автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Савина, Светлана Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Савина, Светлана Григорьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕСТО КИНОИСКУССТВА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА.

§ I, Роль киноискусства в борьбе за утверждение социалистических идеалов.

§ 2. Идейно-просветительская и нравственно-формирующая функции киноискусства

ГЛАВА П. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО

СОЦИАЛИЗМА.

§ I. Роль системы "художник-зритель" в нравственном воспитании личности.

§ 2. Нравственный идеал в современном кинообразе как средотво формирования нравственной позиции человека.

§ 3. Перспективы развития нравственно-гуманистических традиций советского киноискусства.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Савина, Светлана Григорьевна

Каждый новый период в развитии советского общества выдвигал свои социальные задачи, но формирование нового человека было и остается среди них первостепеннейшей по своей важности* Искусству как форме общественного сознания, а в его рамках киноискусству, в решении этой задачи принадлежит важная роль* Отображая в художественно-образной форме социальную действительность с точки зрения передовых общественных идеалов, социалистическое искусство оказывает всестороннее влияние на человека, активно и целенаправленно развивает и организует его мысли и чувства, его мироощущение и миропонимание* Благодаря своим основным принципам - партийности и народности, революционному гуманизму и глубокому проникновению в социальную действительность - оно способствует воспитанию человека в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма* Все это в полной мере относится и к искусству кино, которое имеет целый ряд специфических характеристик - массовость, доступность, способность транслировать свои идеи сразу в большую аудиторию* Исследование особенностей нравственно-формирующего воздействия киноискусства на личность каждого конкретно-исторического этапа развития общества обусловлено потребностями научного знания закономерностей воздействия на личность всех сторон общественной жизни.

Роль киноискусства и его нравственно-формирующее воздействие анализируется в диссертации в трех аспектах - историческом, гносеологическом и аксиологическом, каждый из которых относится соответственно к определенному аспекту киноискусства. Проведенное в таком нацравлении исследование способствует углублению изучения всего сложного комплекса коммунистического воспитания личности нового типа.

Идейно-нравственное воспитание личности средствами искусства кино связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов* В свою очередь совершенствование идейно-нравственного воспитания личности способствует более оптимальной организации труда и быта людей, их культурного досуга, формированию и совершенствованию советского человека* Тем самым научный анализ идейно-нравственного воздействия киноискусства на личность тесно связан с практикой коммунистического воспитания в целом, что представляется особенно важным в свете решений ХХУ1 съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС.

Социальный опыт, ряд специальных исследований показывают, что процесс усвоения нравственных идей и эталонов, превращение эмоционально-личностных переживаний в моральные убеждения происходит наиболее успешно, при условии гармонии этико-эстетиче-ского восприятия социально-значимых идей и содержания фильма* Это еще раз подтверждает целесообразность анализа нравственно-формирующей роли киноискусства в условиях развитого социализма.

Актуализация исследований идейно-нравственного воспитания личности средствами киноискусства вызвана также обострением идеологической борьбы, в которой искусство кино способно глубоко воздействовать на различные сферы человеческого сознания, формировать чувства и разум, является ценностным источником познания человека, что может быть использовано как для духовного обогащения личности, так и против нее. Советское многонациональное киноискусство на протяжении всей истории своего существования последовательно пропагандирует образцы истинно-человеческих моральных ценностей, подлинно нравственного поведения личности, впервые в истории получивших реальное воплощение в условиях социалистического общества*

Степень разработанности проблемы. Возрастание роли искусства, различных его видов, в том числе и искусство кино,в идейно-нравственном воспитании личности зрелого социалистического общества является объективной предпосылкой повышения интереса представителей различных областей гуманитарного знания к этой проблеме•

Среди работ, посвященных проблеме нравственного воспитания, в многоаспектном его проявлении можно выделить работы Л.Архангельского, Е.Бабосова, М.Боровского, О.Дробницкого, В.Иванова, А.Гусейнова, А.Титаренко, А.Харчева и др.1

А так как проблема влияния киноискусства на нравственное сознание личности является "пограничной", то наиболее близкими к научным интересам диссертанта являются работы В.Баскакова, Е. Громова, И.Вайсфельда, В.Демина, Е.Добина, И.Зака, В.Ждана, т

А Архангельский ЛЛ. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974. - 221 е.; Архангельский A.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 е.; Архангельский л.М., Архангельская Н.А* Этическая тема в современной советской художественной литературе. -М.: Знание, 1980. - 64 е.; Бабосов Е.га. Учение К.Маркса о человеке и реальный социализм. - Минск: Наука и техника, 1983. -110 е.; Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. - Минск: Беларусь, 1983. - 334 с.;БоровскиЙ М.й. Детерминизм и нравственное поведение личности. - Минск: Наука и техника, 1974. -224 е.; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 208 е.; Дробницкий 0.Г. Моральное сознание и его структура. - Вопросы философии, 1972, № 2; Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука, 1974. - 387 с,; Иванов В.Г. Коллективизм или конфоризм?: Пробл. взаимосвязи коллектива и личности в современной идеологической борьбе. - Л.: Лениздат, 1980. - 167 е.; Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. Критические очерки. - М.: Мысль, 1967. - 190 е.; Титаренко А»И. Нравственные основы общения. - М.: Знание, 1979.64 с«; Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. - М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

А.Караганова, Л.Мамонтовой, В.'Толстых, А.Федорина, С.Фрейлиха и др.1

В работе А.В.Караганова "Советское кино: проблемы и поиски" раскрывается идейно-эстетическое воздействие кинематографа на массовую зрительскую аудиторию. В работе М.М.Кузнецова "Кино и время" анализируются проблемы современного положительного киногероя, понимания гуманизма, как основного нравственного принципа советского киноискусства. Федорин А.В. в работе "Тема морали и нравственных исканий в советском киноискусстве" на примере последних советских фильмов показывает многообразие нравственных проблем, выдвинутых современной жизнью.

