автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Романистика Абд ар Рахмана Мунифа

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Юнес Салах Ад-дин
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Романистика Абд ар Рахмана Мунифа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Романистика Абд ар Рахмана Мунифа"

у; о

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

■ ■ На правая рукописи

ШЕС САШ АД-ДИН РОМАНИСТИКА АБД АР-РАШНА МУНИФА

/ 10.01.06. - Литературы народов Азии и Африки / ч

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1995

. Работа Енпогаена в Отделе литератур народов ЛёЕП Екстнт/та востоковедения РАН

Научный руководитель: кандидат филологических наук

НИКОЛАЕВА М.В. ' Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор • Шарбатов Г.Ш. кандидат филологических наук Каштанова В.А.

Ведущая организация: Рсхяяшскни Университет Дружбы Народов'

Защита диссертации состоится "_"_13S5 г.

в - часов ез гапедании ■ Диссертационного Совета Д. 003.01.04 при Института востоковкдкния РАН /Москва ул. Рсйщес1Е=Еко. 12/

С. диссертацией ыоено оанакшитъся в библиотеке .Института • - • востоковедения РАН.

Автореферат разослан "_"_;_1995 г.

Ученый секретарь

Диссертационного Совета _

кандидат фяншзгнческил наук * - Герасимова A.C.

Институт врстошвёдгннн РАН, 1995 г.

Постановка проблемы и актуальность исследования.

Арабский роман сегодня - самый распространенный ганр современной арабской литерзтуры. Он занимает ведущее место в иерархии жанров и его популярность в читательской среде возрастает, начинал ег;е с зпохк ая-Нахда - общественного и культурного подъема э Арабском мкрэ в середина XIX в.

Рождение арабского романа как жанра, отвечающего канонам ев- ч роЕейсксй литературы, состоялось, как известно, с выходом в сзет произведения египетского писателя Мухачмада Хусейна Хейкала "Зей-наб"(1914). Опыт Хейкала был блистательно продолжен его соотечественником, получившим ккрозое признание - Нагибом Ыахфузом, з творчестве которого роман по существу сформировался как ведугрш ханр арабской прозы.

Сегодня, когда 'встает задача комплексного исследования национальной, истории арабов, самого пристального -знииззия требуют^ различные аспекты проблемы взаимоотношений арабского ыпра с Западе«- Европой, Соединенными Штатами Америки, Среди арабских романистов одним из нервьк обратил внимание на эту проблему Абд ар-Рахман Уункф-. Писатель, политик, экономист, он рассматривает арабскую культуру в свете диалектики истории,анализирует воздействие западного капиталистического мира на «райский Восток, культурное взаимодействие арабоз о кэпиталяеттаеекзши и социалистическими страна«! Европы, а также с США эпох и нефтяного бума, в то же время, создаваемая им картина шмогазт понять связи арабов со своим, прселш, своей историей.

Актуальность анализа литературного творчества Абд ар-Рахмана Мункфа обусловлена те.».;, что поднимаемые им • проблемы национальной осч/оиктности и ВЕСТЕркпгацди ¡шеют не только эстетический аспект, но являются, н обшвм и в частностях, проблемой всей цивилизации п

культуры в целом.

Три основных аспекта этой проблемы, с точки зрения АБд ар-Рахманз Ыунифа: > отношение арабов к колониализму, к западной культуре и к своей собственной историк: Над этим он размышляет в своем романном творчестве: с 1973 Г. у него вышли семь романов, эпопея-пенталогия 'Торода соли" ,и написанный в соазторстве с Джабра йбрггшом Джабра роман "Мир без карт'Ч (1579).

Все это позволяет нам остановить выбор начатом авторе, который стреигтсл к создании самобытной формы арабского романа, используя при этом достижения европейской и американской литератур. Дели и задачи исследования. Роль критика состоит, на нал взгляд, а том, чтобы, анализируя творчество писателя, раскрыть его .способы худокественного отображения действительности, понимание ш песта и функции художника в меняющемся мире. В данной диссертации, целью которой является исследование идейно-художественных особенностей творчества А.Мункфа, реализация доставленной цела требует и исследования воздействия на его творчество литераг/ры Запада - Еврош и США.

