автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Схематизмы сознания личности

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Монкявичюс, Альгирдас
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Автореферат по социологии на тему 'Схематизмы сознания личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Схематизмы сознания личности"

§ Г: К

г-

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

МОНКЯВИЧЮС Альгирдас

СХЕМАТИЗМЫ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Опыт теоретического анализа и операционализации понятия)

Специальность 22.00.01 — теория, методология и история социологии

Автореферат диссертации на соискание ученей гтрпрни кандидата социологически

Центр социологических исследований

На правах рукописи

Москва —1991

/

г ,

Работа выполнена на кафедре социологии Центра социоло гнческих исследований Академии общественных наук ЦК КПС

Научный руководитель — доктор филологических наук,

профессор НОЖИН Е. А.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор —

ИВАНОВ В. Н.

кандидат философских наук —

МАСЛОВА О. М.

Ведущая организация — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, социологический факульте

Защита состоится 18 июня 1991 г. в 14.00 час. на заседанш специализированного совета Д—151.04.11 в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. А—131 (1 уч. корп.).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.

Автореферат разослан 17 мая 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук,

профессор БАЙКОВА В.

г ;

' ' I

!

' Актуальность диссертационного исследования. Сложность г динамичность современных общественных процессов требуют уг социологической науки глубокого познания и точного пред-мдения социальных последствий во всех сферах жизнедеятель-юсти общества. Социологическая информация находит все >олее широкое применение в социальном прогнозировании, шабровании, принятии управленческих решений, в развитии со-(иологической теории. Однако рост интереса к социологичес-сим исследованиям и их широкое распространение далеко не юегда сопровождаются повышением их качества: адекватности сражения действительности и глубины анализа получаемых результатов. В условиях. нагнетания политических страстей юциология многими общественно-политическими движениями и опга-¡изациями рассматривается и используется как одно из средств 10стижения определенных целей в политической борьбе. Нельзя 1в согласиться с шениеы В.А.Ядова о том, что социология и юлитика смешались сегодня воедино, политики спекулирует мне-гаем в своих интересах, якобы опираясь на социологию . За-[астую мы сталкиваемся с попытками выдавать сиюминутные на-:троения, оценки, установки относительно актуальных общест-1енных вопросов, как правило, привнесенные в массовое созна-!ие сверхактивной политической пропагандой, средствами мас-ювой информации, за "истинные интересы", реальную жизненную [оэицию людей. В то же время явно недостаточно внимания уде-:яется социологическому зондированию глубинных структурных образований сознания, предопределяющих реальное поведение :ичности, социальных групп.

В ходе радикальных изменений в обществе перед социаль-ыми группами, организациями, массами раскрываются совершено новые условия существования и деятельности, возникают ринципиально новые возможности развития их конструктивного ворческого потенциала. Однако в реальной жизни эти измене-ия осуществляются весьма медленно, постоянно сталкиваясь с

.См.: Ядов В. Осторожно: опрос общественного мнения. Три несложных правила социологии // Известия. - Г991. - 2 февраля. . ■ *

определенными трудностями, сопротивлением . Один из главных факторов торможения - консервативный ^характер сознания социальных общностей. С одной стороны, население страны ратует за радикальные перемены в обществе, с другой - оно обременено стереотипами, на него давит.груз традиций,.объективно носящих консервативный характер. Новые условия, в которых оказались различные социальные общности и реальный их представитель - личность, предполагают обновление или изменение со-ответствупщкх механизмов юс взаимосвязи и взаимодействия, что связано с ломкой старых, уже не.соответствующих новому содержанию, мировоззренческих структур, утверждением и развитием новых.

Вместе с тем следует отметить, что инертность, консервативность устоявшихся образований сознания людей проявляются, не только с негативной, но и с позитивной стороны. Они в известной мере усложняют усвоение новьо?, более прогрессивных форм деятельности и в то же время оберегают от поспешных, не подкрепленных жизненным опытом, рискованных шагов. Нередко мы видим, как устойчивая сторона сознания, отражающая опыт многолетней деятельности, преобладает над популярными, но не проверенными кизнью новыми идеями» и в этом смысле носит не тормозящий, но конструктивный характер. Все это ставит перед наукой задачу глубже познавать природу, особенности функционирования и развития тех структурных компонентов индивиду- , ального сознания, которые имеют наиболее устойчивые, трудно изменяемые тенденции своего идеального бытия, в силу чего оказывают влияние на реальное поведение человека.

В области социологического познания социальной действительности, таким образом, обнаруживается противоречие между диктуемой жизнью потребностью получить достоверную информацию о состоянии и тенденциях формирования сознания людей в данных условиях переломного исторического развития и реальным состоянием социологической теории и практики, явно не обеспечивавврпг реализацию этой потребности.

