автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социальная ценность личности при социализме

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Артюхин, Михаил Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальная ценность личности при социализме'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Артюхин, Михаил Иванович

ВВЕДЕНИЕ . 3

Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.

§ I.Сущность и структура общественной формы социальной ценности личности . 15

§ 2.Основные исторические формы социальной ценности личности . 37

Глава.П. СОЦИАЛИЗМ: ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ.

§ I.Специфика социалистической общественной формы социальной ценности личности. 59

§ 2.Динамика социальной ценности личности в условиях развитого социализма . 83 - НО

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Артюхин, Михаил Иванович

Обоснование темы и ее актуальность. ГОТ съезд КПСС я последующие Пленумы ЦК партии, определив важнейшие направления развития страны на ближайшее десятилетие во всех областях социально-экономической жизни, поставили перед учеными-обществоведами в качестве основной задачу исследования теоретических проблем планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма. В этом плане особое значение приобретает дальнейшая разработка концепции развитого социализма, которая, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, вооружает партию "новыми идеями, научно обоснованным, взвешенным подходом к актуальным проблемам современности"*. Одним из важнейших компонентов этой концепции являются ценные выводы и обобщения о путях и средствах реализации программной цели партии - формирования нового человека, социалистической личности.

Развитой социализм создает все необходимые социально-экономические и идеологические условия, которые предоставляют и гарантируют кавдому члену общества реальную "возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности р как физические, так и духовные." Вместе с тем становление и утверждение личности социалистического типа, которая по своим социально-психологическим качествам, идейным установкам и ценностным ориентациям была бы способна оптимально и эффективно осваивать и развивать эти благоприятные условия,гармонически сочетая интересы личные и общественные, представляет собою исторически длительный и чрезвычайно сложный процесс, совершающийся под воздействием многообразных факторов. Процесс этот не свободен от

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.32.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.305. известных противоречий как объективного, так и субъективного характера, что обусловлено, с одной стороны, динамизмом и сложностью протекающих в нашем обществе социально-экономических процессов, объективно достигнутым социализмом наших дней уровня развития производительных сил, а с другой - наличным уровнем сознания масс, их политической культурой, сложностью самого процесса формирования человеческой личности.

Среди проблем, так или иначе связанных с формированием нового человека, оптимизацией этого сложного процесса, важное место занимает проблема социальной ценности личности как в плане ее дальнейшей теоретико-методологической разработки, так и в ее практически-воспитательном смысле.

Вопросы социальной ценности личности, реализации гуманистического принципа "личность - высшая ценность общества" в практике социалистического строительства находятся сейчас в центре идеологической борьбы двух социальных систем - социализма и капитализма.

Апологеты буржуазного строя, идеологи антикоммунизма и ревизионизма всеми силами и средствами пытаются доказать, что марксистско-ленинский идеал - социалистическая личность - неосуществим в масштабах общества и утопичен. При этом исторические достижения реального социализма в формировании нового человека, существующие здесь трудности и нерешенные вопросы противопоставляются коммунистическому идеалу и на основе всякого рода подтасовок и фальсификаций "доказывается" их несоответствие. Цель этих идеологических акций совершенно ясна: фальсифицировать историческую ценность социализма, подвергнуть сомнению подлинность его гуманистической направленности. И не случайно поэтому на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было обращено особое внимание на усиление пропаганцы исторических достижений и преимуществ нового строя, на всестороннее и глубокое раскрытие значения фундаментальных ценностей социализма*.

Актуальность темы данного исследования не может, естественно, ограничиваться только целями и задачами идеологической борьбы. Как бы ни была важна эта сторона проблемы, все же основной упор должен быть сделан на проблемах реального социализма, степени воплощения в практике социалистического строительства коммунистического принципа "личность - высшая ценность общества".

Теоретическая разработка проблемы социальной ценности личности при социализме и путей преодоления противоречивых моментов ее реализации на уровне общества, коллектива и конкретного индивида имеет большое значение для правильного, проникнутого социальным реализмом понимания всей сложности процесса социалистического строительства, воплощения коммунистических идеалов в общественную практику, а также более полному осознанию того, что "хотя во всемирно-историческом плане задача социального переустройства общества в целом созрела для своего разрешения, полная реализации социалистического идеала является лишь результатом дея9 тельности целого ряда поколений и многих десятилетий" .

Высшую цель социализма Б.И.Яенин определил как "планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общестq ва." Эта ленинская мысль нашла свое отражение в стратегической линии партии, ее социально-экономической политике, направленной на усиление взаимосвязи процессов интенсификации экономического См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.42.

2 См.: Правда, 1983, 28 ноября.

3 Ленин Б.И. Полн.собр.соч., т.32, с.149. развития с социальным и духовным прогрессом общества и формированием нового человека. В связи с этим партия поставила задачу особой важности - мобилизовать творческий потенциал всего нашего общества и каждого советского человека. Ибо в условиях совершенствования развитого социализма, когда на деле осуществляется процесс соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы, неизмеримо возрастает значение личностного фактора общественного производства, а также роль личности как субъекта исторического процесса. Всестороннее гармоническое развитие личности становится объективной потребностью и условием дальнейшего прогресса производительных сил и общественных отношений развитого социализма. Тем самым актуализируются проблемы коммунистического воспитания, активного и целенаправленного формирования социалистической личности, ее интересов, потребностей и ценностных ориентаций, адекватных природе социализма. Выполнение этой программной задачи, как показывает практика социалистического строительства, зависит не только от объективных общественных условий и факторов, но и от меры самоактуализации сущностных сил человека, которую характеризуют степень развития его интеллектуальных и профессиональных способностей, его идейно-политические позиции, духовно-нравственное богатство, волевые качества, т.е. все то, что составляет социальную культуру личности, меру ее социалистической цивилизованности.

Все это свидетельствует об актуальности избранной темы исследования и обусловливает объективную потребность в изучении специфики социальной ценности личности при социализме, а также тенденций ее развития в условиях совершенствования развитого социалистического общества.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. Методологические основы подлинно научного решения проблемы социальной ценности личности дали классики марксизма-ленинизма. Научное понимание социальной ценности личности определяется положением К.Маркса о том, что в личности как социальной ценности персонифицируется вся совокупность конкретно-исторических общественных отношений. При этом имеются ввиду презвде всего производственные отношения, которые своей сложно структурированной системой детерминируют содержание и критерий социальной ценности личности.

Этот марксистский взгляд на сущность и природу социальной ценности личности творчески развил и конкретизировал В.И.Ленин. Особое методологическое значение имеет в этом плане указание В.И.Ленина на то, что успех социалистической доктрины обеспечен именно в том случае, когда "она оставляет рассуждения об общественных условиях, соответствующих человеческой природе, и берется за материалистический анализ современных общественных отношений. Существенным моментом ленинской концепции социальной ценности личности является его идея самореализации человека, объективирования его сущностных сил.

В противоположность идеалистической философии и социологии, искавшей разгадку ценностной сущности человека в нем самом, в его "чистом самосознании", марксизм-ленинизм рассматривает сущность человека и его социальную ценность не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а в контексте объективных законов прогрессивного развития общества. Ценность человеческой личности получает объяснение не из самой себя, а прежде всего из сущности социальных систем, складывающихся в результате деятельности людей как субъектов общественного производства и всех других

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.188. сторон общественной жизни. Таким образом, не разрабатывая специально проблемы ценности, основоположники марксизма дали глубоко научную концепцию активной творческой роли субъективного фактора в истории, которая позволяет рассматривать с научных позиций природу ценностного отношения человека и действительности, равно как и социальную ценность личности при социализме.

