автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.09
диссертация на тему:
Роль социалистических традиций в формировании активной жизненной позиции молодежи (опыт социологического исследования)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Сосунова, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.09
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Роль социалистических традиций в формировании активной жизненной позиции молодежи (опыт социологического исследования)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сосунова, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

§ I. Социалистические традиции: понятие, сущность, функции, типология, средство воспитания.18

§ 2. Активная жизненная позиция: теоретические и методологические аспекты.49

ГЛАВА П

ОПЬЕГ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ

§ I. Активная жизненная позиция личности как предмет социологического исследования.74

§ 2. Оценка уровней проявления активной жизненной позиции молодежи в конкретном социологическом исследовании.86

§ 3. Эмпирико-социологический анализ влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи. 123

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Сосунова, Ирина Александровна

Актуальность исследования. Воспитание молодежи как составная часть задачи воспитания нового человека относится к числу узловых задач коммунистического строительства. Ей уделяется неослабное внимание в важнейших документах КПСС, в научных разработках, в повседневной деятельности партийных и общественных организаций. "Мы постоянно заботимся о том, чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира. Такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями"1.

И хотя подавляющее большинство молодежи - это активные участники коммунистического строительства, достойные наследники и продолжатели дела отцов, с чувством высокой ответственности исполняющие свой долг, глубоко понимающие и активно претворяющие в жизнь политику партии, наша задача - бороться за каждого молодого человека, за его убеждения, за его активную жизненную позицию.

Выработка активной жизненной позиции, определяемой как сознательное отношение к общественному долгу, когда единство 2 слова и дела становится повседневной нормой поведения" в качестве генеральной целевой установки воспитания нового человека была поставлена ХХУ съездом КПСС. Черненко К,У. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. Народ и партия едины. М.: Политиздат, 1984, с,16-17.

2 Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с.77

ХХУ1 съезд КПСС, углубив и конкретизировав понятие активной жизненной позиции личности, ориентировал практиков и научных работников на поиск эффективных средств ее формирования.

Особое место среди таких средств занимают революционные, боевые и трудовые традиции партии и советского народа.

ЦК КПСС постоянно обращает внимание на необходимость лучшего использования традиций партии и советского народа в целях коммунистического воспитания трудящихся, и особенно молодежи.

Внимание к проблемам воспитания молодежи на социалистических традициях нашло отражение в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. Черненко К.У., в Конституции СССР, в целом рэде партийных документов*.

Постановление ЦК КПСС от 15 июля 1983 г. "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", отмечая успехи, достигнутые в деле воспитания, значительное место уделяет имеющимся резервам повышения эффективности идейно-воспитательной работы, в частности, воспитанию молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа, в духе коммунистической морали, учитывая при этом запросы молодежи, Черненко К.У. Речь на Июньском Пленуме ЦК КПСС, М.: Политиздат, 1983.

Программа КПСС, М., 1974.

Конституция (основной закон) СССР, М., 1977, с.5. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. "Правда", 26 апреля 1979 г.

О 110 годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М., Политиздат, 1980, с.15. возрастающий уровень ее образования и профессиональной подготовки^" .

Развитой социализм располагает системой традиций, соответствующих его потребностям и идеалам. Социалистические традиции аккумулируют огромный социальный опыт, накопленный в борьбе за установление нового общественного строя и в ходе социалистического строительства.

Практика социального развития свидетельствует о существенном влиянии традиций, функционирующих в обществе, на индивида. Этот факт неоднократно подчеркивается в работах классиков марксизма-ленинизма. Влияние традиций на молодежь обладает специфическими особенностями, связанными прежде всего с недостатком у молодежи личного социального опыта. Социалистические традиции облегчают молодежи усвоение опыта предшествующих поколений, ускоряя тем самым ее социализацию.

Изучение влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи приобретает особую актуальность в современных условиях, когда "в самостоятельную жизнь вступает наиболее грамотное за всю историю страны молодое поколение, наиболее подготовленное профессионально. Оно выросло в условиях социализма, постоянного подъема благосостояния, в условиях мира., оно по собственному личному опыту не знает су? ровых испытаний классовой борьбы и войн" .

1 Постановление ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии". "Коммунист", № 9, с.17. Пленум Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983 г.). Стенографический отчет. М., 1983, с.32-33.

В теоретическом плане исследования такого рода вносят вклад в дальнейшую разработку теории воспитания молодежи.

В прикладном плане - способствует научной обоснованности выбора конкретных форм и методов воспитательной работы с различными категориями молодежи, росту эффективности воспитательной работы.

