автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Сатирический журнал "Молла Насреддин" и проблемы идейно-художественного развития азербайджанской литературы начала XX века

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Агаев, Ислам Мамед оглы
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Сатирический журнал "Молла Насреддин" и проблемы идейно-художественного развития азербайджанской литературы начала XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Агаев, Ислам Мамед оглы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.3

ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ "МОЛЛА

НАСРЕДДИНА".10

ГЛАВА П. ОСНОВЫ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ БОРЬБЫ

МОЛЛА НАСРЕДДИНА" . .25

ГЛАВА Ш. ПУБЛИЦИСТИКА "МОЛЛА НАСРЕДДИНА"

1. Создание и формирование публицистической школы ""Молла Насреддина" . . 51

2. Жанровые особенности публицистики "Молла Насреддина" а) Информационные жанры.95-Ш б) Жанры аналитической публицистики 112в) Жанры художественной публицистики 125г) Жанровые особенности эпической прозы.154

ГЛАВА 1У. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА "МОЛЛА НАСРЕДДИНА"

1. Зарождение поэзии "Молла Насред дина".164

2. Особенности поэзии "Молла Насред -дина" а) Вопросы жанра .220б) Вопросы формы:

Использование форм классичес кой поэзии .239

Использование форм народной поэзии .253

3. Влияние молланасреддинцев на просветите льско-романтическую поэзию. . 261

4. Влияние молланасреддинцев на любовно-эпигонскую поэзию .276

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Агаев, Ислам Мамед оглы

Актуальность исследования. Изучение и постижение исторического опыта литературного наследия и использование его достиже -ний в развитии современной литературно-эстетической мысли сос -тавляют основу марксистско-ленинского отношения к классическому наследию.

Насыщенный общечеловеческими идеями, обладающий высокими художественными достоинствами, азербайджанский сатирический жур -нал "Молла Насреддин" (1906-1931) постоянно находится в центре внимания советского литературоведения, а также зарубежных востоковедов. Эта неизменная актуальность темы "Молла Насреддина" вытекает из его монументальности и эпохальности как литературно-общественного явления.

По словам Лжалила Мамедкулизаде, идейного руководителя журнала, "само время породило "Молла Насреддина". Задачи, вставшие перед литературно-художественной мыслью после первой русской революции, требовали совершенно новых и оригинальных средств для их решения на должном уровне. По историческим задачам, стоящим перед журналом, по особенностям их решения "Молла Насреддин" нельзя сравнить ни с одним литературно-художественным явлением своего времени. Историко-литературное значение "Молла Насредди -на" обуславливается, прежде всего, его ролью как создателя и пропагандиста азербайджанской революционно-демократической мыс -ли, а также как журнала, отразившего поэтическую систему крити -ческого реализма в азербайджанской литературно-художественной мысли.

Значение журнала "Молла Насреддин" в идейной борьбе своего времени следующим образом охарактеризовано в "Очерке истории

Коммунистической партии Азербайджана": ". журнал "Молла Насред-дин" сплотил вокруг себя лучших представителей демократической интеллигенции Азербайджана. Дж.Мамедкулизаде и журнал "Молла Насреддин" разоблачали колониальную политику царизма, пропагандировали идеи дружбы народов, вели борьбу против религиозного фанатизма и мракобесия, освещали ход освободительного движения масс, ведущую роль в нем русского пролетариата" .

В условиях феодального Востока "Молла Насреддин", вдохнов -ленный марксистско-ленинскими идеями классовой борьбы и построения общества на новых основах, сыграл исключительную роль в под -готовке социалистической революции в Азербайджане.

Историческое значение "Молла Насреддина" обуславливается не только его участием в общественной борьбе. Он явился новым эта -пом в развитии художественной мысли в Азербайджане. На страни -цах этого журнала разработана система эстетических средств азербайджанского критического реализма. Здесь сформировались азер -байджанская сатирическая поэзия, сатирическая публицистика и проза, наконец, реалистическая графика. В "Молла Насреддине" выросли такие крупные представители азербайджанского критического реализма, как Дж.Мамедкулизаде, М.А.Саоир, М.С.Ордубади, А.Ах -вердов, А.Назми, А.Гамкюсар и др.

