автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Русская народная поэзия в Дагестане

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Атаева, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Русская народная поэзия в Дагестане'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская народная поэзия в Дагестане"

005014/он

На правах рукописи

Атаева Людмила Николаевна

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ В ДАГЕСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕОБРЯДОВОЙ ЛИРИКИ)

Специальность - 10.01.09 - Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 2 МД? 2012

Махачкала 2012

005014734

Работа выполнена в отделе фольклора ФГБУН Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Аджиев Абдулаким Магомедович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Курбанов Магомед Муслимович (ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

кандидат филологических наук, доцент Алиева Фатима Ракаевна (ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет»)

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

Защита состоится марта 2012 г. в 16 часов на заседании

диссертационного совета Д 002.128.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук (367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45-т./ф. 8(8722) 67-59-03.

Объявление о защите и автореферат диссертации для размещения на официальном сайте направлены в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки «/Л> февраля 2012 г. Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте ИЯЛИ ДНЦ РАН (www.iyalidnc.ru) «/?'> февраля 2012 г.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского научного центра Российской академии наук (ул. М. Гаджиева 45).

Автореферат разослан «£% февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук

І

А.Т. Акамов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Богатое творчество русского народа и казачества в Дагестане, издавна проживающих в этих краях, имеет вековые традиции и воплощено в разнообразных формах бытования. В настоящее время все чаще отмечается тенденция возврата утраченных ценностей традиционной кулыуры, появляется стремление если не возродить, то хотя бы искусственно, через «мероприятия», реконструировать обрядово-бытовую, фольклорно-художественную традиции.

Настоящее исследование является первой попыткой восполнить пробел в изучении русской лирической песни и частушек в Дагестане. Исследование тематически обращено к жизни и судьбе русского народа и терского казачества в Дагестане, их песенной культуре. У каждого народа, в том числе и русского, в Дагестане имеются как общие, так и локальные особенности в содержании, тематике, поэтике, исполнении русских песен, что имеет важное значения для осмысления всего фольклора, представляющего своеобразную летопись этноса и отражения его эстетического мышления.

Степень изученности проблемы. Первое крупное специальное издание «Собрание разных песен»1 М. Д. Чулкова является фундаментальной песенной энциклопедией XVIII в. Работу, начатую в 1776 г. В. Трутовским, продолжают И. Прач, Н. А. Львов, А. Е. Пальчиков, Н. М. Лопатин, В. П. Прокунин, Е. Линева и другие. Выходит «Сборник песен Самарского края» 2 В. Г. Варенцова. Труды П. В. Шейна «Русские народные песни»3 и два выпуска фундаментальной работы «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.»4 собрали около двух тысяч песен. В семитомном сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни»5 собрано около пяти тысяч текстов народных песен. П. В. Киреевский организовал сбор из уст народа былин, стихов, лирических песен и других фольклорных памятников. Его сборники «Песни, собранные П. В. Киреевским»6 включают свыше четырех тысяч песен. Фольклористами Б. М. Соколовым и Ю.

1 Чулков М.Д. Собрание разных песен. 4.1^4. М., 1770—1774.

2 Вареш/ов В. Г. Сборник песен Самарского края. СПб., 1862.

5 Шейн П. В. Русские народные песни. СПб., 1870.

4 Шейн П. В. Великорус в своих песня>£, обрядах, верованиях... СПб., 1898.

5 Соболевский А. И. Великорусские народные песни. СПб., 1895-1902.

6 Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. СПб., 1911, 1918, 1929.

М. Соколовым собран большой том «Сказки и песни Белозерского края»1.

В начале XX в. развернулась работа по собиранию частушек. Первым изданием частушек стал сборник Д. К. Зеленина «Песни деревенской молодежи»2, из дореволюционных изданий - «Сборник деревенских частушек»3 В. И. Симакова и «Сборник великорусских частушек»4 Е. Н. Елеонской, в которых собрано более девяти тысяч частушек из различных губерний России.

В советское время тексты песен и частушек публикуют в журналах, сборниках по фольклору М. И. Смирнова, В. В. Князева, А. М. Астахова, Н. П. Колпакова, В. К. Архангельская, С. Г. Лазутин, А. М. Кретов, В. С. Бахтин и другие. Наибольшую научную ценность представляет сборник 3. И. Власовой и А. А. Горелова «Частушки в записях советского времени»5, изданный Академией наук СССР, который включает более восьми тысяч текстов, записанных во многих районах страны.

Исследованием русских частушек на Северном Кавказе занимался известный фольклорист И. Н. Бойко. Его уникальные сборники: «Отрадненские частушки, припевки, страдания»6, «Плясовые припевки Кубани»7, «Ставьте ушки на макушки - современные частушки»8 - результат методической работы в учреждениях культуры, углубление в песенное творчество и приобщение к собирательской деятельности.

Записи и публикации фольклора русского населения и терского казачества в Дагестане начались со второй половины XIX в. — через газеты «Терские ведомости», «Кавказ», но основным трудом, где публиковались историко-этнографические материалы и фольклор русского населения и терского казачества, стал «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). В 1895 г. вышла работа Ф. Панкратова «Гребенцы в песнях»9. В 1927 г. известный ученый-языковед А. Пешковский записал 12 текстов в рыбацких поселках Чечень и Черный Рынок. В 1964—69 гт. в Кизлярском районе и на побережье Каспия экспедиция В. Д. Лебедева записала 1 390 текстов песен.

' СокаловБ. М., СоколовЮ. М. Сказки и песни Белозерского края. СПб., 1915.

1 Зеленин Д. К. Песни деревенской молодежи. Ветка, 1903.

3 Симаков В. И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913.

4 Сборник великорусских частушек. / Под ред. E.H. Елеонской. М., 1914.

s Власова В. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени. М.;Л., 1965.

6 Бойко И. Н. Отрадненские частушки, припевки, страдания. Краснодар, 1984.

1 Бойко И. Н. Плясовые припевки Кубани, Краснодар, 1993.

8 Бойко И. Н. Ставьте ушки на макушки - современные частушки. Краснодар, 1994.

9 Панкратов Ф. Гребенцы в песнях. Владикавказ, 1895.

Исследованием русской народной лирической песни и частушек в Дагестане занимались Б. Н. Путилов, Ю. Г. Агаджанов, Л. С. Киреева, В. С. Кирюхин.

Результатом исследования казачьего фольклора Б. Н. Путиловым стали сборники «Песни гребенских казаков»1, «Исторические песни на Тереке»2.

Л. С. Киреева в работе «Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии»3 исследовала поэзию терских казаков.

В сборники В. С. Кирюхина включены тексты лирических песен и частушек: «Русская песня в Дагестане»4 (350 текстов), «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества»5 (123 текста песен и 39 частушек), «Современные русские частушки Северного Кавказа»6 (1160 текстов кубанской, ставропольской и терской традиций).

Современный уровень развития науки о словесном искусстве позволяет обратиться к материалу, собранному В. С. Кирюхиным, и нашему полевому материалу, собранному в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана, г. Кизляр, Махачкала, чтобы провести классификацию текстов, выделить идейно-тематическое содержание, поэтику, выразительные средства русских народных лирических песен и частушек русского населения и терского казачества Дагестана.

