автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему:
Сложные предложения в текстах якутской художественной литературы

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Прокопьева, Алена Кирилловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Сложные предложения в текстах якутской художественной литературы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сложные предложения в текстах якутской художественной литературы"

На правах рукописи

ПРОКОПЬЕВА Алена Кирилловна

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТАХ ЯКУТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Специальность 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации (якутский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005541755

5 ДЕК 2013

Якутск 2013

005541755

Работа выполнена на кафедре якутского языка Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Филиппов Гаврил Гаврильевич

Официальные доктор филологических наук

оппоненты: Шамина Людмила Алексеевна,

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск

кандидат филологических наук Николаева Альбина Николаевна, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Защита состоится 24 декабря 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 004.031.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук по специальности 10.02.02 «Языки народов Российской Федерации (якутский язык)» при ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук» по адресу:

677027, г. Якутск, ул. Петровского, д. 1. Тел.:(4112)35 49 96 факс: (4112) 35 49 96 e-mail: inip@ysn.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, д. 1.

Автореферат разослан «21» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук ^ / H.H. Васильева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационная работа посвящена анализу сложных предложений в текстах якутской художественной литературы, их выявлению, отбору и определению предпочтений автором.

Актуальность исследования. Язык художественной литературы, язык классиков национальной литературы, лучших прозаиков является важнейшим источником изучения литературного языка.

В фундаментальном труде по синтаксису якутского языка Е.И. Убрятовой (1976) есть некоторые наблюдения за особенностями употребления сложных предложений в произведениях якутских писателей.

В якутском языкознании изучение проблем синтаксиса текста в стилистическом аспекте только начинается. Имеющиеся работы исследователей по стилистике якутского языка освещают вопросы главных членов предложения [Иванова, 2002], сказуемого [Сыромятникова, 2003], определения [Торотоев, 2006], односоставных предложений [Ефремова, 2007].

Таким образом, специальной работы, посвященной анализу сложных предложений в текстах художественной литературы, не существует. В этой связи с дальнейшим развитием якутского языка требуется всестороннее изучение функционирования сложного предложения, и в частности, в текстах художественной литературы. Существует мнение, что «у писателей с яркой творческой индивидуальностью ни один из элементов их художественной речи <.. .> не является нейтральным, поскольку художник слова накладывает печать своей личности на все единицы языка» [Гельгардт, 2011].

В данном диссертационном исследовании изучается функционирование сложного предложения на материале анализа художественных произведений четырех поколений якутских писателей, определяются стилистические особенности использования сложного предложения в их произведениях.

Актуальность темы данной работы определяется необходимостью разработки вопросов, связанных с функционированием сложного предложения в текстах писателей разных периодов, и которые ранее не были предметом специального научного исследования. Важным является определение идиостиля каждого писателя на основе анализа большого фактического материала.

Анализ функционирования сложного предложения в творчестве писателей якутской литературы позволит выявить специфику использования этих единиц не только в творчестве определенного писателя, но также определит тенденции развития синтаксиса в произведениях якутской литературы.

Объектом исследования являются сложные предложения в текстах якутской художественной литературы.

Предметом исследования является анализ и описание сложного предложения в прозаических произведениях А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, П.А. Ойунского, Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона, Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа, А.И. Федорова, H.A. Габышева, Софрона П. Данилова, Е.П. Неймохова, H.A. Лугинова.

з

2. На функционирование сложного предложения в художественных текстах влияют экстралингвистические факторы.

3. Для художественного стиля якутской литературы характерна тенденция к увеличению использования простого предложения и, следовательно, сокращения употребления сложного предложения.

4. В художественном стиле из сложных предложений доминирует использование СПП (17,0 %), представляющий основу синтаксиса сложного предложения якутского языка, на второй позиции по употреблению находятся многочленные сложные предложения (9,4 %), на третьей - сложносочиненные предложения (7,1 %).

5. В художественном стиле наиболее употребительны сложносочиненные предложения со значениями одновременности, результативности и последовательности, из сложноподчиненных — временные, дополнительные, определительные и подлежащные, из многочленных смешанных сложных предложений - образованные первым способом, из сложноподчиненных предложений усложненной структуры - последовательные и однородные.

