автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Калмыкова, Зоя Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества"

На правах рукописи

Калмыкова Зоя Александровна

СИМУЛЯТИВНЫЕ И НЕСИМУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФИГУРАЦИИ ОДИНОЧЕСТВА

Специальность 09.00.13 - философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва-2013

005538360

005538360

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре философской антропологии и проблем комплексного изучения человека философского факультета

Научный руководитель: Гиренок Федор Иванович,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Пономарева Галина Михайловна,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета)

Катюхина Татьяна Викторовна,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени ИМГубкина», кафедра философии и социально-политических наук

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского» (IIИГУ им. Н.И. Лобачевского)

Защита диссертации состоится 6 декабря 2013 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.83 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, аудитория А-812.

Ж

Автореферат разослан « о> ^ [ч 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Кедрова Марина Олеговна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Исторические потрясения XX века -крах советского строя как апофеоза коллективистской культуры и кризис ценностей индивидуалистического «западного мира», проявившийся в падении нравственности (на это указывал, например, О.Шпенглер в работе «Закат Европы»1), экономических кризисах и т.п., — показали, что для успешного функционирования общества необходимо найти более или менее гармоничный баланс между личностью и социумом.

В настоящее время можно говорить о существовании двух полярных традиций при анализе проблемы человек-общество. Это - индивидуализм, где человек рассматривается, как пишет Бубер, соотнесенным лишь с самим собой, что, по его мнению, искажает лицо человека, и коллективизм, где человеческое лицо и вовсе отсутствует2. Поэтому человек не может быть рассмотрен в рамках только одной из этих концепций, т.к. индивидуализм «видит человека только в его обращенности к самому себе, коллективизм же вообще не замечает человека: он видит лишь "общество"»3.

В философии исторически сложились две традиции в понимании сущности человека. Первая рассматривает человека как существо, прежде всего, социальное и восходит к Аристотелю, провозгласившему человека «политическим животным», для которого жизнь вне социума или вне государства является отклонением от нормы. Такой человек рассматривается Аристотелем или как зверь, или как Бог, а его поведение сравнивается с существованием изолированной пешки на игральном поле4.

Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Новосибирск, 1993.

Бубер М Проблема человека. Перспективы// Лабиринты одиночества. M., 1989.

Бубер M. Проблема человека. http://www.krotov.info/library/02Jb/ub/er_07.htm

Аристотель. Политика// Антология мировой философии. М , ACT, 2001. С. 419.

Этому подходу противостоит традиция, восходящая к И.Канту, который определил человека как животное одинокое и избегающее соседства5' В дальнейшем это направление получило широкое распространение: идеи Канта нашли отражение в работах С.Кьеркегора6 рассуждавшего об одиночестве человека перед Богом, и Ф.Ницше7, указывавшего на то, что люди отделены друг от друга бесконечной бездной. Своего апогея данная традиция достигла в учении экзистенциалистов (Хайдеггера8, Сартра9, Камю10), рассматривавших человека как существо, заброшенное в мир не по своей воле. Х.Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс»11 указывает еще на неслиянность человека с миром. Понятно, что одиночество данная традиция рассматривает как абсолютно естественное состояние человека, дающее, как следствие, человеку абсолютную свободу. На это указывают также и А.Шопенгауэрп(«Кто не знает одиночества, тот не знает свободы»), и Ж.-П.Сартр13(«Человек обречен быть свободным»). При этом обреченность на свободу выступает как следствие заброшенности человека в мир, в котором его изначально ничего не держит. Современный русский философ Ф.И.Гиренок14 рассматривает одиночество как «адекватное состояние человека». Он отмечает, что коммуникация привязывает человека к Другому, нарушая полноту его бытия: «Только между одинокими может быть

! Кант И. Антропология с прагматической точки зрения'"/ Сочинения в 6т., Т. 6 . М., 1966., С. 575

6 Кьеркегор, С. Несчастнейший / С. Кьеркегор. - М., 2005.

1 Ницше Ф. Соч. в 2-х томах Т. 1 М., 1990

I Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997

' Сартр Ж. П. Бшие и ничто. М., 2004

10 Камю А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде. // Сумерки богов. М., 1989

II Ортега-и-Гассет X Восстание масс// Эстетика. Философия. Культура. М., 1991

13 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы СПб., 1991

13 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989

14 Гиренок Ф. И. Удовольствие мыслить иначе М., 2008. С. 31

настоящее общение, потому что у одинокого есть вся полнота бытия, с.. .> Чтобы быть самим собой, нужно быть одиноким. Свободно говорит только тот, кто говорит наедине с самим собой...» Т.е., состояние одиночества дополняется неким другим, противоположным ему состоянием — коммуникацией. Существование феномена коммуникации говорит о том, что людям не всегда комфортно находиться в одиночестве. Но если одиночество является естественным состоянием человека, то противоположное состояние - коммуникация - должно было бы рассматриваться как чуждое существу человека. Большинство же людей, однако, стремятся к тому, чтобы стать частью социума и находиться в состоянии коммуникации с другими, т.е. преодолеть состояние одиночества.

Таким образом, реальность подсказывает нам, что на самом деле, две представленные выше позиции не являются взаимоисключающими, как это декларировалась их приверженцами. Напротив, они представляют собой две стороны некоего единства. Их связанность обуславливается тем, что человек одновременно является и существом одиноким, так как он отделен от мира и осознает свою «выделенность», и, в то же время, стремится преодолеть свою отделенность, что и порождает его связь с социумом. На эту связь указывал еще Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет»15. Приведенная цитата ярко иллюстрирует колебания личности в жизненном цикле между двумя крайними состояниями: от полного одиночества до растворения в коллективном, где человек теряет

Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1991. С. 89

себя, и обратно... Для многих это движение превращается, образно говоря, в порочный круг, разрушающее личность.

Вот почему нам представляется остро актуальным рассмотрение человека в обеих его ипостасях - и как отдельную личность, и как существо, взаимодействующее с другими существами. Данное исследование ставит своей целью переосмысление феномена одиночества и рассмотрение его во взаимодействии с возможными способами его преодоления. Представленная работа посвящена связи двух важнейших феноменов человеческого бытия: одиночества, проявляющего внутренний мир человека, и игры, реализующей принципы взаимодействия человека с другими людьми. Автору близка мысль Ф.Шиллера, что «именно игра делает человека совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу»16... Таким образом, актуальность данного исследования проявляется, прежде всего, в том, что оно рассматривает сосуществование понятий одиночество и игра и их взаимопроникновение, а также проявление их в бытии через новые характеристики.

Степень разработанности темы исследования.