Проблем определения творческого метода Абд ар-Рахмана Муни-фа сопряжена с серьезными трудностями.' Сложная структура произведений этого романиста требует от исследователя глубокого и детального анализа, поззолязшцего разгракгопь эстетический и политический аспекты творчества писателя, "сосунествуЕщие в неразрывном единстве в его произведения/:. Анализ идейно-художественных особенностей творчества Абд ар-Рахызна !<?/нша предполагает постановку в диссертации следувщих конкретных задач: '

- Выязить выработанные Абд ар-Рахманом Ыункфом критерии специфики жанра арабского романа', на основании которых он стремится создать такие специфические роызнныэ формы , которые не были бы подвержены ни диктату европейских жанров, ни давлению филологической традиции . классического арабского красноречия (алъ-балага) и религиозных догматов.

- Разграничить в творчестве атого писателя сфера воздействия традиции и ее фетишизации на лингвистичеком (формальном) и Ш-Щетпуальном уровнях - и европейского елияния , возводимого штатами арабскими литераторами до уровня абсолютного зтало-

■ на. Определить характер заимствовании Абд ар-Рзхманом Мунифом из современной западноевропейской и американской прозы.

Самобытность - весьма вакнкп для арабской культуры вопрос, история которого уходит в VII - IX в.н.э. - эпоху острой борьбы арабских к перищских (шуубггсккл) традиций культуры, тенденций самобытности и обновления (.-ль-асыль - ад-дахиль) в поэзии, противопоставления арабской традкгрги (аль-ма.куль - "передаваемое") рационализму (аль-изкуяь) греческой философии. В Новое • время эти тенденции получили название борьба между "самобытностью" (йль-тасшгь) и модернизацией (алъ-хидаса). Таковы предпосылки усииш, которые прилагал АСд ар-Рахман Муниф в своем творчестве - как в эстетическом, так и з идеологическом плане - по выявлению демократических элементов в традициях арабской культуры и использованию их для обновления арабского романа. Свое пониманий зтой проблемы в общественном плане писатель выразил и в пуб-лзщистических исследованиях политико-экономических и культурных контактов между Западней Европой, США - и Арабским миром. _

Романное творчества Абд ар-Рахмана Мунифа представляет особый интерес еде и потому, что его попытка создания романа, в котором эстетические формы становятся средством идейных обобщений, а идеологический аспект способствует модернизации художественных средстЕ, зписызаются \ общие тенденции развития арабского романа на нынешнем этапе.

РодоСнал постановка задач исследования определяет и научную новизну работа. . ^ . ■.'.....

Диссертация язляется первым в российском и зарубежном востоковедении комплексным исследованием творчества этого крупнейшего ~ арабского писателя. Хотя отдельные аспекта его"творчества изучались ■ арабскими литературоведами, постановка и исследование этих проблем з комплексе открывает существенно новые аспекты изучения творчества Ыунифа. При этом в диссертации использованы многочисленные отклики на творчество Абд sp-Рахмака Мунифа арабских литературоведов.- Это-- исследование сирийского профессора Найма алъ-Яфи в журнале "Алъ-Мауккф аль-Адабий" (1993 г.), статья Юсефа Бзея "Всобранлеши героизм" (аль-бугулз адъ-мутаззххима) из журнала "Ан-Нагзгд", выходящем в Лондоне, работа иракских, тунисских и других литературозедов, опубликованные в сирийских журналах "Аль-Марифз", "Ан-Накгщ" и др., а такие исследование профессором Лзтзкикского университета Али Ибрахимом проблемы прекрасного и безобразного в романе "К Восток/ от Средиземноморья", опублико-

ванное в журнале "Ан-Нафида" *.

- Методология исследования. Выбрать методологию исследования было достаточно слсгаяо, е частности потому, что изучаемый автор предельно идеологизирован. В диссертации используется штод сравнительного анализа, который позволяет раскрыть особенности структуры романного повествования. Эта структура подчинена развития идеи Абд ар-Рахыанз Мукифа об эволюции арабской традиции от эпохи кдолшсклонничеотва и миротворчества к единобожию и современному протигостояшш внешним факторам (Западу) и внутренним (тирании власти). Муниф. обрз!дается к исходной точке развития, традициям национальной истории, идеологической, религиозной и политической, зависимость от которых современного человека в арабском мире представляется ему Солее сильной, чем зависимость от его индивидуальных чувств и его отношения к Западу.

. Подобный характер текста требовал от исследователя как обращения к пост/латал традиционной арабской схоластической мысли, ислама, характерным для арабского общества, особенно периода до нефтяного буш, так и использования фундаментальных положений европейской литературной критики в области романного жанра. Диссертант сопоставляет различные иди сходные точки зрения и ицэт им подтверждение либо опровержение в самом романном повествовании. В работе отмечено, насколько тесно переплетаются у. Абд ар-Рахыана ю'унифа художественная литература н литературная публицистика. Его художественные произведения полемичны, а критические работы обладает достйикстьзык еысокой литературы. Зта особенность творческого метода писателя заставляет исследователя постоянно разграничивать з диссертации два этих аспекта.

