автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Религиозная тема во французской живописи конца XIX - первой половины XX веков

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Хадеева, Наталья Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Религиозная тема во французской живописи конца XIX - первой половины XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная тема во французской живописи конца XIX - первой половины XX веков"

На правах рукописи

щ—

ХАДЕЕВА Наталья Юрьевна

РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ (на примере творчества Полл Гогена, Мориса Дени и Жоржа Руо)

Специальность 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2014

005548259

Работа выполнена на кафедре зарубежного искусства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургскнй государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина»

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры зарубежного искусства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина» Раздольская Вера Ивановна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела зарубежного искусства ФГБНУ «Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств» Крючкова Валентина Александровна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры культурологии и искусствоведения ЧОУ ВПО «Русская христианская гуманитарная академия» Субботина Ольга Владнмнронна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «X» Об 2014 г. в/Угасов на заседании Диссертационного совета Д 009.001.01 при ФГБНУ «Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, 21.

С диссертацией можно ознакомиться в филиале научной библиотеки Российской академии художеств по адресу: г. Москва, ул. Пречистенка, 21.

I ¿У

Автореферат разослан «X/» 1/V 2014 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета ß

кандидат искусствоведения Со f-Ziit-f '-— E.H. Короткая

и

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Конец XIX - первая половина XX столетий - переломная эпоха в культурной жизни Франции, как и всей Европы, ознаменованная кризисом позитивистских представлений, развитием идеалистических философских концепций и религиозным возрождением. На фоне всё более ускоряющихся темпов научно-технического прогресса, возникает тенденция обращения общества к духовности и, в частности, к религии.

Почва для «христианского ренессанса» была подготовлена ещё в первой половине - середине XIX века писателями, философами, церковными деятелями и проповедниками, которые не просто возрождали католическое учение в традиционной форме, но и стремились по-новому его осмыслить.

Важная роль в возрождении интереса к христианству во французском обществе принадлежала ещё в начале XIX века Ф.-Р. Шатобриану. В своём программном трактате «Гений христианства» (1802) он утверждал высокое значение христианской религии и стремился доказать, что из всех религий она- самая поэтичная, человечная, благоприятствующая свободе, развитию искусств и наук1.

В дальнейшем некоторые католические писатели и философы старались примирить религию с разными сферами жизни общества и решить социальные проблемы путём возврата к духовно-нравственным идеалам христианства. Так, Ф.-Р. Ламенне призывал к содружеству науки и религии. Он выдвинул теорию «католического социализма», в котором пытался объединить демократические

и религиозные принципы. Писатель ратовал за создание общества, основанного

2

на христианских заповедях, на жертвенности каждого во имя другого .

Если одни религиозные мыслители, как, например, Ламенне, отличались прогрессивными взглядами и стремились связать религию с современным общественным развитием, то другим был свойственен консерватизм мышления

1 F.-R. Chateaubriand. Génie du Christianisme /F.-R. Chateaubriand. - T. I, II. - P.: Flammarion, 2006.

2 F.-R. Lamennais. De la société première et de ses lois ou de la religion /F.-R. Lamennais. - P.: Rouart et Watelin, 1849.

и некоторая утопичность идей. К ним можно отнести Ж.-Б.А. Лакордера, который выступал за восстановление доминиканского ордена во Франции3.

Большую роль в христианском возрождении сыграла деятельность епископа Орлеанского — Ф.-А. Дюпанлу, одного из реформаторов религиозного образования во Франции. Дюпанлу основал Малую католическую семинарию в Орлеане, где и проводил реформы.

Своей целью он видел возвращение общества к религии через воспитание нового поколения. Дюпанлу не просто прививал воспитанникам канонические догмы, а учил их размышлять о вечных вопросах бытия. Он призывал искать Бога внутри себя путём духовного развития, что ставило под угрозу традиционный катехизис4.

Совсем другое - позитивистское — направление в религиозной мысли середины — второй половины XIX века представлял писатель, историк, библеист и востоковед Э. Ренан. Он приобрёл известность, благодаря тому, что совершенно по-новому интерпретировал личность и жизненный путь самого Христа.

Его основополагающий труд - «История происхождения христианства», состоящая из семи книг. Среди них особенно значительна «Жизнь Иисуса»5. В этом произведении писатель утверждает, что Христос был не сыном Божьим, а просто выдающимся человеком, который сумел создать новую веру.

Книга Ренана, как известно, вызвала острую полемику в обществе, особенно в религиозных кругах. Естественно, католическая церковь резко отвергла его теорию. Однако Ренан оказал влияние на многих современников не только во Франции, но и в других странах Европы, пробудив интерес к различным трактовкам жизни и личности Христа.

Но уже в конце XIX столетия, в целом, наблюдалось разочарование общества в идеалах позитивизма, и тенденции христианского возрождения

3 Ж.-Б.А. Лакордер. Жизнь Святого Доминика/Ж.-Б.А. Лакордер. -М.: Кушнерёв и К", 1915, с. 1.

4 F.-A. Dupanloup. La haute éducation intellectuelle /F.-А. Dupanloup. - P.: Périsse frères, 1853.

5 Э. Ренан. Жизнь Иисуса /Э. Ренан. - M.: Амрита-Русь, 2004.

охватили многие явления европейской культурной жизни. В отдельных странах это проявилось особенно отчётливо. Так, Франция на рубеже веков стала центром «католического ренессанса» в Европе, который являлся творческим процессом поиска новых форм понимания и интерпретации священных идей, как в философии, так и в искусстве.

Одним из ярких мыслителей конца XIX - первой половины XX веков, стремившихся по-новому осмыслить религиозно-нравственные проблемы, был А. Бергсон. Он поставил вопрос о необходимости формирования в обществе более совершенных религии и морали. Философ выделяет «закрытую» и «открытую» мораль. «Закрытая» мораль, по его мнению, ориентирована на потребности общества, когда личность приносится в жертву коллективу, а в условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности6.

Большую роль в развитии французской религиозной философии первой половины XX века сыграли католические мыслители Э. Жильсон и Ж. Маритен. Жильсон, последователь Фомы Аквинского, писал о необходимости возрождения теологии и ратовал за объединение науки и религии. В современной христианской философии Жильсон видел инструмент очищения всех сфер жизни общества7.

С неотомизмом был связан также Ж. Маритен. Подобно Ламенне, он призывал к переосмыслению христианской религии и к созданию «социального христианства»8.

Тенденциями религиозного возрождения, в значительной степени, отмечена литература Франции рассматриваемого периода. Католически настроенные писатели и поэты - Л. Блуа, Ж.-К. Гюисманс, П. Клодель, Ш. Пеги, Ф. Жамм, М. Баррес, Ш. Моррас - также стремились к утверждению идей христианства. При этом они переосмысливали католическую доктрину по-разному, в соответствии со своим индивидуальным мировоззрением,

6 А. Бергсон. Два источника морали и религии /А. Бергсон. -М.: Канон, 1994.

7 Э. Жильсон. Философ и теология/Э. Жильсон. -М.: Гнозис, 1995, с. 186.

8 Ж. Маритен. Философ в мире /Ж. Маритен. - М.: Высшая школа, 1994, с. 56.

культурными и философскими взглядами, политическими убеждениями. Их произведения ярко отражают всё разнообразие и сложность религиозных поисков во французской культуре того времени.

Значительную роль в возрождении католицизма во Франции сыграл писатель, теоретик символизма Л. Блуа. Он происходил из религиозной семьи, однако в юности отошёл от веры. В зрелом возрасте Блуа вернулся в лоно католичества и стал активно утверждать в литературе идеи духовного и католического возрождения Франции. Он подвергал резкой критике религиозные представления, существующие в современном обществе: ему, в равной степени, были чужды мещанская религиозность буржуазии и неосредневековый католицизм эстетов. Блуа воспевал рыцарские идеалы, аристократизм духа, аскетизм и бедность9.

Одним из наиболее значительных религиозных писателей-символистов был Ж.-К. Гюисманс. В начале творческого пути связанный с натуралистической школой, он позже увлёкся мистицизмом. В 1890-х годах Гюисманс приходит к католичеству и становится его яростным апологетом10.

В отличие от Гюисманса, выдающийся поэт и драматург П. Клодель обратился к католицизму довольно рано — в восемнадцатилетнем возрасте. В своих торжественных, напоминающих литургические песнопения, драмах, пьесах и стихах Клодель выражал высокие нравственные идеалы христианского гуманизма, приобретя славу «французского Шекспира» и став ключевой фигурой французского католического возрождения".

Большая роль в «христианском ренессансе» принадлежит поэту и публицисту Ш. Пеги. В начале деятельности он был связан с социалистической партией. Позднее Пеги пытался примирить демократические и патриотические принципы с традиционной католической религиозностью12.

Если упомянутые выше литераторы отстаивали прогрессивные идеи и

9 L. Bloy. La Femme pauvre /L. Bloy. - P.: Du Carrousel, 1999.

10 Ж.-К. Гюисманс. Собор /Ж.-К. Гюисманс. — M.: Энигма.

