автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Лушников, Дмитрий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе"

На правах рукописи

РГ6 од

ЛУШНИКОВ ДМИТРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ

/

• з *Н| 2011

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЫДЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Ставрополь - 2000

Работа выполнена на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета

Научный руководитель: доктор философских наук,

ъпрофессор Пржиленский В.И.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор,

академик РАСН Медведев Н. П.

кандидат социологических наук Горшков А. В.

Ведущая организация: Кисловодский Университет Академии

Северо-Кавказском государственном техническом университете пс адресу: 355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2, ауд. 204а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Сев-Кав ГТУ (пр. Кулакова 2).

Автореферат разослан "_" ноября 2000 г.

Отзывы на автореферат просим направлять по адресу: 355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2, Сев-Кав ГТУ, диссертационный совет Д 064. 11. 02.

Ученый секретарь

Оборонных Отраслей Промышленности РФ

Защита диссертации состоится 7 декабря 2000 г. в 13е часов на заседании диссертационного совета Д 064. 11. 02 I

диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

А.П. Федоровский

С Ь5~

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Состояние социально) дезорганизации, в котором оказалось современное российское' общество, определяет необходимость изучения проблем, связанных с динамикой общественного сознания, в том числе и религиозного сознания.

Проблематика изучения обыденного религиозного сознания предполагает разработку концептуальной модели особенностей обыденного религиозного сознания в мире современной социальности. Но особое значение приобретает выявление особенностей обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации, особенно актуальное для современного российского общества.

Выявление особенностей современного обыденно религиозного сознания предполагает его рассмотрение эволюционном аспекте. Возникает необходимость изучения связи обыденного религиозного сознания в процессе эволюции определёнными историческими типами социальнс мировоззренческими системами.

Изучение обыденного религиозного созн.ан дезорганизованной социальной среде предполагает рассмотрение воздействия дезорганизационных процессов на него в эволюционной перспективе, от примитивного до современного постмодернистского общества. Важное значение для понимания сути воздействия социальной дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание приобретает изучение особенностей восприяа дезорганизационных процессов с позиции мифологического сознания, определение степени их воздействия на примитивный социум.

Эволюционный аспект изучения обыденного религиозного сознания предполагает выделение и анализ процессов в религиозной сфере жизни общества, оказывающих воздействие на эволюцию религиозного сознания от примитивного до современного общества.

Для изучения специфики обыденного религиозного сознания

жителей Ставропольского края необходимо определение доминирующих факторов социальной дезорганизации, воздействующих на него, а также доминирующих типов депривации.

Определение доминирующих типов депривации делает возможным рассмотрение перспектив развития на территории Ставропольского края религиозных организаций различных типов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с воздействием изменения социальной среды на религиозное сознание являлись объектом пристального изучения.

Изучением понятия, структуры, особенностей и эволюции религиозного сознания занималась целая плеяда отечественных религиоведов и философов: Н.П. Андрианов, Ю.Ф. Борунков, Е.К. Дулуман, B.C. Кулик, Б.А. Лобовик, Е.В. Осиновец, В.В. Павлик, А.Д. Сухов, В. Танчер, Д.М. Угринович и др.

Воздействие эволюционных изменений в обществе на развитие религиозного сознания освящено в трудах П. Бергера, Р. Белла, И. Ваха, М. Вебера, 3. Гирли, Ч. Глока, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, X. Кокса, О. Конта, Т. Лукмана, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Г. Спенсера и др.

Специфика первобытного мышления и мифологического сознания, а также архаической религиозности отражена в трудах Э.Я. Голосовкера, М. .Евзлина, В.В. Иванова, Ф.Х. Кессиди, М.Ю. Лоткана, 1. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А.О. Лосева, Е.М. Мелетинского, B.C. Полосина, М.Ю. Смирнова, В.Н. Топорова и др. Коллективные формы религиозного сознания изучались Э. Дрркгеймом, Л. Леви-Бркглем, К.Г. Юнгом.

Психологическую основу изучаемых явлений и прсцессог составили научные взгляды А. Адлера, У. Джемса, Е. Блейера, Д. Кэмпбелла, 3. Фрейда, Д. Хиллмана, К.Г. Юнга И Др .

Изучение современной традиционной и нетрадиционной религиозности представлено работами А. Баркер, Р. Белла, Э. Гирли П. Хиласа, В.И. Гараджи, А. Меня, К.К. Никонова, A.b. Пименова, Е.Г. Пьяных, A.B. Шипкова и др.

Существенный вклад в изучение модернистско£

4

постмодернистской социальности внесли 3. Бауман, Д. Белл, П. Бергер, Э. Гидденс, Д. Гэлбрейт, П. Дракер, О. Тоффлер, А. Турен, Ф. Ферраротти, Д. Фридман, ¡0. Хабермас.

Проблема социального порядка, первонач; сформулированная Т. Гоббсом, просматривается в социальной теории О. Конта, В. Парето, М. Вебера, Т. Парсонса.

Дезорганизация рассматривалась, прежде всего, как нарушение порядка, институционально закреплённого в социальной системе, отступление от норм и стандартов у Я. Щепаньского, А. Коэна, В.Н. Кудрявцева.

Новое понимание процессов организации - дезорганизации, как необходимого компонента развития социума, связывается с именами А. Богданова, Л. Пастера, П. Кюри, Р. Мертон, Л. Козера, Р. Дарендорфа, И. Пригожина, Ю. Рюэля и Ф. Такенса, Р. Тома, Г. Хакена.

В общей теории организации, сформировавшейся в рамках системного подхода, проблемами дезорганизации занимались В.Г. Афанасьев, Э.Г. Винограй, В.П. Кузьмин, Г.И. Наан, М.С. Коган, В.И. Сагатовский, В.И. Свидерский.

Информационный подход к процессам организации дезорганизации представляют Н. Винер, А.Д. Урсул, В. М.,Глушков, Е.А. Седов, И.Б. Новик, М.И. Сетров, И.А. Акчурин.

Среди отечественных учёных, занимающихся проблемами социальной напряжённости, конфликтогенности, ценностно-нормативных ориентации и аномии в социальных системах разного порядка, необходимо отметить A.A. Давыдова, A.B. Дмитриева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, В.О. Рукавишникова.

Однако, несмотря на достаточную изученность отдельных явлений и процессов, связанных с феноменом обыденного религиозного сознания, в том числе и в условиях кризисного социума, а также процесса социальной дезорганизации, необходимо отметить отсутствие специальных комплексных исследований, связывающих воедино феномен обыденного религиозного сознания и процесс дезорганизации, и в частности - в эволюционной перспективе

изменяющейся социальности.

Объектом исследования является воздействие процесса социальной организации на обыденное религиозное сознание в примитивном и современном обществе.

Предметом исследования являются особенности воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание в России, и в частности в Ставропольском крае.

Цели и задачи исследован . Основной цел диссертационного исследования является анализ воздействия социальной дезорганизации на -обыденное религиозное сознание современного российского общества и, в частности жителей Ставропольского края.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть феномен обыденного религиозного сознания в эволюционной перспективе;

- выявить особенности воздействия дезорганизованного социума на мифологическое сознание и современное обыденное религиозное сознание;

- разработать теоретические модели основных черт обыденного религиозного сознания в условиях современно{ социальности;

- установить особенности современного обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальной среды;

- исследовать специфику воздействия социальш дезорганизации на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края.

Основная гипотеза. Социальная дезорганизация в обществе детерминирует дезорганизацию обыденного религиозного сознания.

