автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Романы Фанни Бёрни (проблемы метода и жанра)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мамчур, Татьяна Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романы Фанни Бёрни (проблемы метода и жанра)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мамчур, Татьяна Дмитриевна

I. Введение . 3 - 14.

П. Глава I. ЛИТЕРАШНО-ФМОСШСМЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА

ФАННИ ЕЁЕНИ .'15

Ш. Глава П. ТРАДИЦИИ АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕШТЕЛЬСКОГО

РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ ФАННИ БЁРНИ . 64- 106.

1У. Глава Ш. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ФАННИ I07 I6g БЁШИ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЕЁ РОМАНОВ

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Мамчур, Татьяна Дмитриевна

Художественное наследие английской писательницы Фанни Бёрни (1752-1840) невелико по объецу. Оно включает в себя четыре романа "Эвелина".(1778), "Цецилия" (1782), "Камилла" (1796), "Странница" (1814) и биографический очерк "Воспоминания о докторе Бёрни" (1832)^, Однако в истории английского реалистического романа творчество писательницы занимает особое место и знаменует "известный перелом"2^ в его развитии.

Начало её литературной деятельности относится к 70-м годам ХУШ века, когда уже завершили свой литературный путь Г.Филдинг, Т.Смоллет, С.Ричардсон. В это время нравоописательный роман создавали Фанни Берни, Элизабет Инчболд, Шарлотта Смит, Шарлотта Лен-нокс, Сара Бёрни и другие авторы.

В советском литературоведении сложилось мнение, согласно которому нравоописательный роман второй половины ХУШ века не сыграл важной роли в литературном процессе ХУШ века^Л А.А.Вельский первым вскрыл несостоятельность этой точки зрения и убедительно доказал, что эта жанровая разновидность реалистического романа заслуживает серьезного и обстоятельного изучения^/. Однако, ана

1. Фанни Бёрни также написала ряд пьес, которые до сих пор не опубликованы. Одна из них - "Эдви и Элд&ива" ( Edwy and Elgiva , 1710-е годы) - ставилась в театре Дрюри-Лейн, но успеха не имела. Сведения о пьесах из-за их недоступности в оригинале подчерпнуты из дневников, писем Ф.Берни и критической литературы.

2. История английской литературы. М.; Л.: Ж СССР, 1945, т.1, вып.2, с.457.

3. Там же.

4. См.: Вельский А.А. Английский роман 1800-1810-х годов. Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филол.фак. Пермь, 1968. лизируя, главным образом, творчество Джейн Остин, относящееся в основном к началу XIX века, А.А.Вельский лишь вскользь затрагивает некоторые аспекты художественного метода её предшественниц, романисток второй половины Х2Ш века. В результате, их творчество осталось почти неисследованным.

Малоизученность реалистического романа второй половины ХУШ века порождала подчас противоречивые оценки литературного процесса в Англии конца ХУШ века. Так, А.А.Елистратова, высказывая в одной из своих работ мысль о непрерывности развития английского реалистического романа^, в другом исследовании отмечала, что в конце ХУШ века он уступил место романтическим проведениям,так как ". процесс поступательного развития искусства не идёт лишь путем постепенного накопления реалистических элементов и .пере-этой постепенности обозначился на рубеже ХУШ-Х1Х веков, когда романтизм пришел на смену просветительскому реализму"^. О дискретном развитии просветительских идей в Англии конца ХУШ века писала Е.И.Клименко, которая полагала, что ". на рубеже ХУШ и XIX столетий английские писатели отошли от просветительных идей, чтобы примерно через 15-20 лет вновь вернуться к ним со свежим увлечением"^.

Во второй половине ХУШ века произведения, воссоздающие кар

1. См.: История английской литературы, т.1, вып.2, с.456.

2. Елистратова А.А. К проблеме соотношения реализма и романтизма (на материале истории английской литературы конца ХУШ - начала XIX вв.). M.f 1956, с.19-20.

3. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века (очерк развития). Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1971, с.64. тины нравов английского буржуазно-аристократического общества активно издавались, неизменно вызывая читательский интерес. Наиболее яркой и талантливой представительницей английского нравоописательного романа этого времени является Фанни Бёрни. Она родилась 13 шоня 1752 года в семье музыканта, учёного и педагога Ч.Бёрни. Человек высокой культуры и разносторонних интересов, он получил известность не только как црекрасный органист, но и как композитор, поэт и прозаик, В его доме часто собирались лучше представители английской культуры и науки того времени. Блжайшими друзьями Ч.Бёрни были литературный критик, писатель и политический деятель С.Дяюнсон, знаменитый актёр Д.Гаррик, талантливый литератор С.Крисп. Тесные связи поддерживали с ним романист О.Голдсмит, художник Дк.Рейнолдс, путешественник У.Кук. Постоянными: гостями в доме Бёрни были драматург Р.Шеридан, историк Э.Гиббон, философ, литературный критик и политический деятель Э.Бёрк. Особой популярностью пользовались гдузыкальные концерты, в которых считали за честь принимать участие лучшие щузыканты и певцы того времени, такие как всемирно известные певицы Агьери и Габриэлли, скрипач Даардини. Концерты завершались игрой на клавесине самого Ч.Бёрни, вызывавшей восхищение знатоков.

Увлечённость Ч.Бёрни литературой и искусством передалась его детям. Среди них получили известность старшая дочь Эстер, достигшая большой виртуозности в игре на клавесине, старший сын Дяеймс, морской офицер, оставивший интересные описания своих дальних странствий, второй сын Чарльз-младший, филолог-эллинист, и, наконец, вторая дочь Фрэнсис или Фанни, в замужестве Д'Арблэ, талантливая романистка.

Фанни Бёрни получила хорошее домашнее образование. Она знала французский, греческий, латинский языки, много читала, пользуясь богатой библиотекой своего отца. Интерес к литературному творчеству проявился У неё в раннем детстве. Уже тогда она пробовала писать драмы и романы.

В ХУШ веке романы Фанни Бёрни были очень популярны как в Англии, так и за её пределами, выделяясь своей оригинальностью и литературными достоинствами.

В XIX веке высокую оценку творчества Бёрни дал известный английский историк и литературный критик Т.Маколей, который отметил, что ". ранние романы мадам Д'Арблэ, несмотря на то, что проходят годы, меняются вщгсы, несмотря на популярность, заслуженно приобретённую её соперниками, продолжают занимать высокое место в оценке читателей"^.