Особенности творческого почерка Абд ар-Рахмана Мунифа вынуждают диссертанта использовать и отдельные приема структурного исследования в ходе сравнительного анализа текста с его откровенной идеологической направленностью и выраженным отрешением к сочетанию а единстве художественного и политического аспектов. Идеологическая направленность проаы Абд ап-Рахыана Мунифа проявляется и ' в его стремления доказать близость классических принципов художественного ишления арабов в области языка - арабского крас-

* Полный перечень использованных работ см: в библиографии диссертации'!

норечпл (ажь-бзлагз) диалектическому методу познания действительности. Это положение уже доказывали до него арабские писатели и ф;кософы Хусейн Мурувве^ Тайиб ат-Тпгпни * и другие, что лишний раз выявляет значимость этой методологической посылки .применительно к арабской культуре.

Источники исследования. Прежде всего это оригикадыметексты-произведении писателя, а также памятники арабского классического наследия и переведенные на • арабский язык романы европейских и американских писателей. .

Критическая литература представлена переведенными на арабский л бык работал русских, французских и английских- авторов. Во • всех случаях даэтся необходимые ссылки на место, год издания и страницу цитируемого источника, а также имя переводчика в случае использования иностранных изданий. Диссертант ссылается на арабские филологические и справочные материалы, источника по проблемам исламского наследия, литературно-критические работы в области романистики.

практическая значимость работы. Диссертация может быть использована в качестве источника и справочного материала для исследования современнотгс^ литературного процесса в арабских странах для читания специальных курсов арабской литературы в высших учебных заведениях. Она способствует более глубокому раскрытию заж-кешплл функции арабского романа в процессе обновления национальной культуры - одной из главных задач, стоящих сегодня перед арабской литературой.

Структура диссерташш. Работа состоит из зведения, четырех глав и заключения.

Выделение разделов внутри некоторых глаз обусловлено необх--. одимостью определить новые аспекты проблемы, заявленной в названии 'главы. . п

Библиография состоит из 157 наименований источников и литературы на арабском, французком и английском языках.

Ашюбашя рзботы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседания Отдела литературы народов Азии Института востоковедения

* См. Ат-Тизини, Тайиб. Мушкилят ас-саура ва-с-сакафа .фи-ль-алнм ас-салис (Проблемы револзоыки и культуры в странах третьего мира), Бейрут,1982 г.

РАН.

Во введении обосновывается выбор темы, постановка проблема и определяете?, цель и 'задачи исследования, формулируется степень его актуальности и научная новизна работы. Кратко характеризуется основные методологические посылки, используемые исследователем.

В первой гхнзе ("Сбшая характеристика-тврчеотва Абд ао-Рах-мана Мукифа и его роль э арабской романистике" Котмечаетея, что писатель вступил в арабскую литературу в период, когда последствия сокрупительного поражения в войне 1967 г. вынуждали арабское общестзо искать различные пути их преодоления. 2азр романа приобретал вакнон значение в процессе восстановления утраченного равновесия национального самосознания, поиска новых перспектив, (горизонтальных связей) в настоящем и вертикали национальной истории. другим серьезным потрясением,также'способствовавшим усилению роли писателей в арабском обществе, стал разгром Бейрута в 1982 г., после которого возникла необходимость серьэвкого критического пересмотра отношения интеллигенции к власти в арабском мире. В этой ситуации Абд ар-Рахман Муыф оказался < в абсолютной оппозиции как по отношению к. арабской истории, так и к настоящему : арабского мира я новому наступлению Запада - эпохе нефтяного бума на Арабском Востоке,' что и проявилось в его романах. В зтой кс-• ' ходной позиции наша отражение двойственность его личности политика-мыслителя и одновременно литератора. Он не стад бы романистом, если бы его политические убеждения не привели его к активной партайной деятельности. Политическая, идеологическая ангаяировгн-ность, утрата родного очага, эмиграция, потеря опущеЕкя национальных граннц не только в отношении местопребывания, но и в творческом сознании сделали его литератором з экономике и творцом з романистике. Подобно многим современным арабским литераторам (среди которых Калим Баракат, ' Хейдар Хейдар. Ханка Мина и другие) , он видит в романе главное средство познания современной эпохи, "считая, что искусство важнее, чем история, поскольку оно более правдиво и глубоко.