Уже упомянутая выше двойственность предметной области породила необходимость анализа нескольких теоретических направлений исследований в качестве основы настоящего исследования.

Первую большую группу составляют работы, посвященные исследованию феномена одиночества.

Приступая к исследованию проблемы одиночества, мы столкнулись с неоднозначностью трактовки данного понятия, т.к. исследованием данного феномена занимались несколько дисциплин параллельно (социология, психология, философия). Нужно отметить также наличие различных подходов к исследованию одиночества, несвязанное с дисциплинарными

16 Шиллер Ф. Собрание сочинений в 6 томах М. 1957 С. 302

методологиями (так, например, Д.Перлман и Л.Э.Пепло17 выделяют восемь подходов к проблеме одиночества: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманистический, социологический, интерракционистский, когнитивный, интимный и теоретико-системный). Такая классификация оказалась весьма сложной для применения в конкретном исследовании из-за отсутствия четкости при дефиниции этих подходов. Примером этому может служить тесное переплетение психодинамического и феноменолого-гуманистического подходов, или когнитивного, интимного и феноменологического подходов.

Для целей данного исследования как наиболее продуктивные для анализа феномена одиночества в контексте темы были выделены следующие подходы:

Натуралистический подход был рассмотрен на основе работы Дж.Р.Оди18. Нам представляется важной предпосылкой понимания феномена одиночества его тезис о том, что одной из основных причин одиночества человека является то, что человек сам отделил себя от своей среды обитания и постоянно пытается адаптировать ее для своих нужд.

Социологический подход в нашем исследовании был представлен работами К.Рубинстайна и Ф.Шейвера «Опыт одиночества»19, Р.Вейса«Вопросы изучения одиночества»20, Ю.М.Черепухина «Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города»21, а также рядом диссертационных работ. Так, диссертация Ж.В.Пузановой

" Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству// Лабиринты одиночества М, 1989. С. 152-168.

18 Оди Дж. Р. Человек -существо одинокое: биологические корни одиночества// Лабиринты одиночества М, 1989.С. 129-151.

19 Рубинстайн К, Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества М., 1989. С. 275-300.

20 Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества М., 1989. С. 114-128.

21 Черепухин Ю. М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города. Диссертация кандидата социологических наук 22 00 04 М . 1995.

«Социологические измерения одиночества»22 посвящена критическому анализу различных концепций и методологических подходов к изучению одиночества с целью построения собственной методологии на эмпирическом уровне; работа «Одиночество и аномия» Н.Е.Покровского23 -фундаментальному анализу различных подходов к пониманию одиночества. Благодаря работам социологов, мы можем оценить реальные цифры, данные о количестве одиноких людей в обществе или в том или ином его слое. На основе социологических исследований можно сделать выводы об остроте и объеме стоящей перед обществом проблемы, и, как следствие, о высотой значимости исследований феномена одиночества для современного общества.

Психологический подход достаточно подробно представлен в работах М.Мид 74, Э.Фромма. 25 Одиночество в данном подходе рассматривается в основном как следствие, а не как причина. То есть, одиночество рассматривают как следствие каких-либо глубоких переживаний детства или связывают с внутренними конфликтами самой личности или иногда даже как особенность той или иной культуры (напр., М. Мид рассматривает одиночество как особенность американской нации, причины которой коренятся в особенностях детского воспитания в Америке: малыша с детства приучают спать одного, не поют ему колыбельных песен и не берут на руки, что приучает его к мысли об одиночестве). Поэтому чувство одиночества, будь то временное, связанное с отсутствием конкретного человека, или постоянное, которое испытывается человеком независимо от того, где он

33 Пузанова Ж. В. Социологические измерения одиночества. Диссертация кандидата социологических наук 22 00 01 .М, 2009.

23 Покровский Н. Е. Одиночество и аномия. Диссертации доктора социологических наук 22 00 01 М., 1996.

34 Мид М. Одиночество, самостоятельность, взаимозависимость в контексте культуры// Лабиринты одиночества М., 1989. С. 98 — 114.

15 Фромм Э. Поту сторону порабощающих нас иллюзийМ., 2011. Бегство от свободы М., 2006. Человек для себя. Минск., 2006.

находится и чем занимается, рассматривается как следствие некой более серьезной проблемы. При такой трактовке преодолевать нужно не одиночество как таковое, а первопричину, следствием которой оно стало.

В философском подходе к трактовке феномена одиночества можно выделить четыре традиционных концепции:

1. Одиночество-« бездамностьУ) Одним из главных представителей данного подхода был М.Бубер26 Исследуя феномен одиночества, он выделил два временных периода в жизненном цикле человеческого общества, назвав их «эпохами обустроенности» (периоды, когда человек ощущает себя как часть гармоничного мира, его неотъемлемую составляющую), и эпохи «бездомности» (периоды, характеризующиеся неопределенностью роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянностью человека в бесконечности и отсутствием предустановленной гармонии человека с миром). Единственным способом преодолеть эту «бездомность», по Буберу, является проникновение в мир «Ты» через любовь и открытость миру: «Пока человек спасается в самом себе, он не может принести миру ни радости, ни горя, миру нет дела до него. Лишь тому, кто верит в этот мир, дано взаимодействовать с ним. если он отдается этому взаимодействию, он не может оставаться безбожным»27. Сходных подходов придерживались Б.Паскаль, рассматривавший человека как «мыслящий тростник, колеблющийся между пустотой и бесконечностью»28, Ф.Ницше, рассматривавший одиночество как бесконечную бездну, лежащую между людьми29 и С. Кьеркегор30, трактовавший человека как существо, оставленное

Бубер м. Проблема человека http://www krotov.mfo/Hbrary/02_b/ub/er_07.htm.

Бубер М. Я и ТЫ. М„ 1993.

Паскаль Б. Мысли. СПб., 2005.

Ницше Ф. Соч в 2-х томах Т. 1 М„ 1990.

Кьеркегор С. Несчастнейший. М., 2005.

богом и потому постоянно ощущающее свое одиночество перед ним и перед миром.

2. Одиночество-неслиянность - это невозможность человека соединиться с миром, его осознание собственной изолированности от мира. Именно этот подход и лег в основу представленного исследования. Данный подход был рассмотрен нами, прежде всего, на примере работы X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»31, где он обосновывает тезис об отделенности человека от мира через невозможность прочувствовать чужую боль и т.п. О невозможности человека «вторгаться» в мир писал и Э.Фромм32, настаивавший также на том, что осознающий свою неслиянность с миром человек находится на грани помешательства.