Актуальность данной диссертации определяется выделением

в структуре сознания личности устойчивых образований в качестве объекта теоретического-и эмпирического анализа. В об-цем контексте проблемы рассогласования сознания и фактичес- ' кого поведения этот подход ограничивается рамками ситуации,в которой несоответствие ме*ду вербальным и фактическим поведением объясняется наличием в сознании "неравновесных",' кон-сурирующих противоречивых элементов. Специфика такого под-года состоит в том, что он ориентирован не только не социоло-'ические, но и на психологические факторы^-обусловливающие :аиболее устойчивые образования сознания, детерминирующие дей-:твительное .доведение личности. С их учетом, опираясь на накаленный в психологии и социальной психологии огий, опре- ' .еяяются основные теоретические'требования к методике зши-ического■исследования подобных феноменов'сознания, выраба- 1 ывадтся практические рекомендации для'совершенствования тех-ического■инструментария социологических исследований'. : ■. Научная разработанность темы. Проблема устойчивых коы-

он'ентов в сознании всегда' была в центре внимания как филосо-т, так социологии. На общефилософском уровне она связана., применением категориального "инструмента" анализа взашлог* ... зйствия формы и содержания. В современной марксистской лите-атуре широко представлены исследования, в которых с упором 1 устойчивый компоненты осуществляется анализ познаватель-& процессов индивидуального сознания. Подобный подход ре-шзуетсяв работах В.С.Виблера, А.В.Брушшнского, А.Ф.?ото-I, Э.В.Ильенкова, В.И.Кураёва, В.А.Лекторского, М.К.Мамар-шшили, В.П.Филатова, В.С.Швырева, Б.Г.Юдина и других ав-|ров.

Диалектика содержательного и формального в сознании рас-атривается в трудах Б.А.Грушина, М.В.Демина, В.П.Зинченко, А.Лекторекого, А.Г.Спиркина, В.П.Тугаринова, Е.В.Черно-итова и др. Для автора особый интерес представляет мето-логкческий подход к изучению структуры сознания, разрабо-нный в трудах А.К.Леонтьева*, а именно - философское по-

См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975; его ».е. Анализ деятельности // Вестник (продолжение сноски см. на 4 стр.)

нимание деятельности, как объяснительного принципа, который А.Н.Леонтьевым был реализован в психологической теории сознания личности. Данный подход позволяет определить индивидуальное сознание в качестве внутренней (интериоризованной, т.е. усвоенной в процессе коллективной практики)предметной деятельности, которая осуп^ствляется через взаимодействие формальной и содержательной сторон. Важное значения для выработки концепции диссертации имело исследование Д.И.Дубровского, связанное с разработкой методологического подхода к теоретическому анализу процессов сознания как единства рефлексивного и арефлексивного, актуального и диспозиционального*.

Закономерности природы и функционирования .-устойчивы* феноменов (смысловых образований) индивидуального сознания, методики их экспериментального исследования содержатся в трудах ряда психологов, среди которых диссертант выделяет А.Г. Асмолова, В.Ф.Петренко, В.А.Петровского, А.У.Хараша'ч

Анализ с позиций деятельностного подхода проблемы "слово - дело", отражается в работах по философии морали у таких авторов, как С.Ф.Анисимов, Т.Н.Гумницкий, А.А.Гусейнов, О.Т. Дробницкий, И.С.Кон, И.И.Кругов, А.Ф.Шишкин, А.И.Титаренко и др.

Что касается социологического ракурса исследования сознания личности с учетом философского опьгга, накопленного в категориях "форма" и "содержание", то насколько нам известно

(продолжение сноски со стр. 3) Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. - 1983. - № 2. - С.5-17: его лее: Категория деятельности в современной психологии// Леонтьев А.Н, Йзбр. психологии, произведения: В 2-х т.У По^ед. В.В.Давы-дэва и др. - М.: Педагогика, 1983. - Т.2.-

Т.См.: Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., Мысль,1983. 2.См.: Асмолов А.Г. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. психологии.-1979. - № 4. - С.35-46: Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М,: Изд-во МГУ, 1990; Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

отдельно эта проблема еще не рассматривалась, хотя в процессе социологических исследований различия между содержательными и формальными характеристиками индивидуального сознания так или иначе учитываются. "Архетип" Шга, "установка" Узнадзе", "стереотип" Липмана, "аттитюд" Томаса и Знанецкого, "Дсипоэиции личности" В.А.Ядова и др. являются понятиями соответствующих социологических концепций, нацеленных на исследование определенных специфических феноменов структуры сознания субъекта.

Изучена литература, в которой различные теоретические подходы к изучению устойчивых феноменов сознания конкретизируются в процессе решения проблем соотношения вербального л фактического поведения. Это - работы Г.М.Андреевой, Л.М. архангельского, Г.С.Батыгина, М.И.Бобневой, Л.П.Буевой, Г.М.Дридзе, Л.М.Дробижевой, Н.А.Киселевой, А.Р.Лурии, Д.М. Маккея, К.Обуховского, В.В.Петренко, В.Н.Шубкина и ряда других ученых. Вахдыми для автора представляются позиции исследователей, которые выдвигают мысль о целесообразности вцделения как отдельного компонента структуры сознания характеристик, «посредственно связанных с деятельностью людей .

