автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Ростислав Владимирович Захаров и проблемы балетной режиссуры тридцатых - сороковых годов

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Дементьева, Нина Федоровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Ростислав Владимирович Захаров и проблемы балетной режиссуры тридцатых - сороковых годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ростислав Владимирович Захаров и проблемы балетной режиссуры тридцатых - сороковых годов"

РГ6 од

/ 3 МАЯ 1933

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ГИТИС)

Кафедра хореографии

На правах рукописи

ДЕМЕНТЬЕВА Нина Федоровна

РОСТИСЛАВ ВЛАДИМЙРОВИЧ ЗАХАРОВ И ПРОБЛЕМЫ БАЛЕТНОЙ РЕЖИССУРЫ ТРИДЦАТЫХ — СОРОКОВЫХ ГОДОВ

Специальность 17.00.01—театральное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва, 1993 г.

Работа выполнена на кафедре хореографии Российской Академии театрального искусства — ГИТИС.

РУКОВОДИТЕЛЬ: профессор Н. И. Эльяш.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор искусствоведения, профессор Ю. А. Дмитриев,

кандидат философских наук В. И. Уральская.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Киргизский институт искусств им. Б. Бепшеналиевой.

/'■ ! ( О / С ^

.Защита состоится « /'. . » . '.-.'-у . . 1993 г. п .

часов на з-аседаипн специализированного Совета К.092.02.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения Российской Академии театрального искусства — ГИТИС.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии (Москва, Собиновский пер., 6).

Реферат разослан « V)

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения,

профессор К. Л. Мелик-Пашаева

Общая характеристика работы

ДОссертац<я."Ростислав Владашрошч Захаров и проблемы балетной режиссуры тридцатых-сороковых годов" посвящена исследованию творчества балетмейстера, решссера, педагога Р.В.31 — зррова, его вдаяния ка становление реалюгаческого направления в балете, днали спектаклей атого режиссера-хореографа дает возможность выявить как позитивные, так и те противоречивые художественные процессы,, которые характерны для направления получившего название "хореодраиа"'.

Хридцатые-сороковые года - период активного творчества Р.В.Захарова. G его именем связано создание балетов! "Бахчисарайски й. фонтан"' Б.В.Асафьева /1934 г./, полокивиий начало ба летной "пушкиниане"', "Утраченные иллюзии" Б.В.Асафьева /1936 г./, "Кавказский пленник"' Б-ВД.сафьева /1938 г./, "Золушка"' С.С:Про — кофьева, /1945 г./, "Барышня-крестьянка." Б.В.Асафьева. /1946 г./, ■ "Медный всадник"'Р.iklVHapai /1949 г./ и др.

Не осталась без внимания и pesiccypa оперных спектаклей,осу-щеогвланныь Р.В.Захаровыи; "Руслан и Людмила"' м.и.Глшкя /1937 v.¿ "Кармеи"'Ж.Шза /1953 г./, "Вильгельм Телль"' Дя.Россини /1942 г./. Значительную часть творчества балетиейстера занимают постанови ганцев в оперных спектаклях; "Двак Сусанин"'Ц.И.Глинки /1939 г./, "Аида"' Дх.Верда. /1951 г./, "Сорочинская ярмарка*" М.П.Мусоргского '1952 г./.

Балеты Р.В.Захарова получим не только самое широкое: распространение ка сценах России и сосз'ных республик, но и во многах транах мара. В этих спектаклях, утвердилась школа актерского астерства, щинесшая славу .советскому балетному искусству.

Такие мастера как Г-С.Уланова, М.Т.Семенова, О.В.Лепешиская, Р.С.Стручкова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.М.Чабукиани, К.М.Сергеев, 'А.Е.Ермолаев, В.В.Васильев, М.Л.Лавровский, М.Р.Игепа и др. вошли в исторш советского балета, создала русскую школу актерского (Залетного мастерства.

В тридцатые-сороковые годы перед балетным искусством бши составлены очень важные задачи режиссуры, актерского мастерст -ва в балетном спектакле, сформтровался новый герой.

Мастера, балетного театра обращаяхсь к .большой литературе; к А.С.Пушкину, О.Бальзаку, Н.В.Вэголю, В.Шексшру и это потра;-бовало! пересмотра градаоюнной сценической партитуры и самого подхода к созданию спектакля. "

Балетная режиссура, как и другие гиды искусства, несет в. себе ясрты времени, разштие культуры и их взаимосвязь. Историческое место балетмейстеров тридцатых-сороковых годов о и ш -янившми и негативным! явлениям, имеет огромное значение в разжтии советского; балетного искусства.

Очень вахен приход в балетный, театр композиторов Б.В.Асафье-•ва,.Р.М.ГгаэЕа, С.С.Прокофьева, создавпих в эти годы балеты, вошедаие в "золотой фонд" русской культуры.

Вместе с тем, уже в этот перюд структура, поэтика хореодра-Ш1 несла в себе черты, .которые пр! признании ее эстетики, как, единственного направления в разнили балетного искусства, пряво-ли к негативным- явлениям в- истории балета. Этому, способствовало и то, что страна зила в изоляции от шрового рдзттяд балетного театра. Решссеры-балетыейстеры тридцатых-сороковых годов считали, что? балетному театру доступны все темы., в этом была из оайбка»

Анализу тэяпшшх и негативных: явлений г творчестве Р.В.За*

харова посвящена данная работа.

