автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Тихоненко, Олег Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в."

На правах рукописи

ТИХОНЕНКО Олег Олегович

Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале

XXI в.

Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук /

.АО*

и

Москва - 2013

9 ЯКВ 231

00 ьо^"-

005544891

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: Кравчук Вероника Владимировна,

кандидат философских наук, доцент

Официальные оппоненты: Глаголев Владимир Сергеевич,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России Асеев Олег Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института

Ведущая организация: Владимирский государственный

университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Защита состоится декабря 2013 г. в ¿С, ас. на заседании

диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, ¡^учебный корпус, аудЛРН

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

РАНХиГС.

Автореферат разослан ноября 2013 г.

Ученый секретарь „ .....

диссертационного совета С&иЛСМ-^ Семедов С.А.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Исследование посвящено изучению роли протестантизма в трансформациях российского государства и современных социально-экономических процессах и духовных процессах в России. В работе раскрывается содержаний дискуссий о значении труда Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» в понимании влияния нравственно-религиозных установок протестантизма на становление капитализма. В диссертации даётся оценка социальных учений протестантских объединений России, рассматривается их отношение к финансово-экономическому кризису.

Мировые религии, крупные конфессии играли большую роль в истории народов и государств, в формировании и укреплении государственности, защите национальных интересов. Буддизм, ислам, направления в христианстве (католицизм, православие, протестантизм) и в наши дни занимают существенное место в культуре и менталитете сотен миллионов людей различных стран и континентов. Ведущие конфессии играли важную роль в политической, экономической, духовной жизни европейских государств в переломные исторические периоды. Они активно влияли на перемены в формах хозяйствования, государственном устройстве, системе образования, модели государственно-конфессиональных отношений, сферы общественно-политической жизни, формирование жизненного уклада и психологию различных слоев населения.

Большое влияние на духовную, общественно-политическую и экономическую жизнь многих стран мира оказал протестантизм. В настоящее время протестантизм является преобладающим

вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Существует множество подходов в трактовках вклада протестантизма в «цивилизационный скачок», в формирование буржуазного этоса. Широкое распространение имеет и отрицание позитивного влияния протестантизма на ход истории. Оно исходит не только от конфессий, не разделяющих вероучение протестантизма, но и от политических элит, придерживающихся негативной позиции по иным соображениям, например, геополитическим.

Судьба протестантизма в России сложилась по-иному, чем в Европе. Будучи представленным частью дворянской элиты иностранного происхождения и группами переселенцев из западноевропейских стран, большую часть отечественной истории он существовал в качестве одного из вторичных сегментов религиозно-культурного многообразия российского общества. Не оказывая определяющего влияния на формирование капитализма в России в силу сравнительной малочисленности своих последователей, протестантизм в то же время стимулировал развитие и ход модернизационных процессов, выступая своего рода каналом передачи передового опыта западноевропейских стран в плане новых знаний и технологий, моделей общественного устройства.

Конец советского периода, когда протестантизм, как и все иные конфессии, пережил период репрессий и гонений, привел как к быстрому росту числа последователей протестантских церквей в России, так и к расширению их диапазона. Протестантизм стал значимым явлением в

религиозно-духовной и социально-политической жизни российского общества. Заметными явлениями в социально-экономической жизни современной России стали социальная деятельность протестантских организаций и их хозяйственно-предпринимательская активность. Все это привело к усилению влияния протестантизма на жизнь российского общества. Вместе с тем российский протестантизм не однороден. В российском протестантизме происходят процессы поиска идентичности и обновления содержания социальных концепций. Этот срез представляется чрезвычайно актуальным и интересным для современного религиоведения.

Потребность в специальном исследовании роли протестантизма в переломных исторических событиях актуализирует глобальный финансово-экономический кризис, вызвавший широкие дискуссии в общественно-политических, научных, религиозных кругах.

Кризис вновь пробудил интерес к наследию Макса Вебера, прежде всего к его работе «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим осмыслением учения Макса Вебера о ведущей роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Кризис стал и поводом переосмысления содержания социальных позиций основных протестантских объединений России, особенно разделов, трактующих отношение протестантизма к обществу и личности, государству, образованию и воспитанию, устройству хозяйственной жизни. Лидерами протестантских организаций, теологами и публицистами были выдвинуты трактовки природы и причин кризиса, предложены пути преодоления кризиса и его недопущения в будущем.

Таким образом, изучение особенностей современного российского протестантизма, новых тенденций в его отношении к современным социально-экономическим и политическим реалиям, а также влияния на

процессы трансформации российского общества является научно значимой и актуальной задачей отечественной науки.

Степень научной разработанности проблемы.

Место и роль протестантизма в становлении капитализма отражены во многих публикациях и диссертационных исследованиях, как зарубежных, так и отечественных. Отечественными историками и философами, социологами и религиоведами нескольких поколений исследованы труды Макса Вебера, в том числе его работа «Протестантская этика и дух капитализма». В публикациях академика А.И.Неусыхина, члена-корреспондента РАН П.П.Гайденко, профессора Ю.Н.Давыдова и других ученых обстоятельно и глубоко исследуется содержание основного труда Макса Вебера, показывается влияние религиозно-этических наставлений протестантизма на становление капитализма, раскрывается содержание различных оценок труда «Протестантская этика и дух капитализма».

