавказского региона.

2. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования религиозной ситуации в СевероКавказском регионе состоит в самой постановке данных задач, впервые рассматриваемых на уровне кандидатской диссертации; в избранном объекте и предмете исследования, нацеливающих на выявление наиболее общих свойств, сторон, характеристик, закономерностей религиозного влияния на религиозно-политические процессы, значимые для укрепления безопасности Государственных границ на юге России; в применяемой методологии исследования, основанной на конкретно-историческом анализе и системном подходе, исходящей из учёта мирового, цивнлизационного и отечественного опыта исследования религиозных процессов в обществе, силовых структурах; п отказе от религиозной нетерпимости, религиозной ксенофобии, приоритета национально-государственных интересов России и общенациональных ценностей, требований возрождения величия России.

Более конкретно научная новизна заключается: в осуществлении философско-политологического анализа причин возрождения и упрочения религиозных и религиозно-политических течений на Северном Кавказе в 90-х годах нашего столетия и перспектив их развития до 2005 года; п раскрытии специфики современной религиозной ситуации в указанном регионе и факторов, влияющих на неё; в исследовании характера и содержания влияния религиозного фактора на служебно-боевую деятельность органов и войск ФПС России на Северном Кавказе; в выработке методологии оценки религиозной, религиозно-политической ситуации, где мусульманское право выступает ключом к пониманию исламских политических и религиозных теорий; в

выяснении места и роли религиозной ситуации, её учет? в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.

Положении, вмжнчтые на защиту н их обоснование

I. Фнлософско-нолнтологнчсское определение религиозной ситуации, в соответствии с которой, она ивляется одним из видов социальной ситуации, включающей совокупность условий, определяющих качественное состояние сакральных н секулярных процессов, детерминирующие религиозное сознание, отношения, деятельность, институты, направленные на реализацию определённых целей в конкретный период времени.

Религиозная ситуация в зависимости от деятельности социальных субъектов может ориентирована кгче на воспроизводство, сохранение, поддержание религиозных и религиозно-политических сил, настроений, верований, так и на их преобразование.

Создались условия, когда религиозный фактор используется для решения политических задач, что привело к противоречиям не только в «разнополярной» среде (например, между христианами и мусульманами), по и в «однополярной» (например, в христианстве между РП1Д и РГ1ЦЗ, в исламе между сторонниками «народного» ислама и ваххабитами). В этой связи, автор вводит категорию религиозно-политическая ситуация, которая определяется как совокупность религиозных условий и факторов, связанных с использованием их и военной силы в политических целях, как конкретную расстановку религиозно-политических сил, характер их действий и состояние отношений между ними на данный момент.

Важной методологической задачей является классификация ситуаций, позволяющая устанавливать закономерные связи между условиями' жизни субъектов, отражением их в сознании различных социальных групп и общностей с их потребностями, интересами, целями, планами.

Предлагается следующая классификация ситуаций: во-первых, ситуации отличаются по степени устойчивости или изменчивости (устойчивые (стабильные), неустойчивые (нестабильные), промежуточные (переходные); во-вторых, ситуации имеют различные временные характеристики (длительные, среднесрочные, краткосрочные); в-третьих, ситуации могут иметь различные масштабы (глобальный, региональный, локальный); в четвёртых, ситуации различаются по с<])ерам проявления (политическая, экономическая, религиозная, экологическая); в-пятых, ситуации различаются по степени или у{ювням напряжённости (спокойная (нормальная), обострённая (напряжённая), кризисная, конфликтная, военная).

Кроме того, религиозная ситуация в регионе включает: , географию религий региона, геотрафию релшиозности населения, геофафию отношений между релмпшзными организациями, взаимосвязь религиозных и политических структур региона, политическую географию региона, а также, отношение религиозных организаций к охране Государственной фаницы.

Религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе выступает как сторона' религиозной ситуации, имеющая свои специфические признаки: наличие политических задач, достижение которых предусматривай наличие и использование военной силы, их количество, качество, размещение, прямое или косвенное их использование для достижения целей.

Разновидности религиозной ситуации зависят, прежде всего, от следующих характеристик: соотношения религиозных сил, остроты религиозных противоречий, степени влияния религиозных идей, уровня их политизированности, характера политического режима; особенностей развития государства, отношений в системе «государство - общество - личность; специфики взаимосвязи в системе «армия - церковь».

