автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Бутаева, Марзижат Ахмедовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры'

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Бутаева, Марзижат Ахмедовна

Гл. 1 Методологические проблемы исследования тендерных отношений в обществе.

§1. Методология современных тендерных исследований 12-25

§ 2. Тендерные стереотипы в контексте истории социальной философии 26-39 § 3. Социально-экономические проблемы реализации потенциала женщины в современном обществе 39-48

Гл. 2. Социальные аспекты места и роли женщины в этнокультуре

§ 1. Место женщины в социокультурном пространстве Дагестана

48 - 98

§2. Социальные аспекты женской проблемы в современном обществе

98-120

Заключение . 120-131

Список литературы 131 — 140

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Так как социально - философская проблематика тендера и пола имеет много измерений: социально - экономическое, социокультурное, конфессиональное, историческое, структурное, функциональное и т. д. и для того, чтобы правильно понять сущность вопроса бытия женщины в тендерном пространстве этнической культуры, необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного рассмотрения бытия женщины, неразработанностью проблемы статуса женщины в этнокультурном пространстве, а также необходимостью осуществления всестороннего анализа тендерного пространства в этнокультуре.

Используя методы социально-философского исследования и теоретический инструментарий смежных наук, изучающих различные аспекты сложной междисциплинарной проблемы, представляется актуальным и необходимым исследовать пространство столкновения традиционного статуса женщины и современной социальной ситуации, в которой оказалась женщина не по своей воле.

Изменение социального и юридического статуса женщин затрагивает глубинные структуры общественной психики: старые взгляды, старые представления, привычные способы поведения, оценки оказываются непригодными в новых условиях. По этой причине возникает определенная дезориентация в социальном пространстве.

С точки зрения теоретического аспекта актуальность темы обусловлена также неразработанностью и неопределенностью статуса женщины в этнокультурном самосознании без предвзятости контекста существующих стереотипов. По-прежнему остаются невыясненными до конца вопросы об основах формирования стереотипных представлений, об их истинности-ложности, условиях изменения стереотипов на уровне индивидуального и общественного сознания.

Последний из вопросов имеет самую тесную связь с прикладным аспектом, ибо столкновение изменившихся и традиционных представлений вызывает конфликты и непонимание даже на уровне повседневной жизни, . поэтому в центре внимания оказывается исследование тендерных проблем в условиях этнокультуры.

В рамках исследования тендерной проблемы с позиции социально-философского подхода и в контексте современных социально-экономических проблем возникает необходимость определить место тендерной проблемы в других областях духовной жизни - религии, философии, искусстве, морали.

Появляется необходимость исследования роли пола в структуре человека, изучения того, насколько половое сознание человека определяет его развитие и взаимодействует с другими аспектами сознания и, в частности, с общественным сознанием. Проблема взаимодействия этих двух аспектов в социальной философии прежде практически не ставилась, и потому всестороннее изучение этносоциальных тендерных стереотипов не представлялось возможным.

Другой важной задачей явилась реабилитация представления о женщине как полноценной личности (речь идет не о действительной жизни, а представлениях о женщине в отечественной научной литературе). Рассматривать женщину как полноценного социального субъекта мешали, в частности, и религиозные тендерные стереотипы, и поверхностные научные исследования. Если учесть, что большинство норм, оценок, представлений, функционирующих на обыденном уровне общественного сознания, являются стереотипизированными, то становится понятным то значение,

• которое имеют социальные тендерные стереотипы в социальном сознании.

Исследование тендерных стереотипов в социальном сознании обладает особой важностью, ибо именно они, формируясь на неосознанном уровне еще в детстве под влиянием передаваемых в процессе восприятия традиций, влияют на внутренний и внешний облик женщины на протяжении всей ее жизни и ее тендерного пространства.

Этим обуславливается актуальность и насущная необходимость исследования этносоциальных тендерных стереотипов.

Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить •отсутствие ее прямой проблемной постановки исследуемого вопроса в современной отечественной социально-философской литературе. Соответственно отсутствуют концептуальные исследования именно с позиции социально — философского анализа, хотя тендерная проблема исследовалась с позиции этики, психологии, экономики. Исследования данных наук послужили теоретическим подспорьем для данного исследования.

Анализируя специфику функционирования тендерных факторов, автор опирался, прежде всего, на концепции социальных стереотипов, разработанные такими исследователями, как У. Липпман, В. С. Агеев, Г. Олпорт,

• Г. Тэджфел, У. Шибутани, В. Н. Куницына, Е. В. Орлова, В.В. Дьякова и др. При этом в основу работы легли не только взгляды и идеи, высказанные вышеназванными авторами в рамках своих концепций, но также анализ способов и принципов, в соответствии с которыми они разрабатывались.