Творчество Фанни Бёрни привлекло внимание и русских читателей и критиков ХУШ века. В 1798 году появился перевод "Эвелины", осуществленный с французского Л.И.Татищевым, а четырьмя годами раньше на русском языке был издан роман "Цецилия", переведённый также с французского Н. Савеловым. Интерес к произведениям талантливой английской писательницы сохранялся в России вплоть до начала XX века. В 1815 году журнал "Российский щузеум" посвятил её роману "Странница" подробную статью. В 1824 году "Дамский журнал" напечатал ряд афоризмов Фанни Бёрни. В 1904 году с кратким обзором её биографии и творчества выступил журнал "Исторический вестник"2/.

В своём творчестве Бёрни развивала реалистические традиции английского просветительского романа Г.Филдинга, Т.Смоллета, С.Ричардсона. Вместе с тем в её романах дан более глубокий анализ со

1. Macaulay Т.В. Critical and historical essays.In5vols. V.5.-Leipzig, 1&30, p. 290.

2. Сведения о публикациях в русских журналах см. в библиографии. циальной действительности, что получило в дальнейшем развитие в литературе критического реализма. Тип повествования в романах Фанни Бёрни, основой которого служил хронотоп "гостиная - салон" (термин М.М.Бахтина), был разработан позднее Стендалем и Бальзаком. В связи с этим изучение творчества Бёрни необходимо для более полного представления о переломных периодах в истории литературы. Оно способствует также более глубокому познанию духовного развития эпохи.

В последние годы в Англии наблюдается возрождение интереса к творчеству Фанни Бёрни и других авторов нравоописательных романов второй половины ХУШ века. В 1970 году переиздаётся роман Ш.Леннокс "Женщина - Дон Кихот"■^, а в 1972 году - цроизведение Фанни Бёрни "Камилла"2//.

В советском литературоведении на необходимость специального изучения художественного наследия Фанни Бёрни одним из первых указал А.А.Бельский, который считал её "талантливой романисткой, сумевшей реалистически и не без критических нот обризовать нравы великосветского общества"^. Литературные заслуги Бёрни подчёркивала А.А.Елистратова, которая писала, что ". она в совершенстве владеет искусством живого изображения повседневного быта и нравов и даром тонкого психологического анализа"^/. Тем не менее, в советской науке пока не предпршшмалось попыток исследовать твор

1. См.: Lennox Ch.The Female Quixote,or the Adventures of Arabella.-London, 1970-422 p.

2. См.: Camilla,or a Picture of Youth-London, 1972.-956p.

3. Бельский A.A. Указ соч., с.24.

4. История английской литературы, т.1, вып.2, с.457. чество Фанни Бёрни. Исключение составляет статья Е.П.Ханкиной^, которая, в силу своей краткости, не может считаться исчерпывающей.

В зарубежном литературоведении Фанни Бёрни посвящены статьи и монографии. Однако в них рассматриваются лишь частности и не даётся комплексный анализ её творчества. Так, работы американских и английских исследователей можно разделить на две группы. В трудах учёных первой группы (Дд.Хемлоу, У.Герин, Э.Аверил, О.Добсон, К.Ллойд, М.Мейсфилд) излагается биография и анализируются дневниковые записи Фанни Бёрни. Их можно рассматривать лишь как богатый источник биографических сведений. В исследованиях учёных второй группы (Ю.Уаит, М.Дделстейн, М.Кристи, Д.Сесил, Э.Морли, У.Хейл, У.Ралей)^/ главное внимание уделено изучению поэтики романов писательницы, в основном их стиля и композиции. Таким образом, многие аспекты творчества Фанни Бёрни, в том числе социальная проблематика её романов, их жанровая природа, своеобразие художественного метода писательницы остаются неизученными.

Усвоив богатый опыт своих предшественников и современников, Фанни Бёрни создаёт особый тип нравоописательного романа, получивший позднее блестящее развитие в творчестве Д®.Остин,М.Эдауорт и В.Скотта.Наиболыпее влияние она оказала на Дк.Остин,что позволило зарубежным и советским исследователям назвать её предшественницей талантливой английской романистки XIX века^Л Как сцравед

1. Ханжина Е.П. Своеобразие реализма в нравоописательном романе Ф.Бёрни "Эвелина". - В сб.: Из истории реализма в литературе Англии. Пермь, 1980, с.37-49.

2. Сведения об упомянутых авторах см.в библиографии.

3. См.: Вельский А.А. Указ.соч.; Чечетко М.В. Эстетические взгляды и художественные принципы Д.Оустен. - В сб.: Проблемы английской литературы XIX-XX веков. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974; либо отмечает А.А.Вельский", "линия развития нравоописательного романа идёт от Ричардсона к Фанни Бёрни, в известной степени к Шарлотте Смит и, наконец, к Марии Эдауорт и Джейн Остин"^.

В своих романах Берни изображает обыденные события. Их сюжет в основном складывается из множества эпизодов: посещений героями балов, маскарадов, званых вечеров. При малом количестве персонажей действие развивается весьма неторопливо. Уделяя главное внимание изображению героев, не выделенных из общего "эпического" фона повествования, писательница создаёт и романические характеры, отличающиеся сложностью своего внутреннего мира.

Анализ нравоописательного романа осложняется тем, что эта жанровая разновидность романа ещё недостаточно изучена в советском литературоведении. Одними из первых приступили к исследованию "нра-воописательн их" или "этолошческих," жанровГ.Н.Поспелов и Л.В.Чернен?/.

Традиции этого типа повествования восходят к французскому роману первой половины ХУШ века и прежде всего к романам Кребийо-на-сына, в которых сатирический показ великосветских нравов соединялся с изображением внутреннего мира индивида. Пытаясь нарисовать широкую картину жизни светского общества, писатель вводил большое количество эпизодических персонажей, что порождало фрагментарность повествования.

Фанни Бёрни часто упрекали за ограниченность её произведений рамками жизни привилегированного общества. На наш взгляд, это не лишает её романы реалистической убедительности. Развивая достиже

1.Вельский А.А. Указ.соч., с.23.

2.Термин Г.Н.Поспелова. См.: Поспелов Г.Н. Цроблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972, с.176-177. См.также: Чернец Л.В. Литературные жанры. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982. ния английских и французских авторов нравоописательных романов первой половины ХУШ века с их постоянным вниманием к явлениям социальной жизни, Фанни Бёрни и другие реалисты второй половины ХУШ века приближались к тощ типу историзма, который был характерен для критического реализма. Об этом свидетельствует их настойчивый интерес к воцросам имущественного неравенства: все чаще предметом их сочувственного внимания становится судьба людей, испытывающих большие материальные затруднения и даже находящихся на грани разорения. Появляются в их реалистических романах, хотя и эпизодически, представители простого народа. Черты глубокого историзма проявляются также в отрешении авторов нравоописательных романов к более глубокому раскрытию связей между средой и человеком. Социальная среда рассматривается как основной фактор, влияющий на формирование характера героев и придающий ецу диалектич-ность.