Изучение религиозной ситуации и религиозно-политической ситуации, позволит вовремя обнаружить процессы, угрожающие целостности России.

2. Специфика современной религиозной ситуации на Северном Кавказе определяете» противоречиями внутри православной к исламской конфессий, возникающими в результате позденстпия этических, политических, конфессиональных, экономических и геополитических факторов.

Через . анализ религиозных процессов, происходящих в Русской православной церкви и раскрытие противоречий в исламском мире на Северном Кавказе, предлагается с и делить основные тенденции развития религиозной ситуации на Северном Кавказе.

В православном мире: с 1994 года наблюдается некоторое сокращение православной инфраструктуры не только за счёт приходов или закрывающихся воскресных школ, но и более стабильных объектов - так, в Майкопской епархии фактически закрыт единственный Свято-Марфо-Марнинский женский монастырь в Апшеронске.

Весьма возможен дальнейший раздел Ставропольской епархии После выделения в 1995 г. из её состава приходов, находящихся на территории Калмыкии, и образования Элистинской епархии весьма вероятно продолжение.

В настоящее время существуют планы образования Бакинской епархии, вторая епархия, возможно, в недалёком будущем будет образована на территории Северной Осетии. Образование последней может привести к образованию автономной Осетинской православной церкви.

Взаимоотношения с властями строится на наыпмвании концепции государственного значения православия и его приоритета перед ин"чн конфессиями. Это может привести к бурным протестам прочих официально зарегистрированных конфессий, которые увидят в этом у||«иу для гп"Я<>цы вероисповедания.

Отношения с мусульманами будут оставаться <чп жеотпепимчн. чп могут измениться, если в исламских крнах победи! тчкя трения рп т*тчьно мыслящего тухпвснсгва.

Взанмоомпииепчя с казачесгпом Спдуг сфошься на формальной дружбе, но фактически ("><мрп1Л11«по, зато резко уенлшея влияние ц<р'-"и и сичоямх структурах.

Серьезным поводом для беспокойства РПЦ может стать образование в' регионе приходов РПЦЗ или Русской православной свободной церкви (РПСЦ), которые Московский патриархат считает «раскольничьими».

В исламском мире: особенностью современной религиозной ситуации является то, что вместе с огромным количеством честных мусульман, духовенства, в ислам влилось большое количество перекрашенных атеистов, случайных людей, граждан не чистых на руку, бывших преступников. К исламу приобщились различные категории людей, часто в целях получения материальной выгоды, политической власти.

Другой, немаловажной особенностью, определяющей тенденцию развития религиозной ситуации на Северном Кавказе, является политизация ислама представителями экстремистских сил и движений.

Ma этом (¡юне наметилось усиление противоречий, разногласий между суннитами и шиитами, фундаменталистами и традиционалистами, ваххабитами и тарикатистами. В отдельных мусульманских республиках региона возник опасный откат назад к распаду, расслоению, раздробленности, фанатизму и догматизму, что может отбросить возрождение исламской культуры на десятилетия назад.

Финансовая бедность северокавказских республик отрицательно отражается на религиозной сфере. Спонсорами религиозных центров, учебных заведений, отдельных братств, тарикатов выступают, в основном, ваххабитские центры зарубежья.

В диссертационном исследовании раскрываются факторы, определяющие специфику религиозной ситуации в регионе: политические, этнические и конфессиональные, которые объединены в категорию

этнопол и конфессиональные факторы. Раскрытие экономического и геополитического фактора происходит в процессе обоснования вышеуказанных факторов и оценки экономического ' потенциала региона. '' Среди этнополиконфесснональпых факторов выделяются:

1. Полиэтнический и поликонфессиональный состав населения. Северный Кавказ имеет сложный этнический состав населения - свыше 50 наций, народностей, значительно различающихся по своей численности (^например, в Дагестане аварцев более 400 тысяч, а рутульцев - 17 тысяч). Пароды здесь исповедуют христианство, ислам, иудаизм, зачастую сильно переплетающийся с традиционными языческими верованиями.