Вспомогательные гипотезы. 1. В условиях социальной дезорганизации в обществе особенности современного обыденного религиозного сознания приобретают высокую динамику, а процессы, способствующие его эволюции, протекают более интенсивно.

6

2. В воздействии на российское обыденное религиозное сознание доминируют внеэкономические факторы социальное дезорганизации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации

составляют общефилософские принципы и методы исследования вопросов теоретического анализа феномена обыденного религиозного сознания и процесса социальной дезорганизации.

В диссертационной работе использовались методологические принципы структурного функционализма и феноменологической социологии.

С позиции сравнительного метода и с применением принципов синергетического подхода был исследован феномен обыденного религиозного сознания, показано влияние на него дезорганизационных процессов в обществе.

При анализе процесса социальной дезорганизац использован сруктурно-функциональный метод.

Принципы диалектического подхода позволили выявить степень воздействия дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание.

В своих исследованиях диссертант опирался диалектический метод познания, а также руководствовало принципами историзма, конкретности и развития.

Эмпирическую базу исследования составили конкретные социологические исследования проблемной ситуации, включая сравнительный анализ данных социологических исследований, традиционные методы анализа документов по проблеме исследования, социологическое наблюдение, в том числе визуально статистическое внешних и внутренних проявлений социальных процессов, анкетирование, использование исторических параллелей, неформализованное интервью.

Основой для данного исследования послужил массовые опросы, на основе кластерной выборки - активных верующих, входящих в религиозные организации и посещающих культовые службы (активных и пассивных), на основе случайной выборки - основной массив

пассивных верующих.

Научная новизна диссертационного исследования може1 быть сформулирована следующим образом:

- в диссертационной работе осуществляется комплексно! исследование характера воздействия процесса социальнс дезорганизации на обыденное религиозное сознание современноп российского общества с использованием научных и познавательны: возможностей диалектического подхода;

- обыденное религиозное сознание рассмотрено эволюционной перспективе в зависимости от динамики исторически: типов социальности и миропонимания;

- выявлены характерные особенности воздействх социальной дезорганизации на мифологическое и современно! обыденное религиозное сознание, особенности восприятия им! дезорганизационных процессов;

- на основе теории современной социальности П. Бергер; впервые разработана' концептуальная модель современного обыденног! религиозного сознания;

- для эмпирического исследования воздействия факторо: социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознания использована теория развития религиозных групп Ч. Глока и Р Старка;

- определены типы депривации, доминирующие в воздействи) на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края а также перспективы развития религиозных организаций на территорю края.

Основные положения, выносимые на защиту:

- прослеживается явная зависимость между особенностям] обыденного религиозного сознания и определённым тиг социальности. Дезорганизованная социальная среда детерминируе1 дезорганизацию обыденного религиозного сознания;

- эволюция обыденного религиозного сознания < мифологического сознания примитивного общества до современноп

обыденного религиозного сознания в постмодернистском социуме, в общих чертах тождественна воздействию социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание некогда стационарного общества;

процесс эволюции обыденного религиозного сознания от мифологического сознания, существующего в социомифическом космосе закрытого общества, стационарного по сути, до современного обыденного религиозного сознания, можно обозначить термином "дезорганизация";

в условиях социальной дезорганизации в обществе выявленные особенности современного обыденного религиозного сознания приобретают высокую динамику, а процессы, способствующие его эволюции протекают более интенсивно;

с позиции мифологического сознания социальна: дезорганизация воспринимается как космологическое, а зачастую и эсхатологическое явление. Одним из важнейших средств сохранения социального порядка и укрепления социальной солидарности в примитивном обществе является его преднамеренная и временная дезорганизация в ходе циклических ритуалов регенерации времени;

- несмотря на то, что для общественного сознания российского общества характерно состояние духовного монетаризма, однако в воздействии на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края доминируют внеэкономические факторы, социальная и психическая, а не экономическая депривация;

явно охранительный по отношению к традиционной религиозности и традиционным религиозным организациям характер обыденного религиозного сознания жителей Ставропс противоречит, наблюдаемому у них же росту религиозно! индивидуализма и падению доверия к институциональным формам традиционных религий и религиозным организациям вообще;

современное обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края, как и в целом по России, оказалось в оянии дезорганизации под воздействием дезорганизационных .рэцессов в обществе.

Научно-практическая значимость диссертацн

Концептуальная модель особенностей современного обыденного религиозного сознания, представленная диссертантом, может быть полезной для дальнейшей разработки и корректировки теоретико-методологических подходов к проблемам изучения современной российской религиозности и религиозного сознания.

Результаты исследования по проблеме воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание могут представить интерес для социологов, исследующих проблемы динамики общественного сознания и функционирования социальных институтов в условиях дезорганизованного социума. А также всем специалистам, интересующимся вопросами, связанными с особенностями религиозности жителей Ставропольского края.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения материалов настоян диссертационной работы докладывались автором на межрегиональных конференциях, на заседаниях методических объединен использовались в преподавании учебных курсов. Общие положения диссертационного исследования отражены в трех публикациях, общим объёмом 1,2 п. л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов и заключения. Общий объем работы 141 страница. Список литературы включает 165 источников, из них 5 источников на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во "Введении" обосновывается актуальность темы, рассматривается степень её научной разработанности, формулируются цели и задачи исследования. Указываются элементы новизны, излагаются основные положения, выносимые на защиту, определяются теоретико-методологические основы исследования, освещается теоретическая и практическая значимость работы, её апробация.

Первая глава "Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации", состоящая из четырёх параграфов, содержит анализ основных теоретических проблем, связанных с феноменом обыденного религиозного сознания и процессом социальной дезорганизации в обществе, рассматривает использование научных и познавательных возможностей сравнительного метода при исследовании эволюции обыденного религиозного сознания, раскрывает степень воздействия дезорганизованной социальности на обыденное религиозное сознание примитивного и современного общества.

В первом параграфе "Обыденное религиозное сознание: понятие и феномен" раскрывается содержание понятия "обыденное религиозное сознание", выделяются основные категории религии, необходимые для последующего теоретического и эмпирического анализа, обосновывается необходимость изучения обыденного религиозного сознания в эволюционной перспективе изменяющейся социальности.

Религия рассматривается как определённая форма общественного сознания, в обозначении уровней религиозного сознания используются понятия "обыденное религиозное рознание" и "религиозная идеология". Особенности взаимодействия и взаимовлияния двух уровней религиозного сознания анализируются при помощи категорий общественного и индивидуального, сознательности и стихийности.

II

Обыденное религиозное сознание несводимо к понятиям "массовая религиозность", "массовое религиозное сознание", "религиозная психология", "индивидуальное сознание верующего". Религиозная психология является отдельным явлением, не тождественным обыденному религиозному сознанию, представляет собой связующее звено между обыденным религиозным сознанием и сферой бессознательного.

В рассмотрении проблемы дефиниций религии, предпочтение отдаётся эмпирическим.дескриптивным определениям религии, религиозные явления и процессы анализируются при помощи категорий "сакральное" и "профанное".

Двойственный, амбивалентный характер сакрального предопределяет двойственность восприятия человеком его манифестации в жизненном мире. Данное восприятие зависит и от социо-культурных особенностей содержимого сознания. Один и тот же объект одновременно сакрализуется как иерофания одной из социальных групп и рассматривается как профанный другой группой, в рамках того же общества. Диалектика сакрального ведёт к его манифестации и в системном мире, в данном случае, социальная модальность сакрального выступает как организующий принцип самой структуры социума, а также отдельных её элементов.

