автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская литературная песня второй половины XVIII века в контексте жанров лирической поэзии

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Саркисян, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Русская литературная песня второй половины XVIII века в контексте жанров лирической поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская литературная песня второй половины XVIII века в контексте жанров лирической поэзии"

Р Г Б ОД

1 п ДПР

На правах рукописи

САРКИСЯН Елена Викторовна

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕСНЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ (ИДИЛЛИЯ, ЭЛЕГИЯ, РОМАНС, ОДА)

Специальность 10.01.01 — русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ннжнма Новгород, 1995

Работа выполнена на кафедре русской литературы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Научный руководитель: доктор филологически наук, профессор Москвичева Г. В.

Официальные оппоненты:

доктор филологически наук, профессор Попов И. В., кандидат филологических наук, доцент Смирнов А. А.

Ведущая организация — Нижегородский государственный педагогический университет им. А. М. Горького.

на заседании диссертационного совета I 063.77.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского (603600, Н. Новгород, пр. Гагарина, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Нижегородского государственного университета.

Автореферат разослан «_»_:_ 1995 г.

Защита состоится

Ученый секретарь диссертационного совета

Сухих С. И.

Изучение литературной песни в контексте лирических кэнров отечественной литературы второй половины ХУШ века представляется проблеме*, имеющей значительный историко-литературннй и теоретически? интерес, решение этой проблемы дает возможность углубить представление о специфике лирических жанров русской поэзии, юс функциях, содержательной природе, динамике их развития.

Малоизученность литературной песяи ведет к недооиенке этого жаетю-вого явления в русской поэзии, что обедняет представление о характере жанровой системы русской лирики, а таюке развитии русской поэзии в нелом. Анализ авторской песни в отечественной литературоведении бкл избирательная - литературная песня как жанр рассматривалась преимущественно по персоналиям*-, а не как целостное художественное явление, обусловленное развитием национальной поэзии и связанное с принципами и поисками отечественной словесности на рубеже ХУШ и XIX веков. Выявление связи и различий литературной песни с отдельными лирическими каи-рами русской литературы втстрой псяовинн ХУШ века, созвучий этого жпнтя с эстетическими поисками литературных направлений того времени в пелсм поможет обогатить понимание лирического рода литературы - этим обусловлена актуаль кость данного исследования.

Научная новизна реферируемой работы состоит в том, что впервые ¡канр литературной го с ни рассматривается как гелостное явление , берется в развитии и анализируется в контексте других лирических жанров /идиллия, элегия, романс, ода/ на важном втапе становления »анровой системы отечественной поэзии. Выявление взаимосвязи жанра и №тода позволило установить, что определяющим в развитии литературнс'1 песни было л-анровое начало, влияние метода, литературного нчггоэрления бшго о слабленным. Анализ ряда лирических лсанров показал, что гни нев всего подвеи-еш: идеологическому воздействию, цдутаему от ггетодч, tiro пеззодяет сделать вувод: лирические канрн в любой жпкрово^ системе зуним';;к/г особое полгыение.

Материал - а это около If0 литературных песен, относящихся ко второй половине ХЗШ века, - собран и систематизирован хронологически и по персоналиям. Осуществление структурно-типологического анализа хупояе-

1ТудошниковЯ.И. Сумароков - крупный актор пес.екяо* поэзии ХУш в.//Проблем!: мастерства и преподавания художественней литерату-ри. М., 1967. C.EI-ЬБ. Чередниче нкоТ. Песенкчя поэзия я.Ь.Сушрокова/ДтадЕпии русской муз mm ыгой культути yyjii в. 'Т., 1975. С.а13-140. л у ц е в и ч Л.?-. Психояогичеечая литэинп /песни/ Сум-лрокозза/Л.робдемы научения русской литерятутн п. .F., 1ГГЯ. 0.11-17. 1 у с е в В.Ь. МкхаМло Попов - п опт -пе се!' н и к //>"; v<7. и значение латср..тур» да, в. в истории русской лигертпггн.'Л., С.№-136. "

ствеиього текста в единстве содержания в фО}ЖЩ с учетом особенностей ,поэт шеи отдельного произведения и систем: i канра в целом с ие^ьв вк^тс-уения характеристики канра в контекст литературно направлений рпохи Продикговыш необходимость систематизации исследуемого ште^ио/п и потребовало выработки новой'классификации литературной песни, что позволило уточнить ее ланрово-тематические границ», отделяющие литературную песню от других лирических кантов.

Объектом анализа в диссертации стали стихотворения, сознанные во второй половине АУШ'ьека к определеннре.авторами как песни. Поэтический материм извлечен из текстовых песенников Гулкою, Новикова, Курганова и нот них сборников песен Теплова, Мелева, Ur>a«a, Герсте-нберга иДигмара, вншедишх к концу.ХУШ века,-а таксе хутшалов названного периода, на страницах которых публиковались тексты песен, Я основу анализа положен "канонический"текст песен, опубликованный в серии "Библиотека поьта" /если произведения переиздавались за последние десятилетия/. В случае существенных разночтении автор таботи апеллирует к раншш изданиям текстов произведений.