Главным объектом изучения в романах Фанни Бёрни являются нравы светского общества. В том, как она их изображает, сказались особенности её мировоззрения, в котором нашли отражение сильные и слабые стороны компромиссной английской буржуазной идеологии второй половины ХУШ века.

Нравоописательный роман Фанни Бёрни развивался в рамках популярного в Англии "женского романа", который можно подразделить на два вида: "революционно-демократический" (М.Уолстонкрафт, Э.Инчболд "Природа и искусство") и "умеренный" (Ф.Бёрни, Ш.Смит, Ш.Леннокс, С.Бёрни). "Умеренные" писательницы, хотя и не принимали революционных идей, тем не менее сумели реалистически точно изобразить бесцравное положение женщины в ХУШ веке. Эта тема наиболее полно раскрыта в творчестве Фанни Бёрни, которая правдиво изобразила фактическое бесправие женщины в светском обществе: находясь в экономической зависимости от родителей, она не может сделать даже самостоятельный выбор в браке.

Большое место в романах Фанни Берни уделено любви, в изображении которой писательница достигает большого психологического мастерства. Ей удалось передать всю сложность душевного состояния и поведения влюблённой девушки, показать множество оттенков её переживаний. При этом она использует, помимо творческого опыта Ричардсона, художественные достижения французских романистов ХУЛ и ХУШ веков (М.Лафайет, Древо, Мариво, Руссо).

В романах Фанни Бёрни изображение внутреннего состояния героев порой приобретает большую, чем у её предшественников, глубину и диалектичность. В связи с этим представляется возможным говорить даже об элементах социального детерминизма в её художественном методе.

Задачей диссертации является изучение специфики творческого метода Фанни Бёрни и жанровой природы её романов "Эвелина", "Цецилия" и "Камилла", созданных в 70-90 г. ХУШ в. В связи с этим последний роман "Странница" (1814), выходящий за хронологические рамки исследования, подробно не анализируется. При этом про б лет-тика романов рассматривается в единстве с их художественныхл воплощением. Для выявления своеобразия художественного мышления Фанни Бёрни в работе широко используются её дневники и письма, а также затрагивается вопрос о её драматургической деятельности. Целью исследования является также попытка определить место Фанни Бёрни в истории английской литературы ХУШ века при помощи соотнесения конкретно-исторического материала с общими теоретико-методологическими вопросами. В связи с этим творчество Фанни Бёрни рассматривается как переходное явление, в котором отразился процесс перерастания просветительского реализма в следующую стадию своего развития.

Научная новизна. Диссертация является, по существу, первым исследованием творчества Фанни Бёрни и в определенной степени воеполняет пробел в изучении английского просветительского романа второй половины ХУШ века. Автор вводит в научный обиход обширный неизученный или малоизученный материал, использует художественную и критическую жтературу из национальных бибжотек Англии^, которые отсутствовали в научных библиотеках СССР. В работе впервые предпринимается анализ романов Фанни Бёрни в их связи с национальным и европейским литературным опытом.

Актуальность. Предлагаемое исследование способствует уточнению сложившегося в советском жтераауроведении представления о путях развития английского реализма во второй половине ХУШ века. Приведённые в работе факты позволяют охарактеризовать 60-90-е годы ХУШ века в английской литературе как поздний этап просветительского реализма, изучение которого необходимо для того, чтобы в полной мере представить картину развития реализма в западноевропейской литературе.

Научно-практическая значимость диссертации оцределяется возможностью использования её материалов в вузовском преподавании (в курсах лекций по истории зарубежных жтерааур ХУШ-Х1Х веков, в спецкурсах по проблемам английского просветительского романа, в спецсеминарах по истории английской жтературы) и при решении литературных проблем, имеющих общетеоретический характер,

Атфп<1я.тртр работы. Диссертация апробирована в двух публикациях. Результаты исследования докладывались на аспирантском семинаре цри кафедре истории зарубежных литератур Ленинградского государственного университета им.А.А.2данова, на межвузовской конфе

I. Из бибжотеки Британского щзея получены тексты двух романов Фанни Бёрни в оригинале: "Камилла" и "Странница", . ренции преподавателей и аспирантов в Ленинградском государственном университете ш.А.АДтщнова (1984).

Теоретической и методологической основой исследования являются принципы маркоистско-ленинской методологии литературоведения, труды классиков марксизма-ленинизма, достижения советской науки в области литературоведения, эстетики, философии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы Фанни Бёрни (проблемы метода и жанра)"

ЗАКШЧЕНИЕ

Конкретно-историческое исследование творчества Фанни Бёрни позволяет сделать вывод о том, что в английской литературе второй половины ХУШ века, представляющей собой сложное и неоднородное явление, наряду с новыми;, предромантическими тенденциями развивались и литературные направления, характерные для эпохи Просвещения: сентиментализм и просветительский реализм.

Реалистические романы создавали Ф.Бёрни, Э.Инчболд, Ш.Смит, Ш.Леннокс, С.X.Бёрни. Эти писательницы развивали традиции английского просветительского романа Г.Филдинга, Т.Смоллета, С.Ричардсона, широко используя их художественные приемы. Вслед за Филдин-гом и Смоллетом они цравдиво воссоздавали жизнь буржуазно-аристократического общества второй половины ХУШ века, сурово высмеивая все присущие ецу социальные пороки: скупость, низкую культуру буржуазии, расточительство и моральную распущенность аристократии. При этом реалисты второй половины ХУШ века проявляли интерес и к эмоциональной сфере человеческой жизни, что сближало их с Ричардсоном.

Разделяя убеждение цросветителей в том, что характер человека формируется под влиянием среды, Фанни Бёрни и её последовательницы создали колоритные социальные типы. Стремясь дать более полное и точное представление о нравах своей эпохи, они описывали популярные места отдыха англичан того времени, рассказывали об их деловых занятиях, знакомили читателя с основными событиями, происходившими в культурной и литературной жизни современной им Англии. Всё это позволяет говорить о присущем их творчеству "просветительском историзме".

