автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Засухина, Виктория Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Засухина, Виктория Николаевна

Введение

Глава 1. Истоки и эволюция идеи соборности

§ 1. Истоки идеи соборности.

§1.1. Восточная патристика как главный источник учения о соборности.

§ 1.2. Роль исихазма в формировании идеи соборности в русском 33 религиозном сознании.

§ 1.3. Влияние западноевропейской философии XIX века на возникновение и развитие учения о соборности в русской религиозной философии XIX-XX вв.

§ 1.4. Идея соборности как органичный элемент русской духовной культуры.

§ 2. Основные этапы развития идеи соборности в русской религиозной философии XIX-XX вв. ^

§2.1. Идея соборности в учении славянофилов.

§ 2.2. Выражение идеи соборности в творчестве почвенников.

Ф.М. Достоевский.

§ 2.3. Развитие учения о соборности в философии B.C. Соловье

§ 2.4. Идея соборности в философских концепциях представителей школы всеединства.

Глава 2. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX —- начала XX вв.

§ 1. Нравственный идеал «всеобщего родства» как философскоэтическая интерпретация идеи соборности в «философии общего дела» Н.Ф. Федорова.

§ 2. Нравственный идеал соборности в философии «домо-строя» 112 В.В. Розанова.

§ 3. Развитие идеи соборности как нравственного идеала в софиоло- 135 гии С.Н. Булгакова.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Засухина, Виктория Николаевна

Актуальность диссертационного исследования. Дух народа кристаллизуется в его культуре. Соборность — это, по определению многих выдающихся русских мыслителей, сердцевина русской духовной культуры и русского национального характера. Возвращение к жизни понятия «соборность» означает для нас открытие нашей духовной родины. А желание и возможность понять идею соборности более глубоко, особенно с точки зрения нравственного осознания, поможет нам лучше понять самих себя, свою историю и те события, которые происходят в нашей стране в настоящее время.

Сегодня, на рубеже XX-XXI вв., призывы к соборному единству звучат особенно актуально: люди, кажется, совершенно позабыли, что такое братолюбие и взаимотерпимость. Гордыня, самолюбование в грехе, эстетизация зла, разрушительная обособленность и взаимовражда достигли, кажется, уже апокалипсических масштабов. Человечество должно осознать всю гибельность индивидуализма, обрекающего человека на одинокое существование в раздробленном мире. Важно только не ошибиться, и выбрать путь воссоединения, ведущий к реальному спасению, а не к коллективному, общечеловеческому самоубийству. Единственно приемлемым в этом плане, по глубокому убеждению автора диссертации, является путь соборного единения, в том его понимании, которое, начиная со славянофилов, предлагает нам русская религиозная философия XIX-XX вв. Только соборность может противостоять эгоизму, ярко проявляющему себя в разнообразных экстремистских политических акциях, ведущих к катастрофе целые народы, а в конечном итоге и все человечество.

Трагическая история России известна. Но на всех крутых поворотах российский народ всегда в конечном итоге делал один-единственный, верный выбор в пользу соборного единства: христианизация Руси, преодоление монголо-татарского ига, выход из смуты XVII в., победа в Великой Отечественной войне, трудовой подвиг советского народа в годы форсированного восстановления страны после войны. Противостояние сегодняшней смуте может быть результативным только при условии, что мы сумеем осознать истинную этическую ценность идеала соборности. В настоящее время термин «соборность» часто используют, прежде всего, в связи с серьезными проблемами, возникшими внутри нашей страны, в частности с проблемой восстановления в нашей стране традиционных духовных ориентиров. Соборность — это единственная альтернатива навязываемым нам сейчас западноевропейским идеалам, которые чужды как традициям русского народа, так и его характеру, мировосприятию и миропониманию. России всегда была непонятна характерная для Запада установка на внешний, временный успех, который дает иллюзию превосходства одного над другими. Преуспевающий в мелочах человек, постоянно стремящийся доказать всем свою респектабельность, никогда не был в России образцом для подражания.

Соборность — это уникальное явление русской духовной культуры, которое противоположно западноевропейскому рационализму и индивидуализму. Ни в одном языке мира нет понятия, аналогичного понятию «соборность». На протяжении веков идеал соборности составлял нравственную часть сознания русского народа, поэтому очень важно сегодня, чтобы он вновь стал этическим основанием нашей жизни.

Общественное согласие», «гражданский мир» не наступят в нашей стране до тех пор, пока те люди, которым сегодня реально принадлежит власть, не перестанут прикрывать возвышенными понятиями антисоборные, корыстные узкогрупповые и личные интересы. Соборность может быть совместима только с действиями, которые носят положительный нравственный характер. Понимание истинной сути соборности исключает возможность паразитизма на приверженности русского народа коллективным идеалам, общинным традициям, уважении к общественному мнению и т.д. Необходимо помнить, что соборность ни в коем случае нельзя отождествлять с такой формой человеческого единения, как экуменизм, нельзя ее отождествлять и с тоталитаризмом.

Ориентация на соборность всегда делала наш народ способным сохранять себя как величайшую нацию, не впадая при этом в крайности национализма и презрительного отношения к другим народам. Как «единство во многообразии», соборность и сегодня может помочь нам избежать, с одной стороны, соблазнов космополитизма и интернационализма, принижающих роль и значение национального начала, с другой стороны, национального изоляционизма и гордыни.

Важность осмысления идеи соборности как нравственного идеала заключается также и в том, что данная идея может быть рассмотрена на двух уровнях: как соборность мистическая и как соборность историческая. Между этими уровнями нет непроходимой границы: они взаимосвязаны и взаимопроникающи. Л.Е. Шапошников пишет по этому поводу: «Внешняя, количественная, и внутренняя, качественная, стороны соборности не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны между собой как сущность и явление. При этом сущность «дана на века», явление же носит исторически обусловленный характер»1.

Мистическая соборность — это некий абсолютный идеал, а не окончательно сформировавшаяся данность. Это — некое идеальное состояние мира и человека, приближение к которому в результате нравственного совершенствования жизненно необходимо как единственная возможность спасения мира и человека от окончательной деградации и разрушения. В реальности наше общество и современный человек очень далеки от этого идеала. Соборность есть идеал предельно возвышенный, и в этом заключается его огромная нравственная ценность для человечества, так как он открывает перед нами перспективу бесконечного совершенствования. Соборность — это представление об идеальном состоянии мира и человека, выработанное русским православным сознанием. Но она не является узконациональным идеалом, замкнутым в рамках какого-то исторического отрезка времени. Соборность не ограничивает себя сферой интересов одного народа, ее актуальность нельзя сузить до проблем одной конкретной эпохи, так как она определяется не реалиями каких-то исторических отрезков или чьими-то групповыми интересами, а ценностями, которые значимы для всего человечества.

Историческая соборность — это достижения человечества, народов, отдельных людей на пути достижения идеала мистической соборности. Решения вселенских соборов, христианское подвижничество, жертвенная любовь, смирение, преодоление эгоизма, общинность, историческая Церковь, семья — все это можно назвать проявлениями соборности в эмпирической действительности. Икона и храм являются символическим воплощением идеи соборности в реальности.

