автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Саидов, Нуриддин Саидович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Саидов, Нуриддин Саидович

Введение. 3

Глава I. Методологические принципы сопоставительного анализа философских учений Аристотеля и Ибн Сины 12-

§ 1. Принципы сопоставительного анализа философских учениий Аристотеля и Ибн Сины. 12

§ 2. Теоретическое и гносеологическое значения сопоставительного анализа философских учений Аристотеля и

Ибн Сины. 36

Глава II. Общественно-исторические предпосылки и теоретические источники учений Аристотеля и Ибн Сины по проблеме человека и его сущностных сил. 48

§ 1 .Теоретические источники учения Аристотеля очеловеке, его сущности и сущностных сил. 48

§ 2. Аллохтонные источники учения Ибн Сины по проблеме человека, его природы, сущности и сущностных сил. 72

§ 3. Автохтонные источники учения Ибн Сины о человеке и его сущностных сил. 87

Глава III. Общее и особенное в учениях Аристотеля и Ибн Сины о сущностных силах человека. 118

§ 1. К вопросу о сущностных силах человека в учениях

Аристотеля и Ибн Сины. 118

§ 2. Соотношение души и тела в философии Аристотеля и Ибн Сины. 141

§ 3. Проблемы происхождения и становления человека в философии Аристотеля и Ибн Сины. 163

Глава IV. Различные ракурсы интерпретации сущностных сил человека в философии Аристотеля и Ибн Сины. 203

§ 1. Сущность и предназначение человека в философии

Аристотеля и Ибн Сины. 203

§ 2. Учение о человеческих способностях в философии

Аристотеля и Ибн Сины. 225

§ 3. Проблемы врождённости и благоприобретённости человеческих способностей в философии Аристотеля и

Ибн Сины. 248

§ 4. Различные интерпретации способностей человека в философии Аристотеля и Ибн Сины. 268

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Саидов, Нуриддин Саидович

Актуальность темы исследования. Аристотель (388-322 до н.э.) и Ибн Сина (980-1037) являются выдающимися мыслителями мирового значения. Первый еще в античности создал свою систему знаний, значение которой не утрачено и поныне, а второй, тринадцать столетий спустя в эпоху феодализма, в период активного распространения ислама разработал свою систему наук, многие положения которой не потеряли своей значимости и по сей день. Создавая свою систему знаний, Ибн Сина, безусловно, опирался на античную традицию, в основном на Аристотеля, 'отчасти на Платона и неоплатоников. Вместе с тем в своих трудах он неоднократно подчеркивал, что науки необходимо изучать не только по греческим, но и по другим источникам. Между тем в западной ориенталистике, включая философскую, утвердилось мнение, что Ибн Сина является простым эпигоном, подражателем и комментатором античных мыслителей - Платона, Аристотеля и неоплатоников. Установление истины требует широкомасштабного сопоставительного анализа наследия Ибн Сины с трудами Аристотеля, Платона, неоплатоников, но решение этой грандиозной задачи в рамках одной диссертационной работы практически невозможно. Поэтому автор представленного исследования решил ограничиться сопоставительным анализом учения Аристотеля и Ибн Сины о человеке, но анализом глубоким, всеобъемлющим, проясняющим многие аспекты этой практически неизученной темы. По мнению диссертанта, проблемы человека, его сущности, сущностных сил, вопросы его исторического предназначения и в наши дни являются актуальнейшими задачами философии вообще и философской антропологии в частности. Уже с этой позиции актуальность диссертационной работы не вызывает никаких сомнений, но этим не исчерпывается. Говоря о ее актуальности, следует подчеркнуть и ряд других существенных моментов:

- сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке необходим для выявления тех причин, которые коренным образом повлияли 3 на мировоззренческие основы их учения о человеке. Со времен Аристотеля до эпохи Ибн Сины миновало почти четырнадцать веков, в течение которых на Востоке произошли кардинальные изменения в социально-политической жизни общества и ее идеологическом обосновании - возник, укрепился и проник во все сферы общественной мысли ислам, что, конечно, не могло не отразиться на стиле мышления и философствования восточных мыслителей. Это, безусловно, наложило свой отпечаток на способ усвоения Ибн Синой учения Аристотеля о человеке. В итоге он выдвинул и обосновал новых идей о человеке, касающихся, по сути, всех аспектов его существования исторического и социального предназначения;

- в западной ориенталистике вообще и в философской науке в частности, бытует мнение, что западное и восточное мышление принципиально отличаются и что между ними не может быть ничего общего. В связи со сказанным актуальность темы исследования состоит в том, что сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке, по мнению автора, должен помочь выявить схожесть многих мировоззренческих установок этих двух великих философов, единство их метода философствования и методологии анализа проблем человека;