Состояние разработки проблемы. Вопросам воспитания молодежи на революционных традициях уделяется большое внимание в трудах классиков марксизма-ленинизма. В.И.Ленин требовал так использовать в воспитательной работе партии "привычки, навыки, убеждения, которые рабочий класс вырабатывал себе в продолжении многих десятилетий в борьбе за политическую свободу, чтобы вся сумма этих привычек, навыков и идей послужила орудием воспитания"'''.

Теоретические и практические аспекты проблемы воспитания молодежи на социалистических традициях получили освещение в основополагающих трудах Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, раскрывших их огромный воспитательный потенциал, их связь с революционными традициями пролетариата.

Значение традиций в жизни общества изучалось как советскими, так и зарубежными учеными-марксистами: философами, этнографами, историками культуры, социальными психологами, лингвистами, социологами. Интерес в этом отношении представляют работы:

A.К.Алиева, Э.А.Баллера, В.И.Брудного, М.В.Варисова, С.Воллгас-та (ГДР), В.Б.Власовой, В.И.Воловика, А.И. Горячевой, М.Т.Иовчу-ка, С.Есенгильдиева, Н.М.Закович, В.П. Левкович, Э.И.Лисавцева,

B.А. Малинина, Э.С.Маркаряна, И.С.Нарского, А.И.Новикова, В.Д. Плахова, Б.С.Саламова, Ю.Н.Сафронова, Н.С.Сарсенбаева, И.М.Суш

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.401. кова, А.Г.Спиркина, И.В.Суханова, Д.М.Угриновича, А.К.Уледо-ва, Я.Л.Харапинского, А.Хёнига (ГДР), Б.Х.Цавкилова, Е.Шацкого (ПНР), Я.Щепаньского (ПНР), О.И.Шкаратана и др.

При рассмотрении различных сторон столь сложного социального явления как традиции, понятие традиций нередко употребляется в различных контекстуальных смыслах, обозначая подчас весьма отдаленные явления. Это обстоятельство, по-видимому, в значительной степени определило неоднозначное отношение к проблеме традиций в работах советских авторов, исследующих воспитательное значение социалистических традиций.

В 60-х - начале 70-х гг. в научной литературе имели место сомнения в создании социалистическим обществом своих, свойственных исключительно ему, традиций, оказывающих позитивное влияние на его жизнь (Г.С.Батищев, И.Л.Вавилова, Г.Г.Филиппова и др.). Сторонниками этой точки зрения делался вывод о бесполезности традиций в динамично развивающемся социалистическом обществе. Подобный подход противоречит пониманию диалектики развития социалистического общества как единства изменчивого и устойчивого, динамичного и стабильного, характеризуется негативным отношением к социалистическим традициям как средству воспитания последующих поколений. Такой подход был подвергнут справедливой критике в работах, вышедших в середине 70-х годов.

В.В.Поляков, Н.С.Сарсенбаев, И.В.Суханов и др. считают традиции социалистического общества одним из важнейших способов воспроизводства существующих общественных отношений, средством передачи социального опыта, обладающим высоким воспитательным потенциалом. В последние годы опубликован ряд работ советских ученых, в которых при изучении специфических особенностей воспитания на социалистических традициях были применены конкретныесоциологические исследования или использованы их материалы.

Значительный практический опыт, накопленный партийными и общественными организациями по воспитанию молодежи на социалистических традициях, популяризируется в работах Д.М.Генкина, П.С.Грищенко, В.С.Долговой, В.И.Каконина, Н.М.Навайчик, В.Е. Острожинского и др.

Среди научных публикаций последних лет на тему воспитания молодежи на социалистических традициях следует выделить работы

Т 2

В.П.Новикова и Н.В.Солнцева , в которых делается определенный шаг вперед в разработке теоретических вопросов, а также на материалах конкретных социологических исследований раскрывается значение советских воинских традиций как средства воспитания молодых защитников Родины.

Определенный интерес в плане изучения воспитания последующих поколений на социалистических традициях и их влияния на формирование личности представляет работа Н.П.Денисюк . Особое место в работе занимает анализ основных форм идейно-воспитательной работы на революционных, боевых и трудовых традициях в Белорусской ССР. Автор показывает, что воздействие социалистических традиций на личность не сводится исключительно к передаче социального опыта, что суть воспитательного значения социалистических традиций состоит в их классовом, мировоззренческом содержании, и именно мировоззренческий характер социалистических традиций формирует у новых поколений советских людей социальные установки, потребности, убеждения в духе определенных идеалов. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М.: Воениздат, 1979. Солнцев Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск. Сибирское отделение. Наука, 1977.

3 Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, Изд. БГУ, 1979.

В плане исследования взглядов В.И.Ленина на проблемы коммунистического воспитания молодежи на революционных традициях партии представляет интерес работа В.И.Десятерика*. Привлекая широкий круг документальных материалов, автор особое внимание обращает на показ форм и методов работы партии с молодежью, специфике подхода к различным социальным группам молодежи.