Степень разработанности темы. До недавнего времени даже в таких солидных источниках, как «Философская энциклопедия» и «Философский энциклопедический словарь» не было специальных статей, посвященных понятию «соборность».

1 Шапошников Л.Е. Проблема богословского творчества в наследии С.Н. Булгакова // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород, 1998 г. С. 48.

Только в 1995 г. был издан словарь по русской философии, где такая статья есть («Русская философия: Словарь. М., 1995 г.). В 1996 г. в свет вышел «Современный философский словарь» под общей редакцией профессора В.Е. Кемерова, в 1999 г. в Минске — «Новейший философский словарь», в которых также есть статьи, посвященные соборности.

В связи с возрастающим интересом к тому, что долгие десятилетия вытравлялось из нашего сознания, из наших душ, сейчас понятие «соборность все чаще и чаще появляется в периодической печати, в научных статьях и монографиях. За последние годы в свет вышел целый ряд книг, в которых идея соборности подвергается глубокому теоретическому анализу.

Большое количество работ по соборности принадлежит JT.E. Шапошникову. Среди них можно назвать статьи: «Философия истории ранних славянофилов» и «Учение о соборности в воззрениях ранних славянофилов», опубликованные в журнале «Философские науки» в № 1 за 1985 г. и в № 10 за 1990 г. соответственно, а также его книги: «Русская религиозная философия XIX-XX веков» (Нижний Новгород, 1992 г.), «Философские портреты. (Из истории отечественной мысли)» (Нижний Новгород, 1993 г.), «Философия соборности. Очерки русского самосознания» (Санкт-Петербург, 1996 г.), «Философия и догматические богословие в России. Историко-аналитические очерки» (Санкт-Петербург, 1998 г.), «Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX-XX веков» (Нижний Новгород, 1999 г.).

В этих работах JT.E. Шапошников рассматривает основные этапы становления и развития учения о соборности в русской духовной культуре, анализирует исходные принципы этого учения, оценивает роль идеи соборности в духовной и социальной жизни нашей страны, ее нравственное значение для русского народа, ее место в православной философии и теологии. Фактически автор делает первую попытку в нашей отечественной исследовательской литературе дать целостный взгляд на православную соборность. JT.E. Шапошников рассматривает эволюцию догматического богословия и процесс взаимодействия богословия и философии в русской мысли XIX-XX вв. показывает эволюцию русского православия по отношению к философии. Автор анализирует основные этапы становления экклесиологии в русском православии и то, как в русской экклесиологической мысли XIX-XX вв., а также в русской зарубежной философско-богословской мысли, представлена идея соборности. Исследователя интересует вопрос, каким образом в учении о соборности представлена этическая проблематика. Он уверен, что идея соборности неразрывно связана с проблемами в нравственной сфере современного российского общества. Для диссертации исследования J1.E. Шапошникова имели серьезное значение.

В книге В.И. Холодного «Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии» (М., 1994 г.) раскрыт этический аспект идеи соборности, что до него в исследовательской науке не нашло серьезной разработки. Он рассматривает соборность как воспроизводство и интеграцию архетипических ценностей. Соборность, по его мнению, это концентрация личностного, коллективного и космического начал духовности в целостной душе человека, а также производное от этой концентрации «комплекса спонтанных переживаний и общеаксиологических ориентаций (архетипических ценностей)»1. Соборность есть самораскрывающийся аксиологический процесс, в ходе которого и вызывается к жизни совокупность ценностных ориентаций человека. Более того, отмечает В.И. Холодный, соборность — это и есть единственная ценность, которая включает в себя все аксиологическое богатство личности.

Интересную концепцию соборности предлагает В.Н. Сагатовский в книге «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?», вышедшей в 1994 г., объединяя соборность, всеединство и софийность. Соборность он определяет как гармонизацию свободы и единства, всеединство как гармонизацию многого и единого, а софийность как взаимодополнение «соразвитие мудрости, заложенной в собственных тенденциях бытия, и мудрости человека»2. Если соборность, считает ученый, дает человеку общий принцип отношения к жизни, а всеединство — идеал, то софийность — соотношение сил, обеспечивающих движение к идеалу.

Автор выводит такую понятийную парадигму, которая, по его словам, раскрывает суть русский идеи: к

1 Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. С. 7.

2 Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994 г. С. 139. s ответственный поступок так со-бйтйе ноосфера правда отношений

Эта цепочка ключевых ценностей» по убеждению несяедоватеш* лежит в основе православного мировоззрения, Соборность, по BJHL Сагатовскому, конкретизируется во всеединстве и софнйности. А вместе они обеспечивают цель «общего дела» — создание ноосферы:. «Общее депо» ученый трактует в русле философии Федорова как. «внехрамовуто литургию», «дело вешащего спасения»1 — наполненное высшим нравственным содержанием, дело, которое выходит за пределы храма и делает храмом ■весь мир. Концепция BiL Саратовского оказала влияние на то, что диссертант- пришел к выводу о необходимости рассмотрения нравственного содержания: идеи, соборности в его развитии: от данной идеи, через концепцию всеединства, и софишгогаю, вплоть до философии «общего дела».

Анализ отдельных сторон идеи соборности содержится в работах таких авторов как Н.А. Бенедиктов, А.В. Гулыга, Б.В. Емельянов, А.А. Ермичев, А.Ф. Замалеев, М.В. Исаева С.В. Корнилов, С.А. Левицкий, Л.Б. Садовская, И.И. Семаева, СС. Хо-ружий, Е.Г. Яковлев.

Так, И.И. Семаева в книге «Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учебное пособие к спецкурсу» (М., 1993 г.) рассматривает идею соборности как одно из религиозно-философских выражений русскими мыслителями целостности, органичности, то есть всеединства. В работе соборность представлена одновременно как гносеологический, онтологический и этический идеал, учение о соборности связывается с нравственными идеями исихазма.

С позиций этической науки рассматривает идею соборности А.А. Ермичев, называя соборность «всеобщей нравственной идеей»2. В качестве элемента русской православной системы нравственных ценностей рассматривает соборность С.А. Левицкий. Он пишет, что соборность — это «христианское любомудрие», которое соборность ■-* всеединство -->■ еофнйность -+ общее деда —►

1 Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь? С. 141.

2 Ермичев А.А. Философия в России: Исследования, полемика, заметки. СПб., 1998 г. С. 48. проникнуто духом смирения (в противоположность западной горделивой вере в человеческий разум) и братства (в противоположность западному индивидуализму)»1.

Особый интерес идея соборности, ее функционирование в русском менталитете, в нравственном сознании русского человека, история ее развития в русской философии вызывают в современном богословии. Среди работ, посвященных данным вопросам, можно назвать, в частности, работу профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н.А. Заболотского «Кафоличность — проблема экуменизма» (Богословские труды. М., 1971 г. Сб. № 6) и статью профессора Московской духовной академии А.И. Осипова «Богословские воззрения ранних славянофилов» (Журнал Московской Патриархии. № 6, 1994 г.)