Источниковой базой диссертации явились материалы и документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве РД, а также в ведомственных, текущих архивах Дома народного творчества Республики Дагестан. Изучены и использованы в диссертационной работе «Сборники материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказские календари», «Терские сборники» за разные годы, где публиковались тексты песен терского казачества, имена собирателей казачьего фольклора. Важным источником стали материалы Всероссийской переписи населения 2002 г. Особую ценность представляют документы, извлеченные из рукописных

1 Песни гребенских казаков / Под ред. Б. Н. Путилова. Грозный, 1946.

1 Путилов Б. Н. Исторические песни на Тереке. Грозный, 1948.

3 Киреева Л. С. Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии: Автореф. дисс.,.канд. филол. наук. Воронеж, 1974.

4 Кирюхт В. С. Русская песня в Дагестане. Махачкала, 1975.

5 Русский фольклор периода демократических преобразований общества / Публикации, вступ, ст. и коммент. В. С. Кирюхина. Саратов, 2000.

6 Современные русские частушки Северного Кавказа / Публикации, всту п, ст. и коммент. В. С. Кирюхина. Саратов, 2007.

фондов ИИАЭ и ИЯЛИ им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук. Разнообразный фактический материал получен из периодической печати и Интернета. Ценными для нас были материалы из республиканских газет: «Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Махачкалинские известия», а также журнальной периодики: «Народы Дагестана», «Дагестан», «Жизнь национальностей», «Этнографическое обозрение», «Культурная жизнь Юга России», «Проджи» и др.

Комплексно используя совокупность имеющихся в нашем распоряжении архивных материалов и литературных источников, опираясь на достижения отечественной историографии и фольклористики, мы сделали попытку освещения процесса формирования русского населения и терского казачества с их уникальной песенной традицией, исследования необрядовой лирической песни и частушек, их тематических и поэтических особенностей в Дагестане.

Объектом исследования являются русские народные необрядовые песни лирического содержания и частушки, их тематика, поэтика, образная система, всестороннему анализу подвергнуты их выразительные средства.

Предмет исследования - русские народные необрядовые лирические песни и частушки, опубликованные в сборниках В. С. Кирюхина «Русская песня в Дагестане», «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества», «Современные русские частушки Северного Кавказа», архивный материал Института ЯЛИ им. Г. Цадасы и полевой материал, собранный в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана и г. Махачкала, Кизляр в 2007-2010 годах.

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы — изучение тематики и поэтики необрядовых русских народных лирических песен в Дагестане, их специфики, а также систематизация по тематическим циклам имеющегося фактического материала по лирическому жанру, функционирование в настоящее время русской народной песни в общенациональном и регионально-локальном пластах фольклора. Это предполагает решение следующих задач:

1. Осветить исторические аспекты формирования русской культурной общности в Дагестане с историческими и этнографическими особенностями.

2. Рассмотреть общие и локально-особенные черты русской необрядовой народной поэзии в Дагестане.

3. Систематизировать необрядовую лирику по тематическим циклам,

подгруппам и сюжетным мотивам, описать выразительные средства поэтики необрядовой русской народной лирической песни и частушек в Дагестане.

4. Создать целостную картину эволюции и бытования жанра русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане с богатством в казачьих песнях эстетического, нравственного, морально-этического многообразия предметно-чувственного мира.

Научная новизна исследования заключается в выборе актуальной темы, впервые привлекаются к монографическому исследованию произведения народной поэзии русского населения Дагестана и тексты русских фольклорных коллективов. Диссертант ввел в научный оборот обширный фактический материал, состоящий из малоизвестных и новых текстов, обнаруженных в архивах и собранных в полевых условиях. Научная новизна состоит в анализе ранее не исследованных русских необрядовых лирических песен, и частушек, составлении тематических циклов и изучении особенностей поэтики лирических песен и частушек. Собранный материал расширяет пределы представлений о многообразии русской народной поэзии в Дагестане и будет способствовать более объективной оценке культурно-исторического прошлого и самобытных черт русского населения Дагестана.

Теоретической основой исследования явились труды по фольклористике, литературоведению и этнографии русских и дагестанских ученых: А.Н. Веселовского, В.А. Проппа, С.Г. Лазутина, В.И. Симакова, E.H. Елеонской, В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, В.М. Жирмунского, B.C. Бахтина, В.М. Гацака, Н.П. Колпаковой, В.М. Ереминой, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгат, A.M. Аджиева, Х.М. Халилова, М.Ш. Ризахановой, И.А. Суздальцевой, B.C. Кирюхина, Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, М.Р. Халидовой, А.М. Ганиевой, М.М. Курбанова и др.

Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-исторического и типологического изучения русской народной поэзии в Дагестане. Методы и приемы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность русской народной поэзии в Дагестане, ее историзм и богатое содержание, поэтику, эволюционные процессы, которые произошли в лирических жанрах русской народной поэзии, и динамику развития этого жанра в Дагестане. В работе также учтены наблюдения и обобщения в области изучения национального фольклора, в частности труды

ученых Северо-Кавказского региона, добившихся весомых результатов в теоретическом освоении национального фольклора.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация является новой ступенью в исследовании тематики и поэтики русской народной поэзии в Дагестане. Результаты исследования можно использовать в процессе дальнейшего изучения вопросов развития русской народной поэзии как в Дагестане, так и на Северном Кавказе, а также в научных изысканиях фольклорно-этнографического плана. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий и научно-методических разработок по филологическим дисциплинам (фольклористике, культурологии и др.), написании обобщающих трудов по русскому фольклору в полиэтническом регионе, разработке спецкурсов по русскому фольклору в регионах Северного Кавказа. Проведенное исследование способствует расширению области культурологического знания и проблемного поля истории, этнографии, фольклористики, а также обеспечивает новый теоретический взгляд на исследование традиционной песенной культуры Дагестана.

Апробация и публикации. Диссертация обсуждалась на заседании отдела фольклора Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. По ее результатам излагались доклады и сообщения на научных конференциях в ДГУ, ИЯЛИ ДНЦ РАН, ДГПУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, тезисах, опубликованных в сборниках научных работ.

Список публикаций приведен в конце автореферата.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем -147 с.

На защиту выносятся следующие положения:

— освоение территории Дагестана терским казачеством обусловлено экономическими интересами и необходимостью защиты русских границ в ХУ1-ХУШ вв. Переселенческая политика обусловила формирование русской культурной общности в Дагестане;

- основополагающий вид жизнедеятельности русских переселенцев и терских казаков способствовал возникновению особенного слоя культуры, выраженного в традиционно-бытовом укладе: специфике архитектуры, самобытности традиционной и казачьей одежды, пище, фольклоре, 8

уникальности необрядовой русской народной лирической песни и частушек в Дагестане;

- современное состояние жанра русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане синтезирует в себе социально-культурные черты и элементы современной песенной культуры;

- систематизация необрядовой русской лирической песни по тематическим циклам, подгруппам и сюжетным мотивам позволяет уяснить взаимодействие народной песни с народным бытом и выявить национальную специфику в жанре и темах лирической песни;

- жанр русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане сохраняет в сюжетах эмоционально-психологическое многообразие поэтики, традиционные формы композиции, импровизацию, хоровое исполнение;

- взаимовлияние кавказской и русской культур сопровождается обогащением сюжетов и поэтики местным колоритом с соответствующими бытовыми и языковыми элементами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, выявляется степень ее изученности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология и материал диссертации.

