автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Социалистический идеал В. М. Чернова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Лекич, Анна Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Социалистический идеал В. М. Чернова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Лекич, Анна Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

§ 1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И ОЦЕНКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМАЦИИ.

§ 2. КОНСТРУКТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ.

ГЛАВА II. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОГРАММА.

§ 1. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО СОЦИАЛИЗМА.

§ 2. ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

§ 3. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

§ 4. КРИТИКА В. ЧЕРНОВЫМ МАРКСИЗМА И БОЛЬШЕВИЗМА.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Лекич, Анна Вячеславовна

Актуальность темы исследования. В последние годы в России ведется спор не столько о том, необходимо ли реформирование в России для превращения ее в динамично развивающееся, с высокотехнологичным производством и уровнем жизни общество, сколько о том, какими путями и методами эта цель может быть достигнута с наибольшим успехом и наименьшими потрясениями для общества. Именно к этому стремятся многочисленные поиски «национальной идеи», способной объединить народ России, собственной идеи, а не некоего эрзаца какой-либо европейской или американской модели.

В свете исторического своеобразия России, возникает необходимость в разработке особенных политических концепций, не только описывающих специфику нашей страны, но и предлагающих реальные пути разрешения комплексных проблем. Формируя собственные политические платформы, руководству современных политических партий не следует забывать, что все новое - это хорошо забытое старое, поэтому любому современному политику, претендующему на видное место на политической арене, не обойтись без учета исторического опыта.

Средоточением целого клубка проблем в России на протяжении вот уже нескольких веков была и остается аграрная сфера. Не стоит даже упоминать о значимости данной проблематики в реалиях сегодняшнего дня. Именно поэтому, на наш взгляд, достойным внимания является исторический и политический опыт партии социалистов-революционеров, существовавшей в начале двадцатого века.

Образовавшаяся в канун первой русской революции из разрозненных организаций народнического направления на платформе крестьянского социализма, партия социалистов-революционеров прошла сложный и противоречивый путь развития. Партия социалистов-революционеров выступила на политической арене как преемница и продолжательница идей старого народничества. Народническая традиция даже после гибели «Народной Воли» и глубокого кризиса народнической идеологии не прерывалась, хотя и была оттеснена марксизмом. Народничество приобрело узкую форму, в то время как марксизм занял главенствующие позиции.

Необходимо учитывать особенности российских условий начала двадцатого века и отличия русских партий того времени от западных. Организации, возникшие в России во второй половине девятнадцатого века - начале двадцатого, хотя и носили название партии, реально стали становиться массовыми лишь в годы первой русской революции 1905 г. Но такие организации были в достаточной степени адаптированы к условиям России с ее отсутствием политических свобод, нелегальным существованием чреватым постоянными арестами, низкой политической культурой подавляющего большинства ее населения. К этим условиям пытались приспособиться и массовые партии, которые стали возникать в надежде на коренное изменение государственного устройства, на завоевание в ближайшем будущем политических свобод как основы своего существования. Низкий уровень политической культуры основной массы населения делал эту массу не самым пригодным материалом для организационного строительства партии.

Однако, несмотря на все трудности сложившейся ситуации, именно партии социалистов-революционеров удалось занять одно из ведущих мест на политической арене начала двадцатого века.

У эсеров никогда не было единого лидера харизматического типа, а существовала инициативная группа из 4-5 человек. Каждый из них имел те или иные качества, необходимые для партийного вождя харизматического типа, но ни один из них совокупностью этих качеств в нужной степени не обладал. Причину отсутствия общепризнанного единого лидера, именно вождя, а не общепризнанного авторитетного «лучшего из равных», нужно искать, помимо прочего, в демократическом характере и менталитете среды данной партии. Сложившаяся ситуация объясняется крайним вольнолюбием членов партии эсеров, а также их неприятием каких-либо отклонений от соблюдения демократических норм. Возможно, такой вождь мог вырасти постепенно, но для этого партии социалистов-революционеров не хватило исторического времени.

В создании и деятельности партии социалистов-революционеров совершенно исключительную роль сыграл Виктор Михайлович Чернов. Он был единственным сколько-нибудь крупным ее теоретиком универсального типа. Он, без сомнения, был одним из самых одаренных и способных к данному делу людей в данной среде. Именно центристы, из которых особо выделялся В. Чернов как автор партийной программы и общепризнанный теоретик партии эсеров, формулировали идейные и тактические установки партии революционеров-социалистов.

В.М. Чернов занимает совершенно особое место в истории социально-политических учений еще и потому, что он был не только теоретиком, но и политиком-практиком. Причем его политическая практика представляет собой деятельность самого высокого уровня. В разное время Чернов занимал самые высокие посты в партии социалистов-революционеров. В мае-августе 1917 г. Чернов занимает пост министра земледелия Временного правительства. 5 января 1918 г. на заседании Учредительного Собрания он избирается его председателем. Такими этапами жизненного пути любой политик мог бы гордиться.

Многие постулаты учения В. Чернова не потеряли своей ценности и сегодня. Целый ряд современных политических партий России признают ошибочность механического перенесения западных ценностей на российскую почву, необходимость учета специфики русского национального характера при выборе как моделей переустройства общества, так и путей и методов их осуществления. В. Чернову удалось не только проанализировать специфику российской действительности, но и предложить реальные шаги по переустройству мрачных реалий. Не стоит и говорить о том, что анализ специфики российской действительности не завершен и к сегодняшнему дню. Тем более интересными представляются размышления В. Чернова о возможных путях России в контексте мирового процесса. Следует отметить, что размышления В. Чернова о социалистическом идеале и путях его достижения никогда не шли в отрыве от российской почвы. В. Чернов был не только теоретиком, он был политиком-практиком, что нашло свое отражение в положениях его политического учения.

Кроме того, не следует забывать о долгожительстве феномена социализма на политическом пространстве России. Даже в наше время можно наблюдать многочисленные попытки со стороны различных сил и политических фигур к созданию партий и движений социалистического и социал-демократического толка. Конечно, идеология этих движений подверглась ревизии и была модернизирована, но не стоит забывать, что без прошлого нет будущего. Поэтому идеи В. Чернова не потеряли своей актуальности и сегодня.