Изучение влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции личности представляет собой новое направление в исследовании проблем коммунистического воспитания.

Анализ различных аспектов проблемы формирования активной жизненной позиции личности в настоящее время является предметом углубленных исследований советских ученых. Вследствие новизны проблемы многие существенные моменты данной проблемы носят в значительной степени дискуссионный характер.

Среди работ, посвященных проблеме формирования активной жизненной позиции следует выделить работы: Н.М.Блинова, А.А. Возьмителя, А.Ф.Дашдамирова, В.Г.Ефремова и С.М.Косолапова, А.С. Капто, И.Т.Левыкина, В.И.Маркина, В.А.Мансурова, В.Н.Сагатовс-кого, А.П.Шебитченко, В.А.Ядова и др.

Важное значение в изучении проблем формирования активной жизненной позиции сыграли научно-практические конференции и теоретические семинары в гг.Баку (апрель 1979 г.), Москва-Звенигород (май 1979 г.), Москва (март 1980 г.), Тбилиси (апрель 1980 г.), Рига (сентябрь 1982 г.), Харьков (сентябрь 1983 г.) Десятерик В.И. Революционные традиции - молодому поколению. М.: Мысль, 1980. и др. Защищен ряд диссертаций*.

Таким образом, исследование воспитания молодежи на социалистических традициях и изучение проблем формирования активной жизненной позиции личности относятся к актуальным вопросам, привлекающим внимание ученых. При изучении этих проблем все шире применяются социологические исследования. К настоящему времени получены важные результаты, позволяющие вести дальнейший поиск в этой области. Научная разработка вопросов влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи представляет собой новое направление в подобных исследованиях.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в определении влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

I. Определить структуру и содержание понятий активной жизненной позиции личности и социалистических традиций; Амиралиев Ш. Революционные, боевые и трудовые традиции партии и народа. Автореф, на соиск.уч.степ.к.филее.н. Фрунзе, 1975. Шебитченко А.П. Роль производственного коллектива в формировании активной жизненной позиции личности. Автореф. на соиск.уч. степ.к.филос.н. М., 1979.

Турков И.Я. Идейно-нравственное формирование личности старшеклассника на опыте борьбы и труда старших поколений. Автореф. на соиск. уч.степ.к.пед.н. М., 1979.

Водзинский Д.И. Воспитание подрастающего поколения на героических традициях советского народа. Автореф.на соиск.уч.степ, к.филос.н. Минск, 1979*

2. Установить основные факторы формирования активной жизненной позиции личности;

3. Проанализировать этапы формирования активной жизненной позиции молодежи;

4. Раскрыть механизм влияния социалистических традиций на процесс формирования активной жизненной позиции молодежи, в частности, проанализировать особенности традиций как средства воспитания молодежи на уровне трудового коллектива;

5. Разработать научно-обоснованные рекомендации по использованию социалистических традиций как средства воспитания в формировании активной жизненной позиции молодежи партийными и общественными организациями трудовых коллективов.

Выбор объекта исследования определялся задачами, поставленными автором. Объектом диссертационного исследования являются социальные процессы, связанные с формированием и развитием активной жизненной позиции личности. Предметом диссертационного исследования являются факторы, влияющие на формирование и развитие активной жизненной позиции личности. Главными из них являются объективные и субъективные факторы, оказывающие воздействие на формирование активной жизненной позиции личности. Объективные факторы формирования, в свою очередь, по разным основаниям можно подразделить на общие и частные, прямого и непрямого воздействия. К факторам непрямого воздействия на формирование активной жизненной позиции личности относятся и традиции, функционирующие в обществе.

Традиции как социальный феномен, складываются для того, чтобы закреплять достигнутые деятельностью предыдущих поколений. Они выступают при этом в качестве явлений общественной психологии и идеологии, а также явлений самой социальной практики, отражением которой выступает человеческое сознание.

- 12

Становление традиций процесс естественно-исторический. Возникая в общественной деятельности и отношениях людей, традиции составляют необходимый компонент жизнедеятельности общества, являясь формами и способами проявления реальных общественных отношений людей, их деятельности, находят свое отражение в сознании людей.

Традиции выступают и средством воспитания молодежи. С их помощью происходит выработка необходимых качеств личности. Важная особенность традиций как способа передачи социального опыта заключается в том, что они не требуют создания специального института. Воздействуя на сознание, традиции способствуют формированию внутренней потребности следовать им, тем самым приобретая социальную ценность.