В начале XX века журнал был центром, вокруг которого спло -тились писатели, придерживавшиеся принципов реализма и народности в азербайджанской литературе, тесно связанные единой идеоло гией, мировоззрением, что выражалось в идейно-художественных особенностях их произведений, тематике, в построении сюжета и выборе героев, в средствах художественного выражения, языковых

1 Очерки истории Коммунистической партии Азербайджана. -Баку: Азгосиздат, 1963, с.114. особенностях и т.п; Стремление исследовать, анализировать социальные корни общественных противоречий, борьба с ними посредством сатиры превратили "Молла Насредцин" в колыбель критического реализма в Азербайджанец

Учитывая роль, занимаемую "Молла Насреддином" в азербайджанском реалистическом движении начала XX века, литературоведы всегда воспринимали его не только как сатирический журнал, но и как целую литературную школу , "трибуну азербайджанской революцион2 ной демократии" • '

Цель, задачи и новизна исследования. Большое литературно-общественное значение "Молла Насреддина", отдельные особенности его идейно-литературного направления, а также творчество некоторых сотрудников журнала уже давно привлекали к нему внимание азербайджанских и зарубежных ученых. Однако далеко не все важ -нейшие проблемы, связанные с журналом, стали объектом специаль -яых глубоких научных изысканий;

На всем протяжении истории молланасреддиноведения внимание литературоведов было сосредоточено, в основном, на общественно. литературных проблемах, художественные же особенности журнала < исследовались сравнительно мало.

В диссертации впервые в азербайджанском литературоведении в историко-литературном и теоретическом аспектах исследуется и анализируется, как литературная школа, сатирический журнал "Молла Насредцин" - трибуна азербайджанской революционной демокра -тии, орган, отражающий в себе поэтическую систему критического

См.: Мир Джалал Пашаев. Литературные школы в Азербайджане. Автореф.дисс. . докт.йилол.наук. - Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1949: хандан Дж. Азербайджанская литература XX века. - Баку: Изд.АПГ им.С.М.Кирова, 1951, с.35 и др. (на азерб.яз.). Мирахмедов А. Сила сатирического смеха. - Баку: Коммунист, 1981, с.З. реализма азербайджанской литературно-художественной мысли. К ис -следованию автором привлечено огромное количество номеров журнала "Молла Насреддин" за 1906-1917 годы и литературоведческий мате -риал, имеющий важное историко-филологическое значение.

В работе впервые в азербайджанском литературоведении исследуются генеалогические корни создания и формирования "Молла Насреддина" как конкретного литературно-общественного явления, оп -ределяются главные факторы, обусловившие формирование в начале XX века в Азербайджане этого журнала именно как литературной школы. Здесь выявляется идейно-художественное своеобразие путей создания и формирования сатирической школы публицистики "Молла Насреддина", обосновываются причины обращения в начале XX века самых видных азербайджанских писателей-реалистов к этому виду творчества, прослеживаются их творческие связи в области идеи, формы, благотворное воздействие этих писателей-публицистов друг на друга и т.д.

В диссертации исследуются также богатые жанрово-стилевые особенности публицистики "Молла Насреддина", показывается, как азербайджанская сатирическая публицистика обрела здесь новые качества, расширила свои идейно-художественные возможности, раздвинув границы охватываемых событий, глубину обобщения, художест -венную выразительность, образный язык, идейно-эмоциональное воздействие и т.п. Здесь подчеркивается, что публицистика "Молла Насреддина", выдвигавшая самые важные общественные проблемы и находившая новые художественные средства их выражения, предвос -хитила всю азербайджанскую художественную мысль начала XX века.