В дассергаизи также рассматривается влияние самого' Р.В.Ззха-роЕа1 как художественной дачносш на его современников и после. — дователей, 'чей метод связан с разштнем принципов хореодрама.

Объектом нашего исследования являются режиссерские принда — 1ш и эстетические взгляды балетмейстера Р.В.Захарова, изучаемые в дассертащи с позащй того времени, и то в-нягае, которое-оказал этот мастер на хореографическое искусство XX века.

Предметом исследования стал* работы Р.В.Захарова и другах балетмейстеров, твор1ваих. в одно время с мастером.

Особенно ваяно для исследователя показать гаков влияние на эстетические взгляды хореографов тридцатых-сороковых годов, оказал! мастера прошлого, как во с при га мал! с ь трададая и в чем. состояло новаторство' их творческого метода.

Творчество хореографа - автора - сочинителя балетного спек. — таклл отмечено, презде всего, хореографическим, текстом. Хсресг— граф1ческлй. замысел, связан с музыкальной драматургией, но, вместе с тем, существует относительная свобода, избирательность пра сочяныиа хо ре о граф! ч е с ко го текста. На одну и ту ае музыку и одну и ту хе тему создаются два различных спектакля разика ыастераш, так как какдый. из шх содержит в себе яндашдуаль — кость_ художника, его почерка, своеобразие его сценического ыш-легая. Примером когут служть два сцектакля "Золушка" на ыузнку С.С.Прокофьева, создасавинеся в одно и то- ко_время в Москве — ' Р.В.Захаровш, в Ленинграде - К.М.Сергеевым; "Кавказский плен-гак" Р.В.Захарова и Л.?.!.Лйвровского я др.

Целью данного исследования является анализ и теореглческое. осмысление приндапов балетной ре.тлссуры гридцатых-сороковшс го—

дов. Для осуществления этой цели ставятся определенные задачи:

— Выявление связей балетмейстерского искусства с художесх -венныда веяниям: времени.

— лная1э слагаемых спектакля на примере репертуара тридца. — тих-сороковых годов - пер!ода расцвета хореодраыы. Главное внимание сосредотачивается на танцевальной партитуре спектак — ля. В центре анал1за — произведения Р.В.Захарова, как наиболее яркого выразителя как положительных, так и кегативйих тендеи —

. и»¡'. художественного процесса.

Автор стрем!тся дать последовательное представление о ста — ноилонии балетного искусства в трииатые-сороковые годы, про -анализировать художественную систему, сложившуюся .в зтот исто-р.ческий период, показать, как, продолжая традиции своих предшественников, Р.В.Захаров развивал их в своем творчестве.

Разите периферийных театров в тридцатые годи обуслашмьа-лось именно этим синтезом, технику танца испоянктел! молодых театров проходал! на ежедневных тренировочных занятиях, в изучении законов актерского искусства при подготовке спектаклей. Процесс этот характерец для этого периода, так как новый исполнительский стиль утверждался в старейпих акадешческих театрах. Ордером могут служить - Большой театр в Москве и театр оперы а балета в Ленинграде»

Актуальность исследования.. Хореографческое искусство прош -ло дл!шшй исторический путь; Невозможно понять разит я балетного искусства сегодняшнего дня без днал1аа творчества пред -шествуаних мастеров.

Осмысленно гтапа тридцатых-сороковых годов в разштии саленного искусства, его достижений и просчетов вызывает необхода — мость тщательного исследования творчества'Р.В^Захарова, аваля—

.5»

за его сценических работ, сопоставление с рабогаш другах ре— гассеров-балетмейстеров. Цршпвпы форшрошгая балетного ' 'репертуара, задач;! релиссури, актерского мастерства, утверзда -1ме нового'героя - проблем актуальные по сей день. Творчество резассеров-балетмейстеров, работавших в т|Пдцатие-сороко — рие годи, созданиях целое направление в балетном искусство, названное хореодрамой, было' не только поиском тех лет, оно оказало огромное астяиао на разите балетного искусства XX века.-

Методологической основой исследования. являются положения,' труды водусих отечественных балетоведов, щшадпы искусствоведческого анал!за таких известных ученых как:. В.М.Красовской, Н.И.Эльяла, Ю.И.Слонимского, .-ЮЛ.Бахруиипа, В.ПЛГганга, А.Я.Е-а- • Пановой, а такха .точные встреч;: диссертанта с Р.В.Ззхаровш,!,.' А..!'»!/'2сссрвро:.'. « друппи вндавдипся мастерам, принадлежащая поколению,тршштнх годов. В гачестпе научно-теоретической'ос,— новы лзссертацни использованы работы ^илосойов, исторг! ко в, и о — кусстю верти, театральных, резлссеров, посвященные вопросам раз— шгая театрального искусства.

Многоаслектный характер исследовагмя потребовал от дяссер -тан та- изучения .тачного' архава .5?; В. Захарова; проведения мголсест-ва бесэд с млстерамл оперного искусства, балетного- кскусстгд, художмкаш -г знакомства с архаваш ЦГАВГ и ЛГАЛГ, музея. кл.А.А.Бзхруиина, музея 1лБТ к изучешя вроссн того времени,, Вроводалюь аналнзи режясссрсгах; работ круппейнйх мастеров ба — яета того* вреиеш!. Изучалась структура Сад'этов, .танцевальная, ссксака, ео пзаишевязь с вантсшыоЯ и кестом. ¡*зулеш;е наибо— ;ео знача тельных, балетных. произведений тонеров тр1даатыгг-со ~ зокових. годов бралось за основу.