Эти идеи классиков марксизма-ленинизма получили свое развитие в советской и зарубежной марксисткой литературе. Особенно актуальной проблема социальной ценности личности становится в начале 60-х годов. В дальнейшем появились исследования, в которых были достигнуты значительные результаты в позитивной разработке как философских, так и социологических, социально-психологических, этических аспектов данной темы. Значительный интерес представляют в этом плане монографии и статьи К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, И.й.Антоновича, Е.А.Ануфриева, Л.М.Архангельского, В.Г.Афанасьева, Е.М.Бабосова, С.С.Батенина, Г.С.Батищева, Л.П.Буевой, К.П.Буслова, Б.Т.Григорьяна, Ю.Н.Давыдова, В.Е.Давидовича, М.В.Демина, О.Г.Дробницкого, Ю.А. Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, В.Е.Кемерова, А.Г.Ковалева, А.М.Ковалева, С.М.Ковалева, И.С.Кона, Р.И. Косолапова, П.Е.Кряжева, П.Я.Корнеева, О.Н.Крутовой, Б.К.Лебедева, А.Н.Леонтьева, В.М.Межуева, А.Г.Мысливченко, И.С.Нарского, Б.Д.Парыгина, К.К.Платонова, С.И.Попова, Д.Д.Рогова, Г.Л.Смирнова, Л.Н.Столовича, В.И.Толстых, В.П.Тугаринова, И.Т.Фролова, А.Г.Харчева, К.А.Шварцман, В.А.Ядова и других.

В работах советских философов, социологов, психологов, а в последнее время и экономистов плодотворно разрабатываются различные аспекты проблемы личности, так или иначе связанные с вопросом ее социальной ценности. Одни авторы сущность личности, ее развитие рассматривают в общефилософском плане, имеющем методологическое и теоретическое значение. Другие исследуют данную проблему в специально-социологическом ключе с целью выяснения конкретных социальных механизмов деятельности и общения личности, ее интерсубъективных отношений в зависимости от макро- и микросреды, принадлежности к определенному классу, социальному слою, трудовому коллективу.

Однако попыток концептуального анализа становления социальной ценности личности, выявления ее природы и сущности, а также способов ее реализации в конкретно-исторических условиях в нашей литературе не предпринималось. Ценностный аспект проблемы личности, если и затрагивается, то, как правило, на фоне социологических, моральных, эстетических и других проблем.

Все сказанное и послужило основанием для выбора темы диссертации, определило ее цели и содержание.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является теоретико-методологический анализ категории "социальная ценность личности", ее сущности и содержания в контексте анализа типозо-гических особенностей социализма и его совершенствования. Особое внимание автор уделяет социалистической модели социальной ценности личности, анализу ее структуры и способа реализации на уровне общества, коллектива и индивида. Эта цель раскрывается и достигается в диссертации через решение следующих конкретных задач:

I. На основе марксистско-ленинских методологических принципов дается анализ природы ценности и ценностного отношения человека и действительности путем аксиологической импликации учения К.Маркса о двойственном характере труда в производной от него марксистской концепции стоимости.

- ю

2. Вычленение категорий "социальная ценность личности" и "общественная форма социальной ценности личности", анализ их структур, уровней и способов реализации, а также основных факторов, обусловливающих их качественную специфику.

3. Выявление системного характера общественной формы социальной ценности личности, ее исторической типологии.

4. Анализ социально-экономического механизма и условий становления основных исторических типов социальной ценности личности на основе Марксова деления истории на три ступени развития общественного производства, различаемых по типу детерминации, по всеобщей определяющей цели производства, по типу господствующей социальной связи.

5. Теоретико-методологическое обоснование анализа специфики общественной формы социальной ценности личности при социализме, включая в круг решаемых проблем такие, как определение ее структуры и уровней, нахождение основных детерминант ее непосредственно общественного характера, выяснение особенности соотношения объективных и субъективных факторов ее развития, определение присущих ей противоречий и путей их разрешения.

6. Решение проблемы основного критерия социальной ценности личности в условиях развитого социализма.

Эти задачи решаются в работе средствами теоретико-методологического анализа.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней практически впервые предпринята попытка анализа категории "социальная ценность личности", ее структуры и типологии, а также специфики ее общественной формы и способа ее реализации в условиях становления социализма и его совершенствования.

Наиболее существенные научные выводы диссертации (в плане

- II определения ее новизны) заключаются в следующем:

1. Обоснован на основе изучения наследия классиков марксизма- ленинизма, а также работ советских и зарубежных марксистов статус социальной ценности личности как категории исторического материализма. Раскрыто общесоциологическое содержание данной категории, отражающей наиболее существенные стороны функционирования общественного производства, а также специфические формы проявления общесоциологического содержания отражаемого ею социального феномена в конкретно-исторических условиях осуществления основного экономического закона получения прибыли в капиталистической формации и закономерности всестороннего развития личности, превращения ее в высшую цель производства и в самоцель общественного развития - в коммунистическом обществе. Для этого в понятийный аппарат исследования введена категория "общественная форма социальной ценности личности", рассмотрена ее структура и способ реализации применительно к различным социально-экономическим системам с основным акцентом на выяснение особенностей реализации этой формы в условиях социализма.

2. Автор, показывая системный характер социальной ценности личности, приходит к выводу, что эта категория относится к группе интегративных: она воплощает в себе особый тип взаимоперехода социальных и экономических процессов и их закономерностей, а также целостность процесса общественного производства и сопряженного с ним духовного развития личности.

3. Раскрывая диалектическое единство объективного и субъективного уровней социалистической общественной формы социальной ценности личности, автор анализирует малоисследованную в нашей литературе проблему противоречивости этой формы. Б качестве основной ее причины автор выделяет момент неадекватности объективно достигнутого социализмом уровня развития производительных сил непосредственно общественному характеру присущего ему типа социальной ценности личности. Это противоречие преодолевается по мере создания материально-технической базы коммунизма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Философско-социологический анализ категории "социальная ценность личности" и ее социалистической общественной формы имеет большое теоретическое и практическое значение. Выяснение основных аспектов проблемы позволило показать гуманистическую сущность социализма, а также раскрыть некоторые особенности процесса утверждения в реальной практике социалистического строительства коммунистического принципа - "личность - высшая ценность общества", выявив тем самым объективные детерминанты становления социалистического типа личности. Решение этих проблем позволит более целенаправленно влиять на развитие названного процесса средствами социального регулирования,

Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных в ней результатов для разработки методологии и инструментария конкретных социологических и социально-психологических исследований, проводимых в самых различных ракурсах данной проблемы, и теоретического осмысления их результатов.

Основные теоретические выводы диссертации могут быть учтены при разработке мер по повышению уровня и эффективности пропагандистской и контрпропагандистской деятельности, а также могут способствовать совершенствованию планирования социально-экономического развития производственных коллективов, коммунистического воспитания трудящихся.

Основные результаты работы могут быть также использованы в процессе преподавания и изучения некоторых разделов исторического материализма.

Методологической основой диссертации является идейно-теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма. В процессе исследования автор руководствовался решениями съездов партии, постановлениями Пленумов ЦК КПСС и другими партийными документами.

В процессе анализа различных проблем социальной ценности личности диссертант опирался на работы советских и зарубежных авторов. Диссертант также использовал результаты некоторых конкретных социологических исследований,проведенных Институтом философии и права АН БССР.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании . сектора исторического материализма и методологических проблем социологических исследований Института философии и права АН БССР. Основное содержание диссертации нашло свое отражение в ряде публикаций автора.

