автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Казакова, Наталья Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем'

Текст диссертации на тему "Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЁВА

На правах рукописи УДК 130.3:882-5/-8

Казакова Наталья Валерьевна

РУССКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Специальность: 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ

НА СОИСКАНИЕ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

Научный руководитель: кандидат философских наук доцент Д.Е.Фролов

Саранск - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................... 3 - 11

Глава 1. Русская публицистика как социальный феномен......... 12 - 55

1.1. Понятие публицистики, ее особенности и социальные функции. 12-29

1.2. Становление и основные этапы развития русской публицистики. Эволюция ее влияния на общественную жизнь............................. 30 - 55

Глава 2. Философско-публицистическое осмысление приоритетных глобальных проблем и своеобразия их проявления в условиях России................................................................... 56 -139

2.1. Сущность современных глобальных проблем, их классификация, смена приоритетов и особенности публицистического рассмотрения.................................................................................................... 56 - 68

2.2. Новое понимание проблемы мира и разоружения и роли России

в её решении....................................................................................... 69 - 91

2.3. Экологический императив и его региональная специфика.......... 92 - 111

2.4. Актуальные задачи сохранения физического, психического и нравственного здоровья человека................................................... 112 - 139

Заключение............................................................................................. 140 - 142

Библиографический список................................................................ 143 -170

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной диссертационной работы обусловлена, прежде всего, продолжающимся обострением современных глобальных проблем. Несмотря на увеличивающийся поток научных публикаций, проведение всемирных форумов и значительные усилия международных организаций (Римского клуба, Гудзоновского института, ЮНЕСКО и др.) положение продолжает ухудшаться. Кризисное или предкризисное состояние наблюдается в областях экологии, сырьевых ресурсов, энергетики, демографии. Не прекращаются военные конфликты в ряде регионов мира, затрагивающие интересы многих государств. Растет число террористических актов. Возникают новые проблемы: неизвестные ранее вирусные заболевания, распространение новых видов наркотиков, учащение случаев "массовых психозов", размывание нравственных основ жизни общества.

В связи с усложнением структуры глобальных проблем и сменой их приоритетов особую роль приобретают социально-философские исследования общемировоззренческого и методологического характера. Они помогают системно представить проблемы и реально осуществить комплексный подход к их решению, интегративно объединяя усилия частных наук.

В научной и философской литературе не получил должного рассмотрения вопрос о роли русской публицистики в постановке многих глобальных проблем. Известно, что публицистический способ изложения - одна из отличительных черт русской философии. Однако, чтобы понять современное состояние отечественной публицистической мысли, необходимо проследить этапы ее развития, эволюцию ее социальных функций и влияния на общественную жизнь. Переосмысления требует определение самого понятия публицистики и ее видов. До конца не осознан и не изучен тот уникальный факт, что в период застоя в общественной жизни России (с конца 60-х до середины 80-х годов) и господства административно-командной системы только представители публицистики смело поставили вопрос о необходимости коренных

социально-экономических и идейно-политических перемен. Именно они подготовили "почву" для нового понимания морально-нравственных основ жизни человека. Они попытались с общечеловеческих позиций (вместо классовых) осмыслить ряд глобальных проблем, способствовали предотвращению экологических катастроф государственного масштаба.

Это дает основание рассматривать роль публицистики в аспекте взаимодополнительности методов при изучении глобальных проблем. Как активизирующий фактор она помогает осуществлять оперативную оценку кризисной ситуации и намечать конкретные меры по ее нормализации на региональном и локальном уровне.

Степень разработанности проблемы. С середины 20-го века, в связи с выходом производственной деятельности человека на общепланетарный уровень, стал формироваться комплекс глобальных проблем современности. За полвека накоплен значительный опыт их изучения. Основные тенденции развития глобалистики на Западе привели к формированию основных концептуальных течений: "технократическое" (У.Браун, А.Винер, Г.Кан и др.), "антитехнократическое" (К.Боулдинг, Д.Медоуз, М.Робертс и др.), "постиндустриальное" (Д.Белл, Д.Несбит, А.Тоффлер и др.), "эколого-популистское" (Л.Браун, Дж.Уолд, А.Эрлих и др.), "экзистенциально-культурное" (С.Медловиц, О.Ору-ка, Г.Фолк и др.), "эволюционно-детерминистское" (И.Ниинилуото, Н.Геор-геску-Роген, Дж. Рифкин и др.), "новейшее интегративное" (К.Гюнцль, А.Печ-чеи, П.Тейяр де Шарден и др.).