Тематика романов Ыунифа охватывает отдельные группы людей и всю историю нации, мир бедуинов и городских жителей, неграмотное большинство п интеллигент» арабского мира, Запад (Европу, США), стремяшйся стереть национальные черта и прервать естественный ход арабской историк. 3 попытках найти резение проблем своей на-

тональной истории он выводит з романах сложные политические фигуры героев, сочетай®: з себе пронлое и настоящее п дерссшфици-рунпцк политические идеи. .Он также выявляет но всей юс противоречивости проблемны отделении арабского мира с миром Запала. Его ■ можно считать одним иэ основоположников изучения зтон проблематики в арабском романе, несмотря на то, что е^э со времен Рифа, а • Рафи ат-Тахтави (XIX в.) многие литераторы обращались к проблеме ЕзьжооткоЕений Запада к Востока. Однако, Абд зр-Рахыан Муниф придал ей новый аспект, исследуя ее не только еромане как жанре литературы, ко я з самой действительности - местной и внешней, западной. Его ремзя "Бег на длинные дистанции" можно считать началом ноеого периода з трактовке взаимоотношений Востока и Запада в арабской литературе. При атом писатель сумел избежать крайностей как сугубо реалистического изображения действительности, „ так и расплывчатых илэолагичееккх рассуждений в ущерб художественной ч стороне произведения.

Глазным его стремлением было придать современному арабскому рс-ману зрелую, эстетически значимую худолестзеннух) форму. При этом он, подобно многим арабским критикам леЕОЙ ориентации ( Юмна аль-йд и др.), верил з то, что политическая идеология способствует я развитию художественных форм, в отличие от тех арабских литературоведов, которые, подобно Антуану аль-Макдиси, прпдержиза-ятснлагксз.о том» что "идеологии убивант. пскуестго".

Идеологическая ангажированность пронигнвает все произведении 'Абд ар-Рахмана Муниза, однако, он создает подлинно художественный текст. Существенную роль в этом играет языковой аспект произведения. Язык романа, по эго мнению, должен быть живым и конкретным, поскольку сама художественная природа этого нанра. требует как поэтического взимания к слову,, так и соответствия языковой структу- " ры произведения определенному социальному и историческому плану.

Исходя из зтж положений, Абд ар-Рахман Мукиф стремится к реалистичности и одновременно,- поэтичности языка романа. Он видит свою Е?дачу в том, чтобы создать произведения, которые стали бы свидетельством новой политической зры в арабском шрэ, наступление которой он хотел бы отобразить в художественной, эстетически значимой форме. .

будучи у у.'; ъ силу своей ииографии как бы ''гражданином зеего Арабского Еостокв"; он отрешатся выихн за прелелы локального

; ■ "местного колорита", создать именно общеарабский роман, а не еги-

петский, как у НагибаШхфуза, иди "роман побережья", подобно произведениям сирикцз Ханны Мина. Мы можем считать его гпопеа "Города соли" новой моделью.диалога писателя с историей и настоящим. В качестве места действия романа выбран Аравийский полуостров, нз территории которого в далеком прошлом родилась арабская нация и откуда берут истоки все ее проблема. 4 %

Творческий путь писатель качал с романов "Деревья и убийство | Марэука" и "Любовь огнепоклонников", з которых, несмотря на все

; заявления Мунифа о самобытности чувствовалось сильное влияние по-

! этики западного романа и уже известных трактовок проблемы ззаимо-

! отношений Запада и Востока.. Однако, в следующем романе - "К вос-

; току от Средиземноморья" проявились новые черты его творческой

! личности. В'зтом, во многом автобиографической, произведении, в

отличие от других известных произведений автобиографического жанра, структура романного текста отражает стремление автора уделить равнее внимание индивидуальной, личностной и политической проблематике. Утверждение диалектического едннотза общего и частного,, открыто или косвенно присутствующее з романах Мунифа,является одной из наиболее существенных особенностей его видения мира.

В романе "К востоку от Средиземноморья" автор подвергает главного героя - Раджаба - тяжелым испытаниям в условиях политического гнета и насилия, с которым сталкивается прогрессивно мыслящая интеллигенция е арабеких странам. Актиномкя личности и власти раскрывается Мунифом без ограничения ее рамкэып какого-ли-! бо конкретного государства, на всем пространстве арабского мира и

! в широком историческом аспекте. Б то же время, этот его третий

• роман свидетельствует о том, что автор еще не до конца' овладел

! техникой романной формы, поскольку политический аспект явно пре-

| обладает здесь над эстетическим, отражая ангажированность азтора.