Глава I. Условия формирования русского фольклора в Дагестане состоит из четырех параграфов, в которых рассматривается история заселения, сфера деятельности, бытовые условия русских переселенцев и терского казачества в Дагестане, бытование общерусской песенной традиции и региональные особенности русской лирической песни.

В параграфе 1.1. История русской кулыпурной общности в Дагестане освещаются истоки первых поселений, связанные с походами времен Ивана Грозного, Петра I, строительством укрепленных казачьих линий при Екатерине II и другими действиями русского государства в южном направлении. Первым форпостом православия и опорным пунктом русских войск на Северном Кавказе стал Терки, построенный в 1567 г. при Иване IV Грозном. В 1722 г. Петр I установил личные контакты с владетелями и князьями в Дагестане и

заложил ряд опорных пунктов и укреплений вдоль побережья Каспия.

Заселение русскими Северного Кавказа и Дагестана усиливается с образованием Кавказской губернии (1775 г.) и Кавказского наместничества (1786 г.). Возникают новые крепости, станицы и города.

Подписание между Россией и Ираном Гюлистанского мирного договора (1813 г.) и движение горцев 20-х годов XIX в. обусловило приток русских переселенцев на Северный Кавказ и Дагестан.

К середине XIX в. русское население края, состоявшее из войсковых частей, размещалось в построенных укреплениях и опорных пунктах вблизи крупных сел Дагестана (крепости Внезапная, Бурная и др.) В города превратились бывшие крепости: Кизляр, Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура.

В конце 80-х г. XIX в. начинается новый этап переселения русских в Дагестан из внутренних губерний России: Киевской, Полтавской, Черниговской, Курской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Воронежской, усилившийся на рубеже XIX—XX вв.

Переселенцы заселяли преимущественно северную часть современной территории Дагестана: Кизлярский и Хасавюртовский округа Терской области и Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области.

В Дагестане русские живут в основном в городах и промышленных центрах, а казаки главным образом в собственных поселениях - станицах. Старейшим является терское казачество, первое упоминание о нем на Кавказе было зафиксировано документами второй половины XVI в.

Фольклористы отмечают своеобразие и уникальность, по сравнению с Доном и Кубанью, терской песенной традиции, берущей начало в древнейших русских фольклорных пластах.

За века своего существования на Кавказе русские переселенцы и терские казаки, жившие в тесном взаимодействии с горскими народами, создали уникальную культуру и сохранили основной стержневой элемент принадлежности к русскому миру—язык и православную веру.

В настоящее время неопределенность в национальной политике, условия резкого падения производства, безработица, обострение межнациональных отношений привели к появлению миграции русского населения из Дагестана в Россию. Однако здесь русские остаются одним из равноправных народов, у них есть основания стремиться преодолевать общими усилиями трудные времена и продолжать интеграцию в дагестанскую среду. 10

В параграфе 1.2. Сфера деятельности и быт русского населения рассматриваются основные виды деятельности русских переселенцев и терских казаков в Дагестане.

Ведущее место в экономике русских переселенцев крестьянского сословия занимало земледелие и скотоводство. Морской порт, железная дорога способствовали развитию различных отраслей промышленности — рыбной, машиностроительной, пищевой и других, на которых трудилось русское население Дагестана. Русские переселенцы на новом месте строили привычное для себя жилье, сохраняя свои традиции в планировке, внешнем облике и интерьере, а также заимствуя многое у местных народов. Одежда, как один из элементов материальной культуры, которая менялась в зависимости от географической среды, исторических условий, тем не менее, надолго сохраняла традиционные черты в покрое, украшениях и названиях.

В новых природных условиях, соседствуя с народами Дагестана, русские испытали влияние новых факторов, в то же время сохранили характерные особенности своей культуры, которые проявились в быту, одежде, фольклорных традициях, в том числе и в песенном репертуаре.

В параграфе 1.3. Общерусская песенная традиция отмечено, что песенный фольклор русских в Дагестане выступает одним из основных связующих элементов передачи и сохранения традиционной культуры.

Проведение народных праздников и фестивалей народной песни в Дагестане: «Лейся, песня народная», «Казачье подворье», «Горцы», «Соловей гор» и т. д. - показывает сохранность песенного творчества и национальной культуры в республике. В выступлениях, постановках: «Проводы казака на службу», «Терская свадьба», «Широкая Масленица», «Кострома» - ощущается подлинный национальный колорит. В фестивалях и праздниках участвуют известные в республике русские народные коллективы: хор русской песни «Волна» (г. Махачкала), Государственный Терский ансамбль казачьей песни (г. Кизляр), «Рябинушка» (с. Аверьяновка), «Яблонька» (Кизлярский р-н), «Народные голоса» (с. Тарумовка, Тарумовский р-н), «Рыбачки» (с. Коктюбей, Тарумовский р-он), «Таловчанка» (с. Таловка, Тарумовский р-н), «Южаночка» (п. Южный, Кизлярский р-н), «Казаченька» (ст. Александрийская, Кизлярский р-н), «Огонек» (г. Дагестанские Огни), «Арешевские самоцветы» (с. Малая Арешевка, Кизлярский р-н), «Изюминка» (с. Тарумовка). Задача этих коллективов показать через песню культуру русского народа. Особой любовью

и популярностью пользуются знатоки песен и хороводов, нередко выступающие создателями новых песен и частушек: Л. Задачина, С. Шевченко, К. Магомедов, Н. Терехина, Ю. Егорушена, Н. Леденева, В. Воронцов, Г. Бычкова, А. Беляев, Г. Симаков, Государственный Терский ансамбль казачьей песни (г. Кизляр), дуэты: Галина Бычкова и Любовь Волкова (Кизлярский р-н) и Наталья Курбанова и Ирина Удахина (г. Кизляр), исполняющие народные казачьи песни, Татьяна Редькина — солистка народного хора «Казачки», Т. В. Шрамко, Н. Д. Склярова, М. А. Панина - вокальная группа «Рябинушка» (с. Аверьяновка), Любовь Шепотько и Александра Иванова, Маржанат Казакаева, Асият Таривердиева, Валентина Аргату -солистки хора русской песни «Волна» (г. Махачкала).

Исследуемый материал является частью общерусского народного поэтического творчества. Несмотря на сложную обстановку в регионе, быстро меняющиеся процессы экономического, политического и технического развития общества, в Дагестане продолжает бытовать традиционный фольклор русского населения и терского казачества, не утратив значения в социально-бытовом контексте и по-прежнему включаясь в различные звенья жизнедеятельности.

1.4. Региональные особенности русских лирических песен

Взаимодействие различных культур как нигде ярко проявляется в Дагестане.

Проникновение сюжетов и образов в иноязычную культуру и взаимовлияние сопровождаются обогащением сюжетов и поэтики местным колоритом с соответствующими бытовыми или языковыми элементами, которые мы встречаем в русских лирических песнях: шашка, бурт, бешмет, газыри; в песнях — припев «делла», который исполняется терскими песенниками; танец -лезгинка, исполняемый русскими и терскими казаками в Дагестане.

В былине об Илье Муромце, записанной Б. Н. Путиловым, есть припев, заимствованный из кумыкской песни: «Ай вана пай дысин, ай вана пай», в песне о генерале Фези русский текст уживается с припевом, заимствованным у горцев: «Горе нам! Фези к нам»1. Кроме того, на терский фольклор влияли также ногайская и грузинская песни, припевы: «Алла Верды, Мравстъжамиера».