В сборнике статей "Экран и идеологическая борьба" авторы ведут полемику с буржуазными теоретиками и кинокритиками против искажения исторического опыта многонационального советского киноискусства.

Своеобразие изучения воспитательных возможностей киноискусства состоит в том, что фактически каждое исследование, посвященное вопросам киноискусства, в той или иной мере затрагивает различные аспекты исследуемой проблемы. В той или иной мере

Вайсфельд И.В. Наше многонациональное кино и мировой экран. - М.: Знание, 1975. - 135 е.: Вейцман Е. Очерки философии кино.-М.: Искусство, 1978. - 232 е.; Громов Е.С. Экран единства. - М.: Знание, 1977. - 63 е.; Кузнецов М.М. Кино и время. М.: Знание, 1977. -.63 е.; Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. - М.: Политиздат, 1977. - 213 е.; Демин В.П. Воспитание чувств. М.: Знание, 1980. - 55 е.: Мамонтов Л.Х. Многонациональное советское киноискусство, г М.: Знание, 1982. -160 е.; Федорин А.В. Тема морали и нравственных исканий в советском кино. - М.: Знание, 1979. - 48 е.; Фрейлих С.И. Чувство экрана. -М.: Искусство, 1972. - 269 е.; Экран и идеологическая борьба. - М.: Искусство, 1976. - 288 с. она нашла освещение и в работах белорусских авторов Е.Л.Бондаревой, А.В.Красинекого, О.Ф.Нечай, Е.И.Смаля*.

В монографии Е.Л.Бондаревой "Время, экран, щштика" рассматриваются проблемы белорусского кино и кинокритики на всех этапах их развития; работа этого же автора "Кинолента длиною в жизнь" посвящена основоположнику белорусского кино В.В.Корш-Саблину; творчеству другого виднейшего деятеля белорусского кинематографа Ю.Тарича посвящена монография А.В.Красинского "Юрий Тарич".

Аспекты нравственного воспитания средствами кино рассматриваются в работах В.й.Смаля "Беседы у киноэкрана", "На эщ>а-не - герой и народ", "Человек. Война. Подвиг".

Имеющиеся диссертационные исследования в основном обобщают процесс эстетического воспитания средствами кинематографа, рассматривают семантику и видовую специфику искусства кино^. Бондарева Е.Л. Время, экран, щштика. - Мн.: Изд-во БГУ им.В.И.Ленива, 1975. - 255 е.; Бондарева Е.Л. Кинолента длиною в жизнь. - Мн.: Йвд-во БГУ им .В .И.Ленина, 1980. - 280 е.; Красине кий А.В.:Юрий Тарич. - Мн.: Наука и техника, 1971. -147: о,; КрасинскиЙ А.В. Фильмы.герои, время. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 127 е.; Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства.-Мн.: Вышэйшая школа, 1978. - 257 е.; Смаль В.И. Беседы у киноэкрана.- Мн.: Народная асвета, 1973. - 112 е.; Смаль В.И. На : экране г герой и народ. - Мн.: Наука и техника, 1974. - 199 е.; Смаль В.И. Человек. Война. Подвиг. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 136 с. и др. Баскаков В.Е. Западный кинематограф и духовный щшэис киноведения. - М., 1978; Гращенкова И.Н. Проблема быта и морали в советском киноискусстве 20-х годов. - Автореф. дис. .канд. искусствоведения. - М., 1973; Дьяченко Н.П. Критика буржуазных концепций личности в современном кинематографе Франции. - Автореф. дис. .канд.искусствоведения. - М., 1977;-Жуковский И.М. -Психогносеологические проблемы восприятия произведений киноискусства. Автореф. дис. .канд.филос.наук. - М., 1977; Игнатов B.C. Роль и место советского киноискусства в нравственном воспитании воинов социалистической армии. - Автореф. дис. .канд. филос.наук. - М., 1979; Котельников М.В. Методологические вопросы социально-эстетического изучения аудитории кино и телевидения. -Автореф. дис. .канд.фил ос .наук. - М., 1977; Купар-нина Т.Д. Проблемы нравственного воспитания в фильмах для де^ей и юношества. (Тема современности, 70-е годы) - Автореф. дис. .канд.искусствоведения. - М., 19815 Мехтиев Н.В. - возможности

Влияние киноискусства на идейно-нравственное воспитание личности, формирование интеллекта, углубление и определение мировоззренческих позиций при всей его значимости еще не получило в философском плане достаточно целостного освещения. В данном исследовании предложен один из возможных способов изучения нравственно-формирующего воздействия киноискусства на духовный мир личности. В нем ставится задача рассмотреть процесс формирования нравственных позиций человека, превращения нравственных установок в убеадения, стимулы, регуляторы поведения с помощью художественной информации, в данном случае - киноискусства, а сам процесс нравственного воспитания личности средствами киноискусства как управляемый.