I Важнейшим образцом нового арабского романа, который обращз-

! . ется к своим корням, ..истокам, и одновременно, ко всему миру, ста-

; ла эпопея из пяти романов Мунифа "Города соли". Она стала серьез-

• ним этапом ка пути раскрытия процесса эволюции сознания арабов художественными, эстетическими средствами - языком романа. Он опирался на традиция народных повествований - хикаят - которые 1 использовал в своих исторических ро}ланвл еще ^сирджи Зеидак, когда начал реалиБозызать грандиозный взшеел из серии романов, пос-

вященных истории исламского государства. Если Зеидан строил свои произведения вокруг основной, базовой фигуры правителя (халифа), воплощавшего центральную идею, то А5д ар-гахман Муниф видит проблему глубже, в самом развитии арабского общества, породившего своя самобытную цивилизацию и культуру. В эпопее он рисует уже и нового героя, создавая при помощи художественных- срелств полнок- . ровный романный образ. Так низложенный султан Хззаль (четвертая часть эпопеи - "Безродный") предстает во всей полноте своих внутренних и внешних противоречий, со своей совестью, со своим окружением. Личность этого героя, становится как бы независимой от ее создателя, автора. - .

Категория пространства, место действия, язяяется одной из зажнейших в эстетической системе произведений Абд ар-Рахмана Му-нифа. Он стремится воспроизвести во всей ее сложности и различных аспектах специфическую среду арабского Востока, с его миром пустыни и новых городов, скоплениями жилищ на окраинах оазисов. Образ пространства в его романах гармонично дополняет образы героев, а точность" воспроизведения особенностей природы, сауны и флоры близка географическим описаниям (особенно это заметно в романе "Концы").

Личность араба в " романах .Абд ар-Рахмака Мункфа предстает а слонном переплетении психологических характеристик, сформированных историческим прошлым, воздействием срезы, религии, западным влиянием, неотделимых одно от другого. Мы видим личность героя его романов в ее эволюции от напряженного психологизма, к политической определенности. Эта определенная политическая позиция проявляется здесь уже не декларативно, но в самой художественной ткани произведения. Обращение писателя к образам пустыни означает его обращение к идее первоначала, первоосновы, к далекой памяти-' предков, что отражается в характере личности как возвращение к истокам арабской философской, этической мысли - первоначальному, нетронутому Востоку, бедуинским традициям. В своих попытках сформировать новое мировозрение арабской личности з трех ее ипостасях:'прошлое - история арабов, настоящее (нефтяной бум) и будущее (просвещенное), он нидиг свой вклад в становление нового, демократического арабского общества, где искусство вообще и роман, а частности, играли бы важную роль. Писатель стремится занять свое место в зтон эволюции истории арабов от исчезающей культурной

традиции бедуинов к фальшивой цкзилизапил нефтяных стран и затеы к подлинной цивилизованности, кнтеграцкз в культуру всего мира.

Эпопея 'Тородз содт:" отразила и воздействие на Абд ар-рахма-на Мункфа творческой манеры и идеиных установок американских писателей XX века, прежде Бсего Э. Хемингуэя с его докуыенталкзмом воспроизведения событий, С.Фицджерадьда ( в частности, его розна "Великий Гетсби", где воспроизведены события эпохи экономической депрессии з США и ее воздействия за характеры американцев 30-х годов XX в.), в также Дж.Стейзбека с его классическим романом "Гроздья гнева" (1335 г.), одним'из лучнкх произведений о великой депрессии.

Можно видать, однако, что Абд ар-Рахмзн Муниф испытал влияние не только американского и английского романа. В годы учебы в Восточной Европе он испытал злияние еэ социалнотичэских инотиту- 'ч тов, что отразилось в характере трактовки км национального и политического застоя ка своей родине не только как экономического кризиса, но к как трагедии нации, требухнеи преодоления.

Таким образок, з сзоей пятитомной зцопег "Города соли" писатель показал кризис существования того первобытного бедуинского ■ мира, который, подобно нефтяным запасам арабских стран, не может сохраняться до бесконечности. Он обратился к ситуация, аналогичной зтой в США, к периоду нефтяного бума з Америке, отеэргзя . .отрешение Запада поглотить' поекнкэ. форш. традиционного бытия

-л—,

В последнем романе - /"Здесь, сейчас" >.5унвф раскрывает кризис демократии, подвергаемой политическому давлению как продолжения гнета семьи - отца - религии - политики, выстраивая таким образом цепь порабоцения личности на Арабском Востоке.

Во второй глазе анализируется взгляд Абд ар-Рахнака Муниаа -на исторический пвопёсс в ■ котексте' проблема взаимоотношений культуры Задала и востока. Имея-разные названия, его роыаны, по существу, объединены единым зашолом - отразить отношение Арабского мира к Зала®' 2 его двух ипостасях - Европы и Америки - и зто, пожалуй, глазная проблема, поставленная Мукифом .в свем творчестве.