Н.Н.Зарубина в монографии «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации» видит методологическую плодотворность и актуальность «Протестантской этики и духа капитализма» в выявлении роли социокультурных предпосылок в существующей системе хозяйствования. Эти идеи были развиты Н.Н.Зарубиной в докторской диссертации «Хозяйственная культура как фактор модернизации»1.

Специфика российского протестантизма, его роль в жизни царской, советской и посткоммунистической России получила отражение во многих публикациях и диссертационных исследованиях. В них воссоздана история

1 См.: Зарубина н. Н. Хозяйственная культура как фактор модернизации // Http/www.dissland. com. catalog/hozyasvennaya kultura kak factor modernizatsii.html

и обстоятельства появления и распространения протестантизма на территории России, участие протестантов в общественно-политической и экономической жизни, показано отношение властей к различным ответвлениям протестантизма и его последователям. Роль протестантизма в общественно-политической жизни России в XX веке раскрывается в монографии Т.К.Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах»

Протестантские авторы видят совпадение социальных программ протестантизма с целями проводимых политических реформ. Как считает протестантский пастор, кандидат философских наук С.Э.Лавренов, социальные программы протестантов России по многим параметрам совпадают с целями политических реформ2.

Отечественными религиоведами исследованы адаптации протестантских сообществ к изменениям социальных и политических условий из существования. О.А.Боковой анализируются предпосылки для развития теологии российских евангельских христиан-баптистов3.

Современный российский протестантизм изучался в ходе полевых исследований, результаты которых были опубликованы в энциклопедии «Современная религиозная жизнь России». Большинство статей в этой публикации принадлежат исследователям протестантизма в России С.Б.Филатову и Р.Н.Лункину.4

1 Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах. СПб. : Изд- во Европейского университета, 2009;

2 Лавренов С.Э. Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ. Дисс. к. ф. н. Рос. гос. пед ун-т. СПб, 2008.http//www dissercat com./ content/postsovetskaya modrrnizatsya -i- protestantism-vsovremennost- rossit-sotsiano- filosofskii-an

3 Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан - баптистов на рубеже XX и XXI веков// dissercat.com content evangelskish baptistov. vekov.

4 Протестантизм// Современная религиозная жизнь России. М.: Логос. Т. II, 2003.

Предметом исследования отечественных авторов является социальной служение религиозных организаций, в том числе протестантских. Рассматриваются содержание и формы социального служения, специфические особенности этой формы деятельности у различных религиозных объединений

Ряд работ посвящен исследованию пятидесятничества - одного из наиболее распространённых направлений в современном российском протестантизме. При этом повышенное внимание учёных привлекает деятельность неопятидесятнических объединений, демонстрирующих не только количественный рост последователей, но и активно реагирующих на социальные и политические проблемы российского общества. Особенности вероучения и социальных позиций неопятидесятнических объединений рассматриваются в работах О.В.Куропаткиной и И.В.Скоробогатовой.

В кандидатской диссертации М.В.Рудакова «Протестантизм как феномен культуры XX века» показывается влияние Реформации на европейскую и мировую культуру, рассматривается трансформация идеалов протестантизма в социокультурном пространстве XX века.2

В работах российских исследователей раскрывается содержание кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Опыт реализации этой модели широко представлен в странах с преобладанием протестантского населения. Некоторые положения этой

1 Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самовдентификация «новых» пятидесятников в России. Дисс. канд. культурологии. М, РГГУ,2009; Скоробогатова И.В. Феномен « харизматизма» в христианстве: история и современность // Вестник христианской гуманитарной академии. Т. II. Вып. 2. СПб: Изд-воРХГА, 2010.

2 Рудаков М.В. Протестантизм как феномен культуры XX века. Автореф. дисс. к. культурологии. М.: Госакадемия славянской культуры, 2001.

модели, по мнению профессора Е.М Мирошниковой,' могли бы быть успешно использованы в России.

В то же время в отечественной литературе недостаточно исследованы роль и место протестантизма в переломные этапы истории России.

В религиоведении недостаточно внимания уделяется исследованию новых тенденций в социальных учениях и социальной деятельности российского протестантизма. В последнее десятилетие в социальных концепциях и реализуемых социальных проектах протестантских объединений России произошла заметная эволюция, требующая углублённого осмысления.

Отсутствуют работы, исследующие усилия российских протестантских объединений, направленные на придание социальным позициям протестантских организаций большей эффективности, гибкости, преодоления маргинальное™, невысокого социального статуса российских протестантов, их незначительного влияния на общественно-политические процессы.

В отечественном религиоведении не нашло также отражения отношение российского протестантизма к финансово-экономическому кризису, его природе, причинам, последствиям и преодолению.

Объектом исследования являются современные российские протестантские объединения, их институциональное взаимодействие с гражданским обществом

1 Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М.: Изд-во Института Европы РАН,2007.

Предмет исследования: влияние протестантизма на трансформации российского общества.

Цель исследования — посредством религиоведческого и исторического анализа выявить и концептуализировать роль протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- определить базовые характеристики и основные особенности российского протестантизма на разных этапах истории российского государства;

- выявить направленность и содержание основных тенденций в развитии социального учения протестантских организаций России;

- выявить характер участия протестантов в трансформациях российского общества;

проанализировать поиски идентичности российского

протестантизма в историко-культурных условиях России;

раскрыть место наследия Макса Вебера, его работы «Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;

- рассмотреть отношение протестантских объединений России к современному финансово-экономическому кризису.