И а и а ч а м и данной диссертации являются: х. систематизация материала по вопросу "Русская литератушая песня"; 'с. проведение анализа литературной песни как канра <в его связях с другими .аирами "среднего" рода"- идиллией, злегией, в более поздний пе риод - романсом, а так^е одой как манром "внеокой" лирики; обоснование места литературной песни в системе лирических нпнров русской поз • зии второй половши лУИ века, значения канра в творчестве разнш представителей этой эпохи;

3. ввделение основных этапов развития канра литературной песни и харак тер них. проблем, связанна с шщ; выявление в жанре авторской песни традиций песенных форы фольклора;

4. определение соотношения жанра и метода. ■

Практическое з н я ч е н н е исслепования состоит в возможности использования основных положений и вцводо.в диссертации в вузовских курсах по теории и истории русской лирики, в работе, спецсеминаров и спецкурсов по проблемам типологии и взаимодействия лирических ланров ь отечественной поэзии." '

А проба II и я работ р. диссв}ггация обсуждалась, на заседали кафедры русской лигературн Нижегородского государственного университета. Отдельнке падсиения исследования ссфрмулирован.н в опублико-шшшх статьях.

С т т> у к тура р а 6 о т н подчинена задач.-ш, стоящим пе|«д аьторсм. диссертация состоит из Введения, двух глав, Нак-почения, При-йсгл'Ш и Библиографии. Объем диссертации составляет IP2 стравили т-

шинописного текста. Приложение - материала для библисгрч^ии .дасс.ко'4 лотературной песни второй псшовинн ЛУИ! века - 177 номеров. Библиография вдяючает 265 наименований.

Содержание и а б о т »

Во Введении обосновывается актуальность теми диссертации, характеризуется степень ее изученности, внбор петаода для исследования, выявляется научная новизна теми и ее гпикти^еское значение, формулируются основнне положения, врносимте на защиту.

- На вторую половину ЛУШ века - первого века "ново»" лусско!» литературы - пришось творчество многих задающихся поэтов: \. Я .Сумарокова, М.М.Хераскова, М.И.Попова, Г.Р.Дешавина, у.II.Фонвизина, И.^.Богдановича, Н.П.Николе ва, Н.А Львова, А Л.Ржевского, ГЛ.Реле-дикского-Ыелецкого, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, М.Н.Му»>авьеяа и других, В этой связи представляется вакным определить место жанпй песни в наследии каждого из них на фоне других лирических канров.

- В контексте данной историко-шитер'гтурно« эпохи вахни проанализировать, в каких, отношениях находились хан у и метод /имел'ли в литературе второй пииовины ЛУШ века метод классицизма, я затем -сентиментализм влияние на поэтическую (*орму и лирическое содецяание авторских стихотворений песенких'и жанра/.

- В аспекте решения поетавленних проблем како5* видится периодизация развития жанра литературной//книжной, авторской, худшест-венной, искусственной/* песни на прошении полувека.

П е у в а я глава работы - "ЕАНР ПЕСНТ-Т В ДИТЕМТУРРЧРДЕРРИ" -состоит из трех разделов.

Петзвш раздел - "ГЕОРКЯ лАНРА ПЕСНИ- содержит основные теоретические положения относительно зканров, песни, идиллии, элегии, романса, оды.

жанровая характеристика произведения - возможность говсшть о нем как об элементе литературного процесса. Определение жанра песни в России ва протяжении веков претерпевало существеннее изменения. Песне давали не мировое, я родовое толкование. "Песнею" в широком понимании считали оду, элегию, балладу, станс, романс и произведения других, в современном осмыслении, жанров литаческсД поэзии. Не осознавались отчетливо и гракщда лирических яантюз. В диссертации термину "песня" дается кадровое толкование, у-пгачвает-

сти термины как синоншн введен» в литерятутовея^ескиЧ обиход

I.к .Гуковскмл /Г у к о в с к и й Г.А. Русская поэзия УУШ века.

Л., 15547/.

ся "йалшеиший жанровый прюнак песни - ориентация на тяспев, на исполнение текста с мелодией'^

Из "камерных" лирических жанров литературная песня менее всего привлекала внимание исследователей. Интерес бил сосредоточен преимущественно на фольклорной песне /Перетц В.Н., Новикова A.M., Кравцов Я.И., Еремина В.И. и др./, но в двух культур;« - устной и письменной - различные ценностные критерии, различный состав палитры изобразительных средств, различные виды соотношений между напевом, текстом и способом исполнения. Кроме того, песня, как произведение словесно-музыкального т;.отчества, и зтой гранью своего бытования яьляет своеобразие - потому закономерно внимание к песне музыковедов /Й.<\<1-ицде«зен, Асафьев Б.Б., Васина-Гроссман В.А., Вольман БД. и др./

Отечественными литературоведами осознается, что "история русской книжной поазии начиналась'с песенного га ига. Важнейшую роль сыграл.песенный жанр в реформе русского стихосложения середины УУШ века."*' Однако нет работ, посвящениях характеристике развития пто-го ханра в динамике и в контексте других лирических к^нров.