Степень разработанности проблемы. До недавнего времени творчеству самого В. Чернова уделялось крайне мало внимания, его труды рассматривались лишь в качестве основной составляющей политического наследия партии эсеров. Лишь в последнее время публицистика В. Чернова начала издаваться в качестве самостоятельных работ.1 Все остальные работы Чернова представляют собой отдельные статьи и сборники статей,

1 Чернов В. Конструктивный социализм. М., 1997; Чернов В. Перед бурей. М., 1993. опубликованные, большей частью, в период до 1918 г.2 В названный период В. Чернов вел широкую полемику с различными политическими деятелями того времени, что существенно помогло раскрытию некоторых положений его социально политического учения. Полемика В. Чернова с Н. Валентиновым, В. Лункевичем, С. Мининым, В. Мякотиным, М. Энгельгардтом и др. позволяет проследить развитие теории В. Чернова как теоретика, что немало способствовало развитию партии социалистов-революционеров как полноценного политического образования. Особую ценность в этом отношении представляют материалы печатного органа партии социалистов-революционеров «Революционная Россия» (19011905 гг.), а также выходивший в эти же годы журнал «Вестник русской революции», членом редакционной коллегии которого, начиная со второго номера, был В. Чернов.

К сожалению, к настоящему времени нет комплексных трудов, где было бы проведено полномасштабное изучение системы взглядов мыслителя. Значительную проблему в изучении политического учения идеолога эсеров представляет труднодоступность первоисточников данного автора: его труды нередко сохранились лишь в списках, многими российскими библиотеками они утрачены, либо находятся в ограниченном доступе. Часто рассмотрение взглядов мыслителя подвергается лишь поверхностному рассмотрению только в рамках оценки политической и экономической программы эсеров, что явно недостаточно.

2 После 1917 г. вплоть до 1993 г. был опубликована лишь два крупных произведения В. Чернова - книги воспоминаний В. Чернова «Записки эсера» (Берлин, 1922) и «Рождение революционной России» (Париж-Прага-Нью-Йорк, 1934).

3 Валентинов Н. Революция и аграрная программа эсеров. М., 1917; Лункевич В.В. Чему учат и что делают социалисты. Пг., 1917; Минин С. Письма к пролетарию. Спб., 1907; Мякотин В.А. О народно-социалистической партии // Народно-социалистическое обозрение, вып. 1. Спб., 1906; Энгельгардт М. Ответ В. Чернову. Спб., 1906; Как бороться за землю и волю. Мнение эсера. Сб.ст., Спб, 1906; Народовластие: сб.ст. членов Учредительного собрания фракции эсеров. М., 1918; Слетов С. К истории возникновения партии эсеров. М., 1917; Социализм социалистов-революционеров. Сб.ст, Спб, 1906; По вопросам программы и тактики // «Революционная Россия». М., 1903.

Хронологически можно выделить несколько этапов рассмотрения творчества лидера эсеров. Первый этап представляет собой оценку личности и деятельности Чернова как лидера партии эсеров в реалиях дореволюционной России. Данная оценка давалась как соратниками по партии4, так и политическими противниками5. Для данного периода характерным является рассмотрение не концепции В. Чернова в целом, а лишь отдельных ее составных частей, тех положений, которые в тот или иной момент были интересны автору. При этом оценка творчества трудов идеолога эсеров зависела от политических убеждений и партийных взглядов пишущего. Вследствие такого узкого интереса о серьезном анализе учения В. Чернова в этих работах не может быть и речи.

Среди интересных работ, затрагивающих в какой-то мере творчество Чернова, следует отметить небольшой сборник статей В. Лункевича «Чего добиваются лучшие люди России».6

Особо критический взгляд на учение В. Чернова был присущ, без сомнения, В. Ленину7, который вел с лидером эсеров достаточно длительную дискуссию. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что в философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. Ленин ссылается на В. Чернова 16 раз.

Несмотря на то, что в советское время существовал определенный интерес к изучению политической и экономической платформы эсеров,

4 Брешко-Брешковская Е.К. Воспоминания и думы // Социалист-революционер. Париж, 1912, №. 4; Вадимов Б. (Подвицкий В.Г.) К вопросу о программе-максимум и программе-минимум // Сознательная Россия. Спб, 1906 , №. 1; Кубов А. (Аргунов А.А.) Пора готовиться // Знамя труда. 1913, №. 40; Ритина Ин. (Ракитникова И.И.) Еще о партии Соц.-Рев. // Знамя труда. Б.г., № 37; Сб.ст. Антонова, Баха, Брешко-Брешковской и др. Вып. 1. М., 1908.

5 Спиридович А. Партия эсеров и ее предшественники. 1886-1916 гг., издание второе, дополненное. Пг., 1918; Пошехонов А.В. В чем наши расхождения (Письмо В.М. Чернову). Спб., 1906; Троицкий А.Г. Ответ Виктору Чернову. Спб., 1906; Энгельгардт М.А. Ответ Виктору Чернову. Спб., 1906.

6 Лункевич В.В. Чего добиваются лучшие люди России. Пг., 1917.

7 Ленин В.И. Полное собрание сочинений (пятое издание). Т. 34. С. 242-247; т. 18, с. 119-134; Ленин В. И. Философские тетради. T.29. о

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М., 1986. данные исследования очень часто проводились в рамках определенной идеологической модели, вследствие чего «за бортом» исследования оставались многие и многие идеи политической концепции социалистов-революционеров. Нередка была ситуация, при которой несоответствие существовавшей идеологической схемы и исторических реалий исправлялось путем искусственной «подгонки» фактов, а то и полным их игнорированием. Учение В. Чернова, если и подвергалось рассмотрению, то лишь вскользь и только в контексте системы политических взглядов партии эсеров в целом.

Среди исследований данного периода необходимо отметить работы К.В. Гусева, Г.Г. Касарова и В.Н. Гинева9. Именно этим авторам удалось наиболее полно и последовательно рассмотреть деятельность партии эсеров, руководствуясь, насколько это было возможно, не идеологическими установками, а строгой фактологией исторической и политической наук. Тем не менее, к сожалению, задачи, поставленные авторами перечисленных работ, не позволили им систематически и детально проанализировать политическое учение В. Чернова. Таким образом, вплоть до середины 90-х изучению творческого наследия В. Чернова как самостоятельной фигуры истории политической мысли фактически не уделялось сколько-нибудь значимого внимания.

