автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему:
Российская государственная идеология

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шеляпин, Николай Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.05
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Российская государственная идеология'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Шеляпин, Николай Викторович

Введение.

Глава I. Место и роль идеологии в социальной системе

§1* Понятие, структура и основные компоненты идеологии.

§2. Генезис и эволюция идеологий в социальных системах.

§3. Историко-социологический обзор российской государственной идеологии

Глава II. Особенности идеологического процесса в современном российском обществе

§1. «Демократы-западники» о проблеме формирования российской государственной идеологии.

§2. «Патриоты-государственники» о проблеме формирования российской государственной идеологии.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по социологии, Шеляпин, Николай Викторович

Предмет исследования: Предметом исследования данной работы является процесс формирования российской государственной идеологии в условиях плюралистического общества.

Актуальность темы исследования: Современная политическая и социокультурная ситуация в России характеризуется наличием ряда противоречий: между необходимостью демократического обновления страны и отсутствием государственной идеологии реформ; между частными интересами политических элит и общероссийскими интересами.

В этих условиях общественно-политической жизни страны идут процессы постоянного дробления социальных интересов, равно как и сил, представляющих эти интересы. Появляются новые партии и общественные движения, отстаивающие интересы определенных социальных групп и опирающиеся на свои идеологические доктрины. Таким образом, между различными политическими силами идет идеологическая борьба. Углубление идеологической дифференциации способствовало поляризации общества и созданию реальной угрозы распада России.

Вместе с тем, наблюдается кризис как массового, так и индивидуального сознания, который вызван резкой сменой социальной парадигмы, коренной ломкой мировоззренческих и поведенческих стереотипов. Идейная дезориентация стала массовым явлением. Образовавшийся духовный вакуум часто заполняется механическим перенесением идеалов других социокультурных образований, хотя российская почва к такому переносу еще не готова. В связи с этим возникает необходимость в научном исследовании проблемы государственной идеологии в российской социальной системе. Государственная идеология традиционно была эффективным институтом ослабления напряженности в обществе и способом объединения людей на протяжении всей истории страны. Именно государственная идеология может выполнить такие социальные функции, как программная (определение цели социального развития), мотивационная (побуждение к единым действиям различных общностей), оценочная (сравнение и оценка социального развития по мере воплощения целей в действительности), без которых невозможно сохранение и развитие российского социума.

Демократическое устройство предполагает сосуществование различных ценностей и идеологий. Поэтому тема государственной идеологии в плюралистическом обществе остается одной из самых актуальных и дискуссионных. Следует также принимать во внимание тот факт, что бурные социально-политические и цивилизационные процессы требуют новых подходов к изучению феномена государственной идеологии, исходя из исследования условий, сложившихся в реальности.

Указанные проблемы обуславливают правомерность данного исследования. Социологический анализ роли и функций государственной идеологии, идеологического процесса в современной России и путей формирования новой государственной идеологии представляет серьезный научный и практический интерес.

Цели и задачи исследования: В диссертации ставится цель проанализировать современный идеологический процесс в России и на этой основе выявить предпосылки и условия формирования российской государственной идеологии.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1) проанализировать базовые теоретико-методологические подходы к понятию «идеология» и предложить систему категорий для анализа современного российского идеологического процесса;

2) проанализировать особенности происхождения, развития и трансформации идеологии в социальных системах, в том числе выявить место и роль государственной идеологии в традиционной российской социальной системе;

3) исследовать идеологическую ситуацию и выявить основные ценностно-идеологические направления в современной России, дать сравнительный анализ идеологических доктрин современных российских партий на проблему государственной идеологии;

4) выявить историко-социологические, правовые и политические особенности российского идеологического процесса в контексте современной социальной науки;

5) обобщить и обосновать основные предпосылки и условия формирования российской государственной идеологии;

6) на основе интегративной концепции спрогнозировать вариант формирования российской государственной идеологии.

Методологическое и теоретическое основание диссертационного исследования составляют диалектический метод научного познания в его основных принципах (системности, историзма, объективности и др.), методы структурно-функционального, теоретического, эмпирического и сравнительного анализа. В целом в диссертации используются методологические исследования классиков социологии по данному вопросу.