6. При наличии общей закономерности употребления сложного предложения в текстах якутской прозы наблюдается определенная зависимость от особенностей индивидуального стиля писателя.

7. В произведениях некоторых писателей последних двух поколений наблюдаются интерферированные модели сложных предложений.

Методологическая база исследования создавалась с учетом различных концепций, отраженных в трудах отечественных лингвистов по вопросу классификации синтаксических единиц и функционирования их в художественных произведениях. Теоретико-методологической основой диссертации послужили: труды по стилистике - В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Т.Г. Винокур, И.Б. Голуб, М.Н. Кожина, Л.Г. Барлас, Г.Я. Солганик, Н.С. Валгина, Н.В. Блохина, А.Т. Кайдаров, Г.Ф. Калашникова, по теории синтаксиса тюркских языков - Н.К. Дмитриев, Е.И. Убрятова, М.З. Закиев, М.И. Черемисина, Т.А. Колосова, Л.А. Шамина и др. Безусловную ценность в разработке темы представляют для нас работы якутских филологов: М.А. Черосова, Н.Е. Петрова, И.П. Винокурова, Г.Г. Филиппова, H.H. Ефремова, Н.И. Даниловой и др.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами диссертационной работы использованы статистический, сравнительный, трансформационный и квантитативный методы, а также применен метод описания языковых фактов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в якутском языкознании исследуется функционирование сложного предложения в текстах художественной литературы в сопоставлении с другими функциональными стилями, а также выявлена специфика авторского использования сложных предложений в якутской художественной литературе.

Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть применены для дальнейшего изучения сложного предложения в стилистическом аспекте и развития теории художественного текста. Помимо собственно научного значения результаты исследования могут быть применены при разработке актуальных

вопросов сложного предложения в тюркологии, а также при составлении спецкурса по художественной речи.

Практическая значимость определяется широкими возможностями применения материалов диссертации в процессе преподавания вузовских курсов по синтаксису современного якутского языка, лингвистического анализа художественного текста, в изучении стиля художественного произведения отдельного писателя и в исследовании развития литературного процесса в целом.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры якутского языка Института языков, культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Отдельные ее положения изложены на республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях. Материалы исследования представлены в 21 публикации диссертанта.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, источников, сокращений и условных обозначений, приложения. В приложении приводятся таблицы, в которых отражены аналитические материалы и результаты исследования. Общий объем работы - 200 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определяются ее объект, предмет, цель и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указываются методы и материалы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Стилистические аспекты исследования сложного предложения» состоит из двух параграфов.

Первый параграф «Предмет стилистики, экстралингвистические особенности функциональных стилей» посвящен раскрытию основных инструментариев и экстралингвистических факторов стилистики. Стилистика разрабатывалась в трудах Ш. Балли, ученых Пражского лингвистического кружка (ПЛК), Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, A.M. Пешковского, JI.B. Щербы, Ю.С. Сорокина, Л.Г. Барлас, А.Н. Ефимова, И.Р. Гальперина, А.Н. Гвоздева, Ю.С. Степанова, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Д.Э. Розенталя, А.П. Сковородникова, В.В. Одинцова, А.И. Горшкова, Д.Н. Шмелева и других. Функциональная стилистика изучает языковые единицы в аспекте закономерности их использования в речи, обусловленных прежде всего влиянием на речь базовых и других экстралингвистических стилеобразующих факторов.

Языковые средства в функциональных стилях направлены на выполнение функционального задания. Надо заметить, что «частота употребления является строго мотивированной, границы ее по стилям различаются в каждом стиле - своя «картина частот» тех или иных средств, и это касается не только самих единиц, форм, но и «частот» их значений. Причем качественная (комплекс средств и характер их функционирования) и количественная («картина» частотности употребления этих единиц) стороны речевой структуры также находятся в тесной

б

взаимосвязи, составляя единство, ибо та и другая определяются известной целью общения, зависимостью от конкретных экстралингвистических факторов» [Кожина, 1968].