Определенный поворот произошел в середине 90-х, когда историки обратили внимание на политическое наследие лидеров партии эсеров. Для данного периода характерно появление трех видов исследований, различающихся по форме и глубине исследования. Это, во-первых,

9 Гусев К.В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции. М., 1975; Гусев К.В. История демократической контрреволюции в России. М., 1973; Гусев K.B., Ерицян Х.А. От соглашательства к контрреволюции. М., 1968; Касаров Г.Г. Непролетарские партии в России. Гомель, 1990; Гинев В.Н. Аграрный вопрос и мелкобуржуазные партии в России в 1917 г. M., 1977; Гинев В.Н. Борьба за крестьянство и кризис русского неонародничества 1902-1914 гг. Л, 1983. публицистические статьи, посвященные как партии эсеров в целом, так и личности В. Чернова в частности10. Во-вторых, в это же время начинают составляться новые сборники, в которых личность Чернова как лидера крупнейшей партии России начала 20 века получает более объективную оценку, нежели в предыдущий период.11 Появляются и систематизируются материалы публичных выступлений идеолога эсеров. Среди таких сборников нельзя не отметить масштабный коллективный труд группы

12 историков под руководством В.В. Шелохаева. Именно данное издание оказывает неоценимую помощь всем исследователям деятельности партии эсеров.

Кроме того, появляются новые достаточно масштабные исследования отдельных авторов, посвященные теоретической и практической партии деятельности социалистов-революционеров. 13Среди данных исследований, по-прежнему, выгодно выделяются произведения Г.Г. Касарова, М.И. Леонова, К.Н. Морозова, К.В. Гусева, то есть тех историков, чье творчество в определенной мере сдерживалось «правилами игры» советской историографии. В настоящее время их работы получили новый импульс, что крайне выгодно отразилось на полноте и ракурсе их творчества. Однако, по-прежнему, даже в этих, без сомнения, заметных в современной российской историографии работ, не было поставлено задачи анализа политического учения В. Чернова или его аспектов как отдельной большой темы исследования.

10 Аноприева Г.С., Ерофеев Н.Д. Эсеры: между утопией и реальностью // Полис, № 6, 1993; Ярцев Б.А. Политическая программа Виктора Чернова // Свободная мысль, № 5, 1994; Колесниченко Д.А. В.М. Чернов // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

11 Был ли у России выбор? М., 1996; Россия на рубеже веков. Исторические портреты, сб.ст. М., 1991; Проблемы развития демократии: история и современность (сб.ст.) Курск, 1993.

12 Партия социалистов-революционеров: документы и материалы. 1900-1922 гг. В 3 томах. М., 1996.

13 Касаров Г.Г. Партия социалистов-революционеров. М., 1995; Варнавский И.А. Политические партии России в трех революциях. Ижевск, 1992; Леонов М.И. Партия эсеров в 1905-1907 гг. М., 1997; Лупоядов B.H. Политические партии в России в 1917 г.: проблемы взаимоотношений с органами власти. М, 1993; Морозов К.Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. M, 1998;

Чубыкин И.В. Российские эсеры в эмиграции, 20-е годы. М., 1996.

В целом же, необходимо отметить, что имеющиеся на сегодняшний день исследования теоретического наследия Чернова крайне недостаточны и во многом несут в себе устоявшиеся за целые десятилетия стереотипные подходы и методологически изжившие себя схемы. Однако, в самое последнее время, начинает прослеживаться тенденция перехода от однозначных оценок к более взвешенным и справедливым характеристикам деятельности В.М. Чернова, его места и роли в истории общественно-политической мысли России. Здесь следует отметить книгу К.В. Гусева14, который впервые в российской исторической науке сделал попытку широкого исследования хронологии деятельности лидера социалистов-революционеров. Также необходимо упомянуть диссертацию О.В. Егоренковой, чей анализ системы взглядов В. Чернова в аграрной сфере, без сомнения, достоин внимания.15

Таким образом, анализ литературы, тем или иным образом затрагивающей творческое наследие В. Чернова показывает, что до сегодняшнего времени нет объемных трудов, которые были бы сконцентрированы на изучении именно политического учения мыслителя как самостоятельной фигуры отечественной истории.

Цели и задачи диссертационного исследования. Актуальность темы, степень разработанности проблемы определили цель и задачи настоящего исследования.

Потребность освоения малоизученного на сегодняшний день политического учения В. Чернова предполагает основной целью работы комплексный анализ политического учения В. Чернова в части представлений мыслителя о социалистическом идеале.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

14 Гусев К.В. Штрихи к портрету Виктора Чернова. М., 1999.

15 Егоренкова О.В. Разработка В. Черновым аграрной программы партии социалистов-революционеров как составной части теории крестьянского социализма. Автореферат, С-П., 1995.

• рассмотреть политический аспект философии истории В. Чернова, его оценку специфики складывания исторического процесса;

• оценить точку зрения мыслителя на значимость «гуманитарного фактора» в историческом процессе;

• выявить основные положения анализа В. Черновым генезиса, формы, содержания и национальной специфики капитализма;

• охарактеризовать основные положения социалистического идеала, принципы его построения, структуру, основные категории и пути достижения в представлении В. Чернова;

• рассмотреть точку зрения В. Чернова на специфику политического развития России;

• описать предлагаемый идеологом эсеров проект социализации в аграрной и промышленной сферах;

• проанализировать положения критики В. Черновым идеологии марксизма и большевизма.

В контексте заявленных цели и задач данная работа предполагает дескриптивный уровень анализа и направлена на структурированное и формализованное рассмотрение и изложение политического учения В.М. Чернова.

