автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Рифма звуковая организация уйгурского стиха / в сопоставительном плане с русским стихом /

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Хамраев, Алимжан Тиликович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Рифма звуковая организация уйгурского стиха / в сопоставительном плане с русским стихом /'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рифма звуковая организация уйгурского стиха / в сопоставительном плане с русским стихом /"

АЛМАТИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ

На правах рукописи УДК 808.8 (47) 82.08

ХАМРАЕВ АЛИМЖАН ТИЛИКОВИЧ

РИФМА ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЙГУРСКОГО СТИХА / в сопоставительном плане с русским стихом /

Специальность 10.01.08 - Теория литературы

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ доктор филологических наук, профессор А.Л. ЖОВТИС

Алматы 1994

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежнойлитературы Длматинского государственного университета имени Абая

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор А.Л.ЖОТВИС

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, ТАЛИПОВ Т.Т.

кандидат филологических наук, БУЗАУБАГАРОВА К.С.

Ведущая организация

Казахский государственный женский педагогический институт

Защита диссертации состоится

Ж

¿Л)

1994г.

на заседании специализированного совета КР 14.05.07 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при АГУ им.Абая (480100, г.Алматы, пр.Ленина, 13).

С диссертацией можно ознокомиться в библиотеке АГУ имени Абая.

Автореферат разослан" V" 1994г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, доцент

\\Г

С.Д.АБИШЕВА

0Б1чАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предг,юти исследования а настоящей работе является рифиен-,к.п спг-чзма и функция звуковых повторов в уйгурской стихе,

Изучение этой проблемы имеет большое научное значен:-?, так как звуков повторы функционируют в разных стихотворных системах и играют ванную роль в организации стиха.

Проблема эта вызывала интерес многих ученых. Но, к сожалению, в уйгурс::ом литературоведении она остается недостаточно освещенной как и ряд других, связанных со стиховедением, и никак не исчерпывается ранней работой ¡.¡.Хамраева "Рифма в уйгурзкой классической и современной поэзии", до сих пор остается вне исследования проблема звуковых повторов в древнеуйгурском и арузной стихе и их взаимоотношения о самой функционирующей системой. Кроне того, не изучены структурные особенности уйгурской квантитативной рифмы.

Актуальность работы обусловлена тесной связью эволюции звуковых, компонентов с литературным процессом, с необходимостью таких вопросов как взаимоогнопеиив канонизированных и факультативных повторов в стихе, а так;;;е с развитием стиховых форм. Ответим такке, что научное осмысление проблем древнеуйгурского спаса в сопоставлении с другими системами пока отсутствует.

Таким образом поено сформулировать следующие задачи работы:

1. Определить оуцносткзе различие звуковых повторов: аллитерационных, рифменных, эмбриональных, эпифорических, внутренних, начальных и т.д.

2. Выявить функцию звуковых поьтор^в и рифмы в уйгурском стихе.

3. Проанализировать формальную и частично семантическую значимость аллитерационных и рифменных повторов. .

Выявить структурное ссоСенност;: ри-^ыы аругного к с;:лг.а5/.-

ческого стиха.

5. Кратко определить специфику функционирования уйгурской и русской ри;_..\1Ы и возможности их адекватной передачи в переводах.

Цель настоящей работы - прояснение, систеиатпзацш1 и классификация общих закономерностей звуковых повторов н рифы древнеуйгур-ского аллитерационного, арузного, силлабического и.свободного стиха.

Методологическую ^ теоретическую основу предлагаемой диссертации составляют стиховедческие и общетеоретические труды Б.и. Кирмунсксго, М.Л.Гаспарова» ¿¡.К.Хамраева, З.огвсисгь, ¿..Л.;..с1тиси, Д.Двришика, !1.Левого ч др.По проблемам функционирования звуковых повторов и рифы, в арузном стихе и в их систематизации и классификации мы опирались на Ы0тодику„разработаннуй Б.К.Сиру со;,], ..и..1усуль-ыанкуловын, У=Туйчиевым и другими

Комплексный подход к проблеме звуковых повторов и рифм уйгурского стиха обуславливает применение следующих методов исследования: а) сопоставительного,б)статистического,в) экспериментального, г) описательного. .

Научная новизна темы характеризуется следулцпл! .моментами:

I. Впервые проблема функционирования ь структура зь^овц* повторов древнеуйгурского аллитерационного стиха являится предметом специального исследования;

2. Впервые предпринята попытка объяснить структуру наметить классификации уйгурско!: арузноИ рисами на основе арабс-иерсидокс:. • классической теории;

3. Исследуется роль звуковых повторов I! рпуи в стихот^орык систешх:аилитерационнои,арузноы»силлабически, свободной и т.д.

Предлагается новый подход к описание структуры снллабкчес,-кой риф^ы в уйгурской стихе;

5. Анализируется пробксаа адекватно 1! передачи рк^ешшх нов-

;ров в уйгурских и русских переводах.