Проблематика диссертации была апробирована на Всесоюзной научной конференции "Рабочий класс: показатели политической, трудовой и нравственной активности" (Минск, 1983), республиканской научно-теоретической конференции "Методологические основы изучения и пропаганды преимуществ социалистического образа и жизни (Минск, 1981), научно-практической конференции "Комплексный подход к коммунистическому воспитанию молодежи в свете реше ний ХХУ съезда КПСС (Минск, 1980) и ряда других.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная ценность личности при социализме"

- Ill -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммунистическая партия, творчески развивая и обогащая идейное богатство марксистско-ленинского учения, на основе теоретического осмысления "социальных фактов" реальной жизни, этапа планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, выдвигает в качестве первостепенной задачу углубленного исследования человека как главного субъекта общественного производства, носителя социального качества, адекватного природе социализма, изучение: конкретного проявления этого социального качества в интересах, потребностях, ценностных ориентациях и поступках реальных личностей, а также возможности прогнозирования назревающих тенденций. Актуальность этой задачи достаточно существенна: от уровня сознательности, коммунистической убежденности, четкой политической ориентации людей, их инициативности и ответственности, культуры труда и творческого к нему отношения во многом зависит социально-экономический прогресс общества развитого социализма.

В этом контексте еще больше актуализируется проблематика социального типа личности, его становления и утверждения в масштабах общества, а также необходимость более ndkoro представления о самом механизме общественного воспроизводства и развития личности как субъекта исторического действия в единстве его социально-типичных и индивидуальных качеств.

Системный анализ этого процесса требует исследования ряда теоретических проблем, в том числе и проблемы социальной ценности личности, попытка решения которой и была предпринята диссертантом.

Проблема социальной ценности личности, ее общественной формы неразрывно связана в марксизме-ленинизме с подлинно научным

-Непониманием объктивных законов общественного развития. Социальная ценность личности как категория исторического материализма имеет сложную структуру и относится к группе интегративных. Она отражает в себе наиболее существенные стороны функционирования общественного производства, в котором наряду с материальным и духовным производством как неотъемлемые его компоненты выступают также производство человека как общественного индивида, субъекта исторического процесса и производство определенного типа отношений /в том числе и ценностных/ между людьми. Это положение имеет определяющее методологическое значение для понимания природы и сущности феномена "социальная ценность личности", его структуры и способа реализации применительно к различным социально-экономическим системам.

Категория "социальная ценность личности" носит системный характер и воплощает в себе особый тип взаимоперехода социальных и экономических процессов и их закономерностей, а также целостность процесса общественного производства и сопряженного с ним развития субъекта этого процесса - социального типа личности, носителя и одновременно выразителя его качественной определенности. Ибо общественное производство в единстве и взаимодействии его основных компонентов и сторон в конечном счете есть не что иное, как совокупность объективированных форм единой и целостной человеческой деятельности, обусловливающей в своем развитии определенные конкретно-исторические формы социальной связи между людьми и, соответственно, тип общественного воспроизводства и развития человека как субъекта этой общественной деятельности.

Аксиологическая импликация учения К.Маркса о двойственной природе человеческого труда и производной от него концепции стоимости позволила сделать вывод о том, что социальная ценность проявляется только через общественное отношение непосредственных производителей и возникает только тогда, когда деятельность из формы движения переходит в форму предметности, опосредующей систему общественных отношений. Подобно этому и социальная ценность личности может быть выражена лишь посредством всестороннего общественного отношения.

Природа и сущность общественной формы социальной ценности личности тем самым не выводится из абстрактного идеала человека или из "самоочевидных" аксиом его абсолютной ценности, лежащих "по ту сторону" социально-экономических процессов. Общественная форма социальной ценности личности порождается и воспроизводится системой общественного производства и задается в своей качественной определенности спецификой его основного отношения.

Таким образом, общественная форма социальной ценности личности как продукт конкретных общественных отношений воплощает в себе момент исторической необходимости, реализуемой в ходе общественно-исторической практики и отражает общественно необходимый и реально возможный на данной ступени развития человечества способ общественного бытия человека как субъекта исторически-конкретного типа общественного производства и адекватных ему общественных отношений. Такова основная методологическая посылка исследования, отражающая диалектику социального бытия человека, которая заключается в том, что, с одной стороны, он как общественный индивид подчинен социально-экономическому детерминизму, но с другой - люди сами делают свою историю, т.е. являются субъектами общественного развития.

Общественняя форма социальной ценности личности /как и определяющие ее общественные закономерности/ ни генетически, ни функционально не существует отдельно от субъективного фактора.исторического процесса, а ее реализация происходит посредством личностных связей, отношений и деятельности индивидов. Причем этот - ; - И4

• процесс определяется прежде всего тем, каким образом индивиды /или их общность/ "трансформируют", ассимилируют ату сущностную основу объективно заданной общественной формы социальной ценности личности, т.е. совокупность тех конкретно-исторических общественных отношений, в которые они реально включены и которые так или иначе проходят через сознание, обусловливая деятельно-субъектное отношение к социальной реальности.

Если основой докапиталистического общества и соответствую-• щей ему общественной формы социальной ценности личности выступа-t ет труд, имеющий значение еще в своей обособленности, то базис капитализма, а тем самым и адекватной ему по своей качественной специфике общественной формы социальной ценности личности, образует обезличенный, абстрактный труд. Абстракция в виде стоимости выступает здесь вместо индивида субъектом его социальной ценности. Социальная ценность личности необходимо приобретает экономи-./.ческую форму своего общественного бытия, олицетворяя уневерсаль-; ную социально-экономическую связь, выражйую в меновой стоимости.

- Происходит "переворачивание" субъектно-объектных отношений. Шее*

1 то того чтобы само конкретное /человек как социальная ценность/ : было всеобщим и определяющим и находило тем самым свое адекват-, ное выражение в непосредственной цели общественного производства, - оно становится вторичным и подчиненным совокупности прежде всего ^4 экономических зависимостей, обособившихся от человека и господствующих над ним.

Исторически преходящий характер капиталистической, отчужденно-вещной формы социальной ценности личности обнаруживает сама 'логика развития производительных сил, которая приводит к тому, что основой производства объективно становится человек, развитие его сущностных сил. Ибо именно развитая производительная сила всех индивидов, непосредственная мощь агентов общественного про

- 115 изводства определяет отныне прогресс производительных сил, а тем самым человек объективно превращается в самоцель общественного производства. Однако в условиях капиталистического общества это не более как идеальная, никогда до конца не реализуемая тенденция.

Социализм представляет собой принципиально иную по отношению к капитализму форму движения социально-экономических структур, развитие которых объктивно совпадает с развитием самого человека как подлинного субъекта исторического процесса. В этом заключается гуманистическая сущность социализма. По мере достижения все более высокой ступени экономической, социальной и духовной зрелости социализм все реальнее проявляет свою гуманистическую природу. Гуманизация как процесс, охватывающий все сферы общественного производства, - объективная закономерность зрелого социалистического общества, реализуемая через установление оптимальных пропорций между уровнем и темпами развития материального производства, социальных отношений и условий существования людей, разнообразных форм их деятельности. Это в своей совокупности и создает необходимые и гарантированные возможности для формирования гармонично развитой, целостной в своих мировоззренческих установках и ценностных ориентациях личности, претворения в реальной практике гуманистического принципа "личность -высшая ценность общества".

При социализме личность действительно становится высшей социальной ценностью, ибо в системе его общественно производства она выступает одновременно и как его основное структурное и функциональное звено, и как всеобщая и определяющая цель, а ,тем самым июк критерий всех моментов и сторон социально-экономических процессов, всей совокупности общественных отношений.

Общественные отношения при социализме по своей природе

- 116 есть отношения коллективности, которая выступает здесь как форма общественной связи. Наиболее зримо это проявляется в период совершенствования развитого социализма, когда уже полностью созданы экономическая база, социальная структура, политическая система, соответсвующая социалистическим принципам, и в силу этого социализм развивается на собственной, коллективистской основе. Именно коллективность, сопряженная с планомерностью, предопределяет единство и целостность социально-экономической системы социализма, имманентное для всех ее элементов социальное качество. На этой концептуальной базе единства и целостности социально-экономической системы социализма, общего для всех ее "уровней" и "слоев" социального качества, и был проведен анализ присущей ему формы социальной ценности личности и ее специфики.