- всесторонний анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке необходим для определения места их учений в истории развития представлений о человеке, его сущности и сущностных силах вообще. С помощью такого анализа их антропологических учений определиться их значимость в системе современной философской антропологии;

- глубокий анализ учения Аристотеля и Ибн Сины о человеке поможет выявить то общее и отличное, что присуще учению каждого из них;

- сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины на современном этапе развития общества крайне важен для выявления гуманистической сущности учений этих мыслителей. Здесь, кстати, обнаруживаются глубокие различия между Аристотелем и Ибн Синой, ратовавшим за доброе, справедливое, гуманное отношения к рабам и слугам. 4

Степень изученности проблемы. В современной отечественной и зарубежной философской науке имеется немало работ, посвященных исследованию творческого наследия Аристотеля и Ибн Сины. Среди них особо следует выделить труды A.M. Богоутдинова, М.С. Асимова, М.Д. Диноршоева, М.Н. Болтаева, Ю.Н. Завадовского, A.B. Сагадеева, М.Т. Степанянц, Е.А. Фроловой, A.A. Игнатенко, К.О. Олимова, М.Х. Рахимова, К.Б. Кодирова, У. Султанова, Н.М. Сайфуллаева, Ф. Сироджова, Н. Рахматуллаева, С. Грецкого и др. Содержательные и глубоко научные исследования этих ученых, их выводы о значимости изучения идей Аристотеля были учтены автором при написании его работы.

Тем не менее, несмотря на множество публикаций, посвященных творчеству Аристотеля и Ибн Сины, сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке до сих пор не был проведен ни отечественными, ни зарубежных исследователями. Фундаментальных работ в этой области (за исключением некоторых диссертационных исследований и научных статей) (63; 170;49; 96) нет.

При этом автор отмечает, что имеется ряд исследований, где глубоко проанализированы лишь отдельные аспекты учения Ибн Сины о человеке. В частности, в работе академика М. Диноршоева (68) подробно проанализировано одно из фундаментальных учений Ибн Сины о человеке — учение о душе, которое является определяющим в познании сущности и психофизической природы человека.

Существенный вклад в исследование отдельных аспектов учения Ибн Сины о человеке внес - другой таджикский ученый — У. Султанов (180). В рамках философских, социально-политических и этических учений он проанализировал проблемы души и тела, природную и социальную сущность человека, а также те нравственные устои человека и способы его воспитания, о которых писал Ибн Сина.

Для понимания значимости учений Ибн Сины о человеке, и в целом, по проблематике человека в средневековой персидско-таджикской и арабской 5 философии весьма важны исследования, написанные в русле методологического анализа. К ним следует отнести работы A.M. Богоутдинова (50), М.Н. Болтаева (52), М.С. Асимова (40) и А. Турсунова (182), М.Т. Степанянц (178), Е.А. Фроловой (187), Г. Шаймухамбетовой (196), А. Смирнова(176), Н.М. Сайфуллаева (162), К.Б. Кодирова (92), С.Н. Наврузова (129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136), М. Мухаммад Али (124), М.Х. Рахимова (155) и др.

По интересующей автора тематике особенно примечательна монография A.B. Сагадеева (161), в которой подробно рассматриваются основополагающие науки философской системы Ибн Сины - метафизика, логика, физика и теология, а также основные положения практических наук.

И все же, несмотря на обилие опубликованных исследований, посвященных философскому наследию Аристотеля и Ибн Сины, сопоставительного анализа учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке в современной историко-философской литературе мы не имеем.

Таким образом, анализ научно-философской литературы, с точки зрения интересующих автора проблем свидетельствует о том, что сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке можно считать одной из первых попыток такого подхода к изучению проблемы человека, что еще раз подтверждает актуальность предлагаемого диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является сопоставительный анализ проблемы человека, его сущности и сущностных сил в философии Аристотеля и Ибн Сины. Автором предпринята попытка проследить преемственную связь воззрений названных мыслителей по этой проблеме и показать их значение для развития современных концепций о человеке.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: определение принципов сопоставительного анализа учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке; обоснование теоретических и гносеологических основ сопоставительного анализа учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке;

- выявление социально-исторических и идейно-теоретических истоков учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке; определение своеобразия идей Аристотеля и Ибн Сины по проблеме человека, выявление преемственной связи между ними, а также их точек соприкосновения и отличительных особенностей; изучение своеобразия путей становления, развития взглядов Аристотеля и Ибн Сины, как отражения специфических особенностей тех общественных отношений, социально-экономических и исторических условий, в которых они жили и творили;

- анализ взглядов Аристотеля и Ибн Сины на роль воспитания, обучения, физической культуры в становлении и развитии человека;

- исследование мировоззренческих основ интерпретаций проблемы человека в творчестве названных философов;

- введение в научный оборот вполне обоснованных идей Аристотеля и Ибн Сины по проблеме человека с учетом современных реалий, так или иначе влияющих на развитие человеческого сообщества.