Теоретическая ¡1 практическая значимость работы. Разрабатыза-гся теоретические основы звуковых повторов древнеуйгурского ал-лтерациониого стиха и уйгурской арузноИ рифмы,Выдвинут новый фо-эсиллабический подход к вопросу о сущности рифмы в силлабическом сихе.Подняты теоретические проблемы сравнительного стиховедения эименительно к уйгурской и русской поэзии.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, со материалы и положения его ыогут быть использованы в практике эеподавания курсов литературы в высших и средних учебных заведе-1ях,при изучении уйгурской поэзии и творчества отдельных поэтоз, иературного процесса в целом.

Внесение результатов исследовглия. На основе проведенного в ю^ертационной работе исследования разработан и проведен универ-[тетский спецкурс "Структура рифмы в арузе и в силла0икеГ|7-"^

Основные положения.выносимые на защиту:

1. В древнеуйгурском стихе канонизированный повтором являет; аллитерация.Она организует стих,определяя его ритмику.Эпифори-ские повторы в аллитерационном стихе ещё не приобретают статуса :фыы и не выполняют функцию "вслед идущего"

2. В арузноы стихе рифменные повторы становятся единственным иемоы в организации эвфонии стиха.Онй вытесняют все другие звуко :е повторы. Глазной рифмой в арузном стиха являетсяпхарфп рави.Все угие звуковые элементы определяются по отношении к нему.

3. В силлабической системе рифма остается канонизировании. иемом.Но она,в отличие от арузной рифмы, приобретает слоговую нкцию и соответствует нормам уйгурского языка.Способы рифмования силлабике существенно отличаются от системы рифмовки аруза.

В свободном стихе рифма переходит в разряд факультативного г.е:.;а к те:,' самка утрачивает сэсе г.ерзоггг-ппь^се предназначение.

Это свидетельствует о процессе деканонизации рифмы.

Апробация, отдельные положения исследования докладывались на ежегодных научных конференциях профессорсгэ- преподавательского состава Алматинского государственного университета имени Абая (1593) и на ¡1-Й республиканских конференциях уйгуроведов(1992, 1991;.

По теме исследования опубликовано; 7 научных работ.

Структура и объём работы. Текст диссертации состоит из Вве-дения,трех глав,Заключения,Литературы(вшшчаюцей в себя 291 наи-ывноЕаниё)иПрилоаения«Общий текст изложен на 167 (214) ыаиинопис-ных страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяется предмет исследования,актуальность работы,её основные задачи,цели,научная новизна,теоретическая и практическая ценность; характеризуются методы и критерии отбора материала.

Первая глава "Звуковая организация древнеуйгурской поэтической речи" посвящена,проблеме статуса аллитерационных повторов,их самостоятельности по отновению к рифменный,обусловленной разви -тием самой системы.Такая дифиниционная позиция опровергает тезис некоторых исследователей о том,что аллитерация является первоначальным этапом в становлении рифмы.В древнеуйгурской поэзии,как в скандинавской.древнегерыаиской и монгольской,аллитерация была канонизированным приемом, "опиравдимся ка фонологическую структуру язык&"(Н.ХардЕиев). Исследование древнеуйгуреш: текстов манихейского,буддийского и частично исламского содер;;%а-кия(УП-Швв) и некоторых народных эпосов,где наряду о оснозной аллитерацией присусЕзуют "эмбрионалыше"эпиыорические звуковые повторы,поднимает вопрос о том,что в этом стихе нет других определителей доминанты ритма,кроме аллитерации,которая в конечном

счете.определяет ритмическую организацию всего стихотворения ,а эпифорические повторы в своей сущности ещё эмбриональны. Они в отличие от аллитерации не несут организующую функции и поэтому являются лиил факультативным приемом. Изучение древнеуйгурских текстов показывает,что аллитерация не должна быть интерпретирована с помощью рифменной теории. В связи с этим нами сделана попытка разработки собственной теории аллитерации и дается частичное описание и классификация на материале не только вышеназванных текстовою и на материале стихов,включенных в "Дивану лугатит тюрк" Ы.Кашгар-ского,рунических надписей (Книга Гадания,Орхоно-Енисейские тексты и др),тюркского народного эпоса. Дифференцация аллитерационных и рифменных повторов привела к заключению,что они нуждаются в раз -личной интерпретации. Нам представляется правомерным другой под -ход рифме как динстинктивному элементу строя метрически организованного стиха,не присущему древним эмбриональным формам,аллитерации и эпифорам". Отличительным признакам последних являются звуковые повторы,не получивщие статуса рифмы.

В квантитативной системе аруз рифма,пли "кафийа",имеет ксн -кретное назначение в структуре стиха. Это указано в самой значении слова("кафийа" - с арабского означает "вслед идущий").Данное определение близко к характеристике рифмы в арабо-персидской и тюркской системах стихосложения,где ими считаются только концевые созвучие в метрике. В классической восточной традиции рифму рас -сматривали - качестве одного.из вавнейших среди четырех элементов строя поэзии:аафз(слоэ»), вазн(иетр,раэ'?р),кафийа(рифаа) и иа^ (смысл,значение). Она считалась частью системы к принадлежала только упорядоченным стихам. Употребление ке 1ермика"рифмап для архаической формы поэтической речи б.отношении к древним аллитерационным стихам размывает границы меад пр;:кц::п1:а.\ьно разка-н и системами стихосложения.

