автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Русская религиозная философия второй половины 18 века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шамина, Людмила Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Русская религиозная философия второй половины 18 века'

Текст диссертации на тему "Русская религиозная философия второй половины 18 века"



V

/

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШАМИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА (РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ И Г.С. СКОВОРОДА)

Специальность 090003: История философии Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

НАУЧНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК

ЛОДУХИН О.А.

V

РОСТОВ-НА-ДОНУ 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................3

Глава 1. Развитие философии в России 18 века..............................................................................14

1.1 Русская религиозная философия второй половины 18 века в историографии отечественной философии. Основные теоретико-методологические подходы........14

1.2 Культура России 18 века и развитие философского творчества.........................................................38

Глава 2. Философское учение русских розенкрейцеров второй половины 18 века.............................................................61

2.1. Определение цели и предмета философского познания в учении русских розенкрейцеров второй половины 18 века........................................................................61

2.2. Вера, чувство и разум в учении о цельном «живом» знании русских розенкрейцеров.............................................. ..73

2.3. Немецкая мистика и православное богословие в философии Н.И. . Новикова, И.В. Лопухина, И.Г. Шварца....................................................................91

Глава 3. Философия Г. С. Сковороды................................106

3.1. Истоки философского учения Г.С. Сковороды............106

3.2. Концепция знания Г.С. Сковороды...........................116

3.3 Судьба философских идей Г.С. Сковороды в развитии русской религиозной философии..................................141

Заключение....................................................................153

Список литературы.........................................................157

- 3 - • ВВЕДЕНИЕ

Предмет исследования. Предметом исследования предлагаемой вниманию диссертации является русская религиозная философия второй половины 18 века. Исследователи отечественной философии И.Я. Щипанов (146), З.А. Каменский (67), А.И. Болдырев (34) в философии России данного периода выделяют два основных направления просветительско -материалистическое, основывающееся на достижениях европейской философии и науки (Поповский H.H., Козельский Я.П., Фонвизин Д.И., Радищев А.Н., Болотов А.Т. и др.), и религиозное направление, черпавшее свои истоки в православном мировоззрении. Религиозная философии России второй половины 18 века, в свою очередь, разделяется на духовно-академическую, развивавшуюся в стенах учебных заведений, находившихся под кураторством Русской Православной церкви (Г. Конисский, Платон Левшин, Паисий Величковский), и религиозную философию, вышедшую за пределы церковного вероучения. Последнюю можно назвать неакадемической религиозной философией. В данной диссертации предметом изучения являются философские взгляды представителей неакадемического направления, ставших на путь свободного религиозно-философского творчества - русских розенкрейцеров второй половины 18 века (Н.И. Новикова, И.В. Лопухина, И.Г. Шварца), и Г.С. Сковороды.

Актуальность темы исследования. Изучение религиозной философии России второй половины 18 века тесно связано с самой актуальной для русской философской мысли проблемой - вопросом существования самобытной национальной философии в России. Доказательство существования национальной философской культуры, то есть наличия не только оригинальных идей и проблем, концептуальных подходов к «вечным философским» вопросам, но и самобытного стиля философствования,

возможно в ходе историко-философского исследования традиций отечественной философии и ее теоретических источников.

Историко-философский анализ предполагает поиск отличительных черт философской мысли России, определивших ее «инаковость» по отношению к другим философским традициям и культурам. Только определив место русской , духовности в мировом культурном пространстве, обозначив формы и линии мысли, присущие ей и традиции, связывающие ее с другими культурами, можно с уверенностью утверждать существование

г

оригинальной философии в России.

Основная проблема в контексте данного диссертационного исследования заключается в оценке вклада русской религиозной философии второй половины 18 века в формирование отечественной философской культуры. В историографии русской философии зачастую эта оценка была негативной. Это связано с двумя факторами, двумя временными этапами. Первый - увлечение критически настроенными отечественными мыслителями 19 и 20 веков западной философией. Второй - идеологическая несовместимость основ философии советского периода с религиозной формой философствования. Поэтому значение русской религиозной философии второй половины 18 столетия для отечественной культуры, практически, не изучено, а сама она незаслуженно забыта.

Актуальность настоящей диссертации, таким образом, определяется обращением к одному из истоков формирования отечественных философских и культурных ценностей - к неакадемической русской религиозной философии второй половины 18 века. В диссертации это направление представлено философией русских розенкрейцеров и Г.С. Сковороды.

Вторая половина восемнадцатого столетия в истории России - это время полное духовных исканий, смены нравственных ценностей, время выхода философского творчества за пределы православного богословия, представляет собой благодатную почву для изучения специфики русской

философии. Мыслители России 19 и 20 веков являются духовными наследниками культурных процессов, философских и религиозных движений восемнадцатого столетия, определивших во многом последующее развитие философского творчества в России.