3. Одиночество-ответственность. Данный подход связан, прежде всего, с именами Ж.-П.Сартра и М.Хайдеггера. Одиночество здесь понимается как «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого33 или как абсолютная свобода выбора, где человек каждую минуту конструирует посредством этого выбора свою дальнейшую жизнь34

4. Одиночество-уединение - это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе. Главным представителем данного подхода был Г.Д.Торо35 Именно он впервые дал четкое определение понятий одиночества

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий М., 2011.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Topo, Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу М., 1962.

и уединения. Рассмотрение данного подхода позволило нам разграничить понятия одиночества и уединения и определить их основные различия.

Подробно рассмотрев феномен одиночества, мы обратились к рассмотрению основного способа его преодоления - к игре. Исследование феномена игры в философии имеет глубокие исторические корни. Интерес к данной проблеме наблюдается еще с античных времен. Напомним, к примеру, призыв Платона к наполнению своей жизни посредством игр: «Поэтому всякий мужчина и женщина пусть проводит свою жизнь, играя в наипрекраснейшие игры, хотя такой взгляд и противоречит тому, что теперь принято»36

Идея Платона проходит лейтмотивом через всю философию феномена игры и находит свое концентрированное выражение в работах Э.Берна37'38 и в статьях С.Кравченко39 и Л.Ретюнских40, где отмечена необходимость в социальной жизни общества игровых элементов, которые в обобщающем смысле являются неотъемлемой составляющей человеческой жизни.

На зарождение культуры из игры указывал еще Хейзинга: «Культура первоначально возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается»41. Данная работа показывает, что культура не только зарождается в форме игры, но и, в последствии, реализуется как игра.

Как самостоятельный философский, социальный и психологический феномен, игра привлекала внимание многих мыслителей в самые разные исторические периоды развития человеческого общества. Для построения

36 Платан. Законы //Сочинения в 4 томах М,. 1994. С. 256.

37 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Минск., 2007.

38 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Минск., 2003.

39 Кравченко С. А. Играизация общества: блага и проблемы // Сб. науч.-поп. статей. Вып. 11. М., 2008. С. 270-276

40 Релонских, Л. Т. Философ™ игры М., 2005.

41 Хейзинга И. Но mo ludens. Человек играющий. СПб., 2007. С. 196.

философской модели игры нами были проработаны концепции Финка42, Хейзинги43, Сартра44, KaMio4S, Канта46 и Шиллера47. Были проанализированы и отрывочные упоминания об игре в упомянутых выше работах Платона и Аристотеля.

В рамках построения концепции симулятивной игры был рассмотрен ряд исследований, посвященных актерской игре. Актерская игра служит в нашем исследовании ярким модельным примером функционирования симулятивной игры. Углубленный анализ теорий Станиславского, Чехова, Мейерхольда, Вахтангова, а также монографии А.Павленко48 послужил источником одной из направляющих идей, лежащей в основе данного исследования.

Для рассмотрения феномена игры изнутри, а также для построения модели игры, нами были рассмотрены феномены детской и актерской игры. Детская игра была рассмотрена, прежде всего, на примере работы Д. Эльконина «Психология игры»49. Именно его рассмотрение сюжетно-ролевой игры как подвида детской игры и легло в основу построения модели игры.

Углубляясь в суть феномена игры, нами были рассмотрены основные методы создания актерами своих сценических образов. Это необходимо было для того, чтобы наложить модель актерской игры на выстраиваемую нами модель игры общечеловеческой и обосновать тезис о том, что в основе игр

Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии .М,

Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2007.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 2004.

Камю А. Миф о Сизифе или эссс об абсурде. // Сумерки богов. М., 1989.

Кант И. Критика способности суждения. // Сочинения в 6 томах Т. 5; М.. 1966.

Шиллер. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1957

Павленко А.Н. Теория и театр СПб., 2006.

Эльконин Д. Психология игры М., 1999.

42

1988.

43

44

45

46

47

48

общечеловеческих лежат те же методы, что и в основе актерской игры. С этой целью нами были рассмотрены методы Станиславского («Статьи, речи, беседы»50, «Работа актера над собой»51 и «Режиссерский план «Отелло»52), Чехова («О технике актера»53, «Путь актера»54), Вахтангова и Мейерхольда55.

Цели и задачи исследования

Целью данного исследования является обоснование тезиса о двойственности человеческой природы, заключающейся в том, что он, с одной стороны, является существом одиноким ввиду его изолированности от мира, а с другой стороны, - существом, стремящимся к восстановлению целостности с миром, частью которого он является и от которого он изолирован. Восстановление ощущения целостности, в свою очередь, происходит за счет различных игровых практик, которые и были рассмотрены в данной работе.

Данная работа в этой связи имела подцели:

Показать связь между состоянием одиночества и путями его преодоления

А Проанализировать процесс нахождения баланса между индивидуальным и коллективным началом человека

Выявить значение состояния одиночества как изначального состояния человека и игры как основного способа его преодоления

Станиславский КС. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 2003.

Станиславский К.С. Режиссерский план "Отелло". М., 1945.

Чехов М. О технике актера. М., 2006,

Чехов М. Путь актера М ., 2007.

Мейерхольд В.Э. «Учитель Бубус» или проблема спектакля на музыке. // Статьи, письма, речи, М, 1968.

30

51

52

53

54

55

беседы.

Объектом данного исследования является природа человека, характеризующаяся тем, что он одновременно является частью мира и отделен от него (материально и экзистенциально) и ему присуще игровое начало, которое предоставляет ему средство преодоления кризисного состояния, вызванного такой природой.

Вследствие этого, предметом данного исследования является взаимосвязь одиночества как неотъемлемого свойства человека, и игры как одного из возможных способов преодоления одиночества.

Сложность данного предмета исследования обуславливается не только его двойственностью, но также и тем, что оба понятия - одиночество и игра — прежде исследовались не как комплекс, а параллельно различными научными дисциплинами: психологией, социологией, философией и т.д.

В связи с этим, для достижения цели нашего исследования были поставлены и решены следующие задачи:

♦ Развить аппарат исследования проблемы одиночества: для этого нам потребовалось рассмотреть существующие концепции одиночества и классифицировать их по исследующим их дисциплинам и по особенностям подхода к данной проблеме;

♦ Разработать новую дефиницию понятия «одиночество»;

♦ Показать, что одиночество — это фундаментальное состояние, с которого начинается любой человек, которое пугает его и которого он пытается избежать;

♦ Показать возможные пути ухода от одиночества;

♦ Развить и структурировать аппарат исследования понятия «игра»;

♦ Рассмотреть различные подходы к пониманию понятия «игра» и дать собственную трактовку рассматриваемого понятия;

♦ Построить модель играющего человека и показать, как работает эта модель;

♦ Построить оригинальную классификацию игр;

На ее основании были выделены симулятивные и песимулятивные игры и показаны их связь, сходства и различия.