В диссертации впервые в азербайджанском литературоведении прослеживаются особенности формирования поэзии "Молла Насредди --на", ее темы, идеи, жанрове-стилевые особенности, дается класси-* фикация жанров новой поэзии, выявляется, в чем заключается ее новизна по сравнению с предшествующей поэзией. Особое внимание уделено формам молланасреддинской поэзии, путям создания тесной связи поэзии "Молла Насреддина" с классической поэзией и устным народным творчеством, выявлению вопроса, какие новые идейно*-эс -тетические качества приобрели классические и фольклорные поэти -ческие формы под пером молланасреддинцев.

Для выявления роли "Молла Насреддина" в развитии азербай -джанской литературы начала XX века диссертант впервые специально останавливается на проблеме влияния молланасреддинцев на просве-тительско-романтическую поэзию, а также на эпигонско-любовную лирику, широко распространенную в азербайджанской литературе начала XX века и препятствовавшую процессу развития реалистичес -кой литературы;

В диссертации обобщена роль "Молла Насреддина" в развитии азербайджанского критического реализма начала XX века в воздей -ствии его на общественную жизнь«

Объект исследования» Сатирический журнал "Молла Насреддин" издавался с интервалами с 1906 по 1931 гг. Но самый продолжи -тельный и самый активный период его деятельности приходится на 1906-1917 годы, когда было издано около четырехсот номеров жур -нала,

В диссертации к исследованию привлечены почти все изданные за этот период номера. Кроме самого "Молла Насреддина" глубоко и всесторонне исследован также литературный процесс этого периода, изучены и проанализированы основные историко-литературные источники той эпохи, научно-теоретические труды, посвященные вопросам развития реализма, просветительства и революционной - демократии в Азербайджане, а также теории сатиры, лирики, художественной формы, публицистики и т.п.

Кроме того, к работе привлечено большое количество трудов видных советских ученых, посвященных как самому "Молла Насред -дину" и молланасреддинцам, так и другим представителям азербай -джанской литературы начала XX века.

Основной объект исследования, богатый литературно-художест -венный материал дали диссертанту возможность рассмотреть в тес -ной взаимосвязи такие вопросы, как просветительство, просвети -(тельский реализм, революционный демократизм, критический реализм, классическое наследие и новаторство, литературные жанры и т.д.

Методологической основой исследования явились положения марксистско-ленинской эстетики. Следуя современным методам и принципам анализа художественных произведений и явлений, глубо -ко и всесторонне изучив предмет, диссертант стремился строго придерживаться ленинского указания: "Логика диалектическая тре -бует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования" .

Апробация исследования. Труд разработан на основе научно-исследовательского плана Института литературы им.Низами АН Азер -байджанской ССР, утвержден на координационном совете по пробле -ме "Закономерности развития мировой литературы".

Основные положения исследования были опубликованы в виде книг и статей, помещенных на страницах научных изданий АН Азер -байджанской ССР, Азербайджанского государственного Университета им.С.М.Кирова, республиканской печати.

Отдельные положения исследования включены в многотомную "Историю азербайджанской литературы", подготавливаемую к печати В.И.ленин. Полн.собр.соч.7 т.42, с.290.

Институтом литературы им.Низами АН Азерб.ССР.

В виде книги исследование включено в издательский план АН Азербайджанской ССР.

В 1982 году диссертация была обсуждена в отделе азербай -донской литературы начала XX века с участием соответствующих специалистов отделов теории, литературы и текстологии Института литературы им.Низами и рекомендована к защите.

Практическое значение исследования. Изучение сатирического журнала "Молла Насреддин" - это, по сути дела, изучение Есей азербайджанской литературы начала XX века. Исследование в столь широком плане идейно-художественных особенностей "Молла Насред-дина" будет способствовать более глубокому постижению ряда ак -туальных проблем азербайджанского литературоведения. Данный труд полезен всем специалистам, занимающимся исследованиями в области азербайджанской литературы указанного периода, а также путей развития реализма в азербайджанской литературе.