Научная новизна диссертационной работы, таким образом, заключается в проведении комплексного историко-политологического анализа социалистического идеала лидера эсеров с привлечением слабоизученной и малоизвестной публицистики В. Чернова. Политическое учение этого мыслителя в комплексе впервые является предметом специального изучения в научно-исследовательской литературе.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие положения, подтверждающие наличия в работе элементов научной новизны:

• проанализированы основы мировоззрения и взгляды В. Чернова на эволюцию социума;

• раскрыта специфика понимания В. Черновым таких категорий, как «индивидуум», «капитализм», «социализм», «трудовой класс» и др.;

• проведена реконструкция и определено содержание трактовки В. Черновым основных проблем реализации социалистического идеала (построение общества на основах социализма, основные положения социалистического идеала, пути перехода к новому обществу, место России в мировом историческом процессе, предложения по решению аграрного вопроса и др.), многие из которых не утратили своей актуальности и по сей день;

• раскрыта сущность проекта социализации земли и производства как основного механизма достижения нового прогрессивного общества;

• рассмотрены политические предпосылки и проблемы реализации программы социализации;

• определены пункты критики мыслителем экономического материализма и взглядов К. Маркса на роль крестьянства в историческом процессе;

• сформулированы положения критики В. Черновым общества, построенного большевиками и их последователями;

• обоснован вывод об особом месте творческого наследия мыслителя как основного теоретика одной из самых крупных партий начала двадцатого века.

Кроме того, в диссертационном исследовании более подробно, чем это имеет место в современной литературе, рассматриваются и реконструируются основные идеи концепции «конструктивного социализма», сформулированные Черновым. Кроме того, вводится в научный оборот ряд публицистических статей идеолога эсеров, опубликованных за границей и практически неизвестных в России.16 Методологической основой исследования послужили:

• историко-политологический подход, при котором рассмотрению и анализу подверглось творческое наследие В. Чернова как комплексное политическое учение;

• теоретические и методологические выводы, содержащиеся в трудах как современников идеолога эсеров, так и более поздних авторов, а также труды наших современников, из которых особенно следует

1 п выделить работы К.В. Гусева, Г.Г. Касарова и Д.А. Колесниченко.

• обобщающие работы по истории возникновения, существования и краха партии социалистов-революционеров.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут послужить одним из начальных этапов более углубленного изучения комплекса политических взглядов В.М. Чернова, дать новый ракурс оценки феномена русского революционного социализма в целом, а также способствовать дальнейшей разработке рассмотренных в диссертации проблем.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

16 Чернов В. Из истории партии С-Р // Новый журнал. Нью-Йорк, 1970, №. 101; Чернов В. Международный социализм и война (сб.ст.). Гельсингфорс, б.г.; Чернов В. Очередной вопрос революционного дела. Берлин, 1903; Чернов В. Проект новой революционной программы Революционная Россия. Париж, 1924, № 33-34.

17 Гусев К.В. Штрихи к портрету Виктора Чернова. М., 1999; Касаров Г.Г. Партия социалистов-революционеров. М., 1995; Колесниченко Д.А. В.М. Чернов // Россия на рубеже веков: исторические портреты, сб.ст. М., 1991.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры Истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих два и четыре параграфа соответственно, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социалистический идеал В. М. Чернова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературное наследие В. Чернова настолько обширно и многогранно, что может и должно служить темой не одного исследования. За пределами настоящей диссертации остались такие вопросы как азмышления В. Чернова о терроре, критика идеологом эсеров трудов ыслителей самых различных эпох, полемика с представителями других олитических сил того времени и т.п. Творчество В. Чернова нуждается в альнейшем глубоком изучении.

Признанный теоретик и один из лидеров партии, В. Чернов внес олыпой вклад в разработку программы и тактики и практической еятельности партии социалистов-революционеров. Таланты В. Чернова ыли поистине разносторонними. Современники говорили о нем как о лестящем ораторе и замечательном публицисте.

Его незаменимость в руководстве вытекала из того, что в силу ичных качеств, Чернов, как никто другой, мог компромиссными ормулами снять большую часть идеологических разногласий, примирить х между собой. Он лучше всех умел снимать идеологические трения в уководстве партии.

В партии эсеров В. Чернов занимал своеобразное положение. Он икогда не был ни организатором, ни практическим руководителем артии, но он был ее главным идейным вдохновителем, создателем ее деологии и программы.

Будучи в споре с марксистскими воззрениями русских социал-емократов, размышления Чернова содержали много интересных аблюдений и догадок о сути и целях революционного движения в России, утях подведения ее жизненного уклада к социализму.

Особенная роль В. Чернова в развитии русской социалистической мысли заключалась в том, что, отстаивая завещанную основоположниками народничества идею сохранения общины как исходного пункта для развития в России высших форм коллективного хозяйства, он вместе с тем европеизировал русское народничество, пропитывая его духом ападноевропейского демократического социализма. В. Чернов считал, что «только социализм, конструктивные способности которого достаточно елики, . примирит Запад с Востоком, расширит арену Интернационала е на словах только, а на деле до размеров нашего земного шара»156.

При создании программных документов партии В. Чернов уководствовался, в первую очередь, собственной системой взглядов, ыработанной в ходе длительного изучения социальных процессов. В снове данной системы взглядов лежала особая философия истории, в оторой главное место отводилось Человеку как отдельной, невероятно начимой для Истории личности. Как считал Чернов, вся деятельность учших умов человечества должна быть направлена на максимальное изическое и духовное освобождение личности.

По мнению Чернова, духовное освобождение индивидуума во ногом способствует появлению в обществе отдельных героических ичностей - творцов Истории. Сам же исторический процесс в части ормирования того или иного общественного уклада в широком смысле того термина представлялся Чернову совокупностью отдельных лементов (экономического уклада, политического строя, юридического рава, цивилизационной морали), каждый из которых влияет на другие и спытывает влияние со стороны остальных элементов и только в овокупном развитии всех этих мыслитель видел залог достижения идеала устройства человеческого общежития. Катализатором всех общественных перемен Чернов считал деятельность

Текущей задачей героических личностей идеолог эсеров видел скорейшую ликвидацию капитализма, однако осуществлять это, по его замыслу, следовало отнюдь не любой ценой. Как считал В. Чернов, сначала следовало дать оценку форме и содержанию капитализма с точки рения политических и экономических категорий. При проведении такого труктурного анализа В. Чернов пришел к выводу о существовании оложительных и отрицательных сторон капитализма, соотношение оторых в каждой стране имеет свои национальные особенности.