Цели и задачи исследования. Целью предпринятого в диссертации исследования является обоснование с позиций научно-исследовательских, общественно-практических и идеологических потребностей роли киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности. Рассмотрение специфики искусства кино как некоторого социально-организованного комплекса, обладающего рядом внутренних закономерностей, в его нравственно-формирующем воздействии на сознание личности, осуществлялось через реализацию ряда исследовательских задач: и границы семиотического подхода в эстетическом анализе кинематографа. - Автореф. дис. .канд.филос.наук. - Баку, 1978; Огородников Ю.Л. Природа и функции эстетического в учебном кинофильме. - Автореф. дис. .канд.филос.наук. - М., 1978; Соколова С.В. 0 формировании элементов эстетического восприятия (на материалах киноискусства). - Автореф. дис. .канд.филос. наук. - м., 1970; Стоилов Г.Д. Некоторый проблемы борьбы социалистического киноискусства против буржуазной идеологии. - Автореф. дис, •••канд.филос.наук. - М., 1973; Третьяк Е.й. Героический образ в современном советском кино и некоторые проблемы актерского творчества. - Автореф. дис. .канд. искусствоведения. - М., 1979; Усов Ю.Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассников. - Автореф. дис. .канд.филос.наук. -М., 1977 и др.

- характеристику особенностей отражения эволюции нравственных ценностей в советском киноискусстве;

- рас!фытие взаимосвязи нравственного и эстетического в киноискусстве как условия эффективности его формирующего воздействия на личность;

- выяснение особенностей системы "художник - зритель" и ее роли в нравственном воспитании личности;

- выявление специфики восприятия кинообраза как условия нравственного обогащения зрителя;

- раскрытие роли киноискусства в борьбе идей на современном этапе.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет марксистско-ленинская теория отражения, положения классиков марксизма-ленинизма по проблемам морали и искусства, Постановления партии и правительства* Важнейшей методологической установкой, имеющей концептуальное значение, является положение о комплексном подходе к коммунистическому воспитанию с акцентом на специфику киноискусства в этом процессе.

Эмпирической базой для диссертации явились кинопроизведения белорусской киностудии, материалы и отчеты Союза кинематографистов БССР, в которых нашли отражение вопросы, связанные с темой исследования.

При рас!фытии значения советского кинематографа в борьбе идей на современном этапе, вытекающим из задач исследования, в рамках темы диссертации, проводится анализ западного киноискусства.

Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования заключается:

- в изучении искусства кино как существенного элемента духовной культуры социалистического общества, выполняющего в отношении личности важную идейно-воспитательную функцию, связанную с практическим обеспечением преемственности нравственных традиций, отображением и пропагандированном моральных идеалов, высоконравственных отношений между людьми;

- в выяснении динамично-изменчивого характера специфических художественно-выразительных средств и видовых особенностей искусства кино в отображении нравственных ценностей и их формировании в широкой зрительской аудитории;

- в определении целостности всех специфических видовых особенностей искусства кино при достижении нравственно-воспитательного эффекта, неотрывного от эффекта художественно-эстетического;

- в выявлении нравственно-формирующих особенностей динамично развивающейся системы "художник-зритель";

- в раскрытии внутренних источников эстетически-нравственной целостности кинообраза*

Научная и практическая значимость проделанной работы заключается и в том, что результаты исследования:

- способствуют расширению научных представлений о специфической роли идейно-нравственного воздействия киноискусства на сознание, самосознание и поведение личности;

- содержат положения рекомендательного плана по совершенствованию нравственного воспитания молодежи, которые представляются в систематическом и целенаправленном включении киноискусства в комплекс коммунистического воспитания молодежи, утверждении высоких нравственных начал в ее сознании, трудовой деятельности и повседневном поведении;

- дают представления о динамике процесса восприятия кинообраза от эмоционально-чувственного к рационально-логическому как условию обогащения художественно-образного и логического мышления зрителя, содействующего формированию нравственной позиции*

Положения, выносимые на защиту:

I* Киноискусство выступает социальным аккумулятором и тран слятором нравственных ценностей в силу своей видовой специфики* Отражая изменчивую жизнь советского человека в конкретно-исторических условиях послереволюционного периода, периода строительства социализма и его совершенствование, главным образом через художественное отображение и оценку его духовно-нравственных исканий, киноискусство, благодаря своим аудиовизуальным, коммуникативным особенностям, а также способности передавать свои идеи в большую аудиторию, стало существенным элементом духовно-нравственного возвышения личности, регулятором ее нравственного сознания и повседневных поступков* Интегрируя изобразительно-выразительные средства других искусств и приобретая в силу этого синтетический характер, экранное творчество в каждый ксшфетно-исторический период своего развития отражает нравственные ценности своими специфическими средствами, имеющими изменчивый характер*

2. Процесс специфического художественного отражения действительности и его нравственно-формирующее влияние средствами киноискусства идут не параллельно и тем более не изолированно друг от друга, а в органическом единстве, что существенно усиливает вследствие этого сильное эмоциональное воздействие на зрителя, на его оценочные сулдения и ценностные ориентации, в том числе и в сфере морали* Эта особенность предполагает концентрацию всех видовых, художественно-выразительных средств в едином направлении донесения эстетических и нравственных ценностей к восприятию зрителя.