"3 оноху классицизма бил исключительно велик авторитет античной литературы. Плодотворным било освоение античных трядишЛ и в сентиментализме. Потому при анализе поэтики жанра литературной песни второй половши ХУИ века нельзя обойти вниманием античную традицию лирика Анакреона и Горация. Однако "анакреонтика" не является литературным каиром, и отнесение стихотворения к разроду анакреонтических сд или песен обусловлено не наличием характерной для того или другого жанра семантической структуры, а его созвучием ведущей трие стихов Анакреона - призыву к наслачдению жизнью. Анакреонтика второй псшовшы ХУИ'1 века в целом не входит в cifepy нашего внимания. Объектом исследования стали лишь те тексты апактеон-т1.чиских несен и од, что бытовали с музыкой или вошли я песенники -ьть стихотворения анализируются в контексте основных мотивов песенной лирики поэтов ьторой половин и ХУШ века.

рторсй раздел - "шт!Я РАЗВИТИЯ ЛГГЬ;Р'-ТУ^ИГЦ ПЕННИ" - отгадает истоки возникновения жанра, основные этапы его развития, ь основе "обмирщения" русской поэзии, начавшегося в ппоху

1 у д о щ и и к о ь Я.И. Основные закономерности развития русской лкбоыюй песенной лирики и ее соотношение о Лодьклгрсм в 2У1ь-ПХ ьв. Дис. дскт. пилил. наук. - Мсскна. I9P2. С,,Р.

с' Tuiv. ...е, с

петровских преобразований, бнл процесс вытеснения духовных-псальм светскими кантами. Любовная вирша середины ХУШ века явилась отражением новых условий кизни "света", представила изменивши!'ся взгляд на женщину. Литературная песня в процессе этих "новшеств" способствовала внедрению силлабо-тонической системы стихослгкения, в которой отражены природное свойства русского стиха.

Процесс появления литературшк1 х;урналов, текстовых песенников, нотных сборников песен, популярность создания стихотворен:-:'» "на голос", т.е. на мотив известных /чате всего - пародист/ песен дает основание утверждать, что, в сущности, не било ни одного крупного поэта ХУШ века, чьи стихи не звучали бы как песни.

Очевидно, что эпохой расцвета словесно-музтжальнсго творчества в России явился XIX век. Это проявилось и в разнообразии вияов вокальной лирики, и в богатстве мотивов произведения итого яанпа, и в глубине раскрнтия юс, наконец, в обилии произведений, ставши популярными. Но "корни" литературной песни как характерного явления -русской лирической поэзии - в ХУШ веке. Авторская песня снграла зна»г>.~ тельную роль в становлении любовной литкки, тематика которой для своего в],«лини была подлиннш открытием.

Третий раздел - "ЬЛАССИЖ^Ш 1»ЩМйГА КСОТОКВАЕШ" - птед-стакляет систематизацию изучаемого материала.

Исследователи русской литературной песни в отношении произведений с это',: цащ овой характет истиной обнаруживают тзли«Н"в подходи. Самый расьрострцнешнм ва них - анализ литературно"! песни под авторством отдельного поэта или ггугшн постов, объединегнтх "гнх :»ышна.Г определенного литературного направления. Как правило, в данном случае систематизация изучаемых произведений осуществляется по хронцт.гкческому пгкнцилу. и исследование идет в наппатаении "проецирования" стихотворения на определенный втсменнтгге рткр.ми отан творчества поата-несеннпка или анализа данного стихотворения в контексте предшествующих и последующих произведений отдельного автора или "ишшы" поэтов.

лвтор рекерируеиой работы стремится осуществить анализ русской литературной песни, второй половиш ХУШ века как целостного худо-кественпого явления. Ь с следователем не будет отвергнут пригатп характеристики произведении под авторством "персоналий", будет учтен и контекст литературных направлений эпохи, но кто явится прежде всею у оном для последов- тельских поисков. Особое внимание в глботс

будет уделено суере "эстетических, созвучий" лирических жанров литературной песни, элегии, романса, идиллии, .одн.

Существующие классификации произведений песенной лирики, выработанные фольклористами, не вполне могут бдаь применимы в отношении литературной песни, т.к. не соответствуют аспекту тгообдемн, поставленной в диссертации. Эта систематизация не мажет быть построена по ■ социальному признаку /В.Я .Пропп/ или функциональному признаку /Н.П.Колшкош/', неприемлем и худочвствс-ннш принцип в смысле выделения песен "цротянных, скорых, плясовых, а не любовних, семейных, разбойничьих и т.д." /П,.М.Балашов/. Недостаточен и стоетно-темати-ческий принцип классификации песенных текстов: большинство лирических песен посвящено одной теме - теме любви. И в случае, когда исследуется динамика канра в целом и для анализа привлекается большое количество текстов, сюяетно-тематачесная их систематизация будет недостаточной и не представит внутркхаярового различия произведений. Автору реферируемой работы наиболее рациональнш представляется принцип классификации лирических стихотворений с точки зрения м о-I ива произведения.

Мотив как "устойчивый смысловой элемент литературного текста"* организует "внешний или внутренний процесс /последнее относится к лирике/"^ изображаемых событий и перекиваний. Так, тема любви, как -с одной стороны - многогранного и безграничного, с другой - единичного в своем бытии для отдельного человека и конкреткнх отношений мезду лвдьми чувства, макет быть представлена в многообразии мотивов, казднй из которых характеризуется определенным комплексом переживаний /в зависимости от того, какое жизненное обстоятельство "подвигнуло" человека на от и переживания/.