♦ Показать, как эти игры функционируют в условиях современного социума, показать, что игрой является и сам социум.

♦ На примерах показать, как работают модели играющего человека и играющего социума.

Научная новизна исследования

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Разработана философско-антропологическая модель, которая рассматривает человека одновременно через феномены игры и одиночества.

2. Проанализированы феномены одиночества и игры в контексте двойственности человеческой природы, состоящей в том, что человек одновременно является существом коллективным (социальным) и существом одиноким.

3. Рассмотрен феномен одиночества как базовая характеристика человеческой природы в рамках двух философских традиций. Разработано самостоятельное определение понятия «одиночество».

4. Предложено определение понятия «игра» как конструирование человеком пространства вокруг себя посредством формирования границ (правил) и основного инструмента (воображения).

5. Феномены игры и одиночества были описаны через призму таких явлений, как гламур, детская игра, актерская игра.

Теоретическая и практическая значимость работы

Данная работа представляет собой многоаспектное исследование, посвященное основным проблемам философской антропологии.

В этой связи, теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что оно позволяет, во-первых, показать связь между основными феноменами человеческого бытия, во-вторых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении основных феноменов человеческого бытия.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут использоваться при чтении курса философской антропологии. На его основе могут быть также разработаны спецкурсы по основным феноменам человеческого бытия для философских факультетов различных ВУЗов.

Разработанный аппарат исследования феноменов одиночества и игры может послужить инструментом для работ других исследователей, ведущих работу по аналогичным направлениям.

Методологические основания исследования

В качестве основного метода исследования использовался философско— антропологический метод. При этом был выявлен смысл феноменов одиночества и игры и, для раскрытия их сущностных характеристик, также смыслы таких феноменов, как самоубийство, безумие, гламур, детская и актерская игра.

Нами предпринято поэтапное рассмотрение предшествующих исследований, сущностный анализ которых позволил нам построить на их основе новую, оригинальную теорию. Кроме того, некоторые феномены будут рассмотрены нами в утрированной форме для более подробного изучения их сущности и внутреннего функционирования. Так, например, для раскрытия сущности феномена игры, нами будут рассмотрены детская и

актерская игра. Это позволит нам рассмотреть данный феномен как бы изнутри.

Таким образом, данное исследование охватит несколько различных феноменов человеческого бытия и покажет связь между ними.

Положения, выносимые на защиту:

♦ Человек находится в парадоксальной ситуации. Он изолирован от мира - материально и экзистенциально, но, в то же время, он остается частью этого мира. Одиночество - это внутреннее состояние, связанное с осознанием человеком его изоляции от мира, частью которого он является. Это состояние свойственно каждому человеку без исключения.

♦ Существует несколько способов бегства от ощущения одиночества. Среди них — самоубийство, безумие и игра.

♦ Из всех способов бегства от одиночества, игра является самым продуктивным и, в то же время, самым креативным способом преодоления одиночества. Игра - это моделирование и воссоздание новой реальности посредством воображения, правил как границ игрового пространства и хранителей этих правил как гарантов сохранения целостности игрового пространства.

♦ Игры можно разделить на две большие группы: симулятивные и несимулятивные.

♦ Симулятивные и несимулятивные игры различаются по цели (целью несимулятивной игры является жизнь по правилам, целью симулятивной -разрушение существующей системы, игра против правил), и по результату (результатом несимулятивной игры является создание новой реальности со своей системой правил и ролей, а результатом симулятивной игры является или смена одной системы правил на другую, или безумие, если не удается

создать из игры систему). Симулятивная игра лежит в основе любой несимулятивной игры. Она служит и основанием для начала игры, так как в ее основе лежит воображение, необходимое для конструирования новой реальности, и своего рода основанием для перехода от одной несимулятивной игры к другой, так как основной се целью является дестабилизация существующей системы социальных правил, созданных несимулятивной игрой.

Апробация результатов исследования

Данное исследование проводилось начиная с 2007 года, за прошедшие 6 лет его результаты получили широкую апробацию. Результаты были представлены на конференциях в Москве (Конференция молодых ученых «Ломоносов» 2007, 2008, 2009 и 2010), в Коломне (Всероссийская научная конференция «Культура и цивилизация в глобализующемся мире», ноябрь 2008), в Нижнем Новгороде (V Всероссийская межвузовская конференция «Мировоззренческая парадигма в философии: Гуманизм - от апологетики до фальсификации», ноябрь 2007; VI Всероссийская межвузовская конференция «Мировоззренческая парадигма в философии: религия - ее сторонники и оппоненты»; IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Наука и молодежь», май 2008, ноябрь 2008, декабрь 2008, V Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей ВУЗов, ученых, специалистов, аспирантов и студентов «Социально-экономические проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования», декабрь 2008).

На основе материалов исследования опубликованы 7 печатных работ, среди которых одна статья в печатном издании из списка ВАК, журнале «Философия хозяйства».

Отдельные аспекты данного исследования обсуждались на семинарах в рамках учебного курса «Философская антропология» в 2010-2011 и 20112012 учебных годах на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философской антропологии и проблем комплексного изучения человека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 28 мая 2013 года. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме диссертации, список которых приведен в конце автореферата.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов и два подпараграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 134 наименований. Общий объем работы составляет 148 страниц.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Первая глава посвящена классификации теорий одиночества, построению концепции человека как существа одинокого. В ней обосновывается тезис о фундаментальности состояния одиночества и парадоксальности положения человека.

В исследовании было подчеркнуто важное различие между одиночеством внешним, т.е. одиночеством как единственностью, и одиночеством внутренним.

Была показана двойственность человеческой природы, заключающаяся в том, что человек одновременно является существом одиноким и, в попытке преодолеть свое одиночество, конструирует свою параллельную реальность в виде социума, встраивает себя в нее, и, тем самым, оказывается существом коллективным. С одной стороны, человек - это часть мира, часть природы. С другой стороны, он отделен от нее материально и экзистенциально. Кроме

того, в отличие от животных, человек наделен сознанием, благодаря которому он знает о том, что он изолирован, и творческим началом, которое выделяет его из природного механизма, заставляя идти своим собственным путем.

Однако, отделившись от природы, человек остается один на один со своим одиночеством, которое вызывает в нем ужас. Невозможность снова стать гармоничной частью природного механизма и, в то же время, невозможность оставаться в состоянии одиночества и непричастности вынуждают человека искать пути выхода из этой ситуации. В данном исследовании нами рассматривались три таких пути:

> Самоубийство

> Безумие

> Игра

Первые два способа являются радикальными и несовершенными. Самоубийство является средством ухода от реальности, но не выходом из сложившейся ситуации.