- оценить социально-экономический потенциал современного российского протестантизма и возможности его влияния на различные стороны жизни российского общества;

Теоретико - методологическая основа исследования.

Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные подходы, классические положения отечественной и зарубежной исторической, религиоведческой, социологической и культурологической мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и организационных характеристик российского протестантизма опирается на публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.

Исследование тенденций развития современного российского протестантизма базируется на достижениях теоретического и практического религиоведения.

В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также классификация и типологизация.

Научная новизна диссертационного исследования:

- предпринято комплексное исследование роли протестантизма в социально-экономических трансформациях в истории России;

- осуществлен комплексный систематический анализ социальных концепций протестантских организаций современной России, выявлены основные направления и особенности их эволюции на основе собственно протестантских источников, отражающих внутриконфессиональные дискуссии;

- исследованы подходы к поиску идентичности российского протестантизма в изменившихся условиях, выявлены недостатки и вектор развития социальных концепций в части поиска ответов на насущные вопросы современной российской жизни;

- раскрыты основные в отечественном религиоведении направления дискуссий о значении наследия Макса Вебера, в первую очередь его труда «Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;

- проанализировано отношение протестантских организаций России к финансово-экономическому кризису, их понимание причин кризиса, путей его преодоления и предупреждения в дальнейшем.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные подходы, классические положения отечественной и зарубежной исторической, религиоведческой, социологической и культурологической мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и организационных характеристик российского протестантизма опирается на публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.

Исследование тенденций развития современного российского протестантизма базируется на достижениях теоретического и практического религиоведения.

В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также классификация и типологизация.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Протестантизм играл заметную роль в общественных трансформациях, начиная с петровских реформ в России. Это участие в модернизационных процессах продолжилось и в последующем посредством приобщения части российской элиты к протестантизму.

Вместе с тем, протестантизм в России не сумел занять той ниши в обществе, которую он занял в Западной Европе в Новое время, где протестанты стали основой формирующегося третьего сословия -буржуазии. В России подобная роль принадлежала в большей степени старообрядчеству, выступавшему в качестве религиозного экономически активного меньшинства. В российских условиях протестанты в силу своей малочисленности и принадлежности к иной религиозно-культурной традиции не могли конкурировать с основными авторами строительства буржуазного общества. Несмотря на малочисленность протестантизм в России был одним из каналов трансляции западноевропейских культурных инноваций в широком смысле этого слова, включая не только собственно духовную, но и политическую и социально-экономическую сферы жизни, тем самым стимулируя процессы дальнейшей трансформации общества. И в этом, как представляется, заключается основная роль протестантизма в развитии российского общества до начала XX в. Претерпев от советской власти репрессии и запреты протестанты, в настоящее время переживают стремительный рост численности, с одной стороны, а с другой, усиливается их влияния на социально-экономическую жизнь современной России.

2. В 2003 году ведущие протестантские организации России приняли и опубликовали «Основы социального учения», содержащие позицию протестантских церквей в отношении большого круга актуальных

общественно-экономических проблем. В то же время в российском протестантизме идёт поиск более эффективной модели социального учения, соответствующей современным реалиям жизни общества и отражающей роль протестантских организаций в его развитии. В процессе такого поиска обнаруживаются серьёзные слабости, препятствующие протестантизму оказывать более заметное влияние на общественные процессы.

3.Финансово-экономический кризис актуализировал повышенный интерес к наследию Макса Вебера, особенно к его труду «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим отношением к его учению о ведущей роли религиозно-нравственных ценностей в становлении и развитии капитализма. Провозглашение протестантизмом богоугодности продуктивного труда и его результатов теперь считается многими исследователями основной причиной, породившей начавшийся в 2008 году финансово-экономический кризис, хотя такой подход, как представляется, не является бесспорным.

4. Как и все крупные конфессии России, российские протестантские организации не остались безучастными к финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2008г. В выступлениях лидеров российских протестантов дается оценка природы и причин кризиса, предлагаются способы преодоления его последствий. Основными путями выхода из кризиса являются, по мнению российских протестантов, глубокое переосмысление духовно-нравственных основ современного общества и более активная включенность протестантов в духовную и социально-экономическую жизнь, расширение форм социального служения.

5. В условиях затянувшегося переходного периода новейшей истории России, на который в последние годы наложился мировой финансово-экономический кризис, российский протестантизм имеет исторический шанс занять более важное место в процессах социально-экономической модернизации страны по сравнению с предшествующими этапами российской истории. Этому способствуют следующие факторы:

- укоренённость в культурно-историческом пространстве России основной части российских протестантов;

- численный рост последователей протестантских церквей в России;

- экономическая активность в сочетании с выраженной идеей социального служения, проявляющаяся на фоне заметной маргинализации части российского общества;

- отсутствие конфликтного измерения со стороны протестантских церквей в отношении к традиционным конфессиям России и государственным институтам.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что российские протестанты, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и экономически активного религиозного меньшинства, способного ускорить развитие страны.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы постижения роли протестантизма в переломные периоды истории России. Результаты работы могут быть востребованы при разработке образовательных программ, учебных курсов, предназначенных для студентов вузов,

переподготовки и переподготовки специалистов в области религиоведения и государственно- конфессиональных отношений.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. Основное содержание работы

Во Введении обоснована актуальность работы, сформулированы научная проблема, теоретико-методологические основания, степень её разработанности, определены цели, задачи, положения, выносимые на защиту, научная новизна, хронологические и тематические рамки, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе - Роль протестантизма в социально-экономическом и духовном развитии российского общества (историко-философский аспект) рассматриваются масштабы и глубина влияния протестантизма на духовную, общественно-политическую и экономическую жизнь России.