Эмпирическую базу диссертации составили программно-уставные документы различных общественно-политических движений, материалы партийной периодики и нормативные акты, принятые в Российской Федерации.

При написании работы были использованы результаты социологических исследований, аналитические материалы, литературные источники, публикаций в средствах массовой информации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) проанализированы базовые теоретико-методологические подходы к понятию «идеология» и предложена система категорий для анализа современного российского идеологического процесса;

2) проанализированы особенности происхождения, развития и трансформации идеологий в социальных системах, в том числе, выявлено место и роль государственной идеологии в традиционной российской социальной системе;

3) исследована идеологическая ситуация, выявлены основные ценностно-идеологические направления в современной России и дан сравнительный анализ идеологических доктрин российских партий и их взглядов на проблему государственной идеологии;

4) выявлены историко-социологические, правовые и политические особенности российского идеологического процесса в контексте современной социальной науки;

5) обобщены и обоснованы базисные предпосылки и условия формирования российской государственной идеологии;

6) на основе интегративной концепции прогнозируется вариант формирования российской государственной идеологии.

Практическая значимость и использование полученных результатов: Практическая значимость работы связана с тем, что положения диссертации позволяют заложить основу для принятия решений по преодолению дезинтеграции российской социальной системы и спрогнозировать социально-политические последствия их применения.

Главные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в работе органов государственной власти при разработке и реализации государственной политики, осуществлении пропагандистского сопровождения социально-экономических и политических реформ. Полученные результаты могут применяться в преподавании соответствующих курсов, спецкурсов и спецсеминаров по указанной проблематике.

Основные понятия, использованные в работе: «Идеология», «национальная (государственная) идеология», «интегративная идеология», «идеологическая ситуация», «идеологический процесс», «идеологическое сотрудничество», «идеологическая борьба», «идеологическая речь (язык)», «идеологическое время», «идеологическое пространство», деидеологизация», «реидеологизация», «квазиидеология», «агенты и носители идеологии», «субъекты идеологии», «резиденты и нерезиденты идеологии», «обыденное сознание (общественная психология)», «духовная культура», «общественное сознание», «духовная деятельность», «социальный миф», «утопия», «стереотип», «ритуал». На защиту автор выносит следующие положения:

1) идеология представляет собой неотъемлемый компонент общественно-политической и духовной жизни общества;

2) наряду с экономическими, техническими и природными факторами, совокупность функций, выполняемых идеологией является социально значимой для исторического прогресса общества;

3) российская государственная идеология выступает фактором выбора и формирования актуальной социальной системы;

4) для современного российского плюралистического общества предлагается интегративная концепция идеологии.

Структура и содержание диссертации: Введение.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Российская государственная идеология"

Заключение

Подводя итоги, можно сформулировать следующие общие выводы о роли идеологии в жизни социальной системы и об особенности формирования российской государственной идеологии в плюралистическом обществе.

1) Идеология - это теоретически сформулированное и систематизированное мировоззрение, отражающее экономические, политические, культурные, национальные и другие интересы. Идеология имеет свою структуру, в состав которой входят определенные идеи, объединенные в особую доктрину, а также символы, социальные мифы, ритуалы, стереотипы, утопии и другие составляющие компоненты общественной психологии и духовной культуры. Идеологическая система содержит частично объективное описание окружающей действительности и некоторые научные знания, идеология взаимосвязана с другими формами духовной культуры и духовной деятельности, в том числе, как с научными, так и с религиозными картинами мира. При этом идеология выступает неотъемлемым компонентом социальной системы и фактором ее формирования.

2) Идеология как особая форма духовной жизни, выкристаллизовавшаяся из религиозных учений в начале Нового времени, постоянно эволюционирует в своем развитии и в наши дни как прежде выполняет блок социально значимых функций, поддерживая, наравне с государственным правом, стабильность в обществе.

3) Традиционно российское общество самосохраняется с помощью общепризнанной государственной идеологии. Крушение государственных идеологических систем приводило к крушению всей социальной системы.

4) В настоящее время идеологический процесс в современной России характеризуется появлением различных общественно-политических движений, отражающих интересы различных социальных групп и создающих свои идеологические доктрины. В обществе наблюдаются как идеологическая борьба различных доктрин, так и идеологическое сотрудничество.