Исследование глобальных проблем в бывших "странах социализма" было представлено, прежде всего, философско-методологическим блоком, в котором рассматривались их философские основания, сущность и генезис. Представители: И.В.Бестужев-Лада, Э.Витол, Д.М.Гвишиани, В.В.Загладин, П.Л.Капица, А.Н.Кочергин, Н.Н.Моисеев, И.Т.Фролов, В.А.Энгельгардт, Г.Херц, Г.С.Хозин и др..

В последние три десятилетия в отечественной и зарубежной социальной

философии стали складываться более специализированные направления: "интерсоциальное" (О.К.Дрейр, Ю.М.Павлов, О.Д.Ульрих и др.), "социо-природное" (Э.В.Гирусов, В.С.Лямин, П.Г.Олдак и др.), "социо-культурологи-ческое" (В.Г.Афанасьев, Н.М.Мамедов, Ю.В.Олейников и др.), "глобальное моделирование" (Дж.Форрестер, И.Б.Новик, В.Н.Садовский и др.).

Наибольшей перспективностью обладает, на наш взгляд, системный подход, основанный на предметном выделении трех групп глобальных проблем: интерсоциальной, социально-природной и социально-личностной (В.В.Заг-ладин, И.Т.Фролов). В каждой из этих групп одну из проблем мы определяем в качестве ключевой: сохранение мира и разоружение; экологическое равновесие; физическое, психическое и нравственное здоровье человека. Для их более полного и оперативного анализа используется не только научная, но и отечественная публицистическая литература (научная, философская, политическая, литературная и журналистская публицистика).

Новое понимание проблемы сохранения мира и разоружения нашло свое отражение в концепции "нового мышления" австрийского философа К.Гюнцля и его российского последователя, известного государственного деятеля М.С.Горбачева. Научными предшественниками (предтечами) этой концепции на Западе явились: французский священник и философ П.Тейяр де Шарден (его учения о космической эволюции, ноосфере и человеке), итальянский общественный деятель А.Печчеи (глобальный экологический подход), австрийские философы О.Шпанн, П.Друккер (учение об "универсализме"), Л.Габриэль ("интегральная логика"), немецкий философ Р.Штайнер ("антропософия") и др. В России: ученый-натуралист В.И.Вернадский (естественнонаучное учение о ноосфере) и другие представители русского космизма (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и др.), литературовед и философ М.М.Бахтин (учение о "диалогичности мышления" и положение о "вненаходимости исследователя"), физик А.Д.Сахаров (публицистические размышления о прогрессе и безъядерном мире), писатель А.И.Солженицын (лите-

ратурная публицистика о прошлом и будущем отечества).

Более острое психологическое восприятие "нового мышления" в России объясняется не только кризисной экономической и политической ситуацией, но и самоотверженной деятельностью целой плеяды публицистов по просвещению общественного сознания: политических комментаторов (Г.Боровик, Ю.Жуков, В.Корионов, В.Овчинников, Ю.Яхонтов и др.), писателей (Д.Гранин, С.Залыгин, Р.Пименов, Э.Радзинский и др.), журналистов (Г.Гриднева,

A.Ильин, И.Мельников, И.Муравьева, А.Привалов, Д.Холодов и др.), тележурналистов (А.Боровик, С.Доренко, В.Листьев, А.Любимов, А.Невзоров, А.Политковский и др.), ученых (В.И.Ильин, А.С.Панарин, А.С.Ахиезер и др.).

Ряд политических деятелей и журналистов поставили вопрос о чрезмерной социальной цене "нового мышления" для России при его практическом воплощении. Они образовали оппозиционные течения: "державное" (Г.А.Зюганов, Н.И.Рыжков, Ю.Власов, А.Невзоров и др.), "прозападное" (Б.Н.Ельцин, Б.Е.Немцов, А.Б.Чубайс, В.А.Коротич, Г.Х.Попов и др.), "провосточное" (В.В.Жириновский и его сторонники).