Особое внимание в исследовании нами было обращено на:

- выявление системы, структуры и иерархии значимости факторов формирования активной жизненной позиции личности;

- выявление особенностей формирования активной жизненной позиции молодежи;

- выявление особенностей традиций, функционирующих в обществе и трудовом коллективе, как средства воспитания молодежи, как фактора формирования активной жизненной позиции личности.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС и последующих Постановлений партии и правительства по вопросам идеологической работы, а также труды советских и зарубежных ученых-марксистов по проблемам коммунистического воспитания личности.

Эмпирической базой диссертации являются материалы региональных социологических исследований по проблемам совершенствования работы партийных и общественных организаций, проведенных при непосредственном участии автора в 1978-1979 гг. в гг.Караганде, Нижнем Тагиле и Электростали, а также социологического исследования, посвященного изучению роли традиций в формировании активной жизненной позиции личности, по методике разработанной автором, проведенного в рамках панельного исследования по проблемам общественно-политической активности советских граждан в 1981 г. на 20 промышленных предприятиях г.Иваново сектором социологических исследований работы общественных организаций ИСИ АН СССР под руководством д.филос.н., профессора Н.Н.Бокарева, а также ведомственная документация обследованных предприятий.

Научная новизна исследования состоит в проведении комплексного анализа влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи, в связи с чем было предпринято первое конкретное социологическое исследование такого рода.

В диссертации на теоретическом и эмпирическом уровнях раскрыты сущность и содержание понятий активной жизненной позиции молодежи и социалистических традиций. Диссертантом выделены основные факторы формирования активной жизненной позиции молодежи, проанализированы этапы ее формирования. Для выявления групп респондентов, занимающих активную жизненную позицию, предложена система интегральных показателей и индикаторов уровня проявления активной жизненной позиции. Дана типологическая схема традиций, функционирующих в обществе. Поскольку в диссертации обосновывается вывод, что доминирующим этапом в формировании активной жизненной позиции рабочей молодежи является трудовой коллектив, то именно на уровне трудового коллектива исследовано влияние социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи. Показано, что эффективность этого влияния зависит от ряда факторов (в частности, от включенности молодого рабочего б общественную жизнь коллектива, от морально-психологического климата, организации и проведения социалистического соревнования, действующей на предприятии системы распространения починов, морального и материального стимулирования и т.д.) и при осуществлении определенных условий она может возрастать.

Практическая значимость диссертации состоит в разработке инструментария измерения и оценки влияния социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи. С этой целью предложена система интегральных показателей и индикаторов уровня проявления активной жизненной позиции, а также комплексная оценка традиций, функционирующих в трудовых коллективах. На их основе выделены группы респондентов, занимающих активную жизненную позицию, и оценено влияние традиций на данные группы.

К настоящему времени выводы и предложения, изложенные в диссертации, использованы Ленинским РК КПСС г.Иваново при разработке комплексного плана идеологической работы, планов учебы различных категорий идеологического актива, в работе по внедрению в жизнь трудовых коллективов прогрессивных традиций.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на Всесоюзных научно-практических конференциях: "Основные факторы формирования личности в условиях развитого социализма" (Москва-Звенигород, май 1979 г.), "Формирование политической культуры молодежи" (Керчь, сентябрь 1980 г.), "Пути совершенствования морально-психологического климата в трудовых коллективах" (Севастополь, май 1982 г. и июнь 1983 г.), на П-х Всесоюзных социологических чтениях молодых социологов (декабрь 1983 г.), в выступлении автора перед идеологическим активом Ленинского района г.Иваново (февраль 1984 г.).

Связь с научно-исследовательскими разработками ИСИ АН СССР» Диссертационная работа выполнена в рамках плановой темы ИСИ АН СССР 4.6.2.3. "Формирование активной жизненной позиции советских граждан" (81098606), обсуждена в ИСИ АН СССР и рекомендована к защите по специальности 09.00.09 - прикладная социология.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль социалистических традиций в формировании активной жизненной позиции молодежи (опыт социологического исследования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших задач коммунистического воспитания является формирование и развитие активной жизненной позиции молодежи. Для решений этой задачи необходимо применение всех средств, методов и приемов воспитательной работы, выработанных нашей партией и советским народом.

В общей системе средств, форм и методов коммунистического воспитания особое место занимают традиции советского народа.

Социализм создал развитую систему традиций. Социалистические традиции аккумулируют огромный социальный опыт, накопленный в борьбе за установление нового общественного строя, в ходе построения социализма в нашей стране.

Становление и развитие социалистических традиций связано с укреплением и развитием новой исторической общности людей - советского народа, его образа жизни. Именно в социалистических традициях закрепляются те социальные нормы, системы ценностей, стандарты поведения, которые характерны для жизнедеятельности советских людей. Атмосфера подлинного коллективизма, товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народов страны, нравственное здоровье - таковы яркие черты нашего образа жизни, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности, ставшие традиционными^.