Аллитерационный с тих ::згил себя как система, исчезнув после проникновения и развития метрического рифменного стиха. Его заменяет качественно новая форма стихослокения. Остатки аллитерационных повторов в позой системе утрачивают прекние ритмические функции. Ппредача в филогенезе ритмических функций от звуковых повторов к рифме, о чеы гоирия утрата первыми функциональной нагрулекности в процессе сосуществований с рифмой, свидетельствует о их различии. То не подтверждает и их одновременное использование в структуре позднего стихослокения. Эта "дополнительность" отрицает толкование названных формантов как исторически переходных этапов развития одного явления. Сосуществование аллитерационных повторов с рифменными повторами сопровождается их параллельным и длительным развитием. Отождествление аллитерационных созвучий с рифменными и соответственно широкий подход к последним снимает проблему дифференцации разных по своей природе звуковых повторов поэтического текста и нивелирует различие мезду несходными типами стихослокения. Наш вывод подтверждается выска-^ .ванкями языковедов Пралского лингвистического крукка, которые считают, что ритм это организующая сснови языка стихов, где его фонологические элементы - мелодическая структура, повторение уонем и групп фонем - самостоятельны. Даке составляя комбинаты в ритме, они (повторы) представляют собой автономную сущность как различительные приемы стиха.

Характерное для литературоведения отождествление аллитерации и рифмы связано с теорией рифмы, в которой они предоявлены как , моменты эволюции стихослокения. Ка признание автономности аллитерационных созвучий по отношению к ри&ые наталкивает и обращение к специфике агглютинативного к сингармонического. строя уйгурского языка. Фактор языка определяет источники звуковых повторов - концевых, "срединных, начальных и т.д..которые имеются в наличии в

эмбрионалышх фермах поэзии и аллитерационных стихах, и это не является сксюиоА стиха,а'ритшшо-синтаксиЧеский параллелизм и хипо-_ логические основы тюркских (з том числе уйгурского) агглютинативно-*. го языков. Данный вывод подтверждается В.Ц.Еирмунскии (как и'другими исследователями стиха - Н.Т.Ковальским, А.М.Щербакоы и г.д»5* высказывающими мнение»что эмбриональная форма в тюркской стихе результат ритлжо-синтаксичеслого параллелизма. Другая' интерпретация аллитерационного и рифменного принципа .на материале русского стиха дана в работах А.Л.Еовтиса, где сформулированы основные теоретические предпосылки такого подхода. По крайней мерз-"звуковые повторы... имели преимущественно линейную последовательность и,главное,были автономны по отношению к'рифме в том смысле, что' по''повторяли и не варьировали ей. Граница мекду повтором в клаузуле и явлением аллитерации намечалось определенно и четко"х. Если данная концепция возникла из наблюдений над деканонизацией стиховых форм в, современном русском стихе, то в древнауйгурской поэзии, естественно, эволвцпошшП процесс идет от неоднородности, "эмбриональности", к однородности, "зрелости" и канонизации (Х.Усманоз). Такой подход к звуковым повторам и рифме какется целесообразным в отношении дрзвнсуйгурс.;пх текстов.Вот пример из текстов буддийского содержания.

Апам биз-ин бу йаш-имиз алкингу од болсар.

Алку турлуг тидиг-имиз алкинз-ун утгурак.

Амита-аба буркан/ йууз-ин Йугери биз коруп.

Ариг сукавади улуш-та тогалим терй/ таврак.

В этом поэтическом тексте одновременно о аллитерацией отрофи-ческой участвует и строчная,простирающая на вое строки. Каждый стих в строке 1;иеот выдержанную междусловную строчную аллитерацию* Такое оплоте шее горизонтальных и вертикальных основных видов, зау-

с способах рифмования "а русской поэаий//ВЯ, 1969»

..коаьЬс повторов дае» чрезвычайно насыщенную гармонию звуковых соз-"вУчий. Интересно,чю строфическую аллитерацию всегда поддерживают

аллитерационные повторы на внутристрочном уровне. Например,аллитерация и ассонансы в первой и второй строке:апам-алкингу; алку-алкинз-ун.Й в этих строках участвуют строчные аллитерации -консонансы на соглаоные звуки Б,Т: биз-ин- бу -болсар(1-стгока): буркая -биз(2-строка): турлуг-тидиг-имиз(З-строка'): югалин-терк -таврак(4-строка). Совершенно очевидно,что разные строчные аллитерации (консонансы и ассонансы) .чередуясь друг с другом,играют особую роль в ритмическом рисунке стиха. Но в этом стихе участвуют конечные повторы: утгурак(2-строка),тазрак(4-строка).Слова подчинены здесь аллитерационному закону стиха.Они не выполняют метрическую функцию.

В пользу автономности аллитерационных созвучий свидетельствует параллельное использование их в уйгурском фольклорном стихе (в лошаках,Сейитах,пословицах,загадках и т.д.).Например,в пословицах: Экилсиз билэн ал йегичэ, Чем вместе с глутш есть, Вкиллик билэн таи тоийгин. Лучше с умным возить камни.