При исследовании этнокультурного тендерного сознания использовались теоретические положения, представленные в работах С.С. Агашири-новой, А.Г. Булатова, С.Ш. Гаджиевой, Б.Далгат, Н.А. Дубровина, О.Карнилова, P.M. Магомедова, А.Омарова, А.В. Комарова,

Ю.Ю.Карпова, М.О Косвена, A.M. Алиханова-Аварского, Б.Х. Бгажноко-ва, Г.А. Сергеева, Г.Ф. Чусрина, Б.М. Алимова, М.М.Ковалевского, Н.Львова, С.А. Лугуева.

В отечественной теории проблема женщины и труда стала подниматься в конце 80-х - начале 90-х годов (с начала реформирования экономики), появились статьи и работы, отражающие тендерный аспект рынка (щ труда. Однако переводной литературы по этому вопросу крайне мало.

Концептуальным направлениям развития российского общества, его нравственным основаниям, развитию парадигмы образования, как предпосылке формирования общественных отношений, посвящаются труды ученых: 3. Т. Голенковой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, В. И. Загвязин-ского, А. Н. Зайцевой, А. Г. Здравомыслова, Н. Д. Зотова-Матвеева, В. А. Мансурова, Г. В. Осипова, В. Н. Гурченко, А. И. Черных, Г. Ф. Шафрано-Ф ва-Куцева, М. Н. Щербинина, В. А. Ядова, Р. Г. Яновского и многих других ученых.

Объектом исследования является изучение особенностей функционирования тендерного пространства в этнокультурном самосознании.

Целью диссертации является социально - философское осмысление места, роли и статуса женщины в социальных условиях традиционного этнокультурного пространства и современного общества. т

Достижение данной цели включает решение следующих задач:

- определить тендерные отношения в системе социальных отношений в качестве ключевого инструмента анализа;

- выявить методологию исследования современных тендерных отношений;

- изучить динамические аспекты существования социально-экономических тендерных стереотипов; т

- проанализировать влияние социально-экономических аспектов сознания на формирование и функционирование тендерных стереотипов; исследовать преломление проблемы тендерных стереотипов в историческом аспекте этнокультурного самосознания и особенности их функционирования в современном обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные принципы современной теории познания, философии, социальной психологии и социологии, разработанные отечественными и зарубежными исследователями.

В диссертационном исследовании использованы исторический и логический методы для определения тендерного пространства в этнокультурной традиции в условиях современных социальных отношений.

Многие современные методологические подходы и концепции отличаются своим трансдисциплинарным характером, и исследование такого феномена, как социальные тендерные стереотипы, предполагает комплексность, междисциплинарность подхода.

В диссертационном исследовании применяются приемы структурно-функционального анализа, позволяющие, с одной стороны, осмысливать социально-экономические и этнокультурные тендерные стереотипы в единстве их когнитивных, аффективных и социальных аспектов, с другой -выявить и описать специфику функционирования тендерных отношений в различных формах социального уровня.

Категория пол/гендер рассматривается под углом зрения принципа историзма, формационного и цивилизационного подходов, социально — экономической, религиозной ситуации.

В работе использованы теоретические положения классической философии, отечественных и зарубежных авторов и проанализирован архивно-этнографический материал, пользуясь историко-диалектическим, структурно - функциональным, синергетическим методами.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в выявлении специфики функционирования тендерного пространства как подвида социального пространства в этнокультурном самосознании. Такой подход предполагает исследование функционирования и преломления тендерных стереотипов в социокультурной системе как в историческом срезе этнокультуры, так и в современном этнокультурном самосознании. В диссертации:

- определено тендерное пространство в этнокультурном самосознании и этнокультурный тендерный стереотип как подвид социального стереотипа;

- определены методологические принципы исследования тендерных отношений как имеющие свою специфику явления этносоциального сознания;

- рассмотрены особенности функционирования тендерных стереотипов на разных уровнях социального сознания;

- проведено систематическое изучение содержания и социокультурных условий формирования этнокультурных тендерных стереотипов как явлений, обусловленных традиционной культурой;

- показано влияние социально-экономических проблем на формирование тендерного пространства;

- проанализированы результаты изучения социальных тендерных стереотипов, полученных в рамках социологических исследований;

- использован ряд архивных текстов, не исследованных в отечественной литературе. Положения, выносимые на защиту:

1. Современная социальная ситуация испытывает кризис не только в областях экономики, политики, но и в духовной сфере, что влияет на кризис в тендерном пространстве.

2. Трансформация традиционных ценностей и их адаптация к современным условиям требуют детального исследования историко-культурного наследия, так как известно, что на основе прошлого строится настоящее и формируется будущее.

3. Многие западные ценности воспринимаются в современности как безусловные, в том числе и феминистические, что может привести к унификации не только техногенных ценностей, но и тендерных. Соответственно, появляется необходимость сохранения уникальности этнокультурных ценностей, не отказываясь при этом от диалога с общечеловеческими ценностями.

4. Статус женщины в современном обществе и его восприятие в общественном сознании находятся на стадии формирования, что зависит не в последнюю очередь от исследований конкретного этнокультурного пространства и определения самосознания.