Функциональные стили имеют свои специфические стилистические ресурсы, способные выступать в качестве экспрессивно-стилистических средств.

Вопрос о стилевом статусе художественной речи является спорным, дискуссионным. Существуют две точки зрения, первые высказываются за правомерность выделения художественного стиля речи в функциональных стилях (В.В. Виноградов, P.A. Будагов, И.Р. Гальперин, Б.Н. Головин, Э.Г. Ризель, К.А. Долинин, М.Н. Кожина, О.Б. Сиротинина, Й. Мистрик и мн. др.), другие -категорически не приемлют этой точки зрения (Л.Ю. Максимов, А.К. Панфилов, H.A. Мещерский, Д.Н. Шмелев, В.Д. Бондалетов и др.).

Аргументами последних являются: 1) т.н. многостильность художественной литературы, использование в ней языковых средств разных функциональных стилей; 2) отсутствие специфических языковых примет, свойственных именно художественной речи; 3) наличие у художественной речи особой эстетической функции; 4) неправомерность объединения понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы» [СЭСРЯ2003: 595].

Между тем, надо признать, что языковые средства других стилей используются, как правило, в измененной функции, т.е. в изобразительно-выразительной, в эстетической функции.

В художественном стиле сложные предложения характеризуется, во-первых, выбором того или иного конструктивного типа и вида сложного предложения, во-вторых, количественным предпочтением простого и/или сложного предложения. Сложносочиненное предложение представляет собой сочетание простого предложения, стилистическая окраска которого заключается, во-первых, в характере их семантической связи, во-вторых, в типе их связи, т.е. автономность их связи дополнительно усиливает интонационную стилистику (фоностилистику).

Во втором параграфе «Проблемы синтаксического изучения сложного предложения в тюркологии и якутском языкознании» сложное предложение синтетического типа одна группа исследователей квалифицирует как простое или простое, осложненное оборотами, другая - как сложноподчиненное предложение и третья - сложные или как конструкции переходного типа - между сложными и простыми. Данное обстоятельство затрудняет анализ стилистических средств и ресурсов языка, использование сравнительных и типологических данных стилистики родственных и неродственных языков.

В якутском языке простые предложения подразделяются на простые и моносубъектные полипредикативные предложения (МППК) («осложненные предложения» Х.М. Есенова и «полупредикативные» М.З. Закиева), сложные - на сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП) и многочленные сложные предложения (МСП).

В тюркском языкознании выделяются три вида сложносочиненного предложения (ССП): 1) интонационные ССП, части которых связаны при помощи

 

Текст диссертации на тему "Сложные предложения в текстах якутской художественной литературы"

\

!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.К. АММОСОВА» Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской

Федерации

04201454782 Кафедра якутского языка

УДК 811.512.157 (043.3) На правах рукописи

О

Прокопьева Алена Кирилловна

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТАХ ЯКУТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

специальность 10.02.02 - языки народов Российской Федерации (якутский язык)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Филиппов Гаврил Гаврильевич

Якутск - 2013

\

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................11

1.1. Предмет стилистики, экстралингвистические особенности функциональных стилей..........................................................................................................................11

1.1.1. Предмет и основные понятия стилистики.............................................11

1.1.2. Экстралингвистические особенности функциональных стилей.........20

1.2. Проблемы синтаксического изучения сложного предложения в тюркологии и якутском языкознании...........................................................................................34

1.2.1. Изучение сложного предложения в тюркологии и якутском языкознании.........................................................................................................34

1.2.2. Стилистические особенности сложного предложения в функциональных стилях....................................................................................51

Выводы по первой главе...........................................................................................56

ГЛАВА И. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ......................!59

2.1. Лингвистические ресурсы сложного предложения в якутском языке..........59

2.1.1. Сложносочиненные предложения в якутском языке............................61

2.1.2. Сложноподчиненные предложения в якутском языке.........................66

2.1.3. Многочленные сложные предложения в якутском языке....................75

2.1.4. Средства выражения экспрессивности в сложных предложениях......78

2.2. Функционально-стилистическое изучение сложных предложений..............83

2.2.1. Сложносочиненные предложения..........................................................83