По классификации В.М.Жирмунского и Г.М.Васильева начальные слова первых и вторых строф э н и л с и з и э к и л л и к явля-йтоя "этимологическими фигурами" и считаются полными и строфическими аллитерациями, Л вот таш тошигин.по терминологии Т.Ковальского,являются стиховыми и ыендусловными аллитерациями.Если этот пример рассматривать с точки зрения рифменного созвучия,то надо будет сказать,что в словах экилсиз и экиллик созвучны корни,а слова,следующие за ними б и л э ц идут как радифное подкрепление.Но тут есть ещё слова,которые корреспондируются мелду собой аш -таз.По равнению с аллитерациями их функция в стихе усилены, лллктеращш сохранила за собой и строфические и строчные позиции,ко только здесь она подчинена законам рифмованного стиха.

-ttl-

Ключевыми словами в смысловом отношении являются рифмующиеся,слова а щ - т а ы. Выполняя ритмообразуюшуп функцищони приковывают ч себе внимание и тем самым ослабляют значение аллитерационных повторов. Снижение роли аллитерации обусловлено в8 введением !в,.чуя-дую систему. Уйгурский стих(фольклорный) подчинен в метрической организации. .

Таким образом,можно утверядать,ято действие закопой изосипяй-

•■ . • ■ ■ .- - 'V

■бизма снияает роль и функцию аллитерационных повторов. Но все но аллитерационные повторы, поддерживаемые законом гармонии гласных« сохранились в силлабическом стихе. Например: ■'. /

Ак аттин /ак пак/ акму? ' Метрическая схема:' 3+2+2 Ак пактин /ait ат/ акму? 3+2+2

Схема аллитерационных повторов: а - а - а -(а)- а ■

а - (а)- а - а - а Разруыение ритмической базы аллитерационной системы стихосложения обеспечило быстрый переход к конечным повторам. И это главное условие усиления роли рифменных созвучий в тюркском, в частности в' уйгурском стихосложении, аллитерация же осталась'в стихах как ' ' явление факультативное. '

. ВЛ.Жирмунский на осйове изучения Орхоно-Енисэйских письменных памятников и героического эпоса тюркских народов пришел к выводу,. чтсЯ тюркская аллитерация свободна и необязательна!! •

Это сукдение, на нап взгляд, характеризует пе сам аллиторацион-» нпй стих, а факторы организующие его. Аллитерация выполняет функцию метрического организатора, но в то асе время иэосиллабизы- начинает играть определенную роль в стихе, что обуславливает соответст-пенно более свободно расположение звуковых повторов. Аллитерация обновится уже необязательной. Зто признак формирования нового ти-» tri стиха. Естественно, без аллитерационных звуковых повторов {древ-

■ - 12г

ний- стих не был бы регулярный стихом. Установить ш статус аллите рации моано пооле> получения ответа на вопрос о том,что случайно или неслучайно"ыасоовидная аллитерация возникла именно в поэзии тюрков?"(В.Кирмуисний). .В ыассовидности аллитерации проявляются следующие закономерности.

Первая .закономерность -это внешняя позиционность аллитерации {•о есть линейность и строфичность повторения звуков, В связи с эт выделяются строфические и строчные виды аллитераций.

Вторая закономерность состоит в наличие "внутренней"поддержки аллитерации благодаря действию закона гармонии гласных и ассимиляции согласных звуков. Аллитерация в тюркском стихе сфорыирова -лась под влиянием позиционного ограничения согласных и сингармонизма гласных звуков. Это взаимодействие фонетической законоыер -иости и законов стихослокения определяет приоритетную роль консонантов в структуре стиха.

Таким образом, свободное располокение тюркских аллитерационных компонентов не является свидетельством их факультативности,ка1 считают некоторые ученые, так как позиционная свобода не' препятствует постоянству, её проявлен«! т.е. обязательности.

Древнеуйгурский стих имеет своеобразную и высокую звуковую организацию. С ней тесно связан и его ритмический строй;в- результате создается единая звуко-ритмичеокая система аллитерационного стиха.

" Во- второй главе "Уйгурокая рифма и опособы рифмования в уйгу] сксы стихосложении" подвергается анализу арузная (§1) и силлабическая рифмы(§2)»а также звуковая организация свободного стиха(§3} Следует сказать,что новым этапом развития уйгурской поэзии яв!: либь рифменные стихи под названием ару а,который вытеснил древнеуйгурский аллитерационный стих.

Разработка арабо-персидской классической теории стиха начинается приблизительно в средние века. Ыы ииеем сведения о существовании многочисленных трактатов по рифме и метрике, средневековых поэтов и теоретиков, например, таких, как Вахида Табриаи, Насир ад-Дина Туси, Атаалах Махмуд Хус'айни Шаис-и Кайс Рааи, Абдрахман Днами; Хусайн Ва из Кашифи, Абу Закарийа-ат-Тибризи, и т.д. Среди тюркских исследований аруза ыокно назвать трактаты Захираддина Ба-бура и Алишера Навои. В наше время исследованиями А.Азера , М. ¡¿усульманкулова , С.Мирзаева , А.Рустамова , Б.Сируоа ^ И.Стеблевой, У.Туйчиева и т.д. расширяются ооновы этой интереснейшей теории. Проанализированный фактический материал по классической поэзии (арузного)стиха убеядает в преимуществе использования арабо-персидской теории рифмы.