В ромгне "К зостоку от Средиземноморья" он раскрывает ее че-рвз образ глазного героя - РаплЗба — который отражает убеждения автора в том. что ьосток воспримет у Запада идеи политических

свобод, а Запад, в своп очередь, изменит свои формы несправедливого социального устройства, что является проявлением внутренней диалектики развития общества. В другом романе, "Здесь, сейчас" герой такие уэахает на Запад, но на этот раз в Зосточнун Европу -з Прагу.

Здесь автор показывает, что отношения между государствами ■ 0 строятся не на основах нравственности, ко на.базе интересов и взаимной выгоды, и так рушится для его героев надежда найти вторую родину в мире социализма, в. Восточной Европе. После обретения и утрата альтернативы, автор возвращается к исходной точке, идее первоотечестза. Так возникает иторое направление идейно-эстетических исканий писателя, которое можно охарактеризовать как "Восток-Восток" - идея эволюции от аморфного понятия "родины" к отечеству конкретных людей-, к исторической родине со своим прошлым и ■ будущим. Она реализуется через образ Заки аа-Надави из романа „ "Когда мы оставили мост" (1975 г.) - поверженного героя, стремящегося преодолеть комплекс пораженчества, занявшись охотой на диких зверей, широкую картину которой дзет этот роман - по образцу приключенческих мотивов американских писателей (Германа Хбелвиллз с его зпопеей "Моби Дик'^и Зрнеста Хемингуэя - "Старик и море"). Под ' поражением Абд ар-Рахман Муниф понимает весь трагический ход истории Ближнего" Востока, начиная с XI з. , от крестовых походов и до поражения в войне 1967 г., поэтому проблема приобретает двойственный характер - как преодоление поражения в ходе исторических столкновения с Западом, гак и крах самого Востока, его образа мылления перед динамизмом европейской цивилизации.

Внутренний мир Востока выходит на первый алан в его романе "Концы" (1977 г.), где.использованы богатые источники устного и письменного наследия арабоз. Автор показывает, что основная проб- * лема кроется в самой истории и географическом положении арабского мира. Сравнение местного и противостоящего ему всемирного здесь имеет целью придать местным особенностям всемирный аспект и одновременно, включить весь мир в орбиту проблем арабских стран. Писатель ставит острый вопрос: хотят ли арабы продолнать жить в своем aai,¡кнутом мире Востока или в изгнании, на Западе, и можно ли найти зыход,. сменив отечество?

Остро поставлена проблема взаимоотношении Запада' и Востока в эпопее "Города соли", где автор стремится . запечатлеть истсрк-

ко-геограавдескун ситуаций з арабской Азии до западного (европейского и американского) неиествил, показать разыщу менталитета ллтелеи арабского Востока к удачливой западной технократии с ее логикои технического прогресса. В контексте этого столкновения и предстает з зпойее жизнь Аравийского полуострова, общества бедуинов, ке способного найти формы вззимадейстзня с окрулавцкм миром. Результатом нового столкновения 'с Западом становится разруиекие социальной среды, кризис духа и сознания при переоценка представлений о сущности культуры, о мире и человеке на Арабском Востоке (в Аравии) > о своей истории и настоящем. Этой тематике писатель лоевзпцает четвертуй часть своей пятитомной эпопея, озаглавленную "Безродный".

Специфика трактовки проблемы столкновения вападного и восточного мира в романах Абд ар-Рахмнза Ыунифа рассматривается в этой главе и на примере сравнения его романоз с одним из лучших произведений современной арабской литературы, посвященной этой проблеме - романом А?-Тайиба Салеха "Сезон паломничества на Север". Так, герой Мунифз Шнсур Абд ас-Салям (роман "Деревья и убийство Марзука"), в отличие от Мустафы Сайда ("Сезон паломничества на Север"), принадлежит уже к поколению, преодолевшему слепой восторг перед Западом и отрешение подражать ему, оставаясь при этом'убежденным в необходимости использовать западные достижения для обновления и просвещения Востока.

Романы Абд ар-Рахыаяа Мувифа давт нам два образа Запада -просвещенного, экономически развитого свободного общества - и высокомерно навязывающего Еоогоку свою низменную психологии стяжательства. ■ •

Арабский Восток такке проходит в изображении писателя различные этапы развития: 1/ первозданный, аморфный Восток - 2/ активно взаимодействующий с Западом и - 3/ новый Восток, противостоящий и Западу и тоталитарным режимам арабских стран. Эту важнейшую ццеа эволюции Арабского мира автор особенно наглядно'!передает в романе "Деревья и убийство У^арзука", рисуя символический" образ времени как поезда, мчащегося на Запад.