Безумие ведет, прежде всего, к прерыванию диалога с внешним миром. Так же, как и в первом случае, оно уводит нас от жизни, оставляя ей лишь нашу тень.

Лишь игра не отрицает жизнь. Она является своеобразным способом приспособления к ней. Она дает нам средство для смягчения страха одиночества и чувства непричастности. Именно анализу данного способа посвящена наша дальнейшая работа.

Вторая глава посвящена исследованию феномена игры как способа ухода от одиночества. В этой главе представлены основные этапы эволюции философского понимания игры. Феномен игры, как мы показали, первоначально не удостаивался полноценной концепции. Долгое время он

рассматривалась лишь в рамках других концепций (Кант, Шиллер), и интерес к игре как таковой возник лишь в XX веке.

Исходным пунктом для построения концепции игры послужил феномен детской игры. Анализ феномена детской игры позволил сделать вывод, что детские игры имеют много общего с играми взрослых. Так же, как и детские, игры взрослых конструируют новую реальность, пространство, границами которого являются правила. На основе выявленной общности было сформулировано следующее определение игры:

Игра - это моделирование и воссоздание новой реальности посредством воображения и привнесение ее в существующий мир. Границами этой реальности являются правила, носителями которых являются сами участники игры.

Мы выделили следующие основные элементы, без которых невозможна самая игра:

♦ Игровое пространство

♦ Субъекты игры (участники игры)

♦ Правила игры как границы игрового пространства

♦ Хранители правил как гаранты сохранения границ игрового пространства

♦ Воображение как главный инструмент игры

Рассмотрение игрового процесса и принципов его функционирования позволило нам построить оригинальную классификацию игр. Для этого нами были сформулированы критерии, по которым игры были разделены на несколько групп.

По результату функционирования мы разделили игры на симулятивные и несимулятивные. Результатом функционирования несимулятивной игры

является конструирование и воссоздание новой реальности со своими границами, структурами и правилами.

Результатом функционирования симулятивных игр также становится конструирование и создание, но уже не реальности, а видимости реальности с целью дестабилизации и разрушения существующей системы социальных правил, возникшей в ходе функционирования несимулятивной игры. Исходя из этого, особенно важно провести подробный анализ симулятивных игр.

По количеству игроков и симулятивные, и несимулятивные игры можно разделить на одиночные, в которые человек играет в одиночку, и групповые, когда люди играют группами, подчиняясь какой-то общей стратегии и общим правилам.

Третья глава посвящена построению модели симулятивной игры, показана ее связь с игрой несимулятивной, обозначены их различия. В рамках датой главы показано, что симулятивная игра — это моделирование и создание видимости новой реальности, в основе которой лежит симулякр. Главным инструментом здесь выступает воображение.

Понятие симулякра было описано автором следующим образом: симулякр - это «истина, скрывающая, что ее нет; это «подмена реального знаками реальности»56. Подчеркнем, что симуляция существенно отличается от имитации. Имитация - это дублирование реальности, использующее реальность как источник своего существования. Для симуляции реальность также выступает источником существования, но в том аспекте противоборства и замещения. Таким образом, существование симуляции без реальности теряет смысл. Однако важной функцией симулякра является его способность размывать границы между истинным и ложным и подменять собой реальность. Эта функция и оказывается решающей в ходе

Боцрийяр Ж. Сииулхкры к симуляция /пер. О.А. Печенкина. Тупа., 2013. С 204.

симулятивной игры, так как от степени подмены реального знаками реальности зависит и стадия симулятивной игры.

Были выявлены основные отличия симулятивной игры от несимулятивной. Они различаются по следующим признакам:

> По цели: целью несимулятивной игры является создание параллельной реальности, параллельного потока, который позволяет людям коммуницировать, обретая чувство причастности к социуму и принадлежности к нему. Целью же симулятивной игры является создание симулятивной реальности, выходящей за рамки правил и канонов.

> По результату: результатом функционирования несимулятивных игр оказывается создание новой реальности, ограниченной системой правил и четкой иерархией, а результатом функционирования симулятивных игр является создание симулятивной реальности, выходящей за рамки правил.

Мы выделили три стадии симулятивных игр:

1. Создание и проигрывание новых социальных ролей, выходящих за рамки системы правил. На этой стадии роли (образы) создаются и меняются в зависимости от ситуации.

2. Стадия срастания с образом (ролью), когда образ становится органичным для человека и симулятивная игра с другими превращается в симулятивную игру с самим собой.

3. Конечная стадия - стадия трансформации симулятивной игры в несимулятивную игру или в безумие.

Деление игр по количеству участников, на одиночные и групповые, является в некотором смысле условным, т.к. в ходе данного исследования было установлено, что групповые игры проявляются как совокупность одиночных игр.

По степени осознания причастности игроков к игре симулятивные игры были разделены нами на явные и неявные.

Для установления основных особенностей функционирования симулятивных игр нами была рассмотрена актерская игра, как самая утрированная форма симулятивной игры. Актерская игра — это явная одиночная симулятивная игра. В ее основе лежит создание образа при помощи различных средств актерской выразительности. Рассмотрение актерской игры было необходимо для построения на ее примере модели симулятивной игры.

Методики создания театральных образов Станиславского, Чехова, Мейерхольда и Вахтангова содержат два аспекта: внутренний и внешний. В зависимости от ситуации, при создании образа акцент делается либо на внутренний аспект - создание и выращивание образа внутри актера, либо на внешний аспект - воплощение образа при помощи средств внешней выразительности (речь, положение тела в пространстве, жестикуляция, мимика, костюмы, воссоздание внешних обстоятельств и т.д.). В идеальном случае реализация этих аспектов порождает неразрывное единство.

Симулятивная игра лежит в основе любой несимулятивной игры. Она служит и основанием для начала игры, так как в ее основе лежит воображение, необходимое для конструирования новой реальности, и своего рода основанием для перехода от одной несимулятивной игры к другой, т.к. основной ее целью является дестабилизация существующей системы социальных правил, созданных несимулятивной игрой.

В качестве примера взаимодействия симулятивных и несимулятивных игр нами рассматривался феномен гламура. Гламур - это групповая неявная игра, сложившаяся вследствие совокупности одиночных игр, связанных с созданием каждым человеком своего образа. Соединение в групповую игру осуществляется введением принятых всеми членами группы правил игры.

Основные правила гламура как симулятивной игры могут быть сформулированы следующим образом:

1. Приоритетиая ценность внешнего по отношению к внутреннему. Здесь важен не ты, важна картинка тебя. Важно не то, что происходит, не смысл самих процессов, а то, как они проявляются.