Просодическая организация квантитативной систеиы аруз, как ' известно, имеет несколько уровней, которые одновременно являютоя • уровнями ритмообразования в стихе. Упорядоченные чередования элементарных просодических сегментов-сабабов и ватидов - низшего уровня, которые функционируют в составе "словесной" модели (второй урозень просодической единицы), равно присущи прозе и стиху.

В этих случаях роль "байта" - "двух отихотворных отрок" -составляющих одну, строфу (банд) и кафийа, "как звуковой сигнал правого крыла", определяет границу между ними и фиксирует окончание строк.

На основе данного "ыоросчитающего" принципа средневековыми теоретиками разрабатывается метрическая теория кафийа^ отражающая языковые особенности и просодические единицы квантитативной метрики.

Языковые особенности отражаются в традиционной арабской грам-мчтпке понятием долготы гласного (а-фатхи,У-гаммы,И-каоры) и от-

Мвчавтоя особыми диакригическиии знаками. Выделение данного явления продиктовано ваяной ролью указанного акустического признака в формировании рифмы, что подтверждает и исследованный нами материал. Долгога гласного играет существенную ритмообразуюцую роль и в сос-.таве сабабов и ватидов, которые, во-первых, модифицируются благо- . даря варьированию степени долготы гласных, а во-вторых, как бы удваивают свою ритмо-и рифмообразующую функции, благодаря просодической .организации и акустическим признакам гласных звуков.

Как известно, арабо-персидская классическая теория рифмы основана "на девяти буквенных элементах и шести элементах огласовок", (Б.И.Сирус, М.Мусульыанкулов, У.Туйчиев), которые слуиат для формирования двух специфических элементов рифмы-радифа и хадкипа. Современные исследования дополняют положения древней теории классификацией -видов рифмы. В них выделяются двадцать пять видов. Таким образом, теоретическое описание выделяет три стороны объекта: 1'. ,Э л е .') е н т ы риф м ы : а) буквенные элементы; 6) элементы огласовок. 2. С п е ц и б и ч е с к и е элементы р и ф-к ы : а) радиф; б) хаднип. 3. В и д ы/р и (т> ы ы.

Буквенные элементы представляют: а) главный опорный элемент "рави". б) препозиционные элементы "рави". в) постпозиционные элементы"рави".

Рави ("скручивающий") находится в корне слова.Обычно это последний звук корня рифмующихся слов. Например,Л -лаЛи -йоЛи; 3 -соЗум -о5ум; К -тилэК -йолэК (Юсуф Баласагуни). В этих словах буквы л,з,к являются рави. В арабо-персидской теории нарушение принципов рави считалось недостатком. В уйгурском стихе подобные нарушения встречаются настолько часто,что есть основание говорить не о нарушениях,а о закономерности,представляющей собой явление взаимозаменяемости всех элементов арузапри восполнении рифмообразующих функ-. ций

Предпозиционные элементы рави -четыре: тасио, дахид, к а й д и р и д ф.х "' I

I. Т а с и с о ¡.¡("основание") является гласный звук А (алиф), предшествующий рави. Правда,этот элемент не продуктивен в системе уйгурских рифм. Это объясняется не только малочисленностью слов такой модели фА'ил,где алиф считается тасисом,но и лексико-нор-фологическими особенностями уйгурского агглютинативного языка. II кроме этого з классической уйгурской "поэзии рифменная опора сдвигается в сторону аффиксов,Частое перемещение функции рави на постпозиционные элементы убедительно доказывает это. Пример ,для таси-сагсаАдэттур -палАвэттур-зэлАлэттур-шакАвзттур-вилАйэттур-асАвэт-туртирАдзттурт инАвэттур- шапАвэттур- куфАйэттур(Билал Назим).

2. Д а х и л("вошедпий")выступает в.рифме согласная буква,но она,как всегда,огласована.Например: Т-пуТун -туТун(Всуф Баласагуни)

3. Рид ф("стоящин сзади"). Зтот элемент один из самых слон-ных по сравнению с другими. Он имеет два вида: й) основной ридф

б) прибавленный ридф.

Основной ридф состоит из гласных звуков - А,У или И,которые • предшествуют согласному рави. В прибавленном ридфэ,в соответствии с полоненном арабо-персидской теории,наличествует шесть букв:СД, П,Ф,Н,Р. Примеры: кАн-айАн.А-основноГфидф. С-чуСт-руЛ (Залилий) С-прибавленный ридф.

4. К а й д("ограничение") наиболеа связанный с рави элемент. Тесная связь кайда с рави проявляется в том,что его пропуск всегда ощутим,поэтому невозмоиен,в отличие от других периферийных элементов. Это обычно согласная буква перед рави. Например: Р- бэРк-

х. По вопросам о понятийном наполнении терминов и о их написании ми опираемся на взгляды М.Мусульыанкулова.

гэРк;фэРа-кэРз(Харабатий).