' СМОМПК. Вып. 15. Тифлис, 1893. - С. 113. 12

Создавая свои поселения, русские люди многое перенимали из быта и культуры горцев, а песни зачастую подвергали коренной переделке. Появляются вместо общерусской «шапки» - «кабардиночка», вместо «шубы» -«черная бурка» - эти слова прочно вошли в речь казаков. Так, в песне «Полно вам, снежочки, во талой земле лежать» (см. прил.4.1) дается сравнение дома с черной буркой, а жены - с берданкой. А в песне «То не тучи, грозовые облака» отмечены горские элементы в одежде терских казаков: «Газыри лежат рядами на груди, алым пламенем сияют башлыки»1.

Фольклорными коллективами, любителями и исполнителями русских народных песен в Дагестане ведутся сбор и хранение текстов русских народных песен и частушек. Песни на дагестанских языках также включаются в репертуары русских фольклорных коллективов Дагестана.

Таким образом, близкое соседство с горцами, родственные отношения с ними способствовали заимствованию припевов из чеченских, кумыкских, грузинских и ногайских народных песен, музыки, музыкальных инструментов и танцев.

Глава II. Народная поэзия русских в Дагестане

В данной главе представлен краткий обзор истории русской лирической песни, показано, как формировалась русская лирическая песня в Дагестане, ее развитие и функционирование в настоящее время.

2.1. История русской народной лирической песни

Началом исследования лирических песен считают специальное песенное издание - «Собрание разных песен» (1770), составленное М. Д. Чулковым. В период с XVIII до начала XX века выходят ряд сборников Н. А. Львова, П. В. Шейна, П. В. Киреевского, А. И. Соболевского и т. д.

Таким образом, в феодальную эпоху были созданы самые ранние лирические песни - о крепостной неволе, крестьянских восстаниях, солдатчине, патриархальном быте.

С возникновением капиталистических отношений появились рабочие песни. Развитие книжной лирики с конца XVIII века вызвало рост песен литературного происхождения.

В советскую эпоху появляются песни, отражающие жизнь в социалистическом государстве.

1 Песни Терека / Отв. ред. Путилов Б. Н. Грозный, 1974. -С. 171.

Песенные жанры, взаимодействуя между собой, сменяют друг друга в народном репертуаре, и именно они определяют сейчас песенную традицию многих районов России.

Благодаря Кавказскому Учебному Округу в 1896-1897 гг. М. Н. Карпинским и Ф. С. Панкратовым была исследована поэзия древнейших русских поселенцев на Северном Кавказе - терских и гребенских казаков.

А песню о том, как пожаловал казаков царь Иван Грозный Тереком, М. Н. Карпинский записал в ст. Червленной от казачки Февронии Васильевой. Вариант этой песни находится в «Русских песнях» П. Киреевского:

...Порадую я вас, казаченъки, Рекой быстрою, Тереком Гарынъивичем, Как от самого то гребня до синя моря, Да синя моря до Каспийского...'.

В «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» опубликовано 685 текстов былин, исторических и лирических песен свадебной, любовной, семейно-бытовой, военно-бытовой, шуточной, плясовой тематики и скоморошины гребенских и терских казаков.

В советский период сбором и исследованием казачьего фольклора и фольклора русских переселенцев на Тереке и в Дагестане занимались Б. Н. Путилов, В. Д. Лебедев, Ю. Г. Агаджанов, Л. С. Киреева, В. Г. Чеботарева, В. С. Кирюхин.

В начале XX столетия и после Октябрьской революции сложились новые условия, в результате чего возникло перспективное направление народного творчества - художественная самодеятельность, где демонстрируют свое искусство национальные коллективы. Репертуар Терского Государственного ансамбля казачьей песни г. Кизляра состоит в основном из казачьих песен, украинских шуточных, плясовых, свадебных, со свойственной только этому ансамблю манерой исполнения песен и танцев. А тематика хора русской песни «Волна» г. Махачкалы включает песни русских переселенцев из разных уголков России - центральных губерний, Дона, Поволжья, Южного Урала. Дагестан стал своеобразным регионом, где можно встретить произведения народной поэзии, созданные в разных регионах нашей страны, но здесь они

1 СМОМПК. Вып. 27. Отд. 4. Тифлис, 1900 -С 87 14

приобрели местные особенности.

Исследуя жанр необрядовой лирики, мы выявили, что в Дагестане сохранилась и бытует необрядовая лирическая песня любовной, семейно-бытовой, солдатской, шуточной тематики и частушки. В Кизлярском районе на Сулаке и Тереке обнаружены следующие особенности: на Тереке, в рыбацких поселениях, старинный обычай - петь под гармонь плясовую песню - вытеснен частушками, припевками на тему рыбаков: «Больше дела, меньше слов», «К нам на море приезжал», «Ой девочки, я из Терека» (см. прил. 4.2).

Хранителями традиционного песенного фольклора Кизлярской полосы и Прикаспия являются люди старшего и среднего поколения. Фольклорные экспедиции В. Д. Лебедева, Б. Н. Путилова, В. С. Кирюхина и наши материалы, собранные в Кизлярском, Тарумовском районах, г. Кизляр, Махачкала республики Дагестан, позволяют выявить жанры, бытовавшие ранее и бытующие в настоящее время.

Несмотря на значительные изменения в последние десятилетия, русскому населению все же удалось сохранить основное ядро песенного фольклора, особенно казачьи песни в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана, о чем свидетельствуют материалы, собранные Государственным Терским ансамблем казачьей песни (г. Кизляр), ансамблем «Рыбачки» (с. Коктюбей).

2.2. Необрядовые лирические песни

Народное творчество русских в Дагестане развивалось во взаимодействии с фольклором народов Дагестана и поэзией переселенцев, поэтому в песенном репертуаре постоянно происходили изменения и взаимовлияния, ослабевая и усиливаясь с изменением эпох. Песня принимала в свой репертуар новый материал, обогащалась сюжетами и меняла свои образы и художественные средства.

В репертуаре русского населения сотни самых разнообразных в идейно-тематическом, поэтическом и музыкальном отношениях лирических песен, которые связаны с повседневной жизнью русских в Дагестане, незаменимы при отдыхе и помогают в работе: «Ивушки», «На свадьбе гуляла», «Веселуха», «Заболела Дунина головка», «Земляничка-ягодка» и т. д. (см. прил. 4.1).

Мы проанализировали 159 текстов песен и 151 текст частушек, записанных В. С. Кирюхиным и опубликованных в трудах: «Русская песня в

15

Дагестане» (1975), «Русские частушки на Северном Кавказе» (2007), и 167 текстов песен и 92 текста частушек, собранных нами у русского населения в Дагестане в 2007-2010 гг. В работе мы систематизировали 326 текстов необрядовых лирических песен по тематическому принципу, согласно классификации Н. П. Колпаковой, чтобы рассмотреть конкретное содержание, сюжетные мотивы народных бытовых песен у русского населения в Дагестане (см. прил. 3). Любовных текстов - 107; семейно-бытовых - 76; солдатских и казачьих песен - 106; шуточных и плясовых - 37; частушек - 243 текста. Это поможет нам уяснить взаимодействие народной песни с народным бытом и выявить национальную специфику в жанре и темах лирической песни.