Первый параграф - «Влияние протестантизма на процессы социально-экономической и политической трансформации российского государства» - посвящен исследованию места

протестантизма в поворотных процессах и событиях в истории российского государства, а также значения протестантизма в создании условий для формирования экономики капиталистического общества и буржуазного типа личности.

Без изучения роли протестантизма в становлении буржуазной цивилизации трудно получить целостное представление о промышленном перевороте и, тем более, реконструировать процесс перехода от традиционного общества к обществу современному. Реформация содействовала развитию нового типа общественно-политической и экономической жизни многих стран мира. Протестантизм занимал заметное место в истории российского государства. Протестанты имели активные позиции в самых различных областях экономической жизни страны. Они занимались горным и литейным делом. Протестанты внесли заметный вклад в российскую культуру и науку, в реформы, проводимые Петром. Протестанты оказывали заметное влияние на общественно-политическую жизнь России. Они занимали видные государственные посты, руководили министерствами и ведомствами, участвовали в работе Государственной Думы.

В конце XIX — начале XX вв. протестантизм в России представлял сложное образование, включавшее баптизм, евангельское христианство, адвентизм. Эти организации отличались высокой дисциплинированностью, энергичной, хорошо поставленной внешней миссией, наличием организаторских и проповеднических кадров, проходивших теоретическую и миссионерскую подготовку, нередко и в зарубежных богословских колледжах.

Не приняв Октябрьской революции, протестантские объединения России противопоставили ей религиозную «революцию духа». Однако

вскоре руководители крупных протестантских объединений заняли лояльные позиции по отношению к советской власти. Это объяснялось тем, что правящая коммунистическая партия воспринимала сектантов как оппонентов «государственного православия».

Не вступая в противоречие со своими вероучительными принципами, некоторые протестантские организации находили точки соприкосновения с отдельными идеологическими установками власти, утвердившейся после октября 1917 года. Протестанты позитивно относились к поиску коммунистическими властями различных форм коллективного хозяйствования. В разных регионах России возникли совместные протестантские трудовые объединения. Однако в 1929 - 1930 гг.стали чиниться массовые препятствия деятельности евангельского христианства по всей стране, практически парализовавшие функционирование центральных и региональных структур протестантских объединений. В середине и второй половине 30-х годов репрессии аресты обрушились на руководителей и служителей протестантских церквей всех уровней, а также членов их семей. За годы советской власти протестанты в России претерпели тяжелые репрессии, остановившие рост и сократившие численность последователей.

Провозглашённая М.С. Горбачёвым перестройка и последовавший затем распад СССР и крушение господствовавшей идеологии создали благоприятные условия для распространения протестантизма. Одной из специфических черт религиозной жизни российского общества явилось значительное увеличение численности протестантов, протестантских религиозных объединений и широкое распространение протестантского вероучения. Сегодня для российского протестантизма характерна активная

жизненная позиция, участие в социальных преобразованиях, успешная хозяйственно-предпринимательская деятельность.

Одну из примечательных тенденций в современном российском протестантизме исследователи называют его «обрусением». Под этой тенденцией понимается скорее не столько преобладание русских среди последователей протестантизма, сколько настойчивое и последовательное обоснование укорененности протестантизма в истории России и её культуре. Истоки обвинений протестантизма в «чужеродности» России усматриваются некоторыми авторами в устойчивом противопоставлении России Западу. Наличие такого противопоставления не отрицается, однако это вовсе не исключает действия объединяющих факторов, значение и влияние которых сильнее факторов разделяющих.

Во втором параграфе - «Социальные позиции протестантских церквей об актуальных проблемах социально-экономического и духовного развития современной России» - исследуется содержание социальных позиций ведущих протестантских организаций России, поиски концептуального осмысления актуальных духовных и социальных проблем, способного отвечать на вызовы времени. Большое внимание уделяется дискуссиям в протестантских кругах, в ходе которых отмечаются многие недостатки социального учения протестантских объединений России, особенно рельефно обозначившиеся во время мирового финансового кризиса.

Кризис поставил перед протестантскими организациями массу вопросов, от чисто экономических до морально-нравственных. Одновременно кризис выявил и существенные изъяны в социальных позициях протестантских конфессий, в том числе и совсем недавно разработанных. Они обнаруживаются в содержании абстрактно-

назидательно сформулированных социально-экономических блоков, а главное - в отсутствии осмысленного и отлаженного механизма трансляции концептуальных установок в убеждения и деятельность людей. По этим и многим другим причинам содержание социальных позиций религиозных объединений чаще всего известно лишь церковнослужителям и не является «руководством к действию» для многочисленной паствы.

Как бы убедительно не были написаны тексты социальных концепций (позиций) протестантских церквей, они привлекают внимание лишь некоторых пасторов или небольшой прослойки духовно и интеллектуально продвинутых верующих. Для того чтобы продукты социальной мысли трансформировались в действия, оказывающие заметное влияние на различные сферы общественной жизни, необходимо наличие целого ряда условий. Эти условия формулируются и детально исследуются в публикациях авторитетных протестантских авторов. Одним из таких условий называется наличие у евангельских церквей возможности реализации духового потенциала.