Полиэтнический и поли конфессиональный состав населения не может рассматриваться как обязательный и неотъемлемый признак любой конфликтности, однако, если в полиэтническом обществе дтнельное время сохраняются элементы социально-экономического и политического неравенства, большое количество традиционных институтов, а также некоторые, обусловленные и. ; трическим прошлым тенденции взаимного недоверия между этническими группами, то есть основание говорить о существовании этнополитической стратификации, которая создает, основу для

вызревания конфликтной ситуации. Подтверждением этого являются примеры зиступлений лезгинского, лакского, табасаранского, рутульского и других народов Дагестана против засилья аварцев и даргинцев в государственном и иных аппаратах власти.

2. Территориальные притязания. Распад СССР, подъём национального движения за суверенитет и самоопределение обострили проблемы территориального размежевания народов. Отдельные территориальные споры породили конфликты, которые позже приобрели этническую и религиозную окраски, среди них: осетино-ингушский конфликт, лезгинский и ногайский вопросы, претензии чеченцев-акимцев, требования об отделении1 терского казачества, проблема кварельских аварцев.

Таким образом, территориальные притязания на Северном Кавказе являются важнейшим фактором, дестабилизирующим общественно-политическую и религиозную ситуацию в регионе.

3. Жёсткая иерархичность национально-государственной структуры бывшего СССР. Деление народов и территорий их проживания на «титульные» и «не титульные»; обладающие соотвеахгтвешЪ различными правами и конституционным статусом, привело . к накоплению противоречий в этнополиконфессиональной сфере.

После распада СССР бывшие союзные республики использовали принцип права наций на самоопределение, чтобы образовать самостоятельные республики. При этом они использовали в своих интересах и принцип сохранения территориальной целостности, чтобы не допуепггь самоопределения национальных меньшинств. Естественно, взаимоотношения пародов, обладающих столь разным политическим статусом, нередко носят конфликтный характер, так как они неравноправны и ущемляют права и интересы этнического меньшинства (перспективы ассимиляции, эрозия этнического ареала вследствие искусственного притока мигрантов, отсутствия самоуправления, языковая, культурная дискриминация и т.д.). Тенденции национального самоопределения проявляются в таких формах, как стремление к внутренней федерализации полиэтнических республик (Дагестан); возможное разделение бинационалыГЫх республик (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия); стремление к самоопределению вне суверенных государств (Южная Осетия, Чечня); объединение разделё1шых народов (лезгины в Дагестане и Азербайджане). _

4. Негативные последствия политики необоснованных депортаций, репрессий в отношении отдельных народов. Известно, что с началом освоения Россией Северного Кавказа наблюдались процессы, связанные с вынужденной миграцией и открытой депортацией коренных народов в друз не государства. Например, в 60-х годах 19 века царское правитс.м ство выселило в Турцию 3 миллиона абхазов, чеченцев, ногайцев и других породой. Автохтонные пароды оказались в меньшинстве за счёр мигрантов из России, Восточной Нвропы, Закавказья, Турции.

' ХачбаВ. А. Факгсрыэтнопо-шпнческой коцфликтзоста па Кавкаю. Журнал «Социальна тмн!и'!льий»№3, 1995-С. 222.

I? советское время принудительное выселение коснулось чеченцев, карачаевцев, балкарцев, ингушей, турков-месхетинцев, которые были высланы п районы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. На их земли были насильственно переселены другие народы (кабардинцы, аварцы, лакцы, осетины, сваны, рачинцы). К чему привела подобная политика, - отпеты мы находим в наши дни в этноконфессиональных конфликтах на Северном Кавказе.

5. Конфессиональный фактор, как определяющий состояние религиозной ситуации в регионе. Главным фактором, оказывающим влияние на •общественно-полигическую ситуацию на Северном Кавказе, является политизированность наиболее радикальных и экстремистских религиозных партий и движений, преследующих цели формирования коалиций антнроссийскон направленности и отделения региона от России. В 1997 году в столице Саудовской Аравии - Эр-Рияде прошла встреча представителей ряда ваххабитских группировок Пакистана, Афганистана, Иордании, Турции и Сирин, на которой было принято решение в рамках Международной исламской организации спасения создать её русский филиал - «Организацию помощи и поддержки мусульман Кавказа и Татарстана».