2.3. Любовные песни отражают все оттенки любовных коллизий, встречи в «зеленом саду», веселье гуляний, беседы молодых, драматические картины разлуки с милым. Любовь в следующих лирических песнях многогранна, робка и застенчива, страстна, преданна и нежна: «За рекой за Тереком», «Ивушки», «Как за Тереком рекой», «Люблю я казаченьку», «Судьба» (см. прил. 4.1). В поэтическом стиле даются описания традиционного портрета костюма девушки и парня. Парень в песнях наряден и красив: у него «черкесочка новая, шапочка пуховая», «брови черны, сам русявый». Портрет девушки аналогичен: «круглоличка» (Кир. №8. С. 24)*; «красивая девчонка» (Кир. №43. С. 42); «чернорусая коса» (Кир. №62. С. 54); «моя русая коса, всему городу краса» («Земляничка-ягодка» (см. прил.4.1.)).

Один их главных мотивов в любовных песнях - это прощание, проводы милого, грусть в разлуке: «Последний час разлуки» (Кир. №33. С. 37); «Зачем сидишь до полуночи» (Кир. №34. С. 37); «Моя калинонька» (см. прил.4.1).

Поэтический образ «зеленого сада», который дарил минуты радостного свидания с милым, делил горе разлук и разочарований: «Уж ты сад, ты мой сад, сад зелененький» (Кир. №22. С. 31); «Ой, сады мои, сады вы зеленые» (Кир. №61. С. 53); «По за лугом зэлэнэньким, «Как за Тереком рекой» (см. прил.4.1.).

Тема труда - основная, тема русского народа, нередко является своеобразным зачином песни на любовную тему: «Уж я пашеньку пашу» (Кир. №53. С. 48); «Каспийское море» (см. прил.4.1); «Выйдет пастух на лужок» (Кир. №14. С. 27).

Таким образом, любовная песня дает многогранное отражение жизни и является главной, но не единственной.

Использованы тексты из сборника В. С. Кирюхина «Русская песня в Дагестане» (Кир № С) 16

Основные тематические подгруппы любовного цикла: быт и любовь девушки; быт и любовь молодца; измена; разлука.

2.4. Семейно-бытовые песни изливают печаль, тоску, и в основном эта поэзия женская. Темы неразделенной и несчастной любви, разлуки с любимой или милым в любовных песнях, семейно-бытовых становятся темами несчастной жизни без любви, сетования на свою жизнь со старым мужем или нелюбимым мужем. В них, как правило, нет того избытка радости и счастья, которые свойственны многим любовным песням. Основные герои - муж и жена, а дополнительными являются образы их родных. Есть среди семейных песен и немало комических, где невзгоды семейной жизни преодолеваются наивным жизнерадостным юмором: «Ой, мужик маленький» (Кир. №54. С. 50); «Билажинка мужика» (Кир. №63. С. 54).

Таким образом, сюжет семейно-бытовых песен всегда конфликтен и драматичен. Присутствует в них тема разлада между супругами, возрастное неравенство, а иногда семейная жизнь изображается в ироническо-шутливом плане. Основными подгруппами семейно-бытовых песен являются: счастливый брак; брак несчастливый для молодца; брак несчастливый для девушки.

2.5. Солдатские и казачьи песни отражают события от лица очевидца, изображают яркие батальные сцены, смелость и выносливость русских воинов, казаков, создают образы полководцев, командиров: «Мы не по морю», «Хуторские казаки» (см. прил.4.1). В них присутствуют горечь разлуки, ожидание службы, похода и проводы солдата на службу, казака в поход: «Проводы», «Ой, ночи темны», «Во саду дерево цветет» (см. прил.4.1). Во многих казачьих песнях описана смерть солдата, казака на поле боя: «Как гулял да казак», «Под ракитою зеленой» (см. прил.4.1)

Особое место в солдатских и казачьих песнях занимает конь - верный товарищ и друг солдата и казака: «Конь вороной» (см. прил.4.1); «Как гулял да казак» (Кир. №131. С. 89).

Следовательно, солдатские и казачьи песни поднимают тему военных походов, разлуки с семьей, любимым человеком. В них отражены военно-исторические события, в которых изображены картины сражений, полные оптимизма, силы русского солдата, казака, его вера в победу над врагом.

Основные сюжетные мотивы: проводы в поход; тоска по близким; смерть на чужбине; боевые эпизоды; возвращение домой.

2.6. Плясовые и шуточные песни все серьезное, радостное или печальное, что характерно для содержания любовных и семейно-бытовых песен, «снимают» комизмом положений, установкой на веселье и смех: «В амбар за мукой», «Жил я у пана», «На свадьбе гуляла», «Научить тебя, Ванюша» (см. прил.4.1.) Из мира природы ради юмора вводятся особые персонажи: воробей, комар, таракан, и создаются различные комические ситуации: «Как задумал наш комарик жениться» (Кир. №133. С. 89); «Задумал наш воробей жениться» (Кир. №134. С. 90). Динамичны диалоги шуточных песен, они оживляют повествование и нередко разыгрываются в лицах по ходу песни.

Плясовые песни, под которые исполняются народные танцы и пляски, отличаются от шуточных несложным текстом, служат народному веселью и отдыху, вызывая настроения бодрости, преодоления всех жизненных невзгод: «Как у нашей у Дуняши», «Железяка», «Как у бабушки козел» (см. прил.4.1). Припевы повторяются через две строки, четыре и более, усиливая плясовой ритм.

Этот песенный жанр насыщен социальными мотивами, в которых много неподдельного юмора, сатиры, острых замечаний. Основные сюжетные мотивы: любовь; семья; родственные отношения; неумелая хозяйка; бытовой юмор; олицетворение животных, птиц, насекомых.

2.7. Частушки как жанр народной поэзии возникли во второй половине XIX в., когда усилилось влияние литературы на фольклор и народная песня обрела черты книжной поэзии: силлабо-тоническое стихосложение, обязательную рифму, строфичность.

Частушки создаются на современные темы, их привлекают новые явления современной бытовой и социальной жизни.

В частушках у русского населения в Дагестане осуждаются и высмеиваются пьянство, воровство, использование служебного положения: «Председатель на собрании», «К нам на море приезжал» (см. прил.4.2).

Для композиции многих частушек характерны параллелизм: «Стоит белая береза» (см. прил. 4.2); эпитеты традиционных лирических песен и новые (индивидуальные) эпитеты: «парнишка городской», «дрот -яблочко садовое», «отчаянная головушка», «милая фартовая», «кизлярские ребята»; сравнения с союзом как, с союзными словами: что, будто, точно, словно и словами похож и вроде, выполняющие не только выразительные, но и изобразительные 18

функции: «Что ты, милый, задаешься», «Изменил мне миленок» (см. прил. 4.2).

Индивидуализация образа выражается в передаче психологических особенностей характера и создании индивидуального портрета, который дается одной чертой, наиболее характерной и яркой: «Черный чуб, черный чуб» (Кир. №74. С. 35). Смелая метафора и гипербола, образное словотворчество характерны для частушек: «моя милка-приманипка», «моя милочка-крутилочка», юмор и ирония занимают довольно большое место.

Частушки о политиках, предпринимателях, артистах, героях сериалов обусловлены велением времени: «Раньше милого ругали» (Кир. №101. С. 504); «И сказала баба деду» (Кир. №.545. С. 107).

Основные темы частушек: любовь девушки, юноши; измена; разлука; поход; смерть казака; о рыбаках; использование служебного положения.

Безусловно, частушка несет особое настроение, в каждом тексте своя законченная мысль, а композиционные приемы помогают ярче выразить содержание, передать действие, раскрыть реальные и желаемые поступки персонажей.