Видные представители российского протестантизма по-разному относятся к крупным политическим событиям страны. Это, например, проявилось в оценках результатов декабрьских выборов 2011 г. и к призывам пересмотра объявленных Центризбиркомом итогов голосования со стороны глав некоторых протестантских церквей. Спустя пять дней после окончания выборов Сергей Ряховский — глава Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников) -выступил с открытым обращением к москвичам в связи с происходящими в Москве акциями, участники которых требовали пересмотра объявленных итогов голосования. Он признал наличие у нынешней власти недостатков,

но одновременно осудил тех, кто пытается «раскачать лодку». Иную позицию относительно митингов протеста, при этом представленную в развернутом формате, изложил в своём интервью Виталий Власенко, руководитель отдела внешних связей ЕХБ. Он назвал участие в митингах оппозиции не проявлением супергеройства, а способом выражения гражданской позиции. Другого взгляда на митинги оппозиции придерживается Александр Семченко, президент религиозного центра «Протестант». Не выборы, считает он, подвигли гражданское общество к протестам, а изменившееся время, изменившиеся методы общения людей, прежде всего Интернет.

Следует признать, что многие положения, содержащиеся в «Основах социальных позиций протестантских церквей России», в дальнейшем не получили развития, не стали темой обстоятельных обсуждений на форумах протестантских конфессий.

Вторая глава — «Российский протестантизм в условиях современного финансово-экономического кризиса» - содержит три параграфа.

В первом параграфе - Дискуссии о «Протестантской этике и духе капитализма» Макса Вебера в контексте мирового финансово-экономического кризиса» - рассматриваются дискуссии вокруг содержащегося в труде немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» вывода о влиянии религиозно-этических положений протестантизма на становление и развитие капитализма.

Наступивший в 2008 году глубокий финансово-экономический кризис пробудил повышенное внимание к творческому наследию Макса Вебера. Центральным в развернувшейся дискуссии оказался вопрос о

связи генезиса капитализма, основанного на протестантской этике, с переживаемым миром глубоким кризисом.

Полемика с веберовской теорией о влиянии протестантизма на генезис капитализма строится на утверждении универсальности законов современной хозяйственной жизни. Столь же универсальными являются и методы современного предпринимательства, которое, если имело в момент своего генезиса связи с определённой духовной культурой, то в «зрелом возрасте» их совершенно утратило и поэтому может прижиться в любой социокультурной среде.

Протестантская этика обвиняется в создании экономической модели, для которой выгода и нажива являются высшими целями хозяйствования.

Она даёт этим целям религиозно-нравственную санкцию, провозглашая их главными добродетелями трудовой деятельности. Религиозно- нравственная санкция погони за прибылью и накоплением дала старт социально-экономическому развитию, закономерно приведшему к глубокому финансово-экономическому кризису. В соответствии с такой логикой труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» трактуется как апология культа наживы и обогащения, оправдываемого и санкционируемого этикой протестантизма.

Оспаривается вывод Вебера о том, что существенные различия между социальным статусом и экономическими успехами католиков и протестантов в Европе объясняются, прежде всего, различиями в мировоззрении, заложенными в доктринах обеих конфессий. Выдвигается гипотеза о том, что распространение грамотности является одним из сильнейших факторов экономического роста.

Труды Макса Вебера, особенно его работа «Протестантская этика и дух капитализма», стали предметом дискуссий в среде российских

протестантов. В «Социальной позиции протестантских церквей России» отмечается роль протестантской этики в развитии свободного предпринимательства.

Макс Вебер, разумеется, не мог предвидеть изменений, охвативших функционирование экономической жизни, особенно во второй половине XX и начале XXI веков. Ряд таких изменений привел к увеличению неравенства между социальными группами, размыл совокупность отношений в духе доверия, надёжности, уважения к правилам, которые необходимы каждому гражданскому обществу. Но и в своих публикациях Вебер не идеализировал капитализм и не видел в протестантской этике решающего условия его стабильности и процветания.

Скрупулёзный и честный анализ Максом Вебером сложнейшей проблемы генезиса капитализма служит и предостережением от упрощённых и облегчённых подходов к осмыслению социально-экономических проблем, в том числе причин кризиса и путей его преодоления.

Во втором параграфе - «Природа и причины финансово-экономического кризиса в понимании российских иротестантов»-

раскрывается понимание российскими протестантами сущности финансово-экономического кризиса и его истоков.

Христианские, в том числе протестантские, религиозные организации во всем мире не остались безучастными к охватившему большинство государств глубокому и затяжному финансово-экономическому кризису. Лидеры мирового христианства своевременно и содержательно откликнулись на кризис, охвативший многие государства, проявив при этом редкое единомыслие.

Центральной темой публикаций протестантских авторов стало выяснение природы кризиса и причин, вызвавших столь масштабные потрясения социально-экономических основ современного общества. «Кризис чего?» - поисками ответа на этот вопрос заняты лидеры протестантских объединений России, теологи, публицисты. Некоторые из них сводят причины кризиса преимущественно к жадности и корыстолюбию банковских воротил, создавших виртуальную экономику. Напоминается о греховности происхождения финансового (банковского) капитала, противоречии его природы Священному Писанию, одной из заповедей Моисея: не давай деньги в рост.