Сегодня, мы должны констатировать: экстремистски настроенные религиозные движения активно влияют на мусульманское население региона, диктуют свои условия государстве иным органам власти, не таясь, пропагандируют свои цепи, собирают под свои знамёна молодежь, религиозных алнмов, политических деятелей, интеллигенцию. Более того, они перешли к активным действиям, пользуясь пассивностью государственных структур. •

Анализ деятельности ваххабитских организаций в Сеперокавказском регионе и за рубежом, позволяют сделать вывод о начале решительной борьбы с экстремизмом: жёсткое.отношсние к ваххабизму мусульманские страны будут считать внутренним делом России, если Россия сама не будет акцентировать внимание на странах, спонсирующих экстремизм. К тому же, нельзя упускать время, пока представители традиционного народного ислама видят в государственных структурах своих союзников.

Таким образом, помимо тенденций развития религиозной ситуации, в оспозе её специфики выступают следующие тины ситуаций на Северном Кавказе: ситуации по поводу исторически спорных территорий, которые каждая из сторон считает частью своей исторической родины; ситуации, порождённые стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение; ситуации, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов; ситуации, связанные с противостоянием «арабскою» ислама с народным исламом («северокавказским»).

3. Современная религиозная ситуация в сеперокавказском регионе п.тмчег на деятельность органов и войск ФПС России, формируем особое гопоппие поиск, характеризуемое воздействием конфессионально! о фшегора на служсбпо-бпгпут деятельность частей и_соединений Сепсро-Кашсазскч'Н) 1'мшшальипю Упрчплпшя.

Соединения и части Северокавказского региональною управления ФПС' России являются частью общества. Они функционируют и развиваются в системе конкретных социальных отношений присущих данному .региону. Выделение такого свойства ФПС России, как её неотъемлемая связь с обществом способствует выявлению её детерминации общественными процессами. Более того, можно говорить о появлении религиозной ситуации в воинской среде, особенно с возникновением таких процессов, как участие силовых структур в боевых действиях против религиозных радикалов; активностью религиозных конфессии в воинских коллективах; проникновением в воинские коллективы процессов, характерных для конкретного региона; отсутствием атеистической работы, а также, наличием социально-экономических и военно-политических факторов.

На взгляд автора, введение такого понятия как религиозная ситуация в структурах ФПС на Северном Кавказе выступает видовым проявлением в изменениях религиозной ситуации данного региона, является носителем не только общих, но и специфических черт и характеристик, выделяющих их из общего ряда. В этом смысле изменения религиозной ситуации в структурах Северо-Кавказского регионального управления ОПС России по отношению к изменениям религиозной ситуации в регионе есть не что иное, как особенное.

Спецификой проявления особенностей в изменениях религиозной ситуации в частях ФПС России данного региона, является наличие военного аспекта. Именно военный аспект определяет особенности или характерные черты религиозной ситуации в структурах Северо-Кавказского регионального управления ФПС России, которые носят закономерный характер.

Предлагается определение религиозной ситуации в воинских коллективах. Современная религиозная ситуация в пограничной сфере - есть совокупность и результат взаимодействия религиозных факторов и условий, влияющих на жизнедеятельность военнослужащих, обуславливающих состояние религиозного сознания военнослужащих и характер его воздействия на служебно-боевую деятельность.

В исследовании приводятся направления влияния религиозной ситуации на деятельность органов' и войск Северо-Кавказскою регионального управления ФПС России, которые обусловлены:

1. Наличием тенденций, которые проявляются в росте религиозности и ослаблении атеистической позиции; резком усилении в общественном сознании престижа конфессиональных организаций; возникновении религиозных партий н движений, тяг с к религии прежде равнодушных к ней людей; появлением военизированных формирований, прикрывающихся религиозными лозунгами;

2. Воздействием религии на воинские коллективы через её связь с политикой;

3. Влиянием церкви и духовенства на современную армию через внедрение в сознание военнослужащих взглядов на проблему войны и мира. При эти диапазон взглядов - ог «ш^убий», до «убивай всех, не колеблясь»;

4. Ухудшением экономическою положения военнослужащих, социально)) незащищённостью и политической нестабильностью, ростом преступности, всё

■jго способствует возникновению и распространению религиозных тенденций в воинских коллективах;

5. . Приверженностью призывников Северо-Кавказского региона к историческим традициям своих народов, отличающихся значительной религиозностью; •

6. Влиянием средств массовой информации на данный процесс.