Непосредственное влияние на постановку и решение ряда экологических проблем в различных регионах нашей страны оказали представители разных видов публицистики: социально-философской (Э.В.Гирусов, В.И.Кемкин,

B.С.Лямин, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Ю.В.Олейников, А.И.Сухарев и др.), научной (Н.П.Дубинин, А.И.Душин, А.Д.Сахаров, А.Ф.Фролов и др.), просве-тительско-педагогической (Р.И.Александрова, В.А.Писачкин, А.В.Смольянов и др.). Еще более значителен здесь вклад российских писателей и журналистов: В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина, В.Распутина, В.Куркина, В.Терехова, Ф.Шипунова, В.Яковенко.

Примером оперативного рассмотрения экологических проблем на микрорегиональном и локальном уровне (в районах и населенных пунктах Мордовии) можно назвать статьи журналистов: В.И.Астрадамова, О.Башариной, Е.Горбунчиковой, В.Нарежного, О.Селивановой, М.Столбового, В.Филимонова,

Г.Чиняева.

Новое понимание феномена здоровья человека в качестве одной из главных социальных ценностей представлено в научных исследованиях В.П.Казначеева, Ю.П.Лисицина, Е.Н.Песоцкой, Л.В.Сахно, Е.А.Спирина, Н.С.Розова, Д.Е.Фролова и др.

Глобальность вопроса сохранения физического здоровья современного человека была впервые осознана в медицинской публицистике: Н.М.Амосовым, П.С.Бреггом, А.И.Воложиным, П.К.Ивановым, В.И.Климовой, Г.П.Малаховым, А.И.Савеловым-Дерябиным. В научных работах она поставлена Р.П.Ганжиным, А.Я.Иванюшкиным, Н.М.Мартыновой, П.И.Сидоровым и др.

Проблема сохранения психического здоровья человека и общества была объектом изучения в специальной научной литературе у авторов: А.А.Ала-дышевой, Ф.П.Березина, М.Н.Богдана, Н.Д.Букреевой, Л.С.Выготского, Е.И.Го-ловахи, Б.Е.Егорова, Н.М.Жарикова, Е.Г.Карагодиной, А.Б.Леонова, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, В.С.Новикова, К.Н.Платонова, Г.Селье, П.И.Сидорова, Г.В.Сухо дольского и др. Она освещалась также в научно-популярной форме известными авторами: Н.Александровым, А.Алексеевым, М.Бурно, Л.Грима-ком, И.Комиссаровой, В.Кряжевым, В.Леви, В.Москаленко, Г.Шаталовой.

Анализ нравственного состояния современного общества давался в ряде научно-философских работ: Р.И.Александровой, Л.Б.Волченко, А.В.Гу-лыгой, Ю.П.Давыдовым, Д.С.Лихачевым, В.И.Переведенцевым, В.А.Писачки-ным, П.Е.Сивоконем, А.П.Скрипником и др. Ему уделяли внимание писатели-публицисты: Ф.Абрамов, Ю.Азаров, В.Астафьев, Т.Афанасьева, Ч.Айтматов, В.Белов, Е.Богат, Б.Владимиров, Г.Волков, В.Дудинцев, С.Залыгин, О.Кова-лов, В.Лаврова, С.Лазарев, Б.Пинский, В.Распутин, И.Руденко, А.Рыбаков, И.Синицин, С.Соловейчик, В.Солоухин, В.Чивилихин, а также "местные" журналисты Мордовии: Н.Калитина, И.Лунина, Л.Преснякова.

Определенное место в диссертации отведено философско-методоло-гическим проблемам русской публицистики. Ее специфике, возникнове-

нию, видовым различиям, изменению роли в обществе, влиянию на русскую философию посвящены труды известных ученых-гуманитариев: В.Г.Березина, А.Г.Бочарова, А.В.Западова, В.И.Здоровеги, П.Н.Киричка, Л.А.Мешкова, Е.П.Прохорова, Б.В.Стрельцова, Ю.И.Суровцева, В.В.Ученовой, М.С.Черепахова.