. Научная комзна исследования. Творчество Р.В.Захарова шроко освещалось в советской, и зарубежной прессе. Однако,комплексного исследования его работ, - режиссерского метода, балетмейстерской

п педагогической, деятельности до сегодняшнего дня не существует. *

Особенно ванны теоретические взгляды мастера, изложенные в его1 книгах, по искусству балетмейстера, в связа с анализом к сопос — тавлением с ого творческой практикой. В дассертацш про вода тел сравнительный анализ творчества Захарова с творчеством балет мейстеров: К.С.Сергеева, В.Ы.Чабукиани, B.'.l.Байионека, Л.М.Лавровского. Исследователь затрагивает"вопроси значения фольклора и его интерпретадаи в балетном искусстве того времени, его от — ли'sie от народного сценического танца балетов прошлого, как, например, "Раймонда"' Ц.Пети па.

Практическая значимость работы заключается в том, что выю — до, сделанные в результате исследования творчества одного из интересных мастеров балетного искусства XX века Р.В.Захарова, Ш17* послужить, отправной точкой для понимания задач балетного искусства сегодня.

"В результате анализа.-достоинств и недостатков реалястическо-го направления советского балетного искусства тр1дцатых-сороко— вых годов становится понятным, что было ценно, а что - неудав -шейод. попыткой, противоречащей природе (Залетного театра. Творчество мастеров: Р.В.Захарова, В.'Л.Вайнонена, К.Н.Сергеева, В.М.Чабукиаш, Л.[¿¿Лавровского но -может быть просто зачеркнута как нельзя зачеркнуть режиссуру; "Бахчисарайского фонтана"', аж актерские работы Г.С.Улановой, А..И.Ермодаева, К. (¿.Сергеева, О.В.Ьепошиской, P.C.Стручковой. Мастера тртдцатих-сороковых годов'пра всеа различии талантов внутренне близки друг другу, хягохопиеи к определенной, системе, созданиём. ийихолошчеокого

- образа в балетном спектакле.

#

Припиши творчества реяяссера-балетмейстера, тесная связь о исполнителем - метод, утвердавшйся в xpiдцатие-сороковые. года.

Результаты данного исследования, привлеченный фактический материал дают возможность восполнить пробел, пмехдайся в лт — тературз по история советского балетного искусства и могут быть использованы при чтении лекций. в вузах культуры и искусства, а так же при составлении учебных пособий по данным дас— цаплшам.

А пробив л работы. Основные положения работы легла в мате. — риал статей научного и критического плана, опубликованные а период, подготовки дассертащи в журналах.

Был! прочитаны лекции о творчестве Р.В.Захарова в Соиза театральных, деятелей России для студентов кафедры хореография, театральном ыузсо им.A.A. Езхрушна, в театрах России во время творческих командировок.

t Дюсертадая обсуждена на кафедре хореографии и спецлал!31 -рованном совоте Российской. Акадоши театрального искусства, и рекомендована к заидте.

Объем п структура етссертадаи. Общ'.Й. объем дассертащга. составляет 376 страниц. Она состоит из введешл, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников^ •

Содержат о дгссергащи.

Во введении дается обоснование темы; обзор ее разработан —

ь

поста в лттературе, отмечается актуальность исследования, ora новизна а .практическая ценность, определяются цели п- задачи.

В дассертают анализируются сущностные характеристики балет—

о

ного театра, новые темы, новые £юрны спектакля, новая ясголпя —

тельская школа, родавваяся в тридцатие-сороковие годи. Балетная регяссура дала возможность утвордаться ювоыу направлений в советском балетиом театре, получившему яазваше хореодраны, утвэрздаюному реалютячоский «вход творчества па Салатной сцене..

АШЛ10 осуществляется в тематической последовательности • • * . ^ глав, ' . '

. р первой глава диссертации "Поиски нового" - рассматриваются проблемы трададай и новаторства, в центре шаыаная автора взаимосвязь творчества <!алгтиейстеро1ыюваторов начала века,сыгранных огретую роль в форшровагсш зстотаческах взглядов мастеров следующего поколения: творчество цЛ5.сок:иа - как мастера таи— «овального сн цинизма, утвердашего ого как самостоятельного стиля в балетном театре; творчество видающегося мастера Лзоццка Еаланчпна.

Алхор исследует еволхвдш выразителышх средств у мастеров

двахидткх годов на примере деятельно ст.: А.Л.Горского, показы - •

ваит рааштае балетного искуссхьа в. плане ого демократ.!задай, .

лрЮлкашия к вкусам. более шрокого зрителя и в сеяз< о —

калек. новых, тем к нового хореографического языка. Л.Л.Горский.

ушел от устаревших канонов, уол:л рш-иссарскую сторслу балет-в

лих спектаклей, особенно ансамблей.