2.2.2. Сложноподчиненные предложения........................................................90

2.2.3. Многочленные сложные предложения...................................................99

Выводы по второй главе.........................................................................................103

ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА АВТОРСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЯКУТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.......106

3.1. Статистическое описание состава простого и сложного предложений.....109

3.2. Функционирование сложных предложений в прозаических произведениях якутских писателей..................................................................................................111

3.2.1. Сложносочиненные предложения в текстах художественной прозы .............................................................................................................................112

3.2.2. Сложноподчиненные предложения в текстах художественной литературы.........................................................................................................121

3.2.3. Многочленные сложные предложения в текстах художественной литературы.........................................................................................................155

3.2.3.1. Многочленные смешанные сложные предложения в художественных текстах..............................................................................156

3.2.3.2. Сложноподчиненные предложения усложненной структуры в художественных текстах..............................................................................163

3.3. Сложное предложение как средство выражения экспрессивности в текстах художественной литературы..................................................................................174

Выводы по третьей главе........................................................................................181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................188

СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.............................................198

ИСТОЧНИКИ...........................................................................................................199

ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................................201

ПРИЛОЖЕНИЕ

213

ВВЕДЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании изучается функционирование сложного предложения на материале анализа художественных произведений четырех поколений якутских писателей - А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева; П.А. Ойунского, Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона, Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа; А.И. Федорова, H.A. Габышева, Софрона П. Данилова; Е.П. Неймохова, H.A. Лугинова, определяются стилистические особенности использования СП в произведениях названных писателей и их идиостиль.

Лингвистами признается, что язык художественной литературы, ее классиков, лучших национальных прозаиков является важнейшим источником изучения литературного языка.

Развитие якутского языка требует всестороннего изучения функционирования сложного предложения. В этой связи значительный интерес представляет исследование СП в текстах художественной литературы. Существует мнение, что «у писателей с яркой творческой индивидуальностью ни один из элементов их художественной речи <...> не является нейтральным, поскольку художник слова накладывает печать своей личности на все единицы языка» [Гельгардт 2011: 100].

Актуальность Язык художественной литературы, язык классиков национальной литературы, лучших прозаиков является важнейшим источником изучения литературного языка.

В фундаментальном труде Е.И. Убрятовой по синтаксису якутского языка (1976) есть некоторые наблюдения за особенностями употребления сложных предложений в произведениях якутских писателей.

В якутском языкознании изучение проблем синтаксиса текста в стилистическом аспекте только начинается. В работах исследователей по стилистике якутского языка освещаются вопросы главных членов предложения

[Иванова, 2002], сказуемого [Сыромятникова, 2003], определения [Торотоев, 2006], односоставных предложений [Ефремова, 2007].

Таким образом, специальных работ, посвященных анализу сложных предложений в текстах художественной литературы, нет. Для дальнейшего развития якутского языка требуется всестороннее изучение функционирования сложного предложения и, в частности, в текстах художественной литературы.

В данном диссертационном исследовании изучается функционирование сложного предложения в текстах художественных произведений четырех поколений якутских писателей, определяются стилистические особенности использования сложного предложения в их произведениях.

Актуальность темы данной работы определяется необходимостью разработки вопросов, связанных с функционированием сложного предложения в текстах писателей разных периодов, и которые ранее не были предметом специального научного исследования. Важным является определение идиостиля каждого писателя на основе анализа большого фактического материала.

Анализ функционирования сложного предложения в текстах произведений писателей якутской литературы позволит выявить специфику использования этих единиц не только в творчестве определенного писателя, но также определить тенденции развития синтаксиса в текстах художественного стиля.

Целью настоящей работы является выявление и изучение особенностей употребления сложного предложения в произведениях якутских писателей.

В соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:

- выявление структурно-семантических моделей сложного предложения якутского языка как лингвистического ресурса текста;

- выявление частотности употребления видов сложного предложения в художественном тексте;

- установление приоритетности употребления простого и/или сложного предложений в художественном тексте якутских писателей в диахронии;

- выяснение особенностей употребления видов сложного предложения в различных поколениях писателей;

- определение наиболее употребляемых сложносочиненных, сложноподчиненных и многочленных сложных предложений в художественных текстах;

- выявление и изучение авторской приверженности к тем или иным сложным предложениям;

- определить структурные изменения моделей сложных предложений в зависимости от исторического развития литературного языка.