Писательницы остались верными многим художественным принципам своих цредшественников и в области романной формы. Для их пропроизведений характерны двойственность мотивировок, раздвоение сюжета, идеализация героев. При этом они использовали также художественные достижения сентименталистов и авторов "готических романов*

Эта преемственность традиций наиболее отчетливо прослеживается в творчестве Фанни Берни, которое претерпевает определенную эволюцию. Своим основным принципом романистка провозгласила верность Природе. Проявляя, как Филдинг и Ричардсон, интерес к частной жизни героев, Берни сосредоточивает основное внимание на обыденных фактах, избирая в качестве сюжета для своих романов историю выхода в свет молодой девушки. В духе традиций европейского, романа воспитания писательница скрупулезно прослеживает нравственное становление героини.

Фанни Бёрни создаёт свой первый роман в эпистолярной форме, характерной для произведений Ричардсона ("Памела", "Кларисса", "Чарльз Грандисон") и Смоллета ("Приключения Хамфри Клинкера"). Вместе с тем отрешение писательницы как можно правдоподобнее изобразить действительность определило своеобразие её эпистолярного романа. Письма героини приобретает характер жанровых сцен, бытовых и нравоописательных очерков, зарисовок с натуры, литературных портретов.

Однако эпистолярная форма лишала писательницу возможности создать широкую панораму жизни великосветского общества. В своих последующих романах она, подобно Филдишу, обращается к повествованию от третьего лица. Однако романы Берни существенно отличаются от комических эпопей Филдинга, поскольку в них действие развивается плавно и естественно, без авторских отступлений и комментариев.

Следуя художественным принципам просветителей, романистка создает несколько типов персонажей: плоские (лишённые сложности сатирические или комические характеры) и цротиворечивые, неоднозначные, совмещающие в себе положительные и отрицательные черты. Часто они выполняют роль функциональных героев, назначение которых заключается в том, чтобы оттенять те или иные положительные стороны главных персонажей или тормозить развязку сюжета. В романах Фанни Берни появляется и характеры, показанные "изнутри". Писательница широко использует такие художественные средства цросве-тителей, как юмор, сатиру, гротеск.

Анализ романов Фанни Бёрни подтверждает тот факт, что в художественных произведениях второй половины ХУШ века отразилось активное взаимодействие различных литературных форм и направлений того времени. Так, в творчестве Фанни Бёрни ощутимо влияние сентименталистов. Писательница включает в свои романы чувствительные сцены, призванные растрогать сердце читателя, создаёт образы мечтательных, пассивных героев, типичных для английских чувствительных романов. В тоже время она не избегает и мрачных, драматических эффектов, характерных для английского "готического романа".

Анализ романов Фанни Бёрни и писательниц, разделяющих её творческие принципы, позволяет утверждать, что во второй половине ХУШ века просветительский реализм вступает в позднюю стадию своего развития. Он представляет собой переходное явление, в котором соединяются отдельные черты, предвосхшцающие критический реализм XIX века, с чертами раннего и зрелого просветительского реализма.

Фанни Бёрни можно считать одной из первых писательниц в английской литературе, сумевшей реалистически точно и убедительно исследовать психологию женщины своего времени. Большое место в романах писательницы отведено теме любви, которую она раскрывает, используя не только художественные приемы Ричардсона, но и опираясь на богатый опыт французских писателей ХУЛ и ХУШ вв. (М.де Лафайет, Прево, Мариво, Itycco). Её концепция любви "умственной" близка к той, которая воплощена в романе Стендаля "Арманс". Для романов Фанни Берни характерен тонкий психологизм. С большим мастерством она передает малейшие оттенки душевных переживаний двух влюбленных, внимательно прослеживая процесс зарождения и постепенного развития их любви. В этом смысле произведения Ф.Бёрни способствовали дальнейшему развитию европейского женского романа, достигшего расцвета в XIX веке.

Изучение жанровой црироды романов Фанни Бёрни позволяет рассматривать их как разновидность английского реалистического романа второй половины ХУШ века, иначе говоря, как нравоописательные просветительские реалистические романы. В них синтезируются черты нравоописательных и романных жанров (термины Г.Н.Поспелова), что наиболее полно проявилось в характерных для этих романов двух типах персонажей: нравоописательных, представляющих какой-то один слой общества, и романических, выделенных из "эпического фона" тем, что автор тщательно исследует их духовный мир.

Изображая в своих романах главным образом аристократическую среду, Ф.Бёрни почти не выводит персонажей за пределы светской гостиной, что дает основание сблизить её произведения с типом повествования, в основе которого лежит хронотоп "гостиная-салон, "роман-гостиная" (термин М.М.Бахтина). Конфликтные отношения в них не затрагивают основ общественной жизни, действие разворачивается медленно, персонажей вводится немного. Повествование носит фрагментарный характер, ибо в основном складывается из описания ряда сцен из жизни светского общества. Традиции английского нравоописательного реалистического романа второй половины ХУШ в. получат дальнейшее развитие в произведениях Дж.Остин, М.Эдауорт, В.Скотта, С.Ферриер, Стендаля, Бальзака и др.

Изучение специфики творческого метода Фанни Бёрни, особенностей её художественного мышления, социальной проблематики и жанровой природы её произведений позволяет не только выявить конкретно-историческое своеобразие её романов, основанного на преемственности этапов реализма, но и уточнить пути развития как английского реалистического романа второй половины ХУШ в., так и европейского романа первой половины XIX в. Этим во многом объясняется всё возрастающий в XX веке интерес читателей и критиков к творчеству Ф.Бёрни.

 

Список научной литературыМамчур, Татьяна Дмитриевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Маркс К. Выборы в Англии. Тори и виги. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч.2-е изд. - т.8, с.356.

2. Энгельс Ф. Введение к Анти-Дюрингу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.16-17.

3. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с.520.

4. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.26, с.241.1. Тексты:

5. Бёрни Ф. Евелина, или Вступление в свет молодой девицы. Перев.с фр.Л.И.Татищева. 4.1-3. М.: Унив.тид., у Ридигера и Клаудщя, 1978. - 229 с.

6. Ю. burney F. The wanderer or female difficulties .In 5yo1.-Loiidon: print for Longman, Hurst, Rus, Orme,A.Brown,шч .-395p.1.. The early diary of Frances burney I76£-I??&.Ed.ьу A.R.Ellis,. In 2 Yol London , IS89.