Значительный интерес для диссертанта представляет науч-10-исследовательский проект, разработанный в Институте социо-югии АН СССР под руководством В.А.Ядова, в котором вццвига-зтся гипотеза о детерминации суиростнык черт субъектотипа (определенного социального типа личности) специфическими видами деятельности и образа жизни^.

В качестве наиболее близкого к взглядам диссертанта при зазработке темы рассматривается подход, реализованный М.К,

[.См.: Соколов В.М. Проблема нравственного воспитания как объект социологического исследования // Социологические исслед. - 1978. - № I. - С.47-55, его же: Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. - С. 6065, Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения // Национально-куль-ту5эная^специ$ика речевого поведения. - га.: Наука, 1977. -

>.См,: Научно-исследовательский проект "Инновационные диспозиции личности: социальные и социально-культурные особенности". РукоЕ.В.А.Ядов// Поисковые исследования.Информационнее материалы.Вып.2.-м.:Институт социол.АН СССР.-1939.

Мамардашвили,Э.Г.Соловьевым и В.С.ШвыреЕым в области социологии науки

В ходе исследования использована литература, в которой анализируется методическая сторона эмпирического исследования устойчивых феноменов сознания, фиксируются различные устойчивые характеристики сознания респондентов. Среда них можно выделить работы В.С.Аванесова, Л.й.Аверьянова, Б.И.Бади, Г.С.Батыгина, И.А.Бутенко, М.К.Горшкова, А.Н.Малинкина, 0,М. Масловой, Э.Ноэль, Г.А.Погосяна, Ф.Э.Шереги^. Вместе с тем следует отметить, что в существующих методиках достаточно четко не выделяются в отдельную систему правила и приемы, рассчитанные на эмпирическое исследование тех особенностей структуры личности, которые характеризуются деятельностной природой.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - изучение устойчивых феноменов сознания ("схематизыов сознания личности' образующихся в процессе деятельности индивидов, определение способов их эмпирической интерпретации и технические гтоиемы фиксирования в социологическом исследовании.

Реализации поставленной цели способствовало решение сле-дуюд^ос задач:

- проведение теоретического анализа структуры сознания личности как диалектического единства устойчивого и изменчивого с позиций деятельностиого подхода;

- раскрытие сущности и уточнение понятия "схематизм сознания личности", которое отражает структуру, определенным об-

1.См.: Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии// философия в современном мире, философия и наука. - М.: Наук« 1972. — С,28—96.

2.См.: Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании,-М.: Наука, 1982; Аверьянов Л,Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. - М.: Моек.рабочий,1987; Бади Б.Pi., Малин-кин А.Н. бровки "практического сознания" и стиль шзни// Со-циол.исслед. - 1982. - № 3. - С,137-145; Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознование и интерпретация // Социол.ис-след. - 1930. -Н. - С.96-102; Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учеб.пособие для ун-тов.- М.: Высш.шк., 1989; Как провести социологическое (продолжение сноски см. на 7 стр.)

>азом организованную форму мыслительной деятельности субъекта;

- выявление главных особенностей взаимодействия "схе-матизмов" и содержания сознания, проявляюп^осся в вербальном поведении личности;

- осуществлен анализ практики социологических исследований социальных установок, ценностных ориентации, стереотипов и т.д. с целью определения важнейших критериев операцио-^ализации понятия схематизма сознания личности, а также осо-5енностей конструирования анкетных вопросов.

Объектом'исследования выступают устойчивые образования индивидуального сознания.

Предмет исследования - характер и закономерюсти функционирования схематизмов сознания личности, методы их социологического изучения.

Методологическая база и источники исследования« В ка-iecTBe методологической основы диссертационной1работы высту-тает диалекгико-материалистическая теория познания и созна-шя. Непосредственными методологическими посылками исследова-тя являются следующие положения:

- принцип единства исторического и логического, онтологического и гносеологического, эмпирического и теоретического в постижении сущности развивающихся явлений;

- марксистская концепция деятельностной сухости чело-

зека;

(продолжение сноски 2 со стр. 6) исследование: В помощь идеол.активу / ГГод ред.М.К.Горшкова, $.Э.Шереги. - М.¡Политиздат,1990; Маслова U.M. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных // Методы сбора информации в социологических исследованиях. КнД / Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. - М.: Наука, 1990. - С.64-У0; Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.

- М.: Прогресс, 1978; Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации / Отв.ред. Г.В.Осипов.

- Ер. Изд-во АН Арм. ССР, 1Э85.