3. Особенно важным в этом единстве с воспитательной точки зрения представляется взаимосвязь идейно-просветительской и нравственно-формирующей функций. Идейно-просветительская функция не только обогащает представления зрителя об окружающей действительности, но и придает нравственным идеям конщ>етно-чувственную образность, нравственно-формирующая - обогащает индивидуальное моральное дознание личности, приобщая его к нравственным ценностям общества, побуждая совершать нравственно значимые поступки.

4. Суть нравственно-формирующего воздействия на личность состоит в организации чувственных представлений зрителя о нравственном (или безнравственном) в законченный кинематографический образ, созданный по законам искусства кино и приобретающий художественно-эстетическое и нравственное воздействие кинопроизведений на зрителя, на его духовный мир.

5* Под нравственным воспитанием средствами киноискусства в период развитого социализма понимается изменение сознания, чувств, взглядов, намерений и поведения личности в соответствии с принципами социалистической нравственности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем 1фаткие выводы из проведенного диссертационного исследования.

Выявление идейно-воспитательного воздействия киноискусства на духовный мир личности, формирование ее нравственного сознания и самосознания достигнуто в диссертации исходя из видовой специфики этого вида искусства. Видовые особенности киноискусства, возникшие исторически, не являются изолированными, а выступают как взаимосвязанные, причинно обуславливающие друг друга. Исторический аспект исследования, основанный на главных принципах марксистско-ленинской методологии (принципа научности и партийности, конкретно-исторического анализа и принципа развития) позволил определить этапы советского киноискусства и особенности его идейно-нравственного воздействия на зрителя.

Это, в свою очередь, позволило выявить, что киноискусство в каждый конкретно исторический период своими специфическими средствами способствовало изменению нравственного сознания, чувств и поведения зрителя в соответствии с принципами социа-листинеской нравственности. '

Художественная целостность кинопроизведений, функциональное единство изобразительных средств усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, на его оценочные суждения и ценностные ориентации, в том числе и в сфере морали. Эта особенность вытекает из концентрации всех видовых художэственно-вырази-тельных средств в едином направлении донесения эстетических и нравственных ценностей, сформировавшихся в обществе, до уровня сознания конкретной личности.

Органическое функционирование художественно-выразительных средств киноискусства в динамичной системе "художник-зритель" взаимосвязано и взаимообусловлено, центральным звеном в этой системе выступает художник, его нравственно-эстетическая позиция, способ влияния на зрителя выражаемой им идеи, которая возвышает либо принижает человека. Художник кино, подчиня^ все изобразительные средства своей главной идее, ориентирует сознание зрителя (в том числе и нравственное), направляет его чувства и переживания, отношение к социальной действительности.; Социалистическое общество сформировало новый тип художника, органично сочетающего в себе способности к художественно-образному творчеству и философскому осмыслению действительности с позиций марксистско-ленинского мировоззрения.

В свою очередь зритель, анализируя свои чувства и переживания, проводит аналогии с киногероем, отбрасывает второстепенное и тем самым становится участником творческого процесса. Развитость мышления современного зрителя способствует не только восприятию эстетических, но и нравственных ценностей, их корректировке, привлекает его к моральному сотворчеству. Активизация нравственного сознания зрителя гармонирует с его нравственным опытом, дополняет и усиливает его, обогащает новым содержанием.

Киноискусство, как семиотическая система, имеет свою основную нравственно-формирующую единицу. Первичной формой отображения, а стало быть и восприятия зрителем художественной и нравственной информации является кинообраз. Воплощая в себе главные проблемы и достижения современности, положительный образ обладает большой силой эмоционально-нравственного воздействия на мысли и чувства зрителя, будит его творческое воображение. Раскрывая моральные коллизии, он приобретает значительную мобилизирующую силу, стимулирует превращение потенциальных возможностей зрителя в реальность. И не случайно поэтому в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии" отмечалась ".потребность в произведениях, которые бы полнее раскрывали современные характеры, нравственные проблемы, многогранные процессы совершенствования развитого социализма"*.

Положительный образ киноискусства в аспекте его нравственно-формирующего воздействия можно отождествлять с идеалом. Важность исследования внутреннего мира современника художественными средствами искусства кино дала возможность создания "живого героя", наиболее полно характеризующего личность периода развитого социализма, близость этико-эстетического идеала киноискусства к интересам народных масс. Нравственным идеалом советского киноискусства является активная личность, твердо знающая задачи и цели, ради которых она живет. Критерием нравственно-формирующего воздействия положительного кинообраза на личность являются художественная правда, коммунистическая идейность, партийность и достоверность.

Особенностью идейно-нравственного воспитания личности средствами искусства кино на этапе зрелого социализма представляется то, что оно не ограничивается передачей объекту определенной суммы нравственных идей и требований, а, благодаря своей специфике, активно способствует превращению знаний Правда, б мая, 1984 г. в убеждения и нравственные привычки, росту политической и трудовой активности.

Нравственно-формирующее воздействие киноискусства эффективно во все жизненные циклы, с учетом профессиональных, возрастных и других особенностей зрителя. Именно он, наблюдая поведение киногероя в различных ситуациях (в том числе проблемных, конфликтных) соотносит его со своим личностных нравственным сознанием. Особого внимания в этом плане заслуживает молодой зритель, составляющий 86 % всего числа кинозрителей. Процесс киновоспитания молодежи, безусловно, должен быть тесно связан с педагогическими организациями, школами, киноклубами, кинотеатрами.