Грядущий новый передел мира, связанный с развитием капитализма, о мнению Чернова, нес в себе множество угроз трудовому народу. Поэтому, как никогда актуальной стала задача разработки нового оциалистического идеала как альтернативы капиталистическому бществу. Идеи построения такого общества не были внове - как считал ернов, до современного ему этапа развития политической мысли, оциализм был утопическим и научным. Утопический социализм редставлял собой «мечту» о будущем, красивую картинку, не давая ецептов и механизмов ее достижения. Научный социализм наоборот, редлагал лишь мертвые научно-организационные конструкции, не станавливаясь на формах их реализации. В. Чернов являлся сторонником ового, конструктивного социализма.

Для скорейшего достижения поставленной цели В. Чернов предлагал омплекс мер, включающий скорейшую социализацию, революционное авление на класс эксплуататоров, а также формирование единого плоченного революционного «трудового класса» - союза пролетариата, рестьянства и трудовой интеллигенции.

Рассматривая специфику формирования «трудового класса» в России, будучи аграрной страной, оказалась «втянутой» в капитализм, в то время как фактически не существовало никаких условий для его прихода, [менно поэтому развитие капитализма в России, считал идеолог эсеров, арактеризовалось наименее позитивным сочетанием положительных и трицательных его качеств. Вместе с тем, развитие капитализма в России, педшее по экстенсивному пути, по мнению мыслителя, вполне могло тать существенным положительным фактором на пути достижения оциалистического идеала.

Как считал В. Чернов, существенно способствовать достижению оциалистического идеала в России будет русская деревня и ее ноговековые традиции, ее общинный уклад. Мыслитель видел в Них юмадный потенциал, основы социалистического общежития.

Высоко оценивая присущие трудовой крестьянской общине равнительные тенденции, мыслитель считал, что именно она, получив мпульс для динамического развития, станет основной ячейкой будущего оциалистического строя.

Социалистический идеал В. Чернова подразумевал разработку строго труктурированной и отлаженной системы потребления. Чернов считал, то не производство, а потребление является основным связующим звеном ежду всеми членами общества. Социалистическое государство, таким бразом, в видении Чернова представляло собой союз ельскохозяйственных ассоциаций и отраслевых и территориальных рганизаций. Осуществление руководящих функций предполагалось озложить на представителей этих ассоциаций, а также профсоюзы и иновников. При таком устройстве государства потребительские рганизации граждан одновременно будут являться и ассоциациями роизводителей.

Однако, по мнению Чернова, для достижения социалистического идеала предстояла огромная работа. Основным ее направлением должна была стать социализация, начать которую предполагалось с изменения системы хозяйственных взаимоотношений в аграрной сфере.

Социализация земли подразумевала ликвидацию частной собственности на землю, изъятие ее из торгового оборота и передачу земли - общественное пользование, т.е. под юрисдикцию территориальных бщин. При наделении землей членов общины предполагалось применять ва принципа нормирования: трудовой и потребительский. Особую роль ри техническом осуществлении социализации земли Чернов отводил естным органам власти.

Чернов категорически возражал против национализации земли. Он читал ее одной из узаконенных форм частной собственности на земли, где обственником выступает государство.

Социализация земли должен был стать началом комплексного роцесса социализации производства, включая социализацию фабрик и аводов. При этом социализация рассматривалась мыслителем как редство достижений социалистического идеала. Таким образом, любая орма социализации не являлась, по Чернову, некоей конечной целью.

Способствовать этому может правильный комплексный процесс еформирования. Во главе реформ должна стать либеральная нтеллигенция, как самая образованная составляющая «трудового класса», собой опасностью для процесса реформирования Чернов видел в озможности класса эксплуататоров взять бразды правления этим роцессом в свои руки и использовать его как камуфляж для снижения оциальной активности «трудового класса».

Однако никакие реформы, считал Чернов, не смогут стать должной аменой революции. Другое дело, что революция, по Чернову, - дело крайне отдаленного будущего, в то время как реформы допустимо проводить и при капиталистическом укладе. Революция, по мнению ыслителя, не может быть реализована в полной форме, если в стране тсутствуют необходимые политические и экономические предпосылки, оторых можно добиться комплексным реформированием. Революцию, роизошедшую при недостаточных условиях, Чернов называл <величайшим злом».

Среди основных задач революции мыслитель выделял бобществление труда и собственности; создание единого хозяйственного ппарата; уничтожение, вместе с частной собственностью, самого деления бщества на классы; организация «всеобщего труда на всеобщую пользу»; становление демократической республики на принципах самой широкой олитической свободы с широкой автономией областей и общин, а также ормирование правового гражданского общества.

Движущей силой грядущей революции, по мнению Чернова, должен ыл стать весь «трудовой класс», где основная роль, по традиции, тводилась крестьянству как наиболее прогрессивной и отвечающей апросам социалистической революции части данного класса.

Такой взгляд на движущие силы революции был не единственным унктом расхождения взглядов В. Чернова и другого крупнейшего ыслителя, труды которого Чернов с огромным вниманием и интересом зучал на протяжении всей жизни. Речь идет о К. Марксе.

Основным пунктом критики В. Черновым учения К. Маркса было злишне технологичное, на взгляд Чернова, отношение Маркса к человеку ак личности. По мнению Чернова, человек, согласно учению Маркса, редставляет собой не более, чем представителя той или иной экономико-олитической категории.

Чернов отказывал экономическому материализму во всеобъемлющем характере. Этот подход он называл монистическим и считал его слишком зким для того, чтобы быть универсальным. Взамен такого подхода Чернов предлагал собственную плюралистическую концепцию, где кономический подход был лишь «равным среди равных», таким же, как и •ридический, исторический, культурный и другие. Принципиальный одход Маркса, по мнению Чернова, грешил излишней условностью и мел абстрактный характер.

Несмотря на яростную критику некоторых положений учения 1аркса, В. Чернов высоко ценил гений немецкого мыслителя, сетуя на тсутствие фигур такого масштаба в современной ему российской ействительности. Именно поэтому еще более яростной критике Чернов одвергал последователей Маркса в России, а точнее - большевиков и их идера.