7. The early diary of Frances Burney -London, IQ72.

8. The diary and letters of madame d'ArMay (Frances burneyV Ed. ъу M.Maselield .-New York , button , 1Q3I .-530р.

9. Burney F. The journals and letters of Баппеу toirney (Madame d'Arblay).-oxford,cia-reiidon press,19П2.

10. Eamiy Ьигпеу and nerfriends.Ed.By L.b.Seeley.-LondoTi,ia90.-53ip.

11. Бальзак О.де.Гобсек. Бальзак О.де. Собр.соч.в 10-и т., т.2. Пер.с фр. /Под общ.ред.Н.Балашова и др. - М.: Худож.лит.,1983. 735 с.

12. Бальзак О.де. Отец Горио. Там же.

13. Бальзак О.де. Утраченные иллюзии. Указ.соч., т.4. 607с.

14. Гёте И.В. Страдания юного Вертера. Гёте И.В. Избр. цроизв.в 2-хх т., т.2, Пер.с нем. - М.: Цравда, 1983. - 671 с.

15. Годвин В. Калеб Уильяме. Пер.с анг. А.М.Карнауховой. -М.; Л.: Гослитиздат, 1961. 391 с.

16. Голдомит 0. Векфилдский священник. В кн.: Смоллет Т. Цутешествие Хамрри Клинкера. Голдсшт 0. Векфилдский священник. -М.: Худож.лит., 1972. - 565 с.

17. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. Пер.с англ.М.А.Шишмарёвой. Архангельск: Сев.-Зал.кн.изд-во,1984. 256 с.

18. Дефо Д. Молль Флендерс. Пер.с англ.А.Франковского. -М.: Худож.лит., 1978. 445 с.

19. Дефо Д. Счастливая куртизанка, или Роксана. М.: Наука, 1974. - 302с.

20. Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М.: Наука, 1974. - 343 с.

21. Лакло Пьер Амбру аз Франсуа Шодерло де. Опасные связи. Пер.с фр. М.; Л.: Наука (Ленингр.отд-е), 1965. - 356 с.

22. Лафайет М-М де. Принцесса Клевская. Пер.с фр. А. Шмелёв а.

23. М.: Гослитиздат, 1959. 173 с.

24. Мариво. Жизнь Марианны, или приключения графини де" * -М.: Худож.лит., 1968. 551 с.

25. Остин Д. Гордость и предубеждение. Аббатство Нортэнгер. Пер.с англ.С.Я.Маршака. М.: Худож.лит., 1976. - 590 с.

26. Прево А.Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско. Пер. с фр.М.А.Петровского. М.: Худож.лит., 1878. - 220 с.

27. Ту ссо Ж-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. Пер. с фр .Н.Немчиновой и А.Худаковой. М.: Худож.лит., 1968. - 774 с.

28. Смоллет Т. Приключения Перигрина Пикля. Пер.с англ. А.В.Кривцовой и Е.Ланна. М.: Гослитиздат, 1955. - 720 с.

29. Смоллет Т. Приключения Родрика Рэндома. М.: Гослитиздат, 1949. - 552 с.

30. Смоллет Т. Цутешествие Хамфри Клинкера. В кн.: Смол-лет Т. Цутешествие Хамфри Клинкера. Голдсмит 0. Векфилдский священник. - М.: Худож.лит., 1972. - 565 с.

31. Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Воспоминания. Письма. Дневник. Перев.и прим.А.Франковского. М.: Гослитиздат, 1940. - 384 с.

32. Свифт Д. Дневник для Стеллы. Пер.с англ. М.: Наука, 1981. - 623 с.

33. Свифт Д. Цутешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера. Пер.с англ. М.: Худож.лит., 1982 г. -364 с.

34. Стендаль Ф. Красное и черное. Стендаль Ф. Собр.соч.в 12-и т., т.1, 2. /Под общ.ред.Б.Г.Реизова. М.: Правда, 1978.432 с.

35. Стендаль Ф. Арманс. Указ.соч., т.5. 399 с.

36. Скотт В. Сент-Ронанские воды. Скотт В. Собр.соч.в 20-и т., т.16. Пер.с англ. /Под общ.ред.Б.Г.Реизова. - М.; Л.: Худож. лит., 1964. - 570 с.

37. Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия. Теккерей У.М. Собр. соч.в 12-и т., т.4. Пер.с англ. - М.: Худож.лит., 1976. - 830 с.

38. Теккерей У.М. Книга снобов. Указ.соч., т.З. 542 с.

39. Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967. - 384 с.

40. Филдинг Г. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1954, т.1, 2.

41. Эдаворт М. Замок Рэкрент. Вдали отечества. - М.: Наука, 1972. - 399 с.

42. Austen J. Horth ander Аввеу .-London. Sydney: Pan books,,m p.

43. Au&ten J. Pride and prejudice.-New York, 1940.-p.48. burney S.H. The romances of private life.Y.l-5.-London, Col burn,

44. Burney S.H. Clarentine .A noYel -London .Со1ъчгп,1.16.50. brooke H. The iaol of quality."With a biographical preface щ Ch. Kinsley.-London :George Routledge and sons , 1906.-42?p.

45. Inchbald E. A simple story -Otley,Walker, 184532,. Lennox Ch. The female-Quixote,or the adventures of Arabella^. In a yoI. -London : S.A.-22&p.

46. Lennox Ch. Henrietta .In 2 vol.-London s.A.-523p.

47. The letters of Sir Walter Scott. Ed.ъу H.C.C.Grierson.-London.

48. Letters, ol Jane A listen.Ed. with an introduction and critical remarks by E.L. Ьгаьоцгп. In 2 vol .-London, 188И.-!Ьб6р.

49. Mackenzie H. The man of feeling -in: The British novelists.-london,5?. Mackenzie H. Julia de Roubigne.-Op.Cit.,p.I-SP,.5&. Richardson The correspondence of Samuel Richardson.-London, R.Phillips, 1804,6vol.

50. Richardson 5. Pame1a.;or the virtue rewarded Ли 4 vol.-London,1.II.

51. Smith Ch.The old manor-house. In 2 vol -London,1810 -354 p.

52. Smith Ch. Emeline T the orphan of the castle .In 4 vol .-London,printed for T.Cade 11,1788.

53. Smith Ch. The young philosopher. In 4 vol.--London, 1738 -чоор.

54. Smith Ch.Desmond .In 2 vol.-Dublin , print.for P.Wogan ca.o.3,

55. Sterne L. A sentimental journey through France and It aly. London, 1894 .-140 p.

56. Научно-кштическая литература:65'. Аникст А.А. История английской литературы. М.; Л.: АН СССР, 1945. -65-1 с.

57. Аникин Г.В., Миха. льская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975.67» Амелина Т.А. Проблемы реализма в творчестве Джейн Остин. Автореф.дис. канд.филол. наук. Л., 1973. - 14 с.