5) В обществе назрела необходимость создания общезначимой системы ценностей (интегративной идеологии), способной объединить различные силы и способствовать прогрессивному развитию российского общества.

6) Сторонниками создания новой российской идеологии выступают как правящая элита, стремящаяся сохранить свою власть и придать ей легитимность, так и широкие народные массы, стремящиеся к объединению перед угрозой социальных потрясений.

7) Основой формирования интегративной идеологии в России является Конституция РФ и другие нормативные акты.

8) В наше время формирующаяся новая российская интегративная идеология опирается на следующую триаду, нашедшую свое отражение в нормативных актах и общественном сознании россиян: традиционные ценности - советское наследие - идеалы современной цивилизации (постиндустриального общества).

Вопросы изучения феномена идеологии и ее роли в социальных системах в конце XX века звучат особо актуально. С начала Нового Времени и до сего дня идеология остается универсальной формой мировоззрения, способной ответить на любые вопросы бытия и снять на уровне обыденной психологии все противоречия между научно-рациональным мышлением и иррационально-мифическими конструктами, изначально присущими человеческому сознанию. На рациональном уровне идеологическая система выражает реальные интересы широких масс, собирая адептов под свои знамена и направляя их на достижение конкретных целей. С другой стороны, на иррациональном уровне идеология морально оправдывает любую общественно-политическую деятельность индивидов, изображает картины идеального будущего и создает героический или праведный образ субъектов и носителей данной доктрины, тем самым, делая те или иные взгляды понятными и привлекательными для многих.

Все сложные и противоречивые трансформации современного общества, как в России, так и в других странах, вывели на историческую арену новые идейно-политические системы и мифы или до неузнаваемости изменили уже существующие, оставив в прошлом многие идеалы и ценности, бывшие еще до недавнего времени основой миропонимания целых народов. До тех пор, пока существуют различные экономические и политические интересы и культурные противоречия между отдельными индивидами, социальными группами, классами и макросоциальными системами - будут формироваться все новые и новые идеологии, а идеологическая борьба будет приобретать все более изощренные виды.

Вместе с тем, в наши дни происходит многосторонний и непредсказуемый процесс инсти-туционализации в различных социокультурных системах, таких общечеловеческих ценностей как солидарность, мир, справедливость и др. Это явление некоторые социологи считают началом становления единой общечеловеческой идеологии.

В сложившейся ситуации идеологический процесс в современной России приобретает весьма специфические черты. Традиционно в России идеология была придатком государственного аппарата, и при этом выполняла широкий комплекс социальных функций, объединяя общество и порой подменяя собой государственные законы. Идеология и ее пропаганда проникали во все сферы жизни общества, стремясь установить контроль над ними. Не случайно социолог Н.Тимашев439 называл Россию и СССР «наставляющими государствами», подчиняющими общественное мнение. Однако специфика функционирования российской государственной идеологии определялась наличием в нем официального и неофициального уровней. Исследуя официальный уровень государственной идеологии можно было понять лишь взгляды правящей элиты, поскольку на неофициальном уровне прослеживались заметные искажения и трансформации данной идеологии. Такое «разделение» и отсутствие легального идеологического соперничества таило скрытую опасность для существования социальной системы, так крушение государственных идеологических доктрин в российской истории фактически приводило к крушению государственного образования, примеры тому 1917 и 1991 годы.

Новая российская государственная идеология, а точнее сказать, общегражданская или ин-тегративная идеология, создающаяся в настоящее время, ставит цель заключить своеобразный компромисс между правящей элитой и широкими массами. Подобный компромисс призван сохранить стабильность на основании существующих нормативных актов и учета общественного мнения и при этом также соединить Россию с другими социокультурными образованиями. Сейчас еще точно не ясны многие составляющие компоненты новой идеологии, степень ее значимости для общества и сроки формирования. Более точный ответ на эти вопросы могут дать только будущее исследования в этой области. Но, несомненно, что формирование новой российской государственной идеологии как неотъемлемая часть идеологического процесса в условиях сложившейся социальной системы уже стало реальностью, о чем свидетельствуют политика правящего режима и данные социологических исследований. Анализу указанного процесса и его аспектов в частности посвящено и настоящее исследование.