Научно-практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию проблемы функционирования тендерного пространства в этносоциальном сознании. Выявленные закономерности образования социальных тендерных стереотипов представляются необходимыми при разработке подходов к воспитанию детей, в деятельности психологов, педагогов, родителей.

Значимость результатов исследования состоит в том, что они дают определенные теоретические и прикладные знания, которые будут полезными для дальнейшего изучения этой проблематики. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке и совершенствовании теории гендерологии, при формировании общественного мнения с целью поддержания социально-экономического равновесия на "уровне субкультур и их интеграции. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по этике, истории этических учений, в учебниках, учебных пособиях, словарях и справочниках. Основные результаты и выводы работы имеюх практическое значение для самих женщин - в осознании своего места и роли в современном социальном пространстве.

Апробация' диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в научных публикациях, а также •сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах: Научная конференция «Интеграция культур в смыслообразующем образовании» 25 - 27 февраля 2002г. Махачкала; Региональная научно-практическая конференция «Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа» 14-15 мая 2002г. Махачкала. Ежегодник «Региональные аспекты социальной политики» Вып. 4. Махачкала 2002. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры ДГУ. Содержание диссертации отражено в 4 публикациях объемом 0,8 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры"

Заключение

В диссертации рассмотрен тендерный подход как раз и отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредо-ванности, так и на уровне частного и единичного.

Тендерные исследования включают проблемы социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме, того, проблемы социальной стратификации и субординации, следовательно, тендерные исследования должны базироваться на методах социологии, психологии, политологии и других гуманитарных и социальных дисциплин.

Вместе с тем, тендерная проблематика и тендерный подход постепенно приобретают статус относительно самостоятельной теоретической дисциплины, со своим предметом исследования, со своим метаязыком, поскольку тендерные исследования имеют свои ключевые категориальные понятия, такие как "гендер", "тендерный контракт", "тендерная система", "тендерный дисплей", "тендерный статус", "маскулинность", "феминность", "тендерная асимметрия", "сексизм", "андроцентризм" и т.д.

С позиции тендерного подхода важно не только различие и особенности мужского и женского, но выявить условия и факторы, формирующие различие и специфику статусных самоидентификаций и социальных притязаний.

Анализируется не поведение и особенности проявлений мужчин и женщин, а то, что ждёт, что допускает, что разрешает и что запрещает человеку общество в соответствии с его половой принадлежностью в системе власти и субординации.

Так как гендерные проблемы получили свою артикуляцию только в феминистских исследованиях, выяснилось, что жизненный стиль мужчины и женщины зависит от ряда культурных факторов

В контексте социальных феминистских исследований появилось теоретическое разделение понятий "пол" и "гендер". Дифференциация этих понятий, произошедшая в 70-80 годах XX века, вывела исследования на новый теоретический уровень1. Гендер служит одним из базовых измерений социальной структуры общества, наряду с классовыми, возрастными и национальными характеристиками личности2. Гендер - категория процесса: обучение, "вхождение" в роль, овладение поведенческими действиями, соответствующих или несоответствующих определенному тендерному статусу. Гендер - как структура, особенно структура поведенческих моделей и, в первую очередь, структура господства и подчинения, структура сфер оплачиваемого и неоплачиваемого (домашнего) труда, а также сфер социального пространства - публичного (мужского) и приватного (женского).

Следовательно, в системе тендера учитывается не только отличие между полами, но и то внимание, которое уделяется полу со стороны общества.

Сам тендерный подход при наличии смысловой вариативности понятия "гендер" может также включать в себя определенные специфические особенности теоретического ракурса,' что говорит о дискуссионности и многоплановости тендерных исследований, обещающих возможность неоднозначности решений. Гендерно - чувственный подход, гендерно-нейтральный подход, гендерно-стереотипизированный подход,

1 Гейл Рабин "Обмен женщинами" -M 1974 г.; Рода Унгер "О редефиниции понятий пол и гендер"-M. 1981. Бергер, Лакман, Гоффман Гарфинкель *2 По представлению Дж. Скотг, "осознание тендерной принадлежности - конструирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, и пол - это приоритетный способ выражения властных отношений".

Гендер позволяет определить не только социальный статус личности в •соответствии с его половой принадлежностью, но и провести динамическое изменение культуры, её социальных параметров, а именно: возможностей и ограничений, доступа к социально значимым ценностям, иерархическую зависимость, т.е. всех тех инстанций нормирования и регулирования социального поведения, фиксирующих половую дифференциацию личности.

В работе исследуется генезис тендерных стереотипов в истории философии. Прежде всего, дается характеристика тендерных стереотипов как явления социальной философии. Тендерные стереотипы рассматриваются •как особые формы обработки информации, облегчающие ориентацию человека в мире. Выявляются функции гедерных стереотипов: обобщающая, состоящую в упорядочивании информации: противопоставление своего" и "чужого"; социальная, которая ведет к социальной категориза ции и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни. Тендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов, отражаются в языке, тесно связана с выражением оценки и влияет на формирование определенного типа поведе-. ния.