К Постпозиционным элементам рави относятся: в а с л, х у р уд я, и а 8 и'д и н а й и р а. У.Туйчиев их называет аффиксаль-. ныыи элементами рави.

,1. В а о л("соединение").Роль этого элемента состоит в тон, ,чю он соединяв! корневые и аффиксальные элементы мевду собой,и поагоиу буква,еледующая непосредственно после рави,считается вас-лом,например: башЛади-ташЛади(А.Низарий).

2. Ху р у д «("выход").Этот элемент по своей функции должен ■завершать рифму.Его функциональная аналогия радифу обусловил^ смещением-с пооледним. И арабские ученые,как правило,не особо выделяют хурудк. В уйгурском стихе же он приобретает особую роль так же, как и ваол, Это связано с тем,что классическая рифма постепенно , раэвиваетоя г оторону постпозиционных элементов. Основная нагрузка в рифмообразовании закрепляется именно за аффиксами,поэтому они вое чаща выотупают как заместители главного элемента, рифмы -рави.. Например: П-Чели11-эндалиБ-..тэбиП-гэриБ- энкэриБ- келиП(Залилий).

3, Ма з и д("пркбавленный"). По своей функции этот элемент очень близок радифу.. Средневековая трактовка шзида как второстепенного впалёнта обусловила традицию его игнорирования в стихе,что выразилось з тоы*что нередко ыазид и радиф считали одним и теы ко влеыентом.Пример для ма8ида:ДДО-бивафаликДШ1-жудаликДИН(НовСитий). ' . Л. Найира(ппугливый"). Это последний постпозиционный элемент, рави. Вое буквы,независимо от значимости,функциональности и коли-чботва,следующие пооле мавида,считаются найирой. Несмотря па редком» применения этого влвмента в уйгурском стихе,он обладает большим воздействующие эффектом.усиливая эстетическое восприятие благодаря опособнооти создавать особонно крлсизыо созвучия в рифму ющихо я .рловах в отличие,от радифа. Например: 1".1Ш-дилбэрдэккШ1Э-ханхзрдаккИНЭ -эиэрдэккВД(ФутуЬий).

Необходимо сказать,что действие законов сингармонизма в уйгурском языке и отчетливое произношение каждого слога вытесняет многие модели:приведенных выше ¡элементов рифш. Например, слово с кайдом б э х т в современном уйгурском языке произносится _ -б э х и т. В таких случаях нарушается внутреннее строение ритао-образующих сегментов метрики -сабаба и. ватида. Исследование классической уйгурской поэзии показывает,что многие исконные слова и "сингармонизация" арабо-персидских заимствований препятствуют осуществлению функции словесных и сегментных моделей аруза. С а б а б а в а т и д как ритмосбразующие сегмента неполностью охватывают * . метрику уйгурского стиха,так как в нем влияние диакритических знаков -з е р и з а б а р -на его звуковой строй не является регу -лярным. Утрата традиции написания диакритических знаков и воздействие этого процесса на звуковой состав языка детерминирует выравнивание гласных по признаку длительности,они перестают различаться как долгие и краткие.

Б работе также анализируются специфические элененты(р а д и $ и х а д к и п),виды рифиы(25 элементов) и принципы риф- ' мовки арузного стиха.

В §2 рассматривается рифма силлабического стиха.

В литературоведении существует два подхода к проЭлвмам теорий тюркской рифмы. Первый подход,как отмечено вьгае, разрабатывает теоретические проблемы на основе арабо-персидсксй классической теории рифмы. Другой подход - проблемы тюркской рифмы решает на основе русской классической теории. Он разрабатывается в исследованиях И.гирмунекого, ..¡.Хамраева, И.Турсуна, А.Хаджи, Н.Табуроков, З./ixtíлога и ряда других.

.лз'.сстзешп, различие подходов не разрешает-некоторые вопросы j'.-л-л? юге, с,у: с eriíOi¡aü¿:c р^зличнцх систем-квантитативной и силла-

бическойв тюркоязычной поэзии обуславливает постоянное противостояние указанных подходов и препятствует снятию их противоречии.

Вопросы рифмы силлабического стиха решаются в синтезе, учитывая направления ашх двух вкол. Отсюда, выдвинута фоносиллабичес-кая теория рифиы, где ключевой слог определяет степень соззучнос-ти рифмующихся слов.

В этих случаях целесообразно ввести понятие слоговой доминанты. Значение ключевого слога в рифмующихся словах в определении границы ыевду точными и неточными рифмами велико. На его выделение среди других слогов наталкивает структура односложных рифм. Такие рифмы обычно состоят только иа корня, очень редко - с аффиксами.(По-■ ' этому ориентировка в разработке теоретических основ точкой и не- , точной рифиы на этот вид рифм целиком оправдана). С другой стороны, в исконно тюркских словах в корнях имеются всего один слог, в отличие 05 слов арабо-пёрсидских, заииственни::, где корень слова • чаще всего может состоять из двух или трех слогов.