- диалектико-материалистическое понимание взаимодействия формы и содержания;

- марксистское представление о сознании как неоднородной реальности, вюгочающей два уровня: уровень рационального (рефлексивного) и уровень практического (дорефлексивного) сознания, которое порождается бытием субъекта.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы следующих социологических исследований: по проблемам формирования экономического, нравственного и политического сознания, проведенных Академией общественных наук ЦК КПСС (по общесоюзной выборке, 1986-1990 гг.); исследования, проведенного Институтом этнографии АН СССР по программе "Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций СССР" (в РСФСР, Узбекистане, Грузии, Молдавии и Эстонии в 1971-1976 гг. и повторно в 1980-1981 гг.); исследования "Правда" - 90", проведенного редакцией газеты "Правда", Институтом социологии АН СССР, Государственным комитетом по статистике СССР и Союзным центром профилактической медицины при Минздраве СССР (по общесоюзной выборке, 1990 г.); исследования в рамках проекта "Общеобразовательная и профессиональная школа в условиях перехода к новому хозяйственному механизму", осуществленного Симферопольским центром научно-технического творчества молодежи "Таврида" (Крым, 19901991 гг.); исследования "Мониторинг общественного мнения населения г.Хабаровска, проведенного социологической службой "Прогноз" Хабаровского филиала Центра социологических исследований Академии общественных наук ЦК КПСС (г.Хабаровск, 1991 г.).

В качестве первичного материала автором были использованы анкеты опроса различных социологических исследований, хранящиеся в архивах Академии общэственных наук ЦК КПСС и Института социологии АН СССР.

Научная новизна диссертации определяется системным подходом к анализу исследуемой проблемы, выражающимся в:

- одновременном обобщении устойчивых феноменов сознания личности, отражающихся в таких понятиях, как "архетип", "ат-титюд", "стереотип", "социальная установка", "ценностные

ориентации" и др., в результате чего предложен термин "схематизм сознания личности", новизна которого (по сравнению с философской его интерпретацией) заключается в перенесении его на новую предметную область - социологическое изучение личности - и в соответствующей его трансформации в собственно социологическое понятие;

- нетрадиционном для социологии методологическом подходе к раскрытию индивидуального сознания как внутренней предметной деятельности; это дало возможность автору понятие "схематизм сознания личности" определить в диссертации как форму внутренней деятельности, основанную на абстрактном содержании, отражающем обобщенный социокультурный опыт;

- единстве теоретического и эмпирического в анализе структуры индивидуального сознания, позволяющем определить поддающиеся социологическому замеру свойства "схематизмов": генетическую детерминацию деятельностными процессами; независимость от рационального осознания; независимость от информационно-пропагандистского воздействия.

В качестве показателей схематизмов сознания личности в диссертации рассматриваются вербально выраженные отношения респондента к каким-либо социальным объектам, если они соответствуют следующими критериями: а) высказываемое личное отношение носит устойчивый и обобщенный характер; б) фиксированное высказывание соответствует реальным условиям и типичным формам практической деятельности в этих условиях; в) высказываемое респондентом личное отношение независимо от его рационального осознания и информационно-пропагандистских воздействий.

Это позволило, с одной стороны, в ходе интерпретации социологических данных выявить устойчивые (в этом смысле формальные) элементы сознания личности, а с другой - екорректи-эовать методические подходы к эмпирическому анализу данного феномена. В частности - обосновать взаимодополняемость и осуществить типологизацгао анкетных вопросов, имеющих целью регистрацию схематизмов опрашиваемого: вопросы, рассчитанные

-ГОна самоотчет о своих абстрактных, обобщенных отношениях к предметам действительности; вопросы, предполагающие инденти-фикацию респондента через показатели изучаемого феномена; вопросы, выясняющие поведение респондента в проективной ситуации поступка.

С учетом социально-психологических факторов, влияющих на надежность эмпирического исследования, выявлены основные особенности конструирования и использования каждого из этих типов анкетных вопросов, даны соответствующие практические рекомендации.

Рассмотрены некоторые позитивные следствия введения нового социологического понятия "схематизм сознания личности" для решения одной из важнейших теоретических проблем современной социологии - проблемы рассогласования между вербальным и фактическим поведением.личности. Показано, в частности, что в ситуациях реальных поступков деятельность может строиться как осуществление схематизмов сознания индивидуума, не зависящее от особенностей его вербального поведения.

Итоги диссертационного исследования ориентируют прежде всего на анализ средствами социологического исследования глубинных, наиболее влияюп^ис на реальное поведение феноменов - схематизмов индивидуального сознания.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для повышения качества социологических исследований и получаемой информации об устойчивых феноменах сознания респондентов. С их учетом можно поднять надежность социологических исследований в области социального прогнозирования, планирования, принятия управленческих решений.

Практическая значимость исследования определяется и тем, что разработанные автором практические рекомендации позволят, исходя из исследовательской задачи, конструировать анкетные вопросы, нацеленные на фиксирование устойчивых феноменов сознания респондентов и учитывающие их социально-психологические и индивидуальные особенности.