Тендерные стереотипы формируются в этнокультурном пространстве, а именно в обрядах, фольклоре, мифологическом сознании. Ценностная шкала тендера не одинаковы в разных культурах, так же различаются социальные роли мужчин и женщин, которые, как правило, регламентированы, стереотипизированы и функционируют в коллективном сознании по схеме «правильное/неправильное». Одним и тем же действиям человека в зависимости от его пола может придаваться различное содержание в разных культурах выражающееся в поступках. Стереотип выполняет роль программы поведения. Выделены бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине: Логичность - интуитивность, абстрактность — конкретность, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью у Булгакова; Флоренского; Розанова; Логинова; Хрипковой; Колесова и др.

Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью. мужчина более рационален»1. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты»2. В то же время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. «Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки» Такой же взгляд на женскую кон-'кретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн. Ин-струментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим "качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому •можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия» О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.

Логинов. Женщина и мужчина. Красноярск, 1989 С. 24-26.

2 Булгаков. Свет невечерний. М., 1994. С. 264-265.

3 Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск, 1989.

Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины - «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»1. «Женские черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой» . Философский взгляд на тендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос»3. К этому можно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. На наш взгляд, в каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре по-лоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный.

Рассмотрен один из аспектов формирования жизненного пространства в рамках концепции глобального переустройства социума, каковым является тендерный подход.

1 Розанов В. В. Религия и культура // Собр. соч. Т. 1. M., 1995. С. 139-140.

2 Булгаков С. Н. Тихие думы. M., 1996.

3 Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. M., 1993.

Тендерная социология все больше заявляет о себе в системе социологического знания, развиваясь в рамках полипарадигмальной современной социологии, так как ученых-теоретиков давно волновал вопрос места и роли мужчины и женщины в общественной жизни. Женщины становятся объ ектом политических, социальных, экономических исследований, выполняемых на стыке наук. В работах таких теоретиков, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и других, поднимается вопрос «падения традиционной власти», под которой понимается власть мужчины в обществе. Проблема взаимодействия «общественной» и «личной» сфер социальной жизни ставится и в современных дискуссиях. В классической модели мужчина активен вне семьи, • он «составляет общественную сферу общества», а женщина ограничивается «частной или семейной» сферами.

Таким образом, ученых-теоретиков давно волновал вопрос места и ро ли мужчины и женщины в общественной жизни, а практика достаточно далека от решения проблем тендера. Такой вывод подтверждается не только историческими материалами, теоретическим анализом, но и прикладными исследованиями. Большое место занимает региональный аспект изучаемой проблемы, выявление общих закономерностей и своеобразия жизнедеятельности женщины в связи с рассмотрением влияния на ее статус, роль, ценностные ориентации, трудовые отношения конкретных социально-экономических, социально-политических, социокультурных и других условий. Наше исследование отличается комплексностью. Если в предметную область социальной философии пола обычно включались: тендерные культурные стереотипы, роли и отношения, взаимосвязь половой идентичности и социального поведения, исторические закономерности полового разделения труда и стратификации, на наш взгляд, женщину необходимо изучать скорее как объект развития региона, страны, и в качестве исторически значимого активного субъекта экономической, политической и социокультурной жизни общества. В российской действительности остается неосвоенной нишей участие женщин в политической жизни. Этот феномен еще предстоит рассмотреть. В работе использовались традицион-.ные методы теоретического и эмпирического исследования, социологического анализа, включенного наблюдения. Социологический мониторинг, отслеживающий жизнедеятельность женщин проводился в период с 1995 по 2002 гг. по анкете, разработанной автором. Методом анкетирования было охвачено 1548 женщин. Экспертные опросы осуществлялись в режиме интервью - формализованного и сфокусированного неформализованного.

Нами предлагается новый подход к исследованию проблем женщин в социокультурной системе, отличающиеся от мировоззрения феминистских .течений зарубежной теории. Осуществлен вклад в теоретическое развитие социальной философии тендера. Впервые выполнено комплексное мониторинговое исследование жизнедеятельности женщин Дагестана, позволившее сделать вывод о том, что дискриминационные процессы по отно шению к женщине усиливаются; но большинству женщин (80% опрошенных) удается сочетать роль матери и труженицы, домашний труд и карьеру, учебу и материнство; женщины не в полной мере реализуют свою гуманистическую .функцию, считают для себя наиболее приемлемым направлением самореализации и жизнеобеспечения гармоничное развитие , отношений между мужчиной и женщиной, а не противостояние; Выявлены тенденции поведения женщин на современном рынке труда в условиях формирования новых отношений, которые фиксируют ухудшение ее социально-экономического положения; низкий адаптационный уровень в силу объективных и субъективных причин; женщина в общественном сознании прочно занимает положение второсортного человеческого ресурса, с чем связана необходимость формирования государственных механизмов социальной защиты женщин;

Установлено, чем выше образовательный уровень женщины, тем больше ее стремление реализовать себя в общественном труде, повысить свои статусные характеристики, получить общественное признание, реализовать карьерное продвижение; Обосновано, что реально достижимая цель для 'современного общества партнерство через построение модели «тендерного равновесия», в рамках которого возможно развитие женского бизнеса, привлечение женщин к принятию управленческих решений на государственном уровне.