В параграфе 2.8. Поэтика необрядовых лирических песен рассмотрены формы, способы композиции и изобразительно-выразительные средства поэтики русских лирических песен в Дагестане.

Место действия в традиционных песнях - обобщенное изображение природы или обстановки жизни: «чистое поле», «дороженька», «зеленый сад», «улица широкая» и т. д., а также маленькие жизненные эпизоды и бытовые сценки, где раскрываются чувства и переживания при помощи действий и поступков: «В огороде верба рясна», (Кир. №25. С. 33.); «Научить тебя, Ванюша» (см. прил. 4.1).

Песням-повествованиям и песням-раздумьям предшествует зачин — картина природы, непогода, увядающий сад, настраивающий на грустный лад: «Ой, сады мои, сады вы зеленые» (Кир. №61. С. 53.).

Наше исследование показывает, что необрядовые лирические песни в основном используют такие композиционные формы, как монолог, диалог и следующая форма: описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог.

Значительную роль в песнях играют описания, где изображаются действия героев, их поступки, раскрываются настроения и переживания: «Комарики», «Ивушки» (см. прил. 4.1).

Встречаются такие приемы композиционного построения лирической песни: поэтический параллелизм: «На улице дождик» (см. прил. 4.1), принцип цепочного построения: «Уж ты хмель, ты мой хмель» (см. прил. 4.1), прием ступенчатого сужения образов: «Снежки белые, пушистые» (см. прил. 4.1). Все эти приемы в лирической песне находятся в тесной взаимосвязи.

Материалом для песенной символики у русских переселенцев и терских казаков в Дагестане служит объективный реальный мир, прежде всего мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, реки, море, трава, цветы, птицы и т. д.), некоторые виды трудовой деятельности (земледелие, рыбоводство, охота и т. д).

В качестве символов часто употребляются предметы и образы из растительного мира: символом девушки являются ягода, калина, малина, а символом парня - зеленый дуб, виноград: «Виноград расцветает» (см. прил. 4.1).

Цветение любого растения в песнях означает радость, веселье и любовь, напротив, его увядание - печаль, разлуку, горе: «Кудреватую мою деревцу» (Кир. №52. С. 48). В символическом значении горя и печали в народных песнях нередко выступает туман: «Во поле туман» (см. прил. 4.1).

Символика животных и птиц типична для семейно-бытовой песни: образ ласточки - вестницы, кукушки — печали, несчастья, ворона — символа врага, а орла — символа храброго казака. Эти символы типичны для традиционной песни.

Наряду с символикой в лирических песнях у русских в Дагестане широко используются такие поэтические средства, как изобразительные эпитеты: «зеленый сад», «чистое поле», «белая береза», «русая коса», метафоры и сравнения. С их помощью создаются портреты героев и рисуются картины пейзажа: «Уж ты сад, ты мой сад, сад зелененький» (Кир. №22, С. 31); «Земляничка-ягодка», «Комарики» (см. прил. 4.1),

Пояснительные эпитеты в песнях в совокупности дают реальный пейзаж Каспийского моря, на котором происходит действие: морские волны, морское дно, грозный ураган, сильный шторм: «Каспийское море угрюмо вздыхает» (Кир. №79. С. 61); «Каспийское море», «Хороша наша жизнь снаружи» (см. прил. 4.1). Функция эпитета здесь, главным образом, выразительная и эмоционально-оценочная.

Повторы и обращения составляют специфику поэтического стиля народных лирических песен. Иногда песни начинаются с обращения к различным предметам и явлениям природы: к морю, лесу, деревьям, солнцу, 20

месяцу и т. д.: «Ивушки, вы ивушки» («Волна»); «Уж ты верба, ты верба зеленая» (Кир. №5. С. 23); «Ох, ночь моя, ночка темная» («Волна»); «Пойми, березка милая...»(«Волна»);« Ты заря ли моя зоренька» (Гос. Терский анс.).

Таким образом, поэтические символы в народных необрядовых лирических песнях у русских в Дагестане выполняют важную композиционную роль. Они входят в зачины, позволяют глубже раскрыть чувства и переживания лирических героев и придать песне яркую, эмоциональную выразительность, с их помощью создаются описательно-повествовательные части песен по принципу поэтического параллелизма, цепочного построения, ступенчатого сужения образов.

В заключении резюмируются наиболее существенные результаты исследования. Характер проанализированных данных дает основание для общего вывода о том, что со второй половины XVI в. в низовьях Терека стали формироваться поселения из русских служилых людей и беглых крестьян, где Кизляр стал опорной базой России, крупнейшим торговым центром. Казаки и русские поселенцы занимались земледелием и скотоводством, были заняты в индустриальных областях промышленности.

В процессе формирования русского населения в Дагестане складывались его культура и фольклор, в котором синтезировались традиционные элементы культур различных этнических групп.

Согласно классификации Н. П. Колпаковой, нами выявлено, что в Дагестане сохранились и бытуют тематические циклы необрядовой лирической песни: любовный, семейно-бытовой, солдатский, шуточный и жанр народной поэзии - частушки, отражающие не только семейный быт, обычаи народа, взаимоотношения, но и весь жизненный уклад с окружающей природой.

Исследование позволяет отметить, что эти жанры имеют устойчивые традиции стихосложения и изобразительно-выразительные средства поэтики.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Атаева Л. Н. К проблеме русской песенной традиции на Тереке // Вестник ДНЦ РАН. 2010. № 39 - С. 93-98.

2. Атаева Л. Н. Фольклорная традиция терских казаков в Дагестане // Культурная жизнь юга России. 2011. № 1(39).- С. 92-95.

Другие статьи:

1. Атаева Л. Я Народы Кавказа в произведениях JI. Н. Толстого. // Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. 27-29 октября 2008 года. Махачкала: ДГПУ, 2008. - С. 28-32.

2. Атаева Л. Н. О русской частушке в Дагестане // Проблемы этнолокального своеобразия в фольклоре народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 2011. - С. 289-294.

3. Атаева Л. Н. Песенная традиция терских казаков в Дагестане. Фольклор казачества как неотъемлемая часть Северо-Кавказского этнокультурного пространства // Материалы Всероссийской научно-практ. конф., посвященной 275-летию города Кизляра. 24-25 сентября 2010 г. Махачкала, 2010. - С. 30-37.

4. Атаева Л.Н. Региональные черты русского песенного фольклора в Дагестане // Типология, взаимосвязи и национальная специфика фольклора народов Дагестана и Северного Кавказа: Материалы Международной науч. конф. 19-21 октября 2010 г. К 70-летию проф. А. М. Аджиева. Махачкала, 2010.-С. 93-95.

5. Атаева Л. Н. Роль частушки в воспитательном процессе. //Фольклор в контексте культуры: Материалы Всероссийской науч. конф. Махачкала, 12 марта 2009 г. Махачкала, ДГПУ, 2009,- С. 162-164.

6. Атаева Л. Н. Русская частушка в Дагестане // Проблемы функционирования русского языка в полиэтническом регионе: Материалы Международной научно-практ. конф. языковедов. 23-24 апреля 2008 г. Махачкала, 2008. - С. 78-80.

Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага №1. Гарнитура «Тайме» Усл. печ.л - 1,5. Заказ № 26. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии "Радуга-1" г. Махачкала, ул. Коркмасова, 11 "а"

 

Текст диссертации на тему "Русская народная поэзия в Дагестане"

61 12-10/884

Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение науки Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской Академии наук

На правах рукописи

АТАЕВА Людмила Николаевна

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ В ДАГЕСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕОБРЯДОВОЙ ЛИРИКИ)

Специальность: 10.01.09 - Фольклористика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель

Аджиев Абдулаким Магомедович доктор филологических наук, профессор

Махачкала, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................3

ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В

ДАГЕСТАНЕ

1.1. История русской культурной общности в Дагестане...........................11

1.2. Сфера деятельности и быт русского населения..................................26

1.3. Общерусская песенная традиция....................................................31

1.4. Региональные особенности русских лирических песен.........................39

ГЛАВА П. НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ РУССКИХ В ДАГЕСТАНЕ

2.1. История русской народной лирической песни...................................49

2.2. Необрядовые лирические песни....................................................62

2.3. Любовные песни.........................................................................68

2.4. Семейно-бытовые песни..............................................................74

2.5. Солдатские и казачьи песни..........................................................81

2.6. Плясовые и шуточные песни.........................................................87

2.7. Частушки как жанр народной поэзии..................................................92

2.8. Поэтика необрядовых лирических песен.........................................112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................129

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................135

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Перечень сокращений...................................................................148

2.Информаторы ..............................................................................149

3. Тематические циклы, подгруппы, мотивы..........................................151

4. Тексты.......................................................................................153

4.1 Лирические песни......................................................................153

4.2 Частушки.................................................................................217

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние десятилетия все чаще отмечаются тенденции возврата к утраченным ценностям традиционной культуры. В настоящее время наблюдается эволюция фольклорной среды, в которой усиливается прямая межпоколенная преемственность, появляется стремление если не возродить, то хотя бы искусственно, через «мероприятия» реконструировать обрядово-бытовую, фольклорно-художественную традиции. Актуальность обусловлена отсутствием специальных монографических работ по проблеме изучения русской народной поэзии в Дагестане, в частности недостаточной разработанностью содержания и поэтических особенностей русской народной поэзии. Для народной поэзии характерно высокое художественное совершенство, поэтому исследование ее локальных и специфических черт в народной поэзии русских в Дагестане имеет важное значение. У каждого народа, в том числе и у русских в Дагестане, имеются как общие, так и локальные особенности в содержании, тематике, поэтике и в исполнении русских песен, что имеет важное значения для осмысления всего русского фольклора, представляющего своеобразную летопись этноса, и отражения его эстетического мышления. Актуальность работы обусловлена также необходимостью всестороннего изучения русской народной поэзии в Дагестане и продиктована требованиями современной фольклористики, культурологии, учебно-воспитательными целями вузов и возросшими духовными запросами общества. Молодые обращаются за духовной подпиткой к людям пожилого возраста. По крупинкам собирается утраченное, и тем большую ценность представляет то, что сохранилось.

Степень изученности проблемы. Первые документальные записи русских народных песен были сделаны в 1619 г., по просьбе англичанина Ричарда Джемса, заинтересовавшегося песнями. Записей ранее 1619 г. не найдено, поэтому считается, что народная песня до этого времени жила лишь в

устной традиции \ О популярности традиционной песни в быту русского общества середины XVIII в. говорит большое количество мемуаров, как русских, так и иностранных авторов, большое количество документальных материалов - писем, записей, дневников, семейных хроник. Первое крупное специальное издание М.Д. Чулкова «Собрание разных песен»2 является фундаментальной песенной энциклопедией XVIII в. Сборник М.Д. Чулкова оказался настольной книгой не только для любителей традиционной русской песни на рубеже XVIII-XIX столетий, но и для поэтов - профессионалов. В сборнике А.И. Соболевского «Великорусские народные песни»3 (1895-1902) собрано около пяти тысяч текстов народных песен. П.В. Киреевский организовал сбор из уст представителей народа былин, лирических песен и других фольклорных памятников, он сделал запись народных поэтических произведений основным делом своей жизни. В сборниках «Песни собранные П.В. Киреевским»4 опубликовано свыше четырех тысяч песен. К началу второй половины XIX в. крестьянская лирическая песня по-новому раскрывается перед глазами общественности. В это время наряду с крестьянскими песнями появляется быстро растущий городской фольклор - песни, возникающие в кругу мещанства, купечества, мелкого чиновничества. В крестьянский репертуар проникают некоторые романсы и "русские песни" поэтов 1820 -1830-х годов. Вся эта масса народной песенной лирики становится очень разнородной, пестрой по социальному происхождению, идейно-художественкым качествам и бытовому назначению.

Одним из первых этнографов-собирателей середины XIX в. был П.Н. Рыбников, собравший в Олонецкой губернии богатейший этнографический и фольклорный материал. В это время большую работу ведет П.В. Шейн; его труд «Русские народные песни» вышел в 1870 г., а в 1898-1900 гг. - в двух

\Колпакова Н.П. Песни и люди. М., 1977.

"Чулков М.Д. Собрание разных песен. 4.1-4. М., 1770-1774.

^Соболевский А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1895-1902.

4Киреевский П.В. Песни, собранные П.В.Киреевским. СПб., 1911, 1918, 1929.

выпусках фундаментальной работы «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном»1 собрано около двух тысяч песен. В период с XVIII до начала XX века выходит ряд сборников «Песни с напевом». Работу, начатую в 1776 г. В. Трутовским, продолжают И. Прач, H.A. Львов, А.Е. Пальчиков, Н.М. Лопатин и В.П. Прокунин, Е.Э. Линева и другие. Выходит собрание В.Г. Варенцова «Сборник песен Самарского края»2. В 1915 г. московскими фольклористами братьями Б.М. Соколовым и Ю.М. Соколовым на основе собирательской работы в Белозерье выходит большой том «Сказки и песни Белозерского края».3 Для фольклористов народная песня сначала была не только художественным материалом, но и фактором социологического изучения народного быта.

В начале XX в. развернулась работа по собиранию частушек. Первыми специальными изданиями частушек являются сборник Д.К. Зеленина4 «Песни деревенской молодежи», «Сборник деревенских частушек» В.И.Симакова5 и «Сборник великорусских частушек» E.H. Елеонской,6 в которых напечатано более 9 тысяч частушек из различных губерний России.

В советское время расширяется работа по исследованию русской лирической песни и частушек. Тексты публикуют в журналах, сборниках по фольклору, многих специальных частушечных сборниках М.И. Смирнова, В.В. Князева, A.M. Астаховой, Н.П. Колпаковой, В.К. Архангельской, С.Г. Лазутина, A.M. Кретова, B.C. Бахтина и другие. Наибольшую научную ценность представляет сборник З.И. Власовой и A.A. Горелова7 изданный Академией наук СССР «Частушки в записях советского времени». Сборник включает более 8 тысяч текстов, записанных во многих районах страны.

'/Z/ейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях. СПб, 1898.

Варенцов В. Сборник песен Самарского края. СПб., 1862.

Соколов Б.М., Соколов Ю.М. Сказки и песни Белозерского края. СПб., 1915.

Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи. Вятка, 1903.

Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913.

6 Сборник великорусских частушек./ Под ред. E.H. Елеонской. М., 1914.

Власова В.И., Горелов В.А. Частушки в записях советского времени. М.;Л., 1965.