11 П. Клодель. Благая весть Марии /П. Клодель. -М.: Наука, 2006.

12 Ш. Пеги. Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д'Арк/Ш. Пеги. -М.: Наука, 2001.

выступали истинными представителями христианского гуманизма, то были в культурной среде Франции того времени и другие, более консервативные, подчас одиозные писатели, связывающие возрождение католичества с «ренессансом» национального духа. Один из них - М. Баррес - пережил серьёзный мировоззренческий переворот, придя от крайне индивидуалистической, антисоциальной философии культа личности и «свободного человека» к утверждению национализма и католицизма13.

По политическим взглядам и мировоззрению Барресу был близок Ш. Моррас - известный писатель, публицист, критик, поэт, яркий представитель воинствующего национализма. Он ратовал за дисциплину и порядок в обществе, проповедовал благодетельность наследственной монархии и католицизма14.

Таким образом, в конце XIX - первой половине XX столетий развитие французской католической философии и литературы было тесно связано с различными, часто прямо противоположными, политическими, национальными и социальными идеями.

Тенденциями «религиозного ренессанса» отмечено и развитие французского изобразительного искусства того времени. Последние десятилетия XIX - первая половина XX веков - сложный период, когда ряд художников заняты, в первую очередь, реформированием живописного языка. Порой на первом месте для них стоит непосредственное изображение жизни и новые способы её истолкования, а воплощение философских идей отступает на второй план.

Вместе с тем, религиозная тема ко второй половине XIX века, хотя и не играет ведущей роли, всё же остаётся актуальной для многих мастеров. С одной стороны, к ней, как и в предыдущий период, обращаются представители академизма. Часто их произведениям свойственна догматическая сухость, иллюстративность, театральность. Как правило, работы академистов не

13 M. Barres. La Colline inspirée /M. Barres. - P.: Le Livre de Poche, 1964.

14 Ch. Maurras. Enquete sur la monarchie /Ch. Maurras. - P.: Nouvelle Librairie Nationale, 1916.

обнаруживают глубины религиозного чувства и оригинальности интерпретаций традиционных сюжетов.

Однако в искусстве Франции указанного периода, отчасти под влиянием католической философии и литературы, прослеживаются и другие тенденции — обращение некоторых художников к философскому осмыслению мира и человека, проявление глубокого интереса к христианской религии и стремление вдохнуть новую жизнь в развитие священной темы. К ним относятся Поль Гоген и особенно Морис Дени и Жорж Руо. Всех троих глубоко и искренне, пусть и в разной степени, волновали проблемы духовной жизни. И Гоген, и Дени, и Руо стремились возродить христианские ценности. Выбор автором исследования именно этих мастеров определён их значительной ролью в развитии религиозной темы и желанием показать многообразие подходов к воплощению религиозных сюжетов, разные аспекты их смысловой и формальной интерпретации.

Актуальность исследования. Религиозная тема — важный и интересный аспект французской живописи конца XIX — первой половины XX столетий. В европейском и русском искусствознании существует ряд научных трудов, которые касаются этого вопроса. Однако полное исследование, посвящённое развитию религиозной темы в живописи Франции указанного периода, отсутствует.

Степень изученности проблемы. В чрезвычайно обширной литературе о французской живописи того времени специальных исследований, посвященных религиозной теме, сравнительно немного. К таким работам относятся книги «Современное религиозное искусство и церковь в Асси»15 У.С. Рубина, «Ван Гог и Гоген. Поиски в области религиозного искусства»16 Д. Сильверман и «Французское религиозное искусство первой половины XX века. Церковь

15 W.S. Rubin Modern sacred art and the church of Assy AV.S. Rubin. - N.-Y., L.: Columbia university press, 1961.

16 D. Silverman. Van Gogh and Gauguin. The search for sacred art /D. Silverman. - N.-Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2000.

Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси»17 Л.А. Умштеттер-Мамедовой. В большинстве монографий, посвященных творчеству рассматриваемых мастеров, значительное внимание уделяется религиозному аспекту в их искусстве. Однако, в целом, проблема сакральной темы во французской живописи конца XIX - первой половины XX веков, изучена довольно отрывочно.

Объект исследования: произведения Поля Гогена, Мориса Дени и Жоржа Руо, прямо и косвенно связанные с религиозной тематикой, а также их обширное литературное наследие.

Предмет исследования: возрождение и развитие религиозной темы во французской живописи указанного периода, поиски новых форм воплощения священных сюжетов на примере творчества Гогена, Дени и Руо.

Цель исследования: выявление важнейших тенденций развития религиозной темы в живописи Франции того времени и разнообразных принципов её воплощения в творчестве рассматриваемых художников. Задачи исследования:

1. По возможности широко осветить проблему религиозного возрождения во французской живописи и частично в графике конца XIX - первой половины XX столетий.

2. Показать, какое своеобразное преломление получала религиозная тема в искусстве Поля Гогена. Раскрыть понятие религиозного синкретизма в его творчестве.

3. Рассмотреть разностороннюю деятельность Мориса Дени как яркого представителя «католического ренессанса», утверждавшего христианское учение в разнообразных видах изобразительного искусства и сыгравшего важнейшую роль в возрождении церковной монументально-декоративной живописи.

4. Исследовать произведения Жоржа Руо, прямо или опосредованно связанные с религиозной тематикой, в которых органично соединились духовные

17 JIA. Умштеттер-Мамедова. Французское религиозное искусство первой половины XX века. Церковь Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси /Л.А. Умштеттер-Мамедова. - М.: ООО РА «Контора Домби», 2003.

вековечные христианские идеалы с проблемами современности, средневековые живописные принципы с новаторскими экспериментами, близкими экспрессионизму.

Хронологические рамки исследования. Исследуемый период охватывает преимущественно последние десятилетия XIX — первую половину XX веков. К данному хронологическому периоду относится творческая деятельность Гогена, Дени и Руо.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую основу работы составили принципы как комплексного, так и монографического исследования. С одной стороны, даётся общий обзор культурной и художественной жизни Франции того времени. С другой -подробно анализируется в избранном аспекте творчество трёх выдающихся мастеров эпохи, которые во многом определили развитие искусства в целом и религиозной темы в частности. При рассмотрении жизненного, творческого, духовного пути, пройденного каждым из них, применён метод сопоставления, а также сравнительный стилистический анализ их произведений.

Материал исследования составили произведения рассматриваемых художников, посвященные религиозной теме: живопись и ряд графических произведений Гогена, станковая живопись и графика, книжная иллюстрация, монументально-декоративное искусство (росписи и витражи) Дени, картины и гравюры Руо, непосредственно представленные в музеях Российской Федерации и Франции и экспонируемые на временных выставках, обширное литературное наследие всех троих мастеров. Раскрытие темы осуществляется на основе изученных исследований: общих трудов, посвящённых французскому искусству данного периода, монографий и статей о творчестве каждого художника, каталогов выставок. Теоретической базой диссертации стали труды по философии и культурологи.

Научная новизна работы. Настоящая работа - первое в отечественном искусствознании исследование, характеризующее важнейшее явление «христианского ренессанса» в живописи Франции конца XIX — первой

половины XX веков на примере творчества трёх указанных художников. Как уже отмечалось, ряд авторов обращались к феномену католического возрождения и религиозной теме во французской живописи того времени. Но данная работа - попытка наиболее целостно и разносторонне осветить это явление, определить причины его возникновения и значение в культурно-художественном развитии.

Основные положения, выноснмые на защиту:

- явление «христианского ренессанса», характерное для культурной жизни Франции конца XIX — первой половины XX столетий и связанное с активизацией духовных и религиозных поисков, получивших яркое отражение в изобразительном искусстве;

- для французской живописи того времени было свойственно многообразие тенденций в интерпретации религиозной темы, сопряжённое одновременно с использованием традиций и индивидуальными творческими исканиями художников эпохи модернизма;

- своеобразие воплощения религиозных сюжетов в произведениях Поля Гогена характеризуется понятием культурного и религиозного синкретизма (сочетание христианских, языческих и буддийских мотивов);

- Морис Дени — один из ведущих представителей католического возрождения во французском искусстве рассматриваемого периода; в отличие от Гогена, Дени, скорее, консерватор в живописи, хотя и он не был чужд новаторским поискам, особенно в начале своего пути; деятельность Дени как христианского мастера была очень разносторонней — он создавал станковые картины на евангельские сюжеты, циклы иллюстраций к католической литературе, ансамбли церковных росписей и витражей;

- Жорж Руо - художник следующего поколения, целиком связанный с эпохой модернизма; его творчество характеризуется такими понятиями как «религиозный символизм» и «экспрессионизм»; он создавал произведения непосредственно на христианскую тематику и работы, связанные с Евангелием лишь ассоциативно, причём, равных успехов добившись как в живописи, так и

в графике; искусство мастера — это органичный сплав художественных традиций и смелых формальных экспериментов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материал диссертации может быть использован при написании обобщающих трудов по французскому искусству конца XIX - первой половины XX веков, исследований, посвященных «христианскому ренессансу» и религиозной теме в искусстве этого периода, при составлении путеводителей и каталогов выставок произведений Поля Гогена, Мориса Дени и Жоржа Руо, при написании монографий и статей о творчестве указанных художников. Кроме того, данный материал может найти применение в педагогической практике, в частности, при подготовке общих и специальных лекционных курсов. Апробация работы.

I. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Творчество Мориса Дени в контексте религиозного возрождения во французском искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков /Научный журнал «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» //Серия: Филология и искусствоведение. — № 1(2). — Киров: Издательство Вятского государственного гуманитарного университета, 2010, с. 152-155 (0,4 а.л.).

2. Религиозный символизм в творчестве Жоржа Руо /Научный журнал «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» //Серия: Филология и искусствоведение. — № 3(2). — Киров: Издательство Вятского государственного гуманитарного университета, 2010, с. 171-175 (0,6 а.л.).

3. Церковное монументально-декоративное искусство Мориса Дени /Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» //Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 9(63). - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2011, с. 40-42 (0,3 а.л.).

4. Тема жертвенности и крестного пути в творчестве Поля Гогена и Жоржа Руо /Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» //Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 3(78). - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2013, с. 44-47 (0,4 а.л.).

5. Мотивы традиционной евангельской иконографии и её интерпретация в искусстве Жоржа Руо /Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» //Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 8(83). - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2013, с. 78-81 (0,3 а.л.).

11. Другие публикации:

6. Один из разделов диссертации (Глава 2. Религиозный синкретизм в произведениях Поля Гогена) был представлен в форме доклада на Научной конференции памяти М.В. Доброклонского в 2009 году в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. По теме доклада опубликована статья (Синкретизм образных концепций произведений Поля Гогена на религиозные сюжеты /Сборник «Проблемы развития зарубежного искусства. Франция». -СПб: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 2011, с. 193-204) (0,5 а.л.).

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы, списка иллюстраций и альбома иллюстраций. Общий объём диссертации - 270 страниц, объём основного текста - 185 страниц, список использованной литературы включает 203 наименования, иллюстративная часть - 116 иллюстраций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Введение. Во введении обоснована актуальность исследования, охарактеризована степень изученности проблемы, освещены объект, предмет, цель и задачи исследования, определены его хронологические рамки, теоретическая и практическая значимость, раскрыты теоретико-методологическая основа, материал и научная новизна диссертации, представлены выносимые на защиту основные положения, указаны сведения об апробации работы, обозначена её структура, дан подробный обзор литературы.

Глава 1. Религиозная тема во французской живописи XIX — начала XX веков. В этой главе анализируются многообразные пути развития религиозной темы во французской живописи указанного периода, рассматриваются произведения большого числа художников, среди которых мастера классицизма и академизма, представители романтизма, мастера реалистической направленности и символизма. Особое внимание уделено расцвету религиозного искусства во Франции в конце XIX - первой половине XX столетий, связанного с явлением «христианского ренессанса».

Глава 2. Религиозный синкретизм в произведениях Поля Гогена. Эта глава посвящена многогранному творчеству Гогена, в котором соединились разнообразные художественные традиции, духовные и философские поиски, религиозные представления. Гоген был одним из тех мастеров, которые вдохнули новую жизнь в развитие религиозной темы во французском искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков. Во многом это связано с обращением художника к идеям культурного и религиозного синкретизма, столь популярного в то время в Европе и ставящего своей целью сближение различных культур и религий, отбор всего самого значительного, что в них есть, и создание единой общечеловеческой культуры и религии.

Данная глава состоит из четырёх разделов. Первый раздел: «Формирование мировоззрения Гогена, его становление как художника». Здесь рассматриваются первые творческие опыты Гогена, его увлечение импрессионизмом и отказ от последнего.

Говоря о влиянии, оказанном на духовное созревание мастера, прежде всего, мы отмечаем его обучение в Малой католической семинарии близ Орлеана, где преподавал её основатель — Ф.А. Дюпанлу. Его необычная педагогическая система, построенная на свободных философских размышлениях о вере и интеллектуальном анализе теологических вопросов, вольная интерпретация католической доктрины значительно воздействовали на мировоззрение Гогена. Под влиянием Дюпанлу он проникся идеями гармоничного сочетания в человеке природного, душевного и духовного,

которые противоречили каноническим идеям католичества, где противопоставлялось физическое и духовное.

Второй раздел: «Картины на христианские сюжеты, созданные в Бретани в 1888-1891 годах». Интерес к религиозно-философским проблемам Гоген начинает проявлять во второй половине 1880-х годов. В этот период он активно обращается к христианской теме, которая находит разнообразные преломления в его творчестве. Впервые к евангельскому сюжету Гоген обратился в картине «Видение после проповеди» (1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), где по-новому воплотил традиционный религиозный сюжет.

В полной мере христианской теме Гоген посвятил себя в 1889-1891 годах во время пребывания в Бретани, которая привлекала мастера своим архаичным и патриархальным духом. Здесь он создал серию работ, непосредственно связанных с образом Христа («Жёлтый Христос», 1889, Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало; «Бретонская Голгофа», 1889, Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель), в которых органично переплелись черты средневекового искусства и синтетизма Гогена.

Мастера глубоко волновал образ Христа, одинокого и страдающего за свои идеалы. Гоген представлял его не как Бога, а как идеального человека, что, несомненно, было близко взглядам Ренана. Художник сопоставлял Спасителя с непризнанным творцом, так как в его понимании их судьбы тесно соприкасаются.

Образ отверженного мастера автобиографичен для Гогена. И эта тема отчётливо звучит в его автопортретах-картинах: «Автопортрет с Жёлтым Христом» (1889, частное собрание), «Христос в Гефсиманском саду» (1889, Галерея искусств Нортона, Вест-Палм-Битч, Флорида).

Третий раздел: «Первая поездка в Полинезию. Синкретизм в искусстве Гогена». С 1890-х годов наступает новый этап творчества Гогена. В 1891 году мастер совершает первое путешествие в Океанию. Он едет на Таити, рассчитывая погрузиться в мир таитянских обрядов, познакомиться с культурой

маори. Но, в связи с христианизацией населения, большинство местных традиций было утрачено, разрушены многие культурные памятники. Сохранились лишь некоторые священные статуи, устные свидетельства и рукописи, которые художник старательно изучил. И по ним ему в какой-то мере удалось воскресить исконные верования древних полинезийцев. В произведениях мастера можно обнаружить ступенчатые пирамиды, древние идолы таитянских богов и богинь, зловещие следы жертвоприношений («Её звали Вайраумати», 1892, ГМИИ им. A.C. Пушкина, Москва; «День Бога», 1894, Художественный институт, Чикаго).

Обратившись к маорийским верованиям, Гоген продолжает широко интерпретировать в своих произведениях христианские и библейские мотивы, а также использует элементы буддийской иконографии. Причём, взаимопроникновение особенностей различных вероучений обретает у него подлинную гармонию. В ряде произведений художник обращается к образу «таитянской» Евы. Неоднократно в его картинах и гравюрах на таитянские сюжеты встречаются своеобразно трактованные иконографические мотивы «Благовещения», «Рождества», «Поклонения волхвов» («Аве, Мария», 1891, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; «Дитя Бога», 1895-1896, Новая пинакотека, Мюнхен). Иногда в творчестве Гогена появляются совсем неожиданные истолкования христианских образов, например, образ Дьявола-искусителя в полотне «Грешные слова» (1892, Национальная художественная галерея, Вашингтон).

Соединяя идеи Ветхого и Нового Завета, буддийского учения и верований туземцев, Гоген стремится раскрыть в них единое начало и воплотить образ Вселенского Бога.

Четвёртый раздел: «Вторая поездка в Полинезию. Углубление философского содержания в работах мастера». В поздний период творчества художник воплощает более сложные по эмоциональному и смысловому наполнению образы. Пережив личные драмы, разочаровавшись в «таитянском рае», Гоген создаёт ряд произведений, рождённых трагическим восприятием

действительности («Автопортрет у Голгофы»; «Младенец»; «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?»; «Идол»). Эти работы исполнены апокалиптических предчувствий и отражают поиски ответов на извечные и неразрешимые вопросы бытия.

Таким образом, в данной главе показано, насколько важной в творчестве Гогена была религиозная тема. Он был не только выдающимся художником, но и ярким мыслителем. Особое концептуальное значение имели религиозно-синкретические поиски в его искусстве, которые получили полное выражение в работах, созданных в Полинезии.

Глава 3. Морис Дени и возрождение католического искусства во Франции в конце XIX - первой половине XX веков. В этой главе освещена разносторонняя деятельность Мориса Дени как одного из самых значимых представителей «христианского ренессанса». Он многое сделал для возрождения религиозной темы в искусстве, а особенно, церковной монументально-декоративной живописи, проявил себя как проповедник и христианский мыслитель. В каком бы виде искусства не работал Дени, будь то станковая живопись или книжная иллюстрация, для него всегда главной была евангельская тема. В отличие от Гогена, он был глубоко верующим христианином и стремился возродить, хоть и в обновлённом виде, традиционную доктрину католической церкви.