58. Арсеньев И.С. Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения. Журнал министерства народного Просвещения. СПБ.: Сенатская типография, 1913, № I, с.23-56.

59. Вельский А.А. Английский роман 1800-1810-х годов. Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филол.фак. Пермь, 1968. -333 с.

60. Вельский А.А. Английский роман 1820-х годов. Учеб.пособие по спецкурсу. Пермь, 1975. - 204 с.

61. Берк Э. Философское исследование о цроисхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Hci^cctbo, 1979. - 237 с.

62. Борев 10.Б. Введение в эстетику. М.: Советский художник, 1965. - 327 с.

63. Барг М.А. Историческая мысль английского Цросвещения: Болингброк. В кн.: Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978, с.274-315.

64. Берков П.Н. Введение в изучение истории русской литературы ХУШ в. (в 3-х ч.). ч.1. Л.: Изд-во Ленингр.унив-а, 1964.-262с.

65. Берковский Н.Я. Реализм буржуазного общества и вопросыистории литературы. В кн.: Западный сборник. М.; Л: АН СССР, 1937, с.51-86.

66. Беркова E.A. Греческий любовный роман. Харитон. Ксенофонт Зфесский. Ахилл Татий. В сб.: Античный роман. М.: Наука, 1969, с.32-74.

67. Виппер Ю.Б. О преемственности и своеобразии реализма Ренессанса и Просвещения в западноевропейской литературе. В сб.: Проблемы Просвещения в мировой литературе. ГЛ.: Наука, 1970,с.37-82.

68. Верцман И. Цредисловие. В кн.Стерн Л. Сентиментальное путешествие. М.: Гослитиздат, 1940, с.Ш-XXXI.

69. Верцман И. К проблемам реализма в эстетике Цросвещения.-В сб.: Реализм ХУШ века на Западе. М.: Худож.лит., 1936, с.11-26.

70. Вершинин И.В., Ладыгин М.Б. К вопросу о своеобразии английского цредромантизма. В сб.: Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1979, с.3-18.

71. Веселовский А.Н. Из истории развития личности. Женщинаи старинные теории любви. СПБ: Типография А.С.Оуворина, 1912, -96 с.

72. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.

73. Гринцер П.А. Две эпохи романа. В кн.: Генезис романа в литературах Азии и Африки. М.: Наука, 1980, с.3-44.

74. Днепров В.Д. Проблемы реализма. Л.: Сов.писатель (Ле-нингр.отд-е), 1961. - 371 с.

75. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - Л.: Сов. писатель (Ленингр.отд-е), 1980. - 598 с.

76. Ш. Дьянонова Н.Я. Английская литература и викторианский компромисс. В сб.: Литература и общественно-политические проблемы эпохи., Л., 1983, с.122-132.

77. Дубашинский И.В. Природа реализма ХУШ века. Филологические науки, JS 4, 1967, с. 100-108.

78. Дамский журнал, 1824, J6 19, ч.8, с.50-52.

79. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. -М.: Наука, 1966. 472 с.

80. Елистратова А.А. Последний роман Дефо. В кн.: Даниэль Дефо. Счастливая куртизанка, или Роксана. М.: Наука, 1975,с.267-281.

81. Елистратова А.А. Роман Смоллета. "Путешествие Хаифри Клинкера". В кн.: Т.Смоллет. Путешествие Хамфри Клинкера. М. : Правда, 1983, с.5-18.

82. Елистратова А.А. К проблеме соотношения реализма и романтизма (на примере истории английской литературы конца ХУШ начала XIX вв.). М., 1956. - 20 с.

83. Жирцунский В.М. Английский предромантизм. В сб.: В.М.Жирмунскии. Из истории западноевропейских литератур. Л.: Наука, 1981, с.149-174.

84. Жиргдунский В.М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм XIX века. В сб.: Проблемы реализма в мировой литературе, с.447-452.

85. Жирцунский В.М. и Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма. В кн.: Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967, С.285-592.

86. Жирмунская н.А. Историко-философская концепция Гердера и историзм Просвещения. В сб.: Проблемы историзма в русской литературе. Конец ХЖ - начало XIX в. 1.: Наука, 1981, с.91-101.

87. Затонский Д.М. В наше время. М.: Сов.писатель, 1979. -431 с.

88. Ингер А. От романа Разума к роману Чувства. В кн.: Т.Смоллет. Путешествие Хамфри Клинкера. 0.Голдсмит. Векфилдский священник. М.: Худож.лит., 1972, с.5-24.102; Исторический вестник, 1904, с.786-789.

89. Ковалев Ю.В. Американский романтизм: хронология, топографии, метод.-В кн.: Романтические традиции американской литературы и современность. М.: Наука, 1982, с.27-54.

90. Кожевников В.А. Философия чувства и веры в её отношениях к литературе и рационализму ХУШ века и критической философии. •М.: Типография. 1897, ч.1. (Типография Г.Лисснер и А.Гешель) -757 с.

91. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века (очерк развития. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1971. -144 с.

92. Клименко Е.И. "Чужая речь" в английском романе. В кн.: Традиция и новаторство в английской литературе. - Л.: Изд-во Ле-нигр.ун-та, 1961, с.169-190.

93. Котова 10.П. Р.Л.Стивенсон и национальная традиция пю -таисе " в английской литературе. В сб.: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Л., 1973, с.52-67.

94. Кагарлицкий Ю. Предисловие. В кн.: Голдсмит 0. Век-фильдский священник. Пер.с англ.Т.М.Литвиновой. М.: Гослитиздат, 1959. - 231 с.

95. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Сов.писатель, 1963. 439 с.

96. НО. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967.

97. Конрад Н. Проблема реализма и литераоуры Востока. В сб.: Проблемы реализма в мировой литературе, с.341-368.

98. Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения. Вопросы литературы, $ 8, 1968, с.74-87.

99. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож.лит., изд.2-е, доп., 1971. - 414 с.

100. Лихачёв Д.С. У предистоков реализма русской литературы.-В сб.: Проблемы реализма в мировой литературе, с.426-444.

101. Ленобль Г.М. История и литература. Сборник статей. -М.: Сов.писатель, I960. 388 с.

102. Ладыгин М.Б. Романтический роман: пособие по спецкурсу.-М.: МШИ, 1981. 140 с.

103. Локк Дж. Избранные философские сочинения в 2-х томах.-М.: Соцэкгиз, I960. 734 с.

104. Локк Дж. Мысли о воспитании. М.: Книгоиздательство К.И.Тихомирова, 1913. - 238 с.