Широкое распространение и утверждение социалистических традиций позволяет в ненавязчивой, недидактической форме прививать молодежи социальные нормы, чувства и настроения, соответствующие коммунистическим идеалам, формируя тем самым активную жизненную позицию.

Формирование активной жизненной позиции означает приобретение личностью устойчивой, внутренне осознанной, обусловленной социальными ценностями социализма системы отношений к обществу, к

1 Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.87

- 155 коллективу, к окружающим людям, к своей роли в развитии общества.

Личность приобретает умение и желание активно участвовать во всех сферах общественной жизни, не по принуждению, а в силу потребности самой личности, умение и желание отстоять свои взгляды и претворять в жизнь свои идеалы.

Активная жизненная позиция - неотъемлемая черта личности социалистического типа. Она характеризуется соответствием субъективных устремлений и потребностей личности объективным нуждам поступательного развития нашего общества.

В качестве группы с априорно высоким уровнем активной жизненной позиции по данным нашего исследования могут приниматься наставники. Формирование активной жизненной позиции молодежи носит поэтапный характер.

Влияние социалистических традиций на формирование активной жизненной позиции молодежи начинается с семьи. Социальные ценности, нормы и чувства, переданные посредством традиций на этом этапе формирования активной жизненной позиции личности усваиваются ею на длительный период.

На этапе формирования активной жизненной позиции молодежи в трудовом коллективе социалистические традиции, функционирующие в трудовых коллективах,обеспечивают соответствующую социальную ориентацию личности, влияют на межличностные отношения в коллективе.

Традиции трудовых коллективов в обстановке постоянного обновления трудовых ресурсов помогают сохранить позитивную нравственно-психологическую атмосферу, которая поддерживалась в трудовом коллективе предыдущими поколениями.

Включенность личности в "зону действия" традиций трудового коллектива зависит от его участия в жизни коллектива.

В трудовых коллективах функционируют почти все типы социалистических традиций, имеющихся в обществе в целом.

Можно указать на социалистические традиции, наиболее значимые для воспитания молодежи.

Например, среди трудовых - это традиции социалистического соревнования (чествование победителей социалистического соревнования, награждение коллектива, победившего в социалистическом соревновании переходящим знаменем, досрочное выполнение производственных заданий к революционным праздникам), присвоение звания "Лучший по профессии", посвящение в рабочие.

Среди традиций взаимопомощи: помощь работникам сельского хозяйства в период уборки урожая, наставничество.

Среди патриотических традиций к наиболее значимым относятся такие традиции как: участие в коммунистических субботниках, проведение торжественных собраний, посвященных знаменательным датам в жизни страны и коллектива, проведение митингов солидарности.

В гражданеко-бытовых: торжественные проводы на пенсию ветеранов труда, чествование трудовых династий, ветеранов труда и ветеранов Великой Отечественной войны, и т.д.

Влияние социалистических традиций на личность зависит от ее социально-демографических характеристик, в частности, выявлена зависимость от образовательного (культурного) уровня, возраста респондентов и т.д.

Эффективность воздействия традиций на процесс формирования личности зависит как от их содержания, идейной направленности, так и от организации воспитательной работы.

Политико-воспитательная работа в трудовом коллективе, в основном, ориентируясь на рационально-познавательную сферу сознания, не в полной мере учитывает значения его эмоционально-образного компонента, воздействие на который в ряде случаев намного эффективнее.

В числе основных предпосылок эффективного воздействия традиций на процесс становления личности следует назвать дифференцированный подход, развитие индивидуальных форм работы с членами трудового коллектива, учет новых явлений социальной жизни, совершенствование форм и методов коммунистического воспитания.

При всеЯ общности молодежи как социально-демографической группы нельзя не видеть различий в положении, интересах, проблемах развития рабочей и сельской молодежи, молодой интеллигенции, учащихся и студенчества.

Дифференцированный подход к воспитанию молодежи позволит учесть специфические особенности каждой группы; их проблемы, социально-политические характеристики. Такой подход принципиально важен, имея в виду главную, конечную цель - воспитание всесторонне гармонически развитой личности. Успех зависит как от творческого использования уже сложившихся форм, так и от поиска новых способов приобщения молодежи к идейному и эмоциональному богатству, заключенному в социалистических традициях. Партийные, комсомольские, общественные организации не обращают на эту сторону дела достаточно серьезного внимания.

Было бы целесообразно проводить научно-практические конференции, где освещался бы передовой опыт, социологические и социально-психологические исследования в этом направлении.