Принципиальные различия между творчеством Гогена и Дени существуют не только в мировоззрении, но и в области художественной формы. Гоген — бунтарь, который создал собственный живописный стиль, во многом опередив своё время. Дени более консервативен и даже может показаться несколько архаичным. Правда, и он не был чужд новаторским поискам и создавал разные по характеру произведения. Однако в гораздо большей степени его влекли традиционные формы и, прежде всего, приёмы классицизма.

Данная глава состоит из семи разделов. Первый раздел: «Творческое становление Дени. Создание группы «Наби». Здесь говорится о формировании Дени как художника, о годах его ученичества и активном

участии в организации группы «Наби».

Второй раздел: «Ранний период творчества. Новаторские эксперименты».

В ранний период творчества Дени увлекался искусством модерна, примитивизмом и синтетизмом Гогена. На него оказывали воздействие и другие его старшие современники: Пюви де Шаванн, Сезанн, Редон, Сера. Для живописной манеры Дени того времени характерны обобщение формы, упрощённость рисунка, декоративность.

Кроме того, на творчество Дени повлияло средневековое искусство: витражи, шпалеры, византийские мозаики, а также произведения мастеров раннего Ренессанса.

Дени ещё в юности осознал свою миссию христианского живописца. К идее возрождения и обновления сакрального искусства, он приходит в конце 1880-х годов и посвятит этому всю свою жизнь. Основная тема его произведений — умиротворённая, исполненная глубокой духовности жизнь персонажей Нового Завета. Мастер создаёт безмятежный мир возвышенных чувств, чистоты и целомудренности. Многие его работы на религиозные сюжеты лишены драматизма, но исполнены глубокой эмоциональности.

Во все века художников, в первую очередь, интересовали жизнь и деяния Христа, а особенно, его Страсти и Распятие. Во многих работах Дени образ Христа, как правило, не является главенствующим. В них чаще встречаются женские персонажи Евангелия. Однако мастер порой обращается и к образу Спасителя, трактуя его как воплощение добра и любви.

Художник нередко использует сложившуюся веками иконографию. Однако он не копирует композиционные прототипы прошлого, а обычно даёт совершенно новую трактовку традиционным сюжетам. Не уступая в смелости Гогену, соединявшему таитянские сюжеты с евангельскими мотивами, Дени объединяет в одно целое сакральное и бытовое, историю и современность, реальность и миф. Довольно часто он изображает эпизоды Священного Писания как жанровые сцены современной жизни («Встреча», ок. 1892, ГЭ,

СПб; «Посещение с голубятней», 1893, частное собрание; «Посещение Марией Елизаветы», 1894, ГЭ, СПб). Но, несмотря на проникновение в евангельские сцены бытового начала, они не теряют возвышенности. В них всегда ощущается глубокая иносказательность и многозначность символики.

В 1880-1890-х годах Дени выполняет ряд станковых картин на религиозную тему, в которых отчётливо проявляются его синтетистские и примитивистские искания («Шествие на Голгофу», 1889, Музей Орсе, Париж; «Оранжевый Христос», 1889-1890, собрание Ж.-Ф. Дени, Алансон). Эти работы мастера обнаруживают лаконизм художественных средств, выразительность рисунка и ритма, обострённую экспрессию колорита.

В те же годы художник создаёт картины совершенно иного характера, более созвучные его темпераменту, - повествовательные по своему характеру и спокойные по настроению: «Католическое таинство» (1891, частное собрание, Оттерло), «Святые жёны у гроба Господня» (1894, Музей М. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле).

Третий раздел: «Первые опыты Дени в монументально-декоративном искусстве. Путешествие в Италию и развитие классицистических тенденций в творчестве мастера». В 1895 году Дени впервые отправился в Италию, куда совершит впоследствии ещё несколько поездок, оказавших огромное влияние на его творчество.

Уже после первой поездки стиль Дени несколько изменяется — он приобретает более традиционный характер. С этого времени начинается период классицизма в его творчестве.

В конце 1890-х годов Дени выполняет свой первый декоративный цикл - «Легенда о Святом Юбере» (1897, Музей М. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле). Здесь он проявляет себя как мастер ансамбля, соединив в единое целое ряд повествовательных сцен. По стилю это произведение ещё связано с ранним творчеством художника - эстетикой «Наби» и искусством раннего Возрождения.

Четвёртый раздел: «Работа Дени в области церковной монументально-декоративной живописи в конце 1890-х - начале 1900-х годов. Ансамбли росписей и витражей». В области храмовой живописи художник начинает активно работать с 1898 года. Своё первое церковное монументально-декоративное произведение - алтарную композицию «Прославление Креста» - он выполняет в капелле Святого Креста в Везине. В ней ясно обнаруживается влияние ренессансных традиций. Дени основывает композицию на принципе классического треугольника, а пейзаж, написанный по натурным впечатлениям, строит согласно перспективным законам. Он прибегает к эффекту оптической иллюзии, благодаря чему достигает связи изображённой сцены и реального пространства капеллы.

В 1901-1903 годах он участвовал в создании фресок и витражей для церкви Святой Маргариты в Везине, где расписал две капеллы - Девы Марии и Святого Сердца - по канонам средневекового искусства, построив пространство символико-иерархическими рядами. Росписи и витражные композиции Дени отличаются декоративной выразительностью, которая достигнута гармонией линейно-ритмической структуры и колорита.

Пятый раздел: «Циклы иллюстраций к христианским трактатам». Помимо станковых картин и церковных росписей, мастер обращался к религиозным сюжетам и в иллюстрировании богословских произведений, над которыми он работал в 1900-1915 годы («Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского, 1903; «Цветочки» Франциска Ассизского; «Жизнь Святого Доминика» Ж.-Б.А. Лакордера, 1914-1915). Художник тонко чувствовал дух литературного произведения и прекрасно передавал замысел автора.

Шестой раздел: «Станковые картины на евангельские сюжеты 19101920-х годов. Росписи на мифологическую тематику. Наиболее полное выражение классицистических традиции в творчестве художника». В 19101920-е годов Дени работает в разнообразных жанрах и видах искусства. Он создаёт множество станковых картин, обращаясь к разнообразным сюжетам Нового Завета, особенно часто - к образу Марии, наделяя её чертами изящных

Мадонн сиенской школы: «Дева Мария в школе» (1905, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), «Благовещение» (1923, Ассоциация епархии в Реймсе), а также исполняет большое количество росписей на мифологическую тематику. Данный период характеризуется особенно сильным проявлением классицистических тенденций в искусстве художника.

Седьмой раздел: «Расцвет церковного монументально-декоративного искусства Дени. Создание Мастерских религиозного искусства». В зрелый период творчества Дени особенно много внимания уделяет церковному искусству. В 1919 году он организовал, совместно с Ж. Девальером, Мастерские религиозного искусства, в которых было создано большое число церковных росписей и витражей. В это же время художник сближается с Доминиканским и Францисканским орденами. Он посещает в Италии монастырь, где когда-то жил Фра Анжелико — мастер, на которого Дени ориентировался в творчестве и служении Богу.

С 1915 по 1930-е годы под руководством Дени были украшены росписями и витражами сразу нескольких храмов во Франции и Швейцарии. В капелле Приёре в Сен-Жермен-ан-Ле он исполнил цикл фресок в несвойственной ему драматично-экспрессивной манере. Среди них особенной выразительностью отличаются композиции «Распятие» и «Снятие с креста», а также грандиозный трёхъярусный витраж - «Жизнь Христа». В Женеве Дени работал над росписями церкви Сен-Поль, посвященными житию Святого Павла, в церкви Сен-Луи в Венсенне он выполнил ансамбль росписей и витражей, воспевающих деяния Людовика XIII, а в церкви Святого Духа в Париже - огромную фреску в алтарной апсиде.

В поздние годы Дени пробует себя и в декорировании светских общественных сооружений. Причём, он и в этих росписях обращается к евангельской тематике, которая приобретает в них порой неожиданные преломления. Так, в 1931 году он украсил зал Международного бюро труда в Женеве композицией, где Христос, облачённый в традиционный хитон, проповедует рабочим, изображённым в одежде начала 1930-х годов. Данное

произведение, конечно, вызывает довольно противоречивые оценки. Оно не совсем органично для творческого темперамента Дени и воспринимается как своеобразная и отчасти спорная дань современности. Вместе с тем, мастеру удалось достичь в нём колористической цельности и декоративного единства.

Последняя крупная работа Дени в области церковного искусства -декоративные композиции для трансепта базилики в Тононе: «Христос в Гефсиманском саду» (эскиз 1942 года, собрание Д. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле) и «Воскресение» (эскиз 1943 года, частное собрание). К сожалению, росписи собора в Тононе остались незавершёнными, в связи со смертью мастера в 1943 году. Но их великолепные эскизы имеют вполне самостоятельную ценность.