Актуальность изучения русской религиозной мысли второй половины 18 века обусловлена не только историко-философскими интересами, но и решением задач, стоящих сегодня перед философским сообществом. Одной из важнейших среди них, является проблема создания целостного мировоззрения, сочетающего рациональные научные f методы освоения действительности с внерациональными средствами познания, включая художественное и религиозное восприятие мира. Этим обусловлено обращение к традициям русской религиозной философии, ведь именно ее представители А.С Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, B.C. Соловьев и многие другие разрабатывали в своих произведениях идею «цельного знания», в котором чувственное, рациональное и внерациональное (религиозное) познание, дополняют друг друга и образуют органическое единство.

С идеей «цельного знания» связаны так же основные положения критики западноевропейской философии русскими мыслителями, отрицавшими всесильность ratio и стремившихся к созданию «живого» целостного образа мироздания, в противовес научной картине мира. Религиозная философия России 19 и 20 веков является результатом предшествующего развития отечественной философии, она аккумулирует ее особенности, итоги и смыслы. Поэтому для осмысление самобытных идей русских мыслителей 1.9 и 20 столетий, . а так же решения проблем современной философии необходимо исследования идей религиозных философов второй половины восемнадцатого столетия. Возрождение забытых имен, традиций и направлений религиозной мысли России является залогом успешного развития отечественной философии и культуры.

Степень разработанности темы. Начало изучения русской философии второй половины 18 века совпадает с моментом зарождения историографии отечественной философской мысли. Первым дал анализ развития философии в России восемнадцатого столетия архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) в своей «Истории русской философии», высоко оценив вклад религиозных мыслителей второй половины 18 века в формирование философской культуры России.(61,6) Следующими обобщающими исследованиями истории русской философии были очерки Я.Н. Колубовского . (71) и В.Н. Чуйко (109), в которых перспективы процветания русской мысли связывались с усвоением западных идей, поэтому в них не было отражено творчество русских религиозных мыслителей. А.И. Введенский, опубликовавший в 1898 году работу «Судьбы философии в России», развитие философского знания во второй половине 18 веке отождествлял с деятельностью Московского университета, а роль русских религиозных мыслителей второй половины 18 века оценивал отрицательно^ 109, 28-31)

В 19 веке впервые появляются историко-философские исследования, посвященные отдельным представителям религиозной философии России второй половины 18 века. Среди них статьи о Сковороде как первом русском философе, принадлежавшие Ф. Надеждину, А. Краевскому, А. Хиждеу. (37, 53-57) В конце 19-начале 20 века были опубликованы также исследования о Г.С. Сковороде В.И. Срезневского, В.В. Зеленогорского, A.C. Лебедева. (37, 67-68) К середине 19 века относится начало изучения такого явления русской культуры как масонство. М.Н. Лонгинов (77), В. Ключевский (72), С. Ешевский (50), П. Пекарский ( 98), В. Вернадский (39) посвятили свои исследования истории русского масонства, в том числе и русского розенкрейцерства второй половины 18 века. Однако эти исследования

проводились с исторической точки зрения, тогда как философские идеи Н.И. Новикова, И.В. Лопухина, И.Г. Шварца оставались неизученными.

В первой половине 20 века творчество религиозных мыслителей России второй половины 18 века получило высокую оценку в историко-философских исследованиях В.Ф. Эрна (153), H.A. Бердяева (95), Н.О. Лосского (81), Г.П. Флоровского (136), В.В. Зеньковского (54), А.Ф. Лосева (78). А.Ф. Лосев, В.В. Зеньковский, H.A. Бердяев в рамках своих концепций истории русской философии дали общие характеристики философским идеям русских масонов и Г.С. Сковороды, характеризуя их'как первые опыты религиозно-философского творчества в России, вышедшие за пределы православного богословия. В.Ф. Эрн в 1912 году опубликовал книгу «Сковорода. Жизнь и учение», в которой Сковорода представлен как продолжатель традиций восточно-христианского «логизма». (153)

Г.Г. Шпет, напротив, в «Очерке развития русской философии» охарактеризовал восемнадцатое столетие как период, не оставивший после себя ни философского наследия, ни философского «завета», негативно оценив и творчество русских розенкрейцеров второй половины 18 века, и философские идеи Г.С. Сковороды .(109, 306)

Г.В. Плеханов в книге «История русской общественной мысли» впервые дал характеристику русской философии 18 века на основе марксистской методологии анализа исторических процессов. (99) В его интерпретации религиозная мысль второй половины 18 века представлена в качестве реакционной, идеологии господствующих классов. Первые советские исследования по русской философии вышли в свет в 40-50-ые годы, их авторами были Максимов М. (86), М.Т. Иовчук (60) (61), Г.С. Васецкий (38), З.А. Каменский (67), И.Я. Щипанов '(146).

В 50-ые годы в СССР выходили «Очерки по истории философии народов СССР», статьи, посвященные отдельным направлениям и школам в материалистической интерпретации. Среди них сборники «Из истории

русской философии 18-19 вв.» (57), «Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века» (59), «Избранные произведения русских естествоиспытателей второй половины 18 в.» ( 58). В 1961 году вышла в свет впервые «История русской философии» А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, затем много раз дополнявшаяся и переиздававшаяся. (42) В 1968 году началось издание 5-ти томной «Истории философии в России».( 64)Однако логика изложения развития философии в России сводилась к эволюции материализма и марксизма. Поэтому, в отличие от просветительского направления, русская религиозная философии второй половины 18 века не стала предметом всестороннего осмысления, и рассматривалась лишь как антипод идей Просвещения.

Религиозная философия второй половины 18 века в советской историографии отечественной философии получила название консервативно-идеалистического направления в русской мысли. В этом ключе написана статья И.Я. Щипанова «Идеалистическая и религиозно-мистическая философия второй половины 18 века», исследования А.И. Болдырева «Проблема части и целого в русской философской мысли второй половины 18 века» (35), «Проблема человека в русской философии 18 века» (34). . Из этого видения историко-философского процесса в России исходят В.М. Ничик (94), Н.Ф. Уткина (127), Б.В. Емельянов, В.Г. Томилов (47), В.А. Кувакин (74), И.А. Табачников (123).

В отечественной историко-философской литературе в последнее десятилетие в связи с переосмыслением духовной истории России вырос интерес к русской религиозной мысли 18 века. В 1992 году П.С. Шкуринов опубликовал «Философию России 18 века», в которой достаточно остро заявил о необходимости всестороннего систематизированного анализа этого периода в развитии отечественной философии. Попытку переосмысления истории отечественной философии, в том числе и русской религиозной философии второй половины 18 века представляет собой «Введение в

русскую философию» под редакцией А.И. Абрамова, Л.Р. Авдеева, В.В. Лазарева. (27)

Большое значение для осмысления творчества русских религиозных мыслителей второй половины 18 века имеют также исследования С.С. Хоружего, посвященные анализу православных корней русской философии (143), (144), (145), работы А.И. Абрамова о культурных связях Руси (25), А.Ф. Замалеева о развитии философской мысли в средневековой Руси (52), книга В. Ванчугова о становлении . историографии отечественной философии, написанная в форме антологии (37).

На сегодняшний день в историко-философской литературе ощущается недостаток глубоких исследований, посвященных осмыслению русской религиозной философии второй половины 18 века. Мы обладаем лишь фрагментарной картиной развития отечественного религиозно-, философского творчества. Недостаточная изученность религиозной философии России второй половины 18 века не случайна, она является следствием определенных теоретико-методологических схем, мировоззренческих и идеологических установок, повлекших за собой негативную оценку вклада русской религиозной неакадемической философии второй половины 18 века в развитие отечественной философской культуры.

Изучение русской религиозной философии данного периода осложняется так же тем, что необходимый для историко-философского, исследования круг первоисточников ограничен. Многие из них не переиздавались с конца 19 - начала 20 веков или вообще находятся в рукописном варианте, как например сочинения И.В.. Лопухина, тексты лекций И.Г. Шварца.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертации используются традиционные методы историко-философского

исследования, разработанные в отечественной историографии русской философии 19-20 веков, советской и зарубежной • истории философии. Среди них: тщательный анализ . первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение, анализ особенностей духовной культуры изучаемого периода, сравнительная характеристика философских взглядов мыслителей различных направлений и школ. В работе применяется «проблемный метод», соединяющий воедино теоретический и культурно-исторический аспект реконструкции мысли, а так же способы и приемы, разрабатываемые в рамках компаративистского подхода к изучению развития философии и культуры.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования - анализ русской неакадемической религиозной философии второй половины 18 века как одного из теоретических источников формирования отечественной философской культуры в контексте генезиса идеи «цельного знания». Реализация цели исследования предполагает постановку и решение следующих задач;

представить анализ основных подходов к изучению русской неакадемической религиозной философии второй половины 18 века и оценок ее значения для русской философской культуры, сложившихся в историографии отечественной философии;

- определить культурно-исторические особенности развития религиозно-философского творчества в России восемнадцатого столетия;

- обозначить основные концептуальные подходы к изучению проблемы соотношения философского, научного и религиозного знания в различных направлениях философии России второй половины 18 века;

- дать анализ философских взглядов русских розенкрейцеров второй половины 18 века и Г.С. Сковороды в русле становления и развития идеи «цельного знания»;

- проследить развитие идей религиозных мыслителей России второй половины 18 века в русской философии 19 и 20 столетий.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1. Рассмотрены, сложившиеся в историографии русской философии теоретико-методологические подходы к изучению отечественной неакадемической религиозной философии второй половины 18 века, связанные с различием оценок ее вклада в формировании отечественной философии и культуры.

2. Проведен анализ онтологических, гносеологических, аксиологических аспектов идеи «цельного знания» в уч