Множество мотивов лирических произведений вряд ли доступно всеохватному их описанию, однако, некоторые из них являются доминирующими;

1. мотив идиллической жизни и страсти;

2. мотив счастливой любви;

3. мотив достижения взаимности в любви;

а л ь ц е в а P.A. Статья "мотивы". Лермонтовская'энциклопедия. Ы., 1961. С.£90.

е р л и М. Общее литературоведение, м., 1957. C.I44.

- 7 -

4. мотив разлуки;

5. мотив измены;

6. мотив обретения смысла жизни;

7. мотив походной жизни воинов и стремления к славе.

Мотивы эти нельзя считать "собственно песенными": они присутствуют и в произведениях других жанров. Однако а/ частота обращения к ним; б/ "приоритет" одних мотивов перед другими; в/ глубина раскрытия этих мотивов; г/ привлечение определенного арсенала изобразительных средств для выражения "мотивированного" содержания произведений дадут основание определить динамику развития жанра русской литературной песни второй половины ХУШ века, выявить созвучия литературной песни, с лирическими канрами отечественной поэзии. Принцип систематизации материала на основе ведущего мотива в особенности необходим в разделе "Литературная песня и элегия" где представлен сопоставительный анализ более 150 стихотворений песенного и элегического ¿аиров,

Ь т opa я глава диссертации - "ЛИГЕРАТУТМ ПЕНЯ Ч СИСТЕМ LAHPOb РУССКОЙ ПОЬЗИИ ВТОРОМ ПОЛОВИНЫ ХУШ''ВЕКА",- состоит из четырех разделов.

Царями раздел - "ЛИГЕ^АТУТАЯ ПЕСНЯ И IflWHi" - представляет жанр авторской песни в сопоставительной параллели с лагом идиллии. Пасторальная поэзия была наиболее ранней «Тормоз русской песенной .лирика. Условный мир "пастухов" и "пастушек" - фон для раскрытия мотива идиллической игши и страсти. Сюхетн пасторальной поэзии были с большим успехом освоены русскими поатами-кесенниками второй половины ХУШ века. "Раскрепощенный" переменам времени светский читатель находил- в них "легкость" восприятия жизни. Литературные песни, созвучные пасторальной лирике, основные мотивом имели идиллическое изображение любви "на один день". Очевидно, "легким" макет быть только такое, ничем не "отягощенное" чувство.

Русская песня-пастораль второй половины ХУШ века представляла простое, естественное человеческое чувство и в то же ттемя воспитывала тонкость и изящество в восприятии его. Тятупалигш" з няобрале-нии страсти, гак правило, заключался в тая многозначительней "смысловом многоточии", с кот ерш автор-повествователь "переводил сво'Т шгляд" с места действия тогда, когда "летйобь из ту« взирает // на пленников своих." "Пастушеские песни" раскрепощали чувства "елово • ib, рисовали /пусть временное, часто иллюзорное/ счастье я гпрмс'чш.

Песня-пастораль середины ХУШ века, заимствовав сшетном-и из древней - драматургической- соумн своего бытования, представляет "картинки" из лизни героев зримо, сценично. Многие из ранних песен Сумарокова и Попова отмечены присутствием "единств" и драматургической разработкой сшета. К кониу ХУШ века намечается отход от сценичного изображения картин жизни "пастухов" и "пастушек". Песня-^астораль представляет само чувство, ожидание его героем, переживания от любви. В этом - характерная черта сентиментализма. Кроме того, к концу века сентименталистами укрепляется тенденция к льклоризации литературных песен.

Стихотворения, созданные русскими поптами ^-70 гг. УУШ века в ;ланре вдишши, представили героев, имеющих о кизни далеко не "идиллические" впечатления. Герои вдшщий познали боль разлуки, безответную любовь, измену; они ищут .взаимности в любви. По-видимому, феншьн сурового русского климата и реальной жизни пастухов никак не соотносился с идиллическими "образцами" - потому идиллия не прибилась на российской почве. И в этом отношении судьба песни-пасторали конца века перекликается с судьбой русской идиллии. К концу ХУШ века песня-пастораль обнаруживает подчас лишь внешние "идиллические" признаки: условные имена героев /"Клоя", '71 орот"/ или упоминание об их пастушеском ремесле /"стадо", "овечки" и т. д./ В песне-пасторали конца ХУШ века все чаше слнтатся мотивы, сближающие, ее с русской элегией.

Второй раздел - "ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕСНЯ И ЭЛЕГИЯ" - является самим большим в работе. Исследуемый в разделе материал систематизирован согласно основнш мотивам стихотворений.

Русская литературная песня и элегия второй половины ХУШ века во многом - созвучные жанровые образования. Однако между произведениями, отнесенными к этим жанрам, имеются и различия. Самое существенное из них - в представлении лирических мотивов, в характеристике лирического героя, в "образе" его чувства.

Преаде всего, ввиду различного "призвания" того и другого ¿сайра, элегии, например, не свойственно изображение счастливой любви; литературная песня, в свою очередь, не отражает элегический мотив "на смерть". Но большинство мотивов представлены в произведениях и того, и другого канров.