Эволюционная перспектива угасания манифестаций сакрального в историческом времени предопределяет необходимость изучения обыденного религиозного сознания в эволюционном аспекте, в зависимости от изменяющихся определённых типов социальности и соответствующего им миропонимания.

Во втором параграфе "Специфика современного обыденного религиозного сознания: эволюционный аспект" рассматриваются процессы, оказывающие воздействие на эволюцию.обыденного религиозного сознания, их связь с определёнными типами социальности и соответствующего им миропонимания: досовременного, модернистского и постмодернистского. Для

определения специфики современного российского обыденного религиозного сознания необходимо выявление основных черт современного обыденного религиозного сознания, что затруднительно без рассмотрения его в эволюционном аспекте, с помощью диалектического подхода и сравнительного метода.

Эволюция обыденного религиозного сознания анализируется через процесс становления модернистской социальности, за основу определения которой, берутся дилеммы

г'

модернистской социальности П. Бергера. Основные черты модернистской социальности представляются как факторы кардинальных изменений в общественном сознании, поэтому эволюцию обыденного религиозного сознания от мифологического сознания примитивного общества до обыденного религиозного сознания в постмодернистском обществе нельзя отделить от процессов, определяющих становление модернистской социальности.

К основным процессам и тенденциям, оказывающим воздействие на эволюцию обыденного религиозного сознания, были отнесены следующие: десакрализация религиозного сознания, в ходе которой бессознательное остаётся единственной сферой существования и манифестации сакрального, а жизненный и, в особенности, системный мир практически ■полностью профанируются; эволюционно параллельный десакрализации процесс секуляризации; возрастающий религиозный индивидуализм; снижение авторитета и влияния традиционной религиозности и в целом, социального института религии в обществе; растущее воздействие на обыденное религиозное сознание нетрадиционной религиозности; тенденция к экуменизму,, большей религиозной терпимости и плюрализму.

С помощью теоретической модели модернистской социальности П. Бергера установлены следующие особенности обыденного религиозного сознания в мире современной социальности: возрастающее абстрагирование религиозных идей и представлений; растущий синкретизм обыденного религиозного

13

сознания, ассимилирующего религиозные идеи и представления нетрадиционных религий и новые идеи и представления общественного сознания и, в немалой степени - научного сознания; темпоральная трансформация восприятия - будущее выступает для сознания основным аспектом времени; индивидуация обыденного религиозного сознания; тенденция к освобождению, как выбору того или иного варианта проявления религиозности; прогрессирующий религиозный плюрализм, терпимость к другим религиозным взглядам и традициям, возрастающий интерес к ним; связанное с процессом выделения сознания из сферы бессознательного, эволюционное вытеснение сакрального в бессознательное порождает интерес к различным проявлениям иррационализма: оккультизму, магии, восточным религиозным традициям и психотехнике, мифологическому символизму, астрологии и т.п. Это демонстрирует бессознательное влечение современного "десакрализованного" человека войти в контакт с сакральным, заново "открыть" его для себя.

Данные особенности современного обыденного религиозного сознания определяют доминирование индивидуального над общественным в религиозном сознании.

В третьем параграфе "Общая характеристика процесса социальной дезорганизации" рассматриваются научные подходы к изучению кризисных состояний социума, непосредственно дезорганизационных процессов в обществе, даётся общая характеристика процесса социальной дезорганизации, анализируется её воздействие на социальную структуру и на отдельные её элементы, а также общественное и индивидуальное сознание. Дезорганизацию традиционно определяют от обратного - как противоположное организованному и планомерному началу, по ассоциации со стихийностью и неуправляемостью. Социальная дезорганизация обычно понимается как нарушение социального порядка, норм деятельности, расстройство организации, нарастание беспорядка и хаоса в социальной системе. Она

выступает как негативный и деструктивный модус социальных изменений, однозначно опасный и нежелательный для социума,

В действительности, социальная реальность демонстрирует подвижность и релятивность грани между организацией и дезорганизацией, не всегда дезорганизация выступает как негативный, а организация как позитивный момент для социальной системы. Сегодня можно с определённостью утверждать, что на смену упрощённым представлениям о единстве мира, опирающимся явно или неявно на концепции лервоматерии и редукционизм как всеобъемлющий методологический принцип, приходит представление о единстве мира в многообразии, опирающееся на устанавливаемую наукой концепцию неоднородности наличного бытия, идею взаимообусловленности и взаимопревращения явлений природы и различных граней познания.

Структурно-функциональный анализ позволяет абстрагировать структуру от её носителя, он эффективен в том случае, когда мы рассматриваем общество как институционализированную модель взаимодействия социальных субъектов, основным механизмом поддержания порядка в котором выступают социальные институты и организации. Значения понятия "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядоченности, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой, неадекватное отражение в его структуре и функциях изменившихся социальных потребностей ведёт к дисфункции социального института, а на микроуровне социальной жизни - к системному расхождению организационно-управленческой и ценностно-нормативных систем.

Дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в ритуальную, "символическую" деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной

цели, когда функции подменяются другими, "ложными" или же просто отмирают в связи с изменениями внешней социальной среды по причине своей невостребованностг.. Не может избежать негативных воздействий со стороны дезсрганмзационных процессов и социальный институт религии, несмотря на специфику функций и удовлетворяемых потребностей.

Помимо структурной и функциональной дезорганизации социальной системы существует личностное измерение данного процесса. Прослеживается устойчивая связь между социальной и личностной дезорганизацией. Дезорганизованная социальная среда детерминирует дезорганизацию общественного и индивидуального сознания. Представляется ошибочной точка зрения, существующая в эмпирических направлениях западной социологии, согласно которой детерминанты социальной дезорганизации локализуются на микроуровне и она рассматривается как продолжение личностной дезорганизации.

Причинами дезорганизации сознания являются противоречивые ценности, участие в группах с разными системами ценностей, конфликт между элементами в структуре личности, распад психических элементов и т.д.

В четвёртом параграфе "Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации в примитивном и современном обществах" с помощью сравнительного метода проводится теоретический анализ характера воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание в примитивном к современном обществах.

Первые описания явления, послужившего прообразом понятия "дезорганизация", содержались -в древней мифо.г.'.>:\:г л античной философии: Хаос представлял собой бесформенное неопределённое состояние вещей, знаменовал "начало" и "конец" сьета, таил в себе силы создания и разрушения. Представление о начальном состоянии мирл как об отсутствии какой-либо о ?: ¡"'-"енности, организации, как аморфном и хаотическом было с; ...^„енно почти всем без исключения древним народа:

16

Мифологическое сознание, мыслящее парными категориями, противопоставляло Хаосу упорядоченный Космос. Космогонический процесс можно рассматривать по сути как процесс организации, упорядочения исходных элементов в единую.целостность, обладающую качественной определённостью и собственной структурой, то есть в систему.

Мифологическому сознанию присуще представление о прецедентном, архетипическом характере дезорганизации, разворачивающейся по внутренней логике космогонической схемы. Любая мироструктура будучи созданной, содержит в себе элементы хаоса, то есть имеет тенденцию к распаду. Поэтому она должна поддерживаться либо путём ритуального "пересотворения" (М. Элиаде), либо за счёт феномена уступки, жертвы хаосу.

Прорыв хаоса в мир сакрального социомифического космоса возможен в трёх случаях: 1. В ходе ритуальной дезорганизации, погружающей социум в хаос, имитирующей космогонический процесс в ходе празднеств годового цикла и служащей регенерации времени; 2. Во втором случае вторжение хаоса рассматривается как сбой в программе ритуального воспроизведения архетипа, "пересотворения" космоса, отклонение от архетипической модели, влекущее за собой нарушение установленных границ контакта с сакральным и санкции со стороны Верховных Существ; 3. В третьем случае вторжение хаоса рассматривается как эсхатологическое событие, свидетельствующее о приближении конца определённого цикла существования мироздания, о начале глобальной.космической трансформации, "конце света".