Таким образом, можно сделать вывод, что глобальные проблемы современности стали предметом рассмотрения многих научных, философских и публицистических работ. Осуществлена их системная классификация, определены уровни исследования, дифференцированы общие и частные вопросы, ведется поиск комплексных методов изучения.

Вместе с тем изучение литературы показывает, что ряд важных аспектов в научном представлении данных феноменов не получил пока достаточного освещения. Наметился явный отрыв общей теории и методологии (глобального рассмотрения в масштабах всей планеты) от реального проявления данных проблем на микрорегиональном и локальном уровнях. Отсутствует согласованная интеграция усилий представителей разных наук и методологических направлений. Не осуществлен философский анализ приоритетной роли русской публицистики в постановке многих глобальных проблем на национально-государственном уровне и мобилизации социальных институтов на их решение. Недостаточно осознаны новые функции публицистики в современном обществе. Все это и определило выбор темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на интегративной основе социально-философского анализа выделить приоритетные глобальные проблемы современности, обобщить новейшие научные данные о них, дополняя материалами научной, философской и литературной публицистики.

Реализация данной цели предполагала решение следующих блоков задач: - дать классификацию современных глобальных проблем с выделением главных; проверить научную гипотезу о трех приоритетах: сохранения мира и разоружения, экологического равновесия, здоровья человека;

- дополнить научный анализ глобальных проблем материалами публицистики; предварительно уточнить ее понятие и функции в обществе; раскрыть особенности русской публицистики, своеобразие ее развития и используемых ею жанров, методов и стилей;

- выявить принципиальные изменения в содержании проблемы мира и разоружения и роли России в ее решении; показать значение публицистической мысли в смене парадигмы политического мышления;

- определить сущность современного экологического императива; показать основные социальные причины обострения экологических проблем в нашей стране;

- обосновать приоритетность и глобальность задачи сохранения физического, психического и нравственного здоровья современного человека; конкретизировать ее применительно к условиям России.

Методологическую основу диссертационной работы составляют:

- общая мировоззренческая ориентация на гуманистический глобальный антропоцентризм (в отличие от классово-партийного социоцентризма официальной философии "советского периода");

- проведение философского анализа на трех методологических уровнях: теоретическом (при изложении концептуальных положений), фактуальном (при философской интерпретации фактического материала разных наук и публицистики), прикладном (при разработке практических рекомендаций);

- принцип взаимной дополнительности при координации философских и внефилософских методов исследования (в частности, дополнение философского рассмотрения публицистическим материалом);

-метод генетической реконструкции при восстановлении исторических оснований возникновения публицистики;

- герменевтический метод при изучении публицистических текстов; со-

^ 55

четание этого метода с принципом ответственной вненаходимости исследователя, разработанным М.М.Бахтиным;

- контент-анализ периодической печати при исследовании типологии публицистических статей по проблеме войны и мира и их социального воздействия на массовое сознание; он дополнялся экспресс-анализом двух важнейших событий во внутриполитической жизни (1985 г., 1991 г.);

- единство исторического и логического методов (при рассмотрении периодов развития русской публицистики, этапов антропогенного воздействия на природу и т.д.);

- системно-целостный подход (при классификации глобальных проблем и анализе их содержания, исследовании феномена здоровья и т.д.); этот подход дополнялся системно-иерархическим и системно-уровневым;

- комплексный подход при рассмотрении экологических и других проблем (объединение усилий разных наук при интегративной роли социальной философии);

- аксиологический (ценностно - оценочный) анализ феномена здоровья человека (как одной из главных социальных ценностей), оценка его состояния в обществе, оценка глобальных кризисных ситуаций и т.д.;

- авторская разработка общеметодологической категориальной сетки (из трех блоков понятий) для изучения экологических проблем;

- использование некоторых специальных методов западных философов (например, положения К.Гюнцля о скачкообразных сменах парадигм социально-политического мышления, концепций К.Г.Юнга и К.Гюнцля об интуитивно-психологическом восприятии массовым сознанием переломных моментов истории).

Научная новизна диссертации заключается в том, что исследование современных глобальных проблем осуществлено на основе со