Исследуется поставленная теоретическая проблема на практике самой культуры. В этнокультуре Дагестана. Показано преломление тендерных стереотипов в этнокультурном самосознании сквозь призму социального статуса и ролевых функций женщины, экономических составляющих ее жизнедеятельности в современном обществе.

В научной литературе в качестве «тендерных» обычно использовались понятия «полоролевые» или «социополовые». Мы предлагаем расширительное толкование - с включением всех аспектов жизнедеятельности человека с позиций пола. С нашей точки зрения, «гендер» предполагает в равной мере изучение особенностей организации и управления жизненными процессами как для женщин, так и для мужчин. В диссертации исследование жизнедеятельности человека ведется с социально-философских позиций, учетом половой принадлежности и объектной направленностью на женщин.

Необходимо формирование тендерного равновесия не на основе «равенства», которое в отдельных случаях объективно невозможно, а путем дифференцированного подхода к решению социально-экономических проблем, так как принцип «равенства», ориентируя на ложные цели общество, ставит неадекватные задачи перед мужчинами и женщинами, а потому, в большинстве случаев, — неразрешимые. Не случайно ни одна страна мира не смогла решить «женский вопрос», хотя можно утверждать, что он в большей степени «мужской», чем «женский».

Нами использован эгалитарный подход, напротив, рассматривает нравственные, экономические, демографические явления как грани, отражающие положение женщин в обществе, ее социальный статус. Он предполагает равные права и возможности жизненного выбора для женщин и мужчин. Состоящая не в том, что общество должно стремиться к стиранию различий между мужчинами и женщинами, а, напротив, исходит из необходимости вести планомерную, активную работу по созданию равных социальных условий развития человека, независимо от того, мужчина он или женщина.

На наш взгляд, необходим переход от патриархальной модели общества к гендерно - сбалансированному обществу, учитывавшему интересы и женщин, и мужчин.

В связи с этим нами ставится проблема формирования новой концепции взаимоотношений. Так как женщина наделена специфичной функцией '— деторождение, соответственно и отношение к женщине должно быть особым, т. к. оберегая женщину, мужчины тем самым реализуют функцию самосохранения. Не власти над мужским миром следует добиваться сегодня, а взаимодействия и согласия с ним. Женское начало должно занимать в обществе подобающее ему место. Не считаясь с ним, мужской властвующий мир совершает преступление за преступлением. Непоправимую ошибку допускают и женщины в попытке не уступать мужчинам ни в чем, принимая их правила игры, подражая мужской модели поведения, подменяя свое естественное предназначение - привносить гуманность, добро и "согласие.

В последние годы вновь развернулась дискуссия по поводу сочетания двух важнейших социальных ролей женщины: труда и материнства. Ценность профессиональной занятости, как свидетельствует опыт развитых стран, во много раз возрастает по мере удовлетворения первейших потребностей человека. Преобразующее воздействие профессионального труда вряд ли можно заменить выполнением только функций матери и хозяйки дома. На современном этапе стоит задача повышения престижности и привлекательности, как профессионального труда, так и материнства.

Ролевые функции женщины весьма разнообразны. Первоочередная задача современного общества - обеспечить возможность совмещения профессиональной и общественной ролей, с одной стороны, и семейной, с другой, путем создания для этого всех условий, и, прежде всего, экономических.

Особое положение женщин в российском обществе характеризуется тем, что оно не улучшилось, а ухудшилось. На их плечах сегодня лежит непомерно тяжелый груз осуществляемых реформ. Не менее актуальной темой в ряду проблем женской занятости является исследование безработицы среди женщин, явление неизбежное в условиях рыночной экономики.

Анализ показывает, что ситуация на рынке труда Дагестана в 1998 году характеризуется как повышением уровня официально зарегистрированной безработицы, так и увеличением латентной безработицы. Многие из известнейших философов и мыслителей посвятили большую часть своей жизни отстаиванию прав женщин, главным образом, права на образование. Среди них А. Бекетов, К. Бестужев-Рюмин, С. Соловьев, В. Герье, О. Миллер, А. Гердт, Н. Лосский, С.Франк, Н. Пирогов, Д. Менделеев, В. Вернадский и другие.

Нами определена социальность как механизм самореализации личности, где основной связью человека и общества, местом проявления социальности - становится система экономических отношений. Получение образования является одним из основных этапов социализации индивида, который предопределяет весь дальнейший процесс жизнедеятельности. Поэтому именно в- этот период жизни женщина должна быть максимально защищена, поскольку с образования начинается творческая реализация человека, приобретение соответствующих профессионально-статусных характеристик.