Третья глава диссертации поезящена анализу социально-политической дообдимакгккя романов Абд ао-Рахкака Мгаийа. Здесь также, как и в отношении ?! исторической эволюции Востока, существенную роль играет мстив первоначала, нового рождения или рождения ново-

го в зтом мире. Этому- рождению предшествует в романах момент смерти, гибели старого, созиданию предшествует разрушение, распад. -

.Выступал з своих романах прежде всего как политик, з затем уже художник, Абд ар-Рахман Муниф ставит в своих романах проблемы индивидуума, стремящегося к интеграции в своей социальной среде' ( ■ роман "Деревья..."), проблемы власти в ее сзмых примитивных формах и высших сферах, отвергая ее внутреннее давление на отдельного человека, лишенного индивидуальной свободы (роман "Концы" и др.). В романе "К гсстоку от Средиземноморья" все его усилия сосредоточены на создании образа героя, противостоящего политическому гиету государства. В романе "Когда ш оставили мост" жестокой критике подвергается вся социально-политическая реальность арабского общества, приведшая, по мнении автора, к поражению в войне 1967 г. Автор призывает зрзбоз изменить свой внутренний мир, состояние души, чтобы вновь .обрести силы жить на своей земле. Разнообразны и противоречивы- социально-политические проблемы, поставленные в эпопее "Города соли", где обрисованы .образы многих властителей Аравийского полуострова, с их политическим невежеством, нравственной отрешенностью от своего народа, неспособностью к са-моиденткфикацш: и обретению альтернативных форм существования. В последнем .романе ."Здесь, .сейчас" продолжена линия исследования человеческой личности з ее соппятгако-политическом- аспекте.

мечты и устремления отдельной арабской личности. з романах Абд ар-Рахмайз Муккфз - это стремление к преодолению п переменам, когда герой (как Ыутиб, аль-Газзаль в эпопее "Города соли") становится символом стремления арабского общества к "возвращению духа", обретению утраченной воли и пути в будущее. При этом как собирательный образ репрессивного общества, тирании прошлого (исто- 1 рии) и политического гнета настоящего (государственной машины) преследует' его героев образ тюрьмы - не столько как исполнения. приговора для. отдельных личностей, но как приговор прошлому,_ исполненному насилия и гнета, и настоящему, -которое является продолжением прошлого.

В данкс-й главе отмечается, что социальная направленность произведений Абд ар-Рахмаяа -Мунифз исходит из авангардистского принципа резолюциоякгацш! художественного фактора для резслюцио-низации фактора социального. Зо всем многообразии явлений жизни

[

I .

| он видит единую сущность, которую воспроизводит искусство - ана-

1 литическое незнание общества и его революционизация.

! Характерные особенности сочетания политического и эстичес-

кого аспектов творчества писателя рассмотрены в последней - четвертой главе диссертации: "Проблема стиля как сочетание эстетики и политики в их противоречивом единстве в творчестве Абд ар-Рахмана ду^унпфа".

• • Диссертант отмечает, что стилистика произведений писателя

отвечает его стремлению донести до читателя свои представления о характере исторического процесса на Арабском Востоке, впервые в истории арабского романа писатель посвящает все свое творчество одной комплексно рассматриваемой проблеме, превращая свои художественные произведения в средство политической борьбы.

В то же время в диссертации доказывается что Абд ар-Рахыаа ' Музшф сумел воплотить свои -художественкке замыслы, равнопрвно сочетая в жанре ромачз высокую художественность и политическую ангажированность Г

В работе показана общность языкового плана всех романов Му-кифз, начиная с первого (1973 г.) и до последнего, напитанного в 1991 г. Везде он настойчиво стремгдся к созданию нового литературного языка, отражавшего ту реальность, которую он отвергает, призывает изменить, найти ей новые формы. Сопоставляя его произведения с романом.Скотта Фиццжеральда "Великий Гетсби", диссертант отмечает, з частности, что обоих писателей сближает понимание зависимости литературных жанров от социальных к политических факторов, а так же осознание пагубного воздействия на личность и психику человека процесса индустриализации.