439 Тимашев Н. Официальное мировоззрение советского государства и его пропаганда. Лекции 1-3. Париж, 1931. С. 4.

198

 

Список научной литературыШеляпин, Николай Викторович, диссертация по теме "Политическая социология"

1. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социс. 1993. N 3.

2. Алексеева Т. Современный британский консерватизм: метафоры догматизма // Философия и политика в современном мире. М., 1989.

3. Алексеева Т. Русская идея: мифы и реальность (дискуссия) // Власть. 1997. N 1.

4. Алексеева Т., Капустин Б., Пантин И. Перспективы интегративной идеологии // Полис. 1997. N3.

5. Альтюсер JL За Маркса // Диалектика Гегеля в оценке современных западных философов. М„ 1974. 4.2.

6. Андреева И. Что говорит нам сегодня русская философия? (Путь к русской идее) // Молодая гвардия. 1998. N 8.

7. Анинский JI. Закат шестидесятников? // Свободная мысль. 1997. N 1.

8. Антоновичи. Социодинамикаидеологий. Минск, 1995.

9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

10. Аскельрод JI. В защиту диалектического материализма. M.-JL, 1928.

11. Бармасов В. Национальная идея складывается в процессе нациеобразования // Полис. 1997. N 3.

12. Баталов Э. Без идеала // Свободная мысль. 1996. N 3.

13. Белкин А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб, 1995.

14. Белл Д. Конец идеологии // Новое время. 1990. N 27.

15. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., «Наука», 1990.

16. Бердяев Н. Русская идея. М., 1990.

17. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне относящиеся к этому вопросу. М., 1993.

18. Богданов А. Наука об общественном сознании. М.-П., 1923.

19. Бодрийар Ж. О соблазне // Иностранная литература. 1994. N 1.

20. Бороноев А., Смирнов П. Россия и русские: характер, народ и судьбы страны. СПб, 1992.

21. Булгаков С. Философия хозяйства // Русская философия собственности XVII-XX веков. СПб, 1993.

22. Буржуадемов К. Очерки растущей идеологии. Изд-во «Эхо», 1974.

23. Валентинавичюс В. Понимание идеологии в философии Т.Адорно. Вильнюс, 1989.

24. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Социология религии (Типы религиозных обществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

25. Водолазов Г. Общенациональная идеология как идеология большинства населения // Полис. 1997. N3.

26. Воронцов Л., Филатов С. Русский путь и гражданское общество // Свободная мысль. 1995. N 1.

27. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995.

28. Гегель Г. Сочинения. М.-Л., 1934.

29. Гердер И. Идеи к философии истории человечества // Философия истории. М., 1995. I 30. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. М., 1995.

30. Гольбах П. Избранные произведения в двух томах. М., 1963.

31. Горелов А. Экологическая идеология и будущее России // Свободная мысль. 1995. N 1.

32. Городников С. Русская перспектива // Сборник аналитического центра «Полюс». 1996.

33. Громов М., Козлов Н. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990.

34. Гудименко Д. Политическая культура России: преемственность эпох // Полис. 1994. N 2.

35. Гуревич П. Идеология как феномен // К.Манхейм. Идеология и утопия. М., ИНИОН, ) 1992.

36. Декларация общественно-политического движения «Яблоко». М., 1996.

37. Дидро Д. Сочинения. М., 1991.

38. Достоевский Ф. Пушкин (очерк) // Русская идея. М., 1992.

39. Ерофеев Б. Экологическое право России. М., 1996.

40. Ерофеев В. Идеологический язык и формирование сознания // Образ человека XX века. М., 1988.

41. Жириновский В. Программный манифест ЛДПР. М., 1995.

42. Жириновский В. Политическая классика. Политика и идеология. М., 1997. Т.З.

43. Журнал Московской патриархии. 1989. N 2.

44. Загородников А. Национальная идея и Россия // Власть. 1996. N 10.

45. Закон Божий. 5-я книга о Православной вере. Т.П. История русской церкви.

46. Зарубина Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб, 1998.