Представленью теоретические обобщения, рекомендации, выводы, предложения, сделанные на основе проведенного социально» экономического исследования, могут быть использованы в России и Дагестане на различных уровнях властных структур, общественными организациями в формировании прогрессивной политики «гендерного равновесия».

 

Список научной литературыБутаева, Марзижат Ахмедовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Андреева А А. Некоторые проблемы феминистической философии /Вестн.Спб университета. Сер. № 6. Спб. Рук. Депон. в ИНИОН № 47242 от 4.11.1992 г.

2. Айвазова С.Г. Симона де Бовуар: этика подлинного существования. // Женщина в российском обществе. №2. 1997.

3. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин 19-начало20в М.,1978

4. Айвазова С.Г. Симона де Бовуар: этика подлинного существования. // Женщина в российском обществе. №2. 1997.

5. Александров А., Лобанов С. Заметки из путешествия по Дагестану//Э.О. 1910 №1-2.

6. Алимова Б. М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребёнка у кайтагских кумыков (конец 19-начало20в)// Быт сельского населения Дагестана(19-начало20в). Махачкала 1981.

7. Алиханов Аварский A.M. В горах Дагестана: Путевые впечатления и рассказы горцев.//Кавказ 1895. №223.

8. Алиханов-Аварский А. М. В горах Дагестана. Путевые впечатления ирассказы горцев.// Кавказ 1896. №234.

9. Андреева А.А. Некоторые проблемы феминистической философии /Вестн.Спб университета. Сер. № 6. Спб. Рук. Депон. в ИНИОН № 47242 от 4.11.1992.Г

10. Арсеньев В.-Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара. // Этнические стериотипы мужского и женского поведения. СПб.,1991,с.ЗЗ.

11. Батлер Дж. Тендерное беспокойство //Антология тендерной теории. Под ред. Е.Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000.1 б.Батлер Дж. Меланхолийный гендер / Отторгнутая идентификация Запада //Тендерные исследования, 1998. № 1.

12. Батлер Джудит. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме" // Тендерные исследования, 2000. № 3.

13. Бгажков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик 1978.

14. Брандт Г.А. "Почему вы не пишите? Пишите себя!" (Феминизм и постструктурализм о женском теле и женском письме) // Пол. Гендер. Культура. Под ред. З.Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999.

15. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепция феминизма)//ОНС, 1998. №2.

16. Брандт. Природа женщины. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного унта, 2000.

17. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 начале 20 в. JI.,1988.

18. Булатова А. Г. Лакцы (19-начало 20в); Историко-этнографические очерки. Махачкала. 1971.

19. Булатова А. Т. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19-начале20в. Л., 1988.

20. Ванчугов В. Женщины в философии: Из истории философии в России XIX-начала XX вв. М.: РИЦ "Пилигрим", 1996.

21. Варфалви Л.В. Феминизм силы как сила феминизма // Вестн. Хабар, гос. акад. экон. и права. Хабарорск, 2000. N 1.

22. Воронина О.А. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. 1980. N 9.

23. Воронина О.А. Категория пол/гендер в философии феминизма //Философскйе исследования, 1995. № 4.

24. Воронов Н. И. Из путешествия по Дагестану. //ССКГ. 1868. Вып 1.

25. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в 19-начале 20 в. М., 1985.

26. Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пошаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.

27. Гаджиева С. Ш. .Семья и брак у народов Дагестана в XIX-XX в. М, 1975.

28. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала 1989.

29. Гиллиган К. Место женщины 'в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: Изд-во "Дм. Буланин", 2000.

30. Гримшоу Дж. Идея "женской этики'У/Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993.

31. Гросс Э. Изменяя очертания тела //Введение в гендерные исследования Харьков ХЦГИ СПб: Изд-во "Алетейя", 2001. 4.2.

32. Грэйс Э. Потерянный рай тела //Художественный журнал 1997. № 17.

33. Далгат Б. Материалы по обычному праву даргинцев. РФ. ИИАЭ ДФ РАН, ф.9, on 1, д. 99. Л18.

34. Дойч Э. Феминизм и автономность //Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993.

35. Дубровин Н.А. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб-1871. Т.1.

36. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М. 1990.

37. Жеребкин С. Пол Разума: «является ли Просвещение эмансипационным?» // Гендерные исследования, 2000. № 4.

38. Жеребкина И. «Прочти мое желание.» Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.

39. Жеребкина И. Женское политическое бессознательное. Харьков, 1996.

40. Жеребкина И. Лиля Брик: женская сексуальность в эпоху сталинского террора//Тендерные исследования, 2000. № 3.

41. Жеребкина И. Противоречия и проблемы современного феминизма// We/ / Мы: Диалог женщин. 2000. Спецвыпуск.

42. Иванов Л.Л. Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней: Критико-биографические очерки. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.

43. Извлечение из этнографических очерков г. Урбнели о хевсу-рах.//ЗКОИРГО. 1890. Кн. 14.