К основным социально-экономическим факторам, обусловливающим становление и развитие социалистической формы социальной цей-ности личности диссертант отнес следующие:

- общественная собственность на средства производства, которая как особое, специфическое для социализма отношение собственности определяет непосредственно общественный характер труда и исключает отношения социально-экономического отделения и обособления основных средств производства от непосредственных производителей, а тем самым - экономического и социального отчуждения и всех форм эксплуатации человека человеком; - утверждение социально-экономического единства объективных условий производства и самого общественного труда, что обе-печивает соответствие способа соединения основных факторов производства достигнутому уровню развития производительных сил общества и общественному характеру производства;

- непосредственно общественный способ и характер соединения личного и вещественного факторов производства, которые оп

- 117 ределяются социально-экономическим единством и однотипностью их общественной формы и не опосредованы каким-либо отдельным классом или социальной группой, а осуществляются планомерно в масштабе всего общества; последнее устраняет обособление и отчуждение рабочей силы, необходимость ее товарного обмена, а соответственно, и существование ее товарной формы, что приводит к воссоединению рабочей силы с личностью;

- создание экономических и социально-политических условий, обеспечивающих широкие и развивающиеся демократические права и социальные свободы личности; достижение социальной однородности общества;

- становление и утверждение новой надстройки, обеспечивающей политическими и идеологическими средствами действие специфических законов социализма; руководящая и организующая роль Коммунистической партии;

- формирование социалистического типа личности - субъекта-носителя данной общественной формы социальной ценности личности.

Именно эти факторы в своей качественной определенности и взаимозависимости и определяют сущность общественной формы социальной ценности личности при социализме и одновременно спо-' соб ее реализации на уровне общества, коллектива и индивида. .

Социализм, утверждая общественную собственность на средства производства, уничтожает отношения социально-экономической отделенности и обособленности объективных условий труда от непосредственного производителя. Субъекты основного производственного отношения социализма слиты в одном лице — ассоциации "сознательных и объединенных работников, не знающих над собой . никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного т объединения." Главным агентом основного отношения выступает здесь сама ассоциация— общество в целом, которое соотносится с каждым работником по поводу его участия в общественном труде.

При социализме происходит, по словам В.И. Ленина, "величайшая в р истории человечества смена труда подневольного трудом на себя , трудом планомерно организованным, складываются реальные формы новой, более высокой общественной связи между людьми, в основе которой положен не обмен меновых стоимостей, а обмен деятельнос-тей, т.е. заранее данный коллективный характер труда, который определен коллективной собственностью на средства производства, коллективными потребностями и коллективными целями. Последнее необходимым образом сказывается на специфике основного отношения социализма, обусловливая его непосредственно общественный характер.

Соответственно, исходя из содержания основного отношения социализма, можно говорить об адекватной ему общественной форме социальной ценности личности, ее непосредственно общественном характере.

Определяя социалистическую форму социальной ценности личности как непосредственно общественную, вместе с тем отметим ее относительную экономическую "незрелость". Так, господство общественной собственности при социализме создает объективную основу становления непосредственно общественной формы социальной ценности личности. Однако для полного утверждения общественной собственности /отношений коллективности/, а тем самым и непосредственно общественной формы социальной ценности личности, недостаточно простого обобществления основных средств производст

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.39, с.17. о Там же, т.35, с.196.

- 119 ва. Необходим адекватный ее сущности высочайший и качественно иной, чем при капитализме, уровень развития производительных сил, позволяющий каждому члену общества реализовать себя в качестве подлинного субъекта общественной собственности. Социализм, как известно, такого уровня еще не достиг. Здесь еще сохраняется социально-экономическая неоднородность труда. Труд творческий, высококвалифицированный соседствует с тяжелым неквалифицированным ручным трудом, который существенно ограничивает всестороннее и целостное развитие личности человека, а тем самым реализацию всей полноты его ценностной сущности. Именно поэтому, как отмечалось на июньском /1983г./ Пленуме ЦК КПСС, необходимо резко сократить использование ручного труда, ликвидировать тяжелый физический, малоквалифицированный и монотонный труд, которым заняты еще миллионы людей.* Кроме того, становление подлинного субъекта общественной собственности не есть единовременный акт. Это, как показывает практика, сложный и исторически длительный процесс.

К факторам, обусловливающим сложный и в некоторых отношениях противоречивый характер процесса реализации общественной . формы социальной ценности личности на уровне индивида, диссертант отнес объективно достигнутый социализмом уровень социальной однородности общества и социального равенства, а также наличие в системе социализма наряду с господствующим непосредственно общественным по своей сущности производством товарно-денежных отношений и опосредованной социальной связи.

Касаясь уровня социальной однородности общества развитого социализма, автор показал, что в современных условиях наблюдается сближение классов, социальных групп и слоев по общественному положению и их роли в системе общественного производства, I

Ца^риалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15июня 1983г.,

- 120 утверждается "равенство общественного положения" и социально-экономических условий для всестороннего развития личности. На этапе совершенствования развитого социализма эта тенденция становится определяющей.

Товарно-денежные отношения при социализме не могут изме-- нить общекоммунистической природы социалистической общественной формы социальной ценности личности, ибо социализм по характеру своего основного отношения исключает всеобщность товарного производства. Товарно-стоимостные категории утрачивают при социализме решающее для его развития и функционирования значение и выражают в конечном счете непосредственно общественные отношения и закономерности. При социализме целью общественного •производства и подлинным богатством общества является не вещественное богатство, не погоня за прибылью, а всестороннее и гармоничное развитие личности каждого члена общества.

Диссертант ставил своей целью показать, что общественная форма социальной ценности, личности объективно задана типологическими особенностями ее социально-экономического базиса — социализмом как общественной системой. Вдесте с тем комплексное решение проблемы предполагает анализ и ее субъективной стороны — способа реализации общественной формы социальной ценности личности на уровне индивида, а также выяснение основного ее критерия. Иными словами, для полного и адекватного понимания сущности социальной ценности личности при социализме надо исходить не только из специфики ее субстанциональной основы — социально-экономической системы социализма, но и из реального процесса развития общественных отношений, представляющих собой, с одной стороны, основу сущностных сил неотчужденного от своей общественной сущности человека и его социальной ценности, а с другой — конкретный процесс реализации этих сущностных сил и условий, т.е. осуществления личностью самое себя в качестве социальной ценности общества. В этом суть динамики социальной ценности личности как процесса интериоризации и объективации индивидом своей общественной сущности.

В условиях социализма личность утверждает себя как социальную ценность не в качестве персонификатора отчужденного ^от ее общественной сущности и господствующего над ней социально-экономического процесса, а путем актуализации и непосредственного присвоения в процессе своей социальной деятельности всего богатства общественных отношений, выступающих безусловным моментом самой ее сущности как общественного индивида.

Тем самым субъект общественной формы социальной ценности личности и ее реализации в своих социально-типичных и индивидуальных качествах в известном смысле предстает как индивидуальное бытие социалистических общественных отношений. На этой основной посылке строился анализ динамики социальной ценности личности в условиях развитого социализма и решалась проблема основного ее критерия.

Диалектика социалистической общественной формы социальной ценности личности такова: с одной стороны, само формирование ее субъекта-носителя и его социально-типичных качеств объективно обусловлено уровнем развития производительных сил общественного труда, его характером и содержанием, зрелостью общественных отношений, но с другой— зависит от создания соответствующих субъективных предпосылок и прежде всего воспитания новой социальной культуры личности, адекватной в своих основных компонентах коллективистской природе социализма.