47. Земцов Б. Идеология и ментальность дореволюционной российской интеллигенции // Общественные науки и современность. 1997. N 2.

48. Зиновьев А. Политические партии в России: страницы истории. М., Инс-т молодежи, 1990. С. 100.

49. Зобов Р., Келасьев В. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб, 1997.

50. Золотарев В. Куда идет Россия? // Независимая газета. 15 марта 1992.

51. Золотухина-Аболина Е. Постмодерн: распад сознания // Общественные науки и современность. 1997. N 4.

52. Зюганов Г. Россия родина моя. М., 1996.

53. Ильин И. Россия есть живой организм // Русская идея. М., 1992.

54. Ильин И. Собрание сочинений. М., 1993.

55. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. М., 1996. N 2.

56. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. N4. С.35.

57. Казенное С., Кумачев В. «Национальная идея» для России: бремя или инструмент политики? // Власть. 1997. N 5.

58. Калашников С. Сколько социализма будет в КЗОТе // Социальная защита. 1996. N 5.

59. Калинин А. Современный духовно-идеологический процесс в обществе: сущность, тенденции, особенности. М., 1992.

60. Калинин М. Избранные статьи и речи. 2-е изд. М., 1946.

61. Кандыба В., Золин П. Реальная история России. Хроника истоков русской духовности. СПб, 1997.

62. Канке В. Философия. М., 1996.

63. Кант И. Сочинения. М., «Мысль», 1965. Т.4, ч.1.

64. Капитонов Э. Социология XX века. Р.н.Д., 1996.

65. Капустин Б., Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. N 1.

66. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

67. Клишина С. Русская идея в постмодернистском пространстве // Россия XXI век. 1998. N ) 1.

68. Ковалев В. И.Ильин о правовом характере будущей российской государственности // Социальная философия И.Ильина. СПб, 1993. 4.2.

69. Коваленко Т. Менталитет дворянской культуры XVIII века // Общественные науки и современность. 1997. N 3.

70. Козлова О. К вопросу о деидеологизации // Социально-политический журнал. 1992. N6-7.

71. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. I 73. Конституция РФ. СПб, 1997.

72. Кортунов С. Судьба русского коммунизма // Социс. 1997. N 9.

73. Кочетков А., Загородников А. Российская «национальная идея» как объект политических пристрастий // Власть. 1997. N 8.

74. Кочешков Ю. Идеология как средство сознания и реализации интересов. Казань, 1992.

75. Курочкина И. Формирование дворянского этикета в России в XVIII веке // Общественные науки и современность. 1997. N 5.

76. Кутковец Т., Клямкина И. Русские идеи // Полис. 1997. N 2.

77. Лаппо-Данилевский А. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен смуты до эпох и преобразований // Полис. 1994. N 1.

78. Лебедь А. Программа общероссийской общественной организации «Российская Народноiреспубликанская партия» (РНРП). М., 1997.

79. Ле Бон. Психология социализма. СПб, 1908.

80. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

81. Ленин В. Полное собрание сочинений.

82. Либеральный план для России. М., 1995.

83. Лихачев Д. Из обращения к съезду «Яблока» // Власть. 1997. N 1.

84. Личность в традиционном Китае. М., 1992. > 87. Локк Д. Сочинения. М., 1998.

85. Лосев А. Мифология // Философская энциклопедия. М., 1964.

86. Лурье С. От Древнего Рима до России XX века: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. N 4.

87. Лысенко В. Интервью // Известия. 12 ноября 1993.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений.

89. Маркс К., Энгельс Ф. Архив Маркса и Энгельса. М., 1935.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Госполитиздат, 1949.

91. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

92. Манхейм К. Идеология и утопия. М., ИНИОН, 1992.

93. Материалы съезда движения «Наш дом Россия» // Власть. 1997. N 6.

94. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Paris, 1990.

95. Мелетинский Е. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

96. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. МГУ, 1994.

97. Мильтон Д. Потерянный Рай. М., 1976.

98. Митрополит Иоанн. Самодержавие Духа. СПб, 1995.

99. Мифологический словарь. М., 1965.

100. Николаев С. Как создается национальная идея? // Свободная мысль. 1997. N 6.