- II -

Теоретические выводы могут учитываться в собственноручных исследованиях структуры сознания личности, а также использоваться для дальнейшего социологического изучения проблемы рассогласования вербального и фактического поведения.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором в сборнике научных статей кафедры социологии духовно-идеологической сферы Академии общественных наук ЦК КПСС. Ряд положений опубликован в материалах Всесоюзной научно-практической конференции "Проблемы формирования общественного сознания в условиях современ--юй идеологической ситуации" в г.Белгороде. Практические выводы исследования учитывались при разработке инструментария социологического исследования "Отношения населения, педагогических кадров и учащихся к проблемам реформы народного эбразования Крыма" (с участием диссертанта) и отражены в аналитическом материале, который использовался при подготовке сессии Верховного Совета Крымской автономной ССР.

Полученные результаты на различных этапах диссертацион-юго исследования обсуждались в проблемной группе и на за-:еданиях кафедры социологии Академии общественных наук {К КПСС.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из зведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Во введении обоснована актуальность изучения проблемы, фоанализирована степень ее разработанности в научной литературе , определены цель, задачи, объект и предмет исследова-шя, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе - "Методологические основы изучения структуры сознания личности" - рассматривается сущность устойчивых реноменов сознания личности с позиций деятельностного подхо-

Используемые в социологии и социальной психологии понятия "архетип", "клише", "аттитюд", "стереотип", "социальная

«

установка", "ценностные ориентации" и т.п. в той или иной мере связаны с изучением определенных аспектов структуры сознания индивидуума. Общее содержание этих понятий отражает сущность устойчивого в сознании, противопоставляемого изменчивой стороне мыслительной деятельности субъекта. Содержание сознания постоянно меняется, раскрывая в актуальном восприятии. личности динамичную ткань предметной реальности. В то же время это содержание всегда определенным образом структурировано и оформлено. Интерпретация результатов эмпирических исследований социальных установок, ценностей, стереотипов и т.д. позволяет прийти к выводу о существенной дифференциро-ванности подобных феноменов сознания относительно их генетической связи с жизненным опытом личности*.

Основываясь на анализе материалов конкретных социологических исследований, диссертант показывает, что наиболее массовый характер проявление устойчивых феноменов сознания приобретает на "поворотных" этапах исторического развития общества, когда новые идеи сталкиваются со старыми мировоззренческими системами. В этих условиях проявляются и те устойчивые образования сознания, которые сложились в процессе различных видов практической деятельности. При этом устойчивая сторона сознания, объективно консервативная по своей природе, выступает не только в роли некоего негативного, тормозящего, но в определенной мере стабилизирующего фактора, предостерегающего от поспешных, не проверенных жизненным опытом шагов. Наряду с устойчивыми образованиями индивидуального сознания, которые образовались непосредственно в процессе общественной деятельности, формируются и другие объективные феномены сознания, возникающие, как правило, на основе готовых идей, под воздействием пропаганды, средств

1.См.: Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: расг,ознование и интерпретация (( Социол.исслед. - 1980. - № 4. - С.101-102; Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М.: Политиздат, 1936. - С.65.

юсовой информации. По отношению к "деятельностным" образо-1Ниям они менее устойчивы, в меньшей степени определяют ре-ibHoe поведение людей, однако в процессах функционирования >знания выступают в качестве конкурирующих элементов, созвал возможность рассогласования между "словом и делом", чем свидетельствуют результаты социологических исследова-tft1.

Для того, чтобы средствами социологического анализа ютоверно фиксировать глубинные образования сознания лич-1сти, необходима теоретическая концепция, отражающая их )ироду, особенности функционирования и развития. Исходя из едположения, что интерес науки к устойчивым феноменам соз-«ия обостряют именно переломные эпохи, необходимый для ре-иаации целей диссертации теоретический инструментарий опре-лен на основании материалов философско-социологических ис-едований, относящихся к сопоставлению "классического" и еклассического" идеалов рационального в научном и (философом сознании XX века^.

Взгляд на западную философии современной эпохи с позиций ассического философского наследия показывает, что фактичес-. "новая философия" находится в плену классических форм мыш-ния. Социология науки выявляет и ставит в центр внимания "об-te схематизмы сознания", позволяющие объяснить сложные ге-тические зависимости между классической и современной за-дной философиями. Именно анализ эволюции основных мыслитель-х схем деятельности субъекта - интеллектуала, установление конкретно-исторической связи с общественными условиями и особами социально-научной деятельности, выступает в качест-главного инструмента исследования, в результате которого

См.: Ильин В.И., Попова Ю.Ф. Общественное мнение провинциального города в условиях экономического кризиса // Социол. очерки. Ежегодник. Вып. I. - U.: Институт молодежи, 19У1,-C.I54; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979. - С. 132. См.: Бибпер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два йилос.введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат,1990; Мамардашвили Ы.К., Соловьев 3.D., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии// ^ософия в современном мире, философия и наука. - М.: Hay-

- 14 -

выявляются закономерности различий между интеллектуальной деятельностью мыслителей двух эпох.