Преднамеренно впускаемая в социомифический космос в ходе ритуалов, служащих темпоральной регенерации, ритуальная дезорганизация выступает как механизм поддержания мира социального порядка, имеет интегративную функцию. Однако следует отличать ритуально-космогоническую дезорганизацию.от дезорганизации, как социального процесса, не присущего

закрытому, стационарному по сути, примитивному социуму, консервирующему процессы социо-культурных изменений рамками мифологического прецедента - архетипа.

Процесс социальной дезорганизации, как в примитивном, . так и в современном обществе обостряет эсхатологические настроения, активизирует и продуцирует различные виды кризисных культов, милленаристские, хилиастические и апокалиптические ожидания.

Использование теоретической модели развития религиозных организаций Ч. Глока и Р. Старка позволяет определить факторы социальной дезорганизации, доминирующие по степени воздействия на обыденное религиозное сознание.

Анализ выделенных особенностей современного обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации позволяет прийти к выводу: эволюция обыденного религиозного сознания от мифологического сознания примитивного общества до обыденного религиозного сознания в постмодернистском обществе, в общих чертах тождественна воздействию социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание некогда стационарного общества. Таким образом, процесс эволюции обыденного религиозного сознания можно обозначить понятием "дезорганизация".

Во второй главе "Дезорганизация обыденного религиозного сознания в современном российском обществе", состоящей из трёх параграфов, содержится анализ воздействия дезорганизационных процессов в современной России на обыденное религиозное сознание общества, его динамику и дезорганизацию. Выявляются факторы социальной дезорганизации и типы депривации, доминирующие по степени воздействия на обыденное религиозное сознание верующих Ставропольского края.

Б первом параграфе '•'"Современная российская религиозность и дезорганизация обыденного религиозного сознания" рассматривается состояние современной российской религиозности, оказывающей непосредственное воздействие на

изменения в обыденном религиозном сознании.

Понять современное российское обыденное религиозное сознание очень непросто. Мировоззрение современного россиянина, многие его высшие ценности, которые можно назвать "квазирелигиозными", носят, строго говоря, не религиозный, а идеологический характер. Эти идеологические ценности, в большинстве своём принадлежащие марксистской ментальности, сочетаются с религиозностью и во многом её определяют. Экономическая политика приобретает квазирелигиозное, сотерологическое значение. В социально-политической мифологии утвердился "квазикосмогонический" миф о рынке, как о высшей и последней стадии развития социума, как об универсальном средстве обуздания хаоса социальной дезорганизации и воссоздании мира сакрального социального порядка. Экономический детерминизм, господствующий в общественном сознании, порождает специфическое духовное состояние, названное A.B. Щипковым "духовным монетаризмом".

В современной религиозной ситуации наблюдаются две тенденции: реставрационная - возрождение традиционных религий и религиозности; распространение нетрадиционной религиозности и различных архаических верований. Помимо традиционно противопоставляемых в европейской культуре последних четырёх столетий "религии" и "атеизма", в последнее время в массовом обыденном сознании всё громче о себе начинает заявлять "неополитеизм", вступающий в противоречие с традиционной монотеистической религиозностью.

В нашем обществе прогнозируется рост влияния нетрадиционных форм религиозности. Кроме этого, распространяются различные квазинаучные идеологии, зачастую легко вписывающиеся в элементарные верования и нетрадиционную религиозность. Современная религиозная лиминальность расширяясь, оказывается устойчивой системой, а не переходным этапом к новой религии и новым формам религиозности.

Исторические особенности православной религиозности -

19

институционализированность в российском социуме, социоцентризм, сосредотачивают её на сакрализации социально значимых объектов и в перспективе быстро изменяющейся социальности не способствуют устойчивости её социального базиса. Процесс православного возрождения обеспечивается таким типом религиозности как обрядоверие, которое в мире современной секуляризированной социальности приобретает черты "обрядовой квазирелигиозности".

В настоящее время наблюдается существование ■разнообразных типов религиозности в России: от интенсивной духовной религиозности до примитивного обрядоверия и квазирелигиозности. В целом, утверждение о национально-религиозном православном возрождении является в большей степени идеологемой. В основании требований десекуляризации лежит не собственно вера, а стремление институционализировать в обществе отношения патерналистского типа.

В наше переходное от государственной атеистической идеологии к религиозному плюрализму время важно различать активную веру и пассивную религиозность, являющуюся широкой социальной базой православия и ислама. При высоких показателях уровней религиозности по самооценке, фиксируется совершенно не соответствующие им характеристики религиозного сознания и поведения. Это свидетельствует о широком распространении ситуативной религиозности, характеризующей не мировоззренческую позицию, а скорее умонастроение, отличающееся значительной подвижностью.

Не только дезорганизованная социальная среда, но и сложная специфическая ситуация российской религиозности способствуют дезорганизации современного обыденного религиозного сознания в России.

Во втором параграфе "Отдельные идеи и представления современного российского обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации" рассматривается воздействие на конкретное содержание обыденного религиозного

20

сознания факторов современной социальности и социальной дезорганизации.

В условиях социальной дезорганизации основные элементы модели современного обыденного религиозного сознания в стационарном обществе приобретают ярко выраженный характер, а процессы, способствующие эволюции обыденного религиозного сознания протекают более интенсивно. Эта гипотеза позволяет осуществить анализ современного российского обыденного религиозного сознания, а также подтвердить обоснованность выявленной теоретической модели особенностей современного обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации. Основные черты современного обыденного религиозного сознания раскрываются посредством отдельных религиозных идей и представлений, в динамике которых прослеживается воздействие дезорганизационных процессов.

Прогрессирующее абстрагирование религиозных идей и представлений, их увеличивающийся синкретизм, рост религиозного индивидуализма, проникновение в религиозное сознание идей к представлений нетрадиционной религиозности и т.д., являются не только следствием развития современной социальности и изменения общественного и, в частности, религиозного сознания, но и симптомом дезорганизации российского обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальной среды.

В третьем параграфе "Анализ воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества", основывающимся на результатах проведённого социологического исследования, прослеживается специфика воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание верующих в Ставропольском крае, на основе анализа конкретного содержания обыденного религиозного сознания - религиозных идей и представлений.

За основу анализа берутся особенности обыденного религиозного сознания в различных возрастных группах,

21

демонстрирующие особенности и динамику религиозных идей и представлений от обыденного религиозного сознания, сформировавшегося в стационарном обществе, до только формирующегося в условиях дезорганизованной социальной среды.

Вспомогательная гипотеза о доминировании внеэкономических факторов социальной дезорганизации по степени воздействия на обыденное религиозное сознание верующих Ставропольского края, подтверждается преобладанием в религиозном сознании социальной и психической, а не экономической депривации.

В результате социологического анализа были выявлены следующие парадоксы дезорганизации обыденного религиозного сознания жителей Ставрополья: 1. Несмотря на господство в российском общественном сознании состояния духовного монетаризма, в воздействии на обыденное религиозное сознание доминируют внеэкономические факторы, социальная и психическая, а не экономическая депривация; 2. Явно охранительный по отношению к традиционной религиозности и традиционным религиозным организациячм, характер обыденного религиозного сознания верующих Ставропольского края противоречит, наблюдаемому в нём же, росту религиозного индивидуализма и падению доверия к институциональным формам традиционных религий и религиозным организациям вообще.