Очень вааиыы фактором является слом старой установленной трададаи -- раздельного суасстзовамя в балета танца н панто — ¿имы, Усилились требоьашя к йсторнческой достоверности лошя спектакля, точности лац; опал ¿лого колорхтд,

'йюрчоство К.Я.ХЬлойзовского, считавшего евших,учителя»; Л.Л.Горского и М.М.йоккиа, отличалось шнеком нового салзстоя— телыюго пуни Если А «Л.ГорсгаЕ придавал тлавЕяствуняге ааач&-

ше с глету, М.М.бокин - структурным формам и стилютикс, то реляссерское мышлеше К.Я.Голейзовского было направлено,прежде всего, на раскрытие актерской индавидуальности. 2С.Я.1Ьлей— зовскай создал новый стиль актерского мастерства в балете, раскрывши более ярко внутренний шр героя. Отспда пояски са-((Обытных средств выразительноста; стремление к иной танцевальной лекетке, рптжчяой и музыкальной пантошме, к более сво — бодноЯ пластике. Акцент сташлся т индишдуальность исполни— • теля, способного выразить телом тончайвие дшжеиая человеческой. дуни. Другой из иитереснейоих реяиссероа-хореографов того времена - Ф.ВЛопухоп в своем балете "Вел1чно шроздания" Л.Бетховена мыедал пространственно-композиционным! формам! г невольно отодвигая актора на. второй план. Поиски балетмейстера новой, лексики в спорте, цирковом искусство перекликались с идеям! "пролоткультовцев"'.

Одан из центральных вопросов создай!я балетного спектакля: соотпояенио танца я пантошмы в балетной партитуре., в разные эпохи этот процесс, был различным. Балетмейстеры трндцатых-соро— новых, годов вел! борьбу с иллвстратавной пантошмой, вырабаты — вал! у актеров осмысленность нетанцевального жеста, ми.яку, обусловленную эмэцюнально-псйхолотачесгам состоянием героев. Элемент пантошмы бил введен в структуру пластического образа. ' ГСро'блет соотноше1Ия пантошмы и танца станотлась в эти го--ды предметом дискуссий и споров.. '

'Задача режиссуры в согласованности слагаешх спектакля, гда релиссср-балетмейстер, художник 'и' аятеры выступают^ единство, выявляя философский смысл произведения.

Балетная режиссура, как и-друше виды искусства, несет в' себе черты времеш, разгатая культуры и их взаимосвязь.

В многоактных балетах этого времени нередко с прологом и эпилогом, связанных с традициям! прошлого, большое место отводилось массовым сценам.-

Речь шла о выверенном образном и пространственном рисунке массовых сцен, который помогал раскрытию сюжетов, созданию . атмосферы с чертами эпохи и социальной среды.

Во второй главе диссертации "темы и образы" - исследуется опыт балетмейстеров В.И.ВайнонеКа, Р.В.Захарова, Л.М.Лавров — ского, В.М.Чабукиани, К.М.Сергеева выдшнувимх свою художественную программу.

В.И.Вайконеи в балете "Пламя Парижа" Б.В.ЛсафьеФ еще испытывал вдаяние массовых зрелищ двадцатых годов. Автор дассер — тавдя отмечает недостаточность разработок драматургических узлов балета, схематичность актерских образов.

Постепенно драматург,:г. балета провозглашается главным носителем идеи и смысла спектакля.

И У, Р.В.Захарова, и у Л.М.Лавровского раскрытие теми било сверхзадачей всего спектакля. В творческом' иишленая Салетмей с'геров этого, периода преобладало стремление идти'от драыатур — лги к хореографии. Они стрешлюь подчинить спедафике театра; специфику балета, шп от драматургической сути замысла к. средствам танца. •

На формироваше творческого'метода Р.В.Захарова большое викие оказала труды французского теоретика Е.-Ж.Повевда. Однако, Р.В.Захаров ввдтнул свою'собственную художественную программу, гд&: стрелялся связать давнио традиции со своиш ИДЙЯШ. . • ' " ' .

Решающее эначеше в балетном спектакле имеет сюжет, который строится на конфликте, соответственно драматургии: завязка.

.действие, кульшнация и развязка схкета. Р.В.Захаров считает, что :. "Балетный спектакль - это синтетическое театральное: представление. Он органически соединяет в себе драматурга», музыку, хореографию, искусство шштоьнмы, косткшга-декорацюн-иое оформление и живое исполштельское мастерство акторов., Основная цель балетного спектакля-- выражение средствахорео -графш содержав!я пьесы, оеидеи, взаимоотношения действуюаих. лщ".^

В дассертащи автор ставят вопрос о связи и дала сходство творческих методов создания спектакля у М.И.Петапа и у Р.В.Захарова. Примером могут служить "Спяадя красавица"' П.И .Чайков -ского -у М.И.Пеетпа и "иадпый.всадник"' Р.Глиэра у. Р.В.Захарова.

С целью проследать становление метода балетмейстера Р.В.Захарова в дассертавдя излагается его' творческий путь, основано вехи в становлении .его мастерства.

Начало творческой деятельности Р.В.Захарова относится к концу двадцатых - началу тридцатых годов. Значительным, событием. в его работе, была постановка танцев пер'етдок. б опера м.П.Мусоргского "Ховаищта"' в Ленинградском театре оперы и балета^ . Обратил! на себя вшиаше концертные номера Р.В.Захарова "Зеркало империализма" на муз.Л.Фпжа, "франдая к Америка", "Паноптикум"', "Дездемона я Отелло"' на муз.А.А.Крейна, "Вальс"'И.Штрауса, '"Молдаванеска"', —в постановках которых наблюдалось, удави— тельное опущзняо сталл я характера времена.