Исследование специфических особенностей влияния искусства кино на внутренний мир личности требует комплексного изучения всех функциональных особенностей киноискусства, каждая из которых имеет свою специфику и оказывает влияние буквально на все стороны жизни: на производство, которое в современных условиях все более эстетизируется, на политику, мораль, науку.

Дальнейшая теоретическая разработка проблемы связана с углублением понимания диалектики рационального и чувственно-эмоционального в процессе коммунистического воспитания личности. Именно эти вопросы позволят научно обосновать механизмы трансформации общественных нравственных идеалов в личные убеждения каждого советского человека.

Такая разработка потребует привлечения средств и методов различных областей знания, таких как семиотика (в связи с проблемами интерпретации кинообраза), теоретическая эстетика (в связи с проблемами моделирования кинообраза), социальная психология (в связи с проблемами нормативной регуляции) и т.д.

Осмысление идейного и нравственного влияния киноискусства предполагает широкое проведение конкретно-социологических исследований, которые позволят оцределить методику замера эмпирических показателей этого процесса. Очевидно, что такое исследование должно иметь комплексный характер (включать выявление нравственных ориентаций, установок и идеалов, эстетических представлений и оценок, социальных механизмов управления процессом воспитания), быть оперативным,- способным своевременно и качественно отражать реакцию трудящихся на динамику социальной жизни и ее выражение средствами искусства кино.

 

Список научной литературыСавина, Светлана Григорьевна, диссертация по теме "Этика"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Готфрид Кинкель - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.7, с.315-317.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 1-ое изд., т.4, с.419-459.

3. Маркс К.Тезисы о Фейрбахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. Экономические и философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.421, с.41-171.

5. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.П, с.212-214.

6. Ленин В.И. Доклад о мире 26 октября (8 ноября). -Полн.собр.соч., т.35, с.13-18.

7. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр. соч., т.30, с.306-328.

8. Ленин В.И. Задачи союза молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298-316.

9. Ленин В.И. Иван Васильевич Бабушкин. В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.20, с.79-83.

10. Ленин В.И. Из дневника публициста (Темы для разработки). Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.35, с.187-190.

11. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.

12. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.ПЗ-150.

13. Ленин В.И. А.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., т.20, с.100-104.

14. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. Полн.собр.соч., т.20, с.38-41.

15. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.

16. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.462.

17. Ленин В.Й.Речь памяти Я.М.Свердлова на экстренном заседании ВЦИК 18 марта 1919 г. Полн.собр.соч., т.38, с.74-79.

18. Ленин В.И. Роль сословий и классош в освободительном движении. Полн.собр.соч., т.23, с.397-399.

19. Ленин В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность. Полн.собр.соч., т.12, с.133-141.

20. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.

21. Материалы XXIX съезда Коммунистической партии Белоруссии. Мн.: Беларусь, 1981. - 127 с.

22. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

23. Коммунистическая партия Белоруссии в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК (I9I8-I980). T.I. Мн., Мн.: Беларусь, 1973. - 360 с.

24. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС. М.: Политиздат. 1979. - 15 с.

25. О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 6 мая, 1984 г.

26. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат,1982. 30 с.

27. Азимова Р.Д. Нравственный мир личности. М.: Знание, 1978. - 63 с.

28. Айтманов И. Во имя нашего будущего. (О роли сов.киноискусства в идейно-нравственном воспитании молодежи). Искусство кино, 1973, № II, с.1-4.

29. Актуальные проблемы воспитания молодежи. М.: Молодая гвардия, 1975. - 402 с.

30. Александрова Р.И. Социализм, нравственность, человек. -Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1976, 120 с.

31. Алиева Б.А. Теория двойственной истины. М.: Мысль, 1972. - 128 с.

32. Алькаева Л.О. Социалистический гуманизм и искусство. -М.: Знание, 1965. 80 с.

33. Амакалиев Д.А. Воспитание идейно убежденных. Фрунзе: Мехтеп, 1973. - 79 с.

34. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981. - 64 с.

35. Армицкайте Г.П. Проблема характера и конфликта в литовском киноискусстве: Автореф, дис. .канд.искусствоведения. М., 1980. 28 с.

36. Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. М,: Мысль, 1974. - 211 с.

37. Архангельский Я.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. Mf: Знание, 1978. - 64 с.

38. Архангельский Л.М., Архангельская Н.А. Этическая тема в современной советской художественной литературе. М.: Знание, 1980. - 64 с.

39. Бабосов Е.М. Учение К.Маркса о человеке и реальныйсоциализм. Минск: Наука и техника, 1983. - ПО с.

40. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. -Минск: Беларусь, 1983. 384 с.

41. Байнов Ф.Я. Учение и творчество, Л.: Лениздат, 1979.149 с.

42. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. (Перевод с немец.) М.: Прогресс, 1968. - 328 с.

43. Балашова Т.В. Активность реализма: Лит. худож.дискуссии на Западе. - М.: Искусство, 1982. - 208 с.

44. Басканов В.Е. Западный кинематограф и духовный кризис киноведения. М.: 1978 - Автореф. дис. .д-ра искусствоведения. - М., 1978. - 49 с.

45. Басканов В. Киноэкран и идеологическая борьба.- Сов. культура, 1979, 12 ноября.

46. Басканов В. Массовость, народность: К методологии изуч. соврем, кинопроцесса.^Искусство кино, 1981, № 3, с.60-69.

47. Белкания Э.Я. Особенности и принципы советского гуманизма: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Тбилиси, 1974. 27 с.