105. S,. Манту П.Ж. Промышленная революция ХУШ столетия в Англии. М.: Соцэкгиз, 1937. 440 с.

106. Мортон А.Л. История Англии. М.: Изд. иное тр. лит., 1950.463 с.1.lJMopTOH А.Л. История Англии. М.: Изд.иностр.лит. ,1950.-463с.

107. Маршова Н.М. Ричард Бринсли Шеридан. Л.; М.: Искусство, I960. - 123 с.

108. Михайлов А.В. Эстетический мир Шефтсбери. В кн.: Шефтсбери А. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975, с.7-76. 118. Мелетинскии Е.М. Средневековый роман: происхождение и классические формы. - М.: Наука, 1983. - 304 с.

109. Макагоненко Г.П. Из истории формирования историзма в русской литературе. В кн.: Проблемы историзма в русской литературе, с.3-65.

110. ОДудесити М.П. Этапы развития немецкого романа воспитания ХУШ-Х1Х веков. В .сб.: Проблемы развития реализма в зарубежной литературе XIX-XX веков. Киев - Одесса: Вища школа, 1978,с.15-33.

111. Нарский И.С. Бути английской эстетики ХУШ века. В кн.: Из истории английской эстетической мысли ХУШ века: Поп, Эддисон, Лдерард, Рид. - М.: Искусство, 1982, с.333-363.

112. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. Очерки. М.: Гослитиздат, 1947, - 356 с.

113. Потемкина JI.Я. Пути развития французского романа в ХУЛ веке. Днепропетровск, 1970, ч.1. - 92 с.

114. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Вища школа. Изд-во Киев.ун-та, 1981. - 199 с.

115. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972, 270с.

116. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л.: Худож,лит-ра (Ленингр.отд-ние), 1978. 407 с.

117. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; Л.: Ху-дож.лит., 1965. - 498 с.

118. Ж.Российский музеум, 1815, В 8, с. 192-205.

119. Рак В.Д. Теория сатиры в журналах Дцдисона и Стиля. -Ученые записки Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова, & 276, Л., 1959, с.3-29.

120. Разумовская М.В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л.: Изд-во Ленингр .ун-та. - 139 с.

121. Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга. Книга очерков. Киев.: Вища школа, 1975. 174 с.

122. Самарин P.M. К проблеме реализма в западноевропейских литературах эпохи Возрождения. В сб.: Проблемы реализма в мировой литературе, с.369-399.

123. Самарин P.M. ". Этот честный метод." (К истории реализма в западноевропейских литературах. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. -253 с.

124. Оучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М.:

125. Изд.4-е. Сов. писатель,1977.-526с.

126. Степанов НЛ. К вопросу о просветительском реализме в России. В сб.: Цроблемы просветительского реализма в мировой литературе, (тезисы докладов на научной конференции 19-20 июня 1967 года. - М., 1967, с.11-13.

127. Тройская M.JT. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Цросвещения. Л.: Изд-о Ленингр.ун-та, 1965. 248 с.

128. ТУраев С.В. От просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983, 255 с.

129. ТУраев С.В. Спорные вопросы литературы Просвещения. -В сб.: Проблемы просветительского реализма в мировой литературе. М., 1967, с.1-4.

130. ТУраев С.В. Введение в западноевропейскую литературу ХУШ века. М.: Высшая школа, 1962. - 68 с.

131. Г.Уолпол. Предисловие ко П-му изданию "Замка Отранто". -В кн.: Уолпол. Казот, Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967, с.11-16.

132. Урнов Д.М. Формирование английского романа Возрождения.-В сб.: Литература эпохи Возрождения и проблемы семирной литературы. М.: Наука, 1967, с.416-437.

133. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух лит.героев.

134. Очерк творчества Дефо и Свифта). М.: Наука, 1973, 89 с.

135. Фридлендер Г.М. К истории реализма. В кн.: Проблемы реализма в мировой литературе, с.497-504.

136. Фридлендер Г.М. История и историзм в век Просвещения. -В сб.: Проблемы историзма в русской литературе, с.66-81.

137. Франсис Хатчесон. Давид Юм. Адам Смит. Эстетика. М.: Искусство, 1973, 479 с.

138. Ханжина Е.П. Своеобразие реализма в нравоописательном романе Ф.Берни "Эвелина". В сб.: Из истории реализма в литературе Англии. Пермь, 1980, с.37-49.I

139. Цебрикова М. Английские романистки. Отечественные записки, 1871, J& 8, с.407-408.

140. Черняк Е.Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце ХУШ-нач.Х1Х в. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1962, 719 с.

141. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. 2-е изд. М.: Сов.писатель, 1975, 376 с.

142. Чернец JI.B. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во Моск.унив-а, 1982, 191 с.

143. Шкловский Е.А. К методологии анализа художественного конфликта. Филологические науки, № 2, 1983, с.17-21.

144. Шейнкер В.Н. Роман Тобайаса Смоллета "Приключения графа Фердинанда Фэтома". Учение записки ЛГУ, сер.филол.наук, ~ вып.37, & 234, 1957, с.3-22.

145. Шейнкер В.Н. Роман Тобайаса Смоллета "Цриключения Род-рика Рэндома". Ученые записки Мурманского государственного пед. института. Мурманск, 1957, т.1, с.23-62.

146. Шетер И. Романтизм. Периодизация. Предыстория и периодизация. В сб.: Европейский романтизм. М.: Наука, 1973, с.51-89.

147. Шефтсбери А. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975, 543 с.

148. Эльсберг Я. Спорные вопросы изучения реализма в связи с проблемой классического наследия. В сб.: Проблемы реализма в мировой литературе, с.25-61.

149. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа каик жанра. Спецкурс для студентов-заочников филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во Моск.унив-а, 1978, 78 с.

150. Allen W. The English novel. A short critical history-Hew Tork'.E.L. Button and оо.,Ш5,.-Ч5Чр.

151. Adelstein M. F.Burney.-New York,1968.

152. Cross W.L. The development of the English novel .-New York, ТЭ16.

153. Cecil D. Poets and story-tellers. A book of critical essays -London., 1Q4Q.

154. Cecil B. Fanny burnei/s no^els.-In ;Essays on the 18thcentury. Presented to David Nichol Smith in honour of his seventieth birthday. Oxford. At the Clarendon press, 1945-288 p.