Следует отметить труды митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, который свое понимание соборности излагает в книгах «Русь соборная. Очерки христианской государственности» (СПб., 1995 г.), «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания» (СПб., 1995 г.). В этих работах впервые основное внимание уделяется проблеме соборной государственности. В контексте учения о соборности богослов дает очень глубокое осмысление многих проблем современной России, в том числе и проблемы нравственной деградации и нравственного возрождения русского народа.

В целом, начиная со второй половины XX в., идея соборности стала одним из важнейших элементов идеологии современного православного богословия, которое стремится раскрыть нравственное содержание этой идеи.

Во всех вышеуказанных работах содержится анализ идеи соборности с точки зрения этики, но он не является полным и целостным, в них фактически отсутствует анализ соборности как идеи, имеющей сложную, многоэлементную структуру. В этих работах интересующая нас идея практически не рассматривается как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв., в частности в творчестве в,лжфН£С1ве~Н.Ф. Федорова, В.В. Розанова и С.Н. Булгакова, которые разработали главныешаправления в развитии учения о соборности. к

1 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996 г. С. 65.

Объектом диссертационного исследования является процесс развития фило-софско-этической мысли в России конца XIX — начала XX веков, результатом которого стало появление идей и проблем, связанных с проблемой нравственного идеала.

Предметом исследования является идея соборности, которая была рассмотрена и разработана русскими религиозными мыслителями конца XIX — начала XX вв. как нравственный идеал.

Целью диссертационного исследования является доказательство правомерности рассмотрения идеи соборности как нравственного идеала в русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1. Выявить истоки исследуемой идеи. Как справедливо указывают Б.В. Емельянов и М.В. Исаева: «Следует помнить и о том, что истоки мировоззрения важны не только как точка отсчета, но и как имеющий самостоятельную ценность феномен культуры, в зародыше содержащий в себе все богатство развивающихся из него в последствии идей»'.

2. Выяснить, какое место занимает идея соборности в сложном самобытном процессе развития русской этической мысли. Поскольку идея соборности в ее становлении дает нам возможность понять саму ее сущность, выявить с достаточной четкостью ее структуру.

3. Рассмотреть идею соборности многоаспектно, выявив наиболее значимые элементы ее структуры и определив наиболее важные подходы к ее анализу.

4. Обосновать идею соборности как нравственный идеал. Ввести понятие «соборность» в теоретический аппарат этической науки и доказать, что оно имеет право на то, чтобы занять свое место в целостной системе категорий этики.

5. Показать, что идея соборности лежит в основании философского учения, основателями которого являются славянофилы.

6. Обосновать идею соборности как уникальное явление русской духовной культуры, которое противоположно западноевропейскому индивидуализму и рационализму. Показать, что отличает соборность от таких понятий как «вселенская», «кафолическая».

1 Емельянов Б.В., Исаева М.В. Славянофилы: поиск идентичности. // Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1999 г. С. 108.

7. Установить, что нового внесли Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов и С.Н. Булгаков в разработку идеи соборности как нравственного идеала, и насколько их понимание идеи соборности как нравственного идеала согласуется с традиционным пониманием данной идеи, основы которого в русской религиозной философии заложили славянофилы, главным образом, А.С. Хомяков.

8. Показать, что учения Н.Ф. Федорова, В.В. Розанова и С.Н. Булгакова представляют собой главные направления в развитии идеи соборности как нравственного идеала.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования идеи соборности как нравственного идеала в русской религиозной философии конца XIX-XX вв. мы пришли к определенным выводам: Идея соборности, появившаяся в русской религиозной философии в первой половине XIX столетия, имеет истоки. Ее возникновение было подготовлено развитием религиозно-философской мысли, начиная с античности. Главным ее источником, как мы это выяснили в процессе работы над диссертацией, является патристика. Сильное влияние на формирование в русском религиозном сознании идеи соборности оказал также исихазм. Определенную роль в развитии учения о соборности сыграла и религиозно-идеалистическая философия Западной Европы, в частности философия Ф.В.И. Шеллинга. Кроме того, предпосылки для возникновения идеи соборности были в русской духовной культуре: данная идея органична традиционным ценностным представлениям нашего народа, его представлениям о мире и о месте человека в этом мире До определенного времени идея соборности, живо функционируя в русской духовной культуре, тем не менее, не подвергалась специальному теоретическому анализу и не имела даже специального терминологического определения. Статус философской категории и объекта философских исследований данная идея получила благодаря славянофилам, которые наметили все основные подходы к ее пониманию, в том числе и понимание ее как идеала в нравственном совершенствовании человека. Представители славянофильства определили стержневые элементы данной идеи и указали практически все направления, по которым впоследствии будет развиваться идея соборности в русской религиозной философии. После них идея соборности заняла одно из главных мест в русской религиозно-философской мысли.

Исследуемая идея прошла несколько этапов развития: философия славянофилов философская система B.C. Соловьева, теоретические построения представителей } школы всеединства, вплоть до поздних представителей школы всеединства, которые сделали возможным восприятие этой идеи богословской мыслью (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский). На каждом этапе происходило расширение и углубление философского понимания идеи соборности как нравственного идеала.

Идея соборности имеет сложную многоэлементную структуру, которая включает в себя: с одной стороны, этические, онтологические, гносеологические, телеологические проблемы, с другой стороны, общебогословскую проблематику (проблемы экклесиологии, христологии, эсхатологии, литургики, триадологии). Все эти проблемы взаимосвязаны. Рассматриваемая идея представлена в русской религиозной философии многоаспектно. Интегрирующим началом в анализе идеи соборности является этический аспект.

То понимание идеи соборности, которое дает русская религиозная философия XIX-XX вв., соответствует традиционным определениям идеала в современной отечественной науке. Соборность как этическая категория, действительно, содержит в себе высшие нравственные требования по отношению к личности, то есть такие требования, которые, возможное выполнение которых позволило бы человеку приблизиться к совершенству. Соборность рассматривается русскими религиозными мыслителями как критерий различения добра и зла в поведении человека, как альтернатива существующему порядку вещей (вражде, розни, индивидуализму, антимирному состоянию мира и т.д.). В идее соборности, как нигде, воплощена «мечта (надежда, упование) о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности. в отношениях между ними»1. То, что идея соборности для русских религиозных мыслителей интересна, прежде всего, как идея нравственная, является характерным для нашей отечественной философии, поскольку в русской философии любая идея, любая проблема всегда подвергается анализу в первую очередь с точки зрения этики.

Идея соборности легла в основание целого философского учения, основателями которого являются славянофилы. Учение о соборности в русской религиозной философии никем не систематизировано, и это произошло по объективной причине. Как отмечает И.И. Семаева, русская религиозная философия никогда не стремилась У не к систематизации идей, а к органическому способу философствования» . Учение о соборности, по нашему убеждению, как раз и является результатом такого «органического способа философствования». Данное учение непрестанно развивалось на про

1 Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М., 1989 г. С. 103.