2. Агрессивная манифестация всего внешнего, всего видимого с целью сокрытия внутренней пустоты гламура.

3. Стремление к внешней безукоризненности, к внешним идеалам.

4. Некие общественно-приемлемые мифы, задающие тенденции, по которым развивается игра.

5. Упрощение жизни, придание ей легкости и очарования - главная цель гламура.

6. Четкое распределение ролей в группе играющих.

Для анализа описанных феноменов мы использовали модель играющего общества как совокупности играющих людей.

Важным тезисом этой главы является положение об отсутствии четкой границы между симулятивными и несимулятивными играми, поскольку несимулятивные и симулятивные игры постоянно переходят друг в друга. Эти переходы отражают двойственность природы человека. С одной стороны, он стремится выделить себя из общего природного единства (и даже возвыситься над природой и обществом) и сознательно отделяет себя от него (в т.ч. и с помощью симулятивных игр), но, с другой стороны, эта отделенность от природы приводит его к чувству отделенное™ от мира, к ощущению одиночества и непричастности, а порой ужасу и отчаянию. Как защитный механизм он использует систему несимулятивных игр, включающую в себя правила и ролевую иерархию. При этом основанием для

несимулятивной игры служит игра симулятивная, придуманное человеком основание для того, чтобы создать несимулятивную игру.

Однако, поскольку система несимулятивных игр также оказывается неким ограничителем, а одна из сторон человеческой природы все время подталкивает его к выходу за рамки системы и правил, то человек оказывается перед необходимостью играть против правил. Тогда вновь появляется симулятивная игра, выступающая дестабилизатором существующей системы. С течением времени, если эта игра будет «проигрываться» на протяжении какого-то времени, вскоре и она либо встроится в общий поток и станет игрой несимулятивной, либо, если она не встроится в поток и останется за его рамками, может перейти в безумие.

Таким образом, симулятивная игра, чаще всего, является переходной стадией или от одной несимулятивной игры к другой, или от несимулятивной игры к безумию.

В Заключении работы анализируются результаты проведенного исследования. Главным выводом, к которому приходит автор, является понимание человеческой природы как двойственной: человек, будучи частью биосферы, оказывается отделенным от нее, оказываясь изолированным от мира, частью которого он является. Таким образом, человек в данной работе рассматривается не как существо одинокое и не как существо социальное, как рассматривали его предыдущие философские традиции, а как существо, обладающее двойственной природой. Одна его часть жаждет целостности, вынуждая человека искать все новые пути ее обретения, а другая, напротив, влечет его к одиночеству, к уникальности, к самому себе. Когда тяга к целостности с миром и социумом реализуется, то есть, человеку удается снова стать частью социума и жить по общим правилам, другая его часть начинает испытывать тоску и желание отделиться от общества и вернуться к своей уникальности. Удовлетворяя эту часть себя, человек впадает в другую

крайность: осознание своего одиночества, отделенности от мира и своей непричастности к обществу вызывает в нем сильный страх.

В этом состоянии, предоставленный сам себе, человек ищет пути создания новой целостности, дабы преодолеть чувство одиночества и непричастности. Будучи неспособными вернуться к своему природному состоянию, он вынужден создавать что-то заново. Его основная цель -создать свой универсум, параллельный природному, со своей системой правил и ролей. Создаваемая реальность носит, поначалу, симулятивный характер, так как она не является естественной для человека и создается им же, посредством воображения. Так появляется симулятивная игра — игра, которая выбивается из общих природных правил.

Со временем, эти правила становятся естественными для человека или группы людей. Они остаются структурой, в рамках которой функционирует некое сообщество. Поэтому игра, по правилам которой и играет человек, теряет характер симулятивности и становится несимулятивной. А поскольку она все же остается структурой с системой правил и ролей, созданной посредством воображения, она так и остается игрой.

Процесс перехода от одной несимулятивной игры к другой происходит за счёт симулятивной игры, коща индивидуальное начало в человеке начинает испытывать тоску от постоянной подчиненности правилам и желания противопоставить себя им. Ввиду того, что оба начала в человеке — индивидуальное и биосферное — преобладают в нем в равной степени, ситуация повторяется снова и снова.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Калмыкова, З.А. Утешение гламуром //Философия хозяйства: Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В Ломоносова. 2008., № 5(59). С. 258-262. (0,2 п. л.)

Статьи в других изданиях:

2. Калмыкова З.А. Проблема одиночества и потерянности человека в мире//Мировоззренческая парадигма в философии: гуманизм - от апологетики до фальсификации: сб. тр. 5 Всероссийской межвузовской научной конференции 23-24 ноября 2007 г. Н. Новгород, 2007. С.45-48.(0,2 п. л.)

3. Калмыкова З.А. Игра как способ человеческого бытия// Материалы 9 Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов 23 мая 2008 года «Наука и молодежь» Н.Новгород., 2008. Т.1. С.110-113. (0,2 п. л.)

4. Калмыкова З.А. Гламур как явление современной культуры// Культура и цивилизация в глобализующемся мире: актуальные социально-экономические и правовые проблемы: сб. тр. Всероссийской конференции. -Коломна. -2009. -С.120-123. (0,2 п. л.)

5. Калмыкова З.А. Одиночество и игра - два модуса человеческого бытия//ХУ1 Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2009» - М - 2009. (0,1 п. л.)

6. Калмыкова З.А. Проблемы современного образования. Образование как модный аксессуар// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, соискателей, студентов «Социально- экономические проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования». Н.Новгород, ВГИПУ, 2008. С. 227- 229. (0,2 п. л.)

7. Калмыкова З.А. Философия и религия как способы защиты от страха перед миром // Сборник трудов 6 Всероссийской межвузовской научной конференции 21 ноября 2008 г. «Мировоззренческая парадигма в философии: Религия, ее сторонники и оппоненты» Н. Новгород, 2008. С. 54- 56. (0,2 п. л.)