101. Никонов А. Русский вопрос сегодня // Свободная мысль. 1993. N 13.

102. Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубин. М., 1993.

103. Оболонский А. На службе государевой: к истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. 1997. N 5.

104. Орлов Б. Социал-демократия и российская ментальность // Перспективы социал-демократии в России. М., 1994.1108. Оруэлл Дж. 1984. М., 1992.

105. Осипов В. Народная Национальная партия утверждает предвыборный список // Наше Отечество. 1995. N 46.

106. Основные социальные гарантии государства населению РФ (по состоянию на 1 мая 1995 г.) // Уровень жизни населения регионов России. М., 1995. N 4.

107. От разрушения к созиданию. Путь России в XXI век (Программа КПРФ) // Славянское единство. 1996. N 1.1112. От тоталитарных стереотипов к демократической культуре. М., 1991.

108. Охотин JI. Темная сторона рынка // Элементы. 1992. N 1.

109. Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства. СПб, 1898.

110. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине XIX века. М., «Наука», 1970.

111. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

112. Пайпс Р. Вступительная речь // Материалы конференции «Российская государственность: идеология и самосознание». М., 1993.

113. Пайпс Р. Русская революция. М., 1995.

114. Петренко К. Национальное самосознание и возрождение России // Власть. 1997. N 10.

115. Петренко В., Митина О. Образ политической и экономической реформ в сознании россиян // Общественные науки и современность. 1997. N 4.

116. Петербуржцы 1997: символы, ценности, установки. СПб, 1997.

117. Подберезкин А. Русский путь. М., 1996.

118. Политическая программа Национально-республиканской партии России // Голос России. 1993. N5 (10).

119. Политология: энциклопедический словарь под общ.ред.Ю.Аверьянова. М., 1993.

120. Политология: учебное пособие под ред.М.Василика. СПб, 1997.

121. Прохоров М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Н.-Новгород, 1998.

122. Прусс И. Рывок в будущее или движение по кругу (Экономическое взгляды современных русских националистов) // Полис. 1997. N 3.

123. Рац М. Какое государство мы построим? // Власть. 1997. N 12.

124. Розанов В. Сочинения. М., 1990.

125. Розанов В. Мимолетное // Русская идея. М., 1992.

126. Рукавишников В., Рукавишников Т., Золотых А., Шестаков Ю. В чем едино расколотое общество // Социс. 1997. N 6.

127. Русская идея на языке народов России // Материалы парламентских слушаний. Изд. Гос.Думы, 1997.

128. Русский путь в развитии экономики. М., 1993.

129. Рязанцев А. Интеллигенция между наукой и идеологией // Свободная мысль. 1997. N 9.

130. Салиев Р. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социс. 1997. N 8.

131. Салмин А. Современная демократия: генезис, культурные конфликты. М., «Наука», 1992.

132. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства в РФ (январь-июнь 1992 г.). М., 1993. Вып.1.

133. Светличная Е. Новая российская идентичность // Общественные науки и современность. 1997. N 1.

134. Семенова С. Новый разгромим по миру миф // Молодая гвардия. 1997. N 9.

135. Сибирев В., Головин Н. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социс. 1998. N 3.

136. Славин Б. После социализма. М., 1997.

137. Смолян Г., Зараковский Г. Политико-идеологическая составляющая информационно-психологической безопасности // Общественные науки и современность. 1997. N 5.

138. Соболев С. Русская идеология. СПб, 1992.

139. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. 1994. N 1.

140. Стравинский И. Превращение русской музыки // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1998. Т.Н.

141. Теория современного цивилизационного процесса. СПб, 1997.

142. Тимашев Н. Официальное мировоззрение советского государства и его пропаганда. Лекции 1 3. Париж, 1931. С.4.

143. Тихонова И. Жизненные ценности россиян: меняется ли наш менталитет? // Власть. 1990. N 5.

144. Толстой М. История русской церкви. Издание Валаамского монастыря. 1991.

145. Томпсон Дж. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовых коммуникаций. М., 1992.

146. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба. 1990. N 2.

147. Тугаринов В. Соотношение категорий исторического материализма. Л., 1958.

148. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 // Экономика и жизнь. 1992. N 3.

149. Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // Вестник ветерана. Март 1999. N11.

150. Уткин А. Исторический очерк российской идеологии // Свободная мысль. 1993. N 13.

151. Федосов П. Актуальный разговор // Комсомольская правда. 19 ноября 1993.

152. Федотов А. Каноны современного мира // Вестник Московского Универститета. 1997. N4.

153. Федотов Г. Письма о русской культуре // Русская идея. М., 1992.

154. Философия и политика в современном мире. М., 1989.

155. Философский словарь. М., 1991.

156. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1993.

157. Франк С. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея. М., 1992.

158. Фролов А. Консерватизм: хорошая или плохая идея? // Власть. 1997. N 6.

159. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

160. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. М., 1995.

161. Фурман Д. Перевернутый истмат? (От идеологии перестройки к идеологии «строительства капитализма» в России) // Свободная мысль. 1995. N 3.

162. Хотят ли россияне восстановления СССР // Власть. 1997. N 8.

163. Чернокозов А. История мировой культуры. Р.н.Д., 1997.168. Что такое РНЕ? М., 1997.

164. Чубайс И. От русской идеи к идее Новой России. М., 1996.

165. Шафф А. Куда ведет дорога? // Философия истории. М., 1995.

166. Шейнис В. Интервью // Известия. 25 августа 1993.

167. Шеляпин Н. Современная мировая цивилизация и новая Россия // Философия и цивилизация. СПб, 1997.

168. Шиманов Г. Русским как воздух нужна национальная идеология // Молодая гвардия. 1994. N 11.

169. Широпаев А. Наследие предков // Журнал правой перспективы. 1995. N 1.

170. Шпяпентох В. Россия, камо грядеши? // Власть. 1997. N 11.

171. Шнирельман В. Человек и война (Круглый стол ученых) // Общественные науки и со-временость. 1994. N 4.

172. Щербинин А. От полицеизма к тоталитаризму // Полис. 1994. N 1.

173. Эпштейн М. Способы воздействия идеологического высказывания // Образ человека XX века. М., 1988.

174. Юнг К. Психологические типы. СПб, 1995. С.542.180. Юность. 1970. N6.

175. Яблочков М. История дворянского сословия в России. СПб, 1876.

176. Явлинский Г. Я выбираю свободу. М., 1996.

177. Ядов В. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961.

178. Янов А. Русская идея и демократия // Независимая газета. 20 февраля 1992.

179. Яновский Р. Поиск народной идеи // Социс. 1997. N 5.

180. Ясперс К. Смысл и назначение истории // Философия истории. М., 1995.

181. Bellah R. Civil religion in America // American Civil Religion. L., 1974.

182. Brzezinski Z. Betwee two ages: America's role in the technotronic era. N.Y., 1970.

183. Destult-Тгасу A. Elements d'Ideologie. Paris, 1804. Vol.1.

184. Feuer L. The ideology and the ideologists. Oxford, 1975.

185. Goulder A. The dialectic of ideology and technology. The origins, grammar and future of ideology. N.Y., 1976.

186. Habermas J. Technik und Wissenschaft als «Ideologie». Frankfurt-a.-M., 1974.

187. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1960.

188. Luhman N. The differentiation of society // Transl.by S.Holmes and C.Larmor. N.Y., Columbia Univ.Press, 1982.

189. Lodge G. The new american ideology. N.Y., 1975.

190. Merill F., Eldredge H. Culture and society. N.Y., 1952.

191. Mills C. Power, politics and people. The collected essays of C.W.Mills. N.Y., 1963.

192. Mullins W. On the concept of ideology in political science // American political science revew. 1972. Vol.LXVL, N 3.

193. Pareto V. Sociological writings // Sel.and introd. by S.E.Finer; transl.by O.Mirfin. N.Y., 1966.

194. Parsons T. Sociological theory and modern society. N.Y., 1967.

195. Postmodernism and Japan. L., 1989.

196. Ricouer P. Lectures on ideology and Utopia. Ed.by George H.Taylor. N.Y., 1986.

197. Sego M. Who gets the cookies? Ohio, 1975.

198. Shills E. The intellectuals and the powers and other essays. Chicago and L., 1972.