2 Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учебное пособие к спецкурсу. С. 5. тяжении XIX — первой половины XX вв. Несомненно, что процесс «допонимания», углубления и расширения этого учения продолжается и сейчас. Учение о соборности, начиная со славянофилов, стало для русских религиозных мыслителей XIX-XX вв. методологией анализа практических всех философских идей и проблем. — Соборность — это уникальное явление русской духовной культуры, которое противоположно западноевропейскому индивидуализму и рационализму. Соборность не должно отождествляться с такими понятиями как «вселенская», «кафолическая». «Вселенская», «кафолическая» — это атрибуты Церкви, а идея соборности не ограничена сферой экклесиологии. Кроме того, понятия «вселенская», «кафолическая», отражают понимание Церкви, опирающееся на ее внешние характеристики: этнографические, географические, количественные, тогда как определение Церкви как соборной исходит из глубокого понимания ее сущностных свойств. Понятие «соборность» шире понятий «вселенская», «кафолическая» и относится к ним как общее к частному. Большой вклад в развитие идеи соборности как нравственного идеала сделали философы конца XIX — начала XX вв. Особо следует выделить творчество трех представителей данного этапа: Н.Ф. Федорова, В.В. Розанова и С.Н. Булгакова. Они оказали очень сильное влияние на понимание соборности, сложившееся в русской религиозно-философской мысли. Их неповторимая индивидуальность как философов проявилась именно в том, как каждый из них представил в своем творчестве идею соборности в ее понимании с точки зрения этики. Сферы философских интересов Федорова, Розанова и Булгакова — совершенно разные. Особая ценность вклада, который сделали эти философы в развитие учения о соборности, заключается в том, что они посредством разработки тех идей и проблем, которые составляли круг его интересов, открыли новые перспективы и разработали три главных направления в развитии данного учения.

В процессе исследования установлено, что Федоров, Розанов и Булгаков создали свои варианты идеи соборности. В то же самое время их индивидуальное видение этой идеи очень естественно вписывается в единое учение о соборности, созданное русскими религиозными мыслителями на протяжении XIX-XX вв. У Н.Ф. Федорова в его философии «общего дела» нравственный идеал соборности интерпретирован, как идея «всеобщего родства», «всеобщего синтеза», «супраморализма». Достижение идеала является целью «всеобщего дела», так называемой «внехрамовой литургии». Воплощение идеала предполагает акт всеобщего воскрешения предков и преображения мира по образу храма. В.В. Розанова понимает соборность натуралистически: как семейное единство, единство между мужем и женой, а также как размножение, которое вносит в мировое единство необходимое многообразие. Нравственный идеал соборности, в понимании В.В. Розанова, — это, прежде всего, «домо-строй». В то же самое время, в творчестве этого мыслителя имеет место традиционное, идущее от славянофилов, понимание идеи соборности как религиозного, церковного единства, а также как «цельного знания» «цельной истины». С.Н. Булгаков свое понимание идеи соборности излагает в русле софиологии. Он является представителем последнего этапа в развитии школы всеединства и, тем не менее, идея соборности как нравственный идеал, представленная в его философском творчестве, более близка к тому ее пониманию, которое мы находим у славянофилов. То есть, понимание данной идеи Булгаковым возвращается к своим первоистокам. Более того, она превращается у него из идеи философской в идею богословско-философскую. В русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. идея соборности рассмотрена как нравственный идеал. Каждый из мыслителей этого периода оставил свое, определенное сферой его философских интересов, понимание идеи соборности как идеала в духовно-нравственном совершенствовании человека. В то же самое время, любое из этих пониманий является неотъемлемой частью и немаловажным дополнением единого учения о соборности, разработанного русскими религиозными мыслителями на протяжении XIX-XX вв., начиная со славянофилов и, заканчивая теми поздними представителями школы всеединства, которые ввели исследуемую нами идею в православное богословие. Анализируя данную идею русские религиозные мыслители конца XIX — начала XX вв., обращались к тем вопросам и проблемам, которые являлись очень злободневными в то время и остаются таковыми по сей день. Данные вопросы и проблемы наполнены глубоким нравственным смыслом.

 

Список научной литературыЗасухина, Виктория Николаевна, диссертация по теме "Этика"

1. Булгаков С.Н. Агнецъ Божш. // О БогочеловгЬчествгЬ. Часть I. YMCA PRESS. 1933 г. 463 с.

2. Булгаков С.Н. Апокалиптика, социология, философия истории, социализм (Религиозно-философские параллели). // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. С. 97-142.

3. Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. // Там же. С. 143-171.

4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. {Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). // Христианский социализм. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1991 г. С. 138-178.

5. Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы. // Философия русского религиозного искусства. XVI-XX вв. Антология. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. 1) М.: «Прогресс», 1993 г. С. 281-291.

6. Булгаков С.Н. Купина неопалимая. Опыть н^которыхъ черть въ православ-номъ почиташи Богоматери. Париж, 1927 г. Репринтное издание. 288 с.

7. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. // О Богочелов'Ьчеств^. Часть III. Париж, 1945 г. 616 с.

8. Булгаков С.Н. Об отношении церкви к государству. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. С. 293-296.

9. Булгаков С.Н. Об экономическом идеале. // Там же. Т. 1: От марксизма к идеализму. С. 231-250.

10. Булгаков С.Н. О реалистическом мировоззрении. // Там же. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. С. 21-38.

11. Булгаков С.Н. О святых мощах. // Там же. С. 501-527.

12. Булгаков С.Н. Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. // Там же. С. 191-235.

13. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. // Сочинения в 2 т. Приложение к жур. «Вопросы философии». (Из истории отечественной философской мысли). М.: «Наука», 1993 г. Т. 2: Избранные статьи. С. 46-94.

14. Булгаков С.Н. О социальном идеале. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 1: От марксизма к идеализму. С. 251-274.

15. Булгаков С.Н. О чудесах евангельских. М.: «Русский путь», 1994 г. 115 с.

16. Булгаков С.Н. Письма из России. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. С. 3-20.

17. Булгаков С.Н. Пол в человеке. // Там же. С. 175-190.

18. Булгаков С.Н. Православие и социализм. // Там же. С. 566-568.

19. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М.: «Терра: Ассоц. совмест. предприятий междунар. об-ний и орг.», 1991 г. 413 (2) с.

20. Булгаков С.Н .Размышления о войне. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. М.: «Наука», 1997 г. С. 650-692.

21. Булгаков С.Н. Размышления о национальности. // Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». (Из истории отечественной философской мысли). М.: «Наука», 1993 г. Т. 2: Избранные статьи. С. 435-457.

22. Булгаков С.Н. Расизм и Христианство. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г.Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. С. 582-649.

23. Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции. // Христианский социализм. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1991 г. С. 105-138.

24. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у JI. Фейербаха. // Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». (Из истории отечественной философской мысли). М.: «Наука», 1993 г. Т. 2: Избранные статьи. С. 162-221.

25. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у русской интеллигенции. // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: изд-во РХГИ, 1997 г. с. 248-299.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. (Мыслители XX века). М.: «Республика», 1994 г. 415 с.

27. Булгаков С.Н. Сион. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. С. 172-174.