48. Белорусские фильмы аннотированный справочник кинематографа. - Минск: Гос.ком. Совета Министров БССР по кинематографии. 1972. - 118 с.

49. Бергман И. Статьи, рецензии, сценарии, интервью. М.: Искусство, 1969. - 294 с.

50. Бердяев Н.А. Идеи и жизнь. Рус.мысль, кн.1-П, 1918, с.95-107.

51. Берман С. Революционная действенность марксистского гуманизма: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1962. 25 с.

52. Билинкис Я. Новое видение мира. Нева, 1966, N2 10, , с.191-195.

53. Богданов Л.П. Воспитание коммунистической нравственности. M.s Моск.рабочий. 1976. - 72 с.

54. Бодович В. Рене Клер режиссер французского кино. -Искусство кино, 1979, № 4, с.38-40.

55. Бондарева Е.Л. Время, экран, критика. Минск: Изд-во БГУ им.В.И.Ленина, 1975. - 255 с.

56. Бондарева Е.Л. Кинолента длиною в жизнь. Минск: Изд-во БГУ mi .В.И.Ленина, 1980. - 280 с.

57. Боровский М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск: Наука и техника, 1974. - 224 с.

58. Боровский М.И. Человек будущего воспитывается сегодня. -Минск: Белорусь, 1977. 143 с.

59. Бородавкин С.В. Формирование представлений о человеке как высшей ценности. Л. 0-во "Знание", 1975. - 16 с.

60. Вайсфельд И.В. Наше многонациональное кино и мировой экран. М.: Знание, 1975. 135 с.

61. Вальяно М.В. Актуальные проблемы теории и практики эстетического воспитания в условиях социалистического общества: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1973. 24 с.

62. Варшавский Я.Л. Жизнь фильма. Образное мышление художника и зрителя. М.: Искусство. 1966. 260 с.

63. Варшавский Я.Л. Успех. Кинематографисты кино и зрители. М.: Искусство, 1974. - 176 с.

64. Василевская Н.Ф. Ленинская теория отражения и природа кинообразности: Автореф. дис. .канд.филос.наук: М., 1975. -25 с.

65. Вдовина И.О. Эстетика французского персонализма. М.: Искусство, 1981. - 189 с.

66. Вейцман Е. Еще о социологии киноискусства •-Искусство кино, 1972, № 7, с.82-95.

67. Вейцман Е, Очерки философии кино. М.: Искусство, 1978. - 232 с.

68. Вопросы истории и теории кино, вып.1 Л.: Ленинград, госуд. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1976. - 133 с.

69. Вопросы истории и теории кино, вып. Ш. Л.: Ленинград. госуд.ин-т театра, музыки и кинематографии, 1977. - 160 с.

70. Георгиев В. Для тех, кому двадцать. Искусство кино, 1978, № 10, с.20-24.

71. Герасимов С.А. Воспитание кинорежиссера. М.: Искусство, 1978. - 432 с.

72. Голубев Е.А. Возрастание роли радио в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Иркутск, 1974. 24 с.

73. Гращенкова И.Н. Проблема быта и морали в советском киноискусстве 20-х годов: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1973. 26 с.

74. Гринин В.В., Ладыгина А.Б. Искусство: диалектика преемственности. Минск: Изд-во БГУ, 1979. - 214 с.

75. Громов Е.С. Коммунистическая партия в борьбе за высокоидейное, реалистическое, подлинно народное искусство. М.: Высшая школа, 1964. - 44 с.

76. Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. М.: Сов.художник, 1965. - 200 с.

77. Громов Е.С. Киноискусство и художник. М.: Искусство, 1966. - 32 с.

78. Громов Е.С. Экран единства: 0 диалектике нац. и интерн, в сов.киноискусстве. М.: Бюро пропаганды сов.киноискусства, 1977. - 65 с.

79. Громов Е.С. Молодежь и кино. М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1981. - 48 с.

80. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. -180 с.

81. Гуманизм советского киноискусства (Сб.статей. Под общ. редакцией Н.Я.Парсаданова и Н.К.Парамонтовой): М.: 1971. 129 с.

82. Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценка. -М.: Знание, 1978. 64 с.

83. Гусев Ю.А. Крах одного мифа: (0 "свободе творчества" в буржуаз. о-ве). Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 295 с.

84. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982. - 208 с.

85. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. 157 с.

86. Демин В.П. Воспитание чувств. М.: Знание, 1980. - 55 с.

87. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. -387 с.

88. Дьяков Ю. Воспитание правдой: Разговор с молодым кинозрителем. Молодая гвардия, 1981, № 3, с.267. - 279.

89. Дьяченко Н.П. Критика буржуазных концепций личности в современном кинематографе Франции: Автореф. дис. .канд.искусствоведения. М., 1979. - 16 с.

90. Единство воспитания и обучения: Сб.статей: Отв.ред. Н.В.Савин. Иваново, 1968, - 145 с.

91. Ермаш Г.Г. Искусство как творчество. М.: Искусство,1972. 184 с.

92. Ермаш Г.Г. Благоородный девиз, высокая цель Правда,1973, 10 июля.

93. Ермолаева В.Н. и Толстых В.И. Социалистический реализми штампы буржуазной эстетики, М.: Сов.художник, 1967. - 150 с.

94. Ефремов 0. Чувство нового. Искусство кино, 1979, № 9, с.3-14.