Морис Дени сыграл колоссальную роль в возрождении духовности и религиозного искусства во Франции в конце XIX - первой половине XX веков. Христианская тема - одна из интереснейших граней его искусства. Она служила для него не только источником вдохновения, но и возможностью выразить свои нравственные идеалы и искреннюю веру.

Глава 4. «Религиозный символизм» в творчестве Жоржа Руо. Последняя глава исследования посвящена творчеству художника уже другого поколения, связанного с искусством модернизма, - Жоржа Руо. Ему принадлежит огромная заслуга в возрождении религиозной темы во Франции в конце XIX - первой половине XX веков. Творчество Руо - уникальное явление того времени. Он - новатор, близкий экспрессионизму, и в то же время мастер, опиравшийся на культурное наследие прошлого. В старом искусстве Руо видел высочайшую духовность, которой, по его мнению, было лишено творчество большинства современных художников. Выражение духовных идеалов было основной целью искусства мастера. А искал он их, в первую очередь, в христианстве. Жорж Руо, как и Морис Дени, был глубоко религиозным человеком. Но, в отличие от творчества Дени, искусство Руо мало связано с традиционной религиозной иконографией. Он создал собственную религиозную философию и мораль, в основе которой совершенно индивидуальное понимание личности человека, его природы, страданий,

страстей и слабостей.

Данная глава состоит из пяти разделов. Первый раздел: «Годы ученичества». Первое знакомство Руо с искусством произошло в мастерской витражистов-реставраторов Тамони и Хирша, куда он поступил подмастерьем в четырнадцать лет. Работа со средневековыми витражами впоследствии повлияла на выработку его собственного живописного стиля.

Обучаясь в Школе изящных искусств у Моро, Руо довольно быстро пришёл к собственной, неповторимой лаконичной живописной манере. Формирование его творчества произошло, во многом, под влиянием искусства Рембрандта, Моро и Домье. Но особенно сильное воздействие на творчество Руо оказало искусство Средневековья. Все эти традиции мастеру удалось сплавить в единое целое и создать свой выразительный стиль.

Второй раздел: «Духовные и формальные поиски Руо. Создание собственного творческого метода». Особый интерес к средневековой культуре пробудило у Руо знакомство с Гюисмансом и Блуа, которое состоялось в 1901 году во время посещения художником бенедиктинского монастыря. Под воздействием средневекового искусства и впечатлений современной действительности мировосприятие Руо окрашивается мрачными тонами. Он видит землю как воплощение сатанинского царства, где правят зло и несправедливость. И в этом принципиальное отличие Руо от Дени и Гогена, которые, пусть и по-разному, утверждали в своём искусстве гармонию мира.

Герой Руо - страдающий человек, обречённый на то, чтобы искупать первородный грех. Только одно может спасти его — вера в Бога. Мастер создаёт выразительные метафоры, олицетворяющие добродетели и пороки. Причём, некоторые из них напрямую связаны с религиозной темой, другие лишь ассоциативно. Его любимые персонажи: Христос, клоун, продажная женщина, осуждённый, судья. Клоун - олицетворение отверженности и фальши («Клоун с трагическим лицом», 1904, частное собрание). Образ падшей женщины — символ униженности и греховности. Руо показывает её физически безобразной, воплощая в гротескной форме нравственную деградацию («Трио», 1906,

частное собрание, Базель). Вместе с тем, мастер сострадает своей героине.

В образах жертв правосудия художник показывает обречённость и бессилие человека перед судьбой («Осуждённый», 1907, частное собрание). А в серии «Палачи-мучители» он воплощает несправедливость и жестокость мира («Трое судей», 1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Третий раздел: «Формирование «витражной» манеры». Если для ранней живописи Руо характерны нервная экзальтированность и крайняя гротескность формы, то в зрелом живописном стиле мастера, сформировавшемся к 1910 году, экспрессивность его манеры несколько смягчается. В ней начинает ощущаться связь со средневековым витражом, благодаря применению широких контуров и линий, напоминающих арматуру витража, в которую будто вставлены кусочки раскрашенного стекла. Образы Руо становятся более спокойными и величественными, они близки по духу Спасам и Вседержителям византийских мозаик и фресок.

Четвёртый раздел: «Графические циклы «Мизерере и война», «Цветы зла», «Перевоплощения папаши Юбю», «Страсти», «Цирк падучей звезды». Евангельскими идеями пронизана наиболее значительная графическая работа мастера - цикл гравюр «Мизерере и война» (1914-1927), созданная под впечатлением трагических событий Первой мировой войны. Эти события вызвали у Руо размышления о войне в целом, существующей в несовершенном земном мире и в человеческой душе.

Цикл состоит из двух разделов: «Мизерере» и «Война», которые представляют собой две цельные части, но перекликаются идейно и формально. Каждый лист имеет своё название, заимствованное из Библии, литургии, текстов античных писателей или придуманное самим Руо.

В листах «Мизерере» представлены изображения страдающего и распятого Христа («Иисус опозоренный»), Марии с младенцем («Было бы так сладко любить») и излюбленных персонажей Руо - клоуна («Кто не носит маску»), судьи («Его адвокат пустыми фразами провозглашает его полную невиновность»), падшей женщины («Деву, именуемую проституткой»),

осуждённого («Подсудимый ушёл»).

В части «Война» экспрессионизм Руо проявляется с особенной остротой. Она состоит из многочисленных сцен, условно называемых «Пляски смерти». К ним относятся изображения ползущих под бомбёжкой, охваченных ужасом солдат («Это будет в последний раз, святой отец»). Тема человека, обезумевшего и погрязшего в страстях, доведена до кульминации и воплощена как метафора всепобеждающего зла.

В «Войне», как и в «Мизерере», неоднократно встречаются образы страдающего Христа («Иисус пребудет в агонии до конца света») и скорбящей матери, которой суждено потерять сына на Вселенской Войне. Большинство гравюр идейно, а некоторые и иконографически связаны с изображениями Апокалипсиса в средневековых миниатюрах и рельефах романских и готических храмов.

В серии «Мизерере и война» трагизм нарастает в сценах мучений Христа, «Плясках смерти» и стихает в «Распятиях», изображениях лика Христа, создавая ощущение божественного покоя. И «Мизерере», и «Война» завершаются гармоничными аккордами, рождающими веру в спасение.

В более поздний период мастер работает над графическими циклами «Цветы зла», «Перевоплощения папаши Юбю», «Страсти», «Цирк падучей звезды», которые также выражают глубокие философские идеи и по многообразию и смелости формальных исканий близки живописи Руо. Цикл «Страсти» (1938), как и «Мизерере», особенно явно связан с Евангелием. Композиции «Страстей» развивают образные концепции гравюр «Мизерере» и также отличаются острым драматизмом.

Пятый раздел: «Особое развитие религиозной темы в зрелый период творчества». После Первой мировой войны Руо снова обращается к живописи. В 1920-1940-е годы его, как и Гогена, волнует тема жертвенности и крестного пути творческой личности, которую он развивает в своих автопортретах и образах клоуна, Пьеро, короля («Последний романтик», 1937, частное собрание, Нью-Йорк; «Старый король», 1937, Институт Карнеги,

Питтсбург). В этих работах мастер продолжает применять «витражную» манеру, но его цветовая гамма становится более нюансированной.

В поздний период творчества Руо всё чаще обращается к чисто религиозным темам. Теперь в центре его внимания - умиротворённые и просветлённые образы Христа и святых, родственные ликам православных икон («Христианская близость», 1945, частное собрание). Вместе с тем, в искусстве мастера важную роль продолжают играть трагические сцены мучений Христа («Поругание Христа» 1932, частное собрание).

В последние годы жизни художник особое внимание уделяет так называемому «библейскому» пейзажу, который он начинал разрабатывать ещё в 1920-е годы («Рождественский пейзаж», около 1920, частное собрание). Здесь важная роль отводится золотому свето-цвету, олицетворяющему эманацию божественной энергии.

На рубеже 1940-1950-х годов Руо, под влиянием событий Второй мировой войны и оккупации Франции, несколько раз обращается к образу Жанны Д'Арк, который является для него воплощением стойкости, сближающей её с первыми христианскими подвижниками («Моя Жанна», 1948, частное собрание, Париж).

Под впечатлением войны написано одно из самых последних произведений Руо - «Человек человеку волк» (1948, Национальный Центр Жоржа Помпиду, Париж), ярко характеризующее главный аспект его искусства - глубокий трагизм в восприятии мира и человеческой судьбы. Но даже в этой работе есть надежда на то, что человек способен изменить мир, поборов в своей душе звериное начало и вспомнив о высоких духовных идеалах христианства. Напоминать людям о любви, человечности, Боге - главная цель художника, высокая миссия его искусства.

В Заключении подводятся итоги исследования, анализируются особенности возникновения религиозного возрождения во Франции в последние десятилетия XIX века.