Обращошо к А.С.Пушкину в балете "Бахчисарайский фонтан" принесло ^еетссору-балетмейстеру настоящую славу,

I/ Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М., Искусство"', 1354. -С. 114. •

¿втор в дассертадаи исследует методику применения Р.В.За — харовым известного в драматическом театре тех лет метода "застольного чтения"'.- В балете этот метод применялся впервые, что привело к принципиально новому способу в разработке сценического образа.

. система к.С.Станиславского сыграла очень большую роль а . обновлении постановочных и исполнительских приемов в хореографии. - 1

Р.В.Захаров заимствовал у К.С.Станиславского положения о сверхзадаче, сквозном дейстши, "Зерне"' спектакля. Р.В.Захаров создал в советском балете традицию режиссерского прочтения,роет ссерского раскрытия содержания балетной музыки. Балетмейстер стрешлся пронизать спектакль дейстшем, сделать всо в ней ло— гачным и обоснованным, пот хо лого чески моташро ванным. в его спектаклях, родалюь новые <£юрмы: танец-монолог и танец-диалог, выражаюцце содержание.без помовд условных жестов. Действенный, танец, раскрывал, характеры и образы героев. Новый подход к соз— . дашв ролей в балетах Р.В.Захаров привел к новому исполнительскому стилю.

Новаторским у Р.В.Захарова было решение ансамблевых сцен. Массовые сцены в "Бахчисарайском фонтане"' несда большую смысловую художественную задачу, они тщательно выстраивалгоь и увязывались с общи, танцевальным стилем спектакля.

Останавливаясь на получившем,.меньшую известность, чей "Бах— чнсарайский фонтан1", балета "Утраченные иллюзии"' Е.Э.Лсафьева, автор подчеркивает,'что> это был спектакль огромного масштаба с обяжем действуюиих. лиц и массовых композивдй, св^ственных хо— реодраме, с ой!Л1ем сложных шзансцен, порой напошнаюиий. дра — 'ыата чески й спектакль, но отмечает частое-отсутств!е хореограф:—

ческих обобщений- это сложное, не лшениое противоречий, произведете /хореографический роман/ было создано балетмейстером Р.В.Захаровым в содружестве с компоачором Б.В.Асафьв-вым, художником В.В.Дкитриевым и дирижером Е.А.Мрашнским. В сценарную драматургию, помимо "Утраченных иллюзий", вопия мо-мвы из произведений. Оноре Бальзака :. "Блеск и нищета курти — занок"', "Отец Горю", "Шагреневая кожа", "Гобсек"', "Евгения Панде", "Дочь Евы". Основная идея л!бретто - это проблема творчества художника, в буржуазном шре.

Композ1тор Б.В.Асафьев в этом балете использовал свой твор-чеокий метод историзма. Не привлекая музыкальные документы того времени, компожтор старался вникнуть в сталь жанров, форм, интонаний французской музыки двадцатых-тридцатых годов XIX века. В этом балете р.Б.Захаров продолжал раздавать свой, метод работы с актераш, отталкиваясь от законов драматического ио — кусства. Р.В.Захаров стреьился к правде жизни, а это означало — .точно воссоздать сталь эпохи, прашлыюэ отображение быта, по — ведения, ощущения атмосферы, манеры носить костюм, шляпу, пер чатки. В этом спектакло, как нигде, хореография в своих требо — гашях подошла близко к задачам, поставленным. К.С.Станислав -ским, и сблютлась с драмой.

# Спектакль "Утраченные иллюзии" сыграл определенную роль в разштяи совершенствовать актерского шстерства в балете.

Следуюиий этап творчества Р.В.Захарова - балет по мотивам произведения Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", осуществленный в Большом театре Москвы.

Спектакль Р.В.Захарова, /авторы сценария С.С.Каплан и Р.В.Захаров/ бил задуман как героическое полотно, с большш шосо -выш сцена)«!. Идея - патр:оглзм Тараса Бульбн, ставящего вышо

всего любовь к Родине.

режиссура этого спектакля выстроена по принципу чередования ганровых сцен с больинш эпическими полотнам!, лирических сцен с кошческими. Спектакль отличала монументальность худо— ' жественно-декоратавного оформления. Следуя художественной правде, Р.В.Захаров создал партию главного героя Тараса. Буль-бы средствам! пантомимы. В этом сказалась ограниченность его метода.

Особая область балетмейстерской деятельности Р.В.Захарова — реставрация старых балетов.

Щи реставрации "Дон Кихота"' Л.ф.шнкуса, балета, шедшего в Цоскве в редакции А.Л.Горского, Р.В.Захаров развил сюжетную лини & спектакля. Сохранял все ценное, что было в спектакле сделано предшествующи! ыастераш М.И.Пстппа и А.А.1Ърскйы, Р.В.За -харов внес новые номера и шзансцены, не наруиая прежнего стиля балета, реставрация балетного спектакля - одна из труднейшх задач в искусстве вожиссера-балетмейстера. Необходимо суметь отбросить то, что обветшалгг, и не отвечает современной астега -ка, создать новую драматурга е. •

На примере балета "Кавказский пленник"' в дассертащш про -сматривается индия дуальность, трактовки темы произведения А.С.Цушгеша* Балет И.Дхдда был поставлен впервые в XIX веке, в конце тр5дцатих годов XX в. "Навказокий пленник'" был поставлен Р.В.Захаровым и Л.М.Лавровским.