Самое главное требование к точным рифмам заключается в то», что в их составе ключевой слог должен произвести впечатление самого оильного созвучия в звуковом составе*. Например, в односло» . кых рифмах - сам рифмующийся однослойный слог (бчг - таг - чаг). В односложных рифмах закрытого типа для образования точно 11 рифмы необходима такая модель, единство (Гс), т.е. рифменное соответствие гласного - согласного в корневом слове. А в открытых типах -соответствий Согласного -гласного (Сг). Если это условие нарушается, «о рифма переходит в разряд неточных. й двусложных словах определение точной рифмы требует введения следующих критериев:

. I.:Полное созвучк.; только слогового доминанта. Если корпоьис

У х.].Результаты эксперимента, проведенного « ми в пайках • уйгурских поэтов и студентов, иог.тггг.<-г2 !"-;■•.'':•,.

рифиы без аффиксов, то ключевой слог - последний. Например, закрытие типы: I. Ариан - замай (уйгур.иарод.копаки).- "" " 2. Корреспондирование, хотя бы одного корневого звука

в слоговой доминанте в словах с аффиксами. В такта рифмах место ключевого слога зависит от расположения конечного звука. Например: в ритмах к о з г э - с о з г э (М.Абдрахманов), ключевой слог предпоследний, потому что последний корневой звук "зп остается з сютаве корня. А в словах толуп - болуп (Д.Ясенов), ключевой слог переходит к последнему аффиксальному слогу, поскольку он последним корневым звуковым "л" образует отдельный слог. •

Лага удачно рифмованные слоговые аффикса не могут считаться точными рифмами, если в них модель ключевого слога не сохранена отсутствием корневого звука. Например, КИРсэи - ЧУШсэм (И.Налилов). 3 предпоследнем слоге нет корреспондирующих звуков, а лишь сохранена его слоговая гармония. . •

3 ¡;когосло;::ных (трех, четырех, пяти) рифмах сохраняется этот принцип. Следует подчеркнуть, что словообразование уйгурского языка происходит путем аффиксации. Именно это явление отрекается в ■ многослойных рифмах.' Такие виды становятся многослойными, благодаря наращиванию разнозначимых аффиксов. Очевидно, что в таких случаях слогоЕые доминанты вво многих словах продвигаются во"знутрь рифмы, иногослопные рифмы, которые в своем составе имеют несколько созвучных а^инсальл'г: слгг<~э, ал::и: не будут точными, если в них на созвучны слоговые доминанты. Например, орден -л и -р и- ни э.м г э к - п и - р и - н и (М.Зульпикаров).

г

ш и-д у

:•; и -д у (С.Пскэндэров)

Танин образу,необходимость особого отношения к ключевому слогу диктуется следующими моментами. Во- первых ,он Находится в корне слова. Это усиливает созвучие слогов и "конфронтации их значений1'. Во- вторых .несмотря на участие многочисленных незна -чимых аффиксов в рифме,ключевой слог определяет созвучность рифмующихся слов.

й §2.1. рассматриваются проблемы рифмовки силлабического сти-ха-б арка к,которая принципиально отличается от арузной рифмов-ки.Если в арузе все виды поэтических форм стиха подчинены б а й е-н ы и расположениям строк,что определи ет характер рифмовки,то в силлабическом стихе способы рифмования Солее с в о - • б о д н ыа и разнообразные.'

В §3 подвергается к анализу звуковая организация свободного стиха. По нашему мнению,она осуществляется двумя путями:

' I. В "неправильном верлибре",где доминирующую роль играют звуковые повторы:рифменные.аллитерационные.радифниз.внутренние, цезурные и т .д. Они,как правило,многочисленны,и некоторые из них становятся главенствующими ,а некоторые -ф а к у л ь т а т и в н ы н и.

' 2. В "правильном верлибре".где звуковые повторы сведены к/м и-н и и у и у. Рифма исчеэает как стихотворный прием, '.'i ; В третьей главе диссертации поднимаются проблемы сравнительного стиховедения на материале переводов русской и уйгурской поэзии.

Необходимость всестороннего исследования уйгурской и русской рифт в рамках сравнительного стиховедения обусловлена усиленным взаимообогащением культурных.традиций двух народов в последние ."десятилетия. Этот процесс непосредственно связан с-одним из вак-■ нейаих элементов меняйте рагу рно ti коммуникации - художественным

1врвБодоы. .Многие поэтические произведения русских классиков и зовременников переведены на уйгурский язык. В то ¿се время рус-жие читатели ознакомились с произведениями не только ¡...асси -¡еской, но и современной уйгурской поэзии.

Следует сказать,что формы меглитературкой коммуникации разнообразны и немаловаянуп роль играют среди них ке только худо -¡ественнке переводы с различными приемами,например,как вариация, гадракание.перелокение и т.п., но и "формы стилизации,творческие :нтерпретации',' представляющие как уровень переосмысления и час-ично "заимствования".передающиеся в ¿ормз "встречной среды" как уцественный элемент "психологического параллелпзма"(А..2еселов-кий). Все это преде га вляет собой особу» цепь "кок-актно-генетических взаимодействий"(Д.Дцркаик).