Основываясь на результатах социологического исследования, даны некоторые прогнозы развития на территории Ставропольского края различных типов религиозных организаций.

В "Заключении" диссертации подводятся итоги проведённой работы, обобщаются данные исследования, делаются конкретные выводы по их результатам, определяются некоторые направления дальнейшей разработки темы.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНИИ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

1. Лушников Д.А. Индивидуальные детерминанты девиации: аналитико-психологический подход // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы. Вып.11. -Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 1999. 0,2 п.л.

2. Лушников Д.А. Патология в мифе и профилактике девиантного поведения в первобытном обществе // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы. Вып.12. - Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 1999. 0,3 п.л.

3. Лушников Д.А. Специфика современного обыденного религиозного сознания: эволюционный аспект // Религиозное сознание и смерть в кризисном социуме. - Ставрополь, 2000. 0, 7 п.л.

Изд. лиц.№ 72-31 от 22.04.97r. Подписано в печать 24.10.2000г. Формат 60 x 84 1/16 Усл. печ. л. 1,43 Уч. изд. л. 0,95

Бумага офсетная Тираж 100 Заказ № 324

Отпечатано в типографии Северо - Кавказского государственного технического университета

355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова 2.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Лушников, Дмитрий Александрович

Введение.

Глава 1. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации.

1.1. Обыденное религиозное сознание: понятие и феномен.

1.2. Специфика современного обыденного религиозного сознания: эволюционный аспект.

1.3. Общая характеристика процесса социальной дезорганизации.

1.4. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации в примитивном и современном обществах.

Глава 2. Дезорганизация обыденного религиозного сознания в современном российском обществе.

2.1. Современная российская религиозность и дезорганизация обыденного религиозного сознания.

2.2. Отдельные идеи и представления современного российского обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации.

2.3. Анализ воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Лушников, Дмитрий Александрович

Актуальность исследования. Состояние социальной дезорганизации, в котором оказалось современное российское общество, определяет необходимость изучения проблем, связанных с динамикой общественного сознания, в том числе и религиозного сознания.

Проблематика изучения обыденного религиозного сознания предполагает разработку концептуальной модели особенностей обыденного религиозного сознания в мире современной социальности. Но особое значение приобретает выявление особенностей обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации, особенно актуальное для современного российского общества.

Выявление особенностей современного обыденного религиозного сознания предполагает его рассмотрение в эволюционном аспекте. Возникает необходимость изучения связи обыденного религиозного сознания в процессе эволюции с определёнными историческими типами социальности и мировоззренческими системами.

Изучение обыденного религиозного сознания в дезорганизованной социальной среде предполагает рассмотрение воздействия дезорганизационных процессов на него в эволюционной перспективе, от примитивного до современного постмодернистского общества. Важное значение для понимания сути воздействия социальной дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание приобретает изучение особенностей восприятия дезорганизационных процессов с позиции мифологического сознания, определение степени их воздействия на примитивный социум.

Эволюционный аспект изучения обыденного религиозного сознания предполагает выделение и анализ процессов в религиозной сфере жизни общества, оказывающих воздействие на эволюцию религиозного сознания от примитивного до современного общества.

Для изучения специфики обыденного религиозного сознания жителей Ставропольского края необходимо определение доминирующих факторов социальной дезорганизации, воздействующих на него, а также доминирующих типов депривации.

Определение доминирующих типов депривации делает возможным рассмотрение перспектив развития на территории Ставропольского края религиозных организаций различных типов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с воздействием изменения социальной среды на религиозное сознание являлись объектом пристального изучения.

Изучением понятия, структуры, особенностей и эволюции религиозного сознания занималась целая плеяда отечественных религиоведов и философов: Н.П. Андрианов, Ю.Ф. Борунков, Е.К. Дулуман, B.C. Кулик, Б.А. Лобовик, Е.В. Осиновец, В.В. Павлюк, А.Д. Сухов, В. Танчер, Д.М. Угринович и др.

Воздействие эволюционных изменений в обществе на развитие религиозного сознания освящено в трудах П. Бергера, Р. Белла, И. Ваха, М. Вебера, Э. Гирли, Ч. Глока, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, X. Кокса, О. Конта, Т. Лукмана, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Г. Спенсера и др.

Специфика первобытного мышления и мифологического сознания, а также архаической религиозности отражена в трудах Э.Я. Голосовкера, М. Евз-лина, В.В. Иванова, Ф.Х. Кессиди, М.Ю. Лотмана, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, B.C. Полосина, М.Ю. Смирнова, В.Н. Топорова и др. Коллективные формы религиозного сознания изучались Э. Дюркгеймом, Л. Леви-Брюлем, К.Г. Юнгом. Психологическую основу изучаемых явлений и процессов составили научные взгляды А. Адлера, У. Джемса, Е. Блейера, Д. Кэмпбелла, 3. Фрейда, Д. Хиллмана, К.Г. Юнга и др.

Изучение современной традиционной и нетрадиционной религиозности представлено работами А. Баркер, Р. Белла, Э. Гирли П. Хиласа, В.И. Гараджи, А. Меня, К.И. Никонова, A.B. Пименова, Е.Г. Пьяных, A.B. Щипкова и др.

Существенный вклад в изучение модернистской и постмодернистской социальности внесли 3. Бауман, Д. Белл, П. Бергер, Э. Гидденс, Д. Гэлбрейт, П. Дракер, О. Тоффлер, А. Турен, Ф. Ферраротти, Д. Фридман, Ю. Хабермас.

Проблема социального порядка, первоначально сформулированная Т. Гоббсом, просматривается в социальной теории О. Конта, В. Парето, М. Вебе-ра, Т. Парсонса.

Дезорганизация рассматривалась прежде всего, как нарушение порядка, институционально закреплённого в социальной системе, отступление от норм и стандартов у Я. Щепаньского, А. Коэна, В.Н. Кудрявцева. Новое понимание процессов организации - дезорганизации, как необходимого компонента развития социума, связывается с именами А. Богданова, JL Пастера, П. Кюри, Р. Мертон, J1. Козера, Р. Дарендорфа, И. Пригожина, Ю. Рюэля и Ф. Такенса, Р. Тома, Г. Хакена.

В общей теории организации, сформировавшейся в рамках системного подхода, проблемами дезорганизации занимались В.Г. Афанасьев, Э.Г. Вино-грай, В.П. Кузьмин, Г.И. Наан, М.С. Коган, В.И. Сагатовский, В.И. Свидерский.

Информационный подход к процессам организации - дезорганизации представляют Н. Винер, А.Д. Урсул, В.М. Глушков, Е.А. Седов, И.Б. Новик, М.И. Сетров, И.А. Акчурин.

Среди отечественных учёных, занимающихся проблемами социальной напряжённости, конфликтогенности, ценностно-нормативных ориентаций и аномии в социальных системах разного порядка, необходимо отметить A.A. Давыдова, A.B. Дмитриева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, В.О. Рукавишникова.

Однако, несмотря на достаточную изученность отдельных явлений и процессов, связанных с феноменом обыденного религиозного сознания, в том числе и в условиях кризисного социума, а также процесса социальной дезорганизации, необходимо отметить отсутствие специальных комплексных исследований, связывающих воедино феномен обыденного религиозного сознания и процесс дезорганизации, и в частности - в эволюционной перспективе изменяющейся социальности.

Объектом исследования является воздействие процесса социальной организации на обыденное религиозное сознание в примитивном и современном обществе.