Познание в ходе своего развития так или иначе обращается к необходимым связям, законам, проявляющимся в исследуемом объекте и составляющим структуру происходящих в нем взаимоде? ствий. По мере накопления знаний об устойчивом, инвариантном и законообразном в изучаемом объекте возникает потребность в их целостном осмыслении, которое в науке реализуется путем введения соответствующего понятия, отражающего совокупность обнаруженных структурных связей. Одним из первых подобных концептуальных понятий, относящихся к социально-психологическому осмыслению структуры сознания личности, является понятие "архетип", введенное (и заимствованное у Платона) в начале XX в. Шгом. С помощью архетипов - неких врожденных структур "коллективного бессознательного", "осадка" повторяющихся жизненных ситуаций, Юнг объясняет переживания, поведение людей, феномен социальной мифологии^.

Исследования вопроса о том, как усвоенный социальный опыт преломляется и отражается в действиях людей, выявили феномен, обозначенный термином "аттитгод", впервые использованный У.Томасом и Ф.Знанецким^. В современной социологической литературе аттитюд соотносится с понятием "социальная установка" отражающим общую ориентацию человека на социально значимый объект и его предрасположенность действовать определенным образом.

Средствами эмпирических социологических и социально-психологических исследований фиксируется понятие "ценности", которое принято рассматривать как обобщенное представление, выступающее"в качестве идеального критерия оценки и ориентации личности. Часто в качестве эквивалента применяется понятие "ценностные ориентации", под которым обычно понимаются

1.См.: Юнг Карл Густав // Философский словарь. - М.: Политиздат, 1986. - С.575, 576; Гуревйч П.С. Социальная микология. - М.: Политиздат, 1983.

2.См.: Thomas Я.А., Znarúec-lci F. The polish peasant in Europe and America. - Chic., I9I8-I920. - 1-5 V/.

- 15 -

жентации личности на те или иные ценности.

Наряду с перечисленными понятиями в социологии исполь-^ется понятие "стереотип", введенное в научный оборот У.Лип-1Ном* и определяющемся как упрощенный образ социальных объ-стов или событий, обладающий значительной устойчивостью, а в ¡лее широком смысле - как традиционный, привычный канон юли, восприятия, поведения.

Известна также концепция диспозиций личности, предложен-ш В.А.Ядовым. Согласно диспозиционной теории, иерархичес-t организованная система диспозиций личности является проектом предшествующего опыта, в котором фиксируются привыч-je способы удовлетворения различных потребностей личности привычных социальных условиях**.

Рассмотренные понятия отражают устойчивые, инвариантные, исонообраэные свойства индивидуального сознания и деятель->сти, составляя в своей совокупности некоторую супрость. :ходя из марксистского понимания деятельности природы чело-веского сознания и основываясь на философском содержании :ихологической теории сознания личности, диссертант показы-ter, что данная сущность может бьггь определена как "схема-ом сознания личности" - форма внутренней предметной деятель-юти. При этом сознание личности рассматривается в качестве ецифической деятельности, отличающейся следующими характе-стиками: ее генетическим источником является внешняя, чув-венно-практическая деятельность личности; внешняя и внут-княя деятельности имеют общую структуру, единство которой еспечивается процессами интериоризации и экстериоризации; утренняя деятельность предметна, ее предмет выступает дво-о - как объективная данность, детерминирующая деятельность бъекта, и как субъективный образ первичного предмета; пред-

Сы.: Lippman W. Paolic opinion. -N.Y., 1^22.

См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С.89-105.

метность внутренней деятельности осуществляется через ее способность универсальной пластичности, уподобляемости свойствах отношениям и связям объективно-предметного мира; развитие внутренней деятельности осуществляется в процессе интериори-зации коллективных форм деятельности - в производстве нового "плана сознания"*.

Анализ исторической эволюции некоторых философских подходов к определению понятия "схематизм'сознания" позволяет прийти к выводу о том, что со времен Канта("схематизм чистого рассудка",по предположению Кантаг"есть продукт и как бы монограмма чистой собственности воображения априори"^) это понятие используется в качестве инструмента познания сущностных свойств человеческого мышления и соотносится с общефилософской категорией "форма".

Гегель, переосмысливая с позиций диалектики предшествующий опыт немецких мыслителей, выработал концепцию сознания кг органически целостной системы мыслительной деятельности, в кс торой через категории "форма" и "содержание" сочетаются все стороны познаваемых предметов действительности.

Современная советская философия, объясняя супцость человеческого сознания, исходит из фундаментального положения о том, что оно представляет неоднородную реальность, сочетающую два уровня: уровень рационального (рефлексивного) и уровень практического (дорефлексивного) сознания. При этом практическое сознание непосредственно порождается потребностями, бытием субъекта и обусловливает его рациональное сознание. К.Марксом было установлено, что к практическому сознанию относятся такие образования, как "объективные мыслительные формы" - категории экономики,вера в существование стоимости и цены труда, форму процента и т.д. .

Таким образом,понятие схематизма сознания личности отражает те особенности устойчивого, инвариантного, законообраз-

I.Основные теоретические положения, составляющие методологическую базу данного определения, содержатся в указанных трудах А.Н.Леонтьева. ■

2.См.: Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6 т.