Существенным также является политизация религий, которая приобрела ярко выраженный сепаратистский характер и безусловно, способствует их противопоставлению. Это нередко приводит к противоречиям не толькс • межконфессиональным, но и национальным, в том числе и в поннскнх коллективах. Отсюда необходимость изучения религиозных процессов, идущи». в обществе и происходящих непосредственно в воинских коллективах.

4. Методология оценки •религиозной ситуации предполагав конкретно-исторический подход к разработке качественных и количественных методой системного анализа религиозно-политическт явлений, а также. непрерывное н всестороннее изучение факторов, формирующих религиозную ситуацию, что способствует правильному принятию решения на охрану Государственной границы. Имеющиеся сегодня многочисленные материалы по отдельным республикам Северного Кавказа явно недостаточ?ш для создания на их базе обобщающих выводов о состоянии религиозной ситуации, поскольку количественное накопление не всегда приводит к установлению закономерных связей общего. Более верным представляется идти от общего к частному. '

Изучение причин, факторов, тенденций развития религиозной ситуации на всей территории Северного Кавказа не равно ни по задачам, ни по методам изучению этих явлений в отдельном районе, в истории одного народа. Научный анализ таких вопросов на примере , Северо-Кавказского региона делает* необходимым выявление и определение главных черт н линий развития, изображение процесса в целом.

I Предложенный методологический подход позволяет рассматривать религиозную ситуацию во взаимосвязи с другими социальными явлениями, тем самым способствует оценке и принятию управленческого решения с наименьшими погрешностями.

Итак, сегодня можно отметить, что религиозный фактор приобрёл важное место в системе национальной безопасности России. В связи с чем появляется необходимость учёта религиозной ситуации при принятии решений на охрану государственной фаницы, повседневной деятельности подразделений, частей, соединений. . .

В деятельности органов и войск ФПС России при организации защиты и охраны Государственной фаницы с учетом религиозной ситуации, предлагаются следующие направления: З!гание и уважение местных обычаев, адатов; соблюдение принципа свободы совести, который подразумевает под собой как свободу вероисповедания, так и свободу атеистических убеждении недопущение переноса в воинские коллективы противоречий на религиозной почве, имеющихся в общественной жизни, строгое исполнение командирами

положений конституции и законов, регламентирующих деятельность религиозных организаций в воинской среде; воспитание веротерпимости у военных кадров, в первую очередь, руководящего состава, а также изучение истории военно-религиозной службы в русской армии.

Исходным методологическим принципом исследования религиозной ситуации является конкретно-исторический подход. Методологии исследования религиозной и религиозно-политической ситуации представляет собой совокупность принципов и методов ор| анизации и построения познавательной деятельности, позволяющих получить всесторонне обоснованные знания о религиозной ситуации как развивающейся, многокачественной системе уровней, состояний, процессов, действий и. отношений конфессиональных, политических, военных сил. Оценка религиозной и религиозно-политической ситуации связана с анализом большого количества материалов, требует четкой организации работы, подбора исполнителей, компетентных в соответствующие областях (специалистов в области религии, политики). Без такой специализации экспертов и разделения их труда невозможно охватить все элементы и факторы обстановки, обеспечить необходимую полноту и достоверность оценок. Кроме знаний узкого и широкого профиля, необходимого опита субъект оценки религиозно-политической ситуации должен владеть логикой, методикой работы.

Предлагается алгоритм принятия управленческого решения на охрану государственной границы с учётом релнгиозно-иолптичсской ситуации:

1. Для принятия решения на охрану государственной границы, важно уже в самом начале иметь верное представление о целях и задачах всей работы, а также об общей религиозно-политической ситуации. Поэтому, управленческое решение начинается с одной стороны, с уяснения задачи, цели и методики работы, а с другой, с предварительного наброска рабочей модели религиозно-политической ситуации в изучаемом регионе, с уяснения тенденций её разв!ггня.