44. Иригарэй Люси. Пол, который не единичен //Тендерные исследования, 2000. №3.

45. История, география и этнография Дагестана (18 19вв.): Арх. Материалы. под. ред М. О. Косвена, X. М. Хошаева, М.1958.

46. Ихилов М.М. Семейный быт, обряды и обычаи Табасарана Р.Ф. ИИАЭ фЗ,опЗ,д2. л 166. .

47. Кавалевский М. М. Дагестанская народная правда. //ЭО 1890. №1

48. Камаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним. //ССКГ. 1868. вып.1.

49. Кандо Т. Постмодернизм: старое вино в новых мехах? // Рубежи. М., . 1997. N10/11.

50. Кант И. О различии возвышенного и прекрасного во взаимном отношении между полами // Кант И. Собр. соч. в 8-ми тт. М.: Чоро, 1994. Т.2.

51. Кант И. О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин //

52. Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1964. Т.2.

53. Каранаилов О. Аул Чох. //СМОМПК. 1884. Вып4.

54. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа., СПб. 1996.

55. Карпов Ю.Ю. Заметки о традиционном общественном быте цахуров // Материалы полевых этногр. Исследов. Спб. 1996. Вып.З.

56. Клименкова Т. Феминизм и постмодернизм //Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993.

57. Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. N5.

58. Клименкова Т.А. Философско-мировоззренческие аспекты феминистских представлений о природе "женственности" и "мужественности" // Философия и-мировоззрение. М., 1988.

59. Ковалевский М. М. Дагестанская народная правда.//Э.О. 1890. №1. . 69.Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн //ОНС, 1999, № 5.

60. Костикова А. Постмодернистский исход феминизма // Пол. Гендер. Культура. Под ред. 3. Хоткиной и Н. Пушкаревой. М., 1999.

61. Костикова А. Поучительные уроки философии: О восьмом симпозиуме

62. Международной Ассоциации женщин-философов //Тендерные исследования, 1998. № 1.

63. Костикова А.А. Постмодернизм: феминистсккая критика // Материалы Ломоносовских чтений. М.: МГУ, 1997.

64. Кочетова Е. Б. , Карпов Ю.Ю. Воспитание детей первого года жизни у народов Западного Дагестана// «Мир Детства» в традиционной культуре народов СССР. Ч. 1. Л. 1991.

65. Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении // Тендерные исследования. Харьков, 1999. № 2 .

66. Купер Д. Производительная, относительная и повсеместная концептуализация власти и сопротивления в феминизме фукодианского направления // Соц. и гуманит. науки., Отеч. и зарубеж. лит.: РЖ. Сер. 11, Социология. М., 1995. N 2.

67. Лабутина Т.Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщины в обществе //Вопр.истории, 1997. № 6.

68. Лауретис Т. 'Американский Фрейд Запада //Тендерные исследования, 1998. №1.•78. Лауретис Т. Риторика насилия: рассмотрение репрезентации и тендера //Антология тендерной теории, под ред. Е. Гаповой. Минск. 2000.

69. Лима М.Э. Равное уважение к неравным партнерам: различие полов и конституция субъектов морали //Феминизм. Восток. Запад. Россия.

70. Лугуев С. А. Народный календарь и счёт времени у ахвахцев 19 — начала 20 в //Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987.

71. Лугуев С. А. Некоторые формы ритуализованного досуга ахвах-цев.//Вопр. Обшеств. быта народов Дагестана в 19-нач. 20в., Махачкала.• 1987.

72. Львов Н. О нравах и обычаях дагестанских горцев. //Кавказ. 1867. №71.

73. Магомедов Р. М. По аулам Дагестана. Махачкала. 1979.

74. Милль Д. О подчинении женщины. М., 1994.

75. Михаленко Ю. П. Платон и феминизм //Феминизм: перспективы социального знания. М., ИНИОН, 1992.

76. Мовчан Г.Я. Социологическая характеристика старого аварского жи-лища//КЭС-М, 1972.Вып. 5.

77. Морс М. Феминистская эстетика и спектр пола //Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993.

78. Мусукаев А. И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик. 1992.

79. Мухлынина Н. JI. Дискурс и субъект: иллюзии самовыражения пола в феминистической и патриархальной антропологии. Екатеринбург, 1996.

80. Народы Австралиии и Океании. М.,1956.

81. Некрасов С.Н. Феминистский постструктурализм: Теория и практика: (Размышления по прочтении книги К.Вилон "Феминистская практика и постструктуралистская теория") // Филос. науки. 1991. N 1.

82. Нечаева Н.А. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира // Тендерные тетради. Вып.2. СПб., 1999.

83. Нечаева Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания //Тендерные тетради. Вып.1. СПб., 1997.

84. Новиков А.И. Проблема эроса (пол, женщина, любовь) в русской философской мысли конца начала XX веков // Феминизм и российская культура. СПб., 1995.

85. Нордгрен Э. Развитие постструктурализма и теории литературного феминизма. М., 1994. № 2.