3.^м.Чкркс^.^^^лтм^ГЬ деньги^//^Ш-ркс К.,Энгельс

ого во внутренней деятельности субъекта, которые относятся к рефлексивному уровню сознания и в то же время предопреде-яют рациональное сознание индивидуума. Внутренняя деятель-ость личности в зависимости от конкретных условий осущест-ляется в определенных формах - схематизмах сознания, кото-ые по своей природе являются интериоризованными формами кол-ективно апробированной практики. В схематизмах сознания оплощены усвоенный личностью в процессе практической дея-эльности социо-культурный опыт и его социальная специфика.

Во второй главе - "Социологические аспекты исследования сематизмов сознания личности" - рассматриваются особенности /лирического проявления схематизмов, определяются их пока-1тели и способы регистрации посредством анкетного опроса.

Исходя из теоретического определения понятия схематиз-I сознания личности анализируются конкретные случаи проявле-1я схематизмов в их взаимодействии с содержательной сторо->й сознания. Обосновывается положение о том, что осознание ¡лесообразности того или иного схематизма покоится на спе-[фическом внутреннем созерцании - абстрактном содержании, зникающем в сознании в качестве неких обобщенных образов, и абстрактные самоочевидности и являются основой схематиз-в индивидуального сознания. Например, суждение: "Если жить принципу капля камень точит , ничего серьезного ие добь-ься^ 'надо действовать решительно и смело - убрать камни с ти разом"включенное в бланк всесоюзного исследования равда" - 90"*, отражает схематизм сознания, основанный на гологическом допущении, которое можно определить как прин-п: "В любом деле нововведение всегда предпочтительнее ста-го". Абстрактное содержание является своего рода ал-

ритмом воспроизведения той или иной объективной сеязи, ре-1зующейся как онтологическое основание схематизмов сознаем, : Всесоюзное исследование "Правда" - 90". Анкета / Ред. 'азеты "Правда", ИС АН СССР, Госкомстат СССР, Союзный

профил. медицины при Минздраве СССР. - М.: Правда, - Экспресс-бланк № 2.

ния индивидуума.

Сознание личности возникает, функционирует и развивается в качестве внутренней деятельности, в ходе которой продуцируются и схематизмы взаимосвязанные с соответствующим содержанием сознания. Под содержанием сознания понимается результат идеального воспроизведения субъектом характеристик того фрагмента действительности, на который сознание направлено. Схематизм раскрывает другую сторону того же процесса: он характеризует форму, порядок воспроизведения в этом процессе данного содержания, социально-деятельностную, социокультурную специфику сознания субъекта. Схематизмы возникают как исторический итог содержательной деятельности личности. Однако, однажды возникнув, они приобретают относительную независимость и непосредственно формируют и направляют всю работу мысли. Схематизмы сознания проявляются в различных сферах жизнедеятельности, объективируясь в поведении. В качестве целостных вербальных выражений ехематизмов можно рассматривать пословицы, поговорки, метафоры, идиомы, в обобщенном виде отражающие социально значимый и имеющий личностный смысл жизненный опыт. -

С целью показа важности социального контекста на самых начальных этапах операционализации изучаемого понятия, а также места и роли ехематизмов в целостной цепочке мыслительной деятельности, диссертантом осуществлен анализ природы и некоторых функциональных свойств так называемых ехематизмов авторитарности. Исходя из того, что коллективные способы деятельности как основа социализации личности включают в себя традиции, обычаи, ритуалы и т.д., объективной данностью предмета сознания следует считать не столько объективные зависимости действительности, сколько традиционную систему норм поведениг В условиях, когда реальные экономические, политические, другие общественные отношения "затушеваны", когда сужены возможности практического участия личности в управлении обществом, в ее сознании складываются обобщенные схемы, соответствующие определенным формам практической деятельности. Схематизмы

- 19 -

шторитарности обнаруживаются в иллюзорных представлениях о 'ом, что все проблемы якобы можно решить установлением "пра-1ильных" законов и "правильной организацией" их исполнения, йбой вариант проявления схематизмов авторитарности характери-уется одним общим признаком, рожденным в условиях администра-ивно-бюрократического строя: человек воспринимается не как убъект общественных отношений, а как объект воздействия.

Социолог, изучая структуру сознания личности, обычно ступает с ней в определенный контакт, вовлекая ее в качест-е респондента в акт общения. Как правило, в этом общении еспондент опирается на схематизмы своего сознания, которые беспечивают направленную трансформацию предъявленной инфор-ации на продуцирование некоего нового содержания сознания, точки зрения понятия схематизма личности, уже на ранних тадиях акта мыслительной деятельности усвоенный социальный пыт опосредует вербальное оформление возникающей мысли. С четом этого в социально-психологических и социологических сследованиях применяются заимствованные из прикладной пси-ологии тесты на завершение предложений, тесты на словесные гсоциации, тесты образов с применением "семантического диф-эренциала" и др.* Однако только с учетом сущностных свойств сематизмов эти методы могут быть использованы для исследова-*я глубинных образований сознания личности.