В этом отношении формы передачи рифменных езязей и её элемен-ов в уйгурской и русской лирике привлекают особое внимание, собенно загно то,что тюркская рифма била охарактеризована с фо-зтической точки зрения в сопоставительном глане с русской рифмой, 50 было исследовано большое количество "приблизительна: рифм", зторые связаны меяду собой сингармоническими отношениями. Такие 1раввдливо указывалось на то ,чю тзркси-ая рн^ма ;;рздстизляет 'бой "фскоморфологическое явление"(В. 1;!рмунг,::нй). Но при класеи-шации таких рифа,на наг взгляд,допускались терминологические '.точности,которое за собой повлекли много ьереиекннх проблем, :оОенпо при характеристике клаузул.

Надо сказать,что тераиаа русской ркфмеяегка при описании •ркокоЗ рифим ьенриеилеыи. Уйгурская рифма нз характеризуемся качеству пли по роду,как русская,что определяется ударешем, разлпчастсс по составу созвучных слоговых единиц в гсорреспон-рувдсхся слоз;1х. 13то соответствует строю языка,где гласные

отчетливо произносятся в какдоы слоге и не редуцируются в пози -ции перед и за ударным слогом,как в русском языке. Но в плане передачи рифменных аналогов - способов рифмования,подбор точных и неточных,глубоких рифм - в уйгурских переводах осуществляется предельно адекватно с собл—ением всех правил русской рифмы. В русски, переводах ке придер:-:;и^астсп принцип адекватной передачи формальных и содеч.лтельчых компонентов уйгурского стиха.

В Выключении подводятся основные итоги проведенного исследования -и намечаются ^.¡рспективные направления дальнейшего изучения проблем звуковых повторов уйгурского стиха.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. кг чм килбигэ йол (Путь к человеческой пргроде).-Алма-Ата, 1993.-80 о.

2. 0 лирике 30-х годозтПростор,1990.-К?9.С. 181-183

3. Шараит вэ ка;лну-каршиликлар (Реальность и противоречия) Альманах Парваз,1991.К1.-С.77-87

Уйгур шеиритидэ система (0 системности уйгурского стиха) Уйгур авази,1992.Кз74.-С.З

5. Залилий эсэрлиридэ карйа элементи рави (Элементы рифмы рави в произведениях 8алилия)гАр8у,1993.К»б.-СД2б-131

6. Ы.Хамраевнин кафийа нэзэрийэсигэ баглик пикирлири (Взгляды М.Хамравва на теорию рифмы)тУйгур авази,1993.К#1.-СЛ

7. Шаирлириыиз арувда яэамду?(Пипут ли наши поэты арузоы?).-Уйгур авази,1994.К?60.-С.2

AL2MDJAN 'TILIKOVITCH KHAMRAEV

Uigur verse has suffered the changes cf some poetical systems (alliteratic.arusnation, syllabic and free verse). The functioning of sound repetition in it is very specific. In Ancient Uigur alliteration verse the dominating canonising of repetition is alliteration.

In the arusnation verse alliteration dissapears as a result of the penetration of other rhythmical elements (metre, rukn, syllable). In the sound rhythmical organisation the main repetition is the rhyme. The structure of the rhyme in the Uigur arusnation depenis on the peculiarities of this prosodical system. '

In the syllabic verse barmak the rhyne acquires a syllabic funcHon, which corresponds to the standard.? v..' the aglur.ative language. The use of rhvme unlike the ?ras verse becomes more free. In this system one can a!so observe al1i-reraticn (facultative).

In free verse the meaning cf sounds repetitions gradually descends, an^ the functioning looses th* canonical character. Rhyme as a method of verse is r,ot ured ?n many works.

елшлн TUEKYJIH ХАМРАЕВ

Уйгыр едещ аллитерациялш;, аруэда;, силлабикалщ кэш еркхн - бхрнеше еленд1к жгйенН* еуысуын басынан еткерд!. Ййыотан 1;аЯтале^ ллр кызметх езшдхк ерекшелхктерге ив. Кеда уйгыр аллитерациядык еленцертндэ тур ад ты кагидага аЯаа,-.ган к-Яталаулар дабыстардач аллятерацияоы болып та-

6bLT<\Ti!.

Лруэдаи влвидердв бас!^. ритмикалыц ялвменттердхч /соэ влшем!, ces манерi/ вцуi салдарынан алл"тс;ация байкала бер-ме1д1. Дыбыстан - ритмикалщ б^рлгкте Hfiri3ri дыбыстыч ц&Я-тал -у - уЯ^ас болып саналада. Уйгыр аруэдарындагы уйцас ку-рылымдары елен буыедарьшчч еэара саЯкестт гг.-йесШн бел-rtaepiHe сйланыста о'олып келедЬ

Силлабикага; елецдерде уйкаотын тариагы м1ндетг! сеэ мэнер!не ие бслгандацтан, жалгаыалы т!лд!ч норме чары на сзй-кес келед?. Уйцасты колдацудан аруздак влендерден артакшылы-гы артект! болш келет{нд{р1нде. Бул ж/йеда сонымен бгргв аллитерация да баЯцалада.

Epy.hi елендардв дабыстш; каЯтелоулардон wsaevi CipTÏH-деп алс1рей берод! да, вз!н1ч кагидалыц касиет1нен аПырила-да. Уйцас - елеч эд{с! рвт!нде б!рцатар елендерде колдашл-ыайда.