28. Булгаков С.Н. Трагедия философии. // Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». (Из истории отечественной философской мысли). М.: «Наука», 1993 г. Т. 1: Философия хозяйства. Трагедия философии. С. 311-518.

29. Булгаков С.Н. УтЬшитель. // О Богочеловечестве. Часть II. YMCA PRESS, 1936 г. 542 с.

30. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. // Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». (Из истории отечественной философской мысли). М.: «Наука», 1993 г. Т. 1: Философия хозяйства. Трагедия философии. С. 49-297.

31. Булгаков С.Н. Христианская социология. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942 г. С. 528-565.

32. Булгаков С.Н. Христианство и социализм. // Там же. С. 264-285.

33. Булгаков С.Н. Церковь и государство. // Там же. С. 46-72.

34. Булгаков С.Н. Церковь и демократия. // Там же. С. 286-292.

35. Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. // Христианский социализм. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1991 г. С. 79-104.

36. Задонщина. // За землю русскую!: Памятники литературы Древней Руси. XI-XV веков. М.: «Советская Россия», 1981 г. С. 260-281.

37. Из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского. // Памятники литературы Древней Руси: XII в. М.: «Художественная литература», 1980 г. С. 185-196.

38. Иоанн Дамаскин. Творешл иже во сватыхъ отца нашего 1оанна Дамаскина. Точное изложеше православной в^ры. Москва-Ростов-на-Дону: изд-во «Приазовский край». 1992 г. 446 с.

39. Летописные истории о монголо-татарском нашествии. // Памятники литературы Древней Руси: XIII в. М.: «Художественная литература», 1981 г. С. 132-175.

40. Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1: Аскетические и богословские трактаты. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 1). М.: «Мартис», 1993 г. 354 с.

41. Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 2). М.: «Мартис», 1994 г. 347 с.

42. Письма В. Пальмера. // А.С. Хомяков. Сочинения богословские. М.: «Наука», 1995 г. С. 375-430.

43. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. // Мимолетное. М.: «Республика», 1994 г. С. 413-470.

44. Розанов В.В. А.С. Хомяков и Вл. Соловьев. // Около церковных стен. М.: «Республика», 1995 г. С. 419-441.

45. Розанов В.В. В «религиозно-философских собраниях» в С.-Петербурге 1902-1903. // Там же. С. 470-504.

46. Розанов В.В. Вынос кумиров. // Там же. С. 405-418.

47. Розанов В.В. Духовенство, храм, миряне. // Там же. С. 180-190.

48. Розанов В.В. Из подробностей церковной жизни. // Там же. С. 190-213.

49. Розанов В.В. Из предсмертных мыслей. // Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. (История эстетики в памятниках и документах). М.: «Искусство», 1990 г. С. 540-563.

50. Розанов В.В. Лев XIII и католичество. // Около церковных стен. М.: «Республика», 1995 г. С. 345-356.

51. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария. // Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. (История эстетики в памятниках и документах). М.: «Искусство», 1990 г. С. 37-224.

52. Розанов В.В. Люди и книги около стены церковной. // Около церковных стен. М.: «Республика», 1995 г. С. 128-155.

53. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. // Сборник в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». Т. 2: Уединенное. М.: «Правда», 1990 г. (1991 г.) С. 7-192.

54. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год. // Мимолетное. М.: «Республика»,1994 г. С. 5-34.

55. Розанов В.В. Миссионерство и миссионеры. // Около церковных стен. М.: «Республика», 1995 г. С. 99-127.

56. Розанов В.В. Наши возлюбленные усопшие. // Там же. С. 58-64.

57. Розанов В.В. Небесное и земное. // Там же. С. 156-169.

58. Розанов В.В. Нечто из тумана «образов» и «подобий». // В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. М.: «Республика», 1995 г. С. 287-317.

59. Розанов В.В. Огни священные. // Около церковных стен. М.: «Республика»,1995 г. С. 235-240.

60. Розанов В.В. Оптина пустынь. // Там же. С. 285-302.

61. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. // Сборник в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». Т. 2: Уединенное. М.: «Правда», 1990 г. (1991 г.). С. 277-418.

62. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй. // Там же. С. 421-629.

63. Розанов В.В. О «съборномъ» начале в церкви и о примирении церквей. // Около церковных стен. М.: «Республика», 1995 г. С. 366-381.

64. Розанов В.В. Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции. // Там же. С. 263-270.

65. Розанов В.В. Религия как свет и радость. // Там же. С. 10-21.

66. Розанов В.В. Русско-католические отношения. // Там же. С. 224-230.

67. Розанов В.В. Семья как религия. // В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. М.: «Республика», 1995 г. С. 67-81.

68. Розанов В.В. Темный Лик. Метафизика христианства. // Сборник в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». Т. 1: Религия и культура. М.: «Правда», 1990 г. С. 372-582.

69. Розанов В.В. Уединенное. // Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. (История эстетики в памятниках и документах) М.: «Искусство», 1990 г. С. 459-539.

70. Розанов В.В. Церковь «прежде почивших» и церковь живых. // Около церковных стен. М.: «Республика», 1995 г. С. 357-365.

71. Сказание об Индийском царстве. // Памятники литературы Древней Руси: XIII в. М.: «Художественная литература», 1981 г. С. 466-473.

72. Слово о Законе и Благодати. М.: «Скрипторий», 1994 г. 146 с.

73. Слово о полку Игореве. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святослава, внука Олегова. // Памятники литературы Древней Руси: XII в. М.: «Художественная литература», 1980 г. С. 373-388.

74. Соборность. Сборник избранных статей из журнала Содружества Sobornost. Fellowship of St Alban and St Sergius. Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1998 г. 256 с.

75. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. // Сочинения в 2 т. Т. 1. (Философское наследие Т. 110). М.: «Мысль», 1990 г. С. 47-548.

76. Соловьев B.C. Смысл любви. // Там же. Т. 2. (Философское наследие Т. 111). М.: «Мысль», 1990 г. С. 493-547.

77. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. // Там же. С. 635-762.

78. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. // Там же. С. 139-288.

79. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. (Сокровища русского религиозно-философской мысли. Вып. 1) М.: «Прогресс», 1993 г. С. 220-246.

80. Трубецкой Е.С. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Там же. С. 195-219.

81. Успенский JI.A. Исихазм и гуманизм. Палеологовский расцвет. // Богословие иконы Православной Церкви. М.: Изд-во Западно-Европейского экзархата. Московский Патриархат, 1996 г. С. 187-205.

82. Успенский JI.A. На путях к единству? // Там же. С. 447-470.

83. Успенский JI.A. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе. // Там же. С. 61-69.

84. Успенский JI.A. Церковное искусство в эпоху св. Константина Великого. // Там же. С. 51-59.

85. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах восстановления родства.

86. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим). // Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 35-308.

87. Федоров Н.Ф. Вопрос о восстановлении всемирного родства. Средства восстановления родства. // Там же. С. 309-369.

88. Федоров Н.Ф. Выставка 1899 г. // Там же. С. 442-464.