155. Christie M.E. Hiss burney's novels.-In-.Contemporary Review, iaaa, fteo., p.£94-915.

156. Dictionary de l'Academie Francoise , t.I-2, Hismes, P.beaume,1787192. DobsonA. Fanny burney (Madame d'Arblay).-London, 1<ЮЗ. 193 JDoody M.A. A natural passion. A study of the novel of S.Richardson.-Oxford, 1994.

157. Dunlop J.C. The history of prose fiction -London ,1896. "195 Day D.A. Crebilloti fils, ses exils et ses rapports avec l'Angleterre r-Revue de litteratupe comparee, I95a,/tf2, p.Ш -191.

158. EdwardsAi Fanny burney, I75Q-1840. A biography.-I|Qi-)don,

159. New York! Stapless press, 1948 .-170 p.197, The English novel in the magazines 1740-1815.-London, 1962. 198 Essays on the eighteenth century. jWoYel .-bloomington 1.ndon,Indiana mirv. press, 196S.-2Q7p.

160. Forster J.R. History of preromantic novel in England.-Mew York, W49.

161. Forster J.R. Ch. Smith,preromantic novelist -In :Publications of .Modern Language Association of America,y.xu\ 192S, p.M65-M?s.

162. Forster E.M. Aspects of the novel.-Harmonds-Woyth Шх), Penguin books, 1968,-176p.

163. French literature and background. Ed. ъу J.Cruickshank .Ъ. The eighteenth-century England. The history ol literary vogue.-Durham, M.C.,1975.

164. Grieder J. Translations of French sentimental prose fiction in late eighteenth century England. The history of literary Yogue.-Durham. N.С .Д9?5.

165. Gallav^ay P. Reason,rule and revolt in English classicism-New York, 1965.-571 p.

166. Green F.C. "Further evidence of realism in the "French novel of the 18th c.-In ^1. Y.xL,/V5,May, I9Q5.

167. Golden M. Richardson's characters .-Ann Агьог. The Пш.of Michigan press . 1963 . -202 p.

168. Gregory A.T.he French revolution and English novel.-"Washington, 1965.- ОТ p.

169. Germ W. The younc> Fanny burneyLondon, 1961.

170. Hemlow J. Fanny burney and the conrtesy ?>ooks.-Publications of the Modern Language Association of America, v.63, a/5, 1950,

171. Hemlow J. The history ol "Рашту Ъчгпеу.-Oxford. The Clarendon I95&.-5Q8p.2IL Hale "ffif.T. Maclawe d'Arblay's place in the development of the English novel.-In: Indiana University Stadies, V.3. January,1.l6,p.I-I5.

172. Hazlitt W. Lectures on the "English comic writers .-London: printed lor Taylor and Hessey, I8I9.-1543 p.

173. Hobas Th. The human nature.-London, 1650 .

174. Hartley B. Be rhorame,de ses facultes physique, ses devirs et de e>es esperances,. y. 1-2. Paris т T802 .

175. FLahn E. A degree of prudery. A biogr. of Fanny burney .Garden City (N.YJ, 1950 .-'SUQp.

176. Hume B. Treatise of human nature.-London: Qollins, 1896.-S65p.

177. Hutcheson F. E ssay on the nature and conduct of the passions and affections, with illustrations of the moral sense -London >1728.

178. Irvin M. Henry Fielding. The tentative realist.-Oxford,196?. 219,. Johnsons Dictionary of the English language in mlniature.-London, 1807.

179. Bp. Johnson and "Furney fturney. being the Johnsonian рэ-ssa^es from the works of m-me d'Artlay. With introductionand notes ъу Ch.b.Tinker .-New Tork , Moffat,Tdrd and co.r I9II.-252p.

180. Lloyd C. Fanny bur ney.- Loud on, 196*5.

181. Mckillop A.D. The early masters of English fiction -London, 1996.

182. Mac Cant hy LG, Fanney burney. Tendencies of character depiction in the domestic novels of Fanney Burney. -The English Association Pamphlet, /\/60, April, l925,Yoss Cleasly Patricia. Salzburg, 1999.

183. Milton G.E. J. Austen and hen times.-London, 19?0,-ВДЧр . 225 Morgan Ch.E. The rise of the novel of manners. A study of

184. English prose fiction between 1600 and 1740.-Hew York,IQIS-271 p.

185. Man waring G.E. Щ "friend the admiral -London, ГЭ31.

186. Шсап1ауТ.Ь. Critical and historical essays.-London, 1853.

187. Masefield H. The story of Fanny bxtrney. beinq an introductionto the "Diary and letters of Madame d'Artlay?-Cambridge univ. press, 1927- 160 p.

188. Morley E.J. Fanney Lnrney.-In-.The English. Association pamphlet, Ш5, л/60, p.S-18.

189. NoYel and romance. A documentary record.-NewTork,I9?0.231. "Pons Ch. Richardson et la litteratnre bourgoise en An§le-terre .These principale. pre a la fac. cles letters et sciences humaines de fUniv. de Paris .-Cap. "Ophrys", I9(i9.-<j63 p.

190. Quinlan M. Yictorian prelnde. A history of English manners 1700-mo.-New Tork, 1Ш .-SOI p.

191. Raleigh Ж The English novel .-London ,1925.

192. Reeve C. The process of romance.-Btibli и , 1785.

193. Spearman D. The novel and society .-London , 1966.-256p.

194. Stockley V.German literature as know in England 1500-jaOQ.- Londqn , 1932.-S88 p.237. 9>coti W. Lives of the novelists .In 2 vol.-Berlin, 1825-274p.

195. Stone L. The family, sex and marriadge in.England 1770-1800 ~ London;l9?9 -800p.

196. Tompkins J.M.S. The popular novel in En^and. ITOQ-1800,-London ?m2.-388p.

197. Tompkins J.M.S. Elinor and Marranne. A note on Jane Austen -In: The Review of English Studies , 1940, т. W , p.

198. TreYelyan J. M. A shortened history of England -London ;1Q441. Б<50 p.

199. Universal Ma9azine, 1?82 ,т.Ш).

200. Vanna D.P. The §othic flame.bein^ a history of the ^othic novel in Ln^and. Its origins, efflorescence, clisinte9ration, andre^iduary influences -London . A.barker. I95?.-Q64p.

201. White E. "Fanny burney, novelist. A study of in techmc>e "Evelina.11, ''Cecilia.", "Camilla"The wanderer".-RamdenCCona.1), Shoe String Pressf-l%0r

202. Warner J.H. Education of the hea^rt. Observations of the ei9hteenth century . E n^lish sentimental movement.-In-Papers of Mrchi^an Ac&damy of Science, Art anc! letters , v.Ш, |дць-54 p