На основании анализа объективно складывающегося сущностного единства личности и общества при социализме делается вывод: социальная ценность личности при социализме отражает степень

- 122 идентификации /социального соответствия/ личности, ее социальных качеств с коллективистской природой социализма и его системой ценностей. Непосредственным индикатором социальной ценности личности здесь выступает степень ее социальной активности, а ее интегральной мерой — мера присвоения конкретным индивидом своей общественной сущности, т.е. сущности социалистических общественных отношений. Причем не только мера присвоения, но и объективации этой сущности в ее жизнедеятельности как субъекта общественного производства, познания и общения. В этом состоит и основной критерий социальной ценности личности при социализме.

Таковы основные методологические установки и выводы, сделанные диссертантом в ходе исследования проблемы социальной ценности личности при социализме.

Осознавая.в сю сложность, и неоднозначность анализируемых явлений, диссертант отдает себе отчет в том, что область исследованного в поставленных им проблемах, конечно же, мала по сравнению с маштабностью самих проблем и реальных потребностей общественной практики. Комплексное решение проблемы социальной ценности личности при социализме и выработка действенных путей ее актуализации не может быть исчерпано одной диссертационной работой.

Такой объем исследования под силу только коллективу ученых-обществоведов: философов, социологов, психологов, экономистов, а также представителей других наук, так или иначе связанных с проблемой человека.

Если говорить о задачах и перспективах дальнейшего исследования проблемы социальной ценности личности при социализме, то следует отметить, что на наш взгляд, к настоящему времени вполне определенно сложилось несколько основных направлений ис

- 123 следования процессов и понятий, относящихся к данной проблематике.

1. ХХУ1 съезд КПСС и последующие Пленумы ЦК партии определили задачу огромного масштаба и значимости: качественно повысить творческий потенциал общества в целом и каждого его члена в отдельности. На это направлена стратегическая линия партии: поставить процесс формирования нового человека, социалистической личности на прочный фундамент социально-экономической политики.

Успешное решение этой глобальной задачи требует более углубленного изучения всех процессов, связанных с возрастанием роли и значимости субъективного фактора в общественном развитии, существенно актуализирует исследование социальных стимулов развития творческих способностей человека, более глубокого исследования специфики общественной детерминации этого процесса и реальных путей оптимального включения и использования творческого потенциала личности в научно-техническом и социальном развитии.

2. В условиях совершенствования развитого социализма все более настоятельно ощущается необходимость дальнейшей разработки социальной диалектики всеобщего, особенного и единичного. Причем основной упор целесообразно сделать на исследовании диалектики социального и индивидуального развития человека, т.е. углубленного изучения социально- психологических детерминант становления активного субъекта социальных макроструктур, более полного понимания специфики социального механизма, обусловливающего ту или иную степень проявления типологических черт развитого социализма в конкретных индивидах, в самой структуре их личности, ее социальной направленности, в системе ее целей, идеалов и ценностных ориентаций, и возможности как его социального регулирования, так и надежного прогнозирования назревающих тенденций.

3. Требуется дальнейшая разработка проблемы гармонии взаимоотношения общества и личности, оптимального для условий совершенствования развитого социализма соотношения социальных и индивидуальных интересов и потребностей. Тем самым стоит задача всестороннего изучения диалектики формирования и развития личности как субъекта совершенствования развитого социализма, более полного представления особенности движения от индивидуального к социальному как в методологическом плане, так и в практическом смысле этой проблемы. При этом предполагается не только анализ всех форм социальной детерминации этих процессов, но и поиски путей повышения эффективности социального их регулирования.

4. Требует тщательного изучения неравномерность осуществления процессов преодоления социально-экономических, социально-политических, социально-культурных, социально-психологических различий, между классами и внутри них. Именно здесь, как было показано в работе, находятся истоки определенной противоречивости процесса реализации общественной формы социальной ценности личности на уровне индивида.

5. Огромный материал для теоретического осмысления и практического решения проблемы социальной ценности личности при социализме дает многообразный, не во всем совпадающий опыт стран социалистического содружества. Обобщение и анализ этого опыта, несомненно, дело важное и необходимое. Поэтому, как нам представляется, эту задачу можно выделить как одну из актуальных и перспективных.

6. Позитивная разработка проблемы социальной ценности личности в условиях развитого социализма неотделима от задач иде

- 125 ологической борьбы. В небывалом по остроте и интенсивности противоборстве двух социальных систем, двух мировоззрений главным субъектом и объектом выступает человек. Поэтому особого внимания требует в целях совершенствования контрпропагандистской деятельности и всей идейно-воспитательной работы детальный анализ методологических приемов, характерных для антикоммунистов и так называемых "советологов" при искажении и фальсификации ими реальных проблем гуманистической сущности социализма, формирования нового человека, утверждения личности социалистического типа.

7. Проблема социальной ценности личности связана с феноменом "ценность", а тем самым с ценностной проблематикой как специфической областью философского знания. Ибо феномен "ценность" — явление многомерное, комплексное, относящееся к глубинным процессам социальной жизни и культуры. Поэтому не вызывает сомнения необходимость дальнейшей разработки теории ценностей. Ее актуальность определяется еще и потребностями научной критики основных буржуазных аксиологических направлений,,в том числе и религиозной аксиологии.

Из всех общественных наук, эксплицитно использующих категорию ценности, наиболее развитой является политэкономия. Шесте с тем аксиологическая импликация марксистской теории стой мости еще не осуществлена, хотя многие ученые прямо указывают на то, что в концепции стой мости К. Маркса содержатся основные методологические принципы общей теории ценности.

8. Не менее значимым для комплексного решения проблемы социальной ценности личности при социализме является органическое соединение принципа общественной обусловленности формы социальной ценности личности конкретными социальными уровнями с принципом историзма, требующим подходов к исследованию феноме

- 126 на социальной ценности личности с позиций конкретно-исторического анализа общественных отношений людей. Тем самым стоит задача выработки на основе марксистско-ленинских методологических принципов исторической типологии социальной ценности личности, ее общественной формы, структуры и способа ее реализации применительно к условиям конкретно-исторических социально-экономических систем, а также различным этапам развития и совершенствования социализма.

Курс партии на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, более полное раскрытие его гуманистической природы выдвигает перед учеными-обществоведами большие и ответственные задачи по дальнейшему, более углубленному изучению важнейших закономерностей экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества. Концентрация внимания и сил обществоведов на нерешенных теоретических и практических проблемах зрелого социализма, на конструктивной разработке методов и средств достижения ближайших и перспективных целей общественного развития — такова необходимая предпосылка научно обоснованного, проникнутого социальным реализмом подхода к актуальным проблемам современности.

 

Список научной литературыАртюхин, Михаил Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К, К критике гегелевской философии права, - Маркс К.,

2. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.1. Там же, т.4, с.419-459.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Там же, т.2, с.3.230.

5. Маркс К,, Энгельс Ф. Немецкая идеология. Там же, т.З,с.7-544.

6. Маркс К. П.В.Анненкову. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-еизд., т.27, с.401-402.

7. Маркс К, Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии". Там же, т.19, с.369-399.

8. Маркс К. Капитал. Там же, т.23 , 24 , 25 ч.1, И; т.26,ч.1, П, Ш.

9. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Там же,т.46, ч.1, П.

10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.1. Там же, т.42, с.41-174.

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Там же, т.21, с.23-178.

12. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Там же, т.20, с.5-342.

13. Ленин В.И, Что такое "друзья народа" и как они воюют противсоциал-демократов? Полн. собр. соч., т.1, с, 125-346.

14. Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова.1. Там же, т.6, с.212-235.

15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Там же, т.18,с. 7-384.

16. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Там же,т.24, с.361-364.

17. Ленин В.И. Карл Маркс. Там же, т.26, с.43-93.