В выступлениях лидеров российского протестантизма причины кризиса продуцируются из состояния российского общества. Отмечается раздвоенность и неопределённость современного государства в экономике, идеологии и политике. Указывается отсутствие у государства целеполагающей идеи, объединяющей россиян. Такое государство не способно эффективно противостоять кризисным явлениям, своевременно разрабатывать комплекс мер, ослабляющих негативные последствия кризиса.

В третьем параграфе - «Российские протестанты о преодолении и предупреждении кризисных явлений» - исследуются содержащиеся в протестантской литературе предложения по преодолению последствий кризисов и способам их предотвращения.

Глубокий кризис поставил на повестку дня вопросы о возможности его повторения, а также о том, насколько хорошо мир научился извлекать уроки из прошлого. В некоторых публикациях протестантских авторов проводится мысль о том, что сегодня никто, включая даже самых известных аналитиков, не может предсказать, наступит следующий

кризис или нет. И хотя многие страны столкнулись с кризисом в условиях растущей глобализации экономики, а события в одной стране неизбежно отражаются на других странах, нет ни одного государства, которое на сегодняшний день знало бы точный ответ, как защититься от следующего кризиса. В то же время подчёркивается, что такая неопределённость и непредсказуемость не должны обескураживать верующих. Прошедший и будущий кризис им надлежит оценивать через призму Священного Писания, призывающего не терять присутствия духа и всегда сохранять оптимизм, уповая на помощь Бога. Тем самым земные измерения кризиса и его причин непременно должны быть дополнены, углублены библейским измерением этого явления.

Религиозный фактор проявляется при выборе характера и направленности действий, призванных преодолевать трудности экономического кризиса, хотя верующие, как правило, менее склонны к радикальным действиям и больше приспосабливаются к тяготам, а также больше доверяют властным институтам.

Необходимым условием результативного противодействия кризисным процессам является полноценное включение протестантов в общественные и духовные процессы современной России. Традиционных форм социальной работы - оказания помощи неимущим и престарелым, тюремного служения - недостаточно для превращения протестантизма в активного субъекта общественной жизни.

И всё же преодоление кризиса осмысливается в протестантизме не только и не столько как изживание материальных (социально-экономических) его причин, сколько как масштабное и глубокое переосмысление духовных основ современного общества.

В Заключении подводятся итоги работы, предлагаются рекомендации по повышению уровня исследования роли протестантизма в развитии российского общества в переходные исторические этапы и отношения российских протестантских организаций к мировому финансово-экономическому кризису.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях в ведущих рецензируемых изданиях, определенных ВАК:

1. Тихоненко О.О. «Протестантская этика» Макса Вебера в контексте финансово-экономического кризиса //Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. - 0,6 п.л.

2. Тихоненко О.О. Социальные учения протестантских объединений в России//Социология власти: Научный и общественно-политический журнал. 2012. №1.-0,5 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в.

Тихоненко Олег Олегович

Научный руководитель:

Кравчук Вероника Владимировна,

кандидат философских наук, доцент

Изготовление оригинал-макета Тихоненко О.О.

Подписано в печать_2013. Тираж_экз. Усл. п.л.

 

Текст диссертации на тему "Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в."

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений

Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса

в начале XXI в.

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

04201454178

На правах рукописи

Тихоненко Олег Олегович

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

Кравчук В.В., кандидат философских

наук, доцент

Москва -2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Роль протестантизма в социально-экономическом и духовном развитии российского общества (историко-философский

аспект)............................................................................................................................................................6

1.1. Влияние протестантизма на процессы социально-экономической и политической трансформации российского

государства................................................................................................................................................16

1.2 Социальные позиции протестантских церквей об актуальных проблемах социально-экономического и духовного

развития современной России..............................................................................................53

Глава 2. Российский протестантизм в условиях современного финансово-экономического кризиса................................................................................78

2.1. Дискуссии о «Протестантской этике и духе капитализма» Макса Вебера в контексте мирового финансово- экономического кризиса.............................................................................. 78

2.2. Природа и причины финансово-экономического кризиса

в понимании российских протестантов.................................... 101

2.3. Российские протестанты о преодолении и предупреждении кризисных явлений....................................... 115

Заключение............................................................... 122

Список использованных источников и литературы............. 137

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Исследование посвящено изучению роли протестантизма в социально-экономических процессах, проходящих в современной России. В диссертации даётся оценка социальных учений протестантских объединений России, рассматривается их отношение к финансово-экономическому кризису. В работе раскрывается содержаний дискуссий о значении труда Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» в понимании влияния нравственно-религиозных установок протестантизма на становление капитализма.

Мировые религии, крупные конфессии играли большую роль в истории народов и государств, в формировании и укреплении государственности, защите национальных интересов. Буддизм, ислам, направления в христианстве (католицизм, православие, протестантизм) и в наши дни занимают существенное место в культуре и менталитете сотен миллионов людей различных стран и континентов. Ведущие конфессии играли важную роль в переломные исторические периоды. Они активно влияли на перемены в формах хозяйствования, государственном устройстве, системе образования, модели государственно-конфессиональных отношений. Имеется обширная литература, в которой исследуется влияние религии на многие сферы общественно-политической жизни, формирование жизненного уклада и психологию различных слоёв населения.