2. Следующим важным этапом при принятии управленческого решения по охране Государственной границы в условиях обострения религиозно-политической ситуации • является оценка реальных . и потенциальных возможностей субъектов религиозно-политической ситуации.

3. Далее необходимо выяснить наличие и характеристики военизированных формирований религиозно-политических сил.

4. Особого внимания заслуживает оценка субъективных качеств религиозно-политического и военного руководства.

5. Следующим шагом в определении религиозно-политической ситуации является выяснение направленности и характера действий средств массовой информации. ;

6. Особое место занимает оценка характер:* и масштабов |>елигиозно-полнтическнх акций.

7. Завершающим этапом является формулирование выводов, обобщение оценки религиозно-полшической ситуации в целом, прогнозирование се

возможных изменений на ближайшую перспективу и на более отдаленный период времени.

, Следует подчеркнуть, что каждая из проведенных процедур, каждый шаг по анализу элементов религиозно-политической ситуации постоянно корректируется практикой, новыми данными 'о развитии данной ситуации. В сбою очередь сделанные в итоге оценки и прогнозы сами корректируют эту практику тем, что способствуют выработке и уточнению соответствующих решений на охрану Государственной границы. Всё это, в конечном счете, отражается на состоянии служебно-боевой деятельности ФПС России, религиозных, политических и военных отношений в Северо-Кавказском регионе. Вог почему так важно вычленение из всей совокупности элементов религиозной ситуации тех, изменения которых оказывают решающее влияние на изменение управленческих решений.

Историзм в изучении религии имеет важное значение в современных условиях, когда на арену общественно-политических и религиозных отношений вышли силы, преследующие определённые политические цели. История северокавказскнх народов, исповедующих ислам и христианство, в большей степени связана с религией, оказывающей серьёзное воздействие на все стороны их жизни. Всё это делает исключительно важным рассмотрение взаимосвязи религии и нрава.

Игнорирование подобных очевидных выводов ещё больше усугубляет религиозную и политическую ситуацию в регионе, хотя ещё в царской России проводились серьёзные исследования в данной сфере (См. Николай Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения». Санкт-Петербург, 1850 г.).

Совреме!шыс идеологи ислама утверждают, что ислам как жизнеспособная, динамичная система должен опираться на устойчивое государство, обладающее незыблемыми, непреходящими ценностями. И целями такого государства должны быть: 1) укрепление спосй самостоятельности; 2) создание устойчивого динамичного государства; 3) максимально возможное осуществление принципов и идеалов Мединского государства; 4) укрепление и стабилизация мусульманской системы по отношению ко всему остальному миру для обеспечения её нормальной жизнедеятельности.

Следовательно можно сказать, что мусульманское религиозное право (фикх) и его различные доктрины являются ключом к пониманию исламской политической теории. Поэтому знание основ мусульманского права является той базой, которая позволяет ориентироваться во всём многообразии общественно-политической, религиозной и военной обстановке в изучаемом регионе.

Это подтверждается появлением в последнее время религиозно-политической литературы, где даётся ■анализ современной обстановки, рассматривается общество «четырёх праведных халифов», звучат призывы к свержению светской власти.

Исходным пунктом всех учений о государстве в социально-политических теориях ислама является шариат божественный закон, считающийся вечным.

предшествующим обществу и государству. Таким образом, напрашивается следующий вывод: правовая н нравственная, деятельность мусульманина рассматривается как служение богу и,, соответственно, моральное и правовое воззрение на мир, назначение человека и общества неотделимо oí религиозною мировоззрения. Отсюда следует, что анализ конфессиональной специфика ислама как мировой религии имеет важное методологическое значение дня понимания особенностей современного ислама. В этом разрезе автор приводит полную характеристику ханбааитской идеологии, которая с её концепцией обновления легла в основу религиозно-политического течения в суннизме ваххабизм. Предлагается обратить внимание на глубокое изучение данною течения, позволяющее руководителям аргументированно кестн диалог с различными представителями данного религиозно-политического течения.