Анализ практики социологического исследования стереотипе, социальных установок, ценностных ориентаций и т.д. под-зердил предположение о том, что, исходя из имеюп^гося опыта, жю ввделить приемы, позволяющие фиксировать эмпирические жазатели схематизмов сознания респондентов. В случаях, ког-I изучается не просто содержательная сторона стереотипов, :тановок, ориентаций, а те их эмпирические характеристики, >торьге обусловлены деятельностной природой, опытом практикой деятельности респондента, исследователь фактически вы->дит на операциональные понятия, тождественные эмпирическим жаэателям схематизмов сознания личности.

Среди концептуальных особенностей понятия схематизма,

См.: Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоско-пии. - М.: Прогресс, 19?ёГ. - С.99, 100.

подлежащих эмпирическому исследованию, диссертантом выделены следующие: генетическая детерминация деятельностными процессами; независимость от рационального осознания; независимость от информационно-пропагандистского воздействия. Установлено, что показателями схематизмов сознания личности могут служить выраженные вербально отношения респондента к каким-либо социальным объектам, если они соответствуют следующим критериям: высказываемое личное отношение носит устойчивый и обобщенный характер; фиксированное высказывание соответствует реальным условиям и типичным формам практической деятельности в этих условиях; личное отношение респондента независимо от его рационального сознания и информационно-пропагандистского воздействия.

По техническому способу исполнения, который задается исследовательской задачей и требуемой степенью надежности, в методике конструирования анкетных вопросов, имеющих целью фиксацию эмпирических характеристик устойчивых феноменов сознания, диссертантом ввделяготся три взаимодополняющих друг друга типа этой процедуры.

Первый тип вопросов связан с расчетом на рефлексию наиболее устойчивых элементов сознания респондента по отношению к каким-либо социальным объектам. В этом случае прямой вопрос формулируется таким образом, чтобы побудить респондента свободно выразить личное отношение, основанное на жизненном опыте. Однако по ряду причин (склонность к "рационализации", сложность задачи, в которую респондента ставит анкетный вопрос,состояние психологического дискомфорта и др.) ответы на такие вопросы не всегда отражают истинные.схематизмы сознания. Поэтому подобный тип вопросов нельзя считать надежным, их следует применять в комплексе с контрольными, уточняющими косвенными•анкетными вопросами,или же использовать в качестве вспомогательных, особенно на подготовительных стадиях исследования .

Второй тип анкетных вопросов рассчитан на самоидентификацию респондента с предливленными ему готовыми суждениями,

-21-

зязвнными с наиболее типичными показателями схематизмов.При гом необходимо,чтобы предлагаемые суждения как можно в боль-зй мере отражали специфику практической деятельности,в кото-зй усваиваются и воспроизводятся изучаемые схематизмы созна-ия. Вопросы данного типа применяются в основном с целью выгнить ситуацию реального распространения каких-то известных рационирующих схематизмов сознания. Подуобнве вопросы наи-олее распространены в практике, однако повышение степени их адекности затрудняется сравнительно узкими возможностями приспособления" характера и содержания предъявляемых сужде-ий к широкому спектру специфики сознания респондентов как убъектов деятельности.

Самым надежным, позволяющим получить наиболее достоверную формацию о схематизмах сознания респондента, диссертант счи-¡ет третий тип анкетных вопросов, в основе технологического .мысла которых лежит психологический феномен "объектного (сприятия" поступков другого человека . Подобным вопросом :спондент ставится в такую проблемную ситуацию, в которой [ обязан оценивать действия другого или же поступки самого ;бя -в роли другого. При этом проблемная ситуация обязательно злкна соответствовать типичным условиям практической деятель-эсти, в процессе которой воспроизводятся схематизмы, реально эедопределяющие поступки в сходных ситуациях. Вопросы третьей типа универсальны по отношению к целям исследования: они эгут быть использованы и для выявления аутентичных схематиз-зв, и для изучения распространенных существующих схематизмов. зтественными издержками являются значительный текстуальный 5ъем вопросов и длительность времени, необходимого для того, тобы вникнуть в проблемную ситуацию,

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются етодические рекомендации, касающиеся подготовки и проведе-

.См.: Асмолов А.Г, Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С,286, 287.

ния социологических исследований схештизмов сознания личности. Указываются проблемы, возникшие в процессе диссертационного исследования и требующие дальнейшего углубленного изучения.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Национальное самосознание личности и идеологическая практика // Проблемы сформирования общественного сознания е условиях современной идеологической ситуации. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. - С.160-163.

2. Национальное самосознание личности: некоторые аспекта анализа // Проблемы духовно-идеологической сферы общества. - М.: АОН ЦК КПСС, 1991. - С.83-91.

3. Состояние и тенденции развития народного образования Крыма (Краткий социологический анализ). - Симферополь, 1991. В соавторстве. - 0,5 п.л.

х

х

X