Большое влияние на духовную, общественно-политическую и

экономическую жизнь многих стран мира оказал протестантизм. В

настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием

в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой

Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм

является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с

католицизмом). Без изучения роли протестантизма в становлении

буржуазной цивилизации трудно получить целостное представление о

з

промышленном перевороте и, тем более, реконструировать процесс перехода от традиционного общества к обществу современному. Реформация, неразрывно связанная с протестантизмом, была направлена не только на реформирование католической версии христианства, но и способствовала ослаблению основ феодального строя, становлению капиталистической экономики. Реформация содействовала развитию демократии не только в церковной, но общественно-политической и экономической жизни многих стран мира.

Существует множество подходов в трактовках вклада протестантизма в «цивилизационный скачок», в формирование буржуазного этоса. Широкое распространение имеет и отрицание позитивного влияния протестантизма на ход истории. Оно исходит не только от конфессий, не разделяющих вероучение протестантизма, но и от политических элит, придерживающихся негативной позиции по иным соображениям, например, геополитическим.

Потребность в специальном исследовании роли протестантизма в переломных исторических событиях актуализирует глобальный финансово-экономический кризис, вызвавший широкие дискуссии в общественно-политических, научных, религиозных кругах о его причинах, последствиях и путях их преодоления. Кризис вновь пробудил интерес к наследию Макса Вебера, прежде всего к его работе «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим осмыслением учения Макса Вебера о ведущей роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Кризис стал и поводом переосмысления содержания социальных позиций основных протестантских объединений России, особенно разделов, трактующих отношение протестантизма к обществу и личности, государству, устройству хозяйственной жизни, образованию и воспитанию. Поэтому изучение роли протестантизма в переломные этапы российской истории представляется

чрезвычайно актуальной и важной задачей для современного религиоведения.

Актуальность теме исследования придаёт происходящий рост численности последователей протестантизма в современной России. Протестантизм стал значимым явлением в религиозно-духовной и социально-политической жизни российского общества. В российском протестантизме происходят процессы поиска идентичности и обновления содержания социальных концепций. Протестантские объединения России живо откликаются на заметные события социальной - политической жизни страны. Это наглядно проявилось в отношении протестантских объединений России к финансово- экономическому кризису. Лидерами протестантских организаций, теологами и публицистами выдвигались трактовки природы и причин кризиса, предлагались пути преодоления кризиса и его недопущения.

Хронологические рамки исследования охватывают период от появления протестантизма в России (XVI в.) до наших дней. Особенное внимание уделяется роли протестантизма в переломные эпохи истории страны. Относительно тематических рамок работы считаем необходимым отметить следующее: диссертант понимает, что более широкое использование материала, связанного с влиянием протестантизма на развитие социально-экономических процессов в Западной Европе и США, существенно обогатило бы теоретическую часть исследования, представило бы значительный сравнительный материал. Но, как представляется, это, с одной стороны, значительно расширило бы рамки диссертационного исследования, выведя его за пределы изначально заявленных, с другой, рассмотренные в первой главе вопросы, по мнению автора, в целом содержат в себе основные посылки для дальнейшего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В некоторых

исследованиях отечественных авторов протестантизм рассматривается как

социокультурная универсалия, обладающая всемирно-историческим

значением. Конкретной иллюстрацией подобного подхода выступает

5

Реформация, являющаяся специфическим отражением цивилизационных изменений. Такого подхода придерживаются и протестантские авторы, в их публикациях прослеживается связь протестантских движений, сопровождающих Реформацию, с процессами модернизации, вызванных реформами Петра I.

I

Влияние протестантизма на процессы модернизации в России отличалось от роли и места протестантизма в модернизационных процессах стран Европы. В России носителями протестантской веры были иностранцы, приезжавшие по приглашению верховной власти. И сама модернизация инициировалась сверху, участие в ней иностранцев, исповедовавших «чужую веру», наталкивалась на противодействие местных властей и православного духовенства 1.

Место и роль протестантизма в становлении капитализма отражены во многих публикациях и диссертационных исследованиях, как зарубежных, так и отечественных. Отечественными историками и философами, социологами и религиоведами нескольких поколений исследованы труды Макса Вебера, в том числе его работа «Протестантская этика и дух капитализма». В публикациях академика А.И.Неусыхина, члена-корреспондента РАН П.П.Гайденко, профессора Ю.Н.Давыдова и других ученых обстоятельно и глубоко исследуется содержание основного труда Макса Вебера, показывается влияние религиозно-этических наставлений протестантизма на становление капитализма, раскрывается содержание различных оценок труда «Протестантская этика и дух капитализма».

Зарубина H.H. в монографии «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации» видит методологическую плодотворность и актуальность «Протестантской этики и духа капитализма» в выявлении роли социокультурных предпосылок в существующей системе хозяйствования. Эти идеи были развиты

ч 1 Лавренов С.Э. Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-

философский анализ. Дисс. к. ф. н. Рос. гос. пед ун-т. СПб, 2008.http//www dissercat com./ content/postsovetskaya modrrnizatsya -i- protestantism-vsovremennost- rossit-sotsiano- filosofskii-an

Н.Н.Зарубиной в докторской диссертации «Хозяйственная культура как фактор модернизации»1.