Чтобы понять, чьи И1гтересы выражает ваххабизм, кому служит, какова его миссия в исламском мире необходимо ознакомиться с трудами Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаба: "Книга раскрытия дозволенных, и запрещённых дел в единобожии"; "Книга смертных грехов"; "Достоннсгво веры" и другие. Интеле вызывает группа источников,. автором которых являются сын (Абдаллах) и внук (Абдурахман) вероучителя. Интересно и то, что одна из работ Абдаллаха "Послание" впервые была опубликована в английском переводе в "Журнале азиатского общества Бенгалии" за. 1874 год.'

Среди антиваххабитской литературы заслуживает внимание работа Мухаммада ибн Афалика "Послание с возражениями Ибн Абд ал-Ваххабу" и Ибн ас-Сувайда "Возражение ваххабитам по важным проблемам"2. Необходимо отметить, что и в России уделялось внимание указанному течению. Так, "Вестник Европы" в 1803 году (ч.9, стр.68), в 1819 году (№7, стр.217-228, №8, стр.303-315) обращался к теме ваххабитов, а "Журнал различных предметов словесности" (1805 г. №1, стр. 18-34, №2, стр.24-44) раскрывает суть данного течения "как отпадших от магометанства".

Сегодня необходимо признать тот факт, что, глядя на ислам сквозь призму антирелигиозной пропаганды как на догматически застывшую, косную структуру, лишённую творческой потенции, ми оказались неподготовленными к адекватному восприя1ию сложных идейно-политических процессов, происходящих ныне в регионах распространения ислама. Предложенная методология оценки религиозной ситуации на Северном Кавказе позволит в какой-то мере решить данную задачу.

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ IЕКОМЕНДАЦПИ

Проведённое исследование постпнпгнных » aiurepiauii" з,ыач сделанные обобщения и выводы, позволил! нмраОшан- счсдующне прак! ические рекомендации.

' 11аснльса Л.М. Ваххабизм и первое государство саудкдчв н Аравии. Диссф). гашноор ,i;t»t М Институт чараюв Азии, ГК>6, ? Зам же. тлава 2.

1.В облает» научных исследований, в целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о религиозной ситуации целесообразно:

- подготовить и провести серию научных и научно-практических конференций по вопросам: исследования качеств Федеральной Пограничной Службы как 'неотъемлемой части общества, выявление и исследование качественных и количественных параметров ФПС, регулируемых обществом, таких так: религиозный фактор, религиозная ситуация, этнический фактор; исследования целостности ФПС, её неотъемлемое™ от общества, от событий, происходящих на Северном Кавказе; выработки социального механизма обратной связи между ФПС России и религиозными организациями;

- организовать конкурсы научных работ,'разработку научных рефератов среди слушателей и курсантов по проблематике взаимосвязи религии и воинской службы, влияния религиозного фактора на. безопасность государственны?: границ.

- осуществить научную разработку таких актуальных тем исследования, как: пути разрешения межконфессиональных противоречий в'воннских коллективах ФПС России; свобода совести, вероисповеданий и реализация прав верующих граждан России в воинской, среде, учёт и использование религиозно-этических аспектов духовной жизни личности в ходе психологической подготовки и психореабилитации военнослужащих, при деятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. В области законотворчества н правового обеспечения погранично;'! политики предлагается:

- создание Совещательного органа при Директоре Федеральной Пограничной Службы, состоящего из представителей различных конфессий, для анализа и разрешения проблем межконфессиональных отношений между гражданами, проходящими службу в ФПС России и религиозных ситуаций, возникающих п местах дислокации подразделений и частей ФПС России.

- Разработка Инструкции, определяющей права, обязанности, ответственность должностных лиц ФПС России п их работе с религиозными организациями.

Имеющаяся сегодня законодательная база требует от должностных лиц знаний или инициативы, что не всегда наблюдается. Создание правового ноля для подобной деятельности позволит руководителям ФПС России в полной мере использовать положительные аспекты данного сотрудничества и не допуспгт перегибов в ту или иную сторону.

3. В облл.гн воспитательной работы предлагается:

- материалы исследования могут быть использованы в организации учебпо-Еоспитателъной работы в частях г. подразделениях, в изучении индивидуальных особенностей военнослужащих и мотивов их поведения. В подборе и расстановке кадров;

- при подготовке п проведении занятий в системе командирской подююнки офицеров, прапорщиков, при проведет»! занятий по гуманитарной подготовке в войсках.