Мотив обретения взаимной любви, присутствующий в элегиях и песнях, представляет, что тип героя и "образ" его чувства гаэяич-

_ о _

нк в произведениях рассматриваема манров. Большинство песен, б?~" новной мотив которых - хелание взаимности, выражают трепетное отношение героя к избраннице своего сердца, благоговение лепед ней и терпеливое (кидание "ответа" - 1В из 28 текстов. Герои элегий выраьают чувства такой "тональности" лишь в 3 из 10 стихотворениях. Самая представительная группа элегий /Г/ отракает иное - требовательное - отношение к предмету страсти: стремление героя потребовать от любимой взаимного чувства в ответ на свои страдание. Третья тенденция в раскрытии этого мотива такие обусловлена различием "образа" чувства песенного и элегического героев. Я отличие от внутреннего мира элегического героя душевны'* мир героя песни "оргс1Низован"проще. Оттого герою литературной песни более, чем герою элегии, свойственно откровенно и напрямик "высказывать" свои сшщания. В то время, как герой элегии, изображая »луки от любви к "усугубляя страсть", толкает свою возлюбленную к "выбору", который долкен "предпринять" ее рассудок /либо разделить его чувство, либо стать виновницей его смерти от неразделенной любви/, герой песни откровенно и просто предлагает ей "склониться" и принят; условия естественного "договора", благодаря к от ста ому приводя воплощает в низнь свои основной закон - закон лрбви.

Ьа протяжении иолупека растя ие мотива обретения вялямноотг было обусловлено своеобразием собственно авторского отражения: "универсальность" б раскрытии это! о мотива продемонстрировал в своих песнях Сумароков, в произведениях элегического -еднра кчкдут из трех тенденций отражения мотива представил \ Л .Ржевский.

Разнообразно, многолико, проникновенно в стихотворениях песенного и элегического канров, созданных поэтами второй полота ХУШ века, отражен и мотив разлуки. Наиболее характерные особенности изображения перекиваний героя, разлученного с воэлгбленноЯ, дает возможность обосновать жанровое рязмсиевание литературной песни и элегии в отражении "образа" чувства героя. т} особенное: интересны результаты анализа поэтики стихотворений с разной жанровой характеристикой, созданных одним автором.

Л.П.Сумароков показывал чувства героев в разлуке и в песнях, и в илогиях. Однако "тональность" перезивпнпР песенного и элегического героя различии. Герой песни воспгкытаает разлуку как вс-леазъязление судьба: "Знать, судьба мне так сулила2 "рок но дал ту зреть". С этим испытанием нухяо просто смириться. ? логически":

герой представляет возмскнш обратиться к непознаваемом силам судьбы, силам природы, душенным силам с требованием, просьбой или мольбой. Б этом внракена не только патетика чувств героя, но и единственная разумная в его положении попытка излечиться от того, что приносит страдания,- пусть даже обратившись за псмошью к могучим, но не управляемый человеком силам.

Подобная особенность характеризует и "образ" чувства лирического героя стихотворений М.И.Попова. Песенный герой осознает непреодолимую силу судьбы. Он не видит выхода и не итет его: так су-адено и остается лишь шириться с этим. Герой элегии /у Попова -героиня/ будет стремиться понять воли рока, станет восстать мольбы об изменении своей участи. В песнях представлено искреннее, ценное для самого любящего и ни к чему не обязывающее любимого человека чувство, Да&е если и возникает у героя разумное желание "потребовать" у предмета воздыханий ответной страсти, repot удовольствуется малым /"Одну меня люби,"- просит героиня'песни И.МДолгорукого "Прости! я обнимаю тебя в последний раз...", но заключает, что будет счастлива даме тогда, когда возлюйленнт?й ей явит "лишь вцд один любви"./ Элегический герой,, напротив, требует "обовдно глубокого" чувства. /"Я верен ей, но что имею из того?!"-рассуждает герой одной из элегий Сумарокова./ Герои элегий не намереваются "тщетно грустить" в разлуке.

Бакной отличительной особенностью элегии, представляющей переживания героя вдали от "предмета любви", является наличие социальных причин их разлуки. Непросто оценить, какие вмпедн преодолеть труднее: разорвать узы брака, "совершенного на небесах" /песня Сумарокова "Не грусти, мой свет, мне грустно и самой..."/, или презреть волю родителя, стремящегося разлукой "излечить" чувство дочери к человеку, который не принят ее семьей /элегия Дмитревского "-Предвестия для нас плачевные свершились..."/, - элегическому герою его ситуация представляется белее драматичной. Он перевивает ее глубже и трагичнее: сетуя на судьбу, восклицает, вопрошает "свирепый рок", призывает" смерть, в гневе осыпает нелестными характеристиками виновника разлуки.

Существенная особенность заключена в тем, что "серьезность" элегии по сравнению с песней осознается авторами как бы изначально. Как правило, в элегиях с мотивом разлуки представлена чувства мужчины /12 из 14 стихотворений/. Даже в элегии ЕЛ.Княжниной по-

вествование ведется от имени героя. Наиболее показателен тот £акг, что Сумароков ни в одной из пяти алегиЯ с мотивом разлуки не представляет чувство глазами героини; в то время, как в .-хан-ре песни "доверяет" кемаше выразить страдания вечной разлуки с возлюбленным. Лишь М.И.Попов в двух элегиях предоставляет слово героиням. Их "рассудительность", однако, сродни разумно-ы у подходу к чувствам любого элегического героя.