Основными источниками исследования являются произведения Аристотеля и Ибн Сины, дошедшие до нас, и труды историков философии, посвященные воззрениям Аристотеля и Ибн Сины по человековедческой проблематике.

Теоретические и методологические основы диссертации. В процессе исследования автором были использованы логический, исторический и сравнительный методы анализа, а также методы, разработанные в трудах Аристотеля и Ибн Сины. Были использованы также методы, применяемые в западноевропейской и восточной перипатетической философии при исследовании историко-философской проблематики. 7

Научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- впервые осуществлен всесторонний сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке;

- проведен детальный социально-философский анализ взглядов Аристотеля и Ибн Сины по проблеме человека, выявлено и показано их значение для исследования современных проблем человека;

- выявлены и определены предпосылки, истоки и особенности биологизаторских, социологизаторских и биосоциальных концепций о человеке, имеющие определенную связь с антропологическими воззрениями Аристотеля и Ибн Сины;

- определены теоретические источники философии Аристотеля по проблеме человека, в частности это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, произведения «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода, произведение Пифагора, «Диалоги» Платона, философские воззрения представителей Милетской школы и сократиков;

- определены автохтонные теоретические источники философии Ибн Сины, в частности ее связь с зороастризмом, манихейством, зурванизмом, маздаизмом, дахритами, философией сторонников материи, философией калама, суфизмом и исмаилизмом;

- выявлено, что на учение Ибн Сины о человеке повлияли также философские школы древней Индии брахманизм, Веданта, буддизм, философия Вайшешика, Санкхья, джайнизма и Древнего Китая - учение Лао-цзы, конфуцианство;

- установлены особенности учения Аристотеля и Ибн Сины по вопросу о существовании/несуществовании души, проанализировано, в чем их взгляды совпадают, а в чем расходятся, проанализированы также их точки зрений на соотношение души и тела;

- изучены и обобщены воззрения Аристотеля и Ибн Сины о природных причинах происхождения человека и его предназначении; 8

- исследованы основные внешние и внутренние, природные и социальные детерминирующие факторы становления человеческих способностей в философии Аристотеля и Ибн Сины, проблемы равенства и неравенства, их связь со свободой и социальным неравенством людей;

- установлено, что философские учения Аристотеля и Ибн Сины представляют собой субстанциальный дуализм, который вытекает из рассмотрения ими человека как животного, состоящего из духовной (душа) и материальной (тело) субстанций, признания взаимозависимости души и тела в человеке, взаимообусловленности и одновременности их возникновения. Вместе с тем оба мыслителя признавали первичность духовного начала, т.е. души, считали её двигателем тела, активным началом в человеке, в виде трансцендентности ее происхождения, что и обуславливает ее бессмертие, и в этом смысле — бессмертие самого человека; показано, что в антропологических воззрениях Ибн Сины прослеживается и религиозное объяснение генезиса души человека, что она есть продукт истечения из трансцендентного активного разума и что она является завершающим звеном цепи, включающей в себя растительную и животную души. Последнее свидетельствует об эволюционном подход философа к рассмотрению явлений объективного мира; подробно проанализированы взгляды обоих мыслителей о «материальном начале» человека (их взгляды по этому вопросу во многом сходились);

- выявляется, что человек определяется Аристотелем и Ибн Синой не просто как животное, состоящее из души и тела, но и как социальное животное, ибо только в обществе человек способен осуществлять познание, т.е. реализовать себя как социальное и деятельное существо. Одним из важнейших признаков социальности человека Аристотель и Ибн Сина считали то, что он обладает речью, именно благодаря ей знания фиксируются как важнейшая сущностная сила человека;

- подробно исследуются те положения учений о человеке, согласно которым и Аристотель, и Ибн Сина считали, что человек обладает свободой 9 воли в выборе и совершении тех или иных действий, направленных к достижению счастья. В противном случае, становятся бесполезными, как считали оба философа, моральные, правовые и религиозные предписания. Однако они не распространяли свободу воли на выбор человеком конечной цели своей жизни и определение того, в чем состоит его счастье;