В период «христианского ренессанса» развивается творчество мастеров,

которые обращаются к христианской теме. Хотя некоторые художники, как, например, Гоген, проявляли интерес не только к Священному Писанию, но и к другим религиозным учениям. Они активно участвовали не только в христианском, но шире — в духовном возрождении эпохи. Среди них и были три мастера, творчеству которых посвящено исследование.

Поль Гоген, прежде всего, новатор, который свободно экспериментировал со средствами выражения, пусть и опираясь на обширный пласт традиций. Однако поиски новых форм важны были для него и как способ выразить свои религиозно-философские идеи. К христианской теме мастер обращался, в первую очередь, в связи с размышлениями о жертвенности и крестном пути творца: «Удел истинного творца — испить чашу мученичества до конца. Как Христос, он приговорён нести свой крест. И так же, как и жизнь Христа, его жизнь есть вся отречение»18.

Для творчества Гогена характерен интерес к широкому кругу философских проблем. Особенно ему были близки синкретические идеи, популярные в европейской культуре на рубеже Х1Х-ХХ веков, — сближение различных культур и религий и создание единой общечеловеческой культуры и религии: «Единая религия, великое искусство всего человечества, преодолевающие различия, обстоятельства, убеждения — вот о чём мечтал Гоген...»19. В своём творчестве художник органично соединил мировоззренческие принципы христианства, буддизма и полинезийских верований и создал собственное синкретическое миропредставление.

Гоген не принимал официальную церковь и утверждал, что она использует религиозное учение для удовлетворения собственных эгоистических интересов: «Прийти за два тысячелетия христианской веры к подобному результату с помощью всех монархов, через потоки крови и слёз, пролитых во имя жадности немногих, которые так или иначе отнимают у верующих золото - во имя Милосердия!... Политическая история католической

18 П. Гоген, Ш. Морис. Ноа Ноа: Письма, эссе, статьи /П. Гоген, Ш. Морис. - СПб: Азбука-классика, 2001, с. 156.

19 П. Деке. Гоген /П. Деке. - М.: Молодая гвардия, 2003, с. 301.

церкви... показывает нам эту адскую машину с её отлично слаженными и почти

20

неуловимыми двигателями» .

Художник видел подлинную суть веры в исконных духовных учениях, которые содержат истинные, неискажённые представления о Боге: «[...] в двадцатом веке католическая церковь - это богатая церковь, которая присвоила похищенные у других философские тексты, однако «врата адовы одолели её». Но слово остаётся. Ничто в этом слове не умерло. Веды, Брама, Будда, Моисей, Израиль, греческая философия, Конфуций, Евангелие. Всё несокрушимо стоит. Одни только Знание и Разум сохранили традицию вне церкви, не заставив пролиться ни одной слезы, не объединяя никого с целью захвата»21.

По сравнению с Гогеном, Морис Дени воспринимается как намного более традиционный и консервативный мастер. Однако и ему были свойственны новаторские поиски, особенно в начале творческого пути.

Серьёзное различие художников, прежде всего, в духовной сути их искусства. Так, Гоген не был канонически верующим и имел довольно сложные отношения с католической церковью. Однако не чуждый всё же религиозности и мистических чувств, он пытался выразить свои особенные представления о потустороннем, божественном мире.

Дени же, наоборот, был глубоко религиозным и воцерковлённым человеком - вера служила для него духовной опорой. Он воспринимал собственную творческую деятельность как христианскую миссию и считал это очень актуальным для своей эпохи: «Сегодня Христос вновь живет. Время этому

благоприятствует. Давно не было такого периода, как наш, когда бы всё так

22

страстно сосредоточивалось на религиознои красоте...» .

О Дени можно говорить как об одном из главных представителей «католического ренессанса». Он организовал Мастерские церковного искусства, активно занимался декорированием храмов и монастырей. Дени был

20 П. Гогеи. Прежде и потом /П. Гоген //Ноа Ноа: Письма, эссе, статьи. - СПб: Азбука-классика, 2001, с. 514.

21 П. Гоген. Прежде и потом /П. Гоген //Ноа Ноа: Письма, эссе, статьи. - СПб: Азбука-классика, 2001, с. 515.

22 M. Denis. Du symbolisme au classicisme /М. Denis //Théories. -P.: Hermann, 1964, p. 70.

многогранным художником. В значительной степени, мастер придерживался, классицистических традиций в интерпретации религиозных сюжетов, хотя порой он трактовал их крайне индивидуально и смело и придавал им современное звучание.

Произведения Дени очень разноплановы. Не все они равноценны по своему художественному уровню. Некоторые его композиции чересчур повествовательны, перегружены деталями. В то же время в своих лучших произведениях мастер достигает больших духовных и творческих высот.

Важнейшая особенность искусства Дени — удивительная гармоничность мировосприятия, выраженная в изысканности и утончённости его творческой манеры. Опираясь на высочайшие образцы Ренессанса и классицизма, мастер воплощает в своём искусстве светлый идеал, основанный на принципах истинного христианства. Дени подчёркивает органическое единство земного и небесного: «[...] красота - это атрибут божественности. Красота природы - это доказательство бытия Божия. Красота же человеческого тела даёт художнику идею совершенства»23.

Жорж Руо — мастер уже другого времени. Им, как и многими художниками эпохи модернизма, владело ощущение дисгармоничности мира, поэтому в своём искусстве он стремился к острому противопоставлению человеческого и божественного мира. Руо болезненно воспринимал зло и пороки, царящие в человеческом обществе. Но, будучи подлинным гуманистом, он был способен понять и простить грешников. Поэтому, невзирая на глубокий трагизм творчества Руо, в нём всё же сильно светлое начало, связанное с верой, и в этом он близок Дени. Мастер, подобно некоторым философам и писателям того времени, призывает вспомнить евангельские заповеди, вернуться к нравственным принципам раннего христианства, которое, по его мнению, и было истинным: «Я - молчаливый друг тех, кто трудится напряжённо и упорно, я плющ вечной скорби, цепляющийся за облезлую стену, за которой непокорное человечество скрывает свои пороки и свои добродетели.

23 M. Denis. Du symbolisme au classicisme /М. Denis //Théories. —P.: Hermann, 1964, p. 84.

Христианин, в эти опасные годы я верю только в Иисуса на кресте, христианина древних времён»24.

Несмотря на глубокую связь с Евангелием, искусство Руо мало связано с традиционной иконографией. Художественная манера мастера как нельзя лучше соответствует духовной сути его искусства. Работам Руо присуща крайняя лаконичность, что решительно отличает их от произведений Гогена и особенно Дени. Композициям Дени свойственна развёрнутая повествовательность. Искусство Гогена менее повествовательно, но, по сравнению с Руо, он больше внимания обращает на жизненные реалии. Гротескная, экспрессивная форма Руо ярко и страстно передаёт высокие идеалы мастера: «Жизнь углубила те чувства скорби и печали, которые всегда были мне присущи. И моя живопись, если услышит меня Господь, будет пусть несовершенным, но выражением этих чувств, их раскрытием»25. Манера художника сформирована смелыми новаторскими экспериментами. Вместе с тем, в основе его творчества лежит целый пласт разнообразных традиций, которые он умело и органично сочетает.

Жорж Руо был истинным подвижником, не интересующимся материальным успехом и славой и служащим чистому искусству. Он не совсем «вписывался» в творческую атмосферу Франции конца XIX — первой половины XX веков. Когда многие художники того времени стремились «к эффектам ради самих эффектов», Руо привлекали прежде всего религиозно-философские идеи. Испытав воздействие писателей и мыслителей «христианского ренессанса», он создал собственную философию, которая была обращена к человеку, к глубинному пониманию его природы и души.

Гоген, Дени и Руо - во многом совершенно разные мастера. Каждый из них обладал собственными философскими взглядами и самобытным мировоззрением, имел уникальную творческую манеру и свои цели в искусстве,

24 Мастера искусства об искусстве /Под ред. И.Л. Маца, Н.В. Яворской. - Т. 5. - кн. 1. - Л.: Искусство, 1969, с. 259.

25 Мастера искусства об искусстве /Под ред. И.Л. Маца, Н.В. Яворской. - Т. 5. - кн. 1. - Л.: Искусство, 1969, с. 257.

опирался на различные традиции, каждый оставил обширное творческое наследие и внёс особый вклад в развитие искусства конца XIX — первой половины XX веков. Несмотря на их ярко выраженную индивидуальность и внешнюю несхожесть, их объединяла общность духовных поисков. Все три художники тяготели к утверждению высоких этических идеалов. Они сумели вернуть важное значение религиозной теме в искусстве, дать новый импульс её развитию.

Список основных публикаций по теме диссертации: I. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Хадеева (Певнева) НЛО. Творчество Мориса Дени в контексте религиозного возрождения во французском искусстве рубежа XIX-XX веков /Научный журнал «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» //Серия: Филология и искусствоведение. — № 1(2). - Киров: Издательство Вятского государственного гуманитарного университета, 2010, с. 152-155 (0,4 а.л.).