Поэтика литературных песен, тлеющих основным мотивом изображение лирического образа-перекивания героя, разлученного с предметом свое;'! страсти, иллюстрирует большую /чем элегия/ "адаптиро-ванность" к восприятию. Она очевидна и в апелляции к леЗзаянда зарисовкам для ретроспективного воссоздания "блаженства" "дней счастливых", в привлечении "крылатого" и "голосистого" образа пткци; и в структурных особенностях песенного стиха /куплетное построение - строфы по 4,6,8 строк, частое присутствие рефрена-лейтмотива в качестве припева, преобладание 4-х стопного хотя с перекрестной рифмовкой строк/. С помошыо этих художественных средств авторы песен отражали искренность, нежность и простоту чувств песенншс героев даже в посланных им судьбой, страданиях разлуки.

Раскрдаие мотива измен;; в элегиях и литературных песнях второй половины ХУШ века такле обнаруживает различия. "Презренный" любовник - герой элегии - пытается осознать причины измены -задает вопросы "неверной". Герой песни вопрошает лишь для того, чтобы "оправдать" свое страдание от измены. Песеннкй герой /героиня/, как правило, причину измены /"охлаждения", своих страданий/ ввдят в себе. Виноват: "влюблять ун не умею". Виновата: прежде не знала, что "любовь родит беды".

Герой элегии задает вопрос, чтобы, поразмыслив, найти ответ. Итог его "поисков" очевиден: герой определяет причины измены. <^ни имеют либо социальный характер /возлюбленная предпочла "любови""зда-то"/, либо заключаются в неразумности неверной любовницы - непонимании ею, что измена - потеря для нее.

По-разному герои произведений того и другого жанров будут "залечивать" раны, нанесенные изменой. Покцнутий влюбленный -герой элегии,- обращаясь к "лютой" и "жестокой" изменнице, предвидя, что "грусть." его "скончает дни", осознает, что "верность до конца.к неверной сохранит", но не умоляет ее вернуться к нему.

Измена разрушила счастье героя, и он понимает, что возвращение к прошлому "по чуким следам" невозможно. Герои песен чате стремятся к примирению, ищут его даже пеной лести.

Ангары произведений лирических'данров "новой" российской литературы раскрывали не только любовные мотивы. В стихотворениях второй половши ХУ1й века нашли отражение поиски ответов на вечные вопросы, волкуюшие человечество на протяжении тысячелетий: о миропорядке, о смысле и наполненности «елояе^еской яизии, о счастье... "О небо! для чего родился человек?"- этой строкой начинается "Сонет" М.И.Попова. Мотив осознания смысла ущзни представлен и в песнях, и в элегиях. Песенному герою смысл жизни монет ведаться:

- в следовании уставам "мукского братства";

- в келании ограничиться уделом "скромно'» бедности";

- в умении насладиться утехами молодости;

- в поклонении "кружке" - подрукке "забав и радосте''";

- в готовности "свет весь и себя" заботь в страсти к возлюбленной /или отказаться от лю6би как .тизнекной ценности/.

Песенный герой относится к июни просто - стремится поспсшь-зоваться тем, к чему располагает обстоятельства: в молол ост и веселится, в старости грустит, согревая свою дулу светлыми аоспогли-налиш. Элегическому герою "всех времен равни мучительные дни" -воспоминания не согреют его души.. Песенный герой счастлив, ибо довольствуется своей участью /к "пересозданию" действительности призывает лишь песня П.Сумарокова "Глагсполучн" дни..."/. ПМ'тл жизни для героя песни - в умении использовать все, «та даровала судьба. Элегический герой сетует ня судьбу и, не удоплетвогенн'"'? ее "дарами", не келает кить, ибо не видит в этом смысла.

Оцнако в отношении к любви как вгсшей ценности человеческой кизии и несений;, и элегический герой готова отдать все в кетаву этому чувству /кроме героя песни Карамзина "Нет! полно, полно! впредь не буду..."/

Очевидно, что мотив пчмптлрвой взаимной лгбви - собственно йесеньш! мотив. Элегия представляет любовь, которая приносит не счастье, а страдания от борьбы с препятствия!.® или от осознания их непреодолимости. В песенной поэзии второй половины УУШ века мотив счастливой любви представлен очень широко, т> песнях этой

группы обозначились существенные черты как произведений песенного жа!фа в целом, так и поэтики каздого поэта-песенника. Отражение этого мотива в песнях обнаруживает в своем развитии два эта па.

Поэтика песен, созданных в РО-е годы, в большинстве своем освобождена от всякого рда реалий. Лирический герой не имеет ни имени, ни общественного пала/.ения. Чувства, отгешеннме ст быта и социальных отношений героев, Bur^aior общечеловеческие переживания .