Отвергал деспотическую реальность современного Арабского ¡лира, писатель отвергает и традиционную .эстетику классической арабской варрацяи. Представления об отсутствии езободы личности в странах Арабского Востока и политический протест протие западной экономической и культурной экспансии приводят его к созданшьсде-цифических образов героев - как персонифицированных идей. Подчас героем становится сала природа, географическая среда, время и пространство. Все это придает особенную умозрительность и интеллектуальность его романам, создаваемым на материале реальной политической ситуации в Арабском мире.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются

основные его выводы. На основе исследования специфического подхода писателя к национальной истории и роли Запада в ходе развития как всего арабского общестза, так и отдельной личности, з диссертации' сформулирована характерные ' идейно-художественные особенности творчества писателя, многие из которых вытекают из его неординарной биографии. Это - прежде всего - политическая ангажированность, которой пронизаны все его произведения, типичная для авангардиста неомарксистской ориентации трактовка роли искусства в решения социальных проблем, антиномия свободы личности и тирании власти.

3td такие - особая символика пространства, не локализованного рамками одной конкретной страны, и - в то же время, привязан-.ность к родному для него региону Машрика и Аравийского полуострова.

Диссертант делает вывод о том, что тесное переплетение 3 творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа социально-политических и эстетических аспектов, зктекаэт из представлений автора об эстетике как социальном явлении. Основной темой всех произведении Мунифа остается тема обретения подлинной свободы человека на протяжении всей истории его родина, в^настояцем (проблема западной зкспаксии) и будущем.

Писатель исходит из убеждения з том,, что роман является, одним иа средств борьбы, сопротивления, его политический протест вызывает к жизни и протест против устоявшихся художественных форм, языка, эстетических представлений. В диссертации показано, как его стремление -к созданию особого, общеарабского романа, ■ отличного и от прежних арабских, и от европейских художественных образцоз, не исключает жанрового и тематического влияния на негр ' произведений современной американской и английской литературы." ' Несмотря на то, что писатель стремится противопоставить себя Западу, в его романах невольно отражается богатый опыт европейской и американской романистики, что обусловливает постоянное внутреннее v напряжение романной ткани - противопоставление самобытного и инородного, внешнего, регионального л всеобщего, субъективного и объективного начал. В диссертации доказано, что арабский романист заимствует два существенных момента из современной американской Прозы:

- характер описания общественной истории в период нацпонаяь-

нога кризиса (экономической депрессии в США 1920-х годов), который оз переносит на состояние арабского общества,_ охваченного синдромом поранения после арабо-израильской зойны (этому посзяце; на пенталогга "Города'соли"); '

- стремление к самобытности отмеченное им з американском романе, как желание освободиться от господства европоцентризма. Абд ар-Рахман Ьутшф создает з своих произведениях модели по | построения современного арабского общества в самых различных его.

; аспектах. Важнейшим для него является формирование новой личнос-

ти, полноценно распоряжающейся как своим историческим ззследием, так и настоящим, обладающей всем опытом национального бытия и де-| ыократик.как альтернативной модели по отношении к .истории соци-

I " ального, государственного и религиозного фатализма Арабского мк-; ра. Эта создаваемая им альтернативная модель далеко не совершен-

на, но она имеет важное значение как качало" поиска в этом направлении.

Его творческий метод при этом основывается на оптимистическом мировосприятии, авангардистской революционности в отношении к реальности и искусству, с поманья которого Абд ар-Рахмзн Ыуниф стремится познать мир к изменить его к лучшему.

•. Основные. положения. диссертации отражены в опубликованных ра-.

1. Критическая статья "Отсутствие языкоеоы структуры в стихах Адониса". Газета "Альбаал", декабрь. 1979.

2. Критический анализ книги Мазна Зиздз "Соверненотвоззниэ Арабского шипения". Ливанский университет, газета "дльуобу Аль-арабк", ¿987.

3. Критическая статья "Система строения арабской фразы", газета "Альусбу Альадаби", Дамаск, 1.989:

4. Критическое изучение сборника,рассказов Еебраида Саадз\ ,;8а решетками", газета "Альсаура", N3620, 1530.

5. Статья по исламскому мышлении "интеллигенция у арабоз", журнал "Альнакед", Лондон, М43, 1заль, 1932.

г б. "Система взглядов нз мировув история в политических проиэве-

| девиял Ллъясв «йркуса", Аис^Сг-т-7! Литературная Конференция,

. Аль-рабат, Марокко, 1932.

I

■ ! I

; -16 -

7. "Критический взгляд на политические каправлеЕня", газета

"Альталия". Сирия, Н6, 1992. 3. Критическая статья "Абд ар-Рзгогзз Муни$ и психологические особенности его творчества", журнал "Аль-сакз|а", Аль-напала. Бахрейн, де?з5рь, 1934.