- показано, что и у Аристотеля, и Ибн Сины человек предопределен к возвращению в трансцендентный мир и непосредственному познанию там Бога, но вместе с тем у Ибн Сины необходимосущее, т.е. Бог, имеет естественную причинно-следственную связь с миром человека, что существенно ограничивало возможность непосредственного вмешательства Бога в события подлунного мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют большое теоретико-методологическое и научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую мировоззренческую направленность философских взглядов Аристотеля и Ибн Сины по проблеме человека, его сущности и сущностных сил. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы в последующем исследовании другими авторами проблемы человека, а также при дальнейшем изучении и исследовании проблемы человека в восточном и западном перипатетизме. Результаты исследования также могут быть использованы при чтении лекций и специальных курсов по истории философии.

Апробация работы. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии Таджикского национального университета. Результаты исследования были изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного национального университета (Душанбе, 1996-2007 гг.) и на республиканских научных конференциях (Душанбе, 1996-2007 гг.). Основные положения и

10 выводы автора по исследуемой теме опубликованы в двух монографиях и более чем в 20 статьях. Материалы диссертационной работы использованы автором при написании учебного пособия «Человек и общество» для учащихся общеобразовательной школы и средних профессиональных учебных заведений Таджикистана. Материалы диссертационной работы также использованы автором при написании методического пособия «Проблема человека в философии» для студентов вузов Республики Таджикистан (Душанбе, 2003 г.) и в преподавании курса философии, истории философии, культурологии и антропологии в Таджикском национальном университете (1996-2007 гг.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры философии Таджикского национального университета и Отдела истории философии Института философии АН Республики Таджикистан.

Структура работы. Структура и объем работы подчинены основной цели и задачам исследования. Она состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы.

 

Список научной литературыСаидов, Нуриддин Саидович, диссертация по теме "История философии"

1. Перипатетики IV -II в.в. до н. э. К ним относятся ученики и друзья Аристотеля — Теофраст, Эвдем Родосский, Гераклид Понтийский, Дикеарх, Аристоксен Тарентский, Диметрий Фалерский и другие.

2. Возрождение и формирование аристотелизма в последнем столетии до н.э. К перипатетикам первого века до н. э., прежде всего, относятся: Андроник Родосский, Апелликон, Аристон Александрийский, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкия, Николай Дамасский и др.

3. Суждение. Это суждение о математической истине, т.е. численности и количестве, которые находятся в единстве с явлениями объективного мира.

4. Возникновение философии в Древней Индии, Китае и Древней Греции в VII -VI вв. до нашей эры и ее возникновение в Китае (в VI V вв.до нашей эры), а также их взаимовлияние невозможны.75

5. Антавасин на этой ступени учащийся отдаёт себя в распоряжение учителя, который учит его способам и путям исполнения официальных и религиозных установлений.

6. Грастха на этой ступени учащийся завершает чтение священных писаний, песен и соблюдение обрядов и после этого может заключить брак с девственницей.

7. Ванераштка на этой ступени отрекаются от жизни и дома и переходят к отшельничеству, страданию, истязают свою душу.

8. Бхикса на этой ступени переходят к небытию и становятся всеохватывающими.Исламский мистицизм (Урафои ислом)

9. Таджалия (тачаллия)- приведение своей внешности в соответствие с требованиями шариата.

10. Тахлия очищение внутреннего духовного мира от недобрых и неправедных дел.

11. Тахлия (тахлия)- приспособление и доведение своего духа (души) до божественного совершенства.

12. Жизнь в мире полна страданий.

13. Существует причина этих страданий.

14. Можно прекратить эти страдания.

15. Как жизненное начало и критерий зрелости тела.

16. Как движущая сила и носитель нравственного начала тела.

17. Как средство познания и критерий систематизации отношений тела с другими явлениями реального мира.

18. Как возникновение и уничтожение.

19. Как количественное изменение: увеличение и уменьшение.

20. Как качественное изменение или качественный переход.

21. Скажите, знаем ли мы, откуда пришли в этот мир?

22. После того, как мы знаем, откуда пришли, можем ли знать, для чего мы пришли, в чем причина нашего прихода, наш приход в этот мир добровольный или вынужденный?

23. После того, как мы покинем этот мир, куда идем?

24. Воспитуемые всегда стремятся к знаниям и доброму поведению, всегда стремятся к тому, чтобы в этом отношении быть преуспевающими, не отставать друг от друга.

25. Ученики общаются друг с другом, произносят речи, выражают свои мысли правильно. Таким путем они учатся ораторскому искусству и становятся ораторами.