Собиранием, изданием и исследованием русских частушек на Северном Кавказе занимался известный фольклорист И.Н. Бойко. Методическая работа в учреждениях культуры способствовала углублению в песенное творчество, приобщению к собирательской деятельности, а позднее появлению уникальных на Северном Кавказе фольклорных сборников: «Отрадненские частушки, припевки, страдания»1, «Плясовые припевки Кубани»2, «Ставьте ушки на макушки - современные частушки»3, содержащие тексты любовных, семейно-бытовых, шуточных и плясовых частушек.

Исследованием русской народной песни и частушек в Дагестане занимались Б.Н. Путилов, Ю.Г. Агаджанов, JI.C. Киреева, B.C. Кирюхин.

Результатом исследования Л.С.Киреевой поэзии терских казаков стал труд «Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии»4. Сборник B.C. Кирюхина: «Русская песня в Дагестане»5 содержит 350 текстов русских песен обрядовой, календарной, любовной, семейно-бытовой, солдатской, шуточной тематики; «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества»6 включает песни советского периода 123 текста и 39 частушек; «Современные русские частушки Северного Кавказа»7 содержат 1180 текстов кубанской, ставропольской и терской традиций импровизационного содержания. В сборнике представлен обширный список певцов и частушечников из Ставропольского, Краснодарского краев, Кизлярского, Тарумовского районов Дагестана. Современный уровень развития науки о словесном искусстве позволяет обратиться к материалу, собранному B.C. Кирюхиным и полевому материалу, собранному в Кизлярском и Тарумовском районах Дагестана и

'Бойко И.Н Отрадненские припевки, частушки, страдания. Краснодар, 1984. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, 1993.

Бойко И.Н. Ставьте ушки на макушки - современные частушки. Краснодар, 1994.

Киреева Л. С. Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии.

Автореф. дисс...канд. филол. наук. Воронеж, 1974.

5Кирюхин B.C. Русская песня в Дагестане. Махачкала, 1975.

Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества. / Публикации, вступ. статья и коммент. В.С.Кирюхина. Саратов, 2000.

Современные русские частушки Северного Кавказа. / Публикации, вступ. статья и коммент. В С Кирюхина Саратов, 2007.

городах Махачкале и Кизляре с тем, чтобы провести классификацию текстов необрядовых лирических песен любовного, семейно-бытового, солдатского, шуточного, плясового типа по тематическим циклам и сюжетным мотивам, исследовать поэтику русских необрядовых лирических песен и частушек в Дагестане.

Исгочниковой базой диссертации явились материалы и документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан, а также в ведомственных, текущих архивах Республиканского Дома народного творчества Республики Дагестан. Важным источником стали материалы Всероссийской переписи населения 2002 г. В них содержится богатый цифровой материал, освещающий многие проблемы культурного развития русского населения в Дагестане. Вместе взятые архивные и статистические данные освещают те изменения, которые происходили в сфере культуры русского населения Дагестана.

Особую ценность для нас представляют документы, извлеченные из рукописных фондов Института истории, археологии и этнографии и Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской Академии наук. Разнообразный фактический материал получен из периодической печати и Интернета. Ценными для нас были материалы из республиканских газет: «Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Махачкалинские известия» и журнальной периодики: «Народы Дагестана», «Дагестан», «Жизнь национальностей», «Советская этнография», «Этнографическое обозрение», «Культурная жизнь Юга России», «Возрождение», «Проджи» и других.

В сборе и изучении материалов помогли и личные наблюдения автора диссертации, беседы с работниками учреждений культуры, с людьми, имеющими непосредственное отношение к русскому фольклору в Дагестане, такими, как руководители русских фольклорных коллективов в Дагестане Ю.Г. Ханжовым, С.С. Черевковой, а также исполнителями русских лирических песен и частушек: М. Казакаевой, А. Таривердиевой, Г. Бычковой, Л. Волковой, Л.

Гущиной, Н. Курбановой и любителями, собирателями и исполнителями русской народной лирической песни в Дагестане: В.Д. Грушиной, Н.П. Бобровской, Н.П. Гончаренко, П.К. Гришиной, С.Э. Абдурагимовой, JI.C. Козырь, Г.М. Сулеймановой и др.

Объектом исследования являются русские народные необрядовые песни лирического содержания (любовные, семейно-бытовые, солдатские, казачьи, шуточные, плясовые), частушки, их тематика, поэтика, образная система. Всестороннему анализу подвергнуты их изобразительно-выразительные средства.

Предмет исследования - русские народные необрядовые лирические песни, опубликованные в сборниках B.C. Кирюхина «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества», «Современные русские частушки Северного Кавказа», «Русская песня в Дагестане», архивный материал Института ЯЛИ им. Г.Цадасы и полевой материал, собранный в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана и гг. Махачкала, Кизляр в 2007-2010 годах.

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы - изучение тематики и поэтики необрядовых русских народных лирических песен в Дагестане, их специфики, а также систематизация и обобщение имеющегося фактического материала по лирическому жанру, функционирование в настоящее время русской народной песни в общенациональном и регионально-локальном пластах фольклора. Она предполагает решение следующих задач:

1. осветить исторические аспекты формирования русской культурной общности в Дагестане с историческими и этнографическими особенностями;

2. рассмотреть общие и локально-особенные черты русской необрядовой народной поэзии в Дагестане;

3. систематизировать необрядовую лирику по тематическим циклам, подгруппам и сюжетным мотивам, описать выразительные средства поэтики необрядовой русской народной лирической песни и частушек в Дагестане;

4. создать целостную картину эволюции и бытования жанра русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане с богатством в казачьих песнях эстетического, нравственного, морально-этического многообразия предметно-чувственного мира.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые привлекаются к монографическому исследованию произведения народной поэзии русского населения Дагестана и русских фольклорных коллективов.

Диссертант ввел в научный оборот обширный фактический материал, состоящий из малоизвестных и новых текстов, обнаруженных в архивах и собранных в полевых условиях. Научная новизна состоит также в анализе ранее не исследованных русских необрядовых лирических песен и частушек, изучении их тематики и поэтики. Собранный материал расширяет пределы представлений о многообразии русской народной поэзии в Дагестане, и будет способствовать более объективной оценке культурно-исторического прошлого и самобытных черт у русского населения Дагестана.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды по фольклористике, литературоведению и этнографии русских и дагестанских ученых: А.Н. Веселовского, В.А. Проппа, С.Г. Лазутина, В.И. Симакова, E.H. Елеонской, В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, В.М. Жирмунского, B.C. Бахтина, В.М. Гацака, Н.П. Колпаковой, В.М. Ереминой, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгаг, A.M. Аджиева, Х.М. Халилова, Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, М.Р. Халидовой, A.M. Ганиевой, М.М. Курбанова, B.C. Кирюхина, М.Ш. Ризахановой, И.А. Суздальцевой, А.Г. Аскерова и др.

Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-исторического и типологического изучения русской народной поэзии в Дагестане. Методы и приемы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность русской народной поэзии в Дагестане, ее историзм и богатое содержание, поэтику, эволюционные процессы, которые произошли в лирических жанрах русской народной поэзии, и динамику

развития этого жанра в Дагестане. В работе также учтены наблюдения и обобщения в области изучения национального фольклора, в частности труды ученых Северо-Кавказского региона, добившихся весомых результатов в теоретическом освоении национального фольклора.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация является новой ступенью в исследовании тематики и поэтики русской народной поэзии в Дагестане. Результаты исследования можно использовать в процессе дальнейшего изучения вопросов р