Различные "эпохи, различные зстетаческив взгляды к вкусы, Еазиые индав». дуальности. -- разные спектакли.. 7 Е.^дло изменено местом действия - Киевская Русь. Спектакль, был составлен в казенно-патриотическом духе — прославляюсь победителя Кавказа. В Москве в 1938 году спектакль был поставлен в Большом театре

Р.В.Захаровым в жанре социально-романтической повести, в этом балете сохраняется режиссерский метод, найденный в "Бахчиса -райском, фонтане", точно подчеркнуты режиссерские концовки каждого акта, одна картина, логически продолжает другую. Для Р.В.Захарова в его балетах, важен фон, который слузят Для усиления образов героев и их социальной принадлежности. Бо природа балетного театра спорила с принципами реяиссера Р.В.Захарова. Схосет решался средствами пантошмы, а танцы создавал! как. бы колорит действия, но везде, танец и пантошт слталтсь воедино, отсюда. прохладное отношение критики и зрителя. И в ре -зультате, - короткая жазнь балета.

Спектакль. Л.М.Лавровского был поставлен в налом оперном, театре Ленинграда в том же 1938 году. Л.М.Лавровский искал лексику, которая бы соответствовала строю стиха А.С.Пушкина. Как и Р.В.Захаров, Л.Н.Лавровский гшроко вводал в спектакль. нсториго-бытоБоа танец: котильон, мазурку и др. Разным, было отношение к фольклору в этих спектаклях. Р.В.Захаров сташл танцы, существовавшие в быту горцев: уда, симд, кафа, сламей, /'\1сламей" II.Д./ и.др., Л.',1.Лавровский же обобдал фольклор Кавказа, не цитировал наигональныа элементы танца. В осталь — ном методы работы Р.В.Захарова и Л.М.Лавровского бчлг блгзки, особенно в работе с актераш. Потому эта спектагоя, как и дру— хие балеты этих, балетмейстеров, позволил прославиться столь — ким; ярким, актерским, именам.

В глзво третьей диссертации "Хореография и режиссура, одер— ных спехстаклей. Р.В.Захарова — рассматривается проблема режиссерского прочтения сценической партитуры.

Оаора М.И.Глинки "Руслан и Людки ла™ /1937 т./ - это еще одно звено в "Ъахаровской. пупки пиане"'. Редкое явлена о в театре.

когда режиссер и балетмейстер в опере выступает в одном лщо. S.-q дает возможность подчинить постановку единому почерку, и решению танцевальных сцен спектакля, подчас раскрывают« его суть.

Богатырский эпос, эпические масштабы музыкальных форм, яр -кость жизненных характеров героев, разнообразие народного и фантастического - все это заложено в партитуре оперы. Особенно важно раскрытие идеи борьбы добра со злом, с темным! силам! щироды, победы светлого-, немеркнущей славы русской земли.

Спектакль "Руслан к Лодшла" М.И.Глшки в постановке Р.В.Захарова. отл!чался художественной гармонией, и эстетическим, так. — том. Новый метод работы с вокаяюташ выражался в особенностях работы над образом, связыванием воедано вокально-музыкальные амощи, психологическое состояние героя со словом и выявление, всех этих характеристик через пластику.

В. спектакле "Руслан и Ладила"', поставленном в 1948 году,было ярко выражено патриотическое звучание произведения М.И.Ринки. В задачу шюmх послевоенных: спекхаклой было поставлена прославление богатырской моаи русского народа*

В другом шедевре - оперо М.И.Глинка -"Иван Сусанин"/1939 г./ -танцы второго акта, поставленные. Р.В.Захаровым, продержал:сь на сцене более полувека, и яшлгоь золотым, фондом театра.

Опера "Шльгелыл Телль"' ДжЛ'оссинн /1942 г./ по одноименной драме ф.Шллера — единственный образец западноевропейской опоры, сюжет которой основывается на конкретном историческом* матер!ало.

Режиссерская концепция Р.В.Захарова была подчинена основной идее ф.ииллера — необходимости отдать свою жизнь за Родину,даже, есл! потомки никогда не узнают, что горой пот б за нее. Режа с -сер-пастановаик. спектакля Р.В.Захаров делал акценты на эпизоды

герслчоскоН борьбы сгободолххйвих швейцарцев, отводя любовный сценам второй плзя. Зритель оцусзл в нем аналогаю темы борьбы русского парода с неиэцгсш фашзмом.

Очень южное место в опере занимал! танцевальные сцепы. Появление такой, оложиой постанови! опер» как "В1льгельи телль"' в годи войны, когда Больной театр был в звакуадая в г.Куйбышеве, имело большое но только художественное, но и полгаческоа. значение.