Надежды Чернова на торжество прогрессивного социализма, по его обственному признанию, не оправдались. Большевики, как считал . Чернов, извратили саму идею социализма, превратив его в новую иктатуру. Все, что удалось сделать советской власти, по мнению ыслителя, - это создать новый деспотический строй, где всевластвуют <новые управленцы», выросшие из «плебеизированной» системы осударственного управления. Среди наиболее ярко проявляющихся черт ласти советского государства мыслитель отмечал крайнюю жестокость рименяемых методов; потакание самым низменным инстинктам охлоса; райний цинизм при достижении поставленных целей.

В. Чернов с горечью наблюдал за развитием исторической судьбы оссии, страны, которую он любил до конца своих дней и по которой чень тосковал на чужбине.

Неудачу, постигшую его партию на политическом поприще, впоследствии Чернов оценивал следующим образом: «Есть одно великое, здоровое чувство - чувство ответственности. И есть его болезненное извращение: паническая боязнь ответственности, ведущая к властебоязни. ,емократия умеет побеждать, но не умеет быть победительницей, вести ебя как победительница. Партия эсеров, пользовавшаяся доверием масс, е хотела брать власть, убоявшись ответственности. Именно боязнь тветственных решений и неверие в возможности демократии стали ричиной поражения социалистов-революционеров. Получив от народа отум доверия, эсеры его не использовали, а лишь топтались вокруг

157 ласти» .

Трудно дать однозначную оценку системе взглядов В. Чернова. Одно ожно сказать с полной уверенностью: всю свою сознательную жизнь он ыл социалистом. Именно вера в грядущее торжество социализма дохновляла его и в тюрьмах, и в эмиграции. В речи на похоронах .Чернова 18 апреля 1952 г. в Нью-Йорке М. Вешняк, хорошо знавший го, сказал, что «дорогими идеями для Виктора Михайловича всегда были

158 манизм, народоправство, социализм» .

Закончить настоящее исследование хотелось бы следующими ловами Виктора Михайловича Чернова: «Пусть история сплошь и рядом редставляет собой скорбный лист, мартиролог бойцов за бессмертную дею человечности. Отсюда нельзя делать никаких пессимистических аключений уже по одному тому, что взор наш останавливается на астоящем; а нет ничего более эфемерного, чем настоящее, вечно тступающее перед будущим. .»159.

7 В. Чернов Конструктивный социализм. М., 1997, с. 284

8 Социалистический вестник. Берлин, 1952, № 4, с. 3

9 В. Чернов Социалистические этюды. М., 1908 г., с. 17

 

Список научной литературыЛекич, Анна Вячеславовна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Агафонов В. Индивидуализм и социализм. М., 1906.

2. Аграрный вопрос в России в нач. 20 в. Обзор. М.,1996.

3. Алексеева Г.Д. Критика эсеровской концепции Октябрьской революции. М., 1989.

4. Аноприева Г.С., Ерофеев Н.Д. Эсеры: между утопией и реальностью. Полис, № 6, 1993.

5. Аргунов А.А. Из прошлого партии социалистов-революционеров. Пг., 1917.

6. Артемов А.А., Дербенев Н.Е. Политические партии России в период подготовки и хода первой русской революции. Пенза, 1994.

7. Бабаева Н. Борьба большевиков против меньшевиков, эсеров и анархистов в период первой русской революции. Л., 1968.

8. Безбережьев С.В. Банкротство партии социалистов-революционеров в Октябрьской революции, март 1917 февраль 1918. Л., 1984.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

10. Брешко-Брешковская Е.К. Воспоминания и думы // Социалист-революционер. Париж, 1912, №. 4.

11. Брюллова-Шакольская Н. Партия эсеров и национальный вопрос. Пг, 1917.

12. Булик В. Борьба партии большевиков с меньшевиками и эсерами в период перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую (март октябрь 1917). М., 1969.

13. Буревой К. Распад партии социалистов-революционеров 19181922. М., 1923.

14. Был ли у России выбор? Сборник. М., 1996.

15. Вадимов Б. (Подвицкий В.Г.) К вопросу о программе-максимум и программе-минимум // Сознательная Россия. Спб, 1906 , №. 1.

16. Валентинов Н. Революция и аграрная программа эсеров. М., 1917.

17. Варнавский И.А. Политические партии России в трех революциях. Ижевск, 1992.

18. Владимирова В. Революция 1917 Хроника событий. М., 1922.

19. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.

20. Войтинский В. Годы побед и поражений, кн. 1, Берлин. М., 1923.

21. Волобуев О.В., Леонов М.И., Уткин А.И., Шелохаев В.В. История политических партий периода первой российской революции в новейшей советской литературе// Вопросы истории, 1985 , № 7.

22. Воробьев Ю.С. Русская школа общественных наук в Париже. Исторические науки. М., 1996.

23. Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970.

24. Гинев В.Н. Аграрный вопрос и мелкобуржуазные партии в России в 1917 г. М., 1977.

25. Гинев В.Н. Борьба за крестьянство и кризис русского неонародничества. 1902-1914 гг. Л., 1983.

26. Гусев К.В. История демократической контрреволюции в России. М., 1973.

27. Гусев К.В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции. М., 1975.

28. Гусев К.В. Штрихи к портрету Виктора Чернова. М., 1999.

29. Гусев К.В., Ерицян Х.А. От соглашательства к контрреволюции. М., 1968.

30. Дьячков B.JI. Партия социалистов-революционеров в Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне. М., 1988.

31. Егоренкова О.В. Разработка В. Черновым аграрной программы партии социалистов-революционеров как составной части теории крестьянского социализма. С-П., 1995.

32. Житловский X. Материализм и диалектическая логика. М. 1907.

33. Зак С.С. Земля и капитализм. М., 1906.

34. Зак С.С. Промышленный капитализм в России. М., 1907.

35. Зензинов В.М. Пережитое. Нью-Йорк, 1953.

36. Злоказов Г.И. Меныневистско-эсеровский ВЦИК Советов в 17 году. М., 1997.

37. Изгоев А.С. Русское общество и революция. М., 1910.

38. Ильин Н.Ф. Критика В.И. Лениным мелкобуржуазного социализма партии социалистов-революционеров. М., 1989.

39. Империализм и раскол социализма. М., 1984.

40. Историки мира спорят, сб.ст. М., 1994.

41. Ишин В.В. Эсеры в России конца 19-нач. 20 вв. Астрахань, 1995.

42. К истории революционного движения России. Вып. 1, Н. Новгород, 1907.