Исследование может быть использовано педагогами и студен -тами высших и средних учебных заведений Азербайджана гуманитарного профиля, где изучается журнал "Молла Насреддин" и твор -чество ряда его представителей, в качестве вспомогательного учебного пособия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сатирический журнал "Молла Насреддин" и проблемы идейно-художественного развития азербайджанской литературы начала XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературная школа "Молла Насреддина", исходившая в своей общественно-политической борьбе из идеологии революционной де -мократии, основывающаяся на художественном методе критического реализма, воплотившая в себе, с одной стороны, исторические традиции общественно-политической и литературно-художественной мысли Азербайджана, а с другой - передовые достижения русской и мировой культуры, явила собой новый этап в развитии общественно-политической мысли Азербайджана XX века.

Исключительная роль в создании новой идейно-эстетической школы принадлежала Джалилу Мамедкулизаде, который определил линию общественной борьбы "Молла Насреддина", подготовил, в соответствии с требованиями эпохи, новые художественные образцы. Несмотря на то, что на страницах сатирического журнала "Молла Насреддин" выступали сотни писателей и публицистов, идейно-эстетический облик издания определяли Дж.Мамедкулизаде, а также его ближайшие соратники - Омар Фаик Неманзаде, М.А.Сабир, М.С.Ордубади, А.Ахвердов, А.Гамкюсар, А.Рази, С.Мумтаз.

Хотя журнал выходил с краткими перерывами примерно в течение 20 лет, его функционирование как литературно-художественной школы ограничивается рамками 1906-1917 гг.

Свое отношение к противоречиям современного им общества молланасреддинцы выражали прежде всего посредством сатиры и юмора. Смех в их руках был самым действенным средством идейно-художественной борьбы нового со старым.

Стремясь идти в ногу с требованиями эпохи, молланасреддин-цы использовали самые активные и эффективные литературно-худо -жественные средства. Активное отношение к жанрам и художествен ным формам - одна из характерных особенностей творчества авто -ров, принадлежащих к этой литературной школе.

Среди самых острых средств борьбы литературной школы "Мол-ла Насреддина" была сатирическая публицистика. Широкое обра -щение к публицистике было связано с жанровой природой этого творческого вида. Именно сатирическая публицистика способна бы -ла охватить панораму острых общественных противоречий эпохи. После первой русской революции публицистика "Молла Насреддина" активизировала всю литературно-художественную мысль Азербайджана, ооогатила художественную прозу, драматургию, лирику и графику духом политической борьбы.

Исключительную роль в литературно-общественной борьбе молла нас реддинце в сыграла лирика, явившаяся продолжением идейно-эстетической борьбы журнала. Отражение в лирике литературно-об -щественных проблем, поднятых другими творческими видами, прежде всего обусловлено было единым общественным идеалом молланасред-динцев, тождественностью их идейно-эстетических взглядов.

Создание школы реалистической поэзии "Молла Насреддина" связано с именем великого азербайджанского сатирика М.А.Сабира. Раньше и глубже, чем кто-либо из его современников, постиг он требования, предъявляемые эпохой азербайджанской реалистической поэзии XX века, и ярче всех с высоким пафосом, талантливо отоб -разил их в своем творчестве.

Лирика "Молла Насреддина" была порождением его публицис -тики. Вовсе не случаен тот факт, что многие молланасреддинцы, будучи одаренными поэтами, начинали свое творчество публицистикой и лишь позднее испытали себя на поприще поэзии.

Поэзия "Молла Насреддина" с точки зрения формы тесно свя -зана с традициями устной и письменной азербайджанской литерату ры.

Внеся во имя содержания ряд серьезных изменений в нормативные правила формы этой поэзии, молланасреддинцы тем самым спо -собствовали активизации и обогащению художественного творчества.

Органическая связь с жанрами и формами устной лирики -один из характерных признаков народности реализма "Молла Насред-дина".

Поэтическую структуру этой поэзии образуют элементы, с од -ной стороны - письменной, с другой - устной народной литературы.

Вопрос идейно-эстетических особенностей поэзии "Молла Нас-реддина" - обширная проблема, требующая особого исследования. Здесь необходимо сделать следующие замечания:

Во-первых, молланасреддинцы создали синтетический стиль, в котором утвердилось органическое единство особенностей класси -ческой и народной (в основном фольклорной) поэзии.