Объектом исследования являются сложные предложения в текстах якутской художественной литературы.

Предметом исследования является анализ и описание' сложного предложения в прозаических произведениях А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, П.А. Ойунского, Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона, Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа, А.И. Федорова, H.A. Габышева, Софрона П. Данилова, Е.П. Неймохова, H.A. Лугинова.

Методологическая база исследования создавалась с учетом различных концепций, отраженных в трудах отечественных лингвистов по вопросу классификации синтаксических единиц и функционирования их в художественных произведениях. Теоретико-методологической основой диссертации послужили: труды по стилистике В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Т.Г. Винокура, И.Б. Голуб, М.Н. Кожиной, Л.Г. Барласа, Г .Я. Солганика, Н.С. Валгиной, Н.В. Блохиной, А.Т. Кайдарова, Г.Ф. Калашниковой, по теории синтаксиса тюркских языков Н.К. Дмитриева, Е.И. Убрятовой, М.З. Закиева, М.И. Черемисиной, Т.А. Колосовой, Л.А. Шаминой и др. Безусловную ценность в разработке темы представляют для нас работы

якутских филологов: М.А. Черосова, Н.Е. Петрова, И.П. Винокурова, Г.Г. Филиппова, H.H. Ефремова, Н.И. Даниловой и др.

Материалом исследования послужили тексты якутской художественной литературы, а именно жанр рассказа: А.И. Софронов - «Городчик», «Отошел», Н.Д. Неустроев - «Рыбак Платон», «Просвет», «Семенник», «Испугавшийся», П.А. Ойунский - «Александр Македонский», «Сердце», Н.Е. Мординов -«Матрена», «Мальчик погубил», Д.К. Сивцев - «Анчик», «Охонон», Софр.П. Данилов - «Двое в тундре», А.И. Федорова - «Не забуду», «Дая», «Он», «Я счастлив», «Радость», H.A. Габышев - «Анфиса», «Миша и Плисада», H.A. Лугинов - «Отомстил», «Весенние улыбки», «В день ысыаха», «Радость старика Гаврилы», «Дороги», «Вершины», Е.П. Неймохов - «Дождь идет», «От балагана до балагана».

Для сопоставления художественного стиля с другими функциональными стилями изучались материалы республиканских газет - «Саха сирэ», «Кыым», «Киин куорат», «Орто дойду» 2006-2007 гг.; учебники для вузов - «Саха билиньги тыла. Лексикология» П.С. Афанасьева и «Саха билинтги тыла. Морполуогуйа» коллектива авторов; официальные документы Правительства Республики Саха (Якутия) - Конституция PC (Я) и Уголовный кодекс РФ; стилизованная разговорная речь по драмам А.И. Софронова и С. Ермолаева -Сиэн Экер.

В целом нами рассмотрено 7443 предложения в следующих функциональных стилях: официально-деловой стиль (ОДС) - 625, научный стиль (НС) - 700, публицистический стиль (ПС) - 391, разговорный стиль (PC) - 1897, художественный стиль (ХС) - 3830, включающих в себя 5271 простое предложение (ОДС - 497, НС - 509, ПС - 241, PC - 1478, ХС - 2546) и 2172 сложных предложений (ОДС - 128, НС - 191, ПС - 150, PC - 419, ХС - 1284). В художественном стиле проанализировано 273 сложносочиненных, 649 сложноподчиненных и 362 многочленных сложных предложений.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами диссертационной работы использованы статистический, сравнительный,

трансформационный и квантитативный методы, а также применен метод описания языковых фактов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в якутском языкознании исследуется функционирование сложного предложения в текстах художественной литературы в сопоставлении с другими функциональными стилями, а также выявлена специфика авторского использования сложных предложений.

Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть применены для дальнейшего изучения сложного предложения в стилистическом аспекте и развития теории художественного текста. Помимо собственно научного значения результаты исследования могут быть применены при разработке актуальных вопросов сложного предложения в тюркологии, а также при составлении спецкурса по художественной речи.

Практическая значимость определяется широкими возможностями применения материалов диссертации в процессе преподавания вузовских курсов по синтаксису современного якутского языка, лингвистического анализа художественного текста, в изучении стиля художественного произведения отдельного писателя и в исследовании развития литературного процесса в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1) Лингвистическими ресурсами стилистического использования сложного предложения в якутском языке являются все виды сложного предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные и многокомпонентные.

2) На функционирование сложного предложения в художественных текстах влияют экстралингвистические факторы.

3) Для художественного стиля якутской литературы характерна тенденция к увеличению использования простого предложения и, следовательно, сокращения употребления сложного предложения.

4) В художественном стиле из сложных предложений доминирует использование СПП (17,0 %), представляющий основу синтаксиса сложного

предложения якутского языка, на второй позиции по употреблению находятся многочленные сложные предложения (9,4 %), на третьей - сложносочиненные предложения (7,1 %).

5) В художественном стиле наиболее употребительны сложносочиненные предложения со значениями одновременности, результативности и последовательности, из сложноподчиненных -временные, дополнительные, определительные и подлежащные, из многочленных смешанных сложных предложений - образованные первым способом, из сложноподчиненных предложений усложненной структуры -последовательные и однородные.

6) При наличии общей закономерности употребления сложного предложения в текстах якутской прозы наблюдается определенная зависимость от особенностей индивидуального стиля писателя.

- В произведениях некоторых писателей последних двух поколений наблюдаются интерферированные модели сложных предложений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены на республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Творчество Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа и современная якутская литература» (2006), «Якутский язык: история, развитие, проблемы» (2006), «Художественное наследие национальных литератур XX века в общероссийском культурном пространстве: проблемы взаимодействия» (2006), «Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: истоки и современность» (2007), «Якутский язык: грамматика, орфография, терминология, стилистика и функционирование» (2007), «Якутский язык: история, развитие, функционирование» (2007), «Проблемы литератур народов Сибири: национальное своеобразие, тюркское стихосложение, традиции и новаторство» (2009), «Проблемы изучения тюркских языков на рубеже ХХ-ХХ1 веков» (2009), «Татарская культура в контексте европейской цивилизации» (2010), «Вопросы якутского языка и его древней истории» (2010), «Современная филология: теория и практика» (2010),

«Наследие А.Е. Кулаковского в контексте духовной культуры России: Современные аспекты исследования» (2010); «Художественная литература народов Севера: традиции, современное состояние и перспективы развития» (2011), «О.Н. Бетлингк и тюркское языкознание» (2011), «Художественное наследие А.И. Софронова - Алампа в контексте российского просветительства» (2011), «Сравнительно-сопоставительное изучение языков, литературы и культуры народов РФ и актуальные проблемы их функционирования и трансформации» (2011), «Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации» (2013).

По теме диссертации имеется 21 публикация, в том числе 3 статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, источников, сокращений и условных обозначений, приложения. В приложении приводятся таблицы, в которых отражены аналитические материалы и результаты исследования.

ГЛАВА I. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.1. Предмет стилистики, экстралингвистические особенности

функциональных стилей

1.1.1. Предмет и основные понятия стилистики

Как научная дисциплина стилистика начинает формироваться с 20-30-х гг. XX в., а активная разработка одного из ее направлений - функциональной стилистики - начинается с середины 50-х гг. XX в.

В отечественной лингвистике можно отметить две линии развития разработки стилистики. Первая продолжает начатые в 30-х гг. исследования по общей стилистике (В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, P.A. Будагов и др.), вторая связана с исследованиями проблем функциональной стилистики. В теоретических работах обоих направлений обращается внимание прежде всего на уточнение формулировок при определении основных понятий [Левицкий 2006: 42].

В 1954 г. на страницах журнала «Вопросы языкознания» проходила дискуссия по проблемам стиля и стилистики. Открывала ее статья Ю.