Подписано в печать:

25.10.2013

Заказ № 8980 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Симулятивные и несимулятивные игры как антропологические конфигурации одиночества"

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

На правах рукописи

04201450249

Калмыкова Зоя Александровна

СИМУЛЯТИВНЫЕ И НЕСИМУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФИГУРАЦИИ ОДИНОЧЕСТВА

Специальность 09.00.13 - философская антропология, философия

культуры

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Гиренок Федор Иванович

Москва-2013

л

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

Глава 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОДИНОЧЕСТВА................19

1.1. Природа одиночества........................................................20

1.2. Пути преодоления одиночества...........................................33

1.2.1. Самоубийство........................................................33

1.2.2. Безумие................................................................42

Выводы к главе 1...................................................................48

Глава 2. ИГРА КАК СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ....................51

2.1. Философские концепции игры.............................................54

2.2. Строение и основные принципы функционирования игры..........68

Выводы к главе 2....................................................................80

ГЛАВА 3. СИМУЛЯТИВНЫЕ И НЕСИМУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ: ИХ ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ......................................................82

3.1. Проблема симулякра в философии.......................................83

3.2. Актерские игры как основные инструменты создания образов

в симулятивной игре.............................................................88

3.3. Симулятивные и несимулятивные игры. Их сущность, различия

и принципы функционирования...............................................103

3.4. Примеры взаимодействия симулятивных и несимулятивных игр. Гламур как симулятивная игра, ставшая несимулятивной..............121

3.5. Выводы к главе 3..............................................................128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................132

ВЫВОДЫ..................................................................................139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................141

ВВЕДЕНИЕ

Исторические потрясения XX века — крах советского строя как апофеоза коллективистской культуры и кризис ценностей индивидуалистического «западного мира», проявившийся в падении нравственности (на это указывал, например, О. Шпенглер в работе «Закат Европы»1), экономических кризисах и т. п., - показали, что для успешного функционирования общества необходимо найти более или менее гармоничный баланс между личностью и социумом.

В настоящее время можно говорить о существовании двух полярных традиций при анализе проблемы человек-общество. Это - индивидуализм, где человек рассматривается, как пишет М. Бубер, соотнесенным лишь с самим собой, что, по его мнению, искажает лицо человека, и коллективизм, где человеческое лицо и вовсе отсутствует2. Поэтому человек не может быть рассмотрен в рамках только одной из этих концепций, т. к. индивидуализм «видит человека в его соотнесенности с самим собой, коллективизм же вообще не видит человека, он рассматривает лишь общество»3.

В философии исторически сложились две традиции в понимании сущности человека. Первая рассматривает человека как существо, прежде всего, социальное и восходит к Аристотелю, провозгласившему человека «политическим животным», для которого жизнь вне социума или вне государства является отклонением от нормы. Такой человек рассматривается Аристотелем или как зверь, или как Бог, а его поведение сравнивается с существованием изолированной пешки на игральном поле4.

' Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Новосибирск, 1993.

2 Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества. М., 1989.

J Бубер М. Проблема человека. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/ub/er_07.htm

4 Аристотель. Политика // Антология мировой философии. М.: ACT, 2001. С. 419.

Этому подходу противостоит традиция, восходящая к И. Канту, который определил человека как животное одинокое и избегающее соседства5. В дальнейшем это направление получило широкое распространение: идеи Канта нашли отражение в работах С. Кьеркегора6, рассуждавшего об одиночестве человека перед Богом, и Ф. Ницше7, указывавшего на то, что люди отделены друг от друга бесконечной бездной. Своего апогея данная традиция достигла в учении экзистенциалистов (Хайдеггер8, Сартр9, Камю10), рассматривавших человека как существо, заброшенное в мир не по своей воле. X. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс»11 указывает еще на неслиянность человека с миром. Понятно, что одиночество данная традиция рассматривает как абсолютно естественное состояние человека, дающее, как следствие, человеку абсолютную свободу. На это

1 7

указывают также и А. Шопенгауэр ~ («Кто не знает одиночества, тот не знает свободы»), и Ж.-П. Сартр13 («Человек обречен быть свободным»). При этом обреченность на свободу выступает как следствие заброшенности человека в мир, в котором его изначально ничего не держит. Современный русский философ Ф. И. Гиренок14 рассматривает одиночество как «адекватное состояние человека». Он отмечает, что коммуникация привязывает человека к Другому, нарушая полноту его бытия: «Только между одинокими может быть настоящее общение, потому что у одинокого есть вся полнота бытия. <...> Чтобы быть самим собой, нужно быть одиноким. Свободно говорит только тот, кто говорит наедине с самим собой...» Т.е. состояние одиночества дополняется неким другим, противоположным ему состоянием - коммуникацией. Существование феномена коммуникации говорит о том, что людям не всегда комфортно находиться в одиночестве. Но если одиночество является естественным состоянием человека, то противоположное

5 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения. Т 6. М., 1966. С. 575.

6 Кьеркегор С. Несчастнейший. М., 2005.

7 Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1990.

8 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

9 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2004.

10 Камю А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.

11 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Эстетика. Философия. Культура. М.Д991.

12 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1991.

13 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм-это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989.

14 Гиренок Ф. И. Удовольствие мыслить иначе. М., 2008. С. 31.

состояние - коммуникация - должно было бы рассматриваться как чуждое существу человека. Большинство же людей, однако, стремятся к тому, чтобы стать частью социума и находиться в состоянии коммуникации с другими, т. е. преодолеть состояние одиночества.

Тем самым реальность подсказывает нам, что на самом деле две представленные выше позиции не являются взаимоисключающими, как это декларировалась их приверженцами. Напротив, они представляют собой две стороны некоего единства. Их связанность обусловливается тем, что человек одновременно является существом одиноким, так как отделен от мира и осознает свою «выделенность», и, в то же время, стремится преодолеть свою отделенность, что и порождает его связь с социумом. На эту связь указывал еще Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет»15. Приведенная цитата ярко иллюстрирует колебания личности в жизненном цикле между двумя крайними состояниями: от полного одиночества до растворения в коллективном, где человек теряет себя, и обратно... Для многих это движение превращается, образно говоря, в порочный круг, разрушающий личность.

Вот почему нам представляется остро актуальным рассмотрение человека в обеих его ипостасях - и как отдельной личности, и как существа, взаимодействующего с другими существами. Данное исследование ставит целью переосмысление феномена одиночества и рассмотрение его во взаимодействии с возможными способами его преодоления. Представленная работа посвящена связи двух важнейших феноменов человеческого бытия: одиночества, проявляющего внутренний мир человека, и игры, реализующей принципы взаимодействия человека с другими людьми. Автору близка мысль Ф. Шиллера,

|5Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. С. 89.

что «именно игра делает человека совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу»16. Таким образом, актуальность данного исследования проявляется, прежде всего, в том, что оно рассматривает сосуществование понятий «одиночество» и «игра» и их взаимопроникновение, а также проявление их в бытии через новые характеристики.

Основной целью исследования является обоснование тезиса о двойственности человеческой природы, заключающейся в том, что человек, с одной стороны, является существом одиноким ввиду его изолированности от мира, а с другой стороны — существом, стремящимся к восстановлению целостности с миром, частью которого он является и от которого изолирован. Восстановление ощущения целостности, в свою очередь, происходит за счет различных игровых практик, которые и были рассмотрены в данной работе. Данная работа в этой связи имеет подцели:

- Показать связь между состоянием одиночеством и путями его преодоления.