Во-вторых, молланасреддинцы обращались к многим жанрам классической поэзии, использовали метрику аруза, одновременно придав ему новый идейно-эстетический смысл.

В-третьих, они удачно, с большим эстетическим вкусом пародировали классиков, преследуя при этом две цели: а) Посредством близких читателю художественных закономер -ностей передать новые идеи; б) Разоблачить консервативные тен -денции в действительности и в искусстве.

В-четвертых, представителями школы "Молла Насреддина" было взято "на вооружение" самое значительное, непреходящее в искусстве классиков, - дух отрицания антигуманных отношений и утверждения справедливой, прекрасной жизни.

В-пятых, конкретизировались, приобрели реалистический характер идеалы добра, красоты, воспетые классиками.

Все это, вместе взятое, и определило возникновение качественно нового, значительного этапа в развитии многовековой азер -байджанской поэзии*

В идеологическом отношении лирика "Молла Насреддина" смогла превратиться в революционно-демократическое движение эпохи, с точки же зрения художественной формы, она стала самым острым оружием литературной борьбы.

Молла Насреддин" вытеснил с жизненной арены старую эпигонскую поэзию и привлек внимание азербайджанских поэтов-романти -ков к передовым революционным идеалам эпохи.

Общественные проблемы, поднимаемые молланасреддинцами в произведениях публицистики и лирики, в конечном счете дополня -ют друг друга, создавая живую панораму революционно-демократи -ческой мысли Азербайджана XX века.

Молла Насреддин" был литературно-историческим явлением, отобразившим в себе идейно-эстетические принципы азербавджан -ского критического реализма XX века, рожденного под воздейст -вием первой русской революции.

 

Список научной литературыАгаев, Ислам Мамед оглы, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К., Энгельс Ф. О печати. М»: Изд.ВПШ и АОН, 1963. -338 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2 т. М.: Искусство, 1975, т.1. - 576 с,т.2. - 719 с.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Политиздат, 1973. - 483 с.

4. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. Полн.собр.соч., т.8, е.185-414.

5. Ленин В.И. Общий план работ и решений Ш съезда. Полн.собр. соч., т.9, с.311-324.

6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

7. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

8. История Коммунистической партии Советского Союза, т.2 (1904-февраль 1917) М.: Изд.Политической литературы, 1966. -775 с.

9. ХХУ съезд КПСС. т.1, М.: Изд.Политической литературы, 1981, - 382 с.

10. ОчердаИстории Коммунистической партии Азербайджана. Баку: Азгосиздат, 1963. - 771 с.

11. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике". 21 января 1972 г. В кн.: Справочник партийного работника.- М.: Политиздат, 1972, с.191-194.

12. Проблемы реализма. Материалы дискуссии о реализме в мировой литературе (12-18 апреля 1957 г.). М.: Госполитиздат, 1959. - 635 с.

13. Тезисы докладов (16-19 октября 1972 г.). Баку: Элм, 1972. - .82 с.

14. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М. : Просве -щение, 1975. - 352 с.

15. Агаев Н. Заметки о печати. Архив Института им.Низами АН Азерб.ССР. Инв.№ 655 (на азерб.яз.).

16. Адилов М. Некоторые замечания об особенностях стиля и образного языка М.А.Сабира. Азербайджан, 1962, № 5, с.145-152 (на азерб.яз.).

17. Адышев С. Джалил Мамедкулизаде и фольклор. Автореф.дисс. . канд^илол.наук. Баку, 1977, - 26 с.

18. Азербайджанская книга (библиография). В 3 т. Баку: Изд. Азерб.книж.палаты, 1963, т.2 (1880-1920). - 220 с. (на азерб.яз.).

19. Алекперли М.К. О плачущем весельчаке (0 М.А.Сабире). Коммунист, 1936, 20 декабря (на азерб.яз.).

20. Алиев А. Один из близких друзей "Молла Насреддина" (0 1Усей-не Минасазове). Азербайджан, 1967, № 7, с.188 (на азерб. •яз. ).