Специфика российского протестантизма, его роль в жизни царской, советской и посткоммунистической России получила отражение во многих публикациях и диссертационных исследованиях. В них воссоздана история и обстоятельства появления и распространения протестантизма на территории России, участие протестантов в общественно-политической и экономической жизни, показано отношение властей к различным ответвлениям протестантизма и его последователям. Роль протестантизма в общественно-политической жизни России в XX веке раскрывается в монографии Т.К.Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах»2.

Протестантские авторы видят совпадение социальных программ протестантизма с целями проводимых политических реформ. Как считает протестантский пастор, кандидат философских наук С.Э.Лавренов, социальные программы протестантов России по многим параметрам совпадают с целями политических реформ3.

Отечественными религиоведами исследованы адаптации протестантских сообществ к изменениям социальных и политических условий из существования. О.А.Боковой анализируются предпосылки для развития теологии российских ЕХБ 4.

Современный российский протестантизм изучался в ходе полевых исследований, результаты которых были опубликованы в энциклопедии «Современная религиозная жизнь России». Большинство статей в этой

1 Зарубина н H Хозяйственная культура как факто модернизации Http/www dissland com catalog/hozyasvennaya kultura kak factor modernizatsii html

2 Никольская TK Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах СПб Изд- во Европейского университета, 2009,

3 Лавренов С Э Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России социально-философский анализ Дисс к ф н рос гос пед ун-т СПб, 2008.http//www dissercat com / content/postsovetskaya modrrnizatsya -i- protestantism-vsovremennost- rossit-sotsiano- filosofsku-an

4 Бокова О А Теология российских евангельских христиан - баптистов на рубеже XX и XXI веков dissercat com content evangelskish baptistov vekov

публикации принадлежат исследователям протестантизма в России С.Б.Филатову и Р.Н.Лункину.1

Предметом исследования отечественных авторов является социальной служение религиозных организаций, в том числе протестантских. Рассматриваются содержание и формы социального служения, специфические особенности этой формы деятельности у различных религиозных объединений.2

Ряд работ посвящен исследованию пятидесятничества - одного из наиболее распространённых направлений в современном российском протестантизме. При этом повышенное внимание учёных привлекает деятельность неопятидесятнических объединений, демонстрирующих не только количественный рост последователей, но и активно реагирующих на социальные и политические проблемы российского общества. Особенности вероучения и социальных позиций неопятидесятнических объединений рассматриваются в работах О.В.Куропаткиной и И.В.Скоробогатовой.

В кандидатской диссертации М.В.Рудакова «Протестантизм как феномен культуры XX века» показывается влияние Реформации на европейскую и мировую культуру, рассматривается трансформация идеалов протестантизма в социокультурном пространстве XX века.3

В работах российских исследователей раскрывается содержание кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Опыт реализации этой модели широко представлен в странах с преобладанием протестантского населения. Некоторые положения этой

1 Протестантизм// Современная религиозная жизнь России. М.: Логос. Т. II, 2003

2 Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Дисс. к. культурологии. М, Российский государственный гуманитарный университет,2009, Скоробогатова И.В. Феномен « харизматизма» в христианстве: история и современность // Вестник христианской гуманитарной академии т. II, вып. 2. Изд- во РХГА, СПб, 2010

3 Рудаков М.В, Протестантизм как феномен культуры XX века. Автореф. дисс. к. культурологии. М.: Госакадемия славянской культуры, 2001.

модели, по мнению профессора Е.М Мирошниковой1, могли бы быть успешно использованы в России.

В то же время в отечественной литературе недостаточно исследованы роль и место протестантизма в переломные этапы истории России. Особую актуальность изучения этой проблеме придаёт многократное увеличение в России численности протестантских организаций, разработка и публикация ими Основ социальных позиций (концепций).

В религиоведении недостаточно внимания уделяется исследованию новых тенденций в социальных учениях и социальной деятельности российского протестантизма. В последнее десятилетие в социальных концепциях и реализуемых социальных проектах протестантских объединений России произошла заметная эволюция, требующая углублённого осмысления.

Отсутствуют работы, исследующие усилия российских протестантских объединений, направленные на придание социальным позициям протестантских организаций большей эффективности, гибкости, преодоления маргинальное™, невысокого социального статуса российских протестантов, их незначительного влияния на общественные процессы. В отечественном религиоведении не нашло отражение отношение российского протестантизма к финансово-экономическому кризису, его природе, причинам, последствиям и преодолению.

Объектом исследования являются современные российские

протестантские объединения, их институциональное взаимодействие с

*

гражданским обществом

Предмет исследования: влияние протестантизма на трансформации российского общества.

' Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. Москва, Изд-во Института Европы РАН,2007.

Цель исследования - посредством религиоведческого и исторического анализа выявить и концептуализировать роль протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- определить базовые характеристики и основные особенности российского протестантизма на разных этапах истории российского государства;

- выявить направленность и содержание основных тенденций в развитии социального учения протестантских организаций России;

- раскрыть место наследия Макса Вебера, его работы « Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;

выявить характер участия протестантов в трансформациях российского общества;

- проанализировать поиски идентичности российского протестантизма в историко-культурных условиях России;

- рассмотреть отношение протестантских объединений России к современному финансово-экономическому кризису.

оценить социально-экономический потенциал современного российского протестантизма и возможности его влияния на различные стороны жизни российского общества;

Те