43. Как бороться за землю и волю. Мнение эсера. Спб, 1906.

44. Каменев Л.Б. Между двумя революциями. М., 1923.

45. Касаров .Г.Г. Непролетарские партии в России. Гомель, 1990.

46. Касаров Г.Г. История российской интеллигенции (в 2 частях). М., 1995.

47. Касаров Г.Г. Партия социалистов-революционеров. М., 1995.

48. Каутский К. Об аграрном вопросе в России // Народный вестник, 1906, № 1.

49. Киселев И.Н., Корелин А.П., Шелохаев В.В. Политические партии в России в 1905-1907 гг.: численность, состав, размещение1. История СССР, 1990, № 4.

50. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья. Париж, 1971.

51. Колесниченко Д.А. В.М. Чернов, в сб. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

52. Комов Наши задачи и их формулировка // Революционная Россия, приложение, 1904, № 53.

53. Краткий отчет о работе 4 съезда партии социалистов-революционеров 26 ноября 5 декабря 1917 г. Пг., 1918.

54. Кубов А. (Аргунов А.А.) Пора готовиться // Знамя труда, 1913, №. 40.

55. Кудрин Н.Е. Три силы современного момента. Спб, 1907.

56. Кузьмин-Караваев В.Д. Из эпохи освободительного движения, ч.2. Спб., 1907.

57. Леванов Б.В. Борьба партии большевиков против программы и политической деятельности партии социалистов-революционеров на этапе буржуазно-демократической революции в России (19031917 гг.). Л., 1979.

58. Леванов Б.В. Из истории борьбы большевистской партии против эсеров в годы первой русской революции. Л., 1974.

59. Левицкий А. (Гоц М.Р.) Беглые заметки // Вестник русской революции. Женева, 1902, №. 2.

60. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М., 1986.

61. Ленин В.И. Полное собрание сочинений (пятое издание). М., т.5., т.6, т. 14, т. 16, т.22, т. 29, т. 34.

62. Леонов М.И. Аграрная программа эсеров в конце 19-нач. 20 вв. М., 1976.

63. Леонов М.И. Деятельность эсеров в крестьянстве на рубеже XIX-XX веков. Куйбышев, 1982.

64. Леонов М.И. К истории возникновения партии эсеров. М., 1917.

65. Леонов М.И. Левое народничество в начале пролетарского этапа освободительного движения в России. Куйбышев, 1987.

66. Леонов М.И. Партия эсеров в 1905-1907 гг. М., 1997.

67. Лозинский 3. Экономическая политика Временного Правительства. Л., 1929.

68. Лункевич В.В. Как должно вестись наше хозяйство. Пг.,1917.

69. Лункевич В.В. Чего добиваются лучшие люди России. Пг., 1917.

70. Лункевич В.В. Чему учат и что делают социалисты. Пг., 1917.

71. Лупоядов В.Н. Политические партии в России в 1917: проблемы взаимоотношений с органами власти. М., 1993.

72. Майский И.М. Демократическая контрреволюция. М., 1923.

73. Марагин М.М. Борьба В.И. Ленина против идеалистической теории личности народников и эсеров. М., 1957.

74. Марков В. (Вишняк М.В.) К вопросу о социалистических программах и крестьянстве // Народный вестник, 1906, № 7.

75. Мартов Ю.О. П.Б. Аксельроду. 17 февраля 1905 г. // Переписка П.Б. Аксельрода и Ю.О. Мартова. Берлин, 1924.

76. Материалы для библиографии и русский научных трудов за рубежом (20-30 гг.), Вып. 1 и 2. Белград, 1930, 1941 гг.

77. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). Материалы международной конференции. Москва, 14-15 июня 1994 г. М., 1996.

78. Мещеряков Вл. Партия социалистов-революционеров (в 2-х т.). М., 1922.

79. Минин С. Письма к пролетарию. Спб, 1907.

80. Морозов К.Н. Партия социалистов-революционеров в 19071914 гг. М., 1998.

81. Мороховец Е.А. Аграрные программы русских политических партий в 1917. М., 1929.

82. Мякотин В.А. О народно-социалистической партии // Народно-социалистическое обозрение, вып. 1. Спб., 1906.

83. Н.М. (Ракитников Н.И.) Аграрные мероприятия правительства и наша тактика // Знамя труда. Париж, 1910, № 30.

84. Народовластие: сб. ст. членов Учредительного Собрания фракции эсеров. М., 1918.

85. Наша программа. Спб., 1908.

86. Непролетарские партии России в трех революциях. М., 1989.

87. Новая жизнь, сб.ст. Спб, 1907.

88. Пакунова Т.А. Партия левых эсеров. М., 1998.

89. Памятная книжка социалиста-революционера, вып. 1. Париж, 1911.

90. Партия социалистов-революционеров. Московская организация. Устав московской организации. М., 1917.

91. Партия социалистов-революционеров: документы и материалы. 1900-1922 гг. В 3 т. М., 1996.

92. По вопросам программы и тактики. Сб.ст. из «Революционной России». М., 1903.

93. Политические партии России конца 19 в. первой трети 20 в. Энциклопедия. М., 1996.

94. Пошехонов А.В. В чем наши расхождения (Письмо В.М. Чернову). Спб., 1906.

95. Проблемы развития демократии: история и современность, сб.ст. Курск, 1993.

96. Программы политических партий России кон. 19 в. нач. 20 в. Сб. ст. М., 1995.

97. Речь министра земледелия, произнесенная им 19 мая 1917 г. при открытии Главного Земельного Комитета, б.м., 1917.

98. Речь министра земледелия, произнесенная им 5 августа 1917 г. при приезде в г. Ревель, б.м., 1917.

99. Ритина Ин. (Ракитникова И.И.) Еще о партии Соц.-Рев. // Знамя труда, б.г., № 37.

100. Российская литература в эмиграции. Сб. статей под ред. Полторацкого. Питтсбург, 1972.

101. Россия на рубеже веков. Исторические портреты, сб. ст. М., 1991.

102. Русская социалистическая мысль. М., 1995.

103. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. М., 1996.

104. Салтык Г.А. За землю, за волю. Из истории возникновения партии эсеров. М., б.г.