89. Федоров Н.Ф. Отечествоведение. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: «Традиция», 1997 г. С. 3-220.

90. Федоров Н.Ф. Проект соединения церквей. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: «Прогресс», 1995 г. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 370-387.

91. Федоров Н.Ф. Самодержавие. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 3-38.

92. Федоров Н.Ф. Статьи о литературе и искусстве. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: «Традиция», 1997 г. С. 449-554.

93. Федоров Н.Ф. Статьи о разоружении и умиротворении. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 265-334.

94. Федоров Н.Ф. Статьи о регуляции природы. // Там же. С. 237-264.

95. Федоров Н.Ф. Статьи разного содержания. // Там же. С. 335-437.

96. Федоров Н.Ф. Статьи религиозного содержания. // Там же. С. 39-73.

97. Федоров Н.Ф. Статьи религиозного содержания из III тома «Философии общего дела». // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: «Традиция», 1997 г. С. 391-448.

98. Федоров Н.Ф. Статьи философского и эстетического содержания. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 75-236.

99. Федоров Н.Ф. Статьи философского и эстетического содержания из III тома «Философии общего дела». // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: «Традиция», 1997 г. С. 251-390.

100. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение). // Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 388-441.

101. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. // Там же. С. 25-71.

102. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского епископа. // Там же. С. 72-128.

103. Хомяков А.С. О свободе и необходимости. По поводу Спинозы, Канта и других философов. // Там же. С. 331-332.

104. Хомяков А.С. О Св. Троице. // Там же. С. 335.

105. Хомяков А.С. Отрывок о церковно-административных вопросах. // Там же. С. 333-334.

106. Хомяков А.С. Письма к Пальмеру (I-XII). // Там же. С. 244-308.

107. Хомяков А.С. Письмо к редактору «L'Union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита. // Там же. С. 238-243.

108. Хомяков А.С. «Семирамида» (Исследование истины исторических идей). Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». Т. 1: Работы по историософии. М.: «Медиум», 1994 г. С. 15-446.

109. Хомяков А.С. Церковь одна. // Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». Т. 2: Работы по богословию. М.: «Медиум», 1994 г. С. 5-23.

110. Хопко Фома, протоиерей. Основы Православия. Вильнюс, 1991 г. 339 с.

111. Шеллинг Ф.В.И. Введение в философию мифологии. // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: «Мысль», 1989 г. С. 160-375.

112. Шеллинг Ф.В.И. Об отношении реального к идеальному в природе. // Там же. С. 34-52.

113. Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: «Мысль», 1987 г. С. 227-490.

114. Шеллинг Ф.В.И. Философе кие исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: «Мысль», 1989 г. С. 86-159.1. Исследования:

115. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990 г. 158 с.

116. Аржанухин С.В., Емельянов Б.В., Холстинин Р.Н. Очерки русской философии XVIII-XX вв. Екатеринбург: изд-во Уральской гос. юрид. академии, 1994 г. 140 с.

117. Базурина Е.Н. В.В. Розанов о православии как основе формирования нравственных качеств русского народа. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 312-317.

118. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография. Нижний Новгород: изд-во Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 1998 г. 194 с.

119. Бердяев Н.А. О «вечно бабьем» в русской душе. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 41-51.

120. Бердяев Н.А. Христос и мир. Ответ В.В. Розанову. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 25-40.

121. Бибихин В.В. К метафизике Другого. // Начала. М., 1992 г. № 3. С. 52-66.

122. Благова Т.И. Соборность как философская категория у А.С. Хомякова. // Славянофильство и современность. СПб.: «Наука», 1994 г. С. 177-191.

123. Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель Н.Ф. Федоров. // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: изд-во РХГИ, 1997 г. С. 322-331.

124. Булгаков С.Н. Природа в философии Вл. Соловьева. // Сочинения в 2 т. Прилож. к журн. «Вопросы философии». (Из истории отечественной философской мысли). Т. 1: Философия хозяйства. Трагедия философии. М.: «Наука», 1994 г. С. 1746.

125. Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева. // Труды по социологии и теологии. В 2 т. (Социологическое наследие). М.: «Наука», 1997 г. Т. 1: От марксизма к идеализму. С. 175-230.

126. Бых Н.Г. Религиозно-философские основания учения Н.Ф. Федорова: Аф-тореф. дис. канд. филос. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Дис. совет (К 053.05.64) по философским наукам. М., 1996 г. 23 с.

127. Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М.: «Ладомир», 1995 г. 593 с.

128. Вознесенская А.И. Идея соборности в русской религиозной философии. // Человек и общество в русской философии: Сб. научных трудов. Кемерово, 1995 г. С. 99-107.

129. Волжский. Мистический пантеизм. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 1. СПб. изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 418-455.

130. Волкова Т.Ф. Поэтика космологических и космографических описаний в древнерусской литературе. // Вестн. Сыктывкар, ун-та. Сер. 8. История. Филология. Философия. Вып. 2. Сыктывкар, 1997 г. С 89-95.

131. Волынский А.Л. «Фетишизм мелочей» В.В. Розанова. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ , 1995 г. (Русский путь). С. 240-250.

132. Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики (предисловие). // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. 1). М.: «Прогресс», 1993 г. С. 7-33.

133. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония (предисловие). Антология. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. II). М.: «Прогресс», 1993 г. С. 7-18.

134. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XX вв. JI.: изд-во ЛГУ, 1989 г. 743 (1) с.

135. Гиппиус З.Н. Задумчивый странник. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 1. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 143-185.

136. Голлербах Э.Ф. Воспоминания о В.В. Розанове. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 1. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 228-236.

137. Гольдберг А.Л. Идея славянского единства в сочинениях Юрия Крижани-ча. // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1963 г. Т. 19.

138. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: (Пять избранных портретов). B.C. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М.: «Феникс», 1994 г. 179 (1) с.

139. Грякалов А.А. «Мудрость, побуждающая к делу.» // Аврора. № 11, ноябрь, 1995 г. С. 122-131.

140. Грякалов А.А. Образ человека в философии В.В. Розанова. // Начала. М., 1992 г. №3. С. 66-75.

141. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. (Серия избранных биографий) М.: «Соратник», 1995 г. 310 (10) с.

142. Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга. // Шеллинг Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: «Мысль», 1987 г. С. 3-39.

143. Гулыга А.В. Философия любви. // Владимир Сергеевич Соловьев. Сочинения в 2 т. Т. 1. (Философское наследие. Т. 110). М.: «Мысль», 1990 г. С. 33-46.

144. Гумилев JI.H., Панченко A.M. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л.: «Советский писатель», 1990 г. 128 с.

145. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков к взлету. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 1996 г. № 6. С. 3-18.

146. Долгов К.М. Искатель религиозного единства жизни. // С.Н. Булгаков. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: «Республика», 1994 г. С. 358-364.

147. Евлампиев И.И. Концепция Абсолюта в русской философии (Вл. Соловьев и его философские наследники). // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. № 1. М., 1997 г. С. 105-112.

148. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века: Курс лекций. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 1995 г. 284 с.

149. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века: Выпуск 2. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 1996 г. 96 с.