Смысл кизни в счастливой любви водится и героям песен, созданных в 90-е годы ХУШ века. Однако поэти-сентцценталистн /Н.М.Карамзин, L.MДсягорукий, Й.ВДштриев, Н.П.Рикслев, JP.A. Нелединскии-Мелецкий/ придает его звучанию другую интонацию. В их песнях представлено не просто торжество разделенного чувства -взаимная любовь- показана как "достижение". Герои песен вспоминают "сон" прежних лет, когда их душами владели "Грелестн", но счастье взаимной любви стало возмшннм лишь с "искренне?!" "невинностью". Првдя к этому в результате своих "поисков" подлинных ценностей, герои высказывают сентенции о смысле низни, рассуждает о "природе" своей страсти, утветздая силу любви. Рриме^атель-но, что последователи Карамзина, стремясь индивидуализировать перекивание героя, изображает erojipoumoe, нарекают его возлюбленную собственным именем /Лиза, Нина, ГлагТира/, "рисуют" ее портрет. Поэты школы Карамзина видяг в любви великую силу, способную "сотворить" человека.

Третий раздел - "ЛИГЕРА1УРНАЯ ПЕСНЯ И РОМАНС" - представляет собой попытку "выведения" канрового определения романса из поэтической "практики" второй половины ХУШ века.

Последнее десятилетие ХУШ века в развитии отечественной поэзии ознаменовалось появлением романса как нового жанрового образования. Отчасти это обусловлено тем, что мечду поэтами и композиторам начинают возникать "творческие союзы", плодами деятельности которых являются произведения словесно-музыкального творчества. Текст и мелодия раздаются почти одновременно, осуществляя таким образом созвучие двух "равноправных деткав". "В вокальной музыке поэзия и звук - равноправные дедаав«: они пометают друг другу; слово сообщает определенность выракаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию,

дополняет кедосказанное... таков идеал романса." Индуктивной способ поиска ответа на вопрос о генетическом различии стихотворений с жанровыми характеристиками "песня" или "романс" приводит к выводу о том, что во второй половине ХУШ века дифференциация данной терминологии не носила обоснованного хагаетепа.

Каздое из стихотворений Г.А.Хованского своеобразно и в то же время созвучно другим. Однако ни одни из характерных черт поэтики этих произведений не даш оснований группировать данные стихотворения по жанровому признаку и обосновать авторский подход к ланровой дефиниции этих стихотворений.

Авторское понимание термина "романс" представляет и И.И. Дмитриев, романсом он называет стихотворение о "рокових" испытаниях или потерях, привлекавшее античные образы или традицию западных литератур.

Равно, как и в песне, в романсе второй наловит' Х71" века с теми же особенностями худскественного освоения разрабатывались мотивы любовной лирики, привлекались традиционнее для Фольклора образы-символы, присутствовал смысловой параллелизм б"тия природы и лизни человека, использовались лексические средства народно!* поэзии и т.д. Ка этом основании мскно было бы принять точку зрения о "ненужности" детальной ханровой атрибуции произведения песенной лирики: "В русской музыкальной культуре егпе до настоящего времени сохранилось, по лсшюл и ненужной традиции, обозначение русской художественной песни названием романс. Ме>?ду тем, слово "цесня" вполне заменяет установившийся иносттнж'й теплин "романс" и вполне обозначает вид и характер этого художественного произведения".^ Нельзя отказать данному утверждению в праве на жизненность, но следует отметить, что литературнее творчество с его разнообразней проявлениями шщиввдуяльшк аототеких особенностей в стиле и методах отражения действительности, в пришипах использования арсенала изобразительных средств, с богатством и неьовторимостью черт созданных художественных творений заслуживает пристального внимания и более тонкого подхода к пганповой

К ю и Ц. Русский романс, („^ерк его развития. Гпб., lfp£. г,г.

2. Ф и н д е ti з е н Н.Ф. Русская художественная песня /ломано/. СПб., 1905. U.V.

характеристике произведений, И если "поэтическая пшктика" второй половины ХУШ века не дает оснований для определения строго обоснованной дифференциации в употреблении терминов "романс" и "песня", в вокальной лирике середины XIX века граница ме?сду этими понятиями определима четче. Несмотря на то, тго поэты ХУШ века, за редким исключением, не давали своим произведениям определения ''романс", можно с уверенностью сказать, что заражение .романса в отечественной литературе происходило уже в эту эпоху, когда на а..ену приоритету государственных интересов птзишел интерес к внутреннему миру личности, провозглашенный сентиментализмом.

Четвертый раздел - 'ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕСНЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ГДА"-посвящен анализу отражения мотива поиска воинской олавн в произведениях названных жанров.

В творчестве поэтов второй половины ХУШ века жанр оды был широко представлен в своих основных типах: оды патриотические, гражданские, философские, анакреонтические. В реферируемой работе для сопоставительного анализа с литературной "воинской" песней избирается лишь патриотическая ода, в которой, та юсе присутствует мотив походной' кизни воинов и стремления к славе.

Восемнадцатый век явился для России шсхой, в которую страна обрела славу триумфального победителя воинских сражений /в Семилетней войне Россия одер,«та блестящую победу над Пруссией, в последующие десятилетия у Турции бия отвоеван Крым/. "Новая" поэзия, в свою очередь,воспевала победы русского оружия. В литературе классицизма патриотическая ода занимала особш полотенце. &то. обусловлено ведущей тенденцией господствун^го литературного направления - выражением торкества общих интересов над интересами ивдивадуума. Однако первостепенная значимость интересов государства над личными интересами осознается в связи с войной в любую, эпоху - поэтому мотив обретения воинской славы раскрывается в данре оды поэтами и в конце ХУШ века, обнаруживая признаки этого ¡¿аира.