105. Саушкин Н.М. Критика В.И. Лениным программы и тактики партии социалистов-революционеров. М., 1971.

106. Сб.ст. Антонова, Баха, Брешко-Брешковской и др. Вып. 1. М., 1908.

107. Ю7.Скловский И. Накануне 1905, в сб. Из истории борьбы с царизмом, №. 5. Киев, 1926.

108. Слетов С.С. К истории возникновения партии эсеров. М., 1917.

109. Соболева П.И. Борьба большевиков против эсеров и меньшевиков. Ноябрь 1917- 1918 гг. М., 1965.

110. Соболева П.И. Борьба большевиков с эсерами в период первой русской революции. М., 1956.

111. Соболева П.И. Октябрьская революция и крах социал-соглашателей. М., 1968.

112. Совет Партии социалистов-революционеров и его резолюции. Париж, 1920.

113. Социализм социалистов-революционеров, сб.ст. Спб, 1906.

114. Спиридович А. Партия эсеров и ее предшественники. 18861916 гг., издание 2, дополненное. Пг., 1918.

115. Спирина М.В. Крах мелкобуржуазной концепции социализма эсеров. М., 1987.

116. Стеклов Ю.М. Правое крыло партии эсеров. М., 1922.

117. Ткачуков И. Пути революции. Харьков, 1925.

118. Троицкий А .Г. Ответ Виктору Чернову. Спб., 1906.

119. Троицкий А.Г. Принципы трудовой теории. Спб, 1906.

120. Тыркова-Вильямс А. На путях к свободе. Лондон, 1990.

121. Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксисты и русская революция. М., 1996.

122. Философская энциклопедия. М., 1996.

123. Философы России 19-20 вв. М., 1995.

124. Фостер Л.А. Библиография русской зарубежной литературы 19181968 гг., т.2. Бостон, 1970.

125. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970.

126. Чернов В. Аграрный вопрос и современный момент. М., 1917.

127. Чернов В. Анархизм и программа-минимум // Сознательная Россия, 1906, № 4.

128. Чернов В. Большевизм в деревне, б.м., 192- г.

129. Чернов В. Война и третья сила, сб.ст. Пг, 1917.

130. Чернов В. Записки эсера. Берлин, 1922.

131. Чернов В. Земельный вопрос. Доклады министерства земледелия. Пг., 1917.

132. Чернов В. Земля и право. Пг, 1917.

133. Чернов В. Из истории партии С-Р // Новый журнал, Нью-Йорк, 1970, №. 101.

134. Чернов В. Империалистические мечты и действительность. Пг., 1917.

135. Чернов В. Интернационал и война. Пг., 1917

136. Чернов В. Истинные и мнимые пораженцы, сб.ст. Пг, 1917.

137. Чернов В. К вопросу о выкупе земли. Спб, 1906.

138. Чернов В. К вопросу о капитализме и крестьянстве. Н.Новгород, 1906.

139. Чернов В. К вопросу о социализации земли. М., 1908.

140. Чернов В. К обоснованию программы партии эсеров. Пг, 1918.

141. Чернов В. К теории классовой борьбы. М., 1906.

142. Чернов В. К характеристике максимализма // Социалист-революционер, 1910, №. 1.

143. Чернов В. Конечный идеал социализма и повседневная борьба. Спб, 1906.

144. Чернов В. Конструктивный социализм. М., 1997. 145.Чернов В. Крестьян и рабочий как категории хозяйственного строя. М., 1906

145. Чернов В. Маркс и Энгельс о крестьянстве. М., 1906.

146. Чернов В. Марксизм и аграрный вопрос. Спб, 1906.

147. Чернов В. Марксизм и славянство. Пг, 1917.

148. Чернов В. Международный социализм и война, сб.ст. Гельсингфорс, б.г.

149. Чернов В. Монистическая точка зрения в психологии и социологии. М.,1906.

150. Чернов В. Организация или распыление революции? // Сознательная Россия, 1906, № 2.

151. Чернов В. Основной вопрос пролетарского движения. Пг, 1917.

152. Чернов В. Очередной вопрос революционного дела. Берлин, 1903.

153. Чернов В. Памяти Н.К. Михайловского, М, 1917.

154. Чернов В. Перед бурей. М., 1993.

155. Чернов В. По следам жизни. Спб, 1914.

156. Чернов В. Проект новой революционной программы // Революционная Росссия. Париж, 1924, № 33-34.

157. Чернов В. Пролетариат и трудовое крестьянство. М., 1906.

158. Чернов В. Прошлое и настоящее. Спб, 1906.

159. Чернов В. Революция, реакция, оппозиция // Сознательная Россия, Спб., 1906, № 1.

160. Чернов В. Рождение революционной России. Париж-Прага-Нью-Йорк, 1934

161. Чернов В. Сквозь туман грядущего. Пг, 1917.

162. Чернов В. Социализация земли. М., 1906.

163. Чернов В. Социалистические этюды. М.,1908.

164. Чернов В. Террористический элемент в нашей программе // Революционная Россия, 1902, № 7.

165. Чернов В. Философские и социологические этюды. М., 1907.

166. Чернов В. Что делать в крестьянстве. Спб, 1906.

167. Чернов В. Чужими путями, сб.ст. М., 1916.

168. Чернов В. Этика и политика. М., 1916.

169. Чернов В. Юбилей Николая Последнего, б.м., 1904.

170. Чернова-Колбасина О.Е. Воспоминания о советских тюрьмах. Париж, 1921.

171. Черномор дик С. Эсеры. Харьков, 1930.

172. Чубыкин И.В. Российские эсеры в эмиграции, 20-е гг. М., 1996.

173. Шестаков М.Т. Борьба В.И. Ленина против идеалистической социологии эсеров. М., 1975.

174. Шишко Л.Э. Очерки по вопросам экономики и истории. Спб, 1906.

175. Шишко Л.Э. Рассказы из русской истории. М., 1906,ч.1.

176. Шишко Л.Э. Теоретические основы аграрной программы. Спб, 1906.

177. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1987.

178. Энгельгардт М.А, Ответ Виктору Чернову. Спб., 1906.

179. Янсен М. Суд без суда. М., 1987.

180. Ярцев Б. А. Политическая программа Виктора Чернова//Свободная мысль, №5, 1994.