86. Омаров А. Как живут лаки. // ССКГ. 1870, вып.З.

87. Омаров А. Воспоминания муталлима. //ССКГ. 1868. Вып1.

88. Омаров А. Как живут лаки. //ССКГ 1870. Вып4.

89. Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью или Женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX-XX веков // ОНС, 1998. № 4.

90. От первородного греха к высоким технологиям: Современные мысли на женские темы. СПб,. 1996.

91. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

92. Пастухов А. В. Поездка по высочайшим селениям Кавказа и восхоIждение на вершину горы Шах Даг. //ЗКОИРГО. 1894. Вып 16. С. 207. ПМА №1384. Дневник поездки 1984г. в Дагестан

93. Подогора А. Феноменология тела. М., 1998

94. Пономаренко Н.П. Многомерность культуры и философские проблемы феминизма // Феминизм и российская культура. СПб., 1995.

95. Пржецлавский П. Г. Нравы и обычаи в Дагестане. //Воен. сб 1860,№4

96. Рябов О.В. "Mother Russia": тендерный аспект образа России в западной историософии //ОНС, 2000. № 4.

97. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново., 1997.

98. Рябов О. В. Русская идея и женский вопрос: опыт сравнительного анализа. // Женщина в российском обществе. №3. 1996.

99. Рябов О.В. Русская философия женственности (IX-XX века). Иваново. 1999.

100. Самвелов К. Из далёкого прошлого: Рассказ волонтёра. //Кавказ. 1876 №13.

101. Самущик Т.В. Послесловие к статье Э. Фромма «Мужчина и женщина» Философ, поиск. Витебск, 1995. N 1.

102. Свечин Д. И. Очерк народонаселения, нравов и обычаев дагестанцев. //ЗКОИРГО., Кн. 2.

103. Сергеева Г.А. Вязанная обувь народов горного Дагестана.//КЭС. М.,1984, вып. 8.114. Сиксу Элен. Хохот Медузы // Гендерные исследования, 2000. № 3.

104. Смирнова Я. С., Тер Саркисянц А. Э. Народы Кавказа. Кн.З. Семья и семейный быт, ч.1: Формирование, тип и структура. М., 1995.

105. Судьбина Т. В. Некоторые социально-философские аспекты современного феминизма. Нижний Новгород, 1990.•

106. Тедорадзе Г. Пять лет в Пшавии и Хевсуретти. Тбилиси, 1941.

107. Теткина А.А. Феминизм: Запад и Россия // Преображение. 1995. N3.

108. Ушакин С.А. Видимость мужественности //Знамя, 1998. №11.

109. Ушакин С»А. Пол как идеологический продукт //Человек, 1997. №2.

110. Ушакин С.А. Поле пола'//Женщины. Гендер. Культура. М., 1999.

111. Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям // В // ф. 1999, № 5.

112. Ушакин С.А. После модернизма: язык власти или власть языка //ОНС, 1996. № 5.

113. Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: Изд-во "Дм. Буланин", 2000.

114. Флекс Дж. Конец невинности // Гендерные исследования. Харьков, 1999. №2.

115. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Харьков., 1999.

116. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1993.

117. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998.

118. Хабермас Ю. Консерватизм и капиталистический кризис // Современная буржуазная социально-политическая философия. М., 1984.

119. Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев //Э.О 1994. №5.

120. Чеснов Я. В. Чеченская культура детства. // Сев. Кавказ. Бытовые традиции в 20 в. М., 1996.

121. Чом. Рожденные луной. -М. 1996.

122. Шнмин Н. Д. Целостность как феномен бытия человека: (Аксиоматика единства муж. и жен. начала в Человеке). Нижний Новгород, 1995.

123. Чурсин Г. Ф. Авары: Этнографический очерк. Махачкала, 1995.

124. Шиллинг*Е. М. Кубачинцы и их культура. М.; JL, 1949.

125. Эрих Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе 18 века: психоисторическая значимость героини Ж-Ж.Руссо Софи // Пол. Гендер. Культура. Рос.гос.гуманитар. ун-т. 1991.

126. Юлина Н.С. Феминистская ревизия философии: возможности и перспективы //Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: МЦГИ, 1992.

127. Юлина Н.С. Проблема природы женщины: биологицистская и социологическая объяснительные модели // Проблема человека в современной буржуазной философии. М., 1988.

128. Юлина Н.С. Проблемы женщины: философские аспекты (Феминистская мысль в США) //Вопросы философии. 1988. № 5.

129. Якимова Е. В. Ловибон С. Феминизм и постмодернизм //Феминизм: перспективы социального знания. Под ред. Ворониной О.А., Васильевой Э.П. М.: ИНИОН, 1992.

130. Ярская-Смирнова Е. Взгляды снаружи, взгляды изнутри. "Мать

131. Россия" в постсоветской антропологии //Тендерные исследования, 2000. № 2.

132. Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогиче ских структур средневекового общества в свете современного историографического процесса// Средние века. М., 1994. Вып. 57.