Не должна упускаться из виду организационная работа по ритуально-обрядовой стороне традиций.

Вопросы воспитания молодежи необходимо освещать в печати, лекциях по педагогике, в лекциях для родителей. Имеет смысл знакомить студентов педагогических вузов и культпросветительных училищ с методиками проведения новых обрядов и ритуалов, с организацией массовых торжеств и др.мероприятий.

Для того, чтобы социалистические традиции упрочнялись и развивались, необходима борьба с антиподами коммунистической морали.

Приведенные в нашем единичном исследовании данные лишь отражают общие закономерности, численные значения могут меняться в зависимости от места проведения исследования и объема выборки, поскольку они характеризуют проявление активной жизненной позиции по выборке в целом, то есть осреднены и сглаживают специфику тех конкретных коллективов, в которых трудятся респонденты.

Активная жизненная позиция, высокая культура и образованность, коммунистическое отношение к труду, следование нормам коммунистической морали становятся все более глубокими, обязательными качествами трудящихся нашего общества, молодежи в целом.

Повышение роли социалистических традиций в коммунистическом воспитании молодежи требует дальнейших комплексных исследований данной проблемы.

- 159

 

Список научной литературыСосунова, Ирина Александровна, диссертация по теме "Прикладная социология"

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.З, с.З.

2. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.119.

3. Маркс К. О Гаагском конгрессе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.18, с.154.

4. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.25, ч.1, с.23.

5. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.25, ч.П, с.337.

6. Маркс К. Письмо Анненкову от 28 декабря 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.27, с.402.

7. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология т.1. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.З, с.44-45.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Там же, с.75.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Альянс и международное товарищество рабочих. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд.,т.18, с.418.

10. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т 2-е изд., т.2, с.514.

11. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.7, с.345.

12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд.,т.21,с.315.

13. Энгельс Ф. Введение к англ.изд. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К*, Энгельс Ф., Соч.,2-е изд., т.22, с.318-319.

14. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества. ПСС, т.1, с.423-424.

15. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. ПСС, т.2, с.505-550.

16. Ленин В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. ПСС, т.27, е.190.

17. Ленин В.И. Интернационал молодежи. ПСС, т.30, с.226.

18. Ленин В.И.Доклад о революции 1905 г. ПСС, т,30, с.316,317.

19. Ленин В.И. П конгресс коммунистического интернационала. ПСС, т.41, с.226.

20. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. ПСС, т.41, с.302.

21. Ленин В.И. О пролетарской культуре. ПСС, т.41, с.337.

22. Документы КПСС и Советского правительства

23. Программа КПСС, М., Политиздат, 1974 г.

24. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1971 г.

25. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976 г.

26. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981 г.

27. Конституция СССР (основной закон). М., Политиздат, 1977 г.

28. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. "Об улучшении идеологической и политико-воспитательной работы". М., Политиздат, 1980 г.

29. Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. "О IIO-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина". М., 1980, с.15.

30. Постановление ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии". М., Политиздат, 1983 г.

31. Постановление ЦК КПСС от 18 августа 1983 г. Об итогах ветре чи в ЦК КПСС с ветеранами партии. М., 1983

32. Постановление ЦК КПСС от 13 февраля 1984 г., М., Политиздат, 1984.

33. Материалы ХХУП съезда ВЛКСМ., М., 1974, с.10.

34. Работы партийных и государственных деятелей

35. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М., 1982

36. Андропов Ю.В. Речь на Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Коммунист № 9, 1983.- 161

37. Андропов Ю.В. Выступление на встрече с ветеранами партии в ЦК КПСС 18 августа 1983 г. Всегда в строю. М., 1983.

38. Алиев Г.А. Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм, (по материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку). М.,1979, с.25.

39. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических республик. Доклад 21 декабря 1982 г. Ленинским курсом. М., 1974, т.4, с.60.

40. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся. Речи и статьи. М., 1975, с.356-357.

41. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии. Доклад на Июньском Пленуме ЦК КПСС, М.: Политиздат, 1983.

42. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы. М.: Политиздат, 1984, с.16-17.1. Книги

43. Андреева Г.М. Образ человека и выбор гипотез в социальном исследовании. М., Наука, 1969, с.202.

44. Анохина А.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., Наука, 1977, с.99.

45. Афанасьев А.Г. Социальная информация и управление. М., Политиздат, 1975, с.396.

46. Байкова В.Г. К вопросу о системе идеологической работы, в кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. М., Мысль, 1974, с.12-13.

47. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., Просвещение, 1968.

48. Боряд В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973.

49. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1969, с.13.408. Буева Л.П. Там же, с.169.

50. Буева Л.П. Социальная детерминация и активность личности. -в кн.: Социализм и личность. М., Мысль, 1979, с.56.

51. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.

52. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1974, с.231.

53. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, БГУ,1979, с.13.

54. Десятерик В.И. Революционные традиции молодому поколению. М., Мысль, 1980.

55. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1898, с.8-9.

56. Ефремов В.Г., Косолапов С.М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. М.,1977, с.8.

57. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., Наука,1980.

58. Житинев В.А., Лисовский В.Г., Макаревич Э.Ф. Гражданственность позиции. М., Молодая гвардия, 1980.

59. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М.,1967, с.47.

60. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.

61. Крупянская В.Ю., Будина О.Р., Полищук Н.С., Юхнева Н.В. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (19171970). М., Наука, с.83-84.

62. Крупская Н.К. К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи. Педагогич.соч., т.2, М., изд.АНП РСФСР, 1958,с.121-126.

63. Кон И.С. Социология личности. ИПЛ. М., 1967, с.16.

64. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., Просвещение, 1982.

65. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд.АПН РСФСР, 1959, с.439.

66. Леонтьев А.Н. Дятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

67. Даль В.И. Толковый словарь, т.1, М., 1955.

68. Макаренко А.С. Соч. в 5-ти томах, М., 1958, т.5, с.123.

69. Мансуров Н.С. Теоретические вопросы изучения образа жизни. М., 1975.

70. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности. в кн.: Активность личности в социалистическом обществе. М., Наука, 1976, с.42.

71. Мансуров Н.С. О системообразующих понятиях общественной психологии. в кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

72. Маркарян Э.С. Метод анализа социальной системы. Социология и идеология. М., 1969, с.41.

73. Маркин В.Н. Диалектика психологии больших социальных групп, коллектива и личности. в кн.: Социальная психология и педагогика в партийной работе. М.,Мысль, 1983, с.143.

74. Михайлов С.Э. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975, с.114-123.

75. Монтень М. Опыты. Кн.1 и П, М., 1979, с.104,108.

76. Осипов Г.В. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. М.,Наука, 1968, с.22-29.

77. Осипов Г.В. Там же, с.254.

78. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. Социология сегодня, (проблемы и перспективы). Дерев, с англ. М., Прогресс, 1969, с.158.439. Парсонс Т. Там же, с.60.

79. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.,Лениздат, 1967.

80. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и социально-психологические проблемы личности. М.,1978.

81. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социоло-гического исследования. М., Мысль, 1982, с.39.

82. Поршнев Б.Д. Контрсуггестия и история. История и психология. М., 1971, с.2.

83. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники., Л., 1963.

84. Процесс социального исследования. Перев. с нем. М., Прогресс, 1975, с.261-263.

85. Рабочая книга социолога (кол.авторов). М., Наука, 1975.

86. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

87. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., Мысль, 1980.

88. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. (под ред.Снесарева Г.П.). М., Наука, 1978.

89. Снигирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.З, М.,1837-1839.

90. Социология в СССР. Изд. в 2-х томах, т.2, с.187.

91. Солнцев Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск, Сиб.отд. Наука, 1977, с.19.

92. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Радяньска школа,1973, с. 87.

93. Сухомлинскйй В.А. Потребность человека в человеке. М., Советская Россия, 1978, с.17.

94. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений, М., 1976, с.25.

95. Титов В.А. Активная жизненная позиция личности. М., 1978, с.4-6.

96. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР (отв.ред. Крывелев И.А., Коган Д.М.). М., Наука, 1981.

97. Угринович Д.М. Обряды за и против. М., 1975, с.6.

98. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М., 1980, с.115-116.

99. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР (Социально-экономические проблемы). М., Мысль, 1976.

100. Философская энциклопедия. М., 1970, с.5.

101. Фихте И.Г. О назначении ученого. Перев. и вступ.статья В.ВандеКа. ОКГЗ, Гос.экон.изд-во, 1935, с.41.

102. Фихте И.Г. Назначение человека. Пер.с нем.под ред.Н.О.Лос-ского. Спб. (Д.М.Жуковский), 1905.

103. Харчев А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974.

104. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977.

105. Чагин В.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М., 1968, с.33.

106. Шейн И.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах и т.п. Вып.1. Спб.1898.

107. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969, с.142.

108. Ядов В.А. Саморегуляция личности и прогнозирование социального поведения личности (отв.ред.). Л., Наука, 1979.1. Статьи

109. Алексеева В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности. Социологические исследования,1980, № I,с.42.

110. Батыгин Г.С. Логико-теоретическое обоснование показателей в социологическом исследовании. Социологические исследования, 1979, № 3, 0.1.

111. Бестужев-Лада И.В. Быт городского населения. Советская культура.