2. Хадеева (Певнева) Н.Ю. Религиозный символизм в творчестве Жоржа Руо /Научный журнал «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» //Серия: Филология и искусствоведение. - № 3(2). - Киров: Издательство Вятского государственного гуманитарного университета, 2010, с. 171-175 (0,6 а.л.).

3. Хадеева (Певнева) Н.Ю. Церковное монументально-декоративное искусство Мориса Дени /Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» //Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 9(63). - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2011, с. 4042 (0,3 а.л.).

4. Хадеева Н. Ю. Тема жертвенности и крестного пути в творчестве Поля Гогена и Жоржа Руо /Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» //Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 3(78). - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2013, с. 44-

47 (0,4 а.л.).

5. Хадеева Н.Ю. Мотивы традиционной евангельской иконографии и её интерпретация в искусстве Жоржа Руо /Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» //Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 8(83). - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2013, с. 78-81 (0,3 а.л.).

II. Другие публикации:

6. Хадеева (Певнева) Н.Ю. Синкретизм образных концепций произведений Поля Гогена на религиозные сюжеты /Сборник «Проблемы развития зарубежного искусства. Франция». - СПб: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 2011, с. 193-204 (0,5 а.л.).

Общий объём опубликованных работ: 2,5 а.л.

Подписано в печать 03.04.2014. Формат 145x205 мм Бумага офсетная. Тираж 100 зкз. Заказ № 0145 Отпечатано в типографии ООО «РПК«АМИГО-ПРИНТ» Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, офис 789 тел. (812) 313-95-76

 

Текст диссертации на тему "Религиозная тема во французской живописи конца XIX - первой половины XX веков"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина»

На правах рукописи

04201457454

ХАДЕЕВА Наталья Юрьевна

РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ (на примере творчества Поля Гогена, Мориса Дени и Жоржа Руо)

Специальность 17.00.04 -изобразительное и декоративно-прикладное искусство

и архитектура

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор В.И. РАЗДОЛЬСКАЯ

Москва 2014

Содержание

Введение.....................................................................................4

Глава 1. Религиозная тема во французской живописи XIX - начала XX

веков........................................................................................64

Глава 2. Религиозный синкретизм в произведениях Поля Гогена........80

2.1. Формирование мировоззрения Гогена, его становление как художника.................................................................................83

2.2. Картины на христианские сюжеты, созданные в Бретани в 1888-1891 годах.........................................................................................85

2.3. Первая поездка в Полинезию. Синкретизм в искусстве Гогена..................................................................................................................92

2.4. Вторая поездка в Полинезию. Углубление философского содержания в

работах мастера.........................................................................100

Глава 3. Морис Дени и возрождение католического искусства во Франции в конце XIX - первой половине XX веков........................109

3.1. Творческое становление Дени. Создание группы «Наби»...................111

3.2. Ранний период творчества. Новаторские эксперименты..................113

3.3. Первые опыты в монументально-декоративном искусстве. Путешествие в Италию и развитие классицистических тенденций в творчестве мастера.................................................................................... 126

3.4. Работа Дени в области церковной монументально-декоративной живописи в конце 1890-х - начале 1900-х годов. Ансамбли росписей и витражей..................................................................................130

3.5. Циклы иллюстраций к христианским трактатам............................135

3.6. Станковые картины на евангельские сюжеты 1910-1920-х годов. Росписи на мифологическую тематику. Наиболее полное выражение

3. /. Расцвет церковного монументально-декоративного иску

Создание Мастерских религиозного искусства........................

Глава 4. «Религиозный символизм» в творчестве Жоржа Руо

143 152

4.1. Годы ученичества..................................................................153

4.2. Духовные и формальные поиски Руо. Создание собственного творческого метода.....................................................................155

4.3. Формирование «витражной» манеры..........................................162

4.4. Графические циклы «Мизерере и война», «Цветы зла», «Перевоплощения папаши Юбю», «Страсти», «Цирк падучей звезды».....................................................................................................164

4.5. Особое значение религиозной темы в зрелый период творчества........172

Заключение..............................................................................178

Список использованной литературы............................................186

Список иллюстраций.................................................................201

Альбом иллюстраций................................................................209

Введение.

Конец XIX - первая половина XX столетий - переломная эпоха в культурной жизни Франции, как и всей Европы, ознаменованная кризисом позитивистских представлений, развитием идеалистических философских концепций и религиозным возрождением. На фоне всё более ускоряющихся темпов научно-технического прогресса, возникает тенденция обращения общества к духовности и, в частности, к религии.

Почва для «христианского (католического) ренессанса» была подготовлена ещё в первой половине - середине XIX века писателями, философами, церковными деятелями и проповедниками, которые не просто возрождали католическое учение в традиционной форме, но и стремились по-новому его осмыслить.

Важная роль в возрождении интереса к христианству во французском обществе принадлежала ещё в начале XIX века писателю, одному из основателей романтизма в литературе, - Ф.-Р. Шатобриану. В своём программном трактате «Гений христианства» (1802) он утверждал высокое значение христианской религии и стремился доказать, что из всех религий она - самая поэтичная, человечная, благоприятствующая свободе, развитию искусств и наук1.

В дальнейшем некоторые католические писатели и философы старались примирить религию с разными сферами жизни общества и решить социальные проблемы путём возврата к духовно-нравственным идеалам христианства. Так, Ф.-Р. Ламенне (1782-1854), последователь Фомы Аквинского, призывал к содружеству науки и религии. Он выдвинул теорию «католического социализма», в котором пытался объединить демократические и религиозные принципы. Причину общественного зла Ламенне видел в столкновении интересов социума и индивидуалистических стремлений каждого отдельного человека. Он ратовал за создание общества, основанного на христианских заповедях и принципах духовности, на

1 F.-R. Chateaubriand. Génie du Christianisme /F.-R. Chateaubriand. - T. I, II. - P.: Flammarion, 2006.

жертвенности каждого во имя другого2.

Если одни религиозные мыслители, как, например, Ламенне, отличались прогрессивными взглядами и стремились связать религию с современным общественным развитием, то другим был свойствен^ консерватизм мышления и некоторая утопичность идей. К ним можно отнести Ж.-Б. А. Лакордера (1802-1861), который выступал за восстановление доминиканского ордена во Франции. В своём трактате «Жизнь Святого Доминика» (1840) он стремился реабилитировать орден в глазах современников и раскрыть гуманистическую сторону его деятельности: «Но мы теперь живём в такой век, который стал смотреть на всё с новой точки зрения и, стоя на развалинах, где ему предназначено было возникнуть Провидением, сумел постигнуть то, что было скрыто для промежуточных эпох, ослеплённых страстями»3.

Большую роль в христианском возрождении сыграла деятельность епископа Орлеанского - Ф.-А. Дюпанлу (1802-1878), одного из реформаторов религиозного образования во Франции. Дюпанлу основал Малую католическую семинарию в Орлеане, где и проводил реформы.

Своей целью он видел возвращение общества к религии через воспитание нового поколения и стремился увлечь молодёжь необычной методикой преподавания. Дюпанлу не просто прививал воспитанникам канонические догмы, а учил их размышлять о вечных вопросах бытия, смысле жизни, судьбе человечества. На своих лекциях епископ говорил о диалектике добра и зла, жизни и смерти, материального и духовного, порока и добродетели и приводил ученикам красочные примеры того, как потакание соблазнам приводит к страданию. Он призывал искать Бога внутри себя путём духовного развития и самосовершенствования, что ставило под угрозу традиционный катехизис. Свои новаторские идеи Дюпанлу изложил в

2 F.-R. Lamennais. De la société première et de ses lois ou de la religion /F.-R. Lamennais. - P.: Rouart et Watelin, 1849.

3 Ж.-Б. A. Лакордер. Жизнь Святого Доминика /Ж.-Б.-А. Лакордер. - М.: Кушнерёв и К°, 1915,с. 1.

многотомных трактатах «Образование»4 и «Высшее интеллектуальное образование»5.

Совсем другое - позитивистское - направление в религиозной мысли середины - второй половины XIX века представлял писатель, историк, библеист и востоковед Э. Ренан. Он приобрёл известность, благодаря тому, что совершенно по-новому, крайне необычно интерпретировал личность и жизненный путь самого Христа. Ренан получил духовное образование: он учился в семинарии Святого Николая в Париже, затем в одном из филиалов семинарии Святого Сульпиция в городе Исси, где познакомился с немецкой философией, и,, наконец, в самой семинарии Святого Сульпиция в Париже, в которой важное внимание уделял изучению еврейского языка. Под влиянием немецкой философии и данных библейской критики Ренан отказался от традиционной католической доктрины и духовной карьеры.

Его основополагающий труд - «История происхождения христианства» («История первых веков христианства»), состоящая из семи книг: «Жизнь Иисуса» (1863), «Апостолы» (1866), «Святой Павел» (1869), «Антихрист» (1873), «Евангелия» (1877), «Христианская церковь» (1879), «Марк Аврелий» (1882).