150. Емельянов Б.В. Три века русской философии ( XVIII-XX вв.): Учебное пособие. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та; Нижневартовск: изд-во Нижневартовского педагогического ун-та, 1995 г. 226 с.

151. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 1995 г. 264 с.

152. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Курс лекций. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 1995 г. 284 с.

153. Емельянов Б.В., Пугачев О.С. Рыцарь Софии Владимир Соловьев. Псков, 1996 г. 155 с.

154. Емельянов Б.В. Исаева М.В. Славянофилы: поиск идентичности. Екатеринбург: Фонд творческой педагогики, 1999 г. 195 с.

155. Епифанович C.J1. Преподобный Максим исповедник и византийское богословие. М.: МАРТИС, 1996 г. (Прилож. к серии «Святоотеческое наследие»). 221 с.

156. Ермичев А.А. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1998 г. 117 с.

157. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика розановской мысли. // В.В. Розанов. Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. (История эстетики в памятниках и документах) М.: «Искусство», 1990 г. С. 6-36.

158. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: изд-во Петрозаводского ун-та, 1995 г. 288 с.

159. Заболотский Н.А. Кафоличность — проблема экуменизма. // Богословские труды. М.,1971 г. Сб. № 6. С. 220-225:

160. Загрекова Л.В. Идеалы православного христианства и практика воспитания русского народа. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 120-125.

161. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха средневековья. СПб.: Издательство СПб-го ун-та, 1998 г. 270 с.

162. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. Изд. 2-е, доп. перераб. М.: изд-во «Магистр», 1996 г. 352 с.

163. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1995 г. 388 с.

164. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1996 г. 320 с.

165. Замалеев А.Ф. Христоцентризм и православие. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 6-12.

166. Замалеев А.Ф. Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: «Лениздат», 1991 г. (Культура и религия). 207 с.

167. Зандер Л.А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова) В 2 т. Париж, 1948 г.

168. Зеньковский В.В. В.В. Розанов. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 357-369.

169. Зеньковский В.В. История русской философии. (Философское наследие России). Т. 1. Ч. 1. Л.: «Эго», 1991 г. 220 с.

170. Зеньковский В.В. История русской философии. (Философское наследие России). Т. 1. Ч. 2. Л.: «Эго», 1991 г. 278 с.

171. Зеньковский В.В. История русской философии. (Философское наследие России). Т. 2. Ч. 1. Л.: «Эго», 1991 г. 254 с.

172. Зеньковский В.В. История русской философии. (Философское наследие России). Т. 1. Ч. 2. Л.: «Эго», 1991 г. 269 с.

173. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. В.В. Розанов. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 370-379.

174. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974 г.

175. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб.: изд-во «Царское д^ло», 1995 г. 249 с.

176. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб. изд-во «Царское д^ло», 1995 г. 350 с.

177. Казнина О.А. В.В. Розанов глазами Д.Г. Лоуренса. // Начала. М., 1992 г. № 3.С. 79-82.

178. Казьмина С.В. Философия Н.Ф. Федорова в контексте культуры русского возрождения. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. № 3, 1997 г. С. 3-15.

179. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие Православия в их творениях) М.: изд-во МГУ, 1994 г. 176 с.

180. Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. М.: «Знание», 1989 г. 64 с.

181. Керимов В.И. Философия истории А.С. Хомякова (По страницам одной полузабытой работы). // Вопросы философии. № 3, 1988 г. С. 88-102.

182. Килунов Ю.Ф. Славянофильство как объект антикоммунистических спекуляций. // Философские науки. № 2, 1986 г. С. 144-148.

183. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Центр по изучению религий. Издательское предприятие «Путь», 1994 г. 385 с.

184. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1997 г. 164 с.

185. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. Мыслитель. // Русский архив. № 7. М., 1905 г. С. 417-470.

186. Козырьков В.П. Природа, человек и его частная жизнь в философии дома В. Розанова. // Человек и общество в русской философии: Сб. научных трудов. Кемерово, 1995 г. С. 108-131.

187. Колчин А.А., Рыбаков Н.С. Соборность как основной принцип Православной Церкви. // На перекрестках мировоззрений. Философская библиотечка учителя. Вып. 1. Псков: Псковский областной институт усовершенствования учителей, 1993 г. С. 62-65.

188. Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Вып. XVI. Л., 1960 г.

189. Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества. (Портреты русских мыслителей.) СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1998 г. 224 с.

190. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: изд-во РХГИ, 1998 г.576 с.

191. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова. // А.С. Хомяков. Сочинения богословские. Прилож. к журн. «Вопросы философии» Т. 1: Работы по историософии. М.: «Медиум», 1994 г. 590 с.

192. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. (История философии в памятниках). М.: «Канон», 1996 г. 496 с.

193. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1983 г. 256 с.

194. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Сборник статей. Л.: «Наука», Ленинградское отд-ние, 1986 г. 405 (1) с.

195. Лихачев Д.С. Летописные известия об Александре Поповиче. // Исследования по древнерусской литературе. Сборник статей. Л.: «Наука», Ленинградское отд-ние, 1986 г. С. 318-352.

196. Лихачев Д.С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве». // Памятники литературы Древней Руси: ХПв. М.: «Художественная литература», 1980 г. С. 5-22.

197. Лихачев Д.С. Первые 700 лет русской литературы. // Земля родная: Книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1983 г. С. 211-231.

198. Лихачев Д.С. Поэтика литературы как системы целого. // Избранные работы в 3 т. Т. 1:0 себе. Развитие русской литературы. Монография. Л.: «Художественная литература», 1987 г. С. 279-344.

199. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени.//Там же. С. 490-628.

200. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства. // Там же. С. 629648.

201. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. // Владимир Сергеевич Соловьев. Сочинения в 2 т. Т. 1. (Философское наследие. Т. 110). М.: «Мысль»,1990 г. С. 3-32.

202. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (Мыслители XX в.) М.: «Политиздат», 1991 г. 524 (1) с.

203. Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Советский писатель»,1991 г. 478(1) с.

204. Лосский Н.О. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Приложение к журн. «Трибуна». Религиозно-философская серия. Выпуск 1. М.: Центр «СЭИ», 288 с.

205. Максюкова С.Б. О феномене соборности в русской культуре. // Человек и общество в русской философии: Сборник научных трудов. Кемерово, 1995 г. С. 86-98.

206. Мархинин В.В. Духовные основы русского коммунизма. // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1997 г. № 1. С. 49-55.

207. Николюкин А.Н. Неизданная книга В.В. Розанова. // Начала. № 3. М, 1992 г. С. 4-7.

208. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: «Школа-Пресс», 1994 г. (серия «Вселенная духа»). 192 с.

209. Новейший философский словарь. Минск: издатель В.М. Скакун, 1999 г.896 с.

210. Носов С.Н. В.В. Розанов; эстетика свободы. СПб.: «Logos»; Дюссельдорф: «Голубой всадник», 1993 г. 204 с.