112. Блинов Н.М. Социальные проблемы молодежи: проблемы и перспективы. Социологические исследования, 1980, № 3.

113. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Национальные трудовые традиции -важный фактор интенсификации производства. Социологические исследования, 1983, й 2, с.43.

114. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория. Философские науки, 1980, № 4, с.32.

115. Герчиков В.И. Об одной процедуре построения типологии в социологических исследованиях. Социологические исследования, 1977, 12.

116. Гофман А.Б. Ценности в структуре моды. Социологические исследования, 1980, № 4, с.59,60.

117. Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека. Вопросы философии, 1971, te I, с.36.

118. Ерупов Б.А. О социальной психологии познания и оценки. Социальная психология и философия, вып.1, Л., 1979, с.99.

119. Комаров В.Б. Реализация жизненных планов и социальные перемещения выпускников сельских средних школ. Социологические исследования, 1980, № 3.

120. Косолапов Р.И. Атакующий класс. "Правда", 31 августа 1981.

121. Костяшкин Э.Т. Социальные проблемы воспитания и обучения (выст.на "круглом столе"). Социологические исследования,1979, № 3, с.63.

122. Кузьмин А.Н. Улучшая идейно-нравственное воспитание. Коммунист, 1979, № 12, с.48.

123. Латышев И.А. Духовный разрыв поколений (по материалам иссле дования японских социологов). Социологические исследования, 1982, № 2.

124. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки построения моделей образа жизни. Социологические исследования, 1974, № 2.

125. Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции. Советская этнография, 1981, № 2, с.80.

126. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека, (доклад на сим-г позиуме) Проблемы личности. М., 1969, с.69.

127. Коммунист, № 17, 1979, с.38.

128. Коммунист, № 6, 1978, с.99.

129. Уледов А.К. Социальная сущность традиций в жизни социалистического общества. в сб.: Социалистические традиции и их роль в коммунистическом воспитании. М., АОН (ротапринт),1980.

130. Шабанов В.К. Влияние некоторых факторов на развитие общественно-политической активности личности. в сб.: Социологические исследования работы общественных организаций. М., ИСЙ АН СССР (ротапринт), 1981.- 168 -Диссертации

131. Алескеров А.А, Традициям верны. Диссертация на соискание ученой степени канд.филос.н. Баку, 1981.

132. Водзинский Д.М. Воспитание подрастающего поколения на героических традициях советского народа. Диссертация на соискание ученой степени канд.филос.н. Минск, 1979.

133. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Диссертация на соискание ученой степени доктора филос.н. Л., 1967.

134. Проничева Т.Ф. Традиция как социально-психологическое явление. Диссертация на соискание ученой степени канд.филос. н. Л., 1969.

135. Шебитченко А.П. Роль производственного коллектива в формировании активной жизненной позиции личности. Диссертация на соискание ученой степени канд.филос.н. М., 1979.1. Авторефераты

136. Амиралиев А. Революционные, боевые и трудовые традиции партии и народа. В авторефер.на соиск.уч.степ.к.филос.н. Фрунзе, 1975.

137. Киселева П.Л. Формирование социальной ответственности молодежи в условиях социализма. Авторефер.на соиск.уч.степ.к. филос.н. Киев, 1979.

138. Петров Н.И. Преемственность поколений в трудовой сфере на современном этапе. НТР. Авторефер.на соиск.уч.степ.к.филос. н.Саратов, 1981.

139. Поздняков Н.К. Методологические аспекты исследования уровней социальной типологии личности, Авторефер.на соиск.уч. степ.к.филос. н. Свердловск, 1980.

140. Шевырногова Л.А. Преемственность поколений в поступательном развитии общества. Автореф. на соиск.уч.степ.к.филос. н. М., 1981.

141. Литература на иностранном языке

142. Adler A. Understandig Human Nature.N.Y.,1949,s.26.

143. Adler A. Uber nervSsen Charakter.Mttnchen,I923, в.II.

144. Bauer B. Kritik der Evangelien der Synoptiker.Bd.I, Berlin,I841,s.71.

145. Darendorf R. Homo sociologiecus.N.Y.,p.39-41.

146. Prom F. Escape from Freedom. N.Y.,1928,p.43.

147. Mannheim K. Seele und Kultur.Wissenssoziologie Auswahl aus dem Werk.Berlin und Neuwied,I964,s.^4-34

148. Wollgast S. Sozialistischen Mehschenbild und Tradition. Berlin,I969,s.l24.

149. XtJnig A. Zur geschich.tsphilosoph.isch.en Kategorien Tradition. Deutsche Zeitschrift fUr Philosophie.,1964,N9.

150. Jung K. Posthume Autobiographie.Ztlrich, 1967, s.323