Выражая эпическое /рассказывая о сражении/, ода не сводится лишь к похвале воинской храбрости. Главный в оде - как лирическом произведении - остается отражение личности поэта и его отношения к происходящему. Повествователь не отличается "единст-

вш лиь#", а имеет обобщенно-собирательный характер и вытекает коллективное отношение к изображаемому. От классицистической традиции "высокой" оды отходит Г .Р.Державин, ге^ода.ивуя этот аанр. Но более смелое отступление от "канона" патриотической оды демонстрирует Н.П.Николев, "опрощая" оду до "гудошной" солдатской песни.

Песен с мотивом обретения воинской славы, созданных поэтами во второй половине ХУШ века, немного. В отличие от од«, песня чаше представляет походную лизнь воинов глазами простых сол-цат, что "ради в вше умирать" за свою 'Мать"- Екатерину Г. Я Песне, меньшей по объему, чем ода, как правило, отсутствует описание сражения. Налицо иная, упрошенная, структура стиха.

Б результате проделанного анализа становится очевидным, что ,лаьр оды в раскрытии мотива походной кизни воинов к кошу ХУП; вика реформировался /Дер.лвин/ I! "оптюгаался" /Пиколев/, являя сближение с тигром песни.

В Заключении подводятся итоги исследования.

На протяжении полувека литературная песня в динамике своего развития имела два ьериода: сум фоковский /до ^0-х гг./и период расцвета сентиг.ентальной песни /ГО-е гг./

А.П.Сумароков и поэты его школы А.И.Попов, Херя сков/ с середины ХУШ века различны?® поэтическими средствами раскрывали многообразие л глубину человеческих перехивашг''. ?ти авторы немало способствовала' становлешаз литературной леспв как "среднего" ^анра классицизма. Ко тот г акт, что ?тст •.■■лиг получил более широкое развитие в литературе сентиментализма и последующа эпох, свидетельствует о его больших перспективах, <~бу-слоаленкых свободой "средних" г.аиров, выведенных в поэтике классицизма на "периферии" литературы. В становлении ката ватную роль сыграл процесс сближения кнв-.сноГ; и народно:') носяш, Рооти-секти»,виталисты уделяли этслу особое внимание. Герой ¡-<х песен -простой человек, чувства которого представлены через привлечение образов и интонаций народной песенной поозхи, Гримечательно художественное совершенствование передачи чувств "елсрага па десятилетия развитая литературной песни. ГспхолггическиП параллелизм изображения душевного состояния лирического гепоя и бытия природы, используемый иоэтакв школы секткнвртадиз"«,

игрярует переход от изображения идиллических пейзане!! к описаниям пр!фоды, осмысленным символически / от "кусточков" и "мотнль-ков" к "реке" - символу неизменности, величественности, силы; "сизому гслубку" - символу простоты и верности/.

оводюция канра литературной песни в русской поэзии второй псяовинц ХУШ века связана с общелитературными процессами: развитием по&тического языка, стихосложения, художественного мышления, изменениями в жанровой системе "новой" российской литературы /разложением *а!фа алегии, слиянием особенностей поэтики идиллия с произведениями других ¡¿аиров, в частности, песни, "опрощением" "высокой" патриотической оды в творчестве отдельных поэтов до солдатской песни/.

Ьоэзия агорой половины ХУШ века явила литературную песню как ;ланр, способный синтезировать образы и художествен дате приемы других жанров. Действительность требовала, с одной стороны, большей раскрепощенности в восприятии и отражении жизни /чек представлено в элегии/, с другой - реального /а не идиллического/ отношения к действительности.

Ка протяжении второй половины ХУ1Ч века з.'лкрн классицизма, в том числе и песня, динамично развивались. Однако на "средние" ¡¿аиры классицизгл' оказал наименьшее влияние, поэтому поэтика вдиялии, элегии, литературной песни имеет больше сходства, чем различий. Выявленные в работе при анализе поэтики песен и элегий рационализм, рассудочность, "разумность" чувств элегических героев имеют не общественный, а личностный характер и выходят за рамки принципа "общей пользы" или дилемды "долг и чувство". Поэтому с позиций соотношения влияний метода и канра ведутим_ следует считать жанровое начало. В отдельних случаях могло ли^ дирошть и авторское начало /в особенности это характерно для произведений, созданных в ^анре - еше не "канониоованном" -романса, и "¡адаптации" "высокой" патриотической од и к "стедним"

Песни, созданные поэтами ХУШ вена, ненадолго перевили своих авторов - в XIX век перешли лишь немногие из них. Однако они явились ви.лгой ступенью в развитии русской' лирической поэзии и поступательном движении отечественной культуры.

По тепе диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Литературные песни М.И.Попова и И.ИДмитриева в "Песеннике" ИД.Герстенберга и Ф .А .Д тиара /К вопросу о поэтике канга/ //Старинные мастера русского слова. Межведомственный сб. научных трудов. - Москва-Самара, 1993. - С-.125-132.

2. ¿анр песни в теоретических трудах и поэтическом наследии Буало, Тредиаковского и Сумарокова // Проблема традиций и взаимовлияния в литературах стран Бападной Европы и Аметаки УIX-УХ веков. Межвузовский сб. научных трудов. - НинниЗ Новгород, 1993. - С.121-129.