Особенно известна и значительна работа «Жизнь Иисуса»6, которую Ренан написал во время поездки в Палестину, опираясь на греческий текст Нового Завета, книги Иосифа Флавия. В этом произведении писатель утверждает, что Христос был не сыном Божьим, а просто выдающимся человеком, странствующим проповедником, который своей активной и смелой деятельностью сумел создать новую веру. Ренан отмечает, что о божественности Иисуса говорится только в четвёртом Евангелии, в отличие от синоптических Евангелий, в которых нет и намека на эту идею. По словам автора, Иосиф был настоящим отцом Христа. Вместе с тем, Ренан говорит об

4 F.-A. Dupanloup. L'éducation /F.-A.-Р. Dupanloup. - P.: Lecoffre, 1851.

5 F.-A. Dupanloup. La haute éducation intellectuelle /F.-A.-Р. Dupanloup. - P.: Périsse frères, 1853.

6 Э. Ренан. Жизнь Иисуса /Э. Ренан. - M.: Амрита-Русь, 2004.

Иисусе как об исключительной личности, которая выделялась среди своих современников. По мнению писателя, Христос был революционером, проповедником собственного идеала - Царства Божьего, которое хотел воплотить на земле. Ренан также отвергал идею воскресения Иисуса.

Книга Ренана, как известно, вызвала острую полемику в обществе, особенно в религиозных кругах. Естественно, католическая церковь резко отвергла его теорию. Однако Ренан оказал влияние на многих современников не только во Франции, но и в других странах Европы, пробудив интерес к различным трактовкам жизни и личности Христа.

Но уже в конце XIX столетия, в целом, наблюдалось разочарование общества в идеалах позитивизма, и тенденции христианского возрождения охватили многие явления европейской культурной жизни. В отдельных странах это проявилось особенно отчётливо. Так, Франция на рубеже веков стала центром «католического ренессанса» в Европе, который являлся творческим процессом поиска новых форм понимания и интерпретации священных идей, как в философии, так и в искусстве.

Одним из ярких мыслителей конца XIX - первой половины XX веков, стремившихся по-новому осмыслить религиозно-нравственные проблемы, был А. Бергсон. В известной работе «Два источника морали и религии»

п

(1932) он ставит вопрос о необходимости формирования новых, более совершенных религии и морали. Философ выделяет два типа социальности и морали: «закрытую» и «открытую». «Закрытая» мораль, по его мнению, ориентирована на потребности общества, когда личность приносится в жертву коллективу, а в условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание нравственных, религиозных и эстетических ценностей.

Бергсон, как и русский мыслитель H.A. Бердяев («Философия свободы.

о

Смысл творчества», 1916) , выступает за новые, творческие, освобождённые

7 А. Бергсон. Два источника морали и религии /А. Бергсон. - М.: Канон, 1994.

8 H.A. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества /H.A. Бердяев. - М.: Правда, 1989, с. 470.

от традиционных запретов религию и мораль и за новое, «открытое»

Большую роль в развитии французской религиозной философии первой половины XX века сыграли выдающиеся католические мыслители Жильсон и Маритен. Э.А. Жильсон, известный медиевист, директор Института Средних Веков в Торонто, кумиром которого был Фома Аквинский, писал о необходимости возрождения теологии и, как Святой Фома, ратовал за объединение науки и религии10. В современной христианской философии Жильсон видел инструмент очищения всех сфер жизни общества.

С неотомизмом был связан также Ж. Маритен. Подобно Ламенне, он

ю христианской религии и к созданию

Тенденциями религиозного возрождения, в значительной степени, отмечена литература Франции рассматриваемого периода. Католически настроенные писатели и поэты - Л. Блуа, Ж.-К. Гюисманс, П. Клодель, Ш. Пеги, Ф. Жамм, М. Баррес, Ш. Моррас - также активно стремились к утверждению идей христианства. При этом они переосмысливали католическую доктрину по-разному, в соответствии со своим индивидуальным мировоззрением, культурными и философскими взглядами, политическими убеждениями. Их произведения ярко отражают всё разнообразие и сложность религиозных поисков во французской культуре того времени.

Значительную роль в возрождении католицизма во Франции сыграл писатель, мыслитель-мистик, теоретик символизма и неоромантизма Л. Блуа. Он происходил из очень религиозной семьи, однако в юности отошёл от веры. В зрелом возрасте, во многом под влиянием писателя-символиста Ж.А. Барбе д'Оревильи, Блуа вернулся в лоно католичества и стал активно утверждать в литературе идеи духовного и религиозного возрождения

общество, объединяющее всё человечество в братство9.

9 А. Бергсон. Два источника морали и религии /А. Бергсон. - М.: Канон, 1994, с. 346.

10 Э.А. Жильсон. Философ и теология /Э.-А. Жильсон. - М.: Гнозис, 1995, с. 186.

11 Ж. Маритен. Философ в мире /Ж. Маритен. - М.: Высшая школа, 1994, с. 56.

Франции (романы «Отчаявшийся», 1886; «Бедная женщина», 1897; «Кровь

1 О

бедняка», 1909; сборник рассказов «Кровавый пот», 1893) . Он подвергал резкой критике религиозные представления, существующие в современном обществе: ему, в равной степени, были чужды мещанская религиозность буржуазии и нео-средневековый католицизм эстетов. Блуа воспевал рыцарские идеалы, аристократизм духа, аскетизм и бедность.

Одним из наиболее значительных религиозных писателей-символистов был Ж.-К. Гюисманс. В начале творческого пути он был связан с натуралистической школой (романы «Марта», 1876; «Сестры Ватар», 1879), в середине 1880-х годов увлёкся мистицизмом (романы «Наоборот», 1884; «Бездна», 1891). В 1890-х годах Гюисманс приходит к католичеству и становится его яростным апологетом (романы «Собор», 1898; «Святая Лидвина из Схидама», 1901)13.

В отличие от Гюисманса, выдающийся поэт и драматург П. Клодель обратился к католицизму довольно рано - в восемнадцатилетнем возрасте. В своих торжественных, напоминающих литургические песнопения, драмах, пьесах и стихах Клодель выражал высокие нравственные идеалы христианского гуманизма, приобретя славу «французского Шекспира» и став ключевой фигурой французского католического возрождения (пьесы «Золотоглавый», 1889; «Город», 1890; «Юная дева Виолена» 1890; «Отдых седьмого дня», 1896; сборник пьес «Дерево», 1901; сборник стихов «Пять больших од», 1910; мистерия «Благая весть Марии», 1912; поэтический цикл «Календарь Святых», 1925; драма «Жанна д'Арк на костре», 1934)14.

Большая роль в «христианском ренессансе» принадлежит поэту и публицисту Ш. Пеги. В начале деятельности он был связан с социалистической партией, издавал журнал «Двухнедельные тетради», где

12 L. Bloy. La Femme pauvre /L. Bloy. - P.: Du Carrousel, 1999; JI. Блуа. Кровь бедняка /JI. Блуа. - M.: Русский путь, 2005; L. Bloy. Le désespéré /L. Bloy. - P.: Flammarion, 2010.

13 Ж.-К. Гюисманс. Собор /Ж.-К. Гюисманс. - M.: Энигма.

14 П. Клодель. Благая весть Марии /П. Клодель. - М.: Наука, 2006; П. Клодель. Золотоглавый /П. Клодель. - СПб: Гиперион, 2011.

сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан. В своих публицистических произведениях (статьи «О социалистическом гражданстве», 1897; «Триумф Республики», 1900) Пеги подвергал критике капитализм, отстаивал идеи социализма и выступал за республику патриархального крестьянско-ремесленного типа. Позднее он пытался примирить демократические и патриотические принципы с традиционной католической религиозностью (сборник статей «Наша Родина», 1905; поэмы «Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д'Арк», 1910; «Мистерия о святых праведника», 1912; «Ева», 1913)15.

Если упомянутые выше литераторы отстаивали прогрессивные идеи и выступали истинными представителями христианского гуманизма, то были в культурной среде Франции того времени и другие, более консервативные, подчас одиозные писатели, связывающие возрождение католичества с «ренессансом» национального духа. Один из них - М. Баррес - пережил серьёзный мировоззренческий переворот, придя от крайне индивидуалистической, антисоциальной философии культа личности и «свободного человека» к утверждению национализма и католицизма.

Свою творческую деятельность писатель начал в 1880-х годах с прославления личности и индивидуальной свободы человека (трилогия: «Культ «Я»» (1888-1891): «Под взглядом варваров», «Свободный человек», «Сад Беренисы»; роман «Враг законов» (1892)). В этих произведениях Баррес отстаивал идею что «свободный человек» - тот, кто отбросил всё

порабощающее: инстинкты, привычки, связь с прошлым, семьей и родиной.

Тех, кто признаёт что-либо, помимо собственного «я», он считал «варварами». Писатель утверждал, что если стать полностью одиноким и очиститься от всего инстинктивного и рабского, то можно познать истину и почувствовать себя частью «бессмертного целого».

Однако во второй половине 1890-х годов взгляды Барреса меняются. Он начинает заниматься политикой и проникается идеями национализма.

15 Ш. Пеги. Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д'Арк /Ш. Пег