Предметом исследования является особенности воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание в России, и в частности в Ставропольском крае.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества и, в частности жителей Ставропольского края.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: -рассмотреть феномен обыденного религиозного сознания в эволюционной перспективе;

-выявить особенности воздействия дезорганизованного социума на мифологическое сознание и современное обыденное религиозное сознание; -разработать теоретические модели основных черт обыденного религиозного сознания в условиях современной социальности;

-установить особенности современного обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальной среды;

-исследовать специфику воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края.

Основная гипотеза. Социальная дезорганизация в обществе детерминирует дезорганизацию обыденного религиозного сознания.

Вспомогательные гипотезы. 1. В условиях социальной дезорганизации в обществе особенности современного обыденного религиозного сознания приобретают высокую динамику, а процессы, способствующие его эволюции, протекают более интенсивно.

2. В воздействии на российское обыденное религиозное сознание доминируют внеэкономические факторы социальной дезорганизации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования вопросов теоретического анализа феномена обыденного религиозного сознания и процесса социальной дезорганизации.

В диссертационной работе были использованы методологические принципы структурно-функциональной и феноменологической социологии.

С позиции сравнительного метода и с применением принципов синерге-тического подхода был исследован феномен обыденного религиозного сознания, показано влияние на него дезорганизационных процессов в обществе.

При анализе процесса социальной дезорганизации использован структурно-функциональный метод.

Принципы диалектического подхода позволили выявить степень воздействия дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание.

В своих исследованиях диссертант опирался на диалектический метод познания, а также руководствовался принципами историзма, конкретности и развития.

Методы исследования и информационная база.

-Традиционный метод анализа документов по проблеме исследования; -Наблюдение, визуальное и статистическое внешних и внутренних проявлений социальных процессов;

-Опрос. Для подтверждения теоретических концепций и проверки гипотез по теме исследования было проведено анкетирование. Генеральная совокупность выборки представлена респондентами, являющимися активными и пассивными верующими различных конфессий, а также верующих с аморфным религиозным сознанием, не идентифицирующих себя с конкретной конфессией и религиозной организацией. Объём выборки - 1200 человек, представляется достаточным для формирования представления обо всей генеральной совокупности.

Верующие характеризуются следующими статистическими признаками: 1) Пол: 54% мужчины, 56% женщины; 2) Возраст: 17-25 лет - 40%, 25 - 45 лет - 37%, старше 45 - 23%; 3) Социально-профессиональный статус и род занятий: руководители - 1,3%, специалисты - 13%, служащие - 14%, рабочие -22%, учащиеся - 10%, пенсионеры - 19,5%, безработные - 6,2%, не указали -3% опрошенных; 4) Конфессиональная принадлежность: православные - 43 %, другие христиане - 29,5%, мусульмане - 19%, буддисты - 1,5%, другие - 7%. -Сравнительный анализ данных социологических исследований разных лет. Использованы результаты опросов, полученных центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП) в 1993-1999 годы, Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в 1988-1996 годах, Институтом социально-политических исследований (ИСПИ) РАН в 1993-1996 годах и др.; -Исследование исторических параллелей; -Неформализованное интервью.

Автор участвовал в разработке инструментария, организации полевых работ, математической обработке данных.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

-в диссертационной работе осуществляется комплексное исследование характера воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества с использованием научных и познавательных возможностей диалектического подхода; -обыденное религиозное сознание рассмотрено в эволюционной перспективе в зависимости от динамики исторических типов социальности и миропонимания; -выявлены характерные особенности воздействия социальной дезорганизации на мифологическое и современное обыденное религиозное сознание, особенности восприятия ими дезорганизационных процессов;

-разработана концептуальная модель особенностей современного обыденного религиозного сознания, в качестве методологической основы была использована теория современной социальности П. Бергера;

-для эмпирического исследования воздействия факторов социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание использована теория развития религиозных групп Ч. Глока и Р. Старка;

-определены типы депривации, доминирующие в воздействии на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края, а также перспективы развития религиозных организаций на территории края.

Основные положения, выносимые на защиту: -прослеживается явная зависимость между особенностями обыденного религиозного сознания и определённым типом социальности. Дезорганизованная социальная среда детерминирует дезорганизацию обыденного религиозного сознания;

-эволюция обыденного религиозного сознания от мифологического сознания примитивного общества до современного обыденного религиозного сознания в постмодернистском социуме, в общих чертах тождественна воздействию социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание некогда стационарного общества;

-процесс эволюции обыденного религиозного сознания от мифологического сознания, существующего в едином социомифическом космосе закрытого общества, стационарного по сути, до современного обыденного религиозного сознания, можно обозначить термином «дезорганизация»;

-в условиях социальной дезорганизации в обществе выявленные особенности современного обыденного религиозного сознания приобретают высокую динамику, а процессы, способствующие его эволюции протекают более интенсивно;

-с позиции мифологического сознания социальная дезорганизация воспринимается как космологическое, а зачастую и эсхатологическое явление. Одним из важнейших средств сохранения социального порядка и укрепления социальной солидарности в примитивном обществе является его преднамеренная и временная дезорганизация в ходе циклических ритуалов регенерации времени; -несмотря на то, что для общественного сознания российского общества характерно состояние духовного монетаризма, однако в воздействии на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края доминируют внеэкономические факторы, социальная и психическая, а не экономическая депривация; -явно охранительный по отношению к традиционной религиозности и традиционным религиозным организациям характер обыденного религиозного сознания жителей Ставрополья противоречит, наблюдаемому у них же росту религиозного индивидуализма и падению доверия к институциональным формам традиционных религий и религиозным организациям вообще;

-современное обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края, как и в целом по России, оказалось в состоянии дезорганизации под воздействием дезорганизационных процессов в обществе.

Научно-практическая значимость диссертации. Концептуальная модель особенностей современного обыденного религиозного сознания, представленная диссертантом, может быть полезной для дальнейшей разработки и корректировки теоретико-методологических подходов к проблемам изучения современной российской религиозности и религиозного сознания.

Результаты исследования по проблеме воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание могут представить интерес для социологов, исследующих проблемы динамики общественного сознания и функционирования социальных институтов в условиях дезорганизованного социума. А также всем специалистам, интересующимся вопросами, связанными с особенностями религиозности жителей Ставропольского края.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационной работы докладывались автором на межрегиональных конференциях, на заседаниях методических объединений, использовались в преподавании учебных курсов. Общие положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях, общим объёмом 1,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов и заключения. Общий объем работы 138 страниц. Список литературы включает 165 источников, из них 5 источников на иностранном языке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования являлось определение воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание в современном российском обществе и непосредственно в Ставропольском крае. Общей гипотезой являлось положение о дезорганизации современного обыденного религиозного сознания под воздействием дезорганизованной социальности.

Первым шагом нашего исследования являлось рассмотрение феномена обыденного религиозного сознания в эволюционном аспекте. В ходе теоретического анализа были выявлены основные процессы в религиозной сфере жизни общества, оказывающие непосредственное воздействие на эволюцию обыденного религиозного сознания от мифологического сознания до современного обыденного религиозного сознания. К ним мы отнесли:

-десакрализацию обыденного религиозного сознания, в ходе которой бессознательное остаётся практически единственной сферой существования и манифестации сакрального;

-эволюционно параллельный десакрализации процесс секуляризации; -увеличивающийся религиозный индивидуализм;

-снижение авторитета и влияния традиционной религиозности и в целом социального института религии в обществе;

-возрастающее воздействие на обыденное религиозное сознание нетрадиционной религиозности;

-тенденция к экуменизму, большей религиозной терпимости и плюрализму.