18. Ленин В.И. К воцросу о диалектике. Там же, т.29, с.316322.

19. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Там же,т.29, с.77-218.

20. Ленин В.И. Государство и революция. Там же, т.ЗЗ, с.1120.

21. Ленин В.И. К проекту переработки программы. Там же,т.32, с.147-162.

22. Ленин В.И. Заседание ВЦИК 4/17/ ноября 1917 г. Там же,т.35, с.53-61.

23. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Там же, т.35,с.195-205.

24. Ленин В.И. 0 левом ребячестве и о мелкобуржуазности.1. Там же, т.36, с.283-314.

25. Ленин В.И. Речь на Всероссийском съезде Советов народногохозяйства 26 мая 1918 г. Там же, т.36, с.283-314.

26. Ленин В.И. Великий почин. Там же, т.39, с.1-29.

27. П. Документы и материалы КПСС и органов Советского государства. Произведения, речи и выступления выдающихся деятелей КПСС и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения.

28. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1976. 142 с.

29. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М.: Политиздат, I970-I98I, тт.1-14.

30. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

31. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981,223 с.

32. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС.

33. М.: Политиздат, 1983. 14 с.

34. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

35. Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли вуправлении предприятиями, учреждениями, организациями. Правда, 1983, 19 июня.

36. Конституция (Основной Закон) СССР. -М.: Политиздат, 1978.- 60 с.

37. Материалы XXIX съезда КПБ. Мн.: Беларусь, 1981. - 128 с.

38. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.:

39. Политиздат, 1956-1958, тт. 1-5. Ш. Монографии. Материалы научных симпозиумов и конференций. Сборники статей. Статьи. I. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.

40. Абишев К. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата: Казахстан, 1978. 166 с.

41. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность.- М.: Мысль, 1976. 188 с.

42. Агеев В.М, Экономические категории социализма: Системныйанализ. М.: Мысль, 1980. - 381 с.

43. Активность личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1976. 278 с.

44. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. В кн.: Человек и общество. Л., 1967, вып.2, с.235-249.

45. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1978. 339 с.

46. Ананьев Б.Г. 0 проблемах современного человекознания. М.:1. Наука, 1977. 380 с.

47. Ангелов С. Марксистская этика как наука. М.: Прогресс,1973. 264 с.

48. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970. - 180 с.

49. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.:1. Изд-во МГУ, 1971. 152 с.

50. Алтекер Г. 0 природе демократии, свободы и революции.

51. М.: Прогресс, 1971. 152 с.

52. Арефьева Г.С. Социальная активность. -М.: Политиздат,1974. 230 с.

53. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы личности.1. М.: Мысль, 1976. 221 с.

54. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 382 с.

55. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат,1980. 368 с.

56. Бабосов Е.М. Личность, коллектив, общество. Мн.: Беларусь, 1975. 94 с.

57. Бабосов Е.М. Образ жизни, рожденный Октябрем. Мн.: Беларусь, 1978. III с.

58. Бабосов Е.М. Учение К.Маркса о человеке и реальный социализм. Мн.: Наука и техника, 1983. - НО с.

59. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Мн.: Беларусь, 1983. 334 с.

60. Батенин Г.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Л1У, 1976.- 295 с.

61. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философскийпринцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с.73-144.

62. Батищев Г.С. Понятие целостно развитого человека и перспективы коммунистического воспитания. В кн.: Проблемы человека в "Экономических рукописях 1957-1959 годов" К.Маркса. Ростов-на-Дону, 1977, с.147-170.

63. Бережной Н.М. Действенность социалистического гуманизма.1. М.: Мысль, 1979. 140 с.

64. Блинов Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М.: Наука, 1979. - 144 с.

65. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция: поведения. М.:1. Наука, 1978. 311 с.

66. Богданова Т.П. Молодой рабочий. Гражданское и профессиональное становление. Мн.: Беларусь, 1981. 142 с.

67. Бокарев Н.Н. Расширение участия трудящихся в управлениипроизводством. М.: Наука, 1979. - 223 с.

68. Боровский М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Мн.: Наука и техника, 1974. - 224 с.

69. БССР в цифрах, 1982 г.: Краткий стат. сборник. Мн.: Беларусь, 1983. 96 с.

70. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978. 216 с.

71. Бунич П.Т. Развитой социализм: человек и труд. (Размышления экономиста). -М.: Экономика, 1982. -64 с.

72. Буслов К.П. Социальное единство, противоречия, ответственность. Мн.: Наука и техника, 1972. - 172 с.

73. Буслов К.П. Формирование социального в человеке. Мн.:

74. Наука и техника, 1980. 159 с.

75. Выгодский B.C. Экономическое обоснование теории научногокоммунизма. М.: Политиздат, 1975. - 303 с.

76. Гелюта А.М. Староверов В.И. Социальный облик рабочегоинтеллигента. М.: Мысль, 1977. - 183 с. -(Социология и жизнь).

77. Гиднев П. Демо1фатия и общественный прогресс. М.: Прогресс. 1972. - 391 с.

78. Гносеология в системе философского мировоззрения. М.:1. Наука, 1983. 383 с.

79. Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М.: Наука, 1974.- 200 с.

80. Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев: "Вища школа", 1979, 134 с.

81. Гуманизация общественных процессов и возрастание активности трудящихся. Мн.: Наука и техника, 1975.- 199 с.

82. Гуманистическое содержание социальных процессов при социализме. Новосибирск: Наука, 1980. - 248 с.

83. Давидович В.Е. Грани свободы. М.: Молодая гвардия, 1969.- 224 с.

84. Давидович В.Е. Слагаемые социальной справедливости. Коммунист, 1983, № 5, с.51.

85. Даутов Т.М. Личность как социальная проблема. Алма-Ата:1. Наука, 1970. 254 с.

86. Демин М.В. Проблемы теории личности. Социально-философскийаспект. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 240 с.

87. Джиоев О.И. Природа исторической необходимости. Тбилиси:1. Мецниереба, Г967. 136 с.

88. Диалектика объективного и субъективного в развитом социалистическом обществе. Киев: "Вшца школа", 1980. - 205 с.

89. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условияхразвитого социализма. I.: Изд-во ЛГУ, 1980. -263 с.

90. Диалектика социального познания и революционного действия. М.: Мысль, 1981. - 318 с.

91. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, Г974. - 388 с.

92. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблемы ценности имарксистская философия. -М.: Политиздат, Г967.- 351 с.

93. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. - 352 с.

94. Дуб сон Б.И. Социально-экономические проблемы свободноговремени трудящихся в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1980. - 200 с.

95. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука,1980. 292 с.

96. Егоров А.Г. Социализм и личность: ее права и свободы.

97. Вопросы философии, 1979, В I, с.13-28; 1979, № 2, с.3-14.

98. Единство партии и народа в условиях развитого социализма.- М.: Мысль, 1981. 248 с.

99. Ефимов В.Т., Косоладов С.М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания.- М.: Мысль, 1977. 166 с.

100. Журавков М.Г. Социализм и мораль. М.: Наука, 1974.263 с.

101. Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс, 1980. 328 с.

102. Иванов В.Г. Коллектив и личность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 120 с.

103. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. - 188 с.

104. Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

105. Калмыков В.Н. Социалистический образ жизни: новые качестваличности. Мн.; Изд-во Б1У, 1979. - 192 с.65. "Капитал" К.Маркса и экономические проблемы развитого социализма. М.: Наука, 1980. - 310 с.

106. Карейша С.П., Квочкин М.П. К гармонии интересов общества иличности. Мн.: Изд-во ЫУ, 1978. - 150 с.

107. Категории исторического материализма /Редкол.: Н.И.Дряхлов и др. М.: Мысль, 1980. 351 с.

108. Кемеров П.Е. Проблема личности: методология исследования ижизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256с.