Тега проломлозыл фольклорной хореографии в оперной искусство з д!ссортацта рассматривается на примере оперы "Сорочннская ярмарка" /1952 г./, где танцевальная сцена. "Сон парубка"' на сллфогачесгсуи музыку М.П.Муроргского Ночь на Лысой горе"' пасы— езка яр;:».«, глубоко ггароднш-« гоголевски ш краскам!, сочини у!фйинс!3(м киром. Эта каргдпл воилз в орпимчесху» связь со спектаклем, так как она но била оторвана от основного юодатп. опери.

. Еще два опер» - масштабные ао своему замыслу - дают ттераал для характер» ста кл метода Р.В.Захарова как регассера муэшиль — лого театра. Это - "Аида" Дж.Верда /1251 г./, тд? Р.В.Захаров, яшлея постаноюиком танцев, прояшв себя спь'ястом, хуло:?;ост -веино мссоздакяян древне-египетску» хореографию» В двух поста— з;о,ркол "Мпр.'.'эн" Л.В:эо /в 1542 году ни била сделаны только танин, а в 1353 гаду — целиком опора/, у Р.В.Захаровз по всо оцепы <Ja.ii з.'а. ода лаковом художественном уровне. С нааай то1»:,! зрения, в сценах втого своятонлл он в болъиэЯ стопвгя врадолро —

дзл1л работу немецкого рэаиссвро Галкгара сеяьаошщеЯна.

Как олэрпий рэгассор Р.В,Захаров сташл спору "¡йнас" Л.Сто— паиова в К:-;рп:н:и а 15.55 году. Оп выстумл пан соаатор-л1браа -■ист и постапоппп! соЕмасию с рс.-шссерим А.Купубяов'.м.

Глава четвертая диссертации "ПоследмIi этап" — посвящается послевоенное перюду творчества Р.В.Захарова.

В группу, осуществляющую балет "Золушка" в 1945 году,входа-л! композитор С.С.Прокофьев, либреттист Н.Д.Волков, балетмей —' стер Р.В.Захаров, художник П.В.Вильяме.

Этим спектаклем.Р.В.Захаров утвердал себя как балетмейстер иярокого диапазона, прекрасно освояваяй еще одан ханр — балет-теорию.

Новый реяиссерский прием такой, как дшхушеся декорации, ряд болышх удач Г.С.Улановой, О.В.Лепешнской, Р.С.Стручковой, Е.С.Максимовой, В.А.Преображенского, В.В.Васильева и др. - на многие годы сохранил! этот балет на сцене Большого театра и многих. театрах мара.

В диссертации сопоставляются обице и кндашдуальные черты метода хореографов одной эпох;! - Р.В.Захарова и К.М.Сергеева в решении этого сказочного спектакля, что позволяет выяшть прш-щшалышо характеристики метода.

Вновь обращаясь к Л.С.Пушкину, Р.В.Захаров ставит о EMS году "Барышню-крестьянку"' /компоштор Б.В.Асафьев, ¿ибрэттаох Н.Л.Волков, художник Е.Е.Дансоре, дирижер'С.С.СахаровД

В балете воплотился Л1рпко-коыедайний камерный сталь А.С.Путина, овея1Шый прелестькьстарииы, легким юмором и за -душевностью. В этом балета Р.В.Захаров начал разрабатывать синтеа русского танца с классическим. Балет ставился на определенную балерину — М.Х.Семенову. Хореографу сочинялась о учетом индии дуальности исполнителей. В этом спектакле было много пантошмных ролей. Режиссер Р.В.Захаров до некоторой степени заслонил балетмейстера. Р.В.Захарова. Несмотря на недостатки, тасл стало произведением большой художественной куль-

туры и вкуса, в нем отчетливо были гидны ш-rpiхи прекрасного содружества крупных художников.

Балетом "медный всадник" Р.В.Захаров заканчивает пушкинский докл своих работ. Сложность выбранной темы /поэма А.С.Пушкина — философское произведение,' с драматическим! колии зш-н, перепле -тешем истор!ческой и психологаческих тем/ была серьезным.ис — питанием и для авторов, и для творческого метода,и для природы хореографического театра.

.йбрвттист расшр1л истор1ческий (ton и включил в канву за — кисла не только "медный всадник", но и "Дошк в Коломне", "Арап Ветра Великого", "Родословная моего героя" и матертлы о Петре Вел!ком. Истор1ко-;Щлосо;рскал суцдеость редкого всадника"' засташла авторов спектакли конкретизировать темы Петра I.

Можно сказать, что Р.В.Захаров и Р.М.Гл!зр работали как, М.И.Петапа с П.И.Чайковским, то есть балетмейстер разработал сорок номеров с описанием хронометража всех действующих Л1ц и сцен и затем, начал работать с композитором. Р.№.Гллэр см тал такой метод прав1льным, поэтому его музыка была связана, с композицон— ным планом, разработанным Р.В.Захаровым.

Этот спчктакль в 1949 году, переетл две редакдаи - в Лештгра-дэ и в Москве. Балетмейстерское решение балета характер! зуется взаимопрошкноветем классического и русского танца. Две редакции балета "Красный мак"' P.M.Гл1 ара — Ленинградская» где балетмейстером выступает Р;В.Захаров, и Московская в постановке Л.М.Лавровского, позволяют, отмечая достижения и просчеты того и другого зрелого мастера, отметить тенденцию все большей, под -мени танцевальных решений пантомшшда, а подчас и внесла изо — браг'тельнш.и n pi em га. И Р.В.Захаров п 1.М. Лавровский решали, к. пр!меру, §1И!ал спектакля не танцевальна, а средстваш панто -

1МЫЫ.