211. Овчинникова Е.А., Чумаков Т.В. Моральная философия в России: Становление основных понятий (XI-XVII вв.). // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та, 1996 г. Сер. 6. Вып. 3. С. 28-33.

212. О замечаниях Горского (издателя). // А.С. Хомяков. Сочинения богословские. М.: «Наука», 1995 г. С. 435-459.

213. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М.: «Просвещение», 1984 г. 304 с.

214. Петрусевич А.А. Философия храма: от традиции к космоутопическим проектам Н.Ф. Федорова и Д.Л. Андреева: Автореф. дис. канд. филос. наук. // Морд, гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 1996 г. 15 с.

215. Полный православный богословскш энциклопедически словарь. Тт. 1-2. СПб.: изд-во П.П. Сойкина, б.г. 2464 с.

216. Портнягин Н.А. Проблема власти в работах С.Н. Булгакова (1903-1917). // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 3. История, языкознание, литературоведение. Вып. 4. Спб., 1995 г. С. 19-23.

217. Православие и социальное служение. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997 г. 248 с.

218. Пушкин С.Н. Очерки русской историософии. СПб.: изд-во СПб-го гос-го ун-та, 1996 г. С. 3-84.

219. Пушкина А.С. В.В. Розанов и православное духовенство о браке и семье. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 236-246.

220. Русская идея. Составитель Маслин М.А. М.: «Республика», 1992 г. 494 (2) с.

221. Русская философия: Словарь. Под общей редакцией М.А. Маслина. М.: «Республика», 1995 г. 655 с.

222. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: «Наука», 1987 г. 782 (1) с.

223. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: «Наука», 1981 г. 607 с.

224. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: «Петрополис», 1994 г. (Серия «Россия накануне XXI века». Выпуск 2). 217 с.

225. Самарин Ю.Ф. Предисловие к 1-му изданию. // А.С. Хомяков. Сочинения богословские. М.: «Наука», 1995 г. С. 5-35.

226. Сапов В.В. В поисках утраченного Бога. // С.Н. Булгаков. Труды по социологии и теологии в 2 т. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. М.: «Наука», 1997 г. С. 783-796.

227. Семаева И.И. Движение имяславцев в православии начала XX века. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 62-69.

228. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учебное пособие к спецкурсу. М.: МПУ, 1993 г. 243 с.

229. Семенова С.Г. Н.Ф. Федоров и его философское наследие. // Н.Ф. Федоров. Сочинения. М.: «Мысль», 1982 г. С. 5-50.

230. Семенова С.Г. Философ «будущего века». // Молодая гвардия. М., 1997 г. № 1.С. 226-252.

231. Семенова С.Г. Философия воскрешения Н.Ф. Федорова. // Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: «Прогресс», 1995 г. С. 5-33.

232. Семенова С.Г. Этика «общего дела» Н.Ф. Федорова. (Из цикла «История этических учений»). // Этика. № 7. М.: «Знание», 1989 г.

233. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб.: изд-во им. А.С. Суворина, 1992 г. 104 с.

234. Сербиненко В.В. Современные модели «конца истории» и эсхатологическая тема в русской религиозной философии. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 113-120.

235. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Выпуск I. М., 1991 г. 192 с.

236. Словарь по этике. Под. Ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд-е. М.: «Политиздат», 1989 г. 447 с.

237. Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М.: «Русское книгоиздательское товарищество», 1995 г. 285 с.

238. Смирнова З.В. К спорам о славянофильстве (Некоторые методологические аспекты исследования раннего славянофильства). // Вопросы философии. № 11. 1987 г. С. 121-136.

239. Смирнова О.Ю. Страдание как путь к нравственному идеалу. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 344-351.

240. Современный философский словарь. Под общ. Ред. Проф. В.Е. Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996 г. 608 с.

241. Старченко Н.Н. Славянофилы и классическая немецкая философия. // Философские науки, № 4. 1989 г. С. 54-64.

242. Струве П.Б. Большой писатель с органическим пороком. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 1. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 378-387.

243. Тареев М.М. В.В. Розанов. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 52-73.

244. Товкес И.А. Православие и философия: опыт состоявшегося диалога. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 246-250.

245. Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний. // Ученые записки Тартуского ун-та. 1973 г.

246. Треушников И.А. П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков о русском православии на рубеже XIX-XX веков. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 165-177.

247. Троицкий Е.С. Теоретические и методологические аспекты соборной роли русского народа в многонациональной России. // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995 г.

248. Публицист с душой метафизика. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 1. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 5-36.

249. Федоров С. Проповедь А.С. Хомякова в «сумерках Священного». //А.С. Хомяков. Сочинения богословские. М.: «Наука», 1995 г. С. 467-477.

250. Федотов Г.П. В. Розанов. «Опавшие листья». // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С. 393-396.

251. Федотова И.А. Соборность А.С. Хомякова. // Путь России: ценности и святыни. Приложение к альманаху «Вече». СПб., Нижний Новгород, 1995 г. С. 95-104.

252. Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996 г.376 с.

253. Флоровский Г.В. В.В. Розанов. // В.В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Кн. 2. СПб.: изд-во РХГИ, 1995 г. (Русский путь). С 397-400.

254. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 г. 600 с.

255. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М.: «Коффи», 1994 г. 113 (2) с.

256. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учебное пособие. СПб.: «Алетейя», 1994 г. (Серия «Наши современники»). 445 (2) с.

257. Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности. // Здесь и теперь. М., 1992 г. № 2. С. 68-85.

258. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М.: изд-во МГУ, 1986 г. 269 (2) с.

259. Шапошников Л.Е. Идея соборности в творчестве Н А. Бердяева. // Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья, 20-50-е годы XX века. Саранск, 1997 г. С. 31-33.

260. Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX-XX веков: Монография. Нижний Новгород: изд-во НГПУ, 1999 г. 278 с.

261. Шапошников Л.Е. Проблемы богословского творчества в наследии С.Н. Булгакова. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 45-62.

262. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Нижний Новгород, 1992 г. 222 с.

263. Шапошников Л.Е. Своеобразие отечественного философствования. // Путь России: Ценности и святыни. Прилож. к альманаху «Вече». СПб., Нижний Новгород,1995 г. С. 4-19.

264. Шапошников Л.Е. Учение о соборности в воззрениях ранних славянофилов. // Философские науки. № 10, 1990 г. С. 39-46.

265. Шапошников Л.Е. Философия истории ранних славянофилов. // Философские науки, 1985 г. № 1. С. 99-107.

266. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. Ис-торико-аналитические очерки. СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1998 г. 128 с.

267. Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1996 г. 200 с.

268. Шапошников Л.Е. Философские портреты. (Из истории отечественной мысли). Нижний Новгород, 1993 г. 224 с.

269. Широкова М.А. Соборность как социально-политический идеал А.С. Хомякова. // Идеал государственности в истории политической мысли России. Барнаул,1996 г. С. 55-62.

270. Шулындин Б.П. Православие, российский менталитет и политика Российского государства. // Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998 г. С. 69-81.

271. Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев. (Русская консервативная, мысль XIX в. и ее интерпретаторы). // Вопросы философии, 1969 г. № 8. С. 97-106.к