- Проанализировать процесс нахождения баланса между индивидуальным и коллективным началом человека.

- Выявить значение состояния одиночества как изначального состояния человека и игры как основного способа его преодоления.

В этой связи объектом исследования является природа человека, заключающаяся в том, что он одновременно является частью мира и изолирован от него — физически и экзистенциально, и игровое начало, которое появляется как способ преодоления состояния, вызванного такой природой.

Предметом исследования является взаимосвязь одиночества как неотъемлемого свойства человека и игры как одного из возможных способов его преодоления.

Сложность данного предмета обусловливается не только его двойственностью, но и тем, что оба понятия - одиночество и игра — исследуются одновременно несколькими дисциплинами - психологией, социологией,

|6Шиллер Ф. Собрание сочинений в б томах. М., 1957. С. 302.

философией и т. д. Это, в свою очередь, породило ряд трудностей, с которыми автору пришлось столкнуться в ходе данного исследования.

Первая трудность была связана с тем, что хотя данное исследование носит философско-антропологический характер, нам пришлось погрузиться и в другие научные дисциплины, ознакомиться с их спецификой и особенностями терминологического аппарата.

Вторая трудность была связана с тем, что именно философских исследований, посвященных проблеме одиночества, оказалось крайне мало. Более того, хотя проблема одиночества является предметом исследования множества научных дисциплин (как сказано выше, проблема изучается философией, социологией, психологией и т. д.), исследования данной проблемы, по большей части, носят обрывочный характер или характер частных теорий.

Отсюда - еще одна трудность, связанная с отсутствием единой и четкой дефиниции понятия «одиночество». Эта трудность порождается еще и этимологией самого слова «одиночество», которая, в первую очередь, отсылает нас к корню «один». Таким образом, одиночество ассоциируется, прежде всего, с единственностью. А эти понятия, как известно, не всегда являются синонимами. Под одиночеством понимается как изолированность, вызванная болезнью, тюремным заключением или другими внешними обстоятельствами, так и одиночество в толпе, связанное с жизнью в большом городе, отсутствием налаженного диалога с окружающими и т. д.

Отсюда — второй тезис, который нам предстоит обосновать в ходе данного исследования: одиночество - это прежде всего внутреннее состояние, связанное с осознанием человеком его изолированности от мира. Это состояние свойственно каждому человеку без исключения, поэтому на нем строятся все особенности человеческого существования. Оно является причиной большинства человеческих поступков и событий в его жизни.

Таким же образом дело обстоит и с понятием «игра». Сгазан Миллер в

1 7

своей работе «Психология игры» отмечала, что термин «игра» давно уже превратился в «лингвистическую мусорную корзину», так как этим термином обозначают и актерскую игру, и детскую игру, спортивные, азартные игры и т. д. Это значит, что в ходе нашего исследования нам предстоит дать дефиницию не только одиночеству, но и игре.

Главной целью нашего исследования является обоснование тезиса о двойственности природы человека.

Цель исследования порождает его основные задачи:

1. Восстановить и развить аппарат исследования проблемы одиночества. Для этого потребуется:

— рассмотреть все существующие ныне концепции одиночества;

— разделить их на несколько групп: по исследующей их дисциплине и по особенностям подхода к проблеме.

2. Разработать собственную дефиницию понятия «одиночество»;

3. Показать, что одиночество — это фундаментальное состояние, с которого начинается любой человек, которое пугает человека и от которого он бежит.

4. Показать все возможные пути ухода от одиночества.

5. Развить и структурировать аппарат исследования понятия «игра».

6. Рассмотреть разные подходы к пониманию данного понятия, чтобы на их основании построить собственное понимание.

6. Построить модель играющего человека, показать, как работает эта модель.

7. Дать оригинальную классификацию игр. На ее основании выделить симулятивные и несимулятивные игры и показать их связь, сходства и различия.

8. Показать, как эти игры функционируют в условиях современного социума; показать, что игрой является и сам социум.

17Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.

9. На примерах показать, как работают модели играющего человека и играющего социума.

Степень разработанности проблемы

Ввиду того, что предметом исследования являются два феномена — одиночество и игра, то и работы, составившие теоретическую основу исследования, можно разделить на две группы: посвященные исследованию одиночества и посвященные исследованию игры.

Приступая к исследованию проблемы одиночества, мы столкнулись с

неоднозначностью данного понятия. Это заключается в следующем. Во-первых,

исследованием данного феномена занимались сразу несколько дисциплин

(социология, психология, философия). Кроме того, имеется огромное количество

подходов к исследованию одиночества (например, Дэниела Перлман и Петиция 18

Энн Пепло выделяют восемь подходов к проблеме одиночества: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманистический, социологический, интерракционистский, когнитивный, интимный и теоретико-системный. Такая классификация оказалась весьма неудобной для дальнейших исследований из-за большого количества подходов и отсутствия четкости при их выделении. Примером этому служит тесное переплетения психодинамического подхода с феноменолого-гуманистическим, или когнитивного с интимным и феноменологическим). Поэтому для удобства исследования мы начали с выделения четырех подходов в понимании одиночества в соответствии с дисциплинами, которые занимались изучением одиночества. Был выделен натуралистический подход, который мы рассмотрели на примере статьи Дж. Рэлфа Оди «Человек — существо одинокое. Биологические корни одиночества»19. От этого подхода взят тезис о том, что одной из основных причин одиночества человека является тот факт, что человек сам отделил себя от своей среды обитания и постоянно пытается адаптировать ее под себя.

18Перлман Д . и Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству//Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 152-168.

1ЭОди Дж. Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 129-151.

Далее автором был выделен социологический подход, который рассмотрен

20

на примере работ Кариа Рубинстайна и Филиппа Шейвера «Опыт одиночества» ,

"У |

Р. Вейса «Вопросы изучения одиночества»" , Ю. М. Черепухина «Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города»"", а также был рассмотрен ряд диссертационных работ по данной теме: «Социологические измерения одиночества» Ж. В. Пузановой23, посвященная критическому анализу различных концепций и методологических подходов к изучению одиночества с целью построения собственного методологического подхода к пониманию одиночества на эмпирическом уровне; «Одиночество и аномия» д.с.н. Н. Е. Покровского24, посвященная фундаментальному анализу различных подходов к пониманию одиночества. Социологи предоставляют реальные цифры, данные о количестве одиноких людей в обществе или в той или иной его части. Акцент на практическое исследование феномена одиночества является одновременно и достоинством, и недостатком данного подхода. Недостаток заключается в том, что данный подход не позволяет проникнуть в саму суть явления, его причины и основу. Однако на основе социологических ис