Была прослежена зависимость эволюции обыденного религиозного сознания от динамики развития определённых типов социальности и соответствующего им миропонимания (примордиального, миропонимания модерна и постмодерна). Анализируя эволюцию религиозного сознания от примитивного до современного общества, с помощью сравнительного метода, были выявлены общие черты современного обыденного религиозного сознания.

В ходе теоретического анализа, мы установили зависимость между особенностями современной социальности и современным обыденным религиозным сознанием, используя в качестве инструментария концепцию модернистской социальности П. Бергера.

Таким образом, были выявлены следующие особенности обыденного религиозного сознания в мире современной социальности: -возрастающее абстрагирование религиозных идей и представлений; -прогрессирующий синкретизм обыденного религиозного сознания, ассимилирующего религиозные идеи и представления «нетрадиционных» религий и новые идеи и представления общественного сознания, и в немалой степени - научного сознания;

-темпоральная трансформация, будущее выступает основным аспектом времени;

-индивидуация обыденного религиозного сознания;

-тенденция к освобождению, как выбору того или иного варианта проявления религиозности;

-прогрессирующий религиозный плюрализм, терпимость к другим религиозным взглядам и традициям, возрастающий интерес к ним; -эволюционное вытеснение сакрального в бессознательное порождает интерес к иррационализму: оккультизму, магии, восточной психотехнике, мифологическому символизму, астрологии и т.п. Это демонстрирует подсознательное влечение современного человека войти в контакт с сакральным, заново «открыть» его. Проявляется интерес к религиозному опыту и транслирующей его нетрадиционной религиозности.

Данные особенности современного обыденного религиозного сознания определяют доминирование индивидуального над общественным в религиозном сознании.

Далее, используя сравнительный метод, мы рассмотрели изменения в обыденном религиозном сознании под воздействием процесса социальной дезорганизации в примитивном и современном обществе. Рассмотрев особенности восприятия дезорганизации мифологическим сознанием, мы пришли к выводу о космологическом характере дезорганизации в представлении примитивного человека. Был сделан вывод, что одним из важнейших средств сохранения социального порядка и интеграции в примитивном обществе является его преднамеренная временная дезорганизация, которая была обозначена как «ритуальная циклическая дезорганизация».

Дана общая характеристика современного обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальности. В качестве научного инструментария использовалась теория ритуала В. Тэрнера, позволяющая проследить параллели между лиминальной и коммунитарной стадиями ритуала и процессами дезорганизации - самоорганизации в обществе. Также в качестве инструментария теоретического и эмпирического анализа была использована теория развития религиозных групп Ч. Глока и Р. Старка, которая, на наш взгляд, хорошо представляет не только генезис религиозных групп и организаций, но и показывает воздействие факторов социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание.

Установив, в ходе нашего исследования, особенности современного обыденного религиозного сознания и рассмотрев его специфику в условиях социальной дезорганизации, мы пришли к следующему выводу: эволюция обыденного религиозного сознания от мифологического сознания до современного обыденного религиозного сознания, в общих чертах тождественна воздействию социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание некогда стационарного общества.

Таким образом, процесс эволюции обыденного религиозного сознания от мифологического сознания существующего в едином социомифическом космосе закрытого общества, стационарного по сути, до современного обыденного религиозного сознания, можно обозначить как «дезорганизация».

Далее был сделан следующий вывод: если процесс эволюции обыденного религиозного сознания можно охарактеризовать как дезорганизацию, то в условиях социальной дезорганизации в обществе особенности современного обыденного религиозного сознания и процессы, способствующие его эволюции, должны наблюдаться и протекать более интенсивно. Этот тезис являлся методологической основой проведённого нами эмпирического исследования. Рассмотрев картину современной российской религиозности, был сделан предварительный вывод о дезорганизации российского обыденного религиозного сознания.

Анализ результатов эмпирического исследования подтвердил общую гипотезу о дезорганизации обыденного религиозного сознания под воздействием дезорганизационных процессов в обществе. Также был подтверждён тезис о интенсификации особенностей современного обыденного религиозного сознания и процессов, способствующих его эволюции в условиях дезорганизованного социума.

Утверждая доминирование внеэкономических факторов социальной дезорганизации по степени воздействия на религиозное сознание российского общества, мы доказали это, выявив преобладание в обыденном религиозном сознании жителей Ставропольского края социальной и психической, а не экономической депривации.

В ходе эмпирического анализа, нами были выявлены два парадокса дезорганизованного обыденного религиозного сознания жителей Ставрополья: -Несмотря на то, что в общественном сознании российского общества господствует идеология духовного монетаризма в воздействии на обыденное религиозное сознание доминируют внеэкономические факторы, социальная и психическая, а не экономическая депривация;

-Явно охранительный по отношению к традиционной религиозности и традиционным религиозным организациям характер обыденного религиозного сознания жителей Ставропольского края вступает в противоречие с наблюдаемом в нём же, ростом религиозного индивидуализма и падением доверия к институциональным формам традиционных религий и религиозным организациям вообще.

Основываясь на результатах эмпирического исследования, даны некоторые прогнозы развития на территории Ставропольского края религиозных организаций.

 

Список научной литературыЛушников, Дмитрий Александрович, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Авраамова Е., Арутюнян М., Здравомыслова О., Турунцев Е. Здравствуй, племя младое, незнакомое! (идеи и ценности молодых интеллектуалов) // ОНС, 1993.-№4.-С. 40-41.

2. Аверинцев С.С. Будущее христианства в Европе // Новая Европа. 1994. -№4.-С. 16-23.

3. Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. М.: Наука, 1974.

4. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. JL: Лениздат, 1974.

5. Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. -М.: Мысль, 1966.

6. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. -Архангельск: Изд-во ПТУ, 1998.

7. Арнольд В.И. Теория катостроф. М.: Наука, 1990.

8. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Наука, 1975.

9. Баранов С.Т. Социально-философские аспекты обыденного сознания. -Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 1999.

10. Ю.Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

11. П.Барт Р. Мифологии. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика.-М., 1989.

12. Бергер П. Понимание современности // Социс , 1990. - № 7.

13. З.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

14. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон, 1999.

15. Богданов A.A. Тектология: (Всеобщая организационная наука): В 2-х тт. -М.: Экономика, 1989.

16. Болотова А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности // ОНС,- 1997. № 6,-С. 38.

17. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.

18. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

19. Бугреев А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мысль, 1982.

20. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань, 1999.

21. Василькова В.В. Характеристики (атрибуты) порядка и хаоса: от древних космогоний к современной синергетике // Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем. Томск, 1998.

22. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

23. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.

24. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989.

25. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.

26. Гиренок Ф. Новое язычество // ОНС, 1993. - № 4. - С. 43 - 49.

27. Глушков В.М. и др. Наука и управление. М.: Наука, 1973.

28. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1964.

29. Голосовкер Э.Я. Логика мифа. М.: Наука, 1977. - С. 19.

30. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., 1993.

31. Давыдов А., Давыдова В. Измерение социальной напряжённости. М.: Институт социологии РАН, 1992.

32. Денбиг К. К вопросу об энтропии, беспорядке и дезорганизации // Знание -сила, 1995.-№9.

33. Джемс У. Многообразие религиозного опыта / Мистика. Религия. Наука. -М.: Канон, 1998.

34. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. М., 1995.

35. Дмитриев A.B. О социальной дезинтеграции и конфликте. // Социс. 1992. -№ 10. - С. 3 - 9.

36. Дулуман Е.К. Идея Бога. М.: Наука, 1970.

37. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М.: Политиздат, 1970.

38. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб: Карабасников, 1912.

39. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Мистика. Религия. Наука. М.: Канон, 1998.

40. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993.41.3дравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. 1993. - № 8. - С. 12-21.

41. Иванов Вяч. Вс. Образы природной среды в знаковых системах культуры и искусства // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. JL: Лениздат, 1986.

42. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

43. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). // Вопросы философии, 1997. - № 6. - С. 43 - 51.

44. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.

45. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

46. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

47. Кириленко Г.Г. Мифологическое сознание: история и современность. (Обзор) // РЖ Философские науки. 1993. - № 1. - С. 105 - 109.

48. Клеман М. Научное мировоззрение. М., 1961.

49. Козер Л. Функции социального конфликта // Социология: Реф. жур. 1992. -С. 165- 169.

50. Конт О. // Антология мировой философии. Т. 3, М., 1971.

51. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965.-С. 519-551.

52. Крянов Ю.В. Христианский экуменизм. М., 1980.

53. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации: (причины, механизмы и пути преодоления). М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.

54. Кузнецова М.А. Теоретико-методологические проблемы дезорганизации социальной системы. Диссер. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. М., 1995.

55. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. М.: Знание, 1983.

56. Кулик B.C. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания. Науч. тр. Новосибирск, ун-та. Филос. серия. -Новосибирск, 1968. Вып. 2.

57. Кураев А. Россия на пороге контрреформации // НГ Религии. - 1997. 24 июля. - С. 6.

58. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. -М.: Рефл-бук, 1997.6147.Кюри П. Избранные труды. М. - Л.: Наука, 1966.6248.Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. // Со-цис. 1993. - № 9. - С. 17-28.

59. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа. 1996.

60. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

61. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

62. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1984.

63. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

64. Легойда В.Р. Формирование новой религиозной парадигмы в информационном обществе. // Человек Философия - Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.): В 7 т.-СПб., 1997. Т.5.

65. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев.: Наукова думка, 1986.

66. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.

67. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений. М., 1990.

68. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. // Труды по языкознанию. М., 1982.

69. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

70. Лотман М.Ю., Успенский Б.А. Миф имя - культура // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1973.

71. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.

72. Малиновский Б. Сакральное и профанное в жизни «первобытного человека» // Диспут. 1992. - № 3. - С. 39 - 47.

73. Маретт Р. Формула табу мана как минимум определения религии. / Классики мирового религиоведения. - М.: Канон, 1998.

74. Медведко C.B. Материалы социологических опросов общественного мнения, проведённых центром «Религия в современном обществе» РНИС и НП в 1997 1998 годах. // Религия и общество: Реф. сб./РАН ИНИОН. - М.: РАНИНИОН, 1999.

75. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

76. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. М., 1991. Т.2: Магизм и Единобожие.

77. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. // Социс, 1992. - № 2.-С. 119-120.

78. Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социс, 1992. - № 3. - С. 104 -114;-№4.- С. 91-96.

79. Мертон Р. Явные и латентные функции. // Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 379-448.

80. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.

81. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: архитектоника, модели, информатизация. СПб., 1993.

82. Наан Г.И. Понятие о бесконечности в математике, физике и астрономии. -М., 1959.

83. Наранхо К. Песни просвещения: эволюция сказания о герое в западной поэзии. СПб.: БСК, 1997.

84. Нарский И.С. Диалектика сознательности и стихийности в условиях социализма. // Диалектика стихийности и сознательности в управлении природными и социальными процессами. Иркутск, 1991.

85. Никонов К.И. Философски-антропологические аспекты религиозного плюрализма. // Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. Архангельск, Изд-во ПТУ им М.В.Ломоносова, 1994. Вып.З.

86. Николис Г. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. -М., 1989.

87. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.

88. Новик И.Б. Системный стиль мышления / Особенности познания и управления в сложных системах/. М., 1986.

89. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.: Изд-во МГУ. 1990.

90. Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. -М.: Мысль, 1984.

91. Пименов A.B. Новая религиозность и секулярная культура. // РЖ Философия и социология. 1990. № 4. - С. 106.

92. ЮО.Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. -М.: Ладомир, 1999.

93. Ю1.Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Мир, 1985.

94. Ю2.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

95. Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности. Диссер. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997.

96. Ю4.Пфлейдерер О. Религия и религии. / Мистика. Религия. Наука. М.: Канон, 1998.

97. Ю5.Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, 1997.

98. Юб.Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.

99. Религия и общество: Реф. сб. / РАН ИНИОН. М.: РАН ИНИОН, 1999.

100. Ю8.Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

101. Религия и право: Инф.-аналит. журнал. М., 1998. - № ?. - С. 40 - 61.

102. ПО.Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. М.М.Прусака, В.В.Борщева. М., 1996.

103. Ш.Рукавишников В.О., Иванов В.М. и др. Социальная напряжённость: диагноз и прогноз. // Социс, 1992. - № 3. - С. 3 - 23.

104. Рюэль Ю., Такенс Ф. О природе турбулентности. // Странные аттракторы. -М., 1981.

105. Сагатовский В.Н. Проблемы методологии управления социальными процессами. Томск, 1974.

106. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

107. Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации по состоянию на 1 января 1993 и 1 января 1996 гг. // Наука и религия, 1997. - № 1. - С. 34 - 36.

108. Свидерский В.И., Зотов P.A. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

109. Седов Е.А. Эволюция и информация. М.: Наука, 1976.

110. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации: ( Философский очерк). Л.: Наука, 1972.

111. Скворцов Л.В. Россия: социальное самосознание на историческом переломе. // Общественное сознание и социальная трансформация в странах Восточной Европы. М.: ИНИОН РАН, 1996.

112. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

113. Смирнов М.Ю. Мифология и религия: некоторые аспекты их соотношения // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. СПб., 1992. Вып.З. - № 20.

114. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Республика, 1992.

115. Социо Логос. Общество и сферы смысла. - М., 1991. Вып.1.

116. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897.

117. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Мысль, 1972.

118. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М., 1989.

119. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

120. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического. Избранное. -М., 1995.

121. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

122. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.

123. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997.

124. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие // РЖ Философские науки.- 1993.-№2.-С. 73.

125. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

126. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

127. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М.: Изд-во МГУ, 1965.

128. Урсул А.Д. Сложность, организация, информация. // Философские науки. -1968.-№3.

129. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

130. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

131. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990.

132. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.

133. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., - Л., 1931.

134. Хабермас Ю. Модерн: незавершенный проект // Вопросы философии, -1992. № 4.

135. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

136. Хаос // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5.

137. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб.: БСК, 1996.

138. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). -М., 1995.

139. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

140. Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия. М.: 1972.

141. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1993. 151.Элиаде М. Космос и история. -М., 1987.

142. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 153.Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994.

143. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.

144. СПб.: Университетская книга, 1999. 155.Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.: КРОН - ПРЕСС, 1998.

145. Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.

146. Юнг К. Душа и миф. М.: Порт-Рояль, 1997.

147. Юнг К. и др. Человек и его символы. СПб.: Университетская книга, 1996.

148. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.

149. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.

150. Radcliffe -Brown A. Structure and Functions in Primitive Society. L., 1959.

151. Pareto V. Le Traite de sociologie generale. Paris, Payot, 1933.

152. Park R.E. Yuman migration and marginalman // Amer. j. of sociology. Chicago. 1928. - vol.33. № 6. - p. 881 - 893.

153. Stonquist E.V. The marginalman. A study in personality a culture conflict.

154. N.Y.: Russell a Rbssel. 1961. 165.Glok C.Y., Stark R. Religion and Society in Tension. Rand MacNally. 1965.