109. Кешелава В.А. 1Уманизм действительный и мнимый. Проблемыгуманизма в борьбе идеологий. М.: Политиздат, 1973. - 208 с.

110. Клотч Г., Кольсдорф А., Опитц Г. Свобода преимуществосоциализма. М.: Политиздат, 1981. - 119 с.

111. Клюев А.В. Политическая активность личности при социализме: сущность и факторы ее повышения. Л.: Изд-во Л1У, 1980. - 136 с.

112. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М.:1. Мысль, 1980. 228 с.

113. Колесов Н.Д. Закон соответствия производительных сил ипроизводственных отношений при социализме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 315 с.

114. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. - 263 с.

115. Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции. По материалам Всесоюзной научной-практической конференции. М.: Политиздат, 1979. -237 с.

116. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.383 с.

117. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

118. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юридич. литература, 1980. 256 с.

119. Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности. Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1971. 151 с.

120. Корнеев М.Я. Критика современных буржуазных концепцийличности. М.: Знание, 1975.-66 с.

121. Корнеев М.Я. Личность и общество в условиях научно- технической революции. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. -119 с.

122. Королев Б.И. Реальный социализм и идеологическая борьба.

123. М.: Политиздат, 1983. ПО с.

124. Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность.

125. М.: Политиздат, 1969. 96 с.

126. Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. М.: Мысль,1979. 476 с.

127. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становлениякоммунистического типа личности. М.: Высшая школа, 1981. - 176 с.

128. Кротов М.И. Потребительная стоимость при социализме. М.:1. Экономика, 1983. 152 с.

129. Крутова О.Н. Человек и история: /Проблема человека в социальной философии марксизма/. М.: Политиздат, 1982. - 208 с.

130. Кряжев П.Е. Социологические проблемы личности. М.: Минво проев. РСФСР, 1971. 167 с.

131. Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребностей. М.:1. Политиздат, 1977. 175 с.

132. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии

133. К.Маркса. М.: Политиздат, 1980. - 349 с.

134. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юридич.лит-ра, 1978. 207 с.

135. Лапина Т.С, Этика социальной активности личности. М.:

136. Высшая школа, 1974. 112 с.

137. Леон тьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.:1. Политиздат, 1975. 304 с.

138. Литовченко В.П. Социалистический труд основа формирования личности советского рабочего. Львов: Ви-ща школа, 1980. - 203 с.

139. Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий. М.:1. Мысль, 1979. 260 с.

140. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. - 260 с.

141. Логанов И.И. Свобода личности. М.: Мысль, 1980. - 158 с.

142. Льюис Д. Социализм и личность. М.: Изд-во иностр. литры, 1963. ПО с.

143. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.:1. Мысль, 1977. 255 с.

144. Маленин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР.

145. М.: Юрндич. лит-ра, 1981. 215 с.

146. Маргулие А.В. Проблемы потребностей в историческом материализме. Белгород: Белгор. гос. пед. ин-т, 1971. - 123 с.

147. Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия. Саратов: Издво СГУ, 1972. 292 с.

148. Межу ев В.М. Культура и история. /Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма/. -М.: Политиздат, 1977. 199 с.

149. Медведев В.А. Теоретические проблемы развитого социализма.- М.: Мысль, 1980. 341 с.

150. Медведев В.А. Социалистическое производство. Политико-экономическое исследование. -М.: Экономика, 1981.- 412 с.

151. Медведев В.А. Развитой социализм: вопросы формированияобщественного сознания, -М.: Политиздат, 1980. 271 с.

152. Михалик М. Диалектика развития социалистической морали.

153. М.: Прогресс, 1978. 287 с.

154. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс,1975. 163 с.

155. Мораль развитого социализма. М.: Мысль, 1976. - 287 с.

156. Мороз Ы.С. Социальные роли и ответственность личности.

157. Харьков: Изд-во Х1У, 1979. 167 с.

158. Московченко Н.В. Творение личности. Социально-экономические и нравственные аспекты. М.: Молодая гвардия, 1981. - 208 с.

159. Мчедлов М.П. Социализм становление нового типа цивилизации. М»: Политиздат, 1980. - 263 с. ПЗ.Мхитарян Г.Е. Свобода и историческая необходимость: оструктуре социальной свободы. Ереван: Айастан, 1976. - 283 с.

160. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. - 190 с.

161. Мялкин А.В. Личность и строительство коммунизма. Сущностьпроцесса формирования всесторонне развитой личности. Ростов-на-Дону: Изд-во Р1У, 1971.- 171 с.

162. Народное хозяйство СССР, I9I2-I982: Юбил. стат. ежегодник.- М.: Финансы и статистика, 1982. 623 с.

163. Ненашев М.Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС. М.: Политиздат, 1980. 272 с.

164. Нестеров В.Г. Труд и мораль в советском обществе. М.:1. Мысль, 1979. 189 с.

165. Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы. М.: Изд-во М1У, 1974. - 259 с.

166. Николаева Л.В. Свобода необходимый продукт исторического развития. М.: Изд-во МГУ, 1964. - 292с.

167. Никонов К.М. Действительность свободы. В кн.: Социализми личность. Волгоград, 1970, с.25-57.

168. Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм.

169. М.: Политиздат, 1981. 128 с.

170. Нравственное воспитание в условиях развитого социализма.

171. Мн.: Вышэйшая школа, 1981. 174 с.

172. Общественная потребительная стоимость в системе производственных отношений коммунистического общества. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 196 с.

173. Одуев С.Ф. Свобода, необходимость и ответственность всоциалистическом обществе и их реализация в. Конституции СССР. В кн.: Реальный социализм. Философские проблемы общественного развития. М.: 1979, с. 144-182.

174. Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа.

175. Томск: Изд-во Т1У, 1978. 231 с.

176. Основной экономический закон социализма. М.: Наука, 1978.- 315 с.

177. Очерки методологии познания социальных явлений. М.:1. Мысль, 1970. 344 с.

178. Панов А.Т., Шабалин В.А. Социальная ответственность личности в развитом социалистическом обществе.

179. Саратов: Изд-во С1У, 1976. 141 с.

180. Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитогосоциализма. М.: Наука, 1981. - 209 с.

181. Пеньков Б.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. М.: Мысль, 1972. - 198 с.

182. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологическойконцепции личности. Вопросы психологии. Педагогика, 1973, № 5, с. 3-17.

183. Петровский В.А., Шпалинский В.В. Социальная психологияколлектива. М.: Просвещение, 1978. - 176 с.

184. Права личности в социалистическом обществе. М.: Наука,1981. 272 с.

185. Придворов Н.А. Достоинство личности и социалистическоеправо. М.: Юридич. лит-ра, 1977. - 135 с.

186. Проблема человека в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" К.Маркса. Ростов-на-Дону: Изд-во Р1У, 1978. - 193 с.

187. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. (История и современность). М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

188. Проблема свободного выбора и активность личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1972. 170 с.

189. Проблемы формирования нового человека в производственномколлективе. Днепропетровск: Днепропетр. гос. ун-т., 1975. - 154 с.

190. Проблемы формирования потребностей человека в условияхразвитого социализма. Мн.: Беларусь, 1978. -207 с.

191. Процкая Д.Г. Социалистический образ жизни и формированиенового человека. Мн.: Изд-во Б1У, 1978. -144 с.

192. Пути формирования социальной активности личности при социализме. М.: Мысль, 1972. - 141 с.

193. Развитой социализм: проблемы теории и практики. М.: Политиздат, 1979. 400 с.

194. Разин В.И. Марксистско-ленинское учение об общественноэкономических формациях и современность. -М.: Знание, 1979. 64 с.

195. Рубцов Н.И. Коммунизм и свобода. Мн.: Изд-во БГУ, 1978.- 176 с.

196. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.:1. Изд-во ЩУ, 1981. 184 с.

197. Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Мн.:1. Изд-во БГУ, 1979. 151 с.

198. Руткевич М.Н. Становление социальной однородности. М.:1. Политиздат, 1982. 334 с.

199. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Науковадумка, 1976. 152 с.

200. Рябов Д.Д. Социалистическое государство и воспитание нового человека. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 202 с.

201. Сабиров Х.Ф. Человек как социологическая проблема. Казань: Татарское кн. изд-во, 1974. 414 с.

202. Сафаров Н.С. Гносеологический и ценностный аспекты категории "Моральная ответственность". Философские науки, 1981, № 2, с.13-16.

203. Свобода и ее содержание. Волгоград: Волгорад. пед.ин-т,1972. 140 с.

204. Сергеев А.А. Структура цроизводственных отношений социализма. М.: Наука, 1979. - 317 с.

205. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 216 с.

206. Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии развития.

207. Социально-философский анализ общественного производства/. М.: Политиздат, 1981. - 126с.

208. Слободянюк С.С. Марксизм и религия о ценности личности.1. М.: Знание, 1971. 32 с.

209. Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих: некоторые методологические и социальные аспекты проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 207 с.

210. Смирнов В.Т. Общественная полезность при социализме.

211. Мн.: Наука и техника, 1979. 213 с.

212. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1973.- 415 с.

213. Смольянинов И.Ф. Проблема человека в марксистско-ленинскойфилософии и эстетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 207 с.

214. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. Опытсоциологического анализа нравственных проблем современника. М.: Политиздат, 1981. -280 с.

215. Социализм и личность. М.: Мысль, 1979. - 357 с.

216. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. М.: Наука, 1983.- 231 с.

217. Социальная политика КПСС в условиях развитого социализма. М.: Политиздат, 1979. - 432 с.

218. Социалистическое общество: социально-философские проблемысовременного советского общества. -М.: Политиздат, 1975. 343 с.

219. Социальные гарантии и перспективы развитого социализма.

220. Социологические очерки о Конституции СССР.- Мн.: Изд-во Б1У, 1980. 254 с.

221. Спиркин А.Г., Ефимов В.Т. Новое общество новый человек.- М.: Профиздат, 1976. 143 с.

222. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат,1972. 304 с.

223. Стемповская В.И. Социализм и свобода. М.: Наука, 1975.120 с.

224. Стемповская В.И. Развитие свободы и социальной ответственности личности. В кн.: Развитой социализм и актуальные проблемы научного коммунизма. М., 1979. - с. 236-251.

225. Столович JL.H. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. 271 с.

226. Субботин Ю.К. Проблема ценности в неотомизме: Критическийанализ неотомистской концепции ценности. -М.: Мысль, 1980. 126 с.

227. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Киев: Радяньска школа, 1979-1980, тт. 1-5.

228. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. - 238с.

229. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972.582 с.

230. Тарасенко А.А. Общественные интересы и личность. Мн.:

231. Наука и техника, 1980. 151 с.

232. Тараткевич М.В. Человек и коллектив в системе управленческих отношений. Мн.: Беларусь, 1974. -302 с.

233. Тараткевич М.В. Человек. Среда. Потребности. Диалектикаразумных потребностей. Мн.: Беларусь, 1980. - 271 с.

234. Теория и практика коммунистического воспитания. М.:1. Мысль, 1980. 367 с.

235. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. -М.:1. Мысль, 1974. 278 с.

236. Титма М.Х. Профессия как социальная проблема. М.: Мысль,1975. 198 с.

237. Толстых В.Н. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1981. - 384с.

238. Труд как основа социалистического образа жизни. М.:1. ПСИ, 1979. 201 с.

239. Труд. Соревнование. Личность. Мн.: Беларусь, 1981.206 с.

240. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. -Л.: Изд-во1. ЛГУ, I960. 178 с.

241. Тугаринов В.П. Проблема ценностей в марксизме. Л.: Издво ЛГУ, 1968. 117 с.

242. Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.191 с.

243. Уледов А.К. и Попов В.Д. Социологические законы, познаниеи управление. М.: Знание, 1979. - 64 с.

244. Холличер В. Личность и гуманизм. М.: Прогресс, 1981.174 с.

245. Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. - 202 с.

246. Фарбер Й.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов: Изд-во С1У, 1974. - 188 с.

247. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979. 64 с.

248. Философские проблемы общественного развития (Некоторыеаспекты формирования и развития социалистического образа жизни). -М.: Мысль, 1976. -263 с.

249. Формирование коммунистической убежденности и активнойжизненной позиции советских людей. Чебоксары: Изд-во Ч1У, 1980. - 144 с.

250. Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. -М.: Прогресс,1976. 316 с.

251. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. -2-е изд., переработ, и доп. М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

252. Чангли И.И. Труд. М.: Наука, 1973. - 588 с.

253. Черковец В.Н. Социализм как экономическая система. М.:1. Экономика, 1982. 390 с.

254. Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека.- М.: Наука, 1978. 303 с.

255. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторыевопросы теории. М.: Политиздат, 1974. -336 с.

256. Штольберг Р. Социология труда. М.: Прогресс, 1982.248 с.204, Ярошевский Т. Общество и личность. М.: Прогресс, 1973. 543 с.1.. Диссертации. Авторефераты диссертаций.

257. Вебер Э.А. Ценностный аспект взаимодействия общества иприроды: Автореф.дис. . канд.филос.наук. -Мн., 1980. 22 с.

258. Вилциньш P.O. Индивидуальность человека как результатснятия" биологического социальным: Автореф. дис. . канд.философских наук. Ростов-на-Дону, 1983. - 17 с.

259. Глухачев В.В. Природа человеческой деятельности и проблема ценности: Автореф.дис. . канд.филос. наук. Новосибирск, 1983. - 16 с.

260. Русаковская Л.А. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности: Автореф. дис. . кацц.филос.наук. -Мн., 1982. 15 с.

261. Дьяков А.П. Социальная ответственность личности в условияхсоциализма: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Воронеж, 1970. - 27 с.

262. Кандинов В.М. Человек в системе управления качеством труда: Автореф. дис. . докт.филос.наук. Ташкент, 1983. - 38 с.

263. Карташов Е.Г. Взаимодействие сознания и самосознания личности: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М., 1983. 24 с.

264. Кривошалова Н.М. Особенности общественного прогрессав условиях социализма: Автореф. дис. . канд.техн.наук. М., 1983. - 21 с.

265. Криштапович Л.Е. Коммунистический идеал и социальнаядействительность: Автореф. дис. . канд. филос.наук. Мн., 1983. - 20 с.

266. Кудинова А.А. Возрастание социальной ответственностиличности как проявление общественного прогресса: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1979. - 17 с.

267. Мельникова Н.В. Условия труда в развитом социалистическомобществе как детерминанта прогресса всестороннего развития личности: Автореф.дис. . канд.филос.наук. Львов, 1983. - 23 с.

268. Мороз Н.С. Социальные роли и ответственность личности (Социологический аспект проблемы): Дис. . канд. филос.наук. Харьков, 1979. - 167 с.

269. Малицкий B.C. Социальный механизм формирования личностикоммунистического типа: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1983. - 27 с.

270. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности:

271. Автореф. дис. . докт.филос.наук. -Харьков, 1982. 41 с.

272. Пименова В.Н. Методологические проблемы исследования свободного времени в развитом социалистическом обществе: Автореф.дис. . докт.филос.наук.- М., 1983. 50 с.

273. Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления ижизнедеятельности личности: Автореф. дис. . докт.филос.наук. М., 1983. - 46 с,

274. Яковлев B.C. Ответственность как фактор регуляции поведенияличности: Автореф.дис. . канд.филос.наук. -М., 1973. 25 с.