95. Ешин С. Развитие культуры в БССР за годы Советской власти. Минск, Вышэйшая школа, 1970. - 265 с.

96. Жибуль И.Я.Гуманизм советского образа жизни. Минск: Наука и техника, 1982. 166 с.

97. Жуковский И.М. Психологические проблемы восприятия произведений киноискусства: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1977. 25 с.

98. Зайцева М.Х. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М.: Искусство, 1975. - 280 с.

99. Землянов JI.E. Марксизм-ленинизм о факторах нравственного воспитания молодежи. Минск, 1970. - 22 с.

100. Зиринг К. Характерные черты социалистического гуманизма. М.: Изд-во ВПСИ, I960. - 16 с.

101. Иванов В.Г. Коллективизм или конформизм? Проблемы взаимосвязи коллектива и личности в современной идеологической борьбе. Л.: Лениздат, 1980. - 167 с.

102. Игнатов B.C. Роль и место советского киноискусства в нравственном воспитании воинов социалистической армии. Автореф. дис. .канд. филос.наук. -М., 1979. - 20 с.

103. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии. Вопросы философии, 1962, № 10, с.118-129.

104. Искусство голубого экрана. Сборник статей. М.: Искусство, 1968. - 151 с.

105. Искусство и идеология: Сб.статей. Отв.ред. Н.М.Федь, -М., 1973. 503 с.

106. Искуство и научно-технический прогресс: Ред. сост.

107. И.И.Новикова и В.С.Соколов. -М.: Искусство, 1973. 463 с.

108. История белорусского кино (1924-1945 гг.). Мн.: Наука и техника, 1965. - 240 с.

109. История белорусского кино (1945-1967). Мн.: Наука и техника, 1970. - 250 с.

110. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. Искусство кино, 1975, № 12, с.98-114.

111. ПО. Капралов Т. "Челюсти", мир, бизнес, политика. Искусство кино, 1977, № 10, с.173-184.

112. Кантарович Л. Проблема человека. Искусство кино. 1979, № 10, с.23-30.

113. Кисунько В. Экранные искусства и формирование нового человека. Вопр.киноискусства. 1976, вып.17, с.5-42.

114. Кино и дети: 0 роли кино в идейно-нравственном воспитании детей и молодежи. Передовая. Правда, 1976, 29 августа.

115. Котов Л.И. Развитие нравственных убеждений и привычек в процессе коммунистического воспитания. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1961. - 70 с.

116. Кораганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. -М.: Политиздат, 1977. 213 с.

117. Котельников М.В. Методологические вопросы социально-эстетического изучения аудитории кино и телевидения: Автореф. .дис. канд.филос.наук. -М., 1977. 23 с.

118. Красинский А.В. Юрий Тарич. Мн.: Наука и техника, 1971. - 147 с.

119. Красинский А.В. Фильмы, герои, время. Мн.: Наука и техника. 1975. - 127 с.

120. Кракауэр. Зигфрид. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. - 424 с.

121. Крутов Н.Н. Мораль в действии, М.: Политиздат, 1977. - 255 с.

122. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981. - 63 с.122. !фючков Н.А. Планирование счастья. Искусство кино, 1979, № 3, с.3-9.

123. Кузнецов М.М. Кино и время. М.: Знание, 1977. - 63 с.

124. Кузнецов В. Гражданином быть обязан. Искусство кино. 1979, № 5, с.3-18.

125. Кулиев Дж. Проблемы гуманизма в искусстве. Автореф. дис. .д-ра филос.наук. Баку, 1969. - 100 с.

126. Куликова Н.Н. Нравственный прогресс и молодежь. М.: Знание, 1979. - 34 с.

127. Кучкина 0. Воспитание чувств (0 гуманизме советского киноискусства). Искусство кино, 1974, № 8, с.30-44.

128. Лаптенок С.Д. Система нравственного воспитания. М.: Знание, 1982. - 64 с.

129. Лебедев Н.А. Фильм и зритель. Искусство кино, 1964, № 6, с.45-49.

130. Лебедев Н.А. Кино и зритель. М.: Знание, 1969. - 55 с.

131. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. О преемственности в искусстве. М.: Знание, 1982. - 63 с.

132. Лебедев Н.А. Внимание кинематограф! О кино и кинове-деньи: Статьи, исследования, выступления. М.: Искусство, 1974. - 438 с.

133. Лебедев Б.Н. Морально-психологический климат коллектива. М.: Знание, 1976. - 64 с.

134. Лебина Н.В. В.И.Ленин и политическое воспитание молодежи. Л.: Знание, 1970. - с.20.

135. Левицкая А. Формы общественного сознания. Киев: Вища школа, 1973. - 34 с.

136. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество: Критический анализ. Киев: Виша школа, 1980. - 159 с.

137. Левшина И. Проблемы социологии кино и телевидения. -Вопросы философии, 1971, № 2, с.152-155.

138. Луначарский А.В. Искусство как вид человеческого поведения. Л.-М.: Гос.мед.изд., 1931. - 30 с.

139. Люблинский П.И. Кинематограф и дети. М.: Право и жизнь, 1925. - 121 с.

140. Любов М. "Его призыв" в провинции. Рабочий зритель, 1925, № 12, с.6.

141. Маловецкий А. Гуманизм и личность. Черновцы, 1968. -36 с.

142. Мамонтова Л.Х. Многонациональное советское киноискусство. М.: Знание, 1982. - 160 с.

143. Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: Знание, 1976. - 64 с.

144. Мейлах Б. Кино и зритель: Известное и неизвестное. -Нева, 1968, № 12, с.188-201.

145. Мехтиев Н.В. Возможности и границы семиотического подхода в эстетическом кинематографе. Автореф. дис. .канд. филос. наук. Баку, 1978. - 23 с.

146. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. -Мир, 1966. 351 с.

147. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. -406 с.

148. Моль А. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975, - 556 с.

149. Момонов В. Человек, мораль, воспитание, М.: Прогресс, 1975. -163 с.

150. Нас всегда ведет партия. Искусство кино, 1979, № 3, с.3-9.

151. Неделя Л.И. Гуманизм и современная идеологическая борьба в сфере морали. Мн.: Наука и техника. 1978. - 109 с.

152. Неделя Л.И. Гуманизм и научное управление нравственным формированием личности. Мн.: Изд-во БГУ, 1979. - 103 с.

153. Нравственное воспитание в условиях развитого социализма. Под ред. Е.М.Бабосова, Л.Ф.Евменова. Мн.: Вышэйшая школа, 1981. - 174 с.

154. Пензин С.И. Кино воспитатель молодежи. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1975. - 128 с.

155. Огородников Ю.Л. Природа и функции эстетического в учебном кинофильме: Авшореф. дис. .канд.филос.наук. -М., 1978. 23 с.

156. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. -М.: Искусство, 1959. 160 с.

157. Разумный В.А. О природе художественного обобщения. -М.: Соцэкгиз, I960. 143 с.

158. Разумный В.А. Киноискусство и воспитание нового человека. Коммунист, 1962, й 14, с.65-72.

159. Роговин В.З. Нравственные основы социалистического образа жизни. М.: Знание, 1976. - 64 с.

160. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Наука, 1966. - 153 с.

161. Романов А.В. Важнейшая общественная функция советского киноискусства. М.: Всесоюз.гос.ин-т кинематографии, 1964. -31 с.

162. Романов А.В. Нравственный идеал в советском киноискусстве. М.: Искусство, 1971. - 166 с.

163. Ромм М. Ищбранные произведения в 3-х томах. М.: Искусство, 1980. - 575 с.

164. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. М.: Искусство, 1973. - 243 с.

165. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971. 271 с.

166. Слесаренко А. Продолжение радости: Очерки, эссе, воспоминания. Мн.: Маст.л1т., 1981. - 255 с.

167. Смаль В.И. Беседы у киноэкрана. Мн.: Народная асве-та, 1973. - 112 с.

168. Смаль В.И. На экране герой и народ. - Мн.: Наука и техника, 1974. - 199 с.

169. Смаль В.И. Человек. Война. Подвиг. Мн.: 1979. -136 с.

170. Советские художественные фильмы: Аннатированный каталог (I9I8-I935 гг.) т.1. М.: Искусство, 1961. - 525 с.

171. Советские художественные фильмы: Аннатированный каталог (1930-1957 гг.) т.П, М.: Искусство, 1961. - 782 с.

172. Советские художественные фильмы: Аннатированный каталог (I9I8-I957). Приложение, т.З. М.: Искусство, 1961. -305 с.

173. Советские художественные фильмы: Аннатированный каталог (1958-1963 гг.), т.4, -М.: Искусство, 1968. 822 с.

174. Советские художественные фильмы: Аннатированный каталог (1964-1965 гг.) , т.5, М.: Искусство, 1979. - 436 с.

175. Соколова С.В. О формировании элементов эстетического восприятия (на материалах киноискусства): Автореф. дис.канд.филос.наук, 1970. 26 с.

176. Сокольская А.Л. Современные искания советской кинорежиссуры и традиции 20-х родов. Л.: Ротапринт. Типография № 2,1977. 145 с.

177. Сорокина В.Н. К вопросу о восприятии и оценке киноиску с ста зрителем: Опыт соц. ис-ния. Филос.науки № 3, 1965. -с.71-79.

178. Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. Критические очерки. М.: Мысль, 1967. - 190 с.

179. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М.: Знание, 1979. - 64 с.

180. Толстых В.И. Нравственный мир кино: 0 пробл.морали в фильмах последних лет. М.: Бюро пропаганды сов.киноискусства,1978. 48 с.

181. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, I960. - 156 с.

182. Усов Ю.Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассников. Автореф.дис. .канд.фил.наук. М., 1977. - 21 с.

183. Федорин А.В. Тема морали и нравственных исканий в советском кино. М.: Знание, 1979. - 48 с.

184. Фрейлих С. Развитие реализма в киноискусстве. М.: Искусство, 1964. 370 с.

185. Фрейлих С.И. Чувство эедана. М.: Искусство, 1964. -370 с.

186. Ханютин Ю. Фильм и зритель в системе массовых коммуникаций. Искусство кино, 1976, № 9, с.33-51.

187. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. М.: Искусство, 1977. - 304 с.

188. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воепитание. М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

189. Харчев А.Т. Образ жизни, мораль, воспитание. М., Политиздат, 1977. - 143 с.

190. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: Б 6-ти т. -М.: Искусство, т.1, 1964. 695 с.

191. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения, В 6-ти т. -М.: Искусство, т.5, 1968,;- 599 с.

192. Экран и идеологическая борьба. М.: Искусство, 1976. 288 с.

193. Юренев Р. Советская кинокомедия. М.: Наука, 1964. -538 с.