Просчеты Р.В.Захарова не были единичным!. В тридцатые-соро-ковые годы часто забивалось, что балет - искусство поэтических обобщений - но может выдержать правду фактов, облаченных в бы—' товые км иллюстративно-назидательные приемы.протавопоказааиыа искусству классической хореографии. По этой же пршне вопло -щение героической и современной темы в этих балетах не принесло удача.

Заключение

Пер!од, когда жанр хореодрамы занимал ведущее положение в репертуаре советской хореографии, формировал ое эстетику, был. дл;тельным. Он совпадает с рохде1мем новых балетных коллекти -вов; становлинем хореографии в национальных республ!ках. Доя-тел;. танцевального искусства, как, впрочем, предсташтелг литературы и других к" до в художественного творчества, причислял: себя к сторонникам и о то да сошалисткчсспого р-зажзма.

На первом режиссерском съезде, состоявшемся в 1939 году, творческая программа КХЛ.Т была признана ведущей. Все театра ' призывалгсь учиться у Художественного театра. Приверженцем катода ШСАТ стал бал зт л, прежде всего, един из веду ел х балет -мейстеров того времени - Р.В.Захаров,

В нашем исследовании мы из раз ссылалась на высказывав: я Р.В.Захарова о том, что он критически воспринимает метод МХАТ, учитывая специфику родного ему искусства» Но практика часто выявляла именно некритическое восприятие мхатовских доктрин.

Вяд неудач характеризует и творчество Р.В.Захарова: не "балетным" представляется спектакль Р.В.Захарова "Шд небом И та -лии"' В.М.Кровского в Киеве, где основой драматургаческого

конфликта выступала борьба народа, возглавляемого коммунистической партией против поджигателей войны - америтнсгах импе— р1ал!стов и их пособников. Стремлеше вписать танцевальный, образ, декоративный и аксессуарный фон драматического спектакля, предсташть ,гл знь в бытовых деталях нарушал! законы хореографической сцены и но всегда прюодали к успехам.

Слодуодей неудачей балетмейстера стал балет "Дочь народа где Р.В.Захаров вывел образ герои ни -парта за нки, захваченной п плен и подвергавшейся допросам гестапо.

В исследуемых наш архивах балетмейстера есть несколько гарантов либретто "Дочь народа" А. А.Крейна и все они грекат бытописательством и фрагментарность» сгаета. Но один из вар!антов этого балета под названием "Татьяна"' на музыку А.А.Крейна был осуществлен в 1947 году в ф!лиале Большого театра в Москве, по в репертуара балет но удержался.

Валет "Дорогой дружбы"'/"Джунгарские ворота"/ Л.Степанова, поставленный n 1957 году на казахской сцене вмосто с учеником. Р.В.Захарова Д.Абировым, был осуществлен в тех жа реа.исглчес— ких традашях.

А балет "В порт поила "Гостя" композитора В.П.Соловьева-Седого, поставленный Р.В.Захаровым в 1964 году в Ленинградском театре оперы и балета, по сути делд не ушдел света рампы,стал своеобразным, символом несостоятельности направления.

Ощушалюь новыо веяния в балотном искусстве, этап хорео-драмы остался позада.

Разделяя справедливость крпики искусства хореодрамы, особенно последнего его периода, но следует забывать, что с хорео— драмой связан целый ряд художественных, удач и тех приншпов,которые был! преобразованы в творчестве следуюдах поколений ба-

летмейстеров.

Остались ли поиски балетмейстеров тродатых-сороковых го -дов забытиш, аш они в дальнейшем, разшваясь, получил! но — воо направление, обогатив балетное искусство более углублен —' ним психологизмом, философичностью, ■ метафорой?

На. этот вопрос, который выходит за рамки данного исследо' -вания, практика дает однозначно пологятельный ответ. Вслед за поаскаш тридцатых-сороковых годов на балетную сцену, пришел Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, ф.М.Достоевский.

Хореографы шра Джон Кранко, Джон Боймайер, сегодня опроде— ляюаие. успех европейского балетного театра, по-своему развивают этот жанр балетного театра.

Чередование условности, реальной предметности и, конечно, метафора — стада достижением балетного искусства XX века.

Еще одним, спектаклем, донеси!ы, до, нас А.П.Чехова с его ige— петным, пронизывающи, душу лхризком, - стала "Анюта"'в. поста, -новке В.В.Васильева, правопреемником жанра хореодрамы во вто — рой половине века /сценар!й л.И.Белшского, музыка, В.А.Наври — дана, сценография Б. Манович/.

Работа В.В.Васильева важна тем, что в ней переданы аромат эпоха, картина жизни русской прошндаи.

Анал1з балетмейстерских, работ хореографов тр1дцатых-сороко— вых. годов убедительно доказывает,что режиссерское направление в балете, перest в авторов, не осталось бесследным для будувдх хореографов, • получив дальнейшее развитие в творчестве балет — мейстеров последующа десятилетий.

По теме дассертадш опубдакованы следующю работы:

I. Творчества неутолимость, Еурн. "Советский, балет",-м., 1282, £ 6. -С.32-35 - I шч.лист