- было бы полезным обсуднтъ на плановых сборах н семинарах с воспитательными структурами ФПС России содержание и методику работы по использованию материалов о .современной религиозной ситуации, этноконфессиональных конфликтах, региональных аспектах тираничной политики, чрезвычайных ситуаций в приграничье, обеспечения военной безопасности в системе пограничной политики для разъяснения военнослужащим сложности и остроты современной военно-политической обстановки, воспитания высокой политической бдительности, патриотизма и незыблемости государственных границ России.

Для этого в ФПС России имеется достаточный научно-практический материал, созданный такими авторами авторами как В.А. Бондаренко, В.И. Боярский, А.Н. Брижпк, Ю.И. Бочорадзе, A.M. Василенко, A.M. Касьянов, В.Ф. Молчановский, В.М. Родачин, В.В. Чебан, A.C. Щербаков, систематизация которого в виде информационно-аналитических бюллетеней облегчило бы работу воспитательных структур.

4. В области организационно-гуманитарных мер предлагаются рекомендации, направленные на оптимизацию перспективы реализации военно-политических интересов России на Северном Кавказе: необходима демилитаризация региона, включающая в себя полное разоружение различных военизированных (бандитских, патриотических, национальных и др.) групп, за исключением государственных силовых структур; установление «санитарного кордона» по отношению к возможным угрозам безопасности и интересам России, в том числе, инженерное оборудование Государственной границы России со странами Закавказья, что позволит предотвратить проникновение на территорию России наёмников, оружия, контрабанды.

Временность, непостоянство, шаткость и так называемая «прозрачность» границ на Северном Кавказе, - расшатывает саму идею и правильность нахождения подразделений и частей ФПС России в данном регионе. Не понимать этого - значит и далее разрушать целостность России.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Практическая значимость исследования религиозной ситуации и её влияния на военно-полнтические процессы заключается: во-первых, в том, что результаты проведённых исследований могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимоот ношений «государства-церкви-общества», «государства-церкви-армии» в пограничной сфере; во-вгорых, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в тираничной политике органов Ф11С России, осуществляющих функции по охране Государственной границе • и защите национальных интересов в Северо-Кавказском регионе; в-третьих, исследование представляе! интерес в организации учебно-воспитателыкш работы в частях и подразделениях, в изучении индивидуальных особенностей военнослужащих и мотивов их поведения, в подборе и расстановке кадров; в-четвернич,

фактический, документальный материал может служить основой для обновления учебных программ и тематических планов, разработки лекций, специальных курсов, методических рекомендаций по религиозным вопросам в рамках теории национальной безопасности, военной и социальной политологии, философии управления, геополитики, других дисциплин, изучаемых в Академии ФПС России и других ВВУЗах ФПС России.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре экономических и гуманитарных наук Академии Федеральной Пограничной службы, излагались на кафедре философии Академии ФСБ. Кроме того, отдельные выводы диссертации использовались в практической деятельности в Северо-Кавказском Региональном управлении на участках Каспийского, Дербентского, Ахты некого, Хунзахского пограничных отрядов в период 1993-1998 годов.

Определённая информация, изложенная в диссертационном исследовании, использовалась при съёмках художественного фильма «Кавказский пленник», военным консультантом которого являлся исследователь.

Основные пеложення диссертации изложены п публикациях.

Ислам и воинская служба./Журнал «Народы Дагестана» № 4, 1996,-Махачкала. — 1,0 п. л.

Ислам и воинская служба. Некоторые практические советы командирам в их работе с военнослужащими-мусульманами. - Ставрополь.: газета ККОПО «На рубежах Родины», 1997 г. - 1, 0 п. л.

Общественно-политическая и религиозная ситуация на Северном Кавказе./Сборник под редакцией Б.В. Коваленко - М.: Академия ФПС, 1998 г.-0, 5 п. л.

Религиозная и религиозно-политическая ситуация в приграничной территории Российской ■ Федерацни./Учебно-методнческое пособие кафедры -М.: Ак&темия ФПС, - 0.5 п. л.(сдано в печать).

Г.П. Герейханов

/4* № 7"/ №

■ иг .¡.Х'^-У.^ ЛЯ"?