21. Алимирзоев Х.А. Литературно-критические взгляды Джалила Мамедкулизаде. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Баку, 1963. - 30 с.

22. Акперов А. Лирика Мамед Сайда Ордубади. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Баку, 1967. - 27 с.

23. Амиров С. Фельетоны Джалила Мамедкулизаде (Молла Насредди -на). Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Баку, 1967. - 32с.

24. Ариф М. Избранные труды. В 3 т., т.2. Баку: Изд.АН Азерб. ССР, 1968. - 620 с. (на азерб.яз.).

25. Ариф М. Сабир и национально-освободительное движение народов

26. Востока. Азербайджан, 1962, № 5, с.8-17 (на азерб.яз.).

27. Ахундов М.Ф. Сочинения. В 3 т., т.2. Баку: Азернешр, 1962,- 311 с, (на азерб.яз.).

28. Ахвердов А. Сочинения. В 2 т. Баку: Азернешр, 1970, т.1. -370 е.; т.2. - 335 с, (на азерб.яз.).

29. Ахундов А. Некоторые вопросы стиля азербайджанского языка.- Азербайджан, 1966, № II, с,149-157 (на азерб.яз,)•

30. Ахундов Н,Ф, Азербайджанские сатирические журналы. Баку: Изд.АН Азерб.ССР, 1968. - 356 с, (на азерб.яз,).

31. Ахундов Н.Ф. Об истории издания журнала "Молла Насреддин". -Баку: Азернешр, 1959. 250 с. (на азерб.яз.).а

32. Бабев И,,Эфендиев П. Азербайджанское устное народное творчество. Баку: Маариф, 1970. - 266 с. (на азерб.яз,),

33. Басаев Амиров С, Фельетон жанр боевитый. - Вопросы журналистики, т.1. - Баку: Изд.А17 им,С.М.Кирова, 1966, с.254-265 (на азерб.яз,).

34. Бакиханов А. Собрание сочинений. Баку: Азернешр, 1964.- 389 с. (на азерб.яз.).

35. Барабаш Ю.Я. 0 народности. М.: Советский писатель, 1970.- 368 с.

36. Богданов А.Н; Литературно-публицистический род. В кн,: Теория литературы в связи с проблемами эстетики. - М.: Высш. школа, 1979, с.335-339.

37. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. М.: Сов.художник, 1956.- 327 с.

38. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957. - 241 с.

39. Бочаров С. Психологический анализ в сатире. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. М., 1956. - 56 с.ции 1905-1906 гг. Л.: ЛГИЗ, 1925. - 221 с.

40. Брюсов В.Я. Краткий курс науки о стиле. М., 1919. - 131 с.

41. Брюсов В.Я. Основы стихотворения. М.: ГИЗ, 1924. - 139 с.42. курсов Б. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов. М.: ГХИЛ, 1953. - 385 с.

42. Душмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 256 с.

43. Вагиф М.П. Избранные сочинения. Баку: Азернешр, 1952. -232 с. (на азерб.яз.).

44. Вакуров В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. М.: Изд.МГУ, 1961. - 176 с.

45. Вартанов Г.И. Могучее оружие идеологической борьбы. В кн.: Искусство публицистики. - Алма-Ата: Казахстан, 1968. - 272с.

46. Везирова Ф. М.С.Ордубади. Баку: Гянджлик, 1972. - 122 с. (на азерб.яз.).

47. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: ГИЗЛ, 1940. -646 с.

48. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 263 с.

49. Вопросы журналистики. Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1966, т.1. - 196 с. (на азерб.яз.).

50. Гаджиев А. "Молла Насреддин" и его связи с тифлисской литературной средой. Азербайджан, 1965, № 10, с.112-117 (на азерб.яз.).

51. Гаджиев A.A. Романтизм и реализм. Баку: Элм, 1972. - 346с.

52. Гаджиев Т. Язык сатиры. Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1975, - 178 с. (на азерб.яз.).

53. Гаджиева X. Влияние Сабира на современную иранскую литера -ТУРУ* Азербайджан, 1